Явления иисуса христа в наши дни. И. Моторин: Явления воскресшего Иисуса Христа. Где можно встретиться с Христом

Святые и давно умершие соловецкие монахи время от времени являются людям на Соловках и в окрестностях как видения. Анализируя рассказы счастливых очевидцев, можно выделить четыре признака, которые надо иметь, чтобы и Вам явилось видение святого: (1) у вас не должно быть высшего образования или ученой степени; (2) вы должны находиться вдали от людей, где-нибудь в тайге, в море, в лесу, в болоте... (3) вы должны быть сильно физически истощены и близки к потере сознания от голода, стужи, болезни или избиений; и, наконец, (4) у вас не должно быть с собой никаких гаджетов. Фото-видеокамер и прочих мобильников святые, простите за каламбур, на дух не переносят.

Явления Богородицы, ангелов и святых простым людям Соловецкого архипелага

Явление святой Богородицы и пророчество о Соловецкой Голгофе

В 1712 году монаху Иисусу под этой горой во время ночного молитвенного бдения явилась Богоматерь в небесной славе и сказала: "Сия гора отселе будет называться Голгофою, и на ней устроится церковь и Распятский скит. И убелится она страданиями неисчислимыми."

|

(Лк. 24 , 13-35; Ио. 20 , 19-29; 21 , 1-25 ; Мк. 16 , 14-18 ; Мф. 28 , 16-20)

ЯВЛЕНИЕ ПО ПУТИ В ЭММАУС

В тот же день Воскресения Христова двое из учеников - одного из них звали Клеопа - шли из Иерусалима в селение Эммаус. Сердце их не было спокойно: они говорили и о смерти Господа, и о слухах об Его воскресении в Иерусалиме. Когда они беседовали, к ним приблизился Спаситель, но они не узнали Его, как и Мария в саду у гроба. Спаситель спросил их отчего они так печальны и о чем они беседовали. Клеопа ответил Ему:

Неужели Ты не знаешь, что произошло в Иерусалиме с Иисусом Назарянином: Он был пророком, сильным перед Богом и людьми, делавшим чудеса и проповедовавшим. Наши начальники предали Его на смерть и распяли. А мы надеялись, что Он спасет нас. Но вот уже три дня, как Он умер. Сегодня некоторые женщины изумили нас, сказав, что гроб Его пуст и что они видели ангелов, сказавших им, что Он жив. Некоторые из наших тоже видели гроб пустым, но Его Самого не видели.

Иисус сказал им:

Как глухо сердце ваше, медлящее верить всему, что говорили пророки о страдании и воскресении Христа.

И Он стал объяснять им Писание и все, что говорили о Нем пророки. Разговаривая, они приблизились к Эммаусу, и Спаситель сделал вид, что хочет идти дальше. Но ученики упросили Его остаться с ними разделить их пищу. День склонялся к вечеру. Когда они приготовили еду, Спаситель, как на Тайной Вечери, взял хлеб, благословил, помолился и, разломив, дал им. Тогда они узнали Его, но Он стал невидим. Оставшись одни, они говорили себе:

Не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил с нами?

Тотчас же возвратились они в Иерусалим к одиннадцати ученикам и всем бывшим с ними, и рассказали, как Господь беседовал с ними, и как они узнали Его при преломлении хлеба.

ЯВЛЕНИЯ АПОСТОЛАМ

Пока же они рассказывали о случившемся, Сам Господь стал посреди них, - хотя двери дома были заперты из боязни иудеев. Обратившись к апостолам Христос сказал:

Мир вам.

Ученики обрадовались, увидев Господа, а Иисус сказал им опять:

Мир вам! Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Примите Духа Святого. Кому вы простите грехи на земле, тому они простятся на небе, и на ком оставите, на том останутся.

НЕВЕРИЕ И ВЕРА АПОСТОЛА ФОМЫ

В этот вечер апостола Фомы не было с другими учениками и когда ему рассказали о явлении Спасителя, он сказал:

Пока не увижу ран от гвоздей на руках Его и не трону раны от копья в ребре Его, - не поверю...

Через восемь дней, когда все ученики были опять вместе, и Фома с ними, и двери были опять заперты, Господь явился и, став посреди них, сказал Фоме:

Дай палец твой и прикоснись к Моим ранам, дай и руку твою, чтобы приложить ее к ране на ребре Моем, и не будь неверным, но верным.

Фома отвечал:

Господь мой, и Бог мой!

Иисус Христос сказал ему:

«Ты поверил, потому что увидел Меня, блаженны те, которые не видели и поверили».

Это событие в Церкви вспоминается в следующее воскресенье после Пасхи (так оно и было тогда) и поэтому это воскресенье называется «Фоминым».

ЯВЛЕНИЕ НА ТИВЕРИАДСКОМ ОЗЕРЕ

Другое явление Спасителя ученикам после воскресения произошло на озере, когда апостолы провели целую ночь на рыбной ловле и ничего не поймали. На рассвете они увидели из лодки Спасителя, стоящего на берегу, но не узнали Его. Иисус говорит им:

«Дети, есть ли у вас какая пища?»

Они отвечали Ему:

Он же сказал им:

«Закиньте сеть по правую сторону лодки и поймаете».

Они закинули и уже не могли вытащить сети от множества рыбы. Тогда Иоанн говорит Петру:

«Это Господь».

Петр же, услышав, что это Господь, бросился в море, чтобы скорее доплыть, а другие ученики приплыли на лодке. На берегу уже горел огонь и лежала приготовленная рыба и хлеб, и Христос сказал ученикам идти обедать. Из них же никто не смел спросить: «Кто Ты»?, зная, что это Господь.

Во время обеда Христос три раза спросил Петра:

«Любишь ли ты Меня?», и три раза повторил ему:

«Паси овцы Моя», как-будто давая ему этими тремя заявлениями любви ко Господу загладить то, что он три раза отрекся от Христа в ночь суда. И тут же Христос сказал Петру, что ему будет дано смертью своей прославить Бога.

ЯВЛЕНИЕ В ГАЛИЛЕЕ. ПОВЕЛЕНИЕ КРЕСТИТЬ И УЧИТЬ

Через несколько дней Господь явился одиннадцати апостолам в Галилее, куда они пошли по Его повелению. Увидевши Его, они поклонились Ему, а некоторые стали сомневаться: не призрак ли они видят.

Господь, приблизившись к ним, сказал: «Теперь дана Мне всякая власть на небе и на земле. Идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, и учите их исполнять все, что Я повелел вам, и Я буду с вами во все дни до скончания века».

Господь в течение сорока дней много раз являлся ученикам Своим и учил их всему тому, что они должны делать и чему должны учить людей после Его Вознесения на небо.

«…Перед самым воцарением антихриста будет всемирная война. В начале своего царствования антихрист заберет в свои руки все храмы Божии и лавры, кроме Почаевского монастыря. Лавры и храмы после откроются антихристом, но Мною они не благословлены и ходить в них нельзя, потому что заведовать ими будет антихрист. ..

