История самовара от истоков до советских времен. Значение медалей на антикварных самоварах Где стоит клеймо на самоваре

Уютный, летний вечер, приятная тишина сада, легкая прохлада, аромат зелени, гармонично сливающийся с терпким запахом горящей древесины пыхтящего самовара, который велит накрывать на стол и заваривать удивительный чай. Медный и блестящий «добрый друг» издавна привлекает теплотой и гостеприимством. Став негласным символом России, самовар сегодня выполняет важную миссию, повышая интерес к культурному наследию, хранящему богатство традиций. Откуда же начинается загадочная и уникальная история самовара?

Агрегат своим появлением обязан чаю, для заваривания которого требовалась горячая вода. В Древней Руси обычно пили мед, квас, пиво, сбитень, но «восточный гость», завезенный из Китая в XVII в., нарушил сложившиеся традиции. Первое чаепитие состоялось в 1638 г. при царском дворе. Изначально бодрящий напиток с приятным вкусом и ароматом употребляли только в знатных домах, да и то в качестве лекарства. Но уже с начала XIХ в. чай получил статус русского национального напитка.

Как возникли первые самовары

Много легенд ходит о том, кто завез в Россию первые самовары. Имеет место версия, по которой диковинный агрегат привез из Голландии Петр I. Но большинство историков полагают, что самовар однозначно исконно русское изобретение, берущее начало из древних цивилизаций. В Древнем Риме археологами найдены приспособления для подогревания напитков или охлаждения – аутепса (античный самовар), конструктивные признаки которого сходны с русской «чайной машиной». Аналогичное устройство существовало и в Древнем Китае. Металлический или фарфоровый Хого, в котором подавали бульон, также вполне мог стать протопопом русского самовара. Хотя и на родине были устройства, претендующие на роль прародителя самовара. Русские умельцы потихоньку приспосабливали для нагрева воды чайник для сбитня (напитка из лекарственных трав, мёда). Не менее интересное устройство использовали в походных условиях – самовары-кухни, на которых и еда готовилась, и вода кипятилась. Точно можно сказать, что к концу XVIII ст. в России окончательно сформировался принцип работы угольного самовара , а внешний вид агрегата стал частью декоративно-прикладного искусства.

Самовары (XVIII-XIX век) на любой вкус и достаток

Что касается названия «самовары», век которых приходится на 40-е годы XVIII ст., то мнения историков и здесь расходятся. Ведь именно в то время в письменных свидетельствах впервые встречается слово, касающееся русской водогрейной машины. Одни считают, что название происходит от идеи – «сам варит», другие же связывают происхождение с татарским словом «снабар», что значит чайник. Любителей же чая нередко называли самоварниками, а вместо «пить чай» употребляли глагол «самоварничать».

Поскольку в те времена самовар делали из меди, латуни, по некоторым данным, первые образцы появились там, где была развита металлодобыча, то есть на Урале. Тульский кузнец-промышленник Н. Демидов, отправившись в поездку в 1701 г. вместе с искусными медных дел мастерами, основал Суксунский завод, чем положил династию уральских «чайных машин». Исторические факты свидетельствуют, что таможенной службой Екатеринбурга в 1740 г. при описи имущества Демидова зафиксирован медный самовар весом 16 фунтов, собственной заводской работы. И, хотя, до сих пор идет спор, где запыхтел первый водогрейный сосуд в Туле или на Урале, существует мнение, что производство самоваров было основано одновременно.

Официально также зафиксировано, что первый тульский самовар выполнен в 1778 г. братьями Лисицыными на небольшой самоварной фабрике, открытой на основе старинного производства медной посуды. К середине XIX ст. в Туле насчитывалось не менее 80 действующих самоварных предприятий, продукция которых высокого ценилась, проникая во все уголки России, а город заслужил статус «самоварной столицы».

Учитывая, что изначально цены на чудо-агрегат были довольно высоки, самовар считался посудой для высших сословий общества. Соответственно и требования к внешнему виду предъявлялись самые высокие. Как предмет быта устройство должно было удовлетворять строгие вкусы аристократии, вписываться в стилистику интерьеров, которая достаточно часто подвергалась изменениям в архитектуре. Тульские умельцы изобрели более ста видов самых разнообразных форм: рюмки, шары, вазы, петухи, тюльпаны и даже паровозы. Самовар обязательно дополнялся красивыми аксессуарами, а на агрегат часто одевалась и для украшения, и для сохранения тепла кукла-грелка.

