Презентация на тему "строение семян двудольных и однодольных растений". Презентация к уроку "строение семени" Значение семян в природе

Цели урока:

Методы и приемы:

Тип урока:

Оборудование урока:

I. Организационный момент (1 мин)

Актуализация знаний (4 мин)

Задачи урока (1 мин)

Строение семян (5 мин)

Лабораторная работа (15 мин)

III. Закрепление (10 мин)

IV. Домашнее задание (3 мин)

V. Итог урока (1 мин)

План-конспект урока:

Организационный момент

Изучение нового материала.

Актуализация знаний .

№ 2 - 11 презентации)

Белый мох.

Бурая водоросль.

Лишайник тундры.

Задачи урока

№ 12 )

№ 13 )

Семена, их внешний вид.

№ 14 - 15 ).

Строение семян

Слайды № 16 - 17 )

Семенная кожура

Зародыш -

Семядоли

Эндосперм

Однодольные растения

Двудольные

Лабораторная работа № 7 :

№ 18 - 23 )

Рубчик

Микропиле - семявход.

Вывод:

№ 24 )

№ 25 )

У злаков кожистый околоплодник зерновкой .

Учитель контролирует действия учащихся. Слайды № 26 - 27 )

Вывод:

№ 28 )

Закрепление.

№ 29 - 30)

№ 31 - 34 )

№ 35 )

Домашнее задание: (Слайд № 36 )

Задание-эксперимент:

Итог урока:

№ 37 )

семядоли

(1 или 2)

стебелёк

почечка

корешок

эндосперм

зародыш

семенная

Кожура

СЕМЯ

Предварительный просмотр:

Строение семян двудольных и однодольных растений

Цели урока:

Образовательная. Познакомить учащихся с особенностями строения семян растений и значением их в природе, закрепить умение проводить лабораторные исследования.

Воспитательная. Прививать интерес к предмету, воспитание прилежности и аккуратности при выполнении лабораторной работы и заданий в тетради.

Развивающая. Развивать навыки самостоятельной учебной работы, умение работать с книгой и рабочей тетрадью; продолжить учиться сравнивать, делать выводы. Развивать медиа-коммуникативные способности учащихся средствами компьютера.

Методы и приемы: объяснительно - иллюстративный, проблемный, лабораторная работа (исследовательский)

Тип урока: Изучение нового материала. Урок-презентация с использованием компьютера в демонстрационном режиме. Лабораторная работа

Оборудование урока:

Компьютер для демонстрации презентации по теме урока, выполненной учителем в программе PowerPoint,.

Оборудование для Лабораторной работы: семена фасоли и пшеницы сухие и набухшие, коллекция семян, препаровальные иглы, лупы

таблицы «Семя фасоли», «Зерновка пшеницы», рельефная таблица «Зерновка»; демонстрационный материал «Пшеница», «Лещина», «Подсолнечник», «Дуб».

Распределение времени на уроке:

I. Организационный момент (1 мин)

II. Изучение нового материала

Актуализация знаний (4 мин)

Задачи урока (1 мин)

Семена, их внешний вид (5 мин)

Строение семян (5 мин)

Лабораторная работа (15 мин)

III. Закрепление (10 мин)

IV. Домашнее задание (3 мин)

V. Итог урока (1 мин)

План-конспект урока:

Организационный момент

Изучение нового материала.

Актуализация знаний .

(Создание учителем проблемной ситуации. Дети разгадывают кроссворд для её разрешения. Демонстрация слайдов № 2 - 11 презентации)

— С чего начинается жизнь растения? Чтобы ответить на этот вопрос, разгадайте кроссворд.

Белый мох.

Бурая водоросль.

Лишайник тундры.

Задачи урока

(Постановка учителем задачи урока. Слайд № 12 )

— Познакомиться со строением семени и понять, почему же из него вырастает маленькое растеньице. Будем сравнивать строение семян разных растений и делать выводы. Для этого проведём лабораторную работу, продолжим учиться работать с учебником и рабочей тетрадью

— Записываем тему урока в тетрадях.

(Дети записывают тему урока в тетради. Слайд № 13 )

Семена, их внешний вид.

(Рассказ учителя, демонстрация семян из коллекции; дети пытаются угадать, семена каких растений демонстрирует учитель. Слайды № 14 - 15 ).

