На святом афоне начались гонения на православных монахов. Афон — Святая гора в Греции: монастыри, история, полезная информация


Все монастыри Святой Горы являются общежительными. Всего на Афоне проживает около 1500 монахов, включая келлиотов и скитских насельников. Афонские монастыри имеют несколько подворий за пределами Святой Горы.

Ниже приводятся краткие исторические справки об афонских монастырях, которые перечислены в соответствии с их иерархией (использованы данные «Православного церковного календаря» за 2000 год, изданного московским Подворьем Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря).

С дополнительной информацией о священных обителях Святого Афона можно ознакомиться в разделах " " и " ".

Основана в 963 г. Древнейшая и самая большая по размеру обитель, находится на юго-восточной стороне у подножия Афонской вершины. Лавра занимает первое место в иерархии афонских монастырей. Ее основатель - один из наиболее почитаемых монахов Святой Горы св. Афанасий Афонский. Он привнес в пещерное и отшельническое монашество систему общежития, киновии, которая впоследствии стала по преимуществу монашеским образом жизни.

Лавра имеет 17 храмов на своей территории и 19-вне ее. Прославленные скиты - Иоанна Крестителя, св. Анны, Кавсокаливия, Катунакия (или Катунаки), Карулия (или Карули), Керасия и другие, а также пещеры прпп. Петра Афонского, Афанасия, Нила Мироточивого принадлежат Лавре. Среди бесценных сокровищ монастыря - множество святых мощей.

Тел. +(30-23770) 23754, 23785, 22586, 23760. Факс +(30-23770) 23766, 23761-2.

Ватопед. Находится на холме над самым морем на северо-восточной стороне Афонского полуострова. Он был основан около 972 - 985 гг., вероятно, тремя богатыми и знатными людьми: Афанасием, Николаем и Антонием. Они прибыли сюда жить монашеской жизнью во времена св. Афанасия, основателя Великой Лавры. Во втором Типиконе (1045 г.) Ватопед занимал среди святогорских монастырей второе место, которое он сохраняет и сегодня.

Среди сокровищ монастыря наиболее известен пояс Пресвятой Богородицы. Монастырь хранит много одеяний и священных сосудов, необыкновенных по красоте и изяществу отделки, а также множество чудотворных икон Пресвятой Богородицы, таких как: Всецарица, Елеоточивая, Ктиторская и Закланная, являющихся украшением монастыря.

Престольный праздник - 25 марта (7 апреля) - Благовещение Пресвятой Богородицы.

Тел. +(30-23770) 41488, 23219 (канцелярия отвечает на звонки с 09.00 до 13.00) Факс +(30-23770) 23781.

Иверский (Иверон). Основан в 972 г. св. Иоанном Иверским (т.е. Грузинским). Св. Иоанн был спостником св. Афанасия Афонского. Основанный им монастырь привлек и других подвижников из Грузии.

Иверский монастырь - дом иконы покровительницы Святой Горы Пресвятой Богородицы Иверской - Вратарницы (Портаитиссы).

В 1651 г. копия этой иконы была послана в Москву по просьбе государя Алексея Михайловича Романова (отца Петра Великого). Чудеса от иконы Пресвятой Богородицы помогли в свое время собрать необходимые средства на то, чтобы монастырь св. Николая в Москве (ул. Никольская) был передан Иверскому монастырю.

Во времена Греческого восстания за независимость от турецкого ига монастырь отдал свои сокровища, чтобы поддержать народную борьбу. В то время в обители жил Патриарх Константинопольский Григорий V, национальный герой и мученик. Последний грузинский монах умер здесь в 1955 г.

Тел. (30-23770) 23643(-4-5-6) (канцелярия отвечает на звонки с 12.00 до 14.00). Факс (30-23770) 23248.

Хиландар (сербский). Основан в 1197 г. Располагается в одной из густо поросших лесом живописных долин северо-востока Святой Горы Афон примерно в четырёх километрах от моря и монастыря Есфигмен.

Своим основанием монастырь обязан сербскому королю Стефану I Немани и его сыну Радко, которые оба приняли монашеский постриг, соответственно, с именами Симеон и Савва. Они возродили Хиландарскую пустынь, опустевшую к моменту их появления там.

Самой главной святыней монастыря считается икона Божией Матери «Трихерусса» (русское название - «Троеручица»). Она была личной иконой святого Иоанна Дамасского (8 век). В период иконоборчества святой, отстаивая иконы, писал письма императору-иконоборцу Леону III Исавро. Тот же, чтобы оправдать себя, оклеветал его перед сарацинским князем, который приказал отрубить святому руку. Святой Иоанн с отсечённой кистью пришёл к иконе Богоматери, которая была у него дома, и попросил исцелить его. Кисть чудесным образом срослась и святой Иоанн в память об этом чуде приделал кисть из серебра к иконе. В таком виде икона пребывает и поныне. В соборном же храме находятся и не менее известные православные святыни - иконы Божией Матери «Попская» и «Акафистная».

Престольный праздник - 21 ноября (4 декабря) - Введение во храм Пресвятой Богородицы.

Тел. (30-23770) 23797, 23760. Факс (30-23770) 23108.

Дионисиат (св. Дионисия, или «Неа Петра», что значит «Новая скала»). Основан в 1375 г. Стоит на узкой и крутой скале на высоте 80 метров над уровнем моря, между монастырями Григориат и Святого Павла. Основал монастырь в 1375 г. преподобный Дионисий.

Среди святынь монастыря - множество святых мощей, наиболее важными из которых являются десница Иоанна Предтечи и мощи свт. Нифонта.

Тел. (30-23770) 23687(-9), 23237. Факс (30-23770) 23686.

Кутлумуш. Находится недалеко от Кариеса. Впервые монастырь с названием Кутлумуш упомянут в документах в 1169 г. Существует легенда, что основателем обители был некий араб Кутлумуш, принявший христианство.

Монастырь хранит множество мощей святых, священных облачений и икон.

Тел. (30-23770) 23226 (канцелярия отвечает на звонки с 12.00 до 14.30). Факс (30-23770) 23731.

Пантократор (Вседержитель). Расположен на северо-востоке полуострова Афон, рядом с развалинами древнего города. И хотя распространена легенда, что монастырь основал Алексий Комнин, фактическими основателями следует считать братьев Алексия (имевшего титул стратопедарха - командующего военным лагерем) и Иоанна (занимавшего высокий пост в суде). О дате начала строительства монастыря ничего неизвестно, но в документальных источниках он впервые упоминается в 1358 г. Известно также, что в 1362 г. обитель была перестроена патриархом Каллистом I. На пожертвования, сделанные братьями Алексием и Иоанном, были построены подворья, существующие до настоящего времени. Дар братьев - икона Христа Пантократора (Вседержителя) - хранится сегодня в Эрмитаже.

В обители находится много святынь, среди них: мощи вмч. Феодора Стратилата, святых бессребреников Космы и Дамиана, а также частица Животворящего Креста, часть щита св. Меркурия, иконы XIV в..

Тел. +(30-23770) 23880, 23253, 23684, 23792 (канцелярия отвечает на звонки с 12.00 до 14.00). Факс +(30-23770) 23685.



Эта обитель расположена в живописной местности в центре Афонского полуострова по дороге из порта Дафни в Карею. Согласно преданию, монастырь основан в 10 веке императрицей Пульхерией (другие источники говорят об императорах Константине Багрянородном и Романе Лакопине).

