Роль врача гигиениста стоматологического в санитарном просвещении. Профилактика в стоматологии.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Профилактика стоматологических заболеваний. Понятие рационального питания с точки зрения стоматологии. Система государственных, гигиенических и медицинских мер, направленных на обеспечение высокого уровня здоровья и предупреждение заболеваний полости рта.

    презентация , добавлен 04.02.2015

    Главные цели и задачи профилактики стоматологических заболеваний. Причины кариеса у детей. Индивидуальная гигиена полости рта. Пять степеней жесткости зубных щеток. Образовательная программа по стоматологическому просвещению и гигиеническому воспитанию.

    презентация , добавлен 25.12.2013

    Определение первичной профилактики и ее методы. Стоматологическое просвещение населения. Обучение правилам рационального питания. Индивидуальная гигиена полости рта. Эндогенное использование препаратов фтора. Герметики для запечатывания фиссур зубов.

    презентация , добавлен 21.08.2015

    Рациональное питание с позиции стоматологии. Задачи, цели и виды профилактики заболеваний. Обучение маленьких детей гигиеническому уходу за полостью рта. Эндогенные и экзогенные методы применения фторидов. Организация стоматологического просвещения.

    презентация , добавлен 10.12.2012

    Причины возникновения и развития заболеваний полости рта. Детальная характеристика методов профилактики основных стоматологических заболеваний. Особенности индивидуальной гигиены полости рта. Сущность этапов организации стоматологического просвещения.

    презентация , добавлен 21.08.2015

    Особенности технологии "AirFlow" как комплексной чистки зубов от снятия зубных отложений с целью профилактики заболеваний до укрепления и отбеливания эмали зубов. Показания и противопоказания к применению процедуры, ее этапы. Принцип действия аппарата.

    презентация , добавлен 04.10.2016

    Кариес зубов как одно из самых распространенных заболеваний человечества. Гигиенист стоматологический как основной специалист профилактической программы стоматологии. Успех ортодонтического лечения. Современное лечение стоматологических заболеваний.

    презентация , добавлен 27.03.2015

    Гигиеническое состояние полости рта у детей и подростков в возрасте 7-16 лет. Исследование уровня заболеваемости полости рта у подростков с применением программы профилактики стоматологических заболеваний. Мотивация выполнения гигиенических навыков.

    курсовая работа , добавлен 16.09.2011

    Индивидуальная гигиена полости рта. Эндогенные методы применения фторидов. Средства для местного применения. Процедура герметизации фиссур. Стадии формирования зубного налета. Профилактика образования зубного камня. Причины развития кариеса зубов.

    реферат , добавлен 08.12.2014

    Понятия "инфекция" и "профилактика". История вопроса профилактики инфекционных заболеваний. Классификация профилактики. Вакцинация и ее виды. Сравнение средств профилактики гриппа. Специфическая и неспецифическая профилактика инфекционных заболеваний.

Профилактика в стоматологии - это актуальная задача для сегодняшнего времени. Ведь мероприятия по профилактике стоят гораздо дешевле, чем лечение заболеваний и их осложнений. В медицине профилактика всегда подразделяется на виды. Рассмотрим некоторые из них.

Первичная профилактика

Данный вид направлен на предупреждение заболеваний зубов и полости рта. Сюда можно отнести санитарное просвещение, обучение населения правильной гигиене полости рта, профилактические осмотры.

Вторичная профилактика

Происходит выявление начальных признаков заболеваний, их плановое лечение и реминерализующая терапия.

Третичная профилактика

Здесь проводится лечение болезней в разгаре с целью предотвращения их прогрессирования и развития осложнений, а также реабилитация после потери зубов, то есть протезирование.

Еще одна классификация подразделяет стоматологическую профилактику на:

  • Общую . Сюда можно отнести рациональное питание и прием поливитаминов.
  • Местную . К ней относятся адекватная гигиена полости рта, регулярные осмотры у стоматологов, применение лечебно-профилактических средств.

Выделяют три основных направления профилактики:

  1. оздоровление всего организма;
  2. уменьшение воздействия патогенных факторов в ротовой полости;
  3. повышение сопротивляемости полости рта.

