Достижение равновесия в композиции. Закономерности композиционного построения - закон

Если основной мотив композиции помещается в ее геометрическую середину, а справа и слева образуются две стороны, имеющие одинаковую длину, мы имеем дело с симметричной композицией.

Если основной мотив расположен не в центре, и получаются разные длины сторон по его краям, то получаем асимметричную композицию.

Рассмотрим сначала симметричное построение и некоторые правила его выполнения.

Принцип образования симметричной композиции Ось композиции - подразумеваемая вспомогательная линия - должна проходить через ее геометрическую середину. Она же является одновременно и осью симметрии. Оптический центр тяжести должен находиться на оси, а значит и основной мотив композиции должен обязательно находиться на этой вспомогательной линии. Он и будет зрительно разделять саму композицию на две половины.

Симметрия бывает:

* зеркальная (материал зеркально расставлен относительно оси), (рис.1) * зрительная (оптическая - добиваемся при помощи схожих цветовых решений, ставим при этом различный материал), (рис.4) *вертикальная, (рис.1) *горизонтальная, (рис.4) * радиальная или лучевая (чаще наблюдается в круглых работах, например венках), (рис.2 и 3)

симметрия при постановке нескольких работ, так называемая групповая симметрия (работы расположены на одинаковом расстоянии, могут иметь похожее расположение материала)



Все, что находится на одной стороне, должно повторятся на другой стороне, иметь одинаковый цвет и вид, распространяться на равное расстояние от оси группы и быть на равной высоте и глубине.

Эта

Эта гармоничность должна быть действенна оптически. Внешний вид справа должен соответствовать внешнему виду слева, хотя фактически число цветов в цветочной композиции на разных сторонах может быть различно. Например, наше лицо, как нам кажется, имеет совершенно одинаковые половинки, но если мы присмотримся, мы обнаружим определенные различия.

Воздействие и применение симметричного построения

Симметричное построение называется еще строгим или архитектурным.

Симметричная композиция легко понимается, воздействует ясно и строго, как геометрическая фигура. Таким образом, она олицетворяет что-то ясное и измеримое, статически спокойное и архитектурное. Синонимами для нее являются: замкнутость, концентрация, спокойствие, достоинство, строгость, торжество.

Поэтому принцип симметрии является подходящим для торжественного или официального случая, украшения церковного праздника, декораций сцены для праздников.

Флористы используют следующие симметричные средства композиций: формовые деревья, гирлянды, цветочные колонны или цветочные пирамиды, декоративные аранжировки и даже цветочные стены.

Если флорист хочет смягчить строгость симметричного построения, он может использоваться более свободные отдельные мотивы, более светлые и нежные цвета, изящно свисающие формы.

Композиции, выполненные в декоративном стиле, имеют геометрически ясные очертания и отвечают требованиям ясности и простоты, даже если выполнены в декоративном стиле и имеют капле-, куполо - и конусообразную форму.

Форма-линейно-экспозиции крайне редко бывают симметричными, но в этих редких случаях они действуют необычно и притягательно. Так как симметрия имеет правильное воздействие только в центральной перспективе, композиции должны устанавливаться соответственно.

Симметрия внутри группы В центре - главный элемент, вспомогательные - на равном расстоянии о главного. Может получаться 2 оси симметрии.

Асимметрия В отличии от строгого порядка симметрии, асимметрия называется свободным порядком. Хотя свобода и непринужденность на самом деле мнимая. Флорист должен обязательно знать правило баланса и уметь его применять, а поэтому создание асимметричных композиций оказывается более сложным, чем симметричных.

Принципы создания асимметричной композиции Первый, и самый важный принцип - основной мотив нельзя разместить на геометрической середине композиции, иначе получится симметричная группа. В большинстве случаев основной мотив размещают в правую или левую треть основной площади.

Между геометрической серединой и основным мотивом или на самом основном мотиве лежит ось всей группы с ее центром тяжести. Она может быть установлена только чувственно, а не геометрически, как при симметричной структуре. Все части, которые дополняют основной мотив, являются разными по виду, высоте и глубине. Рядом с главной частью расположена второстепенная, а на другой стороне группы - третья часть, которая изображает оптическое весовое равновесие. Здесь действует закон рычага, и поэтому чем меньше и, соответственно, легче изображен противоположный основному мотив, тем дальше он должен быть поставлен, чтобы соблюдался баланс всей группы в целом.

Баланс может регулироваться следующими способами:

Изменением оптического веса основной или второстепенных частей

Удалением или приближением части к групповой оси

К трем основным элементам могут быть добавлены и другие связующие части экспозиции.

Основная фигура асимметрии - это неравносторонний треугольник, который объединяет три мотива. Во всех асимметричных структурах - от маленьких подставок до больших цветочных декораций - он играет большую роль.

Воздействие асимметричной структуры Принцип асимметрии, как уже сказано выше, называется еще свободным порядком, так как флорист может группировать экспозицию без строгой закономерности. Ее части смотрятся вместе как собранные непринужденно.

Создать асимметричную экспозицию достаточно сложно, так как далеко не все в ней подчинено строгим правилам геометрии. Наблюдатель часто может находить ее прекрасной, не понимая, что именно вызывает такие чувства. Это делает асимметричную группу привлекательной, и фантазия имеет здесь неограниченную возможность.

Воздействие асимметричных композиций хрупкое, свободное, непринужденное, случайное. Так как каждая часть неповторима, различия становятся более видимыми и эффектными, чем в симметрии. Чувствуется движение, действие и противодействие, созвучие. Поэтому асимметрия имеет что-то общее с сущностью всего живого материала экспозиции.

