Как и когда совершать намаз. Какие суры читал Пророк Мухаммад ﷺ в намазе? Намаз по сунне

Совершение намаза – один из обязательных столпов исламской религии. Его должен выполнять каждый истинно верующий. Молитва освобождает разум, успокаивает душу и очищает сознание. Намаз – это пятикратная молитва, которая помогает мусульманам обращаться к Господу и справляться с трудными ситуациями. Но чтобы правильно читать намаз, необходимо соблюдать некоторые правила и выполнять намазы в определённое время дня и ночи.

Время и названия намазов

Каждый намаз включает в себя несколько ракаатов, последовательностей действий. Они состоят из чтения определённых сур Корана в положении стоя и двух видов поклонов: в пояс и в землю.

  • Утренний намаз называется Фаджр и состоит из 2 ракаатов. Исполняется с момента, как только появились первые признаки рассвета, и до окончательного восхода солнца. Намаз прекращается, как только солнце полностью выходит из-за линии горизонта.
  • Обеденный – Зухр – 4 ракаата. Начинается через пару минут после полудня.
  • Послеполуденный – Аср – 4 ракаата. Совершается за несколько часов до заката. Принципиально необходимо закончить молиться до того, как солнце станет теряться за линией горизонта.
  • Вечерний – Магриб – 3 ракаата. Выполняется сразу после того, как солнце зашло, но ещё до того, пока не исчезло вечернее зарево.
  • Ночной – Иша – 4 ракаата. Делается поздним вечером. Время на молитву – до самого рассвета. Однако лучше не затягивать и совершить намаз вовремя.

Кроме основных действий, существуют желательные намазы, за выполнение которых Аллах вознаградит верующих. Новичкам, конечно, для начала достаточно выучить основную часть ритуала и привыкнуть к регулярному графику пятикратной молитвы. Но после того, как это войдёт в привычку, желательно добавить и остальные суннат-намазы.

Подготовка к намазу

Перед тем, как начать совершение намаза, нужно:

  • Очистить тело: сделать малое омовение, вуду. При надобности верующий должен сделать гусль.
  • Облачиться в чистую и опрятную одежду: женщины-мусульманки должны прикрыть аурат, но они могут не прикрывать своё лицо, ступни ног и кисти рук. При этом волосы должны быть спрятаны под одежду. Мужчинам же нет необходимости покрывать голову.
  • Соблюсти время проведения того или иного намаза.
  • Повернуться по направлению к кыбле, святыне Каабе, которая находится в Саудовской Аравии, Мекка.
  • Постелить молитвенный коврик, чистое полотенце или простыню.
  • Встать в позу. Женщины должны встать прямо, ноги находятся вместе, а руки – вдоль туловища. Мужчины должны поставить ноги на ширине плеч, свободно опустить руки, а взгляд направить вниз перед собой.
  • Мысленно высказать намерение в сердце читать намаз. Каждый мусульманин должен с искренностью и почтением начинать такое важное дело и с полной ответственностью подходить к намерению совершать намаз для довольства Всевышнего Господа.

Как только все вышеперечисленные пункты выполнены, верующий может приступать к намазу.

Как правильно читать намаз

Если намерение произносится про себя, то всё остальное – вступительный такбир, дуа, суры Корана, проговаривается вслух. Необязательно в полный голос, возможно шёпотом, ведь не всегда обстановка располагает к полному единению.

  1. Из позы, в которой Вы стоите, поднимите ладони рук к плечам и проговорите вслух выражение «Аллаху Акбар!». Это и будет являться вступительным такбиром. Следите за ауратом: рукава не должны спуститься. Иначе намаз не будет совершён.
  2. Сложите руки крест-накрест на уровне грудной клетки. Правую ладонь положите сверху. Прочтите суру Аль-Фатиха.
  3. Поклонитесь в пояс. Помните, мужчины должны кланяться ниже, чем женщины, а смотреть необходимо вниз, на свои ступни. Положите руки на колени, но не обхватывайте их.
  4. Вернитесь в исходную позу.
  5. Сделайте земной поклон и произнесите одновременно фразу «Аллаху Акбар». Для этого опуститесь на колени, затем обопритесь на ладони и локти и коснитесь земли носом и лбом. При этом упритесь пальцами ног в землю.
  6. С теми же словами перейдите в сидячее положение и проговорите фразу «Субханаллах».
  7. Снова сделайте земной поклон и одновременно произнесите фразу «Аллаху Акбар».
  8. Вернитесь в исходной положение для того, чтобы сделать второй ракаат.
  1. Начните, как и в самом начале, с прочтения суру Аль-Фахита. Можете выбрать слова зикра, прочитать какую-либо небольшую суру.
  2. Теперь совершите поклон в пояс и в землю, как это было при первом ракаате.
  3. Присядьте на ноги так, чтобы ладони были на коленях, а обе ноги развёрнуты в правую сторону. Таким образом Вы сядете не на ноги, а на пол. В этом позе произнесите дуа Аттахийят. После, если Вы совершаете намаз фаджр, проговорите окончание молитвы.

Если Вы читаете намаз, который состоит из трёх, четырёх ракаатов, то после дуа поменяйте позу: поднимитесь, встаньте прямо и сделайте следующие ракааты. Затем мусульмане могут обратиться к Всевышнему Аллаху в свободной форме на любом языке с мольбами и просьбами о личном. Господь обязательно услышит Вас после молитвы и поможет.

Вопрос.

Понимаю, что намаз - это столп нашей религии, очень хочу научиться совершать его в совершенстве. Не могли бы вы рассказать, как совершал намаз наш Пророк (мир ему)?

Ответ.

Из хадисов сподвижников сообщается, что Пророк Мухаммад (мир ему) совершал намаз самым должным образом, был постоянен в них. Посланник Аллаха (мир ему) немалое внимание уделял и духовности во время чтения намаза. Рассмотрим несколько хадисов.

Айша (р.а.) передает: «Посланник Аллаха (мир ему) разговаривал с нами, и мы тоже, а когда приходило время намаза, он будто бы не знал нас, он полностью сосредотачивался на намазе Всевышнему».

Один сподвижник сказал Пророку (мир ему): «В суре «Фатх» Аллах говорит, что полностью прощает вас. Если это так, то почему вы так долго и тщательно совершаете поклонения?».

Пророк Мухаммад (мир ему) ответил: «Почему же мне не быть рабом восхваляющим, [воздающим хвалу] Всевышнему?».

Другой хадис гласит:

«Однажды Посланник Аллаха (мир ему), совершал намаз и плакал, а из его груди исходил звук, похожий на звук кипящей в котле воды» (Ибн Маджа, «Мукаддиме», 3).

Так же Айша рассказывала: «У Пророка Мухаммада (мир ему) от совершения длительного намаза по ночам отекали ноги». На вопрос Айши (мир ей) о том, почему он (мир ему) столь усердно поклоняется, зная, что все его прошлые и будущие грехи прощены, он (мир ему) ответил:

«О, Айша! Почему мне не быть рабом, восхваляющим Аллаха?» (Бухири, «Тахаджуд», 6).

