Техника владения мечом. Фехтование на мечах. Как овладеть древней техникой фехтования на мечах? Римская техника боя

Кто из нас в детстве, насмотревшись фильмов про отважных мушкетеров, начитавшись книг про храбрых рыцарей, не устраивал грандиозные дворовые баталии, воображая себя мастером клинка, гуру фехтования! Впрочем, мушкетеры и прочие рыцари сражались, как правило, на шпагах; фехтовать, однако, можно и с помощью других видов холодного оружия. Например, мечей. Какова техника владения мечом и чем он отличается от остальных своих "собратьев по цеху"?

Что такое меч

Прежде чем говорить о владении мечом, нужно сначала понять, что это вообще такое и чем отличается, например, от шпаги или сабли. Итак, меч - это, разумеется, вид холодного оружия с не длиной более 60 сантиметров. Он предназначен в первую очередь для рубящих ударов, поэтому его называют еще видом наступательного оружия. Также мечом возможно наносить удары колющего характера.

Меч: история оружия

Вообще, нужно отметить, что мечи в силу разных факторов и причин (о них будет сказано далее) всегда были довольно дорогостоящим оружием, доступным далеко не каждому; несмотря на это, не что-нибудь иное, а именно меч и щит стали истинным символом воинского дела и настоящего воина.

В качестве предшественницы меча историки называют, как правило, дубинку, или же палицу - она изготавливалась из камня или очень твердого дерева, при этом кромки ее были крайне острыми, способными порезать. С освоением же металлов люди научились создавать и настоящие мечи. Первые из них были бронзовыми и появились настолько давно, что даже не верится - аж в начале второго тысячелетия до нашей эры. До конца шестнадцатого века холодное в частности) пользовалось большой популярностью у европейцев, уступив позже место саблям и шпагам; что же касается Руси и ее жителей, то интерес к мечу угас у них еще раньше - на его место пришла все та же сабля (в четырнадцатом столетии).

Издавна меч считался как боевым, так и охотничьим видом оружия. О последней функции меча мы говорить не будем, а вот про данное оружие как средство для битвы - расскажем. В этой связи как раз и уместно вернуться к вопросу о том, почему же меч являлся дорогостоящим удовольствием.

Особенности меча

Высокая стоимость данного вида холодного оружия напрямую связана с его особенностями. Так, например, длина клинка меча достаточно велика - порядка шестидесяти (а то и больше) сантиметров, но, несмотря на это, заточен он всегда на всю длину целиком. Такое решение позволяет поражать ударом гораздо большую площадь. Кроме того, это увеличивает шансы на попадание "точно в яблочко" и обеспечивает довольно внушительный список техник владения мечом.

Еще одна особенность данного оружия заключается в том, что само его производство достаточно трудоемко и требует гораздо больших затрат, нежели те же сабли, скажем, или шпаги. На создание мечей уходит больше металла, материал для подобного изделия должен быть действительно качественным, а уж изготовление клинка доверить можно только высококвалифицированному специалисту. Как легко можно догадаться, данный фактор также не удешевляет стоимость готового оружия.

Влияет на цену и необходимость постоянно поддерживать клинок в надлежащем виде - остром, что тоже довольно затратно и по силам, и по времени. Дело в том, что затупившееся лезвие при ударе в фехтовании на мечах не принесет желаемого результата. Тупой травмы оружие практически не наносит, а значит, становится бесполезным. Бесполезным в бою - мы ведь говорим именно о боевом мече!

У данного вида холодного оружия еще достаточно своих особенностей как положительного, так и отрицательного характера, присущих только ему, однако влияния на формирование стоимости - в отличие от вышеперечисленных факторов - они не оказывают.

Искусство фехтования

Фехтование - искусство владения холодным оружием, умение драться на нем, способность наносить удары сопернику, уклоняясь при этом от его выпадов. Слово это произошло от немецкого глагола fechten, что означает "сражаться". Первоначально для соревнований и турниров по фехтованию использовали рапиру - длинный тонкий узкий клинок, со свистом рассекающий воздух. Уже позже фехтовать стали и на шпагах, и на саблях, и на мечах.

История фехтования

История фехтования уходит далеко-далеко в древность. Известно, что уже в древних Индии, Японии, Китае и Египте обучали боям на палках (в Китае - бамбуковых) со специальной предохранительной рукояткой, которая защищала руку с оружием. А первые соревнования по данному виду спорта проводились в Египте еще за четыре столетия до появления Олимпийских игр! Впрочем, в те стародавние времена подобные игры и упражнения особого распространения не снискали, пока в Древней Греции не организовали школы по обучению владению холодным оружием. Тогда о фехтовании и заговорили как об искусстве, о зрелище. Кстати сказать, занимались в этих школах отнюдь не только взрослые - данная дисциплина была обязательной в процессе постижения разнообразных наук для ребятишек в возрасте от пяти до одиннадцати лет.

Вплоть до Средних веков доступно фехтование было исключительно представителям высших слоев населения, простой же народ обходился, как и прежде, палками. Каждый уважающий же себя рыцарь, дворянин считал делом чести обучаться этому искусству.

В тринадцатом веке появился первый учебник по данному виду спорта (вернее, правильным будет сказать - по боевому искусству, поскольку именно таковым фехтование тогда и считалось, к спорту его стали причислять уже в наши дни). Теоретически обоснованные принципы фехтования возникли лишь к шестнадцатому веку благодаря итальянцам. А уже в веке минувшем, в двадцатом, в 1913 году, в Париже была организована Международная федерация фехтования. Сейчас это искусство является одной из олимпийских дисциплин.

