Воскресенский горицкий монастырь на шексне. Воскресенский горицкий девичий монастырь. Легенды о монахине

На территории монастыря расположен Переславль-Залесский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Горицкий Воскресенский монастырь - женский православный монастырь в селе Горицы Кирилловского района Вологодской области России.

Расположен на берегу реки Шексны, в 7 км от Кирилло-Белозерского монастыря. Памятник архитектуры федерального значения.

Стих: Когда дым рассеялся, и его уже нет; так как воск плавится от лица огня. Идите от могилы, известных женщин и скажите Сиону: Получите от нас благую весть о радости воскресения Христа. Будьте веселы, радуйтесь и радуйтесь, Иерусалим. Император-Христос видел его как жениха, выходящего из могилы.

Стих: Так грешники освобождаются от лица Бога, и праведники радуются. Могущественные женщины, очень рано утром, стоят перед гробницей Живого Кинжала, имея ангела на сидящем камне; И он, говоря с танцами, сказал: Что вы ищете для живых среди мертвых? Что ты плачешь бескорыстным, как будто в руинах? Прогуливаясь, возвещайте Его ученикам.

Основание монастыря

Основан монастырь в 1544 году княгиней Евфросиньей Андреевной Старицкой, вдовой удельного князя Андрея Ивановича Старицкого, родного дяди царя Иоанна IV Грозного.

К тому времени в Кириллове уже действовал монастырь, а в Горицах существовала деревянная Воскресенская оброчная церковь и Введенская ружная церковь. Княгиня Евфросиния заменила деревянную Воскресенскую церковь каменной, с приделом преподобного Кирилла Белозерского Чудотворца. Тогда же была построена новая теплая церковь во имя Божией Матери Одигитрии с трапезной.

Стих: Это тот день, который совершил Господь, давайте радоваться и радоваться ему. Красивые таблетки, таблеток Господа, таблетки! Возникли новорожденные таблетки! Пилюли, с радостью друг другу обниматься! О, таблетки, радость! Как сегодня, из гробницы, как камеры, сияющей во Христе, женщины радости наполнили их, сказав: Скажи апостолам!

Слава. и теперь, пятый. День Воскресения! и давайте осветить себя праздником, и пусть друг друга обнимает. Скажем: братьям и тем, кто нас ненавидит; простить всех за воскресение. И так мы воскликнули: Христос воскрес из мертвых, со смертью до смерти и жизнью гробниц, давая им. Христос воскрес из мертвых, смерть умерла исчислением. и тем, кто живет в могилах, отдавая их.

Из первых лет Горицкой обители сохранились только имена игумений: Анисия, Анастасия, София, Мариамиа, Анна (ум. в октябре 1569)..

Известные монахини

В 1563 году после доноса Ефросинья Старицкая была насильно пострижена в монахини под именем Евдокии и отправлена в основанный ею монастырь и «поволи же ей государь устроити ествою и питьем и служебники и всякими обиходы по ее изволению, и для береженья велел у нее в монастыре бытии Михаилу Ивановичу Колычеву да Андрею Федоровичу Щепотьеву да подьячему Андрею Шулепникову ». Вместе с ней в монастыре под именем Александра жила Иулиания Дмитриевна, урождённая княгиня Палецкая, жена князя Юрия Васильевича, родного брата царя Ивана Васильевича.

И воспевал Христос. несколько раз Цезание выглядит следующим образом. В монастырях и соборах, либо в начале песни Лаудес, либо позже, величайший из слуг берет Святой Крест, один из священников берет святое Евангелие, а другие священники и дьяконы берут крест и, таким образом, выходят через беспристрастные двери и приходят к иконостас. Святые слуги, в свою очередь, от наивысшего до наименьшего, сначала целуют икону Воскресения, святое Евангелие и святой Крест по правую руку от следующего священника, с которым они обнимают.

Протестант говорит: Христос воскрес! И каждый отвечает: Он действительно воскрес, а затем он стоит на правой стороне протоссов. Так и все священники и дьяконы, один за другим, целуются друг с другом, начиная с прото и сидят один справа от другого до последнего.

В 1569 году вслед за расправой со Старицкими была убита и Ефросинья с сопровождавшими её монахинями и слугами. Существуют различные версии этого убийства. Согласно горицкой рукописи, опричники утопили в Шексне четырёх женщин: инокинь Евдокию, Марию, Александру и игуменью Анну. Тело Евдокии было погребено в Горицком монастыре, а после её канонизации останки стали почитаться как святые мощи. В 2007 году в нём были найдены два женских погребения, одно из которых, предположительно, принадлежит святой Ефросинье.

