Игры и упражнения для снятия агрессии. Тренинги на снятие агрессии.

Агрессивное поведение у детей может ставить в тупик даже опытных мам и педагогов. Оправдать его малым возрастом, капризами или недомоганием получается не всегда. Бывает, что агрессия у малыша становится нормой и его неохотно встречают на детской площадке другие дети. Чтобы помочь ребенку справиться со своими эмоциями, взрослым важно понять причины враждебности по отношению к окружающему миру.

Чтобы ребенок мог стать полноценной частью детского коллектива, родителям важно проанализировать причины агрессивного поведения

Причины агрессии

Во время приступов детской агрессии близким следует соблюдать спокойствие и выдержку. Важно поставить себя на место малыша и понять, что он чувствует. Проще всего это сделать, если задаться вопросом: «Почему моему сыну (дочери) сейчас настолько плохо, что ему (ей) хочется что-то швырнуть или разбить, кого-то ударить?». Причин агрессивного поведения не так много:

  • страх и тревога в ответ на ощущение опасности, исходящее от окружающего мира;
  • отстаивание своих прав;
  • желание стать независимым и самостоятельным;
  • невозможность удовлетворить какое-то желание;
  • запреты взрослых.

Борьба с враждебным поведением не должна сводиться к усмирению юного бунтаря любой ценой. Прежде всего, он нуждается не в наказании, а понимании, заботе и помощи. Проще навесить ярлык: «неуправляемый», « », но это будет неправильно. Остудить пыл маленького агрессора способна всего одна правильная фраза. Например, «мне не нравится твое поведение», «давай подумаем, можешь ли ты высказать, что тебя тревожит, по-другому» или «взрослые дети так себя не ведут».

Психологи ищут истоки агрессивного поведения в воспитании первых лет жизни. Они советуют либо игнорировать гневное поведение, либо подвергать непослушных бунтарей соответствующему наказанию. В первом случае родители «не замечают» враждебности, но активно поощряют хорошие поступки. Этот способ эффективен только в раннем детском возрасте и он действительно приводит к постепенному угасанию гнева.



Обязательное поощрение хороших поступков - отличный способ нивелировать излишнюю агрессию ребенка

Влияние микроклимата в семье

Домашнее окружение (родители, бабушки, дедушки) – эталон, по которому младшее поколение строит поведение.

  • Менее агрессивны ребята, родители которых не проявляли в их отношении ни снисходительности, ни серьезных наказаний. Их правильная позиция – осуждать враждебность, открыто говорить об этом с детьми, обходиться без строгих наказаний в случае проступков.
  • Наоборот, дети склонных к телесному наказанию родителей перенимают у них пример гневного поведения. Чувствительные к родительской строгости малыши быстро учатся подавлять враждебные импульсы в их присутствии. Зато вне дома они становятся нервными, выбирают слабую жертву коллективе и отыгрываются на ней.
  • Если наказания вызывают физическую боль или сильно расстраивают, малыши могут забыть их причину, и не усвоить правила приемлемого поведения. Под давлением взрослых они сильно меняются, но повинуются только тогда, когда за ними пристально следят.

Когда проявляется детская агрессия?

Когда малыш не испытывает чувства страха и нужды, ему комфортно. Он спокойно играет с детьми или фантазирует о чем-то. Враждебность по отношению к взрослым, сверстникам, окружающей среде у него возникает в таких случаях:

  • его бьют, над ним издеваются;
  • злые шутки и подколы в адрес ребенка;
  • родительское пьянство и дебоши;
  • недоверие родителей;
  • ревность по отношению к одному из членов семьи;
  • для друзей ребенка закрыт вход в дом;
  • чувство ребенка, что его не любят, игнорируют;
  • недоверие родителей ребенку;
  • чувство незаслуженного стыда;
  • настраивание против ребенка его братьев и сестер.


Очень часто причиной агрессии становятся физические наказания ребенка родителями

В воспитании молодого поколения рекомендуется избегать крайностей. Одинаково плохо отражаются на формировании личности предоставление полной свободы и гиперопека. Чрезмерная опека над детьми обычно приводит к инфантилизму, неспособности противостоять стрессовым ситуациям, нормально общаться со сверстниками. Инфантильные ребята часто становятся жертвами агрессии со стороны других детей.

В чем выражается детская агрессия?

Агрессия у детей – эмоциональная реакция на происходящее. Она не плоха сама по себе, поскольку дает ощущение силы, позволяет отстаивать свои интересы и защищать близких людей. Другое дело агрессивность – предрасположенность к нападению, разрушительным действиям, враждебное реагирование на нежелательные перемены. Агрессивное поведение ребенка выражается в следующем:

  • он чувствителен, часто обижается;
  • обвиняет в своих ошибках других;
  • отказывается выполнять правила;
  • идет на открытый конфликт с детьми;
  • ищет повод для ссор и мелких стычек;
  • реагирует на действия и замечания окружающих, теряет над собой контроль (плачет или проявляет враждебность).

При любом гневном проявлении со стороны ребенка детский педиатр Комаровский рекомендует родителям показать, что они сильнее. По его мнению, агрессия – способ продемонстрировать превосходство над старшими, что не должно оставаться незамеченным. Лучшим решением Комаровский считает семейный визит к детскому психологу, который проанализирует ситуацию и проведет лечение.



Агрессивный ребенок не избегает прямых конфликтов, а наоборот идет в них без тени сомнения

Виды агрессии

Агрессия у детей во многом зависит от темперамента. Малыши-сангвиники учатся договариваться. Флегматики и меланхолики сильно обижаются. Холерики проявляют гнев часто и в полной мере. Психологи выделяют такие виды агрессии:

  • физическая (нападение) – сила используется против человека, животного, неодушевленного объекта;
  • прямая – направленная против конкретного субъекта;
  • инструментальная – средство достижения определенной цели;
  • вербальная – выражение негативных чувств через крики, визги, ссоры, ругань, угрозы;
  • враждебная – ставит цель причинения физического или морального вреда интересующему объекту;
  • косвенная – злобные шутки, сплетни в адрес определенного лица, взрывы ярости, топанье ногами, битье кулаками по столу.

