Сценарий игровой программы по краеведению. Внеклассное мероприятие "краеведческая игра". И если патриот ты настоящий

МИЛЫЙ СЕРДЦУ КРАЙ

Игровая программа с элементами краеведения

ЦЕЛЬ:

    Подведение итогов воспитательной работы класса по теме «Край родной, навек любимый, где найдешь еще такой» за год

ЗАДАЧИ:

    Проверить эрудицию учащихся по теме воспитательной работы класса

    Воспитывать патриотические чувства к своей Малой Родине;

    Воспитывать доброжелательные отношения между учениками, умение работать в группах;

    Способствовать расширению кругозора;

    Развивать творческие способности, сообразительность, творческую активность,

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

Класс разделен на 2 команды, дано задание: каждая команда должна придумать название и эмблему соответствующие теме воспитательной работы класса.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Плакаты, воздушные шары, тесты, бумага, фломастеры, грамоты, подарки.

УЧАСТИНКИ:

6 класс, приглашенное жюри

РЕЗУЛЬТАТ:

Вручение грамот и подарков, фотографии и отзывы детей.

Люблю тебя в любое время года
Мое родное русское село
И в теплый день, в любую непогоду
С тобой всегда мне на душе светло.
Кивает мне знакомая береза,
И я в ответ ей "Здравствуй!" говорю,
Как хорошо мне, как по-русски просто
Жить в моем светлом, ласковом краю!

Дорогие мои ребята, уважаемые гости, сегодня у нас радостный и в тоже время немного грустный день, у нас с вами последний классный час, и я решила посвятить его конкурсной программе.

Для конкурсной программы нужны 2 команды, и, конечно же, жюри, а еще веселые и умные конкурсы! В жюри я пригласила известных вам людей, которые весь год принимают активное участие в жизни нашего класса – Щелкунова Ольга Юрьевна учитель нашей школы, Мельникова Светлана Николаевна – член родительского комитета.

И так, в нашей программе 7 конкурсов, за каждый конкурс выставляется определенное количество баллов, подведение итогов и чаепитие! Принимаем такой план?

Всем участникам желаю удачи!

    «Давайте познакомимся»

(название команды+эмблема, при оценивании учитывается отражение темы воспитательной работы класса, максимально 3 балла, на усмотрение жюри может быть дан дополнительный 1 балл)

    Разминка

(обе команды получают карточку со словом РОДИНА, за 2 минуты составить как можно больше новых слов из этого слова, сколько слов – столько баллов)

    «Битва воздушных шаров»

(у каждого участника привязан воздушный шар к ноге, вызываюся по одному человеку от команды, и по команде пытаются лопнуть шар соперника. Сколько лопнули шаров, столько и баллов, максимально 6)

    «Знаешь ли ты свой край?»

(тест, количество баллов соответствует количеству правильных ответов)

Тест «Знаешь ли ты свой край?»

    Протяженность реки Оять

(259-260 км)

    Народный промысел нашего села

(гончарный)

    Из чего образуется глина?

(из вулканического пепла)

    Перечислите все бывшие названия города Санкт-Петербург

(Петроград, Ленинград)

    Какой район Ленинградской области считается самым дальним?

(Подпорожский район)

    На территории нашего района находятся 3 монастыря, назовите их.

(Покрово-Тервенический, Введено-Оятский, Александро-Свирский)

    Сколько улиц в Алеховщине?

(22)

    В честь кого назван местный фестиваль бардовской песни «Владимирские Зори» (фамилия, имя, отчество)

(Романов Владимир Николаевич)

    В каком году принят официальный флаг Алеховщинского сельского поселения (подчеркнуть)

2009 2010 2011

    На какой улице нашего села до сих пор стоят купеческие дома

(Набережная улица)

    «Пуговкобанк»

    «Капитаны, капитаны….»

(каждый капитан должен дать ответ на 4 вопроса, вопросы разной сложности и чем сложнее вопрос, тем больше баллов за правильный ответ 2, 3,4,5 баллов)

    «Радуга дуга»

(я называю цвет, в команде находим такой цвет у участника и все хватаемся, если нет такого цвета, один участник из команды выбывает, игра до последнего участника, максимально 5 баллов)

Тренировка – черный.

Красный, синий, желтый, белый, коричневый, зеленый, серый.

    «Как курица левой лапой»

(по одному участнику от команды, желательно мальчика – разуться, снять носок и фломастером, зажатым в пальцах ноги, написать слово АЛЕХОВЩИНА, максимум 6 баллов)

А теперь дадим время жюри подвести итоги нашей конкурсной программе, и пока идет подсчет баллов небольшая игра «Эмоции» я даю каждому фразу как ее произносить написано на листочке.

«Ты самый лучший» - спокойно, с иронией, как другу, с любовью, с утверждением, вопрос.

«Мне понравилось» - спокойно, с вопросом, с иронией, с радостью, со злостью, с восторгом

А теперь все вместе «Я люблю свой класс и буду по всем скучать» - с любовью.

Молодцы! Спасибо!

А теперь важный момент, жюри слово вам.

Подведение итогов, оглашение результатов, вручение памятных подарков и грамот за работу.

А теперь, приглашаем всех к столу на праздничное чаепитие!

Действующие лица:

Ведущий,
Светлый дух реки (Водяница),
Темный дух реки (Вредняк)

Программа начинается с показа кадров документального фильма о Клязьме, сопровождающегося песней. (“Песня о Клязьме” сл. Широковой муз. В. Давыдова)

Ведущий: Мы сегодня отправляемся в путешествие по удивительной реке. Реке, которую знает каждый из вас, которая дает вам напиться и умыться, без которой не будет работать ни один завод, которая дает удивительный приют рыбам и птицам, земноводным и млекопитающим, дарит нам свою красоту и прохладу в жаркий полдень. По реке, на которой стоит наш город. Река это – … Клязьма. И мы отправляемся в путешествие по ней. Ну, а все серьезные путешественники – люди суеверные. И поэтому кто-то из них, отправляясь в дальний путь, произносит молитву, кто-то приносит жертву, кто-то пишет завещание, а кто-то кладет пятачок под пятку. Давайте и мы, чтобы наше путешествие прошло благополучно, скрестим на удачу пальцы и по примеру наших предков обратимся к духу реки. Повторяйте за мной: О! Дух реки! Да пошли нам удачу! Защити нас от всяких невзгод и несчастий. Раскрой нам свои тайны и загадки. Мы обещаем не причинить тебе вреда. И помогать по мере возможностей! Чур меня!

На сцену опускается маска одна половина которой – светлая, а другая – темная. Из-за нее появляется Светлый (Водяница) и Темный (Вредняк) Духи реки. Поют песню: “Паутина мира” сл. Т. Ивасюк, муз. В. Давыдова

Водяница: Я, Водяница, Светлый Дух реки, благословляю вас на дальний путь, и пусть удача сопутствует вам во всем, и пусть ваше путешествие поможет вам узнать и понять жизнь реки.

Вредняк: Да, да, и узнать, как вы, люди, постоянно влезаете в эту жизнь, хотя вас об этом совсем не просят. Но мне это очень даже нравится. Потому что я, Вредняк, обожаю всякие разные вредности, гадости и пакости, без которых люди жить не могут.

Ведущий: Стоп, стоп, стоп! Я знаю, вы можете спорить между собой столетия. А нам надо отправляться в плавание. А для этого необходимо сформировать экипаж. Помните, как говорил знаменитый капитан Врунгель?: “Как лодку назовешь, так на ней и поплаваешь”. Поэтому я даю возможность экипажам придумать названия своим лодкам, а сама тем временем разделю веревочкой зал пополам и попрошу зрителей занять места напротив той команды, за которую они будут болеть и которой будут помогать во время путешествия. Итак, экипажи у нас готовы, лодки тоже. Ну, а чтобы отправиться в путешествие, нам нужно еще – что? – Правильно, карта.

