Убить дженис. Дженис Джоплин: Легенда блюза и её бегство от одиночества. Собственный плен дженис джоплин

Текст: Алиса Таёжная

В ЧЕТВЕРГ НАЧИНАЕТСЯ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ ДОКУМЕНТАЛЬНоГО КИНО О МУЗЫКЕ И КУЛЬТУРЕ BEAT FILM FESTIVAL . В числе прочих покажут фильм «Дженис: Маленькая девочка грустит» о судьбе рок-иконы Дженис Джоплин. Четыре альбома, три группы и смерть в роковые 27 лет. Хотя зависимость певицы от алкоголя и наркотиков обсуждают уже несколько десятилетий, приблизиться к личной истории Дженис удавалось мало кому: вместо этого имя Джоплин стало нарицательным, олицетворяя бунтарей 60-х. Алиса Таёжная рассказывает, что стоит за этим образом.

Трейлер документального фильма
«Дженис: Маленькая девочка грустит»

Джоплин умерла от случайной передозировки героином осенью 1970 года - в ту же ночь ещё несколько человек скончались от большой дозы неожиданно чистого наркотика, который привезли в Лос-Анджелес. Её последний альбом, названный «Жемчужина» по имени альтер эго певицы Pearl, ещё три месяца после смерти Джоплин держался на первом месте чарта Billboard. Спустя почти полвека её записи продолжают успешно продаваться: трагичная концовка, как это часто бывает, добавила спроса её неоспоримым достижениям. Несколько десятков песен с рвущимся в небо голосом - всё, что осталось как послание поколения умных и смелых женщин из второй половины 60-х.

«Женщины - в проигравших, а мужчины словно всегда выходят победителями», - споёт Дженис и не раз скажет об этом журналистам в ответ на частый вопрос о статусе единственной женщины-рок-звезды. Всему поколению битников и последовавших за ними хиппи было непросто, однако сегодня очевидно, насколько маскулинной была культура беспечных ездоков и диких сердцем музыкантов. «I don’t give a fuck» принималось на ура от парней, но совсем иначе воспринималось из уст девушки. Из писателей того времени нам остались сотни мужских имён, и единицы - женских: можно было прослыть талантливым балбесом, но никому не хотелось жить с клеймом шлюхи, которое часто сопровождало самостоятельную жизнь девушки в субкультурных кругах. Именно поэтому кататься на машинах с парнями в другой штат, ночевать вместе, играть в группе, где ты единственная девушка, могли с чистым сердцем только те, кому было не привыкать к плохой репутации.

Первая группа Дженис Джоплин, Big Brother and the Holding Company, была мальчишеской бандой, в которой Дженис была своей в доску. Им были одинаково чужды как агрессивное мужланство, так и девичьи всхлипы странствующих фанаток. Выступая в барах Сан-Франциско, Дженис выглядела как бездомная кошка, готовая выпустить коготки: колючая и дёрганая. Именно первая группа, в которой она чувствовала себя уместной, стала её поддержкой и причиной впечатляющего выступления на фестивале в Монтерее в 1967 году - после него Дженис стали носить на руках. А как было не носить? Юная, в золотом комбинезоне, поющая, как дикая птица, танцующая и кричащая блюз, выжимавшая себя на публику - она была белая, но не Нико, не Грейс Слик и не Марианна Фэйтфулл. Сердца пламенный мотор.

«Почему так мало девушек делают то, что делаешь ты?» - спросит ведущий вечернего американского телешоу Дик Кэветт свою гостью Дженис Джоплин, которая явно нравится ему своей взбалмошной манерой, привычкой шутить про всё на свете и широкой улыбкой. «Мало кому из них приходит в голову углубиться в музыку, а не просто парить по верхам», - говорит Дженис с растрёпанными волосами, явно не заготовленными ответами, в расслабленной позе, в которую садятся соседки, зашедшие на чай.

Юная, в золотом комбинезоне, поющая, как дикая птица, и кричащая блюз, она выжимала себя на публику

В её непосредственности есть работа на публику: вот я, простая девочка из Техаса, говорю что думаю. Дженис всегда улыбается, когда слышит в ответ на реплики «обычной девчонки» одобрение и аплодисменты. Но ещё больше в этой позе личного отношения: певица выбирала быть собой, не извиняясь за свою внешность, свои вкусы и мнения. Джоплин была живым доказательством тому, что талантливая женщина, на которую нельзя не обращать внимания, - это не обязательно каноническая красавица с голливудской улыбкой, эксплуатирующая свою внешность и сексуальную привлекательность.

«Вот моя кровь, вот то, что я пою - что я могу ещё?» - каждым своим вскриком и всполохом говорит Дженис. Будут ли это чужие песни «Summertime» или «Bobbie McGee», мы услышим в них не просто певицу и интерпретатора, а живого человека с настойчивыми просьбами о любви и безусловном принятии. Останься, не уходи, проведи этот вечер со мной, проведи всю жизнь со мной, я очень жду тебя. Вопль, в том смысле, в каком это слово употребляли битники, рёв в пустоту и надежда сбежать от одиночества, о котором Джоплин говорила почти в каждом интервью, могут перепахать любого, включившего её песни на полную громкость. О бунтарстве принято говорить как о нарциссической игре, но в случае с Дженис речь совершенно точно идёт об уязвимом, встревоженном и растерянном человеке, которого хотели слышать на стадионах, но избегали в собственном доме.

В известном фильме о рок-н-ролльных временах «Почти знаменит», снятом по реальной подростковой истории режиссёра, есть классическая фраза старшей сестры, пререкающейся с мамой из-за любой мелочи - от свидания с парнем до возможности послушать пластику Simon & Garfunkel. «I’m a „Yes“ person and you are trying to raise us in a „No“ environment», - скажет она матери и с окончанием школы с облегчением унесётся ко взрослой жизни, забыв о родительском доме как о страшном сне. Что-то похожее Дженис могла бы сказать своим родителям, с которыми не находила понимания с подросткового возраста.

Конец 50-х и начало 60-х в расистском и сексистском Техасе - не фунт изюма: девочкам лучше веселиться с девочками, после уроков - домой, никакой «негритянской музыки» и сомнительных компаний. Мама Дженис надеялась, что её дочка станет школьной учительницей и выйдет замуж за славного парня. В какой-то момент певица даже попытается реализовать этот несвойственный себе сценарий: обручится с парнем в костюме и при дипломате, соберёт волосы в высокую причёску и назначит дату свадьбы. Дома воцарится мир, но ненадолго: жених просто исчезнет с радаров, так что никакой свадьбы не будет. Джоплин вернётся в Сан-Франциско - город, где она много выступает, общается с единомышленниками и сидит на спидах, опасно похудев до 40 килограммов. Тогда друзья скинулись на билет для Дженис в Техас, но от рехаба с родителями быстро захотелось унестись обратно: Сан-Франциско - это прерванная жизнь на сцене и среди своих, а Техас - фермерский ад.


