Гигиена в Средние века. История чистого тела. Гигиена в средневековой европе

Разные эпохи ассоциируются с разными запахами. Diletant. media публикует историю о личной гигиене в средневековой Европе.



Средневековая Европа, вполне заслуженно пахнет нечистотами и смрадом гниющих тел. Города отнюдь не походили на чистенькие павильоны Голливуда, в которых снимаются костюмированные постановки романов Дюма. Швейцарец Патрик Зюскинд, известный педантичным воспроизведением деталей быта описываемой им эпохи, ужасается зловонию европейских городов позднего средневековья.

Важнейшими результатами этого исследования были плотное слияние ванны и туалета и стандартизация размеров санитарных помещений. Внедрение вентиляционных каналов сделало излишним предрасположенность к внешнему открытию комнаты, омрачившему место отдыха, как ванная в самой неясной области квартиры: недолговечная традиция конца девятнадцатого века, вскоре вытесненная различными экономическими потребностями. Механика и сокращенное определение ванной в качестве среды, где гигиена в основном связаны с водой и где можно преодолеть проблемы эвакуации, оставили после Второй мировой войны переоценку обобщен.

Королева Испании Изабелла Кастильская (конец XV в.) признавалась, что за всю жизнь мылась всего два раза — при рождении и в день свадьбы.

Дочь одного из французских королей погибла от вшивости. Папа Климент V погибает от дизентерии.

Герцог Норфолк отказывался мыться якобы из религиозных убеждений. Его тело покрылось гнойниками. Тогда слуги дождались, когда его светлость напьется мертвецки пьяным, и еле-еле отмыли.

Несмотря на ограниченность размеров, ванная комната становится все более и более привилегированным пространством для представления внутреннего индивидуализма, благодаря обширному и разнообразному ассортименту сантехнических принадлежностей и аксессуаров, доступных на рынке. Периодически проводимые выборочные ярмарки, специализированные журналы и рекламные акции требуют разнообразной клиентуры с точки зрения предпочтений и покупательной способности, которые ежегодно подпитывают значительный объем бизнеса.

Первая программа, выполненная в ванной комнате в качестве домашнего пространства, исследует выразительные возможности промышленного дизайна для повышения эргономических особенностей фиксированной и подвижной мебели, а также для удовольствия глаз и прикосновения. Второй, в значительной степени ограничиваемый общественным измерением ванной комнаты, имеет тенденцию устранять - с помощью фотоэлектрических элементов и пультов дистанционного управления - любой вид контакта пользователя с ручками, кранами, сушилками, предлагающими элементарную и очищенную среду.

Чистые здоровые зубы считались признаком низкого происхождения


В средневековой Европе чистые здоровые зубы считались признаком низкого происхождения. Знатные дамы гордились плохими зубами. Представители знати, которым от природы достались здоровые белые зубы, обычно стеснялись их и старались улыбаться пореже, чтобы не демонстрировать свой «позор».

Но даже не подталкивая поиски на следы непримиримости самого передового дизайна или «гигиенического соблюдения навязчивой идеи», строительная продукция, обозначенная в других местах гомологичной практикой, как представляется, вкладывает свои собственные пластичность и фантастические запасы в пространства для гигиены и релаксации, все урок службы, который все больше сочетает в себе предложения по поставкам и дизайну. В самых востребованных предложениях проект открывается для предложений других живых культур, особенно из Япония, где тесная взаимосвязь между практикой купания и социальностью всегда обеспечивалась путем создания интимной и гостеприимной среды, которая может способствовать психофизическому благополучию человека.

В руководстве учтивости, изданном в конце XVIII века (Manuel de civilite, 1782) формально запрещается пользоваться водой для умывания, «ибо это делает лицо зимою более чувствительным к холоду, а летом к жаре».




Людовик ХIV мылся всего два раза в жизни — и то по совету врачей. Мытье привело монарха в такой ужас, что он зарекся когда-либо принимать водные процедуры. Русские послы при его дворе писали, что их величество «смердит аки дикий зверь».