Какова бы ни была причина и вид агрессии, малыш попадает в замкнутый круг. Испытывая недостаток любви и понимания, он отталкивает своим поведением окружающих, вызывает неприязнь. Это усиливает его ответные негативные эмоции, поскольку дитя не знает, как можно потребовать внимания по-другому.

Недружественное отношение окружающих возбуждает в ребенке чувство страха и гнева. Его поведение считается асоциальным, но на самом деле является отчаянной попыткой создать связь с близкими людьми. До проявления явной агрессии ребенок выражает свои желания в более мягкой форме. Поскольку они остаются незамеченными, проявляется враждебное поведение.



Сильная обидчивость тоже является симптомом подавленной агрессии

Агрессия и возраст

Наиболее частые проявления агрессии встречаются у маленьких детей. Отчаяние и злость можно обнаружить уже в плаче грудного младенца, которому отказано во внимании. Детей 2-7 лет легко обидеть, обмануть, и своим гневным поведением они выражают реакцию на происходящее. Проявляясь в младенчестве, агрессия растет в течение дошкольного периода и постепенно переходит на убыль. При правильном воспитании подросшие ребята могут понимать поступки и чувства окружающих.

Если родители не реагируют на всплески раздражительности и враждебности отпрыска, такое поведение переходит у него в привычку. В этом случае очень скоро ребенок не сможет вести себя иначе, что осложнит общение со сверстниками и старшим поколением. Агрессивное поведение детей дошкольного возраста проявляется по-разному. Его основные признаки таковы:

  • в 2 года малыши кусаются, выражая права на свои вещи и переживания по поводу отсутствия внимания со стороны взрослых;
  • в 3 года дети кусаются, дерутся, бросают друг в друга вещи и игрушки;
  • у 4-х летнего ребенка агрессия ослабевает после кризиса трехлетнего возраста, но при вторжении на свою территорию в саду и на площадке он нападает первым;
  • подросшие 5-летние мальчики продолжают выражать агрессию в физической форме, а девочки придумывают обидные прозвища и игнорируют дружбу;
  • 6-7-летние дети знакомы с чувством мести, могут выражать страх и обиду.

Для профилактики агрессии важно создать в доме атмосферу теплоты, заботы, взаимной поддержки. Уверенность в родительской любви и защите помогает ребенку взрослеть и становиться успешной личностью. Чем более уверенным в себе он станет, тем меньше в нем останется эгоизма, тем реже его будут посещать негативные эмоции. Требования взрослых по отношении к своим наследникам должны быть разумны и дети должны понимать, чего от них ждут.



Если в семье царит атмосфера тепла и взаимной поддержки, дети вряд ли станут проявляться агрессивно

Как бороться с агрессивным поведением ребенка?

Внимание к сыну или дочери – первый шаг на пути в борьбе с агрессией. Родители хорошо знают своего ребенка и часто могут предотвратить внезапные вспышки гнева. В отношении физической агрессии это сделать проще, чем в отношении вербальной. Когда ребенок надул губки, сузил глазки или по-иному выразил закипающие эмоции, его следует отвлечь от негатива криком, интересным занятием, удержать за плечи или отвести руку.

Если агрессивный порыв не удалось предотвратить, важно объяснить ребенку, что его поведение некрасиво и неприемлемо. Провинившегося следует сурово осудить и заставить убрать причиненный разгром, а объект вражды окружить вниманием и заботой. Тогда агрессивный ребенок поймет, как он проигрывает от своего поведения и будет более внимателен к советам старших.

Поначалу ребенок будет отвергать замечания взрослых, отказываться убирать за собой и признавать вину. Рано или поздно фраза «если ты достаточно большой чтобы все порушить, то и убрать за собой ты тоже можешь» будет им осмыслена. Уборка сама по себе - не наказание. Довод, что «большой» мальчик должен нести ответственность за поступки, сильнее повлияет на ребенка. После уборки важно поблагодарить маленького помощника.

Снижение словесной агрессии

Вербальную (словесную) агрессию предотвратить сложно и реагировать придется после того, как обидные фразы сказаны ребенком. Желательно их проанализировать и попытаться понять переживания отпрыска. Возможно, он не знает, как по-другому выразить эмоции или же хочет испытать превосходство над взрослыми. Когда враждебно настроенный и нервный ребенок оскорбляет других детей, взрослые должны рассказать им о том, как достойно дать отпор.

Большинство агрессивных поступков в подростковом возрасте совершается в результате эмоционально напряженных ситуаций. Ребят выводит из себя повелительный тон, демонстрация силы и власти, фразы наподобие: «учитель всегда прав», «делай, как тебе велено». В ситуациях, когда родители требуют полного подчинения или поучают, они нередко ведут себя враждебно.

Работа взрослых состоит не в демонстрации превосходства, а в снижении враждебности и предотвращении конфликтов. Лучший способ – установить с подростком обратную связь с помощью психологических приемов. Желательно вскрыть мотивы агрессии («ты стремишься меня обидеть?»), выразить свое отношение к происходящему («я не заслужила, чтобы ты так со мной разговаривал»). Устанавливая эмоциональную связь, важно проявить заинтересованность, твердость и доброжелательность, разобрать конкретные поступки, а не личность в целом.

Эмоциональные и критические замечания со стороны взрослых вызовут еще больший протест и раздражение. При общении с подростком читать нравоучения не следует. Важно уведомить его о негативных последствиях поступков, обсудить пути выхода из ситуации.

Пример конструктивного поведения – умение слушать и понимать оппонента, позволять ему высказывать свое мнение, будет полезен ребенку. Общаться и давать ему рекомендации желательно не на ходу, а в спокойной доверительной обстановке. Взрослым важно продемонстрировать доверительное отношение к проблемам сына или дочери, признать детские чувства («…понимаю, как тебе обидно»). Нелишними будут паузы, которые помогут успокоиться, и чувство юмора.



