Технология художественной обработки материалов вечерняя форма обучения. Технология художественной обработки материалов

Эта настройка позволит отфильтровать весь контент сайта по вузу: программы обучения, специальности, профессии, статьи. Вернуться к полному содержанию сайта можно отменив эту настройку.

Эта настройка позволит отфильтровать весь контент сайта по вузу.

Одно из соображений, которые необходимо ввести сразу, - это ограничения. Учителя могут указать, что взрослые также сталкиваются с проблемами, когда они разрабатывают вещи, и что настоящая проблема для взрослых или детей заключается в разработке решений, которые дают хорошие результаты, несмотря на ограничения. В ранних классах дети могут быть склонны идти своим первым концептом дизайна с небольшим терпением для тестирования или пересмотра. Там, где это возможно, их следует поощрять к улучшению своих идей, но более важно, чтобы они развивали уверенность в своей способности придумывать и выполнять проектные проекты.

  • НИУ ВШЭ

    Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики

  • ИГСУ

    Институт государственной службы и управления

  • ВШФМ

    Высшая Школа Финансов и Менеджмента

  • ИБДА

    Институт бизнеса и делового администрирования

  • B&D

    Институт бизнеса и дизайна

  • РГУТИС

    Российский государственный университет туризма и сервиса

    Когда их проекты завершены, учащиеся могут рассказать, что им нравится в проектах друг друга. Они должны заранее осознать, что совместные усилия и индивидуальная инициатива ценны для выявления и устранения проблем с дизайном. Они должны начать испытывать проблемы, требующие от них выяснения проблемы, создания критериев приемлемого решения, предлагать возможные решения, опробовать их, а затем внести корректировки или начать с нового предлагаемого решения. Поскольку студенты берут на себя более обширные проектные проекты, акцент должен быть сделан на том, что обычно не один лучший дизайн для продукта или процесса, а целый ряд альтернатив и возможностей.

  • Московский Политех

    Московский политехнический университет

  • РГСУ

    Российский государственный социальный университет

  • МГРИ-РГГРУ им. Серго Орджоникидзе

    Российский государственный геологоразведочный университет имени Серго Орджоникидзе

  • МФЮА

    Московский финансово-юридический университет

  • МИП

    Московский институт психоанализа

    Один из способов достижения этой цели состоит в том, чтобы несколько групп разработали и выполнили решения по одной и той же проблеме, а затем обсудили преимущества и недостатки каждого решения. В идеале проблемы должны быть «реальными» и привлекательными для студентов.

    • Конструкции, которые лучше всего в одном отношении, могут быть хуже других.
    • Обычно некоторые функции должны быть принесены в жертву, чтобы получить других.
    Идея, которая должна быть разработана в средних классах, заключается в том, что для сложных систем требуются механизмы контроля. Общий термостат для контроля комнатной температуры известен большинству студентов и может служить моделью для всех механизмов управления.

  • ИГУМО и ИТ

    Институт гуманитарного образования и информационных технологий

  • ВШКУ

    Высшая школа корпоративного управления

  • ИЭАУ

    Институт экономики и антикризисного управления

  • МГЭУ

    Московский гуманитарно-экономический университет

  • МФТИ

    Московский физико-технический институт (государственный университет)

    Понятие побочных эффектов может быть поднято в это время, возможно, используя фактические тематические исследования технологий, которые оказались неожиданными побочными эффектами. Студенты должны также встретить более интересные и сложные ограничения, поскольку они работают над проектными проектами. Кроме того, студенты должны ознакомиться со многими фактическими примерами того, как чрезмерное проектирование и избыточность используются для устранения неопределенности.

    Некоторые ограничения, такие как гравитация или свойства используемых материалов, неизбежны. Суть контроля заключается в сравнении информации о том, что происходит с тем, что люди хотят совершить, а затем вносить соответствующие коррективы. Эта процедура требует считывания информации, обработки ее и внесения изменений. . Адекватное время должно проводиться с использованием концепций ресурсов, систем, контроля и воздействий, введенных в ранних оценках. Студенты также должны перейти к более высоким уровням критического и творческого мышления с помощью более требовательных дизайнерских и технологических работ.

  • МГИМО

    Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России

  • НИЯУ МИФИ

    Национальный исследовательский ядерный университет "МИФИ"

  • РАНХиГС

    Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

  • ВАВТ

    Всероссийская академия внешней торговли Министерства экономического развития России

    Им нужна практика как отдельных лиц и как членов группы в разработке и определении идей с использованием рисунков и моделей. Новые концепции, которые будут внедрены в старшей школе, включают анализ рисков и оценку технологий. Студенты должны осознавать, что разработанные системы подвержены ошибкам, но риск отказа может быть уменьшен с помощью различных средств: переоценка, избыточность, отказобезопасные конструкции, дополнительные исследования заблаговременно, больше контроля и т.д. они также должны появиться чтобы признать, что эти меры предосторожности добавляют затраты, которые могут стать непомерно высокими, так что некоторые проекты идеальны.

  • Дипакадемия МИД РФ

    Дипломатическая академия Министерства иностранных дел Российской Федерации

  • МГТУ им. Н.Э. Баумана

    Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана

  • МГУ имени М. В. Ломоносова

    Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова

  • Гос. ИРЯ им. А. С. Пушкина

    Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина

    Поскольку никакое количество мер предосторожности не может снизить риск отказа системы до нуля, часто необходимо сопоставить оценочные риски предлагаемой технологии с ее альтернативами. Выбор, как правило, не между вариантом высокого риска и безрисковым, а сводится к компромиссу между действиями, все из которых связаны с определенным риском.

    Студенты должны понимать, что анализ риска влечет за собой изучение вероятностей событий и насколько плохи события, если они произойдут. Благодаря опросам и собеседованиям студенты могут узнать, что сравнивать риски сложно, потому что люди сильно различаются в восприятии риска, на которые, как правило, влияют такие вопросы, как постепенный или мгновенный риск, насколько контролирующие люди думают, что они имеют риск, и как выражается риск.

  • МГМСУ им. А.И. Евдокимова

    Московский государственный медико-стоматологический университет имени А. И. Евдокимова

  • МГЮА им. О.Е. Кутафина

    Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина

  • РНИМУ

    Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н. И. Пирогова

  • Финансовый университет

    Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

    При проектировании устройства или процесса следует подумать о том, как он будет производиться, эксплуатироваться, обслуживаться, заменяться и утилизироваться и кто будет продавать, эксплуатировать и позаботиться об этом. Некоторые элементы управления управляют определенными частями системы, а некоторые управляют другими элементами управления. Все чаще и чаще граждане призваны решать, какие технологии разрабатывать, какие использовать и как их использовать. Часть подготовки к этой ответственности - это знание о том, как работает технология, включая ее альтернативы, преимущества, риски и ограничения.

  • РГУП

    Российский государственный университет правосудия

  • ФГБОУ ВО МГЛУ

    Московский государственный лингвистический университет

  • РЭУ им. Г. В. Плеханова

    Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова

  • ПМГМУ им. И.М.Сеченова

    Первый Московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова

    Долгосрочные интересы общества наилучшим образом удовлетворяются, когда ключевые вопросы, касающиеся предложений по внедрению или сокращению технологий, рассматриваются до принятия окончательных решений. Студенты должны научиться задавать важные вопросы о немедленных и долгосрочных последствиях, которые могут иметь технологические инновации и устранение существующих технологий. Но умные взрослые не согласны с разумным использованием технологий. Обучение должно помочь учащимся научиться критически мыслить о технологических проблемах, а не думать о них.

  • РТА

    Российская таможенная академия

  • РГУНГ им. И.М.Губкина

    Российский государственный университет нефти и газа имени И. М. Губкина

  • ВГУЮ (РПА Минюста России)

    Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)

  • РГГУ

    Российский государственный гуманитарный университет

    Учителя могут помочь учащимся получить информированное отношение к различным технологиям и их социальным, культурным, экономическим и экологическим последствиям. Когда учителя выражают свои личные взгляды, они должны также признавать альтернативные взгляды и справедливо формулировать доказательства, логику и ценности, которые заставляют других людей иметь эти взгляды.