… Сперва он явится миролюбивым, будет заступаться за бедных, помогать немощным, раздавать обильную помощь и этим прельстит верующих в Бога. Все полюбят его и послушают, поверят ему, но это будет попущенное испытание, на короткое время…»

Явление Спасителя Господа нашего Иисуса Христа в 1926 году 30 июля в 8 часов утра вблизи Киева, между селами Демидовом и Глебовкой двум мальчикам – отроку Николаю, 11 лет (Николай Максимович Куприенко), и Емельяну, 14 лет (Емельян Иванович Фещенко)

За неделю до этого, 24 июля, в ночь под воскресенье, Спаситель явился Емельяну во сне и сказал:
— Ты будешь видеть Меня наяву с другим мальчиком. Смотри, чтобы вы не испугались! – При этом Он благословил его по-архиерейски, обеими руками, и, обратившись на восток, стал невидим. Емельян стал молиться во сне, но его разбудил хозяин.
Через неделю после этого, 30 июля, эти пастухи выгнали скот на пастбище и тут же познакомились, ибо встреча была случайной. Было 8 часов утра, и они собрались завтракать, как вдруг сильно блеснула молния. Емельян подумал: «Что так сильно блеснула молния?» Николай сказал:
– Наверно, будет дождь!
Но Емельян говорит:
— Откуда же появится дождь, если на небе нет ни одной тучки и ветра нет?
Тогда Николай говорит:
— То кто его знает, что такое тут будет.

После этих слов через несколько мгновений вдруг с запада небо сделалось розовым и появился большой, сияющий, как солнце, Крест, достигающий верхом до неба, а низом не доходящий аршина на два до земли, а внизу было облако, и Крест упирался в это облако. Крест с перекрестиями был шириной аршина полтора. На верхнем фоне Креста показался человек, стоящий как бы на перекрестии. Сначала Крест с человеком показался далеко, как на полверсты, а потом приблизился к мальчикам.
Николай, видя приближение сияющего Креста, испугался и говорит Емельяну:
— Тикаймо, бо нечистый!
Но Господь остановил его, говоря:
— Нет, Я чистый!
Тут дети как бы одеревенели и не могли сдвинуться с места. Они одумались и убедились, что это Сам Господь Иисус Христос — Спаситель мира. Он стоял весь в дивном сиянии и неописуемой красоте. Божественное лицо Его невозможно было видеть. Он сиял сильнее солнца и белее снега. Его могущество непостижимо, от Него исходила благодатная сила и благоухание небесное. Когда Спаситель говорил, из уст Его выходило огненное пламя, Его голос раздавался на всю вселенную. Нижнее одеяние его было розовым, а верхнее — ярко голубое, перекинуто через левое плечо. В левой руке Он снизу держал раскрытое Евангелие, а правую поднял для благословения. Над головой Спасителя был виден треугольник как буква «А». Спасителя окружала прекрасная семицветная радуга, спускающаяся концами по обеим сторонам от Спасителя вниз до облаков, поддерживающих Крест. Он стоял во всем величии, окружен радугой. Сверху над треугольником — Херувимы, а по бокам — два Ангела, а вокруг Ангелочки (одни головки с крылышками).
— Дети, не пугайтесь Меня и не уходите. Я есть Иисус Господь Бог ваш, Спаситель мира, Сын Бога живого, живущий на небесах. Я пришел сказать вам Мое повеление.
Он стал говорить мальчикам тихо-тихо, но звучно, как бы на всю вселенную:
— Да погибнут все блудницы, пьяницы, кощунники, трубокуры, сквернословы, хулители Бога, отвергающие Крест (креста на себе не носят: креста стыдятся баптисты и другие сектанты). Грешницы бегут от лица Моего, а праведницы да возвеселятся пред Господом!
Вслед за этими словами запели Ангелы Трисвятое. При этом «Святый Боже» пела правая сторона, «Святый Крепкий» пели снизу доверху, а «Святый Безсмертный» и прочее пели все вместе. Когда кончили петь Ангелы, Господь сказал:
Дети, много людей в мире, но не все они Мои . Очень мало тех, которые слушают Меня и Мое учение – Святое Евангелие, а большее число поддалось диаволу и подчиняется его нечистому духу, к которому попали добровольно. В Моем Святом Соборе пошел раскол между священниками: священники-переворотцы, украинцы, живисты и подобные священники-еретики ведут народ в погибель, а праведные священники ведут в Царство Божие.
Затем Спаситель сказал:
— Дети, видите меня? Посмотрите же хорошенько на Меня, чтобы образ Мой был у вас в памяти и в доме, и Я помяну в Царствии Моем до седьмого колена верующий ваш род. Идите к Моему православному священнику и скажите ему, чтобы он отслужил всенощную и Литургию.
Тут Ангелы запели: «Величит душа моя Господа и возрадовался дух мой о Бозе, Спасе моем».
И тайнообразующие запели «Тебе поем, Тебе благодарим, Господи» и еще Ангелы пели много песнопений - «Честнейшую Херувим…», «Яко да Царя всех…», «Иже Херувимы…», «Величит душа моя…» до конца.
Затем как бы разверзлись небеса, расступились облака, и Спаситель сошел со Своими небесными Силами и сказал:
Горе будет украинским, живистским и обновленским митрополитам и архиереям, зачинщикам и еретикам, духовенству не будет прощения ни в сем, ни в будущем веке. Малым (мирянам) будет прощение, если они покаются. Но все-таки накажу за то, что они отступники от Православной веры, начали раздирать ризы божественные на Мне и Мою Святую Апостольскую Церковь! Перед воцарением антихриста пошлю Своих Ангелов на помощь людям невидимо, и они запишут рабов Моих в Книгу жизни и наложат Святую Печать на чело их, у кого будет на челе Страх Божий! Вы же посмотрите на Меня получше, чтобы не ошибиться, не обмануться и не подписаться в подчинение к антихристу, так как он придет в ризах Моих и будет перед народом творить диавольские чудеса, и воссядет на престоле в святом храме, и заставит делать ему икону, и чтобы иконе той верили, потому что он сделает так, что эта икона будет говорить и двигаться по диавольскому внушению. Он Креста боится и воздвигнет на Крест гонение. Сначала будет коммунистическая печать — пятиконечная звезда, но ее не принимайте — это начало горю. Придет время, когда сильное гонение будет на верующих, которые не примут печати антихриста на правую руку или на чело, не поклонятся его образу. Этим людям нельзя будет ни покупать, ни продавать без печати, нельзя будет из города в город пройти и из села в село, от этих людей отымется вода и пища. Вперед потребуется подпись . Все подписавшиеся будут прикладывать печать антихриста, и кто ее имеет — не будет прощения ни в сем, ни в будущем веке.
Перед самым воцарением антихриста будет всемирная война . В начале своего царствования антихрист заберет в свои руки все храмы Божии и лавры, кроме Почаевского монастыря. Лавры и храмы после откроются антихристом, но Мною они не благословлены и ходить в них нельзя, потому что заведовать ими будет антихрист.
Еще сказал Господь:
— Кто желал бы жить в монастыре и иночествовать, то пусть потерпит и не скорбит, если на земле не удостоится получить пострига и других повышений, то Я в Царствии Моем облеку их в неизреченные одежды и дам им неизреченную славу. После всемирной войны воцарится антихрист.
Вы, дети, проповедуйте, что Я вам сказал, не бойтесь никого никогда, хотя вас и будут преследовать, сажать в темницы, не убойтесь в миру передавать один другому. Таковым будет награда в Царстве Моем, чтобы мир был во всем предупрежден и не прельстился бы обманщиком. Я наперед предупреждаю мир, что явится обманщик . Будет творить чудеса такой хитростью, что с небес сдвинет огни и всех устрашит, будет летать по воздуху, как птица. Сперва он явится миролюбивым, будет заступаться за бедных, помогать немощным, раздавать обильную помощь и этим прельстит верующих в Бога. Все полюбят его и послушают, поверят ему, но это будет попущенное испытание, на короткое время.
Вы же убедите мир, насколько возможно, чтобы никаких печатей не принимали, не подписывались. С появлением антихриста настанет тяжелое время, что будут просить смерти, но не будет ее. По случаю неурожая настанет голод. Хлеб и все товары будут в руках его, без его печати не будут выдавать ничего. За грехи мира и за отступление от Меня затворится небо на три года, не дам дождя на земле и будет такая жара, что источники рек пересохнут. Закружится народ, будут бежать с Запада на Восток, разыскивая урожай, и нигде его не найдут. Везде будет жара и мор.
Антихрист издаст приказ, чтобы из города в город, из села в село не приходили, креста не носили, крестного знамения не полагали, слово Божие не проповедовали. Кресты с церквей снять, служение в церквах прекратить, и в них устроить театры и другие богомерзкие увеселения. Тогда не будет любить брат брата и будут предавать на смерть, и между родственниками будут кровопролития.
Кто ради Меня претерпит — спасен будет, а кто отречется от Меня, примет печать антихриста, того Я ни в этой, ни в будущей жизни не прощу.
Нужно быть осторожным, много появится антихристов, которые будут приглашать вас прийти — идите, у нас Христос! Не верьте!!! Появятся волки в овечьей шкуре, и все ловцы пойдут в погибель.
Церкви, кроме Почаевской, все закроются, желающим жить в православном монастыре — не дадут, православные монастыри разгонят, таковые пусть перетерпят. Я за них заступлюсь, за их терпение облеку их в Свои одежды и во все могущество Своего Иерусалима!
Когда появится антихрист, солнце погаснет, и луна не даст света, силы небесные поколеблются, но антихристово царство будет иметь большое электрическое сияние везде и в храмах. И несчастные люди будут поклоняться ему как богу, ставить перед его образом свечи. А кто будет отказываться, он будет сажать в темницы, морить голодом, сажать на колья и подвергать другим мучениям.
Но мучения будут настолько, насколько может перенести верующий в Господа, а некоторые и совсем не будут чувствовать, смотря по их крепкой вере. Ангел Господень будет подкреплять и приобщать Святых Христовых Тайн — при царствовании антихриста безкровная жертва прекратится и верующим негде будет причащаться.
Перед самым приходом антихриста в Лавре Печерской, в Великой церкви, главный престол и крест снимут и откроют городской светский дом (мерзость запустения), тогда икону Успения Божией Матери поднимут Ангелы и понесут на облака, где Престол Славы. И тогда явится антихрист и люди, забывшие истинного Бога, приготовят ему место и встретят его.
Господь сказал:
Молитесь ежедневно утром, вечером и в 12 часов ночи до первого часа. Небеса растворяются, молитва молящихся идет к Моему Престолу — всегда приемлю. Чаще ходите в церковь, исповедуйтесь, причащайтесь Святых Христовых Тайн!
Во время антихриста будет большое кровопролитие и верующие будут очень страдать. Царство антихриста будет продолжаться 42 месяца. Господь явится мир судить в полночь, и потому бодрствуйте в эти часы, ибо, когда Я явлюсь, и Ангелы не знают. И еще скажите народу, чтобы чаще приобщались, ибо безкровная жертва прекратится.