Правила нашей игры – путешествия достаточно просты: каждая из команд будет по очереди бросать кубик и продвигаться на столько кружочков вперед, сколько их на кубике выпадает. Команда, первой пришедшая к финишу, получает специальный приз. Но на каждом кружке участников подстерегают трудные задания, выполнив которые, команда может получить еще дополнительные очки. Итак, пора двигаться в путь. Но кто же сделает ход первым? А это зависит от вас, уважаемые игроки. Сейчас каждая из команд получит табличку с цифрами 1,2,3. Я буду задавать вопросы, и давать три варианта ответа на каждый из них. Затем, по моей команде вы должны поднять номер того варианта ответа, который вы считаете правильным.

1. Место, где река берет свое начало.

а) исток,
б) устье (место, где она впадает в море, озеро или другую реку),
в) русло (путь течения реки).

2. Исток Клязьмы находится –

а) во Владимирской области,
б) в Горьковской области,
в) в Московской области (с.Кочергино Солнечногорского р-на).

3. Название “Клязьма” произошло от

а) “Юкки” – по-фински “река” (Ока)
б) “Кола” – по-фински “рыба” (Колпь),
в) неизвестно (это название уходит корнями в 5 - 7 век до нашей эры и его происхождения до нас не дошло).

За каждый правильный ответ команда получает 1 очко. Итак, счет у нас… И право первого хода предоставляется команде…Но прежде, чем она его сделает, хочу обратить ваше внимание на аквариумы, которые стоят на столе каждой команды. Аквариумы с чистой водой, такой, какой она является в своем истоке. А что с ней будет дальше, мы увидим. Команды по очереди бросают кубик с цифрами 1, 2, 3 и игра ведется по принципу обычной настольной игры. Для организаторов данной игры-путешествия приводятся задания, которые надо приготовить на каждый кружок, независимо от того, попадут на него команды или нет. Для передвижения по карте необходимо приготовить изображения лодок с пришитым с другой стороны кусочком липкой ленты. Другая часть кусочка должна быть пришита на каждом кружке.

1. Исток. (Задание уже выполнено.)

2. Около поселка Водники Клязьма широко разливается перед плотиной и образует Клязьминское водохранилище . Приходит туда вода по каналу Москва-Волга и предназначена для обеспечения города Москвы, а возвращается ее мало, поскольку сбрасывают ее в Москву-реку, а та впадает в Оку. Поэтому вода здесь относительно чистая.

Вредняк: Зато пригороды Москвы сбрасывают в бассейн Клязьмы, особенно ниже водохранилища, неочищенные воды, и поэтому насыплю-ка я вам в аквариумы порошка стирального, бензинчику, мусора всякого. Вот и стала вода как в Клязьме – грязнее не бывает. Обожаю такую водичку!

Ведущий: Бассейн реки – это вся площадь, с которой в нее попадает вода со всеми речками, речушками и ручейками. А давайте проверим, как вы знаете реки нашей средней полосы, и как они связаны между собой.

Игра “Реки, реченьки, речушки”

Для игры необходимо приготовить табло с цепочками рек, впадающих одна в другую, с пропущенными названиями и таблички с этими названиями. Игра проходит в виде эстафеты. Каждый участник по очереди выбирает табличку и вставляет ее на “свое” место. Примерные цепочки: Нерль - Клязьма - Ока, Ока - Волга - Каспийское море, Клязьма - Ока - Волга, Содышка - Рпень - Клязьма , Судогда - Клязьма - Ока, Колокша - Клязьма - Ока. Команда получает за каждый правильный ответ дополнительное очко.

3. Ну, как не грязна река, надо плыть дальше. И попали мы с вами в город Павловский Посад . (Демонстрируется видеоролик, слайды или открытки.) А знаменит он – чем? – Своими платками.

Водяница (с ярмарочным лотком) : Все, все, все к нам! Подходите, не стесняйтесь, По ярмарке нашей прогуляйтесь! Здесь посуда, петушки, Игрушки, гребешки, А вот Павлово-Посадские платки – теплы, удобны и легки! Простые по форме. И радуют взор. Богат и наряден чудесный узор!

Ведущий: Давайте, ребята, на этой остановке проведем ярмарку искусств – ведь вы знаете, что у нас в России есть немало центров народного мастерства, произведения умельцев которых не спутаешь ни с какими другими. (Звучит фонограмма).

Водяница: Ярмарка, ярмарка, веселье! У всех хорошее настроенье! А сколько товара – глаза разбегаются, Не сразу и разберешь – что как называется. Столько ремесел у нас на Руси. Откуда товар-то – давай-ка, спроси! Перед вами много разных колпачков, на каждом из которых написана одна буква. Вот именно с этой буквы и будет начинаться название центра старинного русского ремесла.

Вредняк: А ну-ка, проверим! (Сдергивает с буквой “П” , а под ним действительно – Павловопосадский платок.) Смотри-ка, не обманули!

Ведущий: Вы, уважаемые команды, должны выбрать по три колпачка и назвать то, что под ними лежит. А мы проверим, открыв колпачки, правы вы или нет. А за каждый правильный ответ команда получает очко.

Примеры содержимого колпачков:

Д – дымковская игрушка.
В – вологодские кружева.
Г – гжельская роспись (“гжель”).
Ж – жостовская лаковая роспись.
З – загорская матрешка.
О – оренбургский пуховый платок.
Т – тульский самовар.
Х -хохлома

Водяница: Велика Россия наша и талантлив наш народ. О Руси родной умельцах на весь мир молва идет. Наши русские ремесла не стареют сотни лет. В красоте природы русской и в таланте – весь секрет.

4. Город Орехово-Зуево. Вредняк поет: “Плохая игра” сл. Ивасюк Т. муз. Давыдова В.

Вредняк: Обожаю, когда на Орехово-Зуевском комбинате аварии происходят! Сбрасывают тогда в реку формальдегид, фенол (льет в аквариум). И плывет по реке рыба животом к верху. Вот смех-то!

Водяница: Ой, беда какая! Ведь погибло много рыбы. Немало времени потребуется реке, чтобы очистились ее воды, чтобы восстановилось прежнее количество ее обитателей.

Ведущий: А рыбы в реке Клязьме водится немало. Более сорока видов биологи насчитали. А вы их знаете? Тогда напишите название этих рыб. (Пока выполняется задание, проводится игра с залом.) Надеюсь, ребята, вы хорошо знаете рыб, которые водятся в морях и реках? Сейчас я буду называть их, а вы, если рыба водится в реке, будете хлопать в ладоши, а если в море – громко топать. Игра заканчивается. Команда, написавшая большее количество рыб, получает три очка.

5. Приток Клязьмы – река Киржач.

Ведущий: А вот и граница Владимирской области. Здесь впадает в Клязьму одна из самых чистых наших речек – Киржач, вода в Клязьме становится чище. И, поскольку здесь так замечательно, вы останавливаетесь на дневку и пропускаете один ход. Дальше река “отдыхает” от загрязнений – здесь мало населенных пунктов, и почти отсутствуют промышленные стоки. По берегам леса заповедные. В них живет множество разных животных. В нашем крае насчитывается 56 видов млекопитающих, 240 видов птиц, 5 видов пресмыкающихся, 10 видов земноводных. В специально организованных заповедниках и заказниках – кстати, один из них – Костеревский – мы проплываем – ведется работа по охране и воспроизводству различных видов животных. А каких – мы узнаем через одну минуту, если команды смогут правильно разгадать кроссворд.