После этого братья или верующие начинают лаять за поцелуи, поцелуи, икону воскресения на иконостас, затем Святое Евангелие и кресты священников и диаконов, которые говорят каждому: Христос воскрес, и они отвечают: Истина возродился! Если он является первосвященником, он, при излиянии духовенства на святом алтаре, берет в своих руках самый украшенный крест, целует икону воскресения на иконостас, затем поворачивает и благословляет крест верующего крестом, говоря: Христос воскрес, и верующие ответили каждый раз: Истинно возродился!

Когда он оставлен, он остается рядом с иконостасом, давая крест поцеловать сначала духовенство, а затем людей, которые целуют его руку; если нет, архиепископ уходит на трон архонта или на святой алтарь, пока не прекратится поцелуй. В приходских церквях, где служит только один священник, он один берет святое Евангелие и святой Крест. Священник, выходящий через святые двери, направляется к иконостасу, связывает Крест возле икон воскресения на иконостасе, и он держит Святое Евангелие в своих руках. Верующие, в свою очередь, целуют святое Евангелие от рук священников, который говорит каждому: Христос воскрес, и они отвечают: Он действительно воскресил!

В 1575 году Иван Грозный заключил в монастырь под именем Дарья свою четвёртую жену, Анну Колтовскую. Есть сведения, что часть своего более чем пятидесятилетнего монашества она провела в Горицах.

В 1591 году после убийства царевича Дмитрия мать его, Мария Нагая была сослана в Николовыксинскую пустынь, а затем в Горицкий монастырь под именем Марфа. В память об убитом сыне она возвела придел при Воскресенском соборе.

После этого поцелуя священник с большим и редким голосом читает это учение словом святого Иоанна Золотого дарителя архиепископа Константинопольского и в священный и яркий день славянского и спасительного Воскресения Христова нашего Бога. Если кто-то является верным и любящим Богом, наслаждайтесь этим прекрасным и просвещенным праздником. Тот, кто работал, постился свою награду. Для кого-то работать с первого часа, чтобы получить правильную оплату сегодня. Кто-то пришел после третьего часа, благодаря похвале!

Если кто-то придет после шестого часа, он не будет винить, потому что никто не пострадает. Задержать кого-то до девятого часа, приблизиться, не сгибаться. Если бы кто-то прибыл только в одиннадцатый час, он не боялся бы задержки, потому что он был хозяином, так как он был мастером, и он получил последнее как первое. Отдыхайте одиннадцатый час, а также тот, кто работал с первого часа; и тот, кто любит его, и первую мангу; и тот. он платит, и он это дает; и дела их получают; и мысль принимает его во внимание, и он ценит его, и воля восхваляет его.

В 1606 году Лжедмитрий I выслал в Горицкий монастырь Ксению Годунову, дочь Бориса Годунова, там она была пострижена под именем Ольга.

В 1727 году, после опалы Меньшикова, вместе с его семьёй 11 сентября была сослана и Варвара Арсеньева, а затем от Клина 15 октября она была отправлена под конвоем капитана Шушерина в Александров в Александро-Успенский девичий монастырь. Однако, после обнаружения в Москве подметного письма в пользу Меньшикова и открытия в розыске попыток Варвары облегчить свою учесть через заступничество духовника царицы Евдокии, она была послана в Белозерский уезд, в Горицкий девичий монастырь и пострижена в монахини 29 мая при унтер-офицере Веревкине иеромонахом Феофаном Талузским и наречена Варсонофией.

Для этого вы все входите в радость нашего Господа; и первым, и вторым, платят. Богатые и бедные вместе наслаждаются. Те, кто победил тебя и ленивый, честный день. Те, кто постился, и те, кто не постился, радуются сегодня. Таблица полна, лечить всех. Зверя много, никто не проголодался. Вкусите весь праздник веры, разделите все богатство добра. Пусть никто не жалуется на недостаток, что появилось царство людей. Пусть никто не будет искушаться грехом, так как возникла могила прощения. Пусть никто не боится смерти, спаси нас смерть Спасителя; она надела на нее того, кто ее держал.

В 1739 году в монастырь была насильно привезена молодая знатная девушка. По мнению некоторых историков, это была Екатерина Долгорукова, несостоявшаяся жена императора Петра II.