О некоторых видах мечей

Несмотря на то что меч - он, как говорится, "и в Африке меч", у него, как и у многих других видов оружия, есть свои разновидности. Все существующие мечи можно разделить на одноручные и двуручные. В отдельно взятое время в отдельно взятой стране имелись свои виды такого оружия. Так, например, акинак - меч скифов, водао - китайцев, гладиус - древних римлян; у скандинавов меч носил одноименное название (другой вариант - норманнский), в Индии был прямой меч с интересным названием пата (или пуддха)... Выделяют даже русский меч - он похож на скандинавский, но длиннее и легче. Все виды не перечислить - их несколько десятков, и каждый чем-то, да интересен.

Техника владения мечом

Самое главное, на чем заостряли внимание еще древние воители на мечах, - это скорость, с которой необходимо орудовать клинком (а не сила удара, как полагают многие). Чем быстрее ты действуешь, тем больше у тебя шансов первым убить (ну, или хотя бы покалечить) противника. Тем не менее для идеального владения мечом всегда была и остается необходимой хорошая физическая подготовка.

Поскольку основная его функция - нанесение рубящих ударов, именно этому моменту в инструкции по работе с данным видом холодного оружия уделяется особое внимание. Например, наносить его необходимо под определенным углом, следя за тем, чтобы плоскость клинка совпадала с плоскостью удара. В ней, в свою очередь, должны находиться сама цель, которую необходимо поразить клинком, а также кисть и локоть той руки, которая держит меч. Если не соблюсти это условие, большого вреда сопернику нанести не получится: клинок попросту соскользнет и повернется набок. Нужно заметить, что техника владения мечом - наиболее сложная из всех техник для разнообразных видов холодного оружия. Говорить о ней необходимо применительно к технике ведения рыцарского боя. Немалое значение в нем отводилось союзу щита и меча - в описании стоек боя положению как первого, так и второго уделялось особое внимание. Стойки и позиции - вообще один из основных элементов правильного ведения боя. Например, для того чтобы нанести мечом действительно сильный удар, способный значительно покалечить соперника (отсечь какую-либо часть тела, как вариант), нужно было занять исходное положение с упором на одну ногу - тогда вес тела и перемещение всего корпуса помогали совершить более сильный замах. При этом ступни от земли старались не отрывать - иначе можно было легко потерять равновесие, а значит, появлялась реальная угроза собственной жизни или здоровью. Это напрямую связано с уже упоминавшейся ранее скоростью, в том числе и реакцией. Молниеносно отвечать на выпады соперника, приседать, кружиться, поворачиваться, делать всевозможные "финты" и телодвижения, чтобы сбить с толку соперника - действительно хорошая тактика в бое на мечах. Так же как и взгляд в глаза своему оппоненту - они, как правило, выдают истинные намерения дерущегося. Впрочем, за самим оружием следить тоже все-таки стоит.

Колющие удары мечом, ставшие особенно популярными с четырнадцатого-пятнадцатого веков, следовало наносить либо в открытые части (например, в лицо, если забрало не было опущено), либо в места стыков доспехов. Еще один вариант - глазница шлема. Техника владения мечом предусматривала особый подход к поединку на лошадях. Так, допускалось с разгона нестись во весь опор на противника, выставив меч острием вперед, как копье. Таким образом можно было проткнуть насквозь даже защищенного со всех сторон оппонента.

Начиная с четырнадцатого века стали активно появляться учебники по фехтованию. С этого момента техника владения мечом постепенно сводилась к искусству фехтования в принципе, лишь базируясь на тех основных принципах, что указаны выше. Оно и понятно. Тот, кто виртуозно умел фехтовать, попросту не мог не одержать победу в бое на мечах.

Конечно, рыцарских турниров сейчас нет. Но если вдруг кто-то пожелает научиться владеть таким видом холодного оружия (фехтование на мечах все еще в цене) - вот информация, которую ему полезно будет знать:

  1. Перед занятием с мечом необходимо оценить его вес. Для этого следует поднять оружие вверх в вытянутой руке. Если меч не заваливается набок, ощущается достаточно тяжелым, но при этом не неподъемным - все хорошо.
  2. Если в процессе занятий возникло ощущение, что меч стал легче, необходимо сразу заменить его более тяжелым.
  3. Чтобы привыкнуть к любому оружию и суметь удержать его в руке, следует, тренируясь с мечом, выбирать наиболее тяжелые клинки.
  4. Стоит рассматривать меч как спортивный снаряд, а с каждым спортивным снарядом следует заниматься и выполнять комплексы упражнений. Необходимо регулярно делать это и здесь: очень полезными окажутся упражнения для рук - например ножницы. В каждую руку следует взять по мечу, а затем просто помахать ими. Еще одно упражнение - восьмерка. Сначала необходимо вытянутой вперед рукой рисовать в воздухе знак бесконечности, или перевернутую восьмерку. Привыкнув держать руку на весу, следует вооружиться мечом и повторить процедуру.