Обсуждая тему агрессии с ребенком, не нужно переходить на личности - говорят лишь о поступках или проявлениях

Игры для агрессивных детей

Снизить немотивированную агрессивность ребенка позволят мероприятия, на которых он сможет понять, что есть иные способы привлечения внимания и проявления силы. Чтобы казаться старше и взрослее, ему не обязательно самоутверждаться за счет слабых, а недовольство чем-либо выражать плохими словами. Психологи рекомендуют детям такие способы выплескивания негативных эмоций:

  • рвать на кусочки листик бумаги, который всегда есть в кармане;
  • громко покричать в «мешок крика»;
  • побегать и попрыгать на стадионе, игровой площадке, в спортивной секции;
  • периодически выбивать коврики и подушки (полезно для драчунов);
  • бить боксерскую грушу;
  • проговаривать свои чувства («я расстроен», «я злюсь»), как учат взрослые.

Игры с водой

Созерцание водоемов, наблюдение за жизнью обитателей аквариумов успокоит даже самого отчаянного бунтаря. Рекомендованы познавательные и активные игры с водой:

  1. После дождя побегать по лужам. Главное чтобы ребенок был здоров и надел непромокаемую обувь.
  2. Переливание жидкости из одной емкости в другую. Занятие позволит сосредоточиться и охладит гневный пыл.
  3. Кидать камни в любой водоем. В это время важно быть рядом, следить за безопасностью игровых маневров.
  4. Детская рыбалка, которую можно устроить в тазике или ванне. Достаточно купить набор рыбок на магнитах и удочку.
  5. или аквапарка. Эти удовольствия зависят от материальных возможностей взрослых, но они помогают маленькому агрессору получить заряд позитива и выплеснуть энергию.
  6. В летнее время – дворовые игры с водным пистолетом. Они позволят проявить активность и освежат в летний зной.
  7. Устраивать волны в ванной во время купания. Чтобы вода не расплескалась по полу, следует использовать шторки и наливать половину ванны.
  8. Устройство мини-бассейна во дворе в летнее время. Ребята могут кидать в него игрушки, сдувать кораблики, плескаться друг другу в лицо. Важно пристально следить за безопасностью во время игр.


Водная стихия прекрасно снижает тревожность и агрессию, помогает ребенку избавиться от лишней энергии

Игры с сыпучими материалами

Игры с песком и крупами формируют усидчивость и помогают бороться с внутренним напряжением. Материалы можно давить, мять, бросать, наблюдая за результатом. Сыпучие атрибуты игры послушно принимают любую форму и выдерживают грубое человеческое воздействие. С их помощью дети выплескивают чувства и не переживают за результат. Распространенные игры с песком:

  • просеивание через сито или мельницу с ситом;
  • закапывание в песок фигурок;
  • работа по строительству замков;
  • выкладывание картинок из цветного песка.

Творческие игры

После гневного всплеска (выраженного в физической или эмоциональной форме) следует дождаться, когда чадо успокоится. Не давая оценок поведению, нужно попросить его записать или нарисовать свой гнев и чувства «жертвы», которую он ударил или оскорбил. Важно не стесняться эмоций, и описать все как было («я хотел его ударить», « у меня внутри все бурлило»).

Проанализировав эти записи и поставив себя на место другого человека, дитя постепенно научится контролировать поведение, станет прислушиваться к чувствам людей. Рисуя агрессию, малыши часто используют черный, фиолетовый, бордовый цвет. Анализируя картинку вместе с ребенком, можно попросить его добавить детали, сделать рисунок веселым. Например, нарисовать добрых человечков, радугу, яркий салют, звезды. Прием научит маленького агрессора, как можно управлять своими чувствами.



Предложив ребенку выразить свои чувства через творчество, можно понять корень проблемы и переосмыслить ее вместе

Агрессивное поведение поддается корректировке

Родителям и педагогам важно показать агрессивному ребенку, как точно оценивать свое эмоциональное состояние и вовремя реагировать на сигналы, которые подает тело. Верно расшифровывая его послания, ребенок сможет контролировать свои эмоции и предотвращать конфликты. При воспитании агрессивных детей работа родителей и учителей ведется по трем направлениям:

  1. консультации и обучение проблемных ребят конструктивному поведению, приемлемым способам выражения гнева;
  2. помощь в освоении методики, которая позволяет владеть собой во время вспышек гнева;
  3. формирование способности к сочувствию и сопереживанию.

Коррекция поведения приведет к положительному результату только при систематической работе с ребенком Непоследовательность и невнимательное отношение к детским проблемам могут лишь ухудшить ситуацию. Терпение, понимание, регулярная отработка навыков общения с окружающими – вот что поможет родителям снять агрессивность сына или дочери.

Такие термины, как агрессия , насилие, преступность, и враждебность часто встречается не только в медицинской литературе. Термин «агрессия » используется в качестве определения особого типа поведения как для людей, так и для животных. У людей, агрессия может обозначать вербальную агрессию , физический акт агрессии против объектов или людей. Время от времени, этот термин может быть использован по отношению к себе (членовредительство, суицидальные жесты или действия).

Насилие используется только при описании человеческого поведения и обозначает физическую агрессию со стороны одного человека против другого.

Преступление определяется как преднамеренное нарушение уголовного права.

Враждебность широкое определение термина и может относиться к агрессии , раздражительности, подозрительности, недостаточного сотрудничества, или ревности.

Происхождение термина АГРЕССИИ от латинского aggressio - атака, и aggredi – атаковать.

1. Ничем не спровоцированное нападение, когда оно предназначено, чтобы доминировать.

2. Атака или посягательство на нарушение имеющихся свобод другого.

3. Враждебное или разрушительное поведение.