В обители хранится самая большая в мире частица Честного Креста Господня с отверстием от одного из гвоздей. Эта частица вставлена в деревянный Крест, по преданию, пожертвованный императрицей Пульхерией.

Престольные праздники - 9 (22) марта - 40 мучеников Севастийских, - и 14 (27) сентября - Воздвижение Честного Креста Господня.

Тел. +(30-23770) 23251. Факс +(30-23770) 23733 (канцелярия отвечает на звонки с 12.00 до 14.00).

(болгарский, «зограф» - в переводе с греческого «живописец»). Как гласит предание, этот монастырь был основан в X в. тремя братьями-монахами родом из Охриды: Моисеем, Аароном и Иоанном. Между ними возникло несогласие по поводу того, какому святому или празднику посвятить обитель. Прп. Моисей предлагал построить ее во имя Пресвятой Богородицы, прп. Аарон - свт. Николая, а прп. Иоанн - вмч. Георгия. После долгих споров они заперли в храме иконную доску, покрытую левкасом, и встали на молитву. Утром, отперев храм, они с удивлением увидели, что на доске изобразилась икона вмч. Георгия, в честь которого и был освящен монастырь.

Монастырь находится в глубине полуострова, в примерно в 5 км от побережья. Монастырская пристань расположена юго-западном побережье полуострова, между пристанями монастырей Хиландар и Кастамонит.

Главные святыни монастыря - нерукотворный образ вмч. Георгия, а также икона Пресвятой Богородицы, именуемая Акафистной.

Престольный праздник - 23 апреля (6 мая) - великомученика Георгия Победоносца.

Тел. (30-23770) 23247.

Дохиар. Находится на юго-западном побережье Афонского полуострова. Основан во второй половине Х века, вероятно, сподвижником святого Афанасия Афонского святым Евфимием, бывшим келарем (греч. - дохиарис) Великой Лавры. По всей вероятности, св. Евфимий основал маленький монастырь во имя свт. Николая недалеко от порта Дафни. Однако в начале XI в., при новом игумене, под давлением пиратов монахи переселились на новое место, где сейчас и располагается монастырь. Немного позже собор монастыря был освящен в честь Архангелов.

Одна из главных святынь монастыря - икона Божией Матери «Скоропослушница».

Престольные праздники - 8 (21) ноября - Собор Архангела Михаила, - и 1 (14) октября - иконы Божией Матери «Скоропослушница».

Тел./факс (30-23770) 23245.

Каракал. Расположен на склоне между монастырями Великая Лавра и Иверским. Вероятно, основал обитель монах по имени Каракал в начале XI в. Монастырь упомянут в документах прота (председателя Афонского Кинота) Никифора за 1018 г., но он отсутствует во втором Афонском Типиконе. Этот может говорить о том, что обитель переживала трудные времена.

Среди святынь монастыря - честная глава апостола Варфоломея и частица Животворящего Креста Господня.

Престольный праздник - 29 июня (12 июля) - святых апостолов Петра и Павла.

Тел. (30-23770) 23225 (канцелярия отвечает на звонки с 12.00 до 14.00). Факс (30-23770) 23764.

Филофей. Стоит среди каштанов на плато северо-восточной стороны полуострова, около развалин древнего храма Асклипия. Был основан в 990 г. прп. Филофеем, современником св. Афанасия Афонского.

Среди святынь, хранимых в монастырской ризнице, - десница Иоанна Златоуста, частица Животворящего Креста Господня.

Престольные праздники - 25 марта (7 апреля) - Благовещение Пресвятой Богородицы, и 24 августа (6 сентября) - преп. Козьмы Этолийского.

Тел. (+(30-23770) 23256. Факс +(30-23770) 23674 (канцелярия отвечает на звонки с 12.00 до 15.00).

Симонапетра. Святой монастырь Симонос Петра, или Симонапетра (скала Симона), - самая смелая архитектурная композиция на Святой Горе. Он прочно стоит на высоте 330 метров на вершине скалистой горной цепи. Монастырь основан прп. Симоном около 1257 г. после того, как ему было видение. Вся эта постройка, как и жизнь по принципам святости, убеждает нас в том, что это достижимо лишь по Божией благодати.

К сожалению, среди дат, являющихся хронологическими указателями жизни монастыря, есть и зловещие даты бедствия от пожарищ. В 1570 г. в результате пожара исчезли бесценные документы, в частности, и о византийском периоде его жизни. В 1622 г. случился другой пожар, повредивший собрание монастырских летописей. В 1891 г. пожар уничтожил старые постройки и монастырские сокровища.

Самое большое достояние монастыря - десница святой равноапостольной Марии Магдалины, не только остающаяся нетленной уже более 2000 лет, но постоянно сохраняющая тепло человеческого тела.

Престольные праздники - 25 декабря (7 января) - Рождество Христово, - и 22 июля (4 августа) - св. равноапостольной Марии Магдалины.

Тел. (30-23770) 23254 (канцелярия отвечает на звонки с 13.00 до 15.00). Факс (30-23770) 23722, 23707.

Св. Павла. Обитель расположена у западного подножья Горы Афон недалеко от пристани. Строителем монастыря был, по преданию, преподобный Павел Ксиропотамский, живший в X веке. После нападения на Афон каталонцев монастырь, утратив на время свою самостоятельность, превратился в келию Ксиропотама. В 1370 г. он вновь обрел независимость и, благодаря покровительству сербского князя Георгия Бранковича, стал укрепляться.

Одна из главных святынь монастыря - дары, преподнесенные волхвами Богомладенцу Иисусу; две большие частицы Честного и Животворящего Креста Господня.

Престольные праздники - 2 (15) февраля - Сретенье Господне, - и 28 июля (10 августа) - св. Павла Ксиропотамского.

Тел. +(30-23770) 23741, 23250, 23609. Факс +(30-23770) 23355 (канцелярия отвечает на звонки с 10.00 до 12.30)



«Если Россия, наверное, самая большая православная держава,
то Греция и Афон - это, конечно, истоки нашего духовного родства».
В.В. Путин

Отец Иосиф,
монах, монастырь Пантократор, Святая гора Афон

Сегодня Россия много внимания уделяет своему духовному возрождению. Не только простые верующие, но и руководство нашей страны проявляет повышенный интерес к святым местам, среди которых особо почитается Афон - исток духовной составляющей нашей нации. Что представляет собой Афон сегодня? Мы публикуем беседу с одним из ее старейших насельников, монахом о. Иосифом.

Отец Иосиф, вы русский монах, который более 30 лет живёт и трудится на Афоне, поэтому хотелось бы знать ваше мнение о том, чем сегодня являются Афон для России и Россия для Афона.

Для России Афон - это оплот православия, место, где, можно сказать, родилось русское монашество, когда будущий св. Антоний Киево-Печерский в Х веке был пострижен в Эсфигменском монастыре и послан на послушание в Киев. С конца Х века до Октябрьского переворота Афон был духовным ориентиром России. По нему сверялись, как должны храниться духовные традиции, монастырские и церковные уставы. Революция 1917 года прервала эту связь и едва не уничтожила российское монашество, но сейчас оно возрождается, и ему особенно необходима духовная помощь Афона.

Россия важна для Афона, потому что её сыновья пополняют афонское монашеское братство, а традиции, которые хранят русские монахи, обогащают византийскую религиозную культуру.

А чем сегодня является Афон для мирян?

