Какие молитвы читать умер папа. Православная молитва о новопреставленном рабе божьем. У Бога все живы: Православный обряд погребения. Утешение скорбящему. Молитвы за усопших

Конец жизни человека

Как молиться за умирающего человека. Как читать канон над умирающим человеком. Для чего читается отходная.

Как молиться за умирающего человека. При конце жизни человека, при отходе его из этого мира, над ним читается особый канон – собрание песней-молитв, составленное по определенному правилу. «Канон» – слово греческое, в переводе означает «правило».

Чтобы иметь представление о том, как выглядит невидимый мир, мы можем смотреть этот фильм, когда ангел берет душу человека. Кроме того, у нас есть фотографии из церкви Дрэгэнеску возле Бухареста, выполненные отцом Арсени Бокой, которые были продвинуты на этапах молитвы. Он признался, что видел святых, которых он нарисовал, и что он говорил с ними. Глядя на фотографии в церкви Дрэгэнеску, мы видим, что похоже, что существа представлены как сделанные из света. Если в большинстве церквей тела расписаны, то в церкви Дрэгэнеску кажется, что души окрашены.

В православном молитвослове этот канон называется так: «Канон молебный при разлучении души от тела». Он читается «от лица человека, с душею разлучающегося и не могущаго глаголати» (говорить), и часто его называют отходною (молитвой).

Вот несколько тропарей (молитв-прошений) из этого умилительного канона, данных в переводе на русский язык: «Уста мои молчат, и язык ничего не говорит, но сердце вещает, потому что, снедая его, внутри меня разгорается огонь сокрушения и призывает неизреченными словами Тебя, Пресвятая Дево» (песнь 6); «Ночь смертная, мрачная, безлунная меня постигла неготового, она пропускает меня, неприготовленного, к долгому страшному пути. Да сопутствует мне Твоя милость, Владычице» (песнь 7); «Видя близкий конец своей жизни, вспоминая непотребные (безместные) мысли, поступки (деяния) души моей, люто (безжалостно) уязвляюсь стрелами совести. Но Ты, Всечистая, милостиво склонившись к душе моей, будь мне (за меня) ходатаицей пред Господом» (песнь 9).

Согласно признанию людей, которые знали отца Арсени Бока и других людей, мы можем заключить, что, находясь на всем видном уровне молитвы, люди: могут видеть, как грехи людей и их предков могут видеть состояние душ после смерти, говорят с Святые и люди после жизненного цикла видят будущее или прошлое увидеть где-нибудь на Земле, под землей и в воздухе помогают людям с спасением. Практическое учение о молитве Иисуса для людей нашего возраста можно найти в книге «О молитве Иисуса». Эта книга важна, потому что она показывает опасности, идущие во время ходьбы по этому пути и достигающие высокого уровня молитвы.

В каноне девять песней (вторая песнь не читается). В каждой из песней есть коротенькие молитвы-тропари (обращения к Богу, Пресвятой Богородице). Перед ними читается припев, указанный в 1-й песни. Перед ирмосом (первой молитвой каждой песни) припев не читается. Если перед началом тропаря стоит «Слава», то читать следует: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу», если «И ныне» – «И ныне и присно и во веки веков. Аминь». В конце канона читают молитвы: Достойно есть. Трисвятое. По Отче наш. Слава, и ныне. Господи, помилуй (трижды).

Увидев невидимый мир, больные ангелы тоже могут стать видимыми и могут нанести какой-то вред. Отец Иларион Аргату, опытный экзорцист, рассказывает, что больной ангел материализовался и подсел ему на лицо, и что он молился о защите окружающих людей, чтобы не пострадать от больного ангела. Молитва о защите членов семьи, включая внуков, может быть очень важной, а также молиться за защиту товаров. Отец Иларион Агату детей и внуков семьи имеют около 40 священников, поэтому молиться за членов семьи, а их будущее и спасение очень полезно.

Распределение важного времени на молитву может повлиять на жизнь и может быть устойчивым на некоторых занятиях и образе жизни. Решение идти таким путем, а также решение о вхождении в монастырь, вероятно, не должно приниматься на основе импульса. Лучший способ может быть замечен кем-то на высоком уровне молитвы или путем прохождения нескольких лет по пути.

Для чего читается отходная. В момент смерти человек испытывает тягостное чувство страха, томления. По свидетельствам святых отцов, человеку бывает страшно при разлучении души с телом; особенно тяжело душе первые три дня вне тела. При выходе из тела душа встречает Ангела-хранителя, данного ей при Святом Крещении, и духов злобы (бесов). Вид последних так ужасен, что душа мечется и трепещет при виде их.

Практические учения также относятся к другой гораздо более старой книге, и в этой книге говорится: «Господь Иисус Христос, Сын Божий, помилуй меня!» много раз. Рекомендуются следующие шаги. Кроме того, практические советы о Молитве Сердца находятся в названной книге. книга рекомендует определенный способ чтения, чтобы лучше понять Молитву Сердца. Следующие главы рекомендуется читать из.

