Вседневная вечерня с чином прощения. Прощеное воскресенье. Святые отцы о прощении

– последний день перед Великим постом.

В этот день все православные просят друг у друга прощения — чтобы приступить к посту с доброй душой, сосредоточиться на духовной жизни и с чистым сердцем встретить Пасху — день Воскресения Христова.

В этот день последний раз употребляется скоромная пища.

Чин прощения, как правило, совершается в храмах в воскресенье вечером — это служба вечерни сырной седмицы. Начинается служба как обычная вечерня, но в храме уже все по-другому: на аналоях великопостные черные или фиолетовые аналои, в середине службы и священники меняют облачение на темное. По-особенному торжествено и радостно: начинается весна постная, весна духовная!

Вечерня начинается по-обычному. На «Господи воззвах» поются стихиры:

Творение господина Иосифа. Стихиры, глас 2.
Подобен: Егда от Древа:

Воздержанием тело смирити вси потщимся, божественное преходяще поприще непорочнаго поста и молитвами и слезами Господа спасающаго нас взыщем, и забвение злобы всеконечное сотворим, вопиюще: согрешихом Ти, спаси, якоже древле ниневитяны Христе Царю, и общники ны сотвори Небеснаго Царствия Благоутробне.

Себе отчаяваю, помышляя дела моя Господи, всякаго мучения достойная: се бо презрев честныя Твоя Спасе заповеди, блудно мое житие иждих. Темже молюся, тучами покаяния мя очистив, постом и молением яко един милостивый просвети, и не гнушайся мене Благодетелю всех, и Преблагий.

Ин господина Феодора, глас тойже.
Подобен: Паче ума даров:

Постное время светло начнем, к подвигом духовным себе подложивше, очистим душу, очистим плоть, постимся якоже в снедех от всякия страсти, добродетельми наслаждающеся духа: в нихже совершающеся любовию, да сподобимся вси видети всечестную страсть Христа Бога и святую Пасху, духовно радующеся.

Таже в Минеи святому, подобны 3.

Вход с кадильницею: Свете тихий:

Прокимен глас 8 :

Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю, скоро услыши мя: вонми души моей, и избави ю.

Стих: Спасение Твое Боже да приимет мя.

Стих: Да узрят нищии, и возвеселятся.

Стих: Взыщите Бога, и жива будет душа ваша.

И паки высочайшим гласом: Не отврати лица Твоего:

На стиховне самогласен глас 4:

Возсия благодать Твоя Господи, возсия просвещение душ наших. Се время благоприятное, се время покаяния, отложим дела тьмы, и облечемся во оружия света: яко да преплывше поста великую пучину, в тридневное Воскресение достигнем, Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, спасающаго души наша.

Стих: К Тебе возведох очи мои:

И повторяем тойже.

Таже стих: Помилуй нас Господи, помилуй нас:

И мученичен: Прославляемый в памятех святых Твоих Христе Боже, от них умоляемь, низпосли нам велию милость.

Слава, самогласен в Минеи, аще имать: И ныне, Богородичен по гласу Минеи. Аще ли не имать, Слава, и ныне, Богородичен, глас тойже.
Подобен: Яко добля:

Ангельстии чини Тя Богомати прославляют: Бога бо Всечистая родила еси, Отцу, и Духу соприсносущна, и ангельская воинства от не сущаго хотением поставивша. Егоже моли от тли спасти и просветити души православных, Тя воспевающих Всечистая.

Ныне отпущаеши: Трисвятое: поклоны три. Пресвятая Троице: Отче наш: И настоящия тропари, глас 4: Богородице Дево радуйся: И творим поклон един. Слава: Крестителю Христов: поклон един. И ныне: Молите о нас святии апостоли: поклон един. Таже, Под Твое благоутробие: без поклона. Господи помилуй, 40 кротким и тихим гласом. Слава, и ныне: Честнейшую херувим: Именем Господним благослови отче. Священник: Сый благословен Христос Бог наш всегда, ныне и присно и во веки веков. Мы же: Аминь. И молитву: Небесный Царю:

И творим три поклоны великия, и глаголем молитву преподобнаго Ефрема Сирина :

Господи и Владыко живота моего, дух праздности уныния, любоначалия, и празднословия не даждь ми.

Дух же целомудрия, смиреномудрия, терпения, и любве, даруй ми рабу Твоему.

Ей Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков, аминь.

После этого настоятель храма произносит проповедь, затем священники просят прощения у прихожан и друг друга. После этого все клирики выходят к амвону, а прихожане подходят, целую крест или икону, испрашивают прощения у клириков.