Как-то раз Пророк (мир ему) сказал:

«Намаз читается, разделяясь на два ракаата. После каждого второго ракаата совершается ташахуд. Читать намаз – это ощущать смирение и осознавать свою немощность… Поднять руки и устремиться к Всевышнему, повторяя: «О, Господь! О, Господь! О, Господь! Кто не выполнит это, намаз того не полноценен» (Тирмизи, «Салят» 166).

Мусульманам предписан намаз 5 раз в день. Однако Пророк (мир ему) совершал дополнительные намазы между утром и полуднем, нафиль-намазы. В то время, как мусульманам предписано совершать 17 ракаатов фард намаза, Пророк (мир ему) мог в день совершить по 50, а то и 60 ракаатов. Он немного затягивал момент совершения рукуъ, что кто-то, посмотрев на него издалека, мог подумать, что он (мир ему) забыл про совершение земного поклона.

Такой была его «связь» со Всевышним. Он (мир ему) всегда совершал свои намазы вовремя. Даже в сложные жизненные периоды он (мир ему) никогда не пропускал намаз. Во время болезни Пророк (мир ему) все равно отправлялся в мечеть при помощи двух людей, для того, чтобы прочитать дневной и послеполуденный намазы вместе с джамаатом. Поэтому, одними из его (мир ему) последних слов были: «Намаз! Намаз! Бойтесь Аллаха, Кто властен над вашими душами!» (Абу Давуд, «Адаб», 133).

Однажды Пророк (мир ему) сидел вместе со своими сподвижниками в мечети и ждал наступления времени намаза. Вдруг один человек встал и направился к выходу. Наш Пророк (мир ему) спросил у него:

Человек ответил: «Да. О, Посланник Аллаха!»

На этот раз Пророк (мир ему) сказал: «Ведь этот намаз будет искуплением твоих грехов!» (Хайсеми, «Маджмау’з-заваид, I, 301).

Из вышеприведенных хадисов мы видим, что Пророк (мир ему) был бережен к своим намазам. Всевышний привел Пророка (мир ему) в качества примера для нас, которому следует равняться. Порой мы часто торопимся, откладываем совершение молитвы, куда-то спешим, забыв о главном «лекарстве» для души. Как мы можем плохо обращаться с таким красивым деянием, как намаз, который нам предписан для совершения Самим Всевышним?

Мир вам и благословение Аллаха…

Намаз, как известно, - один из важнейших столпов ислама. Через молитву раб Аллаха совершает поклонение своему Господу посредством тела и духа.

В Священной Книге ислама и Благородной сунне Заключительного посланника Всевышнего (с.г.в.) имеется множество упоминаний того, какую важность представляет намаз для верующих. Так, в суре «Паук» наш Создатель фактически повелевает совершать намаз:

«Читай то, что внушено тебе из Писания, и совершай намаз. Воистину, намаз оберегает от мерзости и предосудительного» (29:45)

Практика суннитского ислама покоится на четырёх мазхабах, наличие которых знаменует гибкость всей религиозной системы. В этом материале мы расскажем, как читается намаз мужчинами в рамках этих общепринятых богословско-правовых школ в суннизме. Ввиду того, что среди русскоязычных мусульман доминирует ханафитский мазхаб, в качестве иллюстрации будет представлен видеоматериал о порядке совершения молитвы согласно именно этой богословско-правовой школе.

Напомним, что обязательными условиями для признания намаза действительным являются: исповедание человеком ислама и его душевная полноценность, совершеннолетие (с позиции Шариата), молитва в строго установленное для неё время (расписание намазов для российских городов представлено ) , наличие тахарата, чистота одежды и места совершения намаза, соблюдение аурата (чтобы срамные места не открывались во время поклонов), обращение к Кыйбле (Каабе), намерение человека прочитать намаз.

Опишем пошаговое совершение молитвы на конкретном примере с видео.

Порядок чтения намаза

(на примере утреннего)

Эта молитва включает в себя по два ракаата суннат и фарда. Верующий первоначально должен стоя вслух либо про себя произнести намерение (ният) на совершение именно утренней молитвы. Далее говорится такбир тахрим - «Аллаху Акбар!» («Аллах велик!»). Данный вид такбира свидетельствует о начале намаза. После него человеку запрещается произносить посторонние слова и совершать движения, не относящиеся непосредственно к молитве. В противном случае она не будет считаться выполненной.

Важно обратить внимание на то, как располагаются руки во время такбира тахрим. В ханафитском и маликитском мазхабе утверждается необходимость на уровне сунны поднимать руки мужчинам до затылка и совершать касание большим пальцем мочки уха, тогда как в шафиитском и ханбалитском делать этого не нужно. После этого действия читается дуа-сана:

«CубханакАллахумма уа бихамдика, уа табаракасмука, уа тааля джаддука, уа ля иляха гайрук»

Перевод: «Слава и хвала тебе, Аллах! Твоё имя благочестиво, Твоё величие превыше всего. И нет никого достойного поклонению, кроме Тебя».

Отметим, что в рамках шафиитского мазхаба используется другая дуа-сана:

«Уаджяхту уаджхия лил-лязии фатарас-самауаати уаль-ард, ханиифам-муслима, уа ма ана мин аль-мушрикин, иннас-саляти уа нусуки, уа махъяйя, уа мамати лил-ляхи раббиль-‘алямин, ля шарикя лях, уа би заликя умирту уа ана миналь-муслимин»

Перевод: «Я оборачиваю своё лицо к Тому, Кто сделал небеса и землю. И я не многобожник. Воистину, моя молитва и моё благонравие, жизнь и смерть принадлежат только Аллаху - Господу миров, у Которого нет сотоварища. Именно это мне было велено совершить, и я один из числа мусульман (покорившихся Всевышнему Творцу)».

Кисти рук в этот момент, по мазхабу имама Абу Ханифы, мужчинам следует располагать ниже пупка. Большим пальцем и мизинцем правой руки обхватывают запястье левой. В шафиитском мазхабе руки должны быть выше пупка, но ниже груди. У маликитов обычно руки опущены. В ханбалитском мазхабе нет единого мнения по поводу того, куда именно класть руки - ниже или выше пупка. Решение этого вопроса оставляется на усмотрение самого правоверного.

Ракаат №1. Стояние - кыям

Вслед за дуа-сана читаются формулы «таауз»: «Агузу бил-Ляхи мин аш-шайтан ир-раджим» («Прибегаю к Аллаху от [скверны] побиваемого камнями дьявола») , басмалла: «БисмиЛляях ир-Рахмаан ир-Рахиим» («Именем Аллаха [начинаю дело]») и «Фатиха». Затем любая другая сура либо идущие подряд коранические аяты (не менее трёх). Примером дополнительного коранического текста, который можно причитать в первом ракаате, является сура «Каусар»:

«Иннаа агътайнаа кяль-кяусар. Фас̣алли ли-раббикя уа-анх̣ар. Иннаа шаа ниякя хуваль-абэтар» (108:1-3)

Перевод смысла (по Э.Кулиеву): «Мы даровали тебе Изобилие (реку в Раю, которая называется аль-Каусар). Посему совершай намаз ради своего Господа и закалывай жертву. Воистину, твой ненавистник сам окажется бездетным».

