Вятский преображенский монастырь. Преображенский монастырь

СПАС-КУПАЛИЩЕ

В нач. 1-го тыс. н.э. в VI-VIII вв., по речной системе Мещеры проходил древнейший водный торговый путь, соединяющий среднее течение рек Оки и Клязьмы, по рр. Гусь, Колпь и Судогда, как одно из ответвлений Волжского серебрянного пути, в обход Волжской Булгарии, по которому серебро Арабского халифата, через Клязьминскую и Волжскую Нерль, Плещеево озеро попадало в Ростов, Новгород и далее в Скандинавию и Западную Европу. Местные жители продавали заморским купцам за серебряные монеты и соль: мед, воск, деготь, пеньку, меха белки, куницы, бобра и невольников – молодых мужчин и женщин.


Спас Купалище – место впадения р. Судогда в р. Клязьма

Когда кафедра патриарха находилась еще в Киеве, по льду Пры, Мещерских озер и Буже пролегал зимний Патриарший путь из Киева через Рязань до Владимира.
В 1171 г., согласно летописям, Андрей Боголюбский заложил в южных пределах Мещеры Андреев Городок. Тогда возник еще один торговый тракт вдоль левобережья рек Колпь и Гусь, связавший Владимир с Городцом Мещерским (город Касимов).


11. Мокеево (Камешковский р-н). Селище 2, 11-13 вв. 0.45 км. к северо-западу от деревни. Площадь ок. 2500 кв.м. Керамика гончарная древнерусская с линейным и волнистым орнаментом, преимущественно 12-13 вв.
12. Мокеево. Селище 3, 11-13 вв. Площадь ок. 3000 кв.м. Керамика гончарная древнерусская с линейным и волнистым орнаментом.
13. Мокеева Гора XII в. Уникальный рукотворный земляной объект находится в 500 м. северо-восточнее деревни Мокеево Камешковского района.

29. Богданцево (Судогодский район). Поселение (Спас-Купалище 3) , неолит (Льяловская культура), 11-13 вв. ок. 2.3 км. к западу от южной окраины деревни, 6.4 км. к юго-западу от с. Спас-Купалище, правый берег р. Клязьма, урочище Левины дачи. Протянулось вдоль берега с северо-востока на юго-запад, размеры ок. 250х100 м. Выявлены три горизонта культурного слоя.
В нижнем слое глубиной 1.6 м. в темно-серой супеси с включениями угля, обожженных камней и золы, найдены фрагменты лепных сосудов с ямочно-гребенчатой орнаментацией, льяловской к-ры, а также кремневые отщепы. На глубине 1.6 до 1.9 м. залегает слой серой супеси с аналогичной керамикой. Этот слой подстилается вымосткой из крупных камней, забутованных мелкой галькой.
Верхний горизонт содержит большое количество обломков гончарной древнерусской керамики.
30. Богданцево. Селище 1 (Спас-Купалище 1) , 11-13 вв. 2 км. к западу от деревни, 6 км. к юго-западу с. Спас-Купалище, правый берег р. Клязьма, 100 м. от русла, урочище Левины дачи. Протянулось вдоль берега с северо-востока на юго-запад, размеры ок. 200х120 м. Поверхность памятника поросла лесом. Керамика гончарная древнерусская.
31. Богданцево. Селище 2 (Спас-Купалище 2) ,11-13 вв. Ок. 2.2 км. к западу от деревни, 6.2 км. к юго-западу от с. Спас-Купалище, правый берег р. Клязьма, урочище Левины дачи, к югу от Селища 1, на противоположном от него склоне оврага. Протянулось вдоль берега с северо-востока на юго-запад, размеры ок. 120х30 м., высота над рекой 3-4 м. Керамика гончарная древнерусская.
32. Богданцево. Селище 3 (Спас-Купалище 4) , 11-13 вв. Ок. 2.5 км. к западу от деревни, 6.6 км. к юго-западу от с. Спас-Купалище, правый берег р. Клязьма, урочище Левины дачи, к юго-западу от поселения. Протянулось вдоль берега, размеры ок. 100х10 м. Керамика гончарная древнерусская.
33. Богданцево. Курганный могильник Левины Дачи . 2 км. к западу от деревни, 6 км. к юго-западу от с. Спас-Купалище, правый берег р. Клязьма, урочище Левины дачи, с северо-запада от Селища 1. 153 компактно расположенных кургана. В северной части могильника находятся крупные насыпи высотой 2.0-2.2 м., диаметром 16-18 м. С юга их полукольцом окружают курганы высотой 1.4-1.6 м., диаметром 10-12 м. Все курганы имеют кольцевые ровики у основания. По внешним признакам могильник может быть отнесен к древнерусским домонгольского времени.
34. Спас-Купалище. Курганный могильник 1 . 2.5 км. к западу юго-западу от села, обширное всхолмление в пойме правого берега р. Клязьма. Всхолмление высотой 5-10 м. над уровнем поймы протянулось с севера на юг. 53 насыпи высотой 0.3-0.7 м., 47 из которых имеют округлую в плане форму, диаметром 1.6-4.0 м., шесть - с овальными основаниями размерами 4.5-5.0х1.5-2.0 м.
35. Спас-Купалище. Курганный могильник 2 . 2.7 км. к западу юго-западу от села, 0.6 км. к югу от курганного могильника 1. 27 насыпей высотой 0.6-0.7 м., диаметром 2-4 м., с ровиками у основания. По внешним признакам памятник может быть отнесен к древнерусским домонгольского времени.
36. Спас-Купалище. Курганный могильник 3 . 0.05 км. к западу юго-запада от курганного могильника 2. Девять округлых в плане, компактно расположенных насыпей высотой 0.4-0.6 м., диаметром 2-3 м., с ровиками у основания.
37. Спас-Купалище. Курганный могильник 4 . 0.08 км. к югу юго-запада курганного могильника 3. Пять округлых в плане насыпей высотой 0.4-0.6 м., диметром 2.0-3.5 м., с ровиками у основания. Древнерусский монгольского времени.

Погост Спас-Купалищи

Спас-Купалище расположено возле впадения реки Судогды в реку Клязьму (Судогодский район). Тут проходил путь из Владимира в Муром.