Таким образом, в некоторых ресторанах принято, чтобы посетители собирали ванну перед едой. В японских традиционных домах ванная комната, отделенная от туалета, ранее была размещена в уединенном павильоне в саду. Гигиеническая практика повседневной жизни и длительный ритуал, обычно выполняемый в компании, проходили по краям ванны в качестве предварительного акта погружения: купальщики задыхались очень горячей водой, собранной в контейнере, и доставлялись наружу каналами, размещенными в пол. Правильная ванна традиционно понималась как в богатых городских жилищах, так и в скромных сельских домах, как практика расслабления в близости дома, разделяемая всей семьей.

Самих же русских по всей Европе считали извращенцами за то, что те ходили в баню раз в месяц — безобразно часто (распространенную теорию о том, что русское слово «смердеть» и происходит от французского «мерд» — «говно», пока, впрочем, признаем излишне спекулятивной).

Русские послы писали про Людовика XIV, что он «смердит аки дикий зверь»

В современных домах ванная комната, уменьшенная до минимального размера, содержит ванна, заключенная в пол, а шкаф, первоначально расположенный в павильоне с небольшим отверстием на частном саду в честь знаменитой сумеречной традиции, изобретателен в своей современной версии подоконников, покрытых гравием или мхом. обещание этой концепции в ее западном переводе - это, конечно, темы естественного освещения и окончательного пространственного разделения между различными гигиеническими функциями.

Если невозможно иметь дом для меры индивидуума, тем не менее это возможно, с общедоступным расходом, интимной средой человека.

Если это было любительское мнение, то ничего особенного, но в большинстве случаев, с большими претензиями, даже от медленно развивающихся мастеров и бакалавров. Поэтому такие ложные стереотипы все еще существуют в сознании массового потребителя в мире и в нашей стране.


Давно гуляет по анекдотам сохранившаяся записка, посланная имевшим репутацию прожженного донжуана королем Генрихом Наваррским своей возлюбленной, Габриэль де Эстре: «Не мойся, милая, я буду у тебя через три недели».

Наиболее типичная европейская городская улица была шириной в 7−8 метров (такова, например, ширина важной магистрали, которая ведет к собору Парижской Богоматери). Маленькие улицы и переулки были значительно уже — не более двух метров, а во многих старинных городах встречались улочки шириной и в метр. Одна из улиц старинного Брюсселя носила название «Улица одного человека», свидетельствующее о том, что два человека не могли там разойтись.

ПЕРВАЯ ЧАСТЬ. Для европейских бань. Переход между шумной и универсальной антикварной парилкой и их застенчивыми средневековыми преемниками длится несколько столетий. Как общественные места, бани упоминаются долгое время рядом с общественными домами, например, в знаменитом антихристианском трактате императора Джулиана «На пути к необразованным собакам». Трудно говорить о какой-либо существенной выгоде от этих проповедей, поскольку даже самые видные отцы церкви поддерживают любые сексуальные отношения.

В то же время Сократ Схоластик оставил нам свое восхищение епископом Сиссинием. Этого любимого духовного человека можно было только упрекнуть, потому что он дважды посещал ванны. Когда его спросили, почему он это сделал, он ответил дрожащим голосом: «Это баня два раза в день, потому что у меня нет времени делать это три раза». Не только епископ Сиссини был одержим магией теплой воды. В своей «Церковной истории» Евсевий Кесариани упоминает, что кто-то Мелитон был автором энтузиазма «На бани».




Ванная комната Людовика XVI. Крышка на ванной служила и для сохранения тепла, и одновременно столиком для занятий и еды. Франция, 1770

Моющих средств, как и самого понятия личной гигиены, в Европе до середины ХIХ века вообще не существовало.

Улицы мыл и чистил единственный существовавший в те времена дворник — дождь, который, несмотря на свою санитарную функцию, считался наказанием господним. Дожди вымывали из укромных мест всю грязь, и по улицам неслись бурные потоки нечистот, которые иногда образовывали настоящие реки.

