Основные природные зоны материка южная америка. Южная америка, природные зоны материка

Материк Южная Америка располагается во всех географических поясах, за исключением субантарктического и антарктического. Широкая северная часть материка лежит в низких широтах, поэтому наибольшее распространение получили экваториальный и субэкваториальные пояса. Отличительной чертой континента является широкое развитие лесных природных зон (47 % площади). На «зеленом континенте» сосредоточена 1/4 лесов планеты.

Южная Америка подарила человечеству многие культурные растения: картофель, томат, фасоль, табак, ананас, гевею, какао, арахис и др.

Природные зоны Южной Америки

В экваториальном географическом поясе расположена зона влажных экваториальных лесов, занимающая Западную Амазонию. Они названы А. Гумбольдтом гилеей, а местным населением - сельвой. Влажные экваториальные леса Южной Америки - самые богатые по видовому составу леса на Земле. Их по праву считают «генофондом планеты»: в них насчитывается более 45 тыс. видов растений, в том числе 4000 древесных.

Различают затопляемую, незатопляемую и горную гилею. В речных поймах, затапливаемых водой на длительный период, растут обедненные леса из невысоких деревьев (10-15 м) с дыхательными и ходульными корнями. Преобладает цекропия («муравьиное дерево»), в водоемах плавают гигантские виктории-регии.

На возвышенных участках формируются богатые, густые, многоярусные (до 5 ярусов) незатапливаемые леса. До высоты 40-50 м поднимаются одиночно стоящие сейба (хлопковое дерево) и дающая бразильский орех бертолеция. Верхние ярусы (20-30 м) формируют деревья с ценной древесиной (палисандровое, пау бразил, махагони), а также фикусы и гевея, из млечного сока которой получают каучук. В нижних ярусах под пологом пальм растут шоколадное и дынное деревья, а также древнейшие растения на Земле - древовидные папоротники. Деревья густо перевиты лианами, среди эпифитов много ярко окрашенных орхидей.

У побережья развита мангровая растительность, бедная по составу (пальма нипа, ризофора). Мангры - это заросли вечнозеленых деревьев и кустарников заболоченной зоны морских приливов и отливов тропических и экваториальных широт, приспособленные к соленой воде.

Влажные экваториальные леса формируются на красно-желтых ферраллитных почвах, бедных питательными веществами. Опадающая листва в условиях жаркого и влажного климата быстро перегнивает, и перегной сразу усваивается растениями, не успевая накапливаться в почве.

Животные гилеи приспособлены к жизни на деревьях. Многие обладают цепким хвостом, как ленивец, опоссум, цепкохвостый дикобраз, широконосые обезьяны (ревуны, паукообразные, игрунковые). У водоемов обитают свинья-пекари и тапир. Встречаются хищники: ягуар, оцелот. Многочисленны черепахи и змеи, в том числе самая длинная - анаконда (до 11 м). Южная Америка - «континент птиц». Гилея - дом для попугаев ара, туканов, гоацинов, древесных кур и самых маленьких птичек - колибри (до 2 г).

Реки кишат кайманами и аллигаторами. В них обитают 2000 видов рыб, среди которых опасная хищная пиранья и самая крупная в мире - арапайма (до 5 м в длину и весом до 250 кг). Встречаются электрический угорь и пресноводный дельфин иния. В трех географических поясах протянулись зоны переменно-влажных лесов.

Субэкваториальные переменно-влажные леса занимают восточную часть Амазонской низменности и прилегающие склоны Бразильского и Гвианского плоскогорий. Наличие сухого периода вызывает появление листопадных деревьев. Среди вечнозеленых преобладают хинное дерево, фикусы, бальса, обладающая легчайшей древесиной. В тропических широтах на увлажняемой восточной окраине Бразильского плоскогорья на горных красных почвах растут богатые вечнозеленые тропические леса, близкие по составу к экваториальным. Юго-восток плоскогорья на красноземах и желтоземах занимают разреженные субтропические переменновлажные леса. Они образованы бразильской араукарией с подлеском из кустарника йерба-мате («парагвайский чай»).

Зона саванн и редколесий распространена в двух географических поясах. В субэкваториальных широтах она охватывает Оринокскую низменность и внутренние области Бразильского плоскогорья, в тропических - равнину Гран-Чако. В зависимости от увлажнения различают влажные, типичные и опустыненные саванны, под ними развиваются соответственно красные, коричнево-красные и красно-бурые почвы.

