Биографии. История жизни великих людей. Адмирал из анекдота. Как Василий Чичагов вошёл в историю Юрьев Василий Яковлевич

История жизни
27 ноября 1788 года главным командиром Ревельского порта был назначен адмирал Василий Яковлевич Чичагов, которому было приказано принять под свое командование ревельскую эскадру и приготовить ее к кампании будущего года. В Ревеле зимовали 10 кораблей, 4 фрегата, 2 бомбардирских, по одному госпитальному и транспортному кораблю – всего 23 с командой в 9333 человека.
Прибыв в Ревель, адмирал Чичагов стал готовить эскадру к кампании следующего года. Для снабжения кораблей пресной водой зимой был построен временный водопровод из Бумажного озера (ныне озеро Юлемисте) в гавань.
Василий Яковлевич Чичагов хорошо знал Ревель. В этом старинном городе служил он молодым моряком.
Морскую службу Чичагов начал 10 апреля 1742 гардемарином. Ему было в то время 16 лет. С 1744 года он находился на службе в Ревеле при береговой охране. Там гардемарин Василий Чичагов был произведен в первый офицерский чин – в мичманы и покинул этот город летом 1757 года уже в чине лейтенанта, командуя фрегатом «Св. Михаил».
Через тринадцать лет (в 1770 году) Василий Яковлевич Чичагов вновь в Ревеле. Он уже имеет чин контр-адмирала и командует эскадрой, с которой плавал до Готланда. Вскоре Василий Яковлевич Чичагов был назначен Главным командиром Ревельского порта, где и прослужил более года.
Далее, командуя эскадрой, он плавал до Готланда. Затем, командуя эскадрой из трех кораблей, плавал в Средиземное море.
20 декабря 1772 года контр-адмирал Чичагов вновь вступил в должность Главного командира Ревельского порта. Прослужив всего две недели, был переведен в Кронштадт.
В промежутке между службой в Ревеле Василий Яковлевич Чичагов в чине капитана 1-го ранга в 1765 году возглавил секретную экспедицию, снаряженную по проекту М.В.Ломоносова, для нахождения прохода «Сибирским океаном» в Камчатку и «путешествия по северным морям». Для этой экспедиции были построены три специальных корабля с двойной обшивкой корпуса для защиты от льда. Названы были они именами их капитанов: «Чичагов», «Панов» и «Бабаев».
Две экспедиции, совершенные летом 1765 и 1766 годов, не принесли желаемого результата. Условия плавания были очень тяжелыми. Во второй экспедиции корабли, достигнув 80 градусов 30 минут северной широты, остановились перед сплошным ледяным полем, преодолеть которое было невозможно. Экспедиция вернулась в Архангельск. Так закончилась первая попытка найти Северный морской путь из Архангельска на Камчатку. Хотя секретная экспедиция не достигла главной своей цели, за выполнение труднейшего плавания все участники были награждены годовым жалованьем, штурманы сверх этого производством в следующий чин, капитаны кораблей и их помощники – пожизненными пенсионами из половинного оклада жалованья.
Адмиралу Василию Яковлевичу Чичагову в момент назначения его Главным командиром Ревельского порта и командующим Ревельской эскадрой было 63 года.
«Муж, стяжавший от всех почтенье и любовь своими заслугами, добродетелями, а наипаче величайшей скромностью и кротостью нрава» – так охарактеризовал Чичагова в своих записках П.Я.Гамалея.
Шведский король Густав III имел план – взять Санкт -Петербург во что бы то ни стало. С моря и с суши. И сокрушить Россию – лишив ее северной столицы.
Активность шведского короля объяснялась тем, что главные военные силы русских были брошены в пламя очередной русско-турецкой войны.
Адмирал Чичагов был хорошим капитаном и начальником эскадры в мирное время. Он ни разу не участвовал в морском сражении. Неизвестно было, как он на 64-м году жизни будет командовать вверенными ему кораблями в сумятице кровопролитного морского боя.
Несмотря на это, 23 марта 1789 года адмирал Василий Яковлевич Чичагов получил новое назначение и рескрипт, согласно которому он назначался командующим Балтийским флотом с оставлением в прежних должностях и с выплатой 10 тысяч рублей подъемных и по тысяче рублей в месяц за стол. В том же рескрипте было сказано, что в команду адмирала Чичагова назначаются вице-адмиралы Алексей Васильевич Мусин-Пушкин и Тимофей Гаврилович Козлянинов.
Общий план кампании 1789 года был разработан на военном совете в Петербурге, на который был приглашен адмирал Василий Яковлевич Чичагов. Все тактические действия российского флота на море и, в частности, в Финском заливе, внесенные в соответствующую инструкцию, были предложены самим адмиралом. Основная цель состояла в том, чтобы нанести общий центральный удар и полностью разгромить шведский флот. Однако не было сказано ничего о том, где на море должна быть одержана победа и куда должен быть сосредоточен главный удар.
Батальные события на Балтике в русско-шведскую войну 1788–1790 годов развивались бурно.
Весна 1789 года застала российский флот с рассеянными по Балтийскому морю силами. Сам адмирал Чичагов находился в Ревеле с эскадрой, состоящей из 10 кораблей. В Кронштадте были подготовлены к выходу в море также 10 кораблей и в Копенгагене зимовали еще 11 кораблей под началом контр-адмирала Лариона Афанасьевича Повалишина.
Зима 1789 года была очень суровой. Море около Ревеля вскрылось необыкновенно поздно – 30 апреля. Ревельская эскадра вышла из гавани только 2 мая.
Основной задачей на этот момент было скорейшее соединение Ревельской и Кронштадтской эскадр. У Кронштадта море вскрылось только 12 мая. Только благодаря энергичным действиям Главного командира порта адмирала Петра Ивановича Пущина Кронштадтская эскадра в составе 10 кораблей, двух фрегатов и трех малых кораблей с командой 7300 человек под командой контр-адмирала Алексея Григорьевича Спиридова была выведена на рейд. Вскоре был получен приказ о следовании эскадры к Ревелю на соединение с кораблями адмирала Чичагова.
Когда 16 июня прибыли из Кронштадта в Ревель два резервных корабля «Яаннуарий» и «Европа» и два фрегата «Симеон» и «Патрикий», адмирал Чичагов решил приступить к действиям на море.
2 июля эскадра вышла в море и стала не торопясь продвигаться на запад, навстречу шведскому флоту. На следующий день с помощью сигнальных огней с финского берега было передано сообщение шведам о том, что российский флот покинул Ревель. Через две недели в 50 милях от южной оконечности острова Эланд было обнаружено множество военных кораблей. Это был шведский флот во главе с генерал-адмиралом Карлом Зюдерманландским.
Эскадра адмирала Чичагова состояла из 20 кораблей и имела на борту 1600 орудий. Шведский флот располагал 22 кораблями с 1742 орудиями и превосходил по силе русскую эскадру. В три часа ночи 15 июля шведский флот атаковал эскадру адмирала Чичагова. Авангардом в этом сражении командовал контр-адмирал Спиридов, аръергардом – вице-адмирал Мусин-Пушкин. Отважно сражались русские моряки, отражая атаку шведских кораблей. Корабли контр-адмирала Спиридова и вице-адмирала Мусина-Пушкина были сильно атакованы шведскими кораблями, которые имели перевес в артиллерии. Не дрогнули моряки, открыли по противнику шквальный огонь из пушек, заставив отойти шведские корабли на безопасное расстояние. До девяти часов вечера продолжалось сражение. Эскадра адмирала Чичагова удержала за собой место сражения, и шведский флот вынужден был удалиться. Больше всех во время вечерней перестрелки пострадал от шведских выстрелов корабль «Мстислав». На «Мстиславе» был убит его командир, капитан-командор Григорий Иванович Муловский.
Общие потери на русских кораблях: 32 убитых (один капитан-командор, два офицера, два гардемарина и 27 матросов) и 185 раненых. По распоряжению адмирала Чичагова тела убитых на госпитальном судне «Холмогоры» были отправлены в Ревель. В журнале текущих событий Адмиралтейств-коллегии за июль 1789 года отмечено: «Прибыло на Ревельский рейд судно «Холмогоры», на коем привезено тело покойного бригадира флота капитана Муловского для учинения погребения».
Таким образом, в ревельской земле нашли покой первый мореплаватель, которому было дано Высочайшее повеление совершить кругосветное плавание, капитан-командор Муловский, и совершивший это кругосветное путешествие адмирал Адам Крузенштерн.
После ухода шведского флота с поля сражения соединились эскадры вице-адмирала Тимофея Гавриловича Козлянинова с основными силами Балтийского флота. 22 июля адмирал Чичагов повел свой флот к Карлскроне, где под защитой крепостной артиллерии находились шведские корабли.
