Развитие клинических дисциплин. Медико-биологическое направление нового времени Основные разделы медицины

Выберите один правильный ответ.

76. И.М. СЕЧЕНОВ – ОСНОВОПОЛОЖНИК ОТЕЧЕСТВЕННОЙ

1) микробиологии

2) физиологической школы

3) кардиологии

4) ревматологии

77. С.П. БОТКИН – ОСНОВОПОЛОЖНИК ОТЕЧЕСТВЕННОЙ

1) микробиологии

2) физиологической школы

3) кардиологии

4) ревматологии

78. ОБОСНОВАЛ НЕВРОГЕННУЮ ТЕОРИЮ ПАТОГЕНЕЗА БОЛЕЗНЕЙ

1) Н.Е. Введенский

2) И.И. Мечников

3) С.П. Боткин

4) Г.А. Захарьин

79. ИНИЦИАТОРЫ СОЗДАНИЯ ПЕРВОЙ БАКТЕРИОЛОГИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ В РОССИИ

1) И.М. Сеченов и Б.Ф. Вериго

2) И.И. Мечников и Н.Ф. Гамалея

3) С.П. Боткин и Г.А. Захарьин

4) Г.И. Сокольский и Ж. Буйо

80. «РЕФЛЕКСЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА» (1863 Г.) НАПИСАЛ

1) Г.Н. Габричевский

2) И.М. Сеченов

3) Н.Е. Веденский

4) В.В. Пашутин

81. Г.Н. ГАБРИЧЕВСКИЙ – ОСНОВОПОЛОЖНИК ОТЕЧЕСТВЕННОЙ

1) микробиологии

2) физиологической школы

3) кардиологии

4) ревматологии

82. УЧЕНИЕ О ЗОНАХ КОЖНОЙ ГИПЕРЕСТЕЗИИ ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ВНУТРЕННИХ ОРГАНОВ СОЗДАЛ

1) Н.Е. Введенский

2) И.И. Мечников

3) С.П. Боткин

4) Г.А. Захарьин

83. ОДИН ИЗ ОСНОВОПОЛОЖНИКОВ ШКОЛЬНОЙ ГИГИЕНЫ

1) Н.Е. Введенский

2) И.И. Мечников

3) С.П. Боткин

4) Г.А. Захарьин

84. ПЕРВЫЙ ОРГАНИЗАТОР САНИТАРНОГО ДЕЛА В ПЕТЕРБУРГЕ

1) С.П. Боткин

2) Н.В. Склифосовский

3) И.М. Сеченов

4) И.И. Мечников

85. ОСНОВАТЕЛЬ УЧЕНИЯ О РЕАКТИВНОСТИ ОРГАНИЗМА

1) Г.А. Захарьин

2) Н.В. Склифосовский

3) С.П. Боткин

4) И.М. Сеченов

86 АКТИВНО ВЫСТУПАЛ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ЛЕЧЕНИИ БОЛЬНЫХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ МИНЕРАЛЬНЫХ ИСТОЧНИКОВ

1) Г.А. Захарьин

2) Н.В. Склифосовский

3) С.П. Боткин

4) И.М. Сеченов

87. ЭВОЛЮЦИОННЫЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ ФАГОЦИТОЗА ПРИМЕНЯЛ

1) С.П. Боткин

2) Н.В. Склифосовский

3) И.М. Сеченов

4) И.И. Мечников

88. ОДНОЙ ИЗ ТЕОРИЙ ПАТОЛОГИИ В XIX ВЕКЕ БЫЛА

1) психологическая

2) онкологическая

3) вирусологическая

4) целлюлярная

89. В ОСНОВЕ УЧЕНИЯ ВИРХОВА О МЕХАНИЗМЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПАТОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В ОРГАНИЗМЕ ЛЕЖИТ ОТКРЫТИЕ

1) гуморальных факторов иммунитета

2) строения сердечно-сосудистой системы

3) клеточного строения организма

4) теории нервизма

90. ОДНИН ИЗ ИНИЦИАТОРОВ ОРГАНИЗАЦИИ КОМИССИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДРАВИЯ

1) Г.А. Захарьин

2) Н.В. Склифосовский

3) С.П. Боткин

4) И.М. Сеченов

91. РОЛЬ МИКРООРГАНИЗМОВ В ИНФЕКЦИОННОЙ ПАТОЛОГИИ ПЕРВЫМ ПРИЗНАЛ

1) Г.А. Захарьин

2) Н.В. Склифосовский

3) С.П. Боткин

4) И.М. Сеченов

92. В КОНЦЕ XIX СТОЛЕТИЯ ВЕДУЩЕЙ ТЕОРИЕЙ ПАТОЛОГИИ БЫЛА

1) вирусологическая

2) травматологическая

3) нейрофизиологическая

4) конституционная

93. Г.И. СОКОЛЬСКИЙ – ОСНОВОПОЛОЖНИК ОТЕЧЕСТВЕННОЙ

1) микробиологии

2) физиологической школы

3) кардиологии

4) ревматологии

94. ГЛАВНУЮ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ИММУНИТЕТА И.И. МЕЧНИКОВ ОТВОДИЛ

1) иммуноглобулинам

2) Т-хелперам

3) В-лимфоцитам

4) фагоцитам

95. ИНИЦИАТОРОМ ВЫДЕЛЕНИЯ ПЕДИАТРИИ И ГИНЕКОЛОГИИ В САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ КЛИНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ БЫЛ

1) И.М. Сеченов

2) Г.Н. Габричевский

3) И.И. Мечников

4) С.П. Боткин

5) Г.А. Захарьин

Дополните.

96. Основателем первого Российского бактериологического общества был ________.

97. Одним из основоположников школьной гигиены был ________.

98. Правительственную комиссию по улучшению санитарных условий и уменьшению смертности в России в 1885 г. возглавлял _______.

99. При участии С.П. Боткина в Петербурге открылась первая в мире Высшая медицинская школа для ____.

100. Председателем Пироговского общества врачей начиная с 1904 г. был ________.

101. И.И. Мечников 28 лет проработал в научно-исследовательском институте в Париже под руководством ________.

102. И.М. Сеченов создал теорию центрального ________.

103. Г.Н. Габричевский – один из основоположников отечественной ________.

104. В 1882 г. С.П. Боткин добился введения должности думского ________.

105. Сывороточное лечение дифтерии впервые было введено в России Н.Ф. Филатовым и ____.

106. И.И. Мечников считал, что главную роль в формировании иммунитета играют ________.

107. Противодифтерийная сыворотка впервые была создана в России в ________ году.

108. Инициаторами организации женского медицинского образования были ________ и ____.

Установите соответствие.

109. СОБЫТИЕ: УЧЕНЫЙ:
1) создатель фагоцитарной теории иммунитета 2) основоположник клинико-физио­логического направления 3) основоположник материалистичес­кой психологии А. С.П. Боткин
Б. П.А. Загорский
В. И.И. Мечников Г. Т.Н. Овцын
Д. М. Я. Мудров Е. И.М. Сеченов
110. НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: УЧЕНЫЙ:
1) изучение физиологии нервной системы 2) развитие эволюционного учения 3) совершенствование методов хирургии А. А.П.Нелюбин
Б. М.А. Нечаев
В. И.Е. Дядьковский
Г. Н.Ф. Кайданов
Д. Н.В.Склифосовский
Ответ: 1 – __; 2 – __; 3 – __. Е. А.А. Иовский
111. СОБЫТИЕ: УЧЕНЫЙ:
1) основоположник учения о ревматизме 2) активный сторонник учения об асептике и антисептике 3) один из основателей науки о школьной гигиене Ответ: 1 – __; 2 – __; 3 – __. А. И.И. Мечников
Б. Г.И. Сокольский
В. Н.В. Склифосовский
Г. М.М. Тереховский Д. Г.А. Захарьин
112. СОБЫТИЕ: УЧЕНЫЙ:
1) разработал метод остеопластической операции «русский замок» 2) создал первую бактериологическую лабораторию в России 3) основоположник клинико-анатоми­ческого направления в медицине А. И.И.Мечников
Б. Г.И.Сокольский
В. Н.В.Склифосовский
Г. М.М.Тереховский
Д. Г.А. Захарьин
Ответ: 1 – __; 2 – __; 3 – __.
113. УЧЕНЫЙ: ГОДЫ ЖИЗНИ:
1) И.М. Сеченов А. 1845–1916
2) И.И. Мечников Б. 1832–1989
3) С.П. Боткин В. 1845–1905
Г. 1832–1911
Ответ: 1 – __; 2 – __; 3 – __. Д. 1829–1905
114. УЧЕНЫЙ: ГОДЫ ЖИЗНИ:
1) Г.А. Захарьин А. 1812–1889
2) Г.И. Сокольский Б. 1832–1893
3) Н.В. Склифосовский В. 1829–1897
Г. 1807–1886
Д. 1836–1904
Ответ: 1 – __; 2 – __; 3 – __. Е. 1836–1911

Установите последовательность.

