Занятие «Молодежь в современном обществе. Подростки и молодёжь в современном обществе

Шайхетдинова Люция Рашидовна, учитель истории и обществознания высшей категории , МБОУ «Балтасинская средняя общеобразовательная школа» пгт Балтаси, Балтасинского района РТ

Открытый урок по теме "Молодежь в современном обществе" (11-й класс)

Цели: 1) Познакомить учащихся с молодежной субкультурой.

2) Способствовать воспитанию культуры.

3) Развивать умения наблюдать и правильно оценивать поступки друг друга.

4) Способствовать формированию логического мышления.

Методы: диалог, М. Ш., объяснение, обсуждение.

Оборудование: ноутбук, экран, проектор.

Ход урока

I. Организацион момент.

II. Объяснение нового материала:

1. Знакомство с темой и планом урока.

2)Что означает гражданское совершеннолетие?

3)Проблемы молодежи.

4)Молодежная субкультура: быть похожим или отличаться?

2. М.Ш. Кого считают молодым гражданином? …

Молодые граждане.

К молодежи многие социологи относят группу населения в возрасте от 14 до 25 лет.

3. Что означает гражданское совершеннолетие? (Повторение пройденного материала)

Молодежь с точки зрения правового статуса

Несовершеннолетние - граждане с 14 до 18 лет. Они обладают частичной дееспособностью.

Совершеннолетние - граждане, достигшие 18 лет. С этого возраста гражданин нашего государства может осуществлять свои права и обязанности в полном объеме.

4. Проблемы молодежи.

Данные социологических исследований показывают, что современная молодежь подвергает свое здоровье большим рискам, чем их сверстники десятилетие назад.

1. Проблемы со здоровьем: Курение Алкоголь Наркомания.

2. Экстремистские молодежные субкультуры.

5. Знакомство с результатами опроса.

Проблемы, волнующие старшеклассников нашей школы. 11А 11Б 11В

ПРИОБРЕТЕНИЕ ИНТЕРЕСНОЙ ПРОФЕССИИ 100% 100% 100%

ЛИЧНЫЕ ДЕНЕЖНЫЕ ТРУДНОСТИ 63 % 80% 90%

ДЕНЕЖНЫЕ ТРУДНОСТИ СЕМЬИ 55% 100% 100%

ОТНОШЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ 52% 70% 100%

ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ РОДИТЕЛЯМИ 65% 95% 100%

ОТНОШЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ 14% 71% 70%

КОНФЛИКТЫ С ПЕДАГОГАМИ 28% 20% 30%

ТРУДНОСТИ УСВОЕНИЯ ШКОЛЬНОГО МАТЕРИАЛА 30% 50% 80%

ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ В СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ 25% 40% 80%

ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ 40% 71% 60%

ЗДОРОВЬЕ ЧЛЕНОВ СЕМЬИ 71% 40% 100%

ОТСУТСТВИЕ ФИРМЕННЫХ ВЕЩЕЙ 14% 14% 100%

БУДУЩЕЕ 92% 100% 100%

6. Молодежная культура.

Вступающему во взрослую жизнь молодому человеку предстоит освоить то, что было создано предшествующими поколениями, узнать и принять сложившиеся нормы общественной жизни. Однако этот процесс не простой. Далеко не все ценности, которым привержено старшее поколение, воспринимается молодыми.

Субкультура - это определенный стиль, способ жизни и мышления обособляющихся внутри общества отдельных социальных групп. Отчасти это связано с присущей возрасту высокой критичностью, представлением, что “история начинается с нас”. Сказывается и то, что молодежь по своей природе нацелена на преобразования, создание нового.

7. Знакомство основными чертами молодежной субкультуры:

Основные черты молодежной субкультуры: Вызов ценностям взрослых и эксперименты с собственным образом жизни; Включение в различные группы сверстников; Своеобразные вкусы, особенно в одежде, музыке; Это скорее культура досуга чем работы.

8. Знакомство с видами субкультур.

Виды

Готы и сатанисты

Скинхэды

Растаманы

Граффитеры

Ролевики и др.

Байкеры

Байкеры – одни из немногих, для кого слова “один за всех, все за одного” – не пустой звук, а стиль жизни. Байкер – это водитель мотоцикла. Они прошли эволюцию от диких орд, рассекающих по сельским дорогам бескрайней Америки, до элитной, жесткой, имеющей дело с огромными деньгами организации, сетью окутавшей планету.

Рэперы и хип-хоперы

Плюсы: Человек-рэпер не только занимается спортом (что уже есть плюс), он проявляет себя творчески. А проявление таланта всегда приводит в росту личности. Это огромный плюс.

Минусы: Все вроде хорошо, но есть такое подтечение как “Ганста”. Вот именно здесь “в моде” агрессивный стиль поведения. Такие люди могут обладать огнестрельным оружием, так как считают, что мир жесток, и лишь они сами могут себя защитить. Они считают себя королями и не признают никого и нечего выше себя

Готы и сатанисты.

Плюсы: Как правило, готы, это люди ищущие вдохновения, а значит творческие люди. И их увлечение данной субкультурой ничто иное, как просто способ насытиться энергией. А их вид (пусть даже кого-то пугающий), это просто ответ созданный в противовес ничего настоящему гламуру, в котором за картинкой пустота.

Минусы: Здесь так же есть опасные подтечения. Существуют сатанисты. Их идеология – идеология эпатажа и бунт против церковно-традиционалистской системы. Именно люди из такой субкультуры могут пойти на осквернение церковных предметов, жертвоприношение и прочие действия основанные на поклонение сатане.

Скинхэды

Плюсы: Конечно основным плюсом это не назовешь, но идея скинхедов - Только сильные могут жить. Следовательно, нужно быть сильным, и не только телом, но и духом.

Минусы: Минусов намного больше. Свою идею они принимают слишком буквально. Именно за скинхедами очень часто замечаются приступы без причинной агрессии по отношению к другим людям. Они совершенно не боятся убить “не своего”, и даже в некоторой степени стремятся к этому.

Панки

Плюсы: Лично я как человек со стороны их не вижу.

Минусы: Там, где появляются панки, - драки, грабежи, насилие с целью надругательства над личностью.

