Тор зрк зенитно-ракетный комплекс малой дальности фото. Тор (зенитный ракетный комплекс) Тор м2 зенитный ракетный комплекс характеристики

ТОР зрк зенитно-ракетный комплекс малой дальности фото , качественный технологический рост средств воздушного нападения - включая новые тактические истребители, боевые вертолеты, высокоточное оружие, цифровые автоматизированные системы управления - дал мотивацию и возможность также и для развития средств защиты.
На рубеже 1960-1970-х годов в СССР развернулись работы над войсковыми комплексами и системами ПВО второго поколения. Для замены ЗРК «Оса» дивизионного звена разрабатывался зенитный ракетный комплекс (система) малой дальности «Тор». Он должен был работать вплоть до предельно малых высот, в сложной помеховой обстановке, обладать автономностью, вездеходностью и подвижностью, равной колоннам частей, которые будет прикрывать, а также минимальным временем реакции.
ЗРК (ЗРС) 9К330 «Тор» вооружались зенитные ракетные полки мотострелковых и танковых дивизий. Полк включал командный пункт и четыре зенитные батареи, каждая в составе четырех боевых машин и батарейного командного пункта. Батареи должны были работать автономно либо под централизованным управлением начальника ПВО дивизии или командира зенитного ракетного полка.

ЗРК «Тор» принят на вооружение в 1986 году, комплексу получил индекс 9К330, зенитная управляемая ракета - 9М330, индекс 9А330 соответствовал боевой машине, шасси было унифицировано с ЗПРК «Тунгуска»

Рождение ТОРа зрк зенитно-ракетного комплекса малой дальности фото
Разработка "ТОР " началась в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 4 февраля 1975 года. Головным разработчиком стал Научно-исследовательский электромеханический институт (г. Москва, с 1983-го - НПО «Антей»), главным конструктором комплекса - В. П. Ефремов, боевой машины - И. М. Дризе. Зенитную управляемую ракету с командной системой наведения разрабатывало МКБ «Факел» (г. Химки МО) под руководством П. Д. Грушина, главный конструктор ракеты - В. В. Коляскин.
«Тор» проходил испытания с декабря 1983-го по декабрь 1984 года и принят на вооружение 19 марта 1986 года. ГРАУ присвоило

  • комплексу индекс 9К330
  • ЗУР - 9М330
  • боевой машине - 9А330.

Серийное производство ЗУР организовали на Кировском машиностроительном заводе им. XX парт-съезда, боевые машины строил Ижевский электромеханический завод на гусеничном шасси производства Минского тракторного завода. В США и НАТО «Тор» получил обозначение SA-15 «Латная рукавица» Gauntlet.
Состав и устройство ТОР зенитно-ракетный комплекс малой дальности фото .
Боевые средства комплекса (системы) собраны на одном гусеничном шасси ГМ-355. Боевая машина 9А330 со скоростью хода до 65 км/ч в своем составе имеет станцию обнаружения цели (СОЦ) и станцию наведения (СН) - обе на основе когерентно-импульсных РЛС сантиметрового диапазона, - ЭВМ, пусковое устройство ЗУР. Твердотопливная одноступенчатая ЗУР 9М330 выполнена по схеме «утка» со складными крылом и рулями, оснащена автопилотом с приводами рулей, радиоблоком, осколочно-фугасной боевой частью, активным радиовзрывателем, размещена в транспортно-пусковом контейнере. Старт ракеты - вертикальный с помощью пороховой катапульты, после старта газодинамическое устройство в хвостовой части обеспечивает склонение ракеты в сторону цели, затем включается маршевый двигатель. Детальное видео ночных стрельб зенитными управляемыми ракетами, ходовые испытания, полигон Капустин Яр, стрельба по беспилотному летательному аппарату БПЛа ночью смотрим на видео.

СОЦ осуществляет круговой обзор пространства, дальность обнаружения ею - 25-27 км, зависшего - 13-20 км, что важно засечка - до 15 км.

пусковой контейнер ЗРК с зенитными управляемыми ракетами 9М330, масса модуля чуть более 1 тонны

СН с фазированной антенной решеткой (ФАР) по сигналу целеуказания от вычислительной системы производит захват цели на автосопровождение, определяет момент запуска и выдает команду на запуск ЗУР, сопровождает ЗУР в процессе наведения. Управляющие команды передаются на ЗУР по радиоканалу через ту же ФАР. СН наводит на цель до двух ЗУР. Также с СН на ЗУР выдаются значения задержки срабатывания радиовзрывателя - в зависимости от скорости сближения ракеты с целью, что повышает вероятность поражения цели.
Одновременно с принятием ЗРК (ЗРС) «Тор» на вооружение было выдано задание на его модернизацию.
Модернизации ТОР зрк зенитно-ракетный комплекс малой дальности
Головным исполнителем работ по модернизации комплекса было НПО «Антей». Модернизированный 9К331 «Тор-М1» проходил госиспытания в марте - декабре 1989 года, принят на вооружение в 1991-м.

Модернизированный 9К331 «Тор-М1» принят на вооружение в 1991 г

Среди его существенных отличий:

  • - ЗУР 9М331 с повышенным поражающим действием боевой части;
  • - сменный ракетный модуль на четыре ЗУР (создан Кировским машиностроительным производственным объединением им. XX партсъезда), позволивший ускорить перезаряжание боевой машины;
  • - боевая машина 9А331 на шасси ГМ-5955 Мытищинского М3;
  • - двухпроцессорная вычислительная система;
  • - возможность одновременного обстрела двух целей;
  • - новые алгоритмы селекции ложных целей и выбора наиболее опасных целей, повышенная помехозащищенность СОЦ и точность работы СН, улучшенный индикатор командира;
  • - автоматическое сопровождение низколетящих целей с помощью телевизионно-оптического визира;
  • - наличие в составе системы самоходного батарейного командирского пункта 9С737 «Ранжир» разработки НИИСА (г. Жуковский).

Дальнейшие работы привели к созданию комплекса 9К332 «Тор-М2», «Тор-М2КМ» и экспортному варианту «Тор-М2Э».

ЗРК «Тор-М2», принятый на вооружение в 120-й зенитно-ракетной бригаде в городе Барановичи в Белоруссии, во время смотра. 2011 год.

Рабочие места зенитно-ракетного комплекса малой дальности ТОР-М2

ЗРК «Тор-М2У» во время генеральной репетиции военного парада в честь Дня Победы. Красная площадь, Москва, 2014 год

комплекс ЗРК 9К332 «Тор-М2 фото

Стрельбы ЗРК «Тор-М2У», производства завода из Ижевска «Купол»

Модификации «Тор» поставлялись в Азербайджан, Белоруссию, Венесуэлу, Грецию, Египет, Иран, КНР.

ТОР 2МЭ одна из модификаций ЗРК с повышенной эффективностью (относительно тора м1) предназначена для поставок на экспорт

На текущий момент завод "Купол" входящий в концерн "Алмаз-Антей", ведет работы по созданию морской версии ЗРК малой дальности типа "Тор-М2У" не путать с "Кинжалом". Предполагается что комплекс сможет размещаться на кораблях различного водоизмещения.

Один из предполагаемых вариантов расположения ЗРК "Тор" на корабле

Необходимо отметить, всего за время производства изготовлено около 240 ЗРК ТОР зенитно-ракетных комплексов малой дальности фото ,

  • более 120 единиц находится на вооружении Российской армии,
  • следующей по насыщенности идет народная армия Китая около 60 единиц (количество нелицензионных копий, получивших наименование «Хунци-17», наверное не знает никто ), что интересно, Китай выиграл тендер на создание системы ПРО Турции, догадайтесь на чьих разработках будет строится эта система.
  • 30 комплексами ЗРК обладает ИРАН и 21 Греция. Ирану же принадлежит и печальный опыт применения ТОРа, по собственному самолету, сбитому после того как тот залетел в запретную 20 километровую зону вокруг АЭС.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МОДИФИКАЦИИ ЗРК (ЗРС) «ТОР»
Модификация «Тор» «Тор-М1» «Тор-М2»
Дальность поражения целей, м:
- максимальная 12 000 12 000 12 000
-минимальная 1500 1500 1000-1500
Высота поражения целей, м:
- максимальная 6000 6000 10 000
- минимальная 10 10 10
Максимальная скорость цели, м/с 700 700 700-900
Канальность по цели 1 2 4
Система наведения радиокомандная
Количество ЗУР на одной машине 8 8 8
Тип ЗУР 9М330 9М331 9М331
Стартовая масса ЗУР, кг 165 165 165
Масса боевой части, кг 14,8 14,8 14,8
Тип боевой части осколочно-фугасная
Тип двигателя двухрежимный РДТТ
Длина ЗУР, мм 2898 2898 2898
Диаметр корпуса ЗУР, мм 235 235 235
Размах крыла, мм 650 650 650
Скорость полета ЗУР, м/с 700-800 700-850 700-850
Количество ЗУР на пусковой установке 8 8 8
Боевой расчет, чел. 4 4 3
Время реакции, с
  • (с позиции)
  • (с короткой остановки)
7,4 (с позиции) 9,7 (с короткой остановки) 4-8
Способ перезаряжения боевой машины ОДИНОЧНЫМИЗУР ракетными модулями по 4 ЗУР ракетными модулями по 4 ЗУР
Время перезаряжания, мин 30 20 18

Новейшая разработка ОАО «Концерн ПВО «Алмаз – Антей» и входящего в него ОАО «Ижевский электромеханический завод «Купол» – ЗРК «Тор-М2КМ» с боевыми и техническими средствами в модульном исполнении. Он обладает высокой надежностью и эффективностью в борьбе с активно маневрирующими воздушными целями, управляемыми и планирующими авиационными бомбами, противорадиолокационными, управляемыми и крылатыми ракетами, беспилотными летательными аппаратами, самолетами и вертолетами.

