Как правильное питание лечит кариес. Зубной червь и Божья кара


Принцип воздействия глины тот же - глина является натуральным мощным адсорбентом и антисептиком.
Есть много разновидностей глины. Все они в какой-то степени лечебны - тут уж каждый сам себе мудрец. Но для приёма глины внутрь очень важен, кроме всего прочего, вкус глины! Как-то попробовал одну разновидность голубой глины... И у меня возник рвотный позыв! Я для себя нашёл, что самая вкусная глина - белая. Поэтому, если у вас нету альтернативы, покупайте в аптеках белую косметическую глину (без ароматизаторов!)
В моей практике было уже много ситуаций, в которых я избавлял знакомых от стоматологов. Был один случай, когда у женщины десна напухла до размера половинки грецкого ореха; женщина готовилась к операции. Но она решила-таки проверить на себе мои рекомендации. И через четыре дня она уже забыла о зубной боли, пила горячий чай, а у её десны не было ни малейшего признака опухоли.


Что бы ни приключилось с вашими зубами - парадонтоз, кариес, чувствительность эмали, опухоль и т.д. метод лечения один и тот же (уверен, что есть и ньюансы, но я излагаю всего лишь свой опыт):

1) Глина является самым лучшим естественным и сбалансированным источником основных минералов. В частности, того же кальция. Которым так любят лохотронить разносчики БАДов! Кушайте по утрам за 30 мин до еды по чайной ложке глины - и забудьте про все разновидности "кальция"! Проверено! Даже если у вас сильная чувствительность зубов, употребляя глину месяцок вы сможете комфортно пить горячий уксус! Это - по-нашему!

2) При возникновении какой-либо проблемы с зубами к ним нужно прикладывать глину на длительное время. Естественно, самое лучшее для этого время - ночь. Прямо перед сном на больное место сыпите чайную (в экстремальных ситуациях - столовую) ложку глины. До утра вы её уже съедите. За неделю такого воздействия можно снять ЛЮБОЕ осложнение!

3) Болотов советует подсаливать ротовую полость для оздоровления флоры и фауны, обитающей в наших зубьях;)
Попробовал - совет дельный. Поэтому есть смысл глину, перед тем как прикладывать к зубу, смешивать с щепоткой соли. Результативно! Но если зубы болезненно на это реагируют, то можно воздержаться от соли пару дней, пока зубы окрепнут.

4) Совершенно неожиданно обнаружилось благотворное воздействие "мёртвой" (электролитической) воды на зубы. Мёртвая вода, как обычно, всё обеззараживает. И зубная боль утихает очень быстро.

Так что запомните: глина, соль и мёртвая вода. Три этих волшебных компонента помогут вам избавиться от проблем с зубами в подавляющем большинстве случаев, особенно, если вы регулярно смотрите в зеркало и изучаете свои зубки.


Вовремя заметив начинающуюся проблему, сразу же сумеете оказать себе первую и неоценимую помощь!

А вот опыт Германа Стерлигова, который давно отказался от лечения своих зубов в стоматологических клиниках.

С детства мне сверлили зубы стоматологи и испортили почти все зубы безвозвратно. Поскольку пломбы все время вываливаются к стоматологам людям надо ходить до смерти - в этом и задумка. Какзалось бы не соскочить.

Шесть лет назад когда у меня в очередной раз разболелись, да еще и расшатались зубы я как всегда пошел кстоматологу, понимая какая пытка уровня подвалов гестапо мне предстоит. Садист в белом халате потрогал мои зубы пинцетиком и сообщил что они безвозвратно пропали и их надо удалять, причем речь шла обо всех передних зубах. Я тогда доверял стоматологам, но мне предстояла очень важная публичная поездка в Лондон, где без зубов делать было нечего и я сказав, что зайду через неделю, удалился с невыносимой зубной болью. Зубы шатались так, что казалось их можно самому достать и выбросить просто взявшись за них двумя пальцами.

И тут через буквально час я встретил незнакомого человека по имени Артемий. Он, узнав о моей беде, улыбнулся и сказал: зачем ты мучаешься, поезжай на рынок, купи забрус и навсегда забудь про стоматологов.


Забрус мне привезли через час. Жевать его сначала было больно, но через какое то время боль прошла и больше никогда не возвращалась. С тех пор жую вкуснейший забрус каждый день как, жевачку. Зубы как их мне искалечили стоматологи за всю жизнь такими и остались - дыры высверленные не заросли, но я ПРОСТО ЗАБЫЛ ПРО ЗУБЫ.
Шесть лет горя не знаю.

Иногда становится очень горько когда понимаешь, как нагло и жестоко нас обманули и как надругались над всеми нами проклятые ученые, заставив забыть все что создал для нас Всемогущий Бог и подсунув на это место вредительскую сатанинскую медицину колдуна Парацельса. Слава Богу, что есть путь вперед и вверх - из мрачного театра абсурда в радостную богоугодную жизнь с забрусом вместо стоматологов.

Опыт неизвестного, но отзывчивого парня, поделившегося своим способом устранения зубной боли и профилактики кариеса и других проблем с зубами.

К числу средств по уходу за проблемными зубками и деснами могу посоветовать на себе испытанное средство как "таёжная смолка", в просторечии называющаяся у нас Сибири "серой", на рынке у бабушек продаётся, а сейчас и в аптеках под названием "таёжная смолка", "живичка" и т.п.
Жуйте когда хочется, вместо жвачки, она прекрасно массирует дёсны, в ней много полезных для зубов микроэлементов, хорошие антимикробные свойства, убирает запах изо рта, прекрасна на вкус.

Можно массировать дёсны просто пальцами после того, как почистите зубы: круговыми, лёгкими движениями. В таком случае укрепляются дёсны и улучшается кровообращение в них.

И ещё есть прекрасное средство, которое поможет при воспалении дёсен, ранках во рту, стоматите (есть конечно и дубовая кора, календула, шалфей и прочие народные средства - каждый выбирает для себя) - это куркума . Куркума из семейства имбирных. Так вот раствор куркумы (1 чайная ложка порошка на стакан тёплой кипячёной воды), им нужно полоскать рот несколько раз в день - хорошо помогает при пародонтите, стоматите и других болячках дёсен и ротовой полости, так как молотый куркумный корень - прекрасный антисептик. Если белой глины нет под рукой, то можно куркумы сухой на десну тоже на ночь щепотку положить. Если всё-таки кто нибудь захочет куркуму применить, то имейте в виду что она может испачкать одежду с желтый цвет. Осторожно.

Средства народной медицины против зубной боли

Средства народной медицины для снятия зубной боли Если вы находитесь вдали от дома, например, выехали на выходные на дачу, то вам на помощь придут и средства народной медицины.
Шалфей. Сделайте отвар шалфея и прополощите им рот. Столовую ложку травы залить стаканом кипячёной воды, после чего кипятить 10 минут и дать немножко остыть и настояться. Старайтесь как можно дольше держать отвар возле больного места. Отвар должен быть тёплый. После того, как он остынет – его следует поменять. Полоскать рот нужно от 3 до 5 раз за полчаса.

Корень подорожника. Для снятия зубной боли положите в то ухо, со стороны которого находится больной зуб, корешок подорожника. Нужный эффект достигается примерно через полчаса после использования.

Хорошо справляется с зубной болью настой душицы. Готовьте настой в отношении один к десяти. Применяется полосканием.

Кроме того, для снятия зубной народная медицина предлагает воспользоваться прополисом. Берём небольшой кусочек этого вещества и прикладываем его к больному зубу. Вещества, содержащиеся в прополисе, используются для лечения многих болезней, помогут они и в случае с зубами.

Также для снятия зубной боли можно использовать смесь соли, чеснока и лука. Приготовьте чесночно-луковую кашицу, добавьте в неё соль, после чего всё это хорошенько перемешайте. Все ингредиенты берите в равных количествах. На дно полости зуба положите эту смесь и прикройте тампоном.

В народной медицине есть метод, позволяющий избавиться от зубной боли и только при помощи одного чеснока. Для этого запястье руки, в том месте, где обычно прощупывают пульс, надо натереть чесноком. А затем примотать дольку или измельченный чеснок к этому же месту – главное, чтобы чесночныйсок попадал на кожу. Чеснок приматывается к запястью правой руки, если больной зуб находится в левой части рта, и наоборот.

Нетрадиционные методы избавления от зубной боли

Кроме бытовых и народных средств существуют так называемые нетрадиционные методы избавления от зубной боли.

Массаж руки
Возьмите кубик льда. Массируйте руку, находящуюся на противоположной стороне от больного зуба, в области пересечения костей большого и указательного пальцев руки. С усилием помассируйте это место равномерными круговыми движениями. Для снятия зубной боли должно быть достаточно 5-7 минут массажа.

Массаж ушной раковины
Массаж ушной раковины Берётесь указательным и большим пальцами руки за верхний край того уха, со стороны которого болит зуб. Массаж уха также должен занять у вас до 7 минут, при этом массировать можно как верхний край, так и мочку уха. Данный метод считается очень эффективным, так что в первую очередь пробуйте его на себе.

Эмоциональное удушение
Хорошим обезболивающим действием обладает плач. Каким образом его вызвать – решите для себя. Можно порезать лук, например. Учёные в своих исследованиях выяснили, что плач уменьшает давление в дёснах, немного притупляя боль.