Эскадра адмирала Чичагова значительно превосходила по силам шведский флот, имея в наличии 31 линейный корабль, 10 фрегатов и некоторое число мелких кораблей с командой до 23 тысяч человек.
23 июля 1789 года адмирал Чичагов написал императрице Екатерине II о положении шведского флота в порту Карлскроне:
«Для вящего, однако, усугубления страха неприятелю, остался я, крейсируя с флотом перед упомянутым портом, дабы по крайней мере обнаружить перед целым светом трусость всего короля шведского морского ополчения, против победоносного флага Вашего Императорского Величества, и так показать тем могущественное владычество Вашего Величества над всем Балтийским морем».
До самой осени эскадра адмирала Чичагова крейсировала в море, сохраняя господство на водах балтийских. С наступлением зимы корабли разделились на группы и зимовали на рейдах Кронштадта, Ревеля и Балтийского порта (ныне Палдиски).
С 10 линейными кораблями и 5 фрегатами адмирал Чичагов провел зиму 1789/90 г. в Ревеле. Он энергично готовил команду и корабли к кампании 1790 года. В начале весны, 2 мая, шведский флот под командованием генерал-адмирала герцога Карла Зюдерманландского атаковал стоявшую на Ревельском рейде эскадру адмирала Василия Яковлевича Чичагова. Шведы решили разгромить стоявшие на рейде корабли и захватить Ревель. Перевес в силе был явно на их стороне. Шведская эскадра располагала 22 линейными кораблями и 4 фрегатами. Началась ожесточенная перестрелка. Мужественно сражались русские моряки. После двухчасового сражения эскадра герцога Зюдерманландского прекратила бесплодную атаку и отступила, потеряв два линейных корабля. Севший на мель корабль «Раксен Стендер» шведы сожгли сами, чтобы он не попал в плен. Другой корабль «Принц Карл» получил столь тяжелые повреждения в рангоуте и такелаже, что утратил управление и ход. Его команде в 520 человек пришлось спустить флаг и сдаться в плен.
Было ясно, противоборство на водах балтийских должно решиться в большом морском сражении. Командующий Балтийским флотом адмирал Василий Яковлевич Чичагов понимал, что необходимо разгромить эскадру герцога Карла Зюдерманландского. Но прежде чем сделать это, необходимо было объединить все корабли в единую силу, найти противника и навязать ему сражение.
Получив донесение о появлении противника в районе Красной Горки, адмирал Чичагов немедленно направляется с Ревельской эскадрой, чтобы оказать помощь резервной эскадре вице-адмирала Александра Ивановича Круза, сражающегося со шведскими кораблями. Когда шведские сторожевые фрегаты заметили идущую на всех парусах к месту сражения Ревельскую эскадру, они тут же известили своего генерал-адмирала об этом. Понимая грозящую опасность, шведский флот поспешно покинул место сражения и 26 мая укрылся в Выборге под защиту своей береговой артиллерии.
Соединившиеся эскадры под флагом адмирала Чичагова пошли к Выборгу и бросили якоря в семнадцати милях от порта.
Началась блокада шведского флота. Канонерские лодки королевского флота в тот же день решили провести разведку боем и атаковали фрегат «Венус» и катер «Меркурий». Потеряв одну лодку, отряд вернулся в Выборг и сообщил, что в блокаде участвуют 27 линейных кораблей эскадры адмирала Чичагова.
Имея в наличии только 21 линейный корабль шведский генерал-адмирал Карл Зюдерманландский решил не вступать в сражение, а с меньшими потерями покинуть Выборг, миновав основные силы эскадры адмирала Василия Яковлевича Чичагова. Русская эскадра тем временем день за днем осторожно сближалась с неприятельским флотом, исследуя глубины незнакомого фарватера.
Ожидая выхода шведского флота в открытое море, адмирал Чичагов к 9 июня так расположил свои корабли, что по сути дела завершил морскую блокаду Выборга. На левом фланге у шхер встал отряд под командой капитана 2-го ранга Романа Васильевича Кроуна. За ним корабли контр-адмирала Петра Ивановича Ханыкова. Эту цепь замыкали корабли под командой контр-адмирала Иллариона Афанасьевича Повалишина.
В центре позиции были сосредоточены главные силы Балтийского флота во главе с адмиралом Василием Яковлевичем Чичаговым в составе 18 линейных кораблей и 6 фрегатов. Правый фланг прикрывал отряд капитан-командора Прохора Ивановича Лежнева, состоящий из 4 линейных кораблей.
Чтобы сковать активность русского флота, шведский король Густав III постоянно держал его в напряжении атаками своей гребной флотилии.
В ночь на 22 июня шведская гребная флотилия, состоящая из 80 канонерских лодок, напала на корабли капитан-командора Лежнева. Эта атака была задумана с целью отвлечь силы эскадры адмирала Чичагова от места прорыва блокады основными силами шведского флота. Местом прорыва шведский генерал-адмирал герцог Зюдерманландский избрал узкий проход на левом фланге, где в дозоре стояли слабые отряды контр-адмиралов Ханыкова и Повалишина.
Около шести часов утра парусный флот пришел в движение. Шведские линейные корабли один за другим снимались с якоря и осторожно входили в хорошо знакомый им фарватер. Поняв, что королевский флот решил выйти в море, адмирал Чичагов приказал поднять на флагманском корабле общий сигнал «... приготовиться к бою». Он думал, что шведы решили атаковать главные силы русской эскадры и приготовился принять бой «на якоре». Шведский генерал-адмирал решил не вступать в сражение с эскадрой адмирала Чичагова, а прорваться у самого берега крайне опасным для больших кораблей фарватером.
В шесть часов утра шведский королевский флот в кильватерном строю устремился в прорыв между кораблями контр-адмиралов Ханыкова и Повалишина.
Началось Выборгское сражение, в котором основные силы эскадры адмирала Чичагова оказались в роли зрителей. Корабли шведского королевского флота один за другим на всех парусах проскакивали между русскими отрядами. Противники осыпали друг друга залпами в упор. Все место сражения было окутано густыми клубами порохового дыма, сильно затруднявшего ведение прицельного огня по стремительно проходящим мимо шведским кораблям. Только через час адмирал Чичагов понял, что шведский флот, не приняв боя, уходит на запад. Он приказал «сняться с якоря» и идти на помощь контр-адмиралам Ханыкову и Повалишину. Прорыв с боем дорого обошелся шведскому флоту. Четыре корабля, два фрегата и девять мелких судов сбились с курса и напоролись на подводные камни, которые доделали то, что не успели довершить корабельные пушки русской эскадры. Последний корабль кильватерной колонны из-за плохой видимости столкнулся со своим брандером. Пламя, охватившее оба корабля, быстро дошло до крюйткамеры, где хранились значительные запасы пороховых зарядов. Раздался оглушительный взрыв, и корабль вместе с брандером взлетел на воздух.
Уцелевший шведский корабельный флот, выйдя в открытое море, устремился к Свеаборгу. За ним в погоню кинулись русские корабли. С трудом смогли нагнать и атаковать шведский корабль «София Магдалина». После непродолжительной перестрелки экипаж корабля спустил флаг и сдался в плен. Уже под самым Свеаборгом линейному кораблю «Изяслав» и фрегату «Венус» удалось навязать бой шведскому линейному кораблю «Ретвизан» и взять его в плен.
В результате Выборгского морского сражения шведский флот понес значительные потери. Королевский флот потерял 64 вымпела. Русские моряки захватили в плен, сожгли и потопили семь линейных кораблей и три больших фрегата. Во время сражения погибло около пяти тысяч шведов и взято в плен до двух тысяч офицеров и матросов. Потери в эскадре адмирала Чичагова были незначительны. Было убито 117 и ранено 164 человека, и почти все – на кораблях контр-адмиралов Ханыкова и Повалишина.
Заслуги адмирала Василия Яковлевича Чичагова были оценены императрицей Екатериной II весьма высоко. За Ревельское сражение он был награжден орденом Св. Андрея Первозванного и 1388 душами в потомственное владение, за Выборгское – орденом Св.Георгия 1-й степени и 2417 душами крестьян.
При торжественном заключении мира со Швецией в 1790 году адмирал Василий Яковлевич Чичагов был награжден Похвальной грамотой, Золотой шпагой, украшенной алмазами, и серебряным сервизом.
Адмирал Василий Яковлевич Чичагов – единственный во флоте кавалер ордена Св. Георгия 1-й степени.
Василий Яковлевич Чичагов скончался в Петербурге 4 апреля 1809 года на 83-м году от рождения. Он погребен в Александро-Невской лавре.
В последние годы жизни на его долю выпало редкое счастье видеть сына своего, адмирала Павла Васильевича Чичагова, морским министром России.
Марат ГАЙНУЛЛИН