115. ЭТАПЫ ЖИЗНИ ЛАУРЕАТА НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ И.И. МЕЧНИКОВА

1) учеба в Харьковском университете

2) работа в Одесском университете

3) защита докторской диссертации в Петербурге

4) издание "Этюдов о природе человека"

116. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ СОБЫТИЙ

1) первое издание «Клинических лекций» А.А. Остроумова

2) выход в свет «Клинических лекций» Г.А. Захарьина

3) издание первого выпуска «Клинических лекций» С.П. Боткина

4) защита С.П. Боткиным диссертации «О всасывании жира в кишках»

117. ИЗДАНИЕ МЕДИЦИНСКИХ ГАЗЕТ И ЖУРНАЛОВ

1) «Больничная газета Боткина»

2) «Современная медицина»

3) «Архив клиники внутренних болезней»

4) «Еженедельная клиническая газета»

118. НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С.П. БОТКИНА

1) работа в клинике внутренних болезней в Петербурге

2) участие в деятельности правительственной комиссии по улучшению санитарных условий населения

3) создание инфекционного стационара

4) участие в Крымской войне

119. ЭТАПЫ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И.М. СЕЧЕНОВА

1) издание труда «Рефлексы головного мозга»

2) заведование кафедрой в Одесском университете

3) работа в Петербургском университете

ОТВЕТЫ:


Похожая информация.


ВЫБЕРИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ:

74. И.М. Сеченов – основоположник отечественной

75. С.П. Боткин – основоположник отечественной

1) микробиологии 3) кардиологии

2) физиологической школы 4) ревматологии

76. Обосновал неврогенную теорию патогенеза болезней

77. Инициаторами создания первой бактериологической лаборатории в России были

1) И.М. Сеченов и Б.Ф. Вериго

2) И.И. Мечников и Н.Ф. Гамалея

3) С.П. Боткин и Г.А. Захарьин

4) Г.И. Сокольский и Ж. Буйо

78. «Рефлексы головного мозга» (1863 г.) написал

1) Г.Н. Габричевский 3) Н.Е. Веденский

2) И.М. Сеченов 4) В.В. Пашутин

79. Г.Н. Габричевский – основоположник отечественной

1) микробиологии 3) кардиологии

2) физиологической школы 4) ревматологии

80. Учение о зонах кожной гиперестезии при заболеваниях внутренних органов создал

1) Н.Е. Введенский 3) С.П. Боткин

2) И.И. Мечников 4) Г.А. Захарьин

81. Одним из основоположников школьной гигиены является

1) Н.Е. Введенский 3) С.П. Боткин

2) И.И. Мечников 4) Г.А. Захарьин

82. Первым организатором санитарного дела в Петербурге был

83. Основателем учения о реактивности организма является

84. Активно выступал за использование в лечении больных отечественных минеральных источников

1) Г.А. Захарьин 3) С.П. Боткин

2) Н.В. Склифосовский 4) И.М. Сеченов

85. Эволюционный подход в изучении фагоцитоза применял

1) С.П. Боткин 3) И.М. Сеченов

2) Н.В. Склифосовский 4) И.И. Мечников

86. Одной из теорий патологии в XIX веке была

1) психологическая 3) вирусологическая

2) онкологическая 4) целлюлярная

87. В основе учения Вирхова о механизме возникновения патологических процессов в организме лежит открытие

1) гуморальных факторов иммунитета

2) строения сердечно-сосудистой системы

3) клеточного строения организма

4) теории нервизма

88. Одним из инициаторов организации комиссии общественного здравия был

1) Г.А. Захарьин 3) С.П. Боткин

2) Н.В. Склифосовский 4) И.М. Сеченов

89. Роль микроорганизмов в инфекционной патологии первым признал

1) Г.А. Захарьин 3) С.П. Боткин

2) Н.В. Склифосовский 4) И.М. Сеченов

90. В конце XIX столетия ведущей теорией патологии была

1) вирусологическая 3) нейрофизиологическая

2) травматологическая 4) конституционная

91. Г.И. Сокольский – основоположник отечественной

1) микробиологии 3) кардиологии

2) физиологической школы 4) ревматологии

92. Главную роль в формировании иммунитета И.И. Мечников отводил

1) иммуноглобулинам 3) В-лимфоцитам

2) Т-хелперам 4) фагоцитам

93. Инициатором выделения педиатрии и гинекологии в самостоятельные клинические дисциплины был

1) И.М. Сеченов 4) С.П. Боткин

2) Г.Н. Габричевский 5) Г.А. Захарьин

3) И.И. Мечников

ДОПОЛНИТЕ:

94. Основателем первого Российского бактериологического общества был ________.

95. Одним из основоположников школьной гигиены был ________.

96. Правительственную комиссию по улучшению санитарных условий и уменьшению смертности в России в 1885 г. возглавлял _______.

97. При участии С.П. Боткина в Петербурге открылась первая в мире Высшая медицинская школа для ________.

98. Председателем Пироговского общества врачей начиная с 1904 г. был ________.

99. И.И. Мечников 28 лет проработал в научно-исследовательском институте в Париже под руководством ________.

100. И.М. Сеченов создал теорию центрального ________.

101. Г.Н. Габричевский – один из основоположников отечественной ________.

102. В 1882 г. С.П. Боткин добился введения должности думского ________.

103. Сывороточное лечение дифтерии впервые было введено в России Н.Ф. Филатовым и ________.

104. И.И. Мечников считал, что главную роль в формировании иммунитета играют ________.

105. Противодифтерийная сыворотка впервые была создана в России в ________ году.

106. Инициаторами организации женского медицинского образования были ________ и ________.

УСТАНОВИТЕ СООТВЕТСТВИЕ:

1) создатель фагоцитарной теории иммунитета

А. С.П. Боткин

Б. П.А. Загорский

2) основоположник клинико-физио­логического направления

В. И.И. Мечников

Г. Т.Н. Овцын

3) основоположник отечественной физиологии

Д. М. Я. Мудров

Е. И.М. Сеченов

НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

1) изучение физиологии нервной системы

2) развитие эволюционного учения

3) совершенствование методов хирургии

А. А.П.Нелюбин

Б. М.А. Нечаев

В. И.Е. Дядьковский

Г. Н.Ф.Кайданов

Д. Н.В.Склифосовский

Ответ: 1 – __; 2 – __; 3 – __.

Е. А.А.Иовский

1) основоположник учения о ревматизме

2) активный сторонник учения об асептике и антисептике

3) один из основателей науки о школьной гигиене

Ответ: 1 – __; 2 – __; 3 – __.

А. И.И. Мечников

Б. Г.И. Сокольский

В. Н.В. Склифосовский

Г. М.М. Тереховский

Д. Г.А. Захарьин

1) разработал метод остеопластической операции «русский замок»

2) создал первую бактериологическую лабораторию в России

3) основоположник клинико-анатоми­ческого направления в медицине

А. И.И.Мечников

Б. Г.И.Сокольский

В. Н.В.Склифосовский

Г. М.М.Тереховский

Д. Г.А. Захарьин

Ответ: 1 – __; 2 – __; 3 – __.

ГОДЫ ЖИЗНИ:

1) И.М. Сеченов

2) И.И. Мечников

3) С.П. Боткин

Ответ: 1 – __; 2 – __; 3 – __.

ГОДЫ ЖИЗНИ:

1) Г.А. Захарьин

2) Г.И. Сокольский

3) Н.В. Склифосовский

Ответ: 1 – __; 2 – __; 3 – __.

УСТАНОВИТЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ:

113. Этапы жизни лауреата Нобелевской премии И.И. Мечникова:

1) учеба в Харьковском университете

2) работа в Одесском университете

3) защита докторской диссертации в Петербурге

4) издание "Этюдов о природе человека"

114. Последовательность событий:

1) первое издание «Клинических лекций» А.А. Остроумова

2) выход в свет «Клинических лекций» Г.А. Захарьина

3) издание первого выпуска «Клинических лекций» С.П. Боткина

4) защита С.П. Боткиным диссертации «О всасывании жира в кишках»

115. Издание медицинских газет и журналов:

1) «Больничная газета Боткина»

2) «Современная медицина»

3) «Архив клиники внутренних болезней»

4) «Еженедельная клиническая газета»

116. Научная деятельность С.П. Боткина:

1) работа в клинике внутренних болезней в Петербурге

2) участие в деятельности правительственной комиссии по улучшению санитарных условий населения

3) создание инфекционного стационара

4) участие в Крымской войне

117. Этапы научной деятельности И.М. Сеченова:

1) издание труда «Рефлексы головного мозга»

2) заведование кафедрой в Одесском университете

3) работа в Петербургском университете

Патологическая анатомия является составной частью пато­логии - науки, изучающей закономерности возникновения и развития болезней, отдельных патологических процессов и со­стояний.