Отвлечение от боли
Противоположные эмоции тоже принесут пользу в деле притупления болевых ощущений в зубах. Посмотрите хорошую комедию, почитайте анекдоты – главное хорошенько рассмеяться. Это переключит рецепторы с боли на смех.

Займитесь каким-нибудь делом, которое займёт вас головой. Есть что-нибудь интересное для вас? Пришло время заняться этим. Отвлекитесь на все 100, таким образом, вы сможете дождаться открытия стоматологического кабинета либо аптеки (хотя лучше первое).
А можно просто поприседать. Многие учёные говорят о большой эффективности данного метода для снятия зубной боли.

Будьте здоровы и забудьте про стоматолога!

ЗНАХАРСКИЕ МЕТОДЫ ЛЕЧЕНИЯ ЗУБОВПервейшая причина всех причин это, конечно, кариес. Виной кариесу являются бактерии полости рта Streptococcus mutans, которые превращают сахар в молочную кислоту, которая разъедает эмаль. Эти бактерии — живут у нас во рту и поедают мельчайшие кусочки углеводной пищи, которые налипают на зубах. Чтобы заморить их голодом, достаточно соблюдать гигиену рта, чистить зубы дважды в день (утром после завтрака и вечером перед сном), а в идеале — после каждого приема пищи.

МЕТОД 1
Для лечения кариеса залить 1 столовую ложку сухого шалфея и аира 1-м стаканом кипятка. Настоять 1 час и полоскать рот. Также следует держать на больном зубе ватку с настоем от 30 минут. Процедуры следует повторять до тех пор, пока кариес не пройдёт в течении нескольких месяцев.

МЕТОД 2
Для лечения кариеса следует прикреплять горошину прополиса на больной зуб на полчаса. Сверху положить ватный тампон. Процедуры следует повторять до тех пор, пока кариес не пройдёт в течении нескольких месяцев.

МЕТОД 3
Известно, что квашенная капуста успешно лечит пародонтоз. Такая капуста, как известно, помогает при лечении желудка, печени и многих других заболеваний. Но, так же она поможет вам и при пародонтозе. Для этого следует подолгу её жевать. А так же полоскать и массировать рот капустным соком. Пройдет около 1-2 недель, как вы заметите, как больные зубы поправляются.

МЕТОД 4
Данный рецепт хорошо помогает, если у вас пародонтоз, кровотечение десен, так же эта процедура укрепляет десны, отбеливает и укрепляет зубы, является хорошей профилактикой для поддержания их здоровья. Ложку мелкой морской соли смешайте с чайной ложкой оливкового масла. Этим трите зубы и десна утром и вечером в течение пяти минут. Если у вас нет оливкового масла, то используете любое другое, которое имеется в вашем доме, но знайте, что тогда лечебный эффект уменьшится.

МЕТОД 5. ЕСТЕСТВЕННОЕ ПЛОМБИРОВАНИЕ ЗУБОВ
Это очень действенное народное средство лечения зубов. Аир проникает в корни зубов и обезболивает их, а прополис пломбирует все микротрещины. Зубы естественным путём полностью исцеляются! Возьмите 250 мл 40%-го раствора спирта и 250 мл дистиллированной воды и всыпьте полстакана корней аира. Это первый настой. Для приготовления второго возьмите ещё 250 мл 40%-го раствора спирта и 250 мл дистиллированной воды, и всыпьте 15-20 грамм растёртого прополиса. Оба настоя настаивать 7-10 дней. Обе настойки применяют одновременно. Смешайте одну столовую ложку настойки аира и чайную ложку настойки прополиса. Этим поласкайте рот 2-3 минуты. Процедуру делают перед сном, либо можно делать во время сильной боли. Через 1-3 дня боль полностью пройдёт. Длительность лечения 3-5 недель.

Если вы не употребляете спирт, то можно использовать следующие способы лечения: Для лечения зубов полоскать рот отваром аира. А также прикреплять горошину прополиса на больной зуб на полчаса. И так повторять столько дней, пока кариес не пройдёт (не менее месяца). Прополис также эффективно использовать в качестве “резинки без сахара”. О том, что прополис обладает антибактериальными и антигрибковыми свойствами, ученые знали давно. К нашему дню исследователи Рочестерского университета в штате Нью-Йорк подтвердили, что прополис особо эффективен в борьбе с бактериями, вызывающими кариес, поскольку способен полностью лишить их питательной среды.

Прополис позволяет вылечить и укрепить зубы, эмаль, ведь в нём содержится около 300 полезных компонентов, причём витамина «А» в нем в 400 раз больше, чем в моркови. Полезно жевать прополис по 1-3 г в день после еды. Доказано, что добавление прополиса по 1 капле в зубные пасты и ополаскиватели для полости рта предохраняет от пародонтозов, гингивитов, стоматитов, защищает от кариеса, преждевременного старения зубов. Добавление по 3-5 капель в воду или в пищу повышает местный иммунитет пищеварительной системы, способствует заживлению язв, снимает раздражение.

Из истории зубоврачевания, или Кто лечил зубы российским монархам Зимин Игорь Викторович

Глава 2 Зубоврачевание в Киевской Руси и в Московском Царстве

Зубоврачевание в Киевской Руси и в Московском Царстве

Как государственное образование Киевская Русь сформировалась в IX в. Многие века восточные славяне были язычниками и только в конце X в. приняли из Византии, с которой имелись давние отношения, православие. Именно эти давние связи и обусловили особенности развития медицины на Руси. С одной стороны, это был многовековой опыт народной медицины, основанный на опыте языческих жрецов-травников, а с другой стороны, на Русь достаточно рано начали проникать фрагменты медицинских практик эллинистического мира.

После крещения Руси в конце X в. к славянам хлынул поток византийских специалистов самых разных профессий. Вне всякого сомнения, имелись среди них и медики, унаследовавшие знания эллинистической цивилизации. Уже в то время в летописях встречались упоминания о специалистах-медиках, которых именовали «лекарь», «лечец», «врач». Поскольку через Киевскую Русь проходил международный транзитный путь «из варяг в греки», соединявший Скандинавию с Византией, лекари на Руси имели возможность познакомиться со всеми достижениями зубоврачевания того времени. Кроме этого, на Руси при княжеских дворах практиковали врачи-иностранцы.

Зубной лекарь. Средневековая миниатюра

Во времена Киевской Руси в рамках традиционной знахарской медицины имелись целители, специализировавшиеся на лечении зубных болезней, их называли «зубоволоками». Как следует из названия, «зубоволоки», эта помощь носила радикальный характер, связанный с удалением, т. е. «зубоволочением», больного зуба. Имелись и традиционные консервативные методы лечения в виде полосканий, приготовленных из лечебных трав. Например, киевский лекарь Агапий (XII в.) для успокоения зубной боли применял в виде полосканий отвар белены черной, настойку касатика и др.

Православная церковь, активно вытеснявшая язычество во всех его проявлениях, не оставила в стороне зубные хвори и немедленно «определила» одного из своих святых в качестве покровителя всем страдающим зубными болезнями. Им стал святой Антипа. Это был епископ Пергамский, ученик св. апостола Иоанна Богослова, погибший во времена раннего христианства эпохи римских императоров Нерона и Диолектиана. Погибая в раскаленном чреве медного быка, епископ просил о даровании ему благодати лечить людей в «неутешной зубной боли» (Ап. 2, 13). Со времен Киевской Руси бытовала и специальная «зубная» молитва, обращенная к св. Антипе.

Св. Антипа, епископ Пергама Асийского

Забегая вперед, отметим, что во времена Московской Руси появились и национальные святые, «специализировавшиеся» на исцелении зубной боли. Таковым считался митрополит Московский Иона (1390-е – 1461), которому еще при жизни приписывался дар исцеления от зубной боли.

В 1530-х гг. в Москве близ Кремля, в 400 метрах от Боровицкой башни, возвели деревянную церковь св. Антипы (архитектор Алевиз Фрязин). В 1560-х гг. деревянную церковь заменили каменной. По легенде, в этом храме Иван Грозный венчался со своей очередной женой. Иван IV чтил этого святого, и среди его родовых моленных святынь имелся зуб св. «Онтипия Великого», окованный серебром.

Митрополит Иона Московский

«Специализация» святого привлекала в храм буквально «всю Москву». Здесь молились и цари, и вельможи, и простые горожане, просившие у св. Антипия «зубного» здравия. Царь Алексей Михайлович не раз хаживал на богомолье «к Антипию» с первого же года своего правления. Однажды он положил к образу чудотворца «два зубка серебряных». Связано это было с тем, что, по обычаю, к иконе св. Антипия подносились подвески с изображением зуба и с молитвой о здравии. Эта была общая для православных и католиков традиция, когда иконы святых, «специализировавшихся» на том или ином заболевании, буквально обвешивались соответствующими «моделями» излеченных «органов».

Н.А. Найденов. Церковь св. Антипия на Колымажном дворе (1882 г.)