Носил с 1782 года.Проводил в жизнь хитрую тактику: принимал атаку противника на выигрышной позиции, чтобы одерживать победы с малой потерей. При Екатерине II был назначен командующим флота во время войны со шведами.Умер 4 июня 1809 года, был похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.


Биография

Ранние годы

Родился адмирал 28 февраля 1726 года в бедной семье под Костромой. Воспитание и образование было домашнее. После поступил и окончил Навигацкую школу в Москве. Дополнительное образование юный Чичагов получил в Великобритании. Обучение завершил в 1742 году, после чего начал свою службу в российском флоте.

Начало карьеры

Свою службу начал гардемарином, прошел все малые офицерские чины на Балтийском флоте, отличился в Семилетней войне, выполняя важные поручения. Затем он служил в Архангельске. В 1765-1766 годах В. Я. Чичагову руководил специальной экспедицией, которая дважды пыталась пройти через Северный Ледовитый океан к Алеутским островам между Гренландией и Шпицбергеном. Русские моряки достигли 80 градусов 26 минут северной широты, побив рекорд Г. Гудзона. Сплошные льды не позволили продвинуться далее. Разумеется, плавания в те годы не могли привести к успеху. Чичагову можно поставить в заслугу уже то, что он без потерь вернул свои суда с экипажами от холодных ледников к родным берегам. Более того, капитан бригадирского ранга доказал, что такая задача невыполнима для кораблей того времени.

Став главнокомандующий Архангельского порта, Чичагов боролся с плохими привычками среди моряков и чиновников. После начала русско-турецкой войны 1768-1774 годов он стремился увеличить характеристики верфей, предложив закладывать вместо 4 сразу по 6 кораблей. Построенные архангельцами флот шёл прямиком на Балтику. В 1770 году туда же вызвали произведенного в контр-адмиралы Чичагова. Он обучал экипажи для кораблей Балтийского флота, в 1772 году одну из подготовленных эскадр смог провести без потерь на Средиземное море. Вернувшись, стал главнокомандующий сначала Ревельского, затем Кронштадтского порта. Благодаря его стараниям и последняя ушедшая на Средиземное море эскадра благополучно достигла цели.

Керченский пролив

Первые бои в качестве флагмана контр-адмирал Чичагов получил на Черном море. Весной 1774 года эскадра Азовской флотилии под его флагом находилась у входа в Керченский пролив. 9 июня с русской эскадры из 3 фрегатов и 2 «новоизобретенных» плоскодонных кораблей обнаружили турецкий флот. Чичагов принял решение пойти на сближение и обнаружил, что к охраняемому им проливу направляются 5 линейных кораблей, 9 фрегатов, 26 галер и шебек, несколько меньших судов под командованием адмирала. Заметив русскую эскадру, турки двинули на нее отряд из 7 фрегатов, 6 шебек и 4 галер. Остальные двинулись к пролив. Контр-адмирал раскусил их план, повел отряд наперерез и преградил противнику путь, открыв огонь. Турки после перестрелки отстали. Русские корабли развернулись в проливе. Турецкий флот превосходящий по силам занял позицию у входа и пытался атаковать, но нападения были отражены.

После смерти адмирала С. К. Грейга, Екатерина II назначила Чичагова командующим флотом во время войны со шведами. В этой должности он одержал победы над превосходящими силами противника в Эландском (1789 год), Ревельском (1790 год) и Выборгском сражениях, взяв при этом в плен множество кораблей, фрегатов и других судов, более 5000 солдат и до 200 офицеров, в том числе шведского контр-адмирала. Эти победы принудили шведского короля Густава III к скорому заключению мира.

Последние годы

В последующие годы В. Я. Чичагову не довелось командовать в сражениях, потому что на Балтике у русского флота соперников не осталось. Одно движение эскадр, выводимых адмиралом в море, было настолько внушительным, что никто не решался противодействовать им.

Надгробие В. Я. Чичагова

При Павле I Василий Яковлевич выступил против самодурства самодержавного генерал-адмирала, вышел в отставку и прожил в имении под арестом. Император запретил В. Я. Чичагову приезжать в столицу. Умер адмирал 4 апреля 1809 года.Из десяти его сыновей большинство служило на флоте, а Павел Васильевич Чичагов стал морским министром, немало сделавшим для флота той эпохи.

Память

В честь Василия Чичагова названы:

  • Гора Чичагов (55°43′ с. ш. 160°12′ з. д.), на п-ове Аляска;
  • Гора Чичагов (367 м), на острове Западный Шпицберген, архипелага Шпицберген;
  • Залив Чичагова (55°39′ с. ш. 160°15′ з. д.), в Тихом океане, на южном побережье п-ова Аляска;
  • Залив Чичагова, в Тихом океане, остров Науку-Хив в Южной Полинезии, Маркизский архипелаг;
  • Мыс Чичагов (58°22′ с. ш. 157°32′ з. д.), на северо-западном берегу п-ова Аляска;
  • Мыс Чичагов (Сата), на западом берегу острова Кюсю, Япония;
  • Мыс Чичагов, на острове Науку-Хив, Маркизский архипелаг;
  • Мыс Чичагов, на острове Западный Шпицберген;
  • Остров Чичагов (57°52′ с. ш. 135°47′ з. д.), в Тихом океане, Александровский архипелаг, Аляска;
  • О-ва Чичагова (81°32′ с. ш. 56°48′ в. д.), в архипелаге Новая Земля;
  • Пролив Чичагова (56°21′ с. ш. 132°29′ з. д.), между островами Этолина на юге и Воронковского на севере в Александровском архипелаге, Аляска.