Часть четвертая с обобщенным образцом молитвы со святым Каллист, Патриарх Константинопольский. Повторение молитвы принимается и рекомендуется в Церкви, и в качестве примера у нас есть молитва Господа. Повторяя имя Сына Божьего и прося его милости снова и снова, душа вместе с душевным зрением становится чище и очиститель, пока невидимый мир не станет видимым. Продолжая это упражнение, люди могут быть настолько чисты, что могут вернуться домой, на Небеса.

  • Книга Никифора-монаха.
  • Вся книга Грегори Синайской, за исключением коротких глав.
  • Симеон нового богослова на трех формах молитвы и его речи о вере.
  • Книга Каллиста и Игнатия.
  • Как известно, отец Арсений Бока и отец Паисий молились ночью.
Православие учит, что Иисус, молясь своему Отцу, молился о своем народе, и он является единственным компетентным заступником для человечества перед Богом.

Родным и друзьям умирающего нужно быть мужественными, чтобы попрощавшись с любимым человеком, постараться молитвой смягчить не столько телесные, сколько душевные его страдания, облегчить душе выход из тела.

Обряд погребения

Омовение и облачение умершего. Как молиться о человеке в первые дни после его смерти. Вынос тела. Церковное отпевание. Заочное отпевание. Погребение.

В своей воскресшей славе он вечно молится своему Отцу за всех. В и через Христа православные христиане становятся способными ходатайствовать перед Богом. Во имя Иисуса, христиане имеют право молиться друг о друге и за все творения. Вся молитва - Богу-Отцу, через Его Сына, в Его Святом Духе, даже если не упоминается в словах молитвы.

Бог вне времени знает все вечно и принимает во внимание каждый акт в своем общем плане. Еще до сотворения мира Бог слышал, точнее, более точно, вечно слышит молитвы своего народа. Господь не слышит молитв после того, как что-то закончилось, потому что для Бога нет до и после. Бог знает, что задают даже до того, как его попросят, потому что он знает всю жизнь в одном божественном акте всеобъемлющего видения и знания. Молитвы, даже для тех, кто умер, услышаны и рассмотрены Богом, прежде чем они будут упомянуты.

Омовение и облачение умершего . Ни один народ не оставлял без попечения тела своих умерших, причем погребение всегда сопровождалось приличествующими тому обрядами.

Святая вера Христова заставляет с почтением смотреть на христианина и тогда, когда он лежит бездыханен и мертв. Теперь тело этого христианина – добыча смерти, жертва тления, но все равно он член Церкви Христовой. В развалинах этого некогда величественного храма носился, жил и действовал животворящий Дух Божий (см.: 1 Кор. 6: 15-19). Тело христианина освящено приобщением Божественного Тела и Крови Христа Спасителя. Можно ли презирать Духа Святого, храмом Которого был умерший? Впоследствии же это мертвое и тленное тело христианина снова оживет и облечется нетлением и бессмертием (см.: 1 Кор. 15: 53). Поэтому наша Православная Церковь не оставляет чадо свое без материнского попечения и тогда, когда оно перешло из этого мира в далекую и неведомую страну вечности.

Неспособность молиться также известна Богу от вечности и действует в Божьем плане спасения. Каковы ваши убеждения в отношении Девы Марии - в частности, вы молитесь ей? Почему вы молитесь за ушедших? В Библии ясно сказано, что она назначена человеку однажды, чтобы умереть, и после этого суд. Вспомните богача после смерти!

Ваш первый вопрос: Каковы ваши убеждения о Деве Марии? В частности, вы молитесь ей? Мы верим, что Дева Мария - Богоматерь. Через Него, Который был Богом, до нашей эпохи берет на себя человеческую природу, не отказываясь от Его божественной природы или запутывающей или «зацепляющей» ее с человеческой природой. Матерь Божия часто упоминается как «Новая Ева», потому что она сказала «да» Богу, в то время как первая Ева сказала «нет». Мы верим, что Богоматерь была безгрешна по своей свободной воле, что она остается когда она является «живой скинией» Бога, поскольку ее утроба, как говорится в одном гимне, становится «более просторной, чем небеса», неся в ней Спасителя мира, Иисуса Христа.

Трогательные обряды, совершаемые Церковью над гробом христианина, имеют глубокий смысл. Они основаны на внушениях святой веры, ведут свое начало от богопросвещенных Апостолов и первых христиан.

Тело усопшего тотчас после смерти омывают. Омовение должно простираться на все части тела. Омовение производится в знак духовной чистоты и непорочности жизни умершего, а также, чтобы он в чистоте предстал пред лицом Божиим после всеобщего воскресения.