В ранние четырнадцать Дженис с «лишним» весом и акне стала именем нарицательным для своей школы. В то время унестись подальше от провинциальных садистов можно было только на машине приятелей в Луизиану - за блюзом, «барами для чернокожих» и разговорами о свободе. Фраза о том, что блюз - это «когда хорошему человеку плохо», моментально запала ей в душу. За эти поездки её обзывали «nigger lover» и за ней закрепилась репутация отчаявшейся и доступной девчонки, готовой переспать с каждым, потому что она «слишком страшная», хотя, конечно же, в этих слухах не было и доли правды.

Жить в эпоху Мэрилин Монро - испытание для любой женщины с внешностью, далёкой от кукольной. После Монро будут Твигги и Джейн Биркин - уже другие, но такие же недосягаемые стандарты красоты для техасской девочки с крупными чертами лица, непослушными волосами и немодельной фигурой. Дженис одной из первых отказалась носить лифчик в колледже и стала для окружающих той «страшной феминисткой», страшилки про которых бытуют до сих пор. Когда школьные времена уже, казалось бы, прошли и жизнь началась с чистого листа, в университете Остина одно из студенческих братств выбрало Джоплин «самым страшным парнем на кампусе». Друг детства скажет потом на камеру, что такой раздавленной не видел Дженис никогда.

За несколько месяцев до смерти Джоплин решит навестить семью в Порт-Артуре, где её встретит всё то же самое: бывшие одноклассники, которым до лампочки клёши, перья и песни Дженис, и родители, считающие, что дочкины ножки пошли не по той дорожке. «Своими насмешками они выжили меня из школы, из города и даже из штата», - шутит Дженис в интервью, нервно посмеиваясь. Журналисты чувствуют дрожание голоса и моментально реагируют: «А на выпускной вы ходили?» «Меня не приглашали», - отвечает Джоплин и начинает нервно дёргать головой. В истории кумиров было много триумфальных поездок звёзд к себе домой - взять тех же Элвиса или Джеймса Дина. Но приезд Дженис в Порт-Артур был не долгожданным пришествием секс-символа, а внезапным возвращением белой вороны, той странной девочки, с которой никто не хотел сближаться. Дома как не было, так и нет, и значит - возвращаться некуда.

«Я занимаюсь любовью с 27 тысячами человек на концерте, а потом возвращаюсь в свое одиночество», - реальность, в которой певица жила почти всё время турне и записей. У всех были пары, но Дженис, несмотря на несколько непродолжительных романов, обычно ночевала одна. Что она может рассказать об отношениях? «Мужчины всегда обещают больше, чем готовы дать». «Love is a losing game», - как споёт десятилетия спустя так же быстро закончившая жизнь Эми Уайнхаус. «Не хочу спать одна» и вечный наговор «baby, baby, baby» сочится из половины её песен о жизни наедине с собой, где чужое проявление привязанности и заботы - единственный свет, ради которого стоит ждать нового дня.


Хорошим рецензиям, овациям, письмам
от фанатов Дженис радовалась как дитя. Раскрошить гитару, послать публику подальше - этого она не могла

Хорошим рецензиям, овациям, письмам от фанатов Дженис радовалась как дитя: в её улыбках во время интервью и выступлений бросается в глаза та благодарность зрителям, которую не показывали её современники. Раскрошить гитару, послать публику подальше - этого она не могла и не делала никогда. Доза после каждого концерта в качестве награды за хорошую работу, наивная надежда на крепкую генетику, несмотря на несколько передозировок, и самоуверенность каждого злоупотребляющего человека, что он знает свою меру, - всё это не происходит на пустом месте. Можно говорить о героине, который певица несколько раз бросала, об увлечениях ликёром Southern Comfort, но «Piece of My Heart» или «All of Loneliness» ставят точку в обвинениях Дженис в невоздержанности. Когда кто-то вопит о любви, невозможно в упор не замечать, что это не просто песни.

«Свобода - всего лишь ещё одного слово, которое значит, что терять уже нечего», - доносится с посмертного альбома Дженис Джоплин в песне о прервавшейся не по её воле любви. В этой песне - щемящая тоска по битническому путешествию и славному Бобби, с которым было так хорошо петь хором и лежать рядом. «Отдам все мои завтра за всего лишь одно вчера», - пела Джоплин о лучших временах, которые переживала в объятиях тех, кто принимал её как есть. «Легко быть самым умным и смотреть на жизнь Дженис Джоплин как на историю, которая бы закончилась плохо в любом случае. Но я легко вижу её пожилой, счастливой и травящей байки о юности прямо сейчас», - говорит один из друзей Дженис в интервью.

В смерти Джоплин действительно больше обидных несовпадений и неприятных случайностей: многим доставалось в школе, многие жили годами с разбитым сердцем и были с родителями на ножах - и они остались живы. Другое дело - быть первопроходцем и жить с открытой нараспашку душой, когда ты уязвим, неуверен в себе, слышишь от собственной семьи «лучше бы ты никогда не появлялась на свет». Можно уехать из Техаса, но выбраться из этого ада маленькой грустной девочке оказалось не так просто. Она и не выбралась, но осталась в истории такой, какой однажды нашла себя: стремительной, волевой и витальной, показавшей нескольким поколениям женщин, как петь и дышать во всю силу.

