Православная обитель братство милосердия свято алексиевская пустынь. Заметки сельской учительницы: один день в Свято-Алексиевской пустыни

Свято-Алексиевская Пустынь расположена в деревне Новоалексеевка Ярославской области - это целый образовательный центр, аналогов которому, пожалуй, не существует в России. Обитель возникла более 22 лет назад на месте бывшего (до 1917 года) подворья Переславского Феодоровского монастыря и полуразрушенного храма Алексия Человека Божия. Сегодня Пустынь — это небольшие мужская и женская общины (более 400 человек), приют для инвалидов и престарелых людей, детский центр для детей-сирот, кадетский корпус, классическая гимназия, «Объединенный музей Свято-Алексиевской Пустыни» и огромная библиотека. Свято-Алексиевская Пустынь существует не как резервация для несчастных и выброшенных из жизни, а как стартовая площадка. Духовный, социальный и образовательный центр. Она появилась как ответная реакция деятельного и милосердного сердца на гибель, распад, беспомощность, нищету, уныние. Ваше участие пойдет на то, чтобы дать возможность детям, взятым с улицы, еще вчера спавшим в канализационных люках, обрести шанс на полноценную жизнь.

С первых дней возрождения жизни в Свято-Алексиевской Пустыни более 22 лет назад появились дети — оказавшиеся в сложной жизненной ситуации, сироты, а также дети из неблагополучных семей. Для них в этой Обители созданы несколько учреждений – Реабилитационный центр, Православная Классическая Гимназия, Трудовая школа, Кадетский Корпус. К настоящему времени там находятся более 320 детей. Также в Пустыни есть небольшой приют для престарелых.

Обитель возрождается из руин — все здания учебных, жилых корпусов и хозяйственных построек приходится строить заново на средства немногочисленных жертвователей и благодетелей. Пустынь до сих пор не имеет регулярного финансирования. Взрослые трудятся главным образом в детских учреждениях (воспитатели, преподаватели), а также в подсобном фермерском хозяйстве, которое частично обеспечивает Обитель продуктами питания. Существует Обитель за счёт собственного хозяйства, доходов от возделывания принадлежащей монастырю земли и частные пожертвования. При монастыре открыты библиотека, музей (таксидермическая, энтомологическая, палеонтологическая, минералогическая, археологическая, нумизматическая коллекции, а также обширные собрания, посвященные морским раковинам, старинным фотографиям, Фёдору Конюхову и космонавтике). Также в Обители функционирует банно-прачечный комплекс, который ежедневно обеспечивает нужды детей и насельников в полной мере.

Пустынька
Рассказ гимназиста

«РР-Онлайн» продолжает публиковать студенческие фотоистории. Студентка второго курса журфака МГУ Екатерина Акимова сделала репортаж о жизни кадетов в Свято-Алексеевской пустыни, которая находится недалеко от села Новоалексеевка в Ярославской области.

Пожалуй, стоит ещё раз подчеркнуть: мы, как и наши читатели, порой видим несовершенство студенческих работ, их «неотточенность», их «невзрослость». Авторы только учатся профессионально работать, их тексты и съемки для придирчивого глаза нуждаются в шлифовке, к ним ещё не пришло мастерство ни в подаче материала, ни в разработке темы.


Все так, но есть и обратная сторона этого несовершенства: беспощадность взгляда, свобода видения. Эти авторы не оглядываются на бесчисленные неписаные «можно-нельзя» во взрослой журналистике и шире - во «взрослой» жизни. Это опасно и полезно: благодаря им мы видим мир не как привыкли, а как он есть, "сырым", прикасаемся к вещам и темам, трудным для профи.

К материалу Екатерины Акимовой это относится в полной мере: помимо хороших атмосферных кадров здесь есть очень субъективный, но честный взгляд на жизнь детей, отданных в кадеты, взгляд детей на самих себя и на взрослых, работающих с ними, как с «чадами неразумными». Порой эти «чада» видят больше и иначе, чем хотелось бы наставникам. И, наверное, это повод не для наказания, а для честного разговора.


1. Группа кадетов идет в казарму в парадной форме: скоро пасхальная служба


От автора:

Так тихо, там святой источник. Осторожно спускаемся, умываем руки, лицо, голову. Мятный крем убивает запах табака напрочь. Польешь мне на волосы? Кстати, обратно тоже пойдем врозь. Ты по тропинке, а я по оврагу, через лес, - шепотом говорит мне гимназист Свято-Алексеевской пустыни.

Если взрослые учуют запах сигарет, то немедленно встанет вопрос о наказании. Кадета могут отправить домой, взять с родителей штраф. Раньше могли просто высечь, но, после самоубийства одного мальчика, порку заменили денежным штрафом. Вот и приходится кому-то порой мыть голову ночью, на морозе.


