Виды трудовой деятельности в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. Особенности структуры урока ручного труда в специальной (коррекционной) школе VIII вида Ручной труд школа 8 вида

27.03.2014 Паксянова Е. К.

ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ В ШКОЛЕ VIII ВИДА

Одной из задач коррекционных школ является трудовое воспитание учащихся, которое на современном этапе должно быть целостной системой формирования личности умственно отсталого ребенка. В труде формируется мировоззрение ребенка, моральные качества, мотивы поведения, корригируется познавательная деятельность, воспитывается воля и характер.

Школа VIII вида психологически и практически должна готовить учащихся к сознательному, активному труду на пользу личности и общества. Поэтому конкретные задачи трудового воспитания в школе VIII вида выходят за рамки только трудовой подготовки, которая осуществляется в процессе профессионального обучения.

Задачи трудового воспитания состоят в том, чтобы сформировать у школьников понимание необходимости для каждого человека участия в труде, развить на этой основе социальные мотивы трудовой деятельности. Наряду с этим нужно учить детей трудовым умениям и навыкам, прививая им культуру труда, умение планировать и учитывать работу, организовывать свой трудовой процесс, аккуратно и бережно относиться к рабочему месту, орудиям труда, материалу.

Одновременно с выполнением этих задач в процессе труда необходимо обратить серьезное внимание на развитие у детей с ОВЗ интереса к знаниям, к технике, к профессии, которую они осваивают.

При решении задач трудового воспитания нельзя забывать о том, что труд имеет для ученика школы VIIIвида большое коррекционное значение.

Так, например, в процессе труда конкретизируются и исправляются нечеткие представления и понятия учащихся об окружающем мире, обогащается их чувственный опыт. В работе ученик знакомится со свойствами материалов, инструментов, сравнивает их, устанавливает отношения, существующие между ними, планирует работу, создает в воображении будущий предмет труда, а все это способствует развитию мышления. Большое значение здесь имеет логика и последовательность производственных операций. Получение словесных инструкций при выполнении трудовых операций помогает учащимся лучше понимать устную речь, а развернутые отчеты о проделанной работе помогают активно развивать речь школьника.

Используя в процессе труда знания, полученные на уроках, учащиеся их уточняют, более глубоко осознают. Так, труд в школе VIII вида выступает как средство, помогающее сознательности обучения умственно отсталого ребенка. Участие в физическом труде положительно отражается и на общем физическом развитии ученика вспомогательной школы.

И, наконец, ученики школы VIII вида требуют большого внимания при коррекции недостатков их эмоционально-волевой сферы. Негативизм, неуверенность в своих силах, легкая возбудимость одних и заторможенность других должны учитываться при организации трудовой деятельности детей.

Нередко во вспомогательной школе можно наблюдать, как скованный и нерешительный в классе ученик совсем по-другому ведет себя на занятиях по труду, становится активным и бодрым. На уроках труда необходимо учитывать индивидуальные особенности детей.

Например, при ослабленном, неустойчивом внимании помогает выполнение таких трудовых заданий, которые требуют сосредоточенности (вышивка). Индивидуалиста следует чаще подключать к выполнению коллективных заданий, чтобы он осознал силу коллектива; неуверенному ученику необходимо на первых порах задание облегчить, тогда он сможет убедиться в своих силах и т.д.

Психологическая подготовка к труду

Уже с первых лет обучения школа должна психологически готовить ребенка к участию в общественно полезном труде. Эта психологическая подготовка направлена на развитие моральных, интеллектуальных, эмоциональных и волевых качеств человека, необходимых для творческого труда. В процессе ее формирования положительные мотивы трудовой деятельности, целеустремленность и интерес к овладению определенной профессией в соединении с практической подготовкой помогают сформировать положительное отношение к труду.

Известно, что для любой работы необходимо владеть целым комплексом умений. Сначала ученику показывают образцы работы, приемы ее выполнения, и он, подражая учителю, овладевает автоматизированным действием - навыком выполнения той или другой операции, что необходимо в овладении любой профессией. Очень важно развивать у ребенка стремление внести новое в свой труд, проявить творчество и самостоятельность.

На основе сочетания теоретических знаний и практических умений складываются правильные представления о природе и обществе, формируется отношение к жизни, определяется дальнейший жизненный путь.

Практическая деятельность учащихся должна сочетаться с систематической разъяснительной работой: с беседами и рассказами о труде, с экскурсиями на производство. Все это помогает созданию положительного отношения учащихся к труду. Эти рассказы лучше строить на материале из жизни людей, которых знают учащиеся, с которыми они встречаются.

Рассказы учителей и воспитателей, наблюдения учащихся, а главное, непосредственное участие детей в трудовой деятельности убеждают их, что повседневный творческий труд является решающим условием достойной жизни.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что психологическая подготовка - это не отдельные мероприятия, а целостная система работы с учащимися, направленная на осознание ими труда окружающих людей и своего собственного трудового опыта, на создание устойчивого интереса к трудовой деятельности .

Практическая подготовка к труду

Практическая подготовка к труду - это формирование у школьников трудовых умений и навыков, накопление ими трудового опыта при овладении одной из рабочих профессий.