Мы вплот-ную при-бли-зи-лись к Ве-ли-ко-му по-сту. Хри-сто-ва Цер-ковь ста-вит нас пе-ред осмыс-ле-ни-ем Свя-той Че-ты-ре-де-сят-ни-цы. От-не-стись к это-му мы долж-ны се-рьёз-но, вдум-чи-во, от-вет-ствен-но. Пост пред-ва-ря-ет-ся Про-щё-ным вос-кре-се-ньем, чтобы мы про-сти-ли ближ-ним все со-гре-ше-ния про-тив нас. Это усло-вие аб-со-лют-но необ-хо-ди-мо для стя-жа-ния чи-сто-ты серд-ца — за-да-чи, ко-то-рую мы бу-дем ре-шать в пе-ри-од про-хож-де-ния пост-ни-че-ско-го по-при-ща. Мож-но, ко-неч-но, упро-стить чин про-ще-ния и све-сти его к чи-стой тра-ди-ции, пе-ре-няв при этом, по-ло-жим, обы-чай от-цов-пу-стын-ни-ков, ко-то-рые на вре-мя Свя-той Че-ты-ре-де-сят-ни-цы ухо-ди-ли из мо-на-сты-рей в Си-най-скую, Еги-пет-скую и дру-гие пу-сты-ни. Рас-ста-ва-ясь с оби-те-лью, они про-ща-лись друг с дру-гом и тут-то вза-им-но ис-пра-ши-ва-ли про-ще-ние. Это, ко-неч-но, убе-ди-тель-ный при-мер для под-ра-жа-ния, но ес-ли мы вос-при-мем его толь-ко как обы-чай, то прой-дём ми-мо ве-ро-учи-тель-ной зна-чи-мо-сти упо-мя-ну-то-го де-я-ния от-шель-ни-ков. Суть Бо-жи-его за-мыс-ла в во-про-се остав-ле-ния гре-хов вы-ра-же-на в сло-вах Спа-си-те-ля Хри-ста, по-ста-вив-ше-го Своё про-ще-ние в при-чин-ную за-ви-си-мость от на-ше-го про-ще-ния друг дру-га: Ибо ес-ли вы бу-де-те про-щать лю-дям со-гре-ше-ния их, то про-стит и вам Отец ваш Небес-ный, а ес-ли не бу-де-те про-щать лю-дям со-гре-ше-ния их, то и Отец ваш не про-стит вам со-гре-ше-ний ва-ших (). Это вы-ра-же-но Спа-си-те-лем столь ка-те-го-рич-но, что апо-стол люб-ви Иоанн Бо-го-слов до-но-сит нам смысл этих Хри-сто-вых слов в та-ких вы-ра-же-ни-ях: Кто го-во-рит: “я люб-лю Бо-га”, а бра-та сво-е-го нена-ви-дит, тот лжец: ибо не лю-бя-щий бра-та сво-е-го, ко-то-ро-го ви-дит, как мо-жет любить Бога, Ко-то-ро-го не ви-дит? (). Этот-то ра-ди-ка-лизм и по-став-лен Хри-стом Спа-си-те-лем как усло-вие про-ще-ния на-ших гре-хов, а зна-чит — на-ше-го при-бли-же-ния к Бо-гу. Обу-слов-ле-но это вот чем.

Сво-им во-пло-ще-ни-ем Хри-стос Спа-си-тель по-ста-вил Своё Бо-же-ство в осо-бую бли-зость с вос-при-ня-той Им че-ло-ве-че-ской при-ро-дой. А через че-ло-ве-че-ство Своё Он со-еди-нил Се-бя со всем че-ло-ве-че-ством. Он со-че-тал лю-дей в та-кое един-ство, что мог ска-зать: И кто при-мет од-но та-кое ди-тя во имя Мое, тот Ме-ня при-ни-ма-ет (). В пол-ном со-от-вет-ствии с этим и к че-ло-ве-ку предъ-яв-ля-ют-ся Бо-жии тре-бо-ва-ния. Не про-сто-го по-ви-но-ве-ния от че-ло-ве-ка ожи-да-ет Бог; Бо-жии по-ве-ле-ния и ре-ак-цию на них тре-пе-щу-ще-го тво-ре-ния зна-ло и вет-хо-за-вет-ное че-ло-ве-че-ство. Нам же Хри-стос про-сти-ра-ет со Кре-ста Свои объ-я-тия и взы-ва-ет: Че-ло-ве-че, даж-дь-ми серд-це. И Бог ожи-да-ет от нас не про-сто воз-дер-жа-ния от гре-хов; Он ждёт от че-ло-ве-ка аб-со-лют-ной свя-то-сти: Будь-те свя-ты, по-то-му что Я свят (). По-то-му мы ныне долж-ны бу-дем в чине про-ще-ния при-ми-рить-ся с ближ-ни-ми не тра-ди-ции ра-ди, — мы от все-го серд-ца про-стим все их со-гре-ше-ния, спол-на рас-кро-ем всем и каж-до-му своё серд-це. Этим мы рас-кро-ем его и Бо-гу сво-е-му.

Пе-ред та-кой ду-хо-нос-ной за-да-чей мы ныне по-став-ле-ны. По-се-му при-дём се-го-дня ве-че-ром во свя-той храм с пол-ной рас-кры-то-стью серд-ца, с го-тов-но-стью об-нять ближ-не-го. При-мем его, как Са-мо-го Гос-по-да, от-пу-стим спол-на и каж-до-му со-гре-ше-ния про-тив нас. То-гда и Хри-стос от-пу-стит нам со-гре-ше-ния на-ши и со-де-ла-ет нас жи-вы-ми чле-на-ми Церк-ви — Сво-е-го Цар-ства.

