Иерархия афонских монастырей. Прием в монашеское братство афона. Объекты восстановительных работ о. Иосифа

Святая гора Афон (WPFDC / flickr.com) Пик горы Афон (Horia Varlan / flickr.com) WPFDC / flickr.com michael clarke stuff / flickr.com Вид на гору Афон (Dave Proffer / flickr.com) michael clarke stuff / flickr.com WPFDC / flickr.com Монастыри Афона (WPFDC / flickr.com) WPFDC / flickr.com michael clarke stuff / flickr.com michael clarke stuff / flickr.com michael clarke stuff / flickr.com Вид на полуостров с верхней точки горы Афон (Dbachmann / wikimedia.org) Монастырь Ивирон, Афон (Leon Hart / flickr.com) Gabriel / flickr.com WPFDC / flickr.com WPFDC / flickr.com WPFDC / flickr.com WPFDC / flickr.com Пейзаж Афона (WPFDC / flickr.com) WPFDC / flickr.com Гора Афон (Schtewe / flickr.com) Колокол на фоне Афона (WPFDC / flickr.com) WPFDC / flickr.com WPFDC / flickr.com WPFDC / flickr.com WPFDC / flickr.com Макет горы Афон (WPFDC / flickr.com) Карта монастырей Афона (Донор / wikimedia.org) Гора Афон на карте (commons.wikimedia.org)

К сожалению, это пренебрежительное суждение судей поддерживается отделами европейских музеев, посвященных византийской графике, где обычно есть только обычные работы бездарных карандашей механически работающих агиографов прошлых веков. Здесь также можно увидеть в своей неизменной красоте работы Апеллесов средневекового эллинизма, Панселинос, чье имя и репутация, вероятно, все знают, чьи работы являются наименьшими, чье время и жизнь никому не известны. Теперь французы Дидрон и русские Севастьянов были озабочены произведениями искусства на горе Афон.

Греция изобилует интересными местами: Афины, Родос и Олимпия. Но для православных верующих и паломников, которым возможно неинтересны языческие храмы древних богов, в Афинах есть одно очень значимое место – гора Афон.

Афон – это святая гора, которая находится в Греции, высота составляет 2033 метра. Она известна во всем мире. Гора Афон (Агион-Орос) переводится как «Священная гора». Хотя древнейшие ее названия – Акти (Утес) и Афон от имени гиганта из греческих мифов.

Но художник только подробно описал символы христианских образов, в то время как художественные усилия русского дворянина привели к созданию коллекции из шести тысяч фотографий, достойных самого серьезного исследования, которое теперь стало украшением Санкт-Петербургского музея. Горы перед лицом огромной стоимости такой работы, но у меня было что-то более практичное. Для этого было изображено или сфотографировано значительное количество предметов искусства и священных сосудов, чтобы все могло появиться в богатом разнообразии.

Теперь, докладчик хотел бы поблагодарить все стороны, чтобы стать его помощью и поддержкой и надеется на работу, сделал это сделает богатый выход сырье науки. Горы, которые были посвящены непрерывной и устойчивой деятельности. В настоящее время допустимо обратить внимание на еще один плод исследований этого неутомимого исследователя, который будет высоко оценен для многих читателей.

Гора Афон на карте Европы или мира находится на полуострове, который омывает Эгейское море. Это море, в свою очередь, соединяется на юге со Средиземным. Данный полуостров имеет название Халкидики и является северо-восточной частью огромного Балканского полуострова, где находятся Афины и другие греческие города.

Среди них главное место занимает «фиксированная историческая орфография, которая как можно ближе к этимологии и истории слова». Возможно, написано на Кипре. Декор великолепный во всех отношениях. Так что можно надеяться, что это большое добросовестное выполнение Греческой исследователя в той же пропорции, как они служили ему и народу его честь, даст большую пользу и удовольствие от многочисленных друзей таких исследований.

Посещение Афонских монастырей.














Посещение Горы Афон, монашеской республики, с ее 20 монастырями и многими горнолыжными курортами - это уникальный опыт. Это предназначено исключительно для мужчин, так как есть аватосы, поэтому женщинам не разрешается входить в монашескую республику. Кроме того, на Атоне не содержатся женские животные, кроме диких. Мы позаботимся о всех формальностях и гарантируем, что все будет готово к вашему прибытию.

Гора Афон на карте (commons.wikimedia.org)

Халкидики имеет очень интересную форму: похож на кисть руки с тремя пальцами или на трезубец Посейдона – бога морей. На краю самого восточного и крайнего «пальца» (Афон), длиной около 60 километров, находится эта известная святая гора.

Свяжитесь с нами: Контакт. Оставайтесь в монастырях и на Афоне. Посетителями горы Афон считаются паломники, а не туристы. В монастырях очень важно одеваться и вести себя надлежащим образом. Как правило, вы можете обедать с монахами в монастырях как паломники.

Архондарикас - это монах, который несет ответственность за прием паломников и их прием в монастырь. Там паломник получает греческое мокко, лукуми и ципуро. Этот тип приема происходит с того времени, когда люди шли один или пешком. Кофе пробуждается, Ципуро нагревается, а Лукуми - на уровень сахара. Не забудьте взять с собой следующее.

Залив, разделяющий полуострова Ситония и Афонский называется заливом Святой горы или Сингитикос. Принадлежит вся эта территория Греции. В северной части этого пальца расположен перешеек, названный в честь персидского царя Ксеркса. А чуть южнее интересный город Уранополис, который является курортным как Афины и многие другие города Греции.