Основной особенностью учащихся школ VIII вида является трудность усвоения ими отвлеченных понятий, бедность конкретных представлений и понятий об окружающей действительности, бедность словарного запаса, недостаточная координация движений. Практическая деятельность учащихся по изготовлению разнообразных изделий дает учителю широкие возможности познакомить детей опытным, наглядным путем со свойствами материалов и простейшими инструментами для их обработки. На занятиях по труду дети приобретают опыт работы в коллективе и в связи с этим опыт подчинения определенным правилам.

Уроки труда развивают самостоятельность, инициативу и настойчивость в решении трудовых задач, чувство ответственности за порученное дело. Особенно это чувство возрастает, когда дети видят, что сделанные ими вещи действительно нужны. К вещам, сделанным своими руками, дети проявляют и особую бережливость.

Использование инструментов, правильное расходование материалов, аккуратное и бережное обращение с рабочей одеждой помогают воспитать дисциплинированность, бережливость и аккуратность, вырабатывают навыки культуры труда. Повторяясь из дня в день, трудовые операции способствуют выработке терпения, настойчивости и навыков самоконтроля.

Часто у детей сравнительно легко удается вызвать желание трудиться. Но это желание не всегда бывает устойчивым, выработать же у наших школьников привычку повседневного участия в труде - дело довольно трудное. Это объясняется тем, что желание трудиться у многих детей развивается быстрее, чем способность к трудовым усилиям. Слабость мускулатуры, недостаточное развитие мелких мышц, несовершенство координации движений, неустойчивость интересов и внимания, а также недостаточное владение трудовым навыками проводят к тому, что дети быстро утомляются и не всегда с желанием берутся за работу. Поэтому особое значение приобретает правильная дозировка трудовых заданий.

Непосильность задания может привести к перенапряжению и вызвать отрицательное отношение к работе вообще. Наоборот, правильная дозировка заданий, разумное разделение труда делают работу привлекательной и вызывают желание трудиться. Этому же помогает соревнование за лучшее качество работы и соответствующие меры поощрения. При этом наибольший воспитательный эффект достигается в том случае, если к оценке результатов труда привлекаются сами учащиеся. Под руководством учителя дети определяют, кто лучше сделал? У кого красивее? Почему? Это приучает детей более критично относиться к качеству своей работы и работы товарищей.

Каждый школьник должен принимать участие в разнообразных видах общественно полезного труда. Это дает ему возможность овладеть большим количеством навыков, полезных в практической жизни, выработать привычку часть своего времени отдавать общественным делам.

Ценным в общественно полезном труде является и то, что он направлен на развитие инициативы школьников. Эта особенность общественно полезного труда имеет большое значение в работе с учащимися вспомогательных школ, страдающими пассивным отношением к жизни.

Однако воспитательное значение общественно полезных дел зависит не только от выбора объекта труда, распределения заданий между учащимися и учета их работы. Оно зависит и от сознательного подхода к выполняемой работе и положительного, эмоционального отношения к ней. Важно поэтому все время поддерживать бодрый ритм работы, не допускать спада настроения.

Наибольший подъем вызывает успех, он приносит удовлетворение от общественной деятельности, является залогом положительного отношения к работе и стимулом развития общественной активности.

В общественно полезном труде всегда должно быть место для детского изобретательства и творчества. Развитию изобретательности, находчивости, смекалки способствует соревнование на лучшую организацию выполнения полезных дел, на лучшее качество работы и т.д. Соревнование поддерживает трудовой подъем, побуждает каждого жить общими интересами.

Производительный труд

В школе VIII вида огромное значение для воспитания учащихся имеет производительный труд. Овладение трудовыми навыками в школьной мастерской готовят учащихся к участию в производственном труде, к овладению определенной профессией.

Производительный труд развивает чувство долга, чувство ответственности за результаты своей работы перед производственным коллективом, у школьников сформировывается убеждение в необходимости труда для общества как способа удовлетворить материальные потребности каждого человека.

При выборе видов и объектов труда учитывается их общественная и воспитательная ценность, посильность для учащихся, практическая возможность будущего трудоустройства.

Производительный труд создает благоприятные условия для развития наблюдательности, способности к обобщениям, делает речь учащихся более богатой, так как в процессе работы всегда возникает потребность в общении с людьми, потребность в анализе их действий и поступков.

Таким образом, каждый из видов труда имеет специфическое значение для формирования личности учащихся вспомогательных школ, поэтому только разнообразие трудовой деятельности может решить задачи психологической и практической их готовности к жизни, к общественно полезному труду.

Правильно организованный труд часто помогает преодолеть отрицательные стороны психической деятельности школьников. С этой целью подвижным, легко возбуждающимся детям целесообразно давать такую работу, которая воспитывала бы у них сдержанность, помогала вырабатывать торможение.

Детям малоподвижным нужна работа, требующая активности, инициативы. Рассеянным школьникам следует поручать задания, требующие сосредоточенности и внимания.

