Абай – основоположник казахской письменной литературы. Абай Кунанбаев – основоположник казахской письменной литературы Объяснение домашнего задания

Казахстан-2018: Тамара, ты устала? Отставка Тамары Дуйсеновой с должности министра труда и соцзащиты стала одним из самых обсуждаемых событий недели. Кто-то припомнил экс-министру ее невнятную позицию в связи с забастовкой шахтеров в декабре прошлого года, кто-то посчитал, что несправедливо спрашивать за самозанятых с одной Дуйсеновой – это проблема всей казахстанской экономики, а не одного Министерства труда. Между тем ее преемницу, 39-летнюю Мадину Абылкасымову, возможно, ожидают, куда более серьезный челлендж, нежели выведение самозанятых из «тени». По заявлению Минтруда, в 2018 году 600 крупных предприятий Казахстана проведут мероприятия по цифровизации, что приведёт к сокращению рабочих мест.

Неоправданный оптимизм вице-министра труда и суровая правда Дуйсеновой

С таким прогнозом в начале февраля выступил вице-министр труда и социальной защиты Нуржан Альтаев. Чиновник не преминул отметить, что хотя внедрение цифровых технологий «для наших предприятий и нашей экономики - это хорошая возможность, но с другой стороны - это вызов для нас, потому что при цифровизации будут сокращать рабочие места».

Впрочем, Альтаев тотчас оптимистично заявил, что его ведомство держит ситуацию под контролем и что в казахстанской экономике полно рабочих мест для трудоустройства высвобождающейся рабочей силы:

«Мы будем смотреть, на каких предприятиях будет проводиться роботизация, цифровизация, где будут места высвобождаться, и будем отправлять этих людей туда, где они могут найти место работы. По нашим исследованиям мы видим, что переток, который будет происходить, не совсем большой в сравнении с тем, сколько вакантных мест в 2018 году у нас появятся. Мы ожидаем, что будет более 700 тысяч рабочих мест, на которые мы должны перенаправить этих людей», -сообщил вице-министр.

Тут вроде бы и следовало выдохнуть и успокоиться, однако сакраментальный диалог главы государства и бывшей непосредственной руководительницы Альтаева, состоявшийся буквально спустя пару дней на расширенном заседании правительства, поставил под сомнение уверенность вице-министра.

Напомним, что в ответ на упрек президента в том, что его поручения относительно самозанятых не выполняются, Тамара Дуйсенова сказала буквально следующее:

«В 2011 году по вашему заданию начали реализацию программы по обеспечению населения работой. 2,8 миллиона самозанятых было, за эти пять лет мы 500 тысяч оттуда перевели в категорию наемных работников... В этом году планируем еще 400 тысяч добавить в категорию эту. Нурсултан Абишевич, есть уволенные сотрудники, которые потеряли свою работу, есть те, кто окончил учебу и не смог устроится по работе. Они все идут к нам. В том году 261 тысяча к нам пришли. Если мы будет работать также, то будут изменения. 700-800 тысяч человек будут менять категорию. Нужны новые рабочие места, но пока их нет».

Из этой расширенной реплики экс-министра следует, что Минтруда в течение пяти лет удалось трудоустроить только 500 тыс. человек. Еще 261 тыс. безработных пришли в Центры занятости в прошлом году, 700-800 тыс. ожидают очереди, чтобы сменить статус «самозанятый» на «наемный работник». Наконец, экс-министр труда заключила, что нужны «новые рабочие места», а таковых «пока нет».

Вкалывают роботы, а не человек

Это оброненная бывшим министром в сердцах фраза, похоже, ближе к истинному положению вещей, нежели оптимистичные заявления ее зама. То, что побочным явлением цифровизации экономики и роботизации производственных и технологических процессов является масштабное сокращение рабочих мест практически во всех сферах – в промышленности, транспорте и логистике, в банковском секторе, в торговле и в сфере предоставления государственных услуг и т.д. – факт очевидный.

Приведем данные международных исследований. В конце прошлого года консалтинговая фирма McKinsey&K опубликовала доклад, в котором указывается, что автоматизация и цифровизация значительного числа отраслей экономики станут главным трендом ближайшего десятилетия. В результате в мире работу потеряют около 375 миллионов человек. В случае умеренного развития технологий к 2030 году могут быть автоматизированы 23 процента суммарных человеко-часов на различных производствах. Таким образом, в случае развития цифровых технологий потерять работу или сменить специальность придется от 16 до 22 процентов населения планеты.

Причем речь идет не только о рабочей силе, занятой в рутинных конвейерных процессах, но и квалифицированных специалистах. Достаточно вспомнить новость о том, что в Сбербанке в результате внедрения робота-юриста, оформляющего исковые заявления, было высвобождено 3 тыс. рабочих мест. Часть сокращенных сотрудников Сбербанк обещал переобучить, но часть все-таки осталась без работы. Помимо этого, председатель правления банка Герман Греф сообщил о планах сократить 8% персонала в связи с ростом числа пользователей дистанционных каналов.