Носки или черное нижнее белье в подарок монахам. . Век, окружен зеленью, главным городом монашеского государства Кариес. Это один из монастырей Горы Афон. Напротив, это здание Священной коммуны, место районов закона и дискомфорт. В идиллические места были построены внушительные монастыри Евангелистрия и Тимиу Продромоу со времен византийцев. Почтенный монастырь Евангелистра расположен на востоке Горы рядом с горой и больше похож на крепость; этот монастырь часто был объектом разграбления пиратами.

Он славится своей церковью и укрепленными наружными объектами, а также панорамным видом до порта Скопелос. Евангелистрия была построена на руинах старого византийского монастыря; Кайсариос Дапонте, монах из Скопелоса, был решительно разделен. Здесь можно полюбоваться иконами века, а также иконостасом, украшенным золотым листом, который был выпущен в студии в Стамбуле.

Он имеет красивый перевод своего названия с греческого – Небесный город. Отсюда с пристани паломники, приехавшие из Афин и других городов, могут добраться до священной горы Афон и здесь им выдают деамонитирион. То есть разрешение пройти на гору.

Сейчас на Афоне — полуострове в Греции находится 20 монастырей. Все без исключения монастыри Афона для общего проживания. На горе живет полторы тысячи монахов, и здесь жили святые Афона. Все они мужского пола и исповедуют православие.

У немногих монахинь, которые живут в монастыре, есть красивые, популярные произведения и красивые настенные ковры. Не следует также пропускать базилику Скопелосской епархии, окруженную стенами венецианского периода. Он был построен на фундаменте византийской базилики, построенной на руинах раннехристианской церкви. Несколько артефактов были обнаружены при археологических раскопках, проведенных на месте епархии.

Стоит посмотреть монастырь святого Ригиноса, святого покровителя острова. Он расположен в 2 км к северо-западу от города Скопелос. Во дворе монастыря находится гробница святого Ригиноса; маленький саркофаг содержит его смертные останки. Монастырь Спасителя был построен в столетии, произведения искусства в интерьере были созданы известным агиографом Антонием Агорастосом на Крите, и это сообщество является филиалом ксенофонта монастыря на Афоне. Резные и позолоченные иконостасы богато украшены различными мотивами и состоят из двух частей.

  • Великая Лавра – старейший и главный монастырь. Основали его в 963 году. Это самая крупная обитель и первая в иерархии. Основал ее святой Афанасий. Он также приобщил ее обитателей к отшельничеству и пещерному образу жизни. На территории Лавры стоят 17 храмов, принадлежащих ей, и 19 вне территории. Монастырь имеет множество святынь и мощей.
  • Ватопед – монастырь стоит на холме, который возвышается над берегом моря. Основали его с 972 по 985 годы Николай, Антоний и Афанасий. Это были богатые люди, которые пришли сюда, чтобы стать монахами во времена основателя Лавры. Он стоит на втором месте после Лавры. Он хранит в себе пояс, принадлежавший Пресвятой Богородице. Кроме этого тут много одеяний, сосудов, а также многочисленные иконы Богородицы, творящие чудо. Они украшают убранство монастыря, их названия: Всецарица, Елиоточивая, Ктиторская и Закланная.
  • Иверский – название происходит от слова Иверон на греческом. Это название страны Грузии в древности или Иберии и построили монастырь грузины. Его основали преподобные Иоанн Торникий и Иоанн Святогорец в 980-983 годах. Расположен он на северо-востоке полуострова, на побережье рядом с небольшой бухтой, где раньше располагался город Клеоны и храм Посейдона. Считается, что именно сюда буря принесла корабль, на котором находились Богородица и апостол Иоанн Богослов. Здесь теперь находится в отдельном храме Иверская икона Богоматери, она особо почитается в России. Монастырь хранит множество святых мощей.
  • Хиландар – находится на северо-востоке полуострова Афон. Поддерживается сербской православной церковью. Архиепископ Сербии Святой Савва совместно с князем Стефаном Неманей основали этот монастырь в 1198 году. Сейчас здесь живет 70 монахов-сербов. Среди сокровищ здесь есть иконы Богоматери, частицы реликвий Страстей Христовых и Животворящего креста, а также мощи некоторых святых.
  • Дионисиат – основали его в 1375 году, и по сей день, он стоит на 80-метровой скале, возвышаясь над морским берегом. Расположен он между обителями Святого Павла и Григориат.

На горе много других обителей, включая русскую обитель Святого Пантелеймона.

Монастырь окружен толстыми высокими стенами, которые делают его больше похожим на средневековую крепость. Это самый старый храм на Скопелосе и, кроме того, есть также Священный монастырь от Наконец, монастырь Святого Таксиарха на языке с ранней христианской церковью с 672 года после Христа.

Утро на Святой горе начинается громкими ударами. Симантрон - средневековый ударный инструмент. Это звонок для первой службы дня. Несколько черных, бородатых мужчин спешат по двору. Сейчас четыре часа ночи и темно, в воздухе лежат цикады. Залы хора заняты до последнего места. За пением псалмодические монахи сидят паломники.

Кроме монастырей есть еще скиты. Два русских: Пророка Илии и Святого Андрея. Румынский скит, который относится к Лавре – Святого Иоанна Предтечи. И те, которые относятся к Иверской обители: Пресвятой Богородицы, Праведной Анны, Кавсокаливия, 2-й скит Иоанна Предтечи, Новый скит, Благовещения, Святого Димитрия.

