Интерактивные технологии на уроках географии. Диалоговое обучение - одна из форм новых подходов обучения учащихся на уроках географии Формы диалоговой технологии

0 Диалоговое обучение - одна из форм новых подходов обучения учащихся на уроках географии

Казахстан,Алматинская область,Алакольский район, г. Ушарал

Средняя школа №1

Учитель географии

Лавникова С.В.

Диалоговое обучение - одна из форм новых подходов обучения учащихся на уроках географии

Все, что в нас имеется, надо развивать.

Это единственный данный нам путь к тому,

чтобы достигнуть совершенства.

А.Рюноскэ японский писатель

Ключевой задачей перехода к 12-летнему образованию является обновление содержания образования и внедрение новых современных технологий обучения. В результате реализации этой Программы были организованы курсы по подготовке учителей новой формации. Трехмесячные курсы « Центра Педагогического мастерства» города Талдыкорган по программе первого (продвинутого) уровня поменяли мое отношение к своей работе. Главная задача курсов, организованных по программе Кембриджского факультета образования- получение теоретических и практических навыков в использовании новых подходов в обучении, в формировании умения по-новому планировать свои уроки.

Проанализировав свою деятельность, я сделала вывод, что мы учителя обладаем широким диапазоном педагогических стратегий, способностью к интегрированию различных подходов и методов, в своей деятельности, но не всегда используем стратегии, содействующие совместному обучению, «открытиям» учеников, и оказывающие помощь в самообучении. Мы не всегда задаемся целью - развивать мышление ученика и улучшать его речевые навыки. Хотя еще Мерсер доказал, что взаимодействие со сверстниками играет для участника важную роль в обучении. Когда учащиеся работают в парах или группах, они взаимодействуют « равноправно».

Передо мной стоял вопрос: «Какой же путь решения мне можно предпринять?» Мне необходимо было направить свой взгляд на переосмысление своего подбора форм и методов проведения урока. Ведь сейчас другие требования к уроку. Современный урок должен быть ориентирован в первую очередь на деятельность ученика, на его умение учиться самостоятельно и немаловажным является то, что он должен постигать азы работы в группе. Учитель должен применять колоборативное обучение. Обучение в сотрудничестве должно представлять групповую работу учащихся для решения задания или создания какого-либо продукта. Дети 21 века должны приходить в школу учиться- учить себя и других. Здесь немаловажным является умение вести диалог.

Диалог-это не просто разговор, это совместное дело, сотрудничество. Диалоговое обучение выступает как новый подход в обучении современных школьников географии. Немецкий педагог 19 века А. Дистервег утверждал, что плохой учитель преподносит истину, хороший -учит ее находить. Поэтому в диалоговом обучении моя роль как учителя ни в коем случае не сводится к роли передатчика знаний, навязывающего свое видение проблемы, свой путь решения проблемы, моя задача сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока.

Согласно исследованию Мерсера[ 1] диалог в классе способствует интеллектуальному развитию учащихся и их результативному обучению. Мерсер различил три типа бесед, в которые зачастую вовлекаются обучающиеся субъекты:

  • Беседа- дебаты, в которой существует принципиальное расхождение во мнениях и каждый приходит к своему решению;
  • Кумулятивная беседа, в которой каждый принимает и соглашается с тем, что говорят другие участники;
  • Исследовательская беседа¸ в которой каждый участник предлагает свою информацию. Идеи каждого расцениваются как эффективные, но подвергаются тщательному оцениванию. Участники группы стремятся достичь согласованности.

Ведущую роль на моих уроках играет исследовательская беседа. Во время исследования на уроке мы вместе с учащимися создаем проблемную ситуацию, которая требует решения со стороны самих учащихся.Для того чтобы работа была более эффективна класс делится на группы. Затем каждой группе дается возможность в отведенное время обсудить возможные пути решения ситуации. Каждый участник группы предлагает свои варианты решения ситуации. Учитель в это время не вмешивается в процесс обсуждения, он может оказать, если это понадобится консультативную помощь. Результат своей деятельности каждая группа отображает на постере. Затем представитель от каждой группы- спикер- выходит к доске и защищает свой путь решения проблемной ситуации. Здесь возможны вопросы от других групп. Так выслушиваются спикеры всех групп. Затем класс приходит к общему мнению в решении проблемной ситуации. Обычно это мнение отображается в работах нескольких групп.