Комплекс оснащен современными вычислительными средствами и РЛС, позволяющими обнаруживать до 144 отметок целей, одновременно сопровождать до 20 (в режиме «звено») наиболее опасных целей и обеспечивать одновременное поражение четырех из них.

Автомобиль Тата с автономным боевым модулем комплекса «Тор-М2КМ» на марше

«Тор-М2КМ» – модульный комплекс, который обеспечивает размещение автономного боевого модуля (АБМ) и технических средств на любых автомобильных шасси, полуприцепах, прицепах, других платформах соответствующей грузоподъемности, а также в стационарном варианте . АБМ, в котором размещены вся специальная аппаратура, вычислительный комплекс, радиолокационные и оптические средства, ракетное вооружение, операторский отсек, система автономного и дополнительного электропитания с собственным запасом топлива, системами жизнеобеспечения, вентиляции и кондиционирования, устанавливается на автомобильное шасси и другие платформы при помощи трех специальных быстросъемных кронштейнов.

Конструкция кронштейнов позволяет быстро производить перестановку АБМ с одной платформы на другую, что занимает не более 10 минут и осуществляется обычным 25-тонным краном. Существует лишь одно ограничение – технические характеристики платформ должны соответствовать следующим требованиям: грузоподъемность – не менее 20 т, ширина – не менее 2500 мм и длина – не менее 7100 мм.

Для технических средств – транспортно-заряжающей машины, мастерской техобслуживания, группового комплекта ЗИП, батарейного командного пункта – достаточно грузоподъемности 5-8 т, ширины –2500 мми длины –6000 мм.

Пуск зенитной ракеты комплекса «Тор-М2КМ» с автономного боевого модуля, размещенного на базе автомобиля Тата индийского производства

АБМ не связан с платформой ни механическими или гидравлическими приводами, ни энергетическими системами . У него имеется собственный источник питания в виде газотурбинного агрегата (ГТД), который обеспечивает выработку электроэнергии требуемых параметров и мощности. Время выхода на рабочий режим ГТД составляет не более 60 секунд. Общее время приведения АБМ в боевую готовность – не более 3 минут.

В качестве дополнительного источника электропитания в модуле впервые применен электростатический преобразователь, который преобразует электроэнергию трехфазного напряжения 380 В и частотой 50 Гц, поступающую от любого внешнего источника, в электроэнергию трехфазного напряжения 220 В и частотой 400 Гц.

ЗРК «Тор-М2КМ», размещенный на серийном автомобильном шасси индийской компании Тата Motors, был показан на Международном авиасалоне МАКС-2013 . Тем самым мы продемонстрировали, что «Купол» разработал и изготовил зенитный ракетный комплекс, боевые и технические средства которого могут размещаться на любых автомобильных шасси и других платформах по желанию заказчика.

Предусмотрена также возможность размещения АБМ на крышах зданий и сооружений, на труднодоступных площадках, прицепах, полуприцепах, на железнодорожных платформах и даже на малотоннажных судах. Это позволяет значительно расширить функциональность комплекса, обеспечить противовоздушную оборону различных воинских соединений, кораблей и судов разных видов и родов вооруженных сил, важнейших государственных, военных и промышленных объектов, крупных городов (мегаполисов), обеспечить надежную защиту от воздушных террористов крупных международных спортивных мероприятий, например, Олимпийских игр или чемпионатов мира по футболу.

Автономный боевой модуль ЗРК «Тор-М2КМ» в полностью снаряженном состоянии весит не более 15 т , что обеспечивает его транспортировку на внешней подвеске тяжелого транспортного вертолета Ми-26Т или его зарубежных аналогов. Таким образом, АБМ может быть доставлен и установлен в самых труднодоступных местах: на господствующих высотах, крышах зданий и сооружений, где обеспечит надежную защиту объектов от любых средств воздушного нападения, вошедших в 15-километровую зону поражения комплекса.

Весь процесс боевой работы ЗРК «Тор-М2КМ» полностью автоматизирован , человек лишь выбирает для уничтожения 1 (первую) из 10 целей, предложенных ему машиной, которая берется машиной на автосопровождение, остальные 3 цели, находящиеся в секторе 30°, машина находит автоматически и тоже берет на автосопровождение, уже без участия человека. По готовности пуска ЗУР командир четыре раза нажимает кнопку «Пуск».

Четыре зенитные управляемые ракеты (ЗУР) автоматически наводятся на четыре сопровождаемые цели. В точках встречи ракет и целей производится подрыв боевых частей ракеты. Таким образом, все четыре воздушные цели оказываются поражены. После поражения первой цели освобождаются целевой и ракетный каналы, машина автоматически осуществляет поиск следующей цели, автоматически берет ее на сопровождение и по готовности пуска ЗУР командир нажимает кнопку «Пуск». Этот процесс повторяется по мере освобождения целевых и ракетных каналов автоматически до тех пор, пока в воздухе будут цели, а в АБМ – ракеты.

Боевое снаряжение ЗУР содержит осколки сложной геометрической формы, изготовленные из специального высокоплотного сплава (вольфрам-никель-железо), что обеспечивает высочайшую пробивную способность осколка и практически полностью исключает возможность рикошета. Малые ошибки в точке встречи, адаптация радиовзрывателя к типу воздушной цели в сочетании со специальным боевым снаряжением ЗУР обеспечивают комплексу высокую вероятность поражения всех типов воздушных целей. Вероятность поражения одной ракетой одной цели составляет не ниже 0,98 .

Зенитный ракетный модуль обеспечивает транспортировку, хранение и пуск четырех ЗУР. В каждом АБМ находится по два зенитных ракетных модуля. Транспортно-заряжающий модуль, средства технического обслуживания и ремонта, групповой комплект ЗИП и тренажер комплекса, размещенные в унифицированных кузовах-контейнерах, могут быть установлены на автомобильное шасси, аналогичное шасси АБМ, или на любые автомобильные шасси, полуприцепы и прицепы по желанию заказчика.

ЗРК «Тор-М2КМ» оснащен навигационной системой ГЛОНАСС/GPS , разработанной российской компанией «Навис». Она не только с очень высокой точностью определяет местоположение комплекса, но и обеспечивает измерение угловых параметров АБМ в разных плоскостях. От расчета при этом не требуется наличие геодезических навыков, которые были необходимы при использовании приборов предыдущего поколения. Безусловно, применение нового оборудования и расширение функциональных задач потребовало внесения определенных изменений и в программное обеспечение АБМ.

В октябре-ноябре2013 г. на полигоне Министерства обороны РФ Капустин Яр прошли испытания ЗРК «Тор-М2КМ» с боевыми и техническими средствами в модульном исполнении, размещенными на автомобильном шасси автомобиля Тата индийского производства. В ходе испытаний были полностью подтверждены все заявленные тактико-технические характеристики, в частности, боевые возможности комплекса по поражению целей на дальней границе зоны поражения15 км, летящих со скоростью 700 м/с, а также целей, летящих с курсовым параметром более6 кмна дальности12 км.

Была подтверждена всепогодность, всесуточность комплекса и его ходовые качества. Кроме того, в процессе испытаний было проверено взаимодействие в группировке, состоящей из АБМ, транспортно-заряжающего модуля 9Т244К, РЛС дежурного режима «Каста-2Е2» и унифицированного батарейного командного пункта «Ранжир-МК». ЗРК «Тор-М2КМ» с честью выдержал все испытания.

