Конспект занятия «Дикие животные. Познавательное занятие «Дикие животные

Познавательное развитие, занятие по лексической теме: «Дикие животные» (младшая группа детского сада).

Цель: познакомить детей с дикими животными, их детенышами, средой обитания, пищей, уметь отличать диких животных от домашних.

Задачи: расширение представлений детей о животном мире, знакомство с новыми видами животных и их детенышами (названия), средой обитания, кто чем питается, как добывает пищу, умение различать животных по голосу.

Методическое обеспечение: мольберт с наглядными плакатами по теме «Дикие животные», аудиозаписи «Голоса диких животных», игрушки животные (волк, лиса, медведь, заяц, белка, рысь, тигр, лев).

«Лесное приключение».

1)Включаем фоном аудио «шум леса».

Ребята, давайте представим, что сегодня на занятии мы попали в лес! Посмотрите по сторонам, никого вы не замечаете?

Белочка (поставлена на стул белочка).

Правильно, это белочка. Белка- живет в дупле высоко на дереве и питается растительной пищей (ягоды, грибы). Так же она делает заготовки на зиму, к себе в дупло приносит травы, ягоды, чтобы этим питаться зимой. Детки белочки- бельчата.

2)Включаем аудио «рёв медведя».

Ой, ребята, слышите, кто-то ревёт в лесу, да так громко. Кто это?

Медведь!

Да, кажется, мы разбуддили его и он раньше времени вышел из спячки и вышел из своей берлоги (именно так называется его жилище).

А из чего его берлога? Из сена?

Берлогу медведь делает у корней деревьев, из веток, старых стволов деревьев, подкапывает почву и забирается туда на зиму, снег заваливает берлогу.

Кто знает чем питается мишка-медведь?

Мед медведи тоже едят, но в основном он питается ягодами, посевами злаков, зернышками (пшеница, овес, горох).

Детки медведей это -медвежата. Но чаще всего у медведицы всего один медвежонок рождается.

Медведи и белочки водятся в нашем лесу. Вы их когда-нибудь видели?

Да! В Зоопарке и в парке белочек кормили!

Молодцы.

3)Включаем аудио (вой волка).

Детки, кто-то еще есть в нашем лесу, в ыне узнаете?

Это волки воют.

Да, волки хищные животные, они собираются в стаи и встретить их в лесу очень опасно. Волки питаются старыми животными, которые не могут уже жить и находить себе пищу, ранеными птичками. Волков еще часто называют «санитары леса». Детки волков-волчата. Волки не впадают в спячку, они охотяттся круглый год.

4) Физкульминутка «Зайчик серенький сидит...». Делаем упражнения, играем.

Знакомим с зайчиком.

Детки зайчиков-зайчата. А зимой белый, летом -серый. Почему так говорят, вы знаете?

Чтобы лисичке-сестричке и волку злому не попасться. Летом почва становится темной, трава появляется, и зайчика не так вино, и зимой на белом снегу не видно его, так хищники, такие как волк и лиса не могут зайца найти.

5)Загадки про животных из книги Хрестоматия для детей.

6)Составляем небольшую «лесную историю» по картинке.

Наталия Ишкова
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Дикие животные наших лесов»

Конспект

непосредственной образовательной деятельности.

Интеграция областей «Познание» и «Развитие речи» .

Для детей старшего дошкольного возраста по теме «Дикие животные наших лесов »

Подготовила

Воспитатель Ишкова Н. Н.

Воронеж 2016 г.

Цели :

Активизировать словарь по лексической теме «Дикие животные »

Учить образовывать относительные прилагательные от имён существительных мужского рода, единственного числа.

Учить согласовывать прилагательные с существительными

Упражнять в практическом употреблении существительных с суффиксами –ОНОК, -ЕНОК

Развивать внимание, память, логическое мышление.

Оборудование :

Предметные картинки с изображением диких животных , мяч, картинки с изображением детёнышей животных , картинки с силуэтным изображением животных , сюжетная картинка с изображением леса, следы животных , картинки с изображением хвостов диких животных .

