Воскресенский горицкий женский епархиальный монастырь. Горицкий воскресенский монастырь. Горицкий монастырь сегодня

На территории монастыря расположен Переславль-Залесский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Горицкий Воскресенский монастырь - женский православный монастырь в селе Горицы Кирилловского района Вологодской области России.

Расположен на берегу реки Шексны, в 7 км от Кирилло-Белозерского монастыря. Памятник архитектуры федерального значения.

Мы читаем в Священном Писании Ветхого и Нового Заветов о людях, которые были воскрешены чудесным образом. Его Спаситель воскресил сына вдовы Нэна, дочери Иаира и Лазаря Вифании и, наконец, воскрес. Евангелист Мэттьев говорит, что после того, как Иисус дал Свой дух на кресте, буря храма пришла к двум верхним, и земля содрогнулась, и камни раскололись; гробницы были открыты, и многие тела спящих святых поднялись. И, выйдя из гробниц, после Его воскресения, они вошли в священный город и явились многим.

Церковная традиция не сохранила и не передала каких-либо дальнейших подробностей о чуде их воскресения, например, если и что они рассказали о жизни и вещах «извне», где они зависели, в мире, куда они ушли, и как они получили людей, с которыми они появились, и с кем они говорили, и с тем, что случилось с ними после их воспитания. Логично и уверенно, что их воскрешение было временным божественным чудом, которое Бог сделал с ними, чтобы показать людям, что нет смерти, что души не умирают, что есть воскресение, и что после их воскресения, выполнила цель, с которой она была создана, снова появилась из этой мимолетной жизни в жизни за ее пределами.

Основание монастыря

Основан монастырь в 1544 году княгиней Евфросиньей Андреевной Старицкой, вдовой удельного князя Андрея Ивановича Старицкого, родного дяди царя Иоанна IV Грозного.

К тому времени в Кириллове уже действовал монастырь, а в Горицах существовала деревянная Воскресенская оброчная церковь и Введенская ружная церковь. Княгиня Евфросиния заменила деревянную Воскресенскую церковь каменной, с приделом преподобного Кирилла Белозерского Чудотворца. Тогда же была построена новая теплая церковь во имя Божией Матери Одигитрии с трапезной.

Когда мы говорим о Воскресении, мы говорим не о чем-то обычном, и мы не празднуем человеческое празднование, а божественное, событие выше и выше ума, которое произошло в соответствии с планом и силой Бога. Событие Воскресения Христова не было и нелегко понять, но все же меньше верить без твердых и твердых аргументов, которые налагают наши умы и наши чувства. Если для некоторых Воскресение Христа означает основание, на котором Бог строит веру, в бессмертии и в своем собственном воскресении, ибо другие - камень преткновения и падения из веры.

Если для некоторых Библия не предлагает конкретных аргументов о реальности Воскресения Христа, но для того, чтобы быть уверенным в своем существовании без неопределенности, для других, событиях и делах, которые апостолы и ученики Иисуса были очевидцами и свидетельствовали о них, достаточно: «Бог оживил этого Иисуса, которому мы все являемся свидетелями»; «И ты убил живущего, которого Бог искупил из мертвых, и чьими свидетелями мы являемся». «Мы не можем говорить, что видели и слышали». В этом смысле апостол Павел предупреждал христиан Коринфа, говоря: «Если Христос не ожил, тогда наша проповедь напрасна, и наша вера напрасна». «И если мы надеемся на Христа только в этой жизни, мы более полны, чем все люди».

Из первых лет Горицкой обители сохранились только имена игумений: Анисия, Анастасия, София, Мариамиа, Анна (ум. в октябре 1569)..

Известные монахини

В 1563 году после доноса Ефросинья Старицкая была насильно пострижена в монахини под именем Евдокии и отправлена в основанный ею монастырь и «поволи же ей государь устроити ествою и питьем и служебники и всякими обиходы по ее изволению, и для береженья велел у нее в монастыре бытии Михаилу Ивановичу Колычеву да Андрею Федоровичу Щепотьеву да подьячему Андрею Шулепникову ». Вместе с ней в монастыре под именем Александра жила Иулиания Дмитриевна, урождённая княгиня Палецкая, жена князя Юрия Васильевича, родного брата царя Ивана Васильевича.