В 1810 году обитель возглавила игуменья Маврикия, в миру Мария Ходнева (08.04.1778 - 18.07.1861), управлявшая ею в течение сорока пяти лет. При поддержке архимандрита Феофана Новоезерского, определенного в 1819 году благочинным Горицкого монастыря, она смогла высоко поднять духовную иноческую жизнь и внешнее благосостояние обители. При игуменье Маврикии были пострижены монахини, проявившие себя в будущем великими подвижницами: Феофания, в миру Александра Сергеевна Готовцова, (15.02.1787 - 16.05.1866) и Варсонофия, в миру Мария Никитична Крымова, (30.06.1800 - 02.02.1866). В 1845 году Феофания была назначена игуменьей Воскресенского Новодевичьего монастыря, возобновляемого в Санкт-Петербурге. Помощницей её в 20-летних трудах стала Варсонофия.

Ад, который спустился в ад, предал его. Он наполнил его горечью, потому что он пробовал свое тело. И это, прежде чем Исаия понял это, она закричала. Он получил тело, и Бог был поражен; он получил землю и встретился с небом. он получил то, что увидел, и провалился сквозь то, что не видел. Где твоя смерть, твоя смерть? Где твоя жизнь, победа, победа? Воскресшего Христа, и вы были уничтожены. Воскресший Христос и дьяволы упали. Воскресните Христа и радуйтесь ангелам.

Восставший Христос и жизненные мастера. Воскресший Христос, и нет мертвых в яме; как Христос, воскресший из мертвых, начались спящие. Его слава и власть во веки веков. Затем певцы поют тропарь Иоанна Златоуста, восьмого голоса. Из ваших уст, как свет огня, светящий благодать, мир просветленный, сокровища серебряного необрезания, побежденного в мире, высота смиренной мысли показала нам. Но с вашим учением, отец Иоанн Креститель, молитесь Слову, Божьему Богу, чтобы спасти наши души.

Здания монастыря

На территории монастыря расположены 3 каменных церкви и несколько жилых и хозяйственных построек. Много помещений расположено в монастырских стенах, а также за их пределами.

Воскресенская церковь

Двухэтажная каменная Воскресенская церковь построена в 1544 году на средства Андрея Старицкого и его жены Евфросиньи на месте бывшей деревянной церкви. В 1611 году инокиня Марфа построила над ней квадратную колокольню с четырьмя просветами для колоколов. В XVIII веке колокольня была полностью перестроена.

Священник, держащий святой крест и зажженную свечу, совершает великое богохульство: благословенный. Тогда высокий святой крест и свеча, говорящие великим голосом: Христос воскрес. и верный ответ каждый раз: Он действительно воскресил! и мы все поем, духовенство и верующие, три раза.

И величайший человек добавляет, поклоняясь восходу солнца: Он дал нам новую вечную жизнь. Давайте поклоняться Его воскресению на третий день! На Солнце перед солнцем, Кто расположился где-то в гробнице, они уговорили его к утру, ища его в один прекрасный день, женщины-мироносцы, а другая кричали: О, друзья, приходите помазать чудесное тело носителя и погребенной жизни, тело, которое оживило падшего Адама, лежащего в могиле. Пойдемте, давайте поторопиться, как волшебники, связать нас и принести милость вместо даров тому, кто не в подгузниках, а в саване обернут, и мы грабим и плачем, О, Ступне, Тот, который ты даешь павшим.

В настоящее время церковь не действует и нуждается в значительной реставрации.

Троицкий собор

В 1821 году при игуменье Маврикии Ходневой с восточной стороны Воскресенской церкви на месте погребения княгини-инокини Евдокии и Александры вместо деревянной часовни был построен каменный трёхпрестольный тёплый храм в честь святой Троицы.

Воскресение Христово - Праздник нашего Воскресения. Бог дал нам радость празднования Святой Пасхи в этом году. С ночи Святого Возрождения, до праздника Вознесения Господня, церковь делает великое объявление о Иисусе Христе, Сыне Божьем, о том, кто воплотился для нас и для нашего спасения, Который был судим и распят во времена Понтия Пилата, и отдал себя мертвым, и воскрес через три дня, как показали ему пророки и Священные Писания.

