Ватопедский монастырь. Монастырь Ватопед: описание, история, фото, точный адрес

Следующая обитель - монастырь Ватопед, отстоящий от Ильинского скита километров на десять (около трёх часов ходу). Этот монастырь - один из самых древних, богатых и обширных на Святой Горе, ныне он второй по чести после Лавры прп. Афанасия. Согласно сохранившимся рукописным источникам обитель была построена в X веке на развалинах древнего монастыря. По устным преданиям первостроителем Ватопеда был в первой половине IV века святой равноапостольный Константин Великий, но в том же столетии монастырь был разорён богоотступником Юлианом. В конце того же века обитель была восстановлена византийским императором Феодосием Великим как благодарение Богу за спасение от потопления его сына Аркадия; с этим связывают происхождение названия монастыря: «вато педи» в переводе с греческого обозначает «ребёнок в кустах» (корабль утонул во время бури, но младенец Аркадий был найден невредимым в прибрежных кустах. Первым известным игуменом обители стал ученик преподобного Афанасия Афонского, монах Николай. Вместе со сменившими его Афанасием и Антонием он почитается как ктитор Ватопеда.

В одежде грубого крестьянина и по имени Дорофей, святой Афанасий ушел в камеру в окрестностях Кайреса. Но его друг Никифор Фокас вскоре обнаружил его. Афанасий, завоевав свое отвращение к возвращению в мир, сопровождал своего друга. После победы экспедиции Афанасий попросил разрешения императора снова уйти на гору Афон. Никифор Фокас дал это ему, но не оставив ему важной суммы, чтобы основать монастырь. Святой основал первый монастырь на горе Афон в начале 961 года и церкви два года спустя. Святой Афанасий посвятил монастырь Пресвятой Богородице; но сегодня он известен под именем «Святой Афанасий», или просто «Лаура», то есть монастырь.

Ватопед быстро обрёл могущество и уже во втором афонском уставе (1046) указан как второй по чести среди прочих обителей. Вскоре из-за множества насельников и величественности строений монастырь стали называть Лаврой.

В конце XII века в Ватопеде подвизались будущие ктиторы Хилендара: свв. Симеон и Савва Сербские. Монастырь пережил непростые годы латинского и турецкого владычества, как и другие афонские обители столкнулся с набегами пиратов и каталонцев. В 1287 году он был провозглашён «царским монастырём». Это название неоднократно встречалось в различных документах в последующие годы, что свидетельствовало об особо тесных связях Ватопеда с византийским двором. В XIV веке из обители вышли многие выдающиеся представители исихастского движения. В этот же период Ватопед стал убежищем для отшельников, скрывавшихся за его высокими стенами от пиратских набегов.

Турецкое владычество со своим тяжёлым налоговым гнётом серьёзно подорвало финансовое могущество Ватопеда. Подспорьем монастырю служила и щедрая финансовая помощь русских царей и молдавских игемонов. Обители в этот период жертвовались значительные земельные наделы.

Опасаясь, что император вызвал его к суду, Сан-Атанасио укрылся на Кипре, чтобы убежать от почестей и должностей. Но Фока, который снова обнаружил свое укрытие, сказал ему вернуться в свой монастырь в покое и дал ему больше денег, чтобы построить порт Афон. Приняв систему «лауров» для своего монастыря, святой Афанасий, который не соглашался с монашескими идеями святого Василия и св. Феодора Эстудита, в определенном смысле вернулся к монашеской традиции Египта. У святого Афанасия было много трудностей с приютами, которые с древних времен оккупировали Афон, и не без оснований считали, что приоритет дает им определенные права на оккупацию; эти соратники со злыми глазами видели строительство монастырей, портов церквей и против правил, которые Сан Атанасио хотел навязать им.

Число насельников Ватопеда всегда оставалось значительным. Неоднократно предпринимали попытки вернуться к общежительному устройству, которые, однако, по тем или иным причинам срывались. В 1854 и 1882 годах обитель сильно пострадала от пожаров. Восстановление старых и строительство новых построек связано с именем проигумена Хрисанфа. В начале XX века Ватопед потерял свои земельные владения в Малой Азии (они были конфискованы турецкими властями).