Кэндзюцу, или японское владение мечом

Как известно, японцы - большие знатоки по части сражений. Посему неудивительно, что именно в Стране восходящего солнца появилось свое собственное искусство владения мечом - кэндзюцу. Оно зародилось более тысячи двухсот лет назад и успешно существует и по сей день. Тренируясь, японцы занимаются с деревянными моделями мечей и отрабатывают различные боевые ситуации - это называется у них «ката». Они вновь и вновь повторяют одни и те же навыки, оттачивая их настолько филигранно, доводя до такого мастерства и автоматизма, что все эти боевые ситуации и приемы становятся для них уже рефлекторными. Таким образом, фехтуя, японцы сражаются на подсознательном уровне, не задумываясь, куда поставить ногу или направить оружие.

Кэндзюцу учит жесткой манере ведения боя - агрессивному, угрожающему поведению, наступлению на оппонента, демонстрируя свою силу, мощь и бесстрашие. В основном работают японцы с большим мечом под названием дайто, но те, кто уже достиг совершенства, способны тренироваться с небольшим коротким сето (заниматься с маленьким оружием сложнее, чем с длинным). Как и раньше, так и теперь в Японии существуют специальные школы фехтования, где желающих обучают всем методам, тонкостям и приемам кэндзюцу.

  1. Одним из предшественников данного оружия, помимо заостренных дубинки или палицы, называют топор.
  2. Цена меча, среднего по качеству, была равна в Средние века приблизительно стоимости четырех коров.
  3. Самым древним мечом в мире нынче считается бронзовый меч, найденный в Республике Адыгея и относящийся аж к четвертому тысячелетию до нашей эры. В настоящее время он находится в Санкт-Петербургском Эрмитаже.
  4. Вес меча, стандартного одноручного, изготовляемого в Средние века, не превышал полутора килограммов, а двуручного - трех.
  5. Против соперников в кольчугах применяли рубящие удары, против тех, кто в латах, - колющие.
  6. Двуручные мечи использовались в основном для боев с конниками.
  7. Меч символизирует справедливость, правосудие и силу. А в буддизме меч - символ знания, разрубающего тьму незнания.
  8. Пока железо и сталь не получили столь грандиозного распространения, клинки изготавливали из меди.
  9. Гибрид двуручного и одноручного меча называется полуторным. Европейцы придумали ему "народное" наименование - "бастард".

Навыки владения мечом, как и уроки фехтования, на самом деле являются достаточно полезным делом для каждого по многим параметрам - особенно в наше неспокойное время. И даже если отбросить защитные функции данного вида спорта, то как минимум хорошую физическую подготовку фехтование подарит, вне всякого сомнения. Держать организм в тонусе и одновременно чувствовать себя героем рыцарских романов - что может быть интереснее?..

Но знания одной теории мало. В любые времена, любым мечом нужно ещё и уметь пользоваться. Вот и поговорим о фехтовании на мечах . Что это за наука такая и как она появилась.

Наверно первые шаги техника фехтования сделала одновременно с первыми шагами человечества, когда первобытный человек догадался, или это было интуитивно, подставить под удар дубинки врага свою, остановив её или отведя в сторону.

Шло время. Рос ум человека, росло и умение убивания себе подобных да желание сохраниться самому.

Древний Рим. Совершеннейшая армия и тактика на тот период. Но фехтования на мечах как такового нет. Вся техника сводится к коротким ударам из-за щита или же укола. Но есть гладиаторы - рабы, погибающие на потеху граждан Рима. Сражаясь с различными противниками и хищными зверями, гладиаторы оттачивали технику фехтования . Да, уже фехтования на мече . Ибо от этого зависело его долголетие. Вот этот опыт и техники легионеры и перенимали со временем, сталкиваясь с «варварами». Да и сами «варвары» были хорошими учителями.

«Варвары» Европы. Эпоха переселения народов перемешала племена этих земель подобно винегрету. Постоянные многовековые стычки разных племён и народов обогащали опыт пользования оружия. Но техника фехтования была простейшей (но от этого ничуть не менее эффективной) - мощные размашистые удары, главной целью которых было проломить или снести защиты врага и прорубить его доспех.

Эпоха викингов. Эпоха меча викингов, а точнее каролингского меча. Совершенствуется доспех, улучшается оружие. Ещё рано говорить о высоком фехтовании мечом , но первые шаги техника фехтования в современном понимании делала именно в это время. Непоседливость скандинавских и славянских народов, толкающая их в путешествия на край света, приводила их и в Византию, и в Азию. А там своя техника фехтования , свои традиции и приёмы. Хочешь выжить - осваивай, учи и учись. До недавнего времени даже учёными считали каролингский меч чисто рубящим клинком. Но сей меч и в колющих ударах неслаб. Да, в основной массе у меча-каролинга остриё скруглённое. Но! Тычковый удар в кольчугу подобным остриём ужасен. Не будет глубокой раны, но кольчугу и даже чешуйчатый панцирь клинок «пройдёт», а контузия и внутреннее кровоизлияние уж точно обеспечены. К тому же, некоторые доспехи, а именно мягкую броню, такой мысок пробивает лучше заострённого. Но уколы применяются ещё очень редко, основная техника - рубка. И рубка мощная, с хорошим темпом и неодноразово. Серия, просто град ударов. И пусть первый, и даже четвёртый, удар не поверг врага - они не бесполезны - твой враг отступает, он сбился с темпа, пошатнулся. Его шлем промят, а то и вовсе сбит, щит прорублен, отбит в сторону, сам враг устал, он контужен и даже слегка ранен…И такой шанс воин того времени не упускал.

Викинги -умелые, проверенные во множестве схваток воины, способные биться в одиночку, плотным строем и небольшой группой не различали владение всяким оружием, а иной раз и кулаками, обобщая это умение одним словом - idrott . А меч был, всего лишь, одним из.