После того, как примут печать антихриста, на тех людей найдут невыносимые скорби и ужасные болезни, они будут горько плакать и искать смерти, но смерти не будет. Они будут кричать: «Горы, падите на нас и скройте от лица Божия!»
Господь говорил:
— Я скоро, скоро приду судить мир. Скажите, пусть каются все блудники и прелюбодеи, если покаются — прощу. Еретиков и зачинщиков — не прощу. Мало осталось времени, скоро приду, грех и беззакония ваши дошли до небес.
Дети, скажите миру, что Я явился вам, ибо Я вынужден был предупредить мир, что в последнее время охладеет сердце и окаменеет. Не стали верить в Бога, Закону Его, как перед потопом. Все ученые кричали: «Нет Бога, одна Природа!» Оставили Мои святые праздники, избрали свои и начали поклоняться истуканам. Как израильскому народу дал волю в пустыне слушать мудрецов, что Бога нет.
Есть Бог, Всемогущий, Вездесущий, Непостижимый, одним Своим словом сотворивший видимое и невидимое миру: ибо Я Творец всей Вселенной и буду управлять ею во веки веков. Альфа и Омега, Начало и Конец, хотя антихристу будет попущено тогда властвовать над миром за грехи. Он воздвигнет гонения на Церковь, и она на время скроется от него — уйдет в пустыню, но как Я в третий день воскрес, так и Церковь Моя воскреснет и будет торжествовать во веки веков. ГОВОРЮ ВСЕМ: ПОКАЙТЕСЬ!!! Я приму ваше покаяние, ибо времени для существования остается мало, да самое трудное: скоро, скоро приду судить мир!!!
Всех грешников, блудников, прелюбодеев, пьяниц, хулителей, попирающих Крест Мой Святый, который стыдятся носить на себе, не почитают праздников Моих, посты, установленные Святой Церковью, не соблюдают, как баптисты и сквернословы, всех грешников сожгу Огнем Геенским.
Господь окончил Свое Повеление и дал Святое Евангелие двум Ангелам, благословил и сказал:
— Чтобы на том месте (где Я явился вам) в память Моего Явления был поставлен Крест и Икона в таком виде, как Я явился вам, для поклонения миру.
Повернулся на восток и начал скрываться за облака. Тут же скрылись все Ангелы, но пение Ангельское слышно было долго. Вначале громко, а по мере удаления все тише и тише. Тогда только Емельян и Николай заметили, что Ангелочки, которые были головками, теперь показываются им в виде обнаженных младенцев, годиков по два возрастом и с голубыми ленточками через плечо, и на них висели как бы маленькие музыкальные духовые трубы.
Дети-пастушки сообщили в Демидовку православному священнику о явлении и сказали о повелении Спасителя. Он отслужил всенощную и Божественную Литургию. Весть о явлении Спасителя пастушкам и обо всем сказанном быстро распространилась между верующими. Был сделан Крест и тайно от местных властей освящен в храме. Тогда же было сообщено православным людям о времени выноса Креста из храма на место явления Спасителя. Вынос был назначен на 12 часов ночи. К моменту выноса Креста собралось человек двести. Прибыли из соседних сел два священника для содействия местному священнику. Народ и священники боялись местной власти. Верующие люди украсили Крест цветами и венками. Они собирались молиться в ночной тишине Господу Святому, выйдя из храма без света и пения. Как только вышли из храма, священники и народ услышали звон колоколов и Ангельское пение в воздухе: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко».
Прибывшие священники заявили неудовольствие местному священнику: зачем он звонит. Навели справку. Колокольня была закрыта, на ней никого не было, никто из людей не звонил, а это все было слышно в воздухе от Ангелов. Собрался народ со страхом и трепетом и большою радостью в сердце своем. Сопровождая Крест, тихо шли полем, бросали цветы к подножию Креста. Как только вышли из села, позажигали свечи, а некоторые несли фонари. Шли они полем и пели; и когда шествие двинулось вперед, появился столб светлый с облаком. Он двигался впереди народа, показывая путь. И когда дошел до места назначения, тогда поднялся на облака, а это место сделалось алое. И в это время с небес стали трезвонить колокола, а когда установили Крест и Икону, то Ангелы запели: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое поем и славим». Люди, сопровождавшие Крест, думали, что никто, кроме них, ничего не видит, но шествие и звон колокола, и Ангельское пение многие слышали, кто был ночью в поле, и многие от страха бежали в село. Крест был торжественно поставлен на том месте, где явился Спаситель пастушкам.
После установления Креста к месту явления Спасителя началось паломничество верующих. Каждую субботу приходили туда монахи из Киево-Печерской Лавры и Флоровского монастыря, чтобы отслужить молебен. У воздвигнутого Креста собирались на панихиды. Дети, жившие неподалеку, ждали субботы, чтобы по окончании молебна собрать оставленные паломниками монетки, яблоки, конфеты. Известный художник Красицкий, внук Шевченко, написал картину «Пастушок». Он приезжал в Демидов и с натуры писал облик мальчика-пастушка.
Крест на месте явления Спасителя никто не смел трогать четыре года. Но в 30-м году на собрании комсомольской ячейки решили его уничтожить. Вначале никто не решался сделать это своими руками, потом один вызвался: зацепил его и, погоняя лошадей, вытащил. Говорят, что его потом постигло несчастье.
Невзирая на безумие, творившееся на земле, благодать Божия посещала эти места не единожды. Не все демидовцы поверили тогда в явление Спасителя. И вскоре, словно в укрепление и поддержку верующим, произошло здесь явление Божией Матери, о чем в наше время поведали местные жители, живые свидетели явления Пречистой.
В одной из сохранившихся рукописей — свидетельстве явления Спасителя — рассказывается, что Господь повелел поставить крест и у Вдовьего колодца, который был выкопан в селе Демидов в послереволюционное время руками вдов во время сильной засухи. Тогда во всей округе не было ни капли воды, и все ходили ко Вдовьему колодцу, потому что лишь там, по милости Божьей, сохранялась вода. Явление Божией Матери произошло, когда служили, как повелел Спаситель, молебен. Появилась Она на востоке в восемь часов утра. Была Она в голубом одеянии, впереди Нее было сияющее блюдо, и все, кто там был, это видели, но никому не дано было видеть, что лежало на блюде. Руки у Божьей Матери были опущены. Люди все были в страхе, пали на землю и молились Владычице. После этого все, видевшие Богородицу, переменились в лучшую сторону, но власти строго запретили что-либо рассказывать об этом.
Но слово Божие неудержимо: мир умолкнет, а камни возопиют. Как ни опасно это было, православные записали и сохранили драгоценные свидетельства.
Воздадим благодарение Богу, что сподобляет нас видеть Ангелов, слышать их пение и небесный звон колоколов. Этим самым явлением Бог нас убеждает в существовании загробной жизни на небесах.*