Вертикальное положение молящегося при чтении «Фатихи» и иных частей коранического текста называется «кыям» (стояние).

Поясной поклон - руку’

Далее верующий делает поясной поклон (руку’ или рукугъ), опирается ладонями со слегка расставленными пальцами на коленные чашки, как это показано на фото, стараясь держать спину прямо параллельно полу, и трижды произносит про себя слова: «СубханаРаббиаль-Газыйм» («Пречист мой Великий Господь»). Потом следует выйти из состояния руку’ в вертикальное положение со словами: «СамигАллаху ли-ман хамидя» («Аллах слышит того, кто произносит прославления»). Затем молящийся произносит про себя формулу: «Раббана лакаль-хамдэ» («О наш Господь, Тебе похвала»). При выходе из поясного поклона руки человека опущены вдоль туловища.

Отметим, что в шафиитском и ханбалитском мазхабах перед началом поясного поклона человеку надлежит поднимать руки, как в случае такбира тахрим у ханафитов и маликитов. В то же время для последних это движение внутри намазов с чётным числом ракаатов нехарактерно.

Земной поклон - суджуд

Следующим элементом намаза является суджуд (или саджда) - земной поклон со словами табира тахрим. По тому, как совершать это действие, мнения в разных мазхабах разошлись. Большинство мусульманских учёных разных школ, опираясь на сунну Милости миров Мухаммада (с.г.в.), заявили, что вначале на пол опускаются колени, далее - кисти рук и, наконец, голова, которая располагается между кистями. В шафиитском же мазхабе руки ставятся на уровне плеч. Кончики пальцев необходимо держать неоторванными от пола и направить их в сторону Кыйблы. Глаза в суджуде не нужно закрывать.

Саджда символизирует покорность правоверного воле Всевышнего. По сути, это главный элемент намаза - человек опускает свою важнейшую и самую высокую часть тела (голову) в самый низ (пол/землю). Необходимо, чтобы с поверхностью соприкасались и лоб, и кончик носа, а пальцы ступней не отрывались от пола. В этом положении трижды произносятся слова «СубханаРаббиаль-Агъля» («Пречист Мой Господь, Который превыше всего») . Молящийся выходит из суджуда с такбиром «Аллаху Акбар». При этом сначала он приподнимает голову, далее - руки и присаживается на левую ногу. В сидячем положении руки располагаются на бёдрах так, чтобы пальцы дотрагивались до колен. В таком положении верующий пребывает несколько секунд, после чего снова делает земной поклон по описанному здесь алгоритму.

Выход из саджды в нечётных ракаатах осуществляется так, что сначала молящийся отрывает от пола лицо, потом кисти рук. Человек возвращается в вертикальное положение (со словами «Аллаху Акбар»), аналогичное кыяму первого ракаата. Таким образом, начинается второй ракаат намаза.

Ракаат №2

В кыяме вновь сначала читается сура «Фатиха», после которой следует любая иная сура или не менее трёх идущих друг за другом аятов. Однако это должны быть отличные от использованных в первом ракаате отрывков из Для примера возьмём суру «Ихлас»:

«Куль ху Аллаху ах̮адэ. Аллааху с̣амадэ. Лям ялидэ уа лям юлядэ. Уа лям я куль ляху куфуан ах̣адэ» (112:1-4)

Перевод смысла: «Скажи: "Он - Аллах Единый, Аллах Самодостаточный. Он не родил и не был рожден, и нет никого, равного Ему"»

Ташаххуд

Во втором ракаате мусульманин делает поясной и земной поклоны, аналогичные тем, что совершались в первом ракаате. Единственное отличие - после суджуда молящийся остаётся в сидячем положении - кууд (при этом правая ступня располагается перпендикулярно полу, а её пальцы должны быть направлены в сторону Кыйблы, левая же ступня лежит свободно, прижимаясь верхней частью к полу под весом молящегося) и проговаривает про себя дуа-ташаххуд:

«Ат-тахияту лиЛляхи уас-салауату уат-тайибат. Ас-саляму галяйкя, айухан-набийу, уа рахматуЛлахи уа баракятух. Ас-саляму аляйна уа аля гыйбадиЛляхис-салихин. Ашхяду алляя-иляяха илляЛлаху уа ашхаду ан-на Мухаммадан габудуху уа расулюх»

Перевод: «Приветствия Аллаху, молитвы и превосходные выражения, мир тебе, о Пророк, и милость Аллаха и благословения Его, мир нам и праведным рабам Аллаха. Свидетельствую, что нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад - Его раб и Его посланник».

Желательным действием (мустахаб) при сидении и чтении ташаххуда считается приподнимание указательного пальца правой руки в момент произнесения про себя фрагмента шахады о вере во Всевышнего («Ашхяду алляя-иляяха илляЛлаху») . На следующей фразе («уа ашхаду ан-на Мухаммадан габудуху уа расулюх») необходимо опустить палец и вернуть кисть в исходное состояние.

Салават

Вслед за ташаххудом, если намаз состоит из двух ракаатов (например, суннат и фард в утренней молитве, суннат - в полуденной, вечерней и ночной молитвах), читается салават. Это фактически мольба за Заключительного Божьего посланника (с.г.в.), состоящая из двух похожих друг на друга частей:

«Аллахумма салли ‘аля Мухаммадин уа ‘аля али Мухаммад. Кямаа саляйта ‘аля Ибрахиима уа ‘аля али Ибрахиима, ин-накя Хамийидун Маджиид. Аллахумма барик ‘аля Мухаммадин уа ‘аля али Мухаммад. Кямаа баракта ‘аля Ибрахиима уа ‘аля али Ибрахиима, ин-накя Хамийидун Маджид»

Перевод: «О Аллах, благослови (упомяни с похвалой среди ангелов) Мухаммада и семейство Мухаммада, как благословил Ты Ибрахима и семейство Ибрахима. Воистину, Ты - Достойный похвалы. Славный! О Аллах, пошли благословения (продолжай возвышать) Мухаммаду и семейству Мухаммада, как это Ты делал в отношении Ибрахима и семейства Ибрахима. Воистину, Ты - Достойный похвалы, Славный!»

По окончании салавата читается аят из суры «Бакара»:

«Раббаня аттина фид-дунья хасанатан уа фил ахирати хасанатан, уа кыйна газабаннар» (2:201)

Перевод смысла: «Господь наш! Одари нас добром в этом мире и добром в Последней жизни и защити нас от мучений в Огне».

Салям

Вслед за этим молящийся, поочередно поворачивая лицо вправо-влево и устремляя взор на свои плечи, произносит салям:

«Ас-Саляму галяйкум уа рахматуллах»

Перевод: «Мир вам и милость Аллаха».

Существует множество мнений относительно того, кому именно адресовано приветствие. Если суммировать разные точки зрения, то это действие символизирует приветствие, которое верующий произносит в адрес других молящихся, ангелов, записывающих деяния человека, и джиннов-мусульман.