Семена различают по форме, окраске, размерам, весу.

Строение семян (Рассказ учителя с использованием таблиц и схемы.

Слайды № 16 - 17 )

Семенная кожура защищает семена от высыханий и механических повреждений.

Зародыш - это зачаток будущего растения.

Семядоли - это первые листья зародыша.

Эндосперм - это запасающая ткань семени.

Однодольные растения - растения, в семенах которых 1 семядоля.

Двудольные - это растения, имеющие в зародыше две семядоли.

Лабораторная работа № 7 : Изучение строения семян двудольных и однодольных растений

Строение семян двудольных растений

(Постановка задачи учителем. Дети самостоятельно выполняют лаб. раб. Задание 7 лабораторной работы выполняется по рис. 57 на с. 86 учебника.

Учитель контролирует действия учащихся. Слайды № 18 - 23 )

— Выполните самостоятельно задание сверху на странице 87.

Рубчик на внутренней стороне семени.

Микропиле - семявход.

— В рабочей тетради выполните задание 58 на с. 26.

Вывод: Семена фасоли имеют зародыш с двумя семядолями, значит это растение двудольное.

(По заданию учителя дети оформляют результаты первой части лаб. раб. Учитель помогает правильно сделать вывод. Слайд № 24 )

Строение семян однодольных растений.

(Рассказ учителя с использованием таблиц. Слайд № 25 )

У злаков кожистый околоплодник срастается с семенной кожурой. Такой плод называют зерновкой .

— Выполните самостоятельно задание внизу на странице 87 и на с. 88.

(Постановка задачи учителем. Дети самостоятельно продолжают выполнение лаб. раб. Задание 5 лабораторной работы выполняется по рис. 58 на с. 87 и тексту учебника [два первых абзаца после лаб. раб. на с. 88].

Учитель контролирует действия учащихся. Слайды № 26 - 27 )

— В рабочей тетради выполните задание 59 на с. 26.

Вывод: Зерновка пшеницы имеет зародыш с одной семядолей, значит это растение однодольное.

(По заданию учителя дети оформляют результаты второй части лаб. раб.

Дети самостоятельно пытаются сделать вывод. Слайд № 28 )

Закрепление.

1. — Начертите схему «Строение семян» в тетради и заполните её. (Слайды № 29 - 30)

2. — Напишите в тетрадях, что обозначено цифрами на рисунках слайда презентации. (Слайды № 31 - 34 )

3. — Назовите признаки сходства и отличия в строении семян одно- и двудольных растений. (Слайд № 35 )

(При помощи самостоятельных работ учащихся учитель устанавливает степень усвоения ими нового материала, допущенные ошибки исправляются. При необходимости на отдельные вопросы внимание учащихся обращается ещё раз)

Домашнее задание: § 18, вопросы после параграфа. Выполнить в рабочей тетради задание 60 на с. 27, прорастить семена для эксперимента. (Слайд № 36 )

Задание-эксперимент:

— Можно ли в домашних условиях вырастить из проросших семян полноценное растение, способное зацвести и дать плоды?

Ребятам нужно высадить проросшие семена в почву в цветочные горшки, ухаживать за растениями. При выполнении данной работы ребята обязательно ведут дневник наблюдений, отмечая в нем все изменения, происходящие с растениями.

Итог урока: Семена растений состоят из кожуры, зародыша и эндосперма. Зародыш - это зачаток будущего растения. В зародыше различают зародышевые корешок, стебелёк, почечку и семядоли. В семенах однодольных растений одна семядоля, двудольных — две. Запас питательных веществ у разных растений может находиться в эндосперме или в зародыше.

(Заключительное слово учителя о результатах урока. Слайд № 37 )

семядоли

(1 или 2)

стебелёк

почечка

корешок

эндосперм

зародыш

семенная

Кожура

Презентация на тему "Строение семян двудольных и однодольных растений" по биологии в формате powerpoint. В презентации для школьников изучаются особенности строения семян однодольных и двудольных растений. Автор презентации: Краева Мария Александровна.

Фрагменты из презентации

Цели урока:

  • Познакомиться со строением семени.
  • Раскрыть особенности строения семян однодольных и двудольных растений.
  • Развивать умение работать с натуральными объектами, сравнивать их.
  • Формировать практическое умение и навыки по распознаванию семян и определению семян.
  • Осуществлять экологическое, природоохранное воспитание на примере материала урока.