    1. Незадолго до смерти Дженис отдала дань уважения исполнительнице, сильно повлиявшей на её творчество.
      Блюзовая певица Бесси Смит (в своё время наречённая ни много ни мало «Императрицей Блюза») в 1937 году умерла в результате травм, полученных в автомобильной аварии. К сожалению, ей не оказали должных почестей и похоронили в безымянной могиле. Такое положение дел сохранялось до августа 1970 года, когда Дженис, высоко оценивавшая творческое наследие Бесси, вместе с Хуанитой Грин (в детские годы служившей домработницей у Смит) заплатила за наддгробие и оформление могилы, приличествующие памяти «Императрицы».
    2. Последней записью Джоплин оказалось поздравление с днём рождения для Джона Леннона.
      Последние записи, которые Дженис успела завершить, были композиция Mercedes-Benz и поздравление для Джона Леннона. 1 октября 1970 года в честь скорого дня рождения бывшего участника The Beatles, певица записала старую ковбойскую мелодию из репертуара Дэйла Эванса, Happy Trails. В песне, в частности, имелись такие строки: «Счастливого пути тебе, пока мы не встретимся снова». Композиция была озаглавлена «Happy Birthday, John (Happy Trails)» и впоследствии выпущена на бокс-сете Дженис в 1993 году. Леннон позже признался ведущему ток-шоу Дику Кэйветту, что поздравление было доставлено к нему домой уже после смерти Дженис.
    3. Прах Дженис был развеян над водами глубокого синего моря.
      Тело Дженис было кремировано в Лос-Анджелесе, затем её прах с самолёта был развеян над Тихим Океаном и вдоль пляжа Стинсон. Имела место небольшая частная панихида, на которой присутствовали только родители певицы и её тётя.
    4. Дженис была вознаграждена за свои неоднократные потери сознания вследствие употребления алкоголя.
      Известно, что певица злоупотребляла выпивкой, и Southern Comfort был её любимым напитком. Виски стал неотъемлемой частью имиджа Дженис, благодаря чему его продажи увеличились до такой степени, что Джоплин сумела получить от компании-производителя пальто из меха рыси в знак благодарности.
    5. Певица делала себе татуировки до того, как это вошло в моду.
      В апреле 1970 года татуировку Дженис сделал легендарный художник Лайл Таттл – это знаменитый знак на внешней стороне запястья Дженис, символ, обозначавший эмансипацию женщин. Также Джоплин имела татуировку в виде маленького сердечка на левой груди. «Я хотела немного украшений. Одно, на моём запястье, для всех; другое, на моей груди, для меня и моих друзей», — сказав это, Дженис усмехнулась и добавила: «Просто немного удовольствия для парней, как глазурь на торте».
    6. Композиция All is Loneliness исходила прямо из сердца певицы.
      Действительно, несмотря на жизнерадостный характер и всех людей, окружавших её, Дженис в целом была несчастной девушкой. Она была любвеобильна, имела нескольких любовников, но во многих отношениях оставалась очень одинокой, ибо настоящей, искренней любви не было. «На сцене я занимаюсь любовью с 25000 людей, а затем иду домой одна».
    7. Вы могли бы увидеть выступление Дженис на Вудстокском фестивале за 8 долларов.
      Картинка из Variety Magazine, опубликованная на JanisJoplin.net, показывает, что Джоплин получила 7500 долларов за выступление на знаменитом Вудстокском фестивале, хотя говорится, что многим из выступающих не заплатили вообще ничего. Знаете, во сколько вам обошлось бы посещения этого эпохального события? Аж за 8 долларов вы могли приобрести билет на один день. А ежели вы большой транжира, то потратили бы целых 18 долларов за трёхдневный абонемент.
    8. Книга-биография Билли Холидэй была для Джоплин чем-то вроде Библии.
      Мы уже упоминали о влиянии Бесси Смит на Дженис. Двумя другими важными исполнителями в её жизни были Билли Холидей и Ледбелли. По признанию Джоплин, первым купленным ею альбомом была запись Ледбелли. Что касается Холидей, то её автобиография «Lady Sings The Blues» была одной из двух книг, которые Дженис взяла с собой в Сан-Франциско. Друг Джоплин, Ричард Хангден, считает, что данная книга была для певицы сродни Библии, и Дженис держала её при себе до конца своих дней.
    9. Альбом Cheap Thrills изначально был озаглавлен несколько по-другому.
      Выпустить Cheap Thrills планировалось под названием Sex, Dope And Cheap Thrills, но руководство Columbia Records наложило вето на 2/3 заглавия. Поскольку пропаганда «дешёвых острых ощущений» не угрожала ни самой компании, ни общественной морали в той же степени, в какой другие два удовольствия, альбом в итоге вышел под названием Cheap Thrills.
    10. Однажды Джоплин довольно жёстко отшила Джима Моррисона.
      Первая встреча двух выдающихся музыкантов в истории рока закончилась для Джима весьма болезненно: Дженис разбила бутылку Southern Comfort о его голову, нокаутировав фронтмена The Doors. Однако Моррисон, любивший физические конфронтации и выяснения отношений с применением насилия, казалось, был покорён решительной девушкой. На следующий день он попросил у продюсера Пола Ротшильда телефон Джоплин. Однако Ротшильд уведомил его, что Дженис не заинтересована в повторной встрече, так что два будущих члена «клуба 27» никогда больше не увиделись. По словам Ротшильда, Моррисон был убит горем.

5 подборов аккордов

Биография

Дженис Джоплин (Джэнис Джоплин, англ. Janis Lyn Joplin; 19 января 1943, Порт-Артур, штат Техас - 4 октября 1970, Лос-Анджелес) - вокалистка, работавшая с рядом коллективов в жанре блюз-рока и психоделического рока. Многими считается величайшей вокалисткой в истории рок-музыки.

Ранние годы

Дженис Лин Джоплин родилась 19 января 1943 года в Порт-Артуре, Техас, в семье Сета Джоплина, рабочего компании Texaco (с братом и сестрой, Майклом и Лорой). В школе (Thomas Jefferson High School, Порт-Артур) Дженис была примерной ученицей, выставляла собственные рисунки в местной библиотеке и в целом соответствовала нормам общественных ожиданий. Однако подруг у нее не было: она общалась исключительно с парнями. Один из них, футболист по имени Грант Лайонс, и познакомил ее с творчеством Лидбелли, сделав страстной поклонницей этой музыки. Вскоре Дженис начала и сама исполнять блюз. Психологические проблемы (связанные, основном, с лишним весом) начались в подростковом возрасте: Дженис тяжело переживала издевательства одноклассников и страдала от ненависти к себе и окружающему миру. В эти годы сформировался взрывной характер Дженис Джоплин, которая «стилизовала» себя под своих блюзовых героинь (Бесси Смит, Биг Мама Торнтон, Одетта).

В 1960 году, закончив школу, Дженис поступила в колледж Ламар (Бомон, Техас); лето 1961-го провела в Венеции (районе Лос-Анджелеса) среди битников, а осенью, вернувшись в Техас, поступила в университет, где и вышла впервые к микрофону на сцену, продемонстрировав выразительный вокал с трехоктавным рабочим диапазоном.

Первой группой Дженис Джоплин стала Waller Creek Boys, где играл Р. Пауэлл Сент-Джон, писавший песни для 13th Floor Elevators (и позже основавший Mother Earth). Здесь в её голосе и появилась первая хрипотца, позже разросшаяся до неимоверных масштабов. Разрыв со студенческой средой произошёл в январе 63-го. После того, как одна из университетских газет присвоила ей титул «самого страшного из ребят», Дженис собрала вещи и с приятелем по имени Чет Хелмс на попутках отправилась в Сан-Франциско, где очень скоро стала популярной фигурой на «кофейной» сцене выступая с Йормой Кауконеном (позже - гитаристом Jefferson Airplane).

25 июня 1964 года дуэт записал семь блюзовых стандартов («Typewriter Talk», «Trouble In Mind», «Kansas City Blues», «Hesitation Blues», «Nobody Knows You When You’re Down And Out», «Daddy, Daddy, Daddy» и «Long Black Train Blues»), которые позже были выпущены бутлегом («The Typewriter Tape»). В качестве перкуссии здесь была использована пишущая машинка, на которой стучала Маргарита Кауконен.

Первые эксперименты с амфетаминами поначалу помогли певице избавиться - как от депрессии, так и от лишнего веса, но уже через два года она оказалась в реабилитационой клинике, истощенная и опустошенная.