Вариант размещения модуля комплекса «Тор-М2КМ» на корвете

В настоящее время ОАО «ИЭМЗ «Купол» совместно с ОАО «Северное ПКБ» и ОАО «Зеленодольское ПКБ», входящих в состав ОАО «Объединенная судостроительная корпорация», при участии НИИ кораблестроения и вооружения ВМФ РФ проводятся работы по размещению ЗРК «Тор-М2КМ» (ЗРК «М-Тор») на различных кораблях российского флота.

Использование на кораблях новейшего зенитного ракетного комплекса малой дальности ЗРК «Тор-М2КМ» (ЗРК «М-Тор») позволит значительно повысить обороноспособность как одиночных кораблей, так и их группировок от ударов высокоточного оружия: противокорабельных ракет, крылатых ракет различного типа, противорадиолокационных ракет, управляемых авиационных бомб, а также вертолетов и самолетов палубной и тактической авиации противника.

Работы по созданию зенитного ракетного комплекса «Тор» (9К330) были начаты в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 04.02.1975 в кооперации, которая сложилась при разработке зенитного ракетного комплекса «Оса». Работы были закончены в 1983 году. Как и при разработке комплексов «Оса» и «Оса-М», параллельно с разработкой комплекса для Сухопутных войск развернули работы по корабельному комплексу «Кинжал», частично унифицированному с ним.

За полтора десятилетия, которые прошли от начала разработки ЗРК «Оса», изменились не только задачи, стоящие перед войсковыми зенитными ракетными комплексами, но и возможности их решения.

Кроме решения традиционной задачи по борьбе с пилотируемой авиацией, войсковые зенитные ракетные комплексы должны были обеспечить уничтожение авиационных средств поражения – планирующих авиабомб типа «Уоллай», ракет класса «воздух-земля», крылатых ракет типа ALCM и ASALM, ДПЛА (дистанционно-пилотируемых летательных аппаратов) типа BGM-34. Для эффективного решения данных задач требовалась автоматизация всего процесса боевой работы, использования более совершенных РЛС.

Изменившиеся воззрения на характер вероятных боевых действий стали причиной того что требования по возможности преодоления войсковыми ЗРК водных преград вплавь были сняты, однако была определена потребность в обеспечении для всех составляющих данных зенитных ракетных комплексов одинаковой скорости и степени проходимости с БМП и танками прикрываемых частей. Учитывая данные требования и необходимость увеличения боекомплекта зенитных управляемых ракет, осуществлялся переход дивизионного комплекса с колесного шасси на более тяжелое гусеничное.

Схема вертикального запуска ракет отработанная при разработке ЗРС С-300 позволила реализовать аналогичное тех. решение в зенитном ракетном комплексе «Тор», вертикально разместив 8 управляемых ракет по оси башни БМ, защитив их от поражения осколками бомб и снарядов, а также неблагоприятных погодных воздействий.

Головным разработчиком зенитного ракетного комплекса «Тор» определили НИЭМИ МРП (ранее НИИ-20 ГКРЭ). Ефремов В.П. был назначен главным конструктором комплекса в целом, а Дризе И.М. – боевой машины 9А330 данного комплекса. Разработкой зенитной управляемой ракеты 9М330 для «Тор» занималось МКБ «Факел» МАП (ранее ОКБ-2 ГКАТ). Руководил данной работой Грушин П.Д. К разработке ЗУР и боевых машин, средств тех. обеспечения и обслуживания привлекались и другие организации промышленности.

В состав боевой машины 9А330 входили :
— станция обнаружения целей (СОЦ) с системами стабилизации основания антенны и опознавания государственной принадлежности;
— станция наведения (СН), с каналом координатора захвата зенитной управляемой ракеты, двумя ракетными каналами и одним целевым каналом;
— специальная ЭВМ;
— пусковое устройство, которое обеспечивает вертикальный поочередный старт 8 управляемых ракет, размещенных на боевой машине, и аппаратура различных систем (стартовой автоматики, топопривязки и навигации, документирования процесса боевой работы, функционального контроля боевой машины, жизнеобеспечения, автономного электропитания в которой использован газотурбинный электрогенератор).

Все указанные тех. средства размещались на самоходном гусеничном шасси имеющем высокую проходимость. Шасси было разработано Минским тракторным заводом ГМ-355, и было унифицированным с шасси зенитного пушечно-ракетного комплекса «Тунгуска». Вес боевой машины, включая восемь управляемых ракет и боевой расчет из 4 человек, составлял 32 тонны.

Боевая машина 9А331-1 на репетиции парада победы в Москве

Станция обнаружения целей (СОЦ) – когерентно-импульсная радиолокационная станция кругового обзора сантиметрового диапазона, имеющая по углу места частотное управление лучом. Парциал (луч) шириной 1,5 градуса по азимуту и 4 градуса по углу места мог занимать в угломестной плоскости восемь положений, перекрывая таким образом сектор в 32 градуса. По углу места мог производиться одновременный обзор в трех парциалах.

Для установки очередности обзора по парциалам служила специальная программа ЭВМ. Основным режимом работы предусматривался темп обзора зоны обнаружения в течение 3 секунд, причем нижнюю часть зоны просматривали два раза. При необходимости мог обеспечиваться обзор пространства в трех парциалах со скоростью 1 секунда. Отметки с координатами 24-х обнаруженных целей были завязаны в трассы (до 10 трасс одновременно).

На индикатор командира выводились цели в виде точек с векторами, характеризующими направление и величину скорости ее движения. Около них отображались формуляры, которые содержали номер трассы, номер по степени опасности (определялась минимальным временем вхождения в зону поражения), № парциала, в котором находится цель, а также признак производимой в данный момент операции (поиск, сопровождение и так далее). Во время работы в сильных пассивных помехах для СОЦ предусматривалась возможность бланкирования сигналов из направления забитого помехами и участка расстояния до целей. При необходимости существовала возможность введения в ЭВМ координаты цели находящейся в секторе бланкирования для выработки целеуказания за счет ручной накладки маркера на цель прикрытую помехами и ручного «скалывания» отметки.

Разрешающая способность станции обнаружения по азимуту была не хуже 1,5-2 градуса, по углу места – 4 градуса и 200 м – по дальности. Максимальная ошибка определения координат цели составляла не более половины величин разрешающей способности.

Станция обнаружения целей при коэффициенте шума приемника 2-3 и мощности передатчика 1,5 кВт обеспечивала обнаружение летящих на высотах 30-6000 метров самолетов F-15, на дальностях до 27 км с вероятностью минимум 0,8. Беспилотные средства воздушного нападения на дальностях 9000-15000 м обнаруживались с вероятностью 0,7. Вертолет с вращавшимся винтом, находящийся на земле, обнаруживался на дальности 7 км с вероятностью от 0,4 до 0,7, зависавший в воздухе на дальности 13-20 километров с вероятностью от 0,6 до 0,8, а осуществлявший подскок на высоту 20 метров с земли на дальности в 12 тыс. м с вероятностью минимум 0,6.

Коэффициент подавления сигналов отраженных от местных предметов в аналоговых каналах приемной системы СОЦ 40 дБ, в цифровом канале – 44 дБ.

Защиту от противорадиолокационных ракет обеспечивало их обнаружение и поражение собственными зенитными управляемыми ракетами.

Станция наведения — когерентно-импульсная радиолокационная станция сантиметрового диапазона с малоэлементной ФАР (фазированная антенная решетка), формировавшей по углу места и по азимуту луч шириной 1 градус и обеспечивавшей электронное сканирование в соответствующих плоскостях. Станцией обеспечивался поиск цели по азимуту в секторе 3 градуса и по углу места 7 градусов, автосопровождение по трем координатам одной цели моноимпульсным методом, запуск одной или двух зенитных управляемых ракет (с интервалом 4 секунды) и их наведение.

Передача на борт управляемой ракеты команд осуществлялась за счет единого передатчика станции через фазированную антенную решетку. Этой же антенной за счет электронного сканирования луча обеспечивалось одновременное измерение координат цели и 2 управляемых ракет наводимых на нее. Частота обращения луча к объектами – 40 Гц.

Разрешающая способность станции наведения по углу места и по азимуту не хуже — 1 градус, по дальности — 100 метров. Среднеквадратические ошибки автосопровождения истребителя по углу места и по азимуту составляли не более 0,3 д. у., по дальности – 7 м и по скорости – 30 м/с. Среднеквадратические ошибки сопровождения управляемых ракет по углу места и по азимуту были того же порядка, по дальности – од 2,5 метров.

