Ятаган: Коварный клинок. Ятаган: меч Востока, смертельный клинок янычар (7 фото) Техника ведения боя, используемая янычарами

Турецкий ятаган по праву считается легендарным видом холодного боевого оружия, которое олицетворяет собой мощь армии Османской империи. Даже появление на поле боя огнестрельного оружия не сделало этот вид холодного оружия менее значимым. Турецкие янычары, в совершенстве владевшие стальным клинком, наводили ужас на обороняющуюся пехоту противника.

Ятаган – универсальное оружие

Начиная с эпохи крестовых походов, шло постоянное развитие холодного оружия. Смешение восточной и европейской культуры накладывало отпечаток на технологию изготовления оружия, на его внешний вид и соответственно, на технику владения. Если в Европе на долгое время прижился длинный тяжелый меч , то на востоке основным боевым оружием являлась сабля. Основной причиной такого разделения являлось техническое оснащение воинов. Европейские армии делали ставку на усиление средств защиты воина. Пехота и особенно конница заковывалась в стальные доспехи. Чтобы поразить закованного в броню воина, требовалось тяжелое оружие, одновременно и рубящее и колющее.

На востоке в составе армий превалировала конница. Всадники были одеты в кольчугу и кожаные доспехи. Пехота была иррегулярной и не носила защитного вооружения. Основное боевое оружие должно было быть легким и эффективным. Сабля являлась в этом плане оптимальным вариантом, позволяя наносить сильные и мощные рубящие удары. Единственным недостатком такого оружия была недостаточная прочность клинка и отсутствие возможности наносить колющие удары. Несмотря на такие существенные различия, сабля и меч еще долгое время оставались противниками на поле боя. Только с расцветом могущества Османской империи началась трансформация холодного оружия с учетом опыта боевого применения и тактики ведения боя. Стали появляться универсальные виды холодного оружия, которые вобрали в себя все лучшие качества и меча, и сабли. Турки первыми обратили внимание на то, что можно в результате комбинирования различных свойств и качеств получить универсальное оружие. На вооружение турецкой армии поступил изогнутый меч ятаган, холодное оружие совершенно нового типа.

Получилось нечто среднее между коротким мечом и кривой саблей. Оружие позволяло наносить рубящие, режущие и колющие удары. В отличие от сабли клинок имел двояко выгнутую форму, однако острие и рукоять ятагана находились на одной линии. Ятаган был сбалансирован таким образом, что центр тяжести был расположен ближе к рукоятке. Это качество существенно улучшало устойчивое положение оружия в руке, обеспечивало максимально удобный хват. Обоюдоострое лезвие обеспечивало возможность ведения поединка в любых условиях и позволяло наносить противнику глубокие колотые раны. Рубящий удар можно было нанести верхней частью клинка, режущий эффект достигался нижней частью лезвия.

Чтобы обеспечить максимальное действие клинка во время схватки, у ятагана отсутствовала гарда. Этот приспособление, выполняющее защитную функцию, часто приводило к тому, что оружие цеплялось за одежду и доспехи противника. Турки избавились от этого приспособления, обеспечив воину более широкое поле для маневра. Основной прием владения оружием — плечевое и кистевое движение. Сильный рубящий удар, дополненный легким движением кисти, наносил противнику одновременно и рубящую и глубокую резаную рану. Ятаган в умелых руках воина становился смертельным оружием, не оставляя шансов менее опытному и слабозащищенному противнику.

Рукоятка оружия имела специальные приспособления – уши, которые прочно удерживали руку воина в зависимости от выбранного хвата. Форма рукоятки упрощала способ владения ятаганом, позволяя во время поединка легко менять хват. В зависимости от социального статуса воина, рукоятка могла быть костяной, металлической или украшенная специальными декоративными накладками.

Сегодня можно увидеть в музеях мира ятаганы, носимые ранее турецкой знатью. На рукоятке часто присутствовали драгоценные камни, а сам клинок украшался золотыми или серебряными резными орнаментами. Оружие в целях безопасности носилось в ножнах, сделанных из дерева. Обшитые кожей или металлом ножны считались элементом военного костюма, поэтому их внешнему виду придавали особое значение. Носили ятаган, заткнув за кушак спереди, поэтому оружие можно было легко достать как правой, так и левой рукой.

Длина оружия, которое стояло на вооружение турецкой армии, варьировалась в диапазоне 65-95 см. Сам клинок имел длину от полуметра до 75 см. Весил меч-сабля всего 800 г.

Применение в бою и техника боя

Ятаган в основном использовался в корпусе янычар, который представлял собой спецназ османской армии. Появление янычар было не случайным. Основная боевая сила турецкой армии являлась конница, регулярная и нерегулярная, однако боевые действия в Восточной Европе, где турками пришлось столкнуться с хорошо организованной обороной, действия одной конницы было не достаточно. Иррегулярные пехотные части не имели технических возможностей успешного штурма крепостей и укреплений. Требовался совершенно новый тип пехоты, обладающей большими техническими и тактическими возможностями. В середине XIV века, в период правления султана Орхада в Османской империи создается корпус янычар — специально обученная пехота.

Янычары, вместе с тяжелой турецкой кавалерией составили основную боевую силу армии султана, которая с того времени становится одной из сильнейших в мире. Получив на вооружение вместо лука тюфенг — турецкий аналог мушкета, янычары стали турецкими мушкетерами. В отличие от европейских стрелков, которые всегда могли отойти под защиту пехотных подразделений. Турки такой возможности не имели, турецкие янычары после сделанного залпа вынуждены были самостоятельно продолжать схватку уже холодным оружием. Состав пехотных подразделений турецкой армии отразился и на тактике. Турецкие янычары бросались на самые ответственные участки сражения, где требовалось сломить сопротивление противника и преодолеть его плотную оборону. После первых залпов турки вступали в ближний боя, сея панику, смерть и ужас в рядах противника. Сабля оказалась в таких условиях наиболее эффективной, чем шпага. Рубящее и колющее оружие позволяло успешно действовать воинам в тесноте рукопашной схватки. В дополнение к сабле янычары получили и ятаган, который стал еще одним удобным орудием ближнего боя.

Турки превосходно владели саблей и ятаганом и в ближнем бою существенно превосходили противника, сражающегося в строю. В сравнение с мушкетерами и копейщиками янычары имели неоспоримое преимущество.

