Т 34 100 прокачка экипажа. Результат тестирования нового орудия

19-04-2016, 13:38

Привет, танкисты! Наверное, всем известно или где-то слышали, что ветка танков Чехословакии полна самых разнообразных машин. На каких-то играть невозможно, другие получились довольно неплохими, третье вовсе считаются имбой. Сейчас речь пойдет как раз о середнячке – это Konstrukta Т-34/100.
Казалось бы, ничем не примечательный средний танк седьмого уровня, однако, в этой машине все же заложен немалый потенциал и сейчас мы разберемся, как его открыть.

ТТХ Т-34/100

Первое о чем хочется сказать, глядя на Т-34/100 характеристики – это его максимальная скорость. Дело в том, что танк двигается действительно неплохо. Да, есть машины побыстрее, даже среди СТ 7-го уровня, однако, свою максималку мы набираем довольно бодро и это приятно.

Конечно, при нашей массе и мощности двигателя, удельная мощность двигателя незавидная, немного больше 15 лошадиных сил на тонну веса, это не очень хорошо. Однако данный показатель также не самый плохой, динамики хватает даже на то, чтобы быстро выкатиться, сделать выстрел и закатиться.
С бронированием у Т-34/100 WoT тоже не все просто, многие называют танк картонным и отчасти они правы, корпус действительно очень рыхлый, хотя рациональные скосы и тут иногда спасают. Зато мы имеем неплохую башню с большой маской орудия и от ее лобовой проекции частенько рикошетят снаряды.

Пожалуй, самый низкий из всех показателей у нас – это обзор, 370 метров действительно не предел мечтаний, так что с данным параметром придется поработать.

Орудие

Если же взглянуть на Т-34/100 орудие, то можно разглядеть весьма неплохие показатели. Во-первых, мы имеем действительно хороший для СТ 7-го уровня разовый урон. Во-вторых, бронепробития тоже хватает, если знать, куда стрелять. А если не знаете, на помощь придут голдовые снаряды.

Что касается параметров точности, тут все так же неплохо. Мы имеем не самую лучшую стабилизацию, однако, ее хватает, чтобы поражать цель примерно со 100-150 метров, дальше уже будут проблемы, хотя у кого их нет. Время сведения у орудия тоже на уровне, но скорострельность немного подкачала, мы имеем 1764 единицы среднего урона в минуту, своеобразная плата за большую альфу, но и это не критично.

Единственный серьезный Т 34 100 Ronstrukta – это углы вертикальной наводки, при наших довольно высоких габаритах, пушка гнется вниз всего на 5 градусов, этого очень часто оказывается мало.

Преимущества и недостатки Т 34 100 Konštrukta

Как вы, наверное, уже заметили, данный аппарат родом из Чехословакии имеет свои сильные и слабые стороны, однако, во многом остается настоящий середнячком, так что для наглядности подведем итоги.

Плюсы:
Высокий разовый урон;
Неплохое бронирование башни;
Хорошая подвижность;
Достаточный показатель бронепробития.

Минусы:
Обзор маловат;
Картонный корпус;
Слабенькая динамика;
Орудие плохо склоняется вниз.

Оборудование для Т-34/100

К огромному сожалению, на данный танк нельзя установить , это значительно упростило нам жизнь в рандоме, но для Т 34 100 оборудование можно выбрать и по-другому, при этом мы будем чувствовать себя не хуже:
, , .
Менять что-либо на крайне не рекомендуется, скорее всего, вы больше потеряете, нежели приобретете.

Обучение экипажа на Т 34 100

Прокачивать на Т-34/100 перки экипажу стоит опираясь на то, что нам важно сохранить как можно больше подвижности, увеличить комфорт во время стрельб, а также поднять обзор, скрытность и общие параметры. По этим причинам выбор для каждого члена экипажа будет следующим:
Командир – , , , ;
Наводчик – , , , ;
Механик-водитель – , , , ;
Радист – , , , ;
Заряжающий – , , , .

Снаряжение для Т-34/100

Подбирая для Т-34/100 снаряжение, вполне можно ограничиться обычными расходниками: , и . Однако если проблем с серебряными кредитами или золотым запасом у вас нет, смело ставьте , и , хуже точно не будет. Кстати, вместо огнетушителя хорошо ставить , небольшой буст характеристик всегда полезен в бою.