Растаманы (растафари)

Плюсы: Довольно спокойная культура и безобидная для общества. Как говориться “чем бы дитя не тешилось…”

Минусы: По сути, их занятие это безделье, такой человек вряд ли станет кем-то большим в социальной жизни.

Фрики

Плюсы: Нет никакого негативного отношения к миру и к “не своим”. Нет ничего такого, против чего они яро выступают.

Минусы: Именно их свобода есть их главный минус. Она дает им все, в то время как на них самих невозможно повлиять извне, т.е. если пока это безобидно и весело, то кто знает, во что это выльется потом… И никто их не сможет остановить.

Граффиттеры

Граффити - итальянское, и изначально значит “нацарапанный”.

Ролевики

Плюсы: Только развитые люди в интеллектуальном плане становятся ролевиками. Они обязательно образованы, начитаны, и весьма интеллигенты и миролюбивы.
Минусы: Есть опасность “заиграться” по тому или иному сценарию и уже не выйти из роли. При таких ситуациях человек просто выбивается из общества.

9. Знакомство с признаками неформалами.

Выделяют следующие основные признаки неформалов

1) Неформальные коллективы не имеют официального статуса.

2) Слабо выраженная внутренняя структура.

3) Большинство объединений имеет слабо выраженные интересы.

4) Слабые внутренние связи.

5) Очень сложно выделить лидера.

6) Не имеют программы деятельности.

7) Действуют по инициативе небольшой группы со стороны.

8) Представляют альтернативу государственным структурам.

9) Очень тяжело поддаются упорядоченной классификации.

10. Выяснение причин “ухода в андергаунд” молодежи.

В качестве причин “ухода в андеграунд” молодёжь называет:

1) Вызов обществу, протест.

2) Вызов семье, непонимание в семье.

3) Нежелание быть как все.

4) Желание утвердится в новой среде.

5) Привлечь к себе внимание.

6) Не развитая сфера организации досуга для молодежи в стране.

7) Копирование западных структур, течений, культуры.

8) Религиозные идейные убеждения.

9) Дань моде.

10) Отсутствие цели в жизни.

11) Влияние криминальных структур, хулиганство.

12) Возрастные увлечения.

Закрепление:

1. Обсуждение высказывании.

О молодости всерьез и не очень…

Молодость счастлива тем, что у нее есть будущее”. Н.В. Гоголь

Начиная свое поприще, не теряй, о юноша, драгоценного времени”. Козьма Прутков.

2. Проверка знания.

Проверьте свои знания

1. Закончите предложение.

Выделение молодежи как социальной группы относится к…

А) профессиональной стратификации

Б) классовой дифференциации

В) этнической стратификации

Г) возрастной стратификации

2. Закончите предложение

Полная правовая дееспособность граждан в нашей стране наступает с…

А) 16 лет Б) 18 лет В) 20 лет Г) 21 года

3. Выберите верное суждение

Социальная функция образования заключается в том, что

А) в его процессе человек овладевает социальным опытом, культурными ценностями.

Б) оно непосредственно управляет социальными процессами в обществе.

4. Выберите верные ответы

Каким правом, согласно закону, обладают несовершеннолетние граждане?

А) самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки;

Б) устраиваться на любую работу;

В) распоряжаться своими доходами;

Г) быть избранным в органы политической власти

Д) вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими;

Е) вступать в брак без каких-либо ограничений.

Д./з.: Написать эссе на тему: “Молодежная субкультура: быть похожим или отличаться?”

Молодежь - основной носитель интеллектуального и физического потенциала общества, она обладает большими способностями к труду, технической и культурно-художественного творчества, производительной деятельности во всех сферах человеческого бытия;

Молодежь имеет большую социальную и профессиональную перспективу, она способна быстрее других социальных групп общества овладеть новыми знаниями, профессиями и специальностями.

Принципиальным вопросом при рассмотрении роли молодежи в обществе является вопрос о молодежи как субъекта и объекта общественных преобразований. Вступая в жизнь, молодой человек является объектом воздействия социальных условий, семьи, институтов образования, а позже в процессе взросления и перехода в более зрелые фазы развития начинает сам существенно влиять на общество. То есть, молодежь выступает субъектом, когда влияет на общество, отдавая свой потенциал, вместе с тем она является объектом, поскольку на нее направлен общественное влияние с целью ее развития. Молодежь выступает объектом и к обществу и к самому себе.

Без сомнения, молодёжь является очень важной частью для Чувашии и для России в целом, так как это наиболее активная составляющая государства. Молодые наиболее лучше приспособлены к внедрению новых технологий, инноваций и реформ. Они мобильны и полны сил, поэтому российское государство заинтересовано в том, что бы подрастающее поколение было вовлечено в экономическую жизнь России и политическую... Совсем недавно наша страна миновала экономический кризис, и сейчас находится на стадии стабилизирования, поэтому молодые специалисты в сфере экономики просто необходимы для Чувашии. Отсюда следует, что государство должно быть заинтересовано в формировании жизнеспособного и здорового нового поколения, ведь молодежь и есть "спасение" для государства в плане создания семьи и устранения демографического кризиса.

Словом, Чувашия в наше время делает все для благополучного развития молодого поколения - остальное зависит уже от нас самих. Целеустремленность и амбиции - главные составляющие счастливой жизни и обеспеченного будущего, поэтому важно правильно выбрать свой путь уже сейчас, ведь Молодость не вечна и уходит с каждым днем... Отказ от вредных привычек, достойное занятия, поиск любимой работы помогут изменить свою жизнь к лучшему. Будущее России в руках молодежи и об этом стоит помнить всегда.

МОЛОДЁЖЬ - социально-демографическая группа, выделяемая на основе возрастных параметров, особенностей социального положения и социально-психологических качеств.

Одно из первых определений понятия "молодёжь" было дано в 1968 г. В.Т. Лисовским:

"Молодёжь - поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодёжи могут колебаться от 16 до 30 лет".

Позднее более полное определение было дано И.С. Коном:

"Молодёжь - это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Молодость как определённая фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но её конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации".

В возрастной психологии молодость характеризуется как период формирования устойчивой системы ценностей, становление самосознания и социального статуса личности.