В истории развития патологической анатомии выделяют че­тыре основных периода: анатомический (с древности до начала XIX века), микроскопический (с первой трети XIX века до 50-х годов XX века), ультрамикроскопический (после 50-х годов XIX века); современный, четвертый период развития патологи­ческой анатомии можно охарактеризовать как период патологи­ческой анатомии живого человека.

Возможность изучения патологических изменений органов человеческого тела появилась в XV-XVII веках благодаря воз­никновению и развитию научной анатомии. Наиболее значитель­ную роль в создании метода анатомического исследования, опи­сании строения всех важнейших органов и их взаиморасположе­ния сыграли в середине XVI века работы А.Везалия, Г.Фаллопия, Р.Коломбо и Б.Евстахия.

Анатомические исследования второй половины XVI - нача­ла XVII веков не только укрепили позиции анатомии, но и спо­собствовали появлению интереса к анатомии у врачей. Значи­тельное влияние на развитие анатомии в этот период оказали фи­лософ Ф.Бэкон и анатом У.Гарвей.

В 1676 г. Т.Боне сделал первую попытку на значительном ма­териале (3000 вскрытий) показать существование связи между обнаруженными при этом морфологическими изменениями и клиническими проявлениями болезни.

В XVII веке в Европе появились богатейшие анатомические музеи (Лейден), в которых были широко представлены патолого-анатомические препараты.

Важнейшим событием в истории патологической анатомии, определившим ее выделение в самостоятельную науку, стал вы­ход в свет в 1761 г. основного труда Дж.Б.Морганьи "О местопо­ложении и причинах болезней, выявленных анатомом".

На рубеже XVIII и XIX веков во Франции Ж.Корвизар, Р.Ла-эннек, Г.Дюпюитрен, К.Лобштейн, Ж.Буйо, Ж.Крювелье широ­ко внедрили патологическую анатомию в клиническую практи­ку; М.К.Биша указал дальнейший путь ее развития - изучение повреждений на тканевом уровне. Ученик М.К.Биша Ф.Бруссе создал учение, которое отвергало существование болезней, не имеющих материального субстрата. Ж.Крювелье выпустил в 1829-1835 гг. первый в мире цветной атлас по патологической анатомии.

В середине XIX века наибольшее влияние на развитие этой отрасли медицины оказали труды К.Рокитанского, в которых он не только представил изменения в органах на различных этапах развития заболеваний, но и уточнил описание патологических из­менений при многих болезнях. В 1844 г. К.Рокитанский основал в Венском университете кафедру патологической анатомии, соз­дал крупнейший в мире патологоанатомический музей. С именем К.Рокитанского связывают окончательное выделение патологи­ческой анатомии в самостоятельную научную дисциплину и вра­чебную специальность.

Переломным моментом в развитии этой дисциплины явилось создание в 1855 г. Р.Вирховым теории клеточной патологии.

В России первые попытки организации прозекторского дела относятся к XVIII веку. Они связаны главным образом с деятель­ностью видных организаторов здравоохранения - И.Фишера и П.З.Кондоиди. Эти попытки не дали ощутимых результатов в связи с низким уровнем развития российской медицины и состоя­нием медицинского образования, хотя уже в то время проводи­лись отдельные вскрытия с контрольно-диагностическими и ис­следовательскими целями.

Становление патологической анатомии как научной дисцип­лины началось лишь в первой четверти XIX века и совпало по времени с улучшением преподавания нормальной анатомии в университетах. Одним из первых анатомов, обращавших внима­ние студентов на патологические изменения органов во время вскрытия, был Е.О.Мухин.

Впервые вопрос о необходимости включения патологической анатомии в число обязательных предметов преподавания на ме­дицинском факультете Московского университета был постав­лен в 1805 г. М.Я.Мудровым в письме к попечителю университета М.Н.Муравьеву. По предложению Ю.Х.Лодера, преподавание патологической анатомии в виде курса при кафедре нормальной анатомии было отражено в университетском уставе 1835 г. В со­ответствии с этим уставом преподавание самостоятельного курса патологической анатомии было начато в 1837 г. проф. Л.С.Сев-руком на кафедре нормальной анатомии. Профессора Г.И.Со­кольский и А.И.Овер начали использовать новейшие патолого-анатомические сведения в преподавании терапевтических дисци­плин, а Ф.И.Иноземцев и А.И.Поль - при чтении лекций по кур­су хирургии.

В 1841 г. в связи с созданием нового медицинского факульте­та в Киеве Н.И.Пирогов поставил вопрос о необходимости от­крытия кафедры для преподавания патологии в Университете Св. Владимира. В соответствии с уставом этого университета (1842) было предусмотрено открытие кафедры патологической анатомии и патологической физиологии, которая начала функ­ционировать в 1845 г.: ее возглавил ученик Н.И.Пирогова Н.И.Козлов.

7 декабря 1845 г. было принято "Дополнительное постановле­ние о медицинском факультете Императорского Московского университета", которое предусматривало создание кафедры па­тологической анатомии и патологической физиологии. В 1846 г. профессором этой кафедры был назначен Ю.Дитрих - адъюнкт факультетской терапевтической клиники, которой заведовал А.И.Овер. После смерти Ю.Дитриха в конкурсе на замещение ва­кантной должности приняли участие четыре адъюнкта терапев­тических клиник Московского университета - Самсон фон Гиммелыптерн, Н.С.Топоров, А.И.Полунин и К.Я.Млодзиевский. В мае 1849 г. профессором кафедры патологической анатомии и патологической физиологии был избран А.И.Полунин - адъ­юнкт госпитальной терапевтической клиники И.В.Варвинского.

Для современной медицины характерен постоянный поиск наиболее объективных материальных критериев диагностики и познания сущности болезни. Среди этих критериев морфологи­ческий приобретает исключительное значение как наиболее дос­товерный.

Современная патологическая анатомия широко использует достижения других медико-биологических дисциплин, обобщая фактические данные биохимических, морфологических, генети­ческих, патофизиологических и других исследований с целью ус­тановления закономерностей, касающихся работы того или ино­го органа, системы при различных заболеваниях.

Благодаря задачам, которые решает в настоящее время пато­логическая анатомия, она занимает особое место среди медицин­ских дисциплин. С одной стороны, патологическая анатомия - это теория медицины, которая, раскрывая материальный субстрат болезни, непосредственно служит клинической практике, с другой - это клиническая морфология для диагноза, дающая ма­териальный субстрат теории медицины - общей и частной пато­логии человека [Серов В.В., 1982].

Под общей патологией понимают наиболее общие, т.е. свой­ственные всем болезням, закономерности их возникновения, раз­вития и исходов. Уходя своими корнями в частные проявления различных болезней и основываясь на этих частностях, общая па­тология одновременно синтезирует их, дает представление о ти­повых процессах, характерных для той или иной болезни.

В результате прогресса медико-биологических дисциплин (физиология, биохимия, генетика, иммунология) и сближения с ними классической морфологии стало очевидным существование единого материального субстрата проявлений жизнедеятельно­сти, включающего весь диапазон уровней организации - от мо­лекулярного до организменного, и никакие, даже ничтожные функциональные нарушения не могут возникнуть и исчезнуть, не отразившись в соответствующих структурных изменениях на мо­лекулярном или ультраструктурном уровне. Таким образом, дальнейший прогресс общей патологии не может быть поставлен в зависимость от развития какой-либо одной дисциплины или их группы, так как общая патология сегодня представляет собой концентрированный опыт всех отраслей медицины, оцененный с широких биологических позиций.