По горизонтали:

1. Хвост пушистый. Зубки мелки. Ест орешки. Это – (белка).
2. Брата звали беляком, сам зовусь я (русаком).
3. Совсем одичавшая свинья. (Кабан).
4. На енота я похожа и впадаю в спячку тоже. Жить всегда в норе стремлюсь, хоть собакою зовусь. (Енотовидная собака).
5. А из птиц всех хорошее я – длинноногая, длинношеяя. (Цапля).
6. Под водой вхожу в нору, ем я рыбу, не икру. Что облезла я – не верь. Я пушной и ценный зверь! (Выдра).

По вертикали:

Живет в норе, но не лисица, скакать по веткам не ленится. Пушной зверек она, не птица, а называется – (куница).

Водяница: А пока команды выполняют задание, я предлагаю вам немного отдохнуть и спеть со мной мою любимую песенку “Песенка Водяницы” сл.Т. Ивасюк, муз. В.Давыдова.
В самом деле, ребята, я думаю, вам хочется, чтобы вода в реке была чистой. Река тоже не хочет быть грязной и стремится к самоочищению. Водоросли, бактерии, мелкие живые существа – уничтожают грязь, и постепенно вода очищается. Надо только ей не мешать.

Ведущий: Давайте посмотрим, разгадали ли кроссворд наши команды, да и дальше пора плыть.

6. Приток Клязьмы – река Поля. Если команды его минуют, Вредняк заявляет:

Вредняк: Да знаете ли вы, что это мое самое любимое место в реке?! Посмотрите, это моя самая обожаемая речка Поля. На ней стоит Рошальский химкомбинат и без очистки сбрасывает воды свои грязные. (Льет в аквариум растворитель, ацетон, бензин, красители) . Вода в этой речке разноцветная, и никто в ней жить не хочет. И хоть мала речка по сравнению с Клязьмой, но ох как заставляет поработать старшую сестру. А ниже по течению – Лакинск, Собинка – ткацкие производства. И от них красителей в Клязьму добавим. А еще вырубили лес по берегам! И разрушаются берега от тяжелой техники, а в реку смываются бензин и мазут. (Добавляет.) А опилочки! (Добавляет.) Не пущу вас мимо этого славного местечка! Не пущу!

Ведущий: Ты что это? Собрался с нами силой меряться?!

Вредняк : А вы что думаете? Думаете, ум есть, так и сила не нужна? Вы вот к кроссворд разгадали, на вопросы всякие отвечаете, а я вас силой поборю! Проводятся соревнования представителей команд на силу (например, поднимание гантелей на счет зала). Вредняк тоже участвует, и, разумеется должен проиграть.

7. Город Владимир. Появляется Лев с герба города, на голове его железная корона, в лапах - серебряный крест.

Лев: Добрый день, дорогие участники путешествия! Надеюсь, вы меня узнали? Ну да, я - Лев с герба города Владимира. Сейчас я вам немного расскажу о себе, да о своем (и о вашем) славном городе. Ну, а если что не так скажу - все же стар я уже – вы табличку сразу поднимите и ошибку мою исправьте. И за каждую исправленную ошибку очко получите. Проезжал как-то по левому берегу Клязьмы Великий князь Владимир Красно Солнышко. О, что это была за картина! Богатырские плечи, блестящая кольчуга, белая шерсть гнедого скакуна (гнедой – черно-коричневый) и челка, закрывающая круп лошади до самых глаз (круп – часть туловища лошади от головы до хвоста). А было это в начале ХХ века (конец Х века). И решил он здесь город основать и назвал его именем своим - Юрьев (речь идет о Владимире). Вырос город, и окружили его огромные ворота – Золотые, Серебряные, Иришины, Медные и Волжские – всего шесть, значит (пять). А еще построили на самой круче над Клязьмой Успенский собор – красоты невиданной, с восемью куполами (с пятью) золочеными. Но ужас и смерть принесли на землю русскую турецко(татаро)-монгольские завоеватели. А Иван Калита, объединив Русь и став ее Великим князем, не поехал жить в ее столицу – Владимир, а остался в своей вотчине – Костроме (Москве), которая и стала столицей. Еще во второй половине позапрошлого века в Клязьме водилась в изобилии рыба, которая была большим подспорьем в заботах о пропитании Владимирцев. Водились здесь щуки, налимы, стерлядь и даже осетры с осьминогами (морское головоногое). Плохо было в городе с питьевой водой. Основным источником была река Волга (Клязьма) и немногочисленные колодцы, “крайне скудные водою”. И пожертвовали жители деньги, и построили на них Водонапорную башню на Козловом валу. Сейчас в ней расположился Кукольный театр (Музей “Старый Владимир”). Вода отпускалась горожанам за плату – по 1\8 копейки за ведро. Вот бы они позавидовали вам, заглянув в ваши полные ванные! Дай вам Бог, чтобы, прожив, как я, с десятого по двадцатый - целых 15 веков (10), вы сохранили наш славный город и его поящую, рыбную, красивую реку Оку (Клязьму).

Вредняк: Да, да! Красивый город, большой город! Сбрасывает разные вредные и не очень вредные вещества в Клязьму до 42000 тонн в год - тысячу вагонов! А сколько воды забирает?! Помните, мы считали капельки? Каждому из нас по 300 литров в день! А какой эту воду возвращает? Брошу-ка я вам в аквариумы мыла, порошка стирального, мазута, просто грязи с дорог, химии всякой.

8. Спас-Купалище.

Ведущий: Вам предоставляется возможность отдохнуть в одном из самых красивых мест Клязьмы – на Спас-Купалище. Здесь впадает в Клязьму чистая и холодная река Судогда. Особенно это место замечательно своей косой - полоской песка, разделяющей две реки.

Вредняк: Ой, коса, коса, коса! И на Клязьме у вас коса, и у девчонок вон - косички, и еще косой траву косят - и все это - коса?

Водяница: Да, это - слова-омонимы. Одинаково их слышат, одинаково их пишут. Но, словно в пироге с начинкой, смысл запрятан в серединке.

Вредняк: Ха! Омонимы! Умные какие собрались! А вот я вас сейчас и проверю. Вот здесь у меня картинки с разными предметами, а под ними - чистый лист. Вот и попробуйте отгадать, что на них изображено. КОСА (в реке, у девушки, ей косят), НОС (лодки, чайника, человека), ПОЛЕ (ромашковое, шляпа, футбольное), ПОЛОТНО (железнодорожное, тканое, у художника), ЛИСТ (дерево, книга, духовка), КЛЮЧ (родник, скрипичный, в замке). Выигрывает команда, выполнившая задание первой. Болельщики могут подсказывать.

9. Город Ковров.

Ведущий: Мы попали с вами в крупный промышленный центр - город Ковров. Это второй по величине город нашей области. И знаменит он своим машиностроительным заводом имени Дегтярева.

Вредняк: Обожаю всякие машины! Именно они дают кучу всяких выхлопных газов, которыми так хорошо дышать на улицах наших городов. А еще для машин этих нужен бензин. Так здорово! Нефть качают из земли. А потом - бац! На танкере авария! Нефть разливается! И все вокруг гибнет! Гибнет! А из нефти еще бензин да пластмассу всякую сделать надо! И летят вещества ядовитые в воздух и льются в реки. Вот вам и покатались на машинах! У-тю-тю-тюлечки, защитнички природы!

Водяница: А вот и нет! Не нравятся нам такие машины, правда, ребята?

Вредняк: Не нравятся? А “Жигули”, а “Мерседесы”, а “Вольво”, а “Джипы” разные?