Искусство владения этим ятаганом строилось на возможности постоянной смены хвата. В единоборстве турки часто использовали обратный хват, однако во время схватки могли легко перейти на прямой хват, поражая приблизившегося противника. Не имеющий гарды ятаган позволял использовать для защиты всю длину клинка во время бокового отбива. Удар отражался клинком, обращенным острием вниз. Для атаки прямым хватом наносились рубяще-скользящие удары, снизу вверх, поражая бедра, живот и область шеи.

Турки изобрели свою, специфическую технику ближнего боя, используя для этой цели ятаганы. Легкий стальной клинок прекрасно подходил для нанесения кистевых ударов исподтишка. Такой удар был эффективен против противника, не имеющего защиты или оснащенного мягкими кожаными доспехами. Тяжелые маховые рубящие удары сверху вниз с последующим потягом кроили вражеские доспехи в крошку, а человеческое тело получало смертельные глубокие раны.

Турецкий воин, оснащенный саблей и ятаганом, действовал куда эффективнее, чем его противник, вооруженный шпагой и кинжалом.

География распространения оружия

Корпус янычар был элитным подразделением турецкой армии, однако не единственным подразделением, на вооружении которого находился ятаган. Оружие широко распространилось по всей территории Ближнего Востока и в Египте. Вместе с турками это оружие активно использовали на Балканах и на Кавказе. Ятаган пришелся по душе местным иррегулярным военизированным формированиям.

Турки, сумевшие покорить к началу XV века практически всю Малую Азию, привнесли в военное искусство свою тактику, военные традиции и технику. В армиях правителей Туниса, Алжира и Египта имелись специальные подразделения, выполняющие роль ударных отрядов. Формируясь в большинстве случаев из наемников , такие части отличались чрезмерной отвагой и жестокостью. Вооруженные ятаганами воины — башибузуки наводили ужас на европейцев, которые нередко становились жертвами внезапной атаки этих подразделений.

Турецкий ятаган хорошо знаком русским воинам, которые длительное время вели войны с Блистательной Портой. Столкнуться с безумными башибузуками, вооруженными ятаганами пришлось и войскам Наполеона. Во время египетского похода его армия больше всего страдала от внезапных атак иррегулярных отрядов египетских войск.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

После ликвидации янычар все, что было с ними связано, оказалось под запретом, но именно янычарский корпус (очага) до сих пор остается символом былой Турции.

Подразделения этого корпуса назывались орта, или ода.

Сабля "килидж" и сабля "пала"

Основным клинковым оружием турецкой армии вообще и янычарского корпуса в частности были килидж и пала.

Сабля "килидж". XVIII в.

Наиболее явным отличием килиджа от персидской сабли (шамшира) является ярко выраженная елмань с острым лезвием на ней. Предположительно, она появилась на турецком оружии в XV столетии. Такая же елмань есть и у палы, но клинок палы несколько шире, чем у килиджа, и имеет более резкий изгиб.


Сабля "пала". XVIII в.

Рукояти килиджа и палы делались из рога или кости и имели обычное для турецкого оружия каплевидное завершение. Крестовина с перекрестьем о двух огнивах, как правило, завершалась на концах продолговатыми округлыми утолщениями.


Сабля "шамшир". Конец XVIII в.

До середины XVII века боевые сабли изготавливались тяжелыми и чрезвычайно острыми, чтобы поражать противника несущего защитное вооружение. В XVII-XVIII веках клинки стали делать тоньше и оснащать долами, которые выполняли функцию своего рода ребер жесткости.

Все надписи на боевом оружии были исключительно религиозного содержания. Допускались изображения магического квадрата, где сумма чисел при сложении во всех направлениях составляет одно и то же число, а также баддух - счастливые числа и благопожелательные надписи. Часто на оружии встречается не только клеймо мастера, но и полностью приведенные имена кузнеца и заказчика, а также дата изготовления.

На клинках большинства сохранившихся экземпляров у окончания елмани золотой таушировкой поставлена точка или какое-либо мелкое изображение. Так мастер отмечал место, которым следует рубить. По его расчетам, при ударе именно этой частью клинка рука получает наименьшее сотрясение, и боец не чувствует усталости даже во время длительного боя.

Кинжал "кама" и кинжал "бебут"

Одним из самых распространенных видов турецкого оружия является кинжал.

Наиболее часто встречающийся кинжал - кама с прямым и широким клинком, похожий на те, какие носят на Кавказе, с той лишь разницей, что турецкие богато украшались кораллами. И среди кинжалов также встречаются изделия трапезундских мастеров. Декор этих изделий характеризуется серебряным басменным золоченым покрытием и большим количеством кораллов.


Кинжал "кама" украшенный кораллами. Трапезунд. Конец XVIII века.

Другим широко применявшимся типом кинжала был бебут - изогнутый обоюдоострый кинжал, который почтенные люди носили в различные собрания.


Кинжал "бебут" носили на собрания. Конец XVIII века.

Топор

Кроме всего прочего вооружения, янычары имели топоры с большими полукруглыми лезвиями и короткими ратовищами.


Янычарский топор и топорики младших офицеров. XVI-XVIII в.

В "Истории возникновения законов янычарского корпуса" сказано неписаном законе топора. Янычар мог подойти к строящемуся дому и повесить на него свой топор. После этого хозяева строящегося дома не имели права продолжать работы, пока топор оставался на месте. Они собирали подарки, которые могли бы понравиться владельцу топора. Через некоторое время янычар возвращался и, если подарки его устраивали, снимал топор и уходил.

Кроме топоров рядовых янычар, в музеях находится большое количество небольших топориков, богато украшенных и с боевой точки зрения абсолютно нефункциональных. Они были принадлежностью невысоких офицерских чинов турецкой армии.

Булава

Старшие командиры, высшие чины турецкой армии, и, в частности янычарского корпуса, в качестве символа своей власти имели булавы.


Символ власти высших чинов турецкой армии - булава. XVIII век.

Некогда булавы применялись для проламывания доспехов противника, но с ликвидацией таковых они стали богато декорироваться и превратились в наиболее эффектные принадлежности высших командиров.

Ятаган

Как правило, большое внимание привлекает самое экзотическое оружие янычар - ятаган.


Длинные турецкие ножи - ятаганы. XVIII век.