2. Иногда на службе детям приходится стоять до пяти часов

3. Мама гуляет с сыном кадетом на святом источнике


От Москвы до Свято-Алексеевской - два часа езды и пять минут от последних домов села Новоалексеевка Ярославской области. До революции пустынь была женским монастырем. В 90-е её отстроили из руин и решили использовать по-новому. Теперь здесь кадетский корпус, гимназия, палеонтологический и археологический музеи, сиротский приют - и всё при храме.

Гимназист Антон провожает меня до дома настоятеля: я хочу попросить разрешения на съемку. Чем ближе мы подходим, тем тише разговаривает со мной Антон, а под конец снова переходит на шепот:

Давай сначала я уйду, а потом ты постучишь, будет меньше лишних вопросов и подозрений. У тебя репутация пока чистая. А меня пороли ещё в девятом классе. У нас мальчики с девочками могут гулять вместе только по благословению настоятеля. Приходишь и спрашиваешь: «Батюшка, благословите дружить с тем-то?»


4. Трапезная. Кадеты готовятся к празднику. Им нужно вытащить стол через окно для пасхальной трапезы, которая начнется сразу после ночной службы утром.

5. Матушка с детьми младшей группы


У дома из старого красного кирпича стоят два джипа. По словам гимназиста, один из них настоятельский, тот, что увешан десятками икон изнутри.

У большого черного рояля, заставленного цветами, батюшка Петр утопает в черном кожаном кресле. Матушка Феврония, по левую руку от него, смирно сидит в кресле-качалке - тоже черном и тоже кожаном. Меня благословляют. И уточняют: «Ну, ты только хорошее снимай, а не помойки всякие».


6. Кадет идет играть для новобрачных в спортзал

7. Дети из младшей группы идут строем


Кадеты

Приезжаю туда снова, на Великую субботу. Завтра святой праздник, в трапезных готовят куличи и пасхи. В храме и классах - генеральная уборка. На площадке у кадетского корпуса меня встречает пара мальчиков лет десяти в кадетской форме. Оба по очереди метают ножи в деревянную мишень.


8. Пасхальное чаепитие 12-го класса

9. Дети ждут своих мам во дворе, чтобы отправиться на службу


- Через две минуты построение у казармы! - кричит дежурный офицер. Ставит задачу «помогать таять снегу». Лопатами, башмаками и палками ребята раскидывают остатки тающего снега по сухому асфальту.

Я нахожу своего знакомого гимназиста.

Кадетский корпус появился здесь лет десять назад. Это случилось так: учитель ИЗО застал ребят из начальной школы, играющих «в войнушку». Увлеклись они этим серьезно, коллекционировали какие-то картинки из военных журналов, зачитывались энциклопедиями. Когда к нам приезжали ветераны, ребята всегда занимали первые ряды. Ну, учитель этот, Масляков, повел их к настоятелю с предложением сделать из них кадетов. Так появился «Сухопутный кадетский корпус имени Благоверного Великого Князя Александра Невского Свято-Алексеевской пустыни». Корпус, у которого мы стоим, появился лет пять назад. Раньше кадеты жили вместе с остальными ребятами, потом - на втором этаже трапезной.


10. Кадеты. Метание ножей.

11. Кадеты. Метание ножей.


- А как сюда попадают?

Например, мой друг Артём с малолетства интересовался военной темой. Его мама искала какое-то учебное заведение с проживанием, где есть военное обучение и… где не нужно платить. Единственным таким местом оказалась наша пустынь. В целом, семь лет назад тот, кто хотел попасть в кадетский, должен был иметь хорошие оценки, безупречное поведение. Потом появился Павлюк, он был майором, весьма богатым. При нем в пустынь стало попадать много людей, и взрослые просто не знали, что делать с теми, на кого и наказания не действуют, и выгонять некуда. Таких ребят стали переводить в кадетский. Там ведь всё строже. Кто-то шел сам, кого-то отправляли туда, как в наказание. После этого некоторые идут в учебные заведения военного профиля. Это гораздо круче армии, туда пробиться очень сложно. В армию у нас идут, грубо говоря, разгильдяи, которые не могут поступить в военное или которых выкидывают оттуда на первом курсе, потому что начинают бухать.


12. На службе кадеты одевают священную одежду прямо на кадетскую форму

13. Дети на прогулке


В храме уже полным ходом идет подготовка к праздничной службе.