Каждая из современных медицинских и медико-биологиче­ских дисциплин вносит свою лепту в построение теории медици­ны. Биохимия, эндокринология и фармакология раскрывают тонкие механизмы процессов жизнедеятельности на молекуляр­ном уровне; в патологоанатомических исследованиях законы об­щей патологии получают морфологическую интерпретацию; па­тологическая физиология дает их функциональную характери­стику; микробиология и вирусология являются важнейшими ис­точниками разработки этиологического и иммунологического аспектов общей патологии; генетика раскрывает секреты инди­видуальности реакций организма и принципы их внутриклеточ­ного регулирования; клиническая медицина завершает оформле­ние законов общей патологии человека на основе собственного богатейшего опыта и окончательной оценки получаемых экспе­риментальных данных под углом зрения психологических, соци­альных и других факторов. Итак, общая патология подразумева­ет такой подход к оценке наблюдаемых явлений, который харак­теризуется их широким медико-биологическим анализом.

Для современного этапа развития медицины характерно то, что дисциплины, ранее бывшие преимущественно или даже ис­ключительно экспериментальными (генетика, иммунология, биохимия, эндокринология, патологическая физиология и др.), становятся в равной мере и клиническими.

Таким образом, современная общая патология включает:

▲ обобщение фактических данных, полученных с помощью методов исследования, используемых в различных медико-биологических дисциплинах;

▲ изучение типовых патологических процессов (см. лекцию 2); а разработку проблем этиологии, патогенеза, морфогенеза бо­лезней человека;

▲ развитие философско-методологических аспектов биологии и медицины (проблемы целесообразности, соотношения структу­ры и функции, части и целого, внутреннего и внешнего, социаль­ного и биологического, детерминизма, целостности организма, нервизма и др.) на основе осмысления всей совокупности фактов, полученных в различных областях медицины; а формирование теории медицины вообще и учения о болезни в частности.

Быстрое развитие клинической физиологии, клинической морфологии, клинической иммунологии, клинической биохимии и фармакологии, медицинской генетики, принципиально новых методов рентгенологического исследования, эндоскопии, эхогра­фии и др. чрезвычайно обогатило наши знания о фактических де­талях и общих закономерностях развития болезней человека. Все более широкое использование неинвазивных методов исследова­ния (компьютерная томография, ультразвуковая диагностика, эн­доскопические методы и др.) позволяет визуально определять ло­кализацию, размеры и даже в известной степени характер патоло­гического процесса, что по существу открывает пути развития прижизненной патологической анатомии - клинической морфологии, которой посвящен курс ча­стной патологической анатомии.

Сфера применения морфологического анализа в клинике по­стоянно расширяется благодаря все возрастающей хирургиче­ской активности и успехам медицинской техники, а также в связи с совершенствованием методических возможностей морфологии. Совершенствование медицинских инструментов привело к тому, что практически не осталось таких областей организма человека, которые были бы недоступны для врача. При этом особое значе­ние для совершенствования клинической морфологии приобре­тает эндоскопия, позволяющая клиницисту заниматься морфоло­гическим изучением болезни на макроскопическом (органном) уровне. Эндоскопические исследования служат и целям био­псии, с помощью которой патологоанатом получает материал для морфологического исследования и становится полноценным участником решения вопросов диагностики, терапевтической или хирургической тактики и прогноза заболевания. Используя материал биопсии, патологоанатом решает и многие теоретиче­ские вопросы патологии. Поэтому биоптат становится основным объектом исследования при решении практических и теоретиче­ских вопросов патологической анатомии.

Методические возможности современной морфологии удов­летворяют стремления патологоанатома ко все возрастающей точности морфологического анализа нарушенных процессов жизнедеятельности и все более полной и точной функциональ­ной оценке структурных изменений. Современные методические возможности морфологии огромны. Они позволяют изучать па­тологические процессы и болезни на уровне организма, системы, органа, ткани, клетки, клеточной органеллы и макромолекулы. Это макроскопические и светооптические (микроскопические), электронно-микроскопические, цито- и гистохимические, иммуногистохимические и авторадиографические методы. Наблюда­ется тенденция к комплексированию ряда традиционных методов морфологического исследования, в результате чего возникли электронно-микроскопическая гистохимия, электронно-микро­скопическая иммуноцитохимия, электронно-микроскопическая авторадиография, существенно расширившие возможности пато­логоанатома в диагностике и познании сущности болезней.

Наряду с качественной оценкой наблюдаемых процессов и яв­лений появилась возможность количественной оценки при использовании новейших методов морфологического анализа. Морфометрия дала в руки исследователей возможности применения электронной техники и математики для суждения о достоверности результатов и правомочности трактовки выявлен­ных закономерностей.

С помощью современных методов исследования патологоана­том может обнаружить не только морфологические изменения, свойственные развернутой картине того или иного заболевания, но и начальные изменения при болезнях, клинические проявле­ния которых еще отсутствуют в силу состоятельности компенса­торно-приспособительных процессов [Саркисов Д.С., 1988]. Сле­довательно, начальные изменения (доклинический период болез­ни) опережают их ранние клинические проявления (клинический период болезни). Поэтому главным ориентиром в диагностике начальных стадий развития заболевания служат морфологиче­ские изменения клеток и тканей.

Патологическая анатомия, располагая современными техни­ческими и методическими возможностями, призвана решать за­дачи как клинико-диагностического, так и научно-исследова­тельского характера.

Вырастает значение экспериментального направления, когда ответы на сложные вопросы этиологии и патогенеза заболеваний ищут и клиницист, и патолог. Эксперимент используется пре­жде всего для моделирования патологических процессов и болез­ней, с его помощью разрабатываются и испытываются новые ме­тоды лечения. Однако морфологические данные, полученные в экспериментальной модели болезни, должны быть соотнесены с подобными данными при той же болезни у человека.

Несмотря на то что в последние годы во всех странах число вскрытий неуклонно снижается, патологоанатомическое иссле­дование остается одним из главных методов научного познания болезни. С его помощью осуществляется экспертиза правильно­сти диагноза и лечения, устанавливаются причины смерти. В свя­зи с этим вскрытие трупа как завершающий этап диагностики не­обходимо не только клиницисту и патологоанатому, но и меди­цинскому статистику и организатору здравоохранения. Этот ме­тод является базой научных исследований, преподавания фунда­ментальных и прикладных медицинских дисциплин, школой вра­ча любой специальности. Анализ результатов вскрытия играет важную роль в решении ряда крупных научно-практических про­блем, например проблемы изменчивости, или патоморфоза, бо­лезней. Значение этой проблемы постоянно возрастает, так как все чаще и чаще перед клиницистом и патологоанатомом встает вопрос: где кончается патоморфоз и где начинается патология терапии?

20.1.Капиталистическое производство, толчок в развитии естественно-научных знаний. Особое влияние на их становление оказал французский

материализм 18в,Великая французская революция. Центральное место в системе естественно-научного познания занимает "Энциклопедия наук, искусств и ремесел"

Дени Дидро, работы Вальтера и Ж.Ж. Руссо. Среди великих научных открытий Ф. Энгельс отметил 3:

1.теория клеточного строения живых о-мовШлейдена и Шванна

2.закон сохранения и превращения энергии

3.эволюционное учение Дарвина

20.2 Общая биология и генетика.

Термин "Биология" - 18в, Ж.Б Ламарк. Тесная связь биологии с формированием эволюционных взглядов,

Лейбниц - предсказал существование переходных форм между растениями и животными

Ш.Бонне -1745г. "Лестница существ"

Л.Л. Бюффон - 1749г. Разделил естественную историю Земли на 7 периодов.

К. Линней - бинарная номенклатура,труд "Система природы"

Ж.Б Ламарк - первая внятная теория эволюционного развития, теория упражнения неупражнения органов

Ч.Дарвин - "Происхождение видов путем ЕО" 1859г.

Г. Мендель основоположник генетики, открытие законов наследования признаков (опыты с горохом).

Карл Линней (1707-1778). "Система природы" -классификация трех царств природы:растений, животных, минералов.

Каждое из царств он разделил на классы, отряды, роды и виды; для всех органических видов ввел обязательную бинарную (двойную) номенклатуру. Линней впервые отнес человека к классу млекопитающих (отряду приматов), что в то время требовало от ученого большой гражданской смелости.

Ж.Б.Ламарк (1744 - 1829) теория эволюции. Труд "Философия зоологии",где он вывел основные положения своей

теории, занимаясь сравнительной анатомией беспозвоночных (первым ввел эти понятия и разделил жив-х на 2 группы)

Ламарк придерживался концепции упражнения и неупр. органов.

Ч.Дарвин (1809-1882) - основоположник эволюционного учения, собрал воедино наработки предшественников,



и, используя так же свои наблюдения, сделанные во время путешествия на корабле Бигл вывел основные положения

своей теории эволюции.

Грегор Мендель (1822-1884) - основоположник генетики, термин предложен В.Бэйтсоном в 1906. Опыты по

гибридизации гороха, установил наличие "наследственных факторов" (генов). Основные принципы учения

о наследственности заложены в его труде "Опыты над растительными гибридами". Признание его теории только в 1901 году.