Награды

  • 26 ноября 1773 года за проведение 18 кампаний награждён орденом Святого Георгия IV класса.
  • За победу в Ревельском сражении награждён орденом Андрея Первозванного.
  • 26 июля 1790 года за победу в Выборгском сражении награждён орденом Святого Георгия I класса.

Адмирал, известен своим участием в Шведской войне 1789-1790 гг. Родом из дворян Костромской губернии, Ч. родился 28-го февраля 1726 г. и среднее образование получил в Морском училище (школа навигацких наук), учрежденном Петром Великим в Москве, по окончании курса в котором уехал в Англию с целью пополнить свои знания. 10-го апреля 1742 года он был зачислен во флотскую службу гардемарином, а в 1744 г. получил назначение состоять при Ревельской береговой команде, через год был произведен в мичманы, и в 1751 г. был назначен корабельным секретарем. Через три года он получил чин лейтенанта, а в 1757 г. совершил свое первое плаванье на фрегате "Св. Михаил", отправленном "по секретной комиссии" в Зунд. Из Ревеля в Кронштадт он вернулся уже в качестве командира названного судна. В 1758 г. он получил чин капитан-лейтенанта, через 4 года - капитана 2-го ранга, в том же 1762 г. он состоял при проведении из С.-Петербурга в Кронштадт корабля "Святая Екатерина". В 1763 г. мы застаем его в Казани, куда он был командирован для освидетельствования заготовленного на пристани леса, а в следующем году он, уже в чине капитана 1-го ранга, командует кораблем "Ревель".

1764-1765 гг. выдвинули Ч. из среды его сверстников. По инициативе Ломоносова, указом 14-го мая 1764 г. была снаряжена "даже от сената секретная" экспедиция в Ледовитый океан, имевшая целью исследовать путь через Полярное море к Камчатке. Летом и осенью были сделаны приготовления, а в 1765 г. Ч., назначенный начальником экспедиции, состоявшей из трех судов, вышел в море из Колы, куда он прибыл в сентябре 1764 г. Плавание было неудачное. Экспедиция сразу была задержана льдами и принуждена была зайти в Клокбайкский залив на острове Шпицбергене и некоторое время оставаться там. Выйдя в начале июля в море, Ч. взял курс на запад, но сплошные льды, встреченные экспедицией, заставили его повернуть на север. 23-го июля он достиг 80°26" с. ш., но дальше не пошел, так как приближение осени и плавающие льды начинали внушать опасение за благополучный исход экспедиции. Посоветовавшись с капитанами судов, Ч. повернул к Архангельску, куда и прибыл 20-го августа. В С.-Петербурге остались недовольны результатом экспедиции и обвиняли начальника ее в том, что он повернул к северу, тогда как, по точному смыслу полученной им инструкции, он должен был держаться направления на запад, к берегам Гренландии. "Всего же главнее кажется то, что мореплаватели, кажется, рано вздумали о возвратном пути, не дожидаясь того, чтобы настоящая нужда или опасность их к этому принудила". В следующем году Ч., командуя теми же тремя судами, снова вышел в море с прежнею целью - отыскать морской путь через Северный Ледовитый Океан в Камчатку. На этот раз экспедиция тоже не имела успеха. Достигнув 80°30" с. ш., Ч. вернулся обратно, так как не было никакой возможности пробиваться через встречавшиеся льды. Несмотря на неудачу, он, за двукратное плаванье в Северный океан, был награжден половинным жалованьем в пенсион.

В 1767 г. Ч. сухим путем вернулся из Архангельска в С.-Петербург и был немедленно назначен командиром петербургской корабельной команды. В 1768 г. он занял должность главного начальника Архангельского порта, в которой и оставался до 1770 г., когда, получив чин контр-адмирала, был вызван в С.-Петербург. В том же году он, командуя эскадрой, плавал до острова Готланда и, по возвращении, был назначен главным начальником Ревельского порта, но в 1771 г. снова ушел в Балтийское море, имея флаг на корабле "Граф Орлов" и командуя эскадрой, а в 1772 г., начальствуя тремя кораблями, плавал в Средиземном море. В октябре он вернулся сухим путем в С.-Петербург, был награжден орденом св. Анны и вступил в отправление своих обязанностей, как начальник Ревельского порта. В следующем году он был назначен главным начальником Кронштадтского порта и, командуя кронштадтской эскадрой, крейсировал до острова Готланда, имея флаг на корабле "Св. Андрей". В том же 1773 г. Ч. был командирован в Донскую экспедицию и, под командой адмирала Сенявина, защищал Керченский пролив от турецкого флота, причем не допустил его войти в Азовское море. Награжденный орденом св. Георгия 4-ой степени, Ч. 10-го июня 1775 г., в день празднования Кучук-Кайнарджийского мира, был произведен в вице-адмиралы и назначен членом Адмиралтейств-коллегии. В 1771 г. он был уволен в годовой отпуск, а в 1776 г. командовал практической эскадрой у Красной Горки: в 1782 г. он получил чин адмирала и орден св. Александра Невского; в том же году он плавал во главе эскадры в Средиземном море; в 1788 г. снова отправлял обязанности главного начальника Ревельского порта. Назначенный командиром Балтийского флота и командуя эскадрой из 20-ти кораблей, Ч. 15-го июля 1789 г. встретился у острова Эланда со шведской флотилией, считавшей в своем составе до 22-х судов, и, после семичасового боя, принудил шведов отступить к Карлскроне, а сам отошел к Финскому заливу. 6-го августа того же года Екатерина II, недовольная действиями Балтийского флота, писала Совету: "Из полученных реляций адмирала Ч. видно, что шведы атаковали его, а не он их, что он с ними имел перестрелку, что в оной потерял капитана бригадного ранга и несколько сот прочих воинов без всякой пользы Империи, что, наконец, возвратился к здешним водам, будто ради прикрытия залива Финского. Я требую, чтобы поведение адмирала Ч. в Совете сличено было с данною ему инструкцией..." Совет, по рассмотрении образа действий Ч., нашел, что "сей адмирал удовлетворил совершенно данным ему предписаниям, опричь единого пункта - возвращения своего к Финскому заливу, в чем ему надобности не было". Этим дело и кончилось, а 2-го мая 1790 г. произошло известное ревельское сражение. Шведский флот, состоявший из 26-ти линейных кораблей и разных других судов, напал на русскую эскадру, стоявшую под командой Ч. на Ревельском рейде; в эскадре этой было всего 10 кораблей. После упорного сражения, длившегося 2½ часа, шведы были разбиты, причем русскими был взят в плен 64-пушечный корабль "Принц Карл" и 300 людей; другой такой же корабль был сожжен. Рассказывают, между прочим, что когда Екатерина II отправляла Ч. в Ревель, поручая ему команду над эскадрой, то, взвесив силы русских и шведов, выразила беспокойство об исходе долженствующего произойти сражения. На это Ч. хладнокровно ответил: "Ну да что же?.. Не проглотят!.." Ответ этот так понравился Государыне, что она поручила Державину сочинить надпись к бюсту адмирала, в которую бы непременно входило его выражение. Державин и секретарь Императрицы составили несколько более или менее удачных четверостиший. Не довольствуясь этим, Екатерина II сама сочинила следующую надпись:

"С тройною силою шли шведы на него,

Узнав, он рек: Бог защитник мой!

Не проглотят они нас!

Отразив, пленил и победу получил".