Покрытосеменные растения:

  • Имеют орган семенного размножения – цветок.
  • После отцветания образуется плод, в котором находятся семена.
  • Семена развиваются внутри плода, то есть они защищены (покрыты).
  • Хорошо развита проводящая система, которая обеспечивает быстрое передвижение веществ в растении.

Л.р. № 4 Строение семян двудольных и однодольных растений".

Цель урока:

  • сформировать у учащихся знания о внутреннем и внешнем строении семян;
  • познакомить учащихся с особенностями строения семян двудольных и однодольных растений;
  • продолжить работу над развитием наблюдательности, через работу с наглядным материалом;
  • продолжить формирование умений работать с натуральными объектами;
  • развивать личностные качества: умение самостоятельно работать с лабораторным оборудованием, умение работать быстро и аккуратно;
  • воспитывать внутреннюю мотивацию к учению, через интересный, познавательный подбор содержания учебного материала.

Оборудование: таблицы: “Строение семян двудольных и однодольных растений”, “Прорастание семян” коллекции семян, лупа, препаровальная игла, набухшие семена фасоли, инструкция по ТБ, чёрный ящик, презентация к уроку, интерактивная доска.

План урока

Ход урока

2. Я начну сегодняшний урок с загадки: перед вами чёрный ящик, попробуйте отгадать, что в нём находится, используя описания? (слайд (см. презентацию))

    1. Это орган растения, который ему жизненно необходим.
    2. Этот орган появляется в определённый период жизни растения.
    3. С помощью него растения могут распространяться по Земле.

Это семя. (слайд)

Итак, сегодня на уроке мы начинаем изучать семена. Наш первый урок будет посвящён, в первую очередь, строению семян, кроме того, мы узнаем, что происходит при прорастании семян.

ченики записывают в тетради число и тему ) (слайд)

Свою жизнь цветковое растение начинает с семени. Если семя попадает в благоприятные условия, оно начинает прорастать. Первым появляется корешок, а затем маленький побег. Это маленькое растение называют проростком . Спустя какое-то время у молодого растения появляются листья, цветки, плоды и, конечно же, семена. Семя считают органом полового размножения и расселения растений . (слайд)

(вопрос учащимся)

Какой вид размножения растений кроме полового вам известен? (вегетативное)

Форма, величина, окраска семян различных растений очень разнообразны (страница учебника 39-40) . (слайд) Обычно семя снаружи покрыто внешней оболочкой-кожурой . Толщина, твёрдость, окраска её у семян различных растений неодинакова. Поверхность также разнородна, она может быть гладкой, иметь неровности в виде шипиков, волосков. (Можно предложить учащимся самим ответить на вопрос: Какова роль этих видоизменений в строении оболочки?). Все эти приспособления служат для лучшего распространения, расселения семян.

На кожуре семени имеется небольшое пятнышко-рубчик , это место прикрепления незрелого семени к стенке плода. Рядом с рубчиком находится крохотное отверстие-семявход . Через семявход в семя проникает вода, после чего семя набухает и прорастает. Под кожурой находится зародыш , который даёт начало новому растению.

В зародыше выделяют две основные части: зародышевый побег и зародышевый корешок . В свою очередь зародышевый побег состоит из: зародышевой почечки , зародышевого стебелька и семядолей . Зародыш семени может содержать одну или две семядоли (слайд) . Цветковые растения, имеющие зародыш семени с одной семядолей получили названия однодольные (пшеница, кукуруза, тюльпан), а с двумя двудольными (яблоня, фасоль, горох).

В состоянии покоя семена могут находиться до 3-5 лет, а иногда и более. При попадании семени в благоприятные условия (увлажнённая почва, определённая температура, достаточное количество воздуха) оно может прорасти. Прорастанию предшествует набухание, т.к. через семявход в семя поступает вода. Набухают все семена, но прорасти могут только те, в которых живой зародыш. Результатом прорастания семени является маленькое растение, которое, как мы уже знаем, называют проростком (демонстрация проростка ) (слайд) . Первым из семени, как я уже говорил, выходит зародышевый корешок.