Святых собирались дважды убить. Зная, что насилие способно разлагать лучшие из причин, вмешался Император Иоанн Цимесес, подтвердил пожертвования, сделанные Никифором Фокасом, запретил противодействие святому Афанасию и признал его власть над всей территорией и жителями Афона. Таким образом, святой был составлен как высший генерал из пятидесяти восьми общин отшельников и монахов, а также монастырей Иивер, Ватопед и Эсфигмену, которые он основал и продолжает сохранять. В подготовке византийской литургии упоминается название «Атанасио лауриота» или «Атанасио де Требизонда».

Новая страница в жизни монастыря открылась в 1989 году - Ватопед, наконец, вернулся к общежительному устройству. Обитель была передана новой братии - насельникам Нового скита во главе с известным старцем Иосифом Ватопедским (1921-2009), учеником приснопамятного подвижника Иосифа Исихаста (1897-1959). В 1990-е и в начале 2000-х годов монастырь играл большую роль в политической жизни Греции, активной миссионерской деятельностью руководил его активный и авторитетный игумен о. Евфрем. Общественная активность монахов не всем пришлась по душе, результатом чего стал так называемый «ватопедский скандал» - монахов несправедливо обвинили в незаконном присвоении некоторых территорий за пределами Святой Горы.

Ватопедские Святые

Гора Афон - самая восточная часть трех земных языков, выступающих в Эгейское море с полуострова Халкидице. Эта рука протяженностью около 50 километров и достигает кульминации на южной оконечности самого Афона, высотой 033 метра. Это одно из самых красивых мест в Европе с большими лесами, извилистыми потоками, чистым воздухом и прекрасным сочетанием скал и моря. Ибо Православная Церковь - это «святой холм».

Любому человеку с безупречным характером было разрешено войти, но женщинам, детям, безбородой молодежи и людям королевской крови было запрещено въезд. После трех лет испытаний священная компания братьев была принята, когда был получен постриг. Во главе монастыря был гегумен, которому помогал совет «избранных», то есть высшие монашеские офицеры и монахи-священники. Два надзирателя, как правило, благородный мирянин из-за пределов Атоса и монах, не принадлежащий к монастырю, образовали справочник нерезидентов.

Главное сокровище Ватопеда - это сонм, просиявших в нём Святых. В Ватопеде подвизались: преподобный Максим Грек и возродитель монашества на Крите иеромонах Лаврентий Дзангаролос. Также почитаются: первостроители обители, св. Симеон Сербский и мученики, от латин пострадавшие. В Ватопеде подвизались преподобные: Савва Виматарис, Геннадий Дохиар (Богородица наполнила ему пустой сосуд маслом), Геннадий, игумен Ватопедский, Савва, Христа ради юродивый, Неофит (Богородица открыла ему дату блаженной кончины), Никодим (старец свт. Григория Паламы), послушники Агапий и Никодим. Всего в монастыре жило шестьдесят шесть прославленных Церковью подвижников. Память собора Ватопедских Святых ежегодно торжественно празднуется 10 (23) июля.

Утвержденные монахи могли жить для себя, получая особое пребывание, отсюда и имя Келлиот, или в соответствии с их образом жизни аскетами или исихастами, но зависели от монастыря. Вооруженные силы были во главе и на его стороне синаксисом, состоящим из представителей монастырей, например, ранее собравшихся в Каряге. Латинское владычество в Константинополе было особенно печальным временем для монастырей. В исихастской полемике западная наука была особенно отвергнута влиянием монахов Афона, являясь тишистской мистикой, полученной в учении греческой церкви.

Большую роль обитель сыграла в просвещении и духовном возрождении Балкан во времена Турецкого владычества. По инициативе игумена Ватопеда Мелетия в 1748 году была создана Афонская академия, вскоре ставшая ведущим учебным заведением на Балканах. Среди её учеников и преподавателей многие способствовали возрождению Православия в этом регионе и сыграли ключевую роль в истории своих народов. С Афониадой связаны имена святых: Никодима Святогорца, Макария Коринфского, Космы Этолийского, Афанасия Паросского. Сегодня развалины старого здания Академии можно видеть недалеко от Ватопедского монастыря. Афониада существует и поныне. Сейчас это интернат для мальчиков, располагающийся на территории Андреевского скита.
Соборный храм Ватопеда, построенный в X веке, один из самых обширных на Афоне, освящён в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Продолжаются работы по восстановлению первоначальных фресок кафоликона, датируемых 1312 годом. При входе в храм пред глазами паломников появляется удивительной красоты мозаичный образ Спасителя. Также великолепны мозаичные изображения Благовещения Богородицы и Свт. Николая Мирликийского чудотворца. Мраморный иконостас (972-985) скрыт за деревянным иконостасом XVIII века. Некоторые его части были использованы в других монастырских постройках.Перечисление всех святынь и уникальных произведений искусства ватопедского кафоликона заняло бы целую книгу, но и она не передала бы впечатления, которое производит на паломников этот уникальный соборный храм. По обеим сторонам притворов два придела: по правую сторону - Свт. Николая Чудотворца, по левую - вмч. Димитрия Солунского; над последним находится ещё небольшой придел на хорах во имя Пресвятой Богородицы, называемый «Отрада» или «Утешение», здесь пребывает этот чудотворный образ Божией Матери. Вот что повествует предание об этой иконе. Некогда шайка разбойников вознамерилась разграбить богатый Ватопед. Высадившись на берег ночью, они укрылись в кустах, чтобы утром, когда откроются монастырские врата, неожиданно ворваться в обитель. Однако игумен монастыря услышал голос, исходивший от Богородичной иконы:

