Рабы гребцы. Фальшивая история человечества. Галеры. Что такое галера

Навались!


Грести устали мы, причалили,
И вышли на песок.
Федор Сологуб. Не позднее 1921 года


В нескольких последних постах мы достаточно подробно рассмотрели ход галеры под парусами. Еще раньше нами были описаны различные системы гребли в их историческом развитии. Однако мы практически не касались пока режимов хода галер на веслах. Конечно же эти режимы не ограничивались лишь сменой темпа гребли, как это обычно показывают в фильмах про галеры, когда свирепого вида барабанщик бьет в громадный барабан, увеличивая темп ударов, и бедные гребцы, следуя этим ударам, выжимают из себя последние силы, чтобы придать галере необходимое ускорение. На самом деле, организация гребли была значительно сложнее.



Возвращение галеры в порт. Анонимный художник. Масло. 1694. Национальный морской музей Франции.


Прежде, как обычно, несколько слов о терминах.

Во французском галерном языке ход галеры на веслах обозначался словом vogue . Любители гламура сразу же определят, что этим же словом называется известный журнал мод. Но семантические связи между этими терминами проследить довольно сложно.

В русском языке нет прямого аналога этого термина. Обычно ход галеры на веслах в старых документах морского ведомства обозначался словами идти греблею :


«По полуночи в половине 4 часа снялись с якоря и пошли греблею
Экстракт из журнала плавания ея императорскаго величества [Екатерины II] на галерах по реке Волге, от Твери до Симбирска, в 1767 году.


Существительное vogue естественным образом произошло от глагола voguer , обозначавшего «идти с помощью весел», «грести». Глагол этот имеет и другие значения в галерном языке французов, но мы пока их касаться не будем.

Судя по печатным и рукописным работам известных капитанов галер, опубликованным в XVI-XVII веках, различали четыре режима гребли. (На самом деле, режимов было, конечно, больше, но об этом мы поговорим ниже).

Когда галеры выходили из порта и нужно было произвести впечатление на зрителей или на высокого гостя, присутствующего при этом действе, капитан флагманской галеры отавал приказ перейти к режиму гребли piqu"a banc (Команда к началу гребли в этом режиме звучала "pique à banc !"). Это был самый красивый, даже величественный, но и самый утомительный для гребцов режим. Загребной (vogue-avant) и соседний с ним гребец (apostis), занося весло по направлению к корме как можно медленнее, должны были поставить ногу на банку впереди сидящего гребца, ударив одновременно концом своего весла по этой банке. Этот удар позволял синхронизировать движения всех гребцов галеры, заставляя их доставлять весло в определенную точку в строго определенный момент. После этого гребцы откидывались назад на свою банку, со всей возможной силой увлекая за собой весла. Здесь никому нельзя было «сачковать», ибо гребцы, промедлившие с возвращением на свою банку не только подвергались проклятиям и ударам плетью со стороны комита, но и могли схлопотать сильнейший удар по голове веслом от впереди расположенных гребцов. Затем вновь раздавался свисток комита и звучала его команда «Leve rem e vogue sem » (levez les rames et voguez ensemble – Поднять весла и грести вместе!), означавшие начала нового цикла гребли.

Второй режим гребли уже не предусматривал удара веслом по банке. Это был режим обычного хода. Опытные комиты предпочитали его использование, так как он был безопасен для галеры (удары веслом не проходили бесследно для корпуса корабля) и более приемлем для шиурмы, так как являлся не таким утомительным.