Пророчества Страстей, Смерти и Воскресения Иисуса Христа. Страсти и смерть Мессии были предоставлены ветхозаветными пророками. Они провозглашали людям, часто очень тщательно, как им открылось Духом Божьим. Как это было естественно, эти пророчества также встретили Иисуса; он знал, что он будет передан в руки людей, что он будет судим, что он пострадает, что он будет предан смерти и что он будет воскрешен.

Прежде чем пророчества исполнились, Он открыл их ученикам и верил, что все сделано со знанием и волей Бога; что Он истинно послан Богом, что Его страсть, смерть и Воскресение поддержаны свыше, чтобы все исполнилось, как они были исполнены в плане Бога.

В 1569 году вслед за расправой со Старицкими была убита и Ефросинья с сопровождавшими её монахинями и слугами. Существуют различные версии этого убийства. Согласно горицкой рукописи, опричники утопили в Шексне четырёх женщин: инокинь Евдокию, Марию, Александру и игуменью Анну. Тело Евдокии было погребено в Горицком монастыре, а после её канонизации останки стали почитаться как святые мощи. В 2007 году в нём были найдены два женских погребения, одно из которых, предположительно, принадлежит святой Ефросинье.

Ожидание страстей и смерти Иисуса сделало их скорбными и волновавшими учеников. Петр отвлек Иисуса и дал указание Ему не принимать такое. Известие о том, что Он собирается радоваться, не может радоваться, потому что они не верят в воскресение. Пророчество Жизни превзошло их силу понимания и веры. По их желанию, страсти и смерть могут быть возможны, но не воскрешение.

Ученики увидели, как их Учитель умирает, хоронит Его, наполняет Его, презирает Его и прячется, чтобы они не были преданы суду по причине их отношений с Ним и, возможно, строго наказан. Когда они увидели Его мертвым, все их надежды были разрушены. Они также думали, что все люди, которые знали, что смерть была концом всего. Они забыли, что Иисус сказал им, что их печаль вернется с радостью.

В 1575 году Иван Грозный заключил в монастырь под именем Дарья свою четвёртую жену, Анну Колтовскую. Есть сведения, что часть своего более чем пятидесятилетнего монашества она провела в Горицах.

В 1591 году после убийства царевича Дмитрия мать его, Мария Нагая была сослана в Николовыксинскую пустынь, а затем в Горицкий монастырь под именем Марфа. В память об убитом сыне она возвела придел при Воскресенском соборе.

После того, как ученики встретились с Иисусом, после Овенье, они вспомнили его слова; только тогда они помнили, что он сказал все это, и верил Писанию и словам, которые Иисус сказал им раньше. Мы не знаем, насколько они знали и верили пророчествам Ветхого Завета относительно Воскресения. Но мы знаем, что они не верили словам Иисуса о его смерти и воскресении, поскольку они с уверенностью признаются, что они «надеялись».

Они оказались после того, как их разочаровал Тот, в ком они видели «пророка, сильного в действии и в слове пред Богом и всем народом, которому они надеялись, что Мессия мог быть предсказан пророками и ждал всех людей, чтобы спасти Израиль». Во время Его Страсти и Смерти Он доказал в их глазах, что он человек, как и все люди, неравнодушные ко всем человеческим слабостям. Он, как и прежде, не замечал силы творить чудеса. Он был взорван, издевался, ударялся, плевал, распинался на кресте, как злой, и в конце концов, после того, как он перенес тяжелые страдания, умер, как и любой другой человек.

В 1606 году Лжедмитрий I выслал в Горицкий монастырь Ксению Годунову, дочь Бориса Годунова, там она была пострижена под именем Ольга.

В 1727 году, после опалы Меньшикова, вместе с его семьёй 11 сентября была сослана и Варвара Арсеньева, а затем от Клина 15 октября она была отправлена под конвоем капитана Шушерина в Александров в Александро-Успенский девичий монастырь. Однако, после обнаружения в Москве подметного письма в пользу Меньшикова и открытия в розыске попыток Варвары облегчить свою учесть через заступничество духовника царицы Евдокии, она была послана в Белозерский уезд, в Горицкий девичий монастырь и пострижена в монахини 29 мая при унтер-офицере Веревкине иеромонахом Феофаном Талузским и наречена Варсонофией.