Таким образом, оживленность и развитие, свобода и разнообразие цветов и растений в асимметричных группировках выражаются лучше, чем в симметричных. Это воздействие можно усилить богатством комбинаций цветов с мягкими тонами, или применением графических форм.

Смягчить асимметрию можно с помощью ясного одного - или двухцветия, или посредством симметрично оформленных отдельных частей.

Применение асимметричной структуры Она используется для всех вегетативных, форма-линейных стилей. Асимметричные группировки позволяют взгляду свободно перемещаться по всем частям экспозиции, в то время как симметричная группа приковывает взгляд к середине.

В больших декорациях, тематических экспозициях асимметрию используют в том случае, если есть веселый, жизнерадостный или романтический повод. А в траурной композиции ее можно использовать только в том случае, если хотят подчеркнуть личность умершего.

ДОСТИЖЕНИЕ РАВНОВЕСИЯ В КОМПОЗИЦИИ

Асимметрия композиции


Проблемы композиции, ее закономерности, приемы, средства выражения и гармонизации всегда были и остаются актуальными для всех тех, кто занимается творчеством. В любом виде искусства для создания художественного образа гармонии, архитекторы, живописцы, скульпторы, художники-конструкторы, дизайнеры используют способ достижения единства и выразительности - принцип симметрии. В искусстве симметрия усвоена симметрично устроенными формами: элементы композиции расположены ровно, без особого отклонения от вертикали либо горизонтали.

Что бы говорить об асимметрии, необходимо узнать, что такое симметрия.

Симметрия - одинаковое расположение равных частей по отношению к плоскости или линии. Она относится к числу наиболее сильных средств организации формы. Симметричность строения воспринимающих органов является одной из причин ее активного воздействия на восприятие. Простейший вид симметрии - зеркальная симметрия, симметрия левого и правого. В этом случае одна половина формы является как бы зеркальным отражением другой. Воображаемая плоскость, делящая форму на две равные части, называется плоскостью симметрии.

Симметрия объединяет композицию. Расположение главного элемента на оси подчеркивает его значимость, усиливая соподчиненность частей. Каждая деталь в симметричной системе существует как двойник своей обязательной паре, расположенной по другую сторону оси, и благодаря этому она может рассматриваться лишь как часть целого. Значение общего здесь снижает действенность отдельных элементов.

С точки зрения математических понятий асимметрия - лишь отсутствие симметрии. Если композиция построена асимметрично, то она, как правило, не симметрична, и, наоборот, если композиция симметрична, то она, как правило, не асимметрична. Это вполне доказывает, что симметрия и асимметрия являются взаимно обусловленными правилами композиции.

Асимметрия (от древнегреческого asymmetria - несоразмерность) по структуре своей противоположна явлению симметрии. Если симметричное расположение изображаемых предметов в живописи, рисунке, декоративном панно, фреске, плакате, в барельефе, скульптурной группе создает впечатление композиционного равновесия и порою почти зеркальной схожести левой и правой частей произведения, то в асимметричной композиции равновесие достигается введением пространственных пауз между предметами, которые при этом либо приближаются друг к другу, либо отдаляются. Равновесие достигается и через противопоставление больших и малых форм, контрастов темного и светлого, яркого и приглушенного по цвету.

В асимметричной децентрализованной композиции иногда равновесие сознательно ослабляется или даже совсем отсутствует, например в тех случаях, когда смысловой центр находится ближе к одной из сторон композиции, а другая ее часть менее загружена. Если сюжет раскрывается через контрасты положений, контрасты социальные и психологические, характеризующие главного героя или группировки фигур, расположенных друг от друга на расстоянии, то внешне кажется, что они расчленяют композицию по принципу симметрии. На самом же деле двучастное противопоставление образует единство противоположностей, которое придает равновесие композиции.

Примерами асимметричного построения с достижением равновесия композиции могут служить такие полотна, как "Последний день Помпеи" К.П. Брюллова, "На старом уральском заводе" Б.В. Иогансона, "Раздолье" А.А. Дейнеки и многие, многие другие.


"Раздолье" А.А. Дейнека


На картине "Раздолье" изображены девушки-спортсменки, бегущие снизу, от реки, вверх, по крутому высокому берегу. На втором и дальних планах открываются широкие дали пейзажа средней полосы России. Стремительный порыв, объединяющий бегущих девушек, создает впечатление ритма и динамичности композиции. Степень интенсивности движения нарастает из глубины и наиболее активно проявляется на переднем плане. Бесспорно, что композиция не симметричная. Чередование же светлых фигур с элементами пейзажа уравновешивает динамичную композицию, воспринимаемую цельным и ритмичным произведением.


"На старом уральском заводе" Б.В. Иогансон "Последний день Помпеи" К.П. Брюллов


Асимметрия это один из способов достижения равновесия. Достижение равновесия является одним из самых значимых этапов при построении ассиметричной композиции и часто при этом руководствуются интуитивным чувством равновесия. Равновесие может достигаться противопоставлением размеров, форм пятен цвета и тени.

Чтобы понять, что такое равновесие можно представить механические весы.

В данном случае работает закон симметрии. Слева и справа на весах на одинаковом расстоянии симметрично расположены два предмета одинаковой формы и размера. Они создают равновесие.

Асимметрия нарушит это равновесие. И если один из объектов будет больше, то он попросту перевесит меньший.