Существует также массовая профилактика. Она представляет одно из самых перспективных направлений. Здесь очень важно взаимодействие медицинских и социально-педагогических структур. Это обеспечит преемственность, так как профилактика должна начинаться уже в период беременности. Далее, с младенческого возраста, при появлении первых молочных зубов , родителям очень важно осуществлять за ними правильный уход и прививать детям самостоятельные навыки по гигиене полости рта.

На государственном уровне, в регионах с недостатком фтора, принято фторирование воды. Это позволяет в несколько раз уменьшить заболеваемость кариесом .

Очень важной частью профилактики является пропаганда ЗОЖ среди населения. Сюда входит организация режима труда и отдыха, правильное питание, отказ от вредных привычек . Ведь все это напрямую связано со здоровьем зубов. Например, частое употребление продуктов богатых углеводами, может негативно сказаться на состоянии зубов.

Таким образом, для эффективного устранения причин возникновения и развития заболеваний необходимо на государственном уровне разрабатывать и внедрять специальные программы стоматологической профилактики.

В заключение хочется вспомнить известного врача и ученого П. Г. Дауге, который писал, что эффективной и правильно организованной профилактика будет тогда, когда врачи-ортопеды останутся без работы.

0

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РФ
ГБОУ СПО САМАРСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИМЕНИ Н. ЛЯПИНОЙ

КУРСОВАЯ РАБОТА

На тему: " РОЛЬ ВРАЧА ГИГИЕНИСТА СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО В САНИТАРНОМ ПРОСВЕЩЕНИИ "

CАМАРА 2013

Введение

I. Основная часть

2. Роль врача-гигиениста

4. Санитарное просвещение детей дошкольного возраста.

5. Санитарное просвещение детей школьного возраста.

II. Практическая часть

1. Анкетирование

2. Буклеты

Заключение

Приложения

Список используемой литературы

Введение

Только заболевший человек понимает истинную ценность здо­ровья. Самые распространенные массовые стоматологические за­болевания - кариес зубов и болезни пародонта не так резко, как, например, стенокардия или язвенная болезнь желудка, ухудшают качество жизни человека. Вместе с тем, они представляют собой угрозу для здоровья человека, часто являются очагом одонтогенного хрониосепсиса, аллергии. Поэтому профилактика стоматологиче­ских заболеваний - это общемедицинская проблема.

Исторически стоматология развивалась, ориентируясь прежде всего на устранение боли путем восстановления разрушенного зуба или его удалением. Но только лечение кариеса зубов и его ослож­нений не позволяет уменьшить стоматологическую заболеваемость, является чрезвычайно затратной, экономически не выгодной. Стра­тегия в организации стоматологической помощи, направленная на устранение причин заболеваний среди населения на массовом уровне является наиболее перспективной и целесообразной с меди­цинской точки зрения. Это здоровьесберегающая технология в ме­дицине.

Первичная профилактика - приоритетное направление меди­цины и современной стоматологии. Как показывает мировой опыт, энтузиазм врачей, организаторов здравоохранения, разрабатываю­щих и реализующих комплексную программу профилактики в прак­тическом здравоохранении, позволяет получить снижение стомато­логической заболеваемости. В настоящее время в реализации этих программ, начиная от разработки, выполнения всех компонентов программы, включая гигиеническое обучение и воспитание населе­ния по вопросам профилактики кариеса зубов и заболеваний паро­донта, профессиональные аппликации фторидов на зубы участву­ют только стоматологи. Такая методология внедрения увеличивает расходы на оказание стоматологической помощи, экономически не целесообразна. К сожалению, внедрение этих программ в России не всегда сопровождается участием персонала первичного уровня медико-санитарной помощи (персонал первого контакта пациента с массовой медицинской помощью) в воспитании привычек здорово­го образа жизни в семье. Без этого компонента нельзя рассчитывать на долговременный и устойчивый профилактический эффект.