Лексический материал :

Предметный (названия диких животных , их детёнышей, частей тела, водопой); прилагательные (заячий, волчий, барсучий, медвежий, лисий)

Ход занятия:

Орг. момент.

Воспитатель загадывает загадки :

По снегу бежит – петляет,

к лету шубку меняет,

На снегу его не видно,

Волку и лисе обидно (заяц)

Сама мала, шубка пышна,

В дупле живёт, орехи грызёт (белка)

Рыжая плутовка, хитрая и ловкая,

Хвост пушистый, мех золотистый.

В лесу живёт. В деревне кур крадёт. (лиса)

День и ночь по лесу рыщет,

День и ночь добычу ищет.

Ходит-бродит он молчком,

Уши серые торчком (Волк)

Летом гуляет, зимой отдыхает (Медведь)

Воспитатель : Вспомните, о каких животных были загадки ?

Дети : О зайце, волке, белке, лисе, медведе.

В : Какие это животные ?

Д : Дикие .

В : Почему они так называются?

Д : Потому, что живут вдали от человека, сами себе ищут пропитание и сами себе строят домики.

В : Какие части тела есть у животных ?

Д : перечисляют части тела животных .

Основная часть.

Воспитатель : Сегодня мы с вами поучимся правильно называть части тела животных .

Игра «Чей хвост?»

В : Послушайте, как я скажу. Хвост волка – это волчий хвост.

Это хвост белки – он чей?

Это хвост волка, он чей?

Это хвост барсука, он чей?

Воспитатель : Кто услышал, что изменилось в словах?

Дети : Последняя часть слова.

В : А вы заметили, что у медведя и лисы хвосты называются чуть по -разному? Послушайте : у медведя – медвежий хвост, а у лисы – лисий хвост.

В : У вас на столах лежат конверты (картинки с изображением хвостов диких животных

Игра «Угадай, чей хвост?»

В : Поиграем с вами в такую игру. Я назову то, что нарисовано у меня на картинке, а вы – то что у вас. У меня лисий хвост, а у тебя, Петя?

Петя : У меня барсучий хвост.

Вася : У меня лисий хвост ит. д.

В : Молодцы, вы всё правильно угадали. А вы хотите превратиться в зверей и погулять по лесной полянке? Для этого вам надо угадать, кто из зверей кем был в детстве и пройти по звериным следам.

Игра «Кто кем был?»

В : Лиса была лисёнком

Д : Медведь был медвежонком

Барсук был барсучонком и т. д.

Дети по очереди отгадывают и им надевают маски с изображением детёнышей животных , они проходят по следам, разложенным на полу, проходят на ковёр, становятся в круг.

Физминутка.

Осенним днём лесной тропой

Звери шли на водопой.

За мамой медведицей шёл медвежонок.

За мамой лисицей крался лисёнок.

За мамою белкой прыгал бельчонок.

За барсучихой бежал барсучонок.

За мамой зайчихой – шустрый зайчонок.

Волчица вела за собою волчат.

И мамы и дети напиться хотят.

Дети подражают походке зверей, в конце «лакают» воду из водоёма.

Игра «Кто чей детёныш?» (с мячом)

Дети стоят в кругу на ковре.

В : Я буду бросать вам мячик и спрашивать, у кого какой детёныш. Например : Волчонок чей детёныш? А вы отвечаете : волчонок – волчий детёныш.

Д : Бельчонок- беличий детёныш

Зайчонок – заячий детёныш и. т. д.

В : Молодцы. 1-2-3-4-5 – превратились в деток мы опять.

В : Пока мы гуляли на полянке, наши звери спрятались . (На доску вывешивается картина с изображением леса, зверей не видно, видны только хвосты, можно использовать интерактивную доску). Давайте внимательно рассмотрим и скажем, кто где спрятался. Первой задание выполню я. Я вижу барсучий хвост. Барсук спрятался за кустом.

Д : Я вижу белку. Белка спряталась в дупле.

Я вижу волка. Волк спрятался в логове. И т. д.

В : Чему мы сегодня учились?

Д : Мы учились правильно называть, чей хвост и чей детёныш.