Они спали несколько часов на бесплодных двухъярусных кроватях, без электричества и горячей воды, и провели ночь с москитами. В Агиу Андреа нет роскоши. Но за это никто не пришел. «Я здесь, чтобы очистить себя от своих грехов», - говорит Илие, молодой румынец, который живет в Германии, «здесь мы как можно ближе к небесам, чем нигде». Никос, греческий бизнесмен, находится в монастыре, чтобы найти себя: «Просто прекратите, медитируйте, забудьте о материальном мире».

Святая Гора Афонская - место поклонения православным христианам. Полуостров на северо-востоке Греции, площадью почти 350 квадратных километров, густо лесистый, скалистый, почти пустынный. Легенда гласит, что Дева Мария вышла на берег, по дороге на Кипр и ошеломленная красотой этого места. Бог дал ей гору в подарок. И поскольку так называемый «Сад Девы Марии» посвящен только «самым чистым из всех женщин», другим женщинам не разрешается входить в него. Именно по этой причине монахи, которые управляли Атоном с века, были автономной монашеской республикой.

История

Считается, что на этой святой горе впервые начала проповедовать сама мать Иисуса. Возможно, в этих местах прятались от гонений самые первые христиане.

Карта монастырей Афона (Донор / wikimedia.org)

В одной версии предания Богоматерь прибыла сюда на корабле намеренно и молилась за это место, чтобы оно простояло до конца времен. И услышала ответ, что гора Афон будет раем или тихой гаванью для людей, обремененных грехом.

Даже у женщин нет доступа, кроме кошек. Живой по юлианскому календарю. Из внешнего мира нет необходимости прописывать Святую гору - даже не из Европейского Союза. Монахи живут в другое время. Имена византийских императоров все еще используются, а юлианский календарь по-прежнему применяется.

В Дафни, единственном порту Афона, флаг византийской империи, который был побежден 559 лет назад, дует вместе с греком. Именно этот вызывающий уход из внешнего мира завораживает многих паломников. Однако не только благочестивые приходят. Многие греки открывают Афон в качестве места, где кризис может быть чудесным образом забыт.

В другой версии Богоматерь вместе с Иоанном Богословом направлялись на Кипр, их судно свернуло с намеченного курса, и оказалось у побережья полуострова Афон.

Богоматерь ступила на берег как раз недалеко от стоящего теперь Иверского монастыря.

Считается, что первыми населяли гору Петр Афонский (681-884 годы) и Евфимий Солунский.

Монахи сообщают о посетителях, поскольку это было не годами. Любой, кому дана афонская виза в краткосрочной перспективе в течение максимум четырех дней для переброски на полуостров на лодке, может быть удачной. Более десяти не-православных посетителей в день не допускаются.

У Илие, румынка, есть специальная лицензия, он хочет остаться как минимум на три месяца. За это он вызвался в качестве добровольца в Агиу Андреа, он помог на кухне и прачечной. Он говорит, что для него нет большего счастья, чем для того, чтобы стать полезным для самого святого места в мире. Как неправославный, к нему нужно относиться с небольшой инструкцией: «Большинство христиан на Западе принимают религию легкомысленно, они не верят с полным сердцем». Кроме того, были крестовые походы, разграбление Константинополя, нападения на православные монастыри.

885 год – состоялся указ о том, что гора Афон только для монахов. Тогда для мирян этот полуостров был закрыт. А еще через два века на Афоне было запрещено находиться женщинам.

В былые времена святая гора имела 180 монастырей, когда Византия пала, монашеская республика подвергалась притеснениям и гонениям, поэтому количество монастырей значительно уменьшилось.

Это правда, что это произошло много веков назад, но сожжено в исторической памяти монахов. Многие монахи, предупреждают Или, с подозрением относятся к незнакомцам. Но подозрение не просто неортодоксально. Это в основном связано с скандалом в сфере недвижимости, окружающим монастырь Ватопед. Сделано из воздуха и воды.

Аббат хотел иметь возможность расплатиться, но также мог хорошо жить с перспективой создания прибыльного пространства для недвижимости. Продажа зданий приносила монастырю сто миллионов евро. Аббат Эфраим, позднее писал газеты, смог «превратить воздух и воду в чистое золото».

972 год – монашеской республикой был получен автономный статус.

1016 – появился первый русский монастырь на горе Афон.

1046 год – полуостров стал называться Святая гора Афон.

Почему женщинам нельзя посещать монастыри и гору?

В легенде говорится, что когда Богоматерь ступила на берег, она оставила завет, что ни одна женщина не ступит на эти благословенные берега, у которых стоит святая гора. Хотя некоторые женщины почему-то стремились добраться на святой Афон, не смотря на то, что этого делать нельзя.

Дело стоило двум членам правительства офиса, Караманлис должен был объявить о новых выборах. Истинные виновники, по их словам, были найдены в Афинах. «Есть много гневных людей, которые хотят приложить что-то к падре», единственный комментарий Илии к делу. Румынец также решил служить Богу в самой спартанской среде.

И Ватопеди не один из них. Перед церковью Агиу Андреа засыпает утро. Прошло почти два часа выставки, только сейчас для гостей есть простой завтрак. Кого монахи спят под их зонтиком, должны соблюдать свои правила - и много ладана натощак - это только один из них. Илие объясняет, как быть распятым, и как в сонном состоянии вы целуете значки за зажженным стеклом, не убивая голову. «Это случается со мной все время», - говорит он, снисходительно улыбаясь.

Монастыри Афона (WPFDC / flickr.com)

Например, дочь императора Византии Феодосия Плакидия, следуя из Рима, собралась по пути посмотреть монастыри. Но голос Божией Матери в храме наказал ей покинуть земли Афона.