Не отверзайте врат обители, но, взойдя на стены, прогоните разбойников.

Следующий отрывок описывает некоторые детали жизни в Атоне. В целом жизнь в Атосе осталась неизменной и остается остатком чистого средневековья. Огромное количество рукописей и документов, которые существуют, предлагают ученому богатую сферу деятельности. Студент искусства находит все византийское искусство, хранящееся вместе, а студент религии может изучать восточное благочестие всех христианских веков, где каждый период оставляет свои отличительные следы.

Во время рейса, сопровождаемого Сан-Хуаном, она достигла этих берегов во время шторма

Он принадлежит евангельской церкви Пуэбло Нуэво.

Император Алексиос сказал об этом в указе

Полуостров Горы Афон в Греции, где, согласно традиции, говорит, что Гигант Афон бросил большой камень в Посейдон во время битвы богов. Этот полуостров, который проникает в Эгейское море на 60 километров и шириной от 7 до 12 километров, располагает 20 православными монастырями большой красоты.

Взглянув на образ, игумен стал свидетелем страшного чуда: лики Богоматери и Богомладенца ожили. Христос, закрывая десницей уста Своей Матери, повернув к Ней голову, сказал:

Не говори им сего, пусть они понесут заслуженное наказание!

Но Заступница Усердная, стараясь рукой удержать десницу Своего Божественного Сына, ещё два раза повторила предупреждение. Конечно, врата не открыли, разбойников отогнали пушками, которые в те времена были во всех святогорских монастырях. Но самое замечательное, что лики Христа и Богородицы на образе навсегда изменили своё положение.

Какая форма старейшего монашеского государства, которая все еще существует, в настоящее время, несмотря на то, что она находится под суверенитетом Греции, она остается автономной. Несмотря на то, что к нему обращаются, полуостров может быть присоединен к нему только на лодке.

С другой стороны, количество посетителей очень невелико, и им нужно специальное разрешение. Разрешается посещать полуостров только для мужчин, а не для женщин. Фактически, присутствие самок всех видов животных запрещено, за исключением кошек и кур-несушек.

Условия проживания еще более ограничены. Таким образом, только православиям разрешено проживать на полуострове, это ограничение не распространяется на посетителей, хотя православные имеют приоритет для получения разрешения. Традиция говорит нам, что Дева Мария плавала с Иоанном Евангелистом из Иоппы на Кипр.

Кроме соборного храма в обители ещё девятнадцать параклисов; по местному обычаю в будние дни после совместно отслуженной утрени братия расходится на литургию по параклисам. Особенное внимание стоит обратить на храм Святых бессребреников. Согласно монастырскому преданию он был построен святителем Саввой Сербским. В этом параклисе сохранилась древнейшая в мире фреска с изображением святителя Григория Паламы (ок. 1400 г.). В Ватопеде самая высокая и древняя на Святой Горе колокольня, датируемая 1427 годом. Интересно, что Ватопед первым из Афонских монастырей ещё в 1914 году построил собственную электростанцию. В трапезной паломникам стоит обратить внимание на мраморные столы, по преданию происходящие из Студийского монастыря в Константинополе.

С этого момента он был освящен как сад Богоматери и был бы недоступен всем другим женщинам

Когда корабль, на котором они путешествовали, был перетащен на языческую гору Афон. И Богородица была в восторге от красоты места и попросила Своего Сына вывести Афон из своего сада. Но во времена Византийской империи процветали монастыри. Наконец, в десятом веке границы монашеского государства были окончательно ограничены, а его капитал зафиксирован в Карысе.