В развитых странах мира эта проблема может быть частично решена путем выплаты безусловного базового дохода, который будет выплачиваться гражданам вне зависимости от того, работает ли они. Во всяком случае, к явлению «технологической безработицы» приковано внимание исследователей и ученых.

А что будет в Казахстане? Пока казахстанские чиновники делают акцент исключительно на преимуществах цифровизации и четвертой индустриальной революции – например, на росте производительности труда. Однако ни слова не говорится о том, что рост производительности труда автоматически означает сокращение лишних рабочих рук. Примечательно, что в программе «Цифровой Казахстан» нет упоминания о социальных рисках цифровизации и роботизации, нет прогнозов относительно сокращения рабочих мест. Соответственно, не предлагается и комплекс контрмер.

Непростая дилемма казахстанских чиновников

Противоречие заключается в том, что вопросы трудоустройства населения, создания рабочих мест, недопущения трудовых конфликтов и сохранения социальной стабильности, по-прежнему, является одним из критериев оценки эффективности государственных органов в Казахстане.

Напомним, что когда в начале февраля 400 рабочих, занятых на строительстве крупного столичного объекта «Абу-Даби Плаза» и уволенных по завершении строительных работ, выразили протест, правящая партия поспешила их поддержать. Только вступивший в должность первый зампред «Нур Отана» Маулен Ашимбаев заявил, что партия обратилась в прокуратуру в связи с увольнением рабочих.

Очевидно, что социальные протесты сегодня не нужны ни партии власти, ни областным акимам, ни министрам, для которых, как показал пример с Дуйсеновой, а ранее – с министрами нацэкономики Ерболатом Досаевым и сельского хозяйства Асылжаном Мамытбековым – забастовки, митинги и протестные выступления на вверенном им участке чреваты остракизмом и отставкой.

Вспомним также, что когда национальная компания «КазМунайГаз» в 2016 году объявила о том, что в результате трансформации будет сокращено 20% ее сотрудников, против выступила и прокуратура, и областные акимы.

Очевидно, что перед казахстанской властью может быть поставлена крайне сложная дилемма – либо продолжать популистскую линию сохранения рабочих мест любой ценой, либо придерживаться жесткого прагматизма и экономической целесообразности.

Между тем вопрос, можно ли соблюсти баланс между сохранением рабочих мест и переходом к цифровым технологиям и повышением производительности труда, остается открытым.

За свои рабочие места следует опасаться не рабочим, а банковским служащим, бухгалтерам и чиновникам

Руководитель программы мировых политико-экономических исследований Института мировой экономики и политики при Фонде Первого Президента РК – Елбасы Сергей Домнин считает, что хотя четвертая индустриальная революция приведет к серьезному переформатированию рынка труда в мировом масштабе, на нынешнем этапе развития цифровых технологий в Казахстане алармизм преждевременен.

«К прошедшему недавно Давосскому форуму ВЭФ подготовил любопытный доклад о будущем рынка труда, где представил восемь сценариев развития событий в горизонте до 2030 с учетом главного экономического тренда – цифровизации экономики. На содержание сценариев влияло, насколько активно будут внедряться новые технологии, двигаться дела в образовании, насколько высокой будет мобильность талантов. Все сценарии довольно реалистичные, но хороших из них – один-два. Это к тому, что на какой-то баланс никто особенно не рассчитывает, даже в развитых странах», - говорит Домнин.

По словам эксперта ИМЭП, учеными предлагаются разные инструменты достижения баланса между технологическим развитием и занятостью. Почти все они сводятся к тому, чтобы рабочая сила, которая на практике крайне инерционна, быстрее притекала в активно развивающиеся сектора. Они предполагают, прежде всего, модернизацию системы образования, переобучение, снижение уровня цифрового неравенства, а также поддержку массового предпринимательства. Как отмечает Домнин, о последнем регулярно говорит и казахстанское правительство. Есть и такой инструмент, как введение ограничений для тех инновационных «разрушительных» технологий, которые выводят в зону риска отрасли с большим количеством занятых, ограничение кадровой мобильности.

В случае с Казахстаном, по мнению эксперта ИМЭП, нужно обратить внимание на некоторые особенности экономики и рынка труда.

«Во-первых, пока занятость у нас в приоритете перед внедрением массовой автоматизации, роботизации и искусственного интеллекта. У нас не так много ниш, где трудоемкие технологии эффективнее замещать капиталоемкими: стоимость труда в Казахстане, выраженная в долларовом эквиваленте по актуальному курсу, в 2016 упала почти на треть к 2013. Стоимость труда на нас и сейчас «не давит», и не будет «давить» при низкой и средней цене на нефть. А технологии Индустрии 4.0 – это импорт товаров и услуг, который обойдется недешево», - отмечает Домнин.

Второй момент заключаются, по мнению эксперта, в том, что те элементы промышленности будущего, которые внедряются в Казахстане на нынешнем этапе и будут внедряться в ближайшие 7-10 лет, не столько вытесняют труд, сколько позволяют повысить его эффективность и безопасность.

«В среднесрочной перспективе за свои рабочие места больше стоит опасаться не промышленным рабочим, а банковским служащим, бухгалтерам, чиновникам, охранникам, возможно, полицейским и военным, медицинским сестрам. Во всяком случае, функционал этих профессий существенно изменится, как и базовый уровень цифровой грамотности», - прогнозирует экономист.