В молитве за освящение воды, из тайны Крещения Православной Церкви ясно сказано и, конечно же, всю земную судьбу Иисуса Христа, Сына Божьего, с момента, когда Отец решил Его послать людям по плоти так же, как и взять на Себя грехи людей и смертью Его, чтобы поднять их снова «до первой красоты», то есть к состоянию Божьих возлюбленных сыновей: То, что Ты, будучи не склонным к Богу, и к слово, и с самого начала ты пришел на землю, наш образ взял, между человеческим подобием творения; чтобы вы не претерпели милости Твоей милости, чтобы увидеть человеческий род, измученный дьяволом, но что ты пришел и поклонился нам.

В советское время в соборе располагался сельский Дом культуры. После возрождения монастыря он был переведён за пределы монастыря.

Покровская церковь

В 1832 году на средства княжны Хованской, в схиме Параскевы, построена каменная, тёплая, двухэтажная Покровская церковь. Она находится в ограде с восточной стороны монастыря.

Эта истина веры воплощена в ритуале евхаристической жертвы в Литургии святого Иоанна Златоуста и святого Василия Великого, изложенного здесь в личной форме: Ибо вы - Бог, вы и ваш Единородный Сын и Святой Дух ваш, вы сделали человека из мира и вынесли землю с земли, и тщетно зрелище ваше, вы положили его на небо отчаяния, обещая им соблюдать ваши заповеди, жизнь без смерти. Но непослушный Тебе, он забыл змею. За свои грехи ты дал мертвых, и ты изгнал его с неба в этот мир и возвратил его обратно на землю, из которой он был отнят.

Но вы не отступили от него и не повернули к концу своего здания, но вы выполнили свой труд второго рождения Иисуса Христа, благодаря которому Он восходит на небо и снова гражданином Царства Небесного. Вот почему вы подготовили его, отправив своих пророков, ваших слуг, через уста ваши вы говорили с ним, и вы сказали ему, что должно быть, вы задумались через ваших святых, и когда наступила полнота времени, вы говорили с человеком через Иисуса Христа, вашего Сына, Который явился на землю и людей, которых он провел.

В советское время в церкви располагались палаты дома инвалидов, а некоторое время - контора совхоза. В 2003 году после реставрации она стала главной монастырской церковью.

Монастырские стены

Монастырь обнесён каменной стеной с башенками в углах. В стене расположены жилые, гостиничные и больничные корпуса, Покровская церковь, хозяйственные помещения, подвалы с ледниками. Ледники использовались вплоть до 2 половины XX века. С 3 сторон в стенах есть ворота. Главные «Святые ворота» выходят на берег Шексны.

Он обнял себя от Пресвятой Богородицы, Он смирил Себя как раба, сделавшись похожим на Себя по образу нашего смиренного тела, чтобы Он мог сделать нас подобными лицу Его славы. Он родился от женщины, ставя себя под закон, чтобы доставить грех в Его теле, чтобы мертвые Адама могли оживить Христа и вас самих. Он отдал Себя в обмен на смерть, благодаря которой человек был сохранен, был принесен в грех, спустился через Крест в аду и уничтожил страдания смерти, и через три дня он воскрес, потому что было невозможно сохранить Начинающего Жизни, через Его Воскресение, путь каждой плоти к воскресению мертвых.

Монастырский водопровод

При игуменье Маврикии в монастыре был устроен водопровод (прежде воду брали из реки). Источник воды был найден за пределами монастыря, в поле, откуда были проведены трубы в специально устроенную рядом с Воскресенской церковью каменную часовню, а также ко всем монастырским службам. Над самим колодцем построена деревянная часовня в честь Тихвинской Божией Матери, в день празднования которой, 26 июня, был найден источник.

Настоящий христианин не ошеломлен полным либерализмом, характерным для светского современного общества. Он не отрицает Божества Иисуса Христа и не рассматривает писания новозаветного вымышленного, а также сборник легенд. Для него Воскресение Христово является очевидным доказательством того, что Он есть Сын Божий, что Он является новичком в жизни и правителем смерти, что в нем есть только вечная жизнь. Настоящий христианин верит в Воскресение Христово, в бессмертие душ и в свое собственное воскресение и выражает эту основную веру особенно и, очевидно, в Пасхальные дни, начиная с ночи Святого Возрождения, до праздника Вознесения Господня.

Водопровод действует и сейчас.

Здания внутри монастыря

К Воскресенской церкви примыкает одноэтажное каменное здание, использовавшееся как трапезная и кухня.