Например, на одном из уроков я обращаю внимание учащихся на то, что районы земного шара неравномерно обеспечены пресной водой. На Земле есть места, где пресная вода ценнее « черного золота» .Например Саудовская Аравия, основная часть которой –гигантские пустыни. Снабжение страны водой- серьезная проблема экономики. Как можно решить эту проблему?- такова была проблемная ситуация для групп. В ходе обсуждения ребята предложили свои следующие пути решения:

1группа- транспортировать пресную воду в нефтяных танкерах, которые на обратном пути идут пустыми.

2 группа-строительство опреснительных заводов на берегу Красного моря.

3группа-сократить использование пресной воды для полива, выращивание засухоустойчивых сельскохозяйственных культур.

4 группа-использование воды из транспортируемых айсбергов(оказывается учащиеся нашли информацию о том, что у входа в Красное море айсберг делят на части, а затем переправляют в специальные хранилища)

Затем я предложила найти положительные и отрицательные стороны каждой предложенной ситуации. Здесь началось коллективное обсуждение, где каждая из групп проявила умение в отстаивании свое точки зрения.

Диалоговое обучение, используемое мною на уроках географии, позволяет учащимся освоить и осмыслить изучаемый материал и овладеть им на более глубоком смысловом уровне. Анализируя свои уроки, я отметила, что прослеживаются следующие умения учащихся:

  • Улучшение речи в диалоге и монологе
  • Грамотное применение терминов
  • Умение воспроизводить учебную информацию для участников группы, умение объяснять, приводить примеры не из учебника, а свои жизненные ситуации
  • Прислушиваться к мнению каждого участника группы
  • Умение спокойно вступать в диалог и со взрослыми, не боясь задавать вопросы не только из области географии, но и из других областей знаний.

Уроки, проводимые с использование новых подходов в обучении, повышают интерес школьников к предмету, расширяют кругозор, повышают понимание изучаемого материала. Диалог помогает ученикам слушать и слышать друг друга, дополнять информацию и анализировать ее. Ученики с интересом стали посещать уроки, потому что для них стали создаваться условия для саморазвития, самообразования.

На нас, современных учителей- учителей новой формации, возложена миссия- надо сделать так, чтобы школа из настоящего состояния «переместилась» в будущее. Я хочу процитировать слова писателя Ю.М. Лотмана, которые полностью отражают картину моей школы в будущем: « Здесь нет уже верха и низа- учителей и учеников- здесь все коллеги, то есть люди, которые работают вместе, когда одни хотят учиться, а другие помогают в этом. Принуждение осталось на низшей ступени образования».

Использованная литература:

  1. Руководство для учителя первого (продвинутого) уровня.-2 изд.-АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012 год

Современная школа остро нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых, в демократизации жизнедеятельности школьного сообщества. Отсюда очевидна целесообразность использования в практике обучения и воспитания школьников инновационных образовательных технологий. Динамичное развитие общества требует формирования в человеке не столько социально типичного, сколько ярко индивидуального, позволяющего ребёнку стать и оставаться самим собой в постоянно изменяющемся социуме. Технология интерактивного обучения даёт мне возможность нестандартно организовывать УВП, обеспечивать мотивационную готовность и положительный эмоциональный настрой учащихся к работе на уроке.

Интерактивные: от англ. (inter - “между”; act – “действие”) таким образом дословный перевод обозначает интерактивные методы – позволяющие учится взаимодействовать между собой; а интерактивное обучение – обучение построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога. Эти методы наиболее соответствуют личностноориентированному подходу, так как они предполагают со-обучение (коллективное, обучение в сотрудничестве), причем и обучающийся и педагог являются субъектами учебного процесса. Педагог чаще выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы, фасилитатора, создателя условий для инициативы учащихся.

Кроме того, интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии учащихся со своим опытом и опытом своих друзей, так как большинство интерактивных упражнений обращается к опыту самого учащегося, причем не только учебному, школьному. Новое знание, умение формируется на основе такого опыта.

Выбор данной технологии был не случайным. По своему замыслу, целям, принципам, содержательному и организационному аспектам интерактивные методы мне очень близки.Еще в начале своей педагогической деятельности я делила ребят на группы, работая в группах они выполняли определенные задания, за что я ставила оценки. Как правило, довольны были все, ребята, особенно слабые, за полученную оценку и я- так как идет накопляемость оценок.

Современный учитель всегда думает, как лучше и эффективнее донести ученикам содержание предмета, провести контроль знаний. Традиционные формы и методы обучения не всегда приводят к желаемому результату. Познакомившись с технологией интерактивного обучения представленной Г.О. Аствацатуровым «Технология проектирования современного урока и творчество учителя»2002г, работу на уроке стала строить более грамотно. Активные методы направлены не на сообщение обучающимся готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на организацию их для самостоятельного получения знаний, освоения умений в процессе активной совместной познавательной деятельности – интерактивное обучение.