Во всех византийских городах есть общественные бани, а в Константинополе и других крупных городах их несколько. Не все ванные являются наследием старых времен. Ванная настолько впечатлила своих сограждан, что мы находим, что она изображена в рамках большой мозаики с охотничьими сценами из богатого антиохийского пригорода Дафна. Изображение, которое было полностью сохранено, показывает большую структуру со сложной архитектурой, куполами и абсами с изысканными украшениями. Ванная комната Ардабурия напоминает сохранившиеся средневековые бани в Грузии, Армении и Центральной Азии.

Если в сельской местности рыли выгребные ямы, то в городах люди испражнялись в узеньких переулках и во дворах.

Моющих средств в Европе до середины ХIХ века не существовало


Но и сами люди были ненамного чище городских улиц. «Водные ванны утепляют тело, но ослабляют организм и расширяют поры. Поэтому они могут вызвать болезни и даже смерть», — утверждал медицинский трактат ХV века. В Средние века считалось, что в очищенные поры может проникнуть зараженный инфекцией воздух. Вот почему высочайшим декретом были упразднены общественные бани. И если в ХV — ХVI веках богатые горожане мылись хотя бы раз в полгода, в ХVII — ХVIII веках они вообще перестали принимать ванну. Правда, иногда приходилось ею пользоваться — но только в лечебных целях. К процедуре тщательно готовились и накануне ставили клизму.

Однако эти области из-за их относительной близости и консерватизма сохраняют многие византийские традиции не только в архитектуре, и это еще предстоит сказать много. Продолжающаяся интенсивная работа общественных бани, по крайней мере, до конца первого тысячелетия, несомненно, возможна в первую очередь из-за сохранившихся древних объектов водоснабжения. Их строительство может быть предоставлено только Римом, который заботится только о пригодности строительства и никогда не о тривиальности, как о его цене.

Естественный износ или преднамеренный ущерб водоснабжению - первый крупный удар по общественным купаниям. В 626 году, например, во время Араво-славянской осады Константинополя, прекратилось Великое водоснабжение Валентина, где огромный город опирался на водоснабжение. Поскольку деньги по-прежнему невелики, гидротехнические сооружения были отремонтированы только через полтора столетия, в 765 году. Из-за требовательного завышенного ремонта многие объекты водоснабжения византийских городов начали простаивать.

Все гигиенические мероприятия сводились только к легкому ополаскиванию рук и рта, но только не всего лица. «Мыть лицо ни в коем случае нельзя, — писали медики в ХVI веке, — поскольку может случиться катар или ухудшиться зрение». Что же касается дам, то они мылись 2 — 3 раза в год.

Большинство аристократов спасались от грязи с помощью надушенной тряпочки, которой они протирали тело. Подмышки и пах рекомендовалось смачивать розовой водой. Мужчины носили между рубашкой и жилетом мешочки с ароматическими травами. Дамы пользовались только ароматической пудрой.

Постепенно проблема водоснабжения становится главной проблемой для поздневизантийских городов. Новые акведуки и водохранилища вряд ли строятся. Жители городов, таких как Салоники, чьи древние объекты водоснабжения все еще активны, или горожане, которые умеют строить достаточно колодцев и водохранилищ с дождевой водой, счастливы.

Недавно построенные ванные комнаты появляются в монастырях как в Константинополе, так и в других местах империи. ВТОРАЯ ЧАСТЬ Болгарских бани Ванны в средневековой Болгарии, которые уже более 15, являются чрезвычайно сложными высокотехнологичными объектами. И это естественно - Болгария, как мощная средневековая империя, может позволить себе любую технологию, которая уже существует где-то. В каждой резиденции правителя - дворцы в Плиске, сегодняшняя деревня Пхукули Луи Соаре, в Велики Преславе - построены великолепные ванные комнаты, которые всегда состоят из двух этажей.