На этом моменте заканчивается намаз, состоящий из двух ракаатов. После саляма молящийся трижды произносит слово «Астагфирулла» («Прости меня, Господи») и завершает молитву дуа:

«Аллахумма антяс-саляму уа минкяс-саляям, табарактя я-заль-джаляяли уаль-икрам»

Перевод: «О Аллах, Ты - мир, и только от Тебя исходит мир. Дай нам благословение».

Молящийся произносит эти слова, подняв руки на уровне груди. После этого он опускает руки, проводя ими по лицу.

Чтение намаза наглядно продемонстрировано на видео.

Важные особенности

Части намаза, являющиеся суннатом, совершаются таким образом, что верующий говорит все слова про себя. В фардовой части всё обстоит немного по-другому. Такбир тахрим, остальные такбиры при совершении руку и саджда, салям произносятся вслух. При этом в фардах утренней, вечерней и ночной молитв в первой паре ракаатов «Аль-Фатиха» и дополнительная сура (либо аяты) также читаются молящимся громко.

Намаз, состоящий из 4 ракаатов, совершается практически так же. Отличие лишь в том, что во 2-м ракаате после ташаххуда молящийся должен встать на 3-й ракаата, исполнить его, как первый, а 4-й - как второй с салаватом, салямом и завершающим дуа. Здесь необходимо отметить, что в четырёхракаатных фард-намазах во время стояния (кыям) в 3-м и 4-м ракаатах после «Фатихи» ни одна короткая сура не читается. Вместо неё верующий сразу уходит в поясной поклон.

Подобный порядок совершения намаза характерен для всех суннитских мазхабов.

Количество ракаатов, названия и время всех пяти намазов

Утренняя молитва (фаджр) - два ракаата суннат и два фарда.

Время: от рассвета до начала восхода солнца. В хадисе Заключительного Божьего посланника (с.г.в.) указывается, что «если человек успевает совершить первый ракаат утреннего намаза (имеется в виду её фардовой части) до восхода солнца, то его намаз засчитывается» (Бухари). Если же верующий опоздает, то этот намаз нужно перечитать спустя полчаса после того, как взойдёт солнце.

Полуденный намаз (зухр, ойля) - четыре ракаата суннат, четыре фарда и два суннат.

Время: с момента, когда небесное светило перестаёт быть в зените (заваль), и до того, когда тень предмета будет больше него самого. В богословской среде по вопросу о выходе времени полуденного намаза есть разногласия. Имам Агзам Абу Ханифа считал, что этот момент наступает тогда, когда тень предмета превышает его длину вдвое. Однако другие алимы-ханафиты, как и представители остальных трёх мазхабов, настаивали на позиции, что время молитвы зухр истекает как только тень становится больше предмета.

Предвечерний намаз (аср, икенде) - четыре ракаата фарда.

Время: с момента, когда тень предмета будет больше него самого, и до солнечного заката. Есть специальная формула расчёта времени предвечернего намаза, благодаря которой можно определить приблизительно, когда следует приступать к молитве. Для этого необходимо точно знать, когда небесное светило выходит из зенита, и в какое время наступает закат. Данный промежуток делят на 7 частей, из которых 4 отводится на время молитвы зухр, а 3 - на аср-намаз.

Вечерний намаз (магриб, ахшам) - три ракаата фарда и два суннат.

Время: после захода солнца и до того как исчезнет вечерняя заря.

Молитва, которая состоит из трёх ракаатов, совершается таким образом, что после ташаххуда второго ракаата верующий поднимается на третий. В его рамках он про себя произносит суру «Фатиха» и уходит в поясной поклон. Далее следует выход из этого положения, земной поклон и сидение (кууд), в рамках которого верующий читает ташаххуд, салават, аят из суры «Бакара», произносит приветствие (салям) и завершает намаз.

Ночной намаз (иша, ясту) - 4 ракаата фарда и два суннат.

Время: от исчезновения вечерней зари до начала утреннего рассвета.

Время, когда запрещается читать намаз

В одном из своих хадисов Милость миров Мухаммад (с.г.в.) запретил читать молитву (салят):

1) когда восходит солнце вплоть до того, как оно не поднимется, т.е. примерно 30 минут после восхода;

2) когда небесное светило оказывается в зените;

3) когда происходит солнечный закат.

(Хадис с подобным смыслом приводится у Бухари, Муслима, ан-Насаи, Ибн Маджи).

Отметим, что суннат-части пяти обязательных намазов, которые упомянуты выше, относятся к сунне-муаккада. Это те добровольные действия, которые Пророк Мухаммад (с.г.в.) никогда не пропускал. Однако есть такой подвид сунны, которую Заключительный посланник Всевышнего (с.г.в.) иногда мог пропустить. В фикхе такие действия называются «сунна гайр муаккада». Перечислим случаи, когда встречается эта сунна применительно к намазу:

1. Четыре ракаата перед , то есть перед фардовой частью намаза.

2. Два ракаата после полуденной (зухр) молитвы, то есть после двух ракаатов сунны-муаккада этого намаза.

3. Два ракаата после ночного намаза (иша), то есть после двух ракаатов сунны-муаккада этой молитвы.

4. Два ракаата после пятничной молитвы, то есть после последних четырёх ракаатов сунны-муаккада джума-намаза.

Пусть Ваш намаз будет принят Аллахом!

(перс. نماز‎) или салят (араб. صلاة‎) - каноническая молитва, один из пяти столпов ислама. Молитвы первых мусульман состояли в совместном громком произнесении формул единобожия и возвеличения Аллаха. В Коране нет ясных предписаний совершения молитв, хотя есть многие указания на такие частности, как время молитв, молитвенные формулы, некоторые движения и др. Весь порядок совершения молитвы сложился как подражание молитвенным позам и движениям пророка Мухаммеда и закреплён памятью первых мусульман. Единообразие молитвы отрабатывалось практически в течение более чем полутора веков и было письменно зафиксировано ханафитским правоведом Мухаммадом аш-Шайбани (ум. в 805 г.).


Слова Икамата в мазхабе имама Абу Ханифы:

Аллаху акбар, Аллаху акбар
Аллаху акбар, Аллаху акбар

Ашхаду алля иляха илля Ллах
Ашхаду алля иляха илля Ллах


Ашхаду анна Мухаммадар расулю Ллах

Хаййа аля ссалях
Хаййа аля ссалях

Хаййа аляль фалях
Хаййа аляль фалях

Кад камати ссалях
Кад камати ссалях

Аллаху акбар
Аллаху акбар

Ля иляха илля Ллах

I рака‘ат


1. Стоя, выразите искреннее намерение (ният) совершить намаз :

"Намереваюсь ради Аллаха совершить фард* сегодняшнего утреннего намаз а".

Важные примечания:
* Фард - обязательное к исполнению в Исламе. Невыполнение фарда считается грехом.

В данном случае, мы приводим упрощенный пример совершения утреннего намаз а, в котором 2 рака´ата (цикла телодвижений).