К работе над дизайном самовара привлекались именитые художники, разрабатывающие и роспись, и внешний вид агрегата. Серебряные и позолоченные самовары, созданные в мастерских К. Фаберже, считаются самыми дорогими, хотя народные умельцы представляли не менее уникальные модели из фарфора, стекла, лозы, древесины. Со всей страны и зарубежья в Тульскую губернию съезжались гости, полюбоваться шедеврами мастеров и отведать чудесный чай, заваренный по-русски. Впоследствии самоварящие устройства более скромных дизайнов вошли и в крестьянский быт, где им отдавалось самое почетное место, а сам самовар бережно хранился и передавался из поколения в поколение.

Клейма самоваров – торговые марки дореволюционной России

К концу XIX ст. появляются династии самоварных производителей – Баташевы, Воронцовы, Копырзины, Тейле и др. Со временем предприятий стало настолько много, что для определения изготовителя придумали своеобразные торговый знак. Какому фабриканту принадлежит агрегат узнавали из клейма самоваров, которое утверждалось правительством и в обязательном порядке помечалось производителем. Многообразия фабричных марок и клейм было впечатляющим. Помимо имени фабриканта с географической привязкой, изображение клейма разрабатывалось индивидуально. Популярны также были выставки и экспозиции, где за лучшую представленную продукцию «самоварные короли» получали награды, а образцы медалей украшали тулово самоваров. Все знаки использовались в рекламных целях для заявления о себе в торговом мире, формирования репутации, привлечения покупателей и заказчиков. И сегодня, чтобы правильно оценить старинные самовары обязательно учитывается наличие клейм и медалей.


Производство стремительно развивалось, процесс изготовления технически усовершенствовался и именно в довоенный период (до 1913 г.) отмечается наибольший расцвет самоварного ремесла. Война и годы революции, которые экономически истощили страну, внесли свои коррективы. В этот период успешно развивающееся производство было прервано и самоварное дело держалось в основном за счёт кустарей и многочисленных артелях в Туле. В 1918 г. произошла национализация самоварных фабрик. Из обломков частновладельческих предприятий образовываются государственные фабрики. Так из множества предприятий продолжило работу фабрика В. С. Баташева (поставщика императорского двора), переданная Тульскому патронному заводу и выпускавшая самовары с 1920 до 1940 г. На базе предприятия братьев Шемариных основана фабрика В. И. Ленина (1922-1930 г.), продукция которой считалась лучшей в Туле. Вместо медалей и клейм «фабрикантов» на советских самоварах стали ставить клеймо государственных заводов.

Новая эра самоварной промышленности на первом этапе характеризуется очень низкой производительностью, которая, впрочем, оправдана низкой покупательной способностью, сильно обедневшего русского народа. Но ни во время революции, ни в период НЭПа водогрейный агрегат не был забыт. И, хотя, советский самовар по многим меркам считался буржуазным излишеством и наследием прошлого, колоритный агрегат выжил, несмотря ни на что.

СССР – родина электрических самоваров

После Второй мировой войны советский завод «Штамп» (переименованный из патронного завода) единственный в Туле выпускал самовары. Хотя в советское время агрегаты выпускались и на заводе металлоизделий в Суксуне, который предлагал широкий ассортимент, пользующийся высоким спросом: самовары, чайники, сахарницы, подносы, с красивой художественной росписью.

В 1956 г. завод «Штамп» начал выпуск электрических самоваров, пришедших на смену жаровым (угольным) моделям. Самовары СССР с теплоэлектронагревателем, пластиковыми ручками и импровизированной трубой уже не пели в трёх различных регистрах. И, хотя, по мнению специалистов, электричество погубило самобытные агрегаты, превратив их в банальные кипятильники, завод «Штамп» считался престижным предприятием, выпускающим более миллиона экземпляров в год и процветающим до начала 90-х годов. В ассортименте были и комбинированные самовары , обладающие высокими потребительскими качествами. В конце ХХ ст. самовары, как и всё наследие великой эпохи, включая фарфоровые статуэтки, начали уходить в забвение, а на кухнях стали хозяйничать электрические чайники. Однако, производство самоваров полностью остановлено не было.