Как показывает опыт развитых зарубежных стран, добившихся значительных успехов в снижении стоматологической заболеваемо­сти среди населения, особенно детского, произошло именно благо­даря участию семьи, педиатров, воспитателей, учителей в формиро­вании приверженности семьи к здоровому образу жизни по питанию, тщательному уходу за полостью рта с использованием фторидсодержащих зубных паст.

Стоматологический гигиенист играет важную роль в сниже­нии распространенности и интенсивности стоматологических забо­леваний среди населения. Он помогает пациенту малозатратными профилактическими мерами устранить или ослабить воздействие основных факторов риска самых распространенных стоматологиче­ских заболеваний через пропаганду тщательного ухода за полостью рта, рекомендаций по питанию и использованию фторидов в поряд­ке само- и взаимопомощи.

Первичная профилактика в настоящее время трактуется как си­стема государственных, воспитательных, социальных, санитарно-гигиенических мероприятий, направленных на устранение или осла­бление основных, самых главных и управляемых факторов риска стоматологических заболеваний. Многие из этих факторов носят поведенческий характер, являются последствием нездорового об­раза жизни. Первичная профилактика ~ это массовая, популяционная, т.е. в ней участвует все население и персонал, участвующий в сохранении и укрепления здоровья населения - медики и персо­нал, занимающийся воспитанием подрастающего поколения. Цель первичной профилактики - не допустить развития заболевания.

I. Основная часть

1. Профилактика стоматологических заболеваний

Профилактика стоматологических заболеваний - это предупреждение возникновения и развития заболеваний полости рта. Внедрение программ профилактики приводит к резкому снижению интенсивности кариеса зубов и болезней пародонта, значительному уменьшению случаев потери зубов в молодом возрасте и возрастанию количества детей и подростков с интактными зубами. Стоимость профилактических методов, в среднем, в 20 раз ниже стоимости лечения уже возникших стоматологических заболеваний.

Стоматологическая заболеваемость в нашей стране достаточно велика, и следует ожидать дальнейшего её увеличения, если не будут изменены в благоприятном направлении условия, влияющие на развитие заболевания.

Цели и задачи профилактики:

Уменьшение интенсивности и распространенности кариеса зубов; увеличение количества лиц, не имеющих кариеса.

Снижение процента лиц, у которых выявлены признаки поражения тканей пародонта; уменьшение количества секстантов с кровоточивостью, зубным камнем и патологическими карманами в ключевой возрастной группе в соответствии с индексом нуждаемости в лечении болезней пародонта.

Методы профилактики основных стоматологических заболеваний:

1) стоматологическое просвещение населения;

2) обучение правилам рационального питания;

3) обучение правилам гигиенического ухода за полостью рта;

4) эндогенное использование препаратов фтора;

5) применение средств местной профилактики;

6) вторичная профилактика (санация полости рта).

Стоматологическое просвещение населения

Методы стоматологического просвещения - это беседы, лекции, семинары, уроки здоровья, игры и т.д.

Методы, предусматривающие заинтересованное участие населения, называются активными. Их преимуществом является непосредственная взаимосвязь и взаимодействие специалиста и аудитории, что обеспечивает наилучший эффект воздействия.

Методы не требующие активного участия населения, называются пассивными. Они не требуют присутствия медицинского работника, воздействуют длительное время и на большую аудиторию. Недостаток - отсутствие обратной связи между пациентами и специалистом.

Стоматологическое просвещение в зависимости от количества населения, вовлеченного в просветительскую работу, подразделяют на 3 организационные формы: массовая, групповая, индивидуальная.

Ступени, которые надо преодолеть любому человеку для выработки полезной привычки: знание => понимание => убеждение => навык => привычка.

Обучение правилам рационального питания.

Питание может влиять на ткани зубов двумя путями: во-первых, во время формирования зуба перед прорезыванием и, во-вторых, после прорезывания.

Для формирования резистентных к кариесу зубов одним из главных условий является полноценное в качественном и количественном отношении питание беременной женщины, включающее молочные продукты, минеральные вещества, витамины, овощи, фрукты. Большое значение имеет питание в первый год жизни ребенка, когда идет закладка и развитие постоянных зубов.