За ревельское сражение Ч. был награжден орденом св. Андрея Первозванного и пожалованием 1388 душ крестьян в потомственное владение.

По соединении ревельской эскадры с кронштадтской, Ч. блокировал шведский флот в Выборгской губе и, при попытке последнего прорваться, нанес ему решительное поражение, за что получил орден св. Георгия 1-го класса, шпагу с алмазами, серебряный сервиз и 2417 душ крестьян в потомственное владение. Кроме того, Екатерина II пожаловала ему дворянский герб при собственноручном рескрипте.

С воцарением Павла Петровича, Ч. в 1797 г., по прошению, был уволен от службы и последние годы жил в С.-Петербурге, где и умер 4-го апреля 1809 г. Погребен Ч. в Александро-Невской лавре.

В заключение для характеристики Ч., как человека, приведем отзыв о нем Екатерины II, взятый из письма Императрицы к Гримму от 14-го сентября 1790 г.: "Я не могу видеть Ч., чтобы не вспомнить слова князя де Линя о фельдмаршале Лаудоне, когда о нем кто-то спросил, по чему его можно узнать: “пойдите, - сказал он, - вы найдете его за дверью, сконфуженного своим достоинством и своими талантами”. Вот точное изображение моего адмирала".

О Ч. подробнее см.: "Общий морской список", СПб., 1885 г., т. II; "Портретная галерея русских деятелей", СПб., изд. Мюнстера, 1865 г., статья Хмырова; - А. С. Шишков, "Военные действия российского флота против шведского в 1788, 89 и 90 гг.", изд. 1826 г.; "Кронштадтский Вестник", 1876 г., № 82; "Русские экспедиции для описания северных берегов Сибири" и т. д.; "Война России со Швецией 1789-90 г.", соч. Брикнера, в "Журнале Мин. Народного Просвещения", 1869 г., №№ 2, 3, 4, 6; "Морской Сборник", 1857 г., №№ 9, 1859 г., № 10, 1871 г., № 8; "Проект Ломоносова и экспедиция Чичагова", изд. Гидрограф. департамента, 1854 г.; "Чтения в Имп. Обществе истории и древностей России", 1862 г., № 1; И. Чистович, "Историческая записка о совете в царствование имп. Екатерины II ", СПб., 1870 г.; Леонид Чичагов, "Архив адмирала П. В. Чичагова", выпуск І, СПб., 1885 г.; "Сборник Русс. Исторического Общ.", т. XXIII, стр. 495; "Русская Старина", 1873, № 8; "Исторический Вестник", 1899, т. LXXVI, стр. 782, т. LXXIII, стр. 436; - "Энциклопедический словарь" Ефрона, т. LXXVI.; "Энциклопедия военных и морских наук", т. VIII; "Словарь" Старчевского, т. XII; "CПб. Вестник", 1805, ч. VI, стр. 119; "Сын Отечества", 1849, № 5, "Рус. Ист.", стр. 16-18; "Чтения в Общ. Истории и Древн. Рос.", 1862, т. І, 174-177.

Б. Савинков.

{Половцов}

Чичагов, Василий Яковлевич

(1726-1809) - адмирал. По окончании обучения в Англии, Ч. поступил в морскую службу в 1742 г.; назначенный в 1764 г. помощником главного командира Архангельского порта, он дважды (1765 и 1766) ездил с тремя кораблями из Колы в "секретную экспедицию" для отыскания "морского прохода Северным океаном в Камчатку", но из-за льдов мог достичь только 80°21" северной широты. Впоследствии был главным командиром портов Архангельского, Ревельского и Кронштадтского. После смерти адмирала Грейга, Екатерина II поручила Ч. главное начальство над флотом в войне со шведами (1789-1790), и он одержал три блестящие победы над более сильным неприятельским флотом - близ острова Эланда, на Ревельском рейде и близ Выборга, - взял в плен множество кораблей, фрегатов и других судов, более 5000 солдат и до 200 офицеров, с контр-адмиралом во главе. Это принудило Густава III к скорейшему заключению мира.

В. P-в.

{Брокгауз}

Чичагов, Василий Яковлевич

{Половцов}

Чичагов, Василий Яковлевич

(28 февр. 1726 - 9 окт. 1809) - рус. полярный мореплаватель, адмирал. В 1764 был назначен начальником экспедиции с секретным заданием пройти через Сев. Ледовитый ок. к берегам Сев. Америки, затем на 3. и через Берингов прол. к Камчатке. В 1765 достиг 80°26" с. ш. к сев.-зап. от Шпицбергена и, встретив тяжелые льды, вернулся в Архангельск; неудачной была и вторая попытка в 1766, во время к-рой он достиг 80°30" с. ш. Во время русско-швед. войны 1788-90 командовал рус. флотом и отличился в Эландском сражении (1789) и Ревельском бою (1790).

  • - Гречулевич - протоиерей каменец-подольской епархии, отец Василия Васильевича Гречулевича...

    Биографический словарь

  • - ординарный профессор всеобщей истории, географии и статистики казанского университета, родился 1787 г, ум., судя по "Отчету казанского университета за 17 лет"...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - политический деятель и историк революционного движения в России. Род. в г. Богучаре, сын чиновника. Окончил в Воронеже военное училище, где принимал участие в революционных кружках...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - ген.-майор, при Воен. канц., 1809...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - адмирал, известен своим участием в Шведской войне 1789-1790 гг. Родом из дворян Костромской губернии, Ч. родился 28-го февраля 1726 г. и среднее образование получил в Морском училище, учрежденном Петром Великим в...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - два влиятельных думных дьяка, в царствование Ионна IV Грозного и Бориса Годунова. Впервые имя Андрея Щ. появляется в 1550 г., когда он был записан в "тысячную книгу" и состоял "...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Баженов - адъюнкт-профессор истории в Казанском университете, воспитанник 1-го педагогического института, старший учитель истории и географии в вятской гимназии, с 1818 член Казанского общества любителей словесности,...

    Биографический словарь

  • - Данилевский, Василий Яковлевич - физиолог. Родился в 1852 г. Окончил курс в Харьковском университете по медицинскому факультету. С 1883 до 1911 г. профессор физиологии Харьковского университета...

    Биографический словарь

  • - род, 1787, ум. 25 янв. 1731 г. - адюнкт-профессор истории в Казанском университете, воспитанник 1-го педагогического института, старший учитель истории и географии в Вятской гимназии, с 1818 г. член Казанск...
  • - протоиерей Каменец-Подольской епархии, отец В. В. Гречулевича...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - физиолог. Род. в Харькове в 1852 г. Воспитывался в гимназии в Харькове и в Казани, затем с 1868-74 г. в унив., сперва Казанском, потом Харьковском, по медицинскому факультету. С 1877 г. доктор медицины...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - адмирал. По окончании обучения в Англии, Ч. поступил в морскую службу в 1742 г....

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - русский мореплаватель, адмирал. Учился в школе навигацких наук, продолжил образование в Англии. На флоте с 1742...

    Большая Советская энциклопедия

  • - российский флотоводец и мореплаватель, адмирал. В 1764-66 начальник экспедиции для отыскания морского пути из Архангельска через Сев. Ледовитый океан к берегам Сев. Америки и Камчатке...

    Большой энциклопедический словарь

"Чичагов, Василий Яковлевич" в книгах

ВАСИЛИЙ ЯКОВЛЕВИЧ ЧИЧАГОВ

Из книги 100 великих адмиралов автора

ВАСИЛИЙ ЯКОВЛЕВИЧ ЧИЧАГОВ Единственный моряк - кавалер ордена Святого Георгия I степени - В.Я. Чичагов проводил в жизнь необычную тактику: принимал атаку противника на выгодной позиции, чтобы одерживать победы малой кровью.Родился будущий адмирал 28 февраля 1726 года в

СТРУВЕ ВАСИЛИЙ ЯКОВЛЕВИЧ (1793 г. – 1864 г.)