В : Звери в подарок оставили нам свои портреты.

Раздать силуэты с изображением зверей.

В : но их надо раскрасить.

Петя, чей портрет ты будешь раскрашивать?

Петя : Я буду раскрашивать заячий портрет.

В : Спроси Ваню, чей портрет он будет раскрашивать?

Молодцы, вы очень хорошо занимались.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Дикие животные наших лесов» Развитие речи, ознакомление с окружающим миром. Тема: «Дикие животные наших лесов» Цель: Закрепить знания детей о диких животных наших.

Дорогие родители! Предлагаем Вашему вниманию дистанционное обучение родителей группы «Капитошки» Дистанционное обучение предполагает рекомендации.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Дикие животные наших лесов» Цели: Закрепить знание детей о диких животных; Формировать умения детей воспринимать на слух образное содержание рассказа "Как зайчонку.

Конспект НОД по реализации ОО «Физическая культура» для детей подготовительной группы с ОНР «Дикие животные наших лесов» Цель: Повышение уровня физической подготовленности детей на основе совершенствования двигательных умений и навыков, а так же развития двигательных.

Конспект ООД в старшей группе ЗПР «Дикие животные наших лесов, их детеныши» Конспект ООД в старшей группе ЗПР №19 «Дикие животные наших лесов, их детеныши» Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о диких.

М униципальное автономное учреждение дополнительного образования

« Детско – юношеский центр Киренского района «Гармония»

Методическая разработка экологического занятия.

Тема: «Дикие животные». Обобщение.

Педагог дополнительного образования.

МАУДО ДЮЦ "Гармония"

Тел. 89642224126

Киренск, 2017год.

Аннотация

В разработке представлен конспект экологического занятия и тетрадь для индивидуальной работы по теме «Дикие животные». Обобщение», которая изучается в разделе «Дикие животные» в начальных класса х по программе дополнительного образования «Знакомые незнакомцы».

Данное занятие является занятием обобщения полученных знаний после изучения раздела. В данной методической разработке описывается процесс деятельности, а также все операции деятельности и ее составляющие.

В ней четко отражено взаимодействие педагога и обучающихся на занятии, планирование деятельности на каждом этапе занятия. Этот конспект занятия может быть использована на уроках окружающий мир в начальных классах, также на классном часу.

Пояснительная записка

Современный федеральный стандарт предъявляет новые требования к структуре и содержанию занятий окружающего мира. Стандарт призван играть важнейшую роль в воспитании высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России, осознающих ответственность перед обществом и нацией за настоящее и будущее своей страны. Современный педагог испытывает трудности при разработке учебно-методического обеспечения окружающего мира в соответствии с новыми требованиями, так как недостаточно готовых разработанных материалов таких как технологические карты, поурочные разработки. Все выше изложенное обуславливает актуальность темы.

Методическая разработка занятия разработана на основе требований ФГОС НОО. Содержание данного занятия построено на концепции системно-деятельностного подхода. При формировании структуры и содержания занятия были использованы материалы УМК «Перспектива» и предназначена для проведения в начальных классах.

Тема занятия:

Тип занятия:

Цель:

Задачи:

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные :

Регулятивные УДД

Познавательные УДД

Коммуникативные УДД излагают своё мнение и аргументируют свою точку зрения и оценку событий.

Личностные:

Основные понятия:

Материалы и оборудование:

Методы и прием:.

Методы:

Приемы:

Форма : беседа, викторина.

Методическая разработка экологического занятия

для начальных классов.

Тема занятия: «Дикие животные. Обобщение.»

Тип занятия: Обобщение и систематизация ранее изученного материала.

Цель: формирование образовательных компетенций (информационных, проекционных, коммуникативных и др.) обучающихся начальных классов в предметной области окружающий мир «Дикие животные»

Задачи:

Выявить и обобщить знания о представителях диких животных;

Расширить знания о диких животных;

Формировать умение выделять и обобщать существенные признаки диких животных, умение работать в группе, выступать перед аудиторией;

Формировать умение доказывать принадлежность животного к одной из групп;

Формировать способность к пошаговому самоконтролю и самооценке;

Развивать интерес к окружающему миру, речь, память, любознательность, наблюдательность, логическое мышление, способность к анализу, классификации и обобщению;

Воспитывать взаимопомощь, дружелюбие, любовь к природе.