Помните, что каждый намаз включает в себя определенное кол-во рака´атов сунны (желательного) и фарда (обязательного).

Утренний - 2 сунны, 2 фарда
Дневной - 4 сунны, 4 фарда, 2 сунны
Послеполуденный - 4 фарда
Вечерний - 3 фарда, 2 сунны
Ночной - 4 фарда, 2 сунны


2. Поднимите обе руки, раздвинув пальцы, ладонями в сторону Киблы, до уровня ушей, касаясь большими пальцами мочек и произнесите такбир ифтитах (начальный такбир) "Аллаху акбар".

Такбир. Взгляд обращен на место сажда (место, которого касаются головой при земном поклоне). Ладони повернуты в сторону Киблы, большие пальцы касаются мочек ушей. Ступни параллельны друг другу. Между ними расстояние в четыре пальца.

3. Затем положите правую руку ладонью на левую руку, обхватив мизинцем и большим пальцем правой руки запястье левой руки, и опустите сложенные таким образом руки чуть ниже пупка и прочтите:

"Суру Фатиха"


"Аузу билляхи минашшайтаани р-раджим
Бисмилляхи р-рахмаани р-рахим
Альхамдy лилляхи раббиль ´алямин
Аррахмаани р-рахим
Маалики яумиддин
Иййякя на´бyдy ва ийякя наста´ийн
Ихдина с-сырааталь мyстакыйм
Сырааталлязина ан´амта алейхим
Гайриль магдуби алейхим валяд-дооллиин…"
Аамин!.. (Произносится про себя)

Но Вам, как новичку, совершающему свои первые в жизни намазы, можно ограничиться лишь чтением суры "Фатиха".

Кыйям. Взгляд обращен на место сажда. Руки сложены на животе, чуть ниже пупка. Большой палец и мизинец правой руки обхватывают запястья левой руки. Ступни параллельны друг другу. Между ними расстояние в четыре пальца.



4. Опустив руки, произнесите: "Аллаху акбар" и совершите руку" (поясной поклон).

Руку". Взгляд обращен на кончики пальцев ног.Голова и спина - на одном уровне, параллельно поверхности места молитвы. Ноги выпрямлены. Пальцы рук раздвинуты и обхватывают колени.


5. После руку" выпрямите тело до вертикального положения.

6. После выпрямления, со словами "Аллаху акбар", исполните сажда. При выполнении сажда необходимо сначала опуститься на колени, затем опереться на обе руки и, только после этого, лбом и носом коснуться места сажда.

Сажда.Голова - между руками. Лоб и нос касаются пола. Пальцы рук и ног должны быть направлены по направлению Киблы. Локти не касаются ковра и отодвинуты от корпуса тела. Живот не касается бедер. Пятки сомкнуты.



7. После этого со словами "Аллаху акбар" поднимитесь с сажда в сидячее положение.


8. Выдержав в этом положении паузу, достаточную для произнесения "Субханаллах", со словами "Аллаху акбар" снова опуститесь в сажда.

Сажда. Голова - между руками. Лоб и нос касаются пола. Пальцы рук и ног должны быть направлены по направлению Киблы. Локти не касаются ковра и отодвинуты от корпуса тела. Живот не касается бедер. Пятки сомкнуты.


9. Затем, со словами "Аллаху акбар", встаньте для исполнения второго рака"ата. Руки смыкаются на прежнем месте.


II рака‘ат

Сначала, как и в первом рака´ате, прочитайте суру "Фатиха", дополнительную суру, например «Ихлас» (хотя для начинающих можно ограничиться только чтением суры "Фатиха" - см.выше) выполните руку´ (верхний поклон) и сажда.

10. После второго сажда второго рака´ата сядьте на ноги и прочитайте молитву (ду´а) "Аттахийят":

"Аттахиятy лилляахи вассалаватy ватайибяту
Ассалямy алейке аюyханнабийю ва рахматyллахи уа барака´атyх
Ассалямy алейна ва ´аля ´ибядилляхи с-салихийн
Ашхадy алля илляха илляллах
Ва ашхадy анна Мухаммадан ´абдyху уа расyлюх"

Внимание! Во время произнесения слов "ля илляха" указательный палец правой руки поднимается, а на "илля ллаху" - опускается.

Ка´да (сидение). Взгляд обращен на колени. Руки лежат на коленях, пальцы - в свободном положении. Обе ноги чуть сдвинуты вправо. Садиться следует не на левую ногу, а на пол.


11. Произнесите приветствие: "Ассаляму "алейкум уа рахматуллах" с поворотом головы сначала в сторону правого плеча, а затем - в сторону левого

Салям (приветствие) в правую сторону. Руки на коленях, пальцы - в свободном положении. Ступня правой ноги поставлена на ковер под прямым углом, пальцы направлены в сторону Киблы. Голову поворачивают вправо, взгляд - на плечо.

Хвала Аллаху,благословение и мир Его рабу и посланнику Мухаммаду,членам его семьи и сподвижникам

а затем:

Эта тема заключает в себе краткое описание молитвы пророка(с.а.в.)которое мне хотелось бы предложить вниманию всех мусульман и мусульманок,чтобы каждый,кто ознакомится с ним,старался следовать его примеру,ведь пророк(с.а.в.)сказал:«Молитесь так же,как на ваших глазах молился я».*1
Для совершения такой молитвы читателю следует:

1 . Должным образом совершить омовение (вуду),как велел это делать Всевышний Аллах,Который сказал:«О те, кто уверовал!Приступая к молитве,омывайте ваши лица и руки до локтей,и протирайте головы,и(омывайте)ноги до щиколоток…» *2 Кроме того, на необходимость омовения указывают слова пророка(с.а.в.):«Не будет принята молитва без омовения».

2 . Всем телом повернуться в сторону киблы,то есть Каабы,намереваясь сердцем совершить обязательную(фарида)или добровольную(нафиля)молитву. Выражать своё намерение вслух не следует,поскольку это не предписывается шариатом,а является нововведением,и этого не делал ни пророк(с.а.в.),ни его сподвижники,да будет доволен ими Аллах.Если человек выполняет обязанности имама во время общей молитвы или совершает индивидуальную молитву,перед её началом ему следует установить перед собой какую-нибудь преграду(сутра)*3
Обращение к кибле является одним из необходимых условий действительности молитвы во всех случаях,за исключением тех,которые подробно разъясняются в трудах по фикху.

3 . Произнести слова“Аллаху акбар/Аллах велик/”(такбират аль-ихрам)*4 ,глядя на то место,которого молящийся касается лбом во время совершения земного поклона.

4 . Поднять руки до уровня плеч или до уровня мочек ушей во время произнесения такбира.

5 . Сложить руки на груди,возложив правую руку на кисть,запястье и предплечье левой,поскольку достоверно известно,что так поступал пророк(с.а.в.).