Средневековые «чистюли» часто меняли белье — считалось, что оно впитывает в себя всю грязь и очищает от нее тело. Однако к смене белья относились выборочно. Чистая накрахмаленная рубашка на каждый день была привилегией состоятельных людей. Вот почему в моду вошли белые гофрированные воротники и манжеты, которые свидетельствовали о богатстве и чистоплотности их владельцев. Бедняки не только не мылись, но и не стирали одежду — у них не было смены белья. Самая дешевая рубашка из грубого полотна стоила столько же, сколько дойная корова.

В подвале есть бойлер и подогрев полов. Над котельной находится паровая баня, которая предназначена для пота и тщательного растворения поры. Затем вымойте в теплой комнате, где есть небольшой бассейн с подогревом или ванна. Последующий полив с холодной водой происходит в третьей комнате. В ванных комнатах есть комнаты для хранения и раздевалки.

В более поздних ванных комнатах холодная комната, стены и даже ванна в ней начинают нагреваться. Последние нововведения характерны для бани христианских правителей в Первом болгарском королевстве. В конце Византии начали строиться общественные бани, хотя и со значительно меньшими размерами.

Христианские проповедники призывали ходить буквально в рванье и никогда не мыться, так как именно таким образом можно было достичь духовного очищения. Мыться нельзя было еще и потому, что так можно было смыть с себя святую воду, к которой прикоснулся при крещении. В итоге люди не мылись годами или не знали воды вообще. Грязь и вши считались особыми признаками святости. Монахи и монашки подавали остальным христианам соответствующий пример служения Господу. На чистоту смотрели с отвращением. Вшей называли «Божьими жемчужинами» и считали признаком святости. Святые, как мужского, так и женского пола, обычно кичились тем, что вода никогда не касалась их ног, за исключением тех случаев, когда им приходилось переходить вброд реки. Люди справляли нужду где придется. Например, на парадной лестнице дворца или замка. Французский королевский двор периодически переезжал из замка в замок из-за того, что в старом буквально нечем было дышать.

Дни купания строго расшифровываются в святилище. Согласно статуе королевской обители, Лива, например, четыре дня в году планируют купаться. Из этой информации Ефрема мы должны сделать вывод, что в позднем Византии купание один раз в неделю или реже было общепринято.

В средневековой Болгарии не было создано безопасных общественных баней из-за чрезвычайно низкого уровня пригородного обучения в наших средневековых городах. В маленьких деревнях в средневековой Болгарии есть ванные комнаты. архитектурный вид обычного дома. поэтому они не располагаются надежно. Для нескольких соседних домов или даже для всей деревни строится ванная комната. Это типичный путь для Восточной Европы решить проблему гигиены. Этот аспект средневековой повседневности не был учтен здесь, но дома с маленькой кухонной керамикой или вовсе не с очагом в середине, а не с печью или печью, в некоторых случаях можно интерпретировать именно как гигиенические объекты.




В Лувре, дворце французских королей, не было ни одного туалета. Опорожнялись во дворе, на лестницах, на балконах. При «нужде» гости, придворные и короли либо приседали на широкий подоконник у открытого окна, либо им приносили «ночные вазы», содержимое которых затем выливалось у задних дверей дворца. То же творилось и в Версале, например во время Людовика XIV, быт при котором хорошо известен благодаря мемуарам герцога де Сен Симона. Придворные дамы Версальского дворца, прямо посреди разговора (а иногда даже и во время мессы в капелле или соборе), вставали и непринужденно так, в уголочке, справляли малую (и не очень) нужду.

В течение средних веков процедуры ванны считаются мощным средством правовой защиты и рекомендуются во всех лекарственных и медицинских справочниках от оригами. Тучные люди рекомендуются, например, после потоотделения в ванне, втирать их тела травяной смесью из сушеных цитрусовых, люпина и розмарина. Слишком слабую следует протирать смесью дыни, тыквенного экстракта, бобовой муки и сушеных и насыщенных роз.