Существует такая легенда: «Грозный царь Иоанн Васильевич, возвращаясь из Казанского похода, двигался по судоходным тогда рекам Воймиге и Судогде, и повелел поставить по берегам этих рек три деревянные храма – все в память Преображения Господня. Так и стоят, один за другим, до сих пор три Спаса и три погоста – села Спас-Беседа , Спас-Чамерево и Спас-Купалище.
По преданию здесь в Спас-Купалище тонул во время купания царь Иоанн Грозный, возвращавшийся после взятия Казани в Москву. Призвав на помошь Спасителя, царь дал обет, если останется жив - выстроить храм, и тотчас чудесным образом был спасен. Вскоре по царскому повелению выстроили деревянный сруб храма в честь Преображения Господня и отслужили литургию с благодарственным молебном.
Известно из летописи, что сюда приезжал на охоту и для отдыха основатель Боголюбского монастыря благоверный великий князь Андрей Боголюбский.

Первые письменные сведения о погосте содержатся в патриарших книгах за 1628 год: «церковь Преображения Господа Бога и Спаса Нашего И. Христа на погосте на Купалищах».
В писцовых книгах 1643-1647 гг. о Спас-Купалищском погосте имеются более подробные сведения: «на погосте церковь Преображения Господня древяна клецки – строение приходских людей; при церкви священник и дьячек, 3 двора бобылей, «питаются от церкви Божией»; пашни церковной «худые земли» по 13 четв. в поле, сена по р. Клязьме 20 копен, бору на пол-версты в длину и ширину».
В писцовых книгах 1653-1654 гг. заключаются те же сведения о Купалищском погосте, только сенных покосов показано вместо 20, 50 копен.
В 1663 г. на погосте была построена новая деревянная церковь во имя Преображения Господня.
В 1711 г. была построена еще одна деревянная теплая церковь во имя Живоначальной Троицы. Бобыльские дворы, показанные в писцовых книгах XVII в., в это время уже запустели. Не смотря на то, что бобыльских дворов уже не было с кон. XVII в., церковь продолжала платить и за них дань. О разнообразии этой дани, взимавшейся с церквей в царствовании Петра Великого свидетельствует перечень, сохранившийся в деталях патриаршего казенного приказа, относительно Спас-Купалищской церкви. «Эта церковь платила: 1) в военный приказ полуполтинных по 8 алт. 2 деньги, 2) в адмиралтейской на починку кораблей 4 алт. 1 д., 3) в Ямской ямских и полоняничных по 3 алт. 2 д., 4) в тот же приказ на наем на двор по 2 алт., 5) в земской на дачу рекрутам – 2 алт., 6) в моем на двор по 2 алт., 5) в земской на дачу рекрутам – 2 алт., 60 в монастырской на жалованье драгунам, на корм драгунским лошадям и на подъем каменщикам и кирпичникам, 7) на платеж за пустые дворы, которые сбирали в Александрову слободу, 8) на дело кирпича и на покупку городских припасов, 9) в Ревель на содержание морскаго флота за провиант и 10) на покупку в Ригу и в Выборской гарнизон провианта». (Володимер. Десятина – с. 131)

Храм Преображения Господня был перестроен в 1763 г. и без изменений просуществовал до 1869 г., когда его разобрали. Храм имел одну главу, вокруг него была крытая галерея; над престолом была висячая сень.

Теплая Троицкая церковь в 1762 г. за ветхостью и близостью к деревенским домам была разобрана, а к 1772 г. была построена новая церковь. В 1779 г. она сгорела и более не возобновлялась.


Церковь бывшая в Погосте Спас-Купалищи, Судогодского уезда

В 1800 г. было начато строительство теплого каменного храма, который был освящен в 1805 г. В 1836 г. храм был распространен, а в 1852 г. был разобран и построен вновь в более обширном виде.
В 1869 г. в связи с теплым храмом была начата постройка холодного каменного храма на их средства князя Грузинского. В 1876 г. была объявлена признательность Его Высокопреосвященства: 1) Прихожанам погоста Спаса-Купалищ за пожертвование двух риз медных высеребренных с отзолоченными венцами на две иконы, святителя и чудотворца Николая, в 109 руб.; 2) Крестьянину деревни Богданцева, Ивану Иванову, за пожертвование 125 руб. на обделку сводов и стен внутри приходского теплого храма; 3) Князю Николая Ильичу Грузинскому, за пожертвование в церковь серебро-позолоченных брачных венцов, таких же ковшичка для теплоты и блюдца.
К юго-востоку от алтаря Спасо-Преображенского храма находятся фамильные захоронения его ктиторов и прихожан - семьи Николая Ильича Грузинского (внука последнего царя Грузии Георгия XII), проживавших в соседнем селе Михайловское (Шорыгино-Грузинское).
В 1878 г. уволен из армейского ведомства по прошению священник Иоанн Оранский и 18-го февраля определен младшим священником в с. Спас-Купалищи.
До 1881 г. продолжались работы по постройке и отделке этого храма, когда он и был освящен.
Настоятель-священник погоста Спас-Купалищ, Григорий Талантов 30 мая 1882 г., согласно прошению, уволен за штат; настоятелем этого прихода утвержден помощник его – священник Спас-Купалищ Иоанн Оранский, а на его место определен окончивший курс Семинарии Александр Анисов.



Икона над входом в колокольню

Обр. Пресв. Бцы. «Достойно есть» на фасаде колокольни

Колокольня Спасо-Преображенского храма

В 1885-1888 гг. была построена и каменная колокольня.

В храме было пять престолов: в холодном - во имя Преображения Господня, св. блг. князя Александра Невского и свт. Николая Чудотворца, в теплой трапезе - во имя св. Троицы и Покрова Пресвятой Богородицы.
«Из предметов древности в церкви сохранилось напрестольное Евангелие печати 1628 г. и служебник изд. 1668 г.
Причта в приходе по штату положено: два священника, диакон и два псаломщика. На содержание их получается: от земли церковной до 100 руб., от служб и требоисправлений до 1000 руб., от хлебнаго сбора с прихожан до 150 руб. и процентов с причтоваго капитала (1005 руб.) – 40 р. в год. Дома у членов причта собственные на церковной земле.
Приход состоит из: погоста Спас-Купалищ, сельца Михайловскаго (4 вер. от церкви) и деревень: Кисельниц (2 вер.), Трофимовки (3,5 вер.), Краснораменья (6 вер.), Мичурина (4 вер.), Маслова (3 вер.), Богданцева (4,5 вер.), Трухачева (5 вер.), Глебова (6 вер.), Исакова (5 вер.), Даниловки (2 вер.), Нагорной (7 вер.), Мызина (10 вер.) и Дорофеева (12 вер.). Во всех этих поселениях по клировым ведомостям числится 1773 души муж. пола и 2045 женского.
В. приходе имеются три земских народных школы: в д. Данилове, д. Богданцеве и д. Мызине; учащихся в 1896 г. было во всех этих школах 136».
/Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. 1896 г./
В деревне Даниловке и дер. Смыкого, по рассказам старожилов, стояли часовни.