Высокотравная влажная саванна в бассейне реки Ориноко традиционно называется льянос. Она затапливается на время до полугода, превращаясь в труднопроходимое болото. Произрастают злаки, осоки; из деревьев доминирует маврикиева пальма, поэтому льянос называют «пальмовой саванной».

На Бразильском плоскогорье саванны получили название кампос. Влажная кустарниково-древесная саванна занимает центр плоскогорья, типичная травянистая - юг. На фоне злаковой растительности (бородачи, ковыли) произрастают низкорослые кустарники. Среди деревьев доминируют пальмы (восковая, масличная, винная). Засушливый северо-восток Бразильского плоскогорья занят опустыненной саванной - каатингой. Это редколесье из колючих кустарников и кактусов. Встречается запасающее дождевую воду дерево бутылочной формы - бомбаксовый ваточник.

Саванны продолжаются и в тропических широтах, занимая равнину Гран-Чако. Только в тропических редколесьях встречается дерево кебрачо («сломай топор») с твердой и тяжелой древесиной, тонущей в воде. В саваннах сосредоточены плантации кофейного дерева, хлопчатника, бананов. Сухие саванны - важный район пастбищного скотоводства.

Для животных саванн характерна защитная бурая окраска (спицерогий олень, красная носуха, гривистый волк, страус нанду). Обильно представлены грызуны, в том числе самый крупный в мире - капибара. Многие животные гилеи (броненосцы, муравьеды) обитают и в саваннах. Повсеместны термитники.

На Лаплатской низменности к югу от 30° ю. ш. формируются субтропические степи. В Южной Америке они получили название пампа. Для нее характерна богатая разнотравно-злаковая растительность (дикий люпин, пампасная трава, ковыли). Черноземные почвы пампы очень плодородны, поэтому сильно распаханы. Аргентинская пампа - основной район выращивания пшеницы и кормовых трав в Южной Америке. Животный мир пампы богат грызунами (туко-туко, вискача). Встречаются пампасский олень, пампасская кошка, пума, страус нанду.

Полупустыни и пустыни Южной Америки простираются в трех географических поясах: тропическом, субтропическом и умеренном. На западе тропиков узкой полосой вдоль тихоокеанского побережья и на высокогорных плато Центральных Анд простираются тропические пустыни и полупустыни. Это одна из самых засушливых областей Земли: в пустыне Атакама дожди могут не выпадать годами. На малоплодородных сероземах береговых пустынь произрастают сухие злаки и кактусы, получающие влагу из рос и туманов; на щебнистых почвах высокогорных пустынь - стелющиеся и подушкообразные травы и колючие кустарники.

Животный мир тропических пустынь беден. Обитатели высокогорий - ламы, очковый медведь, обладающая ценным мехом шиншилла. Встречается андийский кондор - самая крупная в мире птица с размахом крыльев до 4 м.

К западу от пампы в условиях континентального климата распространены субтропические полупустыни и пустыни. На сероземах развито редколесье из акаций и кактусов, на солончаках - солянки. В суровых умеренных широтах в равнинной Патагонии на бурых полупустынных почвах растут сухие злаки и колючие кустарнички. Юго-западную окраину материка в двух поясах занимают лесные природные зоны. В субтропиках в условиях средиземноморского климата формируется зона сухих жестколистных лесов и кустарников. Побережье и склоны Чилийско-Аргентинских Анд (между 28° и 36° ю. ш.) покрыты лесами из вечнозеленых южных буков, тика, персеи на коричневых и серо-коричневых почвах.

Южнее расположены влажные вечнозеленые и смешанные леса. На севере Патагонских Анд в условиях субтропического влажного климата растут влажные вечнозеленые леса на горных бурых лесных почвах. При обильном увлажнении (более 3000-4000 мм осадков) эти дождевые леса отличаются многоярусностью и богатством, за что получили название «субтропической гилеи». Они состоят из вечнозеленых буков, магнолий, чилийской араукарии, чилийского кедра, южноамериканской лиственницы с богатым подлеском из древовидных папоротников и бамбуков. На юге Патагонских Анд в условиях умеренного морского климата растут смешанные леса из листопадных буков и хвойных подокарпусов. Здесь можно встретить оленя пуду, магелланову собаку, выдру, скунса.