…А когда уже в наши дни верующие занялись поиском места явления Спасителя, несколько местных селян, совершенно независимо друг от друга, указали на одно и то же место. На поле, где было явление Спасителя, со временем был посажен колхозный сад, который рос красивым и ухоженным. Лишь на одном из его участков деревья почему-то никак не приживались, — все время чахли и иссыхали. Место это размером примерно 5 на 10 метров лишь поросло травой и полевыми цветами, а в центре радиусом метра два росла только невысокая ярко-зеленая, шелковистая нетронутая травка.
Живы местные жители, до сих пор хранящие в памяти подробности событий тех времен, и близкие родственники Емельяна и Николая, которые поведали об их дальнейшей судьбе.
Восьмидесятидвухлетняя жительница села Глебовка бабушка Дарья рассказала о необычной судьбе своего дяди Емельяна. Емельян рано остался сиротой. Но, несмотря на жизненные невзгоды и немощи, он рос очень добрым мальчиком. И Господь не забывал его – кормил и давал работу. В школу Емельян до 14 лет так и не ходил, ни читать, ни писать не умел. Зарабатывал на хлеб тем, что нанимался пасти чей-то скот. Всегда сохраняя в сердце сказанные Господом слова: «Не отрекайтесь от Меня», — он действительно нес имя Христа всю свою нелегкую жизнь. Большевики старались запугать его, заставить отречься и подписать лживое свидетельство, отрицающее явление Спасителя. Но Емельян отказался от иудиного пути, и его осудили на десять лет. Пока он сидел в Киеве, ему еще передавали какие-то продукты. Потом о нем и вовсе не было никаких известий. Знали лишь, что он сидит где-то далеко, за Уралом. А в 1936 году был пересуд, и Емельян получил еще десять лет заключения.
И вот чудом пережив все трудности лагерной жизни, спустя годы Емельян вернулся в родное село. И вернулся не простым мирским человеком, а батюшкой, в сане священника. В то сумрачное время по тюрьмам сидело немало архипастырей, и Емельян был рукоположен прямо там, в заключении. Но «нет пророка в своем Отечестве» — гласит истина. Односельчане не приняли Емельяна как священнослужителя, а он, сокрушаясь об этом, поведал своей племяннице Дарье… Известно, что Емельян прожил всю свою жизнь без семьи, так и не был женат. Служил он потом в Белоруссии, где мечтал построить новый храм, но, перевозя деньги поездом, в 1983 году был ограблен и убит.
Судьба Николая, второго свидетеля явления Спасителя, сложилась по-иному. Был он из зажиточной семьи. Совсем недавно его внуку возвратили родовой дом, который был отобран властями во времена всеобщего раскулачивания. Известно, что Николай не смог исполнить повелений Господа. В то суровое время ему было всего одиннадцать лет, и родители, опасаясь властей, запугав сына, вынудили его все скрывать. И мальчик никогда потом уже не говорил о явлении Спасителя. Многие люди продолжали его расспрашивать, а он лишь молчал. Николай был впоследствии женат и имел детей, но в 1941 году погиб на фронте**.