Сознание молодого человека обладает особой восприимчивостью, способностью перерабатывать и усваивать огромный поток информации. В этот период развиваются: критичность мышления, стремление дать собственную оценку разным явлениям, поиск аргументации, оригинального мышления. Вместе с тем в этом возрасте ещё сохраняются некоторые установки и стереотипы, свойственные предшествующему поколению. Отсюда в поведении молодёжи удивительное сочетание противоречивых качеств и черт: стремление к идентификации и обособление, конформизм и негативизм, подражание и отрицание общепринятых норм, стремление к общению и уход, отрешённость от внешнего мира.

Молодёжное сознание определяется рядом объективных обстоятельств.

Во-первых, в современных условиях усложнился и удлинился сам процесс социализации, и соответственно другими стали критерии её социальной зрелости. Они определяются не только вступлением в самостоятельную трудовую жизнь, но и завершением образования, получением профессии, реальными политическими и гражданскими правами, материальной независимостью от родителей.

Во-вторых, становление социальной зрелости молодёжи происходит под влиянием многих относительно самостоятельных факторов: семьи, школы, трудового коллектива, средств массовой информации, молодёжных организаций и стихийных групп.

Границы молодежного возраста подвижны. Они зависят от социально-экономического развития общества, достигнутого уровня благосостояния и культуры, условий жизни людей. Воздействие этих факторов реально проявляется в продолжительности жизни людей, расширении границ молодежного возраста от 14 до 30 лет.

С древности формированию общества сопутствует процесс социализации новых поколений. Одна из главных проблем социализации молодёжи в том, что она или принимает ценности отцов, или полностью от них отказывается. Чаще происходит второе. Молодые люди считают, что социальные ценности, которыми жили "отцы", в любой новой исторической ситуации теряют практическое значение и в силу этого не наследуются детьми.

Сегодня главной задачей выживания белорусского общества является решение проблемы сохранения социальной стабильности и передачи культурного наследия от одного поколения к другому. Этот процесс никогда не был автоматическим. Он всегда предполагал активное участие в нём всех поколений. Необходимо помнить, что именно в молодом возрасте складывается система ценностных ориентаций, активно идёт процесс самовоспитания, самосозидания личности и утверждения в социуме.

В современном быстро меняющемся, динамично развивающемся мире, молодым людям приходится самостоятельно решать, что ценнее - обогащение любыми средствами или приобретение высокой квалификации, помогающей адаптироваться к новым условиям; отрицание прежних моральных норм или гибкость, приспособляемость к новой действительности; безграничная свобода межличностных взаимоотношений или семья.

Ценности - это относительно устойчивое, социально обусловленное отношение человека к совокупности материальных и духовных благ, культурных явлений, которые служат средством удовлетворения потребностей личности.

К базовым ценностям относятся:

1. Человечность;

2. Воспитанность;

3. Образованность;

4. Терпимость;

5. Доброта;

6. Честность;

7. Трудолюбие;

8. Любовь;

Молодёжь приобрела ряд новых качеств как положительных, так и отрицательных.

К положительным можно отнести такие как:

1. Стремление к самоорганизации и самоуправлению;

2. Интерес к политическим событиям в стране и регионе;

3. Неравнодушие к проблемам национального языка и культуры;

4. Участие в организации своего досуга;

5. Ориентация на самообразование;

К отрицательным качествам такие как:

1. Табакокурение, проба наркотиков и подростковый алкоголизм;

2. Ничегонеделание;

3. Сексуальное экспериментирование;

4. Инфантильность и безразличие (нигилизм);

5. Неопределённость и непредсказуемость;

Можно выделить несколько важнейших социокультурных условий успешной личной социализации:

1. Здоровая семейная микросреда;

2. Благоприятная творческая атмосфера в школе, лицее, гимназии;

3. Позитивное воздействие художественной литературы и искусства;

4. Влияние СМИ;

5. Эстетизация ближайшей макросреды (двор, микрорайон, клуб, спортивная площадка и т. д.)

6. Активное вовлечение в общественную деятельность;

Социальная адаптация - процесс управляемый. Управление им может осуществляться не только в русле воздействия социальных институтов на личность в ходе ее производственной, внепроизводственной, допроизводственной, постпроизводственной жизнедеятельности, но и в русле самоуправления. В общем виде чаще всего выделяется четыре стадии адаптации личности в новой для нее социальной среде:

1. начальная стадия, когда индивид или группа осознают, как они должны вести себя в новой для них социальной среде, но еще не готовы признать и принять систему ценностей новой среды и стремятся придерживаться прежней системы ценностей;

2. стадия терпимости, когда индивид, группа и новая среда проявляют взаимную терпимость к системам ценностей и образцам поведения друг друга;

3. аккомодация, т.е. признание и принятие индивидом основных элементов системы ценностей новой среды при одновременном признании некоторых ценностей индивида, группы новой социальной средой;

4. ассимиляция, т.е. полное совпадение систем ценностей индивида, группы и среды; Полная социальная адаптация человека включает физиологическую, управленческую, экономическую, педагогическую, психологическую и профессиональную адаптацию.

Специфические моменты технологии социальной адаптации:

* только человеку свойственно создавать специальные "приспособления", определенные социальные институты, нормы, традиции, облегчающие процесс его адаптации в данной социальной среде;

* только человек обладает способностью сознательно готовить к процессу адаптации молодое поколение, используя для этого все средства воспитания;

* процесс "принятия" или "неприятия" индивидами существующих социальных отношений зависит как от социальной принадлежности, мировоззрения, так и от направленности воспитания;

* человек сознательно выступает как субъект социальной адаптации, меняя под влиянием обстоятельств свои взгляды, установки, ценностные ориентации;

Социальная адаптация - процесс активного освоения личностью социальной среды, в котором личность выступает как в качестве объекта, так и в качестве субъекта адаптации, а социальная среда является одновременно и адаптирующей и адаптируемой стороной.

Успешная социальная адаптация личности требует максимальных затрат духовной энергии индивида.

Молодость - это путь в будущее, который выбирает сам человек. Выбор будущего, его планирование - это характерная черта молодого возраста; он не был бы таким притягательным, если бы человек заранее знал, что с ним будет завтра, через месяц, через год.