Тактика игры на Konštrukta T-34/100

На Т 34 100 Konštrukta тактика ведения боя должна продумываться с первых секунд, пока идет отсчет до начала боя. Дело в том, что из-за нашего плохого параметра склонения орудия, позицию стоит занимать такую, чтобы было максимально комфортно вести огонь. Не мешает подумать и о картонной броне, в идеале нужно наносить урон и не получать ответных выстрелов, это значит что лучше всего играть от второй линии.

Однако все время в кустах стоять тоже неправильно, не для того нас наделили хорошей подвижностью и вступая в ближнюю конфронтацию с врагом стоит уяснить еще один простой и хороший примем – играем от альфы. Скорострельность у T-34/100 World of Tanks не лучшая, зато можно быстро высунуться из укрытия, дать увесистую плюху и снова спрятаться. При этом старайтесь не оставаться одни, пара союзников, прикрывающие тылы, будут очень кстати.
В остальном постоянно анализируйте ситуацию в бою, смотрите на мини-карту, если возникли проблемы на каком-то фланге, можно быстро добраться туда и помочь союзной технике, прикрыть тылы или продавить направление.

Konštrukta T-34/100 стоит брать в любом случае, этот танк не является слабым и через него лежит путь к двум замечательным машинам Чехословакии 9-го и 10-го уровней.

Разработчик: КБ завода №183
Год начала работ: 1944
Год выпуска первого прототипа: 1944
Серийно не строился в виду появления танков Т-44 и Т-54.

Т-34-100 стал последней попыткой всерьёз усилить огневую мощь танка при сохранении его основных динамических показателей. Уже после поступления на вооружение модификации Т-34-85 стало очевидно, что по сумме показателей немецкий средний танк Pz.V “Panther” превосходит советскую машину. Добиться успеха в противостоянии с немецким “зверинцем” Т-34-85 мог стреляя из засады или с близких дистанций, что было не всегда возможно. В связи с этим наркомат потребовал установить на “тридцатьчетверку” более мощное орудие, по ТТХ аналогичную немецкой 88-мм танковой пушке KwK L/43 сделанной на базе зенитной. В сентябре 1944 г. КБ завода №92 разработало 85-мм пушку ЗиС-85ПМ (вскоре переименованную в ЗиС-1) с начальной скоростью снаряда 980 м\с. Бронепробиваемость действительно повысилась, но полигонных испытаний это орудие не выдержало.

Следующей, в начале октября 1944 г., на испытания поступила пушка В-9 аналогичного калибра спроектированная КБ завода “Большевик”. Начальная скорость снаряда у неё составляла 960 м\с, а при использовании конического ствола (проект В-9К) этот показатель возрастал до 1150 м\с. Однако и это не устроило артиллерийское управление.

Весной 1945 г. работы по 85-мм танковым пушкам вообще прекратили, как не имеющих перспектив. В связи с этим, ещё летом 1944 г., ОКБ №9 и “отдел 520” завода №183 получили задание установить 100-мм орудие в стандартной башне Т-34-85. Начав прорабатывать эскизный проект инженеры быстро пришли к выводу, что сделать это при сохранении прежнего погона башни в 1600 мм не удастся. В качестве альтернативного варианта был предложен 1850 мм погон башни от танка ИС-2, но тогда потребовалось бы полностью перепроектировать корпус. И все же, конструкторскому коллективу завода №92 во главе с инженером А.Савиным, удалось сделать почти невыполнимое задание. Для установки на Т-34-85 они выбрали пушку ЗиС-100, которая в свою очередь была разработана на основе 85-мм ЗиС-С-53. Это орудие, хотя и с трудом, но все-таки поместилось в стандартную танковую башню, правда при этом пришлось в очередной раз пожертвовать внутренним пространством боевого отделения. На испытаниях, проведенных осенью 1944 г., танк показал удовлетворительные характеристики. Наибольшие нарекания вызывало 100-мм орудие при выстреле из которого создавалась чрезвычайно сильная отдача, отрицательно влиявшая на ходовую часть танка. Проблему попытались решить установкой дульного тормоза, но этот шаг положения на спас.