Планируемые результаты

Предметные : Выявить и обобщить знания о представителях диких и животных, показывают и называют их; получат возможность научиться понимать учебную задачу занятия и стремиться ее выполнять; работают в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний; осуществляют самопроверку; отвечают на вопросы и оценивают свои знания.

Метапредметные :

Регулятивные УДД – определяют, формулируют цель на занятии с помощью педагога; проговаривают последовательность действий на занятии; планируют своё действие с поставленной задачей, вносят коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Познавательные УДД – используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передают информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»; осваивают способы решения проблем творческого и поискового характера; овладевают логическими действиями сравнения, анализа, классификации по признакам.

Коммуникативные УДД – формируют готовность слушать собеседника и вести диалог, признают возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, договариваются и приходят к общему решению при работе в группе; излагают своё мнение и аргументируют свою точку зрения и оценку событий

Личностные: развиваются навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находят выход из спорной ситуации; формируют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, формируют уважительное отношение к иному мнению.

Основные понятия: дикие животные, признаки диких животных дупло, берлога, логово, нора, кладовая, шерсть, подшёрсток; линяет, впадает в спячку.

Материалы и оборудование: буквы, тетрадь для индивидуальной работы «Дикие животные», цветные карандаши, фломастеры, ручка, бумажные цветы (красные и голубые).

Методы и прием:.

Методы: наглядный, словесный, практический, игровой.

Приемы: словесная инструкция, пояснение, указание, разъяснение, вопросы к детям, дидактическая игры и упражнения.

Форма : беседа, викторина.

Ход занятия

I этап. Организационный.

Цель– мотивирование обучающихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.

Эмоциональный настрой . (Настроить обучающихся на работу.)

Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам: "Будет интересно!”

Сообщение темы занятия.

(Перед обучающимися на парте набор букв).

- Ой, ребята, я для вас тему написала, а кто-то напроказничал, все буквы рассыпал. Попробуете отгадать, какая была написана тема занятия на доске? Соберите из данных букв слово, которое является темой нашего занятия.

Давайте посмотрим, какая же тема сегодняшнего занятия.

(…) (и о в ж т е ы н) (Животные.)

II этап. Актуализация знаний.

Цель - актуализировать знания обучающихся.

Внедрение в учебную деятельность. ( Создать проблемную ситуацию, через которую обучающиеся смогли бы назвать тему занятия.)

Беседа с целью выявления признаков диких животных.

Сегодня мы поговорим о животных. А вот о каких именно, вы узнаете, если мы поиграем в игру.

Игра “Угадай по описанию”.

- Кто это?

Трусливый, длинноухий, серый или белый .

Бурый, косолапый, неуклюжий.

Хитрая, рыжая, ловкая. Проворная, запасливая, рыжая или серая.

Крупное животное с ветвистыми широкими рогами.

Полежала между елками подушечка с иголками, тихонечко лежала потом вдруг убежала. (Беседа).

Молодцы! А как их всех можно назвать одним словом? (Животные).

Почему? (тело покрыто шерстью, у них 4 лапы, туловище, морда, хвост).

Где живут эти животные? (В лесу).

Как называются (Дикие животные).

Почему? (Сами себе добывают пищу).

Как эти животные называются по-другому? (Звери).

(Дети высказывают различные предположения.)

Приведите примеры диких животных.

III этап. Введение в тему.

Цель: подвести обучающихся к постановке темы и целей занятия.

Ребята, давайте вместе сформулируем тему и цели нашего занятия.

(Дикие животные. Обобщение и повторение)

Сегодня мы повторим все, что мы изучили и узнали на занятиях о диких животных и заполним тетрадь для индивидуальной работы «Дикие животные».

Перед вами на партах лежат тетради для индивидуальной работы. Приложение 1 . (Рассматривание тетради).