Афон - это духовный ориентир православия, школа молитвы, покаяния, поста, бдения. Для мирян - это место, где можно понять смысл жизни, то есть путь к спасению. К его познанию должен стремиться каждый христианин. Во все времена монашеское житие, подражающее ангельскому житию, было примером христианской жизни, и мирские мужи стремились на Афон, чтобы учиться христианскому образу жизни. Так было всегда: и когда паломники из Российской империи пешком приходили на Афон и отсюда шли в Святую Землю, и сейчас, когда они прилетают на самолётах.

Сегодня паломничество стало большим утешением для людей, измученных круговертью мирской жизни. Они пытаются найти и находят на Афоне тихое пристанище, духовное прибежище.

Как складывалась история русского паломничества на Афон?

В XI веке русские паломники приходили на Афон очень редко, в основном это были подвижники из южных русских княжеств. В XVI веке поток паломников увеличился. С середины XIX века до 1917 года их было очень много. Русские скиты и монастыри даже имели собственные корабли, доставлявшие паломников из Российской империи. Они оставались на Афоне долгое время, их присутствие было ощутимым. В советское время их не стало. Первым паломником из СССР был, наверное, архимандрит Никодим, будущий митрополит Ленинградский и Ладожский. Россияне появились на Афоне в 90-х годах, в 2000-х мы стали говорить о возобновлении традиции паломничества. Сейчас на Святой Афон прибывает более 100 русских паломников в день.

Отец Иосиф, сколько сейчас на Cвятом Афоне монастырей, скитов и монахов? Что бы вы рассказали людям, которые знают о нём только то, что там живут монахи и что его территория запретна для посещения женщинами?

По официальным данным, сейчас на Афоне живёт две с половиной тысячи монахов. Неофициальное население составляют около 600 монахов из Румынии, России и Сербии. На его территории расположено 20 действующих ставропигиальных монастырей, подчиняющихся Вселенскому патриарху Константинопольскому Варфоломею, 13 скитов, примерно 500 келий, многие из которых сейчас пустуют.

Чтобы попасть на Афон, нужно иметь греческую визу и специальное разрешение на въезд, так называемый диамонитирион. Он бывает двух видов: геникос - общий и идикос - частный. Геникос действует в течение четырёх дней. Паломники, получившие такой пропуск, могут жить только в монастырях, которые обязаны их принимать. В кельях или скитах останавливаться нельзя, на это имеют право только друзья или знакомые монахов, имеющие частные разрешения на въезд.

Территория Афона - это отдельная административно-территориальная единица (ном) Греческой Республики. Гражданское управление осуществляет губернатор Святой Горы, подчиняющийся Министерству иностранных дел Греции. При нём существуют небольшой штат административных сотрудников, полицейских, пожарная команда и маленькая клиника.

Верховная власть на Афоне принадлежит Священному Киноту, в который входят представители 20 афонских монастырей. Исполнительную власть представляет Священная Эпистасия. Священный Кинот и Священная Эпистасия располагаются в Карее - столице Афонской монашеской республики.

Все 20 монастырей делятся на пять групп, в каждой группе по четыре монастыря. Каждый год одна из групп составляет Священную Эпистасию. Представитель одного из пяти главных монастырей Афона (Великой Лавры, Ватопеда, Иверского монас-тыря, Хиландара, Дионисиата) является председателем каждой группы Священной Эпистасии. В 1-ю группу входят Великая Лавра и монастыри Дохиар, Ксенофонт, Эсфигмен; во 2-ю - Ватопед, Кутлумуш, Каракал, Ставроникита; в 3-ю - Иверский монастырь, Пантократор, Филофей, Симонопетра; в 4-ю - Хиландар, Ксиропотам, монастырь святого Павла, Григориат; в 5-ю - Дионисиат, Зограф, монастырь святого Пантелеимона, Костамонит.

Земля поделена между 20 монастырями, большая часть земли принадлежит Великой Лавре. Что касается монашеских обителей, то в соответствии с Уставом они являются самоуправляющимися, то есть управляются согласно собственному внутреннему канону, одобренному Священным Кинотом. Контроль соблюдения частных монастырских уставов, а также общего Устава Святой Афонской горы осуществляет Священный Кинот. Скиты, келии, исихастирии зависят от монастырей, к которым они относятся.

Каждый монастырь - это отдельное государство, в его дела не имеет право вмешиваться ни один из других монастырей. Нарушения общего Устава подлежат обсуждению на так называемом двойном заседании Священного Кинота, когда в его состав вводятся игумены всех святогорских монас-тырей. Если экстраординарных событий не происходит, двойные заседания Кинота происходят 4 раза в год и являются на Афоне высшей законодательной властью.

Согласно Уставу Священный Кинот собирается 2 раза в неделю, по понедельникам и четвергам, а Священная Эпистасия - каждый день. На этих собраниях решаются вопросы взаимоотношений с государством, другими церквями, хозяйственные проблемы. Бюджет у каждого монастыря свой, но у Эпистасии есть касса, которая пополняется за счёт продажи паломникам билетов и разрешений на въезд. Эти средства идут на обустройство столицы Кареи и порта Дафни.

Отец Иосиф, вы с 1987 года занимаетесь восстановлением келий и монас-тырей. В чём специфика строительства на Афоне?

Специфика нашей работы заключается в необходимости восстановления древних монастырей, поэтому надо хорошо знать строительные приёмы, которые использовались несколько столетий назад, чтобы не навредить старинным постройкам, сохранить их первозданный облик.

Правила строительства на Афоне учреждены Священным Кинотом и утверждены Греческим правительством. Они не поощряют использование алюминия, пластика, ламината и других современных строительных материалов. Люди, восстанавливающие афонские святыни, должны быть мастерами высокого класса, уметь воспроизводить неровности древней кладки, воссоздавать историческую штукатурку, владеть ремёслами каменщиков и плотников. У нас работают отличные специалисты - в основном, это люди из бывшего Советского Союза, которые прошли у нас стажировку в области строительной реставрации.

Мы построили западный корпус Ксенофонтского монастыря, северно-западный корпус Пантократорского монастыря, полностью восстановили его центральную церковь, церкви скитов пророка Илии и св. Панте-леимона, северный корпус Кутлумушского монастыря. В Русском Свято-Пантелеймоновом монастыре мы заново отстроили Стефановскую келью, укрепили фундамент Представительства Русского монастыря в Карее, работали на реставрации зданий Ватопедского монастыря.

Реставрационные проекты готовит орган, созданный Священным Кинотом при Министерстве культуры Северной Греции. Он разрабатывает и утверждает проекты восстановительных работ, мы их реализуем. У нас есть лицензия Министерства культуры Греции и благословление Кинода, поэтому мы занимаемся этой деятельностью на законных основаниях.

Большинство людей, посетивших Афон, не один раз возвращаются на Святую гору. Поездки на Святую гору становятся для них духовной необходимостью. Готов ли Афон к увеличению потока паломников?

Видя жажду русских людей к паломничеству на Афон, мы решили построить Паломнический центр, который давал бы представление мирянам, как спланировать пребывание на Святой горе. Первый этаж уже возведён, сейчас изыскиваются средства для постройки второго этажа. Там разместятся церковь святого Иоанна Русского, реставрационный зал, иконописная мастерская, комнаты для паломников, зубоврачебный и глазной кабинеты - они очень нужны старцам. Сейчас паломники размещаются в восьми комнатах, каждая может принять на ночлег 2-3 человека. Комнаты оборудованы туалетом и душем - в нашем жарком климате это не роскошь, а необходимость. Мы стараемся принимать паломников с любовью, иначе нельзя - это дело богоугодное.