Правильно говоря, православные христиане не «молятся» о Божьей Матери вместо Бога; мы ищем ее ходатайство перед ее Сыном, прося ее молиться от нашего имени; в другом православном гимне говорится, что «молитвы матери почти достигают своего Сына». Что касается некоторых учений о Божьей Матери, которыми придерживаются другие органы, такие как римско-католическая доктрина о Непорочном Зачатии, они чужды православному христианству. Неправославные никогда не должны предполагать, что православная доктрина о Божьей Матери идентична православному католицизму и не должна осуждать православное учение, основанное на том, что они знают о римско-католической доктрине Девы Марии.

Омывать тело нужно теплой водой, но не горячей, чтобы не распарить его. Когда омывают тело, читают Трисвятое («Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас») или «Господи, помилуй». В доме зажигается лампада или свеча, которые горят до тех пор, пока там находится покойник.

При омовении нужно пользоваться мылом, мягкой тряпочкой или губкой.

Второй вопрос: Почему вы молитесь за ушедших? Вспомните богача после смерти! К сожалению, вы начинаете это, задавая вопрос, который вы тогда, кажется, отвечаете, а затем предлагаете наказание. Возможно, вы предполагаете, что православная доктрина о последних вещах идентична православным учениям других органов, в частности римского католицизма, что тоже не так. Смерть является следствием первого греха, следствия, которое затрагивает все человечество. Иисус Христос пришел в мир, чтобы победить смерть, указать путь к новой и вечной жизни, предложить убежище от коррупции и все, что развращает «хорошее» творение Бога.

После омовения тело христианина одевают в новые светлые одежды. Новые одежды как бы указывают на новое одеяние нашего нетления и бессмертия (см.: 1 Кор. 15: 53). Одежды одеваются сообразно званию или служению человека. Они изображают, что по воскресении человек должен дать отчет Богу, как он исполнил свой долг в том, к чему был призван.

Это было достигнуто посредством смерти и воскресения Иисуса Христа, который воскрес из мертвых, первые плоды тех, кто заснул. Ибо, как человек пришел на смерть, человек пришел и воскресение мертвых. Ибо, как в Адаме все умирают, так и во Христе все оживут. Но каждый в своем собственном порядке: Христос первые плоды, а затем при Его пришествие те, кто принадлежат Христу. Затем приходит конец, когда Он доставляет Царство Богу Отцу, уничтожая все правила и все полномочия и власть. Ибо Он должен царствовать, пока Он не положит всех Своих врагов под Его ноги.

Если вдруг на человеке во время кончины не было креста, то после омовения его обязательно надевают.

Руки и ноги усопшего связывают (развязывают их перед выходом из дома). Руки складывают так, чтобы правая была сверху. В левую руку умершего кладут икону (или крест): для мужчин – образ Спасителя, для женщин – образ Божией Матери. Можно и так: в левую руку – крест, а на грудь – святой образ. Это делается в знак того, что усопший веровал во Христа и предал Ему душу, что он в жизни предзрел (всегда имел) Господа перед собой, а теперь переходит к блаженному лицезрению Его со святыми.

Последним врагом, которого нужно уничтожить, является смерть. Наконец, наша надежда, как христиане, должна участвовать в победе Христа над смертью: «Я - воскресение и жизнь; тот, кто верит в меня, хотя и умрет, все же будет жить, а тот, кто живет и верует в Меня, никогда не умрет». Смерть, для православных, всегда является трагедией, что искажает доброту и красоту Божьего творения. По собственному примеру у гробницы Его друга Лазаря мы видим, что смерть всегда трагична, даже для того, кто побеждает смерть.

Если мы умерли вместе с Христом, мы верим, что мы также будем жить с Ним. Что касается молитв за умерших, то ваш вопрос, который скорее является заявлением, кажется, направлен на тех, кто учит, что после смерти люди могут столкнуться с «чистилищем», промежуточным состоянием, в котором «наказание», предоставляемое греху, должно быть «очищено» Прежде чем можно войти в вечное Царство Божье.

Когда наступит время полагать усопшего во гроб, тогда кропят святой водой тело умершего и гроб внутри и снаружи. Можно окадить и ладаном. Затем тело переносят во гроб.

На лоб умершего кладут венчик. Его дают в церкви, когда усопшего привозят туда для отпевания. Некоторые люди покупают его для себя заранее. Умерший христианин украшается венцом как борец, с честью оставивший поле подвига, как воин, одержавший победу. На венчике находится изображение Господа Иисуса Христа, Пречистой Богоматери и Иоанна Предтечи с надписью: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас». Этим показывается, что окончивший свое земное житие надеется за свои подвиги получить венец (см.: 2 Тим. 4: 7 – 8) только по милосердию Триединого Бога и ходатайству Божией Матери и Предтечи Господня Иоанна.

Это учение, найденное среди римских католиков, но совершенно чуждое ортодоксальному христианству (которое отвергает учение о чистилище), подразумевает, что нужно молиться за освобождение душ ушедших от такого наказания и может означать, что ушедшие из них может свободно раскаяться в грехах, которые они совершили в течение этой жизни. Православные христиане молятся за умерших, чтобы Господь помиловал их душу, чтобы Он дал им вечный покой «в лоне Авраама, Исаака и Иакова», чтобы Он распространил на них Свою непостижимую любовь и что Он примут их в это состояние, «в котором нет ни болезни, ни вздоха, ни печали, но жизни вечной».