Весной 1966 года старый знакомый Чет Хелмс пригласил Джоплин в Big Brother & the Holding Company - группу, делами которой управлял он сам. Хелмс, один из лидеров хиппи-коммуны Family Dog, владел концертным залом Avalon Ballroom: здесь и обосновался в качестве резидентов ансамбль в составе: Сэм Эндрю (вокал, гитара), Джеймс Герли (гитара), Питер Албин (бас), Дэвид Гетц (ударные) и Дженис Джоплин (вокал).

10 июня 1966 года состоялось первое выступление нового состава группы в «Авалоне». Певица мгновенно установила контакт с аудиторией и тут же сделалась местной звездой. Спустя два месяца Big Brother подписали контракт с независимым лэйблом Mainstream Records и отправилась в студию записывать дебют, который выпущен был лишь год спустя, после того, как Дженис Джоплин произвела фурор на фестивале в Монтерее (июнь 1967 года), где она «привлекла внимание своим необычно сильным и богатым хрипловатым голосом, нервно-энергичной манерой пения». Её выступление с «Ball and Chain» стало центральным эпизодом фильма «Monterey Pop», который и по сей день считается шедевром рок-документалистики.

После фестиваля новый менеджер Алберт Гроссман (который вел также дела Боба Дилана) обеспечил группе котракт с Columbia Records. Mainstream Records все-таки выпустили залежалый (но при этом не вполне доработанный) дебют Big Brother & the Holding Company, который в августе 67-го появился на 60-м месте в списках Биллборда (позже Columbia выкупила права на пластинку и сделала её хитом).

16 февраля 1968 года группа начала свое первое турне по Восточному побережью, которое завершилось 7 апреля большим концертом в Нью-Йорке памяти Мартина Лютера Кинга, где также выступили Джими Хендрикс, Бадди Гай, Ричи Хэвенс, Пол Баттерфилд и Алвин Бишоп.

Дженис не назовешь красавицей в привычном смысле слова, но она, несомненно, - секс-символ, пусть и в несколько неожиданной „упаковке“. В её голосе соединились душа Бесси Смит, блеск Ареты Фрэнклин, драйв Джеймса Брауна… Взмывая к небесам, этот голос не знает границ и словно бы порождает в себе божественную многоголосицу. - Village Voice, 22 февраля 1968 года о концерте группы в нью-йоркском Anderson Theatre.

В марте 68-го группа приступила к работе над вторым альбомом, Cheap Thrills (первоначальный вариант заголовка: «Dope, Sex and Cheap Thrills» по понятным причинам пришлось сократить). 12 октября того же года пластинка, обложку которой оформил знаменитый в андерграунде карикатурист Роберт Крамб, возглавил списки «Биллборда» и продержался на вершине 8 недель. Способствовал успеху группы в чартах и хит Piece Of My Heart. Live at Winterland ‘68, записанный в зале Winterland Ballroom 12-13 апреля 1968 года также собрал восторженные отзывы прессы.

Едва только альбом уступил место на вершине Джими Хендриксу («Electric Ladyland»), как Джоплин с гитаристом Сэмом Эндрю покинула Big Brother и собрала собственный ансамбль Janis & the Joplinaires, вскоре переименованный в Janis Joplin & Her Kozmic Blues Band. Этот постоянно менявшийся состав просуществовал год, но успел провести европейское турне, завершившееся триумфальным концертом в лондонском Альберт-Холле 21 апреля 1969 года. Летом группа выступила в серии фестивалей (Ньюпорт, Атланта, Новый Орлеан, Вудсток), и её увидели более миллиона зрителей.

В октябре 1969 года I Got Dem Ol’ Kozmic Blues Again Mama! вошёл в первую пятерку «Billboard 200» и вскоре стал золотым. В целом, однако, группа была принята хуже, чем Big Brother. Свой последний концерт она дала 21 декабря 1969 года в нью-йоркском Мэдисон Сквер Гарден.

Распустив коллектив, Джоплин собрала The Full Tilt Boogie Band - в основом, из канадских музыкантов (бас-гигитарист Джон Кемпбелл, экс-Pauper, гитарист Джон Тилл, пианист Ричард Белл, органист Кен Пирсон, ударник Кларк Пирсон). В апреле группа собралась на первую репетицию, а в мае дала свои первые выступления (в Сан-Рафаэле, Калифорния). Прежде чем начать летнее турне с The Full Tilt Boogie Band, Дженис 4 апреля 1970 года выступила в концерте-реюнионе с Big Brother & The Holding Company в зале Fillmore West в Сан-Франциско.

Летом 1970 года Джоплин и The Full Tilt Boogie Band приняли участие в суперзвездном канадском турне вместе с The Band и The Grateful Dead. Из-за финансовых неурядиц гастроли пришлось приостановить. Документальные кинокадры выступлений Джоплин были обнародованы лишь спустя тридцать лет после её смерти.

В сентябре Дженис Джоплин с группой приступила к работе над альбомом Pearl, пригласив в студию продюсера Пола А. Ротшильда, прославившегося работой с The Doors. К этому времени она уже катилась вниз по наклонной плоскости, подгоняемая героином и алкоголем, которые лишь усугубляли нараставшую депрессию. 4 октября 1970 года после возлияния в «Барниз Бинери» на Бульваре Санта-Моники, Дженис Джоплин была найдена мертвой в номере отеля «Лэндмарк» - в тот самый день, когда должна была записать вокал к последнему треку альбома, «Buried Alive in the Blues» (буквально: «заживо похороненная в блюзе»). Ей было всего 27 лет. На причину смерти недвусмысленно указывали следы от свежих инъекций. Её последними записями стали «Mercedes Benz» и аудиопоздравление Джону Леннону с днем рождения от 1 октября, которое прибыло к нему в день смерти певицы. Останки Дженис были кремированы и пепел рассеян по калифорнийскому побережью.

Вскоре после смерти Дженис Джоплин вышел альбом Pearl. 27 февраля 1971 года пластинка возглавила Billboard 200 и продержалась на вершине 9 недель. Отсюда же вышел и единственный чарт-топпер Дженис Джоплин в Billboard Hot 100 - композиция Криса Кристоферсона «Me and Bobby McGee» (20 марта 1971 года), финальный аккорд стремительной и яркой творческой жизни, оставившей неизгладимый след в истории рок-музыки.

В 1979 г. любимая актриса Джоплин, Бетт Мидлер, сыграла певицу в фильме «Роза» и была представлена за эту роль к премии «Оскар» за лучшую женскую роль. В 1990-х одним из самых популярных бродвейских мюзиклов был «Love, Janis», основанный на биографической книге сестры Дженис. На 2008 год запланирован выход нового боевика о её судьбе - «Евангелие от Дженис».