Из книги 100 знаменитых ученых автора Скляренко Валентина Марковна

СТРУВЕ ВАСИЛИЙ ЯКОВЛЕВИЧ (1793 г. – 1864 г.) «A teneris adsuescere multum est. Мы, Струве, не можем жить удовлетворенными без напряженной работы, потому что с ранней молодости убедились в том, что она есть самая полезная и лучшая услада человеческой жизни». Якоб Струве Знаменитый

Победы без лишней крови В. Я. Чичагов

Из книги Георгиевские кавалеры под Андреевским флагом. Русские адмиралы - кавалеры ордена Святого Георгия I и II степеней автора Скрицкий Николай Владимирович

Победы без лишней крови В. Я. Чичагов Первое российское плавание к Северному полюсу и первый для моряков орден Святого Георгия I степени, походы на Средиземное море, оборона Керченского пролива против турок, победы в Эландском, Ревельском, Выборгском сражениях

Василий Чичагов

Из книги 100 великих мореплавателей автора Авадяева Елена Николаевна

Василий Чичагов В 1763 году великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов разработал план освоения кратчайшего морского пути от Северной Европы в Тихий океан. Он предполагал, что летом вдали от берегов (500–700 верст) Ледовитый океан свободен от тяжелых льдов и суда

Чичагов Василий Яковлевич

Из книги Энциклопедический словарь (Х-Я) автора Брокгауз Ф. А.

Василий Яковлевич Струве

Из книги Самые знаменитые ученые России автора Прашкевич Геннадий Мартович

Василий Яковлевич Струве Астроном, геодезист.Родился 4 апреля 1793 года в небольшом местечке Хорст недалеко от города Альтоны, принадлежавшем в то время Дании.Рано проявил математические способности.Закончив Альтонскую гимназию, собрался поступить в академическую

Данилевский Василий Яковлевич

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ДА) автора БСЭ

Мирович Василий Яковлевич

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МИ) автора БСЭ

Струве Василий Яковлевич

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СТ) автора БСЭ

Софронов Василий Яковлевич

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СО) автора БСЭ

Юрьев Василий Яковлевич

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЮР) автора БСЭ

Юрьев Василий Яковлевич Юрьев Василий Яковлевич , советский селекционер-растениевод, академик АН УССР (1945), действительный член Академии с.-х. наук УССР (1956), почётный член ВАСХНИЛ (1956), дважды

Данилевский Василий Яковлевич

автора

Данилевский Василий Яковлевич (род. в 1852 г. - ум. в 1939 г.)Физиолог, автор ряда пионерских работ по строению и работе мозга, центральной нервной системы, мускульной системы и т. д.Святая святых - человеческий мозг. В то время «как космические корабли бороздят просторы

Юрьев Василий Яковлевич

Из книги 100 знаменитых харьковчан автора Карнацевич Владислав Леонидович

Юрьев Василий Яковлевич (род. в 1879 г. - ум. в 1962 г.)Селекционер. Автор многих популярных сортов зерновых культур.Слово «хлеб» у нашего народа занимает, вероятно, такое же место, как и «солнце», «мать». Хлеб - это не просто еда, - это символ жизни, это труд, благополучие,

Чичагов Василий Яковлевич

БСЭ

Чичагов Павел Васильевич

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЧИ) автора БСЭ

Среди российских полководцев и военачальников, удостоенных за победы во славу русского оружия высшей военной награды империи, лишь один моряк смог одеть через плечо ленту ордена Св. Георгия Победоносца. Адмирал Чичагов даже в славной когорте флотоводцев екатерининского золотого века был личностью неординарной. Он удачно сочетал в себе способности навигатора, полярного исследователя, администратора и флотоводца.

Русский мореплаватель Василий Яковлевич Чичагов родился 28 февраля (11 марта) 1726 г. под Костромой в небогатой дворянской семье. Постигать «морскую хитрость» он начал в московской школе Навигацких наук, затем продолжил морское образование в Англии. Службу во флоте Российской империи Чичагов начал в 1742 г. гардемарином в береговой команде Ревельского порта. В марте 1745 г. его досрочно произвели в мичманы, а 15 (26) марта 1754 г. молодой моряк стал лейтенантом.

Боевое крещение Василий Яковлевич получил во время Семилетней войны. Пока русская армия под командование фельдмаршала П.С. Салтыкова громила прусские части, русский флот во взаимодействии со шведским осуществлял морскую блокаду прусских берегов, не допуская на Балтику корабли союзной Фридриху II Великобритании. Лейтенант Чичагов на фрегате «Архангел Михаил» не только участвовал в крейсерстве, но и выполнял специальные поручения, являясь офицером связи между русским и шведским морским командованием. В 1757 г. Чичагову доверили командовать фрегатом «Архангел Михаил», который он привел из Ревеля в Кронштадт. Адмиралтейств-коллегия была довольна службой моряка, о чем говорит производство его в чин капитан-лейтенанта в марте 1758 г.

Во время морской блокады крепости Кольберг в 1761 г. Чичагов состоял офицером для поручений при командующем русской эскадрой вице-адмирале А.П. Полянском, который высоко ценил его и в аттестации охарактеризовал двумя словами: «честный человек».


Сражение на Ревельском рейде 2 мая 1790 г. Художник А.П. Боголюбов.

В апреле 1762 г. Чичагов стал капитаном 2 ранга, а еще через два года вступившая на престол Екатерина II произвела его в капитаны 1 ранга с назначением командиром линейного корабля «Ревель». Однако ему не довелось вступить в командование кораблем. В начале мая императрица подписала рескрипт об организации секретной экспедиции, которой предстояло проложить Северный морской путь из Белого моря в Тихий океан. Один отряд судов под командованием капитана 1 ранга П.К. Креницына должен был отправиться из Охотска вдоль берегов Дальнего Востока на север, открывая новые земли и закрепляя их за Россией. Навстречу ему, следуя из Архангельска и далее между Шпицбергеном и Гренландией был направлен второй отряд из трех кораблей. Конечным районом плавания намечался Берингов пролив. Во главе архангельского отряда был поставлен капитан 1 ранга В.Я. Чичагов, произведенный по случаю в капитаны бригадирского ранга.

Весной 1765 г. экспедиция выступила в поход из Архангельска. Преодолевая штормы и туманы, суда пытались пройти на север. 23 июля (3 августа) они достигли 80°26" северной широты, но сплошные арктические льды, встретившиеся им на пути в этих широтах, не позволяли двигаться дальше. Экспедиция вернулась назад в Архангельск. В 1766 г. попытка была повторена, но и она, к сожалению, оказалась, безуспешной - тяжелые арктические льды к северо-западу от Шпицбергена оказались непреодолимы для парусных судов.

В 1768 г. Адмиралтейств-коллегия назначила Чичагова главным командиром Архангельского порта, где он участвовал в подготовке кораблей для средиземноморских эскадр, которым суждено было сыграть огромную роль в русско-турецкой войне 1768 - 1774 гг. В 1770 г. императрица назначила его командующим практической эскадрой, которая каждое лето крейсировала в Балтийском море, чтобы дать командам и офицерам опыт морских походов.

В 1772 г. уже в чине контр-адмирала В.Я. Чичагов во главе отряда из трех кораблей с особым заданием ходил в Средиземном море. По возвращению в Россию за этот поход он был награжден орденом св. Анны.