На самом деле мыло, вероятно, является первым западноевропейским продуктом, который выйдет на европейский рынок. Конечно, есть также местное производство, которое, однако, дороже. Похоже, что импорт мыла в Болгарии незначителен и предназначен только для нужд аристократии и королевского двора. На самом деле, средневековье незаслуженно ведет «самую негигиеничную» эпоху в истории. Истинное подозрение в чистоте происходит с Возрождением и Просвещением.

Известна история, как однажды к королю прибыл посол Испании и, зайдя к нему в опочивальню (дело было утром), попал в неловкую ситуацию — у него от королевского амбре заслезились глаза. Посол вежливо попросил перенести беседу в парк и выскочил из королевской спальни как ошпаренный. Но в парке, где он надеялся вдохнуть свежего воздуха, незадачливый посол просто потерял сознание от вони — кусты в парке служили всем придворным постоянным отхожим местом, а слуги туда же выливали нечистоты.

Туалетная бумага появилась только в конце 1800-х годов, а до тех пор люди пользовались подручными средствами. Богатые могли позволить себе роскошь подтираться полосками ткани. Бедные же использовали старые тряпки, мох, листья.

Туалетная бумага появилась только в конце 1800-х годов


Стены замков оборудовались тяжелыми портьерами, в коридорах делались глухие ниши. Но не проще ли было оборудовать какие-нибудь туалеты во дворе или просто бегать в тот, описанный выше, парк? Нет, такое даже в голову никому не приходило, ибо на страже традиции стояла… диарея. При соответствующем качестве средневековой пищи она была перманентной. Эта же причина прослеживается в моде тех лет (XII-XV вв.) на мужские штаны-панталоны состоящие из одних вертикальных ленточек в несколько слоев.

Методы борьбы с блохами были пассивными, как например палочки-чесалочки. Знать с насекомыми борется по своему — во время обедов Людовика XIV в Версале и Лувре присутствует специальный паж для ловли блох короля. Состоятельные дамы, чтобы не разводить «зоопарк», носят шелковые нижние рубашки, полагая, что вошь за шелк не уцепится, ибо скользко. Так появилось шелковое нижнее белье, к шелку блохи и вши действительно не прилипают.


Кровати, представляющие собой рамы на точеных ножках, окруженные низкой решеткой и обязательно с балдахином в средние века приобретают большое значение. Столь широко распространенные балдахины служили вполне утилитарной цели — чтобы клопы и прочие симпатичные насекомые с потолка не сыпались.

Считается, что мебель из красного дерева стала столь популярна потому, что на ней не было видно клопов.

В России в те же годы

Русский народ был на удивление чистоплотным. Даже самая бедная семья имела в своем дворе баню. В зависимости от того, как она топилась, парились в ней «по-белому» или «по-черному». Если дым из печи попадал через трубу наружу, то парились «по-белому». Если дым шел непосредственно в парную, то после проветривания стены окатывали водой, и это называлось париться «по-черному».




Был еще один оригинальный способ мыться — в русской печи. После приготовления еды стелили внутрь солому, и человек осторожно, чтобы не испачкаться в саже, залезал в печь. На стены плескали воду или квас.

Баня испокон века топилась по субботам и перед большими праздниками. В первую очередь мыться шли мужчины с ребятами и обязательно натощак.

Глава семейства готовил березовый веник, замачивая его в горячей воде, прыскал на него квасом, крутил над горячими камнями, пока от веника не начинал исходить душистый пар, а листья становились мягкими, но к телу не липли. И только после этого начинали мыться и париться.

Один из способов мыться в России — русская печь


Общественные бани строились в городах. Первые из них возводились по указу царя Алексея Михайловича. Это были обычные одноэтажные постройки на берегу реки, состоящие из трех помещений: раздевальни, мыльни и парной.

Мылись в таких банях все вместе: и мужчины, и женщины, и дети, вызывая изумление иностранцев, специально приезжавших поглазеть на невиданное в Европе зрелище. «Не только мужчины, но и девицы, женщины по 30, 50 и более человек, бегают без всякого стыда и совести так, как сотворил их Бог, и не только не прячутся от сторонних людей, прогуливающихся там, но еще и подсмеиваются им своею нескромностью», — писал один такой турист. Не менее удивляло приезжих, как мужчины и женщины, донельзя распаренные, выбегали голышом из очень жаркой бани и бросались в холодную воду реки.