1911 г. Томас Хант Морган и его сотрудники "Хромосомная теория наследственности", сцепленное наследование генов,

Материалистическая концепция гена.

Великие хирурги Нового времени.

Николас Тюльп - сравнил строение обезьяны и человека, ему принадлежит символ врачебной деятельности

горящая свеча. "Светя другим сгораю сам".

Анатом Фредерик Рюйш.

1717 год Петр 1 приобрел коллекцию Рюйша,1699г. - Петр 1 учредил курс лекций для бояр по анатомии,

1707г - открытие при Генеральном госпитале лекарской школы.

Учебники сначала латинские, затем стали переводить.

Начало 18в. - переведен атлас Бидлоо "Анатомия человеческого тела в 105 таблицах"

1702г. Н.Л.Бидлоо основал первую лекарскую школу в Москве

Мартын Иванович Шеин - первый русский атлас.

Русские анатомы:

Щепин,Протасов, Зыбелин, Мухин,Буяльский.

Пирогов - ледяная анатомия.

Петр Францевич Лесгафт - функциональное направление в медицине.

20.4 Гистология (от греч. histos - ткань, logos - учение) - наука о строении, развитии и жизнедеятельности тканей живых организмов. В истории учения о тканях и микроскопическом строении органов выделяют два периода: 1) домикроскопический и 2) микроскопический (внутри него - ультрамикроскопический этап).

20.4.1 ДОМИКРОСКОПИЧЕСКИЙ ПЕРИОД : В этот весьма продолжительный период (вплоть до XVIII в.) первые представления о тканях складывались на основании анатомических исследований трупов, а первые научные обобщения делались без применения микроскопа. Первый прибор из увеличительных стекол был сконструирован около 1590 г. Гансом и Захарием Янсенами в Нидерландах (Голландия). Термин микроскоп" появился лишь в 1625 г. Первое его применение в естествознании связано с именем Роберта Гука (Hooke, Robert, 1635-1703), который в 1665 г. впервые обнаружил и описал растительные клетки на срезе пробки, используя микроскоп собственной конструкции с увеличением в 30 раз. Значительный вклад в развитие микроскопии внес голландский натуралист-самоучка Антоны ван Левенгук. Первая попытка систематизации тканей организма (без применения микроскопа) была предпринята французским врачом Мари Франсуа

20.4.2МИКРОСКОПИЧЕСКИЙ ПЕРИОД : Период систематических микроскопических исследований тканей открывается одним из крупнейших обобщений естествознания XIX в.- клеточной теорией строения организмов. В основных своих чертах клеточная теория была сформулирована в трудах немецких ученых - ботаника Матиаса Шлейдена. Одним из основоположников учения о клеточном строении был Ян Эвангелист Пуркине (Purkine Johannes Evangelista, 1787-1869) Он первым применил термин протоплазма (1839). В его лаборатории создан один из первых микротомов. В гистологическую практику были введены водные и масляные иммерсионные объективы, изобретен микротом, применены новые фиксаторы Российские ученые Внесли большой вклад в развитие гистологии. Казанская школа нейрогистологов прославила отечественную науку исследованиями сетчатки глаза у различных позвоночных и анализом нейронного состава спинальных и вегетативных ганглиев (А. С. Догель). В 1915 г. А. С. Догель основал журнал «Архив анатомии, гистологии и эмбриологии». Общеизвестны фундаментальные работы киевского гистолога В. А. Беца, изучавшего цитоархитектонику коры больших полушарий головного мозга и открывшего гигантские пирамидные клетки (клетки Беца).

20.5 Эмбриология (от греч. embrion - зародыш, logos - учение) исторически сформировалась как учение об эмбриогенезе - внутриутробном развитии плода от момента оплодотворения до рождения. В процессе становления содержание и объем этой науки значительно расширились - предметом ее изучения стали также развитие и строение половых клеток и ранний постэмбриональный период. Современная эмбриология изучает три периода индивидуального развития: предзаро-дышевый (прогенез), зародышевый (собственно эмбриогенез) и ранний послезародышевый (постнатальный) онтогенез. Первые представления о внутриутробном развитии плода возникли в древнем мире и изложены в сочинениях философов и врачей древней Индии, древнего Египта и древней Греции («Гиппократов сборник»). Эмбриология стала одной из важнейших биологических дисциплин. Ее применение в медицине не ограничивается областью анатомии и гистологии, она имеет важное практическое значение для развития профилактической медицины и борьбы с наследственными заболеваниями, для разработки новых методов тестирования фармакологических препаратов. Большие перспективы эмбриологии связаны с развитием генетики и многих других областей медицинской науки.

20.5.1 Концепции преформизма и эпигенеза долгое время существовали параллельно, причем преформизм занимал доминирующие позиции, особенно в XVII-XVIII вв. (рис. 113). Этому способствовали несовершенство микроскопических методов исследования и механистическое понимание идеи развития. Утверждая, что будущий организм в миниатюре заранее предсуще-ствует в яйце, преформисты (а среди них были выдающиеся исследователи своего времени: А. Левенгук, Я. Свам-мердам, М. Мальпиги, А. Галлер и др.), по существу не объясняли развитие, а отрицали его.

Первый в истории трактат «О формировании плода» («De formatione foetu», 1600) составил И. Фабриций. Он описал и изобразил на 32 гравюрах этапы развития плода у человека и различных животных (морской свинки, собаки, кошки, свиньи и др.), а также плода цыпленка в отдельном труде «Об образовании яйца и цыпленка» («De formatione ovi et pulli», 1621).

Весьма близко к открытию яйцеклетки подошел голландский анатом и физиолог Репье де Грааф (Graaf, Regnier de, 1641 - 1673). Прожив не многим более: 30 лет, Грааф внес заметный вклад в развитие анатомии, физиологии, гистологии и эмбриологии. Грааф впервые изучил семенные канальцы и определил их как «сосуды, изготовляющие семя». В 1672 г. он описал открытые им пузырьки женских половых желез которые ошибочно принял за яйца, откуда и произошло название яичники (ovarium).

К. Ф. Вольф нанес решительный удар концепции преформизма, развив и экспериментально обосновав теорию эпигенеза (термин, предложенный Вольфом). Тщательно изучив ранние стадии развития цыпленка, он доказал, что куриное яйцо не содержит преформированного зародыша. Более того, Вольф выделил в нем два листка зародышевой ткани и показал, что нижний, свертываясь в" трубочку, образует пищеварительный канал, который не существует на ранних стадиях развития. Свои воззрения К. Ф. Вольф изложил в диссертации «Теория зарождения» («Theoria Generations», 1759) и опубликованном в России труде «Об образовании кишечника у цыпленка» («De Formatione Intestinorum», 1768- 1769).

Карл Максимович Бэр (Baer, Karl Ernst von, 1792-1876), академик Петербургской академии наук и почетный ее член, занимает особое место среди основоположников эмбриологии (рис. 115). Он открыл основные законы эмбриогенеза позвоночных и сделал важные теоретические обобщения. К. М. Бэр впервые увидел и описал яйцеклетку млекопитающих и человека (1827),открыл бластулу, исследовал и описал развитие всех основных систем органов позвоночных из зародышевых листков.

Илья Ильич Мечников (1845-- 1916)-академик многих академий мира, лауреат Нобелевской премии (1908), в период с 1865 по 1886 г. работал в Одессе совместно с А. О. Ковалевским и опубликовал ряд капитальных работ по сравнительной и эволюционной эмбриологии. В XIX в. наряду с общей и сравнительной эмбриологией получило широкое развитие физиологическое направление в эмбриологии, связанное с применением физиологических экспериментальных методов.

20.6 Общая патология. Патология – область теоретической медицины,исследующая закономерности возникновения,течения и исхода болезней. Патологическая анатомия – наука,изучающая структурные основы патологических процессов,выделилась в конце 18-начале 19 века. 2 периода:

20.6.1 Микроскопический период (до середины 19 века) В эпоху Возрождения революцию в анатомии произвели но столько врачи,сколько живописцы и скульпторы,стремившиеся понять строение человека.Практикующие врачи стали производить вскрытия умерших от болезней с целью понять именения в организме,к которым приводит эта болезнь. Евстахий ввел систематические вскрытия людей

Морганьи – итальянский анатом и врач,стал доктором медицины в 19 лет;производил вскрытия умерших больных,вывел,что симптомы являются знаками не болезни вообще,а морфологических изменений,которые возникают в результате болезни;каждая болезнь вызывает определенные изменения в определенном органе,определил орган как место локализации болезненного процесса(органопатология). Сблизил анатомию с клинической медициной,создал первую научнуо обоснованную классификацию болезней,положил начало клинико-анатомическому направлению в медицине.