Танк вернули на завод для доработок, где уже был создан испытательный стенд, состоявший из ходовой части и корпуса Т-34-85 и башни опытного танка Т-44В. Поскольку погон башни составлял 1700 мм корпус все же пришлось переделать. Вместе с тем, в целях экономии массы танка, был изъят курсовой пулемет и на одного человека сокращен экипаж, уменьшена толщина днища и крыши над двигателем, перенесены в отделение управления топливные баки, опущено сиденье механика-водителя, подвеска 2-го и 3-го опорных катков выполнена так же, как и подвеска первых катков, поставлены пятироликовые ведущие колеса. После всех проведенных доработок танк получил обозначение Т-34-100 и в феврале-марте он проходил испытания на Свердловском и Гороховецком полигонах. Кроме ЗиС-100 на новую модификацию “тридцатьчетверки” пробовали установить орудие Д-10, но в обеих случаях танк преследовали те же проблемы, что и ранее перевооруженный Т-34-85.

В конце 1944 г. КБ завода №92 представило новое 100-мм орудие ЛБ-1 с пониженной отдачей. В ходе очередного этапа доработок Т-34-100 оснастили новой артустановкой, причем длина танка составляла теперь 9150 мм, а сама пушка выступала на 3340 мм за габариты корпуса. Полигонные испытания провели с 6 по 14 апреля 1945 г. на Гороховецком полигоне. Всего провели 1000 выстрелов, установив, что скорострельность пушки доходит до 5,2-5,8 выстр.\мин, а кучность стрельбы оказалась выше, чем у 85-мм ЗиС-С-53. Военная комиссия рекомендовала Т-34-100 к серийному производству, но в связи с ожидаемым поступлением танков нового поколения от него быстро отказались. К тому же, шасси среднего танка оказалось явно неприспособленным для установки 100-мм орудия высокой мощности.

Завершив историю со 100-мм пушками на шасси Т-34 в Советском Союзе к этой теме больше не возвращались, однако за рубежом дела обстояли иначе.
Как известно, после завершения войны “тридцатьчетверки” стали активно поставлять новым союзникам, в первую очередь на Ближний Восток. Основная масса Т-34-85 была отправлена в 1950-е гг. в Египет, где ими заменили более старые американские и британские танки. Вместе с ними поставлялась и артиллерия – в частности, противотанковые орудия БС-3. Эта пушка обладала начальной скоростью снаряда 985 м\с и могла посылать снаряды на дальность до 20 км. К началу очередной арабо-израильской войны 1973 г. египтяне создали весьма интересный симбиоз (http://serkoff.narod.ru/photoalbum136.html), использовав для этого устаревшие танки. Ходовая часть и корпус оставались прежними, а вот башню пришлось доработать под установку БС-3. Для этого её передняя и задняя часть были значительно удлинены. Этот танк сейчас известен как Т-34\100 или просто Т-100.

“Улучшенный” танк обозначался как Т-34\122 или Т-122. Во время войны по крайней мере по одной машине каждого типа попало в руки израильтян, которые передали эти САУ американцам.

Аналогичным образом также поступили и сирийцы, использовав для установки Д-30 шасси Т-34-85, но уже в установке открытого типа. О точном количестве переделанных таким образом САУ (сейчас их называют Т-34\Д-30) и их боевом применении сведений не сохранилось.

Источники:
Бронеколлекция №3, 1999
”Средний танк Т-34 1939-1945”. «Экспринт». 2005 г.
М.Коломиец, М.Свирин «Забытые тридцатьчетвёрки» (Танкомастер №1, 1999 г.)

ПРОЕКТНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ СРЕДНЕГО ТАНКА
Т-34-100 обр.1944 г.

БОЕВАЯ МАССА 32000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 5
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 9150
Ширина, мм 3000
Высота, мм 2400
Клиренс, мм 400
ВООРУЖЕНИЕ одна 100-мм пушка ЗИС-100, Д-10 или ЛБ-1 и два 7,62-мм пулемета ДТ
БОЕКОМПЛЕКТ
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ прицел ТН-19
смотровой прибор МК-4
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 47 мм
борт корпуса — 60 мм
корма корпуса — 47 мм
лоб башни — 90 мм
борт башни — 75 мм
крыша — 20 мм
днище — 21 мм
ДВИГАТЕЛЬ В-2-34, дизельный, мощностью 500 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 5 сдвоенных обрезиненных опорных катков на борт, заднее ведущее и переднее направляющее колесо, крупнозвенчатая гусеница из стальных траков
СКОРОСТЬ 55 км\ч по шоссе
ЗАПАС ХОДА 300 км по шоссе
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. 36°
Высота стенки, м 0,75
Глубина брода, м 1,30
Ширина рва, м 3,40
СРЕДСТВА СВЯЗИ радиостанция 9РС

Закономерно возникает вопрос: предпринимались ли такие попытки применительно к наиболее массовому советскому танку - Т-34. Причем речь идет не о модификации Т-34-85, вооруженной 85-мм пушкой, а об установке на «тридцатьчетверку» еще более мощных артсистем.