Власти сквозь пальцы смотрели на такой народный обычай, хотя и с большим недовольством. Совсем не случайно в 1743 году появился указ, по которому в торговых банях запрещалось мужскому и женскому полу париться вместе. Но, как вспоминали современники, такой запрет оставался в большинстве своем на бумаге. Окончательное разделение произошло, когда стали строить бани, в которых предусматривались мужское и женское отделения.




Постепенно люди с коммерческой жилкой поняли, что бани могут стать источником неплохого дохода, и стали вкладывать в это дело деньги. Так, в Москве появились Сандуновские бани (их построила актриса Сандунова), Центральные бани (принадлежавшие купцу Хлудову) и целый ряд других, менее знаменитых. В Санкт-Петербурге народ любил бывать в Бочковских банях, Лештоковых. Но самые роскошные бани находились в Царском Селе.

От столиц стремилась не отстать и провинция. Почти в каждом из мало-мальски крупных городов были свои «Сандуны».

Яна Королева

Разные эпохи ассоциируются с разными запахами. Публикуем историю о личной гигиене в средневековой Европе. Средневековая Европа, вполне заслуженно пахнет нечистотами и смрадом гниющих тел. Города отнюдь не походили на чистенькие павильоны Голливуда, в которых снимаются...

Разные эпохи ассоциируются с разными запахами. Публикуем историю о личной гигиене в средневековой Европе.

Средневековая Европа, вполне заслуженно пахнет нечистотами и смрадом гниющих тел. Города отнюдь не походили на чистенькие павильоны Голливуда, в которых снимаются костюмированные постановки романов Дюма. Швейцарец Патрик Зюскинд, известный педантичным воспроизведением деталей быта описываемой им эпохи, ужасается зловонию европейских городов позднего средневековья.

Королева Испании Изабелла Кастильская (конец XV в.) признавалась, что за всю жизнь мылась всего два раза - при рождении и в день свадьбы.

Дочь одного из французских королей погибла от вшивости. Папа Климент V погибает от дизентерии.

Герцог Норфолк отказывался мыться якобы из религиозных убеждений. Его тело покрылось гнойниками. Тогда слуги дождались, когда его светлость напьется мертвецки пьяным, и еле-еле отмыли.

В средневековой Европе чистые здоровые зубы считались признаком низкого происхождения. Знатные дамы гордились плохими зубами. Представители знати, которым от природы достались здоровые белые зубы, обычно стеснялись их и старались улыбаться пореже, чтобы не демонстрировать свой «позор».

В руководстве учтивости, изданном в конце XVIII века (Manuel de civilite, 1782) формально запрещается пользоваться водой для умывания, «ибо это делает лицо зимою более чувствительным к холоду, а летом к жаре».



Людовик ХIV мылся всего два раза в жизни - и то по совету врачей. Мытье привело монарха в такой ужас, что он зарекся когда-либо принимать водные процедуры. Русские послы при его дворе писали, что их величество «смердит аки дикий зверь».

Самих же русских по всей Европе считали извращенцами за то, что те ходили в баню раз в месяц - безобразно часто (распространенную теорию о том, что русское слово «смердеть» и происходит от французского «мерд» - «говно», пока, впрочем, признаем излишне спекулятивной).

Давно гуляет по анекдотам сохранившаяся записка, посланная имевшим репутацию прожженного донжуана королем Генрихом Наваррским своей возлюбленной, Габриэль де Эстре: «Не мойся, милая, я буду у тебя через три недели».

Наиболее типичная европейская городская улица была шириной в 7−8 метров (такова, например, ширина важной магистрали, которая ведет к собору Парижской Богоматери). Маленькие улицы и переулки были значительно уже - не более двух метров, а во многих старинных городах встречались улочки шириной и в метр. Одна из улиц старинного Брюсселя носила название «Улица одного человека», свидетельствующее о том, что два человека не могли там разойтись.