Чин про-ще-ния

До-ро-гие бра-тья и сёст-ры о Хри-сте. Мы со-бра-лись ныне в хра-ме для то-го, чтобы встать пе-ред Ли-цом Бо-га Жи-ва-го. Да осе-нит Он нас Сво-им бла-го-сло-ве-ни-ем, дабы рас-кры-лись серд-ца на-ши и ста-ли так про-стран-ны, чтобы вме-стил-ся в них небе-са-ми Невме-сти-мый Бог. Это Он да-ру-ет нам воз-мож-ность рас-крыть объ-я-тия и вы-ра-зить своё бла-го-во-ле-ние на-шим ближ-ним, ис-пра-ши-вая про-ще-ние у каж-до-го. Это, как мы зна-ем, непре-мен-ное усло-вие для очи-ще-ния на-ше-го серд-ца и для из-ме-не-ния ума. Цель на-шей жиз-ни — лю-бо-вью со-че-тать-ся со Хри-стом. Но нель-зя лю-бить Бо-га и при этом нена-ви-деть бра-та сво-е-го. Для то-го-то и да-ру-ет нам Хри-сто-ва Цер-ковь чин про-ще-ния, дабы мы со все-ми бы-ли при-ми-ре-ны.

При-па-дём же к сто-пам Спа-си-те-ля на-ше-го, по-про-сим Его, чтобы Он да-ро-вал нам бла-го-го-вей-ное и тре-пет-ное от-но-ше-ние к ближ-не-му, чтобы вся-кий встреч-ный, как это пе-ре-жи-ва-ет-ся хри-сти-ан-ски-ми по-движ-ни-ка-ми, пред-стал нам бо-гом по-сле Бо-га. И ис-пра-ши-ва-ем это-го да-ра у Бо-га мы не по сво-им за-слу-гам, а ис-клю-чи-тель-но по Его бла-го-сти.

Дерз-ки, гру-бы, же-сто-ки бы-ва-ли мы к ближ-ним, а са-ми в то же вре-мя хо-те-ли бы, чтобы ближ-ние от-но-си-лись к нам с пре-ду-пре-ди-тель-но-стью, с чи-сто-сер-де-чи-ем, с неж-но-стью. По-ло-жим же и мы эти на-ча-ла в ос-но-ву на-ших от-но-ше-ний к ближ-ним. Чи-сто-сер-деч-но, ис-крен-но, от все-го лю-бя-ще-го серд-ца ис-про-сим у каж-до-го про-ще-ния, чтобы и на нас из-лил Гос-подь Своё бла-го-во-ле-ние и про-стил нам со-гре-ше-ния на-ши.

Про-шу и я вас, чест-ные от-цы, и вас, до-ро-гие бра-тья и сёст-ры о Хри-сте, про-стить ме-ня. Знаю, как по-ви-нен я пе-ред ва-ми. Бы-вал и ре-зок, об-ру-ши-вал-ся гнев-ным сло-вом — и это то-гда, ко-гда нуж-но бы-ло всё по-крыть лю-бо-вью. За все это, Хри-ста ра-ди, про-сти-те ме-ня. Про-сти-те и за то, что спол-на не вы-пол-нил сво-е-го при-зва-ния: дол-жен был днём и но-чью в мо-лит-вен-ном бде-нии пред-ста-тель-ство-вать за каж-до-го из вас, но по немо-щи, по ле-ни я это-го не ис-пол-нил. Дол-жен был бы не толь-ко внеш-ним бла-го-ле-пи-ем обла-го-ро-дить Бо-жий храм: над-ле-жа-ло мне ещё до-пол-нить это та-ким го-ре-ни-ем серд-ца, от ко-то-ро-го смог-ли бы воз-жечь-ся и ва-ши серд-ца, дабы и каж-дый из вас со-де-ло-вал бы своё спа-се-ние пла-ме-не-ю-щей лю-бо-вью друг ко дру-гу и во-шёл бы жи-вым чле-ном в Бо-жию Цер-ковь — ми-сти-че-ское Хри-сто-во Те-ло. Но здесь я ма-ло в чём успел. По-се-му вы, чест-ные от-цы, и Вы, до-ро-гие пев-чие, и вы, воз-люб-лен-ные бра-тья и сёст-ры о Хри-сте, про-яви-те ко мне своё бла-го-во-ле-ние, про-сти-те всё, чем я со-гре-шил пе-ред ва-ми — де-лом, сло-вом, по-мыш-ле-ни-ем.

Ис-пра-ши-ваю и для вас Бо-жи-ей ми-ло-сти, дабы Бог Сво-ею бла-го-да-тью и че-ло-ве-ко-лю-би-ем, Сво-им ми-ло-сер-ди-ем и бла-го-стию, бла-го-во-ле-ни-ем и лю-бо-вью бла-го-сло-вил каж-до-го из вас. Да про-явит Он ми-лость Свою к каж-до-му из вас, да все-лит в серд-ца ва-ши небес-ный свет и ра-дость! Да нис-по-шлёт Он и Свою бла-го-дат-ную по-мощь, дабы всем нам во Свя-тую Че-ты-ре-де-сят-ни-цу так со-вер-шить очи-ще-ние душ и те-лес, чтобы гря-ду-щая Пас-ха Хри-сто-ва встре-че-на бы-ла на-ми не как ка-лен-дар-ный празд-ник, а пе-ре-жи-ва-лась бы в ли-ко-ва-нии, ра-до-сти, как но-вая жизнь во Хри-сте.