Основные критерии при отборе тем для интерактивного обучения – современность, научность, интерес.

Основные методы работы – проблемный и исследовательский. А интерактивные формы позволяют вовлечь в познавательную деятельность почти всех учащихся, а также проследить процесс саморазвития как группы так и отдельного ученика.

Интерактивное обучение способствует решению комплекса задач:

Повысить интенсификацию урока;

Развивать самостоятельность учащихся, их самоуправление;

Способствовать углубленному усвоению программного материала;

Отработать комплекс практических умений и навыков.

Конечные цели можно определить как:

Образовательная –получить знания за более короткие сроки путем перераспределения материала отдельных тем,

Воспитательная - способствовать сплочению коллектива, выравниванию знаний учащихся;

Развивающая - отработать практические навыки, умения.

Особенно хотелось бы сказать о воспитательном значении, т. к. урок, как правило, имеет преимущественно индивидуальный характер, учебное задание в классе, дома, каждый выполняет самостоятельно, отчитывается только за себя. Общение, разговоры на уроке, запрещаются. Коллективная работа позволяет на уроке наладить обмен знаниями, поднять активность ребят, раскрыть их возможности, которые не могли бы раскрыться в индивидуальной работе.

Техника интерактивного обучения привлекает не тягостным, основанном на интересе и приносящем удовлетворение всем участникам педагогического процесса, обучением. Здесь существенно меняется роль учителя. Ученики сами работают над задачей, а учитель корректирует их работу, помогает, направляет. Работая в группе, учащиеся в ходе обсуждения вносят каждый свой посильный интеллектуальный вклад в общую копилку. Идет обмен знаниями, идеями. Меняется психологическая атмосфера. В группе даже «отстающие» ученики не комплексуют, тоже начинают активно участвовать в обсуждении и решении поставленных задач. Эта форма работы может использоваться на разных типах уроков:при изучении нового материала в течение всего урока, только в начале урока, на уроке- практикуме с элементами творческих, поисковых заданий.

Поэтапное обучение учащихся и овладение ими технологии.

Урок природоведения в 5 классе. Тема: «Мир звёзд».

Упражнение «Своя опора».

Свой рассказ о температуре, цвете и яркости звёзд сопровождаю составлением схемы, рисунками, символами (использую разные виды «опор»). Дети слушают, участвуют в диалоге, привлекаются к составлению схемы, «расшифровке» символов. На магнитной доске закрепляется схема и модель:

3 000º 6 000º 10 000º 35 000º

По следующему вопросу «Размеры звёзд» предлагаю ребятам выполнить самостоятельную работу по тексту учебника, составить свою опору. Материал о размере звёзд они могут представить в любой форме: словесной, графической, условно-символической. Работать можно индивидуально, в парах, объединяться в микрогруппы.

Одна из групп составила оригинальную опору:

Нестандартность подхода к изучению материала – прочитать и нарисовать прочитанное, выразить в символах и знаках – мотивирует к учебной деятельности на уроках в 6-7 классах. В 7-8 классах – составление опорного конспекта (интеллект-карты) по отдельным вопросам темы или элементы- сжатие информации. В 9-11 классах – проектная деятельность, самостоятельная или групповая работа. Публичное выступление- защита проекта, презентация, отстаивание своего мнения.

Организация работы. Группы создаются по 5-6 человек, это занимает минимум времени. Группы могут получить одно и тоже задание. Затем, дается возможность каждой группе высказаться, дополнить или опровергнуть информацию. Например: География России. 8 класс. Тема урока «Озеро Байкал. Проблемы Байкала».Группы получили задание-описать природу озера. Выделить проблемы и предложить пути решения. Совместная деятельность реально демонстрирует широкие возможности сотрудничества, в ходе которого учащиеся ставят цели, определяют оптимальные средства их достижения, распределяют обязанности. Группы докладывают о результатах своих поисков, в конце урока подводим итог и выбираем самый понравившийся проект решения проблем.