Станция наведения при чувствительности приемника 4 x 10-13 Вт и средней мощности передатчика 0,6 кВт обеспечивала дальность перехода на автоматическое сопровождение истребителя, равную 20 километров с вероятностью 0,8 и 23 километрам с вероятностью 0,5.

Ракеты в ПУ боевой машины находились без транспортных контейнеров и запускались при помощи пороховых катапульт вертикально. Конструктивно антенное и пусковое устройства боевой машины объединялись в антенно-пусковое устройство, которое вращалось относительно вертикальной оси.

Твердотопливная зенитная управляемая ракета 9М330 выполнялась по схеме «утка» и оснащалась устройством, которое обеспечивало газодинамическое склонение. В ЗУР применялись складные крылья, раскрывающиеся и фиксирующиеся в полетные положения после запуска ракеты. В транспортном положении правые и левые консоли были сложены навстречу друг другу. 9М330 оборудовалась активным радиовзрывателем, радиоблоком, автопилотом с приводами рулей, осколочно-фугасной боевой частью с предохранительно-исполнительным механизмом, имела систему электропитания, систему газодинамических рулей на стартовом участке и газопитания рулевых приводов на маршевом участке полета. На внешней поверхности ракетного корпуса размещались антенны радиоблока и радиовзрывателя, а также монтировалось пороховое катапультирующее устройство. В боевую машину ракеты загружались при помощи транспортно-заряжающей машины ЗРК.

Ракета при старте выбрасывалась со скоростью 25 м/с катапультой вертикально. Склонение управляемой ракеты на заданный угол, направление и величина которого вводилась со станции наведения в автопилот перед стартом, осуществлялось до пуска ракетного двигателя в результате истечения продуктов сгорания спец. газогенератора через 4 двухсопловых блока газораспределителя, смонтированного у основания аэродинамического руля. В зависимости от углов поворота руля перекрываются газоходы, ведущие к соплам направленным противоположно. Объединение газораспределителя и аэродинамического руля в единый блок дало возможность исключить использование спец. привода для системы склонения. Газодинамическим устройством ракета заклоняется в нужном направлении, а потом приостанавливает ее поворот перед включением твердотопливного двигателя.

Запуск двигателя управляемой ракеты осуществлялся на высоте от 16 до 21 метра (или по истечении заданной задержки в одну секунду от старта, или по достижении 50 градусов угла отклонения ракеты от вертикали). Таким образом, весь импульс твердотопливного ракетного двигателя расходуется на придание ЗРУ скорости в направлении цели. Набор скорости ракеты начинался после запуска. На дальности 1500 м скорость составляла 700-800 метров в секунду. С дальности 250 метров начинался процесс командного наведения.

В связи с широким разбросом параметров движения целей (по высоте – 10-6000 м и по скорости – 0-700 м/с) и линейных размеров (от 3 до 30 метров) для оптимального накрытия осколками боевой части высоколетящих целей на борт управляемой ракеты со станции наведения выдавались параметры задержки срабатывания радиовзрывателя, которые зависят от скорости сближения ракеты и цели. На малых высотах обеспечивалась селекция подстилающей поверхности, а также срабатывание радиоврывателя исключительно от цели.



Стартовый вес зенитной управляемой ракеты 9М330 – 165 кг (включая массу боевой части – 14,8 кг), диаметр корпуса -235 мм, длина ракеты — 2898 мм, размах крыла — 650 мм.

Разработка комплекса несколько задержалась в связи с трудностями в разработке гусеничного шасси. Совместные испытания зенитного ракетного комплекса «Тор» проходили на Эмбенском полигоне (руководитель Унучко В.Р.) в период с декабря 1983 по декабрь 1984 года под руководством комиссии, возглавляемой Асадулиным Р.С. ЗРК приняли на вооружение постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 19.03.1986.

Комплекс «Кинжал» частично унифицированный с комплексом «Тор» поступил на вооружение спустя еще 3 года. К этому времени на протяжении почти десяти лет в море корабли, для которых был предназначен данный комплекс, выходили практически безоружными.

Серийное производство БМ 9А330 организовали на Ижевском электромеханическом заводе МРП, зенитной управляемой ракеты 9М330 — на Кировском машзаводе им. XX съезда партии МАП, гусеничных шасси – на Минском тракторном заводе МСХМ.

Комплексом обеспечивалось поражение цели, летящей на высотах 0,01-6 км, со скоростью 300 метров в секунду, в диапазоне дальностей 1,5..12 километров при параметре до 6000 м. Максимальная дальность поражения при скорости цели 700 м/с уменьшалась до 5000 м, диапазон высот поражения сужался 0,05-4 км, а параметр до 4000 м. Эффективность поражения самолетов одной зенитной управляемой ракетой составляла 0,3-0,77, вертолетов — 0,5-0,88, дистанционно-пилотируемых летательных аппаратов – 0,85-0,955.

Время перевода из походного в боеготовое положение – 3 минуты, реакции комплекса составляло от 8 до 12 с, заряжания боевой машины при помощи транспортно-заряжающей машины – до 18 минут.

Организационно зенитные ракетные комплексы «Тор» сводили в зенитные ракетные полки дивизий. В состав полков входили командный пункт полка, четыре зенитных ракетных батарей (состоящих из 4 боевых машины 9А330, батарейного командирского пункта), подразделений обслуживания и обеспечения.

Батарейным командирским пунктом временно служили пункты управления ПУ-12М, в качестве командного пункта полка – ПУ-12М или машина боевого управления МП22 и машина сбора и обработки информации МП25 разработанные в составе средств АСУВ (автоматизированная система управления войсками) фронта и также входившие в комплект средств автоматизированного ПУ начальника противовоздушной обороны дивизии. С командным аунктом полка сопрягалась радиолокационная станция обнаружения П-19 или 9С18 («Купол») входящая в состав радиолокационной роты полка.

Основной вид боевой работы зенитного ракетного комплекса «Тор» – автономная работа батарей, однако не исключалось централизованное или смешанное управление данными батареями командиром зенитно-ракетного полка и начальником ПВО дивизии.

Одновременно с принятием зенитного ракетного комплекса «Тор» на вооружение начались работы по модернизации ЗРК.



Доработкой существовавших и разработкой новых средств зенитного ракетного комплекса, получившего инд. «Тор-М1» (9К331) занимались:
— Научно-исследовательский электромеханический институт Минрадиопрома (ведущее предприятие научно-производственного объединения «Антей») — головной по зенитному ракетному комплексу «Тор-М1» в целом (Ефремов В.П. – главный конструктор) и боевой машине 9А331 (мод. 9А330) – зам. главного конструктора комплекса и главный конструктор БМ 9А331 – Дризе И.М.;
— ПО «Ижевский электромеханический завод» Минрадиопрома — по конструктивной доработке БМ;
— Кировское машиностроительное ПО им. XX съезда партии Минавиапрома – по проектированию четырехракетного модуля 9М334, используемого в БМ 9А331 (Жарый О.Н. – главный конструктор модуля);
— НИИ средств автоматизации Минрадиопрома (ведущие предприятие научно-производственного объединения «Агат») — по разработке в рамках отдельной опытно-конструкторской работы унифицированного батарейного КП «Ранжир» 9С737 (Шершнев А.В. – главный конструктор), а также МКБ «Факел» Минавиапрома и другие организации.

В результате модернизации в зенитный ракетный комплекс ввели второй целевой канал, в зенитной управляемой ракете использована боевая часть из материала, имеющего повышенные поражающие характеристики, реализовано модульное сопряжение зенитной управляемой ракеты с БМ, увеличение вероятности и зоны поражения низколетящих целей, обеспечено сопряжение БМ с унифицированным батарейным КП «Ранжир» для обеспечения управления входящими в состав батареи боевыми машинами.

Боевые средства зенитного ракетного комплекса «Тор-М1» :
— боевая машина 9А331;
— батарейный командирский пункт 9С737;
— ракетный модуль 9М334 с четырьмя управляемыми ракетами 9М331 (в боевой машине два модуля).

В состав средств тех. обеспечения и обслуживания данного зенитного ракетного комплекса входили средства, используемые в ЗРК «Тор», с доработкой транспортной машины 9Т245 и транспортно-заряжающей машины 9Т231 в связи с применением в комплексе «Тор-М1» ракетного модуля 9М334.