Третий режим, позволявший галере развивать максимальную скорость, использовался при преследовании кораблей противника, или, наоборот, при уходе от преследования. Назывался он passe-vogue (иногда его называли еще vogue vitt ). Комиты сопровождали греблю в этом режиме своебразным счетом, как об этом пишет анонимный автор трактата «Traité de la palamente des galères», хранящегося в библиотеке муниципалитета Марселя: "casqua, intra, monté ". В русском языке команда для перехода на форсированную греблю звучит «НАВАЛИСЬ!», иногда «ДАЙ ХОД!» (Самойлов К. И. Морской словарь). Об этом пишет и В.И.Даль («Навались дружнее, поощряют гребцов»). Опытные капитаны галер неохотно прибегали к этому режиму, так как гребцы очень быстро уставали и фактически выходили из строя, что снижало боеспособность галеры. Комит королевской галеры Масс (Masse), оставивший после себя подробные наставления по управлению галерой (1729 г.), считал, что при таком режиме гребли нельзя пройти расстояние более одного льё. После такого режима необходимо, как считал Масс, сразу же переходить к режиму vogue à quartier , который является четвертым режимом по нашей классификации. Неуместным считал использование этого режима и генерал-интендант Н.Арнуль, которого уж никак не заподозришь в сочувствии к гребцам. Он писал в 1666 году, что комиты, которые злоупотребляли режимом хода галер passe-vogue , «подобны самым никчемным парижским извозчикам, которые готовы загнать своих лошадей, лишь бы прийти первыми».

Касаясь характеристики третьего режима, следует еще добавить, что на галерах Мальтийского ордена он назывался «форсированный ход » (vogue forcée ). Только при таком режиме гребли гребцы на мальтийских галерах получали вино.

Четвертый режим – это экономный ход, когда галере предстояло пройти на веслах длинный маршрут по спокойному морю. В таких случаях капитан выбирал либо неспешную размеренную греблю (она производилась по команде «vogue largue e ben intrade », т.е широкая гребля с большим заносом весла к корме), либо vogue à quartier . Суть последнего режима в следующем. Все гребцы разделялись на две части, каждая из которых называлась «картье» (quartier ). Была носовая картье и кормовая картье. Может возникнуть вопрос, почему именно картье. Ведь ясно, что слово это во французском языке обозначает четвертую часть, а не половину. Это название сложилось исторически. Сначала картье обозначало вахту на корабле (следует иметь в виду, что в прежние времена вахта продолжалась не четыре часа, как сейчас, а шесть, отсюда и картье – четвертая часть суток). Потом по аналогии стали называть картье каждую смену в корабельной работе, уже не привязывая ее к четверти. Поэтому одна смена гребцов также стала называться картье. При этом режиме гребла только одна смена, одна картье: носовая или кормовая.

Давно хотел затронуть тему морских сражений с использованием галер между древними государствами Средиземноморья (и не только) и вообще эпоху гребного флота. По той причине, что я профессиональный моряк и 15 лет занимался греблей на ялах, у меня есть что сказать вам. А именно: галер в природе никогда не существовало.

Считаю их частью нашей вымышленной истории, которая десятилетиями поддерживалась исторической наукой.

Уверяю вас: никто из историков, имевших и имеющих отношение к этой теме, никогда не держал весла в руках. Это только на первый взгляд гребля выглядит простым делом, а в реальности на использование весла сама природа наложила ряд строгих ограничений, которые не обойти при всем желании. И здесь определяющий фактор-это размеры человеческого тела и его анатомия. Рассмотрим подробнее элементы, из которых состоит, собственно, процесс гребли:

1. Точка опоры.

Весло-это рычаг. Гребец не в состоянии использовать его, если у него не будет точки опоры. Для эффективного применения весла гребец должен иметь упор для ног, а потому гребля стоя, как нам показывают на многочисленных рисунках, отпадает сразу. Первое и главное условие: гребля возможна только сидя.

2. Количество гребцов на одном весле.

Чтобы гребец мог заносить весло максимально вперед (а без этого гребля просто имитация) и максимально протягивать его в корму, он должен сидеть у самого борта и для второго гребца места уже нет. То, что мы видим на картинках- утопия.

3. Длина весла.

Длина валька определяется длиной торса и рук гребца, который, не вставая с банки, наклонившись вперед и вытянув руки заносит весло, затем, уперевшись ногами в упор и, откидываясь назад и одновременно распрямляя тело, протягивает весло и в конце гребка, сгибая руки в локтях и поднимая весло из воды, возвращает торс в вертикальное положение. Оптимально эта длина составляет около метра.