Уже в 1944 году стало очевидно, что Т-34-85 уступает по вооружению немецкому танку «Пантера». На повестку дня был поставлен вопрос о назревшем перевооружении «тридцатьчетверки».

Начать, по-видимому, следует с попыток установки на Т-34-85 85-мм пушки большой мощности. Так, например, в сентябре 1944 года завод № 92 разработал орудие ЗИС-85-ПМ с начальной скоростью снаряда 980 м/с. После завершения заводских испытаний орудие, получившее индекс ЗИС-1, передали на Горохо-вецкий полигон. Однако полигонных испытаний эта пушка не выдержала.

В начале октября 1944 года свой вариант 85-мм пушки большой мощности предложило и КБ завода «Большевик». Речь идет об орудии В-9 с начальной скоростью снаряда 950 м/с и о проекте орудия В-9К с коническим каналом ствола (начальная скорость - свыше 1150 м/с). Но предлагаемые характеристики не устраивали военных, поскольку едва дотягивали до данных немецкой 88-мм пушки KwK 43. Весной 1945 года опытные работы над 85-мм танковыми орудиями прекратили как бесперспективные.

Задание на установку 100-мм пушки в штатной башне Т-34-85 получили ОКБ № 9 и отдел 520 завода № 183 уже в июле 1944 года. Однако, эскизная проработка проекта показала, что штатного «тридцатьчет-верочного» башенного погона диаметром 1600 мм для этого недостаточно. Заимствовать же погон диаметром 1850 мм от тяжелого танка ИС не представлялось возможным из-за необходимости изготовления совершенно нового корпуса.

Тем не менее, конструкторы горьковского ОКБ № 92 во главе с А.Савиным осуществили довольно успешную попытку установки орудия такого калибра в штатную башню Т-34-85. Они предложили для этого 100-мм пушку ЗИС-100, разработанную на основании конструкции серийного 85-мм орудия ЗИС-С-53. Испытания ЗИС-100, впрочем, прошли не вполне успешно из-за большого влияния отдачи при выстреле на трансмиссию и ходовую часть Т-34-85. Не решила проблему и установка щелевого дульного тормоза.

Второй этап работ по оснащению «тридцатьчетверки» 100-мм пушкой был связан с проектированием танка Т-44В (будущий Т-54). По инициативе А.А.Морозова на заводе № 183 был разработан «подвижной стенд» из корпуса, узлов и агрегатов ходовой части и моторно-трансмиссионной группы Т-34-85 и новой башни Т-44В. Однако из-за большего диаметра башенного погона - 1700 мм - корпус танка пришлось несколько доработать. Был изъят курсовой пулемет и на одного человека сокращен экипаж, уменьшена толщина днища и крыши над двигателем, перенесены в отделение управления топливные баки, опущено сиденье механика-водителя, подвеска 2-го и 3-го опорных катков выполнена так же, как и подвеска первых катков, поставлены пятироликовые ведущие колеса. В таком виде эта машина получила обозначение Т-34-100. Ее масса достигла 33 т.

В феврале - марте 1945 года этот танк проходил испытания на Свердловском и Гороховецком полигонах. Причем в него устанавливалась как пушка ЗИС-100, так и Д-10 от ОКБ № 9. Испытания завершились довольно успешно, хотя кучность стрельбы была невысокой, а нагрузки на трансмиссию при выстреле по-прежнему были чрезмерно большими. Тем не менее, машина понравилась военным и они потребовали продолжения работ над ней, однако все попытки устранить перечисленные недостатки не увенчались успехом.

В то же время, в конце 1944 года, в КБ завода № 92 в Горьком спроектировали новое 100-мм орудие ЛБ-1, обладавшее пониженной отдачей. Это орудие также установили на Т-34-100. По устройству ЛБ-1 была очень близка к Д-10. Ствол ее состоял из трубы моноблока, навинтного казенника и дульного тормоза такой же конструкции, что и у ЗИС-100. Длина танка с пушкой вперед достигала 9150 мм, ствол на 3340 мм выходил за габариты машины.