Под плечи и голову усопшего кладут подушку, которую обычно делают из ваты. Тело покрывают простыней. Гроб, как правило, ставят посреди комнаты перед домашними иконами, обращая лицо умершего к выходу.

Вокруг гроба зажигают свечи (или хотя бы одну свечу) в знак того, что умерший перешел в область Света – в лучшую, загробную жизнь.

Святой Павел ясно учит, что те, кто прошел до нас, все еще являются членами Тела Христова, Церкви. И члены Церкви должны молиться друг за друга. Прося Бога помиловать души ушедших, мы также просим Бога помиловать нас, которые все еще в этой жизни, и мы признаем, что и мы тоже умрем. Все члены Церкви, живущие, как и верующие, ушли, кричат ​​пред престолом Божьим: «Господи, помилуй нас».

Православие - это не форма римского католицизма, и нельзя полагать, что учения православной церкви одно и то же, что и у римского католицизма. Не следует также предполагать, что только потому, что православный может иметь подобный ритуал другому христианскому телу, он имеет то же значение.

Как молиться о человеке в первые дни после его смерти. Когда тело усопшего омоют, оденут, то сразу же начинают читать канон, называемый «Последование по исходе души от тела»1
Текст «Последования по исходе души от тела» можно найти практически в любом православном молитвослове.

Если человек умер не дома и тела дома нет, то в день его смерти все равно читают этот канон.

По этой причине Посланник Аллаха, на котором был мир, не рекомендовал его своей умме, поощрять их делать это или направлять к ней текстом или намеком. Об этом не сообщалось ни с одним из сахаба. Если бы это было хорошо, они бы преуспели в этом. В целом верно, что после его смерти нельзя извлечь выгоду из чужих дел, но у этого есть важные исключения, описанные в этой главе. Когда мусульмане молят джаназа для своего покойного брата, им дается ходатайство за него. Чем больше мусульман, присоединяющихся к молитве, тем более выгодно это для покойного.

Это означает, что Аллах дает свои свидетельства и мольбы относительно очевидных действий умершего как достаточной причины для прощения. Поскольку те мусульмане, которые были связаны с ним, не обнаружили серьезной проблемы, чтобы помешать им просить у него Аллаха, Самый Щедрый, принимает это и соглашается простить многие из его скрытых грехов, которых они не знали.

Как и предыдущий канон, «Последование» разделяется на девять песней. Перед тропарями (песнями, начинающимися с красной строки) читается стих (припев): «Покой, Господи, душу усопшаго раба Твоего (усопшей рабы Твоей)» с прибавлением полного имени усопшего.

Канон читается «за единоумершаго», то есть за только что умершего человека; поэтому не следует, читая припев «Покой, Господи, душу усопшаго раба Твоего», произносить еще имена недавно умерших знакомых, родителей, родственников и т. п. Канон читается только за одного .

В конце «Последования» находится особенное молитвенное обращение к Богу с произношением имени покойного: «Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося (-уюся) раба Твоего (рабу Твою), брата нашего (сестру нашу) (имярек 2
Когда мы видим в молитвослове указание «имярек», то вместо этого слова произносим имя поминаемого.

)…». После этой молитвы читают: «Вечная память рабу Твоему (рабе Твоей) (имярек), Господи».

«Последование» читается с той целью, чтобы милосердие Божие по молитве нашей за умершего облегчило душе горечь при расставании с телом и первый момент пребывания души вне тела.

Вот молитвенные прошения из этого канона: «Умерший отошел от нас, на Тебя, Спаситель, надежду возложив. Ты же, Господи, Бог Многомилостивый, даруй ему щедрое прощение» (5-я песнь); «Услыши, Святая Троице, молебные слова, приносимые Тебе в церкви об усопшем, и Богоначальным Твоим светом озари душу, омраченную суетными привязанностями к земной жизни» (4-я песнь); «Едина Чистая и Непорочная Дево, Бога без семени рождшая, моли спастися душе его (умершего)» (из начального тропаря).

Затем в течение трех дней над умершим читают Псалтирь. Ее начинают читать с прошения: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь». Далее читают предначинательные молитвы и те, которые предваряют псалмы.

Псалтирь разделена на двадцать больших частей – на кафизмы. Перед каждой кафизмой повторяется трижды призыв поклониться Богу:

«Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу.

Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу.

Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу Цареви и Богу нашему».

После этого читается кафизма. По окончании нескольких псалмов, отделяемых словом «Слава», трижды говорится: «Аллилуиа! (трижды). Слава Тебе, Боже!» и повторяется молитвенное прошение за усопшего из «Последования»: «Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди…». После этой молитвы продолжается чтение псалмов 1-й кафизмы (затем 2-й и так далее).