По мнению Домнин, сегодня главным вопросом является конкурентоспособность казахстанской рабочей силы, которая тесно увязана с системой образования, ее реформированием.

«Насколько конкурентоспособной будет казахстанская рабочая сила в целом – вот над чем нам стоит задуматься в первую очередь. Циклы в системе образования достаточно продолжительные, те, кто пойдет в школу в этом году, выйдут на рынок труда в самый разгар четвертой промышленной революции. Если мы допустим серьезные ошибки в реформе системы образования сейчас, то это непременно скажется на эффективности экономики в 2030», - подытоживает эксперт.


Теги: Казахстан 22.11.2015 9582 603 Шаниязова Рахима Шарахметовна

Цель урока:

1.Образовательные: углубить знания учащихся о жизни и творчестве Абая

2.Развивающие: навыки работы с дополнительной литературой

3.Воспитывающие: любовь к родной культуре, гордость за выдающихся сынов родной земли

ХОД УРОКА:

I. Организационный момент

II. Целевая установка

ІІІ. Слово учителя:

- Какого человека можно назвать гениальным?

Гениальный человек – это человек, который благодаря выдающимся способностям и огромному труду открыл, нашел, создал, разработал или совершил нечто, что качественно меняет наши представления о мире.

Так вот ребята, истории казахского народа известно имя гениального человека - АБАЙ КУНАНБАЕВ. И сегодня на уроке, мы с вами вместе познакомимся с жизнью и творчеством этого человека.

III . Объяснение нового материала.

Стихотворение наизусть читает учащийся

Что это? Абая ли это портрет?
Могущества слава и песни расцвет!
Умом и отвагою равно велик,
Какой же с Абаем сравнится поэт?
Течением мысли, как море, глубок...
А сердце мне шепчет: «Он был одинок...»
Без радости, но с душой непреклонной,
С досадою гений из мира ушел.

Жамбыл

Индивидуальное задание: Абай родился 10 августа 1845 года в Восточно –Казахстанской области на склонах гор Шынгыстау. Абай происходит из знатного и богатого рода биев и правителей рода Тобыкты. Изначально поэту дали имя Ибрагим. Говорят, что наречению поэта таким именем предшествовал вещий сон его отца – Кунанбая. Во сне тот увидел великого представителя племени Тобыкты – мыслителя и философа Аннет баба, который произнес имя святого сына Ибрахимом. Отец был человеком суровым. Однако мать Улжан и бабушка Зере отличались добросердечием и мягкостью. Бабушка Зере звала любимого внука Абаем, что означало «осмотрительный, осторожный, внимательный». С тех пор все окружающие стали так же обращаться к мальчику, а настоящим именем, его никто не называл. Именно благодаря бабушке и матери у Абая рано проснулся интерес к творчеству, поэзии.

Учитель: Первый поэт казахов – Абай Кунанбаев. Ни в раннем, ни в позднем периоде истории казахов не известно имя поэта, превосходящего его по величию духа. (Ахмет Байтурсынов)

Абай, утверждая, что «поэзия – властитель языка…», сам был повелителем поэзии, «сыном не только отца, своего народа, но и всего человечества».

Ну, а теперь непосредственно перейдем к изучению творчества Абая. Для это делимся на группы.

Работа в группах с заранее подготовленной учителем информации (учащиеся знакомясь с информацией, сообща выделяют главное и делают записи, что бы довести до сведения других групп):

1 группа: Абай Кунанбаев – поэт и писатель

2 группа: Абай Кунанбаев – основоположник казахской письменной литературы

3 группа: Абай Кунанбаев – мыслитель и философ

4 группа: Абай Кунанбаев – композитор

5 группа: Абай Кунанбаев – общественный деятель

Защита каждой группы (15 минут) (одноклассники могут задавать вопросы)

Итак, делаем вывод, отвечая на вопрос «КТО ЖЕ ТАКОЙ АБАЙ КУНАНБАЕВ?» Ответ записываем в тетради:

Абай Кунанбаев - поэт и писатель, основоположник казахской письменной литературы, мыслитель и философ, композитор и акын, общественный деятель казахской степи.

Индивидуальное задание: Абай умер в 1904 году. Абдирахман, на которого возлагали большие надежды и пророчили блестящие будущее, заболел туберкулезом и умер в 1845 году в городе Верном (Алматы), когда ему исполнилось 27 лет. Великий поэт тяжело переживал смерть сына. Ему казалось, что все его мечты и надежды рухнули. Другим сыном, оправдавшим большие ожидания своего отца, был Магауия Кунанбайулы (1870-1904) – младший сын Абая от жены Дильды, который умирает в 1904 году. От этих двух сыновей он ожидал много славных дел и пророчил им блестящее будущее. Поэтому их потеря стала для Абая поистине катастрофой. После смерти Магауия для Абая « мир как будто рухнул, разбился». Он так и не смог оправится от такого удара судьбы. Через сорок дней после смерти Магауия в 1904 году, не дожив до шестидесятилетнего возраста, великий поэт скончался.