Недавно у монахов появилось новое послушание - объяснять паломникам особенности афонской жизни и богослужений. Не нужно стремиться за четыре дня пребывания на Афоне объять необъятное - побывать в каждом из 20 монастырей. Нужно стараться почувствовать благодать нашей земли, которую Пресвятая Богородица провозгласила своим земным уделом, и углубиться в молитвенное настроение.

У нас есть благословление Священного Кинода и Эсфигменского греческого монас-тыря на подготовку достойного приёма паломников. Эсфигменский монастырь заинтересован в пополнении братьями из России: его история изначально связана с Россией, эту традицию нельзя потерять. К сожалению, здание монастыря уже несколько лет занято раскольниками. Пока с этим ничего нельзя сделать - правительство Греции не выполняет решение суда об их депортации с Афона, потому что в преддверии выборов политические партии нуждаются в голосах избирателей.

Отец Иосиф, как вы относитесь к тому, что побывавшие на Афоне паломники называют себя афонитами и создают для общения в глобальной сети виртуальные братства? Приложит ли будущий Паломнический центр усилия для их объединения?

Пребывание на Афоне - это яркий духовный и жизненный опыт, душа человеческая жаждет его повторения для собственного укрепления. Поэтому нет ничего удивительного в том, что люди, возвратившись в Россию, ищут братьев по духу. Мы приветствуем создание сайта, на котором люди, побывавшие на Афоне, смогут общаться, больше узнавать о Святогорской земле и планировать новые поездки, потому что человек, однажды вкусивший афонского хлеба, другим уже не насытится. Благодать Афона чувствуют даже некрещёные - недаром к нам по нескольку раз в год приезжают одни и те же неправославные туристы.

Я надеюсь, что, общаясь на форумах и встречаясь друг с другом в разных городах России, паломники смогут обсуждать возможность помощи Афону, ставшему их духовной Родиной. Мы, насельники святогорских монастырей, видим, как нуждается в помощи и защите последний оплот Византии, давшей России православную веру, которая стала основой её государственности.

Насколько важно для Афона пристальное внимание российских политических лидеров?

Внимание политических лидеров очень важно, но нам хотелось бы, чтобы власти предер-жащие понимали, что помощь и учас-тие необходимо не только русскому монастырю, а всему Афону. Афонских монахов нельзя разделять по национальному признаку на русских, греков, сербов и болгар - мы все православные братья. Этим и сильно афонское монашество. Именно православное единство позволило сохраниться афонскому братству. Мы хранители образа Византийской империи - страны тысячи народов, объединённых православием.

Нам бы хотелось, чтобы Правительство Российской Федерации предложило помощь всему Афону, тем более что мы находимся в преддверии праздника тысячелетнего служения русских монахов на этой земле. Нужно, чтобы его праздновал не только Русский на Афоне Свято-Пантелеймонов монастырь, а всё афонское монашество. Святогорские скиты и монастыри не должны превратиться в «национальные гетто».

Как с Афона видится возрождение православных ценностей и традиции в современной России?

Я думаю, что в России крепнут православные традиции. Бывая на Родине, я вижу, как умножается число глубоко верующих людей, убеждённых в необходимости возрождения в обществе православной жизни. В этом смысле большое значение приобретает паломничество к истокам православия - на Афон и к святыням Греции. Мне хотелось бы, чтобы вы знали: не только греческое монашество, но и весь греческий народ с интересом следит за развитием православной жизни в России.

Какие вы видите перспективы в плане развития исторических, религиозных и культурных связей Афона и России?

Главное, чтобы планы России в отношении Афона носили исключительно духовный, а не политический или националистический характер. Хочется верить, что Россия вспомнит о былом духовном родстве с Афоном, а они на самом деле родные друг другу, потому что наши земли благословлены Пресвятой Богородицей.

Два месяца назад мы разговаривали с игуменом Каракальского монастыря о том, что сегодня во главе России стоят православные Президент и премьер-министр и что это очень хорошо. Афон молится, чтобы Господь не оставлял Россию духовной благодатью.

В последнее время на Афонской земле, где явно ощущается присутствие Господа и Пречистой Богородицы, крестилось много российских чиновников. Это хороший знак, потому что люди, облечённые властью, хотят оставить здесь, на Афоне, своё грешное прошлое (ведь Святогорская земля - это могила, все её насельники умерли для мира) и приобщиться к новой жизни, в которой главными законами являются заповеди Господа нашего Иисуса Христа.

Беседовал И.В. Афонин

Пантелеимонов монастырь.

Афонский полуостров - восточный «палец» полуострова Халкидики, расположенного на северо-востоке Греции, - имеет примерно 60 км в длину и 12 км в щирину. Самой высокой точкой полуострова является расположенная в его юго-восточной части гора Афон (2033 м). На его территории размещается единственная в мире Православная монашеская республика, земной удел Пресвятой Богородицы.

Афонскому монашеству более 1000 лет. На земле больше нет места, где византийская культура сохранилась бы в таком нетронутом виде. По сути, Афон - это дожившая до наших дней частица живой Византии.

Святая гора Афон - это место непрестанной молитвы к Богу, место, освящённое духовными подвигами многих поколений монахов, на протяжении тысячелетия передававших преемникам православную веру в нетронутой чистоте. Именно поэтому Святую гору Афон называют оплотом православия во всём мире.

Афонские монастыри

Великая Лавра во имя преподобного Афанасия Афонского.
Монастырь Baтoпед в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.
Иверский монастырь в честь Успения Богородицы.
Монастырь Хиландар в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы.
Монастырь преподобного Дионисия в честь Рождества святого Иоанна Предтечи.
Монастырь Кутлумуш в честь Преображения Господня.
Монастырь Пантократор в честь Преображения Господня.
Монастырь Ксиропотам во имя Сорока мучеников севастийских.
Монастырь Зограф во имя великомученика Георгия Победоносца.
Монастырь Дохиар во имя святых Архангелов.
Монастырь Каракал во имя апостолов Петра и Павла.
Монастырь святого Филофея в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.
Монастырь Симонопетра в честь Рождества Христова.
Монастырь святого Павла в честь Сретения Господня.
Монастырь Ставроникита во имя святителя Николая Чудотворца.
Монастырь преподобного Ксенофонта во имя великомученика Георгия Победоносца.
Монастырь преподобного Григория вo имя святителя Николая Чудотворца.
Монастырь Эсфигмен в честь Вознесения Христова.
Русский монастырь великомученика Пантелеимона (Русик, -Свято-Пантелеимонов монастырь).
Монастырь Кастамонит во имя святого первомученика Стефана.

Объекты восстановительных работ о. Иосифа.

1. Монастырь Пантократор.

2. Карея - Представительство монастыря Эсфигмен.

3. Монастырь Кутлумуш.

4. Часовня, возводимая рабочими под руководством о. Иосифа.

Паломнический центр святого Иоанна Русского монастыря Эсфигмен на Афоне:

1. проект Паломнического центра,

Афонские монахи - воины света

Монашеская жизнь – тайна. Люди видят монахов в церкви, на послушаниях, в трапезной. Вот, пожалуй, и все. И никому не дано проникнуть в мир монашеской души. Монахи не дорожат публичностью, более того, настоятельно избегают известности. Многие, например, не хотят фотографироваться. Они ушли из мира и не хотят возвращаться в него даже своим изображением.