Возникновению и прогрессированию кариеса зубов у населения способствуют следующие особенности питания:

Увеличение частоты приема пищи;

Уменьшение употребления пищи, требующей интенсивного жевания, которое приводит к повышению тока слюны и «естественному очищению полости рта»;

Уменьшение потребления пищи, способствующей ингибированию кариесу зубов.

Индивидуальная гигиена полости рта.

Индивидуальная гигиена предусматривает тщательное и регулярное удаление зубных отложений с поверхностей зубов и десен самим пациентом с помощью различных средств гигиены.

Существует много методов чистки зубов. Один из них - стандартный метод чистки зубов Пахомова Г.Н. Он заключается в следующем: чистку зубов начинают с участка в области верхних правых жевательных зубов, последовательно переходя от сегмента к сегменту. В таком же порядке проводят чистку зубов на нижней челюсти.

При очищении вестибулярных и оральных поверхностей моляров и премоляров зубную щетку располагают под углом в 45 о к зубу и производят очищающие движения от десны к зубу. Жевательные поверхности зубов очищают горизонтальными движениями. При чистке оральной поверхности ручку щетки располагают перпендикулярно к окклюзионной плоскости зубов. Заканчивают чистку круговыми движениями.

Основным инструментом для чистки зубов является зубная щетка.

Существует 5 степеней жесткости зубных щеток: очень жесткие, жесткие, средние, мягкие, очень мягкие.

Наиболее широко применяются щетки средней степени жесткости.

Зубочистки предназначены для удаления остатков пищи из межзубных промежутков и зубного налета с боковых поверхностей зубов.

Флос,сы предназначены для тщательного удаления зубного налета и остатков пищи с труднодоступных для щетки контактных поверхностей зубов.

Зубные пасты должны хорошо удалять мягкий зубной налет, остатки пищи; быть приятными на вкус, обладать хорошими дезодорирующим и освежающим действием и не иметь побочных эффектов: местнораздражающего и аллергизирующего.

Основными компонентами зубных паст является абразивные, гелеобразующие и пенообразующие вещества, отдушки, красители.

Самым массовым лечебно-профилактическим средством являются фторсодержащие зубные пасты. Поступление фторида в эмаль зубов увеличивает ее резистивность к кислотной деминерализации за счет образования более устойчивых к растворению структур.

Зубные пасты, содержащие в своем составе фосфаты камня, натрия, глицерофосфаты кальция и натрия, глюконат кальция, окись цинка, обладают выраженным противокариозным действием.

В последнее время широко используют лечебно-профилактические зубные пасты, в состав которых входят несколько лекарственных растений (шалфей, мята перечная, ромашка, эхинацея и др.)

Жевательная резинка - средство, позволяющее улучшить гигиеническое состояние полости рта за счет увеличения количества слюны и скорости слюноотделения, что способствует очищению поверхности зуба и нейтрализации органических кислот, выделяемых бактериями зубного налета.

Зубные эликсиры предназначены для ополаскивания полости рта. Они улучшают очищение поверхностей зубов, предупреждают образование зубного налета, дезодорируют полость рта.

Эндогенные методы применения фторидов.

Применение соединяющих фтора для профилактики кариеса зубов можно условно разделить на два основных способа - системный (эндогенный) - поступление фторидов в организм с водой, солью, молоком, в таблетках или каплях; и местный (экзогенный) - использование растворов, гелей, зубных паст, лаков.

Средства для местного применения.

Средняя редукция прироста кариеса при применении лака составляет 50%.

Используют препараты с высокой концентрацией фторида натрия (2% раствор фторида натрия).

Эффективным реминерализирующим препаратом является «Ремодент», используемый в виде раствора для аппликации и зубной пасты.

Герметики для запечатывания фиссур зубов

Назначение герметиков заключается в создании физического барьера, предотвращающего попадание в ретенционные участки эмали микроорганизмов ротовой полости и конечных продуктов их жизнедеятельности.

