Быстрые зарисовки карандашом. Наброски карандашом – первый шаг к освоению изобразительного искусства. Подготовка к работе

Рисунок 1. И. Репин. Зарисовки карандашом к картине «Запорожцы»

Зарисовки являются одной из разновидностью краткосрочного рисунка и подсобным материалом в работе художника над образом. Само слово «зарисовка» говорит о его содержании и назначении. «Зарисовать» у художника - это приблизительно то же, что у писателя - «записать». Оно заключается в том, чтобы закрепить, сохранить в графическом изображении то, что нужно, но невозможно запомнить, или что может понадобиться как дополнительный материал для другой, последующей работы.

Хотя карандаш является основным продуктом, вы можете найти графит в различных альтернативных формах. это модельный глинистый вариант, который вы можете сформировать в бесконечную комбинацию форм для создания потрясающих меток. можно наносить кистью, что позволяет использовать тонкую и контролируемую затенение. обеспечивают более широкую поверхность, чем карандаши, и позволяют использовать графит как краску. Все они доступны в водорастворимых сортах, расширяя тоны и метки и предлагая живописный подход к вашим рисункам.

Учитывая множество вариантов, доступных для применения графита на бумаге, существует множество методов, которые вы можете использовать для создания интересных текстур, оттенков и т.д. методы включают кросс-штриховку, затенение, детализацию и стирание, чтобы работать с отрицательным пространством.

Обычно зарисовка выполняются для какой-то части композиционного эскиза. Если замысел образа и его решение в наброске-эскизе уже имеется, то такую зарисовку называют «направленной» (рисунок 1 и 2).

К «случайным» относятся такие зарисовки , которые выполняются лишь потому, что увиденная натура чем-то особенно привлекла внимание и заинтересовала художника, но будущее конкретное назначение ее еще неизвестно. Такие «случайные» зарисовки составляют творческий «архив», который по необходимости может быть использован в любое время (рис. 15, 17).

Вена-Бремен Фрайбург-Париж. Впервые большая коллекция зрителей представляет большую коллекцию картин и эскизов из картин живописца от сына семьи Витаутаса и художника Литвы. Выставка проходила в постоянном экспозиционном зале как одно из первых событий, в ходе которых музей будет отмечать столетие со дня рождения художника и будет осуществлять запланированный ремонт экспозиции.

На выставке представлены рисунки, созданные в течение более тридцати лет творческой деятельности художника, после того, как он покинул Литву, Австрию, Германию и Францию. До сих пор постоянная выставка просмотра только небольшая часть этого наследия не свидетельствовали ранние художественные поиски стилистические манеры изменяются маргинальный, прилегающий выражение индивидуальности художника. Объединив две коллекции на выставке, появилась возможность поговорить о создателях, которые первоначально появились в области графики.

В отличие от наброска зарисовки выполняются от самого начала и до конца только с натуры.

Поэтому совершенно нет возможности зарисовать непозирующую, тем более движущуюся натуру или работать над зарисовкой «на ходу» и в условиях, мало способствующих сосредоточенной работе, например: в горячем, шумном цехе завода, стоя в толпе или посредине улицы с большим движением и т. д. Как и всякий рисунок, зарисовка начинается наброском с натуры, превращаясь в зарисовку лишь постепенно.

Художник не вернулся после войны на родину. Касюлис был связан с интенсивными долгосрочными выставками и долгожданным коммерческим признанием. Первоначальная идея идеи, закрепленная в рисунках Кисаулиса, возникшая в уме художника, отражает реальную заботу художника. Важно, чтобы эта область творчества передавала индивидуальность художника в новых цветах, свидетельствовала о спонтанном характере, оригинальности воображения. В своих рисунках художник показал зрительской части часто невидимой творческой кухни, пробовал одну или другую композицию, прежде чем переносить ее на холст, лист бумаги или литографический камень.

Чтобы зарисовка могла выполнить свое прямое назначение - быть подсобным материалом для какой-то последующей работы, - ее исполнение (так же как и наброска) связано с наблюдением и анализом натуры и отбором существенно нужного, типического и характерного.