Информация для пациентов по агрессивному поведению

Эта статья нацелена на оценку и управление агрессией , связанных с основными психическими расстройствами.

Практикующий врач-психотерапевт время от времени сталкиваются с оценкой жертв насилия в семье. Обзор домашнего насилия раскрывает некоторую отрезвляющую статистику: каждый год 1 из 10 женщин подвергается физическому насилию со стороны партнера или бывшего партнера. Агрессия и агрессивное поведение со стороны супруга или супруги имеет разрушительные последствия для всей семьи, а дети часто становятся не только очевидцами этих событий, но и не редко вовлекаются в само действие.

Программа лечения агрессивного поведения в клинике Роса направлена на обеспечение безопасности и устранение причин возникновения агрессии .



Тема агрессии сейчас весьма популярна и не редко обсуждается в новостях периодических изданий и на телевидении, предоставляется множеством различных мнений, предлагаются множества всевозможных путей решения, в том числе курсы самопомощи, обучающие управлению гневом в обществе включая в себя как дидактические, так и эмпирические компоненты, а также домашние задания.

Однако, необходимо четко понимать, что проявление агрессии , гнева, агрессивного поведения является одной из разновидностей психических реакций, т.е. это продукт высшей нервной деятельности. Это говорит о том, что данные психические реакции являются медицинской проблемой и решать её нужно с врачом-психотерапевтом или с врачом-психиатром, со специалистом, который имеет высшее медицинское образование, а не с психологом, который имеет педагогическое образование.

История исследований агрессивного поведения и иных расстройств поведения говорят о высоко возможном факторе риска насилия со стороны интимного партнера. Это указывает на необходимость и стратегию лечения, которые способствуют здоровым интимным отношениям и, в частности борьбы с рисками к насилию еще в молодости, работая с подростками у которых наблюдаются расстройства поведения.

Многочисленные книги и статьи предлагают хорошие практические советы по вопросам психологического обучения – работа с психологом. Другие сосредоточены на ограничениях свободы и изоляции – стационарном лечении. Все эти методики давно устарели и не могут отвечать последним данным по изучению агрессивного поведения .

Сейчас не много качественных методик ориентированных на проведение поведенческой коррекции, психотерапевтического и фармакологического вмешательства которые рационально использовать одновременно, и рекомендованы международной организацией здравоохранения.

Импульсивная агрессия характеризуется неспособностью её регулирования усилиями собственной воли. Кроме того, агрессивные импульсы часто могут сопутствовать другим психическим расстройствам, куда включаются такие расстройства как депрессия, неврозы, эндогенные психические заболевания, токсикомания, алкоголизм и наркомания, включая расстройства поведения и личностные расстройства.

Большинство пациентов с психическими расстройствами - не агрессивны . Тем не менее, эпидемиологические данные указывают на повышенный риск насилия среди лиц с психическими расстройствами по сравнению с населением в целом. В этой статье рассматриваются эти доказательства и служат основой для оценки и лечения агрессивных состояний.




Агрессивное поведение у пациентов с психическими расстройствами имеет много возможных причин.

  • Наиболее важными причинами являются наличие сопутствующего злоупотребления психоактивными веществами (алкоголизм , наркомания, токсмкомания и др.).
  • Кроме того, в патологический процесс возникновения гневливости и агрессии само по себе может вызваться наличием галлюцинаций и бреда, что может спровоцировать насилие.
  • Часто и другие различные психоневрологические заболевания, связанные с дефицитом или недостаточностью серотонинового и дофаминового обмена может содействовать возникновению агрессивных тенденций в поведенческих реакциях.
  • Наконец, лежащие в основе личностных характеристик, таких как антиобщественные черты личности, также могут влиять на возникновение насильственных действий в качестве средства для достижения определенных целей.
  • Экологические факторы, связанные с агрессивным поведением , включают хаотические или нестабильные ситуации дома или на работе.
  • Люди могут стать агрессивными и проявлять агрессивное поведение по разным причинам и в разное время.

    Описание некоторых психических расстройств, при которых может проявляться агрессивное поведение .

    Большинство больных шизофренией живут в обществе обыденной жизнью и обычно не попадают в категорию опасных, в отношении насильственных действий. Однако периоды агрессии могут проявляться в острых психотических фазах данного заболевания. Агрессия у таких пациентов обычно проявляется в выраженном насильственном поведении. Это может быть связано с острой декомпенсацией психического заболевания, либо быть вторичной при скрытом или явном несоблюдении режима медикаментозной терапии. Декомпенсация также может быть связана с недостаточностью текущего режима лечения. Исследования сообщают, что большинство агрессивных действий, совершенных лицами с шизофренией, происходят во время острой фазы болезни.

    Проявление агрессивного поведения часто проявляется среди больных с наличием зависимости, у которых сопутствующие психоневрологические заболевания связаны со злоупотреблением психоактивных веществ (наркотики, алкоголь, спайс, иные токсические вещества). Агрессивность и агрессивное поведение у таких больных может быть непосредственно спровоцирован как приемом алкоголя, кокаина, амфетамина и иных психоактивных веществ, так и абстинентным синдромом при отсутствии или выводе из организма психоактивных и токсических веществ. Не редко в связи с целенаправленной терапией наркомании или алкоголизма у людей возникает поведение в виде проявления паранойи, крайнего беспокойства и агрессии .

    Такие как травма головного мозга, опухоли мозга, или метаболические нарушения могут спровоцировать агрессивное поведение у пациентов, чаще, в виде насилия. Последние данные свидетельствуют о том, что насилие больше ассоциируется с психопатологией и умственной отсталостью, чем с эпилептиформной активностью (интериктальный - имеющий отношение к психическим и поведенческим расстройствам, возникающим у пациента между приступами эпилепсии) или других переменных причин.