Приходские священники Александр Анисимов, Александр Преображенский и псаломщик Петр Михайлов в 1930-е годы были арестованы, а в 1938 году арестовали и прислуживавшую при храме Ирину Ивановну Краснову.
Храм закрыли после Великой Отечественной войны, в 1946-1947 гг. Был разграблен, и постепенно разрушался.
Жители соседних деревень, приходя в разрушенный храм, чтобы помолиться или просто постоять молча, неоднократно явно слышали таинственное пение под сводами храма. Об этом можно услышать от разных людей, независимо приходящих в храм.



Теплоход «Александр Невский», курсировавший по Клязьме по маршруту Владимир – Спас-Купалище. 1959 г.

Численность населения в с. Спас-Купалище в 2010 году – 34 женщины.
Входит в состав Лавровского сельского поселения.





Дома в с. Спас-Купалище

СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ женский монастырь в СПАС-КУПАЛИЩАХ

Спасо-Преображенская пустынь

Адрес: Судогодский район, с. Спас-Купалище.


Главные ворота монастыря





Спасо-Преображенский м-рь. Вид со стороны р. Судогды

1 ноября 2001 года Архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий (Смирнов) благословил открыть подворье Свято-Боголюбского монастыря в урочише Спас- Купалище Судогодского района. 4 ноября 2001 года, в день Казанской иконы Пресвятой Богородицы, в село Спас-Купалище выехали насельницы Боголюбского монастыря: монахиня Соломония (Лукович), которая была назначена старшей подворья, и с ней еще четыре сестры.
Все строительные и реставрационные работы проводились под руководством архимандрита Петра (Кучера), настоятеля храмов и духовника Свято-Боголюбского женского монастыря.
5 мая 2002 года, в ночь на Светлое Христово Воскресение, в Троицком приделе храма была совершена первая Божественная литургия.
За последние годы силами Свято-Боголюбского монастыря Преображенский храм полностью восстановлен, для него сестрами Боголюбской обители написан иконостас.









Спасо-Преображенский храм в Спас Купалище

Икона на фасаде Спасо-Преображенского храма

Силами и средствами Свято Боголюбского монастыря , по благословению архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия, на пустом месте был возведён целый монастырский комплекс с трехэтажным келейным корпусом, представительским домом и хозяйственными постройками, заведено подсобное хозяйство, проложены километры асфальтовых дорог по вековому бездорожью, облагорожено старинное кладбище.







Монастырские постройки

Был обустроен чудотворный святой источник с надкладезной часовней святого Вонифатия (Святой Вонифатий помогает избавиться от греховных страстей - пьянства и распутства) и пристроенной купелью (2006 - 2007 гг.).

В 2012 г. Спасо-Преображенское подворье Боголюбского монастыря преобразовалось в самостоятельную церковную единицу - Спасо-Преображенский женский монастырь в Спас-Купалищах Владимирской епархии.
6 апреля 2013 года на настоятельницу подворья монахиню Соломонию был возложен наперсный крест, и подворье получило статус Архиерейского. В настоящее время на подворье подвизается более 70 сестер, в храме ежедневно совершаются богослужения, читается Неусыпаемая Псалтирь. В этом благодатном уголке Святой Руси, затерянном в глубине Владимирских лесов, многие обретают покой и спасение от житейских бурь и напастей.





Южные ворота

Свято-Казанский источник

Источник расположен перед монастырем, в старом русле р. Судогды.





Свято-Казанский источник в половодье




Источник св. мученика Вонифатия «Золотой Колодез»


Здесь на песчаной косе, забил источник. Считается, что купание в нем избавляет от самого неизбывного человеческого страха - страха смерти.



Спас Купалище. Часовня-купель над святым источником.

К каменному святому источнику и купели ведут красивые ступени.
Небольшая часовня-купель над святым источником построена в 2005 г. Освящена в честь: Вонифатия Милостивого.
Святой Вонифатий помогает избавиться от греховных страстей - пьянства и распутства.