Эффективность учебно - воспитательного процесса определяют различные показатели,среди которых значительное место занимает активность учащихся на уроке, их заинтересованность в изучении того или иного предмета. Наиболее актуальна эта проблема для учителей, работающих в старших классах. Старшеклассники часто, по мере определения ими своей будущей профессии, изменяют свое отношение к изучаемым предметам. Они заинтересованы в получении глубоких прочных знаний в первую очередь по профилирующим предметам тех вузов, в которые они решили поступать. Поэтому наряду с повышением активности учащихся на уроках по одним предметам усиливается пассивность и безразличие к другим. Опыт показывает, что в большинстве случаев к этим «другим» относится и география. Актуальность применения интерактивных форм обучения особенно подходит для старшей школы, где большие объемы учебного материала, высокие требования к подготовке учащихся. Например: урок в 11 классе тема «Субрегионы Африки».Группы получают разные задания, работающие на общий результат - путем анализа карт атласа и текста учебника, подготовить информацию и представить ее в форме таблицы, лидеры отчитываются перед классом. В конце урока ребята отвечают на вопросы учителя- ответы оценивает группа, работавшая над данной проблемой. Так повышается внимание учеников в течении всего урока.

А с появившейся возможностью использования в нашей школе современного оборудования, мультимедийные проекторы, интерактивной доски, компьютеров, уроки в интерактивной форме стали еще интереснее, современнее, на более высоком уровне. Это позволяет не только учителю наглядно представлять материал, в виде презентаций, слайд- шоу, но и ребятам составлять свои проекты и презентации в электронном виде Такие уроки способствуют тому, что ученики осваивают материал на уроке, минимум времени тратят на домашние задания, что очень важно при загруженности старшеклассников. Повышается интерес к предмету, география становиться легким предметом, который ребята все чаще выбирают для сдачи экзамена за курс основной школы, и успешно справляются на экзаменах.

На районном семинаре замдиректоров по воспитательной работе « Новые технологии в профильном обучении» я проводила урок с применением различных элементов интерактивного обучения.

Урок в 11 (профильном) классе по теме «Экономика Китая: достижения и проблемы».

Класс поделен на разноуровневые группы «А», «В», «С» - в таких группах работаем постоянно,(в течение года некоторые учащиеся перешли из группы»А» в «В», из «В» в «С»). Группы получили дифференцированные задания, работающие на общий результат- охарактеризовать особенности экономических реформ, достижений и проблем в Китае-, пут ем представления наглядной интеллект-карты.

1этап работы- работа «с кейсами», который включает решение конкретной задачи в виде самостоятельной работы с текстом,выбора главной информации из предложенной (обязательно дополнительная лит-ра)

2 этап работы – «мозговой штурм» в рамках малой группы

3 этап- творческая работа – сжатие информации представление ее в виде опорного конспекта(интеллект- карты).

Требование к ОК - возможность «озвучить» ОК другой группой,

Эстетическое оформление.

4 этап – публичное выступление с презентацией ОК. Защита- ответить на вопросы.

5этап –подведение итогов, выбор лучшей работы, слайд-шоу.

Повторительно- обобщающие уроки с помощью интерактивного метода превращаются в увлекательные познавательные интеллектуальные игры.

Результатом своей работы считаю, позитивную динамику «качества знаний», успешную сдачу ЕГЭ по географии учащимися 11 класса, увеличение числа участников и призеров олимпиад по географии различного уровня.

Уверена, что применение интерактивных методов позволяет мне сделать информационную базу урока подлинно развивающей, поставить в центр образовательного процесса ученика как субъект познания.

