Искусство рассказывает о красоте Земли. Литературные страницы. Пейзаж – поэтическая и музыкальная живопись. Искусство рассказывает о красоте земли Л. да Винчи

А. Пушкин называл искусство «ма-гическим кристаллом», сквозь грани

которого по-новому видны окружаю-щие нас люди, предметы и явления привычной жизни.

Во все времена живописцы, ком-позиторы и писатели воплощают в своих произведениях различные явле-ния природы, волновавшие их. Через чувства и переживания, которые воз-никают у них при восприятии вели-чественного моря или таинственных звезд, бескрайних равнин или плав-ного изгиба реки, они передают свое видение мира.

Благодаря произведениям искусст-ва - литературным, музыкальным, жи-вописным - природа предстает перед читателями, слушателями, зрителями всегда разной: величественной, грус-тной, нежной, ликующей, скорбящей, трогательной. Эти образы продолжают привлекать человека, затрагивая тон-чайшие струны его души, помогают

прикоснуться к неповторимой красо-те родной природы, увидеть необыч-ное в том, что привычно и буднично, дают возможность каждому развивать в себе чувство сопричастности к род-ному краю, к отчему дому.


iskusstvo maket8!.indd 20 6/18/09 5:10:23 PM

Рассмотрите репродукции пейзажей на этом развороте учебника. Придумайте свои названия к этим полотнам. Совпадают ли они с авторскими? Определите средства художественной вырази-тельности, с помощью которых созданы эти образы природы.

Объясните смысл высказывания французского писателя А. де Сент Экзюпери: «Самого глав-ного глазами не увидишь, зорко одно лишь сердце».

Запишите в творческую тетрадь в прозаической или поэтической форме впечатления от ка-кого-либо природного явления, которое поразило вас своей красотой.

Подберите музыкальные произведения, созвучные картинам русских художников. Какие ху-

дожественные ассоциации возникают в вашем воображении?

iskusstvo maket8!.indd 21 6/18/09 5:10:24 PM

Литературные страницы

Прочитайте вслух два литературных сочинения, написанные в XX в.

Найдите нужные интонации, темп, динамику голоса для передачи эмоционального состояния, отраженного в этих произведениях.


Все в тающей дымке

Все в тающей дымке: Холмы, перелески. Здесь краски не ярки

И звуки не резки. Здесь медленны реки, Туманны озера,

И все ускользает

От беглого взора. Здесь мало увидеть,

Здесь нужно всмотреться, Чтоб ясной любовью


Наполнилось сердце. Здесь мало услышать, Здесь вслушаться нужно, Чтоб в душу созвучья Нахлынули дружно. Чтоб вдруг отразили Прозрачные воды

Всю прелесть застенчивой Русской природы.

Н. Рыленков


iskusstvo maket8!.indd 22 6/18/09 5:10:25 PM

Неведомому другу

Солнечно-росистое это утро, как неоткрытая земля, неиз-веданный слой небес, утро такое единственное, никто еще не вставал, ничего никто не видел, и ты сам видишь впервые. Допевают свои весенние песни соловьи, еще сохранились в затишных местах одуванчики, и, может быть, в сырости чер-ной тени белеет ландыш. Соловьям помогать взялись бойкие летние птички.<…> Всюду беспокойная трескотня дроздов, и дятел очень устал искать живой корм для своих маленьких, присел вдали от них на суку просто отдохнуть.

Вставай же, друг мой! Собери в пучок лучи своего счастья, будь смелей, начинай борьбу, помогай солнцу! Вот слушай, и кукушка взялась тебе помогать. Гляди, лунь проплывает над водой: это же не простой лунь, в это утро он первый и

единственный, и вот сороки, сверкая росой, вышли на до-рожку <…>. Это утро единственное, ни один человек его еще не видел на всем земном шаре: только видишь ты и твой не-ведомый друг.

И десятки тысяч лет жили на земле люди, копили, переда-вая друг другу, радость, чтобы ты пришел, поднял ее, собрал

в пучки ее стрелы и обрадовался. Смелей же, смелей!

И опять расширится душа: елки, березки, - и не могу оторвать своих глаз от зеленых свечей на соснах и от мо-лодых красных шишек на елках. Елки, березки, до чего хо-рошо!

М. Пришвин

Какие мысли поэта и писателя, раскрывающие тайны родной русской природы, помогают почувствовать ее красоту? Выделите в этих текстах важные для вас ключевые слова.

Какие произведения живописи ассоциируются у вас с этими литературными образами? Подберите репродукции пейзажей русских художников, созвучные им.

Художественно-творческие задания

iskusstvo maket8!.indd 23 6/18/09 5:10:31 PM

Пейзаж - поэтичная и музыкальная живопись


А. Саврасов. Грачи прилетели.

И. Левитан. Озеро.Русь

Незатейливая красота среднерусской полосы долгое время не привлекала внимания художников. Скучные, однообразные равнинные пейзажи, серое небо, весенняя распутица или пожухлая от жары летняя трава… Что в этом поэтичного?

Русские художники XIX в. А. Саврасов, И. Леви-тан, И. Шишкин и др. открыли красоту родной зем-ли. Люди, словно впервые увидели на их картинах

и прозрачный весенний воздух, и наполненные ве-сенним соком, оживающие березы; услышали весе-

лый, исполненный надежды, радостный гомон птиц. И небо не кажется таким уж серым и безрадостным,

и весенняя грязь тешит, радует взор. Вот, оказывает-ся, какая она русская природа - нежная, задумчи-вая, трогательная! Именно благодаря картине Алек-

сея Кондратьевича Саврасова (1830-1897) «Грачиприлетели» русские художники ощутили песенность русской природы, а русские композиторы почувcтво-вали пейзажность русской народной песни.


iskusstvo maket8!.indd 24 6/18/09 5:10:34 PM

В XX в. в зарубежном изобразитель-ном искусстве возникло направление, которое получило название «импрес-сионизм» (от франц. impression - впе-чатление). Художники-импрессионис-ты старались зафиксировать в своих картинах мимолетные впечатления от реально существующего мира.

Поучительная и даже забавная ис-тория произошла с живописной ра-ботой «Вестминстерское аббатство» французского художника-импрессио-

ниста Клода Моне (1840-1926).

Привыкшие к туману лондонцы точно знали его цвет - серый. И как же они были изумлены и даже возму-

щены, когда на выставке увидели кар- К. Моне. Вестминстерское аббатство тину Моне. На ней они обнаружили,

что туман, размывающий очертания замка, имеет багровый оттенок! Когда же люди вышли на улицу, то, к своему удивлению, обнаружили, что туман на самом деле багровый! Действительно, в зависимости от погоды, времени суток, преломления солнечных лучей туман может приобретать самую раз-личную окраску. Но заметил и открыл для всех эту особенность именно ху-дожник.

Рассмотрите живописные пейзажи. Объя-сните, как особенности цвета, колорита, ритма, композиции помогают создавать различные об-разы природы, запечатленные на этих полотнах.

Как вы понимаете слова русского поэта И. Бунина?

Нет, не пейзаж влечет меня, Не краски жадный взор подметит, А то, что в этих красках светит: Любовь и радость бытия.

Подберите живописные, литературные и музыкальные произведения, раскрывающие эмоциональное богатство мира, и подготовьте беседу с младшими школьниками о красоте и гармонии окружающей природы.

Посмотрите фильм - экранизацию одного из произведений русской классики. Какую роль в фильме играет пейзаж?

Напишите этюды (литературные или живо- К.Моне. Реймский собор на восходе солнца писные), в которых вы изобразите природу в

разных эмоциональных состояниях (в разное время суток или в разное время года).

iskusstvo maket8!.indd 25


6/18/09 5:10:39 PM


Зримая музыка

И. Левитан.