Этапы герметизации фиссур:

Протравливание эмали зуба 35-37% ортофосфорной кислоты в течении 15-20 секунд;

Отмывание кислоты с поверхности зуба водно-воздушной струей;

Повторная изоляция зуба от слюны ватными валиками и слюноотсосом;

Высушивание протравленной поверхности воздухом. Протравленная эмаль должна быть тусклой, матовой, меловидно-белого цвета.

Нанесение герметика должно проводиться немедленно тонким слоем по всей фиссурно-ямочной сети жевательной поверхности, исключая при этом образование пузырьков воздуха и завышение окклюзионной высоты зуба.

Контроль за постановкой герметика осуществляется в следующие сроки: через неделю, месяц, полгода и год.

2. Роль врача-гигиениста в профилактике стоматологических заболеваний.

В России в 2001 году была введена в номенклатуру медицинских специальностей новая специальность «Стоматология профилактическая» с квалификацией специалиста «гигиенист стоматологический». Местами работы гигиениста являются: стоматологические амбулаторно-поликлинические учреждения для детей и взрослых; стоматологические отделения и кабинеты лечебно-профилактических учреждений; учреждения социальной защиты населения и образования; санаторно-курортные учреждения (приказ МЗ РФ № 33,2001).

Максимально эффективной является работа гигиениста стоматологического в организованных детских коллективах, так как проводимые им групповые методы профилактики стоматологических заболеваний наиболее широко охватывают население.

Однако до настоящего времени конкретные функциональные обязанности для гигиениста стоматологического, работающего в организованных детских коллективах, и его взаимодействие с врачом-стоматологом не разработаны. Определены вероятная эффективность работы гигиениста, круг его обязанностей и ответственности в школьном стоматологическом кабинете (ШСК).

Анализ доступных источников литературы и действительное положение организации стоматологической службы России в современных условиях показывают, что проблема внедрения и роль специальности гигиенист стоматологический в реализации профилактических программ в организованных детских коллективах актуальна и нуждается в разработке.

Функциональные обязанности врача-гигиениста:

1. Осуществление санитарно-гигиенического и дезинфекционно-стерилизационного режима в кабинете.

2. Подготовка рабочего места к приему пациентов.

3. Осмотр полости рта пациента и регистрация состояния твердых тканей зубов, пародонта и слизистой оболочки полости рта.

4. Определение гигиенического состояния полости рта пациента и осуществление контроля за гигиеной полости рта.

5. Обучение методикам чистки зубов и ухода за полостью рта.

6. Подбор индивидуальных средств гигиены.

7. Инструментальное удаление мягких и твердых зубных отложений.

8. Местное применение фторидсодержащих средств (лаков, гелей, аппликаций, полосканий).

9. Проведение реминерализующей терапии.

10. Герметизация фиссур зубов.

11. Проведение стоматологического просвещения детей и взрослых по вопросам возникновения и профилактики стоматологических заболеваний, пропаганда здорового образа жизни.

12. Оформление стенда со средствами гигиены и профилактики.

13. Ведение учетно-отчетной документации (заполнение истории болезни, статистических талонов).

3. Санитарное просвещение в поликлинике.

Санитарное просвещение - обязательный раздел деятельности каждого лечебно-профилактического учреждения, профессиональная обязанность каждого медицинского работника.

Это естественно, поскольку роль личностного (поведенческого) фактора велика в предупреждении заболеваний, в раннем обращении за медицинской помощью. Этот фактор влияет на сроки выздоровления, эффективность долечивания и восстановления тру­доспособности и на предупреждение обострении заболеваний.

В настоящее время положения о лечебно-профилактических учреждениях всех типов (поликлинике, амбулатории, больнице и т. д.) предусматривают работу по санитарно-гигиеническому воспитанию населения. Тем не менее анализ практического осуществления санитарно-просветительной работы в этих учреждениях показывает, что нередко на местах к ее проведению подходят формально и часто допускаются методические ошибки, основными причинами которых являются:

Недооценка врачами действенности этого раздела профилактической работы, в силу чего они не уделяют этой работе должного внимания;

Отсутствие знаний об организации и методических подходах к этой работе, что приводит к нарушению основного принципа санитарного просвещения (дифференцированности и целенаправленности пропаганды), а среди форм санитарного просвещения преобладают чтение лекций и выпуск санитарно-просветительных бюллетеней. Кроме того, недостаточно внимания уделяется групповым и индивидуальным формам работы.