Валек должен быть сбалансирован с лопастью и веретеном иначе веслом невозможно будет работать. Это делается при помощи свинцовых вставок. Во первых: чем длиннее, тем тяжелее весло, а значит тяжелее нужно делать валек, в итоге растет масса весла и усилие при работе с ним, а также время, затрачиваемое на один цикл. Во вторых: с увеличением длины весла уменьшается рычаг, а значит эффективность гребли и скорость судна. Оптимальная длина весла для человека составляет около 4-х метров (вместе с вальком).

4. Высота уключины над зеркалом воды.

Максимальная эффективность гребли достигается при расположении валька на уровне груди при опущенном в воду весле. Если уключина будет расположена низко, то валек при заносе весла будет упираться в колени гребца, а если высоко, то гребцу придется задирать вверх руки, а также наклонять торс в сторону борта при протяжке весла, что приведет к быстрой потере сил. Оптимальная высота уключины относительно воды при длине весла в 4 метра составляет около метра. А потому весла в три яруса не более чем художественный вымысел.

5. Гребля вслепую невозможна.

Мы видим что на галерах, имеющих 2 и более палуб, гребцы нижней палубы не видят своих весел. Гребля в таких условиях невозможна, т.к. если лопасть весла будет опущена в воду ниже оптимального уровня (3/4), то гребец не сможет его своевременно поднять и произойдет сбой в работе всего борта, а если выше, то весло просто скользнет по поверхности воды и также вызовет сбой. Гребец должен постоянно следить за лопастью весла.

6. Поворот весла во время гребли вокруг продольной оси.

Этот прием известен лишь тем, кто занимался греблей. Заключается он в следующем: перед погружением весла гребец поворачивает весло от себя так, чтобы оно вошло в воду под углом не 90 градусов к поверхности а около 60, иначе вторая половина рабочего хода весла будет неэффективной. При подъеме весла гребец снова поворачивает его но уже на себя и весло под углом легко выходит из воды, в противном случае оно будет прижато набегающим потоком воды к борту. Эти движения также требуют затрат энергии гребца.

На веслах, что мы видим на рисунке, подобный прием невозможен.

7. Практичность.

Кроме приведенных выше доводов против, непонятно, как такие длинные весла убирались внутрь закрытых палуб при непогоде или движении под парусами? А на открытых палубах как моряки передвигались среди банок и сложенных весел при управлении парусами и в штормовую погоду? К тому же рабов, прикованных к своим банкам, нужно было освободить и переместить в трюм. Почему-то историки скромно умалчивают: а как прикованные рабы справляли нужду? А это немаловажный вопрос в условиях ограниченного пространства на судне. Как все это происходило в жизни трудно даже себе представить.

8. Размер гребного судна.

Весла крайне неэффективны в качестве движителя на море, а при наличии даже небольшого ветра и волнения совершенно бесполезны. Они могут применяться лишь на небольших судах, примерно до 12-ти метров длиной в условиях закрытых морских акваторий и озер. При больших размерах аэродинамическое и гидродинамическое сопротивление формы и поверхности судна не оставляет веслам ни малейшего шанса.

9. Изготовление весел.

Изготовление длинных, легких и прочных весел было невозможно до появления эпоксидного клея. Поскольку весло изготавливается не из цельного куска древесины, а из нескольких, склеенных между собой реек.

Ни галер, ни трирем, ни им подобных гребных судов никогда не существовало в силу их бессмысленности. Имели место быть небольшие, длиной не более 15 метров, гребно- парусные суда. И значит в истории никогда не происходили морские сражения, и другие события с участием галер. А это уже совсем другая история...