Весна. Большая вода

Воображаю, какая прелесть теперь у нас на Руси - реки разлились, оживает все. Нет лучше страны, чем Россия...

Только в России может быть настоящий пейзажист.

И. Левитан


Слушатели всего мира знают и любят шедевры музыкальной класси-ки - «Времена года» - цикл концер-тов итальянского композитора XVIII

в. Антонио Вивальди (1678-1741) и

цикл фортепианных пьес русского композитора XIX в. Петра Ильича Чайковского (1840-1893).Оба сочи-

нения относятся к программной му-зыке: имеют названия и сопровожда-ются поэтическими строками - со-нетами самого композитора в кон-цертах Вивальди и стихами русских поэтов к каждой из 12 пьес цикла Чайковского.

В русских пейзажах-настроениях - стихотворных, живописных и музы-кальных - образы природы, благодаря удивительной песенности интонаций, мелодий, длящихся как бесконечная песнь, как напев жаворонка, передают лирическое стремление души челове-ка к красоте, помогают людям глубже понять поэтичное содержание зари-совок природы.

Вот какими словами описал свои впечатления от картины И. Левитана «Весна. Большая вода» знаток русской живописи М. Алпатов:

Тонкие, как свечки, по-девичьи стройные березки выглядят, как те самые, кото-рые искони воспевались в русских песнях. Отражение березок в прозрачной воде как бы составляет их продолжение, их отголосок, мелодическое эхо, они растворяются в воде своими корнями, их розовые ветви сливают-ся с голубизной неба. Контуры этих гнутых березок звучат подобно нежной и грустно-жалобной свирели, из этого хора вырывают-ся отдельные голоса более могучих стволов, всем им противопоставлен высокий ствол сосны и густая зелень ели.


iskusstvo maket8!.indd 26 6/18/09 5:10:43 PM

И. Левитан.

Над вечным покоем.

Отчего простой русский пейзаж, отчего прогулка летом в России, в деревне, по полям, по лесу, вечером в степи, бывало, приводили меня в такое состояние, что я ложился на землю в каком-то изнеможении от наплыва любви к природе, тех неизъяснимо сладких и опьяняющих впечатлений, которые навевали на меня лес, степь, речка, деревня вдали, скромная церквушка, словом, всё, что составляло убогий русский родимый пейзаж? Отчего все это?

П. Чайковский

Обратите внимание на эпитеты в описании картины. Почему автор использовал именно музыкальные сравнения?

Что привлекает композиторов и художников в русской природе?

Послушайте фрагменты программных произведений А. Вивальди и П. Чайковского. Какие чувства вызывает у вас эта музыка?

Найдите в них сходные и различные черты, выразительные средства, которыми передано отношение композиторов к природе. Что отличает русскую музыку от итальянской?

Какие зрительные, литературные ассоциации появляются у вас под впечатлением от этих сочинений? Подберите стихи к прозвучавшей музыке.

Послушайте современные обработки классических произведений, рисующих природу. Что нового вносят современные исполнители в интерпретацию знакомых вам мелодий?


Художественно-творческое задание

Подберите репродукции картин-пейзажей. Напишите в творческой тетради небольшой рас-сказ об одной из картин, найдите к нему музыкальные и литературные примеры.


iskusstvo maket8!.indd 27 6/18/09 5:10:45 PM

Человек в зеркале искусства: жанр портрета


Нефертити. Древний Египет

Портрет (франц. portrait) -изображе-

ние определенного человека или груп-пы людей. Жанр портрета получил рас-пространение в глубокой древности в скульптуре, а затем в живописи и гра-

фике. Различают парадный и камерный

портреты. Бывают портреты парные и групповые .Они предназначаются и дляукрашения парадных зал, и для восхва-ления определенных персон, и для со-хранения памяти о людях, объединен-ных профессиональными, духовными, семейными узами. Особую категорию составляет автопортрет , на котором художник изображает самого себя. Любой из портретов можно отнести или к психологическому портрету, или к портрету-характеру, или к портрету-биографии.

Искусство помогает познать челове-ка. Не только увидеть его внешний об-лик, но и понять его сущность, харак-тер, настроение и др. Портрет почти всегда реалистичен. Ведь его главная цель - узнаваемость изображенного на нем человека. Однако обычно за-дачей художника является не точное копирование внешних черт модели, не подражание природе, а «живопис-ное пересоздание» образа человека. Не случайно возникает желание не просто узнать в портрете себя, а мо-жет быть, даже открыть что-то новое в себе.

Зрителю невольно передается отно-шение художника к модели. Важным является все то, что выражает эмоции, отношение к жизни, к людям: мимика изображенного лица, выражение глаз, линия губ, поворот головы, осанка, жест.

Нередко мы толкуем произведение с позиции человека сегодняшнего дня, приписываем персонажу черты, совершенно не свойственные его вре-мени, т. е. стремимся понять неизвес-тное через известное.

Религиозные представления в Древнем Египте, связанные с культом мертвых, определили стремление к пе-редаче портретного сходства в скуль-

птурном изображении человека: душа умершего должна была найти свое вместилище. В начале XX в. археоло-ги открыли всему миру замечатель-ное портретное изображение царицы Нефертити. Созданный в IV в. до н. э., этот образ поражает плавностью ли-ний профиля, изяществом гибкой шеи, воздушной легкостью и текучими пере-ходами неправильных, но прелестных черт женского лица.

В искусстве Древней Греции особое место занимают обобщенные, идеали-зированные образы героев или богов. В слиянии духовного и физического


iskusstvo maket8!.indd 28 6/18/09 5:10:47 PM

художники и скульпторы видели воплощение красоты и гармонии человека.

В своем знаменитом «Дискоболе» скульптор V в. до н. э Мирон стремится в первую оче-редь передать ощущение движения при устой-чивости и монументальности линий тела, не заостряя внимания зрителей на особенностях лица.

Особой нежностью и теплотой веет от ста-туи Афродиты, богини любви и красоты, изва-янной скульптором Праксителем в IV в. до н.э. для храма на острове Крит. В этом изображе-нии нет божественного величия, образ дышит удивительным покоем и целомудрием.

Римский портрет связан с культом пред-ков, со стремлением сохранить их облик для

потомков. Это способствовало развитию реа-листического портрета. Его отличают индиви-дуальные характеристики человека: величие, сдержанность или жестокость и деспотизм, одухотворенность или высокомерие.

Пракситель.

Афродита Книдская

Альбрехт Дюрер. Автопортрет

Мирон. Дискобол.Фрагмент.

IV в. до н. э

iskusstvo maket8!.indd 29


6/18/09 5:12:01 PM


Л. да Винчи.

Эскиз

Л. да Винчи.

Мадонна Литта

iskusstvo maket8!.indd 30


В Средние века чувственно-плас-тический язык скульптуры отвечает идее отвлеченности образа, его связи

с божественным духом. Несмотря на ограничение религиозного искусства нормами и правилами, появляются образы, полные волнующей красоты и глубокого человеческого чувства.

Портретное искусство эпохи Возрождения словно объединяет в себе заветы Античности и Средневековья. В нем снова звучит торжественный гимн могучему человеку с его непов-торимым физическим обликом, духов-ным миром, индивидуальными черта-ми характера и темперамента.

В «Автопортрете» Альбрехта Дюрера

(1471–1528) угадывается стремление художника найти идеализированного героя. Образы универсальных гени-ев XVI в., мастеров эпохи Высокого Возрождения - Леонардо да Винчи и Рафаэля Санти - олицетворяют иде-ального человека того времени.

В XVII в. главным критерием ху-дожественности становится матери-альный мир, воспринимаемый через чувства. Подражание действительнос-ти заменило в портрете непонятность и необъяснимость психических про-явлений человека, его многообраз-ных душевных порывов. Очарование мягкого бархата и воздушного шелка, пушистого меха и хрупкого стекла, нежной, матовой кожи и сверкающе-го жесткого металла передается в это время с высочайшим мастерством.