Высокогорная область Анд занимает обширную территорию с хорошо выраженной высотной поясностью, наиболее полно проявляющейся в экваториальных широтах. До высоты 1500 м распространен жаркий пояс - гилея с обилием пальм и бананов. Выше до отметки 2000 м - умеренный пояс с хинным деревом, бальсой, древовидными папоротниками и бамбуками. До отметки 3500 м простирается холодный пояс - высокогорная гилея из низкорослого криволесья. Ее сменяет морозный пояс с высокогорными лугами парамос из злаков и низкорослых кустарников. Выше 4700 м - пояс вечных снегов и льдов.

Основную часть Южной Америки занимают природные зоны влажных экваториальных лесов, а также саванн и редколесий. Амазонская гилея не имеет себе равных на Земле по богатству видов. В горах Андах ярко выражена высотная поясность, наиболее полно проявляющаяся в экваториальных широтах.

По обе стороны от экватора в Южной Америке лежит зона влажных экваториальных лесов (сельвас). Фауна лесов поражает разнообразием. Растения достигают здесь поразительной высоты. Здесь растут сейбы (высотой 80 м), различные пальмы. В среднем ярусе растут небольшие деревья, пальмы, древовидные папоротники, каучуконосные дерева (гевея), шоколадное дерево (какао), дынный, красный. Стволы деревьев обвивают лианы. Здесь преобладают красно-желтые ферраллитные почвы. В травяном покрове много папоротников, в заводях растет гигантское кувшинки — Виктория-Регия.

Животные в Амазонии гораздо крупнее своих сородичей, живущих в более умеренном климате. Многие амазонских жуков и бабочек достигают гигантских размеров. Вертикальное распределение жителей в ярусах тропического леса обусловлен освещенностью. Многие животные проводят всю свою жизнь на деревьях, например, многочисленные и разнообразные цепкохвостые обезьяны, медленные ленивцы.

В амазонских лесах обитают ягуар, пума, муравьед, капибара — самый грызун в мире, белки, крысы, мыши, дикобразы, древесные лягушки; попугаи ара, колибри, дятлы, туканы; бесчисленные водяные птицы — утки, цапли, ибисы, древесные утки; хищные птицы — грифы, орлы, ястребы, а также летучие мыши, среди которых кровопийцы, и бесчисленные виды муравьев.

Саванны и редколесья

К югу и северу от зоны влажных экваториальных и переменно-влажных лесов расположена зона саванн и тропических редколесий (льянос). Здесь красных ферраллитные почвы, среди высоких трав растут пальмы, акации, кактусы, а на берегах рек — галерейные леса. В саваннах Бразильского плоскогорья (кампос) древесная растительность беднее.

На северо-востоке Бразильского плоскогорья климат более засушливый. Наиболее распространенный тип растительности — тропическое криволесья. На красно-бурых почвах здесь растут кактусы и деревья с бочка стволом.

Фауна этого района не очень богата. Здесь обитают разнообразные сумчатые, довольно большая группа грызунов, водятся скунс, броненосцы. Копытных мало — здесь водятся лишь небольшие дикие свиньи-пекари, мелкие олени. Из хищников, кроме ягуара, встречается пума. Случайно завезены в северо-восточной Бразилии малярийные комары быстро акклиматизировались и повлекли гибель от малярии десятков тысяч человек.

Юго-восточные склоны Бразильского плоскогорья, обращенные к океану, получают обильные осадки почти круглый год. Это область тропического влажного климата. Один из самых интересных лесных массивов Бразилии — араукариевий лес — растет на обширном плато на юге. Большая часть юго-востока Бразильского плоскогорья занята плантациями различных культурных растений.

Степи и полупустыни

Степи . К югу количество осадков уменьшается и саванны постепенно переходят в пампу — зону субтропических степей. Лето в восточной пампе жаркое. Зимой холодные ветры вызывают резкое понижение температуры. Красновато-черные почвы очень плодородны.

Здесь растут различные злаки, образующие густые большие дерновины (пампасской трава, бородач, мятлик и др..). В направлении запада и юга с уменьшением осадков пампа переходит в сухие степи с бедной растительностью.

Здесь живут пампасской олень, гуанако, страус нанду, много разных грызунов, а на берегах рек и озер водится нутрия. Почти все земли распаханы, и поэтому естественная растительность в пампе мало сохранилось. Сухие степи используют под пастбища.