Царевна Маро привезла богатое пожертвование монастырям, но по пути встретила ангела, который велел ей обернуться обратно.

В XI веке не только женщинам было запрещено пребывать на Афоне, но и зверям женского пола.

С 1953 года за нарушение этого правила даже предусмотрено заключение на срок от двух месяцев до года.

Почему введены такие строгие правила? Уже давно в Европе существует движение, цель которого – отстаивать идею равноправия женщин. И представительницы слабого пола, оправдывая свой поступок дискриминацией, пытаются добраться до Афона.

Несмотря на запрет (аватон), женщины тут все равно бывали, монахи разрешали беженцам пребывать в монастырях.

Святые Афона

В прошлом веке происходил процесс возрождения монастырей на Афоне. Харизматичные старцы и святые Афона приобщили многих к монашеской и отшельнической жизни.

Колокол на фоне Афона (WPFDC / flickr.com)

Известные из них: отшельник Иосиф Исихаст, старец Паисий Святогорец, архимандрит Софроний, Арсений Пещерник, Ефрем Катунакский и другие.

О святых Афона, как и о мучениках можно написать очень много. Для примера, можно рассказать о жизни одного из святых Афона – Иоаким Итакийский.

Преподобный Иоаким Итакийский считается хранителем Итаки, этот остров был его родиной.

Попал на Афон в возрасте 17-ти лет, где посетил Ватопедский монастырь. Попросил, чтобы ему разрешили остаться в обители. Впоследствии стал монахом. Прилагал многочисленные усилия по спасению людей во время революции в Греции.

Несколько лет жил в лесу, посвящая себя молитве. Когда стал святым, предотвращал преступления, предсказывал грядущую опасность, исцелял больных. Подавал пример жителям, помогая им изменить образ жизни.

Старцы на вершине горы

Существует красивая легенда о невидимых старцах. Конечно, для местных монахов, это не просто сказание, для них святые Афона, правда, существуют. Почему это так, можно судить по повествованию Паисия Святогорца.

Вид на полуостров с верхней точки горы Афон (Dbachmann / wikimedia.org)

Впервые оказавшись на Афоне, Паисий путешествовал в скит Святой Анны, заплутал и случайно пошел вверх на вершину горы.

Желая найти верный путь, он молил Божью Матерь. И тут внезапно он увидел отшельника, от лика его исходило свечение.

Возрастом около 70 лет, это столько, сколько можно было дать ему на вид. А по одежде стало ясно, что он давно не контактировал с монахами.

Отшельник сказал Паисию, что он идет неверной дорогой и показал правильный путь в скит Святой Анны. В ответ Паисий спросил у старца, где же он живет. Отшельник показал на вершину. Паисий попросил у него благословения и последовал дальше. Только позднее Паисий Святогорец узнал, что это был один из старцев, обитающих на вершине.

Мистические места на святой горе

Самый высокий участок на горе Афон, где живут отшельники, имеет название Керасья. Немного выше этого места, возвышается скала названная в давние времена греками – Идолио. Почему она так называется можно понять из названия: Идолио – то есть идол. Здесь расположено самое древнее из капищ язычников на святой горе.

Пейзаж Афона (WPFDC / flickr.com)

Проход на эту территорию под строгим запретом. Тем не менее, к жертвеннику капища ведет, кем-то протоптанная, тропа. Множество таких капищ появилось здесь еще до нашей эры и соответственно Рождества Христова.

Древние греки высоко ценили красоту и Идолио построено в одном из самых живописных мест на горе. Туда ведет тропа скрытая в густом тумане, так как в этих местах начинается граница облаков.

Здесь везде можно увидеть кресты, стоящие на перекрестках. Они должны сдерживать нечистую силу, которая может проникнуть за территорию капища. Почему они так стоят? Возможно, это связано с традицией: считается, что на перекрестке особенно в тумане можно встретить нечисть, так как в таких местах пересекаются миры.

Несмотря на то, что на Афоне расположены многочисленные языческие капища, есть еще одно место, которое избегают монахи, хотя с язычеством оно никак не связано.

michael clarke stuff / flickr.com

Почему это место производит такое впечатление? Святая гора хранит предания о Могуле. Это скит, который находился выше Великой Лавры.

Сейчас здесь можно увидеть огромную плиту из цельного камня, под наклоном, уходящую в море. Периодически здесь происходят камнепады.

А раньше стоял храм, который освящен в честь Василия Великого. Скит стоял на крутом склоне.

После того как среди монахов скита начались раздоры, спустя какое-то время монахи во время службы услышали грохот. Скала, которая была раньше на высоте 500 метров, рухнула на скит и снесла его в море. На этом месте осталось только скальное основание.

Как добраться?

Из Афин в Греции можно доехать до Салоники на автобусе и поезде, но с многочисленными пересадками. Можно добраться до Афона из столицы Афины, но основной поток паломников и туристов приезжает на Афон через Салоники, где находится аэропорт.

Лучше всего приехать на вокзал утром, как можно раньше, иначе не успеть на паром, который отходит в 9.45.

Из Салоники можно доехать до Уранополиса на рейсовом автобусе, можно заказать такси. В Уранополисе в Паломническом бюро надо получить диамонитирион. Затем из Уранополиса в порт Дафни 2 часа на пароме.

За проживание и питания в монастырях нет никакой платы. Перед прибытием нужно предупредить за 2 недели, ночлег предоставляется на один день, чтобы остаться подольше нужно просить благословения.