Однако возможно уравновесить эти объекты, добавив в композицию что-нибудь, в качестве противовеса. Асимметрия при этом сохранится:

Так же добиться равновесия при асимметрии можно будет, перевесив больший предмет ближе к центру:

Асимметричная композиция может складываться из симметричных частей, связи между которыми не подчиняются закономерностям симметрии. Такой характер имеют и многие природные формы - симметрии подчинены части, целое асимметрично (пример - листья и дерево в целом). Асимметричные композиции в процессе развития возникли как воплощение сложных сочетаний жизненных процессов и условий окружающей среды. Конкретные формы таких композиций вырастают как результат неповторимого сочетания факторов. Асимметрия поэтому индивидуальна, в то время как в самом принципе симметрии заложена общность, признак, связывающий все сооружения, имеющие симметрию данного типа. Соподчиненность частей - основное средство объединения асимметричной композиции.

Заключение


Асимметрия в искусстве как художественный приём, вносящий в композицию разнообразие и динамику, характерна для искусства барокко, рококо, романтизма; в китайском, японском, корейском искусстве и в живописи импрессионизма. Асимметрия композиции создаёт эффект непринуждённости, естественной случайности (импрессионизм), а в искусстве стиля "модерн" усиливает элементы непринуждённости, естественной случайности, гротескность и причудливость образа.

Симметрия

В любом виде искусства значительное место занимает симметрия - средство создания художественного образа, создании гармонии. Симметрия является одним из важных средств достижения единства и художественной выразительности композиции в художественном проектировании. С симметрией человек встречается повседневно в природе и технике, она проходит через всю многовековую историю человеческого творчества, ее широко используют архитекторы, живописцы, скульпторы, художники-конструкторы, инженеры и даже техники, биологи, химики и т. д.

Симметрия, которую человек раскрыл и осмыслил в творениях природы, становилась для него постепенно своеобразной нормой прекрасного. Он начинал сознательно использовать ее уже как средство гармоничной организации формы. Именно как средство композиции симметрия прошла длинный путь развития - от строжайшей канонизации (во многих восточных культурах) до такой свободной трактовки (например, в эпоху Возрождения), когда следует говорить скорее о сложном композиционном равновесии при сохранении за симметрией роли организующего начала.

Человек уже на заре цивилизации имел представление о симметрии, по ее законам строил свои сооружения, изготовлял предметы быта и все это определялось не только практическими требованиями, но в какой-то мере и эстетическими. Мощные, торжественные египетские храмы, светлые по образу древние греческие строения, знаменитые римские форумы и триумфальные арки - все эти сооружения симметричны. В прикладном искусстве это различные вазы, чайные и кофейные сервизы, многие украшения. Многочисленные примеры строгой симметрии можно найти в расположении средств и элементов художественно-политического оформления, Древние греки полагали, что Вселенная симметрична просто потому, что симметрия прекрасна. Исходя из соображений симметрии, они высказали ряд догадок. Так, Пифагор (V век до н. э.), считая сферу наиболее симметричной и совершенной формой, делал вывод о сферичности Земли и о ее движении по сфере. Идея симметрии часто являлась отправным пунктом в гипотезах и теориях ученых прошлых веков, веривших в математическую гармонию мироздания и видевших в этой гармонии проявление божественного начала. Для древнерусской архитектуры, например, не характерна канонизация симметрии, и многочисленные отступления словно призваны связать форму храма с природой. Натолкнув человека на мысль об использовании симметрии для организации предметных форм, природа подсказала ему и возможность отступления от строгого закона. Ведь в формах самой природы постоянно встречаются подобные отступления: одна клешня краба или рака заметно больше другой, «рисунок» зебры не повторяется на двух половинах ее тела и т. д. Известный математик Генрих Вейль глубоко исследовал симметрию как математическую закономерность. «Симметрия - в широком или узком смысле в зависимости от того, как вы определите значение этого понятия,- является той идеей, посредством которой человек на протяжении веков пытался постичь и создать порядок, красоту и совершенство» .

Понятие симметрия не ограничивается симметрией объектов. Оно распространяется также на физические явления и управляющие ими физические законы. Именно симметрия позволяет нам охватить самые разнообразные тела с единых позиций. Слово «симметрия» в переводе с греческого означает «соразмерность».

Симметрия - одно из наиболее ярких и наглядно проявляющихся свойств композиции, средство, с помощью которого организуется форма предмета (зданий, машин, станков, бытовых приборов и т. п.) или композиции, где элементы расположены правильно относительно плоскости, оси или центра. В симметрии очень широк диапазон возможностей и аспектов художественной выразительности. Придавая композиции торжественность, равновесие и порядок, симметрия не мешает в то же время выражению экспрессии и динамике формы.

При повороте фигуры вокруг центра, оси или плоскости симметричные элементы полностью совмещаются друг с другом. Существуют несколько видов симметрии.

Наиболее простой вид симметрии - зеркальный - основывается на равенстве двух частей фигуры, расположенных одна относительно другой как предмет и его отражение в зеркале. Воображаемая плоскость, которая делит такую фигуру пополам, называется плоскостью симметрии. Зеркальная симметрия широко распространена в предметах быта, сувенирных изделиях. Большинство симметрично решенных сооружений имеют зеркальную плоскость симметрии, как, например, Адмиралтейство в Санкт-Петербурге.

Другой тип симметрии - осевая симметрия - связана с вращательным движением и повтором элементов вокруг оси симметрии, т. е. линии, при повороте вокруг которой фигура может неоднократно совмещаться сама с собой. Осевая симметрия встречается реже. Она характерна для центричных композиций: осветительной арматуры, стиральных машин, турбин. Примером осевой симметрии могут служить круглые храмы, различные беседки, ротонды. В наше время - здания цирка, многие спортивные сооружения, павильоны выставок.