Среди известных портретных шедев-ров того времени «Лютнист» Микеланд-

жело даКараваджо (1573-1610),в кото-

ром художник развивает мотив, взятый из реальной повседневной жизни.

На закате XVI столетия в творчес-тве испанского художника Эль Греко (1541-1614) возникает новый тип портрета, в котором передается не-обычная внутренняя сосредоточен-ность человека, интенсивность его

духовной жизни, погруженность в собственный внутренний мир. Для этого художник использует резкие контрасты освещения, оригинальный колорит, порывистые движения или

6/18/09 5:12:04 PM


застывшие позы. Одухотворенностью

и неповторимой красотой отличаются запечатленные им бледные вытянутые лица с огромными темными, словно бездонными, глазами.

Портреты великого голландца

Рембрандта (1606-1669)не без ос-

нования считаются вершиной пор-третного искусства. Они по праву получили название портретов-био-графий. Рембрандта называли поэ-том страдания и сострадания. Люди скромные, нуждающиеся, всеми забы-тые ему близки и дороги. Художник с особой любовью относится к «уни-

женным и оскорбленным». По харак-теру творчества его сравнивают с Ф. Достоевским. В его портретах-био-графиях отражены сложные, полные тягот и лишений судьбы простых лю-дей, которые несмотря на выпавшие на их долю суровые испытания, не утратили человеческого достоинства

и душевной теплоты.

Едва переступив порог, отделяющий XVII в. от XVIII, увидим на портретах другую породу людей, отличающую-ся от предшественников. Придворно-аристократическая культура вывела на первый план стиль рококо с его утон-ченно-обольстительными, задумчиво-томными, мечтательно-рассеянными

М. Караваджо. Лютнист


Э. Греко.

Мужской портрет с рукой на груди.


Этьенна Мориса Фальконе (1716-1791),воздвигнутый в Петербурге в1765-1782 гг. Он задуман как образ гения и созида-теля. Неукротимая энергия, подчеркнутая стремитель-ным движением коня и всадника, выражается во влас-тном жесте вытянутой руки, в мужественном открытом лице, на котором бесстрашие, воля, ясность духа.

XIX в. привнес в искусство портрета изменчивость художественных вкусов, относительность понятия кра-соты. Новаторские искания в живописи обращены те-перь к сближению с действительностью, к поиску мно-голикости образов.

В период романтизма портрет воспринимается как изображение внутреннего «я» человека, наделенного свободой воли. Настоящий романтический пафос вы-ступает в портрете Ф. Шопена кисти французского художника-романтика Эжена Делакруа (1798-1863). Перед нами настоящий психологический портрет, пе-редающий страстность, пылкость натуры композитора,

Э. Фальконе. его внутреннюю суть. Картина наполнена стремитель-

Памятник Петру I в Санкт-Петербурге

Искусство рассказывает о красоте Земли.
Литературные страницы.
Пейзаж – поэтическая и музыкальная живопись.
Разработала Деликамова Е.Н.- учитель Искусства и МХК.
Цель:
Развитие навыков анализа произведений искусства;
Совершенствование коммуникативных навыков;
Способствовать формированию отзывчивости на прекрасное в окружающем мире;
Создание условий для развития исследовательских навыков
Оформление урока: Презентация PowerPoint
План урока
1. Организационный момент
2. Изучение нового материала
3. Подведение итога урока.
Ход урока
1.Организационный момент.
Приветствие учеников. Вызов- Пробудить познавательный интерес к изучаемому предмету.- Помочь учащимся самим определить направление темы урока.
Тему урока …… , но я надеюсь вы сами догадаетесь о чём сегодня пойдёт речь после того как послушаете притчу Василия Александровича Сухомлинского.
(Музыкальный фон 1)
Узенькой тропинкой шли два путника. С одной стороны тропинки плескалось синее море, с другой – стояли горы. Шли путники долго. Они искали красоту. Один из них был человек с горячим сердцем, другой – человек с холодным сердцем. Человек с горячим сердцем взглянул на море и глаза его стали изумлёнными и ласковыми. Он сказал: – Какое оно сильное, могучее, вечное – море. А человек с холодным сердцем сказал: – Да. Много воды. Подошли путники к серому камню. У человека с горячим сердцем радостно вспыхнули глаза: – Смотри, какой прекрасный цветок! Да это же и есть та красота, которую мы ищем! – Где ты видишь прекрасный цветок? – удивился человек с холодным сердцем. – Это же серый камень. Вот и трещина на нём, вот и пылью покрыт он. Камень… – Да, камень, но там, внутри, цветок розы, – возразил человек с горячим сердцем. – Надо добраться, освободить его от каменного плена. Человек с горячим сердцем много дней долбил и резал камень. А человек с холодным сердцем сидел на берегу и с тоской смотрел на море. Наконец из под осколков камня показался цветок изумительной красоты. Казалось весь мир вокруг притаился, всматриваясь в красоту, которую освободил человек из каменного плена. Даже горы поднялись выше. Даже волны морские затихли и безбрежное море стало, как зеркало. Только человек с холодным сердцем ничего не увидел. Он прикоснулся пальцем к чудесному изваянию и сказал: – Да, крепкий камушек… Разве ты не видишь, он прекрасен.
ВОПРОС: А вам приходилось встречать красоту на своём пути?
Ответы учащихся
Живет повсюду красота, Живет не где — ни будь, а рядом, Всегда открыта нашим взглядам, Всегда доступна и чиста.
Живет повсюду красота В любом цветке, в любой травинкеИ даже в маленькой росинке, Что дремлет в складочке листа.
Живет повсюду красота, Живет в закатах и рассветах, В лугах, туманами одетых, В звезде, манящей, как мечта
Живет повсюду красота, Сердца нам радуя и грея. И всех нас делает добрее Она, наверно, неспроста.
Ю.АнтоновА что помогает нам увидеть и запечатлеть красоту природы во всех её проявлениях?
Предполагаемый ответ: искусство
Давайте сформулируем тему урока.
Объявление темы урока: «Искусство рассказывает о красоте земли»
2. Изучение нового материала.
Какими выразительными средствами можно передать природные явления?
(звук, цвет, слово, интонация)
Какие виды искусства нам помогают в этом?
Музыка, живопись, литература имеют богатый набор средств выразительности, которые позволяют изображать природу во всем её многообразии:
то нежной и хрупкой,
то бушующей и неукротимой,
то ликующей, то трогательно беззащитной.
А. Пушкин называл искусство «магическим кристаллом», сквозь грани которого по-новому видны окружающие нас люди, предметы и явления привычной жизни.
Во все времена живописцы, композиторы и писатели воплощают в своих произведениях различные явления природы, волновавшие их. Через чувства и переживания, которые возникают у них при встречи с природой, они передают свое видение мира.
Образы природы в литературе часто встречаются у Тютчева, Пушкина, Есенина, Бунина и др. русских поэтов.
Давайте послушаем как литературным словом нарисовал Фёдор Тютчев зимний лес
Чародейкою ЗимоюОколдован, лес стоит,И под снежной бахромою,Неподвижною, немою,Чудной жизнью он блестит. И стоит он, околдован,Не мертвец и не живой -Сном волшебным очарован,Весь опутан, весь окованЛёгкой цепью пуховой…
Солнце зимнее ли мечетНа него свой луч косой -В нём ничто не затрепещет,Он весь вспыхнет и заблещетОслепительной красой.
Посмотрите на эту сосну, которая как бы застыла в ледяном плену. На неприступной голой скале стоит одинокая сосна. Луна освещает мрачное ущелье и бесконечную даль, покрытую снегом. Кажется, в этом царстве холода нет больше ничего живого. Но наперекор морозам, снегам и ветрам дерево живет.
Задание: 1. Прочтите вслух два литературных сочинения XX века:
« Все в тающей дымке» Н.Рыленков, «Неведомому другу»- М.Пришвин (стр. 22-23)
2.Найдите нужные интонации, темп, динамику голоса для передачи эмоционального содержания этих произведений.
3.Что хотел нам рассказать автор?4. Совпадают ли образы природы: один- описанный в стихотворении и другой- изображённый на картине?
5.Попробуйте прочитать стихотворение на фоне музыки (на выбор учителя)
Задание 2
.Какие мысли Михаил Михайловича Пришвина помогают нам почувствовать красоту родной русской природы.
Выделите в тексте важные для вас ключевые слова.
*********************************************************************
К образу родной природы постоянно обращаются композиторы. Наиболее известны два концерта, посвящённые всем временам года, которые так и называются «Времена года». Это фортепианный концерт П.И. Чайковского и программный концерт А.Вивальди.
Давайте послушаем пьесу из цикла фортепианного концерта «Времена года» великого композитора Петра Ильича Чайковского. Апрель «Подснежник»
Какие образы вызывает у вас это музыкальное произведение?
А сейчас давайте послушаем произведение А.Вивальди и подумайте какое природное явление представил в своём произведении композитор?
Какие зрительные ассоциации появляются у вас под впечатлением от этого сочинения?
Задание 3 Подберите стихи к прозвучавшей музыке. Отметьте _ V
Какой жанр изобразительного искусства посвящён изображению природы?
(пейзаж, от фр. – вид, изображение какой-либо местности). В европейском искусстве в качестве самостоятельного жанра выделился в 17 веке.)
Красоту русской природы, одни из первых для нас смогли раскрыть такие знаменитые художники, как Шишкин, Левитан, Саврасов, Поленов
Люди словно впервые увидели на их картинах весенний воздух, услышали веселый, исполненный надежды, радостный гомон птиц. И небо не кажется таким уж серым и безрадостным, и весенняя грязь тешит, радует взор. Вот, оказывается, какая она русская природа - нежная, задумчивая, трогательная!
Именно благодаря картине Алексея Кондратьевича Саврасова (1830-1897) «Грачи прилетели» русские художники ощутили песенность русской природы, а русские композиторы почувство­вали пейзажность русской народной песни.
Перед вами знаменитая картина Алексея Кондратьевича Саврасова (1830-1897г.) «Грачи прилетели».
Описание картины
— Какой весенний месяц изобразил на своём полотне А. Саврасов?
По каким приметам вы это поняли?
Предполагаемые ответы: Март. Ещё вся земля покрыта снегом, но он рыхлый, серый, пропитанный влагой, местами покрытый талой водой. Берёзы только освободились от снежного гнёта и стоят, словно умытые, вытянув белые стволы к небу, в котором разлито ощущение ранней весны. Грачи уже успели обосноваться в ветвях берёз, свили гнёзда и оживлённо летают вокруг них.
— Почему автор дал именно такое название картине?
Предполагаемые ответы: Нет возврата к зиме, 2. Символ начала движения в природе
— Покажите, как показано на картине, что природа пришла в движение?
Предполагаемые ответы: Снег оседает, земля освобождается от снежного покрова, прибывает талая вода, берёзы принимают шумных жильцов, носятся с радостными криками грачи, летит в голубой выси стая перелётных птиц.
— Что изображено на первом плане картины?
Предполагаемые ответы: На первом плане картины художник изобразил березы. Молодые еще, но неказистые. некрасивые, искривленные, голые стоят в снегу, отбрасывая на него узкие тени.
На березах грачи строят гнезда. Снег под кривыми берёзками усеян сучками и следами птичьих лапок. Он сырой, грязный, но не мертвый, а живой, потому что под ним чувствуется движение жизни – талой, набирающей силу воды. Кое- где она еже образовала рыжие проталины и бурые лужицы. Маленький прудик уже освободился от снега. Солнца нет, но оно здесь, рядом, где – то за светлым, жемчужно- перламутровым облаком,
— Опишите второй план картины.
Второй план картины начинается с низенького забора, за которым на церковном участке видны какие- то строения, дома и сараи, и над ними возвышается церковь и колокольня. Село здесь кончалось, и уходили вдаль ровные серые поля с темными прогалинами обнажившейся земли.
Церковь старая и маленькая, но уютная.
Какое настроение создаёт эта картина?
Лирическое, светлое, взволнованное, как будто ты вернулся из дальних странствий, стоишь у родной околицы и всматриваешься в до боли знакомые домишки, заборы, деревья, словно узнаёшь их заново.
И теперь рассмотрим другую картину о весне ученика Саврасова,
Исаака Ильича Левитана, которая называется «Март» .
(Зима ещё не прошла, но всё уже готово к приходу весны).
Подберите стихи
И.И. Левитан «Осень. Октябрь»
Какое настроение этой картины?