Святой Горой Афон называется восточная часть греческого полуострова Халкидики, омываемая водами Эгейского моря. Он имеет длину 57 км, ширину от 8 до 12 км и занимает площадь в 332 кв. км. Горный хребет полуострова, имея у перешейка, которым он соединяется с греческой провинцией Македония, незначительную высоту, далее постепенно поднимается вверх, и заканчивается горным пиком высотой 2033 м. Это и есть гора Афон (по-гречески Афос), давшая название всему полуострову.

Вот уже более тысячи лет в единственной в своем роде монашеской республике бережно cохраняется и из поколения в поколение передается живая духовная традиция. В настоящее время Афон - главный центр и оплот восточно-христианского монашества.

Автономная область, в политическом отношении принадлежащая Греческой Республике, а в церковном - Вселенской Константинопольской Патриархии. Независимость Афона и его особый статус гарантируются специальной статьей греческой конституции и рядом межгосударственных соглашений. Согласно системе управления Святой Горы законодательная власть принадлежит здесь Священному Собору, состоящему из игуменов 20 монастырей, управление осуществляется Священным Кинотом, состоящим из представителей каждого монастыря, а исполнительная власть находится у Протата, члены которого избираются сроком на год. Все афонские монастыри поделены на пять четверок, ежегодно поочередно сменяющих друг друга в управлении Святой Горой.Первое лицо из четырех эпистатов - Прот или Протоэпистат - может быть избран только из представителей одного из пяти монастырей, возглавляющих традиционные четверки: , и . Два раза в год (через пятнадцать дней после Пасхи и 20 августа) проходит собрание игуменов всех афонских монастырей. Здесь принимаются самые важные решения, касающиеся жизни Святого Афона.

На Афоне находится и гражданский губернатор, в подчинении которого состоят несколько служащих и полицейских.

Относительно древней истории Афона сохранилось множество легенд. Древние называли Акт!и (по-гречески побережье) весь полуостров Халкидика, а происхождение имени Афон восходит к древнегреческой мифологии.

Архитектор Александра Македонского Стасикрат (по другим данным, его звали Динократ), захотел придать образ своего покровителя. По мысли мастера в левой руке македонского царя должен был находиться город, а из правой течь в море стремительный поток. Александр благоразумно отказался от затеи и даже потребовал оставить Афон в покое. Полководец не хотел брать пример с тщеславного персидского царя Ксеркса, повелевшего прокопать канал в южной части афонского полуострова (его следы сохранились до наших дней в местечке Провлакас). Ксеркс боялся, что если он будет огибать полуостров, флот погибнет во всегда неспокойном море у афонских берегов. Впрочем, усилия по строительству канала были напрасны, переправленный через него флот был разбит в битве с греческими кораблями.

С древности Афонский полуостров был заселен греческими племенами. Все морские пути, соединяющие Грецию с Востоком, проходили через него. Его двухкилометровый пик служил маяком, видным за десятки километров вокруг.

Сохранились свидетельства о существовании на Афоне небольших городов (основанных приблизительно за 1000 лет до Рождества Христова). Из произведений великих древних историков Геродота и Фукидида нам известны имена некоторых из них: Фиссос, Олофиксос, Клеонэ, Акроафос, Дион, Аполлониа. Но точное местоположение большинства этих поселений установить не удалось.

К моменту прибытия на Афон первых подвижников эти города, некогда находившиеся в большом расцвете (население Афона достигало даже 10.000 человек), уже опустели.

C самого зарождения монашества монахи часто селились на горах, и эти места вскоре из-за подвижнической жизни их насельников люди стали называть святыми. «Святые Горы» были в Палестине, Египте, Сирии и Малой Азии. От большинства из них сейчас осталось всего несколько обителей с малым числом иноков или развалины, свидетельствующие об их былом величии.

Из-за постоянных варварских набегов древние монастырские центры, за исключением Афона, не устояли. Тем уникальнее значение Афона, единственной «Святой Горы», сохранившейся до наших дней, благодаря своему уникальному географическому положению.

Церковное предание сообщает, что христианство на Афоне проповедала Сама Матерь Божия, взявшая это место под свое покровительство.

Точное время появления на Афоне первых монахов нам неизвестно. Но есть основания полагать, что в афонских лесах от гонений скрывались уже первые христиане. Впрочем, постоянные вторжения и варварские набеги уничтожили все письменные источники о начальном этапе жизни монашеской республики. Восполнить этот вакуум способны только многочисленные афонские предания. Конечно, их достоверность вызывает у некоторых современных ученых сомнения, но появление первых обителей на Святой Горе уже во времена равноапостольного Константина вполне вероятно.

Согласно преданию, Константин Великий, задумав строительство новой столицы Римской империи, остановил свой выбор на Афонском полуострове. Он уже составлял градостроительные планы, когда к нему пришел епископ этой местности по имени Марк. Он поведал императору, что это место избрано самой Богородицей. Тогда благочестивый царь не только отказался от своих планов, но и построил на Афоне три храма в честь Пресвятой Богородицы около поселений, на месте которых в настоящий момент находятся , Ватопедский и Иверский монастыри. Впоследствии они были разрушены Юлианом Отступником.

Константин также организовал переселение жителей Афона - мирян на полуостров Пелопонесс. По другой версии это сделал позднее император Константин Погонат (668-685).

Существует сказание о том, как в 422 году дочь императора Феодосия Великого, намеревавшаяся войти в монастырь Ватопед, была остановлена голосом, исходившим от иконы Божией Матери; именно с этого времени существует запрет на посещение Афона женщинами.