Протоиерей Владимир Тимаков

Альманах “Альфа и Омега”, № 52, 2008

прот.
  • прот.
  • архим. Мелхиседек (Артюхин)
  • схиархим.
  • сщмч.
  • прот. Александр Геронимус
  • Ю. Рубан
  • Называется так потому, что в этот день на вечерней службе совершается Чин прощения, на котором настоятель храма или монастыря по окончании вечерни с земным поклоном испрашивает прощения у своего и прихожан, и те отвечают ему также земным поклоном. После чего все, по одному, подходят к настоятелю и испрашивают у него прощение.

    При этом иереи лобызаются с ним по иерейскому чину, целуя друг друга в руки, а диаконы, церковнослужители и прихожане делают поясной и принимают . Также и все прихожане просят друг у друга прощение.

    В Прощёное воскресенье принято испрашивать и примиряться друг с другом не только в храме, но и дома с ближними, на работе с сослуживцами. Совершается это примерно следующим образом: делается поклон (поясной или земной) и говорится: «Прости меня, (имя ), в чем согрешил пред тобою», – делается ответный поклон со словами: «Бог тебя простит, и я прощаю. Прости и ты меня, (имя) » – «Бог тебя простит, и я прощаю», – и совершается троекратное христианское целование.

    Обычай испрашивания прощения накануне Великого поста восходит к глубокой церковной древности, когда подвижники уходили на весь пост из городов и монастырей в пустыню и, не зная, все ли они вернутся к из этого трудного подвига, прощались и примирялись друг с другом.

    История чина прощения

    Чин прощения появился в монастырской жизни египетских монахов. Перед наступлением Великого поста, чтобы усилить подвиг молитвы и подготовиться к светлому празднику Пасхи, монахи расходились по одному по пустыне на все сорок дней поста. Некоторые из них уже не возвращались обратно: кто-то был растерзан дикими зверями, другие погибли в безжизненной пустыне. Потому, расходясь, монахи просили друг у друга прощения за все вольные или невольные обиды, как перед смертью. И конечно, сами от души прощали всех. Каждый понимал, что их встреча в преддверии Великого Поста может оказаться последней. Для того и существовал чин прощения – чтобы быть примиренным и прощенным со всеми и – благодаря этому – с Самим Богом.

    С течением времени эта традиция перешла в богослужение всей Церкви. В дореволюционной России, например, существовал обычай царю испрашивать прощения у свои подданных. С этой целью царь объезжал войска и просил прощения у солдат, посещал монастыри, где просил прощения у их братии, приезжал к архиереям, чтобы и у них попросить прощения.

    Богослужение

    Вечером в Прощеное воскресенье совершается вседневная вечерня с чином прощения, с которой и начинается св. Четыредесятница.

    Совершается вход с кадилом, ради пения великого прокимна: Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю, скоро услыши мя: вонми души моей и избави ю ().
    Этот великий прокимен, кроме сыропустного воскресенья, поется также во 2-ю и 4-ю Недели (воскресенья) Великого пос­та.

    Прослушать Великий прокимен:

    Пением великого прокимна завершается праздничное воскресное богослужение, и от Сподоби Господи (читается сразу после прокимна) начинается великопостное. Священнослужители в это время переоблачаются в темные, постовые облачения. Священник произносит просительную ектению Исполним вечернюю молитву , а хор поет на каждое прошение особым, постовым распевом.

    После стихир на стиховне, чтения Ныне отпущаеши и Трисвятого по Отче наш поются великопостные тропари с великими поклонами после каждого тропаря. После молитвы Небесный Царю священник произносит молитву св. Господи и Владыко живота моего с тремя поклонами.

    После отпуста вечерни совершается Чин прощения :

    На солею выносятся и полагаются на аналоях напрестольный Крест, иконы Спасителя и Богородицы. Настоятель творит земные поклоны перед ними и целует их. Затем он обращается к присутствующим с поучением о христианском проведении поста и испрашивает прощения грехов у причта и народа, говоря: «Благословите мя, отцы святии и братия, и простите ми, грешному, елика согреших в сей день и во вся дни живота моего словом, делом, помышлением и всеми моими чувствы ». Сказав это, он земно кланяется народу. Все отвечают ему земным поклоном и говорят: «Бог простит тя, отче святый. Прости и нас, грешных, и благослови ». В некоторых храмах и монастырях говорят иначе: «Бог простит тя, отче святый. Помолися о нас, грешных », что вполне согласно с Уставом. На это служащий священник (как правило, настоятель) отвечает: «Благодатию Своею Бог да простит и помилует всех нас ». Затем настоятель берет напрестольный Крест. Все священнослужители в порядке старшинства прикладываются к иконам на аналое, подходят к настоятелю, целуют Крест и лобызаются с настоятелем и друг с другом в рамена (плечи), взаимно испрашивая прощения. За ними идут миряне, прикладываются ко Кресту, целуют иконы, которые обычно держат священнослужители, и испрашивают прощения у причта и друг у друга. В Типиконе ничего не сказано о пении каких-либо песнопений во время чина прощения. Краткое указание: «И целу ем святы я и честны я ико ны» предусматривает совершение этого обряда в молчании. Во время чина прощения в некоторых храмах принято петь «Покаяния отверзи ми двери…», «На река х Вавилонских…» и др., а также стихиры Пасхи, заканчивая словами: «И та ко возопии м».