Зарисовка, так же «как и набросок, не может быть простым перечислением всего увиденного, копированием натуры.

Часто на рисунках проявляется интуитивная естественная чувствительность, а тонкие художественные слухи превосходят все произведения искусства, которые не обладают этими качествами. На рисунках, эскизах, композициях наиболее важным представляется введение минимального множественного языка, изменение линий и пятен, естественные, нежженные черно-белые контрасты, свобода исполнения. Нарисованный карандашом, чернилами, а затем тушь для ресниц на самых разных бумагах, которые были найдены в разное время.

Рисунок, эскиз художника служил в качестве вспомогательного, удобного материала, необходимого срочно на мысль возникла во время захвата, и такие материалы неумение - и бедной семьи, тогда скромные материальные возможности сертификата. Редкое исключение - серия туманностей пятнадцатого века, выполненная на высококачественных, роскошных крупноформатных принтерах с водяным знаком. На рисунках раскрывается круг тем, представляющих интерес для художника. В-пятых, шестые десятилетия зарисовки доминирующей соседки, совершенной до последней детали знакомого мира художника повседневных образов, продиктованных его мастерского окружающей среды и специального образному хобби, которое в качестве художественной задачи и сложная задача передвигает сам художник.

Если зарисовка «направленная» (то есть рисующему заранее известно конкретное ее назначение), то этим самым уже определяется, что и каким образом в зарисовке должно быть обязательно зафиксировано и что может быть опущено или только намечено.

Поэтому характер исполнения зарисовки людей может быть самым разнообразным в зависимости от ее назначения и ее содержания, также различно и время, затрачиваемое на ее выполнение.

Любители художника часто повторяются. В конечном счете, они объединяют, смешивают и создают для зрителя, как если бы они были актерами бесконечной сцены. Касюлю всегда хотелось изобразить художника, работающего на мольберте, сидящего рядом с его мозаикой или моделью, общающегося со зрителями и потенциальными клиентами. Отдельная тематическая группа состоит из композиций, представляющих женщин и детей в интерьере. Мать с ребенком на руках, картины матери, играющие со своим ребенком, обращают внимание на лиризм, интимность и теплоту.

Касюлис. Композиции чернил и бивней, составленные в пятом-шестидесятых годах, характеризуются легкостью, игривостью, изяществом и отличным чувством формы. Художник всегда время эстетическая дистанция - молодой, часто топлесс его Одалиска, лениво лежа, или читать музыканты уже сами по себе эстетический объект, который позволяет пассивно наслаждаться, в то время как их тела постепенно становятся естественной среде, общая часть структуры. В конечном счете, отказавшись от пространственной перспективы, когда композиции становились все более и более плоскими, он стремился подчеркнуть декоративность.

Зарисовки как подсобный графический материал практически бывают нужны при подготовке рабочего рисунка для станковой живописи, а также при выполнении эскиза для скульптуры (глина, пластилин или дерево), в станковой графике (эстамп, плакат, офорт), в монументально-декоративном, прикладном, театральном и киноискусстве.

Контурные мотивы, выбранные художником, являются неожиданно оригинальной гармонией. Характерно, что в области искусства этого художника есть несколько портретов, пейзажных жанровых рисунков, эскизов, сделанных из природы. Иониана - редкое исключение. Сушеная женщина в интерьере.

По-прежнему существует значительное количество рисунков с пузырьковой пятнистостью, предназначенных для иллюстрации книг с пятого по шестой декады. Касюлиса свидетельствует о его дружбе со ссыльными писателями и другими интеллектуалами стран Балтии. Девелоперы из Литвы, Латвии и Эстонии после войны в Брешии, Фрайбурге, Париже, на американском континенте проводят совместные культурные проекты, развивая таким образом свой творческий потенциал. Касьюль поддерживал более одного создателя. Раннита, Кяесурве, посвященную его жене Гразине Матулайте.

Техника и материалы, которыми исполняются зарисовки людей, могут быть самыми различными. Это зависит от характера зарисовки, ее содержания и назначения.