Общий вывод: "Каждое последующее поколение молодежи по основным показателям социального положения и развития хуже предыдущего". Это выражается, прежде всего, в тенденции сокращения количества молодых людей, что ведет к старению общества и, следовательно, снижению роли молодежи как социального ресурса в целом.

Демографическая ситуация осложняется новым в белорусской действительности - ростом убийств и самоубийств, в том числе среди молодежи. Причина - возникновение сложных личных и жизненных ситуаций. По данным, 10% выпускников госучреждений для детей сирот кончают жизнь самоубийством, не будучи в состоянии приспособиться к жизненным условиям.

Во-первых - нерешенность социально-экономических и бытовых проблем.

Во-вторых - в тенденции ухудшения состояния здоровья детей и подростков. Растущее поколение менее здоровое физически и психически, чем предыдущее. В среднем в Беларуси лишь 10% выпускников школ могут считать себя абсолютно здоровыми, 45-50% из них имеют серьезные морфофункциональные отклонения.

В последнее время среди учащихся чётко обозначился рост численности таких заболеваний, как:

1. психические расстройства;

2. язвенная болезнь желудочно-кишечного тракта;

3. алкогольная и наркотическая зависимость;

4. венерические заболевания;

Некоторые молодые люди за счёт несбалансированного питания и снижения физической активности набирают излишний вес, мало бывают на воздухе, не включаются в спортивно-оздоровительную деятельность.

В-третьих - в тенденции расширения процесса десоциализации, маргинализации молодежи. Увеличивается количество молодых людей, ведущих асоциальный, аморальный образ жизни. В силу различных причин и в разной степени к ним относятся: инвалиды, алкоголики, бродяги, "профессиональные нищие", лица отбывающие заключение в исправительно-трудовых учреждениях, которые стремятся быть социально полезными гражданами, но в силу общественных условий не могут ими стать. Происходит люмпенизация и криминализация молодежи. ѕ учащейся молодёжи относят себя к малообеспеченным.

В-четвертых - в тенденции снижения возможностей участия молодежи в экономическом развитии. Статистические данные свидетельствуют о том, что доля молодых людей в составе безработных остается высокой. Рынок труда характеризует значительным переливом рабочей силы из государственного в негосударственный сектор экономики.

Перемещаясь в сферу на должности, не требующие профессиональных знаний, молодые люди рискуют своим будущим благосостоянием, не обеспечивая накопления интеллектуальной собственности - профессионализма. Причем данная сфера занятости характеризуется, весьма высокой степенью криминализации.

В-пятых - в тенденции падения социальной ценности труда, престижа ряда важных для общества профессий. Социологические исследования последних лет констатируют, что в трудовой мотивации приоритет отдается не содержательному труду, а труду, направленному на получение материальной выгоды. "Большая зарплата" - этот мотив оказался решающим при выборе места работы.

Современная молодежь обладает такой чертой, которая показывает, что большая часть из нее желает иметь хороший доход, при этом, не имея ни профессии, ни желания работать. Это происходит в связи с тем, что у молодежи отсутствуют стимулы к труду.

Проблема криминального влияния на молодежь в последнее время не может не беспокоить белорусскую общественность. Среди уголовных преступлений каждое четвертое осуществляется молодежью и подростками. Среди правонарушений обращают на себя внимание корыстные преступления - воровство, вымогательство денег, мошенничество. При анализе статистических данных, объем корыстных преступлений в настоящий период быстро растет. Это зависит от того, что происходит дифференциация среди молодежи и большей части молодых людей родители не могут дать то, что хотелось бы им с учетом запросов. А сами они не могут получить этого в связи с тем, что они не имеют специальности или навыков работы. Молодые люди не желают получать образование только потому, что у них нет перспективы после получения образования. В настоящее время все больше и больше молодежи потребляет наркотики. Может это происходит от безысходности реализации своих возможностей или от того, что по непониманию серьезности их вовлекли в это люди заинтересованные в сбыте наркотиков.












Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Раздел: Основные сферы общественной жизни. Социальная сфера.

Программные средства, с помощью которых создан дидактический материал: Microsoft Power Point.

Цели и задачи дидактического материала: Наглядно продемонстрировать ключевые моменты урока.

Используемые источники информации:

  1. Учебник Обществознание 10 класс. Под. ред. Л.Н.Боголюбова. – М.: «Просвещение». 2011.
  2. Учебник Обществознание. Поурочные планы 10-11 классы / Сост. Т.А.Корнева – Волгоград: Учитель, 2007
  3. Интернет.

Возможности использования дидактического материала: Использование учителем на всех этапах урока. Учащимися при изучении нового материала.

Методические указания к уроку .

Возраст старшеклассников – это особый этап социализации. Это рубеж, когда человек, от рождения обладающий основными правами и свободами, должен без скидок на возраст оправдать ожидания общества. Но не у всех это получается. Вот поэтому тема урока «Молодежь в современном мире» является очень интересной и актуальной для учащихся. Озабоченность проблемами отношений человека и общества, смысла жизни и собственной деятельности характерны для многих, поэтому наряду с практико – ориентированным содержанием, обществознание должно выдвигать духовно-нравственные ориентиры, развивать способность по совести оценивать себя и общество с позиции человечности, порядочности, гражданственности. На уроке была сделана попытка это реализовать. Также на уроке идет формирование компетентности в сфере познавательной деятельности – способность адекватно понимать и анализировать ситуации, знать базовые понятия, самостоятельно получать информацию из различных источников. В частности на уроке использовался компьютер и сеть Интернет. Большое внимание на уроке необходимо уделять умению взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения. Исходя из вышесказанного на данном уроке, на мой взгляд, идет сочетание традиционной методики и использование в учебном процессе компьютерных технологий.

Аннотация урока .

Данный урок представляет собой урок-практикум. В ходе урока обобщаются сведения учащихся о молодежи как особой социальной группе, ведется сравнительный анализ между молодежью и людьми старшего поколения, дается оценка поведению молодежи в настоящее время и делаются выводы, о том как сохранить свою индивидуальность в меняющемся мире. Для обеспечения наглядности к уроку составлена презентация, которая содержит все основные этапы урока, знакомство с возрастными критериями молодежи, особенностями этой социальной группы, выводы по изученной теме. На мой взгляд, такая презентация материала способствует:

  • Развитию познавательного интереса учащихся с помощью наглядности;
  • Развитию навыков самостоятельной работы;
  • Улучшению усвоения учащимися учебного материала;
  • Развитию умения самостоятельно делать выводы;
  • Развитию умения выделять главное в изученной теме;
  • Систематизации знаний.