Боевая машина 9А331 по сравнению с 9А330 имела следующие отличия :
— использовалась новая двухпроцессорная вычислительная система, имеющая повышенную производительность, реализующая защиту от ложных трасс, двухканальную работу, расширенный функциональный контроль;

— в станцию обнаружения целей ввели: трехканальную цифровую систему обработки сигналов, обеспечивающую улучшенное подавление пассивных помех без дополнительного анализа помеховой обстановки; во входных устройствах приемника избирательный фильтр, переключаемый автоматически, обеспечивавший более эффективные помехозащищенность и электромагнитную совместимость станции за счет частотной селекции парциала; усилитель для повышения чувствительности заменен во входных устройствах приемника; введена автоматическая регулировка мощности, поступавшей при работе станции в каждый парциал; изменен порядок обзора, что уменьшало время завязки трасс целей; ввели алгоритм защиты от ложных отметок;

— в станцию наведения ввели новый тип зондирующего сигнала, который обеспечивает обнаружение и автоматическое сопровождение зависающего вертолета, в телевизионно-оптический визир введен автомат сопровождения по углу места (повышает точность ее сопровождения), ввели улучшенный индикатор командира, ввели аппаратуру сопряжения с унифицированным батарейным КП «Ранжир» (аппаратура передачи данных и радиостанции).

Впервые в практике создания зенитного ракетного комплекса вместо пусковой установки использован четырехместный транспортно-пусковой контейнер 9Я281 для управляемых ракет 9М331 (9М330) с корпусом который изготавливался из алюминиевых сплавов. Транспортно-пусковой контейнер в совокупности с данными управляемыми ракетами составил ракетный модуль 9М334.

Вес модуля с 4 управляемыми ракетами с катапультами и транспортно-пусковыми контейнерами составлял 936 кг. Корпус транспортно-пускового контейнера разделялся на четыре полости диафрагмами. Под передней крышкой (снималась перед загрузкой в БМ) размещалось четыре пенопластовых защитных крышки, герметизировавших каждую полость транспортно-пускового контейнера и разрушавшихся ходом ракеты во время ее старта. В нижней части корпуса устанавливались механизмы электроразъемов служащих для соединения электроцепей ТПК и ЗУР.

Транспортно-пусковой контейнер с электроцепями боевой машины соединялся через бортовые электрические разъемы, расположенные с каждой стороны контейнера. Рядом с крышками данных разъемов имелись закрываемые пробками люки для переключения частотных литеров управляемых ракет при их установке на БМ. Ракетные модули для хранения и транспортировки собирались в пакеты при помощи балок – в пакете до шести модулей.

Транспортная машина 9Т244 могла перевозить два пакета состоящих из четырех модулей, ТЗМ – два пакета состоящая из двух модулей.

Зенитная управляемая ракета 9М331 была полностью унифицирована с ракетами 9М330 (кроме материала поражающих элементов боевой части) и могла использоваться в зенитных ракетных комплексах «Тор», «Тор-М1», а также в корабельном комплексе «Кинжал».

Значительным отличием зенитного ракетного комплекса «Тор-М1» от «Тор» было наличие унифицированного батарейного КП «Ранжир» в составе его боевых средств. В частности «Ранжир» предназначался для автоматизированного управления боевыми действиями зенитного ракетного комплекса «Тор-М1» в составе ракетного полка, вооруженного данным комплексом. В состав зенитного ракетного полка входили пункт боевого управления (командный пункт), четыре зенитных ракетных батарей (в каждой по унифицированному батарейному КП и четыре боевых машины 9А331), подразделения обеспечения и обслуживания.

Основным предназначением унифицированного батарейного КП «Ранжир» применительно к зенитному комплексу «Тор-М1» являлось управление автономными боевыми действиями батарей (с постановкой, контролем выполнения боевым машинами боевых задач, целераспределением, выдачей целеуказаний). Централизованное управление осуществлялся через унифицированный батарейный командирский пункт батареями с командного пункта полка.

Предполагалось, что на командном пункте полка будет использоваться командно-штабная машина МП22-Р и специальная машина МП25-Р, разработанные в составе автоматизированной системы управления войсками фронта. С командного пункта полка в свою очередь должен был сопрягаться вышестоящий КП – пункт управления начальника противовоздушной обороны дивизии, состоящий из указанных машин. С этим командным пунктом сопрягались радиолокационная станция обнаружения «Каста-2-2» или «Купол».

На индикаторе унифицированного батарейного КП 9С737 отображалось до 24 целей по информации от вышестоящего КП (командного пункта полка или пункта управления начальника противовоздушной обороны дивизии), а также до 16 целей по информации от БМ своей батареи. Также отображалось минимум 15 наземных объектов, с которыми КП вел обмен данными. Темп обмена составлял 1 секунда с вероятностью доведения донесений и команд не менее 0,95. Работное время унифицированного батарейного КП по одной цели в полуавтоматическом режиме составляло менее 5 секунд. На пункте обеспечивалась возможность работ с топографической картой и неавтоматизированным планшетом воздушной обстановки.

Информация, которая принималась от БМ и других источников, выводилась на индикатор в масштабе 12-100 километров в виде точек и формуляров целей. В состав формуляров целей входили признак гос. принадлежности цели и ее номер. Также на экран индикатора выводилось положение реперной точки, вышестоящего командного пункта, радиолокационной станции и зоны поражения БМ.

Унифицированный батарейный КП осуществлял целераспределение между БМ, выдачу целеуказаний им и при необходимости команд запрета открытия огня. Время развертывания и подготовки батарейного командирского пункта к работе составляло менее 6 минут. Вся аппаратура (и источник питания) устанавливалась на шасси легкого гусеничного бронированного многоцелевого плавающего тягача МТ-ЛБу. Расчет командного пункта состоял из 4 человек.

Гос. испытания зенитного ракетного комплекса «Тор-М1» проводились в марте-декабре 1989 года на Эмбенском полигоне (руководитель полигона Унучко В.Р.). Зенитный ракетный комплекс приняли на вооружение в 1991 г.

По сравнению с зенитным ракетным комплексом «Тор» вероятность поражения типовых целей с помощью одной управляемой ракеты была увеличена и составляла: при стрельбе по крылатым ракетам ALCM – 0,56-0,99 (в ЗРК «Тор» 0,45-0,95); по дистанционно-пилотируемым летательным аппаратам типа BGM – 0,93-0,97 (0,86-0,95); по самолетам типа F-15 – 0,45-0,80 (0,26-0,75); по вертолетам типа «Хью Кобра» – 0,62-0,75 (0,50-0,98).

Зона поражения ракетного комплекса «Тор-М1» при одновременной стрельбе по двум целям оставалась практически такой же, как у ЗРК «Тор» при стрельбе по одной цели. Это обеспечивалось благодаря сокращению времени реакции «Тор-М1» при стрельбе с позиции до 7,4 секунд (с 8,7) и при стрельбе с коротких остановок до 9,7 секунд (с 10,7).

Время заряжания БМ 9А331 двумя ракетными модулями – 25 минут. Это превышало время раздельного заряжания БМ 9А330 боекомплектом из 8 зенитных управляемых ракет.

Серийное производство технических и боевых средств зенитного ракетного комплекса «Тор-М1» организовали на предприятиях, производящих средства комплекса «Тор». Новые средства – унифицированный батарейный КП 9С737 и четырехместный ТПК для управляемых ракет 9А331 производились соответственно на Пензенском радиозаводе Минрадиопрома и в Производственном объединении «Кировский машиностроительный завод им. XX съезда партии» Минавиапрома.

Зенитные ракетные комплексы «Тор» и «Тор-М1», не имеющие в мире аналогов и способные поражать воздушные объекты высокоточного оружия, множество раз демонстрировали свои высокие боевые возможности на войсковых учениях, учебно-боевых стрельбах и выставках современного оружия в различных странах. На мировом рынке вооружений данные комплексы обладали отличной конкурентоспособностью.

Комплексы и сегодня продолжают совершенствоваться. Например, проводятся работы по замене гусеничных шасси ГМ-355 на шасси ГМ-5955, разработанное в подмосковных Мытищах.

Также проводятся работы по вариантам ЗРК с размещением элементов на колесной базе – в самоходном варианте «Тор-М1ТА» с размещением на автомобиле «Урал-5323» аппаратной кабины, а на прицепе ЧМЗАП8335 – антенно-пускового поста, и в буксируемом варианте «Тор-М1Б» (с размещением на двух прицепах). Благодаря отказу от проходимости по бездорожью и увеличению времени свертывания/ развертывания до 8-15 минут достигается уменьшение стоимости комплекса. Кроме того ведутся работы по стационарному варианту ЗРК – комплексу «Тор-М1ТС».