Сделанные с натуры зарисовки часто приходится перерабатывать в сторону большего обобщения, учитывая особенности того материала, которым или из которого должен быть выполнен оригинал художественного произведения (масло, акварель, темпера, карандаш, тушь, мрамор, кость, дерево, металл и т. д.).

В то же время в Брисбене Фрайбург создал лирическую поэзию для иллюстрированной эстетической Мари Под, которая, к сожалению, не была напечатана в то время. Первое издание отличалось очень органичным, со вкусом общим видом. Тематическая и стилистическая близость к проблеме живописи характерна для эскизов иезуитов. В период с шестого по восемнадцать десятилетий наряду с рисунками стали появляться различные письменные комментарии о процессе создания, ценностях и важности цвета. На рисунках показаны отдельные персонажи, их стилистика подобна.

Трактовка формы в таких зарисовках может быть и линейно-графической и объемно-пространственной. Если художественный замысел должен быть реализован в объеме, то часто приходится делать несколько зарисовок натуры с разных точек и при разном освещении.

Бывает, что выполненный раньше беглый набросок (или зарисовка) не обладают теми подробностями, которые требуются для текущей работы, и тогда возникает необходимость сделать дополнительно более подробные зарисовки. Большей частью это отдельные части натуры, которые зарисовываются той же натуры сейчас же вслед за исполнением наброска (или позже) на полях или на отдельных листах, а иногда и со специально поставленной для этой цели другой аналогичной натуры (рисунок карандашом 1 - руки).

Казино рисунки и эскизы - лишь малая часть наследования генерального графического художника. Позже он часто выбирал методы цветной литографии, особенно изучая его технологию. В конце пятидесятых и в 1960-х годах он посетил семейные литографические мастерские Эдмона и Жак Дежоберта и призвал литовцев, таких как Пранас Гайлий и Телесфорс Валиус, создать эту технику. В течение шведского периода он создал очень много цветных литографий. Он интересовался льняной техникой, печатал приглашения и билеты на выставку.

Родившийся в Колумбии и зрелый в Нью-Йорке, художник Алексис Дуке создает почти идеальные иллюстрации в самых густонаселенных городах мира. Этому художнику исполнилось 42 года и он работает с несколькими цветами, используя акриловую краску. Его картины, по сути, очень просты, но созданы таким образом, что они кажутся чрезвычайно сложными и требуют много усердия. Каждый рисунок берется из недели в месяц. Чаще всего эти рисунки можно увидеть в густонаселенных столицах развивающихся стран. Возможно, именно поэтому его работа заставляет людей думать в местах, где бесконечное количество людей.

Обычно дополнительные зарисовки - это части фигуры человека или животного, одежда, декоративная ткань, часть растения или пейзажа (крупные первые планы), отдельные предметы, фрагменты скульптуры и архитектуры (окно с наличником, дверь с резным украшением, металлическая дверная ручка, ограда) (рисунок 4-10).

Сам он говорит о своей работе следующим образом. Конечно, всем интересно, как выглядит сам творческий процесс при рисовании этих произведений искусства: во-первых, этот художник с простым карандашом ставит эскиз на стену. Затем возьмите 0, 5 мм графитовый карандаш в руки, и детали, которые вы хотите увидеть в окончательной работе, уже выделены. Он использует прямые и четкие линии, чтобы увидеть окончательный рисунок рисунка. В конце концов, он берет акриловые краски в свои руки и рисует свои работы, выстраиваясь в линию.

Очевидно, что этому художнику нравится искусство античности. Его работы раскрывают черты древней римской и греческой архитектуры. Эта архитектура является основой всех городов мира, поскольку они были созданы древними империями. Кроме того, античные руины имеют уникальную и незаменимую красоту.

Особенно велика роль натурных зарисовок в прикладном искусстве, где большое место отводится декоративно-орнаментальным украшениям, разнообразные мотивы для которых черпаются из природы, растительного и животного мира.

Для этого исполняются специальные зарисовки как целого объекта, так и его частей или деталей (например, какое-либо растение, его ветка с листьями, отдельно листья, цветы и плоды; птица, ее голова, крыло, перо, нога) (рисуеок 11, 12). Образцы различных по назначению зарисовок приводятся в дальнейшем в иллюстрациях.