После падения Византийской империи монахам удалось сохранить хорошие отношения с османскими султанами. Несмотря на эту защиту, пиратские атаки мародерства были довольно распространены. Монастыри прибыли в ситуацию экономического кризиса, утопленную оттоманскими налогами, конфискации и большие суммы денег, которые должны были заплатить султану за сохранение своих привилегий и автономии.

В монастыре пребывают чудотворные иконы Божией Матери: «Закланная», «Провозвестительница», «Ктиторская» (Виматарисса), «Елеоточивая» (Дохиарисса), Парамифия, и чудотворный образ Богородицы над вратами (он также называется Пировлифисса (от греческого «пироволо» - стрелять). Так образ был назван в 1822 году после того, как в него выстрелил турецкий солдат, сразу после этого сошедший с ума и повесившийся). Бесценная святыня Ватопеда - пояс Богородицы, сплетённый из Её волос. Кроме него здесь находятся части Животворящего Креста Господня, хламиды Христа, другие предметы, связанные с земной жизнью Спасителя и Пресвятой Богородицы, честные главы свт. Иоанна Златоуста, Григория Богослова, Модеста Иерусалимского, Иакова Персянина, ктиторов обители прп. Николая, Афанасия и Антония и вмч. Меркурия, правая рука ап. Андрея Первозванного, частицы мощей Иоанна Предтечи, ап. Варфоломея, первомч. архидиак. Стефана, вмчч. Пантелеимона, Прокопия, Димитрия Солунского и Феодора Стратилата, сщмчч. Харалампия и Андрея Критского, мчч. Трифона, Кирика, Сергия, Вакха, вмцц. Екатерины и Марины, мцц. Параскевы, Пелагии и Феодосии, прав. Иоанна Милостивого, прп. Евдокима Ватопедского Чудотворца и других святых.
Библиотека хранит одно из самых богатых и редких собраний книг (более 10000) и рукописей (2068). Историческая драгоценность здешней библиотеки - Птолемеева «География» с картами. Богатейшим собранием обладает и ватопедская ризница. В ней, в частности, можно поклониться небольшим иконкам, которым царица Феодора молилась в годы иконоборчества.

В монастырской братской усыпальнице хранятся кости умершей братии более чем за тысячелетие. По афонскому обычаю останки каждого погребённого монаха через три года откапывают и кости слагают в общую усыпальницу. По цвету костей судят о загробной участи умершего: если они желтоватые, значит, преставившийся брат особенно угодил Господу. Если же останки не разложились полностью, то их снова зарывают в землю, а братия монастыря усугубляет свои молитвы о почившем.

Этот кризис заставил закрыть несколько монастырей и выбрать для многих монахов полуэремитическую жизнь. Каждый монах жил почти независимо, заботился о своем собственном пропитании и встречался с другими монахами в церкви. Русские цари, пытаясь расширить свое влияние в этом районе, в течение этого периода предлагали крупные пожертвования, которые помогали поддерживать монастыри.

После вторжения Греции немцами во время Второй мировой войны монахи попросили Гитлера поставить под свою личную защиту Афон. Вещь, на которую он согласился, чтобы жильцы не вмешивались в Афон. В настоящее время это часть Греции, но все еще имеет старую привилегию самоуправления, которая исходит от старого монашеского государства.

Осенью этого года прихожане нашего храма побывали в одном из интереснейших и благодатных мест в мире – на Святой Горе Афон. Горой Афон собственно называется самая высшая точка на полуострове, а все прилегающие к горе территории включены в ее состав. Это государство в государстве, республика мужского монашества в Греции, не доступная для взора женщин. Запрет же на вход женщинам был дан Самой Пресвятой Богородицей, воспрепятствовавшей некогда царице Плакидии, дочери Феодосия Великого, заходить в соборный храм монастыря Ватопед. Только она собралась через боковую дверь войти в храм, как услышала голос от иконы Богородицы: «Стой, не иди далее, почему ты, будучи женщиной, дерзнула прийти в это место?» Тогда напуганная царица попросила прощения у Божией Матери и тотчас же покинула Афон. Икона с тех пор стала называться «Предвозвестительница».

Монастыри на горе Афон характеризовались их противостоянием экуменизму и примирению с Католической Церковью. Чтобы войти на гору Афон, необходимо диамонтрион, подписанный четырьмя секретарями монастырей. Помните, что женщины не допускаются, потому что монахи считают, что их вход изменит жизнь общин.