Современная технология изготовления самоваров получила второе дыхание и практически не изменилась, сохранив секреты самоварного ремесла. В течение нескольких столетий тульский самовар – центр праздничного застолья и незаменимый атрибут чаепития в лучших русских традициях. И сегодня пыхтящий красавец-самовар, чашки с блюдцами, стаканы с подстаканниками, пряники и баранки, воссоздают удивительную атмосферу, наполняя теплом и уютом домашний очаг и располагая к душевной беседе.

Первый раз это производство упоминается в 1840 году. Тогда Василий Степанович Баташев назвал свою фабрику "Наследники В.С.Баташева". Уже спустя пару лет после открытия Баташев основывает самоварное производство, которое передал по наследству своим сыновьям Ивану и Алексею. Также есть версия, согласно которой первая самоварная фабрика Баташевых была основана еще в 1825 году Иваном Григорьевичем Баташевы, который отдал компанию своему сыну Николаю. А тот, в свое время, начала сдавать территорию производства в аренду.

Но все же с помощью архивных данных удалось точно определить, что в действительности первым владельцем фабрики был Степан Федотович Баташев. В 1819 году он открыл свое производство, где занимались изготовлением предметов из металла. А уже в 1840-м году он открывает новый бизнес - самоварный. Задокументировано то, что по данным на конец 40-х годов у него работало 13 человек, а в год фабрика выпускала 360 самоваров, общая стоимость которых была 1600 рублей.

Со временем Степан покупает новое помещение, которое становится мастерской. Вместе с ним производством самоваров занимаются уже 18 людей. После смерти основателя фабрики, его сыновья восстанавливают фабрику почти с нуля. Спустя 9 лет после смерти Степана, самовары Баташевых принимают участие в выставке в Петербурге. Один из их аппаратов награждают серебрянной медалью. Уже в 1874 году на братьев Баташевых работает 212 человек, а производство разрастается до 4140 самоваров.

В конце 19 столетия в Чикаго Василий Баташев получил золотую награду за производство своей продукции, которую отметили за высокое качество и практичность. Продукция этой компании имела огромное преимущество по сравнению с другими производствами. Они были очень прочными и в основе каждого экземпляра лежал очень качественный металл. Самовары Баташевых быстро распространились по всей России. На их производстве работали грамотные сотрудники, которые получали высокое жалование, что и мотивировало их к качественной продуктивной работе. В 1906 году открылось Начальное училище братьев Баташевых, где они рассказывали все секреты производства хороших самоваров.

Преимущества самоваров Баташевых

Самовар Баташева имели отличия не только внешние, а и в самой технологии производства. В основе использовали качественные металлы, от которых зависит надежность и сохранность аппарата, а также вкус чая, который получается в результате работы самовара. Также на настоящих тульских самоваров фабрики Баташевых всегда находится большое количество медалей. Такое клеймо могли делать только поставщики Российского императорского двора либо же королевских дворов в Европе. Им давалось право, таким образом, выделить свою продукцию. Поэтому, если вы хотите понять, действительно ли перед вами находится настоящий самовар от фабрики Баташевых, обратите внимание на медали. Они должны быть хорошо вклеймены в структуру самовара.

Также хороший самовар от дешевой копии можно отличить по качеству металла. Ранее, аппараты оценивались по весу устройства. Чем тяжелее самовар, тем выше цена. То есть должен быть прочный толстый металл, который способен обеспечить правильный процесс нагревания воды без влияния на ее структуру. От того, из какого металла сделан самовар, можно определить качество воды и вкус чая.

Самовары Баташевых пользовались огромной популярностью еще несколько столетий назад. Но уже спустя такое количество времени, они и сейчас остаются одними из самых востребованных самоваров среди коллекционеров. В среднем, настоящий баташевский самовар стоит от 30 тысяч рублей до 100 тысяч. Однако, самый вкусный чай получается в

Клейма и медали на самоварах

Историки не могут однозначно указать дату производства первого самовара и проставления на нем клейма. Чаще всего утверждают, что изделие было сделано оружейниками еще в 17-м веке. Самовар оказался дорогим предметом, для его производства требовалось особое искусство, поэтому мастера обязательно проставляли отметки о месте и имени изготовителя.