Ятаганы до сих пор ставят перед исследователем больше вопросов, нежели дают ответов. В основном всегда возникает два вопроса: откуда такая форма клинка? почему появилась такая форма рукояти?

В большинстве справочных энциклопедических изданий ятаган определяется как оружие, являющее собой нечто среднее между саблей и ножом.

Ношение и использование ятаганов в Турции было привилегией янычар. Будучи силой необузданной, они представляли опасность даже для самих турок, живших в городах, где стояли янычарские гарнизоны. Это привело к тому, что в XVIII веке янычарам запретили выходить из ода с оружием. Во время выхода в город им было разрешено иметь при себе только нож и топорик.

Нож стал увеличиваться в размерах и превратился в то, что мы знаем как ятаган. В самом деле, все хранящиеся в музеях ятаганы относятся к XVIII веку. Только один ятаган атрибутирован, как принадлежавший Сулейману I, умершему в 1526/27 году.

Необходимо отметить, что надписи на клинках ятаганов, в отличие от боевого оружия, могли быть светского содержания.

Стоит упомянуть, что ятаган в переводе с турецкого языка означает длинный нож. Ятаган представляет собой нож (от 30 до 70 см), изогнутый на манер бычьего рога и имеющий лезвие с вогнутой стороны и рукоять с головкой в виде сустава берцовой кости.

Наиболее древний аналог такого клинка мы находим в Древней Греции. По данным археологических раскопок, аналогичный клинок имела так называемая махайра. Образцы этого оружия, найденные на территории нашей страны, датируются IV-III веками до н. э.

В переводе на русский язык махайра означает жертвенный нож. Вероятно, она и возникла именно как жертвенный нож, а оружием стала несколько позже.

Весьма родственным махайра предметом является кукри, без которого не может считаться полноценным мужчиной ни один гуркх.


Кукри - традиционное вооружение гуркхов

Говоря о форме рукояти ятагана, необходимо отметить, что среди археологических находок при раскопках могильника XII века до н. э. на острове Крит был обнаружен жреческий нож для жертвоприношений, имеющий аналогичную рукоять в виде сустава берцовой кости. И вот в XVIII веке в Турции появляется нож, рукоять которого повторяет рукоять жреческого ножа, который использовался в этих же местах почти тридцать столетий назад

При самом беглом знакомстве с археологическими материалами мы находим раздвоенные головки рукоятей на согдийских ножах I века до н. э. и на ножах Боспора V-IV веков до н. э., но практически точный аналог этой рукояти имеется на кавказских шашках, причем безотносительно к материалу, из которого они изготавливались. Здесь будет уместно заметить, что точно так же, как и ятаган, шашка в переводе означает "длинный нож".


"Уши" кавказских шашек

Изучение верований племен, населявших пространство от Средиземного моря до Кавказских гор, позволяет сделать вывод, что наиболее часто встречающийся у них тотем - это бык (точнее, тур - ископаемый бык).

Найденный на Крите древнейший жреческий нож позволяет предположить, что эта форма рукояти свойственна ножам, связанным с культом быка.

Согласно гипотезе французских исследователей, Минотавр (чудовище с телом человека и головой быка) - это не кто иной, как царь Крита (он же верховный жрец), который во время жертвоприношений и других обрядов надевал маску быка - тотема своего племени.

После извержения вулкана на острове Фера (остатки этого острова ныне именуются Санторин) в 1450 году до н. э. жители Крита стали переселяться, и вместе с ними культ быка распространился в Фессалии, во Фракии, до Индии на востоке и до Кавказских гор - на севере.

Необходимо также отметить культ быка у непальских гуркхов.

Известно, что ритуальный жреческий нож племен, связанных с культом животных из семейства кошачьих, - кадж - изготавливался в форме кошачьего клыка. Это позволяет предположить, что клинки жреческих ножей для жертвоприношений в племенах, связанных с культом быка, исполнялись в форме бычьего рога.

Янычарский корпус был религиозным войском. Его члены посвящались в таинства ритуалов "танцующих дервишей", как называли бекташей, и появление у них предметов вооружения, имеющих сакральный характер, вполне объяснимо.

Огнестрельное оружие

Янычарский корпус изначально создавался из лучников, но довольно скоро их оружием стали арбалеты, а с XVII века и они были вытеснены ружьями. Мастерские по их изготовлению были прямо в очаге (так назывался янычарский корпус).


Турецкие кремнево-ударные штуцеры. XVII век.

Несмотря на хвалебные слова, сказанные о старых государственных ружьях, для янычара, согласно неписаному закону, считалось позором иметь казенное ружье.

Как профессионал, он должен был заказывать свой инструмент у хороших мастеров или в известных мастерских. Считалось, что ружье должно говорить о своем хозяине.


Варианты исполнения турецких режей. XVII век.

Ружья представляли собой, как правило, чрезвычайно богато украшенные изделия, но даже среди этих прекрасных образцов есть группа ружей, выделяющихся своей помпезностью и декоративной перегруженностью. Это так называемые трапезундские (тарабузанские) ружья.

Впервые термин "трапезундские ружья" встречается в описях Оружейной палаты времен Петра I.


Детель трапезундского ружья. Вторая половина XVII века.

История Трапезунда, по-турецки Тарабузана, ныне Трабзона, весьма драматична.

Трапезундская империя была создана в 1204 году внуками византийского императора Андроника I при содействии грузинской царицы Тамары.

В 1461 году империю завоевали турки-османы, и с тех пор она находилась в составе турецкого государства, за исключением некоторого времени в 1916 году, когда город взяли российские войска и превратили его в базу Российского Черноморского флота.

Будущий султан Селим I правил в Трапезунде с 1512 по 1520 год и на основании своего опыта повелел брать трапезундцев в янычары, с тем чтобы они были доносчиками и помогали предотвращать янычарские бунты.

Что касается других народностей, населяющих город, то греки занимались в основном торговлей, а армяне, напротив, получили всемирное признание как хорошие мастера.

Вероятно, что и в Трапезунде основу цехов оружейников и ювелиров составляли армянские мастера. Мотивы декора трапезундских ружей перекликаются с произведениями армянских ювелиров и орнаментикой армянского национального костюма.

Впрочем, трапезундские ружья выделяются не только своим декором, но и стилистикой изготовления. Одинаковый тип замков, идентичные стволы, большое количество антабок - крепежных колец (не менее 16-18) - характеризуют эти ружья. Им свойственна общая для турецких ружей форма приклада, ствола, замка и прочих деталей.