Каждое новое задание должно совершенствовать подготовку школьника, воспитывать у него трудовую культуру. Необходимо учить рационально организовать свою работу, содержать в порядке рабочее место, бережно относиться к инструментам, экономно расходовать материалы, ценить время. Работа обязательно должна быть доведена до конца, только в этом случае она будет иметь воспитательное значение. Успех вызывает положительные эмоции, трудовую энергию, стремление к новым делам. Но все в труде требует усилий. Чем значительнее усилия, тем ощутимее успех. Если учитель все доделывает за ученика, тот не почувствует радости успеха, гордости за свою работу.

Труд – основной источник материального и духовного богатства общества, главный критерий социального престижа человека, его священный долг, фундамент личностного развития. Правильно осуществляемое трудовое воспитание, непосредственное участие школьников в общественно полезном, производительном труде, является действительным фактором гражданского взросления, морального и интеллектуального формирования личности, её физического развития.

Организация урока ручного труда в коррекционной школе VIII вида.

Одной из важных теоретических и практических задач коррекционной педагогики является максимальное содействие социализации детей с интеллектуальной недостаточностью в самостоятельной жизни, выявление и развитие сохранных личностных качеств и имеющихся способностей.

Важная роль в коррекционно-педагогической системе принадлежит трудовому обучению и воспитанию.

Уроки ручного труда в начальной школе являются первым этапом в системе профессионально - трудовой подготовки учащихся специальной (коррекционной) школе VIII вида. Задача этого этапа заключается в изучении индивидуальных трудовых возможностей школьников и формировании у них готовности к профессиональному обучению. Для наиболее эффективной реализации этих задач при проведении уроков труда необходимо создать условия сотрудничества учителя и ученика, максимально учитывать интересы учащихся, их потребности, создавать ситуацию успеха у учащихся, гордости в связи с проделанной работой. На уроках ручного труда учащиеся изготавливают изделия доступной сложности и понятийного назначения. В процессе их изготовления умственно отсталые школьники овладевают общетрудовыми умениями и навыками (ОТУН), знаниями о материалах и способах их обработки, осуществляется коррекция их интеллектуальных и физических недостатков. Реализуются воспитательные задачи.

Успешность трудового обучения во многом зависит и от мотивов, которыми руководствуются учащиеся, поэтому формирование ОТУН следует сочетать с педагогической деятельностью направленной на развитие личности учащихся, формированию у них правильного отношения к труду, рациональным приемам работы. Поэтому очень важно не только научить детей выполнять определенные трудовые операции, но и обучать их интеллектуальным действиям - это умение ориентироваться в задании, планировать свою деятельность, осуществлять контроль (самоконтроль).

В связи с этим выбор методов, приемов, форм, средств обучения, видов изделий должны соответствовать их возрастным и индивидуальным особенностям, способствовать коррекции имеющихся у них психофизических недостатков, учитывать потребности школьников, способствовать формированию, развитию и реализации положительных мотивов в учебно -трудовой деятельности. Изделия, которые изготавливают дети на уроках, должны быть полезными, красивыми, вызывать желание иметь такие вещи у себя, делать их самостоятельно, должны воспитывать у умственно отсталых школьников желание заниматься различными видами трудовой деятельности.

Основные методы обучения младших школьников.

Метод обучения - это совокупность приемов деятельности учителя, направленных на овладение школьниками системы знаний, умений и навыков.

В трудовом обучении используются как универсальные методы, которые применяются в преподавании всех дисциплин, так и специфические, которые свойственны только урокам труда:

    Словесные методы (словесная передача и слуховое восприятие учебной информации).

    Наглядные методы (зрительное восприятие).

    Практические методы (подача учебной информации по средством практических трудовых действий и тактильного кинетического восприятия).

На своих уроках я использую словесные методы, наглядные методы, практические методы

Основные формы организации трудового обучении.

Трудовое обучение в СКОШ VIII вида организуется в различных формах, это учебные занятия, экскурсии, общественно – полезный труд (ОПТ), кружковая работа.

В младших классах основной формой обучения являются уроки ручного труда, экскурсии. Экскурсия – особая форма урока (занятия), связанная с наблюдениями за окружающей действительностью, предметами и явлениями (экскурсия на природу, в школьные мастерские).

Однако необходимо еще отметить внеклассную работу. Внеклассная работа имеет большое образовательно-воспитательное значение. Она способствует развитию позитивных интересов, духовных потребностей школьников, помогает раскрыть творческие способности учащихся, воспитывает культуру труда, формирует устойчивый положительный мотив к трудовой деятельности.

Формирование общетрудовых умений и навыков на уроках ручного труда в младших классах.

Одной из главных задач обучения в младших классах СКОШ VIII вида является формирование общетрудовых умений и навыков. К таким умениям относится ориентация в задании, планирование работы, самоконтроль. Овладение всем этим для умственно отсталых школьников представляет большую трудность, но сформировать данные умения и навыки является первостепенным значением для эффективного осуществления их трудовой деятельности и успешного обучения. Поэтому на уроках трудового обучения в младших классах необходимо проводить целенаправленную работу по формированию этих умений и навыков. Важное условие в этом - помощь и направляющее действие учителя.