Тихо, матушка идет. Дай тряпку! Натираем, натираем… - смешно суетится четырнадцатилетний Паша. Ему дали задание отмыть огромный золоченый подсвечник от масла и воска. Всю прошлую неделю он проработал в коровнике. Мыть коров - наказание за несданную вовремя книгу. А в коровнике он неудачно пошутил над старухой на тему «Преступления и наказания»…

Старуха там работает, она кричала на Пашу, ну, он ей: «А я тебя как Раскольников, топором». Он это в шутку, а она подумала, что это угроза, - объясняют мне его товарищи.

После уборки территории Антон поймал меня у храма, завел за угол:

Пойдем быстрее в гимназию, пока опять не припахали.

Кстати, знаешь, если бы так случилось, не дай бог, мне пришлось бы отдавать сюда своих детей, я бы отдал их с пятого по девятый класс. Вот тогда это реально образование. Я сомневаюсь, что где-то в России такое ещё есть.


14. На колокольне воспитатель ведет небольшое разбирательство о случае курения в пасхальную ночь

15. Дети меряются крестиками


- А что здесь особенного?

Во-первых, сюда попадают очень хорошие учителя. Кто-то кандидат наук, кто-то доктор. Вот дядя Костя, он и латыни нас учит, и греческому. В какой ещё школе ты бесплатно можешь заниматься древними языками? Нигде, наверное. На самом деле, здесь ещё много направлений, факультативов, кружков, которыми в реальной жизни ты можешь заниматься только за бабки. Но я считаю, что дети до пятого класса должны жить с родителями. Костяк, стержень человека должен складываться в семье, они ж пока совсем пушистые… Если бы я жил до пятого класса с мамой и папой, я бы был другим человеком.


16. Уборка перед святым праздником в храме. Мальчик моет огромный подсвечник

17. Строй перед трапезной


- А здесь этот костяк складывается как-то не так?

Понимаешь, здесь слишком много грязи. Человек с молочных зубов опускается в доносительство, в стукачество, потому что только им он может заполучить какое-то одобрение. Они же маленькие, хотят, чтоб их любили и уважали… И они бегут на исповедь и пишут свои грешки на листе А4, у кого больше. Бегут к батюшке наперегонки, чтоб поцеловать ручку, бегут к матушке, чтоб быстрее сдать своего товарища с тем, что тот не хочет молиться.


18. Двенадцатиклассник Артем в классном шкафу хранит свой чай. Когда-то его наказали поклонами за то, что он пошел его попить на перемене в свою келию.

19. Кадеты в парадной форме на крыльце храма


- У взрослых ребят такого нет?

Бывают суки, которые готовы сдать любого, сделать что угодно, чтоб остаться здесь, не возвращаться домой, где их ждет больший п…ц, но и их понять можно. Да что я говорю… Мой друг меня пару раз сдавал, но мы понимали, что это просто реально облегчит ему участь. У него отец - предприниматель, зарабатывает миллионы, платит каждый раз за его проделки. Он видит, что папе в Москве не до него.


20. Мальчики выходят из храма, провожая новобрачных, которых только что обвенчали

21. Гимназистки в храме


Прайс за грехи

Гимназия. Пустой кабинет русского языка. За крайней партой Антона ждет выпускник Пустыни Коля. У него жизнь на воле никак не складывается. Поступил в педагогический институт в Москве. Вылетел. Собирается в театральный. А пока вернулся погостить на каникулы. Многие выпускники хотят вернуться и возвращаются.


22. Гимназист Артем в своей келье показывает свои старые оригами

23. Мальчик дошкольник и гимназист в церковном облачении


Весь день провожу в этом кабинете, общаясь с ребятами. Тема родителей - табу, как религия и вера. Люди сюда детей свозят не от счастливой жизни, веря в то, что здесь они пропитаются благодатью, ведь место святое. Отдают потому, что средств нет либо, наоборот, их так много, что дети становятся избалованными и неуправляемыми. Родители таких кормят всю пустынь. Особенно тогда, когда им приходится платить немаленькие штрафы.

На доске объявлений должен висеть прайс за грехи, но на праздничные дни его сняли, ну, понимаешь, сейчас сплошная показуха. Так вот: курение, алкоголь - десять тысяч рублей, запретная литература - пять тысяч рублей, плееры и телефоны тоже запрещены, особое общение противоположных полов - пять тысяч рублей, а за половое сношение просто выгоняют. Побег и разговор о побеге - пятнадцать тысяч рублей, - объясняет расценки Антон. - Есть два типа ребят, которые бегут: первые - это дети богатых родителей, которым на свободе однозначно круче. Вторые - те, которых просто всё достало. Они бегут, и чаще всего их уже не возвращают.


24. Антон ведет меня в лес за святой источник курить

25. Храм. Дети на службе.


- Как, не ловят совсем?