Полупустыни . Южная суженная часть называется Патагония. Из-за малого количества осадков здесь распространена полупустынная растительность: редкие травы и низкорослые кактусы, участки колючих кустарников на сероземах и бурых полупустынных почвах.

Зона освоена слабо, животные здесь сохранились лучше, чем в степи, водятся пума, лама гуанако, встречается страус нанду.

Береговые пустыни . Вдоль Тихоокеанского побережья между протянулась полоса пустынь. Под влиянием холодного Перуанского течения воздух охлаждается быстрее, чем на большей высоте. В результате образуется слой облаков, что мешает прогреву приземных слоев атмосферы.

Температура воздуха выше слоя облаков превышает +24 °, а на уровне моря колеблется в пределах +13 … +16 ° С. Там никогда не бывает дождей, кроме отдельных случаев. Происходит конденсация тумана, висящий в воздухе (гаруа).

Это необычайно сухая зона лишена солнечного света в течение полугода. Из растительности на песках встречаются редкие песчанки и кактусы, финиковая пальма. Фауна очень бедная: немногочисленные скорпионы, ящерицы.

Высотная поясность в Андах

С поднятием в горы постепенно происходит смена природных зон. Широчайший спектр природных комплексов наблюдается в экваториальном поясе. С продвижением на юг количество высотных поясов уменьшается до трех: смешанных лесов, разнотравных лугов, многолетних снегов и ледников.

У экватора нижний пояс гор, до высоты 1200-1500 м над уровнем моря, занимают влажные экваториальные леса. Выше влажные леса сменяются поясом горных лесов. Здесь появляются хвойные породы, растут бамбуки, хинное дерево, древовидные папоротники, кустарник кока.

На высоте от 2800 до 3800 м лежит пояс высокогорных лесов — криволесье. Еще выше, до 4500 м, находятся высокогорные луга (парамос).

Выше 4500 м лежат вечные снега и ледники. Сегодня пампа почти полностью распахана, вырубленные леса квебрахо в тропическом редколесье, истреблено много животных.

Особого внимания требует судьба лесов Амазонки. С уничтожением лесов связаны изменения в других природных зонах.

  • Образовательные :
  • закрепить и углубить знания об основном законе географии – широтной зональности на примере природных зон Южной Америки;
  • изучить особенности природных зон Южной Америки.
  • Показать взаимосвязь компонентов природы материка, влияние рельефа, климата и внутренних вод на развитие органического мира Южной Америки;
  • Развивающие :
  • продолжить совершенствовать умения анализировать тематические карты;
  • отработать умение учащихся характеризовать природные зоны, выявлять взаимосвязи между природными компонентами;
  • развивать навыки по выбору рационального выполнения этапов работы.
  • Воспитательные :
  • оценивать степень изменения природы под воздействием хозяйственной деятельности человека;
  • воспитывать взаимопонимание, взаимовыручку, дружбу в процессе совместной работы на результат;
  • воспитывать у школьников бережное отношение к природе.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование:

  • учебник географии «Материки, океаны и страны» И. В. Коринская, В.А. Душина, атласы по географии 7 класс,
  • тетради, таблицы для заполнения,
  • мультимедийный проектор,
  • рисунки учащихся,
  • настенная карта Южной Америки.

Методы и формы: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, наглядный, репродуктивный, самостоятельная работа, индивидуальная.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

– Сегодня на уроке мы продолжим изучение природы Южной Америки: узнаем, какие природные зоны находятся на этом материке, дадим им характеристику. Познакомимся с новыми понятиями, заслушаем сообщения приготовленные ребятами. Рассмотрим, как изменяется природа материка под воздействием х/д человека, какое отрицательное воздействие оказывает человек на растительный и животный мир. Сформулируем правила бережного отношения к природе. Запишите в тетради число и тему урока.