6 . Согласно сунне после этого следует обратиться к Аллаху с мольбой,которая именуется“ду‘а аль-истифтах”,и сказать:«О Аллах,удали(меня)от прегрешений моих,как удалил Ты восток от запада,о Аллах,очисть меня от прегрешений моих подобно тому,как очищают белую одежду от грязи,о Аллах,смой с меня мои прегрешения снегом,водой и градом!/Аллахумма,ба‘ид бай-ни ва байна хатайа-йа кя-ма ба‘адта байна-ль-машрики ва-ль-магриби,Аллахумма,нак-ки-ни мин хатайа-йа кя-ма йунакка-с-сауба-ль-абйада мин ад-данаси,Аллахумма,-гсиль-ни мин хатайа-йа би-с-сальджи,ва-ль-ма’и,ва-ль-барад!/».Вместо этого молящийся может сказать:«Слава Тебе,о Аллах,и хвала Тебе,благословенно имя Твоё,превыше всего величие Твоё и нет бога,кроме Тебя/Субхана-кя,Аллахумма,ва би-хамди-кя,ва табарака исму-кя,ва та‘аля джадду-кя,ва ля иляха гайру-кя/»,или произнести любые иные слова,которые в подобных случаях произносил пророк(с.а.в.).Предпочтительнее всего каждый раз произносить“ду‘а аль-истифтах”другого вида,так как это позволит следовать примеру пророка(с.а.в.)в большей мере.После произнесения “ду‘а аль-истифтах”следует сказать:«Прибегаю к защите Аллаха от проклятого шайтана.С именем Аллаха Милостивого, Милосердного/А‘узу би-Лляхи мин аш-шайтани-р-раджим. Би-сми-Лляхи-р-Рахмани-р-Рахим/».
Затем необходимо прочитать суру“Аль-Фатиха”,на что указывают слова пророка(с.а.в.):«Не совершил молитву*5 тот,кто не прочитал“Аль-Фатиху”».*6 Если во время молитвы Коран читается вслух,слово“Амин”после чтения“Аль-Фатихи”также произносится вслух*7 ,в противном же случае его необходимо произнести про себя.Совершая полуденную(зухр),послеполуденную(‘аср)или вечернюю(‘иша)молитву,после“Аль-Фатихи”лучше всего читать какую-либо из средних по длине сур муфассаля*8 ,во время утренней(фаджр)−какую-нибудь из его длинных сур,а во время закатной(магриб)молитвы после“Аль-Фатихи”предпочтительнее всего читать то длинные,то короткие суры.На желательность этого указывает целый ряд хадисов,в которых сообщается,что так поступал пророк(с.а.в.).

7 . Перейти к совершению поясного поклона(руку‘),для чего сначала следует поднять руки до уровня плеч или мочек ушей,произнося такбир,затем наклониться вперёд так,чтобы голова находилась на уровне спины*9 ,возложить кисти рук на колени и растопырить пальцы.В таком положении необходимо задержаться на некоторое время,повторяя слова“Слава моему Великому Господу!/Субхана Рабби-ль-‘Азым!/”,которые лучше всего произнести не менее трёх раз.Наряду с этим желательно сказать:«Слава Тебе,о Аллах,и хвала Тебе!О Ал-лах,прости меня!/Субхана-кя,Аллахумма,ва би-хамди-кя!Аллахумма,-гфир ли!/».

8 . Выпрямиться после совершения поясного поклона и поднять руки до уровня плеч или мочек ушей,произнося слова“Услышал Аллах того, кто восхваляет Его/Самиа Ал-лаху лиман хамидаху/”,если молящийся является имамом или совершает индивидуальную молитву.После выпрямления молящемуся,который находится в положении стоя,следует сказать:«Господь наш,хвала Тебе,хвала многая,благая и благословенная.Пусть(эта хвала)наполнит собой небеса,землю,то,что находится между ними,и всё,что Тебе будет угодно/Рабба-на,ва ля-кя-ль-хамду хамдан касиран,таййибан,мубаракан фи-хи миль’а-с-самавати,ва миль’а-ль-арди,ва миль’а ма байна-хума,ва миль’а ма ши’та мин шай’ин ба‘ду/».Если же человек является участником общей молитвы под руководством имама,то, выпрямляясь после поясного поклона,ему следует сказать:«Господь наш,хвала Тебе,хвала многая…».*10 Будет хорошо,если имам,или тот,кто молится под его руководством,или человек,совершающий индивидуальную молитву,помимо этого скажет:«Что бы ни сказал раб Твой,а все мы–Твои рабы,Ты более всех достоин восхваления и прославления.О Аллах,никто не лишит того,что Ты даровал,и никто не дарует того,чего Ты лишил,и бесполезным пред Тобой окажется богатство*11 обладающего богатством*12 /Ахля-с-сана’и ва-ль-маджди,ахакку ма каля-ль-‘абду,ва куллю-на ля-кя ‘абдун.Аллахумма,ля мани‘а ли-ма а‘тайта,ва ля му‘тыйа ли-ма мана‘та ва ля йанфа‘у за-ль-джадди мин-кя-ль-джадд/»,поскольку достоверно известно,что так поступал пророк(с.а.в.).В это время,как и во время стояния перед совершением поясного поклона,желательно держать руки сложенными на груди ввиду того, что в хадисах,передаваемых со слов Ва’иля бин Худжра и Сахля бин Са‘да, да будет доволен Аллах ими обоими,указывается,что так поступал пророк(с.а.в.).

9 .Перейти к совершению земного поклона,для чего сначала опуститься на колени,а потом коснуться земли руками,если сделать это будет нетрудно.В противном случае сначала можно коснуться земли руками,а потом опуститься на колени.Во время совершения земного поклона пальцы рук и ног должны быть обращены в сторону киб-лы.Кроме того,пальцы рук должны быть соединены друг с другом и вытянуты вперёд.Совершая земной поклон,следует опираться на семь частей тела: лоб и нос, ладони,колени и подушечки пальцев ног.Согласно сунне во время совершения земного поклона следует не менее трёх раз сказать:«Слава моему Высочайшему Господу/Субхана Раб-би-ль-А‘ля/».Помимо этого желательно произнести слова“Преславен Ты,о Аллах,Гос-подь наш,и хвала Тебе!О Аллах,прости меня! /Субхана-кя, Аллахумма, Рабба-на, ва би-хамди-кя! Аллахумма,-гфир ли!/”и как можно больше обращаться к Аллаху с мольбами,так как пророк(с.а.в.)сказал:«Что касается поясного поклона,то возвеличивайте Господа*13 ,(совершая его),что же касается поклона земного,то усердно обращайтесь к Аллаху с мольбами (в такие моменты,ибо в подобном положении)вы(больше)заслуживаете того,чтобы на ваши мольбы был дан ответ».*14 Каждому человеку,который во время совершения обязательной(фарида)или добровольной(нафиля)молитвы склонится в земном поклоне,следует молить своего Господа о том,чтобы Он привёл его к благу в обоих мирах.Находясь в этой молитвенной позе молящийся должен отодвинуть руки от боков и не касаться животом бёдер,бёдрами−голеней,а локтями−земли,так как пророк(с.а.в.)сказал:«Придерживайтесь умеренности во время земного поклона,и пусть никто из вас(при этом)не касается своими локтями земли подобно собаке ».*15

10 . Выпрямиться после земного поклона,произнося такбир,сесть на левую стопу,поднять вертикально правую стопу и возложить ладони на бёдра так,чтобы пальцы касались коленей.В этом положении следует задержаться на некоторое время,произнося слова:«Господь мой,прости меня,помилуй меня,выведи меня на путь истинный,даруй мне средства к существованию,избавь меня*16 и помоги мне/Рабби,-гфир ли,ва-рхам-ни,ва ихди-ни,ва-рзук-ни,ва ‘афи-ни,ва-джбур-ни/».