Нет, заявляют в милицию, находят, штрафуют. Один лошара, представляешь, убежал до Первой Переяславской дороги (метров 500 от обители), поймал машину. А это была машина инспектора! А ещё два парня уперли с собой из музея манускрипт 18-ого века. Их поймали в Москве. А Лёня, которого ты видела на уборке в храме…


26. Кадеты проходят мимо дома настоятеля

27. В пустыне содержат много животных, начиная с коров, свиней и лошадей, и кончая рептилиями и такими экзотическими пицами, как страусы, которых держат на конюшне


- Тот смешной добрый мальчик?

Да, он добежал до самого Иркутска к дедушке. Но и он спалился на ровном месте. Сидел, пиво пил без документов. Его и накрыли. Насчет штрафов: мой знакомый раздел свою мать тысяч на шестьдесят точно. Он знает, что у мамы деньги есть, а обратно домой она его не хочет. Вот он и пользуется.


28. Дети играют. Время пасхальных каникул.

29. Мальчик привлекает внимание мамы, сев в угол


Давно стемнело. Мы выбегаем на улицу, Антон тянет меня за руку: сбор на ночную службу через пять минут! Она начинается около двенадцати ночи и должна закончиться в пять утра. Опаздывать запрещено.

Храм набит битком. Кадеты и гимназистки в парадной форме. Кому-то четыре года, кому-то 10, кто-то в детской коляске. Они трут свои глазки, зевают, прячась за соседа, кто-то рад развязанному шнурку, ведь можно наконец-то присесть хотя бы на минутку. Так стоять, не двигаясь, ещё пять часов.


30. Кадет играет с дворовой собакой

31. Матушка с детьми младшей группы


…Служба кончилась. Утром все свободны. Антон бежит курить - я бегу за ним:

Стоп! Тихо, матушка! - мы падаем на наст, прячась за бетонную плиту.

Кажется, ушла.


32. Читают стихи Гумилева

33. На службе в храме


Всё, мы за оврагом. Гимназист тихо, не спеша, делится со мной рассказами о его жизни:

Мы обязаны стоять смирно все службы, исповедоваться, причащаться. Не знаю, наверное, все-таки среди ребят есть те, кто искренне преданы религии, им это не в тягость, но большинство стоит и тихонько матерится.

Если ты недели две не причащаешься, к тебе могут подойти и спросить: «Ага, ты что-то скрываешь. Что-то у тебя на душе не то». Однажды мне приходилось исповедоваться своему учителю по истории. У нас всего три священника.

А когда-то мой одноклассник продавал мне алкоголь из алтаря. В подвале стоят десятилитровые канистры кагора, к нему имеет доступ только старший алтарник. А когда его приносят в алтарь, к нему имеет доступ любой алтарник, но никому и в голову не приходило, что мой одноклассник будет продавать алкоголь из алтаря своим друзьям. Поллитровая бутылка - 50 рублей.


34. Тайное курение

35. Гимназистка идет по дороге на окраине Пустыни


- Тебе не кажется, что нужно что-то делать с этим местом? Это же ненормально, заставлять людей делать то, что они должны делать по доброй воле, навязывать религию. Эта показная вера, презрение, страх и ненависть ко взрослым, которые вот-вот запалят, припашут…

Никогда не забуду, как мне матушка разбила нос в кровь. Да, Кать, всё так, но пойми, что ты смотришь на это место только с одной стороны, а дело в том… Это же место стало реальным спасением для тех, кто этого хотел. Кисляк, например, ты его знаешь, до обители жил в стремных условиях. Мать - детдомработница, получала копейки. Кисляк лет в одиннадцать матери помогал, таскал кирпичи для стройки колокольни… Ему открылись ворота во все вузы именно через пустынь, потому что именно тут он получил выход на тот слой, где действительно ценят мозг. А та школа, где он учился… ему эти воронежские грамоты… да кому нужны воронежские грамоты? А тут он вышел на Россию - если бы не пустынь, этого бы не было. Таких историй, может, и немного... Да, когда будешь писать, какие здесь все плохие, напиши, что настоятель стоит отдельно и что он в неведении. И что мне очень стыдно за то, что я выношу сор из избы. Да, такая вот пустынька…


36. Кадет стоит на главной площадке перед храмом у автобуса Пустыни, который совсем скоро повезет детей на отдых во время каникул


Гимназист Антон не доучился до конца двенадцатого класса. Его поймали с сигаретами и отчислили, он уехал в Москву, где теперь живет и учится.

Свято-Алексиевская пустынь находится примерно в 12 км от Переславля-Залесского, если ехать в город по Ярославскому шоссе со стороны Сергиева Посада . Местечко совсем небольшое, тем не менее, оно пользуется популярностью у организаторов паломнических туров.