История развития самоварного клейма

Первые метки на самоварах проставляли кустарные мастера. Как правило, это были оттиски в виде надписей. Изготовитель указывал свою фамилию, имя и город или село. В 19-м веке клеймо стало фирменным обозначением. Оттиск содержал информацию о месте выпуска, принадлежности фабрики, мастере и заказе, по которому был сделан самовар. Кроме того, наиболее известные и крупные производители проставляли оттиски наград, присвоенных их продукции на самоварных выставках.

Собственные клейма ставили такие известные производители как Ломовы, Лисицыны, Морозовы, Капырзины и, конечно, Баташевы. Официальные метки регистрировались Правительством страны.

Еще в девятнадцатом веке появились псевдомедали. Их ставили с целью увеличения стоимости самоваров, выпущенных в кустарных условиях. Это была своего рода фальсификация. Сегодня также встречаются подделки.

Изображения на клеймах

Первые штампы и эмблемы, проставляемые на самоварах, представляли собой оттиск наименования фабрики в оригинальной рамке. С появлением крупных заводов на клеймах стали появляться изображения гербов знаменитых фамилий. Ярким примером такого варианта является клеймо Баташевых. На самоварах Тейле выгравировали пушку, которая считалась напоминанием того, что производство начиналось с оружейного дела.

Символику известных производителей, качество продукции которых было подтверждено на многочисленных выставках и отмечено экспертами, часто подделывали. Фальсификаторы использовали самые различные приемы. Например, признаком подделки считается:

    изображение, напоминающее государственный герб со значительными отклонениями;

    указание известных фамилий с добавлением надписей «правопреемник», «последователь» (как правило, фамилия истинного производителя специально затиралась или отпечатывалась мелкими буквами).

Самые ценные самовары с клеймом

Антикварные самовары имеют высокую стоимость. На цену изделия влияет:

    дата изготовления и проставления клейма (оригинальные изделия с меньшим количеством клейм изготовлены раньше, чем продукция того же производителя с многочисленными наградными знаками);

    характер оттиска (стоимость зависит от производителя);

    состояние клейма (внимания заслуживают именно читаемые оттиски).

По мнению коллекционеров, наиболее ценными сегодня являются самовары с клеймом заводов Дубинина, Кондратьева, Севрюгина, а также коллекционные и выставочные работы известных фабрик Баташевых, Тейле, Лисициных.

На протяжении почти полутора веков самовар был неотъемлемой частью русского быта. В. И. Даль, так описывал самовар в своем словаре: «Водогрейный для чаю сосуд с трубою и жаровнею внутри». В Европе самовар называли «Русской чайной машиной».

В наше время уже нет жаровых самоваров, они давно вышли из употребления, на смену самовару пришли электросамовары и электрочайники. Однако за последнее время интерес к таким самоварам стал неуклонно возрастать, в первую очередь это связано с массовой застройкой пригородов. Такая тяга к самовару с жаровней вполне объяснима, он был и остается воплощением русского гостеприимства.

Желающие иметь у себя в загородном доме или коттедже антикварный самовар, могут без особых проблем приобрести его на антикварном рынке, который довольно успешно снабжает всех желающих старинными самоварами. Самоваров на рынке достаточно, но внешний вид, качество и художественные достоинства различны. Они различаются по времени изготовления, объемом, внешним видом, ценой. Простому покупателю, в отличие от коллекционера, очень сложно разобраться во всех тонкостях, хотя и коллекционеры порой не знают, как оценить тот или иной самовар. Ведь, к примеру, только одна самоварная фабрика В. С. Баташева в Туле производила более пятидесяти форм различных самоваров. Еще больше самоваров различных форм и размеров, выпускала фабрика И.Ф. Капырина, а если еще учесть и других производителей самоваров, то становится не так-то просто определить методы расчета цены этого популярного рыночного товара.

Главный вопрос рынка - что почем? Ответить на него можно, лишь зная все о товаре. Кроме, того покупателю, нужно знать о состоянии раздела антикварного рынка в целом. Решение такого сложного вопроса при наличии большого числа материала, всегда связано с систематизацией предмета исследования.