Данный урок полностью соответствует образовательным стандартам по обществознанию, календарно- тематическому планированию учебного материала, уровню развития учащихся, их образовательным потребностям.

Указания к ходу урока .

Новый материал

Перед демонстрацией материала на экране предварительно идет обсуждение буквально каждого вопроса урока, и только после этого на экран построчно выводим ключевые ответы, чтобы учащиеся сначала могли задуматься над проблемой, найти свои пути решения и только после дискуссии выдается обобщенный ответ.

Закрепление

В ходе закрепления учащиеся делают выводы, как своеобразные правила, соблюдая которые учащиеся смогут сохранить свою индивидуальность в столь меняющемся мире. После обобщения ответов учащихся построчно выводим итоги на экран.

Домашнее задание

Домашнее задание не представляет особой сложности, так как необходимый материал был разобран на уроке, нужно только рассмотреть его применительно к своей индивидуальности.

Цель урока : Определить статус современной молодежи, ее проблемы и особенности, а также возможную молодежную политику государства.

Задачи урока :

  1. Рассмотреть вопросы, касающиеся возрастных границ молодого возраста, выделить психологические особенности молодых людей, определить влияние субкультуры, попытаться определить возможную политику государства в отношении молодежи.
  2. Продолжить формировать основные компетенции по схематизации учебного материала, составлению сравнительной характеристики. Научить учащихся умению овладевать, получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; выполнять познавательные и практические задания на основе поиска и извлечения нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа.
  3. Воспитывать личность, соблюдающую моральные и правовые нормы, принятые в обществе, толерантность в общении, способствовать развитию общей культуры и культуры поведения, помочь школьникам выработать свое собственное социальное поведение.

Тип урока : систематизации и обобщения практических умений и навыков. Урок-практикум.

Оборудование : спайдограмма, сравнительная таблица, дополнительная литература, компьютеры, проектор, экран.

Ход урока

I. Организационный момент .

II. Введение в тему урока .

Эпиграф: «… Если хотите быть вечно молодыми, всегда старайтесь служить вечной молодости… и сколько бы вы ни жили, Вы всегда будете чувствовать себя вне возраста.» (А.Ф. Лосев) Слайд 2

Учитель: Давайте, попробуем из этого высказывания догадаться, о чем сегодня на уроке пойдет речь?

Учащиеся: О молодежи.

(коллективное составление спайдограммы). Поэтапно появляется план урока. Слайд 3.

III. Работа по теме урока

Поговорим о молодежи.

1. Возраст.

Учитель: А теперь попытаемся определить возрастные границы молодежи?

(учащиеся предлагают различные варианты.)

Учитель: Да, действительно, существуют разные точки зрения на определение возраста молодежи.

(На слайдах поэтапно появляется информация) Слайд 4

А) от 14 до 25 лет;
Б) от 16 до 30 лет;
В) от 13 до 19 лет;
Г) от 18 до 25 лет.

Учитель: Можно сказать, что молодежь в социальной структуре общества занимает переходное положение, поэтому многие социологи, психологи считают, что нижняя граница возраста охватывает подростковый период, а верхняя граница определяется по – разному в промежутке 10 лет.

2. Возрастные критерии.

Учитель: Проблемный вопрос: «Почему так «размыты» возрастные границы, определяющие позиции молодежи в обществе?

(учащиеся выслушиваются точки зрения учащихся.)

Учитель: Причина – это отсутствие объективного критерия в определении молодости. Что можно считать критерием?

(На экране поэтапно появляются критерии.) Слайд 5

  • начало самостоятельной трудовой деятельности;
  • завершение образования, получение профессии;
  • приобретение материальной независимости;
  • приобретение гражданских и политических прав;
  • вступление в брак;
  • осознание ответственности за свои поступки, принимаемые решения;
  • возможность ведения самостоятельной, независимой от родителей жизни;
  • определенная физиологическая зрелость;
  • жизненная и творческая активность.

Учитель: Вопрос к классу: Какой из них на ваш взгляд, является определяющим?

(учащиеся : высказывают свою точку зрения и аргументируют ее.)

Учитель: Границы молодости индивидуальны для каждого. В жизни есть обстоятельства, которые заставляют повзрослеть человека раньше. А есть взрослые у которых физические и психические черты, свойственны детскому возрасту – инфантилизм. Поэтому очень часто говорят молодые «старики» или «вечная» молодость. Но, так или иначе вывод можно сделать такой:

МОЛОДОСТЬ – это ощущение, которое обязательно проявляется как во внешности, так и в поведении человека.

3. Особенности молодежи

Учитель: И все-таки, давайте определим особенности молодого поколения, сравнив его с людьми зрелого возраста. Дадим сравнительную характеристику, заполняя таблицу.

(учащиеся заполняют таблицу самостоятельно.)

Учитель: А теперь сравним Ваше мнение с мнением ваших одноклассников из параллельного класса.

На экране поэтапно появляются отдельные части таблицы, слайд 6-8)

Молодежь Зрелый возраст
Ценности Друзья, телефон, компьютер, деньги, улица, мода, развлечения, телевизор, противоположный пол, свобода, понимание, образование, родители Дети, семья, здоровье, работа, вещи прошлого, воспоминания, отдых, душевная гармония.
Профессии Высокие технологии, деньги, престиж, путешествие, шоу-бизнес, в общем, меньше работы больше денег Работа по «душе», хороший коллектив, спокойная, стабильная, малоподвижная работа.
Идеология Живем одним днем, молодежные движения Пионеры, комсомольцы, строительство коммунизма – этим жила вся страна

4, 5. .Молодежь как большая социальная группа.

Молодежная субкультура.

Работа в группах.

Учитель: Предлагаю выполнить проблемно – познавательные задания, используя компьютер и сеть Интернет. (Заранее формируются группы с учетом типов обучаемости и уровней знаний старшеклассников, учитель разъясняет инструкцию и требования к оформлению результатов каждой группы и раздает задания.)