Возвращаясь во времена Киевской Руси, отметим, что народная медицина, восходящая к временам язычества, существенной частью которой были магические заклинания и заговоры, активно использовала эти приемы для лечения стоматологических больных. В качестве примера приведем несколько заговоров против зубной боли: «Как земляника эта засыхает и завядает, так чтобы у раба божия зубы замирали и занемели, чтобы черви и пути занемели, по сей день, по сей час»; «Месяц ты месяц, серебряные рожки, златые твои ножки. Сойди ты, месяц, сними мою зубную скорбь. Унеси боль под облака. Моя скорбь ни мала, ни тяжка, а твоя сила могуча. Вот зуб, вот два, вот три. Все твои, возьми мою скорбь».

Надо сказать, что когда начиналась нестерпимая зубная боль, то люди охотно обращались и к христианским, и языческим «методикам» лечения зубов. Так как язычество было тесно связано с силами природы, то исцеление от зубной боли связывалось с растительным и животным миром. Например, славяне верили в целебную силу дерева. Считалось, что ему можно отдать свою боль и взять его силу. Таким целебным деревом считался дуб.

Современный вид церкви св. Антипия в Москве

Методика лечения была следующей. При зубной боли в лесу отыскивали старый дуб, рядом с которым били ключи, сдирали с его веток кору и, вымочив ее в роднике, носили в ладанке. Другой вариант лечения – при зубной боли грызли дубовую кору.

В этой практике имелась своя рациональная составляющая: кора дуба, насыщенная танином, активно использовалась в народной медицине, так как отвар коры дуба обладает вяжущим, противовоспалительным и противогнилостным свойствами. Лечебные свойства коры дуба обусловлены наличием дубильных веществ (пирогалловая группа), которые, взаимодействуя с белками, образуют защитную пленку, предохраняющую ткани от местного раздражения. Кроме того, дубильные вещества денатурируют протоплазматические белки патогенных микроорганизмов, препятствуя их развитию. В виде полоскания отвар коры дуба использовался при гингивитах, неприятном запахе изо рта, стоматитах, воспалении слизистой оболочки глотки и гортани, для укрепления десен.

Использование зубоврачебных методик греко-римской цивилизации на Руси имело и династическую составляющую. Так, внучка Владимира Мономаха Евпраксия-3оя, вышедшая в 1122 г. замуж за византийского императора Алексея I Комнина (1056/1057-1118), занималась медициной. В Византии к ней относились с осторожностью, поскольку императрица (вскоре овдовевшая) тяготела «к магии и знахарству». Поводом к такому обвинению послужило то, что Евпраксия-Зоя умела лечить травами и обобщила свои знания по «врачебной хытрости» в написанном по-гречески трактате «Алимма» («Мази»). При этом, как следует из текста трактата, славянская княжна и византийская императрица была знакома с трудами Гиппократа, Ибн-Сины и др.

Трактат состоит из пяти частей, в которых рассматриваются общие вопросы гигиены, содержатся краткие сведения по микропедиатрии, дерматологии, внутренним болезням. В четвертой части трактата – «Наружные болезни» – содержались рекомендации по натиранию мазями при «парше», болезнях зубов, кожи. Уже в наше время этот медицинский текст перевели с древнегреческого языка и дважды издали на русском языке. В трактате имеются сведения и по зубоврачеванию: описывается прорезывание зубов у младенцев и меры, которые при этом необходимо принимать, даются советы по устранению запаха изо рта, приводятся методы лечения различных заболеваний полости рта.

В числе этих советов следующие:

«…когда у ребенка начнется рост зубов, пусть ему намажут места вырастания зубов маслом из левкоев и воском или пусть натрут животным маслом, чистым и свежим, смешанным с сахаром»;

«…если же случится во рту и на языке жжение и жар, то, взяв три драхмы очищенной чечевицы, две драхмы сухих роз, по три драхмы сухого кориандра, семян портулака и шампиньона, половину драхмы камфары и растерев хорошо, сделай подобие дорожной пыли и натри во рту и на языке»;

«…для того чтобы сделать зубы белыми, возьми по две драхмы жженых отрубей и белой соли, все это растерев хорошо, натри зубы»;

«…при качающихся зубах возьми по две драхмы клещевины, квасцов и кожуры гранатов, все это растерев и перемешав, натри корни зубов; воздерживайся от всякой очень острой пищи, от разгрызания миндаля, грецких орехов и фундука»;

«…при дурном запахе изо рта, растерев руту, положи ее в инжир и, изжарив, дай есть очень горячим»;

«при дурном запахе изо рта следует жевать блошиную мяту или семена сельдерея, или куманики, листья винограда или душистое вино».

Кроме этого, в трактате славянской принцессы и византийской императрицы даны рекомендации по лечению «съеденных зубов»:

«…дряхлых десен и при кровоточащих зубах, при качающихся зубах, дурно пахнущих, гниющих и при всяком другом страдании зубов разотри с вином рог оленя, затем обмажь кругом шатающийся зуб, и он перестанет качаться»;

«…средство при сильнейших зубных болях: дикого винограда, перца, колотых квасцов, смолы – все это измельчить и принимать с виноградом без косточек и обмазывать кругом зубы»;

«при качающихся зубах и причиняющих боль: квасцы колотые и корни мыльнянки растереть и держать во рту пока боль не уймется или раскалить железо на огне, окунуть в уксус и этот уксус держать во рту и им полоскать. При болезни полости рта, при воспалении глотки растереть листья оливы и залить растительным маслом и смазывать. При потрескавшихся губах измельчить клещевину, смешав с медом, – намазывать»;

«…при трещинах на губах или на лице: олений мозг, мастику, растительное масло, белый воск, смешав, намажь – испытанное».

На Руси медицинские знания, в том числе стоматологического характера, обобщались в «Травниках». Несмотря на такое название, для оказания помощи стоматологическим больным рекомендовались средства самого широкого спектра – от растений до минералов. Например, славяне были знакомы с язвенными стоматитами, для лечения которых они использовали мед: «Мед пресной исцеляет прыщи ртяные, аще им помазуем». Сегодня всем известно, что мед обладает ранозаживляющими свойствами. В тех же целях применялся хрен: «Хрен толчон и варен в уксусе и тем рот полощем, тогда язвы ртяные от того заживут». В хрене фитонциды обладают высокой антибактериальной активностью. При лечении гингивитов и глосситов применялся и подорожник (попутник): «Сок попутника травы, аще рот тем полощем, болесть зубная и оток (отек) от того перестанет и язвы на языке заживут».

Пытались тогда лечить и кариес. Причиной этого заболевания как в Европе, так и в Азии считали «зубного червя». Для его изгнания рекомендовали растущую в долине Москвы-реки черную чемерицу: «Черныя чемерицы корень вари в воде и тем рот полощем, болезнь зубную уймет, десны укрепляет и черви из зубов от того полоскания выпадут». Из других растений активно рекомендовался чистотел: «Корень селидониевы травы аще во рту жуешь, всякую болезнь зубную уймет».

Любопытны рецепты минералов, которые также использовались в стоматологической практике, например, использовали селитру и квасцы. Как известно, они обладают вяжущими и противовоспалительными свойствами: «Возьми селитры перепущенной и с водою варить, да туда же прибавить квасцов сженых, да масла коровья и, сваря, держать горяче во рте». Рекомендовались и такие ингредиенты, как жженые рога козы, которые также использовались при болезнях зубов и полости рта.

Таким образом, на Руси длительное время соседствовали методы лечения зубов, представленные знахарской, народной медициной, восходящей своими корнями к временам язычества, так и научной медициной, представленной врачами-«эллинами», унаследовавшими знания греко-римской цивилизации.

Зубы периодически болят у всех. При этом социальный статус и материальные возможности позволяют решать возникающие стоматологические проблемы на различном профессиональном уровне. По определению, предполагается, что первых лиц страны лечат профессионалы высочайшего уровня, располагающие всем доступным инструментарием и оперирующие самыми современными методиками лечения. Так обстоит дело сегодня, так было и «при царях». Начиная с XVII в., в штате Аптекарского приказа, а затем в структурах Придворной медицинской части Министерства Императорского двора значились «зубные врачи», или «дентисты», которые по должности лечили первых лиц империи. Однако как обстояло дело с «зубными проблемами» у великих князей и московских царей в XVI–XVII вв. и как велась профилактика стоматологических заболеваний в их повседневной жизни, известно крайне мало.

Великий князь Иван III Васильевич

После того как великий князь Иван III Васильевич закончил собирание русских земель вокруг Москвы, придворная медицина, в том числе и стоматологического характера, вышла на новый уровень. Во многом это связано со второй женитьбой великого князя на византийской принцессе Софье Палеолог в 1472 г.

Наряду с итальянскими архитекторами, перестроившими Московский Кремль, на Русь для работы при дворе великого князя стали выезжать и европейские медики. К 1483 г. относится упоминание об иноземном враче Антоне Немчине, которого Иван III «держал в большой чести». В 1490 г. упоминается другой иноземный лекарь – «мастер Леон» из Венеции.

Преобладание итальянской врачебной компоненты связано с тем, что Софья Палеолог выросла в Риме при дворе папы римского Павла II. А поскольку врачи того времени были универсалами с отчетливой хирургической специализацией, то можно утверждать, что упомянутые врачи-иноземцы оказывали великому князю и членам его большой семьи и зубоврачебную помощь. Добавим, что ответственность врачей за результаты лечения тогда была очень высока. Так, приехавший в Москву по приглашению Софьи Палеолог врач Леон был казнен, поскольку не сумел вылечить сына Ивана III: «И того лекаря Леона… князь велики поимати и после сорочин сына своего… повеле казнити, головы ссечи. И ссекоша ему головы на Болвановьи».