А теперь рассмотрим самую известную картину Левитана
«Золотая осень».
Задание по рядам:
Подберите прилагательные или сравнения характеризующие это произведения
Побеждает та команда, которая подберет большее количество слов.
(Это упражнение развивает способность переводить зрительный образ в словесный)
Используя услышанные сравнения попробуйте описать картину
«Золотая Осень».
Задание 4. (По вариантам.)
Рассмотрите пейзажи на стр.21.
Придумайте и запишите в тетрадь своё название к этим полотнам.
Опишите картины, раскрывая художественный образ и главную идею автора.
**************************************************************************
Осень в картинах русских художников — это самая яркая и трогательная пора
Зима — сказочное время безмятежного великолепия, когда природа спит и отдыхает
Посмотрите на картину Василия Поленова «Первый снег»
Какое название вы бы дали этой картине?
Подберите стихотворение в этой картине и прочитайте вслух.
Давайте послушаем как звучит у П.И.Чайковского зима.
(СЛАЙДФИЛЬМ)
Весна в картинах русских художников таит в себе
нежность пробуждения природы от зимнего сна.
Лето пропитано гармонией тепла и благоухания зелени, слегка утомленной знойной жарой или пропитанной освежающей влагой летнего дождя.
Красоту родного края и русской природы воспевал И.И. Шишкин. Больше всего он любил лес и писал его почти на всех картинах. Лес в его картинах предстаёт во всей красе и чаще в летнее время года, в ясный солнечный день, когда нет ни бурь, ни ветра, — везде спокойная величавая русская природа.
Задание 5 Составить синквейн на тему красота или искусство.
3. Подведение итога урока
Итак, Мы рассмотрели природу в разных видах искусства. в литературе, в изобразительном искусстве и в музыке. Какой мы увидели природу? Что общего во всех произведениях? (авторы восхищаются красотой окружающего мира).
Самооценка работы на уроке:
Ученикам предлагается закончить некоторые из предложений.1) А вы знаете, что сегодня на уроке я_____ .2) Больше всего мне понравилось_________ .3) Самым интересным сегодня на уроке было4) Самым сложным для меня сегодня было5) Сегодня на уроке я почувствовал6) Сегодня я понял____________7) Сегодня я научился_________8) Сегодня я задумался_________9) Сегодняшний урок показал мне10) Сегодня самым активным на уроке был____________
Домашнее задание раздаётся в конвертах индивидуально каждому ученику:
Варианты
1.Напишите в прозаической или поэтической форме свое впечатление от какого-либо природного явления.
2. Нарисуйте какое-либо явление природы и напишите к нему синквейн.
3. Выучите стихотворение о природе и сделайте его анализ, выделив главные слава, определяющие образ.