    Понимание потенциального воздействия технологии может иметь решающее значение для цивилизации. Технология не врожденно хорошая, плохая или нейтральная. Как правило, его эффекты сложны, трудно оценить точно и могут иметь разные значения для разных людей в разное время. Его последствия зависят от человеческих решений о развитии и использовании. Человеческий опыт в области технологий, включая изобретение процессов и инструментов, показывает, что люди имеют определенный контроль над своей судьбой. Они могут решать проблемы, пытаясь найти лучшие способы сделать что-то, изобретать решения и рисковать.

  • МИСиС

    Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»

  • ГАУГН

    Государственный академический университет гуманитарных наук при Российской академии наук

  • РАМ им. Гнесиных

    Российская академия музыки имени Гнесиных

  • МГАВМиБ им. К.И.Скрябина

    Московская государственная академия ветеринарной медицины и биотехнологии имени К. И. Скрябина

    Тематические исследования реальных технологий предоставляют студентам возможность обсудить риск. Существует множество тем: Асуанская высокая плотина, противозачаточные таблетки, паровые двигатели, пестициды, опрос общественного мнения, пенициллин, стандартизированные части, холодильная техника, ядерная энергия, фторированная вода и еще сотни. Учителя и студенты могут собирать материалы для изучения конкретных случаев или использовать коммерчески разработанные тематические исследования. Хорошие проектные проекты и тематические исследования могут помочь учащимся развить понимание опыта.

  • РУДН

    Российский университет дружбы народов

  • МГИК

    Московский государственный институт культуры

  • РХТУ им. Д.И. Менделеева

    Российский химико-технологический университет имени Д. И. Менделеева

  • ГУУ

    Государственный университет управления

  • АГП РФ

    Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации

    Проекты дизайна дают студентам интересные возможности для решения проблем, хорошо используют инструменты, тщательно измеряют вещи, делают разумные оценки, точно вычисляют и четко сообщают. И проекты также позволяют студентам задуматься о тех возможностях, которые могут иметь их изобретения. Например, если группа детей в классе решит построить большой мелкий резервуар для создания среды обитания в океане, весь класс должен обсудить, что произойдет, если бак протекает, влияет ли этот проект на другие проекты или занятия в классе, независимо от того, это другие способы узнать о местообитаниях океана и т.д. в более общем плане, маленькие дети могут начать изучать последствия, которые люди оказывают на их окружение.

  • МГК им. П. И. Чайковского

    Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского

  • МГПУ

    Московский городской педагогический университет

  • МИЭТ

    Национальный исследовательский университет «МИЭТ»

  • МИРЭА, МГУПИ, МИТХТ

    Московский технологический университет (МИРЭА, МГУПИ, МИТХТ)

2. Понятие о художественной обработке материалов, о декоративно-прикладном искусстве. Виды художественной обработки материалов. Характерные черты народного творчества.

Студенты на этом уровне достаточно взрослые, чтобы понять, что решение некоторых проблем может привести к другим проблемам, но социальные проблемы не должны быть слишком жесткими. Это может привести к чрезмерному усилению ограничений и большую часть удовольствия от простых проектов, требуя слишком большого анализа.

Люди, одинокие или в группах, всегда изобретают новые способы решения проблем и выполнения работы. Студенты могут заинтересоваться сравнением современной технологии с предыдущими моделями, а также технологией в повседневной жизни с другими местами в мире. Они могут представить себе, какая будет жизнь без определенных технологий, а также то, какие новые технологии могут удержать в будущем. Чтение других цивилизаций или более ранних времен, чем их собственная воля, иллюстрирует центральную роль, которую играют разные технологии.

Технология художественной обработки материалов - совокупность средств, приемов, способов и методов для обработки различных материалов, как металлических, деревянных и др., с целью придания изделиям художественной ценности и потребительских свойств.

ДПИ - это процесс создания материальных предметов, обладающих не только утилитарной значимостью, но и художественной ценностью. Это специфическая форма художественного творчества в сфере создания предметов быта, которая основана на ручном художественном труде . В настоящее время можно наблюдать существование трех основных ветвей декоративно-прикладного искусства. 1.Деятельность профессиональных художников, работающих на промышленных предприятиях и создающих прототипы изделий для массового производства. 2.Деятельность кустарных артелей, выпускающих изделия мелкими сериями, в производстве которых даже на этапе тиражирования присутствует ручной труд. 3.Творчество любителей, занимающихся художественным ремеслом на досуге.

Учащиеся могут участвовать в текущих кампаниях, связанных с энергосберегающей энергией, переработкой материалов, уменьшением количества мусора и тому подобное. Утилизация отходов может быть особенно понятной и полезной темой, направленной на их внимание к побочным эффектам технологии.

Как язык, ритуал, торговля и искусство, технология является неотъемлемой частью человеческой культуры, и она и формирует общество, и формируется им. Технология, которая помогает некоторым людям или организмам, может нанести урон другим или преднамеренно или непреднамеренно. Технология была частью жизни на Земле с момента появления человеческого рода. . Чтобы обогатить свое понимание того, как технология формирует то, как люди сейчас живут, ученики должны исследовать, какова жизнь в разных технологических условиях в прошлом.

Виды художественной обработки материалов: - выжигание по древесине; - художественная резьба по древесине; - художественная резьба по кости; - плетение из соломки; - аппликация из соломки; - аппликация из бересты; - плетение из бересты;

Пропильная резьба по древесине; - деревянная мозаика (интарсия); - контурная резьба по древесине; - геометрическая резьба по древесине (прямолинейные выемки и криволинейные выемки); - лесная скульптура.

Им следует осознавать, что в жизни людей произошли значительные изменения, когда технология обеспечивала более качественную пищу, контроль за сточными водами, теплом и светом для дома и быструю транспортировку. Изучение прошлого должно порождать уважение к изобретениям и сооружениям более ранних цивилизаций и культур.

И исторический, и литературный подходы должны использоваться, чтобы представить, что принесет будущее и задуматься о ограниченной способности людей предсказать будущее. Научная фантастика и романы, установленные в будущем, предполагают изменения в жизни человека, которые могут произойти из-за еще уникальные технологии. Истории, отобранные для этой цели, должны поднять много разных вопросов, касающихся влияния технологии, и студенты должны исследовать под замыслом, чтобы проанализировать эти проблемы.

Характерные черты народного творчества: - реалистично по своему характеру . - тесно связано с его трудовой деятельностью . С помощью топора, ножа, иглы и других орудий труда наши предки строили жилища, делали мебель, обрабатывали шкуры, ткали сукно, шили одежду . - первично по отношению к профессиональному . Это основа зарождения и развития всех видов профессионального искусства . - коллективная природа народного творчества - один из коренных его принципов. - преемственность традиций . Следование сложившимся традициям определенного вида творчества обогащало личный опыт творцов, способствовало успешности их труда . - устойчиво , оно в меньшей степени поддается моде, нежели профессиональное. Оно открыто и сильно выражает идеалы красоты, таящиеся в душе народа, благодаря чему является прямым свидетельством его таланта и творческой мощи. Источником художественных образов народного искусства является природа, окружающая среда, ситуации повседневной жизни. Они отражают жизнь народа, его быт и трудовую деятельность, дают оценку общественным явлениям. Народное искусство является свидетельством талантливости и трудолюбия народа, его оптимизма и человеколюбия.

3.Понятие о творчестве, народном творчестве, народном искусстве, прикладном творчестве, самодеятельном искусстве.

Творчество - процесс и результат создания материальных и идеальных ценностей, обладающих новизной (объективной или субъективной) и оригинальностью, а также процесс и результат самовыражения творца.

Народное творчество - процесс создания материальных и художественных ценностей, главным субъектом которого является народ. Народное искусство -создание культурных материальных и духовных ценностей, обладающих художественной значимостью.

Прикладное творчество - создание материальных ценностей, обладающих утилитарной значимостью.