В каждой кафизме трижды читается «Слава»; следовательно, трижды во время чтения кафизмы следует обращение к Богу с особым прошением (молитвой) о помиловании усопшего.

Псалтирь читается непрерывно (днем и ночью) над гробом христианина все то время, пока умерший остается непогребенным.

Так как у ближайших родных усопшего в первые три дня бывает много хозяйственных забот по организации похорон, то читать Псалтирь приглашают кого-либо из друзей, знакомых. Совершать чтение Псалтири по усопшему может всякий благочестивый мирянин.

Не без причины и не без цели Церковь с древнейших времен положила читать над гробом умершего книгу псалмов, а не другую книгу Священного Писания. Псалтирь воспроизводит все многообразные движения нашей души, живо сочувствует и нашей радости, и нашей скорби, много проливает утешения и ободрения в наше скорбящее сердце. Смерть ближних возбуждает в нас столько разнообразных чувств и мыслей! Чтение же Псалтири служит молитвой ко Господу об усопшем и утоляет скорбь близких о почившем…

Книга эта такова, что всякий молящийся и читающий ее может произносить слова ее как свои собственные, что нельзя сказать ни о какой другой книге. Поэтому, слыша над гробом христианина монотонный голос чтеца, воображаешь, что молитва богодухновенного царя-пророка Давида как бы произносится устами самого усопшего. Он будто бы сам из гроба умоляет милосердного Бога о своем помиловании.

Вынос тела. За час или за полтора часа перед выносом гроба из дома над телом умершего еще раз читают «Последование по исходе души от тела».

Гроб выносят из дома, обращая лицо умершего к выходу. При выносе тела провожающие поют песнь в честь Святой Троицы: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас» – в ознаменование того, что умерший при жизни исповедовал Живоначальную Троицу и теперь переходит в Царство бесплотных духов, окружающих Престол Вседержителя и немолчно воспевающих Ему Трисвятую песнь.

Церковное отпевание. В храме гроб с телом умершего ставят посреди церкви лицом к алтарю и по четырем сторонам гроба возжигают светильники.

По учению Церкви, душа человека на третий день после смерти проходит страшные мытарства. В это время душа усопшего имеет великую нужду в помощи Церкви. Чтобы облегчить переход душе в другую жизнь, над гробом православного христианина читают канон и Псалтирь, а в церкви совершают чин отпевания.

Служба отпевания состоит из песнопений, в которых кратко изображается вся судьба человека – за преступление заповеди он снова обращается в землю, из которой взят: «Сам Ты, Творец и Создатель человека, один бессмертен; а мы все земные, из земли созданы и в ту же землю возвратимся, как повелел Ты, Создатель: ты – земля и в землю возвратишься. Туда-то все мы, земнородные, и пойдем, с надгробными рыданиями, возглашая песнь: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа».

Но, несмотря на множество грехов, человек не перестает быть «образом славы Божией», а потому Святая Церковь молит Владыку и Господа по Его неизреченной милости простить усопшему грехи и удостоить его Царства Небесного; «Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего, где нет болезни, скорбей и страданий, но жизнь вечно блаженная».

Чтобы не оставить в страдающем сердце места для печали и ни одного облака сомнения, которое может родиться в душе при виде разрушения прекраснейшего из творений Божиих (человека), апостол Павел возвышает свой утешительный глас, переносит мысль нашу за пределы гроба и раскрывает перед нами дивные тайны будущего славного преображения тела человека (см.: 1 Фес. 4: 13-17). Наконец, Сам Иисус Христос устами священника утешает и обнадеживает нас, проливает отраду и радость в сердце, растерзанное горем и печалью: читается заупокойное Евангелие от Иоанна (см.: Ин. 5: 25-30).

По прочтении Апостола и Евангелия священник читает разрешительную молитву. Этой молитвой разрешаются бывшие на умершем грехи, в которых он покаялся (или которые при покаянии не мог вспомнить), и умерший с миром отпускается в загробную жизнь. Текст этой молитвы тут же полагается в правую руку усопшего его близкими.

Последнее целование, или прощание с умершим, совершается при пении трогательных стихир (молитв): «Приидите, последнее целование дадим, братие, умершему, благодаряще Бога…». В переводе со славянского языка эта молитва звучит так: «Приходите, братья! Дадим последний поцелуй умершему, принося благодарение Богу. Вот он оставил родных своих и спешит к могиле, уже не заботясь о суете земной и о многострадальной плоти. Где теперь родные и друзья? Сейчас мы с ним разлучаемся… Помолимся же Господу, чтобы Он упокоил его».

Родные и близкие усопшего обходят гроб с телом, с поклоном просят прощения за невольные обиды, в последний раз целуют умершего (венчик на его голове или икону, находящуюся на груди). После этого тело целиком закрывают простыней, и священник крестообразно посыпает его землей (или чистым речным песком) со словами: «Господня земля и исполнение ея (все, что наполняет ее), вселенная и вси живущии на ней». Гроб закрывают крышкой, после чего уже не открывают.