В VII веке завоевание Египта, Палестины и Сирии арабами-мусульманами вынудило монахов покинуть эти земли. Многие из них оказались на Афоне. Туда же притекали и иноки, преследуемые императорами-иконоборцами.

С IX века Афон становится одним из ведущих монастырских центров Востока. Так что насельники Святой Горы принимают самое активное участие в работе Седьмого Вселенского Собора. К этому периоду Афонское монашество существовало уже в трех формах: отшельнической, скитской и киновийной (общежительной).

Вначале на Святой Горе было два типа монашеских обителей: каливы и кельи. Каливы были небольшими строениями, в каждом жил только один монах. Располагались они в труднодоступных и бесплодных местах. Несколько калив со временем объединялись и составляли лавры. Сохранились имена первых афонских лавр Климента, Зигоса и Кареи. Некоторые кельи со временем достраивались и расширялись, превращаясь в небольшие общежития из пяти - десяти монахов. Многие из них в дальнейшем превратились в большие киновии. Стоит подчеркнуть, что все афонские обители, лавры, кельи и каливы с самого начала подчинялись единой центральной организации, рано начинает использоваться и термин прот.

Первоначально монахи сосуществовали с мирянами, но к IX веку Афон покинули последние пастухи и землепашцы. Указ императора Василия I, изданный в 883 году, письменно утвердил Афон как место исключительного проживания монахов.

Преподобные и (Солунский) - два первых известных нам насельника Святой Горы. Важно, что они представляли два различных монашеских направления: отшельничество и общежитие. Причем житие преподобного Евфимия указывает на то, что он прибыл на Афон, услышав о славе этого места. Это еще одно свидетельство того, что к моменту появления на Святой Горе прп. она уже несколько столетий была одним из важнейших монастырских центров Византийской империи.

Тип большого общежительного монастыря не был ранее характерен для Афона, и деятельность преподобного, основавшего Великую Лавру, не всем пришлась по душе. Большие здания, дороги, башни - все это вызывало серьезные возражения и беспокойство. Конфликт и недопонимание вскоре удалось разрешить, результатом чего стало издание первого афонского Устава. По нему Святая Гора признавалась независимой и самоуправляемой. Все приходящие на Афон с желанием постричься в монашество должны искать себе руководителя, «дабы отнюдь не помещаться вне духовного приюта».

В остальном существовала свобода выбора между отшельничеством, общежитием и скитской жизнью (которые были признаны Уставом равноправными и одинаково допустимыми). Изменения, вносимые в последующие шесть уставов Святой Горы, касались главным образом управленческих и экономических аспектов. Основные правила монашеской жизни остались практически неизменными вплоть до настоящего времени.

Преподобный Афанасий заложил прочные основы общежительного монашества на Афоне. Святого отличало не только большое благочестие и многие добродетели, но и выдающиеся организаторские способности. Великая Лавра стала образцовым монастырем, прототипом, по примеру, образу и подобию которого были основаны десятки общежительных обителей.

Множество юношей со всех концов света стекалось к преподобному Афанасию, стремясь получить у него духовное руководство. На Афон приходили как простолюдины, так и представители знатных родов. На отпевание Святого пришло 2500 из 3000 афонских иноков.

Ученики преподобного основали на Святой Горе большое число обителей, число которых с каждым годом все более умножалось. К началу XI века на Афоне было уже более 180 монастырей и скитов. Помимо греков, на Афоне подвизались монахи из Иверии, Армении, Италии, Сербии, Болгарии, России. Наступил период наивысшего расцвета афонского монашества, но политические противоречия, пиратские набеги, варварские нашествия, землетрясения и пожары готовили для Святой Горы непростые испытания.

Многолетние, беспрерывные истощительные войны, которые велись императором Алексием Комнином во всех направлениях, обеспечили мир в Средиземноморье, но он вскоре был нарушен с Запада Крестовыми походами.

После того, как латинянами были захвачены Салоники, подворья афонских монастырей стали тимарами (поместьями) дворян.

Даже сама Святая Гора стала рассматриваться как тимар и была отдана под власть католического епископа Севастийского, который расположился на границе Афона в месте, носящем названии Франгокастро (греч. франги - латиняне; кастро - крепость) и оттуда угнетал и терроризировал окрестные области.

В 1274 году была принята Лионская уния. Признание православными Filioque и примата папы не могло не встретить отторжения у афонских монахов. Они составили догматическое послание, в котором отвергали любую возможность объединения с латинянами, если те не откажутся от своих заблуждений. Народ последовал за святогорцами и также отверг унию. Император, испытывая давление со стороны папы, с помощью силы пытается навязать объединение Церквей. Предпринимаются ссылки, конфискации имущества, заточения и пытки. Униаты прибывают на Афон (1278-1282) и пытаются склонить афонитов к принятию объединения, но святогорцы остаются верны православию.

В правление сына Михаила Палеолога императора Андроника II (1282-1328) началось кратковременное возрождение Афона. Но Святую Гору ждало новое испытание - в 1308 году началось нашествие каталонцев. Эти западные наемники были привлечены императором для борьбы с турками, но вскоре обратили свое оружие против Византии. На Святой Горе они убили многих монахов и до основания разрушили несколько обителей.

О масштабе катастрофы, случившейся с Афоном в период нашествия крестоносцев, униатов и каталонцев, свидетельствует то обстоятельство, что число обителей сократилось с трех сотен до двадцати пяти.