11 . Перейти к совершению второго земного поклона, произнося такбир. Второй земной поклон совершается так же,как и первый.

12 . Выпрямиться после второго земного поклона и немного задержаться в положении сидя так же,как и во время сидения между двумя земными поклонами.Эта молитвенная поза именуется“джальсат аль-истираха”(сидение для отдыха),и поступать так желательно,но необязательно.Молящийся,который сидит в этой позе,не поминает Аллаха и не обращается к Нему с мольбами.Посидев некоторое время,следует подняться с колен для совершения второго раката,если сделать это молящемуся легко,тому же,кто будет испытывать затруднения,можно сначала опереться о землю руками.Поднявшись на ноги,молящийся должен снова прочесть“Аль-Фатиху”и то,что ему будет нетрудно прочесть из Корана,а затем совершить такие же действия,как и во время первого раката.

13 . Если совершается молитва,состоящая из двух ракатов,например,пятничная,праздничная или обязательная утренняя молитва,после второго раката молящийся должен сесть на стопу левой ноги и поднять вертикально стопу правой.Правую ладонь необходимо возложить на правое бедро и сжать в кулак все пальцы,кроме указательного,который во время произнесения слов свидетельства следует поднимать и опускать.Будет хорошо,если сжатыми будут только безымянный палец и мизинец молящегося,который соединит в виде кольца большой и средний пальцы и станет поднимать и опускать указательный палец,поскольку известно,что пророк(с.а.в.)поступал и так.Лучше всего поочерёдно использовать оба способа,что же касается левой ладони,то она просто возлагается на левое бедро так,чтобы пальцы касались колена.После этого следует прочесть ташаххуд,то есть сказать:«Приветствия Аллаху,молитвы и лучшие слова;мир тебе,о пророк,милость Аллаха и благословения Его,мир нам и праведным рабам Аллаха.Свидетельствую,что нет бога,кроме Аллаха,и свидетельствую,что Мухаммад−Его раб и Его посланник/Ат-тахиййату ли-Лляхи,ва-с-салявату ва-т-таййибату;ас-саляму ‘аляй-кя,аййу-ха-н-набиййу,ва рахмату-Ллахи ва баракяту-ху,ас-саляму ‘аляй-на ва ‘аля ‘ибади-Лляхи-с-салихина.Ашхаду ан ля иляха илля-Ллаху ва ашхаду анна Мухаммадан ‘абду-ху ва ра-сулю-ху/».После этого необходимо произне-сти слова:«О Аллах,благослови Мухаммада и семейство Мухаммада,как благословил Ты Ибрахима и семейство Ибрахима,поистине,Ты−Достойный похвалы,Славный!О Аллах,пошли благословения*17 Мухаммаду и семейству Мухаммада,как послал Ты их Ибрахиму и семейству Ибрахима,поистине,Ты−Достойный похвалы,Славный!/Аллахумма,салли ‘аля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммадин кя-ма салляйта ‘аля Ибрахима ва ‘аля али Ибрахима, инна-кя Хамидун,Маджид!Аллахумма,барик ‘аля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммадин кя-ма баракта ‘аля Ибрахима ва ‘аля али Ибрахи-ма, инна-кя Хамидун,Маджид!/».Затем молящемуся следует обратиться к Аллаху с мольбой о защите от четырёх вещей и сказать:«О Аллах,поистине,я прибегаю к Твоей защите от мук геенны,от мучений могилы,от испытаний жизни и смерти и от зла испытания Антихриста!/Аллахумма, инни а‘узу би-кя мин ‘азаби-ль-джаханнами, ва мин ‘азаби-ль-кабри,ва мин фитнати-ль-махйа ва-ль-мамати,ва мин шарри фитнати-ль-масихи-д-даджжаль!/»,после чего он мо-жет просить Аллаха о любых благах обоих миров.Будет хорошо,если человек обратится к Аллаху с мольбами за своих родителей или других мусульман.Указанием на это служит хадис ‘Абдуллаха бин Мас‘уда,да будет доволен им Аллах,который передал,что пророк(с.а.в.)который научил их*18 словам ташаххуда,в конце(разговора)сказал:«А потом,пусть обратится с мольбой к Аллаху по своему выбору*19 ».*20 В другой версии этого хадиса сообщается,что пророк(с.а.в.) сказал:«…а потом пусть просит,что пожелает».Таким образом,здесь подразумевается всё,что может принести пользу рабу Аллаха в обоих мирах.После этого молящийся поворачивает голову направо и налево,каждый раз произнося слова“Мир вам и милость Аллаха/Ас-саляму ‘аляй-кум ва рахмату-Ллах/”.