Характерной разновидностью является винтовая симметрия, которая получается в результате винтового движения точки или линии вокруг неподвижной оси. Винтовая симметрия обычно применяется в элементах различного рода машин, станков, самолетов, пароходов.

Асимметрия и симметрия имеют в формах природы различную силу звучания. Как говорит Г. Вейль, «...геометризованное понятие зеркальной симметрии начинает растворяться в смутном понятии уравновешенности (нем. Ausgewogenheit), понятии гармонического творения...» . При конструировании постоянно приходится сталкиваться с самыми различными проявлениями симметрии, в том числе и с такими, которые Вейль как математик, привыкший к точному языку математического выражения, называет смутным понятием уравновешенности .

Симметрия и асимметрия помогают достигать художественной выразительности статичных и динамичных композиций. В художественном конструировании постоянно приходится сталкиваться с самыми различными проявлениями симметрии и асимметрии, потому что при их помощи устанавливается определенный порядок размещения форм, связанный с назначением предмета, с той работой, которую он должен выполнять и красотой самого предмета. Практика пластических искусств дает нам многочисленные примеры самого разнообразного использования симметрии и асимметрии. В одних случаях композиция приближается к абсолютной симметрии. В других, при наличии общей симметричной основы, прослеживается явная асимметрия деталей. В третьих, наоборот, асимметричная в целом композиция состоит из симметричных частей. И наконец, композиция может быть и в целом, и в деталях полностью асимметрична.

В творческой практике отклонения от симметрии встречаются значительно чаще, нежели чистая симметрии. Причем отклонения эти являются не столько результатом функциональных требований, сколько художественным приемом усиления образной выразительности композиции, ее жизненной убедительности. Часто эти приемы использовались в древнерусском искусстве, а также мастерами народного декоративного искусства. Используются и теперь.

Симметрия и асимметрия при правильном их использовании в композиции могут стать важнейшим средством решения объемно-пространственных задач и задач гармонизации форм.

Для того, чтобы провести анализ симметричной и асимметричной форм в природном и техническом аналогах, необходимо подобрать сходные не только по внешнему виду, но и по конструктивной обусловленности ярко выраженные образцы. При помощи осевых и формообразующих линий можно убедиться в том, что асимметричная форма для одних изделий столь же объективный результат решения функциональной задачи, каким для других является форма симметричная. Абсолютной симметрии и асимметрии в природе практически не существует. Что же касается формы станков, машин, приборов, различного оборудования, как правило, она неизбежно имеет некоторые отступления от симметрии, вызванные условиями их функционирования и особенностями конструкции.

Главное условие целостности асимметричной формы - это ее композиционная уравновешенность. Поэтому в ходе анализа таких форм прежде необходимо проверить их на условных композициях из геометрических тел.

Симметрия и асимметрия - два противоположных мето­да организации пространства.

Симметрией называют одинаковое расположение рав­ных частей по отношению к плоскости или линии.

Простейший вид симметрии - зеркальная симметрия. В этом случае одна половина композиции является как бы зер­кальным отражением другой. На чертежах плоскость симмет­рии изображается линией, поэтому ее часть называют осью симметрии.

Существует помимо зеркальной симметрии, симметрия центрально-осевая, винтовая, симметрия относительно диа­гонали.

Симметрия объединяет композицию. Расположение главного элемента на оси подчеркивает его значимость, уси­ливая соподчиненность частей. Красота симметричной композиции за­ключается в равновесии частей, статичности, законченности.

Нарушенную, частично расстроенную симметрию назы­вают дисимметрией . Дисимметрия широко распространена в живой природе. Человек также дисиметричен.

Незначительное изменение в симметричной композиции немедленно нарушает равновесие, привлекает внимание, соз­дает акцент. Часто нарушенную симметрию используют как художественное средство для получения острого эмоциональ­ною эффекта. Но эти «отклонения» требуют мастерство и чувство меры.

Противоположным симметрии методом построения и организации пространства является – асимметрия.

Единство, целостность является целью построения асимметричной композиции так же, как и симметричной. Но, в отличии от симметричной композиции, в асимметричной композиции необходимо достичь зрительного равновесия.

Асимметричная композиция более гибка по сравнению с симметричной, она дает возможность неповторимого сочета­ния элементов и поэтому всегда индивидуальна.

Рисунок 22- Симметрия, асимметрия


Рисунок 23- Симметрия, асимметрия

Рисунок 24- Симметрия, асимметрия

Рисунок 24- Симметрия, асимметрия


Рисунок 25- Симметрия, асимметрия


Рисунок 26- Симметрия, асимметрия


Рисунок 27- Рисунок в технике - гризайль


2 ФОРМИРУЕМЫЕ КОМПОЗИЦИИ

Владение рисунком, различными графическими смешанными техниками и умение использовать их в практике составления композиции, приёмами работы с цветом и цветовыми композициями, умение применять на практике приёмы гармонизации различных форм и структур при создании композиции.

Применять знание основ композиции в дизайне и для достижения художественной выразительности формы.

Умения и навыки творческой деятельности, творческое мышление, наглядно-образное мышление, творческое воображение, творческие качества личности, творческие способности, также – познавательная активность, мотивация к занятиям заданной творческой деятельности, направленность на достижение успеха в ней.

Устойчивая мотивация к творческой деятельности, овладение современной методологией творчества и применение её для генерирования нестандартных идей, решение реальных практических задач и выполнение их в заданные ограниченные сроки. Понимание междисциплинарной связи основных профессиональных и общепрофессиональных дисциплин.