(вопрос учащимся)

Почему именно корешок? (закрепляет растение в почве).

Затем появляется зародышевый побег.

Если у проростка фасоли удалить семядоли, то он погибнет. Причиной гибели послужит отсутствие питательных веществ. Следовательно, семядоли выполняют функции органа, запасающего питательные вещества, которыми питается вначале прорастающий зародыш. Но в некоторых семенах запасные питательные вещества находятся не в семядолях, а располагаются в специальной ткани-эндосперме , которая окружает зародыш.

(физминутка)

Сейчас вам предстоит выполнить лабораторную работу по изучению строения семени фасоли. У вас на столах есть необходимое оборудование, инструкция выполнения работы есть в учебнике на странице 44 и у вас на столах в специальных бланках (прилагается ). Результаты работы вы заносите в этот бланк. Но, прежде чем приступить к работе, вспомним ТБ (смотри бланк по технике безопасности ).

Инструкция по технике безопасности

при выполнении лабораторной работы (у каждого учащегося на столе) (слайд) .

  1. Работать за столом следует аккуратно.
  2. Не делать резких движений.
  3. Осторожно пользоваться колющим инструментом (иглой). Пальцами держать объект так, что бы не уколоться.
  4. Рабочее место держать в порядке, предметы не разбрасывать.
  5. После выполнения работы, привести в порядок рабочее место.

Лабораторная работа № 4 (слайд) .

Тема: Изучение строения семени фасоли.

Оборудование: лупа, препаровальная игла, набухшие семена фасоли, салфетка.

ХОД РАБОТЫ (слайд)

  1. Найдите рубчик и семявход.
  2. Вывод.

3. Итак, мы сегодня познакомились с понятием семя, узнали, какое строение оно имеет. Вы сами смогли на практике изучить строение семени.

Ну, а сейчас, проверим, как вы усвоили сегодняшний урок-сыграем в игру “верю–не верю”: прочитав предложения, определите, правильное оно или нет. Если предложение правильное, тогда в карточке поставьте “+”, если оно не верное, поставьте “-”.

“Верю – не верю” (слайд)

А теперь, поменяйтесь работами с соседом или соседкой, проверьте и оцените: (каждый “+” оцените в 1 балл).

Покажи части семени фасоли (игра ) (слайд) .

  1. Зародышевый корешок.
  2. Кожура.
  3. Семядоли.
  4. Зародышевый стебелёк.

Подведение итогов работы: (составление синквейна ) (слайд) .

Пример синквейна:

Выставление оценок.

5. Домашнее задание: (слайд)

  • (обязательное ) § 10, прочитать, пересказать, выучить основные понятия.
  • (познавательное ) заполнить тетради на печатной основе, страницы…..
  • (творческое ) приготовить миниколлекцию семян, например в виде книжки.
  • Лабораторная работа № 4.

    Изучение строения семени фасоли
    .

    Изучить внешнее и внутреннее строение семени двудольного растения.

    Оборудование:

    лупа, препаровальная игла, набухшие семена фасоли, салфетка.

    ХОД РАБОТЫ

    1. Рассмотрите внешний вид семени фасоли, отметьте его форму.
    2. Найдите рубчик и семявход.
    3. Пользуясь препаровальной иглой, снимите с семени кожуру (семя предварительно намочить, чтобы оно набухло).
    4. Найдите зародыш семени. Изучите его строение. Рассмотрите части зародыша: две семядоли, зародышевый корень, стебель, почку.
    5. Определите, в какой части семени фасоли находятся запасные питательные вещества.
    6. Зарисуйте семя и подпишите его части.
    7. Вывод.



    • Строение семян класса двудольных растений

    2. Растения класса двудольных растений

    3. Строение семян класса однодольных растений

    4. Растения класса однодольных растений

    5. Значение семян в жизни растений



    Лабораторная работа

    Изучение семян двудольных и

    однодольных растений

    Задания и вопросы

    Результат

    Рассмотрите семена фасоли

    Попробуйте снять семенную кожуру

    Найдите семядоли. Сколько их?

    Пользуясь лупой, найдите корешок, стебелёк и почечку

    с листочками

    Что содержится в семядолях?