На 2 странице покажите диких и домашних животных. Обведи домашних животных желтым, диких синим. (Выполнение задания в тетради).

Вы правильно распределили животных по группам. А чем отличаются дикие животные от домашних? (Беседа).

На следующей странице таблица признаков домашних животных. Я буду задавать вопросы, а вы отвечать и заполнять таблицу. (Заполнение таблицы).

Цель: подвести обучающихся к участию в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Вопрос 1-й.

Где живут эти животные? (Дикие – в природе)

Вопрос 2-й.

Как животные добывают пищу? (Самостоятельно)

Вопрос 3-й.

Какие жилища бывают у диких животных? (У медведя – берлога, у волка – логово, у лисы – нора, у муравьев – муравейник, у бобров – хатки, у белки – дупло, у сороки – гнездо и т.д.)

А кто строит эти жилища? (Сами животные строят их или находят.)

Вопрос 4-й.

Кто заботится о животных и о их потомстве? (Самостоятельно заботятся о себе и о потомстве).

Молодцы!

Для домашних животных жилище строит человек, дикие животные строят себе сами или находят.

Давайте с вами вспомним и назовем жилища зверей. (Беседа).

Перед тем как мы продолжим, предлагаю вам провести пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика «Нора»

Быстро пальчиком вращаем

И сильнее нажимаем.

Если долго так крутить,

И нору можно прорыть.

Дети сжимают правую руку в кулачок, вытягивают большой палец, нажимают им на ладонь левой руки и делают вращательные движения в одну и другую сторону. Затем то же самое проделывают левой рукой.

Продолжаем работать в наших тетрадях. У каждого из нас есть дом, а где живут дикие звери ?(Беседа). И следующее задание Игра «Кто, где живёт?» (Распределить животных по домам проведи линии от животного к его дому). Допишите названия жилищ.

Послушайте текст. В нём пропущены некоторые слова. Подумайте, какие слова нужно вставить. (Работа с деформированным текстом. Беседа. Устное заполнение пробелов).

Цель: Развитие навыков словообразования.

Как звери зиму проводят.
Холодно зимой в лесу. Метель заметает дорожки. Всю осень звери готовятся к зиме. Они не боятся морозов. Колючий ……... устраивает себе гнёздышко под сухими листьями. Бурый …….... делает берлогу в глубокой яме и спит до весны. Холодная ночь им не страшна.
Но не все звери любят спать зимой. Бегает по лесу трусливый ……... Серый ………. бродит всю ночь в поисках пищи. Большой…….. осторожно пробирается через лесную чащу, чтобы найти себе пищу. Хитрая…………. выслеживает добычу. У запасливой ……..… много еды в дупле, ей не страшен мороз.

Со всеми заданиями справляетесь, молодцы! Пришло время и отдохнуть.
Физкульминутка «Лесная»

Цель: профилактика утомления, нарушения осанки.

У нас славная осанка,

Мы свели лопатки.

Мы походим на носках,

А потом на пятках.

Пойдём мягко, как лисята,

Ну, а если надоест.

То пойдём все косолапо,

Как медведи ходят, в лес.

Отдохнули, продолжаем занятие. Что в первую очередь необходимо зверям, впадающим в спячку? (Жировые запасы под шубой).

Послушайте стихотворение про мышей.
Как у мышки, у полёвки

Целых тридцать три кладовки.
В каждой семечки лежат
Для мышат, для малышат.
Мышки семечки грызут
И растут, растут, растут.
Ешьте, детки, ешьте вволю:
Много семечек на поле.

О чем это стихотворение?

Чем питаются дикие животные? (Беседа).

Кто что запасает на зиму?

И следующее задание это обозначить маршруты для животных к их домам стрелками. (Выполнения задания в тетради).

Цель : развитие творческого воображения, умения анализировать, ориентироваться на плоскости.

Что нашли по дороге к своим домикам белка, барсук, мышь и бобр? (Беседа и проверка правильности построения маршрутов).

Молодцы! А вы знаете как называют детенышей диких животных? Проверим, поиграв в словесную игру «Доскажи словечко».

(Педагог читает стихотворение, дети, договаривая фразы называют детенышей диких животных).