Вас может заинтересовать:

На протяжении всей истории холодного оружия люди пытаются создать идеальный клинок. И у каждого народа, у каждой цивилизации есть свой вариант или даже несколько.

В природе существуют «да» и «нет», «чёрное» и «белое». В мире холодного оружия эти крайности называются «колющее» и «режущее». Между этими крайностями есть море интерпретаций. Считается, что колющий удар инстинктивно понятнее, проще, чем режущий/рубящий. Считается, что колющее движение практические не надо тренировать, что колющие клинки проще в изготовлении, потому что представляют из себя тот или иной вариант иглы. Наконец, даже есть мнение, что колющее оружие предпочтительно для пехоты, а рубящее — для кавалерии. Мыслители даже видят в европейских колющих клинках символ рационализма, а в восточных изогнутых, режущих — символ уважения к природе, обучения у неё.

На самом деле, всё это имеет место быть, но в клинках конкретного периода, конкретной армии конкретного народа играет первую роль тактика применения данного оружия: каким доспехом защищается противник, как действуют собственные воины (строй, передвижение, атака, оборона). Исходя из этого, плюс, вышеизложенного мастера-оружейники создают свои шедевры, хотя ещё никому не удалось сделать идеал. Вот о такой находке, о турецком ятагане и пойдёт сегодня речь.

Что же представляет из себя ятаган?

Ятаганный нож. Турция, XVII-XVIII век. Сталь, кость, серебро, чернь, чеканка, резьба, дерево, кожа.

Ятаган султана Баязида II (1447-1512), работы мастера Мустафы ибн Кемаля ал Акшери. Конец XV — начало XVI века. Один из первых известных образцов турецких ятаганов. Музей исламского искусства, Доха, Катар.

Ятаган султана Сулеймана I Великолепного (1494 — 1566), работы мастера Ахмеда Текелю. Датирован 933 годом хиджры (1526/27 год). Один из первых известных образцов турецких ятаганов. Музей Топ-Капу в Стамбуле. Длина клинка 66 см. Слоновая кость, булат, золотая насечка, резьба, чернь, золото, рубины.

Ятаган представляет из себя эдакий гибрид меча и сабли. Посмотрите, здесь есть черты обоих клинков: от рукояти и до средней части он почти прямо, лишь в верхней части имеет сабельный изгиб к низу. Таким образом можно и колоть, и рубить/резать, при этом изгиб увеличивает ход клинка при ударе. У ятагана нет гарды, потому что рубяще-режущий клинок мог застрять в одежде или доспехе противника. Благодаря вогнуто-выгнутой конструкции ятаган позволял наносить глубокие резаные раны без особых усилий — хватало небольшого «потяга» в ударе, даже кистью. Рукоять венчалась предохраняющими от соскальзывания выступами-«ушами». Они страховали кисть. Если же поменять хват на обратный, то большой палец удобно размещался между ними, и кисть снова плотно удерживала оружие.

Ятаган весил в среднем около 800 г (очень лёгкий), с ножнами 1200 г. Ковался целиком, вместе с рукоятью, на которую делались костяные, роговые или металлические накладки, крепившиеся заклёпками. Ножны изготовлялись из кожи или дерева, покрывались чеканными металлическими пластинами.

Носили ятанаг спереди, заткнув за широкий пояс-кушак, что позволяло легко выхватывать его как правой, так и левой рукой.

Турецкий ятаган XVIII века. На фото хорошо виден его колюще-рубяще-режущий клинок с двойным изгибом.

Рукоять турецкого ятагана с костяными накладками. На пяте клинка золотая насечка в виде растительного орнамента, характерного для мусульманского оружия.

Те самые «уши» на рукояти, предохранявшие от соскальзывания.

Ятаган с рукоятью и ножнами оправленными чеканным серебром. Левант, конец XVIII — начало XIX века.

Тонкая отделка, свидетельствующая о художественном мастерстве оружейника

Кроме самой Турции ятаганом пользовались во многих частях Османской империи, например, в Египте, на Ближнем Востоке, в Закавказье, в некоторых районах Северной Африки.

Не только янычары, но и арнауты отдавали предпочтение ятагану — субэтнос, выделившийся из албанского в XIV в., выполнявший в Османской империи роль наёмников. Или, к примеру, жестокие, свирепые башибузуки (башибузук в дословном переводе с турецкого - «с неисправной головой», а в более вольном - «больной на голову», «безбашенный» (baş - голова, bozuk - испорченный, неисправный. Вероятен также вариант перевода «неуправляемый, неорганизованный», учитывая то, что они комплектовали иррегулярные части).

Балканский ятаган второй половины XVIII века. Сталь, насечка серебром, золочение, кораллы, кость.

Египетский мамлюк (мамелюк) в полном вооружении. Конец XVIII века. В одной руке воина ятаган, в другой копье, на боку турецкая сабля «шамшир» , в кобуре на поясе пара кремневых пистолетов, за поясом кинжал, к поясу подвешен щит. Художник Georg Moritz Ebers.

Наемник-арнаут в Каире. Египет, середина XIX века. Вооружен ятаганом, кремневым пистолетом и ружьем арнауткой. Художник Jean Léon Gerome.

Сербский воин. Вооружен ятаганом и кремневым пистолетом. Середина XIX века. Художник Павле Йованович.

Чернокожий башибузук из североафриканских владений Османской империи. Середина XIX века. На картине хорошо видно вооружение воина: в левой руке он держит кремневое ружье, за пояс заткнуты ятаган и кремневый пистолет. Художник Jean Léon Gerome.

Албанская пляска с ятаганами. Середина XIX века. Художник Павле Йованович.

В период подъема национально-освободительных движений балканских народов против османского ига, клинки ятаганов нередко оборачивались против самих турок. Картина Павле Йовановича «Второе сербское восстание против Османской империи в Таково, 1815».

Возвращение черногорцев после боя. 1888 год. Художник Павле Йованович. Черногорские воины изображенные на переднем плане вооружены ятаганами.

Мавританский воин. Худ. Уильям Меррит Чейз. Конец XIX века. Воин держит в руках ятаган, два ятагана стоят у изголовья кровати и еще два у стены на заднем плане.