Официально это греческий автономный регион, но его уникальности больше тысячи лет. Но сегодня они управляются типикой - конституционными письмами, провозглашенными на протяжении всей ее истории, - некоторые из которых возвращаются к году. В одном из них, тысячелетие назад, доступ к женщинам был запрещен, и с тех пор эта норма строго соблюдается.

Далее хочется рассказать читателю об иконах Пресвятой Богородицы, являющихся всемирно известными и получившие свое начало именно здесь, в уделе Божией Матери. А именно об иконах,находящихся в монастыре Ватопед, который нам сподобилось посетить.

Ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри Все­ца­ри­ца (Пан­та­насса)

На­хо­дит­ся в со­бор­ном хра­ме Ва­то­пед­ской оби­те­ли, сле­ва от цар­ских врат. Эта ико­на, неболь­шая по раз­ме­рам, на­пи­са­на в XVII ве­ке и, по пре­да­нию, бы­ла бла­го­сло­ве­ни­ем из­вест­но­го на Афоне стар­ца Иоси­фа Ис­их­а­ста сво­им уче­ни­кам. Со­глас­но древ­не­му мо­на­стыр­ско­му пре­да­нию, од­на­жды к иконе по­до­шел юно­ша и при­нял­ся что-то невнят­но бор­мо­тать. Вдруг лик Бо­го­ма­те­ри вос­си­ял див­ным све­том, ка­кая-то неви­ди­мая си­ла от­бро­си­ла мо­ло­до­го че­ло­ве­ка, и он упал на­земь. Под­няв­шись, он в стра­хе под­бе­жал к стар­цам–ино­кам и со сле­за­ми на гла­зах при­знал­ся им, что вел нече­сти­вую жизнь, за­ни­мал­ся кол­дов­ством и при­шел в мо­на­стырь, чтобы про­ве­рить си­лу сво­ей ма­гии на свя­тых ико­нах. Про­изо­шед­шее у ико­ны Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы чу­до на­все­гда от­вра­ти­ло юно­шу от кол­дов­ства, на­пра­ви­ло на путь по­ка­я­ния и вер­ну­ло на сте­зю бла­го­че­сти­вой жиз­ни. Чу­до­твор­ный об­раз Бо­жи­ей Ма­те­ри «Все­ца­ри­ца» по­чи­та­ет­ся как на Афоне, так и да­ле­ко за его пре­де­ла­ми. Са­мо имя ико­ны – Все-Гос­по­жа, Все-По­ве­ли­тель­ни­ца – го­во­рит о ее осо­бой, все­объ­ем­лю­щей си­ле. Про­явив свою чу­до­твор­ную си­лу впер­вые про­тив вол­шеб­ных чар, «Все­ца­ри­ца» име­ет и бла­го­дать ис­це­ле­ния боль­ных ра­ком – страш­ней­шей из бо­лез­ней совре­мен­но­го че­ло­ве­че­ства (а ведь рас­про­стра­не­ние увле­че­ния ма­ги­ей, кол­дов­ством и ок­куль­тиз­мом по хри­сти­ан­ско­му ми­ру мож­но срав­нить с по­ра­же­ни­ем че­ло­ве­че­ско­го ор­га­низ­ма зло­ка­че­ствен­ной опу­хо­лью).

В Афосе есть двадцать монастырей, которые управляют жизнью на горе, не будучи послушным ни одному церковному авторитету. Это настоящие институты, потому что они были основаны на разрешении хризобуласов византийских императоров. Они больше не могут быть основаны, и если количество монахов превышает их способность, они могут воспользоваться меньшими учреждениями, такими как скит, келлион, калыр, катизм и исихастерство, которые зависят от них.

Дата также не совпадает, поскольку они продолжают использовать юлианский календарь

Они различаются по размеру: от ферм до изолированных пещер в скальных скалах, где они укрывают тех, кто избегает даже контакта с другими монахами. Затем монахи делят свое время на равные части, посвященные молитве, работе и отдыху. При сохранении диатонитиона паломник может начать открытие этого особого мира.