Отметим, что подобная жесткая практика была характерна не только для Руси. Врачей, особенно «приглашенных», частенько казнили и в Европе не только за неудачный исход лечения или за смерть их пациента, но и для того, чтобы не допустить утечки информации о недугах правящей особы. Судя по летописной фразе, лекарь Леон прекрасно представлял последствия своей неудачной медицинской практики в стенах Московского Кремля. Поэтому он и бежал, а после его поимки великий князь приказал «головы ссечи». Такие тогда были «гонорары».

Перечисленные врачи не состояли в придворном штате великого московского князя Ивана III. Их только приглашали в Кремль по мере надобности. Но поскольку в то время смерть от яда была самым обычным делом (итальянцы – большие знатоки этого направления фармакологии), такая «безнадзорность» ученых врачей была просто опасна для первого лица. Поэтому уже при Василии III Ивановиче (1505–1533) врачей начали включать в придворный штат с соответствующим жалованьем и жестким присмотром за всеми их неслужебными контактами. С этого времени придворные врачи лечили только семью великого князя и его ближайшее окружение.

Великий князь Василий III Иванович (миниатюра из «Царского Титулярника»)

Особым расположением великого князя пользовался немецкий врач из Любека Николай Бюлов (в России его также называли Николай Булев), которого императорский посол Франциск ди Коло, посетивший Москву в 1518 г., назвал «профессором медицины, астрологии и других основных наук». Отметим, что Бюлов с 1490-х гг. работал в Новгороде и к моменту занятия должности придворного врача хорошо знал русский язык. Торговавший с Русью через Новгород Ганзейский союз проложил «маршруты» проникновения в Россию для многих европейских специалистов, в том числе и врачей.

Поскольку со времен Ивана III Московское царство начинает экспансию на запад, то периодически во время военных кампаний в плен к русским попадали врачи, продолжавшие работать «по специальности», но уже в Москве. Таким специалистом был врач Феофил (Теофил), уроженец Любека, взятый в плен во время похода на Литву в 1515 г. Как отмечал Н.М. Карамзин: «Иностранцам с умом и дарованием легче было тогда въехать в Россию, нежели выехать из нее». Упомянутые врачи проработали в Москве долгие годы – Николай Бюлов, по крайней мере, до смерти Василия III в 1533 г., а Феофил упоминается в 1537 г.

При Иване IV Васильевиче (1533–1584) при царском дворе появляются первые врачи-англичане. Это связано с установлением дипломатических отношений с Англией в 1553 г. и началом личной переписки царя и английской королевы Елизаветы (1533–1603). Когда в феврале 1557 г. в Лондон прибыл русский посол Осип Непея, он среди прочих специалистов пригласил на русскую службу английского врача Ральфа Стэндиша. Это был молодой квалифицированный врач, о чем свидетельствует его послужной список. В апреле 1557 г. русское посольство отправилось в обратный путь. Среди грузов на корабле разместили и сундук с лекарственными принадлежностями, которые сопровождал аптекарь Ричард Элмес.

Первого в России английского врача, доктора медицины Ральфа Стендиша, приняли в Москве в сентябре 1557 г. с большим почетом, Р. Стендиш получил в подарок 70 рублей, коня и шубу, подбитую соболями. Вместе с другими англичанами он несколько раз принимал участие в царских пирах.

Английский доктор пробыл в России около двух лет, однако сведений о характере его медицинской практики на Руси практически не имеется. Но можно с уверенностью предположить, что он был вхож в Московский Кремль, где лечил членов семьи Ивана Грозного. На время пребывания в Москве Ральфа Стендиша пришлась смерть царевны Евдокии (июнь 1558 г.), в ноябре 1559 г. опасно заболела царица Анастасия (умерла в августе 1560 г.). Тогда же, в декабре 1559 г., английский врач Ральф Стендиш и умер в Москве (его завещание вступило в силу 24 декабря 1559 г.). С учетом судьбы врача Леона из Венеции, казенного за неудачное лечение, и особенностей характера Ивана IV Васильевича, английский врач вполне мог быть казнен.

Видимо, английским врачам стала известна судьба Ральфа Стендиша, поэтому, когда зимой 1566/67 г. английский посол А. Дженкинсон попытался найти для московского царского двора нового английского врача, желающих среди дипломированных медиков не оказалось. И это при том, что Иван IV гарантировал «великие милости» и возможность свободного выезда на родину.

В.М. Васнецов. Царь Иван Васильевич Грозный. Фрагмент. 1897 г.

Видимо, в силу сложившейся ситуации предложение Ивана Грозного принял недоучившийся студент Ричард Рейнольдс (ок. 1529–1606). В мае 1567 г. он отправился в Россию. Груз лекарственных товаров сопровождал аптекарь Томас Карвер. Чем Р. Рейнольдс занимался в Москве целый год – неизвестно. Но Иван Грозный сдержал слово, и грамота, дозволявшая английскому врачу выезд на родину, была составлена в Москве 1 апреля 1568 г. Перед выездом в Англию Рейнольдс получил от царя вознаграждение в 200 рублей.

Судя по всему, этой «спецоперацией» Иван Грозный хотел дать понять иноземным медикам, что в Москву можно приезжать без всяких опасений за свою судьбу. Именно поэтому и был щедро одарен не имевший законченного медицинского образования «вечный студент» Рейнольдс.

Так был создан прецедент, в результате которого фигура врача-иностранца стала совершенно обычной в Московском Кремле. В 1568 г. по просьбе Ивана IV, обращенной к английской королеве Елизавете, в Москву прибыл доктор Арнульф Линсдей. По сведениям современников, к этому доктору Иван Грозный «великую любовь всегда показывал и кроме него лекарств ни от кого не принимал». Умер доктор трагически: во время ужасающего пожара Москвы, вызванного набегом крымского хана Девлет-Гирея в 1571 г., он задохнулся в погребе.

В литературе имеются упоминания о визите в Москву врача Ричарда Ригерта (1569 г.), но самую скандальную известность приобретает голландский доктор, выпускник Кембриджа Елисей Бомелий (Элизиус Бомелиус), которого в России считали колдуном. В декабре 1569 г. английская королева позволила Бомелиусу выехать в Россию. Несмотря на популярность в Англии Бомелиуса как врача, он практиковал без надлежащего диплома и лицензии, поэтому в июне 1570 г. его доставили на корабль русского посла буквально из тюремной камеры.

Бомелиус оказался востребованным при дворе Ивана Грозного, поскольку в числе прочего занимался составлением ядов замедленного действия. Известно также, что он 26 июня 1571 г. проводил медицинский осмотр царских невест, включавший визуальный анализ урины. Видимо, Бомелиус вплоть до 1575 г. пользовался доверием Ивана Грозного. Впрочем, верности Бомелиуса способствовало и то, что его жена и дети тоже находились в Москве. В октябре 1575 г. Бомелиус отправился за лекарствами в Ригу. Эта поездка была воспринята как побег. Врача сумели схватить в дороге и доставить обратно в Москву. В ходе страшных пыток Бомелиус скончался, оставив по себе славу «волхва лютого».

Несмотря на этот эпизод, в Россию продолжали приезжать новые врачи и аптекари из Англии – доктор Роберт Якоби и аптекарь Джеймс Френчам (в России его звали Яковом Астафьевым). И таких примеров имеется довольно много.

Для нас важно то, что все эти медики, в том числе и хирурги, были в состоянии радикальными методами решать возникающие стоматологические проблемы русских царей и их ближайшего окружения. К ним можно отнести специализировавшегося в хирургии и аптекарском деле Ричарда Элмса (1557 г.). При всем этом московские цари захаживали и к св. Антипию, снимая зубную боль молитвами, т. е. соматическими методиками.

В 1581 г. на территории Московского Кремля открыли царскую аптеку – первую государственную аптеку России. Ее создание связывают с именем английского аптекаря Джеймса Френчама, служившего при Московском дворе вплоть до смерти Ивана Грозного в 1584 г. Еще раз отметим, что аптека находилась в Кремле, в палатах напротив Чудова монастыря и Кремлевских соборов. По свидетельству современников, помещения аптеки были роскошно обставлены.

Уличный зубной лекарь

Зубные лекари

Лекарства для нее либо доставлялись из-за границы, либо смешивались из «импортного сырья» на месте. Среди заморских лекарств, имевшихся в аптеке, упоминаются опий, камфара, александрийский лист и др. Некоторые из них, имевшие наркотическую составляющую, вполне могли использоваться для обезболивания при зубоврачебных операциях.

Интерьер средневековой аптеки.

Музей фармацевтики. Краков

Имелись в царской аптеке и традиционные лекарственные растения из арсенала русской народной медицины – валериана, змеев корень, чернобыльник, медвежье ухо, земляной дым, дикая греча, можжевеловые ягоды, земляника, солодковый корень и др. Уже тогда лекарственные травы начинали выращивать на специальных «аптекарских огородах». Один из них находился буквально под стенами Кремля, «между Боровицкими и Троицкими воротами и слободой стрелецкого полка», т. е. в районе современного Александровского сада. Все эти наработки, собственно, и стали основой для создания Аптекарского приказа.