Самодеятельное искусство - процесс создания материальных и духовных ценностей, основной движущей силой которого является инициативность творца. Этим видом искусства человек может заниматься без специального образования, не обязательно следуя даже устоявшимися традициями того вида деятельности, которым он занимается. Этот вид искусства является источником и главной ветвью народного искусства. Разница между произведениями профессионального и самодеятельного творчества заключается в степени их художественного совершенства и проявившегося в них профессионализма. Искусство возникло за тысячи лет до нашей эры. К этому времени человечество прошло значительный путь развития. Грубые орудия труда из камня, кости, дерева, при помощи которых человек добывал себе пищу, сменились более совершенными. Человек овладел новыми способами обработки материала, расширился его кругозор, усложнилась общественно-трудовая деятельность. Ряд направлений народного искусства дошли до наших дней, другие - затерялись. Веками народное прикладное искусство совершенствовалось, приобретало законченность форм и стилей, отражая обычаи и вкусы народа. Развивалось оно в основном в двух формах : - как домашнее ремесло; - в виде художественных промыслов, связанных с рынком.

Эти формы возникли в древние времена, развивались параллельно, тесно переплетаясь и взаимно влияя друг на друга. Белорусское народное прикладное творчество развивалось преимущественно в первой форме. Промыслами были лишь гончарство, набойка, плетение.

4. Развитие художественных промыслов и ремёсел в Беларуси и её регионах.

Социальный состав белорусского народного искусства первоначально составляли сельские жители, и лишь с конца 19 века к ним присоединилась некоторая часть рабочих. Еще в 17 веке белорусские керамисты, резчики, оружейники славились за пределами Родины. Они удовлетворяли потребности господствующих классов, украшали церкви, дворцы, поместья богатых людей. Но существовали и маленькие гончарные, набоечные мастерские, ориентированные на сельского жителя. Народные мастера использовали легкие в обработке и доступные материалы, обрабатывая их несложными методами: - Дерево - из него строили жилье, делали посуду, изготавливали транспортные средства, мебель. Основными способами обработки были точение, долбление, обжиг, окраска, контурная, рельефная, ажурная резьба. - Солома - ее использовали для изготовления и украшения посуды, домашней утвари, шкатулок, сувениров, игрушек. Основные методы обработки: инкрустация и плетение. - Глина - использовалась для изготовления посуды и игрушек. Ассортимент посуды был велик и разнообразен (збанкі, гаршкі, кубкі, глякі, слоікі, міскі, церлы, спарышы). Белорусская керамика отличается не столько декором, сколько функциональностью и пластикой, простыми логичными формами. - Металл использовался лишь для мелких деталей, обрабатывался в основном ковкой. Для изготовления посуды использовалась медь. - Лен, шерсть использовали для изготовления тканей для постельного и столового белья, ассортимент которого был достаточно широк (посцілкі, ручнікі, абрусы) и одежды. Основными методами обработки были ткачество, а для изготовления обуви - валяние.

Широко распространенным приемом декоративной обработки материалов была роспись: набойка, кистевая роспись, при помощи которых декорировали «куфры», «пісанкі», «дываны». Основными чертами белорусского народного декоративно-прикладного искусства можно считать следующий признаки: - Глубокая традиционность; - Сдержанность декоративного решения; - Преобладание древних геометрических мотивов; - Функциональность; - Отсутствие яркости колорита. В настоящее время на Витебщине насчитывается около 2,5 тысячи народных умельцев, удивляющих зарубежных гостей искусством славянского ремесла. Вязание, плетение из лозы и валяние валенок - самые распространенные ремесла в Витебской области. Среди наиболее редких ремесел- вышивка, кружевоплетение, бондарное дело и переплетное. Мастеров, владеющих этим искусством, не наберется и с десяток. Примечательно, что переплетные работы делают только на родине первого белорусского книгопечатника Франциска Скорины в Полоцком районе. Кроме того, на Витебщине ремесленники изготавливают кухонную посуду и инвентарь из дерева, делают ульи и занимаются художественной резьбой по дереву, не канули в лету кузнечное мастерство, ручное ткачество и лоскутное шитье. А еще в Придвинье умеют плести из бисера, делать игрушки, кожгалантерею в стиле хенд-мейд и искусственные цветы. Лидерами по количеству ремесленников являются Витебск, Орша, Полоцк, Новополоцк. Среди сельских районов наибольшее их число зарегистрировано в Поставском, Верхнедвинском, Глубокском районах. На 1 мая в области в целом насчитывалось 636 ремесленников, причем их число за год возросло более чем на 200 человек, а за апрель текущего

года увеличилось почти на два десятка. Для того чтобы стимулировать народные промыслы, ежегодно в рамках фестивального Города мастеров, где свои изделия продают сотни умельцев, проводятся праздники-конкурсы. В нынешнем году состязались любители лозоплетения, чуть раньше - люди, увлеченные вышивкой, - рассказывает начальник отдела учреждений культуры и искусства управления культуры Витебского облисполкома. - По итогам работы за год и к своему профессиональному празднику мы определяем обладателя звания «Лепшы майстар традыцыйных рамёстваў» и лучший центр «Дом ремесел». Последних, кстати, на территории Придвинья действует 26. Эти и другие конкурсы - далеко не формальность, победителям состязаний творческой мысли и золотых рук вручаются солидные премии. В каждом городе и райцентре Витебщины сегодня открыты специальные салоны-магазины, где можно приобрести разнообразные творческие работы, совершенно эксклюзивные вещицы, не имеющие аналогов. Например, Лепельщина удивит вас головными уборами, расшитыми национальными рубахами, рушниками, большим количеством картин. Дубровенцы возрождают забытые виды ремесел, находятся в постоянном творческом поиске, а потому им всегда есть чем удивить истинных ценителей таланта. Амфоры для пищи и напитков, чудные славянские пояса, белорусская символика, герб самого Дубровно и многое другое. Судя по все возрастающему спросу, искусство придвинцев в соломо- и лозоплетении, гончарстве, резьбе по дереву, ткачестве, вышивке и других традиционных видах мастерства будет и дальше способствовать развитию туристического потенциала самого северного региона страны.

8.Общие сведения о художественной обработке материалов. Экономное использование материалов.

Художественная обработка материалов – один из самых древних и распространённых видов народного искусства. Издавна народные мастера изготавливали из различных материалов украшения и игрушки, посуду и сувениры, мебель и орудия труда и др. В школьных учебных мастерских наряду с конструкционными материалами используются природные. К ним относятся: древесина, соломка, береста и др. Одним из видов художественной обработки природных материалов является выжигание по древесине. При помощи выжигания можно выполнить декоративную отделку как предметов домашнего обихода, так и сувенирных изделий. Также одним видов художественной обработки природных материалов является аппликация из соломки. С давних времён люди часто используют солому как природный и строительный материал. Народные мастера применяют солому при создании разнообразных художественных работ: шкатулок, панно, декоративных кукол, фигурок животных и др. Резьба по древесине является одним из распространённых видов художественной обработки материалов, в процессе которой создаются декоративные изделия, предметы быта, сувениры и др.

Экономное использование материалов. При выполнении изделий из природных материалов следует экономно расходовать материал, на что влияет правильная разметка. Не стоит выбрасывать обрезки или остатки материала, они могут понадобиться в дальнейшем создании художественных изделий.

5.Особенности белорусского орнамента. Основные цвета и цветосочетания предметов народного декоративно-прикладного искусства.

«Орнамент» - узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов, предназначается для украшения различных предметов, архитектурных сооружений, произведений пластических искусств, например, у первобытных народов также самого человеческого тела. Основное место в белорусском народном изобразительном искусстве принадлежит художественному орнаменту, глубоко вошедшему в быт народа. Богатством колорита и форм орнамента особенно отличались изделия ткачества, вышивки и резьба по дереву. Особенностью белорусских орнаментальных форм было использование преимущественно геометрических фигур - четырехугольника, квадрата, ромба («круга»), полоски и их частей. Иногда эти фигуры переходили в растительные формы. Существует несколько видов орнамента: 1) геометрический - состоит из различных геометрических фигур и абстрактных форм: точки, прямые, ломаные, зигзагообразные, пересекающиеся линии, круги, ромбы, многогранники, звезды, кресты, спирали; 2) растительный - стилизованные изображения растений, цветов, листьев, ягод; 3) изобразительный - его еще называют «зооморфный», так как он изображает стилизованных животных, птиц, людей; 4) сюжетный, или стилизованный, орнамент может объединять несколько вариантов. В прошлом белорусский орнамент нес в себе обрядовый смысл. Но с течением времени он утратил

свой первоначальный смысл, сохраняя лишь декоративность, но самый древний орнамент – геометрический. Ромб у древних славян почитался универсальным символом плодородия и чадородия. В белорусском декоративно-прикладном искусстве часто встречается крест. Прямой равноконечный крест - образ солнца. Наконечный крест связывается с «огнем земным», который представлялся разновидностью огня небесного. В большинстве случаев в узорах преобладает тема плодородия земли. Прежде всего это образы Рожаниц, дающих урожай и блага. Низ такого изображения украшен, как правило, семенем или ростком.