Благодаря произведениям искусства - литературным, музыкальным, живописным - природа предстает перед читателями, слушателями, зрителями всегда разной: величественной, грустной, нежной, ликующей, скорбящей, трогательной. Эти образы продолжают привлекать человека, затрагивая тончайшие струны его души, помогают прикоснуться к неповторимой красоте родной природы, увидеть необычное в том, что привычно и буднично, дают возможность каждому развивать в себе чувство сопричастности к родному краю, к отчему дому.
Красота – это весь мир, который нас окружает, все, что только есть на этом белом свете. Красота живёт в каждом из нас… там, где мы её можем видеть, чувствовать и понимать. И это прекрасно: замечать пробуждающуюся природу, небо, звёзды, солнце, весеннее утро, цветущие сады, поля.. . любоваться молодостью, вглядываться в творения великих живописцев, музыкантов, скульпторов, архитекторов… . У каждого из нас, в зависимости от индивидуальности, есть своё понятие красоты… Удивляться окружающей красоте и наслаждаться ею – самое драгоценное свойство человека…
2.Изучение нового материала.
Красоту русской природы, одни из первых для нас смогли раскрыть такие знаменитые художники, как Шишкин, Левитан, Саврасов (Слайд 4,5,6)
Саврасову хотелось работать писать новые картины, этюды. Он сказал жене:
— Хочется не упустить весны. Каждый день в природе что-то меняется… Знаещь, заберусь ка я куда-нибудь подальше, в деревенскую глушь и поработаю там над весенними этюдами. Он быстро собрался, взял краски, этюдник и отправился на санях по почтовому тракту. Наезженная дорога темнела среди покрытых снегом полей. Снежный покров был сероват, похож на домотканый ковер. Но зато как легко и свободно дышалось весенним воздухом! Пахло тающим снегом, землей.
Извозчик, тощий мужичок с редкой, похожей на куриный пух бородой. Поинтересовался:
-Что, барин, по служебной надобности едешь? Или в гости, проведать кого?
Я художник, ответил Алексей Кондратьевич, — еду писать картины…
-А что на них, на этих картинах- то?
Да вот весну хочу показать: как снег тает, как птицы гнезда вьют. Как небо становится будто синька…
— А для чего барин? Это нам и так известно. Привыкли… Хоть и весна, ну и что ж..Обычное дело. За весной –лето…Ты бы что позаковыристей нарисовал, чтобы удивление взяло… Что-нибудь необыкновенное… Вот тогда другой разговор… (Слайд 7)
(отрывок из биографической повести Олега Добровольского о Саврасове)

Искусство рассказывает о красоте Земли

А. Пушкин называл искусство «ма­гическим кристаллом», сквозь грани которого по-новому видны окружаю­щие нас люди , предметы и явления привычной жизни.

Во все времена живописцы, ком­позиторы и писатели воплощают в своих произведениях различные явле­ния природы, волновавшие их. Через чувства и переживания, которые воз­никают у них при восприятии вели­чественного моря или таинственных звезд, бескрайних равнин или плав­ного изгиба реки, они передают свое видение мира.

Благодаря произведениям искусст­ва - литературным, музыкальным, жи­вописным - природа предстает перед читателями, слушателями, зрителями всегда разной: величественной, грус­тной, нежной, ликующей, скорбящей, трогательной. Эти образы продолжают привлекать человека, затрагивая тон­чайшие струны его души, помогают прикоснуться к неповторимой красо­те родной природы, увидеть необыч­ное в том, что привычно и буднично, дают возможность каждому развивать в себе чувство сопричастности к род­ному краю, к отчему дому.


  • Рассмотрите репродукции пейзажей на этом развороте учебника. Придумайте свои названия к этим полотнам. Совпадают ли они с авторскими? Определите средства художественной вырази­тельности, с помощью которых созданы эти образы природы.

  • Объясните смысл высказывания французского писателя А. де Сент Экзюпери: «Самого глав­ного глазами не увидишь, зорко одно лишь сердце»

  • Запишите в творческую тетрадь в прозаической или поэтической форме впечатления от ка­кого-либо природного явления, которое поразило вас своей красотой.

  • Подберите музыкальные произведения созвучные картинам русских художников. Какие ху­дожественные ассоциации возникают в вашем воображении?

Литературные страницы


  • Прочитайте вслух два литературных сочинения, написанные в XXв.
Найдите нужные интонации , темп, динамику голоса для передачи эмоционального состояния, отраженного в этих произведениях.

Все в тающей дымке

Наполнилось сердце.

Здесь мало услышать,

Здесь вслушаться нужно,

Чтоб в душу созвучья

Нахлынули дружно.

Чтоб вдруг отразили

Прозрачные воды

Всю прелесть застенчивой

Русской природы.

Н. Рыленков

Неведомому другу

Солнечно-росистое это утро, как неоткрытая земля, неиз­веданный слой небес, утро такое единственное, никто еще не вставал, ничего никто не видел, и ты сам видишь впервые. Допевают свои весенние песни соловьи, еще сохранились в затишных местах одуванчики, и, может быть, в сырости чер­ной тени белеет ландыш. Соловьям помогать взялись бойкие летние птички.<...> Всюду беспокойная трескотня дроздов, и дятел очень устал искать живой корм для своих маленьких, присел вдали от них на суку просто отдохнуть.

Вставай же, друг мой! Собери в пучок лучи своего счастья, будь смелей, начинай борьбу, помогай солнцу! Вот слушай, и кукушка взялась тебе помогать. Гляди, лунь проплывает над водой: это же не простой лунь, в это утро он первый и единственный , и вот сороки, сверкая росой, вышли на до­рожку <...>. Это утро единственное, ни один человек его еще не видел на всем земном шаре: только видишь ты и твой не­ведомый друг.

И десятки тысяч лет жили на земле люди, копили, переда­вая друг другу, радость, чтобы ты пришел, поднял ее, собрал в пучки ее стрелы и обрадовался. Смелей же, смелей!

И опять расширится душа: елки, березки, - и не могу оторвать своих глаз от зеленых свечей на соснах и от мо­лодых красных шишек на елках. Елки, березки, до чего хо­рошо!

М.Пришвин


  • Какие мысли поэта и писателя, раскрывающие тайны родной русской природы, помогают почувствовать ее красоту? Выделите в этих текстах важные для вас ключевые слова.
    Какие произведения живописи ассоциируются у вас с этими литературными образами? Подберите репродукции пейзажей русских художников, созвучные им.
Художественно-творческие задания

  • Подготовьте компьютерную презентацию на тему «Пейзаж в литературе, музыке, живописи». Обоснуйте свой выбор художественных произведений.

  • Представьте себя звукорежиссером, подберите знакомые вам музыкальные сочинения, ко­торыми можно озвучить представленные выше литературные произведения. Прочитайте их под эту музыку.

Пейзаж - поэтичная и музыкальная живопись

Незатейливая красота среднерусской полосы долгое время не привлекала внимания художников. Скучные, однообразные равнинные пейзажи, серое небо, весенняя распутица или пожухлая от жары летняя трава... Что в этом поэтичного?

Русские художники XIX в. А. Саврасов, И. Леви­тан, И. Шишкин и др. открыли красоту родной зем­ли. Люди, словно впервые увидели на их картинах и прозрачный весенний воздух, и наполненные ве­сенним соком, оживающие березы; услышали весе­лый, исполненный надежды, радостный гомон птиц. И небо не кажется таким уж серым и безрадостным , и весенняя грязь тешит, радует взор. Вот, оказывает­ся, какая она русская природа - нежная, задумчи­вая, трогательная! Именно благодаря картинеАлек­сея Кондратьевича Саврасова (1830-1897) «Грачи прилетели» русские художники ощутили песенность русской природы, а русские композиторы почувство­вали пейзажность русской народной песни.

В XX в. в зарубежном изобразитель­ном искусстве возникло направление, которое получило название «импрес­сионизм» (от франц. impression- впе­чатление). Художники-импрессионис­ты старались зафиксировать в своих картинах мимолетные впечатления от реально существующего мира.