II. Изучение нового материала

– Ребята, откройте атласы на стр. ПЗ. Давайте посмотрим, какие природные зоны сформировались на материке.
В связи с преобладанием влажного климата в Южной Америке широко распространены леса и сравнительно мало пустыни и полупустыни. По обе стороны от экватора в Амазонии простираются постоянно влажные вечнозеленые леса, сменяющиеся к северу и югу на нагорьях переменно-влажными листопадными тропическими лесами, редколесьями и саваннами, особенно обширными в южном полушарии. На юге материка расположены степи и полупустыни. Узкая полоса в пределах тропического климатического пояса на западе занята пустыней Атакама, (записали природные зоны в тетрадь)
Как и Австралия, Южная Америка выделяется среди материков своеобразием органического мира. Длительная изоляция от других континентов способствовала формированию в Южной Америке богатого и во многом эндемичного растительного и животного мира. Она – родина каучуконоса гевеи, шоколадного дерева, хинного и красного деревьев, виктории-регии, а также многих культурных растений – картофеля, томата, фасоли. Среди эндемиков животного мира следует назвать неполнозубых (муравьеды, броненосцы, ленивцы) широконосых обезьян, лам, некоторых грызунов (водосвинка – капибара, шиншиллы).

– Сейчас мы с вами прослушаем сообщения об особенностях растительного и животного мира, тех П.З., которые занимают наибольшие площади на материке. Будьте внимательны, я раздаю вам таблицы с частичной характеристикой П.З., однако не во всех колонках есть сведения. Задача заключается в том, чтоб по ходу сообщения вы заполнили их.

Природная зона

Растительность

Животный мир

Влияние человека

Влажные экваториальные леса – сельва

По обе стороны от экватора, на Амазонской низменности

Экваториальный пояс: жарко и влажно

Красно- желтые ферраллитные

Шоколадное дерево, хинное дерево, пальмы, сейба, молочай, дынное дерево, гевея, лиана, орхидея

Обезьяна-ревун, ленивец, муравьед, тапир, ягуар, попугаи, колибри

Вырубка лесов, которые дают много кислорода

Оринокская низменность,
Гвианское, Бразильское плоскогорья.

Субэкватриальный: жарко, тропический пояс: сухо и жарко

Красные ферраллитные

Акации,
пальмы,
кактус,
мимоза,
молочай,
кебрачо,
кустарники,
бутылочное
дерево.

Олени, пекари, муравьеды, броненосцы, ягуары, пумы, страус нанду

На месте тропического леса создаются плантации кофейных деревьев

Степи – пампа

К югу от саванн до 40° ю.ш.

Субтропический пояс: тепло и влажно

Красновато-черные

Ковыль, просо, камыши

Пампасный олень, лама, нутрия, броненосец, пампасная кошка

Поля пшеницы, кукурузы, загоны для выпаса скота, вырубка хвойных деревьев

Полу-пустын – Патагония

Узкая полоса вдоль Анд на юге Юж.
Амери­ки

Субтропический, умеренны й пояс: сухо и прохладно "

Бурые, серо-бурые

Злаки, подушкообразные кустарники

Вискаша, нутрия, броненосцы

Учащиеся зачитывают сообщения, после каждого проверяем, что дописали в таблице.

  • Влажные экваториальные леса.
  • Саванны.
  • Степи – пампа.
  • Полупустыни.

– Итак, мы прослушали с вами сообщения об основных П.З., доказали, что растительный и животный мир Южной Америки эндемичен и разнообразен. А теперь дадим оценку степени изменения природы материка под воздействием х/д человека.

Зачитывается стихотворение о природе и сообщение.

Как-то, собравшись с последними силами,
Создал Господь планету красивую.
Дал ей форму шара большого,
И посадил там деревья, цветы,
Травы невиданной красоты.
Много животных там стало водиться:
Змеи, слоны, черепахи и птицы.
Вот вам подарок, люди, владейте.
Землю вспашите, хлебом засейте.
Всем завещаю вам я отныне –
Вы берегите эту святыню!
Все хорошо, конечно, было,
Но... цивилизация на Землю наступила.
Вырвался на волю технический прогресс.
Мир научный, дремлющий доселе, вдруг воскрес,
И подарил земному населению
Адские свои изобретения.

Вывод: показываем слайд об отрицательном воздействии человека. Схему перечерчиваем в тетрадь.

Домашним заданием у вас было сформулировать правила бережного отношения к природе. Пожалуйста, кто приготовил, давайте заслушаем. Слайд по охране природы.
Для сохранения растительного и животного мира необходимо бережно относиться к природе, создавать особо охраняемые территории – заповедники, национальные парки, создавать различные центры и организации по охране окружающей среды. Ведь от того, как мы относимся к природе зависит и наше с вами здоровье. Схему перечерчиваем в тетрадь.