Основные цвета и цветосочетания предметов народного декоративно-прикладного искусства. В белорусской вышивке и ткачестве преобладает геометрический орнамент красного цвета (иногда с добавлением черного) на белом фоне: ромбы (круги) и их разнообразные варианты, многолепестковые розетки, крестики разной формы, квадраты, прямоугольники. Каждый орнамент состоит из отдельных повторяющихся элементов, простейший прием создания орнаментального ряда - переносы: копирование исходного элемента и сдвиг его по горизонтали либо чередование двух элементов по горизонтали. Отметим, что преобладающим и повсеместно распространенным материалом для вышивания являлись хлопчатобумажные нити белого, красного, черного (синего) цветов. Это разнообразие связано с определенными районами бытования, обусловлено этнокультурными связями, а также путями проникновения хлопчатобумажных изделий на территорию Беларуси.

6. Символы в композиции изделий народного искусства и их семантическое значение.

Геометрические фигуры, из которых складываются простейшие узоры, в прошлом несли большую смысловую нагрузку, олицетворяя силы природы и являясь охранными знаками. Ими украшались все предметы быта, одежда и сам дом. Так, в ромбиках, крестиках, квадратиках, точках наблюдается повторяемость в определенных числах. Ромб у древних славян почитался универсальным символом плодородия и чадородия, то есть символом женского начала в природе, неразрывно связанный с представлениями о Матери-прародительнице, которая мыслилась и как Мать-Природа. В геометрическом орнаменте это воплощается в фигуру ромба с крючками на верхней и нижней вершинах. Взаимовлияние стихий и связь их с человеком также отразились в орнаменте. Причем чаще стихии изображаются в правильном своем сочетании: огонь - воздух, земля - вода. Земные образы размещались ниже, небесные - выше. Законы отразились и в соблюдении цвета (в вышивке, живописи). Не было выдуманных и неестественных оттенков, только цвета природы, и расстановка их в народном костюме соответствовала триединству мира (низ от земли - темнее, и чем выше, тем цветность ярче). В белорусском декоративно-прикладном искусстве часто встречается крест. Прямой равноконечный крест - образ солнца. Наконечный крест связывается с «огнем земным», который представлялся разновидностью огня небесного. Если крестообразные узоры в центре круга и квадрата еще могут означать и освещенные

четыре стороны света, то свастика 4-6-8-12 лучами всегда является знаком вращающегося солнца. И называют его до сих пор коловоротом. Коловорот - древнеславянский знак солнца. Считается оберегом от всех темных сил. Слово «коло» в белорусском языке означает «круг», «колесо», «сворот» - вращение. Равносторонний крест является знаком справедливости, добра, равновесия. Чаще в белорусском орнаменте его изображали с наконечниками, вращающимися в правую сторону, - это знак справедливости. В большинстве случаев в узорах преобладает тема плодородия земли. Прежде всего это образы Рожаниц, дающих урожай и блага. Низ такого изображения украшен, как правило, семенем или ростком.

9. Понятие о выжигании по древесине. Виды изображений

Понятие о выжигании по древесине. Виды изображений: контурное, светотеневое, силуэтное. Понятия «фон», «контур» и «силуэт». Способы выжигания: плоское, глубокое. Виды штриховки при выжигании: параллельными линиями, пересекающимися линиями, непересекающимися отрезками, точками.

Одним из видов художественной обработки природных материалов является выжигание по древесине. При помощи выжигания можно выполнить декоративную отделку как предметов домашнего обихода, так и сувенирных изделий. Выжигание по древесине – это технологическая операция, предназначенная для художественной обработки древесины. В процессе выжигания на поверхность древесины наносятся рисунки с помощью электрического прибора для выжигания. Рабочим органом прибора для выжигания является перо в виде согнутой нихромовой проволоки. Электроприбор включают в электрическую сеть. С помощью регулятора напряжения устанавливают необходимый накал пера с учётом характера выполняемой работы. Когда раскалённый металл пера соприкасается с древесиной, её поверхностный слой обугливается. В зависимости от температуры накала пера и усилия при нажиме на поверхности древесины остаются разные по размерам следы коричневого цвета. Перед началом выжигания важно определить вид будущего изображения: контурное, светотеневое (объёмное), силуэтное . При контурном выжигании – выжигаются очертания рисунка. При объёмном выжигании – глубокое выжигание рисунка.

При силуэтном выжигании – плоскостное изображение ограничивается контуром. Фон – внешнее очертание какого-либо предмета. В зависимости от вида изображения определяют способ выжигания: плоское или глубокое . Плоское выжигание характерно тем, что изображение и фон находятся на одном уровне, а выразительность рисунка достигается разнообразием контурных линий и затенений в виде штрихов и точек. При глубоком выжигании рисунок остаётся на уровне плоскости обрабатываемого материала, а фон углубляется. Тонкие линии получаются от быстрого движения пера, толстые – от медленного. Меняя накал пера и наклоняя его в разные стороны при движении, можно добиться глубокого насыщения линий или едва заметных штрихов. Выжигая кривые линии или точки, перо держат перпендикулярно к поверхности доски, а при выжигании прямых линий – наклонно, как карандаш.

10. Графическая и технологическая документация на изготовление изделий из пиломатериалов и фанеры с элементами выжигания. Чтение простых эскизов и маршрутных карт для выжигания по древесине.

На занятиях по техническому труду для изображения изделий используются такие графические документы, как чертёж, эскиз и технический рисунок. Они выполняются с помощью карандашей, циркулей, линеек, угольников и др. На чертежи, а также изготовленные по ним изделия, имеются стандарты – это единые правила, по которым разрабатываются и изготавливаются изделия. В РБ приняты гос. стандарты – ГОСТ. В зависимости от размеров изделия могут изображаться на графических документах в натуральную величину, а также в уменьшенном или увеличенном виде.

Чертёж – документ, содержащий изображение детали и другие данные, необходимые для её изготовления и контроля.

Эскиз – документ, содержащий изображение детали, выполненное от руки без соблюдения масштаба.

Технический рисунок – графическое изображение детали, на котором видны сразу три его стороны. Он выполнен от руки, без соблюдения масштаба. Для выполнения выжигания по древесине, необходимо выполнить эскиз рисунка на листе бумаги. Затем перевести его с помощью копировальной бумаги на

поверхность для выжигания. Также необходимо выполнить маршрутную карту для выжигания по древесине.

Маршрутная карта – это документ, который содержит описание последовательности выполнения технологических операций с их графическим изображением. В карте указываются также используемые инструменты и приспособления. В данном документе имеется также графическое изображение готового изделия, описываются его название и материал. Чтобы составить карту, необходимо ознакомиться с технологией изготовления изделий из древесины.

11. Учебное место для выжигания по древесине. Технология выжигания по древесине

Учебное место для выжигания по древесине. Технология выжигания по древесине: подготовка поверхности заготовки к нанесению рисунка, перевод рисунка на заготовку, выжигание по древесине, шлифование и отделка поверхности заготовки. Инструменты, приспособления и учебное оборудование для выжигания по древесине. Прибор для выжигания, устройство и принцип действия. Качество изделий. Правила безопасной работы.