Работы можно увидеть на его личном веб-сайте, но на нем нет большой работы. Вы можете порекомендовать рисовать художников, чтобы привлечь крупнейшие города Литвы. Или, может быть, маленькие города так круты для вас? Ваш талант важен для городов! Тебе хотелось поместить книги, рассказывающие о жизни поколения моих родителей?

Здесь и сейчас мы находимся в блаженном состоянии, когда есть еще живые люди, которые могут говорить об этих годах, и мы уже много страдали от того времени, которое мы уже интересовали в те времена. Бароку не было интересно никому в то время, когда он строил барочные церкви, он даже не называл барокко. Затем это называлось просто строительством.

Такие зарисовки людей обычно являются исходным материалом, который перерабатывается в композиционный, орнаментальный или другой мотив, в точный графический рабочий рисунок многократно ритмически Повторяющегося фрагмента («раппорт»). Разработка «раппорта» относится к дисциплине «Специальная композиция», которая изучается в учебных заведениях прикладного искусства.

Барокко стало интересным, когда лепнина начала шелушиться, и кладка была раздавлена. Но было уже поздно говорить с создателями, потому что они отдыхали на кладбище, возможно, в тени тех же церквей. Теперь все быстрее: время выходит, и свидетели все еще живы.

Если кто-то спрашивает, о чем идет речь в этой книге, проще сказать - «о графике и монументальном Петре Репсе». И было бы ошибкой: она расскажет Петру Репсу примерно столько же, сколько Ромео и Джульетта расскажут о Уильяме Шекспире, его жизни и работе. Вы понимаете Конечно, вы понимаете.

Поэтому при исполнении зарисовок обязательно учитывается и конечный пластический материал, в котором будет реализован художественный замысел.

Если во время обучения изобразительному искусству наброски и зарисовки людей имеют вспомогательное значение, то к концу обучения и после окончания учебного заведения, когда учащиеся начинают самостоятельную творческую работу, владение искусством наброска и зарисовки безмерно расширяет их творческие и технические возможности. Они могут получить даже самостоятельное художественное значение.

В очень толстой книге мы читаем тексты бесед историка Ауримаса Шведаса с Петрасом Репшисом. Эскиз - это быстрая фиксация идеи художника. Это может быть через минуту или десять подчеркнуто на обернутом ватманском листе, бумажной салфетке или неокрашенной стене из кладки - всего лишь кусок углерода, карандаш или фламистер. Ручка и поверхность, ничего больше. Идея остается на странице, которая может быть разработана позже. Актеры, окружающая среда и действия уже живут на листе.

В этой книге автор пытается нарисовать плохой карандаш. Или кусок углерода, который все еще упакован. Или мигалка, на которой еще есть вязаная шапочка. В любом случае, бумага остается в режиме ожидания. Ауримас Сведас беседует с Репше о своей жизни, семье и детстве, обучается в Шяуляй и учится в Вильнюсе до своей творческой деятельности. Разговор обо всем подряд, для которого глаза и мысли покрыты, и первое впечатление - громоздкие вопросы.

Так, в последние годы отводится значительное место так называемому «графическому репортажу».

Часто серии зарисовок и набросков на одну общую тему репродуцируются и монтируются в качестве самостоятельного хроникального или иллюстративного материала к заметкам и статьям в газетах и журналах и т. п.

В работе над быстрым наброском и зарисовкой возникает одна и та же задача- анализ восприятия натуры.

Practicum

Полностью заголовок звучит так: «Хочешь стать художником, научиться рисовать, писать, компоновать, отражать и выражать – делай наброски!» Вот вам вся мудрость веков, и все секреты мастерства в коротком послании. Как все гениальное - просто для понимания, и сложно для выполнения. Чтобы начинать делать наброски не требуется специальных технических средств, дорогостоящих материалов и серьезных навыков. Сложность только в одном – делать их надо постоянно.