Проведем свою систематизацию. Условно все самовары мы разделим на три категории. К первой категории отнесем самовары редкие, они, как правило, изготовлены на высоком художественном уровне и из дорогих материалов. Редкие самовары на антикварный рынок попадают не часто, и цену здесь определяет продавец, и покупатель либо приобретает за ту цену, которую дает продавец, либо начинает поиски самовара по другой цене. Ко второй категории относятся самовары, изготовленные с хорошей художественной проработкой имеющие нестандартную форму, покрытые серебром. На рынке, таких самоваров гораздо больше, и здесь и продавец и покупатель могут достигнуть договоренности в цене. Здесь покупатель также должен иметь представление о состоянии рынка и предлагаемого товара. К третьей категории самоваров относятся изделия, которые выпускались массово, обыкновенные, чисто функциональные. Цену на такие самовары, как правило, предлагает сам покупатель, которую он сможет заплатить, но и здесь ему необходимо знать конъюнктуру рынка на подобные самовары.

Категория первая. К ней относятся самовары экстра-класса, которые изготавливались в штучном экземпляре по индивидуальным заказам, либо малыми сериями. Такие самовары, как правило, изготавливались в стиле русской классики и ампира, а благодаря своей высокохудожественной отделке, становились предметами декоративно прикладного искусства, которые в большинстве случаев использовались в качестве украшения интерьера, чем в качестве сосудов для приготовления чая. Самовары, которые изготавливали по индивидуальным заказам, делали, как правило, из серебра, реже из меди покрытой серебром, и очень редко из меди или латуни.

Вот несколько примеров. Один из редких экземпляров самоваров, который выполнен в стиле ампир, форма его напоминает классическую вазу, которая покоится на бронзовом квадратном основании, декорированном растительным узором, с четырьмя круглыми с вертикальной насечкой ножками. Сам самовар украшен позолоченным ажурного литья бронзовым поясом в виде лозы с гроздьями винограда. Слив крана, сделан в виде стилизованной морды коня, верток в виде маленькой птицы, ручки изготовлены в виде крылатых божеств, с цветочными гирляндами. Материал, из которого изготовлен самовар в основном медь и латунь, большинство деталей самовара покрыто золотом.

Для определения его стоимости, в данном конкретном случае, необходимо знать: 1) когда он был изготовлен - начало 19-го века, 2) какой художественный стиль - это ампир, 3) качество изготовления самовара - высокое, 4)на российском антикварном рынке, самовары такого уровня очень редки, они практически не встречаются.

Антикварные салоны, видимо ориентируясь на эти особенности, установили цену на самовар в пятьдесят тысяч долларов.

Еще один пример из той же категории, это самовар, изготовленный московской фабрики Карла Фаберже - «Леший». Самовар изготовлен в необычном стиле, который подсказали русские народные сказки. По своей форме, самовар представляет собой классический образец - вазу с двумя ручками. Поверхность вазы самовара, выполнена в виде стилизованной головы человекообразного существа, причем ручки выглядят, как оттопыренные уши этого существа. Кран выполнен в виде сучка с листьями, а верток крана, это несколько соединенных вместе листочков. Выполненное в ажурном стиле основание-поддувало в виде переплетенных корней и веток, дополняет общий вид этого редкостного предмета. Основным материалом, из которого изготовлен самовар, является серебро, некоторые детали самовара покрыты позолотой. На основании стоит именное клеймо фирмы «К. Фаберже». Самовар был изготовлен в период между 1899 и 1908 годами.

Интересной является и судьба самовара. В 1917 году он был вывезен из России, а в последние годы несколько раз выставлялся на аукционах в Лондоне, с начальной ценой от 80 тысяч фунтов стерлингов, до 120 тысяч. На аукционе в 2004 году, один из российских коллекционеров-антикваров, купил его не аукционе за 274 тысячи 400 фунтов и вернул в Россию.

Для определения цены этого конкретного самовара необходимо 1) на самоваре стоит клеймо фирмы «К. Фаберже», что доказывает его изготовление на всемирно известной фирме, 2) сам самовар является эксклюзивным изделием, 3) известен провенанс самовара. Трех показателей достаточно, для изделия с брендом Фаберже, чтобы определить его рыночную стоимость. Цена за самовар «Леший», в России в несколько раз выше той цены, за которую он был куплен на аукционе в Лондоне.