В должности младшего флагмана Донской флотилии он участвовал в Русско-турецкой войне 1768-1774 гг. 9 (20) июля 1774 г. в бою у приазовского берега Крыма Чичагов, действуя во главе отряда из 5 кораблей, нанес поражение превосходящему его по силе и огневой мощи турецкому отряду (5 линейных кораблей, 9 фрегатов, 26 вспомогательных судов). По возвращению в Петербург он был награжден крестом ордена Св. Георгия 4-й ст., произведен в вице-адмиралы и назначен членом Адмиралтейств-коллегии. В 1782 г. получил чин адмирала и был награжден орденом Св. Александра Невского.

Талант В.Я. Чичагова проявился во время войны со Швецией 1788-1790 гг. С началом войны он командовал Ревельской эскадрой, а с 1789 г. - всем Балтийским флотом.

Король Швеции Густав III, желая вернуть часть Финляндии, начал войну с восточным соседом. Невзирая на протесты своих адмиралов, король намеревался одержать решающую победу на Балтике и высадить десант недалеко от Петербурга.

Кампания 1788 г. не принесла шведам успеха, несмотря на всю внезапность их нападения. Эскадра русских кораблей под флагом командующего Балтийским флотом адмирала С. Грейга в Гогландском сражении отбросила неприятеля от столицы, а затем, преследуя его, загнала в шведские порты и блокировала там. С наступлением холодов боевые действия закончились, и русский флот вернулся в свои базы.

Осенью, простудившись на холодном балтийском ветру, заболел и внезапно умер адмирал Грейг. Преемником его на посту командующего Балтийским флотом стал адмирал В.Я. Чичагов.

Главной целью шведского короля было взятие российской столицы. Для этого он увеличил шхерную флотилию и усилил сухопутную Финляндскую армию. Неприятельский флот (22 линейных корабля и 4 фрегата) под командованием брата короля адмирала Карла Зюдерманландского 2 (13) мая 1790 г. атаковал стоявшую на Ревельском рейде эскадру адмирала Чичагова. Силы были явно неравные: шведскому флоту противостояли 10 линейных кораблей и 5 фрегатов россиян. Недостаток людей в командах ограничивал возможности боя в открытом море, поэтому адмирал решил принять бой на якоре, превратив корабли в деревянные бастионы. Первую линию составили 10 кораблей и фрегат, в ее разрывах встали два бомбардирских корабля и 4 фрегата. Правый фланг линии морской обороны опирался на отмели, левый - на орудия крепости. Шведы могли атаковать русскую эскадру только с фронта. После двухчасового ожесточенного сражения королевский флот завершил бесплодную атаку и отступил, потеряв два линейных корабля. Один из них, севший на мель, шведы сожгли сами, а второй, 64-пушечный «Принц Карл», получивший тяжелые повреждения и потерявший ход, сдался. Потери русской эскадры составили всего 9 убитых и 27 раненых. За Ревельскую победу адмирал был удостоен ордена Св. Андрея Первозванного.

Но это было лишь начало морской войны на Балтике. Затем следуют два боя при Фридрихсгаме 4 (15) и 9 (20) мая, где русская галерная флотилия капитана 1 ранга П.Б. Сизова, вдвое уступавшая по количеству судов шведам, вынудила отступить вражеские галеры; и сражение при Красной Горке 23 мая (3 июня), в котором эскадра вице-адмирала А.И. Круза нанесла ощутимый урон шведскому флоту.


Выборгский морской бой 3 июля 1790 г. Художник Й. Шольц.

Адмирал Чичагов, получив донесение о морском сражении у Красной Горки немедленно вышел в море на всех парусах направился на помощь Крузу. Но шведы, оповещенные о значительном усилении русского флота, вышли из боя и отошли на запад, чтобы укрыться в Выборгской губе.

Русские эскадры, соединившись под флагом Чичагова, двинулись к Выборгу и стали на якорь в семнадцати милях от противника. Началась блокада неприятельского парусного флота.

Бытует мнение, что Чичагов не полностью использовал в первые дни блокады отсутствие попутного ветра для шведов и численное преимущество русского флота над шведским (27 линейных русских кораблей против 21 шведского) для полного уничтожения врага. Но командующий Балтийским флотом решил одержать морскую победу тесной блокадой королевского флота. И для этого были свои причины. Незнакомый район предполагаемого морского сражения таил много шхерных опасностей - подводных камней и мелей, да и шведы, которые были искушенными моряками, сражались бы в несколько раз сильнее, так как с ними находился их король.

Чичагов действительно развернул большие силы против врага, но почти месяц не спешил атаковать, хотя из столицы его торопили. Сначала русские корабли оттеснили неприятеля вглубь Выборгского залива. Последовательно сжимая кольцо блокады, адмирал избрал тактику изматывания неприятеля. Он рассчитывал решительно атаковать, когда силы противника окажутся на исходе. По замыслу командующего, гребная флотилия вице-адмирала К. Нассау-Зигена должна была ударить по шведам с востока, гребные суда эскадры Т.Г. Козлянинова - из-под Выборга в тыл, а Ревельская эскадра - с фронта.

Шведы неоднократно пытались прорвать блокаду, используя галерный флот. Последняя такая попытка состоялась 21 июня (2 июля) в Биорк-Зунде, но была отбита с уроном русской гребной эскадрой Зигена.

Тем же вечером задул свежий восточный ветер, который шведы ждали почти четыре недели. Час решающего сражения приближался. Чичагов ожидал атаки шведов на свои главные силы и приготовился принять бой на якоре. Но безысходность ситуации толкнула шведского короля на отчаянную меру - он решил прорываться у самого берега, рискуя посадить на мели большие корабли.

Рано утром 22 июня (3 июля) шведские гребные суда начали демонстративную атаку правого фланга русских. Одновременно шведский королевский флот в кильватерной колонне устремился в прорыв на левом фланге между отрядами контр-адмиралов И.А. Повалишина (5 фрегатов и 1 бомбардирский корабль) и П.И. Ханыкова (3 фрегата). Противники осыпали друг друга залпами в упор. В результате артиллерийской дуэли и русские, и неприятельские корабли значительно пострадали. Через час после начала прорыва шведов адмирал Чичагов дал сигнал главным силам флота идти на выручку сражавшимся отрядам. Первым вступила в дело эскадра вице-адмирала А.В. Мусина-Пушкина.

Прорыв с боем дорого обошелся шведскому флоту: 17 неприятельских судов были подожжены или сели на мель в общей неразберихе. Лишь к 11 часам уцелевший корабельный флот шведов вышел в открытое море. За ним устремились вдогонку русские корабли. Погоня продолжалась целый день. Уже к вечеру, под самым Свеаборгом, русский линейный корабль «Изяслав» и фрегат «Венус» принудили сдаться шведский линейный корабль «Ретвизан». Остальные корабли укрылись под батареями финского Свеаборга. Здесь их снова заблокировала русская эскадра, лишив надежды уйти к берегам Швеции. Сделать это они смогли только после заключения в августе 1790 г. Верельского мирного договора. Адмирал Чичагов добился нейтрализации противника практически без потерь.

Всего в результате Выборгского морского сражения сгоревшими, потопленными и плененными шведы потеряли 64 вымпела (10 парусных кораблей, 54 гребных судна), около 7 тыс. человек. Потери русского флота убитыми и ранеными - 281 человек.


Надгробие В. Я. Чичагова на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.

Важнейшим результатом Выборгского сражения явился окончательный крах наступательных планов шведского короля, проигрыш противником всей кампании 1790 г. и войны в целом. Победа в Выборгском сражении увенчала многолетнюю борьбу России со Швецией за преобладание на Балтийском море.