Основные характеристики зенитного ракетного комплекса типа «Тор» :
Наименование – «Тор»/»Top-M1»
1. Зона поражения:
— по дальности – от 1,5 до 12 км;
— по высоте – от 0,01 до 6 км;
— по параметру – 6 км;
2. Вероятность поражения истребителя с использованием одной управляемой ракетой – 0,26..0,75/0,45..0,8;
3. Максимальная скорость поражаемых целей – 700 м/с;
4. Время реакции
— с позиции – 8,7 с/7,4 с;
— с короткой остановки – 10,7 с/9,7 с;
5. Скорость полета зенитной управляемой ракеты – 700..800 м/с;
6. Масса ракеты – 165 кг;
7. Масса боевой части – 14,5 кг;
8. Время развертывания (свертывания) – 3 минут;
9. Число целевых каналов – 1/2;
10. Число управляемых ракет на боевой машине – 8;
11. Год принятия на вооружение – 1986/1991.

Автономный самоходный зенитный ракетный комплекс (ЗРК) 9К331 "Тор-М1" предназначен для противовоздушной обороны мотострелковых и танковых дивизий во всех видах боевых действий и в районах сосредоточения, защиты наиболее ответственных объектов (командных пунктов узлов связи, радиотехнических средств, мостов, аэродромов) от ударов высокоточного оружия, управляемых и противорадиолокационных ракет, управляемых авиабомб, самолетов, вертолетов, крылатых ракет и дистанционно-пилотируемых летательных аппаратов (ДПЛА).

Комплекс представляет собой компактную функционально завершенную и технически совершенную тактическую единицу - боевую машину, способную автономно или в составе системы ПВО выполнять поставленную боевую задачу. ЗРК 9К331 является результатом последовательной модернизации ЗРК "Тор" . В результате модернизации в ЗPK был введен второй целевой канал, в ЗУР применена БЧ из материала с повышенными поражающими характеристиками, реализовано модульное сопряжение ЗУР с боевой машиной, увеличение зоны и вероятности поражения низколетящих целей, обеспечено сопряжение боевой машины с унифицированным батарейным командирским пунктом "Ранжир" для обеспечения управления боевыми машинами в составе батареи.

В доработке существовавших и разработке новых средств ЗРК "Тор-М1" (9К331) принимали участие:

    Научно-исследовательский электромеханический институт МРП (ведущее предприятие НПО "Антей") - головной по ЗРК "Тор-М1" в целом (главный конструктор В.П.Ефремов) и боевой машине 9А331 (модернизация 9А330) - заместитель главного конструктора ЗРК и главный конструктор боевой машины 9А331 - И.М.Дризе;

    Производственное объединение "Ижевский электромеханический завод" МРП - по конструктивной доработке боевой машины;

    Кировское машиностроительное производственное объединение им. XX партсъезда МАП - по разработке четырехракетного модуля 9М334, использованного в боевой машине 9А331 (главный конструктор модуля О.Н.Жарый);

    Научно-исследовательский институт средств автоматизации МРП (ведущие предприятие НПО "Агат") - по разработке в рамках отдельной ОКР унифицированного батарейного командирского пункта "Ранжир" (9С737) - главный конструктор А.В.Шершнев, а также МКБ "Факел" МАП и другие организации.

Государственные испытания ЗРК "Тор-М1" проводились с марта по декабрь 1989 г. на Эмбенском полигоне (начальник полигона В.Р. Унучко). ЗРК был принят на вооружение в 1991 году.

Серийное производство боевых и технических средств ЗРК "Тор-М1" было организовано на предприятиях, которые производили средства ЗРК "Тор". Новые средства - четырехместный транспортно-пусковой контейнер для ЗУР 9А331 и унифицированный батарейный командирский пункт 9С737 производились соответственно в ПО "Кировский Машиностроительный завод им. ХX партсъезда" и на Пeнзeнском радиозаводе.

Не имеющий аналогов в мире ЗРК "Toр-M1" (см. сравнительные характеристики ), способные поражать воздушные элементы высокоточного оружия, неоднократно показывали свои высокие боевые возможности на учебно-боевых стрельбах, на войсковых учениях на выставках современного оружия в ряде стран мира. Эти комплексы обладают хорошей конкурентоспобностью на мировом рынке и состоят на вооружении подразделений ПВО Китая, Греции и Ирана.

Для защиты малоподвижных войсковых, а также гражданских и промышленных объектов разработаны варианты комплекса с размещением основных элементов на колесных базах - в самоходном варианте "Tор-M1ТА", с размещением аппаратной кабины (АК) на автомобиле "Урал-5323", а антенно-пускового поста (АПП) - на прицепе ЧМЗАП8335, в буксируемом "Тор-М1ТБ" (на двух прицепах АК - СМЗ-782Б, АПП - ЧМЗАП8335). За счет отказа от проходимости по бездорожью и увеличения времени развертывания/ свертывания до 8..15 мин. достигается снижение стоимости комплекса. Разработан и стационарный вариант комплекса "Top-M1TC".

Прошел испытания модернизированный вариант комплекса, получивший обозначение "Тор-М1В". "Тор-М1В" отличается от своего предшественника повышенными боевыми возможностями:

  • расширена зона поражения системы по высоте и курсовому параметру. Необходимость такого расширения продиктована опытом военных действий авиации в Югославии и на Ближнем Востоке;
  • повышена помехозащищенность комплекса в условиях применения противником уводящих помех самоприкрытия. Для этого разработаны специальные режимы работы боевых средств, автоматически включающиеся при постановке современных и перспективных помех;
  • введен специальный режим боевой работы "звено" для слаженной и эффективной работы двух боевых машин без батарейного командного пункта при защите точечных объектов.

На Международном авиакосмическом салоне "МАКС - 2007" ОАО "Ижевский электромеханический завод "Купол" совместно с ОАО "Концерн ПВО "Алмаз - Антей" представил новейшую разработку - боевую машину 9А331МК зенитно-ракетной системы "Тор-М2Э" . Новая система отличается повышенной эффективностью отражения массированных налетов современных средств воздушного нападения в условиях огневого и радиоэлектронного противодействия.

Состав

В состав комплекса 9К331 входят:

  • боевая машина 9А331 и зенитно-ракетный модуль 9М334 (с ракетами 9M331 в транспортно-пусковом контейнере 9Я281 );
  • транспортно-заряжающая машина 9Т244 ;
  • транспортная машина 9Т245;
  • машины технического обслуживания 9B887M и 9В888-1M
  • комплект такелажного оборудования 9Ф116;
  • машина группового ЗИП 9Ф399-1М1;
  • автономный электронный тренажер операторов боевой мдшнны 9Ф678.

На базе боевой машины 9А331 (см. компоновку ) размещаются:

    два зенитно-ракетных модуля 9М334 (восемь ракет 9M331 в ТПК 9Я281 );

    трехкоординатная станция обнаружения целей (СОЦ) с системами опознавания их государственной принадлежности и стабилизации основания антенны;

    станция наведения (СН) с фазированной антенной решеткой;

    дублирующий телевизионно-оптический визир, обеспечивающий автосопровождение цели по угловым координатам;

    быстродействующая цифровая вычислительная система;

    аппаратура стартовой автоматки (аппаратура отображения информации о воздушной обстановке и цикле боевой работы, а также индикации функционирования систем и средств боевой машины, рабочие пульты командира и операторов, вспомогательная аппаратура);

    система телекодовой оперативно-командной радиосвязи;

    аппаратура навигации, топопривязкн и ориентирования;

    система функционального контроля боевой машины:

    система автономного зпектропитания и жизнеобеспечения (источник первичного энергопитания с приводом электрогенератора от газотурбинного двигателя или ходового двигателя самоходного шасси).

В боевую машину 9А331 были внесены следующие изменения (по сравнению с 9А330):

    использована новая двухпроцессорная вычислительная система повышенной производительности, которая реализовала двухканальную работу по целям, защиту от ложных трасс целей, расширенный функциональный контроль;

    в станции обнаружения целей введены трехканальная цифровая система обработки сигналов, обеспечивавшая улучшенное подавление пассивных помех без проведения дополнительного анализа помеховой обстановки, автоматически переключаемый избирательный фильтр во входных устройствах приемника, обеспечивавший за счет частотной селекции каждого парциала более эффективные электромагнитную совместимость и помехозащищённость станции, во входных устройствах приемника заменен усилитель для повышения чувствительности, введена автоматическая регулировка мощности, поступавшей в каждый парциал при работе станции, изменен порядок обзора для уменьшения времени завязки трасс целей, введен алгоритм защиты от ложных отметок;

    в станции наведения введен новый тип зондирующего сигнала, обеспечивавший обнаружение и автосопровождение зависающего вертолета, в телевизионно-оптическом визире введен автомат сопровождения цели по углу места (для повышения точности ее сопровождения), введен улучшенный индикатор командира,введена аппаратура сопряжения с унифицированным батарейным командирским пунктом "Ранжир" (радиостанции и аппаратура передачи данных).