Диалогическое обучение на уроках географии и биологии.
Сагитжанова Б.Е., Павлюк Е.В.
ГУ «Средняя школа № 26»
«Школа - это мастерская, где формируется мысль
подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках,
если не хочешь выпустить из рук будущее».
Барбюс А.
Основная задача программы Кембриджских курсов - это помощь казахстанским учителям оценить и усовершенствовать нашу педагогическую практику. Базовый материал в «Руководстве для учителя» дифференцирован на семь модулей, все они между собой взаимосвязаны, равно как и отдельные стратегии, и подходы, применяемые на занятиях. Для повышения эффективности обучения, мало простого усвоения знаний умений и навыков, необходимо, чтобы дети понимали « Зачем им это нужно» и могли брать на себя ответственность за собственное обучение. «Если учителя смогут разработать учебный процесс, чтобы ученики не только усваивали содержание образовательной программы, но и могли развивать свою способность к обучению, то это даст возможность обучаться эффективнее» (Руководство для учителя. стр. 142.). Понимание обучения лежит в основе одного из семи модулей Программы «Новых подходов в преподавании и обучении», мы рассмотрим один из новых подходов «Обучение через диалог». «Обучение и преподавание на основе диалога предполагают подход, при котором диалог между учениками, между учеником и учителем помогает учащимся самостоятельно формировать и развивать собственное мышление» (Руководство для учителя.стр. 11.). Слово «обучение» с точки зрения социоконструктивисткой (Выгодский 1978 г. Wood 1998) лежит в основе «новых подходов в преподавании и обучении». Требуется такое понятие «научиться обучению», здесь нам нужно создать такую среду, в которой ученики станут активными и начнут принимать участие в учебном процессе. Особенность заключается в том, что информация передается, а понимание формируется у ученика самостоятельно. Мы же только оказываю помощь в процессе обучения, стремимся «создать такие условия, при которых ученики имеют то, что Чиксентмихайи (2008г.) называет «самоцелью» и, что Райан и Деки (2009г.) называют внутренней мотивацией. Иными словами, ученики имеют самомотивацию». (Руководство для учителя, стр. 140)
«Коллаборативный класс представляет собой класс, в котором учитель понимает меру своей ответственности, не ограниченной лишь рамками преподаваемого предмета/содержания обучения. Успешность обучения и преподавания заключается в создании атмосферы, позволяющей личности чувствовать себя свободно и безопасно в процессе обучения» (Задания для выполнения в период практики в школе).
Диалог – это особая форма общения с учениками, потому что в процессе беседы мы можем установить контакт с классом, выявить проблемы класса, определить пробелы в знаниях. Бразильский педагог Фриери считает, что назначение учителя - вступать в диалог с учениками, общаться с ними, что будет способствовать выявлению и развитию знаний не с тенденцией пополнения, увеличения, а углубления (2007 ред., с.43). Убеждения Фриери наводят на мысль, что на наших уроках в основном диалог с учениками отсутствовал, а был только монолог учителя. Мы заметили, что когда учитель много говорит на уроке или объясняет тему, основной части класса не всегда интересны теоретические основы. Мы считаем, что если дети не участвуют в диалоге, не происходит их развитие, низкая активность мыслительной деятельности. А наша цель – добиться в процессе диалога учителя и учеников, учеников в группе, выражать свое мнение, честно раскрывать себя в этих речевых обменах, взаимообучаться с помощью обмена информацией, задавать вопросы в процессе оценивания.
Мерсер и Литлон в своей работе показали, что диалог в классе может способствовать интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении (Руководстводляучителя,стр.155). Выготский считает, что диалог является главным инструментом обучения. Ученики легче обучаются, когда имеется возможность диалога с другими, более знающими, в роли которых могут выступать одноклассники или учителя. Поэтому, мы на своих уроках при использовании «диалогического обучения», пытаемся сформировать группы так, чтобы в каждой группе был ученик, который своим умением рассуждать поддерживал диалог в группе. Совместная беседа учеников в классе приносит большую пользу, так как позволяет ученикам выражать свое понимание темы, помогает им осознавать, что у людей могут быть разные мнения, идеи, содействует аргументированию учениками своих идей; помогает учителю понять, на какой стадии находятся их ученики в процессе своего обучения. (Руководство для учителя, стр. 155).
Технология диалогического обучения готовит ученика к поиску самостоятельного решения. Основной особенностью является то, что новые знания не даются в готовом виде. Дети в процессе самостоятельной исследовательской деятельности добывают их самостоятельно. Лучше усваивается тот материал, который нашли сами и выразили по- своему. На таких уроках ученики больше думают, чаще говорят, активнее формируют мышление и речь. Они учатся отстаивать собственную позицию, рискуют, проявляют инициативу и в результате вырабатывают характер.
В своей практике, на уроках географии и биологии, мы организовываем самостоятельную познавательную деятельность учащихся, оставаясь при этом её управляющим (ставим цели деятельности, описываем средства деятельности и контролируем результаты), т.е. наше лидерство предполагает активность учащихся. Более развивающим является диалог, в котором учащийся, не боясь реакции, критики со стороны учителя и со стороны одноклассников, аргументируют свою позицию. Часто применяем стратегии, которые способствуют развитию диалога на уроках географии и биологии, такие как: «шесть шляп мышления», «работаем сообща..», «ты мне – я тебе», «мозаика проблем» и т.д.
Согласно исследованию Мерсера, беседа является неотъемлемой частью диалогического обучения учеников. Он различает три типа беседы, в которые вовлечены субъекты: беседа – дебаты, кумулятивная беседа, исследовательская беседа (Руководство для учителя.стр.156). На уроках географии и биологии «диалогическое обучение» реализуется через исследовательскую беседу, беседу – дебаты, которые ведутся в группах при работе над созданием постеров.
Работая в группах или парах, всегда определяется лидер. В классе лидеры – спикеры чаще выбираются самими группами, дети выделяют в свои представители учеников с хорошим словарным запасом, которые могут очень хорошо донести суть своих проектов или же учеников, которые учатся на «отлично», а иногда лидерами оказываются сильные по характеру дети, т.к. они могут контролировать работу групп. В ходе заданий и слабые и сильные ученики с помощью беседы, общения создают свои работы. Надо отметить, что в итоге, мы всё чаще стали слышать «тихие голоса» некоторых учеников, которые обычно пассивны на уроке.
Анализируя роль диалога на уроках географии и биологии, мы согласились с утверждением, что «дети учатся эффективнее и их интеллектуальные достижения выше, при условии активного их вовлечения в обсуждения, диалог и аргументацию» (Руководство для учителя.стр. 167). С помощью исследовательской беседы, метода опровержений и доказательств, мы лучше отслеживаем результативность, потому что дети работают самостоятельно, оживленно обсуждают в группе задание, выдвигают свои идеи, отстаивают свое мнение, становятся активнее. Практически все ученики оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. И все это происходит в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки. Диалоговое общение ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых задач. «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить». Адольф Дистервег
Литература:
Задания для выполнения в период практики в школе.
Руководство для учителя. Третий базовый уровень.
www.wikipediya.ru.