Необходимо иметь стол с хорошим освещением и обязательно хорошую вентиляцию, т. к. при выжигании выделяется дым и поэтому в комнате стол лучше располагать рядом с форточкой (или с вытяжной системой). Свет при работе должен быть с левой стороны, если ученик правша, и с правой стороны, если левша. Для того чтобы нагретый стержень выжигателя не смог прожечь стол надо заранее изготовить для него металлическую подставку. Наилучший материал для выжигания - фанера, заготовки из липы и ольхи.

Подготовка поверхности. Перед выжиганием поверхность шлифуют наждачной бумагой, чтобы придать поверхности гладкость. Рисунок переводят на деталь через копировальную шкурку. Выжигают рисунок с помощью электровыжигателя. Его рабочая часть - перо (согнутая проволока, разогреваемая электрическим током) - закреплена в пластмассовой ручке.

Прибор для выжигания, устройство и принцип действия. В процессе выжигания на поверхность древесины наносятся рисунки с помощью электрического прибора для выжигания. Рабочим органом прибора для выжигания является перо в виде согнутой нихромовой проволоки. Электроприбор включают в электрическую сеть. С помощью регулятора напряжения устанавливают необходимый накал пера с учётом характера выполняемой работы. Когда раскалённый металл пера соприкасается с древесиной, её поверхностный слой обугливается. В зависимости от температуры накала пера и усилия при нажиме на поверхности древесины остаются разные по размерам следы коричневого цвета. Чтобы получить тонкую линию, перо электровыжигателя следует передвигать быстро. Толстую линию получают при медленном движении пера. В конце линии перо надо быстро отрывать от рисунка. Вести перо следует без нажима. Рисунок сначала выжигают по внешнему контуру, а потом переходят к внутренним линиям. При выжигании нужно сидеть прямо, правая рука должна устойчиво лежать на столе. Через 10 - 15 мин работы электровыжигатель выключают на 2 - 3 мин для остывания.

Техника безопасности. 1. Включать электровыжигатель в сеть только с разрешения учителя. Работать исправным прибором. 2. При работе следует проветривать помещение. 3. Не следует наклоняться близко к месту выжигания. 4. Не оставлять прибор включенным в сеть. 5. Оберегать руки и одежду от прикосновений раскаленного пера.

13. «Белорусская соломка» как вид народного искусства. Понятие о аппликации, соломоплетении и инкрустации из соломки.

В настоящее время «белорусской соломкой» называют произведения мастеров соломоплетения и инкрустации. Как вид народного искусства и современный художественный промысел белорусское соломоплетение развивается в новых исторических условиях. Его становление – во 2 половине 60-х годов 20 века. Первоначально солома использовалась как поделочный материал только в утилитарных целях. Соломой крыли крыши, утепляли дом, использовали для изготовления постели, обуви, головных уборов, хозяйственной утвари. В домашнем обиходе из соломы плели сосуды и корзины, незаменимые для хранения зерна и муки, переноски продуктов, сбора грибов и ягод. В народном искусстве белорусов соломка применялась не только для различных видов плетения, она служила также незаменимым пластическим материалом. Скрученные, согнутые и связанные пучки соломки превращались в руках народных мастеров в кукол, фигурки животных и птиц. Эти маленькие скульптурные произведения в основном делались на свадьбу или во время праздников – Рождества. Пасхи, в дни, когда встречали приход весны. Вместе с тем, основное назначение соломенной куклы в крестьянской жизни – игрушка, забава, развлечение и не только для детей, но и для взрослых. Куклы из соломы, хрупкие и непрочные, были привлекательны тем, что в них имелся секрет – они могли двигаться, чего лишены были игрушки деревянные, глиняные и тряпичные.

Понятие о аппликации, соломоплетении и инкрустации из соломки. Аппликация рассматривается как наиболее простой и доступный способ создания творческого художественного изделия с помощью природного материала (соломы). Сходство с аппликацией имеет и инкрустация . Она предусматривает закладывание украшающего материала в гнёзда , в результате чего получается единая ровная поверхность. Но соломка приклеена и лежит на поверхности , и в этом – сходство инкрустации с аппликацией. Аппликация из соломки необычайно привлекает, отливает золотом и перламутром. Этому способствует глянцевая поверхность и длина волокон соломки. Волокна своеобразно отражают свет в определённом положении. Аппликация, сложенная из форм, которые находятся под разными углами к свету, создает впечатление блеска золота. При выполнении аппликации возможно использование соломки из проса, ржи, риса, ячменя, пшеницы, овса и даже диких растений: тимофеевки, лютика, пырея, мятлика и др.

Инкрустация - особый вид мозаики, украшение предмета, сделанного из одного материала, путем врезания в его поверхность фигурных кусков из других материалов, образующих рисунок, не выступающий над поверхностью.

24.Общие сведения о художественной обработке бересты. Береста как природный материал. Заготовка бересты.

Береста - верхний слой берёзовой коры, прочный, гибкий, мало поддающийся гниению. Береста эластична, водонепроницаема, практически не подвержена гниению и экологически чиста. Список изделий из бересты обширен.

Самые известные и сохранившиеся до наших дней – это, конечно, различная посуда и утварь. Из бересты плетут корзинки, короба, делают различные туеса, черпаки, лапти. Примечательно, что в туесах можно хранить как сухие продукты (крупы), так и жидкие. Из бересты делали чехлы для луков, колчаны для стрел, применяли ее при изготовлении славянских «сложных» луков: для обмотки, различных петель. В наше время изделия из бересты в большинстве случаев утратили былое практическое применение.

Сейчас по назначению используются только корзины. Остальные поделки служат, в основном, в декоративных целях, в качестве украшений, и, нередко, довольно дорогих. Берёсту заготавливают в строго определённый период года (спустя 4-5 недель после полного окончания весеннего сокодвижения), что обычно совпадает в Беларуси с концом мая или началом июня. В это время года она легко снимается и имеет красивый золотистый оттенок. Срезают берёсту ранним утром, пока не сошла ещё роса. Это обеспечивает хорошее отслаивание её от дерева. Обычно срезы делают острым ножом в двух горизонтальных и одном вертикальном направлениях. Внутренняя сторона берёсты считается лицевой. После снятия берёсты с её лицевой стороны при помощи увлажнённого лоскута ткани убирают остатки коры.

Наружный белый слой чистят мелкой шлифовальной шкуркой. Можно заготавливать берёсту и с погибших деревьев. У них берёста отделяется легко. Внутренний слой её, окрашенный в красно-коричневый цвет, используют для отделки изделий. Для изготовления берестяных сосудов, в которых можно хранить жидкие или скоропортящиеся продукты, используют бесшовную внутреннюю часть, которую целиком снимают с дерева. Такую цельную бесшовную берёсту снимают только со спиленных деревьев. В этом случае выбирают ствол с чистой и гладкой поверхностью. На ровных частях дерева надрезы делают по окружности ствола дерева и при помощи тонкого клина-щупа и толстой проволоки осторожно отделяют берёсту. Затем берестяной цилиндр сдёргивают с дерева.

22.Учебное место для плетения из соломки. Технология плетения из соломки: подготовка соломки к плетению, плетение соломенных «пауков»; изготовление плоских плетёнок; сушка, отделка. Инструменты, приспособления и учебное оборудование для плетения из соломки. Качество изделий. Правила безопасной работы.

Для работы с соломкой не требуется специально оборудованного места , нужно только соблюдать общие правила. Лучше всего работать за чистым удобным столом, на котором можно свободно расположить солому. Желательно застелить рабочий стол клеенкой, чтобы уберечь его поверхность от возможных капель клея или воды. Рабочее место нужно расположить так, чтобы свет падал на стол с левой стороны. Важно работать с соломкой при хорошем освещении. При подготовке к плетению соломку замочите в воде. Стебли придавите грузом так, чтобы они не сминались и были полностью покрыты водой. Соломку, заготовленную в ближайшем сезоне, достаточно положить на 20-30 минут в воду комнатной температуры. Если соломка хранилась уже не один год, ее лучше выдерживать в горячей воде, а время замачивания увеличить. Пучки подготовленной соломки достаньте из воды, дайте стечь. Чтобы уберечь влажную соломку от высыхания, на время работы положите ее в полиэтиленовый мешок или заверните во влажную ткань. Соломенный “паук” – это объёмное изделие, состоящее из соломинок определённой длины, собранных в отдельные элементы, которые соединяются в единое целое. Наиболее распространенной формой “паука” является ромб. Изготовление: Первый этап. Нарезают 12 соломин. Нанизывают соломины на нитку. Четыре крайних соломины связывают в квадрат. Второй этап . Следующие две соломины размещают так, чтобы получился треугольник. При этом следует вершину треугольника перекрутить через основание.