    СТРОЕНИЕ СЕМЯН КЛАССА ДВУДОЛЬНЫХ РАСТЕНИЙ

    КОЖУРА

    ЗАРОДЫШ

    семядоли

    СТЕБЕЛЁК

    ПОЧЕЧКА С ЛИСТОЧКАМИ

    КОРЕШОК


    РАСТЕНИЯ

    В СЕМЕНИ

    КОТОРЫХ ДВЕ СЕМЯДОЛИ

    НАЗЫВАЮТСЯ

    ДВУДОЛЬНЫМИ

    РАСТЕНИЯМИ


    Подсол

    нечник

    Томат

    Тыква

    Яблоня

    Морковь

    Астра Дуб



    Задания и вопросы

    Результат

    Рассмотрите зерновку пшеницы

    Попробуйте снять кожуру

    Почему кожура не снимается?

    Разломите зерновку.

    Где находятся питательные вещества?

    Рассмотрите зародыш


    СТРОЕНИЕ СЕМЯН КЛАССА однодольных РАСТЕНИЙ

    эндосперм

    ЗАРОДЫШ

    КОЖУРА

    срослись

    1

    семядоля

    СТЕБЕЛЁК

    ПОЧЕЧКА С ЛИСТОЧКАМИ

    КОРЕШОК


    РАСТЕНИЯ В

    СЕМЕНИ

    КОТОРЫХ ОДНА

    СЕМЯДОЛЯ

    НАЗЫВАЮТСЯ

    ОДНОДОЛЬНЫМИ

    РАСТЕНИЯМИ


    Рожь Овёс Просо

    Кукуруза Лук Ландыш Частуха


    Семена – важнейшее достижение в эволюции растений.

    Семя состоит из небольшого, но сформировавшегося

    растения и запаса питательных веществ на первое

    время, пока зародыш не прорастёт.

    Семя защищает это крохотное растение от

    неблагоприятных условий.

    Семя обеспечивает возможность распространяться с

    помощью воды, ветра, животных.


    ВЫВОД:

    Семя – это

    зачаточное

    растение

    Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

    СОШ №7 села Величаевского

    Левокумского района Ставропольского края

    Конспект урока по биологии
    в 6 классе
    «Строение семян двудольных и однодольных растений»

    подготовила

    учитель биологии

    Краева Мария Александровна

    Величаевское 2012

    Тема: Строение семян двудольных и однодольных растений.

    Цель: познакомить учащихся с особенностями строения семян однодольных и двудольных растений.

    Тип урока: комбинированный.

    Задачи:

      Образовательные:

      • раскрыть особенности строения семян однодольных и двудольных растений;

        развивать умение работать с натуральными объектами, сравнивать их;

        формировать практическое умение и навыки по распознаванию и определению семян;

        развивать умение работать с учебником.

      Развивающие:

      • развивать логическое мышление через умение анализировать, обобщать материалы, делать выводы, сравнивать;

        развивать наблюдательность, речь учащихся.

      Воспитательная:

      • продолжить формирование научного мировоззрения.

        осуществлять экологическое, природоохранное воспитание на примере материала урока.

    Ход урока

      Организационный момент. Актуализация знаний учащихся.
    (работа по вопросам)На прошлом уроке мы говорили с вами о цветковых растениях. Давайте вспомним:

      Какие же растения называют покрытосеменными и за что они получили такое название? (у которых образуется цветок, покрытосеменные, так как семя защищено, то есть развивается внутри плода) (слайд №2)

      Какие жизненные формы растений вы знаете? (деревья, кустарники, травы) (слайд №3)

      Каково значение покрытосеменных в природе и жизни человека? (слайд №4)

      Изучение новой темы.

    Все покрытосеменные, несмотря на свое многообразие, имеют общий план строения. Их органы подразделяют на вегетативные и репродуктивные. Вегетативные (от латинского слова «вегетативус» - растительный) органы составляют тело растения и осуществляют его основные функции, включая вегетативное размножение. К ним относят корень и побег. Репродуктивные, или генеративные (от латинского слова «генераре» - производить), органы, связанные с половым размножением растений. К ним относят цветок, плод и семя. (слайд №5)

    О чём мы с Вами будем говорить на этом уроке? (о семенах)

    У меня в руке будущая жизнь

    Будущий побег и могучий корень.

    Дружно прорастут в глубину и ввысь,

    Лишь вода дождей землю всю напоит.