Святогорский монах занят ежеминутно. Молитвы, послушания, снова молитвы, снова труды. Иногда очень тяжелые: строительство, погрузка, разгрузка, копание земли, работа на огородах и в садах, приготовление пищи, заготовка продуктов на зиму, – всего не перечесть. Но главный труд, это, конечно, молитва. Непрерывная, и совместная, и уединенная.

Монахи каждого монастыря обязаны подчиняться своему монастырскому начальству и безоговорочно выполнять возложенное на них послушание; в свою очередь монастырское начальство обязано иметь к монахам отеческую любовь и беспристрастную и равную ко всем ним заботу.

В разных монастырях существуют свои традиции монашеского пострига. В большинстве обителей послушники по прохождении искуса oт одного до трех лет постригаются в рясофор. Кандидат должен иметь полных 18 лет; постриженный в согласии с этим монах освобождается от воинской повинности. Никому не разрешается покидать Святую Гору без письменного разрешения своего монастыря.

Постриг в малую схиму существует в тех немногих монастырях, где нет пострига в рясофор. По истечении определенного срока (как правило, около трех лет; в монастыре Филофея – до 15 лет) рясофорные монахи или постриженные в малую схиму постригаются в великую схиму. Имя при этом может меняться или не меняться. В редких случаях послушник может быть сразу пострижен в великую схиму. Таким образом, вce святогорские монахи рано или поздно принимают великую схиму; в нее пострижены все игумены монастырей. Монахи-великосхимники могут быть рукоположены в любую священную степень. Постриги и рукоположения совершаются по решению игумена и духовного собора.


Костница

Усопших иноков по афонскому обычаю облачают в схиму и многокрестие (тело при этом не омывается и нательное белье не меняется) и, покрыв лицо куколем, зашивают в рясу. На грудь усопшего возлагают икону Пресвятой Богородицы. Усопшего иеромонаха облачают еще и в епитрахиль, в руки его кладут Евангелие; иеродиакона облачают в орарь и лицо покрывают малым покровом. По совершении чина исходного последования тело относится в монастырскую усыпальницу. Над могилой совершается заупокойная лития. Игумен обычно произносит слово, посвященное новопреставленному. Затем над головой усопшего полагается плита (для предохранения от повреждений) и тело засыпают землей. Три года усопший поминается на проскомидии ежедневно, а затем имя его вносится в большую поминальную книгу – «Куварас» (Κουβαράς); такие книги, читаемые в заупокойные субботы, содержат имена всех усопших монахов обители, начиная с глубокой древности (напр., в «Куварасе» Великой Лавры список начинается с имен преподобного Афанасия и ктиторов монастыря, живших в X веке). По истлении тела останки усопшего износятся из могилы, в усыпальнице совершается Божественная литургия. Глава усопшего с написанным на ней именем и возрастом полагается в костнице вместе с главами других почивших братий, прочие кости складываются отдельно.

Образ жизни святогорских монахов подчинен главной цели их пребывания на Афоне – молитвенному служению Богу. Монашеская молитва бывает обшей и частной. Во время общих молитв (вечерня, повечерие, полунощница, утреня, Божественная литургия) монахи собираются в главном соборном храме (кафоликоне) и малых храмах (параклисах) монастыря. Основу частной молитвы составляет краткая Молитва Иисусова. Особо почитается на Афоне Богородица, считающаяся единственной Владычицей Святой Горы. Главным занятием подвижников является непрестанная молитва. Келейное монашеское правило (канон) обязательно для всех монахов; церковные последования насельники келлий служат не так полно, как в монастырях (иногда они могут заменяться молитвами по четкам). Одной из особенностей монашеской молитвы считается молитвенное бодрствование во второй половине ночи, когда большинство людей спят, и неусыпная всенощная молитва по важнейшим праздничным дням. Келейное правило в святогорских обителях совершается преимущественно по четкам и сопровождается земными поклонами.

В большинстве монастырей правило имеет две степени: для послушников (трое-пять четок, 30–50 земных поклонов) и для всех монахов (двенадцать четок и 100–150 для великосхимников 300 земных поклонов). В древнейших общежительных монастырях Иисусова молитва читается так: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя». Молитва Пресвятой Богородице – так: «Пресвятая Богородице, спаси мя, грешнаго». В монастырях, недавно принявших общежительный устав, словесная форма молитв может незначительно отличаться.

На 12 четок-сотниц молитвы распределяются следующим образом: девять – Иисусу Христу, три – Пресвятой Богородице. Земные поклоны в греческих монастырях совершаются во все, в том числе праздничные, дни, кроме воскресений и Светлой седмицы. Келейное правило совершается стоя, с крестным знамением и малым поясным поклоном на каждой молитве. Правило ко святому Причащению в большинстве монастырей читается в храме по книге (канон и молитвы); в монастыре Филофея и некоторых других обителях (так называемых филофеитских монастырях) келейно по четкам (1200–1500 молитв Иисусовых). Другая особенность филофеитской традиции, основанной на духовном предании старца Иосифа Исихаста († 1959), – еженощное келейное бдение в течение четырех часов до полунощницы: келейное правило по четкам, умная молитва (от 30 минут до одного часа, без четок), чтение Священного Писания и святоотеческих творений.

Частота исповеди в святогорских обителях не оговаривается единым правилом и определяется духовной необходимостью каждого насельника. Исповедь совершается обычно в одном из приделов собора или в келлии духовника. Духовниками в греческих киновиях являются игумены и один-два их помощника заместителя. Как и в Элладской Церкви, исповедовать на Афоне могут только священники, над которыми совершена архиерейская хиротесия в духовника. Все братия причащаются Святых Таин не реже одного раза в неделю (обычно в четверг и субботу или воскресенье; в Великий пост – на всех литургиях; в филофеитских обителях – четыре раза в неделю в течение всего года). Предпринятая в Греции в 1920-х годах реформа календаря не нашла поддержки на Афоне и монастыри Святой Горы продолжают использовать юлианский стиль. В большинстве монастырей сутки по византийской традиции начинаются с захода солнца; разница с европейским временем составляет в зависимости от времени года от трех до семи часов. Гражданские ведомства на Афоне и некоторые монастыри используют европейское время. Сутки делятся на три восьмичасья, отведенных для молитвы, работы и отдыха. Каждый монастырь имеет свой распорядок дня, предписанный внутренним уставом.

Распорядок Ватопеда, действовавший в бытность этой обители особножительной (по европейскому счету): с 4 до 7 часов – последование утрени, литургия, завтрак; 7–10 – работы внутри и вне монастыря; 10–12 – хозяйственные работы, прием гостей, ученые занятия; 12–15 – обед и отдых; 15–16 – вечерня и повечерие; 16–18 – работы, прогулка, визиты; 18–19 – приготовления к ужину; 19–21 – ужин и занятия; 21–4 – канон (монашеское правило), частная молитва и ночной отдых; 4 часа – пробуждение. Распорядок общежительного монастыря преподобного Дионисия (по так называемому византийскому счету времени): с 6 до 7 часов после заката солнца – канон (12 четок и 300 земных поклонов); 7–10 – последование утрени; 10–11.30 – отдых в покоях; 11.30–12 – приуготовление к общей молитве: 12–13.30 – литургия и молебен; 13.30–14 – общая обеденная трапеза; 14–18 – службы и послушания; 18–20 – полуденный отдых, занятия; 20–21.30 – службы; 21.30–22.30 – вечерня; 22.30–23.30 – общий ужин: 23.30–24 – прогулка; 24–0.30 – повечерие, закрытие монастырских ворот; 1–6 – ночной отдых; 6 часов – пробуждение.