Ксавье Биша – французский анатом,физиолог и врач,(без использования микроскоп.техники,т.к. она была еще несовершенна)сделал два важных открытия:установих,что органы и части тела при всей неповторимости состоят из одних и тех же тканей,выделил 21 ткань(по его представлениям); заложил основы учения о тканях – гистологии; показал,что болезнетворный процесс поражает не весь орган,а только отдельные его ткани(тканевая патология).

20.6.2 Микроскопический период. В середине 19 века развитие патологии проходило в борьбе двух направлений: гуморального(жидкость) и солидарного(плотный,твердый).

Рокитанский – венский патолог,представитель гуморального направления;создал первую в Европе кафедру патологической анатомии,труд «Руководство патологической анатомии»,провел более 20 тысяч вскрытий;основной причиной болезненных изменений считал нарушение состава жидкостей (соков) организма – дискразию;местный патологический процесс рассматривал как проявление общего заболевания.

Вирхов - немецкий врач, патолог и общественный деятель,заложил принципы морфологического метода в патологи;впервые описал и изучил патологическую анатомию воспалений, лейкоцитоза, эмболии, тромбоза, флебитов, лейкемий, жировое перерождение, туберкулезную природу волчанки, клетки нейроглии и т.д.;создал терминологию и классификацию основных патологических состояний. Руководствуясь теорией клеточного строения (1839), впервые применил ее при изучении больного организма и создал теорию целлюлярной патологии, изложенную в его статье «Целлюлярная патология как учение, основанное на физиологической и патологической гистологии» 1858. По Вирхову, жизнь целого организма есть сумма жизней автономных клеточных территорий; материальным субстратом болезни является клетка (т.е. плотная часть организма, отсюда термин «солидарная» патология); вся патоло­гия есть патология клетки. Теория целлюлярной патологии была шагом вперед по сравнению с теорией тканевой патологии Биша и гуморальной патологии Рокитанского. Она быстро получила всеобщее признание и оказала положительное влияние на последующее развитие медицины.

Регламент Петра I о госпиталях: (развитие анатомических секций умерших и судебных вскрытий) обязательное вскрытие умерших насильственной смертью. В 1835 – обязательное вскрытие всех умерших в больницах.

20.6.3 Пашутин – основоположник отечественной школы патофизиологов; организовал кафедру общей и экспериментальной патологии в Казанском университете;возглавил кафедру общей и экспериментальной патологии в ВМА вПетербурге. Он первым ввел термин «патологическая физиология» и фактически стал основоположником этой науки. Ввел в общую патологию идеи нервизма. Ему принадлежат фундаментальные исследования по обмену веществ (учение об авитаминозе) и газообмену (учение о гипоксии), голоданию, пищеварению и деятельности желез внутренней секреции. Впервые определил патологическую физиологию как «философию медицины». Его двухтомное руководство «Лекции по общей патологии (патологической физиологии)» (1878, 1891) и «Курс общей и экспериментальной патологии (патологическая физиология)» (1902) долгое время оставались основными учебниками по патологической физиологии.

20.7 Микробиология - возникла во второй половине 19 века – наука о микроорганизмах, их строении и жизнедеятельности; об изменениях, вызываемых ими в организме людей, животных, растений и неживой природе. Мед.микробио.:бактериология,вирусология,микология,иммунология,протозоология. 2 периода:

20.7.1. Эмпирический период. Левенгук первым обнаружил и описал живые микроорганизмы. Инокуляция – искусственное заражение организма,вариоляция – оспопрививание. В Китае прививка против оспы известна с 11 века до н.э. В России инокуляция вошла в практику в середине 18 века

Дженнер – английский врач,основоположник вакцинации (прививал коровью оспу с целью предотвратить заболевание натуральной оспой). Содержимое молодых незрелых пустул коровьей оспы,предотвращало заболевание натуральной оспой,если попадало на руки молочниц,т.е. искусственное заражение коровьей оспой – безвредный и гуманный способ предотвращения натуральной оспы.Привил мальчику лимфу пустулы с руки крестьянки,заразившейся коровьей оспой.Дженер высушивал содержимое пустул и пересылал в различные страны для прививания.

20.7.2.Экспериментальный период. Пастер – францезский у ченый,химик,микробиолог,основоположник научной микробиологии и иммунологии. Открыл ферментативную природу молочнокислого,спиртового, маслянокислого брожения; основные представления об искусственном иммуни тете,создание вакцины против сибирской язвы,антирабической вакцины(от бешенства). Пастер придумал вводить ослабленную культуру. Отсутствие рецидива инфекционной болезни после прививки он определил как иммунитет. Организовал в Париже первую в мире антирабическую станцию.

Ивановский – русский физиолог растений и микробиолог, основоположник вирусологии, открыл вирус табачной мозаики (вирус растений семейства пасленовые). Опубликовал работы об особенностях физиологических процессов в больных растениях.

Мечников – биолог,патолог,иммунолог и бактериолог, создатель фагоцитарной теориииммунитета,один из основоположников эволюционной эмбриологии. Организовал первую в России,вторую в мире антирабическую станцию(и для борьбы с другими инфекционными заболеваниями). У Мечникова было много учеников и последователей (Заболотный,Гамалея)

Эрлих – немецкий ученый,в процессе работы с дифтерийным токсином сформулировал теорию гуморально иммунитета: микробы или токсины содержат структурные единицы – антигены,которые,попадая в организм,вызывают образование антител. Выделял два вида иммунитета: пассивный (достигается введением в организм готовых антител) и активный (организм сам вырабатывает антитела в ответ на введение антигенов).Так же иммунные реакции возникают при пересадке органов и тканей (инфекционная иммунология).

За учение об иммунитете Мечников и Эрлих были удостоены Нобелевской премии (1908)

20.8 Физиология и экспериментальная медицина. Физиология – естественная наука.изучающая жизнедеятельность целого организма,его частей,систем,органов и клеток в тесной взаимосвязи с окружающей природой. 2 периода:

20.8.1 Эмпирический период. Первые представления о работе отдельных органов человека были еще в глубокой древности,дошли до нас в сочинениях философов Древнего Востока, Др.Греции и Др.Рима.

В период классического Среднивековья,когда господствовала церковная схоластика и преследовались попытки опытного познания природы, в развитии естествознания наблюдался застой.

В эпоху Возраждения анатомо-физиологические и естественнонаучные исследования,проведенные Везалием,Серветом,Коломбо,Фаллопием,Галилеем, подготовили почву для экспирементальной физиологии.

20.8.2 Экспериментальный период начинается в эпоху Возрождения. Эксперим.физиология развивалась на основе научного опыта и носила механический характер(законы математики переносились и на живые существа:механизм работы сердца, вентиляции легких).

Гарвей – математически рассчитал и экспериментально обосновал теорию кровообращения.

Декарт – принцип механистического движения для нервной системы животных(по сути разработал рефлекторную дугу). Законы оптики для функций глаза человека. Но в то же время признавал душу,т.е. нематериальное – дуализм мировоззрения.

Галлер – швейцарский естествоиспытатель,врач и поэт, изучал процесс дыхания в легких,три свойства мышечных волокон:упругость,сократимость,раздражимость; первым заметил,что сердце сокращается автономно,от силы,содержащейся в нем самом.

Гальвани – итальянский анатом и физиолог, биоэлектрические явления в живых организмах («животное электричество»),что положило начало будущей электрофизиологии.

Витализм – загадочное существо «жизненной силы» как причины всех физиологических явлений.

Мажанди – французский физиолог,противник витализма,один из основоположников физиологии и экспериментальной медицины; доказал наличие чувствительных и двигательных нервных волокон, соответствие между их структурой и функцией.

Бернар – французский физиолог,изучил механизмы сокоотделения и значение пищеварительных свойств слюны,желуд.сока и поджелудочной железы для здорового и больного организма, теория сахарного мочеизнурения, исследовал нервную регуляцию кровообращения,выдвинул концепцию о постоянстве внутренней среды организма.

Сеченов – ученый,основатель физиологии в России,создал самую крупную физиологическую школу в России, основоположник учения о рефлексах головного мозга и научной психологии;большой вклад в развитие рефлекторной теории,впервые распространил рефлекторный принцип на деятельность головного мозга;открыл процесс торможения,существующий наряду с процессом возбуждения в центральной нервной системе;выдвинул идею о рефлекторной основе психической деятельности;сформулировал концепцию о единстве организма и внешней среды;его работы по физиологии дыхания и крови,газообмену,растворению газов в жидкостях и обмену энергии заложили основы будущей авиационной и космической физиологии.