    Почему Прощёное воскресенье называется Прощёным?

    Основа чина прощения связана с древней традицией египетского . Согласно этой традиции, на время поста перед ) (Четыредесятницей) иноки удалялись в безлюдные пустынные места. Там они усиливали аскетические подвиги, предаваясь сосредоточенной напряженной молитве и , ради особого внутреннего очищения, достойного приготовления к Пасхе.

    Однако прежде чем покидать стены , братия собирались для совместного богослужения. Это происходило в последний день Сырной седмицы. В этот день братия примирялись во Христе, испрашивали друг у друга прощения, забывали накопившиеся обиды, заручались благословением. По окончании вечерни монахи расходились.

    Эта добрая монашеская традиция главным образом была связана с заповедью Христа о прощении ближним их прегрешений (), хранении мира, любви ().

    Между тем, была на то и частная причина. Уходя в полудикие края, братия подвергали свои жизни потенциальной опасности: многие не знали, вернутся ли они к Пасхе, и даже - вернутся ли они вообще. Думая об этом, они понимали, что другого случая простить своих ближних и испросить у них прощения самому могло не представиться. Кто же хотел умереть без прощения, вне мира с братиями?

    Впоследствии традиция испрашивать прощения и примиряться с ближними накануне Великого поста получила широкое распространение среди . Такая практика помогает лучше настроиться на покаяние, приступить к соблюдению поста в возвышенном состоянии духа.

    Чин прощения в Церкви соединяется с вечерней и совершается после . Общие его черты таковы.

    Настоятель совершает земные поклоны перед предварительно вынесенным на солею напрестольным крестом, иконами Искупителя и Божьей Матери, затем благоговейно целует крест и иконы. После этого он обращается к собравшимся с пастырским увещанием. Потом искренне испрашивает у всех прощения за грехи, кланяется со смирением. Присутствующие отвечают ему ответным поклоном, произносят: «Бог простит тя, отче святый».

    Наконец, настоятель берет напрестольный крест. Прочие священнослужители начинают (в соответствии со старшинством) прикладываться к расположенным на аналое иконам, подходят к настоятелю и прикладываются ко кресту. Затем они лобызаются в плечи (рамена) с настоятелем и друг с другом; при этом просят друг у друга прощения.

    Потом подходят поочередно миряне, целуют Крест, иконы, испрашивают прощения у церковного причта и один у другого.

    Помимо участия в чине прощения, верующие просят прощения дома, на работе и вообще везде, где уместно.

    Именуется Церковью Неделей сыропустной, так как именно в этот день заканчивается употребление в пищу молочных продуктов. Церковь напоминает нам об изгнании Адама и Евы из рая за непослушание и невоздержание. Также этот день именуется Прощеным воскресеньем. На Литургии читается Евангелие с частью из Нагорной Проповеди, где говорится о прощении обид ближним, без чего мы не можем получить прощения грехов от Отца Небесного, о посте, и о собирании небесных сокровищ.

    Евангельское чтение в Прощеное воскресенье:

    Мф., 17 зач., 6, 14-21

    14 Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, 15 а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.

    16 Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. 17 А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, 18 чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

    19 Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, 20 но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, 21 ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.

    Толкуя евангельские стихи о взаимном прощении обид в Прощеное воскресенье, епископ Феофан Затворник восклицает: «Какой простой и подручный способ спасения! Прощаются тебе согрешения, под условием прощения прегрешений против тебя ближнего твоего. Сам, значит, ты в своих руках. Переломи себя и от немирных чувств к брату перейди к искренно мирным, - и всё тут. Прощеный день - какой это великий небесный день Божий! Когда бы все мы, как до́лжно, пользовались им, то нынешний день из христианских обществ делал бы райские общества, и земля сливалась бы с небом…»

    Сообразно с Евангельским чтением, христиане имеют благочестивый обычай просить в этот день друг у друга прощения грехов, ведомых и неведомых обид и принимать все меры к примирению с враждующими. После вечернего богослужения в храмах совершается особый чин прощения, когда священнослужители и прихожане взаимно испрашивают друг у друга прощение, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись со всеми ближними.

    Чин прощения. История установления

    Чин прощения появился в монастырской жизни египетских монахов. Перед наступлением Великого поста, чтобы усилить подвиг молитвы и подготовиться к светлому празднику Пасхи, монахи расходились по одному по пустыне на все сорок дней поста. Некоторые из них уже не возвращались обратно: кто-то был растерзан дикими зверями, другие погибли в безжизненной пустыне. Потому, расходясь, чтобы встретиться только на Пасху, монахи просили друг у друга прощения за все вольные или невольные обиды, как перед смертью. И конечно, сами от души прощали всех. Каждый понимал, что их встреча в преддверии Великого Поста может оказаться последней. Для того и существовал чин прощения - чтобы быть примиренным и прощенным со всеми и - благодаря этому - с Самим Богом.