Выступление на РМО г.Энгельса

учителя географии МБОУ «СОШ № 42»

Федотовой И.И.

Эффективное использование проблемно-диалогической технологии

на уроках географии

Если вы мне расскажите, я это быстро забуду,

если вы мне напишите, я прочитаю, но тоже забуду,

а если вы вовлечете меня в дело, я буду это знать и запомню.

Жан Жак Руссо

Вхождение России в мировое образовательное пространство сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Прежние стандарты ставили перед школой задачу вооружить учеников знаниями, умениями, навыками; ФГОС поставили новую задачу – сформировать способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, умение организовать этот процесс. Эти требования невозможно реализовать без применения новых педагогических технологий. В процессе изучения курса школьники включаются в различные виды деятельности по работе с отдельными источниками географической информации: картографической, статистической, текстовой, СМИ, Интернетом. Особая роль отводится картографическим произведениям и другим изображениям с применением компьютерных технологий. Предусматривается широкое использование алгоритмизации в виде планов характеристики географических объектов, процессов и явлений, логических схем, структурных моделей.

На этапе введения знаний используется технология проблемно-диалогического обучения, которая позволяет организовать исследовательскую работу учащихся на уроке и самостоятельное открытие знаний. Данная технология разработана на основе исследований в двух самостоятельных областях – проблемном обучении (И.А. Ильницкая, В.Т. Кудрявцев, М.И. Махмутов и др.) и психологии творчества (А.В. Брушлинский, А.М. Матюшкин, А.Т. Шумилин и др.). Автором технологии является Мельникова Елена Леонидовна. Технология полно и последовательно реализована в развивающей Образовательной системе «Школа 2100».

Использование проблемно-диалоговой технологии позволяет обучающимся вступать во взаимодействие не только с учителем, но и с другим учеником, работать сообща, при этом овладевая разнообразными речевыми средствами в различных ситуациях общения.

Проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога.

При работе с использованием проблемно-диалогического обучения происходит развитие:

1. умственных способностей учащихся (возникающие затруднения заставляют учащихся задумываться, искать выход из проблемной ситуации);

2. самостоятельности (самостоятельное видение проблемы, формулировка проблемного вопроса, проблемной ситуации, самостоятельность выбора плана решения);

3. творческого мышления (самостоятельное применение знаний, способов действий, поиск нестандартных решений).

Проблемно-диалогическая технология дает развернутый ответ на вопрос, как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы. Слово «диалогическое» означает, что постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога. При построении диалогового урока надо учитывать, что диалог – это форма общения. Диалоговый урок не получится, если присутствуют факторы, тормозящие диалог:

2. отсутствие внимания учителя к ребёнку (улыбка, обращение по имени, физический и зрительный контакт);

3. закрытые вопросы, которые предполагают односложные ответы или вопросы, на которые вообще отвечать не нужно;

4. неумение учителя быть хорошим слушателем (слушание часто бывает критическим: недослушивание, перебивание, негативная оценка услышанного).

Необходимыми условиями организации учебного диалога являются: а) снятие факторов, тормозящих общение педагога с детьми; б) восприимчивость к чужому мнению, стремление не оценить, а услышать и принять мнение ребёнка; в) владение педагогом технологией организации предметного диалога.

Подготовка к проблемно-диалоговым урокам является для меня творческим процессом, в ходе которого я нахожусь в постоянном поиске наиболее эффективных методов и приёмов введения новых знаний.