Купель внутри часовни Св.муч. Вонифатия





Святой источник



Часовня в половодье




Житие святого мученика Вонифатия


Святой мученик Вонифатий пострадал за Христа в 290 г., в царствование римских императоров Диоклитиана и Максимиана (284- 305 гг.).
Он был рабом знатной римлянки Аглаиды. Она поручила ему управление ее домом и обширными имениями. Вонифатий состоял с Аглаидой в беззаконном сожительстве. Вместе с тем он был милостив к нищим и охотно принимал странников.
Сознавая себя рабом греха, Вонифатий молил Бога, чтобы Он избавил его от сетей дьявольских и сделал бы его победителем над своими вожделениями и страстями.
Господь услышал Своего раба, но устроил так, чтобы он мог греховные дела омыть кровью и увенчать душу свою венцом мученическим.
В то время на Востоке было сильное гонение на христиан. Аглаида пожелала иметь у себя в доме мощи святых мучеников, надеясь под их покровительством получить спасение. Она отправила на Восток Вонифатия с несколькими слугами, чтобы он выкупил святые мощи у нечестивых мучителей.
Уезжая, он спросил Аглаиду: «А если мое тело к тебе, за Христа замученное, принесут, примешь ли его с честью?» Аглаида укорила его в глумлении и заметила, что ему нужно хранить кротость и воздержание, чтобы достойно принять мощи святых.
Вонифатий запомнил слова своей госпожи и, размышляя в пути о своей жизни, сожалел о преждесодеянных грехах. Все время, пока они добирались до Малой Азии, Вонифатий постился и прилежно молился Богу.
В киликийском городе Тарсе (Малая Азия) Вонифатий оставил своих спутников в гостинице, а сам поспешил на городскую площадь, где при стечении множества народа христианских мучеников подвергали жесточайшим пыткам. Лица мучеников сияли духовной радостью, ибо благодать Божия укрепляла их в подвиге.
Пораженный мужеством святых, Вонифатий исполнился Божественной ревности и всенародно объявил себя христианином. Он бросился к мученикам, стал с благоговением обнимать их ноги и молить Господа о даровании и ему мученического венца. Судья допросил святого Вонифатия и, когда получил от него решительный отказ принести жертву идолам, предал его на мучения.
Святого Вонифатия подвесили вверх ногами и начали жестоко бить, пока не показались кости, затем вонзали под ногти иглы. Видя его стойкость, влили ему в горло расплавленное олово. Однако Господь, по молитве мученика, таинственно сохранил его невредимым. Народ прославил Господа Иисуса Христа за терпение страдальца и устремился к языческому капищу, чтобы уничтожить идолов.
Судья спасся от смерти бегством и мог продолжить мучения лишь на следующий день, когда народное волнение несколько утихло. Святого мученика бросили в кипящую смолу, но он вновь остался невредим.
Внезапно сошел Ангел и оросил мученика Небесной прохладой, смола вылилась, вспыхнула и обожгла самих нечестивых мучителей. Тогда судья приказал отсечь святому Вонифатию голову.
Перед казнью святой мученик молился Господу о прощении грехов, в безумии содеянных, и о избавлении стада Христова от всякого нечестия и заблуждения языческого. Из раны святого мученика истекли кровь и молоко. 550 язычников были удивлены этим чудом и уверовали во Христа.
Спутники Вонифатия выкупили тело святого за 500 золотых монет и с почестями доставили Аглаиде, которую Ангел уже предуведомил о происшедшем.
Аглаида с благоговением встретила тело святого мученика. В своем имении, в 50-ти стадиях от Рима, она построила храм, где положила мощи мученика.
Они прославились множеством чудес, по молитвам мученика Вонифатия исцелялись больные и страждущие от духов нечистых.
Аглаида раздала все свое имущество нищим и в покаянии провела 15 лет в монастыре. Еще при жизни она получила дар изгнания бесов. По кончине была погребена рядом с мучеником Вонифатием.
Подвиг святого мученика Вонифатия учит нас, как «растленное естество имуще, покаянием истинным и добрым изменением» сделаться достойными тех страданий, которые претерпел за нас Господь.
По молитвам святого Вонифатия верующие люди обретают исцеление от недугов, избавление от греховных страстей - пьянства и распутства.
День празднования: 19 декабря/1 января.

Молитва святому Вонифатию

О многострадальный и всехвальный мучениче Вонифатие! Ко твоему заступлению ныне прибегаем, молений нас, поющих тебе, не отвержи, но милостиво услыши нас.
Виждь братию и сестры наша, тяжким недугом пианства одержимыя, виждь того ради от матере своея, Церкве Христовой и вечнаго спасения отпадающия.
О святый мучениче Вонифатие, коснися сердцу их данной ти от Бога благодатию, скоро возстави от падений греховных и ко спасительному воздержанию приведи их.
Умоли Господа Бога, Его же ради страдал еси, да простив нам согрешения наша, не отвратит милости Своея от сынов Своих, но да укрепит в нас трезвение и целомудрие, да поможет Своею десницею трезвящимся спасительный обет свой до конца сохранити во дни и нощи, о нем бодрствующе и о нем добрый ответ на Страшнем Судилище дати.
Приими, угодниче Божий, молитвы матерей, о чадех своих слезы проливающих; жен честных, о мужех своих рыдающих, чад сирых и убогих, от пианиц оставленных, всех нас, иконе твоей припадающих, и да приидет сей вопль наш молитвами твоими ко престолу Всевышняго даровати всем по молитвам их здравие и спасение душ и телес, наипаче же Царстве Небесное.
Покрый и соблюди нас от лукаваго ловления и всех козней вражиих, в страшный час исхода нашего помози прейти непреткновенно воздушные мытарства и молитвами твоими избави вечнаго осуждения. Умоли же Господа даровати нам к Отечеству нашему любовь нелицемерную и непоколебимую, пред врагами Церкве святыя видимыми и невидимыми силу непобедимую, да покрыет нас милость Божия в нескончаемыя веки веков. Аминь. Свято Боголюбский монастырь
МОНАСТЫРИ Владимирской области.

Город Судогда.
Прохорова Пустынь.

Copyright © 2015 Любовь безусловная

Один на весь мир

Сотни паломников ежедневно едут в Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский женский монастырь под Серафимовичем, что на территории современной Волгоградской области, чтобы своими глазами увидеть чудесный камень Пресвятой Богородицы. Его ещё называют Монашкин камень или камень Арсении. Это очень твёрдая прямоугольная монолитная глыба, на которой, словно следы на снегу или на сыром бетоне, отпечатались узкие ладони и колени худенькой женщины.

По одной версии, отпечатки принадлежат игуменье Арсении, которой явилась Богоматерь и велела молиться на этом камне. Молитва монахини была столь горяча, что камень под ней размягчился, как кусок сливочного масла на солнцепёке.

По другому преданию, это след самой Девы Марии. А камень плавно спустился с небес прямо в руки Арсении во время её молитвы Богородице.

Следы на глыбе действительно кажутся оплавленными. Ещё в 70-е годы прошлого века советские учёные проводили ультразвуковые исследования камня, чтобы «развенчать суеверия». Как рассказывают монахини, эти труды дали неожиданные результаты. Во-первых, камень под следами ладоней и колен оказался будто бы спёкшимся — тонкие слои минерала были намного плотнее, чем края глыбы. Во-вторых, так и не смогли определить породу камня. Похож на гранит, но не он. Говорят, на Земле таких больше нет. Может, действительно с неба прилетел?

Страшный суд под землёй

Это главное чудо обители находится в не менее чудесном месте — в рукотворных пещерах под монастырём. Молва накрепко связывает их с именем легендарной подвижницы настоятельницы монастыря игуменьи Арсении.

Дочь знаменитого генерала Михаила Васильевича Себрякова Анна, умница и красавица, в 17 лет ушла в монастырь и стала сестрой Арсенией. Не гнушаясь грязной работы, она прошла путь от простой послушницы до настоятельницы монастыря. Так, словно была рождена не в богатой дворянской семье, а в бедной крестьянской. В 1863 году игуменья по просьбам сестёр обители возглавила монастырь. Кроме того, она прославилась как замечательная художница и иконописец.