НО Абай увековечен: (выступления учащихся с заранее подготовленной информацией)

· В Семипалатинске открыт республиканский литературно-мемориальный дом-музей Абая

· В Лондоне по инициативе писателя Ролана Сейсембаева открыт дом Абая.

· Памятники поэту установлены в Алма-Ате, во многих других городах Казахстана , в Стамбуле, Тегеране, а также в Москве. И так же памятник Абаю поставлен в столице РК в Астане.

· В Дели , Каире , Берлине , Ташкенте и других городах мира есть улицы, названные именем Абая.

· С 1993 года в городах Казахстана традиционно проводятся «Абаевские чтения» в день рождения поэта.

· Имя Абая носит библиотека в Семипалатинске, читателем которой был сам Абай. Восточно-Казахстанская областная универсальная библиотека имени Абая

· В Алматы его именем названы Государственный академический театр оперы и балета, Национальный педагогический университет и один из главных проспектов города.

· В Карагандинской области находится одноимённый город .

Абай в произведениях литературы и искусства

· Жизни Абая посвящен роман-эпопея его дальнего родственника известного казахского писателя М. О. Ауэзова «Путь Абая»

· В 1995 году о жизни поэта был снят двухсерийный фильм «Абай»

Слово учителя: В творчестве Абая явно прослеживается мечта поэта увидеть свой народ просвещенной, развитой и независимой нацией. Великий Абай не застал зарю независимости, но его потомки строят сегодня свое суверенное государство. «Так будем же достойны незабвенной памяти Абая! Да не померкнет в веках его гений!» Назарбаев Н.

Итак: Гений казахского народа - Абай Кунанбаев оставил немеркнущее наследие, любимое народом, которое является частью сокровищницы духовной культуры.

Домашнее задание : подготовить к пересказу биографию Абая

Индивидуальное задание: А бай Кунанбаев – казахский поэт, писатель

Он родился 10 августа 1845 года в Чингизских горах Семипалатинской области в семье крупного феодала Кунанбая Ускенбаева. При рождении его нарекли именем Ибрагим. Абай – прозвище, означающее «внимательный».

Семья была аристократической, потому молодой Абай получил разностороннее образование. Он посещал медресе, мусульманское учебное заведение, являющее собой одновременно и среднюю школу и духовную семинарию. Кроме того, Абай был и учеником обычной русской школы.
Его мировоззрения с одной стороны сформировали восточные мыслители и поэты (Фирдоуси, Алишер Навои, Низами, Физули, Ибн Сина), а с другой - русские классики. Свое призвание Абай нашел в том, чтобы познакомить свой народ с достижениями западной культуры. Он выступал как переводчик и популяризатор западной литературы. Среди его переводов: стихи Лермонтова, басни Крылова, поэма Пушкина «Евгений Онегин», стихи Гёте и Байрона. Абай внес огромный вклад в казахскую поэзию, он создал новые стихотворные размеры . Так же он придумывал и новые формы: шести- и восьмистишия. Абай Кунанбаев способствовал распространению русской культуры среди казахов. Впоследствии его примеру последовал Турар Рыскулов. Он призывал: «Знать русский язык - значит открыть глаза на мир », «Русская наука и культура - ключ к осмыслению мира и, приобретя его, можно намного облегчить жизнь нашего народа . ».
Абай работал волостным управителем, но вскоре оставил свою должность, разочаровавшись в политике. Абай выступал против социального зла и невежества и за равенство женщины и мужчины в аулах. Сатирические стихи «Наконец, волостным я стал…» (1889), «Управитель начальству рад…» (1889), «Кулембаю» (1888) наполнены критикой социального положения в обществе того времени. Абай также был и талантливым композитором. Им написано около двух десятков мелодий, которые популярны в наши дни . Некоторые свои лирические стихи Абай Кунанбаев переложил на музыку. Всего Абаем создано около 170 стихотворений и 56 переводов, написаны несколько поэм, и, конечно, известные всем казахстанцам «Слова назидания» («Қара сөздер»). «Слова назидания» - это прозаическая поэма, состоящая из 45 кратких притч или философских трактатов. В этих «Назиданиях» поднимаются проблемы истории, педагогики, морали и права этнических казахов. Произведение создано автором на склоне лет. Оно написано на казахском языке, на русский язык его перевели трижды. Первые два перевода сделаны в советский период. В 1970 году Сатимжаном Санбаевым (казахский писатель), и в 1979 году Виктором Шкловским. Третий вариант перевода был выполнен в 1990 году земляком Абая, писателем Роланом Сейсенбаевым. В Байконуре находится памятник Абаю. Абай умер 23 июня 1904 года в возрасте 58 лет. За свою жизнь он написал около 170 стихотворений и несколько поэм.