О степени распространения и востребованности медицинских знаний свидетельствует появление «Домостроя» – известного памятника древнерусской литературы XVI в. Любопытно, что авторство приписывают монаху Сильвестру, входившему вплоть на начала 1560-х гг. в ближайшее окружение Ивана IV. По преданию, эту книгу Сильвестр написал для молодых супругов – 17-летнего Ивана IV Васильевича и 15-летней Анастасии. Это была настоящая энциклопедия семейной жизни, в которой нашлось место и для рекомендаций по зубоврачеванию.

Интерьер европейской аптеки. XVIII в.

Например, там рекомендовалось есть кислую капусту для укрепления слабых десен и профилактики цинги. Указывалось на целебные свойства настойки из сельдерея: «…той же настойкой рот полощи, гнилой запах она изо рта уберет, десны укрепит и зубную боль излечит»; о соке шиповника: если полоскать им рот, то он «выведет болезнь из десен»; о толченых ягодах шиповника: «…ими десны и зубы натирай, и оттого болезнь выйдет».

Фермер у зубного лекаря. Джон Лucc (Johann Liss). 1615.

В XVII в. в Московском царстве появились другие сочинения с советами по семейной жизни, включавшими и рекомендации по уходу за полостью рта. Например, женщинам рекомендовалось чистить зубы «корою дерева горячего и терпкого и горького на язык шкнутого (жесткого)». В педагогических сочинениях особо указывалось, что чистить зубы для белизны квасцами или солью, а тем более порохом («яко же творят жены») – «деснам вредно есть», но в то же время предлагалось вычищать остатки пищи «косточками из курячих голенен» (зубных щеток и зубочисток тогда на Руси не знали).

Поскольку «лицевая чистота» даже без «углаждения» специальными притираниями почиталась «украшением лица женского», то и в простых семьях женщины по утрам непременно «измывали себя». Женщины, страдающие дерматитами, могли смешивать при умывании «мыльну траву» с чистотелом («корень истолокши класть в мыло – лице будет чисто и бело»).

Таким образом, к середине XVI в. в Москве сложилась практика, что царя и его семью лечили врачи-иностранцы. Собственно зубных врачей среди них не было, как их не было даже на этом уровне власти и в Европе, а возникающие проблемы полости рта решали хирурги. Консервативное лечение зубов во всем его многообразии обеспечивали не только аптекари, но и знахари, которых тоже периодически приглашали в Кремль. Имена этих врачей иностранцев нам известны.

Врачи Рюриковичей

Возникает вопрос, имеются ли объективные данные, позволяющие оценить состояние зубов царственных особ? Как это ни странно: и да, и нет. Да, в том плане, что царские захоронения не единожды вскрывались и имеются реконструкции облика московских царей и цариц, выполненные по методу академика М.М. Герасимова. Следовательно, у исследователей-антропологов имелись все возможности оценить состояние полости рта усопших. Однако данные на этот счет носят фрагментарный характер, и появились они сравнительно недавно.

Говоря о состоянии зубов первых лиц времен Московского царства, следует иметь в виду несколько факторов. Во-первых, возраст, до которого доживали цари и царицы. Во-вторых, известные нам заболевания первых лиц, в том числе наследственные. В-третьих, распространенные в то время заболевания, которые могли спровоцировать те или иные проблемы полости рта. Итак…

Возрастная характеристика московских царей и цариц XV–XVI вв. (Рюриковичи)

Если говорить о московских царях-рюриковичах, среди них было три «долгожителя» (65,54 и 53 года) и болезненный Федор Иоаннович, умерший в 40 лет. Все они либо в силу возраста, либо в силу хронических заболеваний имели те или иные стоматологические проблемы.

В 1963 г. по инициативе академика М.М. Герасимова вскрыли несколько захоронений в соборах Московского Кремля. Все внимание, конечно, привлекало захоронение Ивана Грозного, но «попутно» вскрывались захоронения и его сыновей – Ивана (28 марта 1554 – 19 ноября 1581) и Федора (11 мая 1557 – 7 января 1598). При этом только череп Ивана Грозного подвергался антропологическим исследованиям, были сделаны его фотографии и точный слепок. Результатом этой работы стала блестящая реконструкция облика Ивана IV Васильевича.

План Архангельского собора Московского Кремля с указанием захоронений

Для этой работы была очень важна сохранность черепа царя. Оставляя в стороне дискуссию о том, была ли смерть царя насильственной или естественной, заметим, что 53 года Ивана IV для XVI в. – возраст достаточно преклонный. В опубликованных исследованиях констатируется, что череп Ивана IV «хорошо сохранился». К сожалению, авторам не удалось найти опубликованных протоколов, в которых имелась бы какая-либо объективная информация о состоянии зубов царя. Как это ни странно, но в опубликованных материалах судебно-медицинских экспертов нет ни слова о состоянии зубов Ивана Грозного. Однако есть фотографии, где хорошо видно, что зубы царя, при всех его хронических заболеваниях, находились в удовлетворительном состоянии.

Исследование останков Ивана Грозного показало, что в последние шесть лет жизни у него развились остеофиты (солевые отложения на позвоночнике), причем до такой степени, что он уже не мог ходить – его носили на носилках. Как отмечал обследовавший останки академик М.М. Герасимов, он не видел таких мощных отложений и у самых глубоких стариков. Вынужденная неподвижность, соединившись с общим нездоровым образом жизни, нервными потрясениями и пр., привела к тому, что в свои 50 с небольшим лет царь выглядел дряхлым стариком. Но при этом, повторим, состояние зубов у 53-летнего царя было вполне удовлетворительным.

Останки царя Ивана IV Васильевича

М.М. Герасимов также отмечал: «Рот с его опущенными углами и выступанием нижней губы определяется линией смыкания зубов и смешанным ступенчато-щипцеобразным прикусом». М.М. Герасимов полагал, что форма рта и губ зависит от формы и величины зубов, строения челюсти, характера прикуса и степени выступания челюстей. Сотни измерений и сопоставлений показали, что величина красной каймы губ близка к высоте эмали среднего резца, рисунок разреза рта повторяет рисунок смыкания зубов, а ширина ротовой щели равна расстоянию между внешними сторонами вторых коренных зубов верхней челюсти.

Череп царя Ивана IV Васильевича

Скульптурный портрет царя Ивана IV Васильевича. Реконструкция Герасимова. 1964 г. Музеи Московского Кремля

Черепа сыновей Ивана Грозного сохранились значительно хуже. Причиной их разрушения послужили, по мнению антропологов, каменные «подушки-изголовья» (6–8 см высотой), устроенные в каменных саркофагах. Весной талая вода скапливалась в гробах, перекрывая все захоронение, а в сухое время года, обогащенная солями кальция, она медленно испарялась. Поскольку черепа во всех захоронениях занимали самое высокое положение, то при испарении влаги соли кальция концентрировались и кристаллизовались в костях черепа, механически разрывая их структуру.

Основные типы прикуса зубов по М.М. Герасимову. Кунсткамера

Что касается многочисленных жен Ивана Грозного, то все они умерли в довольно молодом возрасте. Если царей хоронили в Архангельском соборе Московского Кремля, то цариц – в Воскресенском соборе. Когда в 1929 г. приняли решение об уничтожении храма, сотрудники кремлевских музеев перенесли тяжеленные саркофаги и останки цариц в подвальную палату Архангельского собора, где они находятся по сей день.

И.Е. Репин. Иван Грозный и его сын Иван. 1884 г.

Тогда захоронения вскрывались, но фиксация проводилась только искусствоведческая, без антропологической составляющей. Времени на это тогда просто не было.

Царь Федор Иоаннович

В 1993 г. в Архангельском соборе Московского Кремля начались исследования женских захоронений. В этом случае огромное значение придавалось именно антропологической составляющей, поскольку требовалось не только по возможности реконструировать внешний облик московских цариц, но и уточнить причины их смерти.

Перенесение саркофагов великих княгинь и московских цариц в 1927 г. перед разрушением Вознесенского монастыря. Московский Кремль

При вскрытии саркофага Софьи Палеолог в декабре 1993 г. в ходе исследования ее скелета, в числе прочего, установили, что череп великой княгини хорошей сохранности. В протоколе констатируется: «Кости черепа коричневого цвета, почти полностью подсохшие… На верхней челюсти вместе с отсутствующими фрагментами альвеолярного отростка отсутствуют 7 и 8 зубы справа, 5–8 зубы слева (на месте 5 зуба имеется лунка, покрытая беловатым налетом). Остальные зубы на обеих челюстях в наличии (курсив наш. – Прим. авт.). Зубная эмаль местами выкрошена. 8 нижний зуб справа с кариозной полостью на передней поверхности». Также исследователи установили, что «по степени зарастания швов и степени изношенности зубов биологический возраст может быть определен в пределах 50–60 лет» при росте «примерно 160 см». Таким образом, к 60 годам великая княгиня утратила 6 зубов, сохранив все остальные. При этом исследователи отметили только единичный след кариеса.