Императрица Екатерина II в полной мере оценила победу адмирала и наградила того орденом Св. Георгия 1-й ст. Он стал единственным из моряков, удостоенных высшей военной награды страны. Императрица в знак особого расположения к адмиралу сама придумала для него герб, включавший изображения двуглавого орла, корабля с адмиральским флагом, серебряного кита, скрещенных руля и якоря с лавровым венком.

Чичагов продолжал служить и при Павле I, вступившем на престол в 1796 г. Однако в 1797 г. Василий Яковлевич вышел в отставку и жил в имении. Умер он 4 (15) апреля 1809 г. и был похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.

В знак признания заслуг мореплавателя и флотоводца адмирала В.Я. Чичагова его именем названы острова в архипелаге Новая Земля, остров у берегов Северной Америки и гора на острове Шпицберген.

Юрий Алексеев,
старший научный сотрудник Научно-исследовательского
института военной истории ВАГШ ВС РФ

Адмирал Василий Яковлевич Чичагов в XXI веке известен более всего благодаря историческому анекдоту. Согласно ему, императрица Екатерина Великая пригласила адмирала в Зимний дворец и попросила рассказать об одном из сражений. Флотоводец некоторое время смущался, но затем освоился и стал рассказывать красочно и эмоционально, незаметно для себя перейдя на использование нецензурных выражений. Опомнившись, Чичагов принялся просить прощения, но Екатерина тактично сделала вид, что не поняла непристойных выражений, сказав: «Ничего, Василий Яковлевич, продолжайте; я ваших морских терминов не разумею».

То, что память о Чичагове сохранилась прежде всего в исторических анекдотах, объяснимо. В отличие от Фёдора Ушакова или Павла Нахимова , Чичагов решительным наступательным действиям на море предпочитал осторожность и аккуратность. Вследствие этого и успехи адмирала на театрах военных действий были не столь ошеломляющими.

Выходец из дворянского рода Чичаговых, Василий был отдан на обучение в знаменитую Школу навигацких наук, основанную Петром I . Для дальнейшего обучения морскому делу Чичагов был направлен на стажировку в Великобританию, где служил на кораблях королевского флота.

В возрасте 16 лет он вернулся в Россию и был зачислен на службу в российский флот.

Честный служака

В 1764 году Чичагов был назначен помощником главного командира Архангельского порта. В этой должности он дважды отправлялся в экспедиции к Камчатке и Северной Америке, имевшие целью обнаружение «морского прохода Северным океаном в Камчатку». Проект этих экспедиций был разработан Михаилом Ломоносовым . Оба раза, однако, походы терпели неудачу из-за невозможности преодоления тяжёлых льдов.

За Чичаговым закрепилась репутация старательного и честного служаки. Он занимал должности главного командира Архангельского, Ревельского и Кронштадтского портов. На всех этих должностях он наводил порядок, прекращая злоупотребления как среди моряков, так и среди чиновников.

В 1770 году Чичагов получил чин контр-адмирала и был вызван в Петербург, где занимался обучением экипажей для кораблей Балтийского флота. В 1772 году одну из подготовленных эскадр он без потерь провёл на Средиземное море.

В 1772−1774 годах во время русско-турецкой войны Чичагову было поручено командование одним из отрядов Донской флотилии, которая обороняла Керченский пролив. Со своей задачей он справился хорошо.

В 1775 году Чичагов стал членом Адмиралтейств-коллегии, а в 1782-м — получил звание адмирала.

Война от обороны

Звёздный час Василия Чичагова настал, когда ему было уже за 60. В 1788 году вспыхнула очередная русско-шведская война. Шведы, опираясь на поддержку Великобритании и Пруссии, рассчитывали взять реванш за предыдущие неудачи. Благоприятным для них обстоятельством было и отвлечение главных сил русской армии на войну с Турцией.

Особо важное значение шведы придавали войне на море, где они намеревались вернуть себе господство на Балтике.

После сражения у острова Гогланд заболел и скоропостижно скончался командующий русским флотом на Балтике Самуил Грейг . Императрица передала командование флотом адмиралу Чичагову.

Ситуация была не слишком благоприятной для русских моряков. На Балтике остро не хватало опытных экипажей кораблей, что заставляло русских командиров действовать в бою предельно осторожно.

Действуя от обороны, с помощью местных прикрытий, Чичагов компенсировал отсутствие опыта у своих людей.

26 июля 1789 года 25 кораблей русского флота под командованием адмирала Чичагова сошлись в бою у острова Эланд с 36-ю кораблями шведского флота, которыми руководил герцог Карл Седерманландский . Многочасовое сражение завершилось отступлением шведов, которые не смогли одолеть оборонительные построения Чичагова.

Екатерина осталась довольной

13 мая 1790 года шведский флот атаковал русские силы на рейде у порта Ревель. Согласно замыслу начальника штаба адмирала Норденшельда, шведский флот должен был, непрерывно стреляя, проходить в кильватерной колонне мимо стоящих на якоре русских кораблей и повторять этот манёвр до тех пор, пока русская эскадра не будет уничтожена.

Осторожный Чичагов, оставивший корабли на якоре, рассчитывал на точность огня своих орудий, которая выше в статичном положении. Его расчёт оправдался. В итоге шведы стреляли мимо, а русские били точно в цель. В конце концов, герцог Карл Седерманландский скомандовал свернуть операцию и отступить. Победа снова осталась за русскими.

3 июля 1790 года эскадра Чичагова вступила в бой со шведским флотом, блокированным в северной части Выборгского залива. Шведы пошли на прорыв, что обернулось для них серьёзными потерями — 7 линейными кораблями, 3 фрегатами, более 50 малыми судами. Шведский флот также потерял убитыми и ранеными до 7 тысяч человек.

Тем не менее шведским кораблям удалось прорвать блокаду, что в итоге привело к последующему поражению русского флота во Втором Роченсальмском сражении.

Шведские историки считают, что последняя неудача свела на нет все прежние успехи русских, заставив их заключить мир на довоенных условиях.

Императрица Екатерина II считала иначе. Противоборство со Швецией было второстепенным по отношению к борьбе с Турцией. Главной задачей на Балтике было недопущение усиления позиций шведов, в особенности их военного флота. С задачей сдерживания русский флот под командованием Василия Чичагова справился вполне, за что адмирал был награждён. За Ревельское сражение Чичагов был отмечен орденом Св. Андрея Первозванного, а за победу в Выборгском сражении стал первым моряком, удостоенным Святого Георгия 1-й степени.

Неизвестный художник. Портрет Павла Чичагова. Фото: Commons.wikimedia.org

Отец и сын

В 1797 году 70-летний Василий Чичагов вышел в отставку и жил в своём имении. Он успел застать время, когда его сын, Павел Васильевич Чичагов , начинавший карьеру в качестве одного из офицеров эскадры отца, занял пост морского министра Российской империи.

Судьба Павла Чичагова оказалась непростой. Человек, много сделавший для русского флота, в 1812 году он был объявлен главным виновником неудачи русских войск при Березине, когда французской армии и императору Наполеону удалось бежать из России. Чичагова высмеял даже баснописец Иван Крылов в басне «Щука и Кот». Павел Чичагов, считавший обвинения несправедливыми, покинул Россию и до самой смерти жил в эмиграции.

Впрочем, Чичагов-старший до этого драматического поворота в жизни сына не дожил. Он умер 16 апреля 1809 года в возрасте 83 лет и был похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры. Эпитафия на его могиле гласит: «С тройною силою шли шведы на него. Узнав, он рек: Бог защитник мой. Не проглотят они нас. Отразив, пленил и победы получил».