Средние века. Эпоха рыцарства, эпоха благородного меча. Техники фехтования мечом практически не изменились. Чуть чаще в схватке применяют перекрестие меча, навершие. С изменением клинка (появляются чисто колющие, протыкающие пластины доспеха мечи) применяются хваты второй рукой за клинок для усиления и точности уколов. Но основная техника всё та же - мощные сметающие удары. Вот только солдаты ополчения, не имеющие достойного доспеха, вынуждены были либо уворачиваться, либо совершенствовать технику фехтования на мечах . И был ещё один «путь меча». Горожане, мастеровые средневековых городов, имеющие право на ношение оружия, так же обучались и совершенствовали техники фехтования . Отсутствие доспеха вынуждало совершенствовать защиту клинком и подвижность, маневр. Ежели победителя в рыцарском поединке часто определяли качество доспеха и физическая подготовка воина, то итог поединка между горожанами вытекал из мастерства противников. Да и противниками сей категории меченосцев частенько были люди разбойные, не гнушающиеся грязных приёмов. История ВСЕХ старинных фехтовальных школ восходит к средним классам той Истории. В отличие от рыцарей, упражняющихся с себе подобными и в одной системе фехтования , горожане перенимали приёмы где только возможно - от борцов и стариков - ветеранов до цирковых артистов, исполняющих трюки и танцы с мечами. Всю историю средних веков рождаются фехтовальные школы , в которых любой желающий, при достаточной отваге и состоятельности, мог приобрести знания в искусстве умерщвления себе подобных. Многие из них объединялись в корпорации или гильдии. И самой знаменитой из нихбыла корпорация«Община святого Марка ». Противостояние и конкуренция между гильдиями привели лишь к росту требований мастерства учителей фехтования . Появляются первые трактаты по фехтованию . Самым известным, дошедшим до наших дней, является кодекс Ханса Талхоффера . Сей фехтбух повлиял на множество школ, как современных, так и последующих годов.

В эти года на поле боя властвует длинный меч. В технике фехтования, помимо классических рубящих ударов и уколов, немало ударов дужками перекрестия, навершием, используются подрезы коленных сгибов. Вот что о средневековом фехтовании говорил большой специалист по мечам Хериберт Зайтц : «Всё, что сулило успех, применялось без всякого исключения…. С этой точки зрения, искусство фехтованя было без правил - жестоким и примитивным ». Вполне естественно, что техника фехтования на мечах служила победе в поединке любым способом. Фехтовальщик Ханс Сакс (1494 - 1576) рассказывал «…перерубание ног, укол в пах или лицо, перерубание руки и отрубание пальцев. Если наказанием за проигрыш было тяжкое увечье или смерть, то само собой, будешь выигрывать любой ценой ».

В средние века одновременно существовало два различных стиля фехтования на мечах - итальянский и немецкий, а точнее - германский. Именно немецкими мастерами меча было написано большинство книг по фехтованию . XV век. В Германии расцветает население свободных городов, становясь большой проблемой для рыцарства. А посему горожане поневоле осваивали искусство порубания брата своего во Христе, дабы уберечь добро своё с жизнью своей. Благо императором дадена привилегия ношения меча. Ношение меча было не только весомым средством демонстрации более высокого статуса, но и заявкой на личное уважение, а при случае и способом это самое уважение и потребовать. Всё это послужило возросшим спросом на учителей фехтования . Именно поэтому в Германии средневековья искусство меча переживает новый расцвет. И лишь тридцатилетняя война, разорившая германские земли, привела к упадку искусство фехтования .

К этому времени шпага постепенно оттесняет меч. Новые техники фехтования новым оружием приходят из Италии и Испании. И лишь много спустя в законодатели фехтования выходит Франция.

Итальянский стиль боя многообразный мощный, в нём используют ВСЕ возможности обеих рук и всего тела, шпаги вместе с дагой или фехтовальным щитом. В каком-то смысле итальянская техника совсем не признаёт защиту «клинок на клинок». Нет, защита необходима. НО - встречай своим клинком не клинок врага, а его кисть, запястье. А ещё лучше - глаза. Больше тычковая техника итальянского стиля фехтования была весьма эффективна в бою. Но Европа признала её именно как «поединочной» техникой, дуэльной. А этих дуэлей случалось предостаточно.

Несколько ранее появившаяся техника боя шпагой (в то время она называлась немецкой) ставила на секущие удары. Такая техника была весьма хороша при ситуациях «один против многих». А самый молодой, французский стиль требовал решение всех задач боя ОДНИМ клинком и маневрируя телом. «Дритто скуалембратто» - косой в правую ключицу и, как продолжение атаки, резкий выпад дагой под мышку. Длинный клинок мешает короткому, стало быть, дага должна быть ниже шпаги, пропуская её вперёд на треть движения ».