К середине 16в. «средняя» средиземноморская галера: длина по ватерлинии-40 м., осадка-1.37 м., водоизмещение -170т., гребцов-144-150 чел., всего экипажа 225 чел.
Стандартная французская галера 1691г.: длина по ватерлинии 44.5 м., осадка- 2.36 м., водоизмещение 298 т., гребцов-260, всего экипажа- более 400 чел.

За 100 с небольшим лет галеры незначительно выросли в длине, очень сильно- в осадке и водоизмещении. Соответственно, в значительной мере утратив свое главное достоинство- проходимость по мелководью, пригодность для десантных операций и зачистке побережья от пиратов.
И таскать эти здоровые дуры с намного возросшим экипажем должны были гребцы, которых поэтому тоже требовалось все больше. Были это уже в основном рабы и осужденные, что позволяло экономить на зарплате.
Но даже рабов надо кормить, особенно на такой работе. Основой рациона был морской сухарь.

Гилмартин в «Порох и галеры» приводит такой расклад: в целом расходы на сухари в начале века составляли около 25% от общей стоимости содержания галеры, в конце века- до 50%.
При этом лучше кормить не стали-наоборот. В течение 16в. стоимость сухаря выросла более, чем в 5 раз. Размеры экипажа росли непропорционально увеличению размеров судна, соотв. места для хранения продуктов оставалось все меньше.

На испанских галерах (эскадра Сицилии) нормы питания гребцов составляли (в метрических единицах) в 1538г.:
737 гр. сухарей в день; 57 гр. «овощного рагу» 4 дня в неделю; 113 гр. мяса 3 дня в неделю.

Испанские галеры 1580г.: 737 гр. сухарей в день; 30 гр. бобов в день; 225гр. мяса 5 раз в году (!).

Особо, конечно, впечатляет ситуация с мясом. Вначале 113гр. 3 раза в неделю- это примерно 1.5 кг. в месяц. Моряки галер (oficiales) при этом получали 9.8 кг. мяса в месяц-жить можно. К 1560г. гребцы уже получали всего 225гр. 5 раз в году, но моряки еще имели 5.9 кг. в месяц. К 1580 и их норма упала до 2 кг. в месяц- почти как у гребцов в первой половине века.

Тезис «почему парусники вытеснили с морей галеры» заиграл новыми красками. Пушки и высокие борта-это само собой, но на голодный желудок тоже много не нагребешь.
Конечно, многое зависело от командования. Когда герцог Осуна в 1611г. создавал заново галерную эскадру Сицилии, он писал королю: «я слежу, чтобы гребцы получали хлеб и вино не хуже, чем то, что имеют мои домашние слуги.» (а его слуги жили очень неплохо). Перед боем и во время боя его гребцам дополнительно раздавали хлеб и вино сверх нормы. И галеры Осуны одерживали одну победу за другой-не только поэтому, конечно.

На мальтийских галерах норма хлеба была 1135 гр. в день. И не сухарей, а хлеба хорошего качества, с пекарни Ордена. Также они получали ежедневно горячую пищу с камбуза. Членам Ордена было запрещено бить гребцов под страхом суровых наказаний, включая 3 месяца в "guva" (яме). Любые претензии к гребцам решались только через капитана. Опять же- заставляет по новому взглянуть на вопрос «почему иоанниты смогли эффективно использовать галеры до самого конца 18 века".

1. Гребцы на галерах - первые каторжники.

Наказание тяжелым трудом причудливо переплетается с историей флота, военного дела, промышленности - и рабства . Фактически, заключение, как наказание, представляет собой форму порабощения, а принуждение к неоплаченному тяжелому труду только увеличивает это подобие. Потому в истории рабство и использование труда заключенных отчасти перекрываются.

Что интересно, наказание тяжелым трудом и термин каторга возникли в в области, в которой в рабовладельческих обществах использовался свободный труд.

Слово каторга происходит от греческого κατεργων — катергон, галера. Гребцы античных галер были не только свободными людьми, сама эта работа считалась почетной, гребец был важной частью экипажа галеры, как боевой единицы, он был атлетом и воином. Я как-то писал о чрезвычайно высоком качестве античных гребцов в статье « ».