РЛС обнаружения представляет собой когерентно-импульсную РЛС кругового обзора. Она работает в сантиметровом диапазоне волн с частотным управлением лучом по углу места. Средняя мощность передатчика 1,5 кВт, разрешающая способность не хуже 1.5-2.0° по азимуту, 4° по углу места и 200м по дальности. Максимальные ошибки определения координат цели составляют не более половины указанных величин разрешающей способности. Применение цифровой обработки сигнала позволяет надежно обнаруживать как скоростные, так и малоподвижные (до 10м/с) цели без "слепых скоростей" в сложных условиях пассивных (естественных и искусственных) помех с учетом влияния подстилающей поверхности. Обработка сигналов осуществляется спецвычислителями и центральным компьютером, вычислительные и алгоритмические возможности которого позволяют решать задачи анализа воздушной обстановки, принятия основных решений и другие интеллектуальные задачи управления боевыми операциями. РЛС обнаружения сопряжена с системой опознавания государственной принадлежности цели и автоматически блокирует (с высокой вероятностью) возможность поражения "своих" летательных аппаратов. Для обеспечения возможности работы станции во время движения БМ положение антенны стабилизируется.

Станция способна обнаруживать с вероятностью не менее 0.8 на дальности 25-27км самолеты типа F-15, летящие на высотах от 30 до 6000м. беспилотные летательные аппараты обнаруживаются с вероятностью не менее 0.7 на дальности 9-15км, зависшие в воздухе вертолеты — с вероятностью 0.6-0.8 на дальности 13-20км, находящиеся на земле вертолеты с вращающимися винтами — с вероятностью 0.4-0.7 на дальности 13-20км. При этом могут обнаруживаться и цели, прикрываемые активными и пассивными помехами. РЛС обнаружения обеспечивает многопарциальный (8 парциалов — лучей) трехкоординатный обзор пространства с высоким темпом (см. диапазон сканирования ). Период сканирования 1с, ширина луча в вертикальной плоскости 4°. Сканирование углового пространства обзора в вертикальной плоскости механически разбивается на два диапазона от 0-32° и 32-64°. Это означает, что две батареи ЗРК "Top-M1" могут одновременно просматривать зону в угловом растре 0-64°. Предусмотрено повышение энергии сигнала за счет применения длительного импульса с внутриимпульсной модуляцией и режим концентрации всей энергии излучения в одном парциале — три в одном.

РЛС наведения (СВР) - когерентно-импульсная (импульсно-доплеровского типа) РЛС. Она работает в сантиметровом диапазоне волн, имеет малоэлементную фразированную антенную решетку (ФАР), формирующую луч шириной 1° по азимуту и по углу места, обеспечивающую электронное сканирование луча в соответствующих плоскостях. Такое построение системы позволяет обеспечить практически мгновенный (400-600мс) переход на автосопровождение, а также одновременное сопровождение и обстрел двух целей в секторе ФАР. Станция осуществляет поиск цели по данным целеуказания от станции обнаружения целей и захват одной цели на автосопровождение. С вероятностью 0.5 станция наведения способна переходить на автосопровождение самолета-истребителя, летящего на дальности 23км. С уменьшением дальности эта вероятность существенно возрастает, так, на дальности 20км она уже составляет 0.8. Система обработки сигнала РЛС сопровождения - цифровая мононмпульсная со сжатием импульсов и соответствующим алгоритмом обработки сигналов, обеспечивает не только высокие точности и помехозащиту, но и распознавание класса цели, что позволяет оптимизировать режимы работы системы наведения ракеты и ее боевого снаряжения.

Для ЗРК "Тор-М1" впервые в практике создания зенитных комплексов применен четырехместный транспортно-пусковой контейнер (ТПК) 9Я281 , который в совокупности с ЗУР 9M331 составил ракетный модуль 9М334. Каждый модуль 9М334 комплектуется двумя специальными балками, с помощью которых модули могут быть собраны в многоярусные пакеты. В таких пакетах осуществляется хранение и транспортировка ракет на всех этапах эксплуатации. Транспортная машина 9Т245 перевозит два пакета из четырех модулей, транспортно-заряжающая машина 9Т244 - два пакета из двух модулей и имеет крановое оборудование для загрузки модуля в боевую машину. Заряжание БМ производится с помощью транспортно-заряжающей машины. Сначала модуль переводится из горизонтального положения в вертикальное, затем опускается в шахту БМ. Время заряжания боевой машины двумя модулями - 25 минут. Модуль 9М334 в течение установленного срока службы эксплуатируется без проведения регламентных работ и проверок бортового оборудования ракет. Основные параметры модуля: масса модуля (ТПК плюс четыре ракеты) с двумя балками - 1053кг, масса ТПК с двумя балками - 333кг, масса одной балки - 40кг, габариты модуля с двумя балками - 539x1507x3005мм

ЗУР 9M331 полностью унифицирована с ракетой 9М330 (за исключением материала поражающих элементов БЧ) и может использоваться в ЗРК "Тор" , "Top-M1", "Тор-М2" и в корабельном ЗРК "Кинжал" .

Боевая работа ЗРК 9К331 происходит по схеме, обычной для зенитных ракетных комплексов с радиокомандной системой наведения (см. описание боевой работы ). Станция обнаружения в движении или на месте осуществляет круговой обзор пространства, обнаруживает и опознает цели. Вычислительные средства боевой машины производят анализ воздушной цели, выбирают наиболее опасные цели для обстрела и вырабатывают данные целеуказания для станции наведения (станция передачи команд, СПК). Станция наведения (станция визирования ракеты плюс станция передачи команд) на основании данных целеуказания осуществляет:

    поиск и захват одной цели на автосопровождение;

    точное сопровождение цели по трем координатам;

    пуск одной или последовательно (через 4с) двух ракет по сопровождаемой цели;

    захват ракеты после старта отдельным координатором и ввод ее в луч фазированной антенной решетки;

    точное сопровождение ракеты;

    управление ракетами по командам, вырабатываемым по разности координат между ракетами и целью в соответствии с выбранным методом наведения, соответствующим наиболее оптимальным условиям встречи ракеты с целью в зависимости от ее типа, высоты и характера полета;

    выдачу на радиовзрыватель ракеты команды задержки его срабатывания в зависимости от скорости сближения ракеты с целью.

Эксплуатация комплекса разрешается на высотах не более 3000 м над уровнем моря, в любое время года и суток, в различных метеорологических условиях в интервале температур окружающего воздуха от —50°С до +50°С, в условиях солнечной радиации и относительной влажности не более 98% при температуре (30 ± 5)°С и скорости ветра не более 20 м/с. Режим работы аппаратуры ракеты при включениях на боевой машине циклический: 10 мин работы — 10 минут перерыва. После трех включений должен быть перерыв не менее одного часа. В любое время перерыва допускается одноразовое включение аппаратуры ракеты на одну минуту для проведения пуска.

Тактико-технические характеристики

Количество одновременно обнаруживаемых целей 48
Количество одновременно сопровождаемых целей 2 (4 для Тор-М2Э)
Зона обнаружения:
- по дальности, км
- по азимуту, град
- углу места, град
- по высоте, км

27
360
0-32 или 32-64
не менее 23
Зона поражения, км:
- по дальности
- по высоте
- по параметру

1..12
0,01..6 (0,01..10 для Тор-М2Э)
6 (8 для Тор-М2Э)
Вероятность поражения одной ракетой:
- самолета (типа F-15)
- вертолета
- крылатой ракеты
- высокоточного оружия

0.45-0.8
0.62-0.75
0.93-0.97
0.75-0.9
Максимальная скорость поражаемых целей (вдогон/навстречу) м/с 700
Максимальная поперечная перегрузка поражаемой цели 10
Время реакции комплекса (от обнаружения цели до пуска ракеты), с:
- с позиции
- с короткой остановки

7.4
9.7
Масса боевой машины, т 37
Запас хода по топливу (при двухчасовой работе аппаратуры), км 500
Боевой расчет 3
Скорость полета ЗУР, м/с 700..800
Масса ракеты, кг 165
Масса боевой части, кг 14,5

Анализ хода вооруженных конфликтов последних десятилетий наглядно показывает возрастающую роль авиации в ходе боевых действий. В некоторых случаях именно применение военно-воздушных сил сыграло решающую роль и определило исход противостояния. Этому способствует стремительное развитие высокоточного оружия, применение беспилотных летательных аппаратов, новые системы прицеливания и навигации. Сегодня можно уверенно заявить: авиация – это наиболее опасный противник сухопутных сил .