С 6 по 14 апреля 1945 года на Гороховецком полигоне прошли полигонные испытания пушки ЛБ-1 в танке Т-34-100. Было сделано 1000 выстрелов и пройден 501 км. Фактическая скорострельность ЛБ-1 составила 5,2-5,8 выстр/мин. Кучность стрельбы у нового орудия оказалась выше, чем у предшественников, а нагрузки на ходовую часть и трансмиссию ниже.

Комиссия сделала заключение, что «после устранения выявленных недостатков пушка может быть рекомендована к принятию на вооружение». Однако, несмотря на большой интерес военных к танку Т-34-100, серийное его производство так и не было начато - 100-мм пушка оказалась «неподъемной» для «тридцатьчетверки».

В 1945 году предпринимались попытки оснастить пушкой ЛБ-1 средний танк Т-44, вооружение которого - 85-мм пушку - сочли недостаточным для послевоенного времени. Эта машина получила индекс Т-44-100. Масса танка возросла до 33 т против 31-31,5 т у серийных «сорокчетверок». На крышке люка заряжающего установили зенитный пулемет ДШК. Борта и ходовую часть танка прикрыли 6-мм противокумулятивными экранами.

Для испытаний подготовили два танка Т-44-100, которые продемонстрировали невысокую надежность и плохие маневренные качества. На вооружение Т-44-100 принят не был.

Работа эта вообще уже имела мало смысла, поскольку в марте 1945 года на испытания вышел прототип танка Т-54. В ходе испытаний в него так же устанавливались все три «сотки». Но многочисленные эксперименты логично закончились в пользу орудия Д-10, не имевшего дульного тормоза и лучше других артсистем подходившего для вооружения перспективного среднего танка.

М.КНЯЗЕВ
«Моделист-конструктор» № 10"2001

«…Каждый руководитель стремится достичь уровня своей максимальной некомпетентности»
(11-й закон Мерфи)

«…Начав стрелять, не забудь остановиться…»
(По легенде – Мишка Япончик.)

…Семьдесят лет прошло с тех пор, как постановлением ГКО СССР легендарное детище Морозова и Кошкина, гениальная «Фрау Тридцатьчетвёрка» - (именно такое личное имя носила машина Т-34-85, на которой лично мне довелось «поработать» в Йеменском конфликте в 1985-м под Эль-Мукаллой и Аденом).
И семьдесят лет не утихают споры, компетентные и не очень, о том, хороший был это танк или нет, уступал он или превосходил своих сверстников, «союзничков» и противников, и прочее.
Я ничего не буду говорить об этом. НИЧЕГО.
Я – просто очень люблю эту машину, верю ей, как себе, и если придётся, снова без колебаний доверю одну из основных человеческих ценностей – собственную жизнь. Тридцатьчетвёрка говорит о себе сама, хотя бы тем, что и спустя 70 лет продолжает оставаться в строю.
Вот интересный факт - 26 октября 2006 года, во время антиправительственных выступлений в Будапеште, демонстрантам удалось запустить двигатели музейных Т-34-85 и использовать их в столкновениях с полицией.

Адаптированный к «эксплуатации в невоенное время» Т-34-85 после Второй мировой войны активно экспортировался во множество стран мира и применялся в ряде военных конфликтов. Легендарные танки оставались на вооружении некоторых стран, например, Ирака, до начала XXI века. После Великой Отечественной войны Т-34 был на вооружении следующих 40 стран, и на 2006 год всё ещё состоял на службе стран, отмеченных звёздочкой:

Страны Европы и Америки:
Албания*
Германия
Австрия*
Болгария*
Кипр
Чехословакия
Куба
Финляндия
ГДР
Никарагуа*
Венгрия
Польша
Румыния*
СССР/Россия*
Югославия/Её осколки*

Страны Среднего Востока и Азии
Афганистан*
Египет*
Ирак
Лаос
Ливия*
Ливия*
Монголия*
КНДР*
КНР*
Сирия*
Вьетнам*
Народная Демократическая Республика Йемен*
Йеменская Арабская Республика

Страны Африки
Алжир*
Ангола*
Республика Конго*
Экваториальная Гвинея*
Эфиопия*
Гвинея*
Гвинея-Бисау*
Мали*
Мозамбик*
Сомали*
Судан*
Того*
Зимбабве*

На фото: захваченные Израильской армией у египтян Т-34-85 и Т-34-100. Снимок тех лет.