В келлиях действуют распорядки, установленные старцами. Пример (по так называемому византийскому счету времени): 8.30–10.30 – последование утрени; 10.30–11.30 – канон (четки и поклоны); 11.30–12 – завтрак; 12–17 – труд (рукоделие или сельскохозяйственные работы); 17–18 – общий обед (который готовит один из членов синодии); 18–19 – отдых; 19–20 – вечерня; 20–24 – труд; 24–1– общий ужин; 1–1.30 – повечерие и песнопения в честь Богородицы; 1.30–3 – занятия и частная молитва; 3–8.30 – ночной отдых. По воскресным и праздничным дням распорядок, разумеется, иной. В связи с зависимостью так называемого византийского счета часов от времени года распорядок дня меняется.


Трапезная

В течение года в воскресенье, вторник, четверг и субботу полагается две общие трапезы – после литургии и вечерни; в понедельник, среду и пятницу (кроме сплошных седмиц), а также в дни святой Четыредесятницы (кроме субботних и воскресных) полагается одна общая трапеза – после вечерни. На трапезе ежедневно стоят пшеничный хлеб, вода, лук, чеснок, соль и уксус. Почти всегда (кроме дней строгого поста) предлагаются соленые маслины и фрукты, летом и осенью – овощи, вареные каштаны. В постные дни вареная постная пища готовится без масла. В скоромные дни на трапезе предлагается белое или красное сухое виноградное вино, оливковое масло, молочное блюдо (обычно овечья брынза), сладости (халва); яйца предлагаются обычно в пасхальный период; рыба – в воскресные дни и двунадесятые праздники (на полиелейные праздники, выпавшие на постные дни, а также в воскресные дни святой Четыредесятницы и Успенского поста ее заменяют осьминоги, кальмары, мидии и другие морепродукты). По благословению игумена братия могут готовить в келлиях чай или кофе. В филофеитских монастырях чай предлагается в братской трапезной во все постные дни после литургии. В понедельник, вторник и среду первой седмицы Великого поста братия большинства монастырей хранят совершенное воздержание в пище и питии. Пустынники и исихасты следуют собственным распорядкам, каждый в меру своих телесных сил. Как правило, они употребляют пищу, не требующую приготовления (сухари, оливы, бобы, зелень, сухие плоды и прочее), – сухоядение; растительное масло вкушается лишь по субботам и воскресеньям; пищу, как правило, приносят отшельникам прохожие монахи.

В начале каждого года на соборе каждого монастыря происходит назначение братии на послушания. По святогорскому обычаю, насельники ежегодно получают новые послушания, но при необходимости собор может оставить брата на старом послушании еще на год. По окончании заседания братия входят по старшинству в игуменскую и берут благословение у игумена (по греческой афонской традиции целуя его руку), а тот в присутствии старцев доводит до каждого решение собора. Перечень послушаний обычно содержится во внутреннем уставе монастыря. Его изменение возможно лишь по решению духовного собора. Большинство работ связаны с обеспечением богослужения, сохранением святынь, обслуживанием братии и паломников. Например, в уставе Великой Лавры упоминаются послуша- ния: представитель монастыря в Священном Киноте; секретарь монастыря; казначей монастыря; помощник эконома (Экономом Великой Лавры по древней традиции считается Сама Пресвятая Богородица); сопроводитель гостей; привратник (встречает гостей, провожает их в гостиницу – архондарик, следит зa правилами посещения); гостинник (архондарь, заботится о питании и ночлеге гостей); игумениарис (помощник игумена); пономарь (экклисиарх); уставщик (типикарь, следит за ходом богослужения); виматарь (ризничий, отвечает за попечение о святых мощах и алтаре); келарь (хранитель съестных припасов); повар; пекарь; больничный брат и гироком (ухаживает зa больными и немощными стариками); трапезник (ведает подготовкой общей трапезы, распределяет хлеб); просфорник; портной; сапожник; арсанарь (смотритель корабельной пристани); садовник и огородник; виноградарь. Наряду с этими бывают и другие послушания: звонарь; чтец; библиотекарь; синодиарь (готовит заседания духовных соборов); просмонарь Богородицы (заботится о чтимой иконе Божией Матери, поет молитвы, принимает подношения от паломников); ворданарь (ведает конюш- ней и скотным двором); лесник; ночной сторож и другие. По традиции некоторых общежительных келлий с небольшим братством основные послушания (повар, пономарь и другие) меняются каждую неделю.

Выпечка хлеба монахами

Во многих монастырях развиты художественные промыслы и рукоделия, в том числе иконописание, резьба по дереву и другое. Устав категорически запрещает продажу на Афоне икон и произведений искусства, изготовленных за пределами Святой Горы, а также изготовление их на ее территории мирянами; запрещено воспроизведение святогорских икон на бумаге без разрешения монастырей. Вывоз с Афона любых старинных изделий, рукописей, икон, сосудов, книг и других предметов, записанных в перечни монастырских учреждений, запрещен.

Общие работы, совершаемые всей братией (панкинии): еженедельная закваска хлеба, сбор винограда, маслин и т. п.

Одним из древних обычаев, сохраняющихся на Афоне, является монашеское гостеприимство. Каждый святогорский монастырь принимает на ночлег всех приходящих паломников и туристов, независимо от вероисповедания, национальности и т. п. Им предоставляется место в гостинице (архондарике) и пища согласно монастырскому уставу. Прибывшим предлагается угощение – кофе, холодная вода в жаркое время года, сладости, небольшое количество (до 50 г) крепких спиртных напитков – узо (анисовая водка) или ципуро (крепкая виноградная водка). Прием гостей осуществляется бесплатно, во славу Божию. Все паломники приглашаются на богослужения (в монастырях со строгим уставом неправославные могут посетить храм во внебогослужебное время). Православные могут исповедаться и причаститься Святых Таин, поклониться святым мощам. Все гости принимают пищу за общей трапезой с братией (неправославным обычно выделяется особый стол).

По святогорским правилам, каждый паломник может остановиться в любом монастыре на одну ночь; более длительное пребывание в обители возможно по благословению ее игумена. Дома для ночлега имеются в Дафни и Карее. Для посещений Афона необходимо получить специальное разрешение, которое выдается в паломнической службе. Предельное число паломников на Афон ограниченно. Клирикам для получения разрешения необходимо иметь письменное благословение Константинопольской Патриархии. На Афоне издревле действует строгий аватон (греч. Запрет), запрещающий вход на полуостров не только женщинам, но и самкам животных. Лица, пытающиеся нарушить этот запрет, подвергаются тюремному заключению на срок от двух месяцев до года. Также запрещено приближение к причалам Афона судам, на борту которых находятся женщины. Хотя с недавнего времени, для женщин также появилась возможность встретиться с афонскими святынями. Монахи святогорцы, привозят святыни прямо на борт корабля, который совершает круиз вокруг Афона, там все паломники (мужчины, женщины и дети) и могут им поклониться.


Афон – это навсегда. Не видел его – тянешься к нему. Увидел – никогда не забудешь. Каждая православная душа стремится на Святую Гору, чтобы найти здесь утешение, вразумление и помощь, покаяться в грехах. Сколько же невзгод, бед, несчастий несут сюда. Духовная брань в мире идет непрерывно. И монахи Афона молятся и ведут борьбу за спасение каждой души человеческой. Молитвы звучат во всех храмах монастырей. Но непременно во всех повторяется моление о тех, кто просил молиться за них. В каждом монастыре есть большие стопы крупных тетрадей, где напечатан главный текст спасения – имена поминаемых. И монахи читают и читают их, отдают свою духовную энергию, накопленную в молитве. Только Господь дает силы на такое. И уж где-где, а здесь молитвы восходят ко престолу Божию. И будет так, как предсказано, до скончания века, место это будет причалом спасения для тех, кто хочет спастись. И пусть все любящие Господа, найдут здесь мир и спасение в молитвах святогорцев и под покровом Божьей Матери.