Поучительная и даже забавная ис­тория произошла с живописной ра­ботой «Вестминстерское аббатство» французского художника-импрессио­нистаКлода Моне (1840-1926).

Привыкшие к туману лондонцы точно знали его цвет - серый. И как же они были изумлены и даже возму­щены, когда на выставке увидели кар­тину Моне. На ней они обнаружили, что туман, размывающий очертания замка, имеет багровый оттенок! Когда же люди вышли на улицу, то, к своему удивлению, обнаружили, что туман на самом деле багровый! Действительно, в зависимости от погоды, времени суток, преломления солнечных лучей туман может приобретать самую раз­личную окраску. Но заметил и открыл для всех эту особенность именно ху­дожник.


  • Рассмотрите живописные пейзажи. Объя­сните, как особенности цвета, колорита, ритма, композиции помогают создавать различные об­разы природы, запечатленные на этих полотнах.

  • Как вы понимаете слова русского поэта И. Бунина?
Нет, не пейзаж влечет меня,

Не краски жадный взор подметит,

А то, что в этих красках светит:

Любовь и радость бытия.


  • Подберите живописные, литературные и музыкальные произведения, раскрывающие эмоциональное богатство мира, и подготовьте беседу с младшими школьниками о красоте и гармонии окружающей природы.
Посмотрите фильм - экранизацию одного из произведений русской классики. Какую роль в фильме играет пейзаж? Художественно-творческое задание

Напишите этюды (литературные или живо­писные), в которых вы изобразите природу в разных эмоциональных состояниях (в разное время суток или в разное время года).

Зримая музыка

Слушатели всего мира знают и любят шедевры музыкальной класси­ки - «Времена года» - цикл концер­тов итальянского композитора XVIII в.Антонио Вивальди (1678-1741) и цикл фортепианных пьес русского композитора XIX в.Петра Ильича Чайковского (1840-1893). Оба сочи­нения относятся к программной му­зыке: имеют названия и сопровожда­ются поэтическими строками - со­нетами самого композитора в кон­цертах Вивальди и стихами русских поэтов к каждой из 12 пьес цикла Чайковского.

В русских пейзажах-настроениях - стихотворных , живописных и музы­кальных - образы природы, благодаря удивительной песенности интонаций, мелодий, длящихся как бесконечная песнь, как напев жаворонка, передают лирическое стремление души челове­ка к красоте, помогают людям глубже понять поэтичное содержание зари­совок природы.

Вот какими словами описал свои впечатления от картины И. Левитана «Весна. Большая вода» знаток русской живописи М. Алпатов:

Тонкие, как свечки, по-девичьи стройные березки выглядят, как те самые, кото­рые искони воспевались в русских песнях. Отражение березок в прозрачной воде как бы составляет их продолжение, их отголосок, мелодическое эхо, они растворяются в воде своими корнями, их розовые ветви сливают­ся с голубизной неба. Контуры этих гнутых березок звучат подобно нежной и грустно- жалобной свирели, из этого хора вырывают­ся отдельные голоса более могучих стволов, всем им противопоставлен высокий ствол сосны и густая зелень ели.

Отчего простой русский пейзаж, отчего прогулка летом в России, в деревне, по полям, по лесу, вечером в степи, бывало, приводили меня в такое состояние , что я ложился на землю в каком-то изнеможении от наплыва любви к природе, тех неизъяснимо сладких и опьяняющих впечатлений, которые навевали на меня лес, степь, речка, деревня вдали, скромная церквушка, словом, всё, что составляло убогий русский родимый пейзаж? Отчего все это?

П. Чайковский


  • Обратите внимание на эпитеты в описании картины. Почему автор использовал именно музыкальные сравнения?

  • Что привлекает композиторов и художников в русской природе?

  • Послушайте фрагменты программных произведений А. Вивальди и П. Чайковского. Какие чувства вызывает у вас эта музыка?

  • Найдите в них сходные и различные черты, выразительные средства, которыми передано отношение композиторов к природе. Что отличает русскую музыку от итальянской?

  • Какие зрительные, литературные ассоциации появляются у вас под впечатлением от этих сочинений? Подберите стихи к прозвучавшей музыке.

  • Послушайте современные обработки классических произведений, рисующих природу. Что нового вносят современные исполнители в интерпретацию знакомых вам мелодий?

Подберите репродукции картин-пейзажей. Напишите в творческой тетради небольшой рас­сказ об одной из картин, найдите к нему музыкальные литературные примеры.

Человек в зеркале искусства: жанр портрет

Портрет(франц. portrait) - изображе­ние определенного человека или груп­пы людей. Жанр портрета получил рас­пространение в глубокой древности в скульптуре, а затем в живописи и гра­фике. Различаютпарадный икамерный портреты. Бывают портретыпарные и групповые. Они предназначаются и для украшения парадных зал, и для восхва­ления определенных персон, и для со­хранения памяти о людях, объединен­ных профессиональными, духовными, семейными узами. Особую категорию составляетавтопортрет, на котором художник изображает самого себя. Любой из портретов можно отнести или к психологическому портрету, или к портрету-характеру , или к портрету- биографии.

Искусство помогает познать челове­ка. Не только увидеть его внешний об­лик, но и понять его сущность, харак­тер, настроение и др. Портрет почти всегда реалистичен. Ведь его главная цель - узнаваемость изображенного на нем человека. Однако обычно за­дачей художника является не точное копирование внешних черт модели, не подражание природе, а «живопис­ное пересоздание» образа человека. Не случайно возникает желание не просто узнать в портрете себя, а мо­жет быть, даже открыть что-то новое в себе.

Зрителю невольно передается отно­шение художника к модели. Важным является все то, что выражает эмоции, отношение к жизни, к людям: мимика изображенного лица, выражение глаз, линия губ, поворот головы, осанка, жест.

Нередко мы толкуем произведение с позиции человека сегодняшнего дня, приписываем персонажу черты, совершенно не свойственные его вре­мени, т. е. стремимся понять неизвес­тное через известное.

Религиозные представления в Древнем Египте, связанные с культом мертвых, определили стремление к пе­редаче портретного сходства в скуль­птурном изображении человека: душа умершего должна была найти свое вместилище. В начале XX в. археоло­ги открыли всему миру замечатель­ное портретное изображение царицы Нефертити. Созданный в IV в. до н. э., этотобраз поражает плавностью ли­ний профиля, изяществом гибкой шеи, воздушной легкостью и текучими пере­ходами неправильных, но прелестных черт женского лица.

В искусстве Древней Греции особое место занимают обобщенные, идеали­зированные образы героев или богов. В слиянии духовного и физического художники и скульпторы видели воплощение красоты и гармонии человека.

В своем знаменитом «Дискоболе» скульптор V в. до н. э Мирон стремится в первую оче­редь передать ощущение движения при устой­чивости и монументальности линий тела, не заостряя внимания зрителей на особенностях лица.

Особой нежностью и теплотой веет от ста­туи Афродиты, богини любви и красоты , изва­янной скульптором Праксителем в IV в. до н.э. для храма на острове Крит. В этом изображе­нии нет божественного величия, образ дышит удивительным покоем и целомудрием.

Римский портрет связан с культом пред­ков, со стремлением сохранить их облик для потомков. Это способствовало развитию реа­листического портрета. Его отличают индиви­дуальные характеристики человека: величие, сдержанность или жестокость и деспотизм, одухотворенность или высокомерие.

В Средние века чувственно-плас­тический язык скульптуры отвечает идее отвлеченности образа, его связи с божественным духом. Несмотря на ограничение религиозного искусства нормами и правилами, появляются образы, полные волнующей красоты и глубокого человеческого чувства.

Портретное искусство эпохи Возрождения словно объединяет в себе заветы Античности и Средневековья. В нем снова звучит торжественный гимн могучему человеку с его непов­торимым физическим обликом, духов­ным миром, индивидуальными черта­ми характера и темперамента.