Сама пустынь находится в паре километров от шоссе. Если кто-то из автопутешественников по дороге к переславским достопримечательностям захочет устроить себе небольшой отдых на природе - почему бы не остановиться здесь? Места красивые, опять же, речка рядом.

Собственно, о местных достопримечательностях: их не так много – церковь преподобного Алексия, человека Божьего и колокольня при ней. Самой церкви уже более ста лет – она была заложена в 1889 году, а еще через два года, в юле 1891 года, освящена. Выходит, нынешним летом этой достопримечательности исполнится ни много ни мало 120 лет.

А вот колокольня значительно моложе. Изначально ее возвели вместе с церковью, но годы советской власти она, к сожалению, не пережила. После возвращения пустыни верующим в 1991 году на ее месте какое-то время стояла деревянная звонница – до тех пор, пока не восстановили колокольню.

История этой достопримечательности непосредственно связана с Феодоровским монастырем в Переславле-Залесском. Пустынь была построена на деньги благотворителей по инициативе последней игуменьи Феодоровского монастыря Евгении.

Те, кто читал романы Мельникова-Печерского «В лесах» и «На горах», наверняка вспомнят персонаж настоятельницы старообрядческого скита матери Манефы. Это была «крепкая хозяйственница», умевшая расположить к себе влиятельных купцов, получить от них богатые дары и употребить их на благо возглавляемой ею обители.

Судя по сохранившимся описаниям, мать Евгения очень похожа на эту книжную героиню. Женский Феодоровский монастырь она возглавила в 1874 году, когда тот переживал не самые лучшие в материальном плане времена. Новая игуменья смогла вдохнуть в обитель новую жизнь – при ней возобновились пожертвования, большая часть которых тратилась на благоустройство монастыря и строительство, причем, не только на его территории, но и за ее пределами.

Свято-Алескиевская пустынь как раз стала одним из таких начинаний. Землю для нее приобрел московский купец Василий Глинский, а деньги на строительство пожертвовала московская купеческая жена Анна Афанасьевна Ашукина.

Руководила всем мать Евгения. Она позаботилась как об обустройстве духовной жизни монашествующих и насельниц, так и обо всех бытовых вопросах: помимо собственно церковных строений, которые обнесли каменной оградой, были выстроены жилые корпуса. В одном из них половину дома занимала церковно-приходская школа для детей из окрестных сел.

За пределами пустыни для священника, служившего здесь, был построен деревянный дом со всеми необходимыми хозяйственными принадлежностями. На содержание священника выделялось пищевое довольствие, а также проценты с капитала в 10 тысяч рублей.

Помимо поступления средств извне в виде пожертвований, пустынь частично обеспечивала себя и собственными силами – в частности, для этой цели здесь был устроен скотный двор. В общем, скучать обитательницам пустыньки не приходилось.

Но тут случилась революция, а дальше все как у всех: в 1920-х годах пустынь была разорена, в 1990-х в плачевном состоянии возвращена верующим. Ее восстановление организовал священник Алексей Василенко. В 1992-м Свято-Алексиевская пустынь была открыта уже в новом статусе – как самостоятельный мужской монастырь. В настоящее время здесь проживает около 180 насельников; при монастыре действует приют на 170 детей, с 1996 года открыта православная гимназия (один из преподавателей в ней – известный путешественник Федор Конюхов).

Как проехать в Свято-Алексиевскую пустынь

Если ехать в Переславль-Залесский по Ярославскому шоссе со стороны Москвы, примерно через 2,5 км после села Новое будет указатель на Слободку. На картах это место обозначено как Выползова Слободка, но на указателях первая половина названия отсутствует – видимо, сэкономили. До самого Переславля-Залесского от этого места остается порядка 12 км.

Поворачиваете направо, проезжаете по узкой дороге порядка 1,5 – 2 км и, переехав мост через речку с игривым названием Кубрь, попадаете в местечко Новоалексеевка, где и расположена пустынь. При въезде стоит знак, информирующий о том, что вы въезжаете на частную территорию. Там же установлен шлагбаум. Впрочем, кажется, сделано это больше для церемонии, чем с целью кого-то задержать – сторожей при шлагбауме нет.

К сведению любителей фотографии: с дороги, ведущий к Свято-Алексиевской пустыни открывается хороший вид на церковь в селе Новое. Только надо иметь в виду, что лучшие условия для съемки – утром, когда солнце еще не успело зайти за нее.

Свято-Алексеевская пустынь

Ярославская область, Переславский р-н., с. Новоалексеевка.