3 ГРАФИЧЕСКИЙ АКЦЕНТ

Линия. Протяжённость и развитие на плоскости в одном координатном направлении. Основные виды линейных графических форм. Основные виды графических тональных форм. Хроматические и ахроматические цвета. Цветовой тон, светлота, насыщенность, тональность и цветовая гамма. Отношения площадей цветовых тонов. Зрительная удалённость. Теплота, мягкость, лёгкость. Активность и эмоциональное, психофизическое воздействие на зрителя.

Пластические композиционные средства. Развитие по трём направлениям – горизонтали, вертикали и глубине. Характеристика линейно-пластической формы: направление, открытость, расположение по координатным осям, конфигурация.

Плоскостная форма: текстура, фактура, рельеф, расположение в пространстве, силуэт.

Объёмная форма: скульптурный характер, геометрический вид, степень открытости.

Пространственная форма: движение в глубину, движение вокруг. Фронтально-пространственная композиция: конфигурация форм, ритмическое построение, графическо-пластическая моделировка. Объёмно-пространственная композиция: развитие пространственных элементов в трёх направлениях при соблюдении компактности, восприятие с разных сторон, зритель снаружи; планировочное мышление и пластическое моделирование.

Глубинно-пространственная композиция. Характер: развитие в глубину и восприятие изнутри. Степень открытости. Внешнее и внутреннее пространство. Планировка. Промежуточное членение. Графическо-пластическое моделирование.

Материал – натуральность, декоративность, однородность.

Нюанс - контраст

Характер пар средств гармонизации. Степень сходства и различия элементов композиции. Тождество и аналогия элементов.

Характеристика ньюанса. Слабое различие элементов композиции.

Характеристика контраста. Резкое различие элементов композиции. Полярность – полное различие элементов по всем их композиционным свойствам.

Статика – динамика

Зрительно и физически статичные формы. Стабильные: квадрат, прямоугольник, параллелепипед, положенный на широкое основание, куб, пирамида с квадратным основанием. Монументальный характер композиции из статичных форм.

Физически статичные, но зрительно динамичные формы. Впечатление неуравновешенности.

Зрительно статичные, но физически частично динамичные формы. Устойчивая основа, движущиеся элементы.

Зрительно и физически полностью динамичные формы.

Симметрия – асимметрия.

Расположение элементов композиции вокруг главной оси.

Виды симметричной композиции: зеркальная, осевая и винтовая.

Композиция с симметрией и асимметрией. Несколько осей композиции, расположенных в разных координатных направлениях.

Метр – Ритм

Метр – простейший порядок, основанный на повторении равных элементов. Такт, ритм, чередование, ясность, монотонность.

Ритм – усложнённый порядок чередования элементов композиции. Неравномерность изменения свойств элементов композиции. Свободное и строгое расположение элементов. Изменение величины элементов. Изменение интервалов между элементами. Сложный и простой ритмы. Развитие ритма в различных координатных направлениях. Ритмическая партитура композиции.

Студент должен понимать, что это не вообще творческое задание, а нужно дать чёткий практический ответ на заданную композиционную тему.

В работе исключаются слишком сложные по содержанию и форме, многоэлементные композиции. Это связано с тем, что студент должен не отвлекаться от решения простых учебных формальных задач, которые перед ним ставятся.

Таким образом, происходит освоение того, что лучше усваивается студентами. Эта учебная работа отличается от студийного творчества тем, что направлена на решение не сразу всех композиционных задач, а только отдельных и простых.

Вместе с тем – это живое композиционное творчество, позволяющее уже на этом этапе выразить индивидуальный вкус и эстетические предпочтения студента.

Одна из задач, стоящая перед студентом – раскрытие закономерностей и правил в восприятии композиции, которые служат ориентирами для построения любой композиции не исключающей художественное творчество и выражение собственной индивидуальности и стиля.


4 АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОГО ПРОЕКТА ПО ТЕМЕ «КОМПОЗИЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ (ЗАКОНЫ)»

Алгоритм выполнения курсового проекта:

1. Сбор тематического материала для раскрытия темы, аналогов.

2. Изучение материала, осмысление, систематизирование

3. Подбор материала по описанию способов и техник рисование акварелью

4. Подбор материала по описанию различных способов и техник графики

5. Описание манеры подачи, выбранной для выполнения курсового проекта;

6. Каждый эскиз поясняется текстом

7. Подготовить планшет,(40х60). Натянуть бумагу - ГОСТзнак

8. Провести компоновку на планшете

9. Выполнить проект на планшете

10. Пояснительная записка

· Титульный лист

· Введение - краткое изложение поставленных целей и задач;

· Раскрытие темы – описание закона, пояснение с приведением примеров

· Описание различных способов и техник графики и рисования акварелью

· Вставить эскизы выполненные в выбранной технике

· Заключение – достигнуты ли поставленные цели

· Глоссарий

· Список литературы

Перечень изображений, размещаемых на формате:

1. Размещение оригинала изображения по утвержденной компоновке формата

2. Выполнение копии в технике акварель оригинала изображения

3. Преобразование объекта на изображении в геометризированную фигуру во фронтальном виде для доказательства закона композиции

4. Выполнение обратного закона композиции в той же последовательности

5. Выполнение копии изображения в одной из техник графики

6. Выполнение копии изображения в технике гризайль

Работа над указанными заданиями должна носить поисково-творческий характер. Она не должна сводиться к прямому раскрытию выявленных в образцах типов-схем композиционного решения. Необходимо создание оригинальных композиций. Выполнению такой учебно-творческой работы способствует широкой использование самых разных средств и приемов построения композиции, но в строгих рамках решения отдельных композиционно-художественных задач. Только при таком использовании действительно развивается композиционное мышление и художественный вкус учащихся. Однако формальные композиции не должны быть усложнены настолько, чтобы отвлекать внимание студентов от сути их построения.