Софья Палеолог. Реконструкция

Далее в протоколе указывается: «Обнаруженные при исследовании скелета гребневидное разрастание кости на смежных краях 2 и 3 поясничных позвонков и шишковидные костные наросты на внутренней стороне чешуи лобной кости (внутренний фронтальный гиперостоз) свидетельствуют о том, что у Софьи Палеолог имел место диффузный идиопатический скелетный гиперстоз, обусловленный, наиболее вероятно, гормональными нарушениями. Подобное заболевание проявляется в виде ожирения, появления усов и волос на подбородке, огрубления черт лица».

Все эти данные легли в основу реконструкции внешнего облика великой княгини Софьи Палеолог, проведенной по методу академика М.М. Герасимова.

Погребение Анастасии (миниатюра Лицевого летописного свода)

В начале 1994 г. вскрыли захоронение первой жены Ивана Грозного – царицы Анастасии. Исследователи уверенно заявили, что жену царя отравили. Череп царицы оказался не пригоден для реконструкции, но верхняя челюсть уцелела. В протоколе зафиксировано: «Верхняя челюсть полностью отделена, на ней отсутствуют центральные резцы, левый боковой резец и левый клык. Отмеченные зубы обнаружены в прахе под черепом… По степени зарастания швов и степени изношенности зубов (верхней челюсти) ориентировочный биологический возраст может быть определен в пределах 25–30 лет».

При вскрытии в 1994 г. захоронения второй жены Ивана Грозного – Марии Темрюковны обнаружили скелет, завернутый в саван. Но череп царицы плохо сохранился, поэтому восстановить ее скульптурный портрет оказалось невозможным. Прекрасно сохранилась лицевая часть черепа третьей жены Ивана Грозного – Марфы Собакиной, поэтому удалось воссоздать ее достоверный скульптурный «портрет». Стоматологической составляющей протокола авторам обнаружить не удалось. Однако не приходится сомневаться, что у молодой красавицы, прошедшей жесткий отбор царских невест и умершей от отравления сразу же после свадьбы, с зубами все было в порядке.

Марфа Собакина. Реконструкция

Елена Глинская. Реконструкция

Фрагментарно сохранился скелет матери Ивана Грозного – великой княгини Елены Глинской. При вскрытии ее захоронения выяснилось, что из всех отделов скелета только череп серьезно пострадал от влажности и солей, выделенных саркофагом. Но лицевой отдел черепа и нижняя челюсть хорошо сохранились, что позволило реконструировать ее внешний облик. Исследователей интересовал возраст великой княгини, поэтому в литературе попутно упоминается об очень хорошем состоянии зубной и скелетной систем, свидетельствующих о молодом возрасте княгини.

Правда, зубы княгини, несмотря на прекрасное состояние, были довольно неровными. Основываясь на этих данных, определили предположительный год рождения Елены Глинской – около 1510 г. Проведенные исследования позволили точно установить факт отравления великой княгини. Фоновый уровень был превышен по многим элементам – меди (в 2 раза), цинку (в 3 раза), свинцу (в 28 раз), мышьяку (в 8 раз) и селену (в 9 раз).

Таким образом, имеющиеся скудные материалы проведенных исследований позволяют утверждать, что зубы у членов царской семьи в целом были в удовлетворительном состоянии.

Конечно, все претендентки в царские жены проходили всесторонний «медицинский осмотр». Именно здоровье и красота были главными факторами отбора. Хорошие, красивые зубы были частью этого медицинского осмотра. Кроме этого, на «кастинги» царских невест отправляли девушек в возрастном диапазоне от 14 до 17 лет (хотя бывали отклонения и в ту, и другую сторону). В этом возрасте зубы, как правило, находятся в хорошем состоянии. Кстати, «кастинги» – это не шутка. Василий III Иванович (1505–1533) выбирал жену из полутора тысяч претенденток. Такой же размах смотрин был и у Ивана Грозного (1533–1584). У Федора Алексеевича (1676–1682) на первых смотринах было 12 кандидаток, а на вторых – 19 потенциальных невест.

Версий, связанных с удовлетворительным состоянием зубов не только средневековой аристократии, но и простолюдинов, множество. Мы сошлемся на исследования специалистов-антропологов, осматривавших средневековые захоронения в Европе. Они отмечали прекрасную сохранность зубов даже крестьян-простолюдинов: «Специалисты из университета немецкого города Виттен под руководством профессора Вольфганга Арнольда исследовали останки деревенских жителей, погребенных в период с V по IX век н. э. Ученых ждало удивительное открытие – оказывается, средневековые крестьяне могли похвастаться великолепными зубами, невзирая на полное отсутствие средств профилактики кариеса… Ученые склонны объяснять этот феномен тем, что в те далекие времена люди питались в основном сырыми овощами и кашами, сваренными на воде. Грубая пища предполагала длительное пережевывание, поэтому зубы средневековых крестьян постоянно укреплялись от такой своеобразной тренировки».

И.Е Репин. Выбор невесты Михаила Федоровича

Г.С Седов. Выбор невесты Алексеем Михайловичем. 1882 г. ГТГ

Последний из Рюриковичей – царь Федор Иоаннович – был хронически больным человеком. Патологии наследственного характера, завезенные в Москву Софьей Палеолог, проявились на ее внуках и правнуках в полной мере. Англичане оставили такие описания внешности царя, что исследователи только спорят по поводу степени несомненной психической неполноценности Федора Иоанновича. Например, английский посол Флетчер характеризовал 32-летнего царя как малорослого и болезненного «недоростка, расположенного к водянке, с неровной старческой походкой от преждевременной слабости в ногах».

Среди его врачей упоминаются Павел Миланский, англичанин Роберт Якоби (1586–1588 гг.), голландский врач Болдуин Хаммей. В 1594 г. английская королева Елизавета направила в Москву врача Марка Ридли. Поток английских врачей на некоторое время прерывается после смерти Федора Иоанновича, когда на русскую службу не был принят доктор Виллис. Выпускника Оксфордского университета «экзаменовал» дьяк Василий Щелкалов, которого ответы Виллиса категорически не устроили, и врача отправили обратно на родину. Отметим, что В. Щелкалов, будучи дипломатом и управленцем, никакого отношения к медицине не имел, однако он терпеть не мог англичан (и не без оснований) и последовательно боролся против их влияния, особенно в сфере торговли.

Жена царя Федора Иоанновича – Ирина Годунова, как и все царицы, была погребена в Вознесенском монастыре московского Кремля. Ее захоронение также вскрывалось при перенесении в Архангельский собор.

Повторное вскрытие захоронения Ирины Годуновой проводилось в 2001 г.

Исследования показали, что царица страдала заболеванием, возможно, наследственного характера, которое привело к значительной патологии костных тканей, что сказалось на опорно-двигательном аппарате этой еще не старой женщины. В последние годы жизни ей, вероятно, было трудно ходить. Есть мнение, что обострению болезни могли способствовать и суровые условия жизни в монастыре, куда она ушла после смерти мужа – холодные каменные палаты, аскетизм монашеского бытия. Патология в области таза повлияла на способность вынашивать детей. Состояние черепа позволило выполнить реконструкцию внешнего облика царицы. Но данных о состоянии зубов царицы в опубликованной литературе не имеется.

Ирина Годунова. Реконструкция

Необходимо сказать несколько слов о канонах женской красоты, бытовавших в XVI–XVII вв. Естественно, стандарты красоты в то время были очень далеки от современного стиля «унисекс». Красивыми считались крупные девушки с широкими бедрами и высокой грудью. Такие девушки могли родить здорового и далеко не единственного ребенка. Такие девушки в крестьянских семьях ценились как хорошие работницы.

Худоба и бледность считались проявлениями болезненности, «худого поведения» – «нехороших излишеств» и даже разврата. В некоторых церковных текстах слова «бледная» и «блядная» (развратная) использовались как однокоренные. Поэтому девушки астенического телосложения активно использовали многослойность в одежде, позволявшую им скрыть «позорную» худобу.

Для того чтобы пополнеть, использовались и экстремальные «методики». Врач царя Алексея Михайловича Самуил Коллинз упоминал, что «худых женщин в боярских семьях часто спаивают, следуя варварскому обычаю лежа поить водкой, чтобы женщины толстели». Эта весьма сомнительная «методика» вполне вписывалась в представления европейцев о «дикой» Московии.

Кроме крепкого телосложения женщины Московской Руси мечтали иметь яркий румянец во всю щеку («как маков цвет»), белую кожу («как белый снег»), «ясные очи» с поволокой (с блеском, «как у сокола»), черные брови («как собольи хвосты») и белые («сахарные») зубы. На этих «сахарных зубах» мы и остановимся…

Как известно, красота требует жертв… Что в XVII в., что в XXI… Поэтому кожа отбеливалась, а затем румянилась. Имелись специальные «технологии» для получения необходимого эффекта. Брови выщипывались, волосы красились. Активно применялась косметика. Само понятие «писаной красоты» буквально предполагало «рисование» на лице. Тут уж каждая девушка выступала как художник… При этом православная церковь активно боролась с излишней косметикой, сравнивая накрашенных девушек с «облизьянами».

Н. Неврев. Василиса Мелентьева и Иван Грозный. 1886 г.