Как известно, после завершения войны “тридцатьчетверки” стали активно поставлять в первую очередь на Ближний Восток. Основная масса Т-34-85 была отправлена в 1950-е гг. в Египет, где ими заменили более старые американские и британские танки. Вместе с ними поставлялась и артиллерия – в частности, противотанковые орудия БС-3. Эта пушка обладала начальной скоростью снаряда 985 м\с и могла посылать снаряды на дальность до 20 км. К началу очередной арабо-израильской войны 1973 г. египтяне создали весьма странный симбиоз, использовав для этого устаревшие, по их мнению, танки. Ходовая часть и корпус оставались прежними, а вот башню пришлось доработать под установку БС-3. Для этого её передняя и задняя часть были значительно удлинены. Этот танк сейчас известен как Т-34\100 или просто Т-100.

Чтобы оценить уровень и качество арабского «апгрейда» (не люблю этот термин, звучит издевательски! Но – по другому – не назовёшь.) достаточно сравнить фото двух машин – нашу отечественную проработку Т-34 под 100-миллимитровый «клистир» и – «арабчака».


Т-34-100. Отечественный вариант. (С лобовой бронеплиты убрана шаровая с ДТ, на месте стрелка-радиста – дополнительный Б/К, решение, использованное на Т-44)

Выскажусь с точки зрения практика, имевшего дело с эксплуатацией Т-34 в различных, в том числе и боевых, условиях - ресурс на серьёзную модернизацию конструкции был практически исчерпан уже в версии Т-34-85. - Ну а если предположить, что такая машина будет использоваться не как танк, а как САУ? (Возникает иногда такой вопрос у знатоков американской БТТ периода Второй Мировой).

А зачем САУ с вращающейся башней, если эта машина призвана выполнять задачи ИМЕННО САУ? Ну, и кроме того, "САУ - 100", "сотка" на шасси "тридцатьчетвёрки" была создана ещё в 44-м, с тем же самым клистиром, и очень успешливо использовалась и в войну, и позже (в Южном Йемене, в частности, в отряде кубинцев под командованием П.Перрадо в январе 1985-го под Эль-Мукаллой.)

Башня - это и лишний вес, и сложность в конструкции, и худшая обитаемость БО, и завышение силуэта, и повышенный опрокидывающий момент при выстреле с раскатной по горизонту на борт. Для САУ, основной боевой задачей которых является огневая поддержка на поле боя, а также подавление и приведение к молчанию средств противодействия методом ведения огня с закрытых позиций (при условии, что подобные САУ - не специализированные машины ПТО,) в большинстве случаев маневр огнем, требующий поворота башни без поворота бронекорпуса, как правило, требуется редко. (в отличие от «полноценного» танка, у которого - иные тактические задачи и принципы применения). Для САУ намного более важно рабочее пространство БО, Б/К и т. д. - то есть иные приемы самой организации боя. В тех же случаях, когда САУ выступают в роли средств ПТО, экипажи действуют по противнику (по кставу и по возможности -!) с использованием тактики т.н. «танковых засад» с нескольких заранее подготовленных позиций. Как, впрочем, и любая БТТ в обороне.

Разумеется, крайне неплохо было бы иметь на САУ и поворотную башню, сохраняя при этом её основные свойства и характеристики, но к сожалению, на "тридцатьчетверке" запас на модернизацию по весовым показателям достиг своего предела уже с установкой 85мм пушки в новой башне с расширенным погоном плюс ещё один член экипажа.
И лично я бы очень не хотел сидеть в таком арабском «шерхане»!

Ниже: - трофейные Т-34/100 со 100мм пушкой БС-3 из экспозиции Музея танковой техники "Бейт ха-Ширион" в Латруне, Израиль.

Но в конце войны на вооружении Красной Армии могла появиться боевая машина, обладающая хорошей маневренностью, простотой конструкции и ремонтопригодностью вкупе с орудием достаточно большой мощности.

Таким танком, способным бороться на равных практически со всеми танками и самоходками нацисткой Германии, в 1945 году должен был стать Т-34-100.

История создания проекта

С началом войны в 1941 году советский Т-34, вооружённый 76 мм пушкой, явно превосходил все имеющиеся на вооружении вермахта танки и САУ. Дальнейшее противостояние привело к улучшению немецкой бронетехники в части усиления броневой защиты и установления более мощных орудий.