    С течением времени эта традиция перешла в богослужение всей Церкви.

    На Руси в канун Великого поста наши благочестивые предки испокон веков исполняли обряд высочайшего смирения. Старший и властный просил прощение у последнего и ничтожного. И государи просили прощения у свои подданных. С этой целью они объезжали войска, просили прощения у солдат, посещали монастыри, где просили прощения у братии, приезжали к архиереям, чтобы и у них попросить прощения.

    Чин прощения: порядок

    Чин прощения, как правило, совершается в храмах в воскресенье вечером - это служба вечерни сырной седмицы. Начинается служба как обычная вечерня, но в храме уже все по-другому: на аналоях великопостные черные или фиолетовые аналои, в середине службы и священники меняют облачение на темное. По-особенному торжествено и радостно: начинается весна постная, весна духовная!

    Вечерня начинается по-обычному. На «Господи воззвах» поются стихиры:

    Творение господина Иосифа. Стихиры, глас 2.
    Подобен: Егда от Древа:

    Воздержанием тело смирити вси потщимся, божественное преходяще поприще непорочнаго поста и молитвами и слезами Господа спасающаго нас взыщем, и забвение злобы всеконечное сотворим, вопиюще: согрешихом Ти, спаси, якоже древле ниневитяны Христе Царю, и общники ны сотвори Небеснаго Царствия Благоутробне.

    Себе отчаяваю, помышляя дела моя Господи, всякаго мучения достойная: се бо презрев честныя Твоя Спасе заповеди, блудно мое житие иждих. Темже молюся, тучами покаяния мя очистив, постом и молением яко един милостивый просвети, и не гнушайся мене Благодетелю всех, и Преблагий.

    Ин господина Феодора, глас той же.
    Подобен: Паче ума даров:

    Постное время светло начнем, к подвигом духовным себе подложивше, очистим душу, очистим плоть, постимся якоже в снедех от всякия страсти, добродетельми наслаждающеся духа: в нихже совершающеся любовию, да сподобимся вси видети всечестную страсть Христа Бога и святую Пасху, духовно радующеся.

    Таже в Минеи святому, подобны 3.

    Вход с кадильницею: Свете тихий:

    Прокимен глас 8 :

    Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю, скоро услыши мя: вонми души моей, и избави ю.

    Стих: Спасение Твое Боже да приимет мя.

    Стих: Да узрят нищии, и возвеселятся.

    Стих: Взыщите Бога, и жива будет душа ваша.

    И паки высочайшим гласом: Не отврати лица Твоего:

    На стиховне самогласен глас 4:

    Возсия благодать Твоя Господи, возсия просвещение душ наших. Се время благоприятное, се время покаяния, отложим дела тьмы, и облечемся во оружия света: яко да преплывше поста великую пучину, в тридневное Воскресение достигнем, Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, спасающаго души наша.

    Стих: К Тебе возведох очи мои:

    И повторяем тойже.

    Таже стих: Помилуй нас Господи, помилуй нас:

    И мученичен: Прославляемый в памятех святых Твоих Христе Боже, от них умоляемь, низпосли нам велию милость.

    Слава, самогласен в Минеи, аще имать: И ныне, Богородичен по гласу Минеи. Аще ли не имать, Слава, и ныне, Богородичен, глас тойже.

    Подобен: Яко добля:

    Ангельстии чини Тя Богомати прославляют: Бога бо Всечистая родила еси, Отцу, и Духу соприсносущна, и ангельская воинства от не сущаго хотением поставивша. Егоже моли от тли спасти и просветити души православных, Тя воспевающих Всечистая.

    Ныне отпущаеши: Трисвятое: поклоны три. Пресвятая Троице: Отче наш: И настоящия тропари, глас 4: Богородице Дево радуйся: И творим поклон един. Слава: Крестителю Христов: поклон един. И ныне: Молите о нас святии апостоли: поклон един. Таже, Под Твое благоутробие: без поклона. Господи помилуй, 40 кротким и тихим гласом. Слава, и ныне: Честнейшую херувим: Именем Господним благослови отче. Священник: Сый благословен Христос Бог наш всегда, ныне и присно и во веки веков. Мы же: Аминь. И молитву: Небесный Царю:

    И творим три поклоны великия, и глаголем молитву преподобнаго Ефрема Сирина :

    Господи и Владыко живота моего, дух праздности уныния, любоначалия, и празднословия не даждь ми.

    Дух же целомудрия, смиреномудрия, терпения, и любве, даруй ми рабу Твоему.

    Ей Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков, аминь.

    После этого настоятель храма произносит проповедь, затем священники просят прощения у прихожан и друг друга. После этого все клирики выходят к амвону, а прихожане подходят, целую крест или икону, испрашивают прощения у клириков.