Марокканский воин конца XIX века. Вооружен копьем-палицей, кремневым пистолетом, ятаганом, кинжалом ханджар. Из защитного вооружения у воина имеется шлем с кольчужной бармицей и наносником, налокотники, кольчужный доспех и металлический щит. Худ. Людвиг Дойч.

Нубийский воин конца XIX века.Вооружен кремневым пистолетом, ятаганом и… кавказским кинжалом кама . Из защитного вооружения у воина шлем с кольчужной бармицей и наносником, кольчуга и металлический щит. Худ. Людвиг Дойч.

Техника боя ятаганом

Техника работы ятаганов базировалась на смене прямого и обратного хвата, при этом обратный хват, скорее всего, применялся чаще. Т.к. гарды не было, воин парировал удары обухом/спинкой клинка, острие берегли. При прямом хвате основными были скоростные удары от кисти, шедшие снизу вверх, в подбородок, в правое и левое подреберье, в руки и бёдра. Затачивали клинок очень остро, чтобы даже лёгкие кистевые удары наносили серьёзные раны.

Ятаган был эффективен против воинов в простых доспехах XVII-XVIII вв. (кожаные, либо стёганые) в соответствующих странах. Разрубались такие доспехи мощными рубящими ударами от локтя и от плеча.

Атака обратным хватом производилась восходящими, нисходящими и боковыми ударами от локтя, завершавшимися доворотом кисти. Такие удары были очень короткими и неудобными для парирования. Кроме того наносились колющие удары обратным хватом в шею сбоку (по линии плеч, с загребающе-рвущим движением на себя) и сверху в грудь врага.

Защита от колющих ударов осуществлялась отбивами вбок, а от рубящих закрывались клинком ятагана, направленным вдоль локтя обратным хватом. В бою с одним противником использовать старались прямой хват, а строевом бою — обратный. К тому же ятаган частенько брали вторым оружием к сабле, в левую руку, закрываясь в момент удара с опасных направлений.При этом пара сабля+ятаган представляла гораздо больше тонкостей и возможностей, чем их современники из Европы — шпага+дага.

Турецкая сабля «килидж» — постоянная «напарница» ятагана (начало XVIII века). Также являлась основным клинковым оружием янычар.

Янычар вооруженный саблей и ятаганом. Саблю воин держит прямым, а ятаган обратным хватом.

Другой постоянный «напарник» ятагана — турецкий кинжал ханджар. На фото турецкие ханджар и ятаган XVIII века. Сталь, серебро, рог, дерево, чеканка, резьба.

Некоторые графические источники указывают на то, что в Турции существовала практика ношения сразу двух ятаганов, которые в схватке, очевидно, также использовались в паре. Турецкий воин. Гравюра XVIII века.

«Игровое фехтование». Середина XIX века. Художник Павле Йованович. На самом деле, на картине изображено обучение сербского мальчика владению ятаганом. Причём его сразу учат действовать двумя руками.

Тактика боя янычар

Ударной силой турецкого войска была лёгкая и тяжёлая кавалерия (сипахи), которая позволила османам завоевать страны Ближнего Востока, Северной Африки и Закавказья. Однако, приоритетом с определённого периода стали являться европейские страны, в которых изобиловали крепости, поэтому султан Орхад (1324-1359) приступил к формированию качественной пехоты, способной на штурмовые действия, чтобы дополнить кавалерию. Первоначально янычары (тур. yeniçeri - новое войско) были лучниками, но с начала XVI в. лук постепенно заменяется тюфенгом — турецким аналогом европейского фитильного мушкета. Мушкет был способен пробивать кольчужные и даже латные доспехи, поэтому быстро был освоен янычарами, которые с успехом стали пользоваться огнестрельным оружием при осаде/обороне крепостей и в полевом бою. Правда, перезарядка мушкета была делом долгим и хлопотным, поэтому воинам нужно было холодное оружие для самозащиты. Европейские мушкетёры пользовались шпагами, а турки взяли себе на вооружение сабли и ятаганы, при том чаще всего одновременно. И если европейские мушкетёры вели стрелковый бой, а от угрозы ближнего боя уходили под защиту своих пикинёров, то янычары шли в рубку довольно охотно. При этом доспех постоянно упрощался, щиты уменьшались, а затем и вовсе исчезли, поэтому ятаган в левой руке выполнял защитную функцию.

Тут следует добавить, что в турецком войске было мало воинов, вооружённых пиками и протазанами (от силы 1000 на 10.000 янычар), поэтому чтобы защититься от кавалерии противника, позиции подбирались среди естественных преград, либо на оборудованных инженерных позициях (вагенбург, обозные телеги, частокол, валы, позже, окопы), что делает предположения о том, что Иван Грозный скопировал своих стрельцов с турецких янычар, довольно обоснованным. Янычары предпочитали тактику контратаки, разбивая ружейным огнём строй атакующей колонны пикинёров и мушкетёров, после чего выходили из-за укрытия и, орудуя саблей с ятаганом, избивали рассеянного врага.

Карта Османской империя в XV — XVII веках.

Янычар конца XIV — начала XV веков. Вооружен саблей, луком и стрелами. Янычарский корпус был не только гвардией султана , но и военно-религиозным орденом. Поэтому странный головной убор воина, на самом деле, представляет собой ранний вариант традиционной янычарской шапки, которая, согласно преданию, символизировала стилизованный рукав одежды основателя ордена, дервиша Хаджи Бекташа

Богатые турецкие доспехи «зерцального» типа XV — XVI веков. Подобные доспехи мог носить янычарский ага.

Кольчужно-пластинчатые доспехи янычар XV — XVI веков. Слева янычарский бердыш, использовавшийся и для «подсекания» ног вражеских лошадей и как упор для мушкета.

Янычарский шлем начала XVI века.

Оружие янычар: короткий турецкий лук, покрытый золотой росписью и цветным лаком, ятаган, декоративная металлическая пластина на лицевую сторону налучья, украшенная резной позолоченной арабской вязью.

Оружие янычар: турецкая сабля «килидж» середина XVIII века.

Основное оружие янычар: тюфенги 1750-1800 гг.

Европейский мушкетер XVII века. Из защитных доспехов у воина есть только шлем кобасет.

Европейские (французские) пикинеры XVII века. Историческая реконструкция. Защитное вооружение воинов состоит из металлического шлема и кирасы. Руки и ноги остаются незащищенными и представляют прекрасную «мишень» для ударов саблей и ятаганом.