Санитарно-просветительная работа в лечебно-профилактическом учреждении представляет собой комплекс дифференцированных, целенаправленных санитарно-просветительных мероприя­тий, предусматривающих гигиеническое воспитание различных контингентов населения и органически связанных с деятельностью лечебно-профилактических учреждений. Санитарно-просветительная работа проводится в соответствии с местными условиями и задачами, стоящими перед различными типами лечебно-профилактических учреждений.

Общее руководство и контроль за организацией и проведением санитарно-просветительной работы осуществляет главный врач лечебно-профилактического учреждения, который должен обеспечивать активную работу врачей и средних медицинских работников по санитарно-гигиеническому воспитанию населения как в стенах самого лечебно-профилактического учреждения, так и на обслуживаемой территории.

Главный врач лечебно-профилактического учреждения работает в тесном контакте с местным домом санитарного просвещения, откуда получает методическую помощь и материалы.

Каждый медицинский работник, помимо проведения индивидуальных бесед с больными и их родственниками в процессе оказания лечебно-профилактической помощи, обязан ежемесячно 4 часа своего рабочего времени затрачивать на проведение групповых и массовых форм санитарно-просветительной работы.

В санитарно-просветительной работе выделяют 3 основных звена: санитарное просвещение в поликлинике, стационаре и на участке (схемы 1,).

Санитарное просвещение в работе амбулаторно-поликлинических учреждений. Усиление профилактической деятельности амбулаторно-поликлинических учреждений, расширение масштабов профилактических осмотров и диспансерного наблюдения, постепенный переход к диспансеризации всего населения оказывают влияние на организацию и формы проведения санитарно-просветительной работы.

К профилактике стоматологических заболеваний относится целый комплекс мер, направленных на предотвращение проблем с полостью рта. Для достижения эффекта такие действия должны быть регулярными.

Улыбка является визитной карточкой каждого человека. Понятно, что когда у человека проблемы с зубами или деснами, он будет реже стараться открывать рот - на этом фоне и возникают различные комплексы. Но, кроме психологических проблем, состояние ротовой полости оказывает влияние и на работу других органов и систем. Именно поэтому особую актуальность имеет профилактика стоматологических заболеваний, выполнение которых потребует проведения комплекса простых, но действенных мер.

Общие сведения о профилактике

Что подразумевает собой профилактика стоматологических заболеваний? Здесь идет комплекс мероприятий, которые предотвратят болезни, образующееся в ротовой полости.

Подобная программа может подразумевать следующие действия:

Тема как нельзя более актуальна, ведь на сегодняшний день интенсивность кариозного распространения просто поражает. Статистика показывает, что практически у каждого трехлетнего малыша из России четыре зуба оказываются подвергнуты кариесу в той или иной степени. А с возрастом эта цифра только увеличивается и достигнет стопроцентной отметки у взрослого населения.

Несоблюдение элементарных правил гигиены сделает так, что после 30 лет у человека начинают развиваться пародонтальные воспаления, причиной которых становятся отложения зубного камня.

Виды профилактики

Вся профилактическая стоматологическая программа подразделяется на общие и местные виды профилактики, которые могут как подразумевать, так и не требовать применение лекарственных средств.

  1. Если в общей профилактике необходимо употребление препаратов, то большая роль отведена комплексу витаминных добавок с доминированием кальция и фтора. Длительность прохождения каждого такого курса определяет врач.
  2. Профилактика стоматологических заболеваний не всегда использует лекарственные средства. В этом случае называют такие методы, как тщательное пережевывание еды, гигиена ротовой полости и зубного ряда. Нельзя исключать и периодическое обследование у стоматолога.
  3. При использовании в местной профилактики лекарственных средств подразумеваются укрепляющие препараты с повышенным количеством кальция и фтора. Чаще всего это гелеобразные вещества и пасты - это будет вторичная терапия.