Первым делом Арсения устроила при монастыре школу, чтобы обучать грамоте девочек из окрестных сёл и неграмотных монахинь, которых в обители было множество. Потом собрала средства и начала на территории монастыря строительство Казанского храма в форме креста, который и поныне украшает берег Дона. Колонны для храма везли из самой Венеции!

А в 1874 году Арсения решила устроить под ним ещё один храм — пещерный.

По преданию, в один прекрасный день монашки заметили холмик свежевырытой земли; каждое утро он становился всё больше и больше. Выяснилось: матушка Арсения копает... пещеры. Руками! Монахини — а их тогда в обители было шестьсот — стали проситься к ней в помощницы. Но она отобрала только троих — своих духовных дочерей Никодиму, Агнию и Викторину.

Длина вырытых ходов впечатляет — около 200 метров. В пещерном лабиринте можно ходить во весь рост. Температура в рукотворных пещерах постоянная: и зимой, и летом примерно +9°С. Своды высокие. Проходы довольно широкие. Свод и пол выложены кирпичом и оштукатурены. Но, говорят, во времена Арсении ходы были гораздо длиннее. Они соединяли корпуса монастыря и выходили в город. Был также тоннель под Доном, который в этом месте, где соединяются устье реки Медведицы и донские воды, довольно широк. Тоннель вёл в Монастырский лес на другой стороне реки.

Но в 30-е годы XX века в пещеры отправились несколько человек и не вернулись, поэтому местное население решило засыпать все известные ходы. В советские годы чего там только не устраивали: и тюрьму, и пионерский лагерь. Так вот, действительно обнаружился ход, ведущий к Дону. Но у самой воды тоннель был затоплен, и лаз просто завалили.

Сейчас большая часть сохранившихся пещерных ходов закрыта для туристов и паломников. Туда ходят только сами монахини, и то редко.

Попасть в пещеры можно из притвора церкви Арсения Великого. Главный ход назван самой матушкой Арсенией «Крестный путь Спасителя»; часть пещер, идущая вокруг главного хода, называется «Страстной путь Божией Матери». Арсения намеревалась создать под землёй пещерный храм, но не успела.

Перед входом в подземелье под Казанским собором находится небольшое помещение. Из исторического описания известно, что в нём раздавались свечи и что на западной стене было изображение Страшного суда. Затем шла ещё одна комнатка с иконой «Вход Господень в Иерусалим». Дальше начинается спуск.

В ходах по стенам встречаются различные ниши — ранее в них находились иконы, изображавшие путь Христа на Голгофу. Кое-где остались следы креплений для решёток: очевидно, иконы запирались. Отдельные короткие ходы соединяют основные галереи с кельями «Вход Господень в Иерусалим», «Моление о чаше», кельей Троицы. Ходы сходятся в южном секторе и ведут к отдельному помещению, называемому Голгофой.



Следы уходят в древность?

Впрочем, историки сомневаются, что пещерный комплекс был вырыт самой Арсенией и тремя монахинями — слишком уж неподъёмный труд для четырёх женщин.

Надо сказать, древних рукотворных пещер и ходов в Волгоградской области множество. Тут и старообрядцы постарались. Близ станицы Трёхостровской в Донском заповеднике до сих пор находят их рукотворные лазы и пещеры, устроенные так, чтобы отшельник мог опустить тяжёлую плиту, замуровав себя заживо.

И разбойники Стеньки Разина изрыли Ураков бугор, как мыши головку твёрдого сыра. Всё искали удобное место для клада...

А в Каменнобродском монастыре рукотворный четырёхъярусный комплекс пещер протяжённостью 140 метров вообще вырублен в твёрдых меловых скалах. По легенде, в одной из пещер, дно которой дошло до песчаного грунта, до сих пор хранятся сокровища монастыря — золотые паникадила и подсвечники, которые монашки спрятали от разбойников. Рассказывают, когда закрывали входы в нижние ярусы, 12 монахинь добровольно ушли под землю и остались там. Этот скальный комплекс близ монастыря, который сейчас является не женским, а мужским, был вырыт задолго до появления здесь христиан. Возможно, ещё во времена татаро-монгольского ига.

Вероятно, поэтому кандидат исторических наук Людмила Курышова пишет в своём научном труде: «Для того чтобы устроить подземный монастырь, необходимо приложить огромный труд. Могла ли Арсения со своими монашками проделать такую работу, ведь к тому времени ей было уже за сорок. И ещё один вопрос — почему Арсения не приступала к этой работе раньше? К 1874 году она уже одиннадцать лет была настоятельницей монастыря, и двадцать лет прошло с того дня, когда ею было совершено богомолье в Киев, где она впервые увидела Киево-Печерские пещеры. Скорее всего, связанные со строительством собора работы коснулись и подземелья. Арсения занималась обновлением уже существующих пещер — цементированием потолков, заливкой цементом кирпичных полов. Можно предположить, что пещерный комплекс сформировался раньше. Окончательно точную дату их возникновения сможет дать только очень тщательное обследование и изучение пещер».

Но даже если матушка Арсения не вырыла все ходы сама, а лишь реставрировала и реконструировала по своему плану часть пещерных ходов, потрудиться ей пришлось всё равно немало.

Глыба с характером

Камень Пресвятой Богородицы с отпечатками ладоней и колен нашли в подземной келье игуменьи. Впоследствии, когда распространился слух о его исцеляющих свойствах, монашки много раз пытались вынести камень на поверхность. Ведь к нему нескончаемым потоком потянулись болящие и калеки.

Однако камень проявил характер: только его передвинут поближе ко входу, а он за ночь, оставшись без присмотра, возвращается на прежнее место! Более того, его находили в разных местах и даже в разных ходах пещерного комплекса, словно по ночам он гуляет сам по себе.

Исцеляет ли он? Считается, что, помолившись у камня и приложившись к нему губами, можно избавиться от болезней. На нём освящают иконы и нательные кресты. Иногда камень мироточит. Я сама видела: он влажный, словно на нём выступила роса. Случаев исцеления верой после посещения святыни к сегодняшнему дню зафиксировано множество.