Что тогда, что сегодня активное «улучшение природных данных» подчас приводило к катастрофическим для здоровья последствиям. Это не удивительно, поскольку в качестве косметики выступали те же краски, которыми писали иконы и фрески: свинцовые белила, киноварь (это на две трети ртуть, на треть – сера). В свинцовые белила для яркости добавляли еще и барий.

Иностранцы, посещавшие Москву в XVII в., писали, что женщины тут раскрашены как куклы, хотя обладают природной красотой и могли бы не злоупотреблять косметикой. Вероятнее всего, из-за этого у цариц и возникали проблемы со здоровьем. Да и с психикой – вредные вещества воздействовали на их нервную систему. Лекарства тоже вносили свою лепту, поскольку их делали на основе ртути, мышьяка, свинца.

Для получения «сахарных зубов» московские красавицы XVII в. использовали те же «отработанные технологии», отбеливая зубы ртутными белилами («меркуриальными белилами»). Такая методика позволяла красавицам на короткое время выводить себя на «пик формы», решая матримониальные задачи. Когда красавица выходила замуж, зубы у нее превращались в серые пеньки, поскольку ртутные белила полностью снимали эмаль с зубов. Для того чтобы скрыть ужасающие результаты таких «методик» отбеливания зубов, некоторое время на Москве существовала мода на чернение зубов. Наверное, это было сильное зрелище – полная, набеленная, нарумяненная женщина, с густо подведенными глазами, со стрелками до висков, улыбалась добру молодцу чернеными зубами… Европейцам такие улыбки запомнились, поскольку они оставили свидетельства этого обычая.

Маковский К.Е. Боярыня у окна. 1885 г.

Исследовательница Н. Пушкарева пишет о причинах и последствиях этой моды: «„Мода“ московской знати XVI–XVII вв. вынуждала прятать естественную красоту и быть, „как все“: заметно белиться, ярко румяниться (иногда – свеклой), чернить сурьмой брови и ресницы, синить и подводить веки почти до виска и даже закапывать в глаза различные составы, чтобы расширить зрачки и придать им большую „глубину“. Использование столичными модницами некоторых из этих средств пагубно сказывалось на здоровье. Об этом писал придворный медик самодержца Самуил Коллинз (конец XVII в.), перечисливший в „Письме к другу, живущему в Лондоне“ вредные добавки в составе макияжа русских женщин. К ним он отнес ртутные препараты, охру, испанские белила (висмут), металлическую сажу, которая разводилась водкой и часто использовалась московитками для подкрашивания бровей и ресниц.

Маковский К.Е. Боярышня у окна. 1890-е гг.

Ужасавший многих европейцев московский „обычай“ чернить зубы заморский медик верно истолковал, как „превращение необходимости в украшение“. Зубы у русских, как это нередко бывает у северных народов, не получающих в достаточном количестве витаминов и кальция, не отличались белизной. Чтобы исправить природную огрешность, знатные женщины в Московии использовали ртутные белила, после чистки, которыми зубы мгновенно становились белыми, но длительное применение такого способа очистки зубной эмали приводило к разрушению сначала зубов, а затем к отравлению женского организма в целом. Чтобы испорченные зубы не отличались от здоровых, женщины мазали их специальным черным составом, что и ужасало иностранцев. Бледные, набеленные лица женщин с красными щеками и черными зубами выглядели отталкивающе. Европейцы справедливо упрекали русских в „варварстве“ и „почитании красотою сущего безобразия“. К счастью, мода на черные зубы, равно как и на использование ртутных белил, существовала всего полстолетия, и больше никогда не возвращалась».

Как это часто бывало на Руси, мода из аристократической среды распространилась на низшие слои населения. При этом мода на чернение зубов у аристократок быстро прошла по причине очевидной вредности для организма, но провинциальные купчихи вплоть до конца XVIII в. чернили свои зубы. А.Н. Радищев в своей знаменитой книге «Путешествие из Петербурга в Москву» упоминает, что «Прасковья Денисовна, его новобрачная супруга, бела и румяна. Зубы как уголь. Брови в нитку, чернее сажи». Дама явно была на «пике формы»…

К.Е. Маковский. За чаем. 1914 г.

Попутно заметим, что в обычае чернения зубов имелась и политико-этнографическая составляющая. Со времен татаро-монгольского нашествия Древняя Русь начала политический, бытовой и культурный «дрейф» в сторону Азии. А у многих азиатских народов имелись прочные традиции чернения зубов.

Из книги Сказания о стародавних временах русских [Довелесова книга] автора Древнерусская литература Автор неизвестен --

Глава десятая СТАНОВЛЕНИЕ КИЕВСКОЙ РУСИ В этой главе представлены сказания об основателе Киевской Руси князе Кие, его братьях Щеке и Хориве и сестре Лыбиди.Сразу следует сделать оговорку, что здесь присутствуют наслоения различных временных эпох. Сам факт существования

Из книги Древняя Русь автора

Глава VIII. ОБРАЗОВАНИЕ КИЕВСКОЙ РУСИ (839-878 гг.)

Из книги Киевская Русь автора Вернадский Георгий Владимирович

Глава I. Место Киевской Руси в истории 1. Европа ли Россия? С точки зрения географии Европа это западное продолжение Азии – азиатский мыс. Однако в традиционной географической школе эта территория рассматривается как отдельный континент, ограниченный на востоке

Из книги Киевская Русь автора Вернадский Георгий Владимирович

Глава V. Экономические основы Киевской Руси 1. Предварительные замечания В трех предыдущих главах я описал основные тенденции политического развития Руси с конца девятого столетия до первой трети двенадцатого века. В Главе VIII я продолжу свое описание до монгольского

Из книги Русское Средневековье автора Горский Антон Анатольевич

Глава 6 XII век: от Киевской Руси - к Владимирской? Если раскрыть едва ли не любой обобщающий труд по русской истории, можно встретить утверждение, что с середины - второй половины XII в. место Киева в роли главного центра Руси занимает Владимир-на-Клязьме, столица

Из книги Долетописная Русь. Русь доордынская. Русь и Золотая Орда автора Федосеев Юрий Григорьевич

Глава 4 Лестничный порядок престолонаследия. Изгои. Родовое наместничество. Разделение Руси при Ярославичах Междоусобицы. Владимир Мономах. Причины распада Киевской Руси. Отток народонаселения В начальный период существования государственности на Руси проблем с

автора

Глава третья. Образование Киевской Руси

Из книги Киевская Русь и русские княжества XII -XIII вв. автора Рыбаков Борис Александрович

Глава пятая. Расцвет Киевской Руси (XI - начало XII в.)

Из книги Хронология российской истории автора Конт Франсис

Глава 2. 980-1174 Расцвет и упадок Киевской Руси Княжение Владимира открывает новый этап в строительстве Киевской Руси, которая, сделавшись христианской державой, входит отныне в византийскую эйкумену и усваивает древнюю иудеохристианскую культуру. Как это было во всех

Из книги Отечественная история [Шпаргалка] автора Фортунатов Владимир Валентинович

Закрепощение крестьянства в Московском царстве (1480–1700) В 1497 Судебник Ивана III определил единый и единственный срок для перехода крестьян от владельца к владельцу: после окончания сельскохозяйственных работ, за неделю до и неделю после 26 ноября, осеннего праздника

Из книги Киевская Русь автора Вернадский Георгий Владимирович

Глава I Место Киевской Руси в истории 1. Европа ли Россия? С точки зрения географии Европа – это западное продолжение Азии – азиатский мыс. Однако в традиционной географической школе эта территория рассматривается как отдельный континент, ограниченный на востоке

Из книги Киевская Русь автора Вернадский Георгий Владимирович

Глава V Экономические основы Киевской Руси 1. Предварительные замечания В трех предыдущих главах я описал основные тенденции политического развития Руси с конца девятого столетия до первой трети двенадцатого века. В главе VIII я продолжу свое описание до монгольского

Из книги Благотворительность семьи Романовых, XIX - начало XX в. автора Зимин Игорь Викторович

Попечение о «сирых и убогих» в Московском царстве и Российской империи с XVI до конца XIX вв. На протяжении столетий помощь бедным понималась как раздача милостыни. Вопрос об организованном призрении этой категории населения впервые был поставлен стоглавым собором,

автора Кукушкин Леонид

Из книги История православия автора Кукушкин Леонид

Услышав слово «Средневековье», многие сразу же представляют себе царство антисанитарии – что-то в духе германовского Арканара, с вечно хлюпающей грязью и потоками нечистот. Заодно средневековые рты видятся как черные пещеры, откуда поднималось болезненное зловоние. Однако, хотя в этой мрачной картине и есть доля истины, а лечение зубов (когда их вообще лечили) явно часто напоминало пытку, все, конечно, было намного сложнее. Из-за крайне низкого потребления сахаров кариес, видимо, встречался не чаще, а то и намного реже, чем у наших современников. Правда, у низших классов (т.е. у абсолютного большинства населения) зубы не могли не расшатываться от недугов, связанных с привычным недоеданием и скудостью рациона.