Биологическая смерть была официально зарегистрирована солдатом в месте распятия по обычаю времени: «когда копье начало свой берег, и поток крови и воды выходит», разделение красных и белых глобул считается доказательством биологической смерти. Услышав, что Иисус умер, Пилат убедил Иосифа из Аримафы и Никодима спуститься с него с креста.

Они взяли тело Иисуса и завернули его в саван со специями, как обычай признания евреям, и из-за «еврейского вина» они бросили его в могилу, в которой никто не был похоронен, которую Иосиф выкопал в нем, после чего они бросили большой камень у двери гробницы.

В 1739 году в монастырь была насильно привезена молодая знатная девушка. По мнению некоторых историков, это была Екатерина Долгорукова, несостоявшаяся жена императора Петра II.

В 1810 году обитель возглавила игуменья Маврикия, в миру Мария Ходнева (08.04.1778 - 18.07.1861), управлявшая ею в течение сорока пяти лет. При поддержке архимандрита Феофана Новоезерского, определенного в 1819 году благочинным Горицкого монастыря, она смогла высоко поднять духовную иноческую жизнь и внешнее благосостояние обители. При игуменье Маврикии были пострижены монахини, проявившие себя в будущем великими подвижницами: Феофания, в миру Александра Сергеевна Готовцова, (15.02.1787 - 16.05.1866) и Варсонофия, в миру Мария Никитична Крымова, (30.06.1800 - 02.02.1866). В 1845 году Феофания была назначена игуменьей Воскресенского Новодевичьего монастыря, возобновляемого в Санкт-Петербурге. Помощницей её в 20-летних трудах стала Варсонофия.

И они пошли к Пилату и попросили их сделать часы на могиле до третьего дня, чтобы ученики Его не пришли и не украли, и не сказали народу: «Он встал из рва». Пилат сказал им: «У вас есть часы; идите и шаг, как вы знаете». И когда они уходят, они перегружают гробницу охранником, запечатывая камень. Тело Иисуса было погребено в пятницу вечером, в спешке, когда оно загорается в субботу. Были также самые миловидные женщины, некоторые из которых пришли с ним из Галилеи, которые смотрели на гробницу и как его тело было завернуто в саван; они также увидели камень, брошенный у входа в гробницу, которая казалась им трудно найти; отворачиваясь, они готовили специи и миражи; и в субботу они «отдыхали, согласно закону».

Здания монастыря

На территории монастыря расположены 3 каменных церкви и несколько жилых и хозяйственных построек. Много помещений расположено в монастырских стенах, а также за их пределами.

Воскресенская церковь

Двухэтажная каменная Воскресенская церковь построена в 1544 году на средства Андрея Старицкого и его жены Евфросиньи на месте бывшей деревянной церкви. В 1611 году инокиня Марфа построила над ней квадратную колокольню с четырьмя просветами для колоколов. В XVIII веке колокольня была полностью перестроена.

Они были бы на приходе солдат, чтобы охранять запечатанную гробницу, и из которой они узнали бы, что их отделили, чтобы наблюдать только в ближайшие три дня. Если бы Мироны не знали об этой детали, они бы не объяснили безопасность, с которой они пришли, чтобы проникнуть в гробницу, запечатанную и контролируемую с большой осторожностью, чтобы ученики не украли тело Иисуса и не сказали людям, что он возрожден. Воскресение Иисуса Христа.

В проповеди, предоставленной тем, кто собрался в доме центуриона Корнелия, Петр, ученик и Апостол Господа, говорит об Иисусе Назаряне, что он был убит, убит на лесу. Но Бог радовался Ему на третий день и дал Ему показать Себя не всем людям, но свидетелям, предопределенным Богом. В том же духе апостол Павел пишет христианам Коринфа, что Христос, «хотя и распят из-за слабости, жив в силе Божьей», то есть он не воскрес из своей власти, а от силы Бога-Отца. Воскресение Христа произошло втайне. Иисус вышел из гробницы в прекрасной форме, как в дни после Овенье, когда он подошел к ученикам, закрыв двери и встал посреди них.

В настоящее время церковь не действует и нуждается в значительной реставрации.

Троицкий собор

В 1821 году при игуменье Маврикии Ходневой с восточной стороны Воскресенской церкви на месте погребения княгини-инокини Евдокии и Александры вместо деревянной часовни был построен каменный трёхпрестольный тёплый храм в честь святой Троицы.