Третий этап . Перекручивают оставшиеся три пары соломин, меняя направление поочередно от центра и к центру. Плоские плетенки . Плетение плоских плетенок позволяет получать из отдельных соломин плоские плетеные ленты. Внешний вид плетенок, их прочность, жесткость, пластичность зависят от толщины, количества соломин и способов их переплетения. По числу соломин, из которых плетут плоские плетенки, их делят на двухконцовки, трехконцовки, четырехконцовки и т.д. Способ нанесения отделочного материала зависит главным образом от размера и формы отделываемых изделий, а также от толщины создаваемого покрытия. Для защиты плетеных изделий от воздействия внешней среды и придания большей привлекательности их покрывают морилкой и лаком.

Инструменты для плетения из соломы Большие ножницы для чистки соломы, маникюрные ножницы с прямыми лезвиями, набор швейных игл, деревянные и склеенные из картона шаблоны для плетения объемных форм; Нитки хлопчатобумажные или армированные светлых тонов, леска; Проволока медная или алюминиевая для каркасов; Клей ПВА «Момент», АГО для подклеивания элементов плетений и фиксирования соломин в плетенках; Деревянный брусок или скалка для прокатывания плоских плетенок; пресс для сушки плоских плетеных изделий. Правила техники безопасности при работе с ножницами: 1. Работай хорошо отрегулированными и заточенными ножницами. 2. Ножницы должны иметь тупые, скругленные концы. 3. Ножницы клади кольцами к себе. 4. Не оставляй ножницы раскрытыми. 6. Передавай ножницы кольцами вперед. Правила техники безопасности при работе с утюгом: Проверить исправность вилки и изоляции электрического шнура. Подготовить рабочее место к работе, убрать всё лишнее. Не оставлять без присмотра

включённый утюг в электрическую сеть во избежание пожара. Следить за нормальной работой утюга, не давая ему перегреться. По окончании работы утюг отключить, вынимая только за вилку. Правила техники безопасности при работе с клеем: Для нанесения использовать кисточку использовать салфетку, чтобы избежать загрязнений поверхности. После работы клей обязательно закрыть.

29. Понятие о плетении из бересты. Подготовка берестяных лент. Экономное использование материалов

Плетение из бересты - это древнее ремесло, доставшееся нам от славян, наших далёких предков. Берёста является прочным природным материалом. Особенно часто берёсту использовали при плетении линии корзин, лукошек. Из цельных кусков берёсты делали сосуды для хранения жидкостей и сыпучих продуктов. Для заготовки и плетения берёсты применяют инструменты: нож, кусачки, ножницы, плоскогубцы, циркуль, шило, используют коточик (при проделывают проходы между ленточками берёсты во время плетения), шаблон, канцелярские скрепки и бельевые зажимы, шило. Для изготовления прямоугольных изделий делают специальные рамки различных размеров. проволоки; клей, нитки. При подготовке заготовок берёсты к плетению делают рисунок будущего изделия. Нужный цвет выбирают по целому куску. Ленты как можно точнее нарезать, чтобы сберечь качественный природный материал. Не заготавливать лишние ленты – они высохнут и будут непригодны к работе. Для нарезки лент используют ножницы среднего размера. При необходимости изготавливают приспособление – ленторез.

25.Понятие об аппликации из бересты. Подготовка бересты . Экономное использование материалов.

Аппликация из берёсты по технологии выполнения значительно проще, чем из соломки . Вначале берёсту сортируют по цвету . Размеры заготовок соизмеряют с размерами рисунка. При этом красота будущего изделия в значительной мере зависит от подбора тональности берёсты: цветы ромашки - из белой берёсты, листья – из более тёмной и т.д. Заготовки различных цветов и оттенков вырезают по контуру рисунка хорошо отточенными конторскими (большими по размеру) или маникюрными (маленькими) ножницами. Далее каждая деталь рисунка наклеивается на бумагу и кладётся под груз до полного высыхания. Затем детали наклеивают на фон в соответствии с эскизом. Обычно в качестве фона используют бумагу, ткань, картон, шпон, фольгу и др. Для наклеивания лучше применять клей ПВА: он не требует специального приготовления, его легко разбавить до нужной густоты. Если берестяные детали нужно наклеить на берёсту , то подготовленный материал вначале наклеивают на бумагу и сушат под грузом. После этого на материал из берёсты наносят необходимый рисунок, в соответствии с которым вырезают детали и наклеивают их на берестяную основу по эскизу. В качестве украшения бытовых предметов из берёсты может служить ажурный орнамент, который выполняют с помощью ножа. Необходимым инструментом для нанесения пунктирного рисунка или проведения тонких и видимых линий служит шило . Его следует слегка притупить, чтобы избежать царапанья бересты.

Для работы с берёстой используют подрезную доску , изготовленную из мягких пород древесины (осина, липа). Кусок берёсты прикалывают к ней кнопками. Сверху накладывают разработанный рисунок. Рисунок переносят на берёсту твёрдым карандашом, что делает его более заметным. Для усиления линий можно обвести рисунок притупленным шилом. Сложные элементы нанесённого орнамента вырезают ножом. Работу с берёстой следует начинать с выполнения более простых орнаментов и постепенно переходить к более сложным. После вырезания бересту снимают с подрезной доски и подклеивают под нее другую, гладкую берёсту, служащую фоном. В процессе работы после склеивания под грузом берёста может стать более бледной. В этом случае её протирают лоскутком мягкой ткани, смоченной подсолнечным или льняным маслом.

27.Учебное место для аппликации из бересты.

Из берёсты получаются оригинальные, красивые изделия. Можно сделать отдельные предметы, цветочные композиции, сюжетные картинки. Места для работы сначала зачищают тонкой шкуркой. Рисунок выбирают несложный, преимущественно орнаментальный. Прорезать контуры рисунка, следует на деревянной подрезной доске. Берестяные листы-заготовки хорошо окрашиваются в анилиновых красителях для ткани. Освободив бересту от дубильных веществ (вымачиванием в растворе мыла или соды), ее закладывают в горячий раствор краски на 2-3 ч. В зависимости от времени, в течение которого береста находится в растворе, можно получить окраску в более темные или светлые тона. Затем заготовку слегка споласкивают, чтобы снять избыток краски, и вешают на веревку, зацепив за края прищепками. Бересту до конца не просушивают, так как легче работать с чуть влажным материалом. Перед работой для выпрямления листов окрашенную бересту можно прогладить утюгом через лист бумаги. Очень красиво получаются ажурные аппликации из натуральной или окрашенной черной тушью бересты. Аппликацию можно делать различную. Обычно пользуются рисунками для аппликации из бумаги и ткани. Вырезают детали хорошо отточенными обычными, а где нужно, и маникюрными ножницами. Чтобы берестяные детали аппликации хорошо приклеивались к изделию из бересты, надо подготовленный материал наклеить до вырезания на бумагу. После этого листы высушивают под прессом, наносят выбранный рисунок, вырезают и потом уже наклеивают по намеченному эскизу. Хороши берестяные аппликации силуэтного типа (неокрашенные) на фоне черной бархатной бумаги. Тиснение на бересте осуществляют вручную специальным штампиком. Он изготовляется из твердых пород дерева, кости или металла в виде прямоугольных или круглых брусков длиной 7-13 см. На торцевой стороне брусков вырезан или выгравирован определенный орнамент (квадрат, ромб, розетка, полукруг, узорная полоска). Глубина и равномерность тиснения зависят от силы удара молотка по штампику и правильной его установки. Для работы с берестой используют следующие инструменты и приспособления: Нож-косяк, нож-резак, ножницы. шило круглое прямое, шило–кочедык. деревянные и металлические линейки различной длины и угольники, циркуль, резцы, пробойники, чеканы. Рабочий стол должен быть хорошо освещенным, для удобства работы оборудован ящиками для хранения инструментов, приспособлений и кусков бересты. Для предохранения от повреждений на столешницу кладут лист фанеры толщиной 6-10 мм. Размером не менее 800х500 мм.