В медицинских трактатах и всевозможных наставлениях о телесном благополучии звучали советы о том, как вернуть зубам белизну, или попросту, как их не растерять. Например, в середине XII в. ученая аббатиса и визионерка Хильдегарда Бингенская в одном из своих сочинений советовала после пробуждения полоскать рот холодной водой – она укрепляет зубы, а теплая, наоборот, делает их хрупкими. Для чистки и отбеливания зубов применяли множество травяных и минеральных смесей. Кто-то рекомендовал золу из виноградной лозы (вычернить зубы, чтобы их отбелить); кто-то предлагал использовать порошок из обожженного мрамора, золы финиковых косточек, толченой черепицы, соды, соли и пемзы; у кого-то были другие рецепты.

Если зубы все-таки заболевали, у их хозяев было несколько вариантов. В-первую (для кого-то – в последнюю) очередь можно было помолиться св. Аполлонии Александрийской (III в.). По преданию, язычники, требуя у нее отречься от веры, вырвали или выбили ей все зубы и угрожали костром, но она сама предпочла броситься в огонь. Как это часто бывало в Средневековье, характер пытки или казни определил специализацию святого. Со временем Аполлонию стали считать помощницей от зубной боли и изображать с клещами – инструментом ее мучений и профессиональным атрибутом хирургов, которые продолжали (но уже с благими целями и за плату) мучить/лечить своих пациентов.

Был еще, конечно, вариант выдрать больной зуб. Для этого, если была возможность, обычно шли к цирюльнику. Именно брадобреи, помимо своего основного ремесла, в Средневековье занимались базовыми хирургическими процедурами – вскрывали абсцессы, пускали кровь и рвали зубы.

Однако это была крайняя – пусть часто и неизбежная – мера. Для лечения кариеса ученая и народная медицина предлагала множество неинвазивных методов. Некоторые из них, на современный взгляд, действительно могли снять или облегчить боль, другие явно оказывались бесполезны. Средневековые медики исходили из того, что зубная боль (как и другие недуги) вызывается либо нарушением в организме баланса четырех гуморов (крови, флегмы, черной желчи и желтой желчи), либо – зубным червем, которого надо было изгнать или убить, либо каким-то еще видом гниения.

Методы, которые были призваны привести гуморы в равновесие, побороть зубного червя и избавить пациента от боли, часто в разных пропорциях сочетали физическое или лекарственное воздействие (с помощью настоев, компрессов, окуриваний…) и религиозно-магические процедуры (чтение молитв, заговоров, ношение амулетов…).

В растительный арсенал от зубной боли входила кора плюща, листья жимолости или остролиста, толченые корни анациклуса (испанской ромашки), которые нужно было скатать в шарик и положить за щеку, а также опийный мак и гвоздичное масло.

Часто одни и те же трактаты рекомендовали какие-то травы, а следом за ними – магические операции. Так, «лечебник» из Уэльса (XIII в.) предписывал при зубной боли взять железный гвоздь, выцарапать на нем слова theron + agla + Sabaoth + athanatos +, ткнуть им под больной зуб, а потом вбить его в ствол дуба, на котором требовалось выцарапать свое имя. Пока гвоздь останется в дереве, боль не должна вернуться. Английский врач Джон из Гаддесдена в начале XIV в. предлагал другие магические решения: дотронуться до больного зуба пальцем и одновременно нарисовать на листе пергамена вертикальные линии; или найти многоножку, которая при прикосновении сворачивается в клубок, и ткнуть ее иглой, а потом этой иглой прикоснуться к больному зубу. Многие из этих методов опирались на принципы симпатической магии (предметы, которые внешне схожи или соприкасались друг с другом, образуют скрытую связь) и должны были перенести боль / болезнь с человека на дерево, насекомое и т.д.

Среди средневековых медиков было распространено представление о том, что зубная боль провоцируется особыми червями, которые поселяются в зубах и разрушают их изнутри. Эта идея, зафиксированная во многих культурах начиная с глубокой древности, была знакома европейским медикам по трудам их античных или арабских предшественников. Врачи из знаменитой Салернской школы утверждали, что причиной пульсирующей боли служат сокращения тела червя.

Чтобы избавиться от него еще с античных времен предписывались воскурения: чаще всего жгли семена черной белены. Пациент склонялся над жаровней и вдыхал испарения, содержавшие алкалоид гиосциамин, действительно способный облегчить боль. Другой метод состоял в том, чтобы поднести к больному зубу горящую свечку и ждать пока зубной червь, спасаясь от жара, выберется из своего убежища.

Хотя средневековая «стоматология» редко прибегала к оперативному вмешательству (не считая, конечно, самой его радикальной формы – изъятия больного зуба), кое-какие методы все-таки были известны и практиковались. Французский хирург Ги де Шолиак в XIV в. упоминал о том, что для уничтожения инфекции в кариозную полость (так ее, правда, тогда не называли) нужно как можно глубже вставить раскаленную иглу. Этот метод мог работать, поскольку убивал в зубе нерв.

В принципе средневековая медицина даже имела некое представление о протезировании, но трудно сказать, насколько широко и сколь успешно оно практиковалась. Тот же Ги де Шолиак рекомендовал, если зуб расшатается, прикрепить его к здоровому соседу с помощью золотой нити, а если он совсем выпадет, то заменить его – чужим зубом или «протезом», выточенным из коровьей кости.

Широко известен тот факт,что на территории российского государства в 15 и 16 века обычные люди избавлялись от неприятного запаха во рту с помощью чеснока,лука и чабреца(а также ими же лечили воспаление десен).По воспоминаниям современников,помогало,видимо,не очень.Но мы можем гордиться тем,что у нас был свой аналог прогрессивной зубной щетки-зубная метелка,по-моему(если обратиться к Европе тех времен,то они от зубной щетки поначалу вовсе отказались.Господин Михаил Задорнов на основании этого,скорее всего,бы подвел к краткому итогу:"Ну тупыыые":DНо этого говорить уж точно не стоит,ибо...первая зубная щетка наподобие современных, из свиной щетины,появилась в Китае уже в 1497.

Следующей остановкой будет Лейпциг 20-х годков 16 века,в котором была создана и опубликована первая книга, полностью посвященная стоматологии.В ней описались сравнения зубного камня с ржавчиной и ее воздействием на железо,а также советовали прочищать зубки водой с солью.

Нам с вами крупно повезло, что мы живем в век современной медицины, которая достигла больших высот, и сегодняшние врачи знают какими средствами и методами лечить самые разнообразные болезни. Но так было не всегда и доктора прошлых столетий не имели представления о том, каким образом избавить человека от того или иного недуга и действовали, опираясь лишь на собственные домыслы. Средства, которыми тогдашние врачи лечили людям зубы, безусловно, покажутся как минимум странными современному человеку, и он лишний раз порадуется тому, что живёт в 21 веке.

Зубные черви

О том, что причиной кариеса являются бактерии,просвещенные умы додумались только к концу XVIII века. А до того все, от прачки до тогдашних светил медицины,свято верили, что дыры в зубе прогрызают черви,которых люди вдыхают вместе с воздухом. Боль же возникала тогда, когда червячок шевелился или расширял норку для потомства. Спасали от червей колдовские заговоры, лечебные травы и горячий воск(последнее больше походило на пытку).

Луна и жабы

С давних пор врачи мучились вопросом: как лечить зубы без боли? Либо мощным ударом камня по голове пациента, либо… Например, Карданус, германский врач XVII века,советовал сесть напротив луны, открыть рот и ждать исцеления. Сидеть нужно было долго,несколько часов. Увы, источники не сохранили сведений об участи его пациентов… Впрочем, это еще безобидно. Вот Плиний Старший в Древнем Риме рекомендовал при болезнях зубов в полнолуние изловить жабу, плюнуть ей в рот и зачитать заклинание. Помогала ли вдохновенная декламация от боли - также неизвестно.

Уши и помет

Однако Плиний на этом не останавливался. Еще один оригинальный рецепт от несгибаемого римлянина, воспитывающий железное терпение и стойкость в несчастьях: микс из воробьиного или вороньего помета смешать с маслом, поместить смесь в ухо со стороны больного зуба и ждать, пока поможет…

Полоскания, дым и клизма

Римский ученый Корнелий Цельс прописывал полоскания и окуривания дымом лекарственных трав. Арабский врач Авиценна уточнял, что дым должен быть из смеси лука,белены и козлиного жира. Но у римлянина был еще один рецепт: больному предлагалось принять слабительное или сделать клизму… Вероятно, это сильно отвлекало пациентов,и они забывали о больном зубе.

Пломбы из свинца и горячего воска

Для пломбирования зубов использовались самые разные методики. Простым смертным в дырку заливали расплавленный воск или свинец, в то время как богатые пациенты могли себе позволить пломбы из золота и серебра. Кстати, и первые сверла появились за тысячу лет до активного их распространения. Не территории Пакистана нашли захоронение,в котором покоились люди с ровными аккуратными отверстиями в зубах.

Лягушачий помет и заячий мозг

После подобных методов лечения зубы чаще всего приходилось удалять. Однако люди полагали, что раз зуб в голове, то и мозг как-то с ним связан, неправильно вырвешь - и все,смерть на месте. Врачи изо всех сил старались облегчить горькую участь пациентов. Например, перед удалением зуб натирали лягушачьим пометом или жиром вперемешку с мышьяком. Когда зуб отмирал, его выдергивали щипцами. А чтобы после удаления все поскорее зажило, врачи смазывали десны пациентов жареными мозгами зайцев, а также советовали полоскать рот мочой.