Печати гробницы остались незамеченными, а савана и ярость, с которыми обернулось безжизненное тело, остались в могиле. Печати и камень, который служил на двери, были удалены только после Воскресения, ангелом Божьим, к большому страху перед сторожами, которые все еще были поражены. Иисус не оставил места скорби, но подождал, пока придут некоторые из его учеников и друзей, и, увидев надгробную плиту, было объявлено о Его Воскресении. Воскресение Христа даже не было замечено солдатами, охранявшими гробницу, что не означает, что они спали, как им было сказано.

В советское время в соборе располагался сельский Дом культуры. После возрождения монастыря он был переведён за пределы монастыря.

Покровская церковь

В 1832 году на средства княжны Хованской, в схиме Параскевы, построена каменная, тёплая, двухэтажная Покровская церковь. Она находится в ограде с восточной стороны монастыря.

Они не видели Иисуса нарочно, а только ангела Господа, который спустился с небес и выкатил камень из могилы. Они побежали к архиепископам и старейшинам народа, которые сказали им, что произошло великое землетрясение, когда ангел с молнией, одетый в белый снег, как снег, спустился и удалил камень с входа в гробницу. Они испугались и умерли. Но они услышали, что она сказала некоторым женщинам, которые пришли туда, что распятый Иисус, которого они искали как мертвого, больше не был в могиле, потому что он воскрес.

Чтобы они могли поверить в его слова, он поручил им войти в гробницу гробницы, чтобы увидеть место, где исчезло Его тело. Архиепископы и старейшины народа дали солдатам много солдат и научили их, что, когда они спали, ученики Иисуса пришли ночью и украли его. Солдаты рассказали, как им посоветовали, так что ложь лежит в мире, и многие считают, что и сейчас. Описание чуда Воскресения Христова не было написано, потому что никто не осмеливался сказать, что он присутствовал в окрестностях гробницы. Даже если бы он был там, он не выполнил бы условия тяжелого свидетеля, учитывая, что в римской юриспруденции показания одного свидетеля не могут быть приняты ни в какой ситуации и безоговорочно, ни один свидетель не контроль.

В советское время в церкви располагались палаты дома инвалидов, а некоторое время - контора совхоза. В 2003 году после реставрации она стала главной монастырской церковью.

Монастырские стены

Монастырь обнесён каменной стеной с башенками в углах. В стене расположены жилые, гостиничные и больничные корпуса, Покровская церковь, хозяйственные помещения, подвалы с ледниками. Ледники использовались вплоть до 2 половины XX века. С 3 сторон в стенах есть ворота. Главные «Святые ворота» выходят на берег Шексны.

Воскресение Христа не наблюдалось никем, но оно было обнаружено многими, кто описал обстоятельства, в которых Христос воскрес. Их показания были достоверными и убедительными, поэтому ее верили не только те, кто видел и верил, но и те, кто этого не делал, но верили на основании свидетельств. Евангелисты не описывают чудо Воскресения Христа, а только события, которые произошли после и сразу связаны с чудесным событием.

Его здесь нет; ибо Он воскрес, как Он сказал; приходите посмотреть, где вы жили. И, ходя быстро, скажите своим ученикам, что он воскрес из мертвых, и вот, он пойдет пред вами в Галилею; там вы увидите. Они, подняв глаза, увидели, что камень был опрокинут, хотя он был очень большой. И когда они пришли в могилу, они не нашли тела Господа Иисуса, но они увидели сидящую справа женщину, одетую в белую одежду, и испугались. И он сказал им: Не бойся! Ищите Иисуса Назарянина, Распятого? Зачем искать живого среди мертвых?

Монастырский водопровод

При игуменье Маврикии в монастыре был устроен водопровод (прежде воду брали из реки). Источник воды был найден за пределами монастыря, в поле, откуда были проведены трубы в специально устроенную рядом с Воскресенской церковью каменную часовню, а также ко всем монастырским службам. Над самим колодцем построена деревянная часовня в честь Тихвинской Божией Матери, в день празднования которой, 26 июня, был найден источник.

Водопровод действует и сейчас.

Здания внутри монастыря

К Воскресенской церкви примыкает одноэтажное каменное здание, использовавшееся как трапезная и кухня.

В XIX - начале XX века в монастыре было построено несколько деревянных зданий, использовавшихся как жилые корпуса и мастерские. После закрытия монастыря эти здания использовались как жилые.