Павлов – ученый,создатель учения о высшей нервной деятельности,новатор экспериментальных методов исследования поведения животных(физиологии больших полушарий головного мозга);провел исследования сердечно-сосудистой системы; выявил условные рефлексы;ввел в практику метод хронического эксперимента (изучение процессов пищеварения на практически здоровом животном(бедная собака)) Нобелевская премия в 1904 за работу по физиологии пищеварения.

Гельмгольц – немецкий врач,физиолог,физик и математик,сделал крупные открытия в физиологии зрения и акустики,заложил основы физиологии возбудимых тканей,изучал процессы сокращения мышц,создал ряд физиоприборов:офтальмоскоп для исследования дна и офтальмометр,измеряющий преломлениелучей в глазу.

На рубеже XVII-XVIII вв. в экономической, политической и культурной жизни России произошли крупные перемены. Преобразования Петра I существенно способствовали развитию медицинского дела. Петр всегда проявлял интерес к медицине.До Нетра I в России не было ни одного высшего медицинского учебного заведения Так, в 1692 г. Петр I направил в Падую Петра Васильевича Посникова (Постников, 1676-1716), который в 1691 г. окончил Московскую СлавянЬ-греко-латинскую академию. Уже через два года П. В. Посников блестяще защитил докторскую диссертацию «Признаки, указывающие на возникновение гнилостных лихорадок Затем в течение года он совершенствовал свои знания в области медицины в Венеции, Париже, Брюсселе и Лейдене. В 1698 г был оставлен во Франции «для ознакомления с тамошним поведением», а затем в Англии для ознакомления с деятельностью Оксфордского университета.

П. В. Посников был первым русским врачом, зачисленным в Аптекарский приказ (1701). Он известен как первый русский физиолог. Однако ему так и не удалось в полной мере заняться этой наукой («живых собак мертвить, а мертвых живить») - большая часть его жизни была отдана дипломатической службе на благо Российского государства.

В начале XVIII в. в российской армии и во флоте служили главным образом приглашенные в Россию врачи-иностранцы. Экономическое и политическое развитие Российского государства требовало подготовки национальных кадров медиков внутри страны.

Становление высшего медицинского образования в России связано с именем Николая Ламбертовича. Бидлоо (Bidloo N.L., 1670-1735, рис. 130). Уроженец Амстердама, он закончил Лейденский университет, где учился медицине у Г. Бурхааве. В 1702 г. Н. Бидлоо был приглашен в Россию и стал «ближним доктором» Петра I. В 1707 г. он возглавил первую в России госпитальную школу, открытую в Москве по инициативе Петра I при первом военном сухопутном госпитале за рекой Яузой (ныне Главный военный госпиталь имени Н. Н. Бурденко).

Академия наук в Петербурге была учреждена указом Петра I в 1724 г. и открыта в 1725 г. Ее первым президентом (1725-1733) был лейб-медик Петра I Лаврентий Блюментрост. Академия являлась не только научным, но и учебным учреждением. Вначале в составе академии преобладали приглашенные иностранные ученые, среди которых были выдающиеся деятели своего времени: Д. Бернулли, Л. Эйлер и другие. А в 1755 г. Московский университетбыл открыт в составе трех факультетов: философского, юридического и медицинского. Занятия на медицинском факультете начались в 1765 г. на.трех кафедрах: анатомии (с практической медициной), физической и аптекарской химии и натуральной истории. Первым профессором медицинского факультета стал известный московский акушер Иоган Фридрих Эразмус (приехал в Россию в 1750 г., умер в 1777 г.). Он первым начал читать лекции по анатомии, хирургии и бабичьему " искусству. В 1771 г. И. Ф. Эразмус принял активное участие в борьбе с эпидемией чумы в Москве.

В начале XVIII в. в клиниках Европы не применялось ни одного диагностического прибора, не было инструментальных или лабораторных методов обследования больного. При постановке диагноза врач исходил из результатов анамнеза (опроса), прощупывания пульса и осмотра больного и его выделений. Теплоту тела определяли эмпирически (приложением руки) вплоть до второй половины XIX в. (в то время как первый термометрический прибор уже был изобретен Г. Галилеем в конце XVI в.).

Первый надежный спиртовой (1709), а затем и ртутный (1714) термометр со шкалой от 0 до 600° предожил один из выдающихся ученых своего времени Даниэль Габриэль* Фаренгейт (Fahrenheit, D.G., 1686- 1736), работавший в Голландии. В качестве исходных он использовал три точки отсчета. Первая - 0° определялась в сосуде со смесью льда, воды, солей аммония и морской соли. Вторая- 32°F соответствовала точке таяния льда. Третья - 96 °F являлась нормальной температурой полости рта. Температура кипения воды по Фаренгейту соответствовала 212 °F - на 180° выше точки таяния льда.

В 1730 г. французский естествоиспытатель Рене Антуан-Фершо Реомюр (Н. A.Reaumur, 1683-1757).изобрел спиРтовой термометр со шкалой от 0 до 80° (0° соответствовал температуре замерзания воды). Приняв объем спирта при 0° за 1000 условных единиц, Реомюр ■ нагрел его до кипения что соответствовало 1080 единицам. Вот почему температура кипения воды по Реомюру принята за 80°.

Термометр Реомюра оказался весьма удобным, однако последнее слово в вопросе градуирования шкалы принадлежит шведскому астроному и физику "НДерсу Цельсию (A.Celsius, 1701- 1744). В 1742 г. он предложил стоградусную шкалу, в которой 0° соответствовал температуре кипения воды, а - точке таяния льда. Впоследствии М. Штрёмер (Швеция) перевернул шкалу Цельсия. В таком виде термометр приобрел самую широкую мировую известность.

В России успешное внедрение термометрии в клинику (1860) тесно связана° С именем С- п- Боткина.

Важная роль в развитии методов физического обследования принадлежит венскому врачу Л Ауэнбруггеру автору метода перку с-сии (лат. percussio -ударяю) те выстукивания, так хорошо известного сегодня и с таким трудом входившего в медицинскую практику.

В течение семи лет Ауэнбруггер тщательно изучал звуки, издаваемые при простукивании грудной клетки в здоровом и больном организме. Свои клинические наблюдения он систематически сопоставлял с данными пато-лого-анатомических вскрытий и изложил результаты своих исследований на 95 страницах сочинения «Inventumnovum...» («Новый способ, как путем выстукивания грудной клетки человека обнаружить скрытые внутри груди болезни». Несмотря на очевидную сегодня важность нового метода, перкуссия разделила участь многих.великих изобретений: ее встретили насмешливо, даже враждебно. Более того, учитель Ауэнбруггера по Венскому университету и его ректор, основатель прославленной венской клинической школы Г. ванСвитен (vanSwieten, Gerard, 1700-1772), также не принял нового метода. Ауэнбруггер был вынужден оставить работу в госпитале. Забытое имя Ауэнбруггера и его метод возродил Жан Николя Корвизар де Маре (Corvisart, JeanNicolasdeMare, 1755--1821)--основоположник клинической медицины во Франции. В течение 20 лет Корвизар и его _ многочисленные ученики тщательно изучали перкуторный звук как новое средство диагностики. В отличие от автора метода, который перкутировал концами пальцев, сложенных в пирамиду, Корвизар стал выстукивать ладонью. Такой способ позволил ему с большим искусством распознавать заболевания легких, наличие жидкости в плевральной полости и околосердечной сумке, а также аневризму сердца, изучение. которой принесло Корвизару большую славу. В 1808 г., за год до смерти Л. Ауэнбруггера, он опубликовал на французском языке полный перевод «Inventumnovum...», дополнив его своими, весьма солидными (более 400 страниц) комментариями.

К началу XIX в. в России было два высших медицинских учебных заведения: медицинский факультет Московского университета и Петербургская медико-хирургическая академия - два центра медицинской науки и формирования научных медицинских школ. В Московском университете разрабатывались, главным образом, вопросы общей патологии, терапии и физиологии: Медико-хирургическая академия -занимала ведущее место в развитии отечественной анатомии, топографической анатомии и хирургии.

Развитие капиталистических отношений в стране в первой половине XIX в. обусловило значительное увеличение сети высших учебных заведений. К 60-м годам XIX в. в России было уже восемь университетов, в составе которых открывались и медицинские факультеты: в Дерпте (Юрьеве ныне -Тарту, 1802), Вильно (1803); Казани (1804), Харькове (1805), Киеве (1841). Согласно Университетскому уставу 1804 г., университеты пользовались правом автономии (выборность ректора, деканов, профессоров и т. п.).