После проведённой модернизации Т-34 получил 85 мм орудие Д-5Т в новой башне. И хотя пушка была довольно эффективна в боях, но все же уступала по основным характеристикам немецкой 75 мм пушки KwK40 L/70. Для успеха в борьбе с противником требовалось либо модернизировать 85 мм пушку, либо установить более мощную. Ресурс, возможный для модернизации 85мм ствола, был исчерпан, хотя попытки предпринимались.

Осенью 1944 года завод №92 и завод «Большевик» предложили прототипы 85 мм систем ЗиС-1, В-9 и В-9к, обладающие большей мощностью, чем серийные варианты. Так начальная скорость снаряда ствола В-9 составляла 950 м/с, а выстрел из орудия В-9к, имеющий конусообразную форму ствола, позволял добиться начальной скорости до 1150 м/с. Но данные проекты при проведении испытаний были забракованы. Выбор был сделан в пользу артиллерийских систем большего калибра.

Так появилась идея создания танка Т 34 100.

Свой взор советские конструкторы обратили на испытанную в боях пушку Д-10С. Стоявшее на вооружении РККА самоходное орудие СУ-100 хорошо себя зарекомендовало в боях с немецкими панцерваффе. Наличие 100 мм орудия Д-10С позволило самоходке бороться с бронетехникой противника, но неподвижная рубка значительно снижала ее эффективность.

Для улучшения показателей было принято решение о постановке 100мм артиллерийской системы на Т-34-85. Параллельно велись работы по созданию Т-44, который должен прийти на замену тридцатьчетвёрке.


Разработка модернизованного танка, в соответствии с заданием, началось в середине лета 1944 года в двух ОКБ: в отделе №520 завода №183 и ОКБ №9. Первоначально, техническим заданием была определена установка 100 мм артсистемы в Т-34-85, но дальнейшие мероприятия по модернизации, показали, что стандартного погона башни диаметром 1600 мм, явно не хватает.

Поступали предложение и об установки башни танка серии ИС, но диаметр погона, равный 1850 мм, не позволял установить её в имеющийся бронекорпус и требовал существенных изменений самой конструкции танка.

Для безболезненной установки 100 мм пушки необходимо было подвергнуть реконструкции основные элементы танка.

На Уральском танковом заводе №183 были готовы новые , их и предложили установить на стандартную тридцатьчетвёрку. Но для внесения изменений, необходимо было усилить ходовую часть, а также решить вопрос по погону башни, так как в новой башне он равнялся 1700 мм, что на 100 мм больше чем в серийных машинах.

Для облегчения машины пришлось уменьшать толщину брони дна и защиты двигателя сверху, в итоге масса танка с новой башней составила 33 тонны. Кроме того, был убран курсовой пулемёт.

Для того чтобы усилить подвеску машины был проведён ряд мероприятий: установлены ведущие колеса, на которых были поставлены по пять роликов для гусениц, подвески на втором и третьем балансире опорных катков была усилены. После внесения изменений в конструкцию, экипаж уменьшился до 4 человек. Новый проект Т-34-100 был окончательно готов к середине февраля 1945 года.

Танковые орудия для проекта – ЗИС-100, Д-10Т или ЛБ-1

Главным конструктором ОКБ №92 А. Савиным было внесено предложение по установке артиллерийской системы марки ЗИС-100. За основу была взята хорошо себя зарекомендовавшая ЗИС-С-85 и удлинённый ствол калибра 100 мм. Установленный дульный тормоз со щелевым вариантом должен был служить для снижения отдачи пушки.

В двадцатых числах февраля 1945 года прототип был доставлен в Москву.

При испытаниях машины, проводившихся в период с 28 февраля по 02 марта 1945 года, были опробованы две артиллерийские системы. Танк прошёл порядка 500 км и совершил около 1000 выстрелов.

После проведения стрельб из ЗИС-100 была выявлена неудовлетворительная плотность огня, а колоссальная отдача от выстрела повлияла на состояние агрегатов танка, которые начали разрушаться под её воздействием. Дульный тормоз, установленный на орудие, показателей не улучшил.

Проведение испытаний с использованием артсистемы Д-10Т также не принесли желаемых результатов. При ведении стрельб были отмечены плохие показатели кучности, а высокая отдача пушки способствовала негативному влиянию на состояние трансмиссии машины. Несмотря на выявленные, в ходе испытаний, существенные недостатки, в целом проект получил одобрение комиссией, и было принято решение продолжить работу над танком.