Структура уроков труда в младших классах.

Под структурой урока следует понимать соотношение элементов урока в их определенной последовательности и взаимосвязь между собой. Она может быть различной и зависеть от содержания учебного материала, от дидактических целей урока, возрастных особенностей учащегося, специфики коллектива класса.

Трудовое обучение в младших классах в основном осуществляется в форме урока и экскурсии. Здесь необходимо продумать, сколько времени займет каждый этан урока, причем большую часть урока необходимо отвести практической работе.

Мною используется следующая структура урока

    Организационный момент

    Вводная беседа и сообщение темы.

    Ориентация в задании.

    Планирование работы.

    Практическая работа.

    Отчет о проделанной работе.

    Оценка качества выполненной работы.

    Подведение итогов урока.

При проведении экскурсии использую такую структуру урока

    Подготовительный этап.

    Вводная беседа.

    Подготовка инвентаря (коробки, папки и т.д.)

    Проведение экскурсии.

    Заключительная беседа.

Ориентация в задании.

Чтобы выработать у учащихся умение ориентировать в задании использую следующие приемы

    Анализ образца изделия (его форма, размер, материал из чего сделан).

    Создание четкого и полного образца изделия (это образцы, натуральные предметы, муляжи, игрушки).

    Необходимые инструменты для работы (уточняю, что нам понадобиться).

Предварительное планирование работы над изделием.

    Установление последовательности выполнения действий (составление плана работы по пунктам. Это способствует тому, что дети учатся необходимости планировать свою работу и придерживаться плана в практической деятельности.

Самоконтроль

Самоконтроль для детей затруднителен. Умственно отсталые дети часто не видят ошибок, затрудняются в анализе, но постепенно этот навык формируется. Дети учатся видеть свои ошибки.

В моей работе по преподаванию ручного труда в младших классах задачами каждого урока является формирование ОТУН и двигательных приемов. На каждом уроке воспитываются положительное отношение к труду, аккуратность, настойчивость, умение работать в коллективе.

Методики, используемые на уроках труда.

    Жидкина Т.С. «Методика преподавания ручного труда в младших классах коррекционной школы VIII вида»

    Дульнев Г.М. «Основные требования трудового обучения во вспомогательной школе»

    Пинский Б.Н. «Психологические особенности учащихся младших классов.»

    Пинский В.Н. «Психологические требования деятельности учащихся вспомогательной школы»

    Кузнецова Л.А., Симукова Я.С. «Ручной труд в 4 классе»

    Мирский С.Л., Павловап Н.П.,

    Маллер А.Р., Цикото Г.В. «Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью»

    Конышева Н.М. «Умелые руки»

    Николаев А.М. « Содержание аппликационных работ в коррекционно-развивающем обучении умственно отсталых учащихся младших классов»

    Антипов В.И.» Внеклассные занятия по труду во вспомогательной школе»

    Гульянц Э.К., Базин Н.Я. «Что можно сделать из природного материала»

    Граборов А.Н. «Ручной труд во вспомогательной школе»

    Павлова Н.П. «Новая программа по труду во вспомогательной школе»

    Федько Б.М. «Коррекционно-развивающее значение работы с бумагой и картоном на уроках ручного труда в младших классах вспомогательной школы»

    Маллер А.Р. «Социально-трудовая адаптация глубоко умственно отсталых детей»

    Маллер А.Р., Цикото Г.В. «Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта»

Труд - это основа любых культурных достижений, один из основных и важных видов деятельности в жизни человека.
В педагогике огромное значение придаётся ручному труду. В нем заложены неиссякаемые резервы развития личности ребенка, он является благоприятным условием его обучения и воспитания, формирования необходимых трудовых и художественных умений и навыков, способствует социальной адаптации ребенка в современном обществе и окружающей его предметно-бытовой среде. Особую значимость ручной труд приобретает в обучении и воспитании детей с проблемами в интеллектуальном развитии.

Обучение труду в младших классах нашей школы направлено на решение следующих учебно-воспитательных и коррекционных задач:

  • воспитание отношения к труду как к первой жизненной потребности посредством развития интереса, положительной мотивации и эмоционального настроя к труду; подведение ребёнка к пониманию того, что труд необходим всюду (дома, в школе, на улице и т. д.); формирование умения воспринимать красоту трудового процесса и развитие стремления к созданию предметного мира по законам красоты;
  • воспитание положительных личностных качеств ученика (трудолюбие, настойчивость, умение преодолевать собственные трудности и помогать другому, умение работать в коллективе);
  • ознакомление с правилами безопасности и санитарно-гигиеническими требованиями;
  • воспитание уважения к своему труду и к труду других людей;
  • воспитание культуры труда (эстетическое отношение к организации и процессу своего труда);
  • сообщение познавательных сведений о труде и отдельных профессиях;
  • формирование знаний о различных видах ручного труда;
  • ознакомление с поделочными материалами, используемыми на уроках ручного труда, их физическими и художественно-выразительными свойствами;
  • обучение работе с инструментами и приспособлениями, применяемыми в обработке того или иного поделочного материала;
  • обучение доступным приёмам и способам обработки поделочных материалов;
Наряду с этими задачами на уроках ручного труда решаются и специальные (коррекционные) задачи, направленные на:
  • коррекцию недостатков мыслительной и речевой деятельности, которая выражается в формировании общетрудовых умений: ориентироваться в задании (анализировать объект, условия труда); планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления изделия, определять приёмы работы и инструменты, необходимые для их выполнения); контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готового изделия);
  • повышение познавательной активности (развитие зрительного, слухового восприятия, наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки и пространственных представлений);
  • компенсацию недоразвития эмоционально-волевой сферы (формирование адекватной реакции на неудачи, самостоятельное преодоление трудностей, принятие помощи учителя и т. д.);
  • коррекцию недоразвития моторных функций (развитие плавности и координации движений рук, зрительно-двигательной координации, дифференциации движения пальцев, регуляции мышечного усилия и т. д.)
Коррекционная направленность обучения на уроках ручного труда предполагает:
  • максимальное использование интеллектуальных, физических и эмоциональных возможностей в работе по коррекции недостатков в развитии школьников;
  • взаимосвязь трудовой деятельности с другими видами деятельности (игрой, математикой, рисованием, развитием речи);
  • неоднократное повторение и закрепление полученных знаний, умений и навыков на разном по содержанию учебном материале;
  • замедленность обучения;
  • подачу учебного материала малыми порциями;
  • максимально развёрнутую форму сложных понятий, умственных и практических действий;
  • предварение изучения нового материала пропедевтикой;
  • руководство над действиями школьников вплоть до совместного выполнения их учителем и учеником;
  • подбор и систематизацию практических заданий разного содержания, которые имеют общие черты и сходные приёмы обработки поделочных материалов;
  • подбор доступных для работы поделочных материалов.
В 1 – 4 классе учебно-воспитательные и специальные задачи на уроках трудового обучения решаются в процессе следующих видов работы: «Работа с глиной и пластилином», «Работа с природными материалами», «Работа с бумагой и картоном», «Работа с текстильными материалами», «Работа с проволокой и металлоконструктором», «Работа с древесиной». В 4 классе в программный материал внесены некоторые изменения и дополнения. Так дети знакомятся с новым для них видом труда «Тестопластикой.».
Объекты труда подбираются с учётом их привлекательности, доступности выполнения, общественной пользы и расширения социального опыта ребёнка.

Определяющими требованиями в содержании обучения для нас учебно-воспитательная значимость труда школьников, его общественно полезный характер, качество знаний, умений, навыков школьников и его коррекционная направленность.
Каждый урок труда имеет свои особенности, в то же время на каждом уроке учащиеся поэтапно знакомятся с организацией труда, учатся ориентироваться в задании, планировать работу, делают разметку, выполняют приёмы обработки поделочных материалов, подводят итоги. Обучающиеся знакомятся со всеми этапами урока уже в первый год обучения. Они приобретают некоторый опыт в правильном обращении с инструментами и приспособлениями для работы, получают первоначальные навыки обработки различных материалов. Дети с особенностями развития нуждаются в более длительном повторении и закреплении знаний, умений и навыков, приобретённых в течение предыдущего года. В связи с этим с каждым годом обучения трудоёмкость практических заданий в каждом виде труда не должна сильно возрастать. Но вместе с тем в конце года обучения предусматривается такой уровень развития учащихся, который позволит в следующем году предъявить к ним более высокие требования.

Уроки строятся на принципах взаимосвязи трудовой практики с другими видами деятельности (игрой, решением математических задач, рисованием, развитием речи). Эффективность процесса труда зависит от рациональной организации труда, предполагающей упорядоченность действий и самодисциплину учащихся. Поэтому формирование у них умений и навыков трудовой культуры, правильной организации труда имеет большое значение. Часто невнимание учителя к этим вопросам снижает познавательные и воспитательные результаты уроков трудового обучения.

К перечню типового оборудования для уроков ручного труда в 1-4 классе можно рекомендовать следующие материалы и инструменты:

Комплект поделочных материалов для работы на учебный год:

  • Наборы цветной бумаги (2 набора бумаги разной плотности).
  • Набор цветного картона (1 набор).
  • Листы белой плотной чертежной бумаги.
  • Клей: клеящий карандаш, клей ПВА, крахмальный клейстер.
  • Набор разноцветного пластилина - 12 цветов (3 коробки).
  • Нитки - «ирис» разного цвета (красный, зеленый, розовый, голубой, коричневый, черный, белый - по 1 клубку каждого цвета на весь класс).
  • Природный материал: листья дуба, ивы, вяза, пушистая трава, горох, семена липы (крылатки), еловые шишки, перышки.
  • Металлоконструктор (1 набор) и т.д.
  • Комплект инструментов для работы на учебный год:
  • Ножницы.
  • Стека для пластилина.
  • Иголка большая (длина 8 см).
  • Гладилка для бумаги (зубная щетка со срезанной щетиной или большая пуговица с тупым краем).
  • Ручка шариковая.
  • Фломастеры разных цветов.
  • Плоская кисточка для клея (щетина) № 10 с деревянной ручкой и заостренным концом.
Вспомогательное оборудование:
  • Доска подкладная для работы с пластилином.
  • Тряпочки для вытирания рук или бумажные салфетки.
  • Коробочки для мусора.
  • Баночки для клея.
В методике обучения труду выделяется несколько групп ведущих программных умений и навыков, которыми дети овладевают в течение всего трудового обучения. Определяется уровень требований, предъявляемых к учащимся в конце каждого года с учётом учебно-воспитательных и специальных (коррекционно-развивающих) задач трудового обучения. К ним относятся общетрудовые умения (ориентировка в задании, планирование хода работы, текущий и заключительный контроль) и специальные трудовые умения (организационные, двигательные и перцептивные - восприятие формы, конструкции, пространства, цвета объекта труда).
Примерный характер оценок предполагает, что при их использовании следует учитывать цели контроля успеваемости, индивидуальные особенности обучающихся, содержание и характер труда.

Оценка устных ответов

Оценка «5»
полностью усвоил учебный материал;
умеет изложить его своими словами;
самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;
правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Оценка «4»
в основном усвоил учебный материал;
допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами;
подтверждает ответ конкретными примерами;
правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Оценка «3»
не усвоил существенную часть учебного материала;
допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;
затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;
слабо отвечает на дополнительные вопросы.

Оценка «2»
почти не усвоил учебный материал;
не может изложить его своими словами;
не может подтвердить ответ конкретными примерами;
не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.

Оценка «1»
Отменяется оценка «1». Это связано с тем, что единица как оценка в начальной школе практически не используется и оценка «1» может быть приравнена к оценке «2».

Оценка выполнения практических работ

Оценка «5»
тщательно спланирован труд и рационально организовано рабочее место;
правильно выполнялись приемы труда, самостоятельно и творчески выполнялась работа;
изделие изготовлено с учетом установленных требований;

Оценка «4»
допущены незначительные недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
в основном правильно выполняются приемы труда;
работа выполнялась самостоятельно;
норма времени выполнена или недовыполнена 10-15 %;
изделие изготовлено с незначительными отклонениями;
полностью соблюдались правила техники безопасности.

Оценка «3»
имеют место недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
отдельные приемы труда выполнялись неправильно;
самостоятельность в работе была низкой;
норма времени недовыполнена на 15-20 %;
изделие изготовлено с нарушением отдельных требований;
не полностью соблюдались правила техники безопасности.

Оценка «2»
имеют место существенные недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
неправильно выполнялись многие приемы труда;
самостоятельность в работе почти отсутствовала;
норма времени недовыполнена на 20-30 %;
изделие изготовлено со значительными нарушениями требований;
не соблюдались многие правила техники безопасности.

Оценка «1»
Отменяется оценка «1». Это связано с тем, что единица как отметка в начальной школе практически не используется и оценка «1» может быть приравнена к оценке «2».

Учитель обязан помнить обо всех трудностях и достижениях каждого ребенка и тщательно подбирать задания и организовывать его труд с тем, чтобы учить тому, что для него представляет истинную ценность. В этой нелегкой педагогической работе мы сталкивается с рядом трудностей: с несовершенством методической организации уроков по ручному труду в младших классах; с отсутствием полиграфических дидактических материалов, рационального планирования уроков, целенаправленного подбора объектов труда, соответствующих возможностям умственно отсталых детей, и с многим другим. В результате существенно снижается эффективность уроков ручного труда и ограничиваются возможности коррекционного воздействия на этих детей.

Методическую помощь в организации и проведении уроков ручного труда в 1-4 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида, а также внеклассной деятельности учащихся оказывает учебно-методический комплект (УМК):

  • учебная программа Н. Н. Павловой «Трудовое обучение», изданной в сборнике программ подготовительного и 1-4-го классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида (под редакцией В. В. Воронковой) и рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации;
  • учебник - практикум « Ручной труд», методические рекомендаций к организации и проведению уроков трудового обучения, предназначенных для учителей, воспитателей и родителей.;
  • демонстрационные (предметные и комбинированные) технологические карты.
Занятия по ручному труду проводятся в специально оборудованной мастерской, что повышает эффективность в работе. Для повышения познавательной активности детей с ОВЗ учителя используют новые технологии при работе с различными материалами. Например, при работе с бумагой и картоном используют технику «Квиллинг» и «Выцинанка».

Для каждого из обучающихся подбирается тот вид деятельности, в котором легче достигнуть хороших результатов. Что в результате создает ситуацию успеха.

Итоги работы можно увидеть на школьных выставках, районных конкурсах, районной ярмарке.
В рамках внеклассной работы проводится ежегодно силами всех учителей начальных классов и учителей трудового обучения праздник труда, где выявляются лучшие умельцы года.

Список литературы:
1. Л.А. Кузнецова методическое руководство к учебнику «Ручной труд» для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. СПб, 2008.
2. Программы подготовительного и 1-4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида. М., 2008.