    А пока гостит осень на дворе,

    А пока зима вьюгою всё воет

    Спит и дышит жизнь у меня в руке.

    Будущий побег и могучий корень. (слайд №6)

    Учитель: Где находится будущий побег и могучий корень?

    Ученики: В семенах .

    Учитель: Правильно в семенах. А почему про семя говорится, что это будущая жизнь?

    Ученик: Так как из семян появляется новое растение.

    Как же появляются молодые растения? Весной, когда земля освобождается от снега, многие люди торопятся поскорее посеять разные овощные культуры и цветы на грядках и клумбах. Что они сеют? Конечно же, семена.

    В землю на небольшую глубину закапывают сухое, небольшое (а иногда и совсем крошечное) семя. Обычно через 2-3 недели на том месте, где под слоем земли находилось семя, появляется маленькое зеленое растеньице – проросток. Чудо? Нет. Оказывается, в каждом семени спрятано будущее растение.

    (слайд №7) – тема урока

    (слайд №8) – цели урока

    Сегодня мы как раз поговорим о семени, из которого вырастает растение. Тема нашего урока «Строение семян двудольных и однодольных растений». Мы заглянем внутрь семени и познакомимся с его строением, узнаем, чем отличаются по строению семена двудольных и однодольных растений, выполним лабораторную работу.

    Ребята, а что вы знаете о семенах? (опережающее задание ученикам)

    1. Самые крупные семена двулопастной формы у пальмы.

    Родом с Сейшельских островов. Их длина 30-45 см, вес до 15 кг в 30 млн. раз тяжелее,чем у березы. Созревает семя в течение 7-10 лет, а прорастает 1-1,5 года. Молодое растение получает питательные вещества от него в течение 3-5 лет. Обычно семена не имеют периода покоя, при хранении быстро теряют всхожесть. (слайд №9)

    2. Самые мелкие, меньше мм., семена у орхидей, 50 000 таких семян весят 0,1 г. Очень мелкие семена у белозера (отдельное семя весит 0,00003 г) , у осины – 50 000 семян весят – 4 г. Такие семена как пылинки подхватываются и разносятся ветром. Но мелкие семена имеют и маленький зародыш – у орхидей он состоит из 30 клеток, мало запасных питательных веществ, поэтому для прорастания требует идеальных условий и быстро теряют всхожесть.

    Так семена грушанки и орхидей прорастают только с помощью микоризных грибов, а семена осины и тополя уже через несколько часов теряют всхожесть. (слайд №10)

    3. У подавляющего большинства цветковых растений созревшие семена не способны сразу прорастать. Они находятся в состоянии так называемого покоя. Обычный случай вынужденного покоя – это сухие семена.

    У некоторых растений сухие семена сохраняют всхожесть в течение нескольких лет, а иногда в течение десятков и даже сотен лет.

    Если подсушенные семена хранить в герметических условиях, при температуре близкой к абсолютному нулю они сохраняют жизнедеятельность практически бесконечно.

    4.Наибольшая долговечность свойственна “твердым семенам”. Так удалось прорастить семена лотоса, пролежавшие в торфянике Манжурии более 1000 лет. Еще большую долговечность обнаружили семена люпина, извлеченные из льдов (занесенных с почвой) Аляски – их возраст 10 000 лет. (слайд №11)

    5.Есть семена лекарственные. (слайд №12)

    а) Семена пшеницы богаты витаминами – В 1 , В 2 , РР, а проростки пшеницы содержат необходимый для организма витамин Е.

    Заряд бодрости и энергии несут в себе проросшие семена пшеницы, регулируют обмен углеводов, белковый обмен, а также образование жирных кислот.

    б) Льняное семя толченое применяется при заболеваниях кишечника.

    в) Семя укропа огородного применяется при желчекаменной болезни.

    г) Настой семян укропа применяют не только при болезнях печени, но и для возбуждения аппетита, как мочегонное средство при судорогах, одышке и как успокаивающее средство.

    д) Семена петрушки обладают мочегонным действием, выгоняют соли из организма. усиливают тонус мускулатуры кишечника и мочевого пузыря.