III. Осмысление

– Чем объясняется видовое разнообразие растительного и животного мира Южной Америки?
– Перечислить основные природные зоны Южной Америки, (по таблице)

IV. Подведение итогов

– Всем ребятам, приготовившим сообщения оценка «5»
– Оценить тех, кто отвечал в течение урока.

V. Домашнее задание

§ 44 прикрепить таблицу в тетрадь, выучить.

Задачи урока:

  • Формировать знания учащихся о природных зонах Южной Америки, выяснить, что характерно для каждой природной зоны;, как проявляется высотная поясность в Андах; как происходит изменение природы материка под влиянием деятельности человека; совершенствовать умение сравнивать, составлять описание, давать характеристики компонентам природы и природных комплексов.
  • Продолжить формирование умений работать с картами, таблицами, текстом учебника, дополнительной литературой, добывать информацию на порталах Интернета.
  • Используя программу PowerPoint, развивать умение создавать цветовую композицию, вставлять объекты из других программ, воспитывать чувство меры при создании слайдов.
  • Развивать научный кругозор в области географии и информатики.
  • Воспитывать бережное отношение и любовь к природе.

Оборудование:

Карта природных зон мира, физическая и климатическая карты Южной Америки, атласы для 7 класса, иллюстрации по теме, слайды, презентации учащихся, выставка книг Ж. Верна и о Южной Америки, перфокарты, задания для самостоятельной работы, резиновый мяч, томат, фасоль, плитка шоколада, клубни картофеля.

Ход урока:

I. Организационный момент

II. Новый материал

1.Ребята! Сегодня у нас будет очень интересный урок, но не совсем обычный.

Мы с вами совершим путешествие в Южную Америку. Для этого необязательно покупать туристическую путевку и лететь на материк, достаточно иметь под рукой море дополнительной литературы и, как вы уже убедились, компьютер, подключенный к Интернету.

А знаете ли вы, что был такой писатель, который путешествовал по энциклопедиям и атласам, был убежденным домоседом, за свои 70 лет он провел в пути менее года. Кто это?

Совершенно верно. Жюль Верн.

Познакомиться с книгами Ж.Верна можно посмотрев выставку книг. Секрет своего творческого метода Верн раскрыл устами Паганеля, героя «Детей капитана Гранта». Однажды его спутники, пораженные тем насколько чудаковатый ученый досконально знает местность, где они находятся, спросили его: «Неужели вы не раз здесь бывали?». На что тот невозмутимо ответил: «Да, сидя в кабинете в своем кресле».

Фритьоф Нансен говорил: « В жизни человека необходима романтика, именно она придает человеку божественные силы для путешествия по ту сторону обыденности. Это могучая пружина в человеческой душе, толкающая его на великие свершения.»

Каждый из вас, используя метод Паганеля и могучую пружину в своей душе, побывал в одной из шести природных зон Южной Америки, где узнал о географическом положении, климатических условиях, почвах, растительном и животном мире природной зоны, как изменяется зона под воздействием человека. Все, что вы узнали, вам предстоит довести до сведения остальных путешественников: не только рассказать, но и показать. А также, дорогие путешественники, коими являетесь вы все, вам предстоит доработать таблицу « Природные зоны Южной Америки» (см. Приложения к уроку).

2.Какие природные зоны есть в Южной Америке?

  • Что называется природной зоной?
  • А сейчас все откройте атласы на стр.31, посмотрите и скажите, какие природные зоны есть в Южной Америке. Кто желает рассказать?
  • Какие из них занимают наибольшую площадь? Почему?
  • Как в Южной Америке проявляется широтная зональность?
  • Почему пустыни и полупустыни расположены в меридиональном направлении?
  • Что такое высотная поясность?

Итак, слово путешественникам по влажным экваториальным лесам. Начинаем знакомство с природными зонами (защита презентаций – см. Приложения, работа с понятийным аппаратом темы –см. Приложения, работа с настенными картами и картами атласа).

3.Зона влажных вечнозеленых экваториальных лесов.

Сейчас мы отправляемся в зону влажных вечнозеленых экваториальных лесов, которая расположена по обе стороны от экватора в бассейне Амазонки. Португальцы назвали эти леса сельвой. Сельва поражает буйством жизни и красок. Нашему взору открылось прекраснейшее зрелище. Здесь растут такие деревья, как сейба, достигающая высоты 80 м, дынное дерево, шоколадное дерево (какао), различные виды пальм, много орхидей, лиан. Очень богат животный мир сельвы. Многие животные приспособлены к жизни на деревьях: обезьяны, ленивцы.