Рабы привлекались в качестве гребцов лишь в условиях больших войн и в этом случае их стимулировали обещанием освобождения и платной работы.

Рис. 1 « The R é ale returning to port », автор неизвестен - ф ранцузская галера, o коло. 1694


Только в позднем средневековье рабы и заключенные начинают все больше использоваться в качестве гребцов, потому что развивается галерный флот. Так, турки и берберы использовали христианских рабов и пленных, как гребцов. В частности, рабом на турецкой галере побывал известный Иван Болотников, освобожденный венецианцами. У средиземноморских государств - в Венецианской империи, Испании, Франции на галеры начали ссылать преступников (сначала только во время войны, но потом постоянно).

Начало каторжному труду на галерах положили, вероятно, венецианцы еще в 15 веке, хотя там поначалу и предпочитали свободных людей, потому что их можно было вооружить в случае конфликта. Тут они следовали образцам византийской постановки дела.

Наполнение штата гребцов осужденными преступниками было применено и в Испании во времена правления Фердинанда и Изабеллы (1479-1504), а именно, осужденные были связаны с деятельностью инквизиции, направленной против тайных иудеев и других еретиков. Казни, в сравнении с каторгой на галерах, были растратой ценного материала, так что применение каторги было экономической мерой. Каторжников, кстати, брили наголо.

Кроме того, на веслах использовались невольники: мавры (арабы), турки, негры и даже индейцы — ирокезы. Невольников отличали по пряди, оставляемой специально, то есть рабы оказывались более высокоранговой группой. Были и свободные гребцы, их плата составляла в 1538 году один дукат в месяц, а в 1571 уже 8 дукатов, включая 2 дуката на одежду.

Потому суды оказывали королевской власти важную услугу, ссылая на галеры практически всех преступников-мужчин, даже и с небольшими сроками. Более того. С 1539 года все безработные цыгане в возрасте от двадцати до пятидесяти лет наказывались ссылкой на галеры на 6 лет. С 1552 года бродяжничество наказывалось - в первый раз 4 годами галер, второй раз 8 годами, третий - пожизненным сроком.

Первые свидетельства применения той же практики во Франции относятся к 1532 году, хотя первый соответствующий законодательный акт вошел в архитектонику Орлеанскую лишь в 1561 году. В 1564 году Карл IX запретил посылку на галеры для сроков менее десяти лет. Одними из первых каторжников, что интересно, были гугеноты, то есть, опять же, вероотступники (рис. 2).

Рис. 2. Мемориальная доска в честь 3500 гугенотов, пострадавших за веру на марсельских галерах и в тюрьме замка Иф

И в других странах отправка на галеры часто касалась протестантов. Так, в 1540 году по приказу астрийского императора Фердинанда 90 анабаптистов были взяты из тюрьмы Фалкенштейн в Австрии и отправлены на галеры дожа Венеции, Андреа Дориа. По пути они бежали. Двадцать были пойманы снова и закончили свою жизнь на галерах.

Речь, в конце концов, идет о сотнях тысяч гребцов-каторжников. Например, в морской битве при Лепанто (1571) сошлись силы Османской империи и Священного союза, представленные в основном галерным флотом, соответственно, 88 и 85 тыс. человек. Около четверти или трети сил должны были представлять гребцы. После победы Священного союза были освобождены 12 тыс. рабов-галерников, а 10 тыс. погибли вместе со своими кораблями.

Вначале будто бы гребцы гребли обнаженными, что вело, конечно, к простудам. «… с XVI столетия (они) начали получать простейшую одежду, состоявшую из полотняной рубашки и штанов для лета; зимой им давались шерстяные штаны и плащ, а при очень сильным холодах еще шерстяное одеяло и, кроме того, красный колпак. Пища их состояла из хлеба (30 унций) и бобовой похлебки; при этом от них требовалась напряженная работа, до 10 и даже до 20 часов на веслах. Кто греб недостаточно сильно, того били плетью, для чего на носу, в середине судна и на корме стояло по два-три комита (comitu ). Если с кем-нибудь из них от голода, усталости или боли делалось дурно, его без дальних разговоров бросали, как мертвого, за борт; при попытке вырваться на свободу, или оказать сопротивление, особые часовые, специально приставленные для того, тотчас же пристреливали или зарубали их».