В марте-апреле 1945 года продолжились изыскания по созданию новой пушки, обладающей меньшей отдачей. При разработке новой системы были взяты компоненты из имеющихся двух орудий. Казённая часть, дульный тормоз и моноблок трубы были позаимствованы у ЗИС-100, а сама конструкция была идентична Д-10. Новая артиллерийская система получила название ЛБ-1, в честь наркома внутренних дел СССР Лаврентия Берии.

Изменения в конструкции позволили значительно снизить отдачу орудия. Но появился новый недостаток, а именно большая длина ствола. Длина машины увеличилась и вместе с орудием составила 9150 мм, что способствовало ухудшению ходовых возможностей танка.

В первой декаде апреля 1945 года Т-34 с установленной пушкой ЛБ-1 проходила испытания в окрестностях деревни Мулино на Гороховецком полигоне.

Проведённые испытания показали положительные результаты. Новым танком было пройдено 501 км и произведено порядка тысячи выстрелов. В результате проведённых испытаний была отмечена хорошая кучность стрельбы и высокая скорострельность нового орудия (около 5,8 выстрелов в минуту), а также удовлетворительное состояние трансмиссии и ходовой части.

Комиссией, после проведения испытаний, был поставлен вердикт, что после устранения выявленных недостатков, машина может быть запущена в серию. В период с 13 по 24 апреля орудие ЛБ-1 также было установлено в серийный Т-34-85 для проведения испытаний. Тесты машина выдержала, но размер ЛБ-1 был крупноват для стандартной башни и от дальнейшего использования данных орудий в Т-34-85 пришлось отказаться.


Полученные положительные оценки не повлияли на дальнейшую судьбу машины в части запуска её в серию. К этому моменту завершались работы по запуску совершенно нового танка Т-44, значительно превосходившего тридцатьчетвёрку. Артиллерийская система ЛБ-1, после завершения проекта Т-34-100, проходило испытания и в дальнейших тестах танков Т-44 и Т-54, проводившихся вплоть до 1947 года.

Основные характеристики

Главным отличием от серийной тридцатьчетвёрки была абсолютно новая башня. Погон увеличили до 1700 мм, а высота башни стала меньше. На корпусе топливные баки были перемещены и демонтирован курсовой пулемёт. Броневая защита лба башни достигала 90 мм. Бронирование корпуса составляло 45 мм с углом наклона верхних броневых листов в 60 градусов и нижних броневых листов в 53 градуса.

В ходовой части были произведены небольшие изменения, в части усиления балансиров опорных катков.

Двигатель, устанавливаемый на танк Т-34-100, остался тот же – дизельный В-2-34, мощность которого составляла 500 л.с. Расход топлива на 100 км составлял 160 л., а запас хода 300 км. Трансмиссия также осталась прежней – двухвальная с пятью скоростями.


В ходе проведения испытаний на танк устанавливалось три вида орудий – это ЗИС-100, ЛБ-1 и Д-10Т, все 100 мм. На данных системах ставился дульный тормоз и вертикально-клиновой затвор с прицелом ТШ. В боекомплект входило 100 снарядов для танковой пушки и 1500 патронов для спаренного пулемёта системы ДТ. Демонтаж курсового пулемёта позволил сократить количество членов экипажа до четырёх человек.

Дальнейшая судьба проекта Т-34-100

Идея вооружения Т-34 орудием калибра 100 мм возродилась вновь в 1953 году в Чехословакии, где в начале 50-х годов был организован массовый выпуск Т-34 по лицензии завода №183. Был создан проект, практически повторяющий советский вариант с размещением 100 мм пушки в стандартной башне, переделке подвергалась лобовая часть. Но в итоге проект не был реализован и остался на бумаге.

Кстати, модель Konštrukta Т-34-100 можно протестировать в игре Worldoftanks.

Попытки сделать Т-34 истребителем танков предпринимались в 1941 году, с установкой орудия калибром 57 мм. В конце войны баланс сил поменялся, но необходимость в вооружении мощными пушками броневых машин Красной Армии сохранилась. Ресурс Т-34 для проведения дальнейшей модернизации, был исчерпан, поэтому требовался совершенно новый танк, которым стал Т-44.

Танк Т-34-100 произведённый в одном экземпляре, так и не вышел в серию. Если бы судьба данного проекта сложилась по-другому и машина была бы запущена в массовую серию, то наверняка, приняла бы участие в военных конфликтах 50-60 годов прошлого века, а также в войне в Югославии в 1990-х.

Видео