XIV век можно охарактеризовать как золотой век афонского монашества. Святая Гора духовно созрела и начала приносить богатые духовные плоды, в результате слава ее распространилась по всему христианскому миру.

Афон становится центром исихастского возрождения. Исихазм развивался на Афоне сразу в двух руслах: в общежительном монашестве и отшельничестве.

В этот период основываются скиты Святой Анны и Иоанна Предтечи. Десятки известных старцев заселяют отшельнические районы Афона: Карулья, Кавсокаливья, Керасья.

На Афоне подвизались монахи всех православных народов. Собирались драгоценные святыни, основывались новые обители, приобретались участки и подворья, украшались соборы, писались иконы, составлялись рукописи. Но не иссякал поток бедствий и неисчислимых скорбей: разбойничья банда латинян, вошедшая в историю под названием италийской шайки, сотрясала Афон жесточайшими расправами и убийствами, не прекращались турецкие набеги. Морские пираты в ситуации безвластия и смятения не упускали своего шанса и действовали нагло и безнаказанно.

Со Святой Горой связаны имена главных противников объединения с латинянами свт. Марка, митрополита Эфесского, и Георгия (Геннадия) Схолария. Свт. Марк, чье решение не подписывать текст унии предопределило ее провал, перед тем как отправиться на собор, побывал на Афоне, где провел время в молитве и чтении.

Уния была отвергнута всеми афонитами, пригрозившими уйти в раскол, если объединение с латинянами состоится. Авторитет Святой Горы сыграл важную роль в дальнейшем ходе событий. Уния была отвергнута не только народом, но и соборным мнением трех Восточных патриархатов: Александрийского, Иерусалимского и Антиохийского (1443).

Окончательное подчинение Афона османским завоевателям произошло в 1424 году. С падением Византийской империи в истории Святой Горы произошли большие перемены.

Прежде независимый Афон не только сделался данником султанов, но и вынужден был платить различные выплаты чиновникам разного уровня из Константинополя, Салоник и Иерисоса. При султане Селиме II (1566—1574) святогорские обители были лишены всех своих владений вне Святой Горы и вынуждены были собирать астрономическую сумму для их выкупа. В 1595 году в Карее водворился особый чиновник от османского правительства, следивший за сбором податей и выполнявший полицейские функции. Многие монастыри угодили в долговую яму, другие стали очень быстро беднеть. От окончательного исчезновения их спасла только помощь благотворителей из Греции, Сербии, Болгарии, Грузии, России и особенно Молдавии и Валахии.

Несмотря на мусульманское владычество на Востоке, Святая Гора осталась хранительницей церковного предания и высшей школой христианского подвижничества. В этот период монастыри щедро благотворили бедным и неимущим, помогали приходам и становились центрами не только духовной, но и общественной жизни. Святогорские обители помогали сохранить народное единство и превратились в духовные центры, давшие порабощенным балканским народам образованных учителей, священнослужителей, патриархов и богословов.

В XVIII в. Афон стал центром коливадского движения. Споры о поминовении усопших и периодичности причащения захватили весь Афон. Многие подвижники были оклеветаны и ошибочно осуждены за свои взгляды. Некоторые из афонских монахов тогда вынуждены были покинуть Святую Гору. Большинство из них оказалось на многочисленных островах Эгейского моря, таким образом «филокалическое возрождение» вышло в мир и получило дальнейшее распространение. Традиционалистами были основаны монастыри, ставшие знаменитыми духовными центрами и сыгравшими ключевую роль в распространении афонского монашеского идеала. Современные ученые, говоря о роли, которую сыграли «коливадские монастыри», справедливо сравнивают их с Оптиной пустынью.

Во время и накануне греческого национально-освободительного восстания, многие афонские монахи брали в руки оружие и помогали повстанцам материально. С объявлением русско-турецкой войны они устремились на поддержку России и даже потопили три турецких фрегата. Избежать репрессий удалось тогда лишь благодаря заступничеству Константинопольского патриарха. Восстание 1821 года турки решили потопить в крови. Началась резня и поджоги во многих деревнях Халкидики. В виде исключения, Афон приютил 8.000 женщин и детей и организовал их вывоз в более безопасные области Южной Греции. Тем временем, турки разместили на Афонском полуострове многотысячную армию, избавиться от которой удалось лишь после выплаты значительной контрибуции. Последствия вторжения были тяжелыми. Основную часть икон и рукописей удалось надежно укрыть, но многие монастырские постройки понесли серьезный ущерб или даже были разрушены. Не удалось избежать заточения и многим инокам: только в тюрьме города Салоники было казнено 62 святогорских монаха.

После ухода турецких войск 10 апреля 1830 положение святогорских монастырей было удручающим. Малое количество монахов, по два-три в каждой обители, разрушенные здания и колоссальные долги.

Вскоре, однако, на Афон стали возвращаться покинувшие Святую Гору иноки. Вместе с собой они привезли и Святые мощи, ценные реликвии и рукописи, спасенные от турецкого нашествия. Многие монастыри вернулись к общежительному устройству.

XIX век был отмечен ростом русского влияния на Афоне. Обратимся к показательной статистике: в 1883 году на Святой Горе было 2414 монахов греков и 998 русских, а в 1887 на 2653 грека приходилось 2440 выходца из России. В связи с этим возникли определенные трения, подогреваемые фанатиками с обеих сторон.

В результате I Балканской войны Святая Гора обрела долгожданную свободу от иноверного завоевателя. Греческие военные были встречены с ликованием всеми афонитами, но вопрос о дальнейшей судьбе Святой Горы уже не вызывал подобного единодушия.