*По книге: «Пробуждение. Доказательство основных истин Святой Православной веры. Явление душ усопших живым родным и близким. Сборник. Составитель игумен Симеон. М.: «Империум Пресс», 2005г.»
**http://www.zaistinu.ru/articles/?aid=2761

25 сентября, в воскресенье, в Пантелеимоновом монастыре на Афоне воздали богослужебное чествование чудотворному образу Христа Спасителя, возвратившемуся накануне вместе с мощами преп. Силуана Афонского из России.

В день, когда вспоминаются крестные страдания и славное тридневное воскресение Спасителя, поклонение чудотворному образу Господа Иисуса Христа стало особенно символичным и значимым. Именно перед этим образом еще юный послушник Симеон Антонов (будущий преп. Силуан) стал свидетелем богоявления.

Явление Господа Иисуса Христа стало уверением для его души, смущенной помыслами отчаяния и сомнения в Промысле Божием. Помыслы сомнения и неверия были посеяны в душе Симеона еще в детские годы книгоношей, распространявшим марксистскую и атеистическую литературу, и посетившим их дом. Эти помыслы дали свой злокачественный плод лишь тогда, когда Симеон пришел в монастырь на службу Господу. Как вспоминал впоследствии сам старец Силуан, минуты сомнения и отчаяния, которые он испытал, могли погубить его душу навсегда. Но милостивый Господь не попустил этого и явился ему Сам.

Вот, как сам рассказывает об этом преп. Силуан:

"В одно время напал на меня дух отчаяния; мне казалось, что Бог отринул меня в конец, и уже нет мне спасения, но ясно видится в душе вечная погибель. И ощутил я в душе, что Бог немилосерд и неумолим. Продолжалось это со мною час или немного более. Дух этот такой тяжелый и томительный, что страшно о нем и вспоминать. Душа не в силах понести его долго. В эти минуты можно погибнуть на всю вечность. Попустил Милостивый Господь духу злобы сделать такую брань с моею душою.

Прошло мало времени; я пошел в церковь на вечерню и, глядя на икону Спасителя, сказал: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя грешного». И с этими словами увидел на месте иконы живого Господа, и благодать Святого Духа наполнила душу мою и все тело. И так я Духом Святым познал, что Иисус Христос есть Бог; и я сладко желал страданий за Христа".

"... Один послушник у нас на Афоне, в Русском Пантелеимоновском монастыре привык непрестанно молиться Богу, дабы простил ему грехи. <...> И в один день, во время вечерни, послушник возвел глаза свои на икону Спасителя, и немного молился, пять слов: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя грешного», и видит икона стала живым Спасителем, и наполнилась душа и тело послушника неизреченной сладости, и душа Духом Святым познала Господа нашего Иисуса Христа, и Господь милостив, и красоты и кротости неизреченной, и вразумилась душа, что от любви Божией не может человек помнить ни про кого, и с тех пор горит душа его любовью ко Господу" (Преп. Силуан Афонский. Писания. Глава 19 "Повествования о пережитом опыте и о некоторых встречах и беседах с подвижниками").

"Знаю человека, которого Милостивый Господь посетил Своею благодатию; и если бы спросил его Господь: «Хочешь дам тебе еще больше?» то от немощи плоти душа сказала бы: «Ты видишь, Господи, что если больше, то я умру», ибо человек ограничен и не может понести полноту благодати.

Так на Фаворе ученики Христовы пали ниц от славы Господней. И никто не может постигнуть, как дает душе благодать Свою Господь.

Благ Ты, Господи. Благодарю я милость Твою: Ты излил на меня Духа Твоего Святого и дал мне вкусить Твою любовь ко мне, столь многогрешному, и влечется душа моя к Тебе, Свету неприступному.

Кто мог бы Тебя познать, если не Ты, Милостивый, Сам благоволишь показать Себя душе? И она увидела Тебя, и познала своего Создателя благого Бога, и ненасытно хочет Тебя всегда, ибо Ты, Милостивый, привлек душу к Тебе любовью, и душа познала Твою любовь" (Гл. 9: О любви).

Произошедшее с прп. Силуаном – это было не просто визуальное наблюдение, но чудо Богоявления, в котором таинственно открылось познание Бога, троичного в Лицах. Во время этого явления, по словам самого преподобного, благодать Святаго Духа наполнила его душу, и Духом Святым он не просто увидел Господа Иисуса Христа, но узнал в Нем своего Бога, Спасителя и Творца, пришедшего по благоволению Отца. Это Богоявление оставило настолько неизгладимый след в душе преподобного Силуана, что память о нем красной нитью прослеживается во всех его писаниях. Ниже приведем несколько таких упоминаний, в качестве свидетельства самого святого о происшедшем чуде. Вот еще несколько свидетельств из писаний преп. Силуана:

"Так возлюбил нас Отец, что Сына Своего дал нам; но и Сын Сам восхотел, и воплотился, и жил с нами на земле. И Святые Апостолы и множество людей видели Господа во плоти, но не все познали Его, как Господа; а мне многогрешному Духом Святым было дано познать, что Иисус Христос есть Бог.

Господь любит человека и является ему, как Сам Он изволяет. И душа, когда увидит Господа, то смиренно возрадуется милосердию Владыки, и уже ничего другого не может возлюбить так, как любит своего Творца; хотя она и будет все видеть и всех любить, но больше всего любит Господа. Душа знает эту любовь, но передать словами не может: она познается только Духом Святым, кому Его даст Господь. Душа вдруг видит Господа и познает Его. Кто опишет эту радость и веселие? В Духе Святом познается Господь, и Дух Святой бывает во всем человеке: и в душе, и в уме, и в теле. Так познается Бог и на небе и на земле. Господь по безмерной милости Своей дал мне грешному сию благодать, дабы люди познали Бога и обратились к Нему. Прошу от лица Божия милосердия. Ей, истину. Свидетель мне Сам Господь" (Гл. 8: О познании Бога).

"Человеколюбче Господи, как не забыл Ты грешного раба Твоего, но милостиво призрел на меня от славы Твоей, и непостижимо явился мне? Я всегда Тебя оскорблял и опечаливал, Ты же, Господи, за малое обращение дал мне познать Твою великую любовь и безмерную благость. Твой тихий, кроткий взор привлек душу мою. Что воздам я Тебе, Господи, или какую хвалу воспою Тебе? Ты даешь благодать Свою, чтобы душа постоянно горела любовью, и не знает она покоя день и ночь от любви Божией. Память о Тебе греет душу мою, и ни в чем не находит она покоя на земле, кроме Тебя, и потому ищу Тебя слезно, и снова теряю, и снова желает ум мой насладиться Тобою, но Ты не являешь Лица Твоего, Которого желает душа моя день и ночь" (Гл. 1 Скучание о Боге).