Задания в группах: Каждая группа получает задания для обсуждения и поиска информации.

1. Дать определения понятиям, связанных с изучаемой темой:

  • Тинейджеры
  • Инфантилизм
  • Субкультура
  • Сленг
  • Маргинал

2. Когда-то в 80-90-е гг. в обществе и государстве очень активно обсуждался вопрос о необходимости принятия специального закона о молодежи.. Но все осталось только на словах.

Проблемный вопрос: Попробуйте создать такой закон, состоящий из 10 пунктов, и аргументировано его защитить.

3. Субкультура – часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе. Проанализируйте идеологию ряда молодежных движений и ответьте на вопрос.

Проблемный вопрос: Молодежная субкультура – это движение души, стремление выделиться или социальный протест. Молодежная культура – это больше культура досуга, чем работы. Согласны ли вы с этим выводом? Слайд 9

Обсуждение выполненных заданий + комментарии учителя.

IV. Закрепление.

Учитель: Когда-то французский мыслитель, писатель и педагог Ж.Ж. Руссо сказал: «Молодость – это время для усвоения мудрости, старость – время для ее применения». Я думаю, мы все согласимся с этим высказыванием и, подводя итог нашему разговору, попробуем выработать основные правила, соблюдая которые вы всегда сохраните молодость в своей душе.

Выводы:

  1. Быть молодым душой
  2. Сохранять свою индивидуальность
  3. Всегда иметь свою точку зрения и не бояться высказывать ее
  4. Придерживаться правила « Лучше быть одному, чем с кем попало»
  5. Использовать выбор, который у вас есть только на благо для себя и близких. Слайд 10

V. Домашнее задание.

Ответить на вопрос: Какие черты зрелого возраста вы бы хотели приобрести и какие черты молодости сохранить? Слайд 11

Молодежь в современном российском обществе.

1. Молодежь и становление новой России.

Высокая скорость политических, экономических и социальных изменений в 90-е годы оказали (и оказывают) влияние на положение и развитие российской молодежи. Сегодня, очевидно, что в молодежной среде преобладают процессы дифференциации. Причем дифференцирующие факторы проявляются более зримо, чем интегрирующие. Это связано прежде всего с тем, что в условиях радикального преобразования российского общества происходят глубокие изменения его социальной стратификации, одной из особенностей которой является социальная поляризация, основанная на имущественном расслоении.

В социальной структуре появились новые группы: предпринимателей, банкиров, мелких торговцев и "челноков", новых русских и новых бедных. Возникли новые тенденции в среде рабочих и крестьян, связанные с отношениями к той или иной форме собственности. Между слоями рабочего класса, крестьянства углубляются различия в доходах, экономических и политических интересах.

К каждой страте, социальной группе в большей или меньшей степени принадлежит молодежь. Именно поэтому фундаментальными критериями социальной дифференциации юношества выступают социальное происхождение и собственное социальное положение молодых людей. Обладая социальными признаками разных общностей, они различаются по материальным возможностям, ценностным ориентациям, образу и стилю жизни. Анализ показывает, что важнейшей характеристикой современной российской молодежи является возросшее расслоение по социально-экономическим показателям.

Внутренняя дифференциация молодежи обуславливается не только социальными параметрами. Исследователи кроме стратификационного, выделяют такие типы дифференциации, как возрастной и субкультурный. Среди молодежи возникает необходимость изучение специфики групповых отношений, особенности формирования потребностей и целей, роли и места различных слоев юношества в становлении нового общества. Знание специфики - одно из важных условий разработки научного подхода к решению молодежных проблем, проведению социальной и молодежной политики.

Вместе с тем был и остается не менее актуальным ценностный подход к изучению всего многообразия общих связей и закономерностей молодого поколения, как органического субъекта развития общества. Именно такой подход отличает ряд крупных работ вышедших в 90-е годы. В них молодежь рассматривается как социально-демократическая группа с характерными для нее социальными, возрастными, психологическими свойствами и социальными ценностями, которые обуславливают уровнем социально-экономического, культурного развития, особенностями социализации в российском обществе. Такой взгляд способствует более глубокому осмыслению молодежных проблем, дифференцированному подходу молодежи как внутренне неоднородной и вместе с тем специфически особой общественной группе. Однако, справедливо отмечают уральские исследователи Вишневский Ю.Р., Шапко В.Т., усиливающаяся дифференциация молодежи актуализирует проблему выявления интегрирующих факторов, признаков и целостности.

Среди факторов социологического определения "молодежь"исследователи устойчиво выделяют:

Возрастные границы и социально-психологические особенности.

Специфику социального статуса, социально-культурное поведение.

Процесс социализации как единство социальной адаптации молодежи в индивидуализации.

Общий вывод исследователей НИЦ при ИМ, сделанный в 1993 году, остается в силе: "Каждое последующее поколение российской молодежи по основным показателям социального положения и развития хуже предыдущего". Это выражается прежде всего в тенденции сокращения количества молодых людей, что ведет к старению общества и следовательно, снижению роли молодежи каксоциальногоресурса в целом.

С 1987-1996 гг. в стране родилось шесть миллионов детей меньше,чем за предыдущие десять лет. Количество молодежи в возрасте до 16 лет уменьшилось на три миллиона человек.

Демографическая ситуация осложняется новым в российской действительности - ростом убийств и самоубийств, в том числе среди молодежи.

Число убийств и самоубийств в РФ (1990-1995 гг.)

Причина - возникновение сложных личных и жизненных ситуаций.

Поданным Ген. прокуратуры РФ, 10% выпускников госучреждений для детей сирот кончают жизнь самоубийством, не будучи в состоянии приспособиться к жизненным условиям. Гнетущие впечатления оставляют цифры самоубийств в армии. В 1996 году добровольно расстались с жизнью 526 человек. Причина - нерешенность социально-экономических и бытовых проблем.

Во-вторых - в тенденции ухудшения состояния здоровья детей и подростков. Растущее поколение менее здоровое физически и психически, чем предыдущее. В среднем по России лишь 10% выпускников школ могут считать себя абсолютно здоровыми, 45-50% из них имеют серьезные морфофункциональные отклонения.