Индивидуальное задание:

А бай Кунанбаев – основоположник казахской литературы

Абай - казахский поэт, философ, композитор, просветитель, мыслитель общественный деятель, основоположник казахской письменной литературы. Настоящее имя - Ибрагим, прозвище Абай (каз. Абай «внимательный», «осторожный»), закрепилось за ним на всю жизнь. Особую роль сыграла в воспитании мальчика его бабушка – Зере. Начатое в раннем детстве приобщение к устному народному творчеству и домашнее обучение у муллы было продолжено в медресе у муллы Ахмет-Ризы в Семипалатинске и одновременно посещал русскую школу. К концу пятилетней учёбы начинает писать стихи. С 13 лет отец Кунанбай начинает приучать Абая к деятельности главы рода. В возрасте 28 лет Абай отходит от нее, целиком занявшись самообразованием. Абаем создано 170 стихотворений и 56 переводов, написаны поэмы, «Слова назидания» («Қара сөздер» 45). На формирование мировоззрения Абая оказали влияние поэты и ученые Востока, придерживавшиеся гуманистических идей (Фирдоуси, Алишер Навои, Низами, Физули, Ибн Сина и другие), а также произведения русских классиков, а через них и европейская литература вообще. Он переводил И. А. Крылова, М. Ю. Лермонтова, А. С. Пушкина, И. Гете и Дж. Байрона. Знаменитым произведением Абая стала прозаическая поэма «Қара сөз» (в дословном переводе «Простое слово»), состоящая из 45 кратких притч или философских трактатов. В этих «Назиданиях» поднимаются проблемы истории, педагогики, морали и права этнических казахов. «Кара соз» создана Абаем на склоне лет. Он знает цену всему - делам, искушению, соблазнам, но все проходит и остается только мудрость. Попыток перевода данного произведения немного, так как оно требует не только поэтического дарования, но и философского мышления. Известны три перевода на русский язык этого творения Абая. Первые сделаны в советский период: в 1970 году казахским писателем Сатимжаном Санбаевым под названием «Слова назидания», в 1979 году Виктором Шкловским и в 1990 году земляком Абая, родом из Семея, проживающим ныне в Лондоне писателем Роланом Сейсенбаевым. Им с Кларой Серикбаевой была сделана новая редакция перевода поэмы. Она получила название «Книга слов». Этот перевод символичен, как преемственность поколений, к тому же Сейсенбаев выпустил «Книгу слов» вместе с «Записками забытого» Шакарима стотысячными тиражами за свой счёт. Абай Кунанбаев оказал огромное влияние на нарождавшуюся казахскую национальную интеллигенцию конца XIX − начала XX веков. Так, руководители движения Алаш-Орда воспринимали Абая как своего духовного предтечу, как духовного вождя возрождения казахской нации.

Индивидуальное задание:

Абай Кунанбаев – мыслитель и философ

Абай кунанбаев – великий философ и эстет нового склада. Его "Слова назидания” некоторые исследователи принимают как цельный философский трактат. Он гений, сумевший придать новое содержание проблемам смысла жизни и труда. Абай поучал, что лишь труд - кладезь всех богатств, только труд приносит удовольствие. Его афоризм "И ты словно кирпич в мире этом, найди свое место в нем” показывает новое содержание казахского бытия. Абай принес казахам новый идеал, в основе которого лежит труд: человек выделяется знаниями и трудолюбием, а не богатством и множеством скота. Вернее, их не скопишь без труда. Поражает обилием мыслей и суждений Абая, идущих вразрез с исконными степными традициями. Поэтому его не смогли понять не только окружающая среда, но и родные и близкие. Абай принес казахам новые системы мышления и познания, стал мостом между культурами Востока и Западной Европы, принес в казахскую культуру духовные достижения арабов, персов, русских, немцев, поляков, венгров и англичан. Однако сам он стоит особняком, не примыкая ни к Востоку, ни к Западу. Мир Абая олицетворяет собой уникальный сплав этих двух культур. Абай обладал не только ярким поэтическим, но и глубоким философским мышлением. Его влекло к логике, психологии, трудам восточных, западноевропейских и русских философов. Именно Кунанбаев стал первым поэтом среди казахов, который использовал шестистишья и восьмистишья. Абай написал несколько поэм, больше полутора сотни стихотворений, выполнил более 50 переводов. Среди самых известных произведений писателя – поэма «Черное слово». О чем бы ни писал Абай, он неизменно проявлял себя как поэт-мыслитель, философ, как гуманист-просветитель, как человек, любящий и верящий в свой народ. Предметом его поэтических описаний и философских рассуждений была жизнь казахского народа. Мы видим в нем художника, глубоко, правдиво и ярко рисующего быт, нравы и характер казахов. Поэзия Абая Кунанбаева занимает важное место в духовной жизни казахского народа, в его литературе. Недаром стихи Абая, песни, сочиненные им, передавались из уст в уста, из аула в аул, стали самыми любимыми в народе. Благодаря лирике Абая, казахская поэзия обогатилась идейно-художественными открытиями.