Особенно охотно помогает камень женщинам, отчаявшимся забеременеть. Будучи в Усть-Медведицком монастыре, куда я приплыла по Медведице на байдарках с группой туристов-водников, я разговорилась с тридцатитрёхлетней Ириной. Женщина много лет лечилась от бесплодия. Врачи говорили: иметь наследника ей не суждено. Однако пару лет назад Ирина уже побывала в Усть-Медведицком монастыре. Спустилась в пещеры. Горячо помолилась у камня и поцеловала его. И её мечта сбылась: она родила здоровую девочку. В этот раз приехала помолиться и поблагодарить Богоматерь.

А священник Игорь из Палласовского района Волгоградской области так ответил на вопрос об исцеляющих свойствах камня: «Бог в силах даровать благодать через любой предмет. Тем более через иконы, перед которыми молятся, или через мощи угодников Божьих, или через камень, на котором молился святой. Известны случаи чудесного исцеления. Но причина их не в камне, не в иконе. Чудеса не происходят по мановению волшебной палочки, это неправильное, магическое представление. Чудо — это когда живой Бог встречается с живым человеком».

Монашки рассказывали мне, что в монастыре наблюдалось ещё одно необъяснимое с точки зрения науки явление. В советские годы в стенах монастыря был размещён пионерский лагерь, и юные ленинцы порядком изгадили стены храма и прилегающих построек нецензурными надписями.

Когда монастырь вернули Церкви, сёстры первым делом принялись наводить чистоту и порядок. Белить стены. Закрашивать надписи. Однако на колокольне ругательства стали исчезать сами. «Ой, как вы быстро и чисто всё побелили!» — похвалила как-то одна сестра другую. Но оказалось, за колокольню ещё никто и не принимался! По уверению монашек, её белоснежный облик вернулся сам собой. Некоторые из сестёр даже видели, как непристойные надписи блёкли и исчезали на глазах.

Разве не по праву Усть-Медведицкий монастырь считается не только самым красивым, но и самым чудесным в Волгоградской области?

Свято-Тихоновский Преображенский епархиальный монастырь - женский монастырь Липецкой и Елецкой епархии Русской православной церкви, расположен в 7 километрах к северу от города Задонска.

Монастырь открылся в 1991 году на месте бывшего Тихоновского общежительного мужского монастыря, закрытого в 1920 году.

Тихоновский мужской монастырь получил статус самостоятельного в мае 1873 года. А монашеское житие на его территории началось в 1865 году, когда настоятель Задонского Богородицкого монастыря архимандрит Димитрий с разрешения епархиального управления начал строительство скита.

Место для будущего монастыря было выбрано не случайно. Его очень любил угодник Божий святитель Тихон Задонский. В 1768 году после оставления кафедры он поселился в Задонском Богородицком монастыре и часто посещал один из уединённых уголков леса, называя его «раем земным». Своими руками он выкопал и обустроил здесь колодец. После кончины в 1783 году святителя Тихона Задонского, люди стали пользоваться водой из его колодца как целебной, и многие получали облегчение от болезней.

Строительство скита началось с деревянной трёхпрестольной церкви во имя новоявленного угодника Божия Тихона. К церкви был пристроен двухэтажный корпус с кельями для братии.

После революции 1917 года обитель постигла участь большинства русских монастырей. В декабре 1920 года она была закрыта. Монастырь разграбили и почти полностью разрушили, на его территории долгие годы размещался Задонский психоневрологический интернат.

В декабре 1920 года монастырь закрыли. Обитель сразу была разграблена и в значительной степени разрушена. Какое-то время здесь находился концентрационный лагерь. В 1923 году его сменило другое режимное учреждение – детская колония. С 1958 года в стенах бывшего монастыря располагался интернат для душевнобольных.

1991 года обитель стала возрождаться под руководством энергичной игуменьи Досифеи. Сначала построили деревянную часовню над колодцем и небольшую купель святителя Тихона.

Весной 1991 года территория в пределах ограды Тихоновского монастыря была возвращена Русской православной церкви. Здесь, под молитвенным покровом святителя Тихона Задонского собрались сёстры. Монастырь был возрождён как Свято-Тихоновский Преображенский женский.

Постепенно руины бывшего монастыря вновь превратились в благоустроенную иноческую обитель под руководством энергичной игуменьи Досифеи. В 1991 году построена часовня над колодцем святителя Тихона и маленькая купальня. С 19 августа того же года возобновлено богослужение в надвратном храме Преображения Господня. 17 апреля 1993 года освящён восстановленный соборный Троицкий храм. В 1994 году завершилось восстановление колокольни, в следующем году отстроена . В 1996 году восстановили угловые башни, в 1997-м отстроен новый трёхэтажный корпус с трапезной и кельями для сестёр. С 2000 году начались реставрационные работы в Успенском храме, в 2001-м закончилось строительство гостиничного корпуса.

Вятский Спасо-Преображенский Новодевичий монастырь

Вятка (Киров), Динамовский проезд вл.6.

Преображенский монастырь. Вид с Кафедральной площади. Начало ХХ в.


Монастырь основан в 1624 году повелением царя Алексея Михайловича. Разрешая строительство монастыря, государь прислал в знак благоволения икону своего небесного покровителя - преподобного Михаила Малеина. Эта икона впоследствии стала великой святыней монастыря и почиталась «краеугольным камнем» его основания. Управление монастырём было поручено монахине Евфимии.

Храмы и деревянные монастырские строения располагались за кремлёвскими укреплениями на высоком берегу реки Вятки. Небольшой монастырь, отделённый от старого Кремля рвом, стоял уединённо, «прилежа» только с севера Пятницкой слободе.

Благословенное место, освящённое молитвой первых насельниц, в сочетании с дивной природной красотой, звало к аскетическому молитвенному подвигу, глубокому внутреннему средоточию, Человеческая природа в её высших проявлениях, в частности, в иноческом молитвенном делании, достигает здесь предельного напряжения. Монахини, как ангелы, созерцали Бога в молитве. Они трудами, постом и бдением подчиняли тело духу. Святитель Григорий Богослов писал, что для монаха «ничто не было столь желанным, как то, чтобы, закрыв чувства, быть вне плоти и мира... с самим собою и с Богом внутренне беседуя..., ещё здесь питаться надеждами блаженства будущего века, жить с Ангелами, и ещё на земле пребывая, оставлять землю и духом возноситься горе».

Взирая на подвиг инокинь, хлыновцы издревле стремились приобщиться к этому великому молитвенному деланию, стремились поучаствовать в созидании духовной красоты, облекая её в камень. Поэтому и строения монастыря отразили красоту и чистоту душ зодчих, благотворителей и благоукрасителей обители.