41. Контурная резьба по древесине.

Одним из видов декоративной обработки древесины является плосковыемчатая резьба. Фоном для неё служит плоскость украшаемого изделия, а рисунок образует различной формы выемки. К наиболее простой разновидности плосковыемчатой резьбы относится контурная резьба по древесине.

Контурная резьба по древесине – это рисунок на ровной древесной поверхности, состоящий из линий, выполненных специальными ножами и стамесками. Такую резьбу выполняют при изображении животных, птиц, растений, предметов быта. Контурная резьба имеет сходство с выжиганием, только линии рисунка не выжжены, а прорезаны канавкой. Форма её зависит от вида режущего инструмента. В контурной резьбе узор передают углубленными линиями различной ширины, глубины и формы. Их прорезают различными режущими инструментами.

45. Учебное место для контурной резьбы по древесине. Технология контурной резьбы по древесине с простым узором: подготовка поверхности заготовки к нанесению рисунка, перевод рисунка на заготовку, резьба по древесине ножом-косяком, уголковой и полукруглой стамесками, шлифование и отделка поверхности заготовки. Инструменты, приспособления и учебное оборудование для контурной резьбы по древесине. Качество изделий. Правила безопасной работы.

Есть несколько способов нанесения рисунка на фоновую поверхность. Простой из них - перевод рисунка через копировальную бумагу. Для коричневого фона используют чёрную или синюю копировальную бумагу, а для чёрного – жёлтую, красную, зелёную. Можно наносить рисунок на поверхность по шаблону . Подготовленную заготовку прочно закрепляют на поверхности верстака. Делают это в зажимах или используют донце-упор, которое легко изготовить в школьных мастерских. Наиболее просто контурная резьба выполняется уголковой и полукруглой стамеской. Все линии рисунка прорезают уголковой стамеской. Полукруглой стамеской проходят те линии, что образуют внешний контур рисунка. Для избежания задиров древесины светлые участки на рисунке вырезают полукруглой стамеской не вдоль волокон, а поперёк . В этом случае светлые участки на изображении получаются чище и ровнее. Режут фоновую поверхность ровными тонкими полосками шириной не более 2 мм. При вырезании светлых мест пользуются полукруглой или плоской стамеской. Плоской стамеской получают ровную поверхность. Незначительное изменение рисунка достигают нанесением ровного слоя канавок уголковой или полукруглой стамеской.

Нужную ширину и глубину линий получают постепенным нажатием и наклоном стамески к поверхности. Для придания изделию завершённости его покрывают бесцветным лаком . Лак равномерно наносят кистью на чистую поверхность изделия в 2-3 слоя. Масляные лаки для первоначального покрытия не используют, так как они создают желтизну. Резьбой по древесине на производстве занимаются резчики . Они изготавливают художественные панно, декоративные изделия, украшают здания. 1. Резьба по древесине является одним из самых интересных направлений народных промыслов. Резьбой с давних времён украшали избы, покрывали наличники, карнизы, ставни, повозки, сани. Мастера резьбы вырезали рисунки и узоры на предметах домашнего быта: столах, стульях, скамьях, шкафах, сундуках, блюдах, ковшах, сахарницах и др. 2. Купола и крыши храмов и других строений издавна покрывали осиновым лемехом, от солнца и дождя со временем он становился серебристым. Такая крыша не только красива, крепка, но и долговечна. 3. Происхождение терминов: “акварель”, “гуашь” в переводе с французского – краски с клеем, разводимые в воде; краски, растёртые на воде с клеем и примесью белил; “бейц”, “тушь” в переводе с немецкого – вещество для очистки поверхности металлов и древесины от окислов и жира; чёрная краска , не теряющая со временем чёрного цвета.

Меры безопасности: 1. Не нюхать лак и другие красители. 2. Пользоваться исправным, хорошо заточенным инструментом. 3. Хранить инструмент в специальном футляре или ящике. 4. Непосредственно при резьбе придерживать стамеску левой рукой для избежания срывов и порезов. 5. Передавать инструмент другим режущей частью к себе.

48. Элементы геометрической резьбы: прямолинейные (двугранные, трёхгранные, четырёхгранные) выемки. Узоры геометрической резьбы: треугольники, змейки, звёздочки и др.

Самые простые элементы геометрической резьбы – двугранные выемки прямолинейной или криволинейной формы, различной ширины и глубины. При повторении прямых выемок, расположенных вертикально или под углом, создается узор, получивший в терминологии народных промыслов название лесенки. Наибольшее распространение в геометрической резьбе получили трехгранные выемки (треугольники), разнообразные по форме, размеру и технике исполнения. Треугольники с углублением у основания могут быть равносторонними или вытянутыми в виде лучей. Комбинации из этих треугольников создают разнообразные узоры: ромбы, витейки, змейки, цепочки, различного вида сияния. Треугольники с углублением у вершины также могут быть разными по форме, размеру и глубине. Такие треугольники называют в народной резьбе уголками. Из них получают узоры: бусы, сколышки, куличики и др. Комбинации уголков и треугольников с углублением у основания создают новые узоры. Треугольники можно выполнять с углублением в центре и примерно одинаковыми гранями. Узор из таких трехгранных порезок очень выразителен.

В геометрической резьбе применяют также более крупные элементы – четырехгранные выемки различной формы: квадратные, прямоугольные, ромбические. Наиболее сложными по выполнению элементами геометрической резьбы являются криволинейные трехгранные выемки-лучи, образующие разнообразные розетки-вертушки. Комбинируя основные элементы геометрической резьбы, можно построить бесконечное множество орнаментальных композиций. Однако красота резного декора будет определяться не только его рисунком и композицией, но и качеством выполнения резьбы, ее чистотой и точностью. Контурная резьба характеризуется неглубокими тонкими двугранными выемками, проходящими по всему контуру рисунка. В отличие от геометрической в контурной резьбе используют главным образом изобразительные мотивы: листья, цветы, фигурки животных, птиц. Изображение, выполненное контурной резьбой, похоже на гравированный рисунок: линии его резки, жестки, игры светотени почти нет. Контурная резьба употребляется чаще всего в сочетании с другими видами резьбы – геометрической, плоскорельефной, а также с росписью.

62. Графическая и технологическая документация на изготовление лесной скульптуры.

Работу по подготовке к изготовлению различных предметов начинают с выполнения чертежей, эскизов и технических рисунков, которые называются графической документацией. Чертеж представляет собой условное изображение изделия или отдельной детали, выполненное с помощью чертежных инструментов. Он является основным графическим документом. Эскиз является условным изображением изделия, нарисованным от руки, но с выдержанными «на глаз» соотношениями между его частями. Эскиз – примерный, предварительный набросок изделия. Его выполняют в том случае, если надо быстро перенести на бумагу замысел нового изделия. Эскизы удобнее рисовать на бумаге в клеточку или миллиметровке. Технологическая операция является законченной частью технологического процесса и выполняется на одном рабочем месте. Разработку технологического процесса начинают с изучения чертежа изделия. При этом уясняют форму и размеры заготовок, материал, из которого надо изготовить изделие. Затем определяют последовательность обработки, подбирают необходимые инструменты и приспособления.

Технологический процесс оформляют в виде технологической карты – это технологический документ, в котором раскрываются названия и последовательность выполнения технологических операций при изготовлении изделия, а также указываются инструменты и приспособления для их осуществления. В этом документе рассматриваются графические изображения изделия на различных этапах технологического процесса его изготовления. Технологическая карта представляет собой таблицу, в которую занесены данные, позволяющие изготовить определенные детали изделия. Ее составляют для того, чтобы на основе установленного технологического процесса определить рациональные методы выполнения технологических операций изготовления изделий.