Начинаю урок с постановки проблемы. Постановка проблемы заключается в создании учителем проблемной ситуации и организации выхода из нее одним из трех способов: 1) учитель сам заостряет противоречие проблемной ситуации и сообщает проблему; 2) ученики осознают противоречие и формулируют проблему; 3) учитель диалогом побуждает учеников выдвигать и проверять гипотезы.

На уроке открытия новых знаний я использую три наиболее эффективных метода постановки учебной проблемы:

  • подводящий к теме диалог;
  • сообщение темы с дальнейшей мотивацией на диалог
  • побуждающий от проблемной ситуации диалог;

Их сходство заключается в том, что все названные методы обеспечивают мотивацию учеников к изучению нового материала. Различие методов - в характере учебной деятельности школьников и, следовательно, в развивающем эффекте.

Рассмотрим эти методы подробнее.

Фрагмент урока географии в 9 классе по теме «Население России»

Подводящий к теме диалог представляет собой систему посильных ученикам вопросов и заданий, которые активизируют и, соответственно, развивают логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы пошагово подвожу учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку умозаключений, ведущих к новому знанию. Вопросы и задания могут различаться по характеру и степени трудности, но должны быть посильными для учеников. По ходу диалога необходимо принимать даже ошибочные ответы учащихся.

Фрагмент урока географии в 6 классе по теме «Ориентирование»

Учитель

Ученик

Тема сегодняшнего урока актуальна, её изучение играет большую роль в жизни человека. Когда-то погибали целые экспедиции, и наоборот знание и умение это делать помогали людям в трудную минуту.

Зачитывает текст:

Ребята отправились в поход за грибами по незнакомой им местности. Чтобы не заблудиться, они взяли с собой компас, по которому определили, что их путь лежал на северо-восток.

Возвращаясь домой, они обнаружили, что компас утерян.

Какая проблема возникла у ребят?

Какие умения они должны проявить?

Умение находить стороны горизонта называется ориентированием.

- Как вы догадались тема сегодняшнего урока «Ориентирование на местности».

Слово «ориентироваться» происходит от латинского «ориенс» - восток, поэтому буквально это значит определить своё положение по отношению к востоку. Но главное направление для ориентирования – направление север – юг.

Ориентироваться на местности можно разными способами. Откройте атласы на стр. 8-9 , назовите эти способы.

Какие из этих способов вы предложили ребятам для возвращения домой?

Слушают

В каком направлении идти домой.

Умение находить стороны горизонта без компаса.

Рассматривают разные способы ориентирования, называют их.

По кроне деревьев.

По лишайнику на стволе дерева.

По годичным кольцам спиленного дерева.

По муравейнику.

По Солнцу.

Сообщение темы с мотивирующим приемом - суть метода заключается в том, что учитель предваряет сообщение готовой темы либо интригующим материалом (прием «яркое пятно»), либо характеристикой значимости темы для самих учащихся (прием «актуальность»). В некоторых случаях оба мотивирующих приема используются одновременно.

Побуждающий от проблемной ситуации диалог - представляет собой сочетание приема создания проблемной ситуации и специальных вопросов, стимулирующих учеников к осознанию противоречия и формулированию учебной проблемы. На этапе поиска решения побуждаю учеников выдвинуть и проверить гипотезы, обеспечиваю «открытие» знаний путем проб и ошибок. В ходе диалога использую отдельные стимулирующие реплики, которые помогают ученику работать по-настоящему творчески. Используется метод на любом этапе урока.

Таким образом, проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога. Учитель сначала в побуждающем или подводящем диалоге, а также с помощью мотивирующего приёма помогает ученикам поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования, тем самым вызывая у школьников интерес к новому материалу, формируя познавательную мотивацию «открытию» нового знания. При этом достигается подлинное понимание учениками материала, ибо нельзя не понимать то, до чего додумался сам.

Современные возможности урока (компьютер и мультимедийный проектор) позволяют мне сделать их более интересными и запоминающимися. Благодаря зрительному восприятию, детям легче удерживать логическую цепочку знаний, которые необходимы для осознания создавшегося противоречия, для обозначения проблемы, для открытия новых знаний. Каждый появляющийся новый слайд либо служит для активизации внимания и мышления учащихся, либо побуждает к выполнению заданий, или идет как подтверждение правильных ответов и выводов, проверки самостоятельной работы по эталону. Организация проблемных диалогов с использованием презентаций оживляет работу учащихся, позволяет в процесс открытия новых знаний включить практически каждого ребенка. Алгоритм подготовки учителя к проведению урока.