Изображение гребца на галере, принадлежащее 16 веку, можно найти у Караччи (рис. 3)

Рис. 3 , Аннибал Караччи. Набросок галерного гребца, около 1585 года

Бедствия галерников привлекли внимание милосердного св. Венсана (1581 - 1660) , одного из основателей современной благотворительности и помощи заключенным (рис. 4), который помогал им.

Рис. 4 Св. Венсан подает милостыню галерникам - современный витраж в Daughters of Charity Chapel at the University of Missouri - Saint Louis

Характерно, что начало использования каторжников вне гребли на галерах все же было связано с ней: это были работы на берегу в доках, при погрузке, в арсеналах. Но тут еще не было признаков новой системы, которая появилась довольно скоро.

2. Развитие идеи каторги и первый каторжный лагерь.

Рис. 5. Ртутная шахта в Альмадене, Испания.

Экономическая необходимость способствовала появлению нового типа каторжного труда - в шахте. Первые шахтеры-каторжники появились на разработках ртутных пород в испанской Альмадене (Ruth Pike Penal Servitude in Early Modern Spain ) - рис. 5

Тут уже можно видеть определенную преемственность с античностью - в этих же местах добывали ртуть древние римляне, используя для добычи наказанных преступников - такие принудительные работы назывались ad metalla (рис. 6)

Рис. 6. Реконструкция облика античного шахтера в Альмадене. Похоже, вероятно, выглядели и шахтеры-каторжники, отличаясь лишь кандалами.

Но в Испании нужда в ртути была теперь особенно огромной, ведь ртуть использовалась далее для добычи серебра. И тут возникла проблема - большая смертность относительно дорогостоящих вольнонаемных шахтеров, а также и широко применяемых африканских рабов. Рабы, кстати, использовались второсортные, непокорные, склонные к бунту и насилию. Об этом говорят цены - 30-80 дукатов за раба, тогда как нормальная цена была тогда 100 дукатов.

Руководство шахт, а ими было семейство банкиров и горнозаводчиков Фуггеров (Fugger) из Аугсбурга, организовывавших добычу серебра для Испании в Мексике, Чили и Перу, попросило короля в 1559 году о выделении для работ заключенных - forzados.

Поначалу король отказывал, но, когда добыча ртути перестала достигать необходимых уровней, выделил 30 человек, и тут, в Альмадене, в конце февраля 1566 года был организован первый в мире каторжный лагерь, сухопутное воплощение галерного трюма. Кормили тут лучше, чем на галере, и даже давали вино, мясо, яйца, но это в попытках продлить «срок эксплуатации» каторжника. Каторжники позволили добиться заметного увеличения добычи ртути. В 1565 году, за год до введения forzados , шахты Альмадена произвели 100 тонн ртути, семь лет спустя уже 210 тонн, и в 1594 производство ртути достигло 350 тонн. Примерно 40% каторжников не доживали до освобождения, да и пережившие были больными людьми.

Любопытно, что в этом раннем и очень скромном образчике немецкого концлагеря существовала община заключенных, со своими законами, сбором денег «в общак», «гревом» для больных или наказанных администрацией членов братства.

Система использования преступников применялась также в колониях Испании - рабы и преступники использовались на серебряных рудниках и для строительства укреплений. Сведений об этом, к сожалению, не так много. Несколько сотен людей находилось в 17 веке в Картагене, и в 1670 году каторжный лагерь на острове Санта-Катарина (Провиденс) был захвачен буканьерами.

Известно, к примеру, что укрепления Гаваны и Сан-Хуана (Пуэрто-Рико) строили ссыльные из Испании. В 1763-65 гг. их было там 4198.