Икона Увещение (Парамифия)

Фреска XIV века, которая некогда находилась в правом конце внешнего притвора соборного храма монастыря Ватопед, но после произошедшего чуда была перенесена в особый придел во имя Божией Матери «Парамифия» («Увещание»).В древности в Ватопеде был обычай, согласно которому, выходя из собора по окончании утрени, монахи прикладывались к находившейся тогда во внешнем притворе иконе Божией Матери. Там же игумен давал привратнику ключи от закрытых в вечерние часы врат Обители, чтобы тот их отворил. Монастырское предание Ватопеда говорит нам о том, что 21 января 1320 года, когда игумен по обыкновению вручал ключи привратнику, икона ожила и Божия Матерь возопила: «Не открывайте сегодня ворота монастыря, но поднимайтесь на стены и прогоните пиратов». Тогда младенец Иисус, находившийся в объятиях Богородицы, пытался ручкой заградить уста Своей Пречистой Матери, сказав Ей: «Не надо, Мати моя, не говори им. Пусть они получат то, что заслужили, потому что небрегут о своих монашеских обязанностях». А Госпожа Богородица с великим материнским дерзновением к Сыну Своему и Богу, взяла ручку Христа, отвела от своих уст и воскликнула, обращаясь к игумену второй раз: «Не открывайте сегодня ворота Обители, но поднимайтесь на стены и прогоните пиратов». И «смотрите, покайтесь, потому что Сын Мой гневается на вас». И в третий раз повторила: «Сегодня не открывайте врата Обители...» По завершении диалога, Госпожа Богородица и Пречистый Её Младенец снова замерли на иконе, но уже в том виде, в каком это видно сегодня: Божия Матерь удерживает ручку Христа чуть ниже Своих уст, голова Её повёрнута в попытке уклониться от неё, а выражение лица таково, что исполнено безграничного снисхождения, сострадательной любви и материнской нежности, в то время как Христос, хоть и младенец, но как Судия, имеет грозный вид. Услышав предостережение Богородицы, монахи поспешили на стены обители и увидели, что пираты, действительно, окружили Ватопедский монастырь и ожидали, когда откроют ворота, чтобы его разграбить. Так благодаря чудесному вмешательству Богородицы монастырь был спасен. В память об этом событии монахи затеплили и поддерживают неугасимой лампаду перед иконой. Каждую пятницу в параклисе, где хранится чудотворный образ, совершается Божественная литургия, и каждый день служится молебен. Кроме того в Ватопеде долгое время существовал обычай совершать монашеские постриги в приделе «Парамифии». Икона «Увещание» поистине нерукотворна, потому что в сегодняшнем облике она создана благодатью Божией. Многие паломники свидетельствуют, что не могут насмотреться на образ Божией Матери, который дарит им умиротворение и покой.

Вы можете отправиться из монастыря в монастырь для тысячелетних троп, полюбоваться его древней архитектурой, заблудиться в неповрежденных лесах, почувствовать себя маленькими перед молом горы. Любой монастырь имеет гораздо более длительное прошлое, чем любое современное государство.

И все они держат настоящие сокровища византийского искусства, из которых они являются прямыми наследниками. Стены их церквей полны фресок и потрясающих икон, а необычные манускрипты хранятся в их библиотеках. Некоторые сохраняют уникальные реликвии, такие как куски Вера-Крус, одежда, которую носила Богородица во времена Распятия или даже шипы короны Господа, а также неисчислимое количество неповрежденных частей святых.

Икона Божией Матери Закланная (Эсфагмени)