Профилактические меры

Профилактика в стоматологии включает в себя такие методы по просвещению населения:



Какие бы методы ни использовались для донесения вышеперечисленной информации, важно помнить о том, что в своем практическом воплощении они должны стать привычкой.

Как научиться правильно питаться

Питание играет огромную роль для здоровья зубной ткани. Сначала оно влияет на формирование зуба перед его появлением (прорезыванием), затем уже воздействует после прорезывания. Здесь очень большое значение имеет полноценное питание будущей мамы (как первичная задача для правильного формирования плода), а также рацион ребенка в первый год его жизни, когда как раз и происходит закладка и развитие для постоянных зубов.

Для правильного рациона важно соблюдение следующих рекомендаций:

  • белковая пища в достаточном количестве;
  • присутствие в еде необходимых аминокислот, микроэлементов и витаминных соединений;
  • роль налаженного режима питания;
  • продукты, содержащие кальций и фтор.

А вот пищу, богатую углеводами, следует исключить - она разрушительно действует на зубную эмаль.

Гигиена полости рта

Уже было изобретено множество средств гигиены, которые способны удалять отложения, находящиеся на зубной поверхности и деснах. Здесь важна регулярность их использования. Большую роль играет и верный уход за зубами. Здесь лучше всего подойдет стандартная программа чистки.



Пришло время поговорить об основных средствах гигиены зубов и рта.

  1. Щетки зубные - здесь выделяют пять вариантов жесткости этого инструмента - от очень жесткого до противоположного варианта. Самой популярной является средняя величина.
  2. Чтобы удалить пищевые остатки из межзубного пространства или налет с боковых поверхностей, можно использовать зубочистки.
  3. Большую роль играют флюсы (или зубные нитки), помогающие убрать зубной налет и пищевые остатки в тех местах, которые обычно оказываются невозможными для очистки щеткой.
  4. Что касается зубной пасты, то основной её задачей названо удаление мягкого налета и остатков еды. При этом подобное средство не должно обладать раздражающим эффектом, а, напротив, быть приятного вкуса и обладать обязательными дезодорирующими действиями. В идеале для каждого члена семьи паста должна подбираться индивидуально (что касается детей, то им стоит чистить зубы только специально подходящими по возрасту).

Такие средства принято разделять по следующим группам:

  • фторсодержащие (используются в целях лечения и профилактики);
  • с содержанием фосфатов натрия, глюконата натрия, окиси цинка (противокариозные);
  • средства на травах (с содержанием ромашки, эхинацеи, шалфея и подобных растений).

Жевательную резинку вполне можно использовать для улучшения гигиены рта (что происходит за счет увеличения слюноотделения).

Для полоскания рта отлично подойдут зубные эликсиры, которые продезинфицируют ротовую полость и предупредят образование зубного налета.

Нельзя не затронуть резонный вопрос: так сколько же раз в сутки следует чистить зубы? Специалисты утверждают, что достаточно будет двух раз, но комплексная профилактика обязательно должна включать и ополаскивания после каждого приема еды.

Больше фтора

Средства-фториды можно классифицировать по таким пунктам:



О последних стоит сказать подробнее. К ним обычно принято относить лаки с содержанием фтора и растворы с гелями. Но если первые образуют пленку, прилегающую к эмали, которая остается на зубах до нескольких часов и даже недель, то вторые имеют высокую концентрацию фтора и в качестве своих реминерализирующих свойств могут применяться в виде аппликаций и втираний.

Заключение

На самом деле в такой миссии должны участвовать не только врачи определенного профиля - обязательно стоит подключать и психологов, и педагогов, особенно если проблема касается мотивации детей. Методы воздействия - от игры до беседы (зависит от возраста). После занятий с детьми важны также встречи и с их родителями, которым нелишним будет напомнить о правилах и особенностях ухода за полостью рта.

Таким образом, огромную роль в популяризации вопроса профилактики будет играть активное включение общественного мнения. Эта программа должна соответствовать аксиоме, что забота о полости рта - это необходимое условие красивой внешности и здоровья человека.