Войцеховская Татьяна Владимировна учитель трудового обучения (ручной труд)

ГБОУ школа № 46 «Центр РиМ» Санкт Петербург

ОСОБЕННОСТИ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ (VIII ВИДА)

Трудовое обучение является одной из основных задач коррекционной школы VIII вида. Проблема трудового воспитания и обучения детей с недостатками интеллектуального развития представляет собой одну из наиболее значимых областей знаний, разрабатываемых коррекционной педагогикой и психологией.

Научное обоснование этой проблемы связано, прежде всего, с именем Л.С. Выготского. Он рассматривал её как неотъемлемую часть программы социализации личности ребенка с нарушениями интеллекта, и подчёркивал, что организованный особым образом труд такому ребенку обеспечивает все: общение, речь, сознание.

В трудовом обучении умственно отсталых школьников, как и в обучении общеобразовательным предметам, проявляется большой разброс уровней способностей учащихся. У одних учащихся больше нарушено восприятие, мышление, формирование знаний, но относительно сохранны моторика, работоспособность, волевые качества, сформировалось устойчивое положительное отношение к труду. У других наблюдаются иные сочетания нарушенных и относительно сохранных свойств трудовой деятельности. Таким образом, в оценке результатов трудового обучения необходимо исходить из разных уровней минимальных требований к результатам обучения. Проблема состоит в том, что у умственно отсталого школьника отсутствует резкий переход, граница между относительно сохранными и глубоко нарушенными профессионально важными качествами

Основой эффективного трудового воспитания является осуществление следующих задач:

Формирование положительного отношения учащихся к труду;

Воспитание понимания необходимости участия в труде;

Трудовая деятельность наиболее эффективно способствует развитию личности умственно отсталых школьников.

В процессе труда у них формируются такие ценные черты личности, как коллективизм, трудолюбие, дисциплинированность, настойчивость, самостоятельность. В процессе труда, осуществляемого под руководством и направляющим воздействием учителя, у умственно отсталых школьников происходят значительные сдвиги в умственном развитии, в развитии познавательных, учебных, общественных и иных потребностей и интересов.

Демор, придававший большое значение ручному труду в условиях вспомогательной школы, писал: «Ручной труд побуждает инициативу, заставляет работать мозг, побуждает внимание и желания и регулирует проявления воли. Таким образом, является важным орудием для развития интеллекта и для прочного усвоения различных знаний». Он же подчеркивал, что «учитель, занимающийся обучение умственно отсталых детей, должен уметь преподавать ручной труд».

Изготовление общественно полезных вещей и выполнение общественно значимых трудовых заданий повышают интерес к работе, активность, способствуют формированию у детей социальных мотивов деятельности.

Формирование положительного отношения умственно отсталых учеников к своей будущей профессии, к доступным видам труда часто осложняется тем, что они завышают свои возможности. Таким образом, формирование у учащихся правильного понимания своих возможностей и должного отношения к доступным видам труда становится средством воспитания нравственных качеств учащихся. Большое внимание уделяли ручному труду первые организаторы коррекционных школ в России.

Во вспомогательной школе-санатории профессора В. П. Кащенко ручному труду уделялось исключительно большое внимание. «Ручной труд, — писал В.П. Кащенко, — имея важное педагогическое и профессиональное значение, должен занять первенствующее значение среди остальных предметов, он является базисом всех наших воспитательных и образовательных воздействий на дефективного ребенка».

Трудовая деятельность умственно отсталых школьников характеризуется глубоким своеобразием, обусловленным особенностями их психофизического развития. Как известно, познавательные процессы у умственно отсталых школьников недостаточно развиты и обнаруживают существенные отклонения от нормы. Это накладывает большой отпечаток на их трудовую деятельность, которая состоит не только из практических, но и познавательных действий. От развития этих познавательных действий зависят характер и результаты трудовой деятельности.

Большое влияние на трудовую деятельность умственно отсталых школьников оказывает то, что их восприятие является недостаточно аналитическим. В ряде случаев это приводит к тому, что трудовые действия выполняются учащимися без учета пространственных связей и отношений между отдельными деталями, без предварительного установления порядка и последовательности действий.

Сознательная трудовая деятельность невозможна без запоминания, без привлечения прошлого опыта. Без работы памяти невозможно усвоение новых знаний, формирование трудовых навыков и умений и их использование в самостоятельной работе.

Как показали исследования Л. В. Занкова, П. И. Зинченко, А. А. Смирнова и др., процессы памяти или включены в определенную деятельность, или сами выступают как особая форма деятельности. В обоих случаях они непосредственно связаны с целью, направленностью, мотивами и способами деятельности. Поскольку эти компоненты деятельности формируются у умственно отсталых школьников в аномальных условиях, процессам памяти (как и другим познавательным процессам) у умственно отсталых школьников присущ ряд особенностей.

Одной из основных особенностей памяти умственно отсталых детей является то, что она у них слабее, чем у нормальных детей.

Другой важной особенностью памяти умственно отсталых школьников является отсутствие существенных различий между продуктивностью непреднамеренного и преднамеренного запоминания. У нормальных школьников эти различия больше.