Многие труды, понесённые игуменьей Евгенией, увековечены в постройках , но там они сливаются с другими памятниками иных благотворителей святых храмов и попечителей о монастыре. Всё устройство Алексеевской пустыни - приобретение земли и постройка - принадлежат исключительно её энергии, умению и старанию о распространении иночества и о благоустройстве монастырей. Ей именно принадлежит учреждение и устроение трёх пустынек вне монастыря. Их строили благотворители, главным образом из московских купцов, но склонить их к пожертвованиям, расположить их к Феодоровскому монастырю, указать, что и как строить - всё это исключительно принадлежит игуменье Евгении.

Её попечением в 12 верстах от монастыря по Московско-Ярославскому шоссе, по направленно к Сергиеву Посаду, верстах в двух с половиной от с. Выползова Слобода к востоку, устроена пустынька Алексеевская - целый монастырёк. Земля, на которой она стоит, куплена и пожертвована московским купцом Василием Глинским, а московской купеческой женой Анной Афанасьевной Ашукиной устроены прекрасная церковь во имя Алексия, человека Божия, и колокольня при ней. 8 Июля 1889 г. закладку храма совершил протоиерей Александр Свирелин.

28 июля 1891 г. архиепископ Владимирский Феогност совершил освящение храма Алексеевской пустыни. Ему сослужили благочинный переславских монастырей, настоятель Троицкого Данилова монастыря архимандрит Модест, протоиерей Александр Свирелин, протоиерей переславского собора Алексей Александрович Дилигенский священники Феодоровского монастыря Александр Розанов и Константин Покровский. По отзыву современника архиепископ Феогност был: «человек глубокой веры и доброй души. Говорили тогда, что он и великий постник. И неудивительно: он был очень худ, и вид его был в Боге. Молитвенность его настроения и самой службы при нём всегда отрадно сказывалась на моей душе».


Храм преподобного Алексия, человека Божьего (1891-1903 гг.)


Мозаика на фасаде колокольни церкви Алексия, человека Божия


Церковь была снабжена иконами очень хорошего письма, утварью, облачениями и богослужебными книгами; отопление в ней было духовое. Пустынь была обведена каменной оградой, внутри устроены двухэтажный деревянный корпус для монашествующих; каменный двухэтажный корпус тоже для монашествующих и послушниц; при нём каменный скотный двор; деревянный дом, в одной половине которого жили послушницы, в другой помещалась церковноприходская школа для мальчиков и девочек. При пустыньке состоял особый священник для совершения богослужений. Для него за оградой был выстроен деревянный дом со всеми хозяйственными принадлежностями. Кроме пищевого довольствия, на содержание священника назначались проценты с капитала в 10 000 рублей. С 1893 г. священником состоял окончивший курс семинарии Николай Николаевич Язвицкий.

В 1920-х гг. пустынь была закрыта и разорена. В 1980-х гг. от каменной трапезной оставалась только часть стен, от келейного корпуса - голые стены.
В возвращённом верующим с 1991 г. Алексеевском храме прихожанами под руководством священника Алексея Василенко проведены восстановительные работы, построен крестильный храм, в восстановленном келейном корпусе открыта приходская школа с уникальным музеем и библиотекой. Временную деревянную звонницу заменила восстановленная колокольня.



В одном здании находятся: православнй культурный центр, объединенные музеи, православная классическая гимназия-пансион, православный детский центр-пансион длительной социальной реабилитации, аграрный техникум, художественно-ремесленный колледж, пушкинский лицей гуманитарных наук и сухопутный кадетский корпус...

Библиотека в гимназии Алексеевской пустыни


Палеонтологическая коллекция гимназии. Алексеевская пустынь



Морская коллекция гимназии в Алексеевской пустыни








Музей нумизматики


Пушкинская гостиная


Родословное древо поэта

В русской избе


Красота быта

В Свято-Алексеевской пустыни начинает работать приют для стариков и детей .

Преподаватель Ирина Валентиновна Кузина вместе с четырьмя детьми и мужем жила в благоустроенной квартире в посёлке Лоза под Сергиевым Посадом. И вот она узнаёт, что под Переславлем-Залесским в Свято-Алексеевской пустыни начинает работать приют для стариков и детей, организованный священником отцом Алексеем. Посоветовавшись с мужем, Ирина решила помочь в создании школы. Сына-одиннадцатиклассника оставила дома с мужем, а сама с тремя младшими детьми приехала к о.Алексею. Всё, что она увидела, так поразило её, что она решает здесь остаться. Вслед за ней отправилась в пустыньку и я… Встречал меня сам о.Алексей – очень высокий, широкоплечий, внушительный батюшка с кроткими ласковыми глазами и доброй улыбкой…

Кем только не пришлось быть Алёше Василенко в молодости! И взрывником, и парашютистом, и вальщиком леса, и журналистом… Потом был физико-математический факультет, затем исторический в Новосибирском университете. С дипломом историка оказался он в 1976 году в Соловецком музее-заповеднике. Вот тогда-то впервые ощутил, что небо на земле – это не метафора, а самая что ни на есть реальность. Прожив некоторое время в Соловецком монастыре, неожиданно для самого себя, без всяких внутренних катаклизмов и интеллектуальных терзаний-метаний, приходит к выводу, что жить может только целиком посвятив себя Богу.