Янычары в сражении под Веной (1683). На картине видно, что на них практически нет металлических защитных доспехов.

Тяжелая турецкая кавалерия (сипахи) в битве под Веной (1683). Всадники все еще облачены в шлемы и добротные кольчато-пластинчатые доспехи.

Символ подразделения

Интересно, что после войны сабли и тюфенги янычары сдавали в государственные арсеналы, а вот ятаган считался личным оружием и оставался при воинах. Если для европейского дворянина шпага была символом его чести и достоинства, то для турецкого янычара ятаган был предметом подразделения, янычарского корпуса.

Поэтому когда в 1826 году янычарский корпус был упразднён, то и выпуск ятаганов значительно сократился, а качество изготовления упало. Армия Османской империи стала организовываться по европейскому образцу, поэтому ятаган в конце 19 в. изготовлялся машинным способом, без декора.

Художник Якопо Лигоцци (1547-1627). Я нычар и лев. Аллегория картины вполне понятна.

Янычар называли «львами ислама». Их страшились в Европе, Азии и Африке. Они были яростными, жестокими, упорными и очень умелыми бойцами, составлявшими один из лучших видов регулярной пехоты . Сами они величали себя «рукой и крылом Османской династии». Султаны холили их, превозносили, лично вникали в их обучение и нужды, использовали во всех войнах, доверяли свою личную охрану и бросали на подавление мятежей. Однако, постепенно янычары превратились в орудие дворцовых переворотов и опору феодально-клерикальной реакции, что в конечном счете, вынудило султана Махмуда II (1785-1839) ликвидировать корпус.

Башибузуки, Стамбул. Фото датируется 1870 годом. Как видим, воины иррегулярных формирований все еще вооружены ятаганами.

Тестирование рубяще-режущих свойств ятагана в современных условиях:

Театральная постановка, в которой девушка использует бой саблей+ятаганом. Даёт некоторое представление о технике фехтования.

Бой двумя руками. На видео используются ножны, а янычары использовали ятаган

У каждого народа есть свои национальные черты и традиции. Важную роль в самоидентификации играет оружие. Большая часть населения, услышав вопрос о вооружении турок, ответят «кривая сабля ятаган». Винить в безграмотности кого-либо сложно, так как ятаган одна из первых попыток турецкой армии привести холодное оружие на поле боя в единую систему.

В армии Османской империи большое внимание уделялось индивидуальным боевым качествам каждого солдата, тем более из элитного корпуса янычар. Им требовалось лучшее оружие для победы.

История возникновения

Немногое оружие может похвастаться связанной с возникновением легендой. Ятаган, согласно турецким рассказам, появился после того, как один из турецких властелинов запретил янычарам носить оружие, воины ловко обошли запрет. Гвардейцы приказали выковать себе ножи размером с руку, и так получились ятаганы.

На самом деле появление ятагана было несколько сложнее. С усложнением военного дела и усовершенствованием оружия турецкой пехоте потребовался новый тип мечей.

Оружие должно с одинаковой эффективностью колоть и рубить противника. За основу взят известный со времен Древнего Египта . Изгиб клинка давал преимущество в рубке, заточенное острие позволяло колоть противника.

Но было существенное отличие, клинок был сделан с одинаковой шириной по всей длине. Немногочисленные экземпляры имели утолщение на конце клинка.

Поскольку Османская армия трансформировалась, переходя от тяжелой конницы к пехоте, бойцам нужно было новое эффективное оружие ближнего боя.

Турки использовали кинжалы как против регулярных армий, так и против восставших крестьян, недовольных гнетом Блистательной Порты. Тяжелое оружие в борьбе с партизанами было малоэффективно, и корпус янычар начинает массовую закупку нового типа клинков.

Новое оружие получилось удачным. Многие союзники осман переняли его, и уже в XVIII веке оно находилось на вооружении балканских народов, кавказцев, а так же крымских татар.

Как и из чего изготавливали ятаганы

Ятаганы имели выгнутый клинок, но таким образом, что бы острие и рукоятка были на одной линии. Центр тяжести старались делать ближе к рукояти, что обеспечивало удобный, а значит надежный хват. Одностороннее лезвие наносило как резаные, так и колотые раны.

При рубящем ударе повреждения наносились верхней частью клинка, режущие раны наносились нижней частью лезвия.

Сам клинок весил немного, до килограмма, что было плюсом и минусом. Положительным было то, что опытный боец почти не ощущал вес и мог долго рубиться, отрицательный фактор – бессилие перед тяжелыми доспехами.


Особенностью ятагана было отсутствие гарды. Ятаганы носили за поясом на животе, для того что бы воин мог одинаково эффективно использовать оружие как правой, так и левой рукой. Несмотря на явные преимущества гарды, она цепляла одежду и мешала быстро изготовиться к бою.

Для более эффективного применения рукоять имела так называемые «уши».

Они служили для противодействия центробежной силе, стремящейся вырвать кинжал из рук бойца при быстрой рубке.

Металл, используемы для этого оружия, сильно различался. Это могла быть сталь из Дамаска, булатный металл и местные виды материала. Многое зависело от материальных средств заказчика. Рукоять изготавливалась из дерева, кости, драгоценных металлов. Особое значение имели ножны.

Их создавали с помощью дерева и металла, обтянутого кожей, часто с тиснением или драгоценными камнями. Ножны весили до половины самого кинжала. Это позволяло не класть в ножны окровавленный ятаган, очистка хоть и не производилась автоматически, но часть грязи смывалась с клинка.


Известно несколько типов ятаганов, различных как по формам, так и по декорированию, а именно:

  • стамбульский тип, самый массовый и разнообразный за счет тысяч живших в столице империи мастеров;
  • балканский тип, отличающийся угловатостью «ушей» и большим использованием меди в декорации;
  • малоазиатский тип, с многообразием клинков, длинными лезвиями и обилием рога в декорировании ручки;
  • ятаганы Восточной Анатолии, с маленькими «ушами» и почти прямым клинком.

Турецкая армия, известная своим разнообразием и заказным оружием, пестрела различными типами ятаганов. Потом, правда, многие в качестве трофеев попадали в Европу, поражая богатством убранства и необычными формами.

Применение на полях сражений

Ятаганы применялись во всех войнах огромной Османской империи с момента рождения в XVI веке вплоть до века ХХ. Янычарская пехота, основа турецкой армии, помимо огнестрельного оружия часто использовала ятаганы.