Индивидуальное задание:

Абай Кунанбаев – композитор

Абай Кунанбаев –композитор. Пушкин и Лермонтов, пожалуй, были самыми любимыми поэтами Абая. Его волновали правдивость, высокое мастерство, жизнеутверждающая сила их произведений. Абай стремится познакомить с творчеством этих великих русских поэтов жителей казахских аулов, и в 80-х годах XIX века начинает переводить отрывки из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» и стихи М. Ю. Лермонтова. Изучение русской классической литературы идейно и художественно обогатило творчество казахского поэта, он органически впитывал в себя ее просветительские и эстетические идеи. Но вместе с тем, творчество Абая остается оригинальным, самобытным, он глубоко национальный поэт и философ. Поэтическое творчество и мировоззрение Абая сформировались под воздействием передовой русской литературы, классической литературы Востока, казахского фольклора. Абай пропагандировал среди казахского народа творчество А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И. А. Крылова и др. русских писателей, сочинял мелодии к их произв. Музыка Абая сочетает интонации казахских и русских мелодий. Он не записывал своих песен, а напевал их. Песни Абая, исполняемые в народе, стали записывать после Октябрьской революции А. Бимбоэс (1919), А. В. Затаевич (1920-25), начиная с 30-х гг.- Л. А. Хамиди, А. К. Жубанов, Б. Г. Ерзакович. Некоторые песни Абая использованы в произведениях Е. Г. Брусиловского, А. К. Жубанова, С. И. Шабельского, М. А. Скорульского, В. В. Великанова, Л. А. Хамиди и др. Среди произведений Абая - лирические песни "Айттым сэлем, каламкас" ("Красавица, привет тебе") и "Желсиз тунде жарык ай" ("На воде, как челнок, луна"), назидательная "Атаанага коз куаныш" ("Отца и матери услада"), сатирическая "Бойы булган" ("Хвастун, наглец"), трагическая "Ишим олген, сыртым сау" ("Креплюсь, а в сердце боль и мрак") и др. Большой популярностью пользуются песни Aбая на стихи из "Письма Татьяны" ("Амал жоккаиттым билдирмей") Пушкина, "Горные вершины" ("Карангы тунде таукалгып") Лермонтова.

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

Абай Кунанбаев как основоположник казахской письменной литературы.

Кунанбаев (1845, Чингизские горы, ныне Семипалатинской области - 1904, там же), казахский поэт-просветитель, родоначальник новой письменной казахской литературы. Родился в семье крупного феодала Кунанбая Ускенбаева. Учился в медресе муллы Ахмет-Ризы в Семипалатинске и одновременно посещал русскую школу. Гуманистические воззрения поэтов и ученых Востока (Фирдоуси, Навои, Ибн-Сины и др.) оказали влияние на формирование мировоззрения Абая. Особенно велико влияние на Абая произведений русских классиков. Он переводил басни И.А.Крылова, стихи М.Ю.Лермонтова, отрывки из "Евгения Онегина" А.С.Пушкина. Абай призывал народ овладевать русской культурой. Стихи Абая, родившиеся в гуще трудовой жизни, звали к борьбе с гнетом, с невежеством. Он высмеивал старые обычаи родового аула, догмы ислама, протестовал против рабского положения женщины. В сатирических стихах "Наконец волостным я стал..." (1889), "Управитель начальству рад..." (1889), "Кулембаю" (1888) поэт выступал против социального зла. Непревзойденный мастер казахского стиха, Абай ввел новые стихотворные формы (шестистишья, восьмистишья); новаторский характер носят стихи, посвященные временам года: "Весна" (1890), "Лето" (1886), "Осень" (1889), "Зима" (1888), стихи о назначении поэзии. Сюжеты поэмы "Масгут" (1887), "Сказание об Азиме" построены по мотивам классической восточной литературы. В поэме "Искандер" Абай осуждает алчность завоевателя Александра Македонского, противопоставляя ему разум в лице Аристотеля. В прозаических "Назиданиях" затронуты исторические, педагогические и правовые темы. Некоторые свои лирические стихи Абай переложил на музыку. Жизнь Абая ярко обрисована в романе М.О. Ауэзова "Абай" (1958).

Абай Кунанбаев как основоположник казахской письменной литературы

Кунанбаев (1845, Чингизские горы, ныне Семипалатинской области - 1904, там же), казахский поэт-просветитель, родоначальник новой письменной казахской литературы. Он переводил басни И.А.Крылова, стихи М.Ю.Лермонтова, отрывки из "Евгения Онегина" А.С.Пушкина. Абай призывал народ овладевать русской культурой. Стихи Абая, родившиеся в гуще трудовой жизни, звали к борьбе с гнетом, с невежеством. протестовал против рабского положения женщины. В сатирических стихах "Наконец волостным я стал..." (1889), "Управитель начальству рад..." (1889), "Кулембаю" (1888) поэт выступал против социального зла. Непревзойденный мастер казахского стиха, Абай ввел новые стихотворные формы (шестистишья, восьмистишья); новаторский характер носят стихи, посвященные временам года: "Весна" (1890), "Лето" (1886), "Осень" (1889), "Зима" (1888), стихи о назначении поэзии. Сюжеты поэмы "Масгут" (1887), "Сказание об Азиме" построены по мотивам классической восточной литературы.