При выносе гроба с телом из храма поется «Трисвятое». Лицо умершего обращают к выходу.

Заочное отпевание. Часто случается так, что церковь находится далеко от дома усопшего; тогда по нему совершается заочное отпевание. Родственники умершего заказывают отпевание в ближайшем храме. После чина отпевания родственникам дается венчик, разрешительная молитва и земля (или песок) с панихидного стола. Дома умершему в правую руку вкладывают разрешительную молитву, на чело полагают бумажный венчик, а после прощания с ним, на кладбище, тело, закрытое простыней с ног до головы, крестообразно, от головы к ногам, с правого плеча на левое, посыпают песком, чтобы получился правильной формы крест.

Погребение. В могиле усопшего полагают лицом к востоку, с той же мыслью, с какой мы молимся на восток, – в ожидании наступления утра вечности, или Второго Пришествия Христова, и в знак того, что умерший идет от запада жизни к востоку вечности.

При опускании гроба с телом в могилу вновь поется «Трисвятое». Все провожающие умершего в последний путь перед тем, как могилу начнут зарывать, бросают в нее по горсти земли. Таким образом усопшего предают земле в знак покорности Божественному определению: ибо прах ты и в прах возвратишься (Быт. 3: 19).

Крест, символ спасения, возвышается над могилой всякого христианина (он ставится в ногах). Умерший веровал в Распятого на Кресте и покоится сном смерти под сенью креста. Крест ставится восьмиконечный, из любого материала, но обязательно правильной формы.

Помочь родным умершего омыть его, облачить, помолиться о его упокоении – благочестивое дело. Не надо уклоняться от участия в нем: это последняя милость, которую мы можем оказать усопшему.

Поминовение умерших

Третий, девятый, сороковой дни, год памяти по умершему. Почему и как наши молитвы могут быть благотворны для умерших. Поминовение на Божественной литургии.

Третий день памяти по умершему. Святая Церковь молится постоянно о всех «прежде почивших отцех и братиях наших», но она также совершает особое молитвенное поминовение о каждом усопшем, если есть к тому наше желание и нужда. Такое поминовение называется частным; к нему относятся третины, девятины, сорочины и годовщина.

О поминовении усопших в третий день после смерти повествует апостольское предание. В нем говорится, что Господь воскрес на третий день; поэтому и нам надо в этот день усиленно молиться Ему памятуя о почившем, что скончавшийся крещен был во имя Отца и Сына и Святого Духа, Бога Единого в Троице. Кроме богословского значения поминовения усопшего в третий день, оно имеет еще значение таинственное, касающееся загробного состояния души. Когда преподобный Макарий Александрийский просил Ангела, сопровождавшего его в пустыне, объяснить значение церковного поминовения в третий день, то Ангел ответил ему: «Когда в третий день бывает в Церкви поминовение (за душу усопшего), тогда душа умершего получает от стерегущего Ангела облегчение в скорби, которую чувствует от разлучения с телом; получает потому, что славословие и приношение в Церкви Божией за нее совершено, от чего в ней рождается благая надежда, ибо в продолжение двух дней позволяется душе вместе с находящимися при ней Ангелами ходить по земле, где хочет. Посему душа, любящая тело, скитается иногда около дома, в котором положено тело, и таким образом проводит два дня, как птица, ища себе гнезда. Добродетельная же душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду. В третий же день Тот, Кто Сам воскрес в третий день из мертвых, повелевает, в подражание Его Воскресению, вознестись христианской душе на Небеса для поклонения Богу всяческих».

Девятый день. В этот день Святая Церковь совершает молитвы и Бескровную Жертву об усопшем также по апостольскому преданию. Преподобный Макарий Александрийский, по откровению ангельскому, говорит, что после поклонения Богу в третий день повелевается показать душе различные приятные обители святых и красоту рая. Все это рассматривает душа в шесть дней, удивляясь и прославляя Творца всяческих – Бога. Созерцая все это, она изменяется и забывает скорбь, которую чувствовала, находясь в теле и после выхода из него. Но если она виновна в грехах, то при виде наслаждений святых она начинает скорбеть и укорять себя: «Увы мне! Сколько я осуетилась в этом мире? Увлекшись удовлетворением похотей, я провела большую часть жизни в беспечности и не послужила Богу, как должно, дабы и мне удостоиться сей благодати и славы. Увы мне, бедной!»

По рассмотрении же в течение шести дней всей радости праведных, душа опять возносится Ангелами на поклонение Богу.

Сороковой день. Дни плача по умершим в самой глубокой древности продолжались сорок дней. По установлению Церкви положено творить поминовение по усопшим в продолжение сорока дней (сорокоуст), и особенно – в сороковой день (сорочины). Как Христос победил диавола, пробыв сорок дней в посте и молитве, так и Святая Церковь приносит милостыни и бескровные жертвы по усопшему, испрашивает ему у Господа благодать победить врага, воздушного князя тьмы, и получить Царство Небесное.