Дискография:
Janis Joplin & Jorma Kaukonen:
The Typewriter Tape (1964)
Big Brother and the Holding Company:
Big Brother & the Holding Company (1967)
Cheap Thrills (1968)
Live at Winterland ‘68 (1998)
Kozmic Blues Band:
I Got Dem Ol’ Kozmic Blues Again Mama! (1969)
Full Tilt Boogie Band
Pearl (1971, посмертно)
In Concert (1972)

ДЖОПЛИН, ДЖЭНИС (1943–1970), американская рок-певица, по мнению критиков – воплощение рок-культуры 1960-х годов. Родилась в Техасе 19 января 1943 в благополучной семье. В 17-летнем возрасте ушла из дома и в надежде стать певицей отправилась в Калифорнию. В середине 1960-х годов выступала в маленьких клубах Сан-Франциско, исполняя вещи из репертуара своих кумиров – фолксингеров и блюзовых исполнителей. Привлекла внимание своим необычно сильным и богатым хрипловатым голосом, нервно-энергичной манерой пения. В это время группа «Биг бразер энд холдинг компани» искала вокалистку, и кто-то вспомнил про удивительную певицу из Техаса. Джэнис вернулась в Сан-Франциско и стала солисткой группы. Первый успех пришел к ней в 1967 на рок-фестивале в Монтерее, где она поразила слушателей пронзительно-энергичными рок-версиями блюзов и кантри-баллад. Джоплин не пела, а выкрикивала строчки песен, передавая всю горечь, боль и страдания блюзовых композиций. В начале 1968 состоялись первые гастроли Джэнис Нью-Йорке. Студия «Коламбия» быстро распознала в солистке «Биг бразер» многообещающий талант, и группа получила контракт. Альбом Дешевые страсти (Cheap Thrills, 1968) почти сразу стал бестселлером. Однако Джэнис решила бросить группу ради сольной карьеры. Ее дебютный альбом Опять меня охватила эта вселенская тоска, мама (I Got Dem Ol’ Kozmic Blues Again Mama!), где соединились стили блюз, соул и рок, вышел в 1969 и сразу попал в хит-парады. Осенью 1970 Джэнис отправилась в Лос-Анджелес работать над записями для очередного альбома, но закончить работу не успела. Умерла Джоплин в Лос-Анджелесе 3 октября 1970. Вышедший посмертно альбом Жемчужина (Pearl, 1971) разошелся миллионным тиражом, а сингл Я и Бобби Макги (Me and Bobby McGee) возглавил хит-парад журнала «Биллборд». В 1980-е годы вышли два альбома с ранее не издававшимися записями певицы 1960-х годов – Прощальная песня (Farewell Song, 1982) и Биг бразер энд холдинг компани лайв (Big Brother and Holding Company Live, 1985). О жизни и творчестве Джоплин снят фильм Роза (The Rose) c Бетт Мидлер в главной роли, издано несколько биографий, в частности Заживо погребенная (Buried Alive) Майры Фридмана. Из творческого котла Хэйт-Эшбери вышли также Big Brother and the Holding Company, с которыми выступала самая интересная певица того периода Janis Joplin. Как и многие музыканты, выросшие в районе Калифорнийского залива, она воспитывалась на блюзе и фолке. Но летом ‘67 переработки блюзовых номеров все чаще перемежались солнечными фантазиями мягкого рока, а затем музыка стала более тяжелой, более резкой.Jeremy Pascall «The illustrated history of rock music», Глава 4. Эра рока: 1967 - 1970.В музыкальном плане Джэнис дала року совсем немного: она оставила после себя всего лишь несколько пластинок. Ее значение в другом: она доказала, что женщины могут петь рок не хуже мужчин. Это была разбитная девка: много пила, принимала наркотики, о ее сексуальных победах ходит много легенд. На сцене она была неподражаема: мощный голос, абсолютная раскованность, личный магнетизм. Она орала свои блюзы так, как прочувствовала их. Нелегкая жизнь болью и ненавистью ворвалась в ее песни. Публика любила ее, любила страстно и похотливо. На сцене она была счастлива, вне сцены - нет. Однажды она призналась: «На сцене я занимаюсь любовью с 25 тысячами людей, а потом иду домой одна».
Она умерла 4 октября 1970 года в номере одного голливудского отеля. Jeremy Pascall «The illustrated history of rock music», Глава 5. Расколотые семидесятые.

Ты помнишь Дженис Джоплин?
Ты помнишь, как она просила тебя вернуться? А как она любила? Дженис и любовь подобны электрическому заряду. Ты когда-нибудь видел, как зажигаются на небе звезды? Вот так зажглась одна из них…
Маленькая Дженис Лин родилась в 9-45 19 января 1943 года в Порт Артуре, Техас. Ну разве не начало для доброй сказки? Сказки с грустным концом…
Дженис влюблялась с самого детства. Одним из первых ее мальчиков был парнишка с незатейливым именем Джек Смит. Вместе они читали книги, среди которых было Евангелие. Детство еще шло: однажды Дженис пришла к Джеку, чтобы он пригласил ее на фильм «10 заповедей». У бедного мальчишки не появилось лучшей идеи, чем разбить свинью-копилку и со всей этой мелочью придти в кино. Пока он разбирался с билетершей, Джен стояла в стороне. «Извините, я проиграл деньги в пари с другом», – сказал он. Похлопывая его по плечу, девочка засмеялась: «Не надо врать, если ты идешь посмотреть фильм о боге…»
Ближе к 14 годам она начала меняться. По словам ее сестры Лоры, в доме начинались военные баталии, если матери приходило в голову постирать вещи Дженис («Они же были в недостаточной кондиции загрязнения!»). Она пробовала быть «одной из» среди мальчишечьей компании. Они были старше, но позволили ей стать таким же оборванцем, какими были сами. Вместе они слушали Одетту и Лидбелли, читали Керуака и мечтали о романтике больших дорог.
Дженни и была смешным и милым пацаненком. Когда компания обсуждала кто поведет машину в очередной раз, она кричала: «Ведет тот, у кого самые большие яйца» и, смеясь, садилась за руль. Возможно, ощущение себя девочко-мальчиком и привело Дженис к свободной любви конца 60-х.
После первой поездки в Сан-Франциско компания Дженис устроила вечеринку. Теперь у каждого ее приятеля была девушка или жена. Это давило на нее: «Здесь Джек и Нова, Джим и Рей, Эдриан и Глория, тот и этот, но здесь всегда одна Дженис Джоплин».
Вскоре у нее появился друг Сетт, который просил ее руки и сердца. Свадьба планировалась через несколько месяцев после Рождества. Казалось, маленькая девочка нашла то, что ей было нужно. Однажды вечером Дженни сказала своей сестре: «Я бы хотела, чтобы у меня были длинные, красивые волосы. Днем я бы их убирала, но каждый вечер я бы расплетала волосы перед своим мужем. Прядка за прядкой».
Они вели переписку, но вскоре он перестал писать совсем. О свадьбе больше не говорили.
В своей книге «Заживо погребенная» Мира Фридман говорит о том, что внутренний эмоциональный мир Дженис был слишком маленьким, чтобы переживать за людей, стараться доставлять им радости. Ей больше нравилось, когда кто-то заботился о ней, любил ее…
Еще одним ее пунктиком было то, что она обожала распространять про себя разного рода истории. О начале своей известности она предпочитала рассказывать так: «I was fucked into being in Big Brother» (непереводимая игра слов…). Сейчас уже сложно и, наверное, не нужно узнавать так ли это было или нет.
Говорят, что все «Большие братья» были так или иначе близки с Дженис, говорят, что свидания на одну ночь были обыденным для нее делом (но не главным, уж точно), говорят, что среди ее мужчин были Джим Моррисон и Джими Хендрикс.
Хотите верьте, хотите – нет, но с Джимом Дженис встретилась единственный раз и этот раз был неудачным. Пол Ротшильд (продюсер Дженис и Doors) организовал вечер для прессы. Между глотками своего любимого виски Дженис указала пальцем на Моррисона и сказала: «Я хочу этот кусок мяса». Когда же он попытался залезть к ней в машину и быть максимально ближе, она начала сопротивляться и запустила пустой бутылкой ему в голову. Надо сказать, Джим был без ума от таких женщин. Он любил насилие.
В одном из интервью она сказала: «Я готова бросить все то, что у меня есть, если в моей жизни появится человек, способный любить меня».
Наверное, «тем самым» должен был стать Девид Ниехаус, с которым Дженис познакомилась во время карнавала в Рио, в феврале 1970. Само знакомство было своеобразным:
- Хей, ты напоминаешь мне какую-то рок-звезду. Джоплин что ли…
- Я и есть Дженис Джоплин!
Не смотря на ее известность и тщеславие, Девид увидел человека, а не икону. Им было хорошо, когда они были вместе. А когда им пришлось расстаться на пару дней, к Джен пришла ее старая «подруга» Пегги Казерта.
Что говорить… главным в жизни Дженис Джоплин всегда была музыка. Она сбегала от нее к любовникам, но как-никак «час выступления на сцене это как сто оргазмов сразу», потому что «ты можешь все бросить, бросить дом и друзей, детей и друзей, стариков и друзей, все что угодно что есть в этом мире, за исключением музыки».
Быть Дженис Джоплин и не страдать от камня на шее, прозванного эфемерным словом «любовь» нельзя. Она пропустила все свои пассии через свое творчество и отпустила их.
А ты ушел, хлопнув дверью.
И она ушла, сказав лишь: «I’ve got a secret».