Поэтому нет ничего удивительного в том, что наиболее передовые в технологическом отношении государства активно разрабатывают перспективные системы ПВО. Начиная от тактических комплексов малой дальности, непосредственно прикрывающих войсковые соединения, до стратегических моделей, способных уничтожать воздушные цели на удалении в сотни километров.

Советские системы ПВО считались одними из лучших в мире, и российский военно-промышленный комплекс поддерживает эти славные традиции и сегодня. Недавно был представлен Тор-М2У – последняя модификация знаменитого зенитно-ракетного комплекса, разработка которого началась еще 70-х годах минувшего века.

История создания ЗРК «Тор-М2У»

Создание тактического ЗРК начались в 1975 году после выхода соответствующего постановления Совмина СССР. Разработка велась в Научно-исследовательском электромеханическом институте. Именно здесь создавались такие знаменитые комплексы, как ЗРК «Оса», «Круг». В 1976 году на свет появился эскизный проект нового зенитного комплекса. Параллельно шли работы над созданием модификации для военно-морского флота (ЗРК «Кинжал»). В 1986 году комплекс был принят на вооружение, началось его серийное производство. Он получил название «Тор».

Зенитно-ракетный комплекс «Тор» разработан для защиты от ударов с воздуха военных, экономических и других объектов на тактическом уровне. ЗРК может эффективно бороться против различных видов ракет (в том числе крылатых и противорадиолокационных), беспилотных летательных аппаратов, авиационных бомб, самолетов и вертолетов противника.

Почти сразу после принятия комплекса на вооружение началась его модернизация. Уже в 1989 году стартовали испытания машины, получившей индекс «Тор-М1». В 1991 году ее приняли на вооружение.

От базовой модели она отличалась наличием второго целевого канала и более эффективной боевой частью ракеты. Ракеты разместили в специальных алюминиевых транспортно-пусковых контейнерах. На машину была установлена новая бортовая вычислительная система, станция обнаружения «Тор-М1»стала более эффективной и более защищенной от помех. Экипаж комплекса «Тор-М1» сократили до трех человек.

Были созданы колесная, гусеничная, буксируемая и стационарная модификации комплекса «Тор-М1». Самой совершенной является модификация «Тор-М1-2У», поступившая в войска в 2012 году.

Одновременно шли работы над еще более совершенным комплексом – «Тор-2М», машиной нового поколения, особо эффективной при отражении массированных воздушных атак в условиях радиоэлектронного противодействия. В 2012 году на вооружение был принят «Тор-М2У», по некоторым своим характеристикам аналогов в мире он не имеет.

В 2019 году на Ижевском электромеханическом заводе «Купол» начали серийно выпускать два новых комплекса - ЗРК «Тор-М2У» и «Тор-М2Э(К)» для поставок на экспорт. Разница между ними невелика: «Тор-М2Э(К)» имеет колесное шасси, а «Тор-М2У» - гусеничное.

Зенитно-ракетный комплекс «Тор-М2У» участвовал в параде на Красной площади, а в 2017 году его уже начали осваивать в частях ПВО. Планируется, что «Тор-М2У» полностью заменят давно устаревшие ЗРК «Оса». Правда, сроки этой замены неизвестны.

Сейчас ведутся работы над модульным вариантом комплекса («Тор-М2КМ»). По своим характеристикам он не будет уступать другим модификациям, но при этом его можно будет установить на любую гусеничную или колесную машину.

Устройство ЗРК «Тор-М2У»

«Тор-М2У» - тактический ЗРК нового поколения, предназначенный для защиты воинских частей, а также объектов промышленности и инфраструктуры от ударов с воздуха. Он эффективен против высокоточного оружия, беспилотных летательных аппаратов, крылатых ракет, современных самолетов и вертолетов.

«Тор-М2У» может обнаруживать одновременно более 40 целей, определять самые опасные из них, одновременно вести огонь по четырем из них. Его можно использовать для борьбы с массированными атаками современных средств воздушного нападения. Технические характеристики зенитных ракет комплекса позволяют эффективно бороться против малоразмерных и высокоманевренных целей. «Тор-М2У» может успешно работать в составе системы ПВО, но может применяться и автономно.

На каждой машине установлена станция обнаружения целей (СОЦ), станция наведения и сопровождения ракет и целей, система навигации и привязки к местности, автономная система для электрического питания и восемь зенитных ракет в двух пусковых контейнерах.

Станция обнаружения целей, установленная на комплексе «Тор-М2У», работает в сантиметровом диапазоне волн, оснащена системой распознавания «свой - чужой», обеспечивает работу комплекса во время движения. Система имеет высокую степень защищенности от помех, может обнаруживать более 40 целей на расстоянии до 32 километров. Из них выделяются десять наиболее опасных, которые выдаются на монитор командиру машины. То есть, машина сама подсказывает экипажу очередность обстрела воздушных целей. Основным отличием «Тор-М2» от «Тор-М1» является модернизация станции обнаружения целей. Модернизированная станция может обнаруживать цели с малой площадью рассеивания (ЭПР), то есть, летательные аппараты, созданные с использованием технологии «стелс». Кроме того, СОЦ на «Тор-М2» имеет более высокий уровень помехозащищенности, чем на своем предшественнике.

РЛС сопровождения ракет и целей может сопровождать сразу четыре воздушных объекта и наводить на них шесть зенитных ракет. В конструкции этой РЛС использована пассивная фазированная антенная решетка с высокой степенью защиты от радиоэлектронных помех. Она также работает в сантиметровом волновом диапазоне. В комплекс сопровождения целей также входят оптоэлектронные средства сопровождения воздушных объектов. Обычно их применяют при слишком высоком уровне помех.

Каждый комплекс оборудован системами навигации и привязки к местности, а также специальной системой связи.

Зенитно-ракетный комплекс «Тор-М2У» вооружен 8 зенитными управляемыми ракетами (ЗУР) 9М331, разработанными в МКБ «Факел». Ракеты этого конструкторского бюро стоят на всех машинах семейства «Тор».

9М331 представляет собой одноступенчатую твердотопливную ракету, созданную по аэродинамической схеме «утка». После старта ракета выбрасывается из контейнера специальной катапультой со скоростью 25 м/с, на высоте двадцати метров включаются маршевые двигатели, которые могут разогнать ракету до скорости 700-800 м/с на дистанции в полтора километра. Наведение ракеты на цель начинается на дистанции 250 метров. Боевая часть ракеты – осколочно-фугасного типа.

Ракета оборудована складными крыльями, которые раскладываются сразу после старта. На ней установлен активный радиовзрыватель, 9М331 может самоликвидироваться автоматически или по сигналу оператора.

Восемь ракет находятся в двух транспортно-пусковых контейнерах 9Я281. Антенные комплексы и пусковые устройства образовывают единый комплекс, который вращается на 360 градусов. Каждая ракета оборудована катапультой, старт – вертикальный. После старта происходит отклонение ракеты в необходимую сторону и под нужным углом. Достигается это с помощью специального газогенератора, сопла которого находятся у основания аэродинамических рулей. Величина отклонения заносится оператором в автопилот ракеты.

В состав комплекса входит несколько обслуживающих машин. Заряжающая машина на базе автомобиля «Урал-4320» имеет один боекомплект (восемь ракет), оснащена погрузочными устройствами (краном со специальным манипулятором). С его помощью извлекаются пустые пусковые контейнеры и устанавливаются новые. Процесс перезарядки занимает восемнадцать минут.

Есть и другие типы заряжающих машин. Также существуют машины технического обслуживания четырех и шестнадцати ЗРК «Тор-М2У».

Технические характеристики «Тор-М2У»

Максимальная дальность поражения, км 12
Минимальная дальность поражения, м:
— на высоте 10 метров
— на высоте более 100 метров
1500
не более 1000
Количество одновременно обрабатываемых целей 48
Количество одновременно сопровождаемых трасс целей 10
Количество одновременно обстреливаемых целей 4
Количество одновременно наводимых ракет 8
Максимальная скорость движения целей, м/c 700
Перегрузка маневра цели 10 g
Боекомплект ЗУР на БМ, шт. 8 в двух ЗРМ
Время заряжания БМ, мин. 18
Время развертывания комплекса, мин. 3
Скорость движения БМ, км/ч:
— по шоссейным дорогам
— по грунтовым дорогам
до 80
до 30
Запас хода по топливу, км 500
Максимальная масса БМ, т 30
Расчет БМ, чел. 3
Климатические условия:
— температура, °С
— влажность, %
— высота над уровнем моря, м
— скорость ветра, м/с
±50
98
до 3000
до 30

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них