    и болезнь Альцгеймера

    Пациенты с деменцией могут быть эмоционально лабильны или склонны к отсутствию контроля или плохому контролю поведения, склонны к импульсивности, агрессии не обдуманности поступков. Чаще могут появиться в виде серьезных травм себе и другим, что происходит со злости или в виде острой реакции на воспринимаемую (с их точки зрения) угрозу. Как правило, при правильном сборе анамнеза, который уточняет диагноз, такие реакции могут предупреждаться врачом, но такая возможность не всегда может быть доступна в отделении неотложной помощи или окружающим людям.

    Антисоциальное расстройство личности может обуславливать другие психические заболевания, включая и шизофрению. Антисоциальное черты личности могут присутствовать даже в том случае, если полный диагноз не может быть установлен по какой-либо причине. Антисоциальное расстройство личности или черты могут быть оценены путем изучения в контексте агрессивных инцидентов. Запугивание может быть фактом агрессивного поведения . Например, борьба за деньги, сигареты, доступ к сексуальным партнерам, нападения на окружающих которые отрицают просьбы или требования больного или пытаются установить границы поведения пациента (например, обеспечение соблюдения запрета на курение).

    Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) часто связано с гневом, враждебностью и насилием. Особо выражено при наличии сопутствующих заболеваний, таких как расстройства настроения и расстройства личности, злоупотребление психоактивными веществами, могут быть и смешанные факторы. Эти искажающие факторы исследовали у амбулаторных больных, ветеранов войны с посттравматическим стрессовым расстройством. Так же выявлены случаи агрессии у пациентов с паническими расстройствами. Пациенты жаловались на значительные нарушения настроения и импульсивное, не регулируемое поведение.



    Для лечения острых психических состояний с проявлением агрессии часто используются лекарственные препараты. К ним относятся бензодиазепины (например, лоразепам) и нейролептики (например, галоперидол).

    Международная психиатрическая ассоциация одобрила новую схему применения антипсихотических препаратов второго поколения, которые можно использовать, чтобы успокоить возбужденных пациентов. Зипразидон внутримышечные иньекции, предназначеные для использования в агитации связанных с шизофренией, и оланзапин внутримышечно, арипипразола внутримышечно - одобрены для использования в агитации связанных либо с шизофренией или биполярной мании. В общем, внутримышечные инъекции имеет более быстрое действие, чем при приеме внутрь. Однако, пациент может легко успокоиться после перорального применения препаратов, если он или она понимает, что меры были приняты и помощь оказывается. Сублингвальное введение может иметь более быстрое начало действия, чем пероральный прием, так как имеет дополнительное преимущество для пациентов с наличием критики к своему состоянию, имея отвлекающий эффект для взволнованного пациента, в тот момент, пока таблетка растворяется. Это говорит о наличии позитивного эффекта психотерапевтического воздействия на пациентов, которые не находятся в остром психотическом состоянии.

    Острое Агрессивное поведение

    Очень важно, чтобы пациенты с агрессивным поведением в первую очередь должны быть оценены на предмет возможности сопутствующих заболеваний. При этом, острые психотические состояния, в том числе наличие острых абстинентных синдромов при отмене алкоголя, наркотиков или седативных средств, должны быть исключены. Помимо острого управления агрессивным эпизодом, долгосрочное управление зависит от характера насилия, временными или постоянными.

    Необходимые действия после снятия острого эпизода Агрессивного состояния

    После снятия острого психомоторного возбуждения требуются долгосрочные стратегии управления психическим состоянием. В этот период не рекомендуется применение средств применяемых для снятия острого состояния. Необходимы профилактические меры предотвращения агрессии в форме амбулаторного лечения, которые могут быть использованы в качестве альтернативы стационарному лечению. При использовании инновационных альтернативных амбулаторных программ, в сочетании с психотерапевтической модификацией поведения, пациенты отлично реагируют на проводимую терапию, при которой госпитализация не требуется.

    Фармакотерапия долгосрочного управления агрессивным поведением зависит от основной клинической проблемы конкретного пациента. Лечение основного расстройства является ключевым фактором. Часто, когда основная психиатрическая проблема успешно лечится, степень агрессивного поведения уменьшается. К сожалению, возможно, одна треть пациентов с шизофренией не реагирует на антипсихотическое лечение или позитивно на него отвечает лишь частично. У некоторых пациентов с шизофренией высокие дозы нейролептиков на самом деле могут в дальнейшем увеличить риск возникновения агрессивного поведения .

    НЕКОТОРЫЕ СОВЕТЫ, если Вы заметили агрессивное поведение у кого-либо.


    Основные элементы управления не фармакологического агрессивного поведения включают в себя следующее:

  • Оценка потенциальной опасности (например, объекты, которые могут быть использованы в качестве нападения).
  • Оцените физическое поведение пациента (например, многие пациенты показывают кулак или стучат ногами).
  • Всегда держать пациента в поле зрения, контролируя его поведение (например, не поворачивайтесь спиной).
  • Принимайте словесные угрозы всерьез.
  • Держите безопасную дистанцию.
  • Не стесняйтесь попросить дополнительной помощи, не время проявлять героизм.
  • Сохраняйте спокойствие, держитесь уверенно и компетентно, пытайтесь путем привлечения в спокойный разговор снять агрессию .
  • Избегайте споров с пациентом.
  • В повседневной жизни люди, достаточно часто сталкиваются с агрессивным поведением окружающих. Это может происходить в семье, на работе, на улице, в общественных местах. Само слово агрессия переводиться с латыни как «нападать».

    Агрессивное поведение может быть обусловлено различными факторами и входить в структуру различных типов девиантного поведения.

    Агр ессивные дейс тви я могут носить характер как криминального поведения, так и являться проявлением (симптомами) какого-либо психического расстройства.

    Основным различием этих двух форм агрессии , являются причины мотивации агрессивных действий и возможности или невозможности их контроля.

    Как правило, основной базой для агрессивного поведения , являются отрицательные эмоции (злость, ненависть, гнев и.т.д.) вызванные какими-либо, внешними раздражителями. Этим раздражителем может быть как один фактор, так и целая совокупность.