Про Дженис Джоплин принято писать всякое. Например, «Ее жизнь - это сплошные любовные неудачи, бесчинства, пьянки, наркотики». Еще смешнее идея о том, что «она покупала молоденьких мальчиков» - ведь Дженис и сама была молодой девушкой - к сожалению, состариться ей так и не удалось. В то же время Дженис прежде всего занималась творчеством, и достаточно успешно, но почему-то как раз это порой отходит на второй план.

Не только Дженис, но и других западных людей искусства зачастую выставляют как своего рода пациентов наркологического отделения «дурки» - людей, кажется, ленящихся даже встать с постели.

Однако, на деле их жизнь обычно оказывается значительно более скучной, или, наоборот, более захватывающей – смотря с чьей точки зрения ее рассматривать. У всех бывают срывы, проблемы, однако в подавляющем большинстве успешные люди не соответствуют таблоидному образу карикатурного неудачника и беспробудного пьяницы (наркомана), неспособного самостоятельно даже добраться до туалета.

Дженис Джоплин была «всего лишь» талантливой, или даже гениальной певицей, рано достигшей успеха. И у нее всегда хватало поклонников – ее ценили и как певицу, и как женщину.

«Дженис не назовешь красавицей в привычном смысле слова, но она, несомненно – секс-символ, пусть и в несколько неожиданной упаковке, - писали в журнале Village Voice 22 февраля 1968 года о концерте в нью-йоркском Anderson Theatre. – В ее голосе соединилась душа Бесси Смит, блеск Ареты Франклин, драйв Джеймса Брауна… Взмывая к небесам, этот голос не знает границ и словно бы порождает в себе божественную многоголосицу».

Карьера Дженис началась с того момента, когда ее знакомый Чет Холмс пригласил Джоплин в группу Big Brother & The Holding Company – группу, делами которой управлял он сам.

Будучи одним из руководителей коммуны хиппи Family Dog, Хелмс располагал общественной собственностью – концертным залом Avalon Ballroom – и именно здесь обосновался ансамбль, в составе: Сэм Эндрю (вокал, гитара), Джеймс Герли (гитара), Питер Албин (бас), Дэвид Гетц (ударные) и Дженис Джоплин (вокал).

10 июня 1966 года состоялось первое выступление группы. Певица сразу же сумела завоевать симпатии аудитории и стала местной звездой. Спустя два месяца Big Brother & The Holding Company подписали контракт с независимым лейблом Mainstream Records и отправились в студию записывать дебютный альбом.

Он был выпущен после триумфа Дженис на фестивале в Мотерее в июне 1967-го года, на котором она «привлекла внимание своим необычно сильным и богатым хрипловатым голосом, нервно-энергичной манерой пения».

На фестивале она исполнила композицию «Ball and Chain», и ее выступление стало центральным эпизодом фильма «Monterey Pop», который и по сей день считается шедевром рок-документалистики.

После фестиваля новый менеджер группы Альберт Гроссман обеспечил группе контракт с лейблом Columbia Records. Позже Columbia выкупила права на выпуск дебютного альбома у Mainstream Records. Между прочим, он стал хитом.

Затем было первое турне группы, которое завершилось 7-го апреля большим концертом в Нью-Йорке памяти Мартина Лютера Кинга. Там также, помимо прочих, выступил Джимми Хендрикс.

В марте 1968 года группа приступила к работе над вторым альбомом Cheap Thrills. 12 октября того же года пластинка возглавила списки «Биллборда» и продержалась на вершине 8 недель.

Затем Дженис с гитаристом Сэмом Эндрю покинула Big Brother и основала собственную группу, которая вскоре получила название Janis Joplin & Her Cosmic Blues Band. Этот проект просуществовал год, но при этом Джоплин удалось провести европейское турне, завершившееся триумфальным концертом в лондонском Альберт-холле.

Летом группа выступила на множествах американских фестивалей. Особенно большой успех Дженис имела на знаменитом Вудстоке.

В 1969-ом году Джоплин организовала новый проект The Full Tilt Boogie Band, в основном, из канадских музыкантов. В апреле группа собралась на первую репетицию, а в мае уже начала выступления. Летом 1970-го года Джоплин и The Full Tilt Boogie Band приняли участие в суперзвездном канадском турне вместе с The Band и Grateful Dead.

В сентябре Дженис Джоплин с группой приступила к работе над альбомом Pearl, пригласив в студию продюсера Пола А. Ротшильда, известного работой с The Doors. Альбом был почти закончен – оставалось записать вокал к последнему треку альбома «Buried Alive in the Blues».