Крупнейшим представителем терапии в России первой половины XIX в. был выпускник Московского университета (1800), а впоследствии его профессор (1809) и декан медицинского факультета Матвей Яковлевич Мудров (1776-1831). Его система клинического обследования и индивидуального подхода к больным («лечить не болезнь, а больного») принесла ему славу выдающегося терапевта первой четверти XIX в.М. Я-Мудров внес также существенный вклад в развитие военной гигиены («Слово о пользе и предметах военной гигиены...», 1809), деонтологии («Слово о благочестии и нравственных качествах гиппократова врача», 1814), в развитие учения о единстве и целостности организма (М. Я-Мудров, И. Е. Дядьковокий, И. М. Сеченов, Г. А. Захарьин, С. П. Боткин, И. П. Павлов).

Вторая половина XIX в. стала временем расцвета российских медицинских цшол. В области терапии особое место занимали две научные клинические школы: школа С. П. Боткина, положившая начало экспериментальному направлению в отечественной клинической медицине (в Военно-медицинской академии), и школа Г. А. Захарьина, олицетворявшая искусство клинической практики (в Московском университете).

В истории медицинского факультета Московского университета период с 1863 по 1911 гг. был «золотым веком». В стенах Университета учились, работали, создавали научные школы профессора И. М. Сеченов. и Н. В. Склифосовский, Г. А. Захарьин и А. А, Остроумов, Н. Ф. Филатов и

B. Ф. Снегирев, А. Я. Кожевников и

C. С. Корсаков, Д. Н. Зернов и

А. Й. Бабухин, Г. Н. Габричевский и

Ф. Ф. Эрисман и многие другие, сос

тавившие славу российской науки.

В стенах медицинского факультета Московского университета учились Н. И. Пирогов/А. П. Чехов, С. П. Боткин.

Сергей Петрович Боткин (1832- 1889) создал крупнейшую в России научную терапевтическую школу и положил начало функциональному клини-ко-экспериментальному направлению в I отечественной медицине.Формирование его мировоззрения I проходило под влиянием передовых; деятелей российской культуры того времени.В 1855 г., закончив медицинский факультет Московского университета, С. П. Боткин уехал на театр военных действий Крымской войны 1853- 1856 гг., и в течение нескольких месяцев работал в военном госпитале под руководством Н. И. Пирогова.

Учеником С. П. Боткина был Василий Парменович Образцов (1851- 1920)-профессор Киевского университета, основатель киевской терапевтической школы. В. П. Образцов внес значительный вклад в развитие методов клинических исследований и изучение болезней сердечно-сосудистой и пищеварительной систем.

В 1886 г. он разработал глубокую методическую скользящую пальпацию органов брюшной полости. По своему значению для прижизненной диагностики заболеваний органов брюшной полости она сравнима с методом перкуссии грудной клетки, предложенным Л. Ауэнбруггером. Ее высокая точность была подтверждена после введения метода рентгенодиагностики с применением контрастных веществ (1905).

В. П. Образцов предложил также оригинальный метод непосредственной перкуссии органов грудной и брюшной полостей одним пальцем (1910), что позволило более точно определять границы органов. В 1909 г. В. П. Образцов дал классическое описание клинической картины тромбоза коронарных артерий, положив начало прижизненной диагностике инфаркта миокарда.

Деятельность В. П. Образцова неразрывно связана с развитием общественной медицины в России: в 1875- 1877 гг. он работал земским врачом в" Вологодской губернии.

Эпидемиология (греч. epidemia - от epi - над, demos - народ; logos - учение) - наука о причинах и законах массового распространения инфекционных болезней, методах их профилактики и ликвидации.

Как наука эпидемиология сформировалась в XIX в., однако ее корни уходят в историю древнего мира. Здесь необходимо отметить, что работа «Гиппократова сборника» - «Эпидемии» посвящена не заразным болезням, а неинфекщионным, широко распространенным среди народа заболеваниям. Становление эпидемиологии как самостоятельной отрасли медицины связано с Джироламо Фракасторо (1478-1553), который заложил основы учения о «контагии» - живом заразном начале, выделяемом больным организмом. Учение о «контагии» значительно поколебало бытовавшие ранее представления о «миазмах» - «заразных испарениях» в воздухе, которые, как полагали сторонники учения о «миазмах», вызывают эпидемии повальных болезней, выделяясь из почвы и воды при определенных условиях (особенно в связи с процессами гниения).

На протяжении всей истории нового времени на земном шаре продолжали свирепствовать эпидемии - массовые инфекционные заболевания в масштабах города, страны, региона- и пандемии (греч. pandemia- весь народ в целом)-необычайно сильные эпидемии, охватывавшие несколько стран и континентов. Они поражали огромные массы населения. Их география неуклонно расширялась.

21.3 Инфекционные болезни и эпидемиология .

Эпидемиология – наука о причинах и законах массового распространения инфекционных болезней, методах их профилактики и ликвидации.

Как наука эпидемиология сформировалась в XIXв, но корни уходят в Древний мир. О заразных болезнях сообщают индийские аюрведы и Законы Ману, иероглифические письмена Древнего Китая, «Илиада» и «Одиссея» Гомера, труды историков, философов и врачей. «Эпидемия» - работа из «Гиппократова сборника» посвящена не заразным болезням, а инфекционным, широко распространенным среди народа заболеваниям.

Заразные болезни были особо распространены в Средние века.

Становление эпидемиологии – Джироламо Фракасторо (1478-1553 гг) – заложил основы учения о «контагии» - живом заразном начале, выделяемом больным организмом.

На протяжении истории Нового времени везде продолжали свирепствовать эпидемии – массовые инфекционные заболевания в масштабах города, страны, региона и пандемии – необычайно сильные эпидемии, охватывающие несколько стран и континентов. Особо опасные инфекции (чума, оспа, холера, желтая лихорадка) – высокая контагиозность, быстрота распространения и высокая смертность.

В XVI-XVII – оспа (известна с III тысяч.до н.э.). В начале XVIв. завезена испанскими конкистадорами на Американский континент. Число жертв на территории соврем. Мексики 3,5 млн. чел. В Европе, до введения оспорирования Э. Дженнера, заболевало 10 млн. чел, из кот.умирало 25-40%.

Частые эпидемии гриппа. В XVIIIв. из 7 крупных эпидемий гриппа 4 приняли характер пандемий.

В 1817 г. из Индии в Европу завезена холера (раньше была только в Юго-Восточной Азии). В XXв. – 6 пандемий холеры.

В России появилась холера в первой трети XIXв (8 эпидемий и погибло более 2 млн.человек). Начало изучения холеры – Н.Г.Смирнов (1829г), И.Е.Дядьковский и М.Я.Мудров (1831г.)

Вопросы к обсуждению:

1. Становление экспериментальной физиологии и общей патологии за рубежом. Значение трудов У. Гарвея о кровообращении. Успехи в изучении отдельных органов и систем. Различные теории патологии и их авторы.

2. Развитие микробиологии. Научное обоснование и внедрение оспопрививания. Открытия Л. Пастера и его роль в становлении микробиологии и иммунологии. Пять великих открытий Л. Пастера. Деятельность Р. Коха.

3. Развитие физиологии и микробиологии в России. А.М. Филомафитский – основоположник отечественной экспериментальной физиологии. Особенности отечественного учебника по физиологии. Жизнь и деятельности И.М. Сеченова Значение труда «Рефлексы головного мозга». Научный вклад И.П. Павлова Деятельность И.И. Мечникова.

Источники для анализа и конспектирования:

1. Гарвей У. Анатомическое исследование движения крови у животных (см. Приложение №8).

2. Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга (см. Хрестоматию по истории медицины)

Темы для сообщений:

1. У. Гарвей.

2. Э. Дженнер.

3. Л. Пастер.

5. И. И. Мечников – один из основоположников геронтологии.

6. Личность И. П. Павлова.

Важнейшие даты по данной теме: с 27 по 37.

Основная литература:

1. Сорокина Т.С. История медицины. – М., 1994. – Гл.6. С.226 – 260.

Дополнительная литература:

1. Гончаров Н. И. О строении человеческого тела. – Волгоград, 1976.

2. Данилишина Е. И., Обысова Е.С. Н. М. Максимович-Амбодик. – М., 1976.

3. Поль де Крюи. Охотники за микробами. – М., 1957.

4. Соболь С.Л. История микроскопа. – М., Л, 1949.