Но самые именитые мастера фехтовальных школ осваивали и технику боя двуручным мечом, пикой и алебардой. И не потому, что шпагу почитали за «городской», дуэльный клинок, нет - каждому бою - своё оружие. К примеру, Жерар Тибо д ’ Анвер ставил на перемещения. Сложнейшиедвижения по окружности с сокращением дистанции по радиусу и хорде. Сам Тибо был мастером испанской техники фехтования , но, создав новую традицию, которая развила староиспанскую школу, продвинул французский стиль. Но до XVI века как таковых фехтовальных школ во Франции не было. Первые французские школы открывали итальянцы. Например, Сильви - преподававший при Карле IX и прославившийся обучением герцога Анжуйского, ставшим королём Генрихом III . В начале века наставниками в фехтовальном искусстве обычно были немецкие наёмники, служащие французским королям. И наверняка среди них встречались и члены «Братства Святого Марка ». О великий и кровавый XVI век! Когда дуэли были запрещены, Францию захлестнул помешательство на поединки чести. Это век, обошедшийся стране в 40 000 смертей, 40 000 дворян погибших в поединках. Это век, когда достоинство и красота дамы оценивались количеством поединков, а значит и смертей, за неё.

Интересно то, что в Испании - родине системы фехтования , отошли от практической техники боя. Когда во Франции, да и в остальной Европе, поняли - чем проще, тем совершеннее, испанцы сделали из фехтования тайную науку. Где помимо самого практического фехтования требовались познания в геометрии, философии и натурфилософии, где главными были аристотелевские принципы, а итогом - вывод, что совершенное изучение теории непременно приведёт к победе, невзирая на физические недостатки. Странно, что с такими искусственными правилами фехтования в XVI и XVII веках испанцы славились как опасные дуэлянты. Несомненно, что долгие занятия фехтованием , пусть и не совсем совершенными техниками, даёт свои результаты.

Где-то в 1560 - 1570 годы во Франции зарождается собственный стиль фехтования . Отличающийся от итальянского. В 1635 году Жан Батиста ле Перш дю Кудрэ (ученик известного Патера) публикует трактат «Занятие фехтованием или обращение с рапирой с наконечником ». Когда к Франции была присоединён Страсбург, была «офранцужена» величайшая фехтовальная школа «Братьев святого Марка ». Иестественно французы полностью использовали опыт и мастеров этой академии. Изучая опыт различных школ и стилей, «очищая» технику фехтования , французский стиль завладел всей Европой. Многолетние опыт и преемственность мастеров сослужили только на благо технике фехтования . Это был постоянный непрерывный прогресс. Где совершенствование искусства умертвления шло путём отказа от несовершенных приёмов. Мастера старались достичь победы точностью, а не многообразием или суетой. И эти принципы поддерживаются и поныне. Кристаллом этого опыта стала книга морского офицера ле сьера Жирара , выпущенная в 1730 году. Этот фолиант сопоставляет французскую школу с итальянской, испанской и немецкой. Написанная офицером, а не теоретиком, книга полнареального фехтования и описывает технику шпаги против другого оружия - палаша, пики. Эта работа совмещает приёмы для случайных уличных стычек с всевозможным отребьем и отточенные «благородные» приёмы дуэли. Шпага считалась именно французским оружием, а посему и фехтование шпагой в любых землях преподавалось французскими мастерами.

Весь XVIII век мастера клинка совершенствовали технику фехтования шпагой . Все введённые усовершенствования в фехтовании перекладывались и на другое оружие. Таким образом и родилось современное фехтование - точное, простое, но эффективное, без лишних финтов и движений. Были написаны многочисленные труды по фехтованию , в которых часто рассматриваются не только шпажные техники.

Но даже эти труды не были последними в описании фехтовальных техниках . Как пример - Эджертон Кастл . Живший на рубеже XIX - XX веков считается родителем «исторического фехтования ». Будучи специалистом по средневековому оружию и старинным трактатам, он пришёл к фехтованию через свои увлечения. Капитан Альфред Хаттон (1839 - 1910) служил в драгунском полку. Но помимо обязательных занятий шпажного фехтования и «служебного» освоения сабли с юношества осваивал у ветеранов технику . Изучаемая им техника считалась преемницей мечевого стиля, но в «пороховой» XIX век уже была совершенно устаревшей.И виной всемувек Просвещения, считающий клиночное мастерство пережитком дремучего Средневековья. Но. Наполеоновские войны вынудили вспомнить о фехтовальной технике . Создав группу из единомышленников, в которую вошли многие офицеры, практикующие боевые техники - полковник Сирил Мэттью , а особо капитан Ричард Френсис Бартон , Хаттон возродил технику фехтования . В его школе практиковали фехтование одноручным мечом с баклером, двуручником и шпагой. О школе Хаттона можно говорить как о прямой преемственнице техники Средневековья, так и о попытке реконструкции. Но реконструкцией занимались мастера боевого фехтования , наследники рыцарских традиций. Следуя правилу старых мастеров - учить не фехтовать , но сражаться - Хаттон создал несколько военно-прикладных методик, наложив технику меча на штыковой бой, применение полицейской дубинки. Чтобы не отдалятся от современности, были отобраны такое близкое времени оружие как армейская сабля, кинжал и обязательный штык. Многие наработки Хаттона были значимы в годы Первой Мировой войны. Более того - некоторые техники стали основой, фундаментом рукопашному бою рождающимся частям СпецНаза.

Сегодня фехтование на мечах переживает второе рождение. По всему миру распространяются клубы исторической реконструкции. Какие-то из них пытаются возродить технику фехтования на основе национальных рукопашных школ, какие-то - по старинным фехтовальным фолиантам .

Фехтование — экзотичный, но распространённый вид спорта . Это настоящее боевое искусство с использованием специального оружия (шпага, рапира, сабля ), которое пришло к нам из глубины веков.