Октябрь. Мимо окна автобуса мелькают осенние леса и поля, мне 20 лет, я еду работать в «пустынь». Так сокращенно (или даже ласково - «пустынька») называют насельники это удивительное место, затерянное где-то в Ярославской области - православную обитель - Братство Милосердия Свято-Алексиевскую пустынь.

Сложно сказать, что такое Свято-Алексиевская пустынь. Монастырь? Не совсем. В пустыни есть свой полумонастырский устав, но живут здесь не только монахи и монахини. Школа? Да. Вернее, много разных школ: классическая гимназия, кадетский корпус, музыкальная школа, физико-математические, естественнонаучные классы. Детский приют? Конечно. Музей? Музеи тут тоже есть: геологический, археологический, музей путешествий, музей космоса. Христианская община? И это тоже. Православный оазис спасения посреди пустыни мира? Для многих из насельников, наверное, так и есть. Автобус остановился у обочины. Меня никто не встретил, и от шоссе я иду дорогой по холмам и через речку. Вокруг очень пустынно. Уже виден большой кирпичный храм Алексия, человека Божия, небесного покровителя пустыни. Залаяли собаки, и это значит, что я уже на месте.

О Свято-Алексиевской пустыни уже не раз писали светские и церковные СМИ. Это удивительное место с нуля создал священник Алексей Василенко вместе с матушкой Людмилой. В 1992-м году он приехал служить в Переславль-Залесский из Санкт-Петербурга. Под жилье ему нашли дом в обезлюдевшем селе Новоалексеевке. Кроме развалин храма там ничего не было. «Когда я это увидела, несколько ночей не спала», - вспоминает матушка Людмила. В соседнем селе Новом рассказали, что когда-то в XIX веке в Новоалексеевке была Алексеевская пустынь Фёдоровского женского монастыря. Потом местные бабушки принесли отцу старинное полотно с ликом Алексия, человека Божия. Так начиналось дело всей жизни отца Алексея, теперь уже иеромонаха Петра...

Утреннее правило и домашняя колбаса

Накануне первого рабочего дня жду около деревянного учебного корпуса, пока меня заселят. Погода серенькая, туманная, моросит дождь. Мимо проходит подросток в камуфляжной форме и с любопытством на меня смотрит. Ощущение закрытой, строгой и неприветливой школы. Все читали, наверное, роман «Джейн Эйр» про угрюмое учебное заведение, где девочки живут в холоде, голоде и страхе и как воспитательницы пичкают их скучной моралью и неинтересными уроками. Сейчас что-то в этом оазисе посреди ярославских полей похоже на образ из английской книжки. Но на деле все окажется совсем по-другому.

Внутри старого гимназического корпуса пахнет деревом и свечками.

«Через месяц мы решим вопрос, чтобы выделить Вам комнату», - говорит мне завуч. Комнаты здесь называют кельями. Ночью я сплю в музыкальном кабинете в окружении рояля, балалаек и аккордеонов. Это большая комната на первом этаже, где ученики занимаются музыкой. Вахтерша в гимназическом корпусе жалеет меня: «Вам там неудобно, наверное». Да нет, нормально. Потом я узнаю, что по воскресеньям кто-то из священников пустыни ставит в музыкальном кабинете кинопроектор и смотрит с детьми какой-нибудь фильм. Телевидения в пустыни нет, зато фильмов много самых разных. Правда, «взрослые» сцены, если такие вдруг встречаются, из них заранее вырезаны. На ночь музыкальный кабинет превращается в комнату для гостей. Туда могут и в час, и в два ночи заселить какого-нибудь перехожего паломника.

В 6.30 подъем, в 7 - утреннее правило в домовом храме гимназии на первом этаже. Священник читает молитвы первым, потом по очереди дети. Опоздавших или отвлекающихся на разговоры наказывают так: ставят на солею класть поклоны. Все пока очень сонные. Но впереди еще завтрак, чтобы проснуться. Пустынская трапезная - это отдельная история. Небольшая деревянная изба напротив настоятельского корпуса кормит все 250 насельников, детей и взрослых. Завтрак, обед, полдник, ужин - строго по расписанию. Захожу, пытаюсь протолкнуться вперед мимо шумного кадетского отряда, который пришел завтракать. Дежурные уже разливают чай. «Вы наша новая воспитанница?» - спрашивает меня кто-то из взрослых.