Дженис Джоплин должна была придти в студию для записи, однако этого так никогда и не произошло. 4 октября 1970 года после одной из вечеринок Дженис была найдена мертвой в номере отеля «Лэндмарк». Документальные кинокадры большинства выступлений Джоплин были обнародованы лишь спустя тридцать лет после её смерти.

Дженис была очень занятым человеком, и даже ее расписание показывает, что она могла выпивать и принимать наркотики лишь эпизодически. После смерти Дженис многие говорили о том, что ее смерть могла быть результатом чьего-то злого умысла.

На эту тему снят фильм Down on Me (также известный как Beyond the Doors). Отец Дженис предполагал, что она умерла вовсе не от передоза, а «задохнулась ковром», поскольку после смерти ее нашли, уткнувшейся лицом в покрытый смятым ковром пол. Есть сообщения и о том, что нос Дженис был сломан - возможно, это случилось при падении.

Сестра Дженис Лора и автор книги о ней «С любовью, Дженис» отрицает возможность насильственной смерти певицы. Однако она говорит, что в последние шесть месяцев до смерти Дженис абсолютно не употребляла наркотиков. Последний случай приема стал первым за полгода. Однако в крови Джоплин, кроме алкоголя, нашли лошадиную дозу героина.

Очень хочется верить в то, что смерть Джоплин, как говорит ее сестра – действительно трагическая случайность. Однако, также хотелось бы, чтобы такие случайности происходили как можно реже.

Британские медики, изучившие более сотни случаев гибели ведущих музыкантов мира, и прежде всего - США, призвали общественность принять меры, способствующие снижению смертности среди людей этой профессии.

Однако, чтобы принять эти меры, нужно сначала их выработать, а для этого - ясно понять причины гибели этих молодых людей в расцвете таланта и карьеры. А значит, активно продолжать исследования этих самых причин - причем, привлекая не только медицину, но и социологию, психологию и даже экономику.

Дженис Джоплин признана лучшей рок-вокалисткой, лучшей исполнительницей белого блюза, композитором, оказавшим огромное влияние на музыку XX и XXI века. То, на что большинству людей потребовалось бы не менее 60 лет жизни, она успела сделать за 27. В связи с этим, лучшую способность распорядиться своим временем просто невозможно представить.

Джоплин была одним из главных идеологов хипповской сексуальной революции … Она прониклась ее идеями даже как-то «слишком».

Ее можно смело называть первой леди рока и одним из первых настоящих проводников идей хиппи в жизнь. Ее голос рвал уши и сердце. Именно она в свое время провозгласила: «Моя музыка для того, чтобы пробуждать в вас лишь одно желание - заниматься сексом!». Ее жизнь была короткой, яркой, бурной и трагической. Речь, конечно о Дженис Джоплин.

Дженис Лин Джоплин родилась 19 января 1943 года в нефтепромышленном городке Порт-Артур, что в штате Техас. Она была первенцем в семье Сети и Дороти Джоплин. Отец трудился на консервном заводе, мать - секретаршей в бизнес-колледже. Семья была благополучной и вполне зажиточной, а раннее детство Дженис достаточно безоблачным. Маленькой она была очень хорошенькой, и взрослые активно восторгались как ее очаровательной внешностью, так и способностями к рисованию.

А потом внешность стала меняться… Дженис сильно растолстела, ее гладкая прежде кожа покрылась прыщами, а черты лица стали грубыми и невыразительными. Одноклассники дразнили ее и обзывали «свиньей». Да и не только одноклассники. Городок был мал, и отступать, как говорится, было некуда. Девочка возненавидела зеркала и обросла комплексами.

Единственное, что она любила, так это петь, уединившись в каком-нибудь укромном уголке. Хороший голос достался ей от матери, которая в свое время успешно выступала на любительской сцене.

Такая жизнь не могла не выработать в Дженис манеру активного протеста и противопоставления себя всему и вся. Она стала учиться защищаться, создавая себе репутацию человека, которому «все до лампочки». Эта позиция окажет влияние на всю ее дальнейшую жизнь.

При этом в семье, окружении, в городе, да и вообще в штате, существовал жесткий кодекс традиций, которые надлежало соблюдать. Тем сложнее пришлось Дженис, рисковавшей в расистском Техасе выступать в защиту чернокожих, носившей брюки и рубашку, матерившейся и не шедшей ни на какие компромиссы. Все это еще больше отталкивало от нее одноклассников.

Когда ненавистная школа, наконец, закончилась, Джоплин некоторое время выступала в техасских барах и ресторанчиках, зачастую бесплатно или за угощение ужином. Тогда она уже открыла для себя блюз и обрела кумира в лице Бесси Смит. Попутно девушка каталась в соседнюю Луизиану, где пристрастилась к алкоголю. Тамошний возрастной ценз на него, в отличие от Техаса, составлял 18 лет. И Дженис с удовольствием зависала в луизианских ночных клубах.

Некоторое время Джоплин проучилась в техасском университете, но и там ей пришлось терпеть насмешки. Она даже заслужила звание «самой уродливой девушки в кампусе». Тем более что она неукоснительно следовала «кодексам» имиджа хиппи, которые для консервативного американского Юга были еще тогда чрезмерной экзотикой. Она же уже тогда прочно усвоила постулаты своих гуру Керуака и Гинсберга: пусть мир несовершенен, но никто не в силах его изменить, так что будем сегодня веселиться по полной программе.

В конце концов Джоплин сбежала в Сан-Франциско. Этот город очаровал ее еще во время первой юношеской поездки. И началось! Ее жизнь в городе ознаменовалась непрерывной чередой событий: уличные концерты, арест за мелкую магазинную кражу, алкоголь, в результате увлечения которым она однажды была госпитализирована с диагнозом «почечная инфекция», а потом и наркотики. И ладно бы еще травка, но вскоре Джоплин попробовала и мескалин, а потом и более тяжелые наркотики типа ЛСД и секонала. Иногда она могла потерять над собой контроль, выбегая посреди ночи на улицу и кидаясь под машины или колотясь головой о стены. А после эйфории всегда наступала депрессия.

Впрочем, наряду с этим были и творческие успехи. Джоплин присоединилась к одной группе, с которой даже записала свой первый диск. А вот с личной жизнью не заладилось. Ее друг, в квартире которого влюбленная Дженис прожила некоторое время, просто-напросто выкинул ее на улицу. Она плакала и умоляла, но возлюбленный был непреклонен. С тех пор Джоплин решила больше никогда не поддаваться подобным унижениям. И – ударилась в «свободную любовь по полной программе», безо всяких ограничений. «Я могла тогда переспать с кем или даже с чем угодно… Я так и делала. Я спала, сосала, лизала, целовала, курила, кололась и влюблялась», — рассказывала потом Джоплин.