В поэме "Искандер" Абай осуждает алчность завоевателя Александра Македонского, противопоставляя ему разум в лице Аристотеля. В прозаических "Назиданиях" затронуты исторические, педагогические и правовые темы. Некоторые свои лирические стихи Абай переложил на музыку. Абай Кунанбаев также был оригинальным мыслителем, философом. Его произведения глубоко пронизаны философскими идеями, мыслями об истории, по этике, психологии, педагогике, праву. Важное место в философском наследии Абая занимает «Книга слов», представляющая собой философско-моралистические, общественно-политические и обличительно-сатирические высказывания поэта. Это плод многолетних дум, волнений и благородных душевных порывов Абая.

Научная и литературная деятельность Ш. Уалиханова

Валиханов Чокан Чингисович (1835, урочище Кушмурун (Кустанайская область),- 1865), первый казахский ученый, просветитель, демократ, историк, этнограф и фольклорист. В 1858 под видом мусульманского купца Валиханов прошел через Тянь-Шань и жил в Кашгаре, где собирал материалы по этнографии Восточного Туркестана и истории Алтышара. В 1860-61, живя в Петербурге, близко познакомился с идеями русских революционных демократов, общался с представителями передовой демократической интеллигенции. Научные интересы Валиханова отличались многогранностью. Валиханов оставил ценные исследования по истории и культуре народов Средней Азии, Казахстана и Западного Китая: "Очерки Джунгарии" (1861), "Киргизы" (опубл. 1958), "Аблай" (1861), "Записки о судебной реформе у киргиз Сибирского ведомства" (1904), и др. Впервые записал и перевел на русский язык часть героического киргизского эпоса "Манас".

Большой интерес представляют суждения Валиханова об особенностях импровизаторского искусства акынов, видах песен, ритмике казахского стиха. Валиханов записал народную эпическую поэму "Козы-корпеш и Баян-сулу". Валиханов осуждал произвол казахских феодалов, колонизаторскую политику царизма, пропагандировал переход казахов к оседлости и земледелию, боролся за преодоление их общественно-культурной отсталости путем приобщения их к русской культуре, показывал реакционную роль религии. Валиханов, переоценивая роль просвещения и частичных реформ, полагал, что правительственные мероприятия могут содействовать переустройству жизни кочевых аулов. В феврале 1897 г. был создан Туркестанский отдел Русского Географического общества

Абай Кунанбаев - основоположник

казахской письменной литературы

Детство Абая. Абай Кунанбаев - великий казахский акын, фи­лософ, основатель казахской письменной литерату­ры.

Абай родился 10 августа 1845 года в Чингизских горах Семипалатинской области (по нынешнему админи­стративному делению Восточно- Казахстанская область). Настоящее его имя - Ибрагим. М ать -Улжан и бабушка Зере - были чрезвычайно обаятельными и одаренными натурами, оказавшими на его воспитание значительное влияние. Именно с легкой руки матери данное отцом имя «Ибра­гим» было заменено ласкательным «Абай», что означает «осмотрительный, вдумчивый». Под этим именем он прожил всю свою жизнь и под ним же вошел в историю. Отец Абая – Кунанбай был правите­лем рода тобыкты . Семья была потомственно аристократической, и дед (Оскенбай ) и прадед. (Иргизбай ) главенствовали в своем роду в качестве правителей и биев .

Начальное образование Абай получил в аульной школе, позже, когда ему исполнилось 10 лет, отец отдал его в Семипалатинское медресе имен Ахмета Ризы. Маленький Абай резко отличался от своих сверстников любознательностью и пытливым умом. Он читал произведения Навои, Низами, Фирдоуси. Одновре­менно он учится в русской школе и к концу пятилетней учебы начинает писать стихи. Однако его отец желал, чтобы сын учился править людьми, и не позволил ему закончить учебу. С 13 лет, уча­ствуя вместе с отцом в управлении народом, Абай собирал возле себя талантливых молодых людей. В 1883 году в Семипалатинске открылась общественная библио­тека, и Абай стал ее постоянным читателем. Он часто общался с русскими учеными, с ко­торыми познакомился в этом городе. Теплые отношения связывали Абая с Н. Долгополовым и С. Гроссом. Особенно тесной была дружба Абая с Евгением Петровичем Михаэлисом , соратником Н.Добролюбова и Н. Чернышевского, за участие в революционном движении сосланным в Семипалатинск.

Слова назиданий. Абай начал сочинять стихи рано, но к поэзии как серь­езному занятию начал относиться только когда ему исполнилось 40 лет. Его произведе­ния призывали молодежь тянуться к искусству и знаниям. В них описывались тяжелый быт и социальные усло­вия жизни казахского народа. Вместе со стихами до нас дошли 45 слов-назиданий Абая. Это про­изведение полно глубокого философского содер­жания о смысле жизни и о духовных ценностях че­ловека. «Может быть, кому-то придется по душе какое-нибудь мое слово и он перепишет его для себя или просто запомнит, и если нет - мои слова, как говорится, останутся при мне»- напишет о « Словах назидания» Абай. А. Кунанбаев много сделал для того, чтобы выдающиеся произведения русских писателей дошли до казахского читателя, он переводит на казахский язык стихи и прозу А.С. Пуш­кина, М.Ю. Лермонтова, романы М.Е. Салтыкова-Щедрина, Л.Н. Толстого и многих других.