Ко второй категории, как правило, относятся самовары редких форм, изготовленные из посеребренной латуни, реже из накладного серебра или мельхиора, меди или латуни. Под эту категорию самоваров попадают, и самовары изготовленные в Польше, которые отличаются особой изысканностью, и самовары, которые изготавливались в «самоварной столице» в Туле, и самовары, которые изготавливались в Москве и в других промышленных центрах. Особняком стоят самовары, которые изготавливались в Варшаве, на самой известной фирме «Фраже». На этой фирме впервые был применен способ гальванического покрытия серебром, самоваров изготовленных из меди, латуни, мельхиора. Самовары поставлялись из Польши в Россию не только фабрики «Фраже», но и других не менее известных фирм В. Норблина, Р. Плевкевича и других. Самовары, этих фирм, украшенные гравировками, литыми гирляндами и маскаронами, в России были популярны вплоть до 1910 года.

Несколько примеров из этой категории. Один из самых красивых самоваров фирмы Р. Плевкевича, является образец самовара, выполненный из плакированного серебра. Изготовлен самовар в виде вазы, с двумя ручками в виде растительных побегов, украшенных маскаронами сатиров. В основании ручек есть отверстия для отвода тепла, которые отделены от верхней части костяными прокладками. Нижняя часть самовара украшена живописным декором, средняя часть самовара украшена нитью «жемчужника». Краник у самовара литой, стилизованный под конскую голову, с пробковым ключом. Основание литое, заканчивающееся четырьмя фигурными ножками из стилизованных растительных побегов. На самоваре стоит клеймо «Plewkiewic w Warszawie».

Так же необычен и великолепен и другой самовар, изготовленный на фабрике Б. Геннеберга. Самовар так же изготовлен в виде вазы из посеребренного мельхиора, с двумя ручками в виде растительных побегов. На зольнике стоит именное клеймо «HENNEBERG - WARSZAWA - 985». Время изготовления самовара - середина 19-го века. самовар выполнен в стиле ампир, на передней стороне самовара располагается картуш, для дарственной надписи, украшенный розами, перевязанными бантом. Сливной кран литой, изготовлен в виде стилизованной головы лошади, с перекидным ключом с костяным хватом. Термоизоляцию ручек обеспечивают костяные шайбы. Верхняя часть самовара декорирована цветочными растительными побегами, перевитыми лентой.

Практика антикварного рынка показывает, что цена на самовары второй категории, колеблется в пределах от 3 тысяч долларов до 10 тысяч долларов. Что определяет стоимость самоваров. Так как, практически у всех самоваров этой категории практически одинаковый объем 5-7 литров, то этот фактор исключим из дальнейшего рассмотрения. Другие же два фактора являются существенными в рассмотрении этого вопроса. Первый фактор, это время изготовления самовара и художественный стиль. Второй фактор, это из какого материала изготовлен.

К третьей категории относятся самовары, которые выпускались массово, для использования их в быту каждый день. Цена на такие самовары на антикварном рынке колеблется от 300 долларов до 3000 долларов. Чтобы стало яснее, почему именно в такой диапазон цен попадают бытовые самовары, необходимо хотя бы в общих чертах представлять процесс изготовления самоваров и их особенность, отчего зависела цена того или иного самовара.

Единичные, уникальные самовары изготавливали мастера, в то время, как для массового производства технология производства самых дешевых самоваров основывалась на кооперации и специализации отдельных производителей. Самовар состоит из большого числа деталей. Для их производства существовали артели, которые изготавливали различные детали. Затем все детали доставляли на фабрику, где из них собирали самовар. Порой на одном самоваре было несколько клейм, разных мастеров. Все это способствовало снижению себестоимости самоваров, а в конечном счете и снижению цен на них. Именно самовары самых простых форм, были самыми массовыми, а поэтому и самыми дешевыми.

На цену самовара влиял и материал, из которого он изготавливался. Наиболее распространенным и дешевым материалом, во второй половине 19-го века была латунь. Нередко для изготовления самоваров использовались и заменители серебра, мельхиор и нейзильбер, которые хорошо имитировали дорогие серебряные самовары, такие самовары стоили гораздо дешевле серебряных, а спрос на них, у населения был велик. Для большего сходства с самоваром из серебра, самовары из латуни производители часто никелировали, никелировали и сопутствующие им предметы, чаши и подносы. В таком случае, цена на никелированные самовары, была выше, чем на самовары, изготовленные из латуни.