В «Автопортрете»Альбрехта Дюрера (1471-1528) угадывается стремление художника найти идеализированного героя. Образы универсальных гени­ев XVI в., мастеров эпохи Высокого Возрождения - Леонардо да Винчи и Рафаэля Санти - олицетворяют иде­ального человека того времени.

В XVIIв. главным критерием ху­дожественности становится матери­альный мир, воспринимаемый через чувства. Подражание действительнос­ти заменило в портрете непонятность и необъяснимость психических про­явлений человека, его многообраз­ных душевных порывов. Очарование мягкого бархата и воздушного шелка, пушистого меха и хрупкого стекла, нежной, матовой кожи и сверкающе­го жесткого металла передается в это время с высочайшим мастерством.

Среди известных портретных шедев­ров того времени «Лютнист»Микеланджело да Караваджо (1573-1610), в кото­ром художник развивает мотив, взятый из реальной повседневной жизни.

На закате XVIстолетия в творчес­тве испанского художникаЭль Греко (1541 -1614) возникает новый тип портрета, в котором передается не­обычная внутренняя сосредоточен­ность человека, интенсивность его духовной жизни, погруженность в собственный внутренний мир. Для этого художник использует резкие контрасты освещения, оригинальный колорит, порывистые движения или застывшие позы. Одухотворенностью и неповторимой красотой отличаются запечатленные им бледные вытянутые лица с огромными темными, словно бездонными, глазами.

Портреты великого голландца Рембрандта (1606-1669) не без ос­нования считаются вершиной пор­третного искусства. Они по праву получили название портретов-био­графий. Рембрандта называли поэ­том страдания и сострадания. Люди скромные, нуждающиеся , всеми забы­тые ему близки и дороги. Художник с особой любовью относится к «уни­женным и оскорбленным». По харак­теру творчества его сравнивают с Ф. Достоевским. В его портретах-био­графиях отражены сложные, полные тягот и лишений судьбы простых лю­дей, которые несмотря на выпавшие на их долю суровые испытания, не утратили человеческого достоинства и душевной теплоты.

Едва переступив порог, отделяющий XVII в. от XVIII, увидим на портретах другую породу людей, отличающую­ся от предшественников. Придворно- аристократическая культура вывела на первый план стиль рококо с его утон­ченно-обольстительными, задумчиво- томными, мечтательно- рассеянными образами. Рисунок портретов художниковАнтуана Ватто (1684-1721),Франсуа Буше (1703-1770) и др. легкий, подвижный, их колорит полон изящных пере­ливов, для него характерно сочетание изысканных по­лутонов.

Поиски героического, значительного, монументаль­ного в искусстве связаны в XVIIIв. со временем рево­люционных перемен. Одним из гениальных скульптур­ных портретов мирового искусства является памятник Петру Iфранцузского скульптораЭтьенна Мориса Фальконе (1716-1791), воздвигнутый в Петербурге в 1765-1782 гг. Он задуман как образ гения и созида­теля. Неукротимая энергия, подчеркнутая стремитель­ным движением коня и всадника, выражается во влас­тном жесте вытянутой руки, в мужественном открытом лице, на котором бесстрашие, воля, ясность духа.

XIXв. привнес в искусство портрета изменчивость художественных вкусов, относительность понятия кра­соты. Новаторские искания в живописи обращены те­перь к сближению с действительностью, к поиску многоликости образов.

В период романтизма портрет воспринимается как изображение внутреннего «я» человека, наделенного свободой воли. Настоящий романтический пафос вы­ступает в портрете Ф. Шопена кисти французского художника-романтикаЭжена Делакруа (1798-1863). Перед нами настоящий психологический портрет, пе­редающий страстность, пылкость натуры композитора, его внутреннюю суть. Картина наполнена стремительным драматичным движением. Этот эффект достигается поворотом фигу­ры Шопена, напряженным колоритом картины , контрастными светотенями, быстрыми, интенсивными мазками, столкновением теплых и холодных тонов.

Художественному строю портре­та Делакруа созвучна музыка Этюда ми мажор для фортепиано Шопена. За ней стоит реальный образ - об­раз Родины. Ведь однажды, когда его любимый ученик играл этот этюд, Шопен поднял вверх руки с воскли­цанием: «О, моя Родина!»

Мелодия Шопена, неподдельная и могущественная, была главным средством выражения, его языком. Могущество его мелодии - в силе ее воздействия на слушателя. Она как развивающаяся мысль, которая по­добна развертыванию сюжета повести или содержанию исторически важно­го сообщения.

В портретном искусстве ХХ-XXIвв. условно можно выделить два направ­ления. Одно из них продолжает клас­сические традиции реалистического искусства, воспевая красоту и величие Человека, другое - ищет новые абс­трактные формы и способы выраже­ния его внутреннего мира.

Ф. Буше. Концерт.


  • Найдите на разворотах учебника те порт­реты, о которых идет речь в тексте. Сравните их межу собой, определите сходные и различные черты. Дайте собственную трактовку их обра­зов.
    Какие портреты вы отнесете к традицион­ному классическому направлению, а какие - к абстрактному искусству. Аргументируйте свое мнение.

  • Сопоставьте язык различных направле­ний портретной живописи. Определите вы­разительность линий, цвета, колорита, ритма, композиции каждого из них.

  • Послушайте музыкальные сочинения. Подберите к портретам те произведения, кото­рые созвучны образам, запечатленным на них.
Художественно-творческое задание

Подготовьте альбом, газету, альманах, ком­пьютерную презентацию (по выбору) на тему «Жанр портрета в культуре разных времен». Включите в них информацию о художни­ках, скульпторах, графиках, а также стихи, от­рывки прозы, фрагменты музыкальных произ­ведений, созвучные образам вашей портретной галереи.