"Дивные дела Господни: из земли создал человека, и перстному дал познать Себя Духом Святым, так что человек говорит: «Господь мой, и Бог мой»; и говорит это от полноты веры и любви. Что же большее может искать душа на земле? Великое чудо: душа вдруг познает своего Создателя и Его любовь. Когда душа увидит Господа, как Он кроток и смирен, тогда она и сама смиряется до конца, и ничего так не желает, как смирения Христова; и сколько бы ни жила душа на земле, она все будет желать и искать это непостижимое смирение, которое невозможно забыть. Господи, так много Ты любишь человека! Господи Милостивый, дай благодать Твою всем народам земли, да познают Тебя, ибо без Духа Твоего Святого не может человек познать Тебя и разуметь Твою любовь. Господи, пошли на нас Духа Твоего Святого, ибо Ты и все Твое познается только Духом Святым; Которого в начале Ты дал Адаму, а после святым пророкам и затем христианам. Дай, Господи, всем народам Твоим разуметь любовь Твою и сладость Духа Святого, да забудут люди горе земли, и да оставят все плохое и прилепятся к Тебе любовью, и да будут жить в мире, творя волю Твою во славу Твою. О, Господи, сподоби нас дара Духа Святого, да разумеем славу Твою и будем жить на земле в мире и любви, да не будет ни злобы, ни войн, ни врагов, но одна любовь да царствует, и не нужны будут ни армии, ни тюрьмы, и легко будет жить всем на земле. Молю Тебя, Милостивый Господи, да познают Тебя Духом Святым все народы земли. Как дал Ты мне грешному познать Тебя Духом Твоим Святым, так да познают Тебя народы земли, и да хвалят Тебя день и ночь. Знаю, Господи, что Ты любишь Своих людей, но люди не разумеют любви Твоей, и мятутся по земле все народы, и мысли их, как облака, гонимые ветром во все стороны. Люди забыли Тебя, Творца их, и ищут свободы своей, не разумея, что Ты милостив, и любишь кающихся грешников, и даешь им Свою благодать Святого Духа. Господи, Господи, дай силу Твоей благодати, да познают Тебя все народы Духом Святым, и да хвалят Тебя в радости, как мне нечистому и мерзкому Ты дал радость желания Твоего, и влечется душа моя к любви Твоей день и ночь ненасытно" (Там же).

"Что воздам Тебе, Господи? Ты, Милостивый, воскресил душу мою от грехов, и дал мне познать милость Твою ко мне, и сердце мое пленилось Тобою, и влечется к Тебе, Свету моему, непрестанно. Что воздам Тебе, Господи? Ты воскресил душу мою любить Тебя и ближнего своего, и даешь мне слезы молиться за весь мир. Если бы Господь не дал мне Духом Святым познать милость Его, я бы отчаялся от множества грехов моих, но теперь Он увлек душу мою, и она возлюбила Его и забывает все земное. О, Господи, смири сердце мое, чтобы оно всегда было угодно Тебе" (Там же).

"Ты сжалился надо мною и явил мне Твое Лицо, и ныне душа моя влечется к Тебе, Господи, и ни в чем не находит покоя день и ночь, и плачу, как дитя, потерявшее мать. Но и дитя свою мать, и мать свое дитя забудут, когда увидят Тебя: душа, видя Тебя, забывает весь мир. Так душа моя влечется к Тебе, и скучает по Тебе, и не хочет видеть красоту этого мира" (Там же).

"Великая разница между самым простым человеком, познавшим Господа Духом Святым, и человеком, хотя бы и очень великим, но не познавшим благодати Святого Духа. Великое различие веровать только, что Бог есть, познавать Его из природы или от Писания, и познать Господа Духом Святым. Кто познал Бога Духом Святым, у того дух горит любовью к Богу день и ночь, и не может душа его привязаться ни к чему земному. Душа, не испытавшая сладости Духа Святого, радуется от тщеславия мирской славе, или богатству, или власти; а душа, познавшая Господа Духом Святым, желает только одного Господа, а богатство и славу мирскую вменяет ни во что" (Гл. 3: О смирении).

"Когда душа Духом Святым увидит Господа, какой Он кроткий и смиренный, тогда сама она смиряется до конца. И это совсем особое смирение, и никто не может его описать, и познается оно только Духом Святым. И если бы люди Духом Святым познали - какой наш Господь, то все бы изменились: богатые презрели бы свои богатства, ученые - свои науки, правители - свою славу и власть, и все бы смирились, и жили бы в великом мире и любви, и на земле была бы великая радость" (Там же).

"Кто познал Господа Духом Святым, тот становится похож на Господа, как сказал Иоанн Богослов: «И будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» и будем видеть славу Его" (Гл. 8: О познании Бога).

"Вообще каждый из нас может рассуждать о Боге настолько, насколько познал благодати Святого Духа; ибо как можем мы думать и рассуждать о том, чего не видели, или о чем не слышали и чего не знаем? Вот святые говорят, что они видели Бога; а есть люди, которые говорят, что Бога нет. Ясно, что они так говорят потому, что не познали Бога, но это совсем не значит, что Его нет" (Там же).

«Любящие Мя - люблю,- говорит Господь, - и ищущие Мя обрящут благодать» (Пр. 8, 17). Ас нею хорошо жить, весело душе, и душа говорит: «Господь МОЙ, я - раб ТВОЙ». В этих словах великая радость: если Господь наш, то и все наше. Вот мы какие богатые. Велик и непостижим наш Господь, но ради нас Себя так умалил, чтобы мы знали Его и любили, чтобы от любви Божией забывали землю, чтобы жили мы на небесах и видели славу Господню. Своим избранникам Господь дает столь великую благодать, что они любовью обнимают всю землю, весь мир, и душа их горит желанием, чтобы все люди спаслись и видели славу Господню" (Гл. 9: О любви).

Чудотворная икона Христа Спасителя, с которой связано чудо явления Господа Иисуса Христа старцу Силуану, является свидетельством истинности духовной благодатной жизни во Христе. Значение этого образа особенно актуально в наше время – время сомнения и рационализма.

ВИДЕО:

Дополнительно см.:

З дравствуйте, дорогие посетители православного островка «Семья и Вера»!

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

П родолжая праздновать Светлое Христово Воскресение, в первую очередь мы должны уделить внимание пасхальному духовному чтению, чтобы праздников Праздник был запечатлен не только в внешней атрибутике, но и осознанно воспринят нашим умом и сердцем.

Д ля прекрасного праздничного прочтения предлагаем Вам Первую часть описаний Воскресных событий, составленных русским Златоустом — святителем Димитрием Ростовским:

Святитель Димитрий Ростовский

Х ристос Спаситель по Своем воскресении, венчавшем Его искупительный подвиг, не тотчас покинул землю, освященную Его пребыванием: до славного вознесения с пречистою плотью на небо к Отцу Своему Он в течении сорока дней являлся (Деян 1,3), некоторым порознь или всем вместе, небольшому обществу Своих последователей, которые в страшные дни крестных страданий, когда был поражен их Пастырь, рассеялись (Мк 14,27) в смятении и скорби.