Ванная комната Людовика XVI. Крышка на ванной служила и для сохранения тепла, и одновременно столиком для занятий и еды. Франция, 1770

Моющих средств, как и самого понятия личной гигиены, в Европе до середины ХIХ века вообще не существовало.

Улицы мыл и чистил единственный существовавший в те времена дворник - дождь, который, несмотря на свою санитарную функцию, считался наказанием господним. Дожди вымывали из укромных мест всю грязь, и по улицам неслись бурные потоки нечистот, которые иногда образовывали настоящие реки.

Если в сельской местности рыли выгребные ямы, то в городах люди испражнялись в узеньких переулках и во дворах.

Но и сами люди были ненамного чище городских улиц. «Водные ванны утепляют тело, но ослабляют организм и расширяют поры. Поэтому они могут вызвать болезни и даже смерть», - утверждал медицинский трактат ХV века. В Средние века считалось, что в очищенные поры может проникнуть зараженный инфекцией воздух. Вот почему высочайшим декретом были упразднены общественные бани. И если в ХV - ХVI веках богатые горожане мылись хотя бы раз в полгода, в ХVII - ХVIII веках они вообще перестали принимать ванну. Правда, иногда приходилось ею пользоваться - но только в лечебных целях. К процедуре тщательно готовились и накануне ставили клизму.

Все гигиенические мероприятия сводились только к легкому ополаскиванию рук и рта, но только не всего лица. «Мыть лицо ни в коем случае нельзя, - писали медики в ХVI веке, - поскольку может случиться катар или ухудшиться зрение». Что же касается дам, то они мылись 2 - 3 раза в год.

Большинство аристократов спасались от грязи с помощью надушенной тряпочки, которой они протирали тело. Подмышки и пах рекомендовалось смачивать розовой водой. Мужчины носили между рубашкой и жилетом мешочки с ароматическими травами. Дамы пользовались только ароматической пудрой.

Средневековые «чистюли» часто меняли белье - считалось, что оно впитывает в себя всю грязь и очищает от нее тело. Однако к смене белья относились выборочно. Чистая накрахмаленная рубашка на каждый день была привилегией состоятельных людей. Вот почему в моду вошли белые гофрированные воротники и манжеты, которые свидетельствовали о богатстве и чистоплотности их владельцев. Бедняки не только не мылись, но и не стирали одежду - у них не было смены белья. Самая дешевая рубашка из грубого полотна стоила столько же, сколько дойная корова.

Христианские проповедники призывали ходить буквально в рванье и никогда не мыться, так как именно таким образом можно было достичь духовного очищения. Мыться нельзя было еще и потому, что так можно было смыть с себя святую воду, к которой прикоснулся при крещении. В итоге люди не мылись годами или не знали воды вообще. Грязь и вши считались особыми признаками святости. Монахи и монашки подавали остальным христианам соответствующий пример служения Господу. На чистоту смотрели с отвращением. Вшей называли «Божьими жемчужинами» и считали признаком святости. Святые, как мужского, так и женского пола, обычно кичились тем, что вода никогда не касалась их ног, за исключением тех случаев, когда им приходилось переходить вброд реки. Люди справляли нужду где придется. Например, на парадной лестнице дворца или замка. Французский королевский двор периодически переезжал из замка в замок из-за того, что в старом буквально нечем было дышать.



В Лувре, дворце французских королей, не было ни одного туалета. Опорожнялись во дворе, на лестницах, на балконах. При «нужде» гости, придворные и короли либо приседали на широкий подоконник у открытого окна, либо им приносили «ночные вазы», содержимое которых затем выливалось у задних дверей дворца. То же творилось и в Версале, например во время Людовика XIV, быт при котором хорошо известен благодаря мемуарам герцога де Сен Симона. Придворные дамы Версальского дворца, прямо посреди разговора (а иногда даже и во время мессы в капелле или соборе), вставали и непринужденно так, в уголочке, справляли малую (и не очень) нужду.