Круглый год в мороз и в зной, звери ходят на водопой.

За мамой волчицей топал … Кто? (Волчонок)

За мамой лисицей крался… Кто? (Лисенок)

За мамой медведицей шел … Кто? (Медвежонок)

За мамой бельчихой скакал … Кто? (Бельчонок)

За мамой зайчихой прыгал… Кто? (Зайчонок)

Отлично на все вопросы ответили правильно. Продолжаем работу в тетради. Обведите больших животных. Найди среди маленьких точно таких же и раскрасьте.

Следующее, что мы повторим вы узнаете отгадав загадку.

Я ушел, а он остался. (След).

У всех зверей разные следы, а какие они? Я буду называть зверя, а вы называть какой след.

Дидактическая игра «Скажи какой? »

След оленя – какой? (Олений)

След волка? –(Волчий)

След кабана? (Кабаний)

След лося? (Лосиный)

След мыши? (Мышиный)

След зайца? (Заячий)

След белки? (Беличий)

След барсука? (Барсучий)

На следующей странице нашей тетради задание. Следы каких животных здесь изображены. Подбери каждому животные свои следы.

V этап Обобщение и систематизация знаний.

Цель: Выявление уровня овладения обучающимися теоретическими знаниями познавательной деятельности по разделу.

Работа по дальнейшему углублению знаний.

Как вы считаете, а о диких животных человек может заботиться? ( Беседа с обучающимися).

Работа в малых группах.

Обучающиеся делятся на группы: лесников, исследователей. Дети заранее получают задания, которые они должны подготовить, или педагог дает каждой группе уже готовые сообщения, которые они зачитывают на занятии.

Как можно помочь животным в лесу, расскажут нам лесники.

Лесники:

Зимой в лесу ставят кормушки. Место для подкормочной площадки выбирают неподалеку от густого молодого леса, где звери смогут укрыться от ненастья и хищников. Для крупных зверей кормушки должны иметь навесы для защиты корма от дождя и снега. Кормушки надо осматривать, ремонтировать; убирать вокруг них. Работники лесничеств, охотничьих хозяйств в местах, где звери находятся постоянно, устраивают специальные площадки, на которые выкладывают сено, веточный корм, картофель, свеклу, морковь, капусту, желуди, каштаны, концентраты, силос. Ближе к весне на площадках раскладывают обрезанные в садах ветки фруктовых деревьев.

Чем можно подкармливать крупных животных, расскажут нам исследователи.

Исследователи:

Оленю нужно в день 2 кг сена, 2 пучка веток (древесные веники), 400 г корнеплодов, 500 г зерновых отходов. Для диких кабанов корм раскладывают на землю небольшими кучками: 2–3 кг корнеплодов, зерновые отходы. Кабаны быстро привыкают к корму. В определенное время появляются на площадке, нетерпеливо хрюкая, а если телега с кормом запаздывает - отправляются ей навстречу.

- Как вы считаете, какой корм кладут для зайцев и белок? Что они любят?

Исследователи:

Для зайцев сено раскладывают небольшими стожками; снопики люцерны, клевера развешивают на шестах, корнеплоды, овощи кладут в лотки под навесами из соломы. Для белочки желуди, сухари, орешки, сырые семена подсолнечника насыпают в кормушку для птиц.

- Скажите-ка, лесники, зачем зверям нужна каменная соль?

Лесники:

Зверям нужна каменная соль потому, что это вещество принимает участие в важнейших процессах живого организма - дыхании, пищеварении, построении новых клеток и т. п. Поэтому увлажненную каменную соль прессуют в брикеты и выкладывают в солонцах. Так называют разнообразной формы лотки, выдолбленные в стволах и пеньках или сбитые из досок. Солонцы размещают в местах постоянного пребывания животных. Особенно любят соль олени и лоси.

Исследователи:

Добывать пищу зверям нелегко, поэтому они быстро привыкают получать пищу от человека, не боятся его, забывая о своем обычном образе жизни. Ведь зимой именно люди помогают животным пережить трудное время.