В XIX - начале XX века в монастыре было построено несколько деревянных зданий, использовавшихся как жилые корпуса и мастерские. После закрытия монастыря эти здания использовались как жилые.

Введенская церковь

Введенская церковь расположена с западной стороны монастыря на высоком берегу Шексны. Церковь принадлежала сельской общине, рядом с ней располагалось кладбище.

Действовала она в советское время дольше других, до ареста 25 сентября 1937 года служившего в ней иеромонаха Аверкия (Полицына) (расстрелян 30 октября того же года) (официально закрыта в 1941 году). Потом в ней располагался гараж, для чего в стене церкви были прорублены ворота. В 1990-х годах силами местной общины, добровольцев и местных жителей было начато восстановление церкви, в 1993 году в ней прошла первая служба, в 2000 году церковь была передана монастырю.

Здания за пределами монастырских стен

В 1905 году при игуменье Адриане были построены монастырская пристань и каменная часовня в честь Иоанна Предтечи напротив северо-западного угла монастыря.

Также за пределами монастыря располагались деревянные хозяйственные помещения, скотные дворы, кладовые и т. д.

Кладбище

В 1888 году с восточной стороны монастыря, на крутой горе устроено монастырское кладбище и часовня при нём.

В XX веке кладбище, как и саму гору, стали называть «Старым кладбищем».

Монастырь в XX-XXI веках

После революции на базе монастыря была организована сельхозартель «Колос», в которой работали монахини. В 1932 году монастырь был закрыт. Монахини разошлись по окрестным деревням. В 1937 году многие из них, включая 70-летнюю игуменью Зосиму (Рыбакову), были арестованы и расстреляны.

После войны в монастыре располагался Дом инвалидов. После его закрытия монастырь был передан музею. Была начата реставрация, но выделяемых средств было недостаточно. В 1990-х годах было начато восстановление сельской Введенской церкви, позже переданной монастырю. 6 октября 1999 монастырь был официально признан действующим.

В монастыре постоянно живут 10-20 насельниц. Монастырь посещают паломники и туристы, число которых резко увеличивается летом, когда открываются туристические водные маршруты. Настоятельница монастыря - игуменья Евфалия (Лебедева).

В мае 2015 года обвалилась часть стены XVI века со стороны озера.

Настоятельницы

  • Маврикия (Ходнева) (1810-1855)
  • Арсения (Клементьева) (1855-1863)
  • Филарета (Сыромятникова) (1863-1885)
  • Нила (Ускова) (1885-1895)
  • Арсения (Корчагина) (1895-1904)
  • Адриана (Свешникова) (1904-1910)
  • Асенефа (Корчагина) (1910-)
  • Зосима (Рыбакова)

Всего в шести километрах от великолепного Кирилло-Белозерского монастыря, по другую сторону горы Мауры, на берегу Шексны раскинулся Горицкий монастырь. Сегодня эта обитель только возрождается силами живущих здесь монахинь, поэтому большая часть монастыря находится в запустении. Но удивительная история этого места, и его послушниц делает Горицкий монастырь одним из наиболее интересных для посещения туристических и паломнических поездок.

Мы приехали в Горицкий монастырь на машине, катаясь по окестностям с частным гидом. Стоит отметить, что деревня около монастыря необычайно живописна, ухженная и даже дороги практически идеально почищены.



Около входа в монастырь висит табличка об условиях фотографирования, правда, я не нашла ни одной коробочки.

К нас сразу пристал местный "несчастный", но гид рассказала, что он много лет всем врет о том, что нужны деньги на похороны матери, а сам все пропивает. Мы такое не поощряем, да и Бог с ним! Идем в монастырь и слушаем рассказ.

Немного истории монастыря

История Горицкого монастыря началась во времена правления Ивана Грозного. Его основательницей стала княгиня Ефросинья Старицкая. Она была далеко не последней женщиной в государстве, но и не первой (а ведь так хотелось). Будучи по мужу близкой родственницей царской семьи, дети княгини имели полное право претендовать на трон, если вдруг царь Иоанн III умрет бездетным. И как же ей было досадно, когда у царской четы все-таки появился долгожданный наследник. Вот эта женская зависть и предопределила всю жизнь княгини Старицкой. Она устраивала тайные заговоры с целью сначала занять трон после Иоанна III, а затем и вовсе свергнуть наследника Иоанна IV, который вступил на престол, еще в трехлетнем возрасте, и власть фактически принадлежала приближенным опекунам – боярским кланам.