    Ученые рассматривают мотивацию агрессивного поведения по-разному. Например, известный этолог К.Лоренц рассматривал агрессию , как один из основных стержней для выживания человека.


    З.Фрейд говорил об агрессии , как об инстинктивном влечении и отводил агрессии важную роль в психосексуальном развитии ребенка; многие современные психологи рассматривают агрессивное поведение как результат общественного влияния.


    Важно знать, что агрессивное поведение может быть подконтрольно человеку и направленно в мирное русло, например в спорт, творчество, науку.

    Более подробно о враждебности и агрессии в статьях:

    Конфликты возникают в любой группе – это естественный этап ее развития. Его разрешение зависит во многом от мастерства и оперативности ведущего. Здесь вам помогут упражнения на снятие агрессии. Стоит помнить, что проведение подобных игр требует временных затрат (не надейтесь провести такую игру за 10 минут), серьезного настроя участников и ведущего, а так же обязательного обсуждения упражнения с непременным участием в обсуждение всех участников. Обсуждение может ограничиться рамками игры или же вы можете вывести разговор на жизненную ситуацию, в которой оказалась группа.

    Пара ласковых. Все сидят в кругу. Одному завязывают глаза. Ведущий (или сосед) показывает на кого-либо рукой и просить "вылить" на него всю злость. После потока высказываний человеку развязывают глаза. Он видит свою «жертву» и извиняется перед ней: был несдержан, сорвалось и т.п. Вариант: Показывают участнику на него самого.

    Рисунок. Нарисовать портрет человека, к которому испытываешь агрессию. Потом подписать его корявыми буквами, порвать и выбросить.

    Фигура. Все сидят в кругу. Составляется фигура из всего агрессивного, плохого, что есть в группе. «На общее дело» идут клыки, зубы, когти и т.д. по кругу. Вариант: качества личности – для более старших ребят. Затем одновременным нажатием «кнопок» на ручках стульев фигура отправляется в космос.

    Скороговорки. Ведущий заранее заготавливает написанные на листочке скороговорки. Ребята вытягивают их и получают задание: хаотически передвигаясь по комнате, бурчать под нос свою скороговорку.

    Задание усложняется: громко выговаривать каждое слово и, встречаясь с другим человеком, выражать свое к нему негативное отношение, громко крича свою скороговорку.

    После этого упражнения необходимо провести анализ: «Как вы сейчас себя чувствуете?», «Понравилось ли вам или нет?», «Где было легко, а где трудно?» и т.п.

    Обзывалки. Группа стоит в кругу. Начинают по кругу передавать «обзывалки». «Обзываться» можно любыми предметами (необидными словами): тумбочка, чашка, гриб и т.д. Каждое обращение обязательно должно начинаться со слов: «А ты…» Например: «А ты – морковка!» На заключительном этапе играющие обязательно говорят своему соседу что-нибудь приятное, например: «А ты – моя радость!..» Это упражнение надо проводить в быстром темпе. Перед началом следует предупредить, что это только игра и обижаться друг на друга не стоит. При анализе следует вывести итог, что обзываться глупо и смешно, а также обратить внимание на смысловое содержание слов - «обзывалок».

    Музыканты. Группа делится на две части. Встают в 2 круга: внутренний и внешний лицом друг к другу. Внутренний круг – это «музыканты», внешний – «инструменты». Внешний – закрывает глаза. Ведущий включает медленную красивую музыку, «музыкант» манипулируя телом «инструмента», «извлекает» из него музыку. Когда каждый «музыкант» поиграет на каждом «инструменте», внутренний и внешний круг меняются местами.

    Анализ: «Понравилось – не понравилось?», «Кем понравилось быть больше?»

    Маленький зверек. 1 Сидя в кругу, все закрывают глаза. Ведущий: «Положите, пожалуйста, руки на колени, соединив ладони вместе. Представьте, что вы держите в руках маленького пушистого зверька. Это может быть котенок, щенок, птичка и т.д. Он такой крохотный, что свободно помещается у вас в ладошках. Он засыпает, поэтому вы стараетесь сидеть без движений, чтобы не разбудить его. Если кому-то очень хочется погладить своего зверька, сделайте это осторожно, легким движением больших пальцев рук. Мысленно успокойте зверька, скажите ему что-нибудь ласковое, улыбнитесь ему. Почувствуйте, как его дыхание становится более ровным, медленным, спокойным, и вы тоже дышите в такт с ним. Осторожно переложите зверька на теплое одеяло, которое находится рядом с вами (на соседнем стуле), убедитесь, что зверек в полной безопасности, улыбнитесь ему еще раз. Теперь можете открыть глаза».

    Обсуждение: «Что вы чувствовали, выполняя данное упражнение?», «Трудно ли было сидеть неподвижно в течение его выполнения?», «Кого вы представляли?», «Какой он?», «Стало ли ему лучше?» и т.п.

    Ручки. Группа закрывает глаза. Ведущий разводит их по парам, ставит друг напротив друга. На слова ведущего участники выполняют действия с закрытыми глазами, потом проводится анализ.

    Примерные слова: «Руки были одиноки... встретились с другими… познакомились… поссорились… разошлись… заскучали… встретились и обрадовались… решили больше никогда не расставаться».

    Эмоции. Все выстраиваются в линию спиной к ведущему и медленно начинают идти вперед. По команде ведущего они разворачиваются и замирают на месте, изображая на лице ту эмоцию, которую он назвал: страх, печаль, радость, боль, ярость и т.п. После этого проводится анализ: «Что было легче показать, может быть, то, что чувствовали?» и т.п. Здесь ведущий сравнивает то, что он видел и почувствовал, с ощущениями участников.

    Холст. Ведущий: «Представьте, что вы – художник, и у вас есть идеально чистый холст, на котором вы можете нарисовать все, что вам вздумается. Но! все, что вы нарисуете, исчезнет из вашей жизни навсегда».