Вы, ребята, не забывайте о том, что и вы можете помогать зверям и птицам перезимовать суровую русскую зиму.

VI этап. Контроль. Самопроверка знаний.

Цель: Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре).

Игра “Четвёртый лишний”.

- Ребята, посмотрите на доску и найдите в каждой строке лишнее слово. И объясните, почему именно это слово, вы считаете лишним. (Беседа).

    лиса, волк, медведь, коза

    теленок, лось, лошадь, собака

    котёнок, жеребёнок, щенок, корова

Последние наши страницы в тетради называются «Четвертый лишний».

Определите кто из нарисованных животных лишний и зачеркните.

VII этап. Рефлексия учебной деятельности

- Наше занятие подошло к концу. Если вам понравилось на занятии, вы узнали что-то новое, прикрепите к вазе красный цветок, если не понравилось – голубой».

Цель - научить осознавать и визуализировать свои достижения.

Прием «Букет настроения»

«Букет настроения». В начале занятия обучающимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце занятия педагог говорит: «Если вам понравилось на занятии, вы узнали что-то новое, прикрепите к вазе красный цветок, если не понравилось – голубой».

Домашнее задание.

« Придумать сказочную историю о диком животном.»

Список используемой литературы

1. 1000 сказок, басен, загадок о животных. / Сост. В.Г Дмитриева-М. : Сова,2008.-480с.

2. Жизнь животных. / А.Э. Брэм.- М. : ТЕРРА,1996.-544с

3. Медвежонок Миша. Узнаем зверей. Пособие для игрового дошкольного обучения. / Пер.с нем. М.В.Медведевой.- М. : ЭКСМО,1995.-96с.

4. От земли до неба. Атлас-определитель. Книга для учащихся начальных классов. / Плешаков А. А. - М.: Просвещение,2016.-224с.
4. Сборник загадок: Пособие для учителя/ Сост. М.Т.Капенко- М.: Просвещение,1998.-80с.
5.Интернет ресурсы:
http://fectival.1septemper.ru.
http://nsportal.ru

Цель: уточнить и систематизировать знания детей о диких животных.

Задачи: упражнять в образовании сложных прилагательных, притяжательных прилагательных; упражнять в согласовании числительных с существительными; подбирать слова-признаки. расширять, обогащать и активизировать словарь по теме; развивать навыки связной речи; развивать память, внимание; воспитывать умение внимательно слушать педагога и сверстников; воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: конверт с изображением Винни-Пуха; фонограмма «В мире животных», «Звуки зимнего леса»; вырезанные из бумаги следы медведя, зайца; проекционный экран, слайдовая презентация; демонстрационные картинки с изображением диких животных; 2 обруча; модели животных (кружки белого, серого, оранжевого и коричневого цвета); карточки, обозначающие слова-признаки; схема для составления описательного рассказа.

Организационный момент. Дети входят в зал под музыку из передачи «В мире животных», приветствуют гостей.

— Ребята, вам пришло письмо. Вы догадались, от кого? (От Винни-Пуха)
— Винни-Пух приглашает нас в путешествие по зимнему лесу. Хотите отправиться в лес?
— Кого мы можем встретить в лесу? (Диких животных)
— Почему их так называют? (Сами добывают пищу, строят жилище, заботятся о детёнышах.)

Ход занятия

— Готовы отправиться в путешествие?
– Вы, ребята, повернитесь и в лесу все окажитесь. (Фонограмма «Звуки зимнего леса»)
— Вот мы в лесу, подышим лесным воздухом (глубокий вдох носом и выдох ртом).
— Посмотрите, а что это такое? (Следы)
— Назовите, чьи это следы? (Заячьи, медвежьи)
— Как вы думаете, куда приведут заячьи следы? (Под/к кусту). Медвежьи следы? (В/к берлоге).

Лисьи следы? (К/в нору). Волчьи следы? (К/в логово). Беличьи следы? (К дуплу).

— А кто знает, почему? (Животные там живут).