В 1544 году княгиня Ефросинья после очередной опалы основывает монастырь. Место выбрано не случайно, ведь совсем рядышком был Кирилло-Белозерский монастырь, который был под покровительством царской семьи. На месте небольшой деревянной Воскресенской церквушки поставили каменный храм, что и стало началом истории монастыря, который еще называют Воскресенский Горицкий монастырь.



Княгиня Старицкая всячески опекала обитель, как будто предвидела, что здесь будет доживать свой век. И правда в 1563 году, после доноса о заговоре с участием княгини Старицкой и ее семьи, ей пришлось искать прибежище в монастыре, где она приняла постриг и стала игуменьей Евдокией. Стоит отметить, что деятельная натура княгини давала о себе знать. В монастыре она развернула бурную деятельность, превращая обитель в довольно прибыльное хозяйство. Сама игуменья умела искусно вышивать, что подтолкнуло развитие этого ремесла в регионе.
Вместе с княгиней Старицкой в монахини постриглись и ее ближайшие родственницы, что и предопределило роль монастыря, он впоследствии стал местом изгнания неугодных или провинившихся жен знатных фамилий.

Через шесть лет казнили князя Владимира (сына Старицкой), обвинив его в еще одном заговоре против царя. Была ли замешана княгиня? Кто знает, но скорее всего да, так как посадить сына на трон была ее главной мечтой. На этот раз Ефросинье Старицкой не удалось избежать смерти – ее вместе с невесткой утопили в Шексне, загнав туда упряжку лошадей, а приближенных ей послушниц расстреляли.



Смерть княгини породила много легенд, а ее мощи стали одними из наиболее почитаемых монастырских реликвий. И по сей день в Горицкий монастырь приезжают женщины, мечтающие узнать радость материнства, и княгиня Ефросинья помогает им, так как сама была неистовой матерью, для которой вся ее жизнь была в ее сыне.



Неугодные жены «синей бороды»

Несмотря на то, что здесь в Горицком монастыре обитала его опальная родственница, Иван Грозный не забывал жертвовать сюда немалые суммы. Вообще этот деспотичный и суровый правитель был очень набожным, и на монастыри жертвовал довольно щедро. Но, кроме щедрой жертвы царь сюда отправил и свою ставшую неугодной четвертую жену – Анну Колтовскую.



Вообще у царя их было восемь (ну прям Синяя Борода), и с каждой что-то случалось. Первая – умерла, и как доказали историки, была отравлена. Вторую, царь то ли сам уморил, то ли тоже умерла после болезни. Чтобы выбрать третью жену Иван Грозный устроил смотрины, но новая супруга не пережила и медового месяца. А вот больше трех аз по православным канонам жениться нельзя, и для того чтобы взять себе четвертую жену пришлось царю клясться, что не успел он стать полноценным супругом последней жене. В общем, в порядке исключения, дали Ивану Грозному такое разрешение.

Но Анна Колтовская, которая также стала «победительницей» царских смотрин, была барышней любвеобильной, и завела себе любовника, некого князя Ромодановского. Чтобы влюбленные могли встречаться, предприимчивый князь, переодевался в женскую одежду и проходил к царице. Но вот незадача, приглянулась и царю новая «девка», и приказал он доставить ее к себе. Вот тут- то и все открылось. Князя казнили, царицу сослали в Горицкий монастырь, а царь… а что царь - начал подыскивать себе новую жену. Кстати, всех последующих жен, церковь не признавала, на что Иван Грозный не больно то и обращал внимания, но именно это и привело к черной странице истории – периоду Смуты. Ведь царевич Дмитрий, рожденный от последней жены Марии Нагой (кстати, тоже сосланной в Горицкий монастырь, правда уже после смерти царя) был в глазах церкви незаконнорожденный. А старший сын Ивана Грозного Федор, страдал слабоумием, и на этой почве разгорелась нешуточная борьба.

Другие женщины Горицкого монастыря

Жила в этом монастыре и Ксения Годунова. Дочь приближенного к царю советника, который затем стал царем, она была одной из самых красивых и образованных девушек своего времени. Ей в мужья сватались многие иностранные принцы, и отец долго выбирал, пока не выбрал датского принца Иоанна. Но жених умер незадолго до свадьбы. А в скором времени случился очередной переворот, и Бориса Годунова со всей семьей казнили. В живых осталась только Ксения, так как приглянулась «новому» царю, который вошел в историю как Лжедмитрий. Почти пол года царевна пробыла у него в наложницах, пока не скинули Гришку (настоящее имя проходимца). Царевна Ксения приняла постриг в Горицком монастыре, под именем инокини Ольги.