Во время еды нельзя разговаривать: за трапезой читают жития святых или поучения. Я сижу за столом с учителями и пытаюсь успеть пережевать всю гречку и домашнюю колбасу за отпущенное время. Как только прозвенит специальный колокольчик, чтец прекратит чтение житий, и надо будет встать и читать со всеми молитву. Это здорово дисциплинирует. Кстати, колбаса очень вкусная, да и гречка тоже. И все это можно брать из кастрюли столько, сколько хочешь.

В трапезной никогда не бывает пусто.

Кто-то из детей тоже пошел за добавкой: налить свежего молока в железную кружку. В Свято-Алексиевской пустыни почти натуральное хозяйство: есть свиная и молочная фермы, картофельные плантации, парк тракторов. Все это аграрное хозяйство занимает 380 гектаров земли, и обрабатывают их сами насельники пустыни. К сельскохозяйственному труду привлекают и школьников - в течение всего сентября у них обычно нет занятий: копают картошку.

Только начинается учебный день. А кажется, что я уже так много успела сделать с утра. Иду через осеннюю грязь по деревянным настилам из одного корпуса в другой, новый. Там меня встречает маленькая строгая старушка, вся в черном, - Раиса Федоровна, которая следит за соблюдением расписания.

Какой у вас сейчас урок? - она так спрашивает, что мне не по себе. Я еще не чувствую себя здесь как дома.

Латинский язык. У 6-го класса.

Дети, которым некогда скучать

Таких бойких, любопытных и заинтересованных в учебе детей я, наверное, нигде больше не встречала. Они чувствуют, что о них позаботятся, что их всему научат. Но и справиться с ними нелегко молодой учительнице.

Здравствуйте, Елена Юрьевна! А Вы любите русский рок? - так встречает меня на пороге класса 12-летний «кадетик».

Правда, это 6-й класс. В старших классах они взрослеют, выглядят серьезно и немного грустно. И задаются уже более сложными, даже богословскими вопросами. В гимназии Свято-Алексиевской пустыни учатся в основном дети, потерявшие родителей, и дети, чьих родителей лишили родительских прав, так называемые социальные сироты, но также и дети из обеспеченных благополучных семей. Последних родители привозят из Москвы, Санкт-Петербурга, и они живут здесь круглый год, на свежем воздухе, в строгости и трезвости. Кстати, за хранение и употребление алкоголя в пустыни очень строгие наказания, вплоть до исключения. «В Ново-Алексеевке сухой закон (кроме, конечно, праздничных и других особенных дней), говорит настоятель о. Петр. - За первое же нарушение человека отошлют туда, откуда прибыл. Двадцать минут на сборы, деньги на дорогу - и прощай».

Дети, конечно, загружены учебой: сильная математика, история, биология, два древних языка (латинский и древнегреческий), английский, французский, церковнославянский. По всем предметам строгие требования. И нельзя сказать, что быт у них легкий: недостаточное количество жилья, отсутствие водопровода, газа, туалеты в основном на улице. Но летом они отдыхают даже лучше, чем некоторые московские школьники. Для воспитанников пустыни каждый год организуются один-два похода - на Кольский полуостров, в Архангельскую, Новгородскую области, в Крым, на Северный Кавказ. Это не только отдых, но и учеба: школьники участвуют, по сути, в настоящих экспедициях: геологических, археологических, палеонтологических.

После уроков я с любопытством изучаю здешние быт и обстановку. Поднимаюсь по гулкой деревянной лестнице на второй этаж корпуса. Здесь все очень по-домашнему. Коридор увешан картинами, красиво оформленными надписями - цитатами из святых отцов Церкви, ученых, педагогов. Скрипят половицы. В середине коридора стоят два больших аквариума с рыбами и между ними еще музыкальный центр, в котором играет какая-нибудь классическая музыка: Гайдн или Моцарт.

Здесь можно сесть на диванчик и почитать научный альманах по классической филологии, который выпускает пустынь. Или зайти в один из музеев - например, в геологический. Один из разделов его коллекции состоит из образцов вулканических горных пород Камчатки, которыми не каждый столичный музей может похвастаться. В этом же здании находится школьная библиотека на... 50 тысяч томов. Многие из них - это редкие, антикварные и даже рукописные издания. За столами сидят дети, делают домашнюю работу. Мне книги выдали на руки, и я иду готовиться к новому учебному дню. Не сомневаюсь, что он будет не менее захватывающий, чем сегодняшний. Но сначала подойду к окну, отодвину занавеску и послушаю тишину бескрайних ярославских полей.