Введенская церковь

Введенская церковь расположена с западной стороны монастыря на высоком берегу Шексны. Церковь принадлежала сельской общине, рядом с ней располагалось кладбище.

Действовала она в советское время дольше других, до ареста 25 сентября 1937 года служившего в ней иеромонаха Аверкия (Полицына) (расстрелян 30 октября того же года) (официально закрыта в 1941 году). Потом в ней располагался гараж, для чего в стене церкви были прорублены ворота. В 1990-х годах силами местной общины, добровольцев и местных жителей было начато восстановление церкви, в 1993 году в ней прошла первая служба, в 2000 году церковь была передана монастырю.

Здания за пределами монастырских стен

В 1905 году при игуменье Адриане были построены монастырская пристань и каменная часовня в честь Иоанна Предтечи напротив северо-западного угла монастыря.

Также за пределами монастыря располагались деревянные хозяйственные помещения, скотные дворы, кладовые и т. д.

Кладбище

В 1888 году с восточной стороны монастыря, на крутой горе устроено монастырское кладбище и часовня при нём.

В XX веке кладбище, как и саму гору, стали называть «Старым кладбищем».

Монастырь в XX-XXI веках

После революции на базе монастыря была организована сельхозартель «Колос», в которой работали монахини. В 1932 году монастырь был закрыт. Монахини разошлись по окрестным деревням. В 1937 году многие из них, включая 70-летнюю игуменью Зосиму (Рыбакову), были арестованы и расстреляны.

После войны в монастыре располагался Дом инвалидов. После его закрытия монастырь был передан музею. Была начата реставрация, но выделяемых средств было недостаточно. В 1990-х годах было начато восстановление сельской Введенской церкви, позже переданной монастырю. 6 октября 1999 монастырь был официально признан действующим.

В монастыре постоянно живут 10-20 насельниц. Монастырь посещают паломники и туристы, число которых резко увеличивается летом, когда открываются туристические водные маршруты. Настоятельница монастыря - игуменья Евфалия (Лебедева).

В мае 2015 года обвалилась часть стены XVI века со стороны озера.

Настоятельницы

  • Маврикия (Ходнева) (1810-1855)
  • Арсения (Клементьева) (1855-1863)
  • Филарета (Сыромятникова) (1863-1885)
  • Нила (Ускова) (1885-1895)
  • Арсения (Корчагина) (1895-1904)
  • Адриана (Свешникова) (1904-1910)
  • Асенефа (Корчагина) (1910-)
  • Зосима (Рыбакова)