1. Разработка сценария для курсового проектирования, определение со стилевым направлением оформления курсового проекта;

2. Работа с литературой: поиск аналогов, подбор дополнительной литературы по рисунку и композиции и оформлению интерьеров;

3. Анализ и систематизация собранного материала;

4. Разработка материалов, фактур, покрытий для достижения поставленной цели;

5. Разработка цветового решения в композиции;

6. Оформление альбома работ по курсовому проекту;

7. Защита курсового проекта.


5 РАЗРАБОТКА СЦЕНАРИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ СО СТИЛЕВЫМ НАПРАВЛЕНИЕМ ОФОРМЛЕНИЯ КУРСОВОГО ПРОЕКТА

Разработка сценария для курсового проекта необходима для того, чтобы определиться с количеством рисунков для достижения раскрытия задания и компоновки планшета курсового проекта. Именно от этого зависит дальнейший смысл всего проектирования, так как, например, от количества рисунков, техник выполнения и цветового решения будет зависеть компоновка на планшете и последовательность подачи материала. Разработка сценария ведет к осмыслению всего проекта, представлению его в объемно-пространственном решении задолго до воплощения проекта в жизнь.

Что касается определения выбора техник подачи изображения, это также крайне важный момент перед началом собственно проектирования. Так как выбранная техника должна помочь раскрыть заданную тему, по-своему диктует композиционные условия, условия объемно-пространственного решения, цветового и т.д.


6 РАБОТА С ЛИТЕРАТУРОЙ: ПОИСК АНАЛОГОВ, ПОДБОР ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО РИСУНКУ И КОМПОЗИЦИИ И ОФОРМЛЕНИЮ ПРОЕКТА

Смысл поиска аналогов и технологий работы акварелью, различные виды график,а также готовых изображений картин художников заключается в том, что на данных примерах можно определиться как с видовой точкой будущего собственного изображения композиции, так и с наполнением различных способов выполнения работы для достижения поставленной цели. Также сбор аналогов необходим для пополнения приложения в пояснительной записке.

Для поиска необходимой информации можно подобрать несколько типов источников: специализированная литература; специализированные журналы и источники по рисунку и композиции; специализированная литература по отделочным материалам и фактурам материалов для интерьерных решений.

Сбор аналогов и нормативной документации необходимо иметь в распечатанном варианте, на формате А4.


7 АНАЛИЗ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ СОБРАННОГО МАТЕРИАЛА

Систематизацию собранного материала необходимо производить для того, чтобы при необходимости воспользоваться информацией для разработки того или иного пункта проектирования.

Систематизировать собранный материал необходимо следующим образом: распределить по разделам весь материал, разложить по файлам каждый из разделов материала и поместить в папку с файлами. В эту же папку будут вкладываться все последующие найденные материалы. Также в данную папку необходимо будет внести дополнительный раздел по разработке того или иного пункта проектирования, и, вкладывать в распечатанном виде все проектные решения для проведения консультаций.


8 РАЗРАБОТКА МАТЕРИАЛОВ, ФАКТУР, ПОКРЫТИЙ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ПОСТАВЛЕННОЙ ЦЕЛИ

Подбор материалов, фактур, покрытий необходимо выполнять в соответствии с заявленным стилевым направлением выполнения курсового проекта. Таким образом, крайне важно соблюдать цветовые параметры оформления рисунка. Что касается фактур поверхностей объектов используемых в композиции, то в этом вопросе также необходимо преследовать стилистическую идею композиции. К примеру, в композициях можно использовать гладкие поверхности дерева, покраски, керамических глазурованных кирпичей и т.д. также можно использовать текстуры натуральных материалов камня, кирпича, старой древесины. Что касается текстур, то их необходимо продумать на каменных поверхностях, старой древесины

Рисунок 28- Фактуры камня, дерева, воды

9 РАЗРАБОТКА ЦВЕТОВОГО РЕШЕНИЯ В КОМПОЗИЦИИ

Разработка цветового решения должна опираться на предыдущие выполненные задания согласно алгоритму, а также должна соответствовать композиционному решению задания. Запроектированный цвет должен быть проработан детально, на декоративных элементах интерьера, представленных рисунков.

На сдачу необходимо выполнить цветовую шкалу на каждую представленную композицию. Цветовая шкала представляет собой линейку, разделенную на определенное количество квадратов или прямоугольников. В них должно быть представлено цветовое решение материалов.


Рисунок 29- Пример цветовой палитры


Рисунок 30- Пример цветовой шкалы фактур используемых в представленных композициях.

10 ОФОРМЛЕНИЕ АЛЬБОМА РАБОТ ПО КУРСОВОМУ ПРОЕКТУ

Оформление работ выполняется в виде альбома с подшитыми листами каждого раздела выполненного проекта. Помимо всех выполненных чертежей необходимо подшить к листам титульный лист формата А4, где должно быть указано: наименование учебного заведения, вид работы (курсовой проект), наименование дисциплины, тема курсовой работы, ФИО студента, ФИО преподавателя, город, год.

Все эскизы по алгоритму выполнения курсового проекта должны быть оформлены в рамку и иметь архитектурный штамп.


11 ЗАЩИТА КУРСОВОГО ПРОЕКТА

Защита курсового проекта проводится в виде представления студентов своей работы, рассказе о ходе выполнения и устных ответов на вопросы.