Водяница: Нет! Все равно. От них вреда много. А вот вам, ребята, бумага, краски и попробуйте в течении нескольких минут нарисовать проект машины будущего. И, главное, попробуйте объяснить, чем она отличается от современных и в чем ее преимущество. Выигрывает команда, выполнившая задание первой. Болельщики могут подсказывать.

Ведущий: Ну, хорошо. А пока команды выполняют задание, я попробую проверить, дорогие зрители, насколько вы внимательны, добры и справедливы к окружающей вас природе. Я сейчас буду задавать вам вопросы и давать варианты ответов на них. А вы мне на своих пальчиках покажете тот номер ответа, который вы считаете правильным.

1. Родители попросили тебя полить цветы в саду.

А. Ты поливаешь все цветы из шланга.
Б. Ты поливаешь каждое растение из лейки.
В. Ты положишь шланг в середину сада и занимаешься своими делами.

  • Если ты выбрал А или В, значит, ты равнодушен к природе и не экономишь воду.!
  • Ты выбрал пункт Б - браво! С лейкой ты даешь каждому растению столько воды, сколько ему нужно! И надо помнить, что цветы поливаются регулярно и лучше после захода солнца, чтобы лучи его, собранные капельками, не сожгли листья.

2. Ты решил подкрепиться на песчаном пляже. Что ты сделаешь с остатками еды?

А. Бросишь их рядом.
Б. Отнесешь в мусорный бак.
В. Тщательно зароешь их в песок.

  • Ты выбрал А или В. И был не прав. Выброшенные и даже зарытые остатки еды так и пролежат в песке долгие месяцы. Ведь в песке нет бактерий и грибков, которые уничтожили бы объедки, как это происходит в земле.
  • Ты выбрал второй ответ - молодец! Если рядом урны не оказалось, я надеюсь, ты унесешь мусор с собой до ближайшего мусорного бака.

3. Ты сидишь на лавочке и вдруг видишь, что по ней ползет паук.

А. Те снимаешь ботинок и убиваешь паука.
Б. Просто не обращаешь на него внимания.
В. Наблюдаешь за его действиями.

  • Если твой ответ А, имей ввиду, что каждый день с лица земли исчезает 2 - 3 вида животных. Сто лет назад один вид исчезал раз в четыре года. А вдруг это последний паучок данного вида?
  • Если твой ответ Б, ты храбр, но не любопытен. Сколько интересных загадок и тайн природы останутся закрытыми для тебя навсегда!

Подведение итогов конкурса нарисованных машин.

Вредняк: Ну, эти машины, если и будут созданы, то это еще в далеком будущем. А вот этот Ковров хоть воду из Клязьмы не берет - у него своя, артезианская (то есть из-под земли качается). Но сбрасывает туда тоже всего достаточно. Вот я вам и брошу в аквариумы немного солей тяжелых металлов, и, как от всякого города - порошка стирального, мусора и нефтепродуктов.

10. Сельскохозяйственные угодья по берегам реки. Выходит Вредняк с гармошкой, поет “Вот кто-то с горочки спустился”.

Вредняк: Эх, хорошо у нас в селе! Поля налево, поля направо. А вы, городские жители, кашки-то разные, небось, все любите? А откуда они берутся, знаете?

Выходит Водяница с подносом, на котором стоят горшочки с различными кашами и букет из различных колосков.

Водяница: Отведайте, уважаемые гости, нашей кашки, да попробуйте отгадать, из чего, из каких колосков она изготовлена. Команды по очереди пробуют каши и пытаются определить, из каких колосков они изготовлены: гречневая (гречиха), геркулес (овес), пшенная (просо), манная (пшеница), перловая (ячмень), кукурузная (кукуруза).

Вредняк: Да, урожай был хорош! А химикаты на поля сыпали? Сыпали! Они в реку попали! (Сыплет в аквариум). А вы знаете, что нитраты, которые попадают в реку - ох, как нравятся водорослям! И они очень быстро начинают расти. Но вместо того, чтобы производить кислород, они начинают ночью его поглощать. И его не хватает рыбам и другим животным. Многие из них даже погибают. А вода из-за водорослей становится зеленой и мутной. А от тракторов сколько мазута в реке! (Добавляет). А навоз дождями да паводком смыло! Нате-ка вам и его!

11. Клязьменский боброво-выхухолевый заказник.

Вредняк: Вот здорово! Куда мы попали! Да это же Клязьменский боброво-выхухолевый заказник! И кого здесь только нет! И лоси, и кабаны, и выхухоли, и бобры, и зайцы, и слоны, и белые медведи, и даже крокодилы плавают!

Водяница: Конечно, конечно, и жирафы, и львы, и бегемоты, да?

Вредняк: Да! А почему бы и нет?

Ведущий: Действительно, а почему бы и нет? Вот перед вами картинка с изображением реки, а рядом животные и растения, которые живут в этом сообществе. Попробуйте, пожалуйста, распределить их правильно. И, кроме того, через одну минуту болельщики одной команды должны мне доказать, почему в этом Клязьменском боброво-выхухолевом заказнике не могут жить белые медведи и обезьяны, а другой - крокодилы и слоны.

Игра “Неизвестные обитатели реки”.

Для этой игры надо заготовить две картинки с изображением реки, на которых нарисованы различные ее обитатели. Но на них надо оставить пустые кружочки, под которыми написаны названия этих обитателей.. Участники должны заполнить эти кружочки. (бобр, выхухоль, рогоз, камыш, кувшинка, водомерка, голавль, стерлядь, цапля, аист, жук-плавунец). Игра может проходить в виде эстафеты.

Сценарий городской игры по краеведению «Знай свой край!»

Перед началом игры демонстрируется тематическоевидео в зале «Югорский край», команды проходят в зал и рассаживаются на свои
места, согласно нумерации школ.

Фон муз. 1. Выход ведущей

Слайд 1. Заставка Игры

Ведущий: Добрыйдень, знатоки истории и культуры Югорского края, уважаемые педагоги и гости традиционной
городской краеведческой игры «Знай, свой край!». 10декабря этого года, округу исполняется 85 лет со дня образования, а городу
Когалыму исполнилось 30 лет. История Ханты-Мансийского автономного округа
богата на исторические события и даты, здесь жили и живут коренные народы
севера, здесь добывается черное золото Югры.Ведущий: Сегодняв краеведческой игре посвящённой двум юбилейным датам, примут участие 8 команд
и их болельщикииз 8 ми образовательных организаций города. Фон завершается Ведущий: Итак,игра построена по следующим направлениям: история ХМАО - Югры, история города
Когалыма, быт коренных малочисленных народов севера, памятные места города Когалыма,
многонациональное единство города. И включает в себя пять раундов: конкурс
приветствие, викторина, конкурс «Угадай-ка»,конкурскапитанов - фотопазл и домашнее задание, все конкурсы будут оцениваться
баллами.Фон муз. 2. перебивка