Вологодский Кремль начал возводиться в XVI веке по приказу Ивана Грозного. Планируемая территория в 2 раза превосходила территорию Московского Кремля. Закладка каменной крепости проходила 28 апреля 1565 года, в день святых апостолов Иасона и Сосипатра. Это событие впоследствии дало другое название Вологде - Насон-город. Царь хотел сделать из Вологды личную резиденцию, однако ликвидация опричнины, вероятно, изменила его планы, а Кремль не был построен. Комплекс сооружений, который сейчас называется Вологодским Кремлем, создавался в течение нескольких столетий, его разновременные постройки сильно отличаются друг от друга по своему стилю. Это была Резиденция вологодских Архиереев. До середины XVII века все постройки владычной резиденции были деревянными. Уже в первой половине XVII века в резиденции вологодских архиереев находились все необходимые для административного епархиального центра помещения. Эти многочисленные деревянные здания неоднократно перестраивались, и в настоящее время не сохранены. О них можно судить лишь по различным документальным материалам, в частности по писцовой книге Вологды 1627 года. Вологодский Кремль ранее был Резиденцией вологодских Архиереев. В комплекс памятников Вологодского Кремля входят: Экономский корпус Здание Казенного приказа, или Экономский корпус - первое каменное сооружение в Архиерейском доме, относящееся к концу 1650-х годов. В нижнем, подклетном этаже здания прежде находились ледники и погреба, в верхнем, основном этаже - два больших разделенных сенями помещения, занятые казенной приказной и казначейской кельями. В мезонине здания хранились архиерейская казна, драгоценности и важные документы. Палаты предназначались не только для служебных целей, в них устраивались и торжественные приемы. Большая толщина стен нижнего этажа здания Казенного приказа (до 1, 75 м) вызывает предположение о более раннем возникновении этой части памятника (возможно, в начале XVII века). В целом же архитектура Казенного приказа отличается простотой и строгостью; в ней нет еще того пышного узорочья, которое процветает в эти годы в Москве и появится на Севере лишь позднее. Воздвиженская (надвратная) церковь (1687 - 1692) Надвратная Воздвиженская церковь была выстроена в конце XVII века вместо шатрового верха над главными Святыми воротами, выходящими к Софийскому собору. Это достаточно скромное по своей архитектуре здание имеет традиционную композицию объемов. Сравнительно небольшой четверик, увенчанный одной главой, возвышается над прямоугольным алтарем и узкой, сдвинутой к северу трапезной. Прямоугольная форма алтаря была типична для надвратных храмов XVII века. Надвратная Воздвиженская церковь сохранилась до настоящего времени, но ее прежний облик был несколько искажен купольным покрытием и вычурной главой, относящимися к XVIII веку. Консисторский корпус (XVIII в.) Здесь между 1740 и 1753 годами при епископе Пимене было выстроено каменное одноэтажное здание, расположившееся между архиерейскими палатами и северной стеной крепостной ограды. В 1770-х годах при вологодском епископе Иосифе Золотом над зданием был надстроен второй этаж, и оно было отдано переведенной сюда духовной семинарии, а позднее, в XIX веке, - здесь разместилась сильно разросшаяся Консистория. С тех пор Консисторскими стали называть и сам корпус и образовавшийся благодаря его появлению небольшой дворик. В летний период здесь устраиваются театральные и музыкальные фестивали: «Голоса истории» и «Лето в Кремле». Симоновский корпус Симоновский корпус с церковью Рождества Христова. Второе по времени каменное здание Архиерейского двора. Они были возведены во второй половине XVII века при вологодском преосвященном архиепископе Симоне. Высокий четверик домовой церкви Рождества Христова с четырехугольным алтарем…

Древнейшее каменное здание Вологды - Софийский собор – памятник архитектуры XVI века. Его строительство связано с именем Ивана IV Грозного, по приказу которого с 1565 по 1570 гг. в Вологде разворачивается грандиозное строительство Кремля-Крепости, в которой Софийский Собор должен был стать главной достопримечательностью. Храмы, подобные Софийскому, очень характерны для русского зодчества XVI столетия и являются одним из распространенных типов городских и монастырских соборов. Софийский Собор построен по образу и подобию Успенского Собора Московского Кремля. По свидетельствам летописей, царь придавал большое значение идее постройки Софийского собора. Так, строители были обеспечены всем необходимым материалом: им было разрешено пользоваться тем «каменным припасом», который с большим трудом был заготовлен для постройки стен города и городских зданий. Строители должны были особенно заботиться о прочности и крепости постройки. Кладку собора нередко вели под наблюдением самого царя Ивана Грозного. То, что успевали выстроить за день, на ночь прикрывали от холода и дождя «лубьем и другими орудиями». Софийский собор имеет одну достаточно примечательную особенность. Согласно древнему церковному канону, алтарь любого храма должен быть обращен на восток. Алтарь же Софийского собора смотрит на северо-восток, причем на север преимущественно. Вероятно, Иван IV хотел, чтобы алтарь собора был обращен к реке Вологде, хотя подобное расположение и противоречило традиции церковного строительства. Софийский собор представляет собой целостный ансамбль, в котором архитектура, монументальная живопись (1686-1688) и иконостасный комплекс (1724-1737) являют собой органичный синтез искусств. В 1686 – 1688 годах Софийский собор был расписан талантливым ярославским художником Дмитрием Плехановым «с тридцатью товарищами». Стены собора во времена опричнины видели страшных чёрных всадников с собачьими головами, привязанными к луке седла, «польских и литовских людей», захвативших Вологду в сентябре 1612 года и бесчинствовавших на улицах города. Здесь молились будущий святитель Игнатий Брянчанинов, приезжавшие в Вологду императоры Пётр I, Александр I и Александр II, патриарх Московский и всея Руси Алексий II и многие другие известные вологжанам и всей России люди. Время сделало этот храм символом города и свидетелем его истории. Собор располагается в центральной части города, на высоком берегу реки Вологды, в непосредственной близости от вологодского кремля и выполняет важную градостроительную функцию, замыкая пространство одной из древнейших площадей города - Кремлёвской.