По переписной книге писца В. П. Отяева 1646 г. в монастыре Соборная церковь Преображения Господня с приделом Благовещения Богородицы и церковь Сретения иконы Владимирской Богоматери с приделами Мученика Христофора и Мученика Иоанна Белоградского. Также келья чёрного попа Варламия и келья игуменьи Евфимии Силуяновой и 13 келий с 85 старицами.

Вскоре возле Благовещенского храма был построен новый деревянный храм во имя Алексия человека Божия . Благословенную грамоту на строительство этой церкви подписал патриарх Иосиф. В грамоте монастырь впервые назван Преображенским.

1658 г. по благословению патриарха Никона в Хлынове была учреждена Вятская и Великопермская епархия.
Епископ Иона, сменивший на кафедре престарелого архиепископа Александра, усмотрел, что в городе и монастырях нет каменных строений, а потому вызвал мастеров каменных дел из Москвы. Ко времени, когда Илья Гостев с именитыми посадскими людьми задумали строительство нового храма, в Кремле уже красовался каменный Троицкий собор и только что закончилось строительство Успенского собора в Трифоновом монастыре. Поскольку зодчие были москвичами, то и постройки их оказались ориентированы на Успенский собор Московского Кремля.



Собор Преображения

Спасо-Преображенская церковь (1696 г.) - первое каменное сооружение на территории монастыря.

Кирпичный храм с богатым декором в духе узорочья, один из ранних образцов вятского зодчества. Выстроен при игум. Евфимии купцом И. А. Гостевым по храмозданной 1696 г.

Для строительства Преображенской церкви игумения Анна, управлявшая в то время монастырем, пригласила местных каменщиков. История сохранила их имена: Иван Никонов, Тихон Чернятев, Михайло Старков, Исаак Москвитинов. Все они были выходцами из самой гущи хлыновского посада. Глава артели, Иван Никонов, унаследовал от отца и деда большой дом на одной из главных городских улиц. Семья Москвитинова была известна в городе с начала XVII в., когда сюда бежал во время польско-литовского разорения его прадед по прозвищу «москвитин». Старков и Чернятев жили в монастырской «большой слободе над Засорою рекой». Очевидно, все четверо постигли мастерство каменной кладки на строительстве Успенского собора Трифонова монастыря. Двоим из них было тогда по 14-18 лет, а старшим - около двадцати.

Спасо-Преображенская церковь Вятского женского монастыря стала первым каменным храмом, построенным вятскими зодчими. Архитектура церкви уникальна. В её убранстве с предельной полнотой раскрывается искренняя любовь зодчих к своему творению. Строители вложили в него всю свою душу, тонкое чутьё и фантазию, нашли формы, позволяющие как можно ярче выразить идею величия Царства Божия. Композиция и декоративное убранство фасадов выдержано в духе русского «узорочья» середины XVII столетия. Виртуозная резьба по камню, пластичное оформление наличников придают храму праздничность и нарядность. По мнению искусствоведов, это характерно для фольклорно-поэтического восприятия действительности народными мастерами.

Вероятно, посматривая на купола Троицкого и Успенского соборов, мастера увенчали Преображенский храм традиционным в то время пятиглавием. Пять куполов живописно украсили белоснежный храм, и он вознесся над берегом реки Вятки, как Спаситель над горой Фавор.

Жаром горели купола среди зелёных крон деревьев - это на высоком берегу реки Вятки сиял Преображенский монастырь, удел Божий на нашей Вятской земле, начало женского монашеского жития. Главный придел церкви освятили во имя святого пророка Илии, а второй придел - во имя Преображения Господня.
Через год после освящения храма деревянные постройки монастыря снова были уничтожены пожаром, в котором сгорела и деревянная Алексеевская церковь. Новый каменный храм сильно пострадал от огня, но вскоре был восстановлен.

Бесстолпный одноглавый (первоначально пятиглавый) двусветный четверик с трехчастной апсидой и трапезной, заново выстроенной в 1803 г.

Преображенская церковь была единственным храмом на территории монастыря до середины XIX столетия. Естественно, что храм как средоточие духовной жизни обители был местом, где на протяжении веков собирались святыни монастыря. Среди самых древних - икона святого пророка Илии, очевидно написанная для нового каменного храма, и мучеников Гурия, Самона и Авива. В честь пророка Илии и святых мучеников настоятельница монастыря игумения Маргарита в 1770 г. устроила в тёплой церкви приделы, которые в 1862 г. были перемещены в новый Тихвинский храм. К числу других святынь относилась Тихвинская икона Божией Матери, издревле хранившаяся в Преображенском храме.

Церковь закрыта в 1924 г., занята под жилье, венчания сломаны. В 1991 г. возвращена верующим, отремонтирована.

В храме хранятся мощи священноисповедника Виктора, еп. Глазовского (+1934), обретенные в 1997 г. и перенесенные сюда в 2005 г.

XVIII век в истории России - не самое лучшее время для небольших провинциальных монастырей. В этот период вслед за петровскими начались екатерининские притеснения обителей. На протяжении всего века Спасо-Преображенский монастырь находился в забвении, прекратилось строительство келий. Начавшаяся ещё в XVIII в. постройка монастырской каменной ограды окончилась только в тридцатых годах ХIХ столетия. Ослабела и духовная жизнь, молитвенное монашеское делание насельниц. Этому способствовали частые перемещения настоятельниц обители. В 1796 г. указом архиерея было предписано переименовать главный престол во имя Преображения, а придел посвятить святому пророку Илие.

Шло время, в монастырь приходили новые насельницы, обитель росла, неболыние деревянные и полукаменные дома для послушниц в окружении зелени деревьев и решётчатых палисадников первоначально примыкали к южной стене. После 1834 г., когда монастырскую территорию по ходатайству игуменьи Павлы расширили до архиерейской усадьбы, эти небольшие скромные домики стали играть кажную роль центра парадного двора обители.

В 19-м веке усердием игумении Емеритианы территория монастыря значительно расширена и устроено два храма в честь чудотворных икон Божией Матери: «Тихвинской», «В скорбях и печалях Утешение».

Преображенская колокольня была сооружена мастером Тюриным в 1827 г., ограда в кон. XVIII в. - 1830-х гг., келейные корпуса в основном XIX в. Колокольня вскоре была перестроена коллежским асессором Андреем Ивановичем Шестаковым. Звоны Преображенской колокольни украсили пятнадцать колоколов.