Слайд 4.Заставка игры

Ведущий: И для оцениванияигры сформировано компетентное жюри, просим приветствовать!Фон муз.3. Для жюри 1.Т.В. Блазамирская - специалист-эксперт управления образования Администрацииг. Когалыма;2. С.А. Тимофеева -главный специалист отдела обеспечения безопасности жизнедеятельности,
управления образования Администрации г. Когалыма.3. Г.В. Смирнова- заведующая отделом художественной игуманитарной литературы «Централизованной библиотечной системы»4.Г.М. Миннигулова -заведующая экспозиционным отделом «Музейно-выставочного центра»5.Л.А. Домбровская-председатель национально-культурного общества «Славянское общество»Ведущий: Подсчетбаллов будет осуществлять - О.С. Вильчик - заместитель директора по учебно-воспитательной
работе «Дома детского творчества» Фон муз. 4.(перебивка) Ведущий: а мы продолжаем!Внимание участники иболельщики, просим вас соблюдать тишину в зале во время проведения игры, не
подсказывать командам, за нарушения будут начисляться штрафные баллы.Ведущий: командык игре готовы? (пауза). Тогда настройтесь наигровой лад, и мы начинаем конкурсные задания! Ведущий: Раунд первый. Конкурс «Приветствие» представлениекоманд! Оценивается приветствие от 1 до 5 баллов по критериям: 1.Соблюдениерегламента 2.Наличие девиза, названия, эмблемы3.Качество представления команды и Оригинальность.Итак,приглашаем команду школы №1 , для приветствия.Фон муз. 2. (во время выхода команд) Ведущий: команда проходите, становитесь лицом кзрителям и к своим командам, и начинайте!Фон муз. 2. Ведущий: Спасибо! Приглашаем команду школы №3.
Фон муз. 2. Ведущий: Приглашаем следующую команду, шк.№5 Фон муз. 2. Ведущий: Приглашаем команду школы №6 Фон муз. 5. Визитка с музыкой 6 шк. Ведущий: Приглашаем следующую команду (шк. 7, 8, 10)Фон муз. 2. Ведущий: Завершает конкурс «Приветствие» команда«ДДТ»Фон муз. 2. Ведущий: Молодцы! Продолжаем, и переходим ковторому раунду!

Фон муз. 6.

Слайд 6. Заставка «Викторина» (с 7 по 16слайды)

Ведущий: викторина «Страницы истории Ханты -Мансийского автономного округа и города
Когалыма». Вопросы викторины построены по самым значимым историческим событиям.
Проводится в письменной форме, после озвучивания вопроса, команды посовещавшись
10 секунд, записывают ответ. И таким образом, предстоит ответить на 10 вопросов.
По окончании раунда, листы с ответами, собираются и предоставляются жюри. За
каждый правильный ответ - 1 балл.

Ведущий: Команды, понятны правила викторины?

Слайд 7.

Ведущий: Внимание, первый вопрос: 1.Назовите дату образования Остяко-Вогульского национального округа? Время!!! (ответ: 10.12.1930г.)

Фон 7.таймер

Слайд 8.

2.Вопрос№2. Назовите, в каком годуХанты-Мансийский национальный округ переименован в Ханты-Мансийский автономный
округ? Время!!! (ответ: 1977г.)

Фон7. таймер

Слайд 9.

3. Вопрос№3. Жемчужиной Югры являются уникальной красоты горы Северного иПриполярного Урала. Как называется гора с самой высокой точкой Уральского
хребта, высота 1895 м.?Время!!! (ответ:гора Народная)

Фон7. таймер

Слайд 10.

4.Вопрос №4. Назовитетри наиболее крупных города ХМАО - Югры? Время!!! (Сургут,Нижневартовск, Нефтеюганск)

Фон7. таймер

Слайд 11.

5.Вопрос№5. В каком году открыто Повховское нефтяное месторождение, названноев честь бурового мастера Степана Повха, первооткрывателя Самотлора? Время!!! 1972году)

Фон7. таймер

Слайд 12.

6.Вопрос №6. Воктябре 2014 года в Когалыме началась эксплуатация нового крупного
месторождения нефти. Как оно называется? Время!!! (Имилорское месторождение)

Фон7. таймер

Слайд 13.

7. Вопрос №7. В какомгоду был официально зарегистрирован нефтяной концерн «ЛУКОЙЛ»? Время!!! (в 1991 году)

Фон7. таймер

Слайд 14.

8. Вопрос№8. В городе Когалыме, в 2015 году, было торжественно открыто памятноеместо, посвященное 70-летнему юбилею Победы в Великой Отечественной войне. Как
называется данное место? Время!!! (Мемориалпамяти)

Фон7. таймер

Слайд 15.

9.Вопрос №9. 7сентября 2001 года в Когалыме была торжественно открыта бронзовая скульптура.
Скульптор, Заслуженный художник России Андрей Николаевич Ковальчук. Назовите
эту скульптуру? Время!!! («Капляжизни»)

Фон7. таймер

Слайд 16.

10. Вопрос№10. Ханты-Мансийск признан столицей зимних Сурдлимпийских игр 2015 года. Изображение,какой птицы стало главным символом 18зимних Игр, среди людей с нарушениями
слуха? Время!!! (ответ: абстрактное изображение тетерева)

Фон7. таймер

Слайд 17.Заставка

Ведущий: На этом, конкурс «Викторина» завершен,помощники ведущего соберите, пожалуйста,
листы с ответами.(Помощники собирают ). И раздайте чистыелисты.

Фон муз.6

Ведущий: переходимк третьему раунду, конкурсу «Угадай-ка».
Обратите внимание на экран, здесь будут представлены слайды на тему: «Многонациональная культура Когалыма».В конкурсе будут демонстрироваться слайды, участники команд по представленным
народным костюмам угадывают принадлежность к национальности, то есть какие
национальности изображены и свои ответызаписывают на листочках.Ведущий: на раздумье и запись ответов, у вас будетвремя 10 секунд, на каждый слайд. Послеокончания конкурса, помощники ведущего соберут листы. За каждый правильный
ответ- 1 балл.Ведущий: внимание, приступаем! На слайде номер один,вам представлена национальность, записываем ответ! Время!

Фон7. Таймер на демонстрациислайдов

Демонстрация слайдов с 19по 34

Ведущий: Внимание, второй слайд!

Фон7. таймер

Ведущий: Внимание, третий слайд!

Фон7. таймер

Ведущий: Внимание, четвертый слайд! Пятый слайд,шестой слайд, седьмой слайд, восьмой слайд, девятый слайд, десятый…… и
завершает 16 слайд.

Фон7. таймер

Ведущий: Раунд завершен, помощники ведущего соберите, пожалуйста,листы с ответами команд.

(Помощники собирают)

Ведущий: Жюри оценит результат, ав это время давайте, узнаемправильные ответы. Итак, внимание на экран, смотрим слайды, но уже с ответами.

Просмотр слайдов с ответами.

Ведущий: Первый ответ - русские, второй ответ…. И так далее…Ипоследний ответ- ханты.

Ведущий: Продолжаем, я объявляю музыкальную паузу, вовремя которой жюриподведет итоги трех раундов. Ведущий: Длявас поет Полина Шурдилова! Встречайте!

Фон 9.

Песня

Слайд 51.

Слайд 52. заставка

Вед: Музыкальная пауза закончилась, мы просим жюриобъявить нам результат первых трех раундов.

(Жюри объявляет)

Фон 4.

Ведущий: Продолжаем игру. Четвертый раунд - конкурскапитанов - «Фотопазл на тему быта
коренных малочисленных народов севера». Оценивается по пятибалльной системе. За
правильно составленный пазл- 2 балла. За верно названный предмет - 3 балла. В
этом конкурсе примут участие капитаны, команды и болельщики.

Ведущий: Итак, озвучиваю правила! капитанов командпросим остаться за столиками, а участников команд - просим подняться с места, и
отойти по левую сторону, вдоль стены. Помощники ведущего раздавайте,
пожалуйста, капитанам конверты, по одному конверту каждому капитану.

(Помощники раздают )

Ведущий: Уважаемые капитаны, перед вами конверт, в немнаходится пазл с картинкой, который вы
должны будете собрать, за три минуты, пока звучит музыка. Конверты можно будет открывать
только по сигналу. Ведущий: а чтобы команды и болельщики не скучали и предлагаемподняться всех со своих мест, и на месте, во время звучания музыки танцевать,
повторяя движения за помощниками. Ведущий: Все я вижу, поднялись? А капитаны готовы? Болельщики и командыготовы?Ведущий: Начинаем! (Обращение) -музыка!