Производители самоваров, зачастую завышали цену на самовар, не особо увеличивая затраты на его производство. Иногда, производитель самоваров, просто ставил клейма на нем, с разнообразными медалями с различных выставок, как отечественных, так и зарубежных. Практически все крупные производители самоваров, клеймили свою продукцию, оттисками медалей всемирных выставок. Самовары с медалями, стоили гораздо дороже награжденных аналогов. Цена на такой самовар была 15-20 рублей, в то время, как обычный самовар стоил 8-10 рублей. Именно из-за разницы в цене, некоторые производители и ставили на своих самоварах клейма, не принадлежавшие им по праву.

В стоимости товара немалую роль играет форма и размер самовара. В начале второй половины 19-го века происходит стандартизация форм и декора. Самыми распространенными формами были, вазы, дули, желуди, банки и рюмки. Часто встречаются самовары, у которых была форма шара и яйца. Самовары в форме шара очень ценились в Средней Азии и Персии, куда их в большом количестве вывозили торговцы. Большим спросом пользовались самовары бытовые, украшенные каким либо узором. Цены на самовар зависели от размеров самовара, которые в то время были разнообразны, маленькие самовары, емкость которых была рассчитана на один стакан, и большие самовары, емкостью в несколько ведер. Большие самовары использовались в трактирах и гостиницах, емкость таких самоваров доходила до десяти ведер воды. Для путешественников выпускались самовары с небольшим объемом, компактным корпусом, съемными ножками и необычайной формы. Такие самовары выпускал один из самых известных мастеров из Тулы, Назар Лисицин. На своих самоварах он ставил именное клеймо. Такие самовары выпускали и еще несколько фабрик. Так называемые трактирные самовары, емкостью 35-50 литров, отпускались по весу, и были гораздо дороже своих менее вместительных собратьев.

Проследим описанные выше тенденции по «Прейскуранту «Наследников В. С. Баташева в Туле», который был выпущен 18 февраля 1914 года. В прейскуранте указаны цены, как на простые самовары простых форм, так и на самовары сложных форм. Отдельно указаны цены на самовары, которые изготовлены из различных материалов, имеющие разные объемы и т. д.

Что же мы видим по этому прейскуранту. В первую очередь зависимость цены самовара от его формы. Цена на самовары простых форм, которые продавались оптом, приводится в прейскуранте в расчете на пуд. Цена на самовары более сложных форм, которая приводится в прейскуранте, была определена на поштучный товар. Такие самовары магазины продавали поштучно. Материал, из которого были изготовлены самовары, является другим фактором, от которого зависела цена. Если цену на самовары, изготовленные из латуни, принять за основу, то никелированные самовары таких же форм, уже стоили на 5% дороже, такие же самовары, но изготовленные из томпака, оценивались уже на 10% дороже латунных. Третий фактор, который влияет на цену самовара, это его объем. Цена за пуд таких самоваров была по прейскуранту 28 рублей.

Естественно не все случаи, из практики антикварного рынка укладываются в эти рамки. Такие, например самовары, как «тет-а-тет», не укладываются в эти рамки. Имея свою необычную форму, такие самовары пользуются у коллекционеров повышенным спросом. Так же в особом ряду стоят и самовары, изготовленные из чистой меди, так как, таких самоваров очень мало на антикварном рынке. Объяснение этому факту очень простое, для чистки самоваров использовали золу или глину, в результате таких чисток, стенки самовара протирались насквозь, после этого самовары просто выбрасывались. Также в рамки описанной схемы не укладываются и дорожные самовары, так как, прейскурант рассчитан на самовары, которые выпускались в массовом количестве, которое соответствовало спросу покупателей.

За прошедшие годы, когда производство самоваров было прекращено, какие то, самовары утилизировали, какие то, из них сохранились, но их очень мало. Самые редкие экземпляры самоваров, это трактирные. На рынке самоваров, редко встречаются самовары необычных форм. Так же мало на антикварном рынке и самоваров изготовленных из серебра.

Антикварный рынок на сегодняшний день представляет разрезанный на разные куски пирог. И каждому покупателю предлагается, исходя из его финансовых возможностей, вкусов, определенный кусок пирога. Редкостью стали высокохудожественные самовары, которые стали предметами декоративно прикладного искусства. Коллекционеру, чтобы приобрести такой самовар, нужно не только иметь деньги в достаточном количестве, но и доля везения и удачи, ведь цены на такой самовар достигают шестизначных цифр. Покупатель, который поставил перед собой цель, приобрести самовар среднего достоинства, работы среднего мастера, но интересной формы и хорошо декорированный, изготовленный не из серебра, а из материалов попроще и подешевле, ему повезет больше. Цены на такие самовары колеблются в пределах от 3 тысяч долларов до 10 тысяч долларов. На антикварном рынке простых самоваров из латуни большое изобилие, и цены на них вполне приемлемы.