61. Понятия о лесной скульптуре и лесной находке. Заготовка и подготовка к обработке лесных находок. Экономное использование материалов.

Оригинальные и необходимые изделия можно изготовить не только с помощью инструментов из древесины. Сама природа часто придаёт стволам, веткам, сучьям, пням и корням деревьев причудливые формы. Эти формы могут напоминать не только человека, животных, птиц, но и предметы быта. Иногда части растущего, сухого, срезанного или свалившегося дерева имеют законченную форму и не требуют дополнительной обработки, поэтому их называют лесными находками. (рис.48). Значительно чаще для придания законченной формы части дерева требуют дополнительной доработки инструментами и их называют лесными скульптурами (рис.49). Часто скульптуру, созданную природой, выраженную в переплетении веток, сучьев, корней, наростов, называют корнепластикой. При поиске и доработке лесной скульптуры значительную роль играет ваша фантазия. Здесь важна не только природная форма элемента дерева, но и его естественная окраска. При незначительном использовании резьбы и других видов обработки материалов из элементов дерева делают декоративные скульптуры и композиции, декоративно-прикладные изделия, миниатюры, различные украшения. Найти нужную форму для декоративного изделия, а особенно лесную находку, очень сложно

Очень важно перед поиском нужных форм уловить контуры и образ будущего изделия. Для поиска заготовки не обязательно заходить в глубь леса. Часто заготовки необходимой формы находят на опушке леса, вдоль дорог, на берегах рек и озёр. Находясь в воде, дерево становится отполированным и приобретает красивый цвет. Много заготовок можно найти в местах раскорчёвки деревьев. Так, почти из каждого корня можно изготовить различные светильники и подсвечники (рис.50). Интересные формы заготовок можно найти и в городе в ходе обрезки деревьев. Здесь можно встретить своеобразные срезы ветвей и сучков. При подборе необходимых заготовок нужно учитывать:1. Для чего будет предназначено будущее декоративное изделие (для установки в помещении или вне помещения, для ежедневного использования в быту или как художественного произведения и т.д.). 2. Размеры будущего декоративного изделия. 3. Заготовки различной формы чаще всего встречаются там, где деревья имеют развитую крону или часто травмируются, т.е. на опушках леса, вдоль дорог и просек. 4. Найденную заготовку сначала очищают от мха, грязи, коры и гнили, определяют форму и размеры будущего изделия и после этого вырезают нужную часть.

Помните: материал для будущих изделий из лесной скульптуры берут только из сухих и свалившихся деревьев в местах предстоящей заготовки древесины. Для этого используют корни только срубленных или поваленных деревьев. Подготовку материала к обработке предполагает его сушку, не смотря на то, что сырая древесина легче режется. Это связано с тем, что при высыхании древесина может быть подвержена короблению. Сушку лесных находок проводят в летнее время в хорошо проветриваемом месте под навесом на подкладках. При необходимости перед сушкой удаляют кору, что ускоряет процесс сушки и исключает гниение. Окончательную сушку производят при комнатной температуре, на расстоянии от отопительных приборов. До сушки, чтобы ускорить её процесс, производят грубую обработку заготовок, заключающуюся в отрезании лишних частей древесины. После сушки древесину выдерживают некоторое время, чтобы снять внутреннее напряжение. Изготовлением декоративно-художественных изделий из лесных находок занимаются народные мастера, художники-дизайнеры. Известно, что корень рябины – хороший материал для декоративной скульптуры. Выдержанная в воде древесина осины приобретает красивый голубоватый цвет. Цвет ясеневого корня напоминает древесину оливкового дерева. Древесина берёзы, бука, дуба и клёна очень красива в радиальном разрезе.

63. Учебное место для изготовления лесной скульптуры. Технология изготовления лесной скульптуры. Инструменты, приспособления и учебное оборудование для изготовления лесной скульптуры. Качество изделий. Правила безопасной работы.

После продумывания художественного образа, формы изделия и последовательности изготовления изделия, его эскиз изображают на бумаге. Для объёмного представления изделия желательно сделать его макет из глины или пластилина. Кроме того, настольная или настенная скульптура должна иметь горизонтальную или вертикальную опорную плоскость . Опорную плоскость обрабатывают различным инструментом для устойчивого положения будущего изделия. Часто лесную скульптуру устанавливают и закрепляют в опорных подставках , для которых используют торцовые срезы ствола, наросты и корни. При этом учитывают соответствие размеров и цвета подставки размерам и цвету скульптуры. При изготовлении лесной скульптуры стремятся сохранить большинство элементов и форму лесной находки. Однако для большей выразительности будущего изделия с помощью стамесок изменяют толщину корней или веток, стремятся сделать поверхность гладкой или шероховатой. Если не хватает некоторых элементов для композиции, то склеивают детали скульптуры. Для склеивания деталей используют клей ПВА, который надёжно скрепляет древесину. Соединяемые детали должны быть одинаковыми по цвету и текстуре. Клей наносят на самые незаметные места, точно подогнав друг к другу детали скульптуры. Для этого детали плотно прикладывают друг к другу и стыки пропиливают пилой. Склеиваемые плоскости часто зачищают рубанком или шлифовальной шкуркой. Места склеивания окрашивают в цвет

древесины. Для соединения деталей под углом, например для получения согнутых рук и ног, эти детали срезаются под необходимым углом и склеиваются. Толщина соединяемых частей должна быть одинаковой. Для выполнения срезов в зависимости от толщины частей, используют нож или ножовку. Чаще используют ножовку по металлу. Среди стамесок наиболее часто применяют полукруглые стамески – клюкарзы. При необходимости для более прочного скрепления деталей скульптуры используют деревянные шканты . Для этого в местах соединения деталей делают отверстия на глубину немного больше длины шкантов. В отдельных случаях задуманную композицию дополняют каким-нибудь видом резьбы. При этом избегают излишеств, чтобы сохранить природную оригинальность лесной скульптуры. Наиболее сложной в изготовлении считается лесная скульптура, изготовленная из наростов на стволах и корнях деревьев. Нарост и наплыв представляет собой разросшуюся часть древесины ствола, сучьев и корней дерева. Эти дефекты древесины образуются в результате механических и биологических травм, что приводит к изменению текстуры и усилению роста в этих местах. Наросты чаще всего встречаются у лиственных пород древесины (берёзы, ольхи и др.). Они имеют очень красивую текстуру и высоко ценятся как декоративный материал для изготовления лесной скульптуры. Помните, что наросты снимают на поваленных деревьях в местах заготовки леса и раскорчёвки пней. При заготовке этого природного материала отпиливают ствол, сук или корень выше и ниже нароста. В отдельных случаях, когда нарост слабо держится, его можно снять со ствола. Для этого в местах

скалывания делают пропилы и ударяют по ним лезвием топора. Наросты отличаются особой твёрдостью, поэтому процесс изготовления из них декоративных изделий (чаш, ваз, шкатулок) является весьма трудоёмким. Чтобы облегчить обработку нароста (наплыва) его запаривают. Полости в наросте (если позволяют размеры) высверливают с помощью дрели. Дальнейшую обработку производят клюкарзами и другим возможным инструментом. Внешний вид будущего декоративного изделия обычно подсказывает форма самого нароста. Очень хорошо выглядит ваза, в которой сочетается обработанный участок ствола, корня и естественная форма наплыва. Наросты округлой формы вместе с участком ствола дерева могут обрабатываться и на токарном станке. В этом случае получают вазу или чашу с красивой оригинальной текстурой. Для увеличения срока сохранности декоративного изделия, улучшения его эстетического вида лесную скульптуру тонируют и лакируют. Так, с помощью масляного лака получают более прочное и красивое покрытие. Для придания лесной скульптуре глянцевого блеска после нанесения и высыхания последнего слоя лака поверхность шлифуют нулевой шлифовальной шкуркой. Хранят такие декоративные изделия вдали от отопительных приборов и солнечных лучей. Очень хорошим материалом для резчиков является древесина груши. При полировке она приобретает глянцево-матовую поверхность и красивый цвет. Поэтому её не рекомендуется окрашивать. Достаточно протереть поверхность льняным маслом и она станет тёмно-коричневой с лёгким блеском.