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Пейзаж - (от франц. paysage – вид, изображение какой-либо местности) – это жанр, посвященный изображению природы.В европейском искусстве в качестве самостоятельного жанра пейзаж выделился в XVII веке. К.Васильев. Осень ЛИТЕРАТУРНЫЕ СТРАНИЦЫ Рассмотрите репродукции пейзажей.Придумайте свои названия к этим полотнам. Определите средства художественной выразительности, с помощью которых созданы эти образы природы. И.Левитан. Свежий ветер Определите средства художественной выразительности, с помощью которых созданы эти образы природы. И.Шишкин. Дубовая роща Прочитайте вслух два литературных сочинения, написанные в XX в.Найдите нужные интонации, темп, динамику голоса для передачи эмоционального состояния, отраженного в этих произведениях. Все в тающей дымке Здесь мало услышать,Здесь вслушаться нужно,Чтоб в душу созвучьяНахлынули дружно.Чтоб вдруг отразилиПрозрачные водыВсю прелесть застенчивойРусской природы.Н.Рыленков Все в тающей дымке:Холмы, перелески.Здесь краски не яркиИ звуки не резки.Здесь медленны реки,Туманны озёра,И все ускользаетОт беглого взора.Здесь мало увидеть,Здесь нужно всмотреться,Чтоб ясной любовьюНаполнилось сердце. И.Левитан. Вечерний звон Совпадают ли образы природы: один, описанный в стихотворении, и другой, изображенный на картине? Все в тающей дымкеВсе в тающей дымке:Холмы, перелески.Здесь краски не яркиИ звуки не резки.Здесь медленны реки,Туманны озёра,И все ускользаетОт беглого взора.Здесь мало увидеть,Здесь нужно всмотреться,Чтоб ясной любовьюНаполнилось сердце.Здесь мало услышать,Здесь вслушаться нужно,Чтоб в душу созвучьяНахлынули дружно.Чтоб вдруг отразилиПрозрачные водыВсю прелесть застенчивойРусской природы.Н.Рыленков И.Левитан. Вечерний звон Неведомому другуСолнечно-росистое это утро, как неоткрытая земля, неизведанный слой небес, утро такое единственное, никто еще не вставал, ничего никто не видел, и ты сам видишь впервые. Допевают свои весенние песни соловьи, еще сохранились в затишных местах одуванчики, и, может быть, в сырости черной тени белеет ландыш. Соловьям помогать взялись бойкие летние птички. Всюду беспокойная трескотня дроздов, и дятел очень устал искать живой корм для своих маленьких, присел вдали от них на суку просто отдохнуть. Вставай же, друг мой! Собери в пучок лучи своего счастья, будь смелей, начинай борьбу, помогай солнцу! Вот слушай, и кукушка взялась тебе помогать. Гляди, лунь проплывает над водой: это же не простой лунь, в это утро он первый и единственный, и вот сороки, сверкая росой, вышли на дорожку. Это утро единственное, ни один человек его еще не видел на всем земном шаре: только видишь ты и твой неведомый друг.И десятки тысяч лет жили на земле люди, копили, передавая друг другу, радость, чтобы ты пришел, поднял ее, собрал в пучки ее стрелы и обрадовался. Смелей же, смелей!И опять расширится душа: елки, березки, - и не могу оторвать своих глаз от зеленых свечей на соснах и от молодых красных шишек на елках. Елки, березки, до чего хорошо! М. Пришвин Художественно-творческие задания Подготовьте компьютерную презентацию на тему «Пейзаж в литературе, музыке, живописи». Обоснуйте свой выбор художественных произведений. Представьте себя звукорежиссером, подберите знакомые вам музыкальные сочинения, которыми можно озвучить представленные выше литературные произведения. Прочитайте их под эту музыку. Запишите в тетрадь в прозаической или поэтической форме впечатления от какого-либо природного явления, которое поразило вас своей красотой. ПЕЙЗАЖ – ПОЭТИЧНАЯ И МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ Алексей Гаврилович Венецианов (1780-1847) На пашне. Весна, 1820 Спящий пастушок, 1823-24 На жатве. 1820 Карл Павлович Брюллов (1799 - 1852) Путешествие в Грецию. Камиль Коро. Порыв ветра Воспоминание о Мортефонтене. 1864 Клод Моне. Впечатление, восход солнца. 1873:: Клод Моне. Руанский собор ЗРИМАЯ МУЗЫКА И. Левитан. Весна. Большая вода Вот какими словами описал свои впечатления от картины знаток русской живописи М. Алпатов:«Тонкие, как свечки, по-девичьи стройные березки выглядят, как те самые, которые искони воспевались в русских песнях. Отражение березок в прозрачной воде как бы составляет их продолжение, их отголосок, мелодическое эхо, они растворяются в воде своими корнями, их розовые ветви сливаются с голубизной неба. Контуры этих гнутых березок звучат подобно нежной и грустно-жалобной свирели, из этого хора вырываются отдельные голоса более могучих стволов, всем им противопоставлен высокий ствол сосны и густая зелень ели». Отчего простой русский пейзаж, отчего прогулка летом в России, в деревне, по полям, по лесу, вечером в степи, бывало, приводили меня в такое состояние, что я ложился на землю в каком-то изнеможении от наплыва любви к природе, тех неизъяснимо сладких и опьяняющих впечатлений, которые навевали на меня лес, степь, речка, деревня вдали, скромная церквушка, словом, всё, что составляло убогий русский родимый пейзаж? Отчего все это? П. Чайковский Петр Ильич Чайковский(1840-1893) Василий Поленов. Золотая осень. 1893 Исаак Левитан. Золотая осень. 1895 И. Левитан. Золотая осень. Слободка. 1889 год И. Левитан. Осенний день в Сокольниках. 1879 К.Васильев. Осень Яна Кучеева. Осенняя охота Головин Константин. Осенняя охота. Домашнее задание Подберите репродукцию картины-пейзажа, найдите к ней музыкальные и литературные примеры, оформите в виде презентации.










Все в тающей дымке Здесь мало услышать, Здесь вслушаться нужно, Чтоб в душу созвучья Нахлынули дружно. Чтоб вдруг отразили Прозрачные воды Всю прелесть застенчивой Русской природы. Н.Рыленков Все в тающей дымке: Холмы, перелески. Здесь краски не ярки И звуки не резки. Здесь медленны реки, Туманны озёра, И все ускользает От беглого взора. Здесь мало увидеть, Здесь нужно всмотреться, Чтоб ясной любовью Наполнилось сердце.




Совпадают ли образы природы: один, описанный в стихотворении, и другой, изображенный на картине? Все в тающей дымке Все в тающей дымке: Холмы, перелески. Здесь краски не ярки И звуки не резки. Здесь медленны реки, Туманны озёра, И все ускользает От беглого взора. Здесь мало увидеть, Здесь нужно всмотреться, Чтоб ясной любовью Наполнилось сердце. Здесь мало услышать, Здесь вслушаться нужно, Чтоб в душу созвучья Нахлынули дружно. Чтоб вдруг отразили Прозрачные воды Всю прелесть застенчивой Русской природы. Н.Рыленков И.Левитан. Вечерний звон


Неведомому другу Солнечно-росистое это утро, как неоткрытая земля, неизведанный слой небес, утро такое единственное, никто еще не вставал, ничего никто не видел, и ты сам видишь впервые. Допевают свои весенние песни соловьи, еще сохранились в затишных местах одуванчики, и, может быть, в сырости черной тени белеет ландыш. Соловьям помогать взялись бойкие летние птички. Всюду беспокойная трескотня дроздов, и дятел очень устал искать живой корм для своих маленьких, присел вдали от них на суку просто отдохнуть. Вставай же, друг мой! Собери в пучок лучи своего счастья, будь смелей, начинай борьбу, помогай солнцу! Вот слушай, и кукушка взялась тебе помогать. Гляди, лунь проплывает над водой: это же не простой лунь, в это утро он первый и единственный, и вот сороки, сверкая росой, вышли на дорожку. Это утро единственное, ни один человек его еще не видел на всем земном шаре: только видишь ты и твой неведомый друг. И десятки тысяч лет жили на земле люди, копили, передавая друг другу, радость, чтобы ты пришел, поднял ее, собрал в пучки ее стрелы и обрадовался. Смелей же, смелей! И опять расширится душа: елки, березки, и не могу оторвать своих глаз от зеленых свечей на соснах и от молодых красных шишек на елках. Елки, березки, до чего хорошо! М. Пришвин


Художественно-творческие задания Подготовьте компьютерную презентацию на тему «Пейзаж в литературе, музыке, живописи». Обоснуйте свой выбор художественных произведений. Представьте себя звукорежиссером, подберите знакомые вам музыкальные сочинения, которыми можно озвучить представленные выше литературные произведения. Прочитайте их под эту музыку.






Алексей Гаврилович Венецианов Алексей Гаврилович Венецианов () На пашне. Весна, 1820


Спящий пастушок, На жатве. 1820


Карл Павлович Брюллов Карл Павлович Брюллов () Путешествие в Грецию.






Клод Моне. Впечатление, восход солнца::






И. Левитан. Весна. Большая вода Вот какими словами описал свои впечатления от картины знаток русской живописи М. Алпатов: «Тонкие, как свечки, по-девичьи стройные березки выглядят, как те самые, которые искони воспевались в русских песнях. Отражение березок в прозрачной воде как бы составляет их продолжение, их отголосок, мелодическое эхо, они растворяются в воде своими корнями, их розовые ветви сливаются с голубизной неба. Контуры этих гнутых березок звучат подобно нежной и грустно-жалобной свирели, из этого хора вырываются отдельные голоса более могучих стволов, всем им противопоставлен высокий ствол сосны и густая зелень ели».