Графический багаж

Минимум 15-20 набросков в неделю – гласит школьная установка. Лучше - если каждый день, каждый час... Чтобы не вырабатывать в себе комплекс вины по этому поводу, отнеситесь к заданию как к игре. Представьте, что вас навсегда лишили дара речи или, например (что больше будет походить на правду), соотечественники перестали вас понимать. Все, что вы можете – это рисовать и все что у вас осталось – это язык линий и тона. Набросок – это средство общения или коммуникации, если хотите. Вы не говорите – вы показывайте!

И еще – у вас совсем отказала память. Вам все время приходится записывать, собирать наблюдения, копить приметы, фиксировать, так сказать, ускользающие детали мироздания. Создавайте ваш графический багаж, библиотеку путешественника на этой земле. Иначе ваш рассказ потомкам будет не точным, доводы - не убедительны, а маршрут - неверным. Как у графоманов одни общие места: «Сказочное кафе, прекрасная незнакомка, а в небе засеребрилась…». Изматывающая работа над образом перестанет быть бесплодной, благодаря наброскам и небольшими зарисовкам с натуры. Делая наброски, вы подсознательно отбираете материал для будущих картин. Леонардо да Винчи и особенно Ватто постоянно накапливали наблюдения в свои альбомы, не преследуя никаких специальных целей, но затем в нужный момент извлекали запечатленные в альбомах мотивы, необходимые для их композиций. Напротив, Веласкес и Ф. Гальс почти не пользовались предварительными рисунками и этюдами и сразу приступали к работе над картиной.

«Основное качество художника, заключающееся в том, что надо смотреть на природу не равнодушным взглядом наблюдателя, а влюбленным, проникновенным взором, мысленно отбирающим и отмечающим то, что по душе». Н. Рерих


Сегодня, чем бы вы ни занимались, все начинается с наброска. Будь то настенная роспись, небольшой рисунок, проект интерьера. Ну так и начинайте с него.

  • Набросок (иначе кроки – croquis), который может быть подготовительным, но и совершенно самостоятельным, независимым от какой-либо будущей работы, своего рода художественный афоризм, который стремится не к полноте впечатления, а как бы к сгущенному знаку действительности. Главное очарование наброска – в его свежести и быстроте, главный его признак – индивидуальный почерк художника. Среди выдающихся мастеров наброска следует вспомнить Пармиджанино, Гейнсборо, Браувера, Рембрандта, Ватто, Тьеполо. (Б. Р.В иппер. "Введение в историческое изучение искусства").



До XV века существовал обычай делать только один эскиз со всеми деталями (для фрески или алтарной картины). Л.-Б. Альберти требует нескольких эскизов, и это становится обычаем для художников. Но методы у них при этом различные. Леонардо делал несколько вариантов, из которых выбирал лучший, по его мнению. Рафаэль, напротив, последовательно разрабатывал один и тот же вариант. Различны и приемы композиционных эскизов у мастеров XVI века. Леонардо и Рафаэль пытаются сначала установить позы и движения фигур на обнаженных моделях, а потом уже драпируют их. Генуэзский живописец Лука Камбиазо геометризировал схему композиции, упрощал фигуры в виде кубов и многогранников. Тинторетто для изучения ракурсов и световых эффектов делал небольшие модели комнат, подвешивал к потолку маленькие восковые фигурки и освещал их свечками в окнах. Голландский классицист конца XVII века Герард Лересс советовал ученикам изучать мимику и движение действующих лиц на собственной фигуре у зеркала. Давайте продолжим список.

Виды набросков

1. рисование объектов (пейзаж, человек, животные…)
2. композиционные
3. архитектурное проектирование, дизайн

Способы рисования

1. линейный
2. линейный с тоновый проработкой
3. схема
4. комбинированный


Методика

Начинайте легко, мастерски. Не надо с перекошенным лицом вымерять карандашом пропорции, чертить линии, оси, зажимать голову в тиски (иногда это полезно на определенном этапе обучения). Выбирайте время для тренировок, выходите в народ. Одним из таких мест всегда были вокзалы. Где еще в одном месте можно собрать столько фактуры, типажей, реальных героев...