При проведении уроков по нашему курсу учителя очень часто сталкиваются с проблемой нехватки времени. Материал темы достаточно обширен, поэтому его не удается «открыть» полностью вместе со школьниками, используя технологию проблемного диалога. В результате не остается времени ни на этап самостоятельного применения знаний, ни на подведение итога. В основе этой проблемы лежит стремление учителя «открыть» с учениками все знания. Напротив, некоторые сложные положения проще объяснить самому учителю, оставив более легкие «открытия» для учеников. Важно, чтобы на каждом уроке хотя бы часть знаний ученики «открывали» сами.

Вторая и главная причина нехватки времени – неумение пользоваться принципом минимакса. Согласно этому принципу школьники на уроке могут узнать много нового (максимум), но должны узнать лишь важнейшие знания (минимум).

Задача учащихся:

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;

Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Мне кажется, современный урок должен, прежде всего, научить ребенка учиться, общаться и помочь осознать себя. Для этого ученику на уроке необходимо быть полноправным действующим лицом. Современный урок – это урок, на котором царит деловая творческая обстановка, где ребята охотно вступают в диалог с учителем и друг с другом. Это урок, насыщенный многообразием учебных ситуаций, и каждая из них вызывает у учащихся вопросы и удивление. Современный урок – это педагогическое произведение, учитель вносит в него свое творчество, свой методический почерк.

Конечно, организация проблемного диалога на уроке и во внеурочной деятельности должна быть связана с рефлексией, так как ученик должен научиться фиксировать результаты своей учебной и внеурочной деятельности. Только в этом случае можно говорить о высокой эффективности использования технологии проблемно-диалогического обучения.

Рефлексию на уроке организую различными способами:

  • через подведение итогов урока по вопросам (Что узнал? Чему научился? Что понял? В чем испытываете затруднения? Что мне больше всего понравилось на уроке? Что мне не удалось выполнить и почему? Добился ли я своей цели? Каковы мои главные результаты? Какие задания вызвали наибольший интерес и почему?);

Не следует думать, что организация диалогового обучения ограничивается лишь созданием раскованного общения с учениками, свободным обменом мнениями. Учителю необходимо учитывать ряд организационных моментов:

1. Организация учебного пространства кабинета. Традиционная расстановка парт при диалоговой технологии неуместна. Обучающиеся должны общаться лицом к лицу. Поэтому такая форма работы, как групповая, является наиболее оптимальной.

2. Содержание учебного диалога. Учитель должен продумать тематику диалога; формулировку вопросов и заданий; материал диалога, который должен решать задачи урока; учет временных ограничений; состав групп, психологическую атмосферу в группе, так как каждый участник диалога должен стать участником, а не зрителем. Сначала научиться вступать в диалог с собственным «Я», затем взаимодействовать с другими («Я и другой»).

Для учителя, диалог на уроке - это, прежде всего, уникальный способ соприкоснуться с личными проблемами и размышлениями ученика. Для обучающихся - это ощущение и понимание равенства со своим собеседником, что обозначает не равенство в знании, а равные права на ответственность за постановку и решение своего вопроса. Поэтому диалогичность - совместный поиск истины, форма и способ отношений, где главное не воспроизведение информации, а размышление, обсуждение проблемы, причем в рамках законов речевого поведения: взаимоуважения, взаимопонимания и сотворчества.

Таким образом, создаются условия, способствующие развитию универсальных учебных действий школьника, таких как:

  • регулятивные (организовывать свою деятельность, решать проблемы);
  • познавательные (извлекать информацию, делать логические выводы);
  • коммуникативные (вести диалог, взаимодействовать с людьми);
  • личностные (давать нравственную оценку ситуации, осуществлять нравственный выбор).

Я использую технологию проблемно-диалогического обучения много лет и с полной уверенностью могу сказать, что она является результативной. В ходе использования проблемно-диалогической технологии достигаю следующих предметных и метапредметных результатов:

  • формирование прочных и глубоких знаний;
  • формирование регулятивных, познавательных, коммуникативных, личностных универсальных учебных действий;
  • приобретение навыков самостоятельной работы.

Подводя итог, хочется сказать, что использование технологии проблемно-диалогического обучения позволяет обучающимся самостоятельно открывать знания, поэтому проблемно-диалогическое обучение можно назвать универсальной педагогической технологией, обеспечивающей развитие каждого обучающегося, ключом к успеху и творчеству, позволяющим учителю каждый урок сделать интересным.

Литература:

  1. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., 2012 г.
  2. Мельникова Е.Л. Технология проблемного обучения: методы, формы, средства обучения – М.: Школа 2010, 2009 г.
  3. Мельникова Е.Л. Проблемно-диалогическое обучение как средство реализации ФГОС: Пособие для учителя. – М.: ФГАОУ АПКиППРО, 2013 г.