Здесь обитают тапиры, муравьеды, ягуары. Богат и мир птиц: колибри, попугаи, туканы и др. Много разнообразных бабочек, жуков и других насекомых.

Желающим отправится в путешествие в эту зону мы бы посоветовали посетить великую Парану- Тинг (Амазонка) (Рассказ учащегося об Амазонке).

4.Зона переменно-влажных лесов.

Зона переменно-влажных лесов расположена к югу и к северу от зоны влажных экваториальных лесов и занимает северную часть Бразильского плоскогорья и северо-восточную часть Гвианского плоскогорья. В зоне переменно-влажных лесов высокие деревья сбрасывают листву, а эпифитные орхидеи на сухое время впадают в состояние покоя.

Черты полулистопадных лесов: могут существовать при длительности засушливого периода до 5 месяцев с количеством осадков менее 100 мм, деревья обладают досковидными корнями, наличие высокорослых эмерджентов, суккулентность, «кладовые» питательных веществ.

В руслах рек и на равнинах – тропический, непроницаемый лес с эпифитами и лианами, который карабкается от моря до самого гребня хребта и под конец переходит в сплошной лес одних только пальм. Пальмовый лес прекращается и начинается лес араукуарий, т.е. лес бразильских сосен.

Чрезвычайно разнообразен животный мир переменно-влажных лесов Южной Америки: термиты, гривистый волк, саваннова лисица, кустарниковая собака, носухи, гризон, пума, кошка Жоффруа, черепахи, летучие мыши, легуаны, кайманы, криптурелла, колоколо, зимородки.

Приглашаем посетить город карнавалов – Рио-де-Жанейро (рассказ учащегося о городе).

5.Зона саванн.

Далее наш путь лежит в зону саванн, которая занимает Оринокскую низменность и большую часть Гвианского и Бразильского плоскогорий. Здесь растут пальмы и акации, однако, в саваннах Южного полушария растительность беднее: мимозы, кактусы, низкорослые деревья и кустарники. В сравнении с африканскими саваннами животный мир южноамериканских саванн беднее. Здесь обитают мелкие олени мазама, опоссум, пекари, броненосцы, муравьеды, свистун, жарарака, каскавелла, кавия. Из птиц – страус нанду, краксы, гриф-урубу, паламедия,.

В этой природной зоне приглашаем посетить великолепные водопады Игуасу (рассказ учащегося о водопадах)

6.Зона субтропических степей.

Из зоны саванн мы отправляемся в зону субтропических степей, которые в Южной Америке называют пампой, что в переводе с языка индейцев означает «пространство, лишенное древесной растительности». Растительность степей – травы, среди которых преобладают ковыли, дикое просо и другие виды злаков. Животный мир степей – пампасский олень, пампасская кошка, ламы.

Приглашаем посмотреть на животных пампы (рассказ учащегося о животных).

7.Зона пустынь и полупустынь.

Дальше мы отправляемся в зону пустынь и полупустынь, которая занимает небольшую прибрежную полосу на западном побережье и на юге материка. Этот край материка назван Патагонией. На скудных почвах растут сухие злаки, колючие кустарники. Много грызунов, среди них вискаша, длина тела которого 60-70 см., по берегам водоемов обитает нутрия, много мелких броненосцев.

В путешествие приглашаем в страны ветра и холода в Южной Америке

(рассказ учащегося о пустыне Атакама и Патагонии)

8.Высотная поясность в Андах.

А сейчас наш путь лежит в горы Анды, которые расположены на разных широтах. Высотная поясность в Андах отличается количеством высотных поясов. Число этих поясов зависит от географической широты и высоты гор. Наибольшее их число наблюдается на широте экватора. Так подножия Анд близ экватора одеты густыми экваториальными лесами. На плоскогорьях

Центральных Анд расположены сухие горные степи и полупустыни, называемые Пуной. Среди животных, обитающих в Андах, есть очень древние виды, например, очковый медведь, грызун шиншилла, дикая лама.

В этой природной зоне мы приглашаем посетить вас самый высокий водопад в мире (рассказ учащегося об вдп. Анхель).

9.Изменение природы материка под влиянием деятельности человека.