Соревнования по фехтованию входят в программу Олимпийских игр , а фехтовальные кружки и секции принимают на тренировки как детей, так и взрослых и мужского, и женского пола. Так как фехтование достаточно травматично, а также из-за того, что в этом виде спорта важна техника, то для обучения рекомендуется найти опытного инструктора и вступить в специальный клуб или секцию.

В каких секциях можно научиться фехтованию

Фехтовальные секции распространены по всей России. Например, в Москве организованы спортивные школы олимпийского резерва, где занятия проходят бесплатно. Принимают туда детей с 9—10 лет и старше . 10 лет , по мнению опытных инструкторов по фехтованию — это наиболее перспективный возраст для начала обучения.

Фото 1. Тренировка по фехтованию для начинающих. Сначала спортсмены учатся поражать цель, закрепленную на стене.

Если ребёнок увлечётся всерьёз, родителям придётся приобрести для тренировок специальную экипировку. Защитный костюм для занятий фехтованием состоит из специальной куртки, брюк длиной до колена, которые держатся на подтяжках, гетр, обуви на плоской подошве, маски с металлической сеткой и воротом, защищающей лицо и горло, перчаток, пластронов (защита под мышками). Экипировка может несколько отличаться в зависимости от того, каким оружием будет владеть спортсмен: сабля, рапира или шпага.

Профессиональная экипировка для занятий фехтованием довольно дорогая. Брюки обойдутся примерно в 4—8 тыс. р ., куртка — 3—7 тыс. р. , обувь — 3—4 тыс. р. , рапира — 6—8 тыс. р.

Внимание! Качественная экипировка важна для фехтовальщика, так как она защищает спортсмена от травм , которые может нанести партнёр по поединку.

Стоит ли брать несколько уроков для начинающих

Перед тем как вступать в секцию и начинать серьёзные тренировки, рекомендуется обдумать, с какой целью будут проходить занятия этим видом спорта.

Фехтование — древнее боевое искусство со своими традициями.

Удобный способ погрузиться в атмосферу этого вида спорта, познакомиться с его основами, и оценить для себя потребность в дальнейших тренировках — это взять несколько индивидуальных уроков.

На персональном занятии инструктор покажет как правильно держать оружие, продемонстрирует разные его виды, даст представление об основных стойках и, конечно же, обучит технике безопасности. Цена одного занятия с тренером — 1000—1500 р. и более.

Какие занятия бывают

Занятия по фехтованию подразделяются на групповые и индивидуальные.

Групповые

Групповые занятия — удобный и экономичный способ тренировок. Во-первых , такое обучение может быть либо полностью бесплатными, либо оплачиваться за низкую стоимость (намного дешевле индивидуального ). Во-вторых , это отличный способ найти друзей по интересам .

В-третьих , на групповых занятиях партнёры по спаррингу постоянно меняются, а, следовательно, каждый раз будут попадаться разные соперники как сильнее и профессиональнее, так и слабее. Это развивает боевой и соревновательный дух. В-четвёртых , в группах организуются турниры. Победы в турнирах стимулируют на дальнейшие свершения.

Фото 2. Групповое занятие по фехтованию. Несколько пар спортсменов отрабатывают приемы друг с другом.

Индивидуальные

Минус индивидуальных занятий заключается в том, что они почти всегда отличаются высокой стоимостью. Но огромный плюс этого — возможность заниматься с инструктором один на один. Все время занятий тренер посвящает одному ученику. Техника и мастерство у таких фехтовальщиков растёт намного быстрее , нежели у их собратьев, занимающихся в группах.

Техника в зависимости от выбранного оружия

Рапира, сабля и шпага отличаются друг от друга по длине и весу. Техника нанесения ударов (уколов) практически идентична, но предусматриваются некоторые расхождения. Например, рапира требует от спортсмена наибольшей аккуратности. В спарринге будут засчитаны только те удары, которые наносились в торс противника. Сабля менее травмоопасна. Этим оружием разрешается наносить удары в любую часть тела соперника.

Такие расхождения в технике нанесения ударов появились из-за особенностей создания .

Например, шпага по своему происхождению — дуэльное оружие.

Исход дуэли мог определить укол в любую часть тела, а вот рапира изначально создавалась, как тренировочное оружие. Именно поэтому у рапиристов более щадящие методы борьбы.

Вам также будет интересно:

Как проходят тренировки

Тренировка проходит в экипировке на нетравмоопасных аналогах клинкового оружия . Для начала инструктор обучает технике безопасности, рассказывает и показывает, как правильно держать оружие, обучает правильной стойке, движениям. Следующий блок занятий состоит из обучения азам фехтования.

Это всевозможные выпады, удары, защита. Ученик начинает вступать в спарринги с партнёрами, нарабатывает опыт, улучшает координацию и оттачивает технику нанесения ударов. Конечный этап: изучение связок ударов и навыков построения специальной стратегии боя.

Общая физическая подготовка

Успехи в фехтовании зависят от физической подготовки спортсмена и появляются прямо пропорционально развитию фехтовальщика в физическом плане.

Занимаясь этим видом спорта, человек развивает быстроту, ловкость, выносливость, силу, умственные способности, умение принимать молниеносные решения и контролировать собственные эмоции.

Изучение основ

Основа фехтования — навык правильного владения оружием. Задача инструктора — объяснить, как держать спортивный инструмент, рассказать о том, что оружием нельзя размахивать перед лицом, не защищённым маской, направлять на человека без экипировки. Изучая основы фехтования, ученик узнаёт, что острый конец шпаги всегда накрывается защитой для предотвращения повреждений, и то, что во время сражения руки остаются расслабленными , а запястья — гибкими.