Наблюдения за деятельностью умственно отсталых школьников показали, что, в отличие от нормальных школьников, они никогда не прибегали к припоминанию способов выполнения повторяющихся действий с целью их рационализации. Умственно отсталые школьники пользовались припоминанием лишь в тех случаях, когда они оказывались перед необходимостью преодолеть повторно одни и те же затруднения.

В трудовой деятельности исключительно велика роль мыслительных процессов. Для того чтобы отобрать необходимые материалы для работы, наметить правильный план действий, контролировать их выполнение, вносить в работу нужные изменения, необходимо использовать анализ, синтез, обобщение и т. д. От развития мыслительных процессов зависит успех выполняемой работы.

Формируясь на основе плохо развитой речи, бедного запаса представлений об окружающей действительности и на фоне общего недоразвития психики, мыслительные процессы умственно отсталых школьников обнаруживают существенные отклонения от нормы. Как показали специальные психологические исследования (И. М. Соловьев, Ж. И. Шиф, А. И. Липкина, М. В. Зверева и др.), у умственно отсталых детей крайне несовершенны процессы анализа и синтеза.

При отсутствии необходимого направляющего воздействия со стороны учителя умственно отсталые дети относятся к получаемым результатам недостаточно критически. Они не соотносят эти результаты с требованиями задачи и не обращают внимания на содержание и реальную значимость результатов. Так, например, они не подвергают должному сравнению и сопоставлению с имеющимся образцом изготавливаемые ими на уроках труда изделия.

Трудовая деятельность умственно отсталых школьников в значительной степени зависит от особенностей их физического развития.

Учащиеся коррекционной школы значительно отстают от учащихся массовой школы в физическом развитии. Это проявляется у них наиболее ярко при выполнении упражнений и действий, требующих физической силы и быстроты. Эти дети быстро устают, если к сказанному прибавить, что у умственно отсталых школьников не развита ориентация в пространстве и времени, то станет совершенно ясно, какое большое влияние оказывают особенности их физического развития на трудовые действия.

Успешность трудовой деятельности зависит в сильной мере от работоспособности человека. Если человек быстро устает и начатую работу продолжает в неоптимальных условиях, то это не может не повлиять на ее результаты. Было также обнаружено, что продуктивность умственно отсталых учащихся при выполнении различных учебных заданий в два-три раза ниже, чем у нормальных учащихся.

На протяжении урока работоспособность учащихся коррекционной школы сильно меняется. Причем снижение работоспособности наблюдается у них не только в конце урока, но и в начале, и в середине. В начале урока их низкая работоспособность обусловлена неумением мобилизовать себя и взять необходимый темп работы. В середине урока она часто вызывается отсутствием умения преодолевать трудности, настойчиво и самостоятельно добиваться необходимых результатов.

Труд как методический прием является важнейшим средством коррекции, давая возможность осуществлять наглядность обучения в ее наиболее развернутой форме: делания, воспроизведения, моделирования и конструирования

Привычка постоянно оперировать с инструментами и материалами, вскрывать их свойства, устанавливать отношения, создавать определенные материальные ценности в виде тех или иных поделок, видеть использование этих поделок другими - все это ведет к выработке у учащихся прочных трудовых установок.

ЛИТЕРАТУРА

1. Воронкова В.В. Воспитание и обучение детей вспомогательной школы. М., Педагогика, 1994.

2. Дульнев Г.М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе- М.: Просвещение, 1969.

3. Ковалева Методика обучения труду во вспомогательной школе. М., Педагогика, 1995.

4. Крылов А.М. Учет индивидуальных особенностей учащихся в организации инструктажа на уроках трудового обучения во вспомогательной школе. //Дефектология. - 1993. - №5.

5. Кузьмицкая М.И. Коррекционная роль обучения во вспомогательной школе. М., 1971г., с. 83-95

6. Мирский С.Л. Коррекционная направленность трудового обучения во вспомогательных школах. //Дефектология. - 1986. - №1.

7. Мирский С.Л. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе. М., Просвещение, 1988.


А ф о р и з м «Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок». Сухомлинский В.А.


Главная задача обучения ручному труду – формирование прикладных умений и навыков, необходимых в бытовой и профессиональной деятельности. Ручной труд необходимо использовать для исправления недостатков познавательной деятельности, в первую очередь наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки. Внимание учителя направлено на воспитание у учащихся умения целенаправленно и планомерно наблюдать, представлять образ будущего изделия, опираясь на особенности материала, ориентироваться на ограниченной плоскости (листа бумаги, поверхности стола) и в окружающем пространстве. Занятия ручным трудом в младших классах направлено на решение общих и специальных задач, на подготовку учащихся к профессионально-трудовому обучению.


Таблица взаимосвязи выполнения практических работ на уроках ручного труда в начальном звене и профессионально- трудовыми профилями в старшей школе. Работа с бумагой и картоном Уборка помещений Работа с тканью Работа с проволокой Работа с пластичными материалами Картонажно-пере- плётное дело Обслуживающий труд Швейное дело Слесарное дело Штукатурно-малярное дело