В-третьих – в тенденции расширения процесса десоциализации, маргинализации молодежи. Увеличивается количество молодых людей, ведущих асоциальный, аморальный образ жизни. В силу различных причин и в разной степени к ним относятся: инвалиды, алкоголики, бродяги, "профессиональные нищие", лица отбывающие заключение в исправительно-трудовых учреждениях, которые стремятся быть социально полезными гражданами, но в силу общественных условий не могут ими стать. Происходит люмпенизация и криминализация молодежи.

В-четвертых - в тенденции снижения возможностей участия молодежи в экономическом развитии. Статистические данные свидетельствуют о том, что доля молодых людей в составе безработных остается высокой. В 1994 году она составила - 35.5%, в 1997 году - 35%, от общей численности безработных.

Рынок труда характеризует значительным переливом рабочей силы из государственного в негосударственный сектор экономики. Перемещаясь в сферу на должности не требующие профессиональных знаний, молодые люди рискуют своим будущим благосостоянием, не обеспечивая накопления интеллектуальной собственности - профессионализма. Причем данная сфера занятости характеризуется весьма высокой степенью криминализации.

В-пятых - в тенденции падения социальной ценности труда, престижа ряда важных для общества профессий.

Социологические исследования последних лет констатируют, что в трудовой мотивации приоритет отдается не содержательному труду, а труду, направленному на получение материальной выгоды. "Большая зарплата" - этот мотив оказался решающим при выборе места работы.

Современная молодежь обладает такой чертой, которая показывает, что большая часть из нее желает иметь хороший доход, при этом не имея не профессии не желания работать. Это происходит в связи с тем, что у молодежи отсутствуют стимулы к труду потому.

2. Молодежь в сфере криминального влияния.

Проблема криминального влияния на молодежь в последнее время не может не беспокоить российскую общественность.

Уральский регион и прежде всего Свердловская область за последние пять лет зарекомендовали себя, как зоны повышенной криминагенности. Здесь расположены крупные пенитенциарные учреждения, в которых отбывают заключение большие массы заключенных, в том числе несовершеннолетних.

"Криминальные разборки" местных мафиозных кланов в Екатеринбурге долгое время были в фокусе всей страны. С этой точки зрения, анализ форм криминального влияния на молодежь в регионе, где оно получило значительное распространение, представляется актуальным как в теоретическом, так и практическом отношении.

В Свердловской области ежегодно совершается молодежью и подростками около 10 тысяч преступлений. Только за пять лет (1990-1994 гг.), увеличение числа преступлений составило более 170%. Среди уголовных преступлений каждое четвертое осуществляется молодежью и подростками. Резкий скачек молодежной и подростковой преступности наблюдался в 1992 - 1993 гг. Другой аспект распространения криминального влияния связан с тем, в какой степени молодежи приходится испытывать на себе воздействие молодежной и подростковой преступности. 78% от числа опрошенных молодых людей сталкивались за последние два года с различного рода правонарушениями среди молодежи и подростков. Лишь каждый пятый дал отрицательный ответ.

Среди правонарушений обращают на себя внимание корыстные преступления - воровство, вымогательство денег, мошенничество. При анализе статистических данных, объем корыстных преступлений в настоящий период быстро растет.

Это зависит от того, что происходит дифференциация среди молодежи и большей части молодых людей родители не могут дать то, что хотелось бы им с учетом запросов. А сами они не могут получить этого в связи с тем, что они не имеют специальности или навыков работы. молодые люди не желают получать образование только потому, что у них нет перспективы после получения образования.

В настоящее время все больше и больше молодежи потребляет наркотики. Может это происходит от безысходности реализации своих возможностей или от того, что по непониманию серьезности их вовлекли в это люди заинтересованные в сбыте наркотиков.

3. Проблема наркомании среди молодежи.

Известно, что социальные последствия наркомании тяжелы. Наркоманы выбывают из общественной жизни - трудовой, политической, семейной, вследствие физической, социальной деградации личности. Наркомания не минуемо поражает целый веер явлений чуждых обществу. Сюда относят трудно излечимые психофизиологические болезни человека и теневую экономику, обусловленную закономерным, возрастающим спросом на наркотики и нелегальными способами его удовлетворения в корыстных целях и преступность, насилия над личностью, связанные с распространением наркотиков и незаконным обогащением.

Урок обществознания в 11 классе

Тема: Молодежь в современном обществе

Цели и задачи: 1) показать основные психологические особенности юношеского возраста, проследить процесс социализации

среди молодежи, охарактеризовать основные черты современной

молодежной субкультуры;

2) развивать умения анализировать социальные проблемы, сопоставлять мнения по социальным вопросам,

делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные

задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические поло­

жения и понятия социально-гуманитарных наук;

3) формировать у учащихся отношение к проблеме молодежи и ответственности

молодого поколения.

Оборудование: схемы, пакет документов.

Тип урока: урок-проблема .

Ход урока

I . Организационный момент

Они (подростки) сегодня обожают роскошь, у них плохие манеры и нет никакого уважения к авторитетам, они выказывают неуважение к старшим, слоняются без дела и постоянно сплетничают. Он и все время спорят с родителями, они постоянно вмешиваются в разговоры и привлекают к себе внимание, они прожорливы и тиранят учителей…(слайд1)

Это сказал древнегреческий философ Сократ, который жил в 470-399 гг. до н. э.

Как сегодня живется молодежи? Как к ней относятся окружающие?

Некоторые представители старшего поколения считают, что значительная часть современной молодежи не живет, а проживает, не работает, а подрабатывает, не трудится, а делает вид. Так ли это? Попробуем разобраться с данной проблемой на сегодняшнем уроке.

Тема урока: «Молодежь в современном обществе».(слайд2)

План уроков

1. Молодежь как социальная группа.

2. Процесс социализации молодежи.

3.Проблемы молодежи.

4.Подведение итогов уроков.

II . Изучение нового материала

1. Молодежь как социальная группа

Понятие «молодежь» не столько возрастное, сколько социальное и историческое. В разное время и в разных обществах под эту категорию попадали молодые люди различного возраста. К примеру, те, кого мы сейчас называем молодежью, столетие назад, вовсе таковой не считалась.