Фон 10.(3 минуты)

Ведущий: Участники активнее танцуем, мы следим за вами,какие команды танцуют лучше всех, и поддерживают своих капитанов. Ведущий: Участники команд, ваша задача назватьпредмет, изображённый на картинке капитана,
а если затрудняетесь с ответом, можете обраться к своим болельщикам. Для
удобства демонстрируются слайды на экране. И начнем с той команды, чей слайд мы
видим сейчас. Слайды №1 (с 54 по 61) Ведущий: Итак, отвечает команда школы №… А если командазатрудняется с ответом, можете воспользоваться помощью своих болельщиков.Ведущий: Участники, скажите, что изображено на слайде?(Нартыездовые) Вы затрудняетесь сответом? Послушайте правильный ответ- это нарты ездовые! Ведущий: Следующая команды школы №…. , что изображено?(Чум). Озвучиваю правильный ответ - это чум! Ведущий: Далее отвечает школа №… что изображено? (Морда,ловушка для рыб) Отв.верн? Озвучиваю правильный ответ - это Морда ,ловушка для рыб.Ведущий: Следующая команда школы №… Ваш ответ (Печь). Озвучиваю правильный ответ - это печь! Ведущий: Молодцы! Далее отвечает команда школы №… Вашответ? (Люлька) И озвучиваю правильный ответ - это люлька! Ведущий: отвечает команда школы № (…), ваш ответ? (бубен).Верный ответ-это бубен. Ведущий: следующая команда -ваш ответ? (колотушка кбубну)Слушаем правильный ответ - (колотушка к бубну)Ведущий: И отвечает команда школы № ..? (Кисы)Слушаем правильный ответ - это кисы.Ведущий: Все молодцы! Переходим к заключительномураунду.Фон муз.4

КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ИГРА « ЗНАЙ И ЛЮБИ СВОЙ КРАЙ »

ДЛЯ 4,5,6 КЛАССОВ.

Цель и задачи :

1 .Развивать интерес к истории родного края, области;

2.Воспитывать чувство уважения к истории края, области;

3.Развивать познавательную активность учащихся.

Оборудование: экран с секторами, раздаточный материал.

Образовательная технология: развивающее обучение.

Содержание :

1 .Визитные карточки каманд.

2.Вопросы деда-краеведа.

3.Составь пословицы.

4. Мозаика.

5.Разминка для капитанов.

6.Д\З стихи о родном крае.

7. Подведение итогов

Вед. Храня преданья вековые,

Велик и молчалив наш край.

Богат природой и народом,

Истории его - не забывай .

1 . СЕКТОР: «ВИЗИТНЫЕ КАРТОЧКИ команд».

Представление команд: название и девиз.

II. Сектор: «Вопросы деда – краеведа».

Ведущий задаёт вопросы, учащиеся поднимают карточки с ответом

1. Найди лишнее! В нашем крае растут :

А) берёзовые леса

Б) оливковые рощи

В) осиновые леса

2.Самый крупный зверь наших мест :

А) волк

Б) белый медведь

В) лось

З. Найди лишнее! В наших реках и озёрах водятся :

А) лещи

Б) осетры

В) карпы

4. Найди лишнее! Среди пернатых можно встретить :

А) дрофа

Б) цаплю

В) колибри

5. Найди лишнее! Лекарственные растения нашего края:

А) калина

Б) малина

В) грецкий орех

6.Какое озеро расположено рядом с Бузулуком?

А) Ледяное

Б) Прозрачное

В) Глубокое

III. Сектор: «Составьте пословицу! ».

Ведущий называет часть пословицы участники команд из нескольких карточек с пословицами, поднимают вторую часть пословицы.

Тому тяжело, кто помнит зло

Кто хвалился, тот с горы свалился.

Легче руками работать, чем головой.

Дело не медведь, в лес не уйдет.

Хочешь, есть калачи, так не сиди на печи!

Кто много знает, с того много и спрашивается.

Кто больше знает, тот меньше спит.

Незнайка лежит, а знай-ка далеко бежит.

IV. Сектор: «Мозаика».

Ребятам предлагаются наборы мозаик (разрезанные открытки животных и растений занесённые в красную книгу Волгоградской области) – кто быстрее соберет!

V. Сектор: «Разминка для капитанов».

Ведущий задаёт вопросы, капитаны команд поднимают карточки с ответами

1 .Как назывался Волгоград в годы Великой Отечественной войны?

А ) Сталинград

Б) Царицын

2.Станица Преображенская была основана как:

А) крепость

Б)

З.Мы живём на:

А) нижнем Поволжье

Б) среднем Поволжье

4.С какими районами граничит Киквидзенский?

А) с Еланским

Б) с Нооанинским

5.Наш край богат:

А) черноземом

Б) нефтью

6.Наш край славится:

А) Казачеством

Б)

7.Какая крупная река протекает по нашему району?

А) Бузулук

Б) Хопер

VI.Сектор: «Легенды нашего края»

(Д/З)Стихи о Родном Крае.

VI I .Сектор: «Без отгадки не загадка»

Ведущий читает загадки о полезных ископаемых, которые добываются в Ленинск – Кузнецком районе. Нужно отгадать загадку и показать условный знак этого полезного ископаемого. Побеждает команда, которая больше даст правильных ответов.

    Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу –

Оно понадобится сразу. (Глина)

    Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже

И он в стекле расплавлен даже. (Песок)

    Покрывают им дороги,

Улицы в селении,

А еще он есть в цементе.

Сам он – удобрение. (Известняк)

VI II .Сектор : «Темная лошадка»

Каждой команде нужно по контуру определить животных и сделать надписи под рисунками. Побеждает команда, которая все выполнит правильно и точно.

I X .Сектор: Угадай-ка

Каждой команде нужно разгадать ребусы и назвать птиц, обитающих в нашей местности.

    Сорока

    Волга

    Клест

    Снегирь

    Сокол

    Пеликан

    Стриж

X .Сектор: Моя малая Родина.

Каждой команде предлагается конверт, в котором находится разрезанная иллюстрация достопримечательности Киквидзенского района. Команды должны составить это изображение и назвать достопримечательность, и в каком селе она находится. Побеждает команда, которая выполнит задание быстрее и правильно.

В конце игры: подведение итогов, награждение команд.

Цель и задачи:

  • расширение знаний обучающихся о народных традициях и обычаях русского народа;
  • активизация познавательной деятельности учащихся;
  • приобщение к системе духовных и культурных ценностей нашего народа;
  • развитие коммуникативных навыков.

Область применения: для педагогов-организаторов, классных руководителей, педагогов дополнительного образования. Во внеурочной деятельности: расширение знаний по предмету МХК (мировая художественная культура).

Форма и методы реализации: игровая программа с играми, интеллектуальными и творческими заданиями, конкурсами.

Возрастная группа: обучающиеся 5-8 классов.

Полученный результат: закреплены знания детей о русских народных праздниках, традициях и обычаях.

Предварительная работа:
Команды готовят домашнее задание:

  • инсценируют обряд или обычай, сохранившийся в их местности до сегодняшних дней (5-10 минут);
  • повторяют материал о весенних праздниках, обычаях, обрядах.

Место проведения: зал.
Оформление: сцена оформлена в виде русской избы.

Необходимый реквизит:

  • презентация «Где обычаи чтут, там весело живут»;
  • экран и мультимедиа;
  • солнышки и ленточки разноцветные;
  • глиняные свистульки;
  • маленькие резиновые мячи и детские ведра;
  • веточки и живые весенние цветы и трава для венков;
  • карточки с заданиями для участников (число карточек зависит от числа команд);
  • карточки для жюри с критериями оценки заданий и с правильными ответами.