14 . Если молитва состоит из трёх*21 или из четырёх*22 ракатов,совершив первые два раката,молящийся читает ташаххуд,один из видов которого был приведен выше,затем обращается к Аллаху с мольбой за пророка(с.а.в.)а затем поднимается с колен и поднимает руки до уровня плеч или до уровня мочек ушей,произнося слова“Аллаху акбар”.После этого следует сложить руки на груди,как было указано выше,и прочитать только“Аль-Фатиху”.Во время совершения третьих и четвёртых ракатов помимо “Аль-Фатихи”иногда можно читать ещё что-нибудь из Корана.После третьего раката закатной молитвы или четвёртого раката полуденной,послеполуденной или вечерней молитвы читается такой же ташаххуд,как и после молитв,состоящих из двух ракатов.Затем молящемуся следует произнести слова приветствия,поворачиваясь направо и налево,трижды попросить Аллаха о прощении,а потом сказать:«О Аллах,Ты−Мир и от Тебя−мир*23 ,благословен Ты,о Обладатель величия и щедрости!/Аллахумма,Анта-с-Саляму ва мин-кя-с-салям,табаракта,йа За-ль-джаляли ва-ль-икрам!/».Если молящийся является имамом на общей молитве,ему следует произнести эти слова до того,как он повернётся к людям.Затем следует сказать:«Нет бога,кроме одного лишь Аллаха,у Которого нет сотоварища.Ему принадлежит владычество,Ему хвала,Он всё может!О Аллах,никто не лишит того,что Ты даровал,и никто не дарует того,чего Ты лишил,и бесполезным перед Тобой окажется богатство обладающего богатством.Нет мощи и силы ни у кого,кроме Аллаха,нет бога,кроме Аллаха,и мы никому не поклоняемся,кроме Него.Он оказывает благодеяния и милости,и Ему(следует воздавать)достойную хвалу.Нет бога,кроме Ал-лаха,и мы искренни в исповедании религии пред Ним,даже если это ненавистно многобожникам!/Ля иляха илля-Ллаху вахда-ху ля шарикя ля-ху.Ля-ху-ль-мульку,ва ля-ху-ль-хамду ва хуа ‘аля кулли шай’ин кадир!Аллахумма,ля мани‘а ли-ма а‘тайта,ва ля му‘тыйа ли-ма мана‘та ва ля йанфа‘у за-ль-джадди мин-кя-ль-джадд.Ля хауля ва ля куввата илля би-Ллях,ля иляха илля-Ллаху,ва ля на‘буду илля иййа-ху.Ля-ху-н-ни‘мату ва-ль-фадлю, ва ля-ху-с-сана’у-ль-хасан.Ля иляха илля-Ллаху,мухлисына ля-ху-д-дина,ва ляу кариха-ль-кафируна!/».После этого следует по тридцать три раза произнести слова“Преславен Аллах/Cубхана-Ллах/”,“Хвала Аллаху/Аль-хамду ли-Ллях/”и“Аллах велик/Аллаху акбар/”,а на сотый раз сказать:«Нет бога,кроме одного лишь Аллаха,у Которого нет сотоварища.Ему принадлежит владычество,и Ему хвала,и Он всё может!/Ля иляха илля-Ллаху вахда-ху ля шарикя ля-ху.Ля-ху-ль-мульку,ва ля-ху-ль-хамду,ва хуа ‘аля кулли шай’ин кадир!/».Затем,после каждой молитвы читается айат трона*24 ,а также суры“Искренность”*25 ,“Рас-свет”*26 и“Люди”*27 .После утренней и закатной молитвы три вышеупомянутых суры желательно читать по три раза,на что указывает целый ряд хадисов,в которых сообщается,что так поступал пророк(с.а.в.). Все приводимые выше слова поминания Аллаха желательно произносить в соответствии с сунной,обязанностью же это не является.
Кроме того,каждому мусульманину и мусульманке следует совершать дополнительную молитву в четыре раката перед обязательной полуденной молитвой и дополнительную молитву в два раката после неё,дополнительную молитву в два раката после обязательной закатной и вечерней молитвы и дополнительную молитву в два раката перед обязательной утренней молитвой,всего же−двенадцать ракатов.Эти ракаты именуются“раватиб”(установленные),поскольку пророк(с.а.в.)неуклонно совершал их,когда жил на одном месте.Находясь же в пути,из дополнительных молитв он совершал только молитву в два раката перед обязательной утренней молитвой и витр*28 .Совершать вышеупомянутые дополнительные молитвы и витр лучше всего у себя дома,так как пророк(с.а.в.)сказал:«Если не считать обязательных молитв,лучшей молитвой человека является молитва,совершаемая им дома»*29 .Неуклонное совершение этих дополнительных молитв послужит причиной того,что совершающий их войдёт в рай,на что указывают слова пророка(с.а.в.):«Аллах построит дом в раю для того,кто станет добровольно совершать по двенадцать ра-катов в течение дня и ночи»*30 .

___________________________________________________________________________
1 Этот хадис приводит аль-Бухари.
2 “Трапеза”, 6.
3 “Сутра”−любой предмет,который устанавливается перед человеком, совершающим молитву на открытом месте или в мечети;такой предмет,например палка,которую втыкают в землю,указывает направ-ление киблы и служит предостережением о том,что между ней и молящимся во время молитвы никому нельзя проходить. В помещении в качестве преграды можно использовать стену или колонну.
4 “Такбир”−произнесение молитвенной формулы“Аллаху акбар/Аллах велик/”.“Такбират аль-ихрам”или же“тахрима”−произнесение слов“Аллаху акбар”в начале молитвы имамом или человеком,совершающим индивидуальную молитву.
5 Имеется в виду,что такая молитва будет недействительной.
6 Этот хадис приводит аль-Бухари.
7 То есть при совершении обязательных утренних,закатных и вечерних молитв.
8 “Муфассаль”−общее название всех сур Корана,начиная с 50-й суры“Каф”и до конца.Длинные суры“муфассаля”начинаются с 49-й суры“Комнаты”и за-канчиваются 79-й сурой“Вырывающие”.Говорят также,что длинные суры“муфассаля”начинаются с суры“Каф”.Средние по длине суры“муфассаля”начи-наются с 80-й суры“Нахмурился”и заканчиваются 92-й сурой“Ночь”.Краткие суры“муфассаля”начинают-ся с 93-й суры“Утро”и заканчиваются 114-й сурой“Люди”.
9 Имеется в виду,что во время совершения поясного поклона голову не следует ни поднимать,ни опускать,а держать прямо.
10 То есть произнести приводимые выше слова до конца.
11 “Джадд”. В“Фатх аль-Бари”Ибн Хаджар указывает,что в данном случае имеется в виду либо богатство,либо удел человека в этом мире в более широком смысле этого слова,а именно:и богатство,и положение,и многочисленное потомство и т. д.Кроме того,некоторые комментаторы считают,что здесь следует читать не“джадд”,а“джидд”,что означает“усердие”.Таким образом,здесь возможны различные варианты перевода.
12 Иначе говоря,богатство не спасёт богатого от гнева Аллаха.

13 То есть произносите слова“Слава моему Великому Господу и хвала Ему!/Субхана Рабби-ль-‘Азыми ва би-хамди-хи/”.
14 Этот хадис приводит Муслим.
15 Имеется в виду,что не надо ни касаться локтями земли,ни прижимать их к телу.
16 Имеется в виду избавление от всех недостатков в обоих мирах.
17 Здесь под словами“благослови”/салли/и“пошли благословения”/барик/имеются в виду разные вещи.В первом случае“благослови”означает“отзовись о нём с похвалой среди ангелов”,что же касается слов“пошли благословения”,то в них вкладывается иной смысл−“продолжай возвышать его и оказывать ему честь”.
18 Имеются в виду сподвижники пророка(с.а.в.).
19 То есть пусть тот,кто закончил произносить слова ташаххуда,обратится к Аллаху с такой мольбой,с какой пожелает.
20 Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим.
21 Например,в том случае,когда совершается обязательная закатная молитва.
22 Например,в том случае,когда совершаются обязательные полуденные,послеполуденные или вечерние молитвы.
23 Слово“салям”образовано от арабского трёхбуквенного корня“с-л-м”,одним из значений которого является“быть свободным;избавляться”.Таким образом,имя“Салям”как одно из имён Аллаха указывает на то,что Он свободен от любых недостатков и всего того,что не сообразуется с Его величием и совершенством.
24 То есть 255-й айат суры“Корова”.
25 112-я сура Корана.
26 113-я сура Корана.
27 114-я сура Корана.
28 Витр−добровольная ночная молитва из нечётного количества ракатов.Самая краткая такая молитва может состоять из одного раката,а наиболее предпочтительной является молитва из одиннадцати ракатов.
29 Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим.
30 Этот хадис приводит Муслим.