Да, Горицкий монастырь может назвать многих представительниц известных фамилий, которым по своей или не по своей воле пришлось жить в монастыре. Это княгиня Черкасская, которая стала жертвой опалы уже у царя Бориса Годунова, княгиня Милославская и многие другие. Здесь провела несколько лет Екатерина Долгорукая – неудавшаяся невеста. Только представить себе судьбу этой девочки, сначала против воли ее обручают с малолетним царевичем Петром II, и даже оговаривалось, что после его смерти она станет императрицей. Но свадьба не состоялась и Екатерину отправили в монастырь. Правда после прихода к власти императрицы Елизаветы, ее освободили, и снова выдали замуж, не спрашивая ее согласия, но такова уж судьба у дворянских дочек.

Судьба монастыря

Что же до монастыря, то судьба его также незавидна, как и его насельниц. Не раз стены обители разрушались и монастырь сжигали и разоряли войска, пришедшие в эти земли. Но, все же монастырь всякий раз восстанавливали – ведь негоже дворянкам жить в руинах. После церковной реформы, которая отбирала монастырские земли в пользу государства, монастырь лишился богатых угодий, и жил лишь за счет пожертвований и помощи Кирилло-Белозерского монастыря.



Возрождение монастыря началось после 1810 года, когда настоятельницей стала игуменья Маврикия. Много сделала она для монастыря, возродила хозяйство, да и делами благочестивыми прославилась. Даже ездила на прием к императору Александру.

А вот после прихода Советской власти монастырь и вовсе был упразднен. Кстати, перед приходом большевиков матушке Карелии, которая на то время была настоятельницей Горицкого монастыря пришла сама Ефросинья Старицкая и предупредила, о грядущих бедах. Монахини спрятали все добро и разошлись, осталось лишь несколько послушниц, которые не захотели покидать обитель. Судьба их незавидна, после страшных пыток, и всех утопили в Шексне (история повторилась как при Иване Грозном).

Легенды о монахине

После войны здесь открыли Дом инвалидов. Сюда привозили самых тяжелых, таких которые остались без рук и без ног. Местные жители называли их самоварами. В теплое время года выносили их на одеялах на берег реки и укладывали в так называемый «лежачий хор», и давали они концерты приезжающим сюда на пародах туристам. А вечером всех обратно уносили. Но вот случилась оказия и одного инвалида забыли на берегу. Дело было в мае, и ночи еще совсем холодные. Замерз бы и вовсе, но пришла молодая монахиня и подоткнула одеяло. А через несколько минут прибежала и санитарка, которая проснулась от того, что ее толкнула все та же монахиня и погрозила пальчиком.



И еще один случай известен. Жила в Горицах доярка Глаша, которая не отличалась добродетелью. И вот пришла Глаша к стенам монастырским на свиданку, и вдруг видит женщину в монашеской рясе, которая сурово качает головой. Так Глашку проняло видение, что с тех пор стала прилежной женой. А женщину в монашеской рясе не раз видели вот такие же беспутные девки – это призрак монахини Марии, которая когда-то согрешила и забеременела. Ребенок родился мертвым, а монахиня умерла после родов, с тех пор ее дух наставляет на путь истинный всех вот таких же заблудших, как и она сама.

Вновь зазвучали молитвы в этих стенах уже после 1991 года. Восстановили Троицкий собор, который построен еще по указке Марии Нагой на моголах убитых Иваном Грозным монахинь и Дмитриевская церковь (в память об ее рано умершем сыне), а также Воскресенская церковь с которой и начиналась обитель. Но есть еще и полуразрушенные здания, которые требуют немедленного ремонта, хотя живут в ни монахини, которым не привыкать к суровым лишениям.

Монахиню из легенд мы не встретили, зато к нам пристали все местные кошки, валялись в ногах, выпрашивая еду.



Кстати, на территории монастыря до сих пор сохранились жилые дома.



Удивительное место, сохранившее свою удивительную историю, во многих женских именах, известным на всю матушку-Русь.

Адрес: Вологодская область, Кирилловский р-н. село Горицы