Алгоритм защиты курсового проекта:

1. Название темы курсового проекта;

2. Описание стилистического направления, выбранного для выполнения курсового проекта;

3. Доказательство законов композиции представленных в курсовом проекте;

4. Описание основных художественных техник, используемые для раскрытия темы;

5. Описание объемно-планировочного решения;

6. Описание цветового, светового и пр. решения;

7. Заключение

Основные средства выражения художественного образа: форма, цвет, фактура;

Законы композиции и восприятия формы на плоскости и в пространстве: равновесие, единство и соподчинение, композиционный центр;

Средства гармонизации композиции: ритм, контраст, ньюанс, тождество, пропорции, масштаб;

Виды композиции: фронтальная, объёмная, глубинно- пространственная

Знать и ориентироваться в специальной литературе, как по профилю своего вида искусства, так и смежных областях художественного творчества;

Обладать знаниями основных закономерностей развития композиционных приёмов;

Знать и понимать специфику выразительных средств различных видов композиции;

Разрабатывать композиционную идею, основанную на концептуальном, творческом подходе к решению поставленной задачи;

Использовать возможные композиционные приемы гармонизации форм, структур, комплексов и систем;

Разрабатывать комплекс функциональных, композиционных решений от простых к сложным;

Применять полученные знания композиционных закономерностей

при создании композиции

Выполнять поисковые эскизы композиционных решений

Создавать художественный визуальный образ

Владеть практическими навыками различных видов изобразительного искусства.

Владеть рисунком, умением использовать рисунки в практике составления композиции и переработкой их в направлении проектирования любого объекта;

Владеть принципами выбора техники исполнения конкретного рисунка;

Разрабатывать проектную идею, основанную на концептуальном, творческом подходе к решению дизайнерской задачи;

Возможные приемы гармонизации форм, структур, комплексов и систем;

Разрабатывать комплекс функциональных, композиционных решений.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. С,Ф, Бойцов

2. «Комбинаторные идеи в дизайне» ТЭ 1983 №1

3. С,И,Борисов

4. «О некоторых вопросах теории композиции промышленных изделий»

5. Вакс и др. М. МАрхИ 1977»

6. «Основы композиции» ТЭ 1966 2

7. Волкотруб И.О.

8. «Основы комбинаторики в худ. конструировании «Кир» 1986»

Щучинский район



Разработала учитель ИЗО:

Окжетпесская СШ 200 8 г.

Планирование урока для __5___ класса

Тема урока: Симметрия и асимметрия (первый урок)

Цель урока: выполнить симметричную композицию в технике набивка.

Задачи урока:

ü образователь­ная: познакомить с симметрией и асимметрией в изображении предметов и закономерностями построения композиций; продолжить формирование ЗУН по техникам акварели;

ü воспитательная: формирование положительной мотивации к урокам ИЗО, формирование гуманных отношений (вежливость , дисциплинированность, ответственность);

ü развивающая: развивать интеллект (умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, выделять существенные признаки, выделять главное, переносить имеющие знания в новую ситуацию); общие умения (работа с инструментами); познавательный интерес (новизна знаний, обновление полученных знаний); речь (овладение терминологией).

Тип урока:

> урок изучения и первичного закрепления новых знаний;

> урок закрепления знаний;

> урок комплексного применения знаний;

> урок обобщения и систематизации знаний;

> урок оценки, проверки и коррекции знаний и др.

Методы обучения:

ü перцептивный аспект (передача знаний): словесные (рассказ, лекция, беседа), наглядные (демонстрация, иллюстрации, таблицы и др".), практические (упражнения, тесты, диктанты, контрольные и самостоятельные работы и др.;__________________________

ü гностический аспект (проблемно-поисковые, репродуктивные): иллюстративно - объясни­тельные, проблемные, эвристические (частично-поисковые), исследовательские мето­ды.______________________________________________________________________

ü управленческий аспект (характер, степень самостоятельности ученика в учебно-воспитательной деятельности); работа под управлением, самостоятельная деятельность,__

ü мотивационный аспект : игры. учебные дискуссии, неожиданность, занимательность, парадоксальность и т. п._________________________________________________________

ü аспект контроля: устный, письменный, фронтальный, групповой, индивидуальный, ито­говый, текущий, с применением ТСО, программированный, тестовый.

ТСО: наглядности, худ. материалы, терминокарты.

Понятия, термины: симметрия и асимметрия, композиция, техники акварели, а-ля прима, по-сырому, заливки, лессировка, пуантилизм, смешивание техник, контраст, тональный и цветовой контраст, контур.

План УРОКА

I. Организационный момент

Готовность учащихся к уроку.

II . Первичное введение материала с учетом закономерностей процесса познания

Подготовка учащихся к восприятию новых знаний.Актуализация техники запоминания (работа по терминокарте).

Посмотрите на кленовый лист, снежинку, бабочку. Что объединяет все эти изображения?

Найдите термин в терминокарте.

Их объединяет то, что они симметричны.

Термин “симметрия” по гречески означает “соразмерность, пропорциональность, одинаковость в расположении частей”.

Если поставить зеркальце вдоль прочерченной на каждом рисунке прямой, то отраженная на зеркале половинка фигуры дополнит ее до целой. Потому такая симметрия называется зеркальной (осевой). Прямая, вдоль которой поставлено зеркало, называется осью симметрии. Если симметричную фигуру сложить пополам вдоль оси симметрии, то ее части совпадут. “Зеркальная (осевая) симметрия”

Симметрия часто встречается в природе, в предметах созданных человеком. Симметричны практически все транспортные средства, предметы домашнего обихода (мебель, посуда), некоторые музыкальные инструменты.