В истории христианской Церкви эти дни явлений Победителя смерти были великими днями постепенного усвоения апостолами радостной и краеугольной истины христианства - истины воскресения Христова (1 Кор 15,14), проповедниками которой вскоре они сделались для всего мира. С трудом проникала она в душу апостолов: даже для «камня веры» (Мф 16,18) св. Петра была непонятна мысль о необходимости крестных страданий «Сына Бога Живого» (Мф 16,16-23), а потому для учеников Христовых непонятны были и слова Спасителя о Своем воскресении (Мк 9,32), которое неразрывно связано с Его уничижением (Флп 2,8-9). Они не верили воскресению Спасителя даже тогда, когда о явлении Воскресшего говорили им удостоившиеся увидеть Господа в Его прославленном состоянии жены-мироносицы (Лк 24,11), а наиболее сомневающийся из них, св. Фома только тогда уверовал, когда согласно ранее выраженному желанию вложил перст свой в гвоздинные язвы на теле Воскресшего.

Поэтому для апостолов нужны были самые непреложные доказательства истины воскресения, которые Господь и даровал им во время Своих явлений: апостолы уверились, что Явившийся действительно Христос Спаситель не только потому, что в прославленном Воскресшем узнавали знакомые и дорогие черты смиренного Учителя, но и потому еще, что слышали из уст Его то же самое, только более углубленное, учение о тайнах Царствия Божия (Деян 1,3).

Первую весть о воскресении Господа Иисуса получили жены-мироносицы; они же первые узрели Воскресшего и первые пришли с радостною вестью к скорбящим ученикам, явившись таким образом, как бы апостолами для апостолов. По мысли св. отца (Григория Богослова) это произошло не без особенного смотрения Божия, потому что «Еве, которая пала первая, первой надлежало приветствовать Христа» - Искупителя падшего человечества.

После скорбной субботы (Мк 16,1), при наступлении первого дня недели, жены-мироносицы, Мария Магдалина, Мария Иаковля, Иоанна, Саломия и прочие (Мк 16,1; Лк 24,10) самым ранним утром отправились ко гробу возлюбленного Учителя, неся приготовленные ароматы (Лк 24,1). Они не оставили Господа у креста, когда страх от врагов Христовых заставил почти всех апостолов скрыться, но предстояли распятому Спасителю до самой Его кончины; они сопровождали принесение Его тела ко гробу и присутствовали при Его погребении; и теперь, несмотря на тяжелые испытания предшествующих дней, они торопятся воздать Почившему последнюю дань любви и уважения. Мария Магдалина, исцеленная Господом от тяжкого недуга беснования (Мк 16,9) и пламеневшая «самою нежною любовью к Учителю» (св. Иоанн Златоуст) опережает на пути прочих жен: «сила любви и благодарности к Божественному Спасителю, сила святого сострадания к Святому, безвинно пострадавшему» (Филарет, митропол. московск.) неудержимо влечет ее вперед, и она прежде всех, «когда еще было темно» (Ин 20,1) достигает гроба; увидев сквозь ночную мглу, что камень отвален от гроба, Мария Магдалина, не теряя минуты, сейчас же побежала с вестью об этом к ближайшим ученикам Господа, Петру и Иоанну.

Уже брезжило утро, и золотые лучи солнца, обливая пурпуром вершины Галаадских гор, готовились разогнать предрассветную тьму, висевшую над садом благочестивого Аримафея. С тяжелым сердцем, переполненным скорбью, приближались за Мариею остальные благочестивые жены ко гробу, где сокрылось Солнце правды; умер их Учитель, но не умерла их любовь к Нему, - она и заставляла их горевать о том, что они никогда уже больше не увидят Его, не услышат Его благостных речей. Эта скорбь увеличилась еще больше, когда св. жены вспомнили, что гроб заложен большим камнем, отвалить который они были не в силах (Мк 16,3). Но вот и сад Иосифа. Они входят в него и, приближаясь ко гробу, с удивлением замечают, «что камень отвален» (Мк 16,4). Расстроенные и взволнованные вошли жены-мироносицы внутрь гроба «и не нашли тела Господа Иисуса» (Лк 24,3), что еще больше увеличило их недоумение. И вдруг в ужасе на правой стороне гроба они увидели юношу, облеченного в белую одежду, который им сказал:

- Не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен. Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам (Мк 16,6-7).

Между тем весть, принесенная Мариею Магдалиною ближайшим ученикам Господа о похищении тела Учителя заставили обоих апостолов «тотчас» (Ин 20,3) пойти ко гробу. Достигнув гроба ранее Петра, Иоанн наклонился и посмотрел внутрь, и увидел, что тела нет, а лежат одни лишь погребальные пелены; в раздумье стоял возлюбленный ученик Христов, ожидая Петра, который вскоре пришел «вслед за ним» (Ин 20,6). Апостол Петр вошел «во гроб и видит одни пелены лежащие. И плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте» (Ин 20,7). За Петром вошел в пещеру и Иоанн; погребальные пелены и особенно вид головного плата, свитого и лежащего на другом месте, возбудили в нем веру, что Господь воскрес: «В самом деле, - говорит св. Иоанн Златоуст, - если бы кто перенес тело, то сделал бы это не обнажая его, равно как, если бы кто украл его, то не стал бы заботиться о том, чтобы снять плата, свить его и положить на другом месте, но взял бы тело в том виде, в каком оно лежало. Поэтому евангелист предварительно и сказал, что при погребении Христа употреблено было много смирны, которая не хуже свинца приклеивает пелены к телу». Не с одинаковым чувством покинули ученики опустевший гроб своего Учителя; «Петр не нашел в нем света воскресения и вынес из него только удивление, - «пошел назад, дивясь сам в себе происшедшему» (Лк 24,12), Иоанн вошел во гроб и обрел хотя невидимый, но действительный внутренний свет веры в воскресение Христово» (Ин 24,8 Филарет, митрополит москов.).

По уходе учеников Мария Магдалина опять возвратилась ко гробу, куда влекла ее «крепкая, как смерть, любовь» (Песн 8,6) ко Христу Спасителю. Она «стояла у гроба и плакала» (Ин 20,11): страдания, испытанные ею в предшествующие скорбные дни, довершались этою невозвратимою утратою, отнимавшею у нее последнее утешение, - поплакать облегчающими душу слезами над телом Учителя. Как человек, потерявший неоцененное сокровище и не хотящий этому верить, Мария, «наклонилась во гроб» (Ин 20,11), чтобы посмотреть на место, где покоилось тело Спасителя. И необычайное зрелище открылось пред полными слез глазами Марии: она увидела «двух ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы и другого у ног» (Ин 20,12) смертного ложа Христова.

Жена! Что ты плачешь? (Ин 20,13) - спросили скорбящую Марию радостные вестники Христова воскресения.

Всецело поглощенная горем Магдалина нисколько не удивилась неожиданному явлению светоносных ангелов, хотя самая одежда их «показывала великую радость», и Мария «могла воспрянуть от скорби и утешиться» (святой Иоанн Златоуст). Но горе ее было так велико, что она обратила внимание только на вопрос ангелов и поспешила поведать им свою печаль:

Унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его (Ин 20,13).