В современном мире к молодежи как к социальной группе принято относить людей в возрасте от 16 до 25 лет. Все большую значимость для человека этого возраста приобретают его внутренний мир, собственные мысли, чувства, осознание своей неповторимости.

Обществоведы дают следующее определение молодежи как социальной группы:

Молодежь – это социально – демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик (приблизительно от16 до 25 лет(30), особенностей социального положения и определенных социально психологических качеств.(слайд3)

Почему молодежь как особая социальная группа стала восприниматься обществом только с переходом в индустриальную фазу развития?(слайд4)

Найдите ответ на этот вопрос на с. 125учебника.

(Примерный ответ. 1. - Углубление труда, вызванное промышленной революцией, отделило семью от процесса производства и управления общественными процессами. Это делало семейное воспитание недостаточным для овладения социальными ролями.

2. Усложнение техники, растущая специализация потребовали для овладения необходимыми знаниями навыками удлинения периода общего образования, поэтому молодые люди на рынок труда стали выходить позже.

3. Рост мобильности людей, усложнение общественной жизни, ускорение темпов социальных изменений вели к тому, что образ жизни старшего и молодого поколений стал существенно различаться.)

2. Процесс социализации молодежи

Как же идет процесс социализации, т. е. взросления?

С какими проблемами сталкиваются молодые люди на своем пути?

Разделитесь на три группы и, работая с учебником, охарактеризуйте и проанализируйте процесс социализации молодежи; определите проблемы, с которыми приходится сталкиваться молодежи.

Первая группа - гражданское совершеннолетие (пункт 2 § 13). (слайды 5,6,7,8 )

Вторая группа - образование и профессиональная подготовка

(пункт 3 § 13).

Третья группа - начало трудовой деятельности (пункт 4 § 13).

Вопросы для первой группы

1. С какого периода согласно Конституции РФ гражданин может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности?

2. Какие права и свободы получает молодой человек?

3. С какого возраста молодые люди могут вступать в брак? Бывают ли исключения?

4. Что означает полная правоспособность?

5. Какие гражданские обязанности должен выполнять молодой гражданин РФ?

6. Как изменяется статус молодого человека с гражданским совершеннолетием?

7. Легко ли быть молодыми?

Вопросы для второй группы

1. Что свидетельствует о сохранении престижа образования в нашем обществе?

2. На каких принципах строится образование в нашем обществе? Считаете ли вы их справедливыми?

3. Как вы относитесь к появлению частных учебных заведений и частичному действию государственных учебных заведений на платной, коммерческой основе?

4. Подберите аргументы «за» платное образование в России и «против» него.

5. Какие риски поджидают первокурсников, поступивших в вузы? Можно и нужно ли с этим бороться?

6. Легко ли быть молодым?

Вопросы для третьей группы

1. Когда подростки начинают задумываться о трудовой деятельности?

2. Как вы думаете, что лежит в основе их выбора будущей профессии?

3. Докажите, что нынешняя ситуация с точки зрения возможностей трудоустройства весьма непроста и противоречива.

4. Какие факторы нынешней социально-экономической ситуации в нашей стране способствуют, а какие препятствуют трудоустройству молодежи?

5. Какие льготы на производстве предусмотрены для несовершеннолетних?

6. Легко ли быть молодым? Слайд9

3.Проблемы молодежи.

Итак, не так уж легко быть молодым..

Урок продолжается с постановки проблемного вопроса: “Легко ли быть молодым?”

Классу предлагается занять позицию по данному вопросу, объединиться в группы, обсудить и аргументировать свою позицию. Через две минуты каждая группа защищает свою позицию. Входе обсуждения формируются три группы: одна считает, что молодым быть легко; другая – молодым быть нелегко; третья – молодым быть легко и нелегко. После обсуждения учитель делает вывод о том, что молодым быть легко, но проблематично.

К уроку проводиться социологический опрос среди молодых людей в возрасте от 16 до 20 лет. Большинство опрошенных считают, что молодым быть легко. А на вопрос: “Есть ли у вас проблемы?”, из сорока опрошенных только десять не имеют проблем. (Данные социологического опроса вывешиваются на доске или выводятся на мультимедийную доску; Кубекова Евг.,Кулманова Гиляна)слайды10,11,12,13.

Отдельным общественным группам свойственны особые черты сознания, поведения, стиля жизни. Они создают собственную культурную нишу - субкультуру. Молодежь не стала исключением - она тоже создала свою собственную субкультуру.(Лиджиева Нюдля,Дорджиева Деля) слайды14

Молодежная субкультура обладает:

Своим языком;

Особой модой;

Искусством и стилем поведения.

Ее носителями чаще всего выступают неформальные подростковые группы.

Как вы думаете, что побуждает молодежь к созданию субкультуры? (Примерный ответ. Внутренне одиночество. Потребность в друзьях. Конфликты в школе и дома. Недоверие к взрослым. Протест против вранья. Бегство от социальной действительности или неприятие ее.)

111 . Итог уроков

Разделитесь на группы. Участники групп получают листки с выражениями, отражающими отношение к молодежи различных социальных групп:

«Яйца курицу не учат» («Родители»);

«Молодо-зелено» («Старшее поколение»);

«Алло, мы ищем таланты!» («Учителя»);

«Молодым везде у нас дорога!» («Молодежь»).

1. Вы должны определить, какой группе соответствует данное

выражение.

В результате образуются четыре группы: «Родители», «Молодежь», «Учителя» и «Старшее поколение».

2. Интерактивное упражнение. Группы получают задание:

Изобразить схематично или с помощью рисунка портрет современного молодого человека в соответствии со взглядами, характерными для данной социальной группы («родители», «учителя», «старшее поколение», «молодежь»);

Подготовить выступление по своей схеме или рисунку, в котором указать, чем руководствовались при создании портрета.

Итак, презентации позволили нам сделать следующие выводы:

нельзя однозначно судить о современной молодежи;

молодежь в нашем обществе неоднородна, имеет разные цели и ценностные ориентации;

проблема молодежи была актуальна во все времена;

в жизни современных молодых людей много проблем, которые требуют внимания и разрешения.

Домашнее задание

Выучите § 13, составить синквейн на тему «Современная молодежь – какая она?»