Преподобный Макарий Александрийский, рассуждая о состоянии души после смерти тела, продолжает: «После вторичного поклонения Владыка всех повелевает отвести душу в ад и показать ей находящиеся там места мучений, разные отделения ада и разнообразные мучения нечестивых (грешных людей), в которых души грешников непрестанно рыдают и скрежещут зубами. По этим разным местам мук душа носится тридцать дней (с девятого по сороковой), трепеща, чтобы и самой ей не быть заключенной в них. В сороковой день она опять возносится на поклонение Господу Богу, и теперь уже Судия определяет приличное ей по делам место заключения».

Что мы можем сделать для умерших в течение сорока дней после их смерти? Как только человек умер, необходимо сразу же позаботиться о сорокоусте, то есть ежедневном поминовении во время Божественной литургии в течение сорока дней.

Если смерть человека случится во время Великого поста, то в среду и пятницу каждой недели заказывают панихиды, а в субботы и воскресенья – обедни об упокоении души умершего. Сорокоуст во время Великого поста не заказывается, так как Божественная литургия в этот период каждый день не совершается.

Во время Пасхальной недели (первая неделя после Пасхи) панихид не бывает, ибо Пасха – это всеобъемлющая радость для верующих в Воскресение Спасителя нашего Господа Иисуса Христа. Поэтому в течение всей недели не заказывают обедни об усопших, не заказывают панихид. Это начинают делать со вторника Фоминой недели (вторая неделя после Пасхи). Этот день называется Радоницей, потому что именно тогда и мертвым возвещается радость о Воскресении Христовом.

В третий, девятый и сороковой дни заказывают в церкви обедни об упокоении усопшего (при этом называют его полное имя). Дома, в память о нем, собираются за трапезой его родные и близкие, чтобы в совместной молитве за него просить у Господа оставления грехов и упокоения души его во Царствии Небесном.

Хорошо также послать пожертвование монастырям, чтобы там молились об упокоении души усопшего.

Годовая. День смерти христианина есть день рождения его для новой, лучшей жизни. Вот почему мы празднуем память усопшего по истечении года со дня его кончины, умоляя благоутробие Божие, чтобы милостив был Господь душе его, подал ей вожделенное отечество в вечное наследие и сотворил ее жительницей рая.

Не только в годовщину смерти следует поминать усопшего, но и в дни его земного рождения, в дни его именин (день памяти святого, имя которого он носил). В дни памяти умершего закажите в церкви обедню о его упокоении, помолитесь за него дома, помяните его за трапезой.

Почему и как наши молитвы могут быть благотворны для умерших. Некоторые души спустя сорок дней оказываются в состоянии предвкушения вечной радости и блаженства, а другие трепещут в ожидании вечных мучений, которые усилятся после Страшного Суда (Второго Пришествия Господа, во время которого Он будет судить всех живых и мертвых). Но до этого все же возможны изменения в загробной участи души, особенно благодаря принесению за нее молитв Церкви и творению добрых дел в память об умершем.

Польза молитвы, как общественной (церковной), так и частной (домашней), о душах, находящихся даже в аду, описана в житиях святых, в святоотеческих наставлениях.

Наши молитвы могут действовать на души усопших непосредственно, если они скончались в правой вере и с истинным раскаянием , пребывая в общении с Церковью и с Господом Иисусом Христом. В этом случае, несмотря на видимое удаление от нас, они продолжают вместе с нами принадлежать Церкви: одному и тому же Телу Христову (см.: Еф. 1: 23; Кол. 1: 18). Скончавшиеся в правой вере и с истинным раскаянием перенесли в иной мир начаток добра или семя новой жизни, которое только не успели сами раскрыть здесь и которое, под влиянием наших молитв, при благословении Божием, может мало-помалу развиться и принести плод, подобно доброму семени в земле под живительным влиянием солнца.

Скончавшимся в нечестии и нераскаянности, совершенно погасившим в себе Дух Христов (см.: 1 Фес. 5: 19), то есть отвергшим веру в Бога, вряд ли помогут молитвы еще живущих близких. Однако мы, люди, не можем узнать все тайны чужой души, известные только Богу. Бывает так, что человек, видимо неверующий, на самом деле имеет где-то в сердце огонек веры. И молиться необходимо даже за того, кто, может быть, явный атеист – человек только предполагает, Господу же ведомо все.

Святитель Епифаний, епископ Кипрский, поучает нас: «Живые и оставшиеся (на земле) веруют, что отшедшие и умершие не лишены бытия, но живы пред Богом. Святая Церковь научает нас о путешествующих братиях молиться с верою и упованием, что совершаемые о них молитвы полезны им, так надобно разуметь и о молитвах, совершаемых об отшедших от мира сего».