Музыкальное оформление:
— русская народная музыка.

Пояснительная записка

Данная игровая программа – вариант организации и проведения игры для обучающихся среднего школьного возраста.

Это познавательная игра для обучающихся школ Рыбинского муниципального района…

В традициях российской школы (системы воспитания) всегда было значимым создание для ребенка «социальной ситуации развития» (Л.С. Выгодский), среды общения через досуг.

Для ребенка – это важнейший вид деятельности, это мост в большой мир. Досуговая деятельность обеспечивает дополнительное образование и развитие ребенка. Дети и подростки остро нуждаются в самостоятельной активной деятельности, связанной с проверкой или демонстрацией силы, ловкости, теоретических знаний и практических умений.

Как известно, всё выше перечисленное формируются и развиваются в процессе деятельности. Наиболее удачной формой является познавательная игровая программа. В процессе такой игровой программы и выявляются индивидуальные особенности поведения человека в тех или иных ситуациях, раскрываются личностные качества, постигаются определённые морально-нравственные ценности и культурные традиции.

Ход игровой программы

(звучит народная музыка)

Хозяйка:
Мир вам, гости дорогие!
Вы явились в добрый час.
Встречу тёплую такую мы готовили для вас.

Очень часто за событиями и сутолокой дней
Старины своей не помним, забываем мы о ней.
И хоть более привычны нам полёты на Луну,
Вспомним русские обычаи, вспомним нашу старину!
«Ведь где обычаи чтут, там весело живут».

Вам, как исстари ведётся, низкий шлём земной поклон.
Вас радушием встречаем, хлебом солью угощаем.
Сей обычай соблюдите, по кусочку отломите.
(помощница спускается в зал и угощает гостей хлебом солью)

Хозяйка:
С хлебом, солью! Отведайте, пожалуйста!
Добрый гость всегда в пору.
Особенно, тот, кто обычаи и традиции русские не забывает,
И о них всегда вспоминает.
Приятно встречать гостей весной.

Весна пришла!
Три угодья принесла!
Первое угодье –
Лугах половодье!
Другое угодье –
Солнце на подворье –
Третье угодье –
Зелёное раздолье!

А вот и она сама
— Здравствуй, Весна-красна!

Весна: — Здравствуйте, люди добрые!

Я, Весна-красна, вам в подарок принесла
Листья на дубочек, шелковый платочек,
Много-много вешних вод
Да весёлый хоровод!

Хозяйка:
Поднимайся, честной народ.
Дружно с Весной заведём хоровод!
(хоровод)

Весна: — Я очень рада, что не забываете вы старинные праздники, что пожаловали в нашу горницу. В старину с наступлением весны, когда сама природа открывает свои объятия солнышку — Ярило, у каждого весеннего месяца были свои праздники, свои приметы и обычаи. Наши предки в эти дни водили хороводы, пели песни, играли в игры.

Сегодня я предлагаю вспомнить те праздники и побывать в гостях у весенних месяцев.

Я ребятам от месяцев задания принесла,
Чтоб они знания свои показали
И всё, что знают, рассказали.

Вот конверты получайте
И программу начинайте.
Я в сторонке посижу,
А где трудно помогу.
(звучит народная музыка, на экране картинка с месяцем мартом)

Хозяйка:
Первый месяц – это март
Встрече с вами очень рад.
Он солнцем обогреет,
Капелью застучит,
Ручейком весёлым зажурчит.

Хозяйка: Начало нового года по народному календарю приходится на время первого движения природы к таянию, к новой жизни, новой радости приближающегося цветения. У славян новый год начинался с весны, с марта.

Как год начинается
Так на стене у хозяек календарь меняется.
Март предлагает правильно дни
В каждом весеннем месяце сложить
И порядок установить.

Конкурс «Листы календаря»
(каждой команде нужно как можно быстрее сложить по порядку все дни одного из
весенних месяцев)

Хозяйка: Раз уж о новолетье разговор завели, то его отмечали в первый весенний праздничный день, названный Весновкой-Свистуньей — 14 марта. Это первая встреча весны.

Какая же весна без птиц? Птицы – вестники весны.
По древнему обычаю детям делали свистульки. Ребята подражали голосам птиц. Даже кикиморы боялись птичьих песен.

Чтоб всё плохое из жизни стереть,
Нужно очень звонко просвистеть.
Март конкурс свистунов предлагает
«Весновка-свистунья» его называет.

От каждой команды по свистуну выходите.
Забавную свистульку получите
И своей музыкой Весну удивите.

Хозяйка:
Молодцы, наши гости!
В свистульки свистеть умеют
И всю нечесть если нужно прогнать сумеют.

Весна:
С заданиями Марта сумели справиться,
А теперь пора о баллах у жюри справиться.

Весна:
Под звонкую капель
Задания для вас придумал и апрель.
С ними, тоже справится сумеете
Весёлый ведь вы народ на самом деле-то!

Хозяйка:
Будем сейчас закликать солнце-Ярилу,
Чтобы дал жизни силу.
Чтоб катилось красным колесом к теплу, к лету.

Солнышко, солнышко,
Красное ведрышко!
Выгляни из-за горы
До вешней до поры!

Сейчас вам предстоит солнышку все лучи привязать
И пословицу весеннюю собрать.
Пусть оно символом весенних праздников будет
И нам в окошко посветить не забудет.
(каждой команде даётся жёлтый круг, по его краям проколоты отверстия. Нужно в
каждое отверстие пропустить ленточку и завязать лучик. Затем на обратной стороне
из слов собрать пословицу).

Хозяйка: — Молодцы!
Горите солнышки нам ярче,
Чтобы лето было жарче.

Хозяйка:
Чтобы знания о весенних праздниках показать,
Нужно в следующем конкурсе участие принять.
Я вопрос задам сейчас, а к нему ответы
Нужно правильный из них для себя отметить.
(викторина – см. Приложение)

Весна:
Отдохнуть от конкурсов пора
А для этого игра.
Выходи, честной народ,
Не пыли дорожка
Выходите, поиграть в «Посади картошку».
(Игра проводится как эстафета между командами. На полу в шаге друг от друга чертят кружочки (5-7 в ряд). Команды становятся возле этих ружочков. По сигналу ведущего игрокам первой команды вручают по маленькому ведру, наполненному картофелем (или тенисными шариками), и первый игрок стремится как можно быстрее положить в каждую лунку по одной картофелине. Потом он возвращается и передаёт ведёрко следующему игроку, который стремится так же быстро собрать картофелины и передать ведро следующему игроку и т.д.)

Хозяйка:
— Давайте старанье ребят оценим.
А для этого есть у нас справедливое жюри
Ему слово дадим,
Счёт чтоб объявили в конкурсах, что проводили.

Хозяйка: Третий конверт — от мая привет.
Идут по полям и долам Зелёный шум и его жена Шумиха.
Ведут они всю природу к лету, а мы к домашнему заданию.

Я весною на завалинке, а зимою в горнице.
Сижу, на народ всегда гляжу
Всё везде запоминаю и в копилку собираю.
Сяду я сейчас на лавку, посижу и погляжу.
Какие обычаи и традиции были в ваших поселениях в старину.
(домашнее задание)

Хозяйка: В старые времена был такой обычай у русских людей, коротали вечера вместе. Как говорится в русской пословице «От скуки бери дело в руки». Вот и проводили время за рукоделием. Кто за прялкой, кто узор на полотенце вышивает. Одни из глины посуду лепят, другие из дерева ложки да плошки вытачивают. Всем уютно и хорошо. Такие вечера становились вечерами загадок, прибауток, небылиц, песен и плясок. Всё это жанры народного творчества.