В это время Господь «внезапным явлением позади (Марии) привел в изумление ангелов, и они, узрев Владыку, и видом, и взором, и движением тотчас обнаружили, что увидели Господа» (св. Иоанн Златоуст); Мария Магдалина заметила это и «обратилась назад» (Ин 20,14). Господь явился в смиренном виде, так что плакавшая Мария, далеко отстоявшая от мысли о воскресении, приняла Его за садовника, и в ответ на вопрос Господа:

Что ты плачешь? Кого ищешь? (Ин 20,15).

Она обратилась к Нему за разрешением раздиравшего ее душу сомнения:

Господин! Если ты вынес Его, скажи мне, где Ты положил Его, и я возьму Его (Ин 20,15).

Тогда Иисус говорит ей: «Мария!» (Ин 20,16).

Знакомый голос Спасителя, исполненный благодатною силою (Ин 7,46) проник в душу Марии; быстро обернувшись и всмотревшись внимательнее, она узнала Господа и в восторженной радости воскликнула: «Учитель!» (Ин 20,10), и тотчас же хотела припасть к ногам Воскресшего. Но Господь остановил ее:

Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему (Ин 20,17).

Запрещая Марии Магдалине прикасаться к Нему, Христос, по толкованию св. Иоанна Златоуста, «возвышает (ее) помышления», потому что «от радости (она) не представляла себе ничего великого», «и через это научает ее более благоговейному с Ним обращению». То же самое высказывает и блаженный Августин о словах Господа - «не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему»: «Ты (как бы так обращается Господь к обрадованной Марии), видя Меня, почитаешь только человеком, и еще не знаешь равенства Моего со Отцем: не прикасайся ко Мне, как к простому человеку, не принимай Меня такою верою, но уразумей во Мне Слово, равное Отцу. Взойду ко Отцу, и тогда прикасайся. Для тебя взойду Я тогда, когда ты уразумеешь Меня, как равного Отцу. Доколе же почитаешь Меня меньшим, Я еще не взошел для тебя». Удостоившаяся явления Воскресшего, Мария должна была передать ученикам Господа вместе с вестью о воскресении Учителя не менее радостную весть (Ин 14,28) о скором отшествии Его к Отцу за которым, как Он говорил им в прощальной беседе, должно последовать сошествие Св. Утешителя Духа (Ин 16,17). Отныне, со дня воскресения, все верующие во Христа Иисуса, как искупленные Его спасительными страданиями и крестною смертью, имеют одного Отца Небесного вместе со своим Спасителем; но Христос Сын Божий по естеству, а верующие по благодати. В изречении Господа - «восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему», поучению св. Кирилла Иерусалимского, и сокрыта именно последняя мысль: «иначе Он Мой Отец по естеству, иначе вам по присвоению; иначе Бог Мне, как приискреннему и Единородному Сыну, и иначе вам как созданиям».

Так любовь Марии Магдалины ко Христу, с особенною силою проявившаяся «на смертном поприще Господнем», была «награждена праведно ускоренным живоносным лицезрением Господа воскресшего» (Филарет, митроп. московск.): ей именно прежде всех, как говорит св. евангелист Марк (16,9), явился Господь Иисус по своем воскресении.

За этим явлением Марии Магдалине последовало явление воскресшего Спасителя и всем женам-мироносицам, когда они шли к апостолам с полученною от ангелов вестью воскресения; Господь встретил их на пути со словами: «Радуйтесь!»

Они, приступивши, ухватились за ноги Его и поклонились Ему; Тогда, ободряя их, Христос сказал:

Не бойтесь, пойдите возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня (Мф 28,9-10; Мк 16,1; Лк 24,10).

Когда св. жены-мироносицы с вестью о воскресении Христовом пришли к ученикам Господа, то они не поверили словам их, как ложным (Лк 24,11), и продолжали горько оплакивать смерть своего Учителя. Но вот приходит Мария Магдалина, которая также говорит, что Господь «жив», - она сама «видела Его»; однако объятые скорбью апостолы не имели сил для веры (Мк 16,10-11), исключая, впрочем, ап. Петра: «слово Марии (что видела Воскресшего), святое сколько по своему предмету, столько же по решительной достоверности, разогнало тьму души его и приготовило его незаметным светом веры и любви принять свет Божественного явления» (Филарет, митропол. московск.); и действительно, после этого в тот же день Господь Иисус явился Симону (Лк 24,34; 1 Кор 15,5). Вместе с тем явление Христа ап. Петру первому из среды других апостолов было как бы наградой за его исповедание Господа Иисуса «Сыном Бога Живого» (Мф 16,16) и утешением ученику, удрученному своим отречением: «кто первый исповедал Его Христом, тот справедливо первый удостоился видеть и воскресение Его. И не поэтому только Христос явился прежде всех одному Петру, но и потому, что Петр отрекся Его; дабы совершенно утешить его и показать, что он не отвергнут, Христос удостоил его своего явления прежде других» (св. Иоанн Златоуст).

Весть о воскресении Христовом, распространяясь среди святого общества последователей Господа Иисуса, достигла и до членов Синедриона, которым ее принесли воины, по их же настоянию поставленные на страже у гроба Спасителя (Мф 27,62-66). Приведенные в трепет землетрясением и явлением молниевидного ангела (Мф 28,3-4) воины от страха самовольно покинули стражу и прибежали в Иерусалим; здесь некоторые из них рассказали первосвященникам о всем, чему они были невольными свидетелями (Мф 28,11). Но ожесточенные начальники иудейские, противившиеся Господу во время Его земной жизни, восстали на Него и по Его воскресении, прибегнув к своему излюбленному средству - подкупу: «купив кровь Христа, когда Он был жив, по распятии и воскресении Его (они) опять деньгами же старались подорвать истину воскресения» (св. Иоанн Златоуст). Дав воинам «довольно денег» с обещанием в случае необходимости защитить их пред правителем, члены Синедриона просили стражу распространить среди иудеев такой ложный слух: «скажите, что ученики Его, пришедши ночью, украли Его, когда мы спали» (Мф 28,12-14). «Смотри, - говорит св. Иоанн Златоуст об этом вымысле врагов Христовых, - как они уловляются со всех сторон своими собственными поступками! Если бы они не приходили к Пилату, если бы не просили стражи, то еще могли бы таким образом клеветать; теперь же, напротив, они все так делали, что как будто старались заградить свои уста». Действительно, своими словами члены Синедриона сами себя осудили: могли ли отважиться на похищение тела Спасителя ученики, когда еще недавно все они при виде толпы, вооруженной кольями, бежали, оставив своего Учителя (Мк 14,50)? когда самый твердый из них поколебался от вопроса служанки (Мф 26,69-72)? Не говорят ли против членов Синедриона самые пелены и плат, оставшиеся на гробе Спасителя? Если бы, - предположим невозможное, - ученики похитили тело, то неужели бы они стали медлить в пещере - снимать плотно прилипшие пелены с платком и класть их в порядке? Да и как, наконец, спящая стража могла свидетельствовать о том, чего не видала?! Так ничтожны пред истиной Божией ложь и обман, так злоба и неверие в руках Божественного всемогущества свидетельствуют об истинности того, против чего они восстают.