Панихида и домашняя молитва за усопшего, добрые дела, творимые в его воспоминание (милостыня и пожертвования на храм), – все полезно для умерших. Но особенно полезно им поминовение на Божественной литургии. Во время этой службы частицы, изъятые за живых и умерших, погружаются в Кровь Господню со словами: «Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Своею Честною, молитвами святых Твоих». Ничего лучшего или большего мы не можем сделать для усопших, чем молиться о них, поминая на литургии. Было много явлений усопших и других событий, подтверждающих, как полезно такое поминовение преставившимся. Умершие в покаянии, но не сумевшие явить его при жизни, освобождаются от мучений и получают упокоение.

В Церкви постоянно возносятся молитвы об усопших, а в коленопреклоненной молитве на вечерне в день Сошествия Святого Духа имеется особое прошение «о иже в аде держимых» (о тех, кто в аде содержится).

Святитель Иоанн Милостивый, патриарх Александрийский, часто совершал Божественную литургию об усопших и рассказывал: «Один узник, за которого родители, почитавшие его умершим, трижды в год совершали Божественную литургию (в дни Богоявления, Святой Пасхи и Пятидесятницы), по освобождении из плена неожиданно явился домой к своим родителям и рассказал, что в эти самые дни приходил к нему в темницу некий славный муж: оковы спадали с ног узника, он делался свободным. В прочие же дни он опять содержался в оковах».

Итак, позаботимся же об ушедших от нас в иной мир, чтобы сделать для них все, что мы можем, памятуя о том, что блаженны милостивые, ибо они помилованы будут (Мф. 5: 7).

Новопреставленным называется умерший человек, с момента, смерти которого прошло не более сорока дней. Согласно православному верованию, после смерти, в течение первых двух дней, душа находится на земле и посещает те места, где проходила земная жизнь человека. На третий день душа переносится в мир духовный. Православные молитвы родственников о новопреставленном помогают душе пройти воздушные мытарства. Господь способен по горячим и искренним молитвам близких простить грехи умершего. Освобождение от грехов делает возможным воскрешение души для вечной блаженной жизни.

Особые дни для молитвы о новопреставленном

Третинами называют 3-й день после смерти человека. В этот день поминают усопшего, служат панихиду, то есть возносят о нем молитвы Богу и хоронят умершего. На 9-й день совершается особая церковная молитва о новопреставленном. До этого дня душе усопшего показывали райскую жизнь, и только с 9-го и по 40-й день, ей начинают показывать ужасы и мытарства ада. В течение последующих дней душа посещает и адские бездны, и райские места, еще не зная, где ей предстоит остаться. На сороковой день душе назначается место — ад или в рай, где она будет дожидаться воскрешения мертвых и всеобщего Страшного суда . До 40-го дня возможны изменения в судьбе души, здесь все зависит от наших искренних молитв о новопреставленном, особенно благотворно принесение бескровной жертвы за умершего. В сороковой день, зная насколько важен для души этот день, и церковь, и родственники, чтобы насколько возможно умилостивить Бога, читают христианские молитвы о новопреставленном и служат панихиду.

Христианские молитвы о новопреставленном

После смерти читается особая молитва о новопреставленном – 17-я кафизма (поминальная), помимо этого читается 118 псалом. Большой поддержкой новопреставленному будет сорокоуст о упокоении, в некоторых монастырях существует возможность заказать Неусыпаемую Псалтирь. Также нужно в память об умершем подавать милостыню и приносить продукты в храм на канун. Все это, а самое главное наша усердная молитва о новопреставленном оказывает душе покойного действенную помощь.


Настоящий текст православной молитвы о новопреставленном

Пресвятая Владычице Богородице! К Тебе прибегаем, Заступнице наша: Ты бо скорая еси помощница, наша ходатаица у Бога неусыпающая! Наипаче же молим Тя в час сей: помози новопреставленному(-ной) рабу Твоему (рабе Твоей) (имя) прейти страшный и неведомый оный путь; молим Тя, Владычице мира, силою Твоею отжени от движимой страхом души его (ея) страшныя силы темных духов, да смятутся и посрамятся пред Тобою; свободи ю от истязания воздушных мытарей, разори советы их и низложи их, яко зломыслящих врагов. Буди ей, о Всемилостивая Госпоже Богородице, заступницею и защитницею от воздушного князя тьмы, мучителя и страшных путей стоятеля; молим Тя, Пресвятая Богородице, ризою Твоею честною Защити ю, да тако безбоязненно и невозбранно прейдет от земли на небо. Молим Тя, Заступнице наша, заступи за раба Твоего (рабу Твою) Матерним Твоим у Господа дерзновением; молим Тя, Помоще наша, помози ему (ей), имущему (-щей) судитися еще прежде онаго Страшнаго судилища, помози убо оправдатися пред Богом, яко Творцем неба и земли, и умоли Единороднаго Сына Твоего, Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, да упокоит усопшаго(-ую) в недрах Авраама с праведными и всеми святыми. Аминь.



Лучшая благодарность за мою работу – "рассказать друзьям" о сообщениях, которые вам понравились. Чтобы быть в курсе новостей, подписывайтесь на рассылку в правой стороне блога сверху.