    Вопросы для обсуждения: «Будете ли вы браться за кисть?», «Нарисуете ли вы там что-то, что мешает вам жить?», «Это будут реальные вещи, люди или вы будете рисовать и абстрактные понятия: страх, горе, печаль и т.п.?», «Если это будут абстрактные понятия, то, что это для вас – страх, горе, печаль и т.п.?», «Что же будет на этом холсте?», «Расскажете ли вы кому-нибудь о существовании этого холста?»

    Огонь. Напишите (нарисуйте) на листочке все плохое. Что было сегодня с вами. А теперь скомкайте этот лист и бросьте в огонь (сожгите над свечкой). Вариант: все это проделать мысленно.

    Раз-два // Тип-топ // Шалтай-Болтай. Все участники делятся на пары. Каждая пара выбирает себе какое-либо двойное сочетание слов. Один берет себе первую часть, например, «кошки», второй – вторую – «мышки». После этого все расходятся по комнате (или их разводит ведущий), закрывают глаза и, выкрикивая свою часть, пытаются отыскать свою пару по его второй части фразы.

    Анализ: «Быстро ли вы нашли друг друга?», «В чем была трудность?», «Почему не могли найти друг друга?» и т.п.

    Щепки на реке. 1 Участники встают в два длинных ряда, один напротив другого. Это – берега реки. Расстояние между рядами должно быть больше вытянутой руки. По реке сейчас поплывут Щепки. Один из желающих должен «проплыть» по реке. Он сам решит, как ему двигаться: быстро или медленно.

    Участники – «берега» - помогают руками, ласковыми прикосновениями движению Щепки, которая сама выбирает путь: она может плыть прямо, может крутиться, может останавливаться и поворачивать назад… Когда Щепка проплывет весь путь, она становится краешком берега и встает рядом с другими. В это время следующая Щепка начинает свой путь…

    Упражнение можно проводить как с открытыми, так и с закрытыми глазами (по желанию самих Щепок).

    Обсуждение: участники делятся своими ощущениями, возникшими у них во время «плавания», описывают, что они чувствовали, когда к ним прикасались ласковые руки, что помогало им обрести спокойствие во время выполнения задания.

    Давайте поздороваемся. Играющие хаотично передвигаются по комнате в удобном для них темпе и направлении. По определенному сигналу ведущего каждый участник должен успеть поздороваться как можно с большим числом играющих.

    Варианты сигналов ведущего:

    · Хлопок в ладоши – надо пожать руку всем возможным партнерам;

    · Звонок колокольчика – погладить по спине партнера;

    · Звук свистка – поздороваться «спинками».

    Желательно для более эффективного результата игры ввести запрет на разговоры во время выполнения задания.

    Разожми кулак! Участники разбиваются по парам. Задание: своей паре разжать кулак.

    При анализе учитывать, кто каким способом выходит из ситуации. Также можно рассказать сказку «Ветер и Солнышко»: «Поспорили Ветер и Солнышко: кто снимет с прохожего плащ. Ветер дул, дул, прохожий же только сильнее кутался в плащ. Пригрело Солнышко, погладило прохожего лучами – прохожему стало тепло, и он снял плащ и пошел дальше».

    Части тела. На листках бумаги пишутся различные части тела, например, «глаз», «ухо», «безымянный палец на левой ноге», «пятка», «живот», «правая рука» и др. После этого вызываются 1 мальчик и 1 девочка, каждый из них тянет по бумажке. Например, у девочки «глаз», у мальчика – «ухо», соответственно, они должны встать так, чтобы ее глаз касался его уха. В этой же позе они тянут еще по одной бумажке и, не меняя своего положения, пытаются выполнить следующее задание. Так продолжается до тех пор, пока в их возможностях выполнять те задания, которые им выпадают.

    Затем вызывается следующая пара. После того, как все попробовали себя, подсчитывается количество выполненных заданий и объявляется пара-победитель.

    Мальчики – девочки. Мальчики садятся в круг лицом, а девочки встают во внешний круг. Мальчики высказываются, что им нравится, а что не нравится в девочках вообще. Девочки молча слушают, не задавая вопросов, не высказывая своего мнения и не переговариваясь.

    Меняются местами. После этого все садятся в один большой круг и только тогда начинается обсуждение всего высказанного и услышанного.

    Топотушки. Равное количество мальчиков и девочек садятся друг напротив друга. Мальчики шепотом сообщают ведущему имена девочек, которых они загадали. Ведущий следит, чтобы не было повторений в выборе девочек. Затем предлагает каждой девочке по очереди подойти к тому мальчику, который, как ей кажется, мог ее загадать, топнув перед ним ногой. Если она угадала, то садится на место мальчика, если не угадала, мальчик топает перед ней ногой, и она возвращается на свое место. Так до тех пор, пока все девочки не пересядут. Игра продолжается: девочки загадывают мальчиков.

    Спичка и колечко. Группа сидит в кугу. У каждого в зубах спичка. Первый участник надевает на свою спичку колечко и передает соседу, то есть надевает колечко на его спичку. Это нужно сделать без помощи рук. Если колечко упадет, то все начинается сначала.

    Настроение. Реплики ведущего (черточка), реплики участников (квадрат).
    Настроение каково?


    1Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – С-Пб.: Речь, 2000 – с. 100

    Статья дня Екатерина Шишкова

    Наверняка многие из нас знают, что вспышки гнева — это простая защитная реакция нашего организма. Таким образом мы избавляемся от переполняющих нас эмоций и переживаний. Но далеко не все способны на это из-за своих убеждений. Одни считают, что открыто выражать злость — это плохо, другие полагают, что так они проявляют свою слабость.

    Doruk Sikman Shutterstock.com

    Но, тем не менее, все мы люди, и нам свойственно злиться. Агрессивность заложена в нас самой природой и, всякий раз подавляя её, мы направляем свою же силу против себя.