В Турции индивидуальной подготовке бойцов уделялось большое значение. В отличие от большей части европейской пехоты, набираемой из крестьянства и горожан, янычары – каста, и их обучение владению клинками начиналось с детства.

Противники осман часто брали верх благодаря строю и сплоченности боевых подразделений, но в бою один на один янычары не знали равных.

Недаром вплоть до битвы под Веной в 1683 году турецкая угроза пугала всю Европу.

Янычары имели, как правило, два клинка. Кривую саблю в правой руке, они держали прямым хватом. Ятаган в левой, обратным, так что бы его клинок был за спиной. Атакуя, воины осыпали противника градом ударов, каждый из которых мог оказаться смертельным.

Обратный хват ятагана, на первый взгляд неудобный, позволял наносить рассекающие удары снизу вверх. Кто-то носил один лишь ятаган, во вторую руку беря небольшой выпуклый щит.

Помимо янычар клинок часто использовали наемные убийцы. Ассасинский ятаган ничем принципиально не отличался от обычного оружия. Однако эффективность оружия приводила охрану жертв в ужас.


Европейцы относились к ятагану как к неблагородному оружию, полагая легкость несерьезной для настоящего оружия. Турок, правда, это волновало мало и они продолжали использовать кинжалы во всех войнах и стычках.

Удобное, хотя и легкое оружие нашло широкую популярность в среде народов, напрямую связанных с турками.

Ятаган уважали и часто применяли сербские и черногорские борцы за независимость.

Запорожские казаки, как находившиеся на службе Блистательной Порты, так и противники турок, часто применяли этот тип кинжала. Его с удовольствием брали в качестве трофея. Сделанные на заказ экземпляры для офицеров и знати имели украшения из драгоценных камней, кости, серебра или золота.

Как ятаган утратил свое значение

Закат ятаганов пришел одновременно с концом янычарского корпуса. Этот кинжал был для султанских гвардейцев не только оружием, но и символом свободы и силы. С роспуском и физическим устранением элитного отряда ятаган фактически потерял статус. Конечно, применять изделие не прекратили.


Отряды башибузуков, нерегулярной пехоты, составленной из фанатиков, а чаще из разбойников, применяли это оружие до прекращения своего существования в конце 19 века. Собственно, башибузуков опасались сами турки, перевод этого термина «безумноголовые, бесшабашная башка».

На полях сражений Первой Мировой войны турецкие воины так же применяли ятаганы. Раскопки на местах Галипполийского сражения дают свидетельство об этом. С ятаганами связана и трагическая страница летописи армянского народа.

Во время геноцида турецкие солдаты использовали ятаганы против мирных жителей.

Неожиданно ятаган пригодился во французской армии. Ряд винтовок, к примеру Шассо, показавшие себя во время франко-прусской войны, получили штыки-ятаганы. Немного уменьшенное лезвие давало возможность солдатам безбоязненно чистить и ружье с примкнутым штыком.

Ятаган в искусстве

Мировая художественная литература пестрит упоминаниями об этом виде оружия. Описание человека, бывшего на Востоке, авторы считают завершить вишенкой на торте – ятаганом на персидском ковре на стене.


Это описание в равной степени справедливо как для отечественной, так и для зарубежной литературы. Имеются и негативные оценки в прозе. Так, в трилогии «Властелин колец» Толкина орки поголовно вооружены ятаганами.

Впрочем, киноверсия от Джексона сгладила такое представление об оружии янычар. Видимо, режиссер посчитал ятаган не таким зловещим и заменил его на более клюквенные клинки.

Несмотря на знаменитость, и даже определенную культовость, настоящий ятаган редко можно встретить в художественных фильмах. Героя статьи заменяют разными типами сабель, тульваров и даже мечей, бессовестно выдавая это за оружие янычар.

Исключая исторические фильмы, где специалисты серьезно подходят к данному вопросу, или турецкие картины, ятаган редко встречается на большом экране.

Ятаганы, принадлежавшие знаменитым воинам и полководцам, можно увидеть во многих музеях мира. В России, в музее «Золотые ворота» во Владимире хранится ятаган неизвестного воина, имеющий расширение на конце лезвия.

Редкий экземпляр открыт для публичного просмотра. Само же распространение говорит о популярности этой разновидности кинжалов в мире. Для историков и интересующихся оружием людей ятаган навсегда останется верным спутником янычара, лучшего воина исламского мира и грозы Европы.

Видео

При одном только упоминании слова ятаган, как правило, возникают ассоциации с турецкими янычарами. Что же это за оружие такое? Некоторые считают, что это какое-то чудо-оружие, а кто-то — всего лишь атрибутом парадов, которые служили гармоничными дополнениями к экзотическим для европейцев восточных костюмам.

Но как всегда на самом же деле все оказывалось куда тривиальнее. До той поры, пока во всех войнах пальма первенства держалась исключительно за холодным оружием, мастера-оружейники всегда пытались сотворить что-то типа «идеального» универсального клинка.

Причем такого, который мог бы быть в одинаковой степени неплохо приспособлен в качестве рубящего и колющего оружия. Так кульминацией развития в одном из таких направлений и появился ятаган. Это излюбленное оружие, которым орудовали турецкие янычары, считавшиеся некогда лучшими пехотинцами в древнем мусульманском мире.

Что представляет собой ятаган

Ятаган (от турецкого yatagan буквально «укладывающий») является клинковым колюще-режущим и рубяще-режущим холодным оружием, имеющий длинный однолезвийный клинок, обладающий двойным изгибом. Другими словами, он является чем-то средним между саблями и тесаками. Конфигурацию клинка вряд ли заподозрить в уникальности, ведь вогнутыми клинками с заточками на вогнутых сторонах обладали махайры, фалькаты, подсайдашные ножи, кукри, а также тесаки. При всем при том собственно клинки ятаганов не расширялись в сторону острия, а сохранялись одинаковыми по всей ширине.

При небольшом весе оружия (приблизительно плюс/минус 900 гр) и с довольно-таки длинным клинком (до 65 см) можно было производить не только одиночные, но и серию рубяще-режущих и колющих ударов. Удобная особенная конфигурация рукоятки не позволяла оружию вырываться из рук при нанесении рубящих ударов. Кавалеристы обладали ятаганами, длина клинков которых порой достигала до 90 см. Масса ятагана могла быть в пределах 800-1000 граммов с отсутствующими ножнами, с ними – 1100-1400 граммов. Все зависело от материалов, из которых происходило изготовление ножен.