В наши дни старинные самовары переживают свое второе рождение, являясь наиболее востребованным видом антикварных самоваров. Материальная культура прошлого находит горячий отклик в сердцах современных людей. И дело не только в «моде на старину». Прикасаясь к сохранившимся до 21 века «представителям» отечественного самоварного производства, коллекционеры и просто любители пытаются проникнуться духом ушедших времен и восстановить связь прошлого с будущим, помогающую ответить на сложный вопрос – кто мы, откуда и куда идем. Наверное, многие хотели бы узнать больше о таком красивом, полезном и популярном у наших предков предмете быта, как самовар. А самые наблюдательные идут дальше в изучении «самоварной» истории и интересуются таким вопросом, как значение медалей на антикварных самоварах.

Медали – признание качества

В промышленности, как и в других сферах жизни, прогресс происходит благодаря соревновательному духу, являющемуся локомотивом для всех человеческих достижений. Российская самоварная промышленность, зародившись в мелких кустарных мастерских, в течение 19 века совершила свое победное шествие не только по родной стране, но и покорила рынки многих стран мира. Самовар стал известен в европейских странах как красивый, оригинальный и функциональный предмет быта высокого качества, изготовленный с большим мастерством и любовью, а в более широком смысле он символизировал Россию с ее богатой и самобытной культурой.

Главным признаком качества продукции самоварных компаний стали наряду с клеймом той или иной фабрики клейма в виде медалей. Заслужить право на такой знак было непросто, ведь медали присуждались товарам-победителям промышленных соревнований разного уровня – выставок. Фабрика, продукция которой часто оказывалась в числе призеров на выставках, отечественных и международных, украшала самовары полученными наградами. Медали должны были свидетельствовать о качестве фирменных моделей самоваров и привлекать внимание покупателей.

По медалям на антикварных самоварах можно изучать историю отечественного самоварного производства, так как на клеймах наград содержится много информации о промышленных выставках, в которых участвовала продукция известных брендов. Клеймо медалей и название производителя помещались на корпусе, крышке или поддоне самовара. Оно наносилось специальным чугунным штемпелем, нагревающимся до необходимой температуры и прижимаемым к горячей поверхности при помощи удара молотка. Глубина оттиска не могла быть слишком глубокой, так что со временем стиралась, если самовар чистился песком.

Нанесение медалей и клейм с названиями фабрик строго регламентировалось государством, чтобы исключить возможность подделки. Производитель, чтобы получить право на то или иное клеймо, должен был пройти процедуру правительственной регистрации, в противном случае ему грозил большой штраф или тюремное заключение.

Какие медали на антикварном самоваре лучше?

Достоинство медалей на антикварных самоварах зависело от уровня промышленной выставки или ярмарки, где присуждалась награда. В условиях распространения самоварного производства по всей России в регионах проводилось большое количество подобных состязаний в качестве товаров. Награды, полученные производителями на местных ярмарках-выставках, ценились не слишком высоко. Совсем другой уровень представляют собой медали международных или всероссийских выставок. Продукция, участвовавшая в подобных соревнованиях, должна была пройти строгий отбор, предусматривавший высокое качество изготовления и художественного оформления товара. Компании, получавшие право представлять самовары на выставках высокого уровня, как правило, имели продукцию авторской работы известных мастеров. Наиболее почетно было иметь награды, дававшие фабрикам высокий статус поставщиков царского двора. Такие самовары охотно покупали не только в России, но и на зарубежных ярмарках.

Современные коллекционеры антиквариата обращают внимание на «достоинство» медалей, заключающееся в уровне выставок, на которых побывала русская «чайная машина». Самыми ценными считаются самовары, на которых есть медали с международных выставок. Общее количество медалей тоже говорит о высоком качестве товара и респектабельности производителя. Специалисты называют в числе наиболее дорогих антикварные самовары, имеющие клеймо фабрик Дубинина, Кондратьева, Севрюгина. Большую ценность представляют собой коллекционные и выставочные образцы самоварных компаний Тейле, Баташовых и Лисициных.