(Рассказ сопровождается наглядной демонстрацией).

III . Определение темы урока учащимися

Выберите термин, который можно употреблять со словом симметрией в изобразительной грамоте.

Композиция (от лат. compositio)

Контраст

Контур - предмета.

IV . Постановка цели и задачи урока.

Учащиеся сами теперь определяют цель и задачи урока.

V . Усвоение новых знаний и способов деятельности путем решения проблемных задач

Мы рассмотрим ту симметрию, которую можно непосредственно видеть – симметрию форм, композиций.

Передача симметрии и асимметрии

1. РАФАЭЛЬ. Сикстинская мадонна

Художники разных эпох использовали симметричное построение картины. Симметричными были многие древние мозаики. Живописцы эпохи Возрождения часто строили свои композиции по законам симметрии. Такое построение позволяет достигнуть впечатления покоя, величественности, особой торжественности и значимости событий (ил. 1).

В симметричной композиции люди или предметы расположены почти зеркально по отношению к центральной оси картины (ил. 2).

Симметрия в искусстве основана на реальной действительности, изобилующей симметрично устроенными формами. Например, симметрично устроены фигура человека, бабочка, снежинка и многое другое. Симметричные композиции - статичные (устойчивые), левая и правая половины уравновешены.

2. Ф. ХОДЛЕР. Озеро Тан

3. В. ВАСНЕЦОВ. Бога

В асимметричной композиции расположение объектов может быть самым разнообразным в зависимости от сюжета и замысла произведения, левая и правая половины неуровновешены.

64: а. Симметричная композиция,

Композицию натюрморта или пейзажа легко представить в виде схемы, на которой ясно видно, симметрично или асимметрично построена композиция.

65: а. Симметричная композиция,

V . Показ образца учителем

Исполнение техники набивки. «Набивка»

VI . Самостоятельная работа учащихся.

Работа в группах (симметричная композиция с 2 осями симметрии).

IV . Мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти учебного материала

Дополнительный материал:

В работе акварельными красками очень важ­ ную роль играет вода. В акварели вода используется для того , чтобы сделать краску более жидкой или светлее . Чтобы сделать краску свет­лее, достаточно добавить в смесь большей воды, краска станет прозрачнее, а белая бумага, на которую ты положишь цвет, довершит эффект.

Существует четыре основных приёма работы акварелью.

Самый простой из них - «а-ля прима» (так называют его художники). Другими словами, цвет подбирается на палитре и после этого накладывается на соответст­ вующее место рисунка. Это тот способ, ко­ торым интуитивно пользуется всякий, взявший в руки акварель. Этот способ применяется и в гуаши.

Второй способ называется «лессировка».

Он заключается в том, что первоначально положенный цвет после просыхания обо­ гащается другими цветами, которые на­кладываются сверху.

Этот способ применим только в акваре­ ли, потому что большую роль играют здесь прозрачные свойства этих красок. Так, на­ ложением одного цвета на другой получа­ ется третий цвет.

Третий способ называется «пуанти­ лизм» (от французского слова «пуант» - точка). Это рисование разноцветными маз­ ками. Художники заметили однажды, что если чередовать разноцветные мазки, на­ пример, жёлтого и красного цвета, то из­ дали (или прищурясь) можно увидеть оранжевый цвет. Это оптическое смеши­ вание цветов. Рисуя мазками, ты можешь получить несложные, но очень яркие и тонкие по цвету рисунки.

Четвёртый способ - по сырой бумаге. Художники называют этот способ просто - «по-сырому». Заключается он в том, что бумага предварительно смачивается. Ри­ совать по ней нужно, когда она немного подвяла и утратила блеск, но ещё не вы­ сохла окончательно.

Смешивание техник

Ты можешь смешивать не только раз личные приёмы акварели. Многие техни ки поддаются смешиванию. Ты можешь, например, смешивать акварель и гуашь. Только в смешивании необходимо соблю дать последовательность: сначала вести работу в одной технике, а потом в другой. Принцип смешивания техник основан на их совместимости (например, нельзя ри совать пастелью по восковым мелкам), а также на взаимном дополнении одной техники другой.

Запомни: главная цель смешивания техник - это взаимно обогатить каждую из них, нарисовать в каж­ дой технике то, что нельзя нарисовать в другой.

Попытайся сочетать их, то есть использовать в работе две или три техники сразу, только делайте это не одновременно, а поочередно.

VIII Релаксация ( уменьшение напряжение, расслабление, воз­вращение состояния психологического равно­весия).

VII . Определение темы следующего урока

Результаты работ оцениваются словесным поощрением учителя и самооценкой.

Составьте из букв слова “СИММЕТРИЧНЫЙ” различные слова.

Аукцион «Продажа полотна».

(гречес.) - одинаковость в расположении частей от центральной оси, соразмерность, пропорциональность.

Асимметрия – нарушение симметричного строения у объектов, которым свойственно наличие симметрии.

Композиция (от лат. compositio) означает составление, соединение сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей.

Контраст - сильно выраженная противоположность.

Контур - линия, ограничивающая изображение формы предмета.

Техники акварели:

«а-ля прима» - живопись в один приём;

«лессировка» - наложение прозрачных сло­ ев краски поверх просохшего красочного слоя;

«пуантилизм» - живопись раздельными чёт­ кими мазками чистой краски;

«по-сырому» - живопись по сырой бумаге;

«заливка» - нанесение краски цветной каплей.

«набивка» - нанесение краски с помощью нажима на поролон.

Смешиванием техник называется использование разных техник в одной работе.