    Накопленная энергия гнева и злости разрушает нас изнутри, вызывая болезни, усталость и депрессию.

    Так каким образом возможно избавиться от злости, освободиться от накопившихся обид и отрицательных эмоций? Неужели нужно давать волю своему гневу? А ведь именно от таких вспышек агрессии могут страдать самые близкие и дорогие тебе люди…

    Некоторые самостоятельно стараются избавиться от негодования, да так стараются, что еще глубже погружаются в них. Казалось бы, парадокс: все понятно, так нельзя, без злости будет лучше и легче, но чем больше вы проговариваете про себя формулу «успокойся», тем сильнее вы злитесь.

    Чтобы успокоиться и адекватно отреагировать на некую критическую ситуацию, психологи советуют сосчитать до десяти. Думаю, что многие слышали о таком методе. Но! Кому-то этот способ помогает, а вот кому-то — с точностью да наоборот. Постепенно приближаясь к «десяти», такие люди просто «срываются с цепи», говоря потом, что до начала счета они были гораздо спокойнее.

    Успех реакции на проблему зависит от скорейшего выброса негативных эмоций. Чем быстрее, тем лучше. А мы часто себя сдерживаем, загоняем вглубь обиду и злость. Но спустя время эти эмоции с новой силой просятся наружу. Именно поэтому мы и выматываемся и физически, и психологически. Но это вовсе не значит, что надо срываться, мстить и уничтожать обидчиков. Ни в коем случае. Злость нужно уметь выпускать альтернативными и безобидными способами.

    Вот несколько способов сброса негативных эмоций гнева, раздражённости, агрессии.

    1. Дайте волю своим чувствам!



    Фото: pixabay.com

    Очень важно позволять себе злиться и испытывать гнев. Вы же не запрещаете себе смеяться? А радость — это такая же эмоция, как и гнев, только без ваших внутренних ограничений. Итак, возьмите подушку и начните лупить её — так вы всю злость выплесните и почувствуете, что вам стало намного легче, словно вы сбросили тяжкий груз.

    Если этот метод не особо вам подходит, то напишите письмо ненависти и злости. Пишите на бумаге, с силой надавливая на карандаш или ручку, вкладывайте в каждое слово всю свою ненависть и гнев. После написания обязательно сожгите письмо. Есть ещё одна альтернатива этому методу — закройтесь в машине и покричите во все горло либо уйдите туда, где меньше всего людей (лес, дача и т. д.), и прокричитесь так, как вам захочется!

    2. Не доводите себя до предела, когда на вас кричат или критикуют!



    Фото: pixabay.com

    Лучший способ совладать с гневом — это заявить об этом тому, кто вас разозлил. Просто скажите: «Ты знаешь, мне не нравится, когда ты так говоришь со мной… » или «Я рассержена на тебя, потому что… » Конечно, далеко не всегда оправданно высказывать все в лицо.

    Можно обратиться к обидчику через зеркало. Проиграйте ситуацию, которая вас вывела из себя, и, представив в зеркале того, кто вас задел, выскажите все, что вы о нем думаете. После того, как ваша злость иссякнет, постарайтесь его искренне понять и простить. Прощение поможет вам полностью освободиться от злости и агрессии.

    3. Научитесь делать паузу!



    Фото: InnervisionArt, Shutterstock.com

    Самый простой способ справиться с собой — это сделать глубокий вдох и сосчитать до десяти. Об этом методе я уже упоминала выше. Если есть возможность, прогуляйтесь, ведь движение обязательно поможет справиться с разыгравшимся адреналином.

    Также можно негатив «смыть». Постирайте или помойте посуду. Контакт с водой даст разрядку. Когда чувствуете, что едва сдерживаетесь от того, чтобы не наговорить лишнего, мысленно наберите в рот воды. Пусть вам в этом поможет сюжет из сказки о заговоренной воде:

    Жили-были старик со старухой. Не проходило и дня, чтобы они не ругались. И, хотя оба устали от ссор, остановиться никак не могли. Однажды зашла к ним в дом ворожея и подарила им ведро заговоренной воды: «Если опять на ругань потянет, набери полный рот этой воды, и ссора пройдет».
    Только она за дверь, как старуха начала старика пилить. А он набрал в рот воды и молчит. Что же теперь, старухе одной воздух сотрясать? Для ссоры нужны двое! Так они и отвыкли от брани…

    4. Избавьтесь от накопившегося беспокойства и внутренних блоков!



    Фото: pixabay.com

    Следующие техники, позаимствованные из даосского учения Шоу-Дао, помогут вам.

    Упражнение «Улыбка Будды » позволит вам легко приходить в состояние душевного равновесия. Успокойтесь и постарайтесь ни о чем не думать. Полностью расслабьте мышцы лица и представьте, как они наливаются тяжестью и теплом, а затем, потеряв упругость, как бы «стекают» вниз в приятной истоме. Сосредоточьтесь на уголках ваших губ. Представьте, как губы начинают слегка раздвигаться в стороны, образуя легкую улыбку. Не прилагайте мышечных усилий.

    Вы почувствуете, как губы сами растягиваются в едва уловимую улыбку, а во всем теле появится ощущение зарождающейся радости. Старайтесь выполнять это упражнение каждый день, пока состояние «улыбки Будды» не станет для вас привычным.

    5. Сходите к невропатологу



    Фото: vgstudio, Shutterstock.com

    Не стесняйтесь и не бойтесь. С вами все в порядке, вы здоровы, просто жизнь спровоцировала у вас естественное в вашей ситуации депрессивное состояние. Расскажите о периодически возникающих изматывающих вас мыслях.

    Вам пропишут безобидные препараты, возможно гомеопатические, которые вы будете принимать, когда нахлынут эмоции. Не стесняйтесь того, что с вами происходит. Это не такая уж редкость.

    Просто необходимо грамотно помочь себе выйти из неприятного состояния.