Физминутка (под музыку)

— Покажем, как животные передвигаются. Повторяйте со мной волшебные слова:
— Раз, два, три повернись и в животных превратись.
— скачет по кусточкам, по болоту и по кочкам (подражать движениям животных)
— Ходит мишка косолапый, у него кривые лапы.
— Без тропинок, без дорожек катится колючий ёжик.
— Белка прыгает по веткам, гриб несет бельчатам – деткам.

Артикуляционная гимнастика

— А теперь покажем, как зайка грызет кору (поднять верхнюю губу и опустить — 4 раза), как цокает белка (поцокать), как воет волк (губы трубочкой: у-у-у).
— 1, 2, 3 повернись и в ребят вновь обернись. Садитесь на стульчики.
— Винни-Пух предлагает нам поиграть. Внимание на экран (презентация).

«Четвертый лишний» Кто здесь лишний? (Свинья, потому что она домашнее животное, а все остальные дикие животные).

«Чей детёныш?». На экране картинки зайчихи, лосихи, лисы, рыси.

— Это взрослые животные-мамы. Помогайте мне. Это кто? (Мама-зайчиха и т. д). А это их детеныши (по щелчку мышки появляются картинки лосёнка, зайчонка, рысёнка, лисёнка). Называем. (Дети называют детёнышей животных). Давайте поможем мамам найти своих детёнышей. Отвечаем так: «У зайчихи зайчонок». (Картинки по щелчку мыши устанавливаются в нужном порядке).

«Сосчитай до 5». На экране картинка медвежонка.

— А теперь я предлагаю вам посчитать детенышей. На счёт загибаем пальчики: один косолапый медвежонок, (на экране появляются картинки) 2, 3, 4 косолапых медвежонка, пять косолапых медвежат. На экране картинка зайчонка.
— Считаем ушастых зайчат. (На счёт картинки прибавляются)
— Понравилось играть? (Да)

«Кого не стало». На экране картинки медведя, волка, бобра, рыси, зайца, лисы.

— Внимательно посмотрите на картинки и назовите животных.
— Наступила ночь (дети закрывают глаза, по щелчку мышки картинка с бобром исчезает). Наступил день (дети открывают глаза). Кого не стало? (Не стало бобра)
— Что же любят медвежата, зайчата, бобры и другие животные? Игра «Хищники и травоядные». Каждый из вас получит картинку с животным. Нужно положить картинку в красный обруч, если животное хищное, или в зелёный обруч, если животное травоядное.
— Ребята, напомните, в каких сказках встречаются дикие животные?

Работа с моделями

— Кого обозначим кружком белого цвета? (Зайца). Серого? (Волка). Оранжевого? (Лису). Коричневого? (Медведя).
— Поиграем в игру «Назови слово – признак» (рядом с моделью на каждое слово-признак выставляется карточка, обозначающая прилагательное).
— Заяц какой? (Серый, трусливый, пугливый, быстрый, длинноухий)
— Волк какой? (Серый, злой, голодный, лохматый, клыкастый, острозубый)
— Лиса какая? (Хитрая, рыжая, пушистая, рыжехвостая)
— Медведь какой? (Большой, мохнатый, сильный, косолапый, короткохвостый)
— А ещё медведя называют толстопятым. Знаете почему? У него толстый слой огрубевшей кожи покрывает подошвы лап. Это позволяет медведю безболезненно ходить по каменистой почве.
— Устали? Давайте отдохнем.

Физминутка «Как на горке снег, снег…»

— Ребята, вспомните, следы каких зверей мы видели? (Медведя, зайца) Давайте расскажем о них. Поможет нам схема (выставляется схема описательного рассказа о животном).

Дети составляют описательный рассказ о медведе, зайце.

— Молодцы! Спасибо за ваши рассказы.

Итог занятия. Вот и заканчивается наше путешествие. Мы много вспомнили, узнали новое про животных. Но Винни – Пух приготовил для вас еще сюрприз, передал вам конверт с интересным заданием. Каждому из вас нужно будет раскрасить картинку, найти на ней зайчиков, посчитать их и записать цифрой. А сейчас давайте прощаться. Улыбнемся друг другу и скажем: «До свидания». Койбина И.Н.
учитель-логопед, МКДОУ