Изучение приёмов

Изучение приёмов фехтования — главный этап в овладении техникой боя. Во время поединка важна работа ног. Спортсмен должен отработать до автоматизма плавные и лёгкие движения, а также научиться быстро перемещаться, и совершать молниеносные удары.

В период расцвет длинного меча, как основного вида клинкового холодного оружия, в Европе существовали две большие "школы фехтования" - итальянская и немецкая, которые оставили нам письменные источники информации с описанием различных приёмов и техник.

"Итальянская школа" фехтования длинным мечом была представлена двумя дошедшими до нас манускриптами - "Flos Duellatorum" (1409 год) за авторством Фиори де Либериа, и "De Arte Gladiatora Dimicandi" (1482 - 1487 гг.), вышедшая из под пера Филиппо Вадиса.

Де Либериа в своей книге представил семь линий атаки и принципы "искусства меча" - фехтовальщик на мечах должен быть быстрым, как тигр, зорким, как рысь, храбрым, как лев и стойким, как слон.

Самый существенный вклад в развитие фехтования длинным мечом внесли именно немецкие мастера. Дело в том, что с XV века в Германии начинают бурно развиваться свободные города. Города и их граждане создавали всё большую конкуренцию для знати и были вынуждены часто отражать нападения феодалов и их разбойничьих отрядов. Свободных граждан император наделил рядом привелегий, к которым также относилось и ношение меча. На основании этого нового самосознания и необходимости защищать свои права, возник невиданный до того спрос на занятие фехтованием и соответственно на преподавателей искусства фехтования (примечательно, что почти все знаменитые фехтовальщики того времени вышли именно из средних классов общества).

До наших дней дошли имена таких прославленных мастеров фехтования, как Йоханесс Лихтенауэр, Ханс Тальхоффер, Ханко Дёбрингер, Зигмунд Рингекк, Юде Отт, Паулус Калла, среди которых имя Лихтенаура и Тальхоффера стоит выделить особо, так как именно их работы сейчас являются наиболее известными.

Йоханнеса Лихтенаура можно по праву считать основоположником системы фехтования длинным мечом, в том смысле, что он за свою жизнь объездил множество европейских стран, чтобы повсюду у различных мастеров изучить искусство владения длинным мечом (об этом мы узнаём из описания священника Ханко Дёбрингера). Из своих знаний, накопленых за долгие годы странствий, Лихтенауэр создал систематическое учение и сформулировал его в зашированных рифмах. Наиболее ранняя из дошедших до нас стихов-памяток Лихтенаура была создана в 1389 году, его учеником Дёбрингером. Это учение стало началом "немецкой школы" фехтования длинным мечом. Традиции заложенные Лихтенауэром просуществовали более 250 лет и оказали влияние даже на второго выдающегося немецкого мастера Ханса Тальхоффера, издавшего в 1443, 1459 и 1467 гг. свои знаменитые труды.

Хотя система Тальхоффера основана на работе Лихтенауэра, он не только продолжил его традицию, но и развил свои собственные подходы. У Тальхоффера, наряду с описанием различных приёмов, можно найти такие аспекты, динамика движений, приёмы восстановления физической силы, а также учение о питании, можно сказать, что это был первый научный труд о физической культуре.

Некоторые приёмы фехтования длинным мечом

Наглядно фехтование длинным мечом можно рассматривать как разнообразну, но завершонную смесь ударов мечом, ударов ногами, удушающих захватов и бросков. У Лихтенауэра мы находим 17 основных приёмов, к которым наряду с пятью рубящими ударами:

  • яростный удар;
  • садящийся удар;
  • поперечный удар;
  • косой удар;
  • удар по голове;

добавлялись четыре основные оборонительные позиции:

  • бык - высокая горизонтальная указывающая;
  • плуг - "закрытая" срединная;
  • глупец - низкая срединная;
  • крыша - высокая срединная.

Стойка с длинным мечом - бык и правосторонний бык

Бык и правосторонний бык (Finestra или "окно" в итальянских школах) - острие направлено в лицо противника. Клинок удерживается гранями вертикально, рукоять за головой, так же как часто просто над ней.

Плуг - Переходить в нее лучше, делая один небольшой шаг ногой. У этой стойки есть несколько вариаций.

Глупец получается путем опускания острия и рук. Делайте шаг ногой (вперед или назад) при переходе. Эта стойка называется также "срединная железная дверь".

Крыша - поднять руки с оружием вверх (держать под углом примерно 45 градусов, не горизонтально). Удобно выполнить шаг ногой при переходе в нее.

" data-img="https://youtu.be/KA7kVNyLKM4" href="https://youtu.be/KA7kVNyLKM4">

Смена стоек - Джон Клементс (video)

Каждая из этих четырёх стоек позволяет переход в любую другую и, таким образом, они являются базовым тренировочным упражнением.

" data-img="https://youtu.be/RJwmiGOZO-g" href="https://youtu.be/RJwmiGOZO-g">

Защиты с длинным мечом - Джон Клементс (video)

Основная тактика Лихтенаура формулируется выражением "вперёд назад". "Вперд" означает, что нужно атаковать противника до того как он ударит сам, и вынудить его на отход, если это невозможно, то ждать его атаки. Атаку также отражают ударом - это и парирование и ответный удар одновременно. Инициатива перехватывается, и противника снова принуждают передвигаться.