Абай как композитор. Песни Абая. Абай также был талантливым композитором, знатоком и тонким ценителем казахской народной музыки. Широко известны и поются в народе до сих пор его лирические песни. А. Кунанбаев был не просто акыном, он был и композитором. Избранные места из поэмы Пушкина «Евгений Онегин» он не только перевел, но и сочинил к ним мелодию. Песни Абая («Письмо Татьяны», «Письмо Онегина»). облетели Казахскую степь, и их полюбили люди. Абай, завоевывает необычайный ав­торитет среди современников, популярность его растет с каждым годом. К нему стекаются акыны, певцы, компози­торы, вокруг него собирается талантливая молодежь. Собственные сыновья радуют Абая своим творчеством. Абай задает темы сочинений, связанные с героями национально-освободительной борьбы за независимость (Аблай , Кенесары , Шамиль) сыновьям и своим многочисленным учени­кам и радуется успехам молодежи.

Дети Абая по примеру отца получили образование в русских школах, а сын Абдрахман окончил Петербургское артиллерийское училище. Преждевременная смерть его сыновей - Абдрахмана в 1895 г. и Магауи в 1904 г. - надломили сердце поэта. Абай умер спустя 40 дней после смерти Магауи в том же 1904 году и был похоронен около своей зимовки в долине Жидебай , вбли­зи любимых и многократно воспетых им гор,

Сегодня бесценное наследие казахского поэта является частью мировой сокровищницы духовной культуры. В 1995 году отмечался 150-летний юбилей великого Абая и этот год по решению ЮНЕСКО был объявлен годом Абая.

Дополнительная информация.

Слова назидания

Воля, Разум и Сердце обратились однажды к Науке, чтобы разрешить спор: кто из них важнее. Воля сказала: «Эй, Наука, ты ведь знаешь, без меня ничто не достигает совершенства: чтобы познать тебя, надо упорно учиться, а без меня этого не сделать; служить Всевышнему, поклоняясь ему, не ведая покоя, можно только с моей помощью. Нельзя, если меня нет, добиться в жизни богатства, мастерства, уважения, карьеры. Раз­ве не я оберегаю людей от мелких страстей и держу их в узде, не я ли предостерегаю их от греха, зависти, соблаз­нов, не я ли помогаю им собраться и в последнюю мину­ту удержаться на грани пропасти? Как могут спорить со мной эти двое?» Разум сказал: «Только я способен распознать, какое из твоих слов, полезно и какое пагубно, будь то в земной или загробной жизни. Только мне дано постигнуть твой язык. Без меня не избегнуть зла, не найти выгоды, не постичь знаний. Почему эти двое спорят со мной? На что они годятся без меня?» Сердце сказало: «Я - владыка человеческого тела. Кровь идет из меня, душа обитает во мне, без меня жизнь немыслима. Я лишаю сна, заставляю ворочаться тех, кто лежит в мягкой постели, вынуждаю их думать о бедных, не имеющих крова, мерзнущих и голодающих. По моей воле младшие почитают взрослых и снисходительны к меньшим. Но люди не стараются сберечь меня в чистоте и от этого страдают сами. Будь я чистым, не стало бы я делать различий между людьми. Я восторгаюсь доброде­телью, я восстаю против зла и насилия. Самолюбие, со­весть, милосердие, доброта - все исходит от меня. На что годятся эти двое без меня? Как они смеют спорить со мной?»

Выслушав их, Наука ответила: «Воля, ты все верно сказала. В тебе еще много досто­инств, о которых ты не упомянула. Ничего нельзя дос­тигнуть без твоего участия. Но ведь в тебе таится и жес­токость, равная твоей силе. Ты тверда в служении доб­ру, но не меньшую твердость проявляешь и в служении злу. Вот что плохо в тебе. Разум! И ты прав. Без тебя невозможно добиться в жизни чего-либо. Благодаря тебе мы узнаем о создателе, посвящены в тайны двух миров. Но это не предел твоих возможностей. Лукавство и коварство - тоже творения твоих рук. И добрый, и злой опираются на тебя, ты вер­но служишь и тому, и другому. Вот в чем твой изъян.

Моя задача - помирить вас. Хорошо бы повелите­лем и вершителем в этом споре явилось Сердце. Разум! У тебя множество путей-тропинок. Сердце не может следовать по каждой из них. Оно не только радует­ся твоим добрым замыслам, но и сопутствует тебе в них с охотою. Но оно не последует за тобой, если ты замыслил недоброе, и даже отстранится от тебя с брезгливостью. Воля! В тебе много силы и мужества, но и тебя Серд­це способно удержать. Оно не станет препятствовать в деле благоразумном, но в деле ненужном повяжет тебя по рукам. Вам следует объединиться и во всем повиноваться Сердцу. Если вы все трое мирно уживетесь в одном чело­веке, то прахом с его ног можно будет исцелять незря­чих. Не найдете согласия, я отдам предпочтение Сердцу. Береги в себе человечность. Всевышний судит о нас по этому признаку. Так сказано и в писаниях», - сказала Наука.

Абай. Слова назидания. Слово семнадцатое.