    «Моего труда в мастерской только десятая доля: главная моя работа на улицах и в чужих домах. Я учусь жизнью, я тружусь, глядя в оба глаза; мои сюжеты рассыпаны по всему городу, и я сам должен их разыскивать». П. Федотов
Работайте с «неудобной» натурой. Животные, дети, прохожие на улице – они не позируют. У «неудобства» есть главное развивающее свойство - надо успеть, надо сделать, поймать момент, не забыть, «схватить» характер. Вы все равно все не успеете! Подключается рисование по памяти, под впечатлением от увиденного. Рисование по памяти, - ключ быстрого роста. Вы уже через месяц не узнаете себя, если начнете применять этот метод.
«…развивайте свою память. Ибо природа никогда вам не даст ничего, кроме справки». Э. Мане

Для этого нужно постоянно носить с собой какою-нибудь основу и то, что может на ней оставлять след. Я специально не называю готовые решения - не должно быть готовых решений. Меняйте цвет бумаг, устоявшиеся приемы рисования сознательно. Вообще избегайте комфортного рисования с сонного натурщика. Торопитесь. Есть только миг, пара минут. Шариковая ручка, перо, сангина, уголек от костра, чайный пакетик…, да мало ли что в этот момент окажется под рукой. Я встречал подписи к произведениям типа: «Бумага, карандаш, сангина, кофе, бутерброд с сыром».


Советы

А что делать, если нет времени ходить «на наброски»? Если вы студент - рисуйте (не только записывайте) лекции. Постоянно сопровождайте набросками свои конспекты, делайте шаржи на друзей, иллюстрируйте письма – все, что пытаетесь передать вербально.

Есть академическая байка времен застоя про одного студента из Кореи. Он совсем не мог говорить по-русски, но неплохо понимал, и как все братья азиаты прилежно учился. Как-то педагог по истории искусств заметили, что кореец все время что-то рисует и попросил показать. Тот объяснил (как мог), что он так конспектирует. Выяснилось, что кроме текста он успевал, всего за несколько секунд пока показывают слайд, нарисовать узнаваемо и с подробностями картину или памятник архитектуры, который появлялся на экране. Представляете: за два года обучения, он перерисовал всю программу по истории искусств.



Если вы уже не студент – то же самое. Берите лист бумаги и «показывайте» что вы собираетесь продвигать. Вы заметите, что это не только помогает вам яснее представить задуманное, упрощает понимание, но и развивает память. Вы отчетливее видите цель и быстрее ее достигаете. Такова природа процесса. Парадоксально, но чем быстрее мы читаем, тем лучше понимаем прочитанное. Чем быстрее и эмоциональнее мы рисуем, тем лучше мы схватываем пропорции, цвет, острее видим композицию. Правда, стоит добавить, требуется анализировать результаты того, что вы сделали и… повторить эксперимент.Если вы не выходите на улицу – рисуйте автопортреты, виды из окна, родственников. В конце концов, людей в телевизоре, и на видео в мониторе. Но это уже другая реальность. Если вы концептуалист, авангардист и дизайнер: рисуйте, по совету Леонардо, трещины на стене.



Главное

1. Старайтесь сохранить непосредственность и живость.
2. Следуйте простоте художественной выразительности.
3. Фиксируйте движение, характер, фактуру.
4. Не забывайте про детали, (если нужно делайте записи на полях, даты).
5. Рисуйте по памяти.
6. Сохраняйте наброски. Даже неудачные каракули – это код (шифр) передачи данных. Просматривая заброшенные почеркушки, самораспаковывается архив памяти, включаются эмоции, с которыми вы тогда работали, возобновляется энергия к творчеству.



И чем быстрее вы начнете это делать – тем скорее достигнете результата. Чем артистичнее и смелее будут наброски, тем художественнее будет ваше творчество. Чем разнообразнее по материалам и технике - тем виртуознее и богаче последующие произведения. Начинайте прямо сейчас.

  • В статье использованы как произведения старых мастеров, так наброски студентов Санкт-Петербургского академического института им. И. Е. Репина. Руководитель доцент В. Могилевцев.

образцы