    Святые отцы о прощении:

    Все желающие приступить к подвигу поста и молитвы, все желающие пожать плоды от своего покаяния, услышьте Слово Божие, услышьте завет Божий: простите ближним согрешения их пред вами.
    Святитель Игнатий (Брянчанинов)

    Ты постишься? Умилостивь того, кого ты обидел,никогда не завидуй брату, ни к кому не питай ненависти.
    Святитель Иоанн Златоуст

    Если ты, человек, не прощаешь всякого согрешившего против тебя, то не утруждай себя постом и молитвой… Бог не примет тебя.
    Преподобный Ефрем Сирин

    Хотя обязанный просить у тебя извинения и не просит его, и не беспокоится о том - почему и ты мог бы счесть для себя извинительным не прощать ему сделанных против тебя проступков, - однако ты, несмотря на то, прости его, если можно, призвав его к себе, а если это невозможно, сам в себе, не показывая своими поступками, что желаешь отомстить .

    Преподобный Исидор Пелусиот

    Современные пастыри о прощении:

    Митрополит Вениамин (Федченков):

    « … что делать, если у кого-нибудь не хватает сил попросит прощения у того, кого он считает виновным перед собой (а не себя самого). На это прежде всего нужно сказать словами Самого Господа: «Невозможное для человека - возможно Богу!». Решись попросить прощения, а уж прочее сделает Сам Господь. Поэтому не говори: это дело непосильное мне! Это - неправда: Бог поможет!».

    Епископ Диоклейский Каллист:

    «… чин взаимного прощения очень далек от того, чтобы быть просто обрядом. Он может быть, и часто бывает, глубоко действенным событием, изменяющим жизнь тех, кто в нем участвует. Я могу вспомнить случаи, когда обмен прощениями накануне Великого поста послужил мощным стимулом, внезапно разрушающим давние преграды и позволяющим по-настоящему восстановить отношения между людьми. Эта вечерня Прощеного воскресенья лучше всяких слов говорит нам о том, что в великопостное плавание никто не может пускаться в одиночку».

    Архимандрит Иоанн (Крестьянкин):

    «Нужно и простить тех, кто нас обидел, и испросить себе прощение у тех, кого мы вольно или невольно обидели.Иначе напрасны будут все наши труды в предстоящем посту. Не примет Господь наших многочисленных земных поклонов, если в сердце нашем будут продолжать жить обиды на брата, зло и недоброжелательность к ближним».

    В воскресенье, 22 февраля, настоятель о. Николай и другие клирики нашего собора отслужат Великую вечерню с чином прощения. Прихожанки нашего храма Елена Думби и Надежда Королёва (Зайцева) подготовили материал об истории этой традиции.

    Чин прощения

    Последнее воскресенье перед Великим постом называется Неделей сыропустной и посвящено воспоминанию Адамова изгнания из рая. Второе название – Прощеное воскресенье – этот день получил благодаря совершаемому в конце вечерни чину прощения. Попытаемся проследить историю возникновения этого истинно христианского обряда.

    Впервые тема прощения в Неделю сыропустную звучит еще на литургии, когда мы слышим слова Христа из Нагорной проповеди: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (). В конце вечерни, открывающей богослужения Великого поста, во всех православных храмах совершается чин прощения. Примечательно, что он не упоминается ни в Типиконе, ни в Триоди постной, однако считается одним из древнейших христианских обрядов.

    Истоки чина прощения накануне Великого поста видят в практике древних египетских и палестинских монахов. Всегда отличавшиеся крайним аскетизмом и строгостью жизни, на время Святой Четыредесятницы пустынножители брали на себя дополнительные подвиги воздержания и абсолютного уединения. Преподобные Евфимий Великий и Савва Освященный на время поста покидали свои монастыри и уходили в отдаленные пустынные горы, причем святые отцы начинали великопостные подвиги раньше, чем это принято в наши дни: Евфимий – после отдания Богоявления 27 января, Савва – 2 февраля . Позднее установился обычай покидать монастырь накануне Четыредесятницы, о чем мы узнаем из жития Марии Египетской: «В первое воскресенье Великого поста служил игумен Божественную литургию, все причащались Пречистого Тела и Крови Христовых, вкушали затем малую трапезу и снова собирались в церкви. Сотворив молитву и положенное число земных поклонов, старцы, испросив друг у друга прощения, брали благословение у игумена и под общее пение псалма «Господь просвещение мое и Спаситель мой: кого убоюся? Господь защититель живота моего: от кого устрашуся?» (Пс. 26:1) открывали монастырские ворота и уходили в пустыню» . В монастыре на это время оставались только больные старцы, ухаживающие за ними иноки и один священник для совершения служб. Все же остальные пребывали в горах, питаясь сухим хлебом, зернами и корнеплодами, молясь и занимаясь рукоделием на нужды обители. В Лазареву субботу отшельники со всех концов стекались в монастырь, держа в руках пальмовые ветви и крестики из сучков пальмы. С пением «Днесь благодать Святаго Духа нас собра, и вси вземше крест Твой глаголем: благословен грядый во имя Господне, осанна в вышних » они входили в храм ко всенощному бдению.