Находится в параклисе вмч. Димитрия Ватопедского монастыря на Святой горе Афон. По преданию, икона Божией Матери «Закланная» прославилась следующим образом. Некий диакон, экклесиарх (то есть монах, наблюдающий за порядком в храме), исполняя свое послушание, опоздал на трапезу, и трапезарь сделал ему замечание, смысл которого заключался в том, что трапезничать нужно приходить вовремя, а в неурочную пору пищи он не даст. Голодный диакон оскорбился таким замечанием и настоятельнее прежнего начал требовать обеда, на что трапезарь решительно сказал, что у него нет для него ни куска хлеба. Голодный и взбешенный экклесиарх вышел из трапезы; помыслы один другого мрачнее терзали его пылкое сердце и волновали сильным гневом на трапезаря. Он вернулся в церковь и, став перед иконой Божией Матери, закричал: «До которого времени я буду служить Тебе, Богородице? Трудись, трудись, а за все то не только нет ничего у меня, но даже и куска хлеба в подкрепление усталых сил моих!» Гнев настолько помутил его рассудок, что он схватил нож, которым очищал перед тем воск от паникадил и насквозь пронзил икону, писаную на холсте. Из раны, нанесенной образу Богородицы, полилась кровь, а сам лик Пречистой покрылся бледностью. Увидев это, преступник затрепетал и в неизъяснимом ужасе упал перед иконой навзничь. Скоро все узнали в монастыре о случившемся. Пришли в церковь игумен и братия и с изумлением заметили струившуюся кровь из пронзенного лика Богоматери. Убийцу же нашли у иконы ослепшим, с расслабленными членами и совершенно помешанным. С чувством искренней жалости к нему, набожный игумен на следующий день совершил всенощное бдение о спасении и помиловании его, однако, исцеление не приходило. Три года вся братия молилась о помиловании грешника. Когда пришло время, Пресвятая Богородица в сонном видении явилась игумену и объявила, что ради их молитв и ходатайства, Она прощает преступника и дарует ему исцеление. «Впрочем», - прибавила Она - «рука его за дерзость и святотатственный поступок против Меня будет осуждена во второе пришествие Христово». Утром помешанный действительно образумился и пришел в себя, прозрел глазами и совершенно освободился от паралича. Долго и горько рыдал он о своем безумном поступке, называя себя убийцею. В стасидии перед пронзенною им иконою, он провел остаток своей жизни, искренне каясь и горько сожалея о своем поступке. Споручница грешных не оставила его без утешения. Перед смертью Божия Матерь явилась монаху и возвестила, что он прощен, однако сказала, что дерзкая рука его должна испытать грозный суд на втором пришествии Христовом. Когда спустя три года после погребения диакона тело его, по афонскому обычаю, открыли, то братии представилась поучительная картина: все кости были светлы, а рука, поднявшая нож на лик Пресвятой Девы, осталась без истления и почернела. Братья поняли, что исполнились слова Богоматери, и взяли черную нетленную руку экклесиарха в память об удивительном событии для назидания.

И это было одобрено русскими православными

Но есть факт, который связывает их с христианской модернизмом. В этой области, где женщины запрещены, фотография документирует появление Девы Марии в русском монастыре. И так теперь признана Русская Православная Церковь. Хотя для монахов Горы Афон, как и сегодня, это не тот день, который они используют, потому что они не используют григорианский календарь.

Согласно его старому юлианскому календарю, дата была 21 августа. Это произошло в Великих Вратах монастыря Св. Панталеона, который тогда, как сегодня, является монастырем русских православных монахов на греческом полуострове Афон. Сегодня, в этом месте, пластина собирает сцену, которая видна выше.

Икона Богородицы Елеоточивая (Элеовритисса)

Находится в хранилище масла монастыря. По преданию во время неурожая на Афоне и, появившегося вследствии этого голода, Богородица сама наполняла цистерны маслом и вином... Однажды, когда должность дохиара в этой обители занимал преподобный Геннадий, случился недостаток в масле, так что оставался всего один сосуд с маслом. Желая сохранить эти остатки для церковных лампад, прп. Геннадий перестал давать братии масло, но игумен обители, твердо уповая на помощь Пресвятой Богородицы, велел ему давать братии масло. Дохиар повиновался воле игумена. После этого прп. Геннадий вошел однажды в дохиарную, в уверенности найти пустым сосуд, из которого он брал масло, но, к своему удивлению, увидел его полным, так что масло даже переливалось через края сосуда и текло из дверей дохиарной.Все прославили и возблагодарили Царицу Небесную за чудо Ее неизреченного милосердия. С тех пор икона Богоматери, называемая Елеоточивой, стоит неподвижно в дохиарной, и от нее неистощимо исходит благоухание дивное. Эту икону иные называют Келарницею, а до этого чудесного события она называлась Одигитрия-Путеводительница. Икона датируется XIV в.

Автором фотографии был брат Гавриил, монах монастыря. И настал момент милосердия к нищенствующим монахам и другим нуждающимся, более мирским, которые делались раз в неделю. То, что было распространено, было пищей: «Черек» хлебные торты, хлеб, испеченный и благословленный в монастыре.

Но как могла женщина быть, если женщины наложили вето на вход на весь полуостров?

Ни брат Габриэль, ни фотограф, ни другие монахи на картине, ни кто-либо, кто появляется на сцене, не видел эту женщину или эту фигуру. Он появился только на фотографии, раскрыв его. Затем монахи вспомнили слова брата Себастьяна. По его словам, носильщики прокомментировали, что отшельник несколько раз видел женщину во время обмена хлебами черек. Некоторые из странствующих монахов, как говорили, также видели, что Пресвятая Дева живет среди бедных и паломников. Однако в тот же день, когда фотографировал, ее никто не видел.