«Да будет место сие удел твой, и сад твой, и рай, и пристань спасения, желающих спастись», - сказал Господь в ответ на просьбу Пречистой Девы о даровании ей Горы Афон. С тех пор эта гора получила статус Святой Горы по просьбе Пресвятой Богородицы. Согласно легенде, произошло это в 49 году, с той поры ни одна женщина не посетила это благословенное место. Так повелела Богоматерь, охраняя мир и покой посвятивших себя Господу монахов.

Земной удел Божьей Матери

Гора Афон является полуостровом в Восточной Греции, возвышающимся более чем на 2000 метров над уровнем моря. Населением Святой Горы является монашеское сообщество. Все монастыри Святого Афона являются общежительными, всего на Горе проживают около полутора тысяч монахов. Практически весь полуостров покрыт богатой и пышной растительностью. Красота места поражает первозданной мощью, считается, что именно из-за величия здешних красот Пречистая Дева отметила это место.


Древнейшие обители благословенного места

Древняя и самая большая обитель расположена на юго-восточной части полуострова: Великая Лавра основана в десятом веке и располагается у самого подножия вершины. Основателем Лавры считается св. Лавра занимает главенствующее место в иерархии «монастыри Афона». Святая гора насчитывает два десятка обителей, три из них основаны ещё в первом тысячелетии. В десятом веке св. Иоанном Иверским был основан монастырь, названный именем Богородицы Иверской. На северо-восточной части полуострова, над самым морем, возвышается величественным монастырь Ватопед, основанный приблизительно в 980 году. Основан он тремя святыми старцами, прибывшими на остров жить монашеской жизнью св. Афанасия. Монастырь Ватопед относится ко второй ступени в иерархии «монастыри Афона». Греция включила Афон в список всемирного наследия Юнеско, после чего религиозный интерес к древнейшим обителям значительно возрос.

Новое тысячелетие - новые обители

Начало второго тысячелетия на горе Афон ознаменовалось возникновением новых монашеских обителей на этом святом месте. Во втором веке второго тысячелетия сербский король с сыном прибыли на Афон и приняли постриг, это и послужило основой возникновения новой обители, известной как Хиландар (Сербский). Место возникновения обители отличается живописной растительностью и небольшой удалённостью от моря (около 4 километров). Главной иконой обители считается икона Божьей матери «Троеручица», имеются на территории обители и другие православные святыни. Согласно истории полуострова, примерно в это же время начала свою историю ещё одна обитель монашеского сообщества - Гора Афон. Монастырь Кутлумуш основан был арабом, принявшим христианство, потому считается арабским. Славится это место святыми мощами и облачениями, в нём немало также чудесных икон.

Самая маленькая святая обитель и монастырь «ревнителей»

Из глубин времён на рубеже первого и второго тысячелетий ведёт свою историю самая маленькая обитель Горы Афон. Монастырь Ставроникита основал офицер Никифор Никита, эта маленькая обитель славится большой ценностью - иконой относящейся к 13-14 векам. Желающие попасть в Ставроникиту должны ориентироваться на восточную часть полуострова. В этой же части Горы Афон паломники смогут посетить и уникальный монастырь, не имеющий канонического общения с другими обителями полуострова. Этот так называемая обитель «ревнителей» или монастырь Эсфигмен. Свою историю он ведёт с десятого века, пережил много бедствий, пожаров. В этой обители хранится много святых мощей.

Чудеса болгарской обители

Западная часть полуострова встретит паломников тишиной, молитвенной паузой и пристанью болгарского монастыря Зограф. Свою историю святая обитель ведёт с начала десятого века, как и несколько других святынь Горы Афон. Монастырь Зограф основан тремя братьями царского рода из Орхиды Болгарской. По преданию, братья долго ждали знака от Всевышнего для того, чтобы понять, в честь какого святого назвать обитель. И знак пришёл: появившийся на доске лик великомученика Георгия. Ещё не один раз в святом монастыре зафиксированы случаи чудесного явления милости Божьей. В 13 веке один молящийся старец услышал предупреждение о грядущем бедствии, вслед за этим икона Божьей Матери «Предвозвестительница» пришла в монастырь, несомая ангелами. Некоторое время спустя оставшиеся в храме 26 монахов были сожжены литиянами, уцелела одна икона. Спустя год во время панихиды на пепелище спустились с неба 26 лучей света.

Греческие монастыри на Святой Горе

Паломники, следующие от болгарского монастыря, через два с половиной километра попадут в греческую обитель Констамонит. Предание гласит, что основателем монастыря был сам Великий. Констамонит изначально был задуман как небольшой монастырь для греков, желающих обратиться в христианскую веру. Неоднократно в монастыре были зафиксированы случаи чудесной Божественной милости, которыми славится Гора Афон. Монастырь Констамонит предложит паломникам помолиться у трёх чудотворных икон: «Портаитисса», «Образ Святого Стефана», «Богородица Антифонетрия». Иноки свидетельствуют, что однажды, в праздник Святого Стефана, монах обеспокоился отсутствием масла в монастыре. В ответ на его беспокойство сам собой наполнился маслом кувшин, стоявший под иконой «Антифонетрия». Этот кувшин иноки с особым удовольствием показывают посетителям.

Часть истории русской православной Церкви в истории Афонского монашества

Тесная связь русского православия с афонским монашеством прослеживается с 11 века: близ монастыря Эсфигмен принял постриг русский монах Антоний - будущий основатель монашества на Руси и Киево-Печёрской Лавры. В разное время многие русские подвижники начинали свой православный путь в этом благословенном месте, выбрав своей отправной точкой в православие монастыри Афона. Святая Гора приютила также русский монастырь или Старый Русик. История указывает и на русские скиты: Ксилургу и скит святого Однако за неповиновение русские иноки в 90-х годах были лишены греческого гражданства и изгнаны из святых обителей Горы Афон. Монастырь святого Пантелеймона сегодня населён греческими монахами.

Смелая обитель на Святой Горе

Свидетельством Божьей благодати возвышается на самом верху горы монастырь Симонапетра или скала Симона. Названа обитель по имени её основателя - святого Симона, последовавшего видению, явившемуся ему во сне. Этот монастырь на Горе Афон поражает паломников смелостью и прочностью постройки и принципами святости. Большим достоянием, которым по праву гордится обитель, является десница Марии Магдалины, не подвергающаяся тлену уже более чем две тысячи лет, при этом она остается тёплой, как рука живого человека.

Обитель монахов разных стран

Северо-восточная часть полуострова встретит паломников пышной зеленью каштанов и обителью Филофей, одной из древнейших святынь горы Афон. Монастырь приютил в своих стенах монахов из разных стран: русских, греков, канадцев, румын, немцев. Монастырь имеет множество святынь, главные из которых - две чудотворные иконы: двусторонняя - Божьей Матери «Сладкое лобзание» и «Милостивая», которая сама пришла в храм и определила себе место. Паломники смогут лицезреть в этом монастыре также Частицу Креста Господня, нетленную десницу помолиться и попросить об исцелении у стопы

Афон - единственное место на Земле, где официально запрещено находиться женщинам. Однако именно эта Святая гора считается земным уделом Богородицы.