Фехтование длинным мечом - Agilitas.tv " data-img="https://www.youtube.com/watch?v=AX6-z6mFhT8&width=800&height=600" href="https://www.youtube.com/watch?v=AX6-z6mFhT8&width=800&height=600">

Фехтование длинным мечом - Agilitas.tv (video)

Средневековое фехтование длинным мечом было чем-то большим, чем простая рубка. Многочисленные приёмы использования всех имеющихся частей меча применялись с определённой тактикой, ориентированной в зависимости от выбранной стратегии.

Тренировочный меч

В XIV - XV вв. тренировки с длинным мечом проводились преимущественно на деревянном оружии. Но в XVI веке, на иллюстрациях из учебника Иохима Майера, можно заметить интересный меч, который держат во время тренировок его ученики.

Тренировочный меч XVI века представляет собой длинный меч с узким тупым клинком. Для него особенно характерно сильно расширенное рикассо с выступающими плечами (вероятно такая конструкция помогала лучше парировать удары).

Меч — одно из древнейших видов оружия. Представляет собой длинный широкий нож, которым можно наносить как рубящие, так и колющие удары.

Первые мечи встречаются уже у древних египтян, и каждая культура отличается своим, характерным только ей видом холодного оружия.

Общее для всех культур — широкое прочное лезвие, прочная рукоять и простая гарда. Все техники фехтования объединяет превалирование рубящих ударов перед колющими.

История фехтования на мечах

Изготовление хорошего меча требовало хорошего знания технологии обработки металлов . Это было оружием профессиональных воинов, дворян, имеющих возможность купить или взять оружие как трофей.

Такое фехтование называется историческим.

Широкое движение исторических реконструкторов столкнулось с проблемой — распространённые в Средние века знания оказались забытыми, и техники пришлось восстанавливать буквально по крупицам.

В Азии — Индии, Китае, Японии ситуация с историческим наследием выглядит лучше вследствие традиционности общества. Там созданы целые школы, в которых преподают традиционные приёмы боя с оружием, распространяющиеся на весь мир.

Виды

В зависимости от задач отличалась техника фехтования. Короткий меч римского легионера работал совершенно иначе, чем акинак древнего скифа.

Короткий меч

Применялся для работы в стеснённых условиях массового боя, в плотном строю. Самые знаменитые представители этой группы — римский короткий меч, шотландский палаш.

Малый вес и прочность предоставляют возможность вести бой долго при средней физической подготовке.

Одноручный

Предназначался как для боя в пешем строю, так и для кавалерийских схваток. Преимущество — малый вес и манёвренность , длина лезвия позволяла повысить радиус поражения. Примеры: каролингский меч, греческий ксифос, скифский акинак.

Полуторный

Отличается большой длиной лезвия: до 1 метра. Чтобы орудовать таким оружием, требуется более длинная рукоять, которая помогает сбалансировать оружие.

Преимущественно он использовался двумя руками: одна удерживала рукоять, вторая — направляла удар. Полуторный меч можно использовался и одной рукой при необходимости, на вершине рукояти отлично балансировало лезвие.

Большая часть ударов была рубящими, так как орудие применялось для прорубания тяжёлых доспехов. Применялись короткие колющие тычки без замаха — инерция удара приводила к нарушению равновесия.

Двуручный

Самое знаменитое средневековое оружие. Длина составляет до полутора метров , некоторые экземпляры ещё длиннее. Большая масса, крепкий хват двумя руками позволял разрубать любые доспехи. Владение двуручником требовало недюжинной физической силы и выносливости, этот вид оружия применялся чаще в коротком пешем бою и на рыцарских турнирах.

Бой таким оружием — бой одного удара. Оружие выполняет роль как атакующую, так и защитную — держать щит просто нечем. Благодаря большой массе двуручник использовался как рубящее оружие.

Фото 1. Клеймор - разновидность двуручного меча, получившего распространение среди шотландских горцев в конце XIV века.

Как называется меч в Японии

Знаменитые японские клинки разных размеров покорили мир своей функциональностью и качеством. Японское фехтование кендо — завоевало адептов во всем мире.

Различается много видов японских мечей. Самые распространённые из них: длинный — катана, средний — танта и короткий — вакидзаси .

В зависимости от времени и места произведения длина и форма лезвия, вид гарды, рукояти значительно различаются.

Традиционное японское фехтование основано на балансе тела, коротких и точных рубящих и колющих ударов.

Простые и эффективные приёмы боя оттачивались много столетий феодального противостояния, которое закончилось сравнительно недавно. Многочисленные школы восточных единоборств бережно хранят историческое наследие, и японское фехтование признано одним из самых эффективных.

Вам также будет интересно:

Где можно пройти обучение бою

Современное спортивное фехтование сильно отличается от традиционных техник и берёт начало с дуэлей более лёгким оружием: саблей, рапирой и шпагой. Научиться драться можно в следующих случаях:


Сколько стоят уроки

Чтобы научиться владеть холодным оружием, потребуется не только выносливость и желание, но и некоторое количество денег:


В зависимости от местонахождения и требований к оборудованию цены могут отличаться. Экипировка стоит от нескольких сотен до десятков тысяч долларов.

Внимание! Услуги тренера иногда доходят до 50—100 долларов за занятие , тренировки в клубах значительно дешевле.

Настоящих фанатов исторической реконструкции цена не пугает — многое из оборудования создаётся своими руками или заказывается у знакомых мастеров и кузнецов.