На Лондонской конферении 1913 года Россия предложила объявить Афон независимым государством во главе с Вселенским патриархом. Болгарская делегация настаивала на передаче его Румынии, а Австро-Венгрия и Англия предложили отдать управление Афоном одной из православных поместных Церквей. Узнав об этих проектах, Священный Кинот Святой Горы и созвал экстренное совещание игуменов всех афонских монастырей. После Всенощного бдения в Протатском храме было издано постановление, согласно которому афониты признавали своим господином только греческого короля Константина. Перед иконой «Достойно есть» торжественный акт, провозгласивший принадлежность Афона был зачитан, одобрен и подписан игуменами 19 афонских монастырей (кроме русского).

Делегация афонских монахов во главе с протоэпистатом сербом Климентом Хилендарским отправилась в Афины, где передала текст решения афонских монастырей королю Греции. Копия была отправлена на Лондонскую конференцию.

Начало I Мировой Войны принесло Афону новую череду проблем. В 1916-17 на Святой Горе появились французские войска, которые жестоко отнеслись к афонских инокам, поместив некоторых из них в лагеря для военнопленных на острове Митилини.

После начала Второй Мировой Войны и занятия Греции немецкими частями, союзники завоевателей болгары изъявили желание взять Святую Гору под собственный контроль. Зная об этих намерениях, афонские отцы, желая сохранить независимость Святой Горы и неприкосновенность ее сокровищ, 13/26 апреля 1941 года направили послание Адольфу Гитлеру, в котором просили взять монашескую республику под свою защиту. Гитлер был польщен письмом монахов и отдал приказ, запрещающий немецким и болгарским военным вход на Святую Гору. Контроль за исполнением этого решения был поручен гестапо, которое обосновалось в городе Урануполис.

Афон посетила специальная комиссия (интересно, что гидом и переводчиком немцев был о. , также был назначен управляющий Афоном немецкий ученый Штайгер, по отзывам современников много сделавший для защиты уникального афонского материального и духовного наследия.

Многие английские военные, преследуемые немецкими частями, находили на Святой Горе убежище и с помощью монахов переправлялись сначала в Турцию, а затем на родину. Узнав об этом, фашисты разместили на Афоне свои части. Некоторые монахи были арестованы и подверглись пыткам.

В мае 1944 года немцы окончательно покинули Святую Гору, но это не стало концом ее бедствий. Большой ущерб был причинен Афону в ходе Гражданской войны в Греции (1944-1949), когда военные действия были перенесены на территорию Афонского полуострова. Несколько монахов было расстреляно и брошено в заточение.

С 1910 по 1971 год на Святой Горе наблюдалось значительное сокращение насельников: их число уменьшилось с 9.900 до 1.145 человек, а средний возраст достиг 55 лет. Многим казалось, что конец Афона близок, уже выдвигались проекты превращения Святой Горы в огромный музейный комплекс и туристический центр. Старцы и подвижники не находили молодых последователей, возникла угроза обрыва тысячелетней традиции, прежде передававшейся из поколения в поколение. Огромные монастыри и скиты, некогда полные жизни, теперь обезлюдели и разрушались.

Но неожиданно даже для оптимистов началось, казалось, непредвиденное - Святая Гора начала возрождаться. Число монахов постоянно увеличивалось и сейчас достигает 1800 человек. Во многом это было связано со сближением общежительной и исихастской традиции, вдохнувшим в православное монашество новую жизнь.

На Святую Гору приходили люди разных профессий, возрастов, но их большую часть составили молодые люди с высшим образованием. Были среди них и крупные ученые с мировым именем, при этом важно подчеркнуть, что они прибыли на Афон не для того, чтобы его модернизировать и преобразить, а чтобы самим стать частью его традиции.

Увеличение числа насельников не было одинаково во всех монастырях. Первоначально возросла братия в Ивироне, Хиландаре, Каракале, Филофее, Симонопетре, Агиу Павлу, Григориате и Эсфигмене. Монахи прибывали не по одиночке, но группами - синодиями. Они приходили в монастыри из скитов и пустыней, братия которых составляет три пятых всех афонских монахов. С середины 1970-х годов, монахи стали перемещаться - и снова синодиями - из более процветающих монастырей в находившиеся в упадке обители.

С начала 1980-х годов началось обратное движение из монастырей назад в скиты и кельи. Иноки, прожившие в монастырях много лет и получившие необходимый монашеский опыт, переходили в скиты и каливы в поисках большего уединения. В этот же период в афонских монастырях общежительное устройство окончательно сменило идиоритмическое (особножительное).

В процессе возрождения афонского монашества ключевую роль сыграла плеяда харизматических старцев, привлекших множество людей к монашеской жизни и оказавших большое духовное влияние на молодое поколение иноков. Среди них выделим отца Иосифа Исихаста (+1958), отшельника, который был духовником для шести из двадцати монастырей Афона; отца (Эзнепидиса, +1994), духовного отца многих афонских монахов и большого числа мирян; отца Софрония (Сахарова, +1993), основавшего монастырь Иоанна Предтечи в графстве Эссекс (Англия), автора многочисленных книг (в том числе и классического жизнеописания преподобного Силуана). Не меньшего внимания заслуживают и другие современные старцы: Арсений Пещерник (1983), Порфирий Кавсокаливит (1991), Ефрем Катунакский (1998) и Феоклит Дионисиатский (2006). Таких подвижников на Афоне десятки и даже сотни, не прервалась цепь живой традиции и сейчас.