Церковь Иконы Божией Матери Тихвинская - б ольничный храм. Устроен в 1838 г. в двухэтажном кирпичном корпусе, сооруженном в 1836-1839 гг. и примыкавшем с запада к монастырской колокольней.

Храм был освящен епископом Неофитом в 1838 году во имя Тихвинской иконы Божьей Матери. Через 22 года при игумении Емерентиане (Елена Семеновна Севрюгина) церковь была расширена путем устройства алтаря в первом ярусе колокольни и обращена в общую монастырскую. Переосвящение храма состоялось 15 октября 1864 года.

В западном крыле здания размещались кельи настоятельницы и казначеи, отделенные от домовой церкви продольным коридором.
Прямоугольная в плане постройка, перекрытая железной кровлей на два оката, обращена своим главным фасадом в сторону парадного двора. Церковь не выделена в объемном решении здания, представляющего собой простой геометрический объем. Композиция фасадов и их детали ставят сооружение в ряд характерных памятников жилого зодчества эпохи позднего классицизма. Рядам одинаковых на обоих этажах высоких прямоугольных окон соответствует развитость горизонтальных членений. Стены первого этажа рустованы. Рельефные замки над нижними оконными проемами упира ются в междуэтажный пояс, над окнами второго этажа поме щены сильно вынесенные сандрики на консолях. Средняя ось, по которой здание в соответствии со своим функциональным назначением делится на церковь и жилую половину, акцентирована балконом на тонких фигурных столбиках. Тихвинская церковь, занимающая восточное крыло дома, перекрыта лотковыми сводами, опирающимися через систему подпружных арок на два прямоугольных в плане столба. Пространство храма было усложнено хорами в его западной части, на которых помещались приделы. Жилая часть сохранила коридорную планировку внутренних помещений.

Церковь Иконы Божией Матери Утоли Моя Печали, к ирпичный храм во втором этаже обширного келейного корпуса, сооруженного в 1871-1882 гг. игум. Емерентианой в западной части монастыря. Его строительство связано с прибытием в Вятку этой иконы со святой горы Афон. Здание в стиле эклектики, церковная часть выделялась щипцами с главками над фасадными стенами. Приделы Ильинский и Трех Исповедников.

Храм «Утоления скорби и печали», занявший два этажа центральной части корпуса, по отзыву жителей города Вятки, считался одним из лучших в городе: «высок, просторен, светел и весьма благолепен».
Закрыт в 1924 г., главы сломаны.

При монастыре действовал странноприимный дом. В 1891 г. при монастыре открыто женское отделение миссионерской школы Вятского братства Николая чудотворца. Действовали мастерские: живописная, позолотная и рукодельная.

После октябрьской революции монастырь жил ещё год и был закрыт в 1918 году, но несмотря на сложное время богослужение в нём совершалось до 23-го года. В 1924 г. монастырь закрыт. Колокольня была разрушена, храмы осквернены и переоборудованы под жильё, таким образом в советское время в здании монастыря располагались общежитие, спортивная школа, и прочие организации.

В 1991 году по ходатайству правящего епископа (ныне митрополит) Хрисанфа здание возвращено Вятской епархии.

В начале 1990-х гг. Вятской епархии передавались храмы не только в городе, но и в области. Большинство приходских церквей находилось в разрушенном состоянии. Каждая из них нуждалась во внимании и заботе. В то же время началось расселение семей из здания Преображенской церкви. Как использовались помещения храма? Городские власти решили устроить в нём молодёжный развлекательный центр с баром и дискотекой. Закипела работа по разборке перегородок, очистке от хлама и мусора. Никто и помыслить тогда не мог о возрождении обители. Но Господь располагал иначе и дивными путями Своего Промысла положил конец осквернению святыни. Храм Спасо-Преображения был возвращён Церкви. Ещё несколько лет храм, как и весь монастырь, ждал своего часа. Опустошённая святыня медленно погружалась во мрак забвения. Разрушались стены и кровли храмов и корпусов.
Наряду с этим происходили странные вещи. Вот что рассказал кировчанин, живший в квартире, устроенной в помещении усыпальницы игумений монастыря. «До этого случая, о котором я хочу рассказать, я не знал, в каком святом месте была расположена моя квартира. Однажды ночью я проснулся от тихого, но благозвучного пения. Открыв глаза, я увидел маленький зелёный огонек в углу комнаты. Наутро я решил, что это всё приснилось, но необыкновенное явление повторялось ещё много раз, так что я даже стал разбирать слова и вскоре выучил наизусть несколько песнопений. Как потом выяснилось, это были псалмы». Так Господь показал, что скоро вновь возродится монашеская жизнь в древней обители.
Россия, как и весь мир, вступила в XXI век. Пришла новая эпоха и для Спасо-Преображенского монастыря. В 2001 г. игуменья Свято-Троицкого женского монастыря София обратилась к Его Высокопреосвященству архиепископу Хрисанфу за благословением начать труды по возрождению обители. Владыка искренне поддержал инициативу игуменьи, направив в помощь ей молодого священника Андрея Дудина.
По древней православной традиции перед началом всякого доброго дела следовало помолиться Богу. Здесь в святых, но обезображенных стенах обители и был отслужен первый молебен. Вновь под сводами древнего храма Преображения зазвучали молитвословия Господу.
Очистить храм от мусора, вырубить сорняки, которые выросли вокруг него, пришло множество добровольных помощников. Помощь Божия сопутствовала всем, кто взял на себя великие труды по восстановлению обители. В престольный праздник монастыря, в день Преображения Господня, 19 августа 2001 г. состоялся торжественный молебен с освящением креста, который был воздвигнут на крышу Преображенской церкви. Вскоре и сама крыша на храме и алтаре была заменена. Много положено трудов, и ещё больше предстоит. Но Сила Божия в немощах совершается. Молитвенное делание, сборы пожертвований, обращения в разные инстанции, помощь благотворителей преобразили монастырь. С июня 2002 г. в Спасо-Преображенском храме отцом Андреем по воскресным дням служился молебен с акафистом Господу Иисусу Христу, после чего стены осквернённого храма окроплялись святой водой. Таким образом, на каждую новую трудовую неделю испрашивалось благословение Божие и возносилось благодарение за прошедшую.
В 2001 началось возрождение древней обители.