Икона Богородицы Простреленная (Пироволифиса)

В Ватопедском монастыре, нас подвели к одной огромной иконе, расписанной на стене у входа в церковь монастыря. Там изображена Богоматерь с Иисусом Христом. На одной руке Богоматери есть дыра, в этом месте все краски и поверхностный слой стены отсутствует. Вот, монах подвел всех нас к этой иконе и сказал: - Эта икона чудотворная. Она защищает наш монастырь. В 18 веке, когда еще Греция была под турецким гнетом, к Афону причалил один турецкий корабль с солдатами. Они вышли на берег и напрямик направились в наш монастырь. По закону Богородицы, запрещается вход в Афон, не только в монастырь, но и во всей территории Афона женщинам и вооруженным лицам. Игумен вышел и попросил турок уйти немедленно с территории Афона, умоляя их послушаться и поверить ему, потому что может случиться что то страшное с солдатами. «И что может случиться?»- насмешливо спросил один турецкий солдат. «Не гневайте Богородицу, ради Бога, уходите отсюда! Вы вооружены, а вход вооруженными лицами в Афон воспринимается Богоматерью как оскорбление святости Ее сада на Земле.» Турки начали смеяться и вошли в монастырь. Принесли с собой вина, опьянели, начали бесчинствовать, стрелять в воздух. Игумен снова подошел к ним и сказал: - Прекратите стрельбу и для вашего же блага уходите отсюда - случится беда, поверьте мне!

Турок разъярился и сказал: - Вон отсюда, гяур! (неверный) Взял ружье и прицелившись в икону Богоматери крикнул: - А ну покажи нам свою мощь!

Игумен кинулся на турка и попытался отнять у него ружье: - «Стреляй лучше в меня, но не в Богоматерь!» Турок выстрелил в игумена в грудь. Игумен упал, обливаясь кровью, грудь его была "распахана" от ранения. Монахи взяли игумена и отнесли в келью. А турок стрельнул по святой иконе и попал пулей в Руку Богоматери. Сразу же после выстрела, из образовавшейся дыры выскочил сильный зеленый луч света и ударил турка по переносице. И начались невероятные вещи... Турок упал навзничь корчась весь в судорогах, крича от боли и прося пить. «Не могу!- кричал он,- внутри такой жар что сгорю живьем!» Потом вскочил и бросился к морю, надеясь охладиться от внутреннего невыносимого жара. Но даже в море он не успокоился. Вышел как безумный из воды, приготовил веревку и сам повесился на маслине. Другие турки, видя такие вещи ужаснулись, вышли из монастыря и на берегу моря провели ночь. А умирающий игумен в келье уже готовился принять смерть. И тут появилась в келье перед ним Богородица... Бедный монах, пытался подняться с кровати чтобы упасть на колени перед Богородицей. Но Она подошла к нему, сделала ему знак Рукой чтобы он оставался лежать, прикоснулась к его груди и рана тотчас же закрылась! Игумен потерял дар речи, дрожа от страха, величия и от чувства Любви, которая излучала Матерь Божия. Она дала ему знак оставаться в постели. Потом поцеловала его в щеку. Монах получил невероятный прилив энергии, он уже чувствовал в себе огромную силу. Уходя, Богоматерь сказала ему: «Лежи здесь до утра и набирайся сил. Утром ты будешь как новорожденный ребенок.» Потом Богоматерь исчезла... Монах всю ночь напролет лежал, плакал и молился... Утром турки снова вошли в монастырь, требуя от монахов еды. Вышел игумен, здоровый и невредимый и все оцепенели... Турки растерялись, они видели его вчера с распаханной от раны грудью и думали, что он давно уже умер.

«Уходите отсюда» - сказал им игумен – «это место святое. Уходите добром, не гневайте Пречистую Матерь Божию». Турки снова разъярились и подняли свои ружья. И снова из дыры, образовавшейся от выстрела на Руке Богоматери вылетел зеленый луч света и ударил по туркам. Они упали и начали корчится в страшных муках. Вопя от невыносимой боли они кинулись в море и утонули. Только один турок сумел спастись, он поплыл к кораблю и вскоре корабль отчалил от берегов Афона. Сообщили султану в Константинополь о случившемся. Султан дал указ: Не входить никогда в Афон, это заколдованное место - так он назвал Сад Богородицы на Земле.