Сергей Сальников
Страшная штука стереотипы, такая же как устоявшиеся крылатые фразы и афоризмы. Они сильно отбивают у человека желание мыслить и чем сильней забита голова у отдельно взятой личности или общества в целом такими шаблонами, тем печальней картина восприятия реальности. Иногда возникает крамольная мысль, а не на уничтожение ли способности к мышлению направлена вся система гуманитарного образования?
Возьмём один из таких на мой взгляд мифов.
Раб на галере.
Что вы сразу представляете?
Правильно – палящее солнце, измученные, измождённые несчастные прикованные к огромным вёслам, растёртые в кровь руки и стоящий над ними ужасный злодей, который осыпает их градом ударов ужасной плети, что способна перебить хребет быку.
Так?
А как иначе, мы столько раз про это читали, столько раз смотрели в кино, что сомневаться нет возможности, это уже аксиома, которая не требует доказательств.
Только вот вы давно забыли, что сами вы этого не видели, а только читали про это и смотрели в кино.
Виртуальная реальность заменила вам действительность и зарубила способность мыслить.
А если чутка подумать?
Для чего нужны были гребцы на галере?
Правильно, чтобы добраться из одного морского пункта в другой и перевести товар!
Или чтобы как можно быстрей угробить людей, что обеспечивают ход вашей посудине и после этого благополучно утонуть самому?
Эти самые гребцы, даже если они рабы, являются вашей собственностью, за которую вы заплатили большие деньги, это ваш двигатель, который обеспечивает вам доход и является гарантом вашей жизни в море.
Вы можете себе представить, чтобы капитан судна дал команду механику расколошмать главную машину, засыпать в цилиндры песка, отрубить систему смазки и питания?
Нет?
А почему вы решили, что капитан галеры был настолько тупой, чтобы уничтожать свой «главный двигатель»?
На сколько дней плавания хватили бы этих людей, если бы их морили голодом и избивали постоянно?
Или в море есть возможность постоянно производить замену выбывших? Вот так рядом под рукой есть пара сотен людей, которых можно посалить взамен умерших и забитых?
Так, возможно, всё было немного не так?
А, скорей всего, далеко не так?
Чтобы двигаться нужна исправная, хорошо работающая «машина», за которой надо ухаживать и достойно её кормит, иначе труба всем.
Аналогичный вопрос возникает и по поводу изуверств крепостников.
Они все поголовно были садисты и маньяки, у которых главной заботой и работой было увлечение пороть плетьми и убивать своих крестьян?
Крепостные были их главным богатством, от которого зависела их личное благосостояние. Ну, изничтожил крестьян и что дальше?
Самому работать?
Представить себе, что помещик будет просто так убивать лошадь или корову, за которую заплачены деньги мы не можем, а вот, что они загоняли в гроб ради прихоти людей, которые, к слову, стоили куда больше, мы вполне можем, ведь нам про это так «жалистно» написали в книжках.
Так что, возможно, как и с рабами на галерах, что-то не совсем так в мире, как живописуют господа писатели и сценаристы?
А?
Как быть с тем, что гребцы были прикованы?
Извините за нескромный вопрос, а эти прикованные рабы что в свои естественные нужды справляли прямо на месте работы?
И спать им совсем не надо было, вот так и гребли и гребли день и ночь, пока не умирали?
Ох уж этот пошлый быт, об который так звонко разбиваются великолепные авторские замыслы и закрученные сюжеты. Чуть забудешь о книжной «мудрости», а посмотришь вокруг с чисто житейской точки зрения и сразу становится ясно, что не всё в этих книжках правда.
Да и есть ли она там и правда и мудрость?
А может в своём большинстве книжки эти и пишутся для того, чтобы мы реально не воспринимали окружающий мир?
Вот опять же и поэт в России больше чем поэт.
И мы этим гордимся,
А может зря гордимся?

Все книги Сергея Сальникова на его сайте.