    В период персидских нашествий на Палестину (VII–XI века) монахи вынуждены были часто оставаться Великим постом в монастыре, чтобы в случае нападения неприятелей защитить беспомощных больных собратьев. По этой причине в древнейших списках Иерусалимского устава есть специальное указание, строго запрещающее игумену покидать монастырь и выходить из него во время Великого, Рождественского и Апостольского постов . Так обычай проведения поста в пустыне упразднился. Однако память о нем осталась в литургических текстах: гимн победителей греха, с которым отшельники возвращались из пустыни в монастырь, по сей день используется в богослужении Вербного воскресенья в качестве многократно повторяемой стихиры. Особый обряд прощения накануне Великого поста тоже не был забыт: на основе житий древних подвижников благочестия и уставных чинов прощения он был восстановлен и постепенно распространился во всей Церкви.

    Ежедневно в своих вечерних молитвах христиане просят у Бога прощения грехов, которые сотворили за день «делом, словом и помышлением». Естественно примириться перед сном и со своими ближними, поэтому последнее богослужение астрономического дня, повечерие, оканчивается чином прощения, описанным в Часослове. В монастырях Афона он совершается следующим образом: «Иерей по отпусте делает поклон стоящему на середине храма игумену, затем братия подходит к игумену, кланяется ему до земли и берет благословение. Перед этим братия по кругу обходит литийный притвор и прикладывается ко всем иконам, начиная с образов Христа и Богоматери. Во время этого трогательного чина поется стихира праздника или святого, которому посвящен монастырь» .

    Похожий чин прощения в конце повечерия для всех дней Святой Четыредесятницы предписан Триодью постной. После прочтения коленопреклонной молитвы «Владыко многомилостиве» служащий священник, поклонившись до земли, испрашивает прощение у братии монастыря: «Благословите, отцы святии, простите ми грешному, елика согреших словом, делом, помышлением и всеми моими чувствы» . Ему отвечают: «Бог да простит ти, отче святый» . Затем все монахи по двое подходят к священнику, просят прощение с земным поклоном .

    Особый обряд прощения в Неделю сыропустную появился в русских монастырских обиходниках и архиерейских чиновниках не ранее XVI–XVII веков, однако быстро получил широкое распространение и приобрел интересные особенности. В Свято-Троицкой Сергиевой лавре после отпуста вечерни на аналое помещали образ Пресвятой Богородицы. Архимандрит прикладывался к раке преподобного Сергия и аналойному образу, потом просил прощения, положив земные поклоны, у монахов на клиросах. За архимандритом следовали священники по двое и братия по двое. Приложившись к раке и иконе, они просили прощения у архимандрита и у клиросов, келаря , казначея и друг у друга. Все это время клирос пел покаянные стихиры. В Кирилло-Белозерском монастыре чин прощения совершался у иконы Пресвятой Богородицы, которую после заупокойной литии выносили в середину храма для целования. Братия ходили по двое и прощались у клиросов. Игумены монастырей в этот день посещали в кельях немощных, больных, престарелых братьев, которые не могли присутствовать на службе.

    На вечерней трапезе после чина прощения троицкий архимандрит торжественно угощал всю братию, слуг и трудников монастыря медом в знак того, что никакой горечи обид не осталось в сердцах иноков перед Великим постом. Монахи сидели в трапезе за столами, клирос пел стихи, диакон держал большую зажженную свечу, а архимандрит обходил всех: сначала священников, потом клиросных монахов и остальную братию. Каждому он подавал по два ковша меду: «обварного» и паточного. Затем садился на скамью, устланную ковром, к нему подходили слуги и также получали по ковшу меда .

    В современной приходской практике чин прощения обычно проходит следующим образом. После вечерни клирики храма выходят с крестами (Евангелием, чтимыми иконами) на амвон, настоятель обращается к народу с проповедью, в конце которой просит прощения и делает земной поклон. Все отвечают ему земным поклоном. Затем прихожане поочередно подходят сначала к священникам, а потом друг ко другу со словами «Простите меня» и ответом «Бог простит, и я прощаю». Хор в это время исполняет песнопения периода подготовки к Великому посту «Покаяния отверзи ми двери », «На реках Вавилонских » и стихиры Пасхи «Да воскреснет Бог… », оканчивая словами «простим вся воскресением » («Христос воскресе » не поется). Пение стихир Пасхи служит напоминанием того, что подвигом поста мы должны подготовить себя к достойной встрече Воскресения Христова.

    Кирилл Скифопольский. Житие преподобного отца нашего Саввы Освященного.

    Святитель Софроний Иерусалимский. Житие преподобной Марии Египетской.

    И. Д. Мансветов. Церковный устав (Типик): его образование и судьба в греческой и русской церкви.

    М. М. Клименко. Особенности совершения всенощного бдения в монастырях святой горы Афон.

    Триодь постная. Седмица первая Великого поста. Понедельник на великом повечерии.

    Келарь (в переводе с греческого «амбарный») – должностное лицо монастыря, в обязанности которого входит заготовка, хранение продуктов, их отпуск на монастырскую кухню.

    Е. Романенко. Повседневная жизнь русского средневекового монастыря.