В какой-то момент она пыталась убежать от всего этого и даже возвращалась в родной Порт-Артур, где попыталась стать добропорядочной леди и выйти замуж за «правильного» мужчину. Он был фармацевтом и имел облик приличного господина, ходящего в костюме и галстуке и носящего аккуратную прическу. Как он был не похож на хиппи, окружавших Джоплин! Но в итоге жених не явился на свадьбу.

Неизвестно, что бы с ней стало, если б не ребята из группы Big Brother & The Holding Company, которые уговорили Джоплин вернуться в Сан-Франциско и стать их вокалисткой. Их представитель переспал с Джоплин, чтобы уговорить ее. Этого оказалось достаточно. Позже она всегда будет рассказывать, что «с ней переспали, чтобы сделать ее вокалисткой рок-группы».

На сей раз Джоплин вытянула козырную карту. Группа блистательно выступила на знаменитом рок-фестивале в Монтерее в 1967 году. В этом же году Big Brother & The Holding Company выпустили свой первый альбом с одноименным названием – «Big Brother And The Holding Company», — сразу занявший верхние строчки в хит-парадах, а Дженис Джоплин постепенно стала приобретать статус национальной знаменитости.

Тогда, на фестивале в Монтерее, она встретилась с Джимми Хендриксом. Они мгновенно «поняли друг друга». У обоих на лицах лежала печать «прожигателей» жизни и людей, жаждущих секса.

Они провели ночь, потом встретились несколько раз, но через месяц расстались. Джоплин не очень понравилась манера Хендрикса просто-напросто… лупить своих партнерш. То, что осталось у Джоплин от связи с Хендриксом, – это первый опыт по употреблению героина… Дальше она продолжит этот опыт.

Был у нее роман и с Джимом Моррисоном. Но связь эта была своеобразной. Пара мирилась только в постели, все остальное время проводя в скандалах.

А как странно произошла ее встреча с Эриком Клэптоном. Однажды, в поисках сексуального удовлетворения, Джоплин приказала своему секретарю привести ей первого симпатичного парнишку, которого тот встретит на улице… Парнишкой оказался Эрик Клэптон.

Да, Джоплин была, пожалуй, одним из главных идеологов хипповской сексуальной революции…. Она прониклась ее идеями даже как-то «слишком».

Помимо многочисленных любовных связей с мужчинами, порой Дженис наслаждалась сексом и с дамами, а иногда прибегала к групповым оргиям, на которых присутствовали представители обоих полов. За всем этим, разумеется, крылись глубокие комплексы и скрытые причины. Однажды она бросила в сердцах: «Я такая звезда, а со мной даже и переспать никто не хочет».

На самом деле, это не совсем соответствовало истине… Просто, несмотря на огромное количество партнеров, большинство из них случались в ее жизни «одноразово». А еще у нее было много сексуальных страхов — Джоплин до ужаса боялась отказа, опасалась излишней близости, из страха, что партнер использует ее ради выгоды… И в любом случае имитировала сильный оргазм, полагая, что отсутствие оного — только ее личная проблема и вина…

Свои комплексы она пыталась скрыть за яркими, публичными и веселыми рассказами о своих сексуальных приключениях и победах. Например, после длительной железнодорожной поездки Джоплин сообщила общественности, что в поезде было 365 мужчин, а ей удалось переспать лишь с 65 из них. Тем не менее, имелись и серьезные связи. Например, серьезный любовный роман с певцом кантри Джо Мак Дональдом продолжался аж 4 месяца.

Алкоголь и наркотики Джоплин употребляла так же открыто, как и рассказывала о своих сексуальных утехах. Она даже настаивала на том, чтобы одна из фирм, производящая алкогольные напитки, подарила ей шубу за бесплатную рекламу их продукции. А когда ее призывали не злоупотреблять наркотиками, смело отвечала: «Все равно я никогда не доживу до 30 лет».

Но она была безумно талантлива и поднималась все выше по лестнице славы, которая, порой, неизвестно куда ведет. В сентябре 1968 года группа выпустила новый альбом «Cheap Trills» — считающийся лучшим альбомом группы.

Дженис рассталась с «Big Brother» и начала сольную карьеру. Создала новую группу Kozmic Blues, поначалу прохладно принятую в США и очень горячо — в Европе. Группа выпустила успешный альбом «I Got Dem Ol’ Kozmic Blues Again Mama!», а в августе 1969 года приняла участие в знаменитом рок-фестивале в Вудстоке. Потом Джоплин создала новую группу «Full Tilt Boogie Band», с которой активно начала работать над новым альбомом.

Тогда, в самом конце 1960-х, в ней начало что-то неотвратимо меняться. Вдруг она ощутила, что ей не слишком нравится имидж заводной и отвязной наркоманки. Вдруг заговорила об опасности героина. И тут она оказалась заложницей собственного имиджа: публика привыкла видеть ее такой, какой привыкла ее видеть, и ждала от нее прежнего «сгорания» и полного «выкладывания» на сцене, а для этого Джоплин приходилось принимать прежние допинги. Она даже верила, что лишь героин помогает ей сохранить нужную форму на концертах и репетициях.

В этот же период с Дженис произошла еще одна перемена. Она заявила, что мечтает о тихой семейной жизни. У нее даже завелся серьезный роман. Правда, кандидата она выбрала не слишком-то подходящего.

Сет Морган был дилером. С Джоплин познакомился, когда доставлял ей кокаин. Она верила, что именно с ним обретет счастье и мечтала о новой светлой жизни, в которой они оба забудут про наркотики, а она порвет с рок-н-роллом. Правда, Морган не торопился жениться. История с ним занимала все мысли Дженис, она даже не посетила ни одного занятия на курсах драматического искусства, куда незамедлительно записалась после того, как режиссер Джек Николсон предложил ей роль в фильме. А ведь она так мечтала о кино!

А потом Морган попал в аварию на мотоцикле. Он выжил, но авария высветила перед Джоплин одну неприятную подробность — в поездке с ее женихом находилась другая девушка…

И все-таки Дженис продолжала работать и успела завершить свой последний альбом Pearl – «Жемчужина», названный так по прозвищу, данному, вопреки всем ее прежним обидным школьным и институтских прозвищам, одним из ее друзей. Эта была лебединая песня.

4 октября 1970 года тело Дженис Джоплин было найдено в Landmark Motor Hotel в Голливуде. Она лежала на ковре лицом вниз. Говорят, в тот вечер она купила героин у незнакомого наркоторговца, но не рассчитала дозу. Впрочем, это лишь одна из версий. Следователь утверждал, что это самоубийство, а друзья певицы всячески отвергали эту версию.

Ей было 27 лет… До 30 она так и не дожила, как и предрекала. Впрочем, и за столь короткий срок она успела очень многое, оставив свой огромный след в истории мирового рока.

Прах Джоплин был развеян над Калифорнией. А работа над альбомом была завершена членами ее группы. Альбом Pearl вышел в свет в январе 1971 года.