    6. А еще семена могут быть эталоном веса, например, ювелирных изделий, бриллиантов – караты. Слово "карат" происходит от названия семени растения цератонии. С помощью этих семян люди в древности проверяли весы. Семечки цератонии малы и неотличимы друг от друга по весу. Один карат эквивалентен 0,2г. (слайд №13)

    Молодцы! Интересная информация. Сегодня мы с вами должны выяснить, какое строение имеет семя? Все ли семена имеют одинаковое строение или они чем – то отличаются?

    Для этого вы отправитесь в лаборатории, где проведете исследовательскую работу.

    Делимся на группы, у каждой группы на столах есть всё необходимое для выполнения работы: задания, опорные схемы и рисунки, необходимый набор семян. После выполнения заданий и их оформления по одному представителю от каждой группы выступят с докладами.

    Выполнение лабораторной работы «Изучение строения семян двудольных и однодольных растений». (слайд №14)

    Физминутка (слайд №15)

    Вновь у нас физкультминутка,
    Наклонились, ну-ка, ну-ка!
    Распрямились, потянулись,
    А теперь назад прогнулись.
    Разминаем руки, плечи,
    Чтоб сидеть нам было легче,
    Чтоб писать, читать, считать

    Выступление представителей от каждой группы:

    1 Группа – строение семени фасоли. (слайд №16)

    2 Группа – строение зерновки пшеницы. (слайд №17)

    3 Группа - Каковы особенности строения семян других однодольных и двудольных растений. (слайд №18,19)

    Обсуждение:

    А теперь, ребята, давайте сравним изученные семена. (слайд №20) Итак, что же у них общего? (Общее в строении семян то, что семена имеют семенную кожуру, запас питательных веществ и зародыш).

    А чем они различаются? (Различаются: в семени фасоли, гороха две семядоли, в которых находятся запасные питательные вещества, а в семени пшеницы, кукурузы одна семядоля, а питательные вещества находятся в эндосперме, кожура срастается с околоплодником, поэтому ее невозможно отделить).

    Те растения, которые имеют в зародыше одну семядолю, называются однодольными. Например – пшеница, лук, лилия. Те растения, которые имеют в зародыше две семядоли, называются двудольными. Например – яблоко, огурец, слива, томат. (слайд №21)

    Итак, мы с вами выяснили, что: (слайд №22)

      Семя состоит из: семенной кожуры, зародыша и содержит запас питательного вещества.

      Зародыш – зачаток будущего растения. Он состоит из: зародышевых корешка, стебелька, почечки и семядоли.

      Семядоли – это первые листья зародыша растения.

      Растения, имеющие в зародыше семени одну семядолю, называют однодольными – это пшеница, кукуруза, овес, лук и др.

      Растения, имеющие в зародыше две семядоли, называют двудольными – это фасоль, капуста, яблоня, горох, томат.

      Закрепление материала.

      Работа со схемой строения семени фасоли и зерновки пшеницы (расставить подписи к частям семени на магнитах).

      Выполнение теста «Верю – не верю» с последующей взаимопроверкой. (слайд №23,24)

      Задание на дом: изучить §18, выполнить задания и ответить на вопросы после параграфа, оформить лабораторную работу в тетрадях. (слайд №26)

    Список литературы:

      Биология: Ботаника: 6 класс: Книга для учителя.-М.:»Первое сентября», 2002 (Я иду на урок).

      Биология. 6-9 классы. Конспекты уроков: семинары. Конференции, формирование ключевых компетенций / авт.-сост. И.Н. Фасевич и др. – Волгоград: Учитель, 2009.

      Биология. Живой организм: опорные конспекты, М.: Классикс Стиль, 2003.

      Биология в таблицах и схемах. Издание 2-е СПб, ООО «Виктория плюс», 2004.

      Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс: Тематическое и поурочное планирование К учебнику В.В. Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения»: Пособие для учителя / Н.В. Дубинина, В.В. Пасечник, - М.: Дрофа, 2002.

    1. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс: Поурочные планы по учебнику В.В. Пасечника / авт.-сост. Н.И. Галушкова. – Волгоград.: Учитель, 2005.

      Пасечник В.В. Биология. 6 класс. Бактерии, грибы, растения: Учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2009. Пасечник В.В. Биология: бактерии, грибы, растения. 6 класс.: рабочая тетрадь/ В.В. Пасечник, Т.А. Снисаренко – М.: Дрофа, 2005.