Листки с заданием получите,

(задание см. Приложение)

Хозяйка:
Ну, а теперь слово жюри.
Всё подробно расскажите
И результаты конкурсов объявите.

Хозяйка: Молодцы! Со всеми испытаниями приготовленными месяцами вы справились.

А знаете, ребята, какой сегодня день?

Лялин день. 4 мая в старину проходил красочный девичий праздник, издревле почитаемый славянами. Назывался он нежным словом Ляльник. В этот день девушки собирались тайно от парней на чистом лугу или лесной поляне, выбирали самую красивую подругу, увивали свежей зеленью, а на голову возлагали венок из цветов, величая Лялей, т.е. Весной.

Весна: Верно. Вокруг Ляли – весны водили хороводы, пели песни, обращаясь к ней с различными просьбами. Ляля бросала венки, которые становились оберегами, залогом счастья, символом ожидаемого плодородия и хранились до следующей весны.

Хозяйка: Предлагаю эту традицию не нарушать.

Девицы выходите
И венок сплетите.
Будем лучший выбирать
И Лялю величать.

Весна:
А командам есть задание одно
О языке венков оно.

Хозяйка: Оказывается, с самых давних времён на Руси люди плели венки как обереги – для защиты: человека — от дурного глаза, продукты — от порчи, дом – от недоброжелателей. А ещё есть поверье: если во сне вы плетёте венок, значит, наяву вас ожидает счастливое будущее. А видеть себя во сне с увядающим венком на голове – к разочарованию.

Весна:
Карточки с венками получите
И что обозначает каждый, стрелочкой найдите.
(и ему обозначение найдите, стрелочкой соедините).

Хозяйка:
Венки свои жюри несите
Пусть оно определит
Вокруг какой Ляли хоровод водить.

Весна:
Ляля выбрана у нас,
Заведём же хоровод, сей же час.
Дружно за руки беритесь
И в кружок вы становитесь.

Старую традицию чтобы не нарушать
Сплетённые венки Ляля будет бросать.
Обереги на счастье ловите
И до следующего года храните.

Хозяйка:
А теперь слово жюри
Пусть итог нашей игровой программы подведёт
И победителя назовёт.

Хозяйка: Весной пробуждается природа, и в людях пробуждаются добрые чувства. Мы сегодня с хороводами, играми, заданиями вспомнили весенние народные праздники, а также традиции и обычаи. И ведь права народная пословица «Где обычаи чтут, там весело живут».

Весна:
Теперь приглашаем вас чай с пирогами попить,
А затем наши мастерские посетить
И сувенир на память смастерить.

Информационные ресурсы

  1. Досуг в школе 2001 №2.
  2. Коринфский Аполлон Народная Русь: сказания, поверия, обычаи и пословицы русского народа /Аполлон Коринфский. – Москва: Белый город, 2007. – 592 с.: ил.
  3. Любимые детские игры /Сост. Г.Н. Гришина. – М.: Тц Сфера, 1999. – 96 с.
  1. Павлова А. К цветку цветок – и готов венок /А. Павлова //А почему?. – 2002. №6. – с. 30-31.
  2. Петров В.М., Гришина г.н., Короткова Л.Д. Весенние праздники, игры и забавы для детей /В.М. Петров, Г.Н. Гришина, Л.Д. Короткова. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 144 с.
  3. Там на неведомых дорожках (сценарии, идеи, советы, игры, праздники в помощь организатору творческой деятельности с детьми и подростками) / сост. Г.Д. Кочергина, И.А. Шабанникова, Л.В. Иванова, С.Г. Гуцалова.- Смоленск: Издательство Смоленского областного института усовершенствования учителей, 1994. – 176 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Карточки для команд
ВИКТОРИНА

Как называл русский народ месяц март?

а) протальник
б) водогон, ручейник
в) травень, пролетень

Какой весенний месяц начинался с Ярилиных праздников?

(Ярило в славянской мифологии считается богом плодородия, обладающим необычной «ярью», т.е. силой прибытка, деторождения и плодоношения. В народном представлении Ярило является главным поединщиком побеждающим холод зимы).

а) май
б) апрель
в) март

Как называется праздник, на который люди одевались празднично и ярко, закликалисолнце – Ярилу, чтобы дал жизни силу, чтобы светило земное не медлило, а катилось красным колесом к теплу, к лету, заманивало птиц перелётных, вызывало капель да

а) день Весновки-свистуньи (14марта, первая встреча весны)
б) Василий-капельник (13 марта, когда собирали в лесу целебные ветки сосны)
в) Красная горка
г)день Прокопа (12 марта, по народным воззрениям окончательно рушит зимний наст, дорогу прокалывает).

Как назывался праздник, который проходил в день равноденствия – 22 марта. Обычно в этот день ожидался прилёт жаворонков, ребята закликали весну словами: «Жаворонки прилетите, красно лето принесите!»

а) Сороки (начинался прилёт птиц «сорок птиц прилетает». По старой традиции совершали такой обряд: закликали весну быть доброй и пекли из теста вестников весны, пряча во внутрь льняное или конопляное семя).
б) Благовещенье (в этот день жгли костры, водили хороводы вокруг изб и даже целых деревень)
в) Федул-ветреник (две пословицы украшают этот день: «Пришёл Федул теплом подул», а если день выдался ненастным:
«Федул губы надул». Все растворяли окна и и вслушивались пока нез астрекочет сверчок.)

Какой весенний месяц называли в старину ручейником, цветенем, предвесником лета?

а) март
б) апрель
в) май

Этот праздник праздновали 7 апреля. Был он одним из любимейших весенних Праздников, и ещё это третья, решающая встреча весны. В этот день весны люди и звери, и птицы этому дню радуются, и даже само солнце «играет». В этот день говорят: «Красна девка косы не плетёт, птица гнезда не вьёт» Все должны отдыхать.

а) Пасха
б) Благовещенье
в) Сретенье

Как называется день недели, который предшествует пасхальному воскресенью, и проходит под знаком освещённой вербы?

а) Чистый четверг
б) Вербное воскресенье
в) Страстная пятница

Какого числа просыпаются весной лешие и домовые. В этот день люди смеются, друг друга потешают. Это они нечесть разную обмануть-перехитрить хотят.

Когда в старину на деревне пелись веснянки, заклички?

а) на Иванов день
б) на Рождество
в) на Сороки

Какой весенний месяц полон праздниками и трудами? На Руси считалось, что лишь

тот, кто умеет по настоящему справлять праздник – умеет и трудиться.

а) март
б) апрель
в) май

ЖАНР НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА



Четверостишья внимательно прочтите,
И жанр народного творчества подпишите.
Частушка, потешка, небылица, аль сказка,
Думаю вам здесь не нужна подсказка.

Уж, я топну ногой, Горбатый кот
Да притопну другой, Маме плечи трёт,
Выходи ко мне Ванюша С самого утра
Попляши-ка ты со мной. Пошёл со двора.
(частушка)

На берегу валялся,
А в воде не искупался. (загадка, коромысло)

Стоит поп на копне, Это, братцы, да не чудо ли?
Колпак на попе, Беглая дубинка с мальчиком в руках,
Копна под попом А за ней тулупчик с бабой на плечах.
Поп под колпаком. Кнут схватил собаку – парить мужика,
(скороговорка)

А мужик со страху влез под ворота.
Деревня закричала: «Озеро горит!»
Сено со дровами тушить пожар спешат. (небылица)
Что написано пером, того не вырубишь топором.
(пословица)


Должность: методист
Место работы: МОУ ДОД ЦДТ «Радуга»
Месторасположение: п. Тихменево, Рыбинский район, Ярославская область