В основном изготовление ножен к ятаганам производилось из дерева, с внешней стороны их обтягивали кожей либо облицовывали с помощью металла. Кроме того, встречались и образцы, которые отливались из серебра, а внутрь вкладывались деревянные пластины. Как правило, ятаганы украшались с помощью самых разнообразных гравировок, насечек, либо филигранных чеканок. В большей массе на клинки наносились имена мастеров или хозяев оружия, а временами фразы из сутр Корана. Ятаган носился за поясом так же, как и кинжал.

Ятаганы обладали клинками с односторонними заточками на вогнутых сторонах (так называемых обратных изгибах). Эфесы ятаганов были лишены гард, рукоятки у головок обладали расширениями для упора кистей рук. Клинки турецких ятаганов возле эфесов отклонялись под значительными углами вниз от рукояток, потом выпрямлялись, но уже ближе к острию опять изламывались, но теперь уже кверху. В результате чего, острия оказывались направленными параллельно к рукояткам и затачивались с обеих сторон. Благодаря этому было возможным нанесение колотых ударов от себя вперед.

Наличие обратных изломов клинка позволяло наносить удары режущего характера от себя, и увеличивать эффективность рубящих и режущих ударов. При наличии прямых форм клинков в средних притяжениях увеличивалась их устойчивость к поперечным изгибам. Более того, при замене плавных изгибов изломами увеличивалась длина оружия.

Ятаганы, обладая обратными изгибами, во время нанесения ударов как бы вырывались из рук. Вследствие этого им не требовались развитые гарды. Однако для того, чтобы янычары не потеряли свое вооружение, прибегали к чрезвычайно изощренным мерам. Так, рукоятки охватывались нижними частями ладоней, с образованием специфических расширений (так называемых «ушей»). Клинки и рукоятки обладали самыми разнообразными украшениями, например, резьбой, насечками и гравировками.

При атакующих ударных действиях, удары ятаганами наносились главным образом при помощи острия и вогнутых лезвий. Из-за конструктивных особенностей таких лезвий мастерами могли наноситься сразу до двух ран при исполнении рубяще-режущих ударов. Защитные отбивания осуществлялись как лезвиями, так и незаостренными выпуклыми сторонами.

Для того, чтобы нанести порезы противнику с помощью этого оружия при возвратных движениях не было необходимости наваливаться на ятаган либо надавливать на него, ведь это совершалось как само собой разумеющееся. Отбивая удары вогнутыми лезвиями можно было обеспечить намного большей надежности при удержании враждебных клинков.

Однако во время этого терялся потенциал в нанесении молниеносные контрударов, путем соскальзывающих отбиваний, которые присущи собственно саблям. Вследствие этого ятаганы обладали как преимуществами, так и недостатками.

Ятаган: мифы и легенды, правда и вымысел

Металлические доспехи с повышенной степенью надежности ятаганами пробивать было практически невозможно из-за небольшой массы, а также конструктивной особенности клинков. Кроме того, существовали мифы, что ятаганы могли быть метательным оружием.

Да и вообще метательным можно сделать любой вид оружия, однако в какой мере оно будет эффективным, это еще тот вопрос. Дальность прицельного броска ятаганом может составлять буквально считанные метры, но в массовой битве, такое применение его будет как минимум не рациональным и скорее всего, может привести к гибели «метателя».

Еще одной легендой является то, что ятаганы использовались в качестве упора для ружей или мушкетов в процессе открытия огня. Кое-кто полагал, что именно для этой цели и предназначались их так называемые «ушки». Однако бесспорным остается, что ятаганы не обладали для этих целей достаточной длиной. Так, даже при ведении огня в положении с колен несподручно этим будет заниматься. Намного легче будет принять положение для стрельбы лежа и вести прицельный огонь.

Так уж сложилось, что ятаганы более известны преимущественно в качестве оружия, которым вооружались турецкие янычары. Однако это не совсем правильное мнение, ведь известно, что таким оружием пользовались не одни только турецкие воины. Такими мечами вооружались и в ближневосточных и средневосточных государствах.

В частности, такое оружие было у персов и сирийцев. Известно также и то, что ятаганами вооружались и задунайские казаки. Это были бывшие запорожские казаки, точнее часть их, которая после разрушения запорожской Сечи перешла за Дунай. Так 15 июня 1775 года российским войскам, которыми командовал генерал-поручик Петр Текелли, в соответствием с указом Екатерины II, удалось скрытно продвинуться к Сечи и окружить ее.

Тогда кошевым атаманом Петром Калнышевским был отдан приказ сдаться без боя. С тех пор, и сама Сечь, и все войско запорожское было распущено. Некоторые казаки даже перешли на службу к турецкому султану, где их и вооружали.

Существует версия, что ятаганы ведут свою родословную еще со времен древнего Египта. Якобы они являются дальними потомками древнеегипетских мечей кхопешей. Однако кхопеши обладают более серповидной конфигурацией и большей длиной, а в последующем еще и затачивались с обеих сторон.

Дошедшие до нашего времени ятаганы относятся к первой четверти XIX столетия. Янычарским вооружением они оставались вплоть до 1826 года в последующем им даровали еще одну возможность на существование вслед за 1839 годом. Больше всего, это связывалось с завершением властвованием Махмуда II.

Ятаганы конца XVIII — начала XIX столетий больше всего были личным оружием для самых разнообразных разборок местного значения самозащиты. Ятаган того периода изготавливался в основном из некачественного железа однако богато украшался. Он имел хрупкую пустотелую рукоять, не выдерживающую сильные удары. Ятаган стал парадным и церемониальным оружием и символом уходящей эпохи.

Этому еще поспособствовал тот факт, что янычарам запретили иметь при себе в населенных пунктах сабли, топоры и естественно огнестрельное оружие. Ятаганы не относили к серьезному оружию, вследствие этого их не запретили.

В 1826 году, следом за очередным мятежом янычар разбили, а выживших сослали. Ятаганы почти в мгновение ока канули в Лету. Дальнейшие усилия по восстановлению очередной важной исторической эпохи, а также и его оружия, так и не принесло успеха. Слишком уж много бедствий причиняло оно причинило.