Как вы уже узнали, Южная Америка выделяется среди материков своеобразием органического мира. Длительная изоляция от других континентов способствовала формированию в Южной Америке богатого и во многом эндемичного растительного и животного мира. Она родина каучуконоса гевеи, шоколадного дерева, хинного и красного деревьев, виктории-регии, а также многих культурных растений – картофеля, томата, фасоли. Является одним из центров происхождения культурных растений.

Как вы думаете, изменилась ли природа материка под влиянием деятельности человека?

Как проявляется это влияние?

1.Распашка земель пампы, нет девственной растительности.

2.Пастбищное скотоводство – зарастание пастбищ сорняками.

3.Вырубка лесов – араукарий, плантации кофе и какао на месте тропических лесов.

4.Ввоз новых растений – нарушение связей между компонентами природы.

5.Вырубка экваториальных лесов – легкие планеты, биологическое разнообразие.

Как решать проблемы?

Создание национальных парков, Красная книга, программа охраны природы.

III.Закрепление

I. Устный опрос

1.Дик Сенд, увидев на побережье материка жирафа, слона, гиппопотама, муху це-це засомневался, что его команда находится в Южной Америке. Почему?

2.Какая связь между предметами: резиновый мяч, томат, фасоль, плитка шоколада, картофель

3.С какими природными зонами Южной Америки мы познакомились?

4.Какие новые понятии ввели?

5.От чего зависит количество высотных поясов?

6.Приведите примеры изменения природы Южной Америки человеком.

II. Тестирование по теме:

« Природные зоны Южной Америки» (см. приложения)

Ответы:

Вариант 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 Б В Б А А А А В Г Б
2 В В А В Б В Б В Г А

IV.Оценки за урок

V.Домашнее задание:

VI.Рефлексия.

Понравился ли вам урок?

Почему?

Что интересного узнали?

Всем спасибо за урок!

Тестирование

краткое содержание других презентаций

«Природные зоны в Южной Америке» - Животные сейбы. Бразил. Очковый медведь. Сельва влажнее чем африканские леса, богаче видами растений и животных. Поэтому многие участки пампы распаханы и заняты посевами зерновых. Ягуар. Бутылочное дерево. Животные саванн. К югу от саванн расположена зона степей, называемыми в Южной Америке пампой. Страус нанду. Экваториальные леса. Андский кондор. Анды. Сейба. Карта природных зон Южной Америки. Гевея.

«Леса Южной Америки» - Щелезуб. Неотропическую область подразделяют на следующие подобласти: Неотропическая область имеет ряд характерных отличий и соответствует Неогейскому царству. Буковые леса. Очковый медведь. Патагоно-Андийская подобласть. занимает южную и северо-западную части Южной Америки. Летучие мыши немногочисленны. Неотропическая область. Ленивец. Степи представлены слабо, главным образом на Ю. суши. Горы занимают относительно небольшую часть.

«Тест «Природные зоны Южной Америки»» - Высотная поясность. Тестирование. Центры происхождения культурных растений. Происхождение коренного населения материка. Степи. Саванны. Современное население. Экваториальные леса. Индейцы. Природные зоны Южной Америки. Расовый и этнический состав. Природная зона. Влажные экваториальные леса. Происхождение населения современной Южной Америки. Страны Южной Америки. Почвы малоплодородные. Переменно-влажные леса.

«Характеристика природных зон Южной Америки» - Степь или пампа. Пустыни. Природные зоны Южной Америки. Саванны и редколесья. Пекари. Особенности пустынь. Сельва. Установите взаимосвязи. Высотная поясность. Саванна.

«Животные Южной Америки» - Древолазы. Бока головы. Капибара. Патагонская мара. Викунья. Представители семейства верблюдовых. Птицы с красивым хвостом. Шиншилла. Окраска оперения. Вискача. Змея. Чупакабра. Ленивцы. Морская игуана. Древесные дикобразы. Пираньи. Каменный петушок. Алый ибис. Гуара. Голубоногая олуша. Животные Южной Америки. Карликовые мармозетки. Яканы. Очковый медведь. Рыжие ревуны. Голубой морфо. Нанду. Гремучие змеи.

«Дикая природа Южной Америки» - Анаконда. Южная Америка. Тропические леса Южной Америки. Водопады Южной Америки. Кукуруза. Материк географических рекордов. Какао. Красивая река. Горы Южной Америки. Река Амазонка. Ягуар. Животный мир Южной Америки. Озера Южной Америки.