1. Афон считался сакральным местом ещё в дохристианские времена. Здесь были храмы Аполлона и Зевса. Афоном звали одного из титанов, который во время войны с богами бросил большой камень. Упав, он стал горой, которой и дали имя титана.

2. Афон формально считается греческой территорией, но по факту - это единственная в мире самостоятельная монашеская республика. Это утверждено 105 статьей греческой Конституции. Верховная власть здесь принадлежит Священному Киноту, который состоит из делегированных в него представителей афонских монастырей. Исполнительную власть представляет Священная Эпистасия. Священный Кинот и Священная Эпистасия расположены в Кариесе (Карее) – столице монашеской республики.

3. Светская власть, однако, также представлена на Афоне. Здесь есть губернатор, полицейские, почтовые служащие, торговцы, ремесленники, персонал медпункта и недавно открывшегося отделения банка. Губернатор назначается Министерством иностранных дел Греции, он отвечает за безопасность и порядок на Афоне.

4. Первый крупный монастырь на Афоне был основан в 963 году святым Афанасием Афонским, который считается основоположником всего уклада монашеской жизни, принятого на Святой горе. Сегодня обитель святого Афанасия известна как Великая Лавра.

5. Афон - земной Удел Богородицы. По преданию, в 48 году Пресвятая Богородица, приняв благодать Святого Духа, отправилась на Кипр, но корабль попал в бурю и прибился к Афону. После ее проповедей местные язычники уверовали в Иисуса и приняли христианство. С тех пор сама Пресвятая Богородица считается покровительницей афонской монашеской общины.

6. Соборный храм «столицы Афона» Кареи – Успения Пресвятой Богородицы – древнейший на Афоне. По преданию, он был основан в 335 году Константином Великим.

7. На Афоне до сих пор сохраняется византийское время. Новые сутки начинаются с заходом солнца, поэтому афонское время отличается от греческого - от 3 часов летом, до 7 часов зимой.

8. Во времена своего расцвета Святой Афон включал 180 православных монастырей. Первые монашеские скиты появились здесь еще в VIII веке. Статус автономии под покровительством Византийской империи республика получила в 972 году.

9. В настоящее время на Афоне 20 действующих монастырей, в которых проживает около двух тысяч братьев.

10. Русский монастырь (Ксилургу) был основан до 1016 года, в 1169 году ему была передана обитель Пантелеимона, ставшая затем центром русских монахов на Афоне. В число афонских монастырей, помимо греческих, входят русский Свято-Пантелеимонов монастырь, болгарский и сербский монастыри, а также румынский скит, пользующиеся правом самоуправления.

11. Cамая высокая точка Афонского полуострова (2033 м) – вершина горы Афон. Здесь находится храм в честь Преображения Господня, построенный, по преданию, преподобным Афанасием Афонским в 965 году на месте языческого капища.

12. Игуменьей и Покровительницей Святой горы является Пресвятая Богородица.

13. На Афоне утверждена строгая иерархия монастырей. На первом месте - Великая Лавра, на двадцатом - монастырь Констамонит.

14. Карули (в переводе с греческого «катушки, канаты, цепи, при помощи которых монахи идут горными тропами и поднимают наверх провизию») - название скалистой труднодоступной местности на юго-западе Афона, где в пещерах подвизаются самые аскетичные отшельники.

15. До начала 1990-х монастыри на Афоне были как общежительными, так и особножительными. После 1992 года все монастыри стали общежительными. Однако некоторые скиты по-прежнему остаются особножительными.

16. Несмотря на то, что Афон - земной Удел Богородицы, сюда не пускают женщин и «женские существа». Этот запрет закреплен в Уставе Афона.
Существует предание, что в 422 году дочь Феодосия Великого царевна Плакидия посетила Святую гору, но войти в монастырь Ватопед ей помешал глас, исходивший от иконы Божией Матери.
Запрет нарушался дважды: во время турецкого владычества и в ходе гражданской войны в Греции (1946-1949), когда женщины и дети спасались в лесах Святой Горы. За проникновение на территорию Афона для женщин предусмотрена уголовная ответственность - 8-12 месяцев лишения свободы.

17. На Афоне хранится множество реликвий и 8 известны х чудотворных икон .

18. В 1914-1915 годах 90 иноков Пантелеимонова монастыря были мобилизованы в армию, что породило подозрения среди греков, что русское правительство засылает на Афон под видом монахов солдат и шпионов.

20. Одна из главных реликвий Афона - пояс Богородицы. Поэтому афонских монахов, а особенно монахов Ватопедского монастыря, часто называют «святопоясниками».

21. Несмотря на то, что Афон - святое место, там не все мирно. С 1972 года монахи Эсфигменского монастыря под лозунгом «Православие или смерть» отказываются поминать Вселенского и других православных патриархов, имеющих связи с папой Римским. К этим контактам негативно относятся представители всех без исключения афонских обителей, однако их действия не столь радикальны.

22. До восхода солнца, до того как проснутся люди в миру, на Афоне служится до 300 литургий.

23. Для доступа мирян на Афон требуется специальный документ - диамантерион - бумага с афонской печатью - двуглавым византийским орлом. Число паломников ограничено, за раз полуостров могут посетить не больше 120 человек. Ежегодно Афон посещают около 10 тысяч паломников. Православные клирики для посещения Святой горы также должны получать предварительное разрешение от Вселенской Патриархии.

24. В 2014 году Константинопольский патриарх Варфоломей I призвал афонские монастыри ограничить количество монахов иностранного происхождения на Афоне уровнем в 10 %, а также заявил о решении прекратить выдачу иностранным инокам разрешений на поселение в грекоговорящих обителях.

25. 3 сентября 1903 года в русском Свято-Пантелеимоновом монастыре на Афоне инок Гавриил запечатлел раздачу милостыни убогим монахам-сиромахам, паломникам и странникам. Планировалось, что это будет последняя подобная раздача. Однако после проявления негатива на фото оказалась... сама Богоматерь. Конечно, милостыню продолжили раздавать. Негатив этого фото был обретен на Афоне в прошлом году.

26. Андреевский скит на Афоне, а также иные русские поселения, в начале 1910-х был очагом имяславия, в 1913 году его насельники были с помощью русских войск выдворены в Одессу.

27. Первым правителем России, посетившим Святую гору, стал Владимир Путин. Его визит состоялся в сентябре 2007 года.

28. В 1910 году на Афоне было около 5 тысяч русских монахов – значительно больше, чем священнослужителей всех других национальностей вместе взятых. В бюджете русского правительства была статья, по которой ежегодно Греции выделялось 100 тысяч рублей золотом на содержание афонских монастырей. Эту субсидию в 1917 году отменило правительство Керенского.

29. После окончания Гражданской войны в России, приезд русских на Афон был практически запрещён как для лиц из СССР, так и для лиц из русской эмиграции вплоть до 1955 года.

30. Со словом «Афон» многие, сами того не зная, сталкиваются при чтении романа Александра Дюма «Три мушкетера». Имя Атос - то же, что и «Афон».
В написании этого слова есть буква «тета», которая обозначает межзубный звук, которого в русском языке нет. Её в разное время транслитерировали по-разному. И как «ф» - так как написание «теты» похоже на «ф», и как «т» - так как в латыни «тета» передавалась буквами «th». В итоге мы имеем традицию называть гору - «Афон», а героя «Атос», хотя речь идёт об одном и том же слове. опубликовано