Страны ближайшего зарубежья для России: список. Государства Балтии. Совет по туризму стран снг Туристические организации стран снг и ближнего зарубежья

  1. Развитие международного туризма в Англии

    Реферат >> Физкультура и спорт

    Англии сложились благоприятные условия для развития туризма : в стране нет районов, ... и выезд британских туристов в страны , входящие в СНГ , и в Восточную Европу... выездной международный туризм . Для развития туризма во всех странах стимулирующими факторами ...

  2. Развитие международного туризма (с точки зрения организации, на примере гостиницы из Украины)

    Курсовая работа >> Физкультура и спорт

    Наибольшее развитие международный туризм получил в западноевропейских странах . На долю... . К факторам , которые вызывали бурное развитие туризма в последние... Структура выездного турпотока по странами Страны СНГ 4,3 млн. чел... но основное условие – возможность...

  3. Особенности развития международного туризма в Румынии

    Курсовая работа >> Физкультура и спорт

    Климатическим условиям ; - рассмотреть туристский потенциал Румынии, выделить наиболее перспективные направления развития международного туризма в стране ; ... в путешествии и туризме как один из значительных факторов международного туризма и путешествий после...

  4. Развитие международного туризма в России (2)

    Курсовая работа >> Физкультура и спорт

    Огромном потенциале делового туризма в России и странах СНГ .14 Факторы , способствующие развитию международного туризма в России. Несмотря... , возникают новые виды туризма , разрабатываются и создаются условия устойчивого развития туризма . Туристы, в связи...

  5. Развитие международного туризма в Турецкой Республике

    Реферат >> Физкультура и спорт

    Г.), а из стран СНГ – Россия – ... развитой инфраструктурой и благоприятными природными условиями , но и продуманной политикой государства, заинтересованного в развитии туризма ... развития международного туризма вообще и в Турции, в частности, индустрия туризма ...

В 1991 году - важнейшее геополитическое событие второй половины ХХ века. В один момент на карте Евразии появилось 15 молодых независимых государств. Именно тогда и возникло такое понятие, как «страны ближайшего зарубежья».

Развал СССР как крупнейшее переформатирование политической карты мира

В августе 1991 года Советский Союз, некогда мощная и огромная держава, окончательно прекратил свое существование. Развал СССР сломал все сложившиеся ранее хозяйственно-экономические связи между бывшими республиками. С целью хоть как-то сохранить эти связи было создание СНГ (Содружества Независимых Государств). Выдвигалась даже идея оставить рубль в качестве единой валюты в регионе. Однако о ведении общей экономической политики страны СНГ договориться так и не сумели.

Молодые постсоветские страны стали постепенно создавать свои собственные армии. Кстати, инициатором этого процесса была Украина. Контроль над ядерным оружием остался за Россией. Украина и Казахстан, под давлением США и РФ, все же были вынуждены отказаться от своего ядерного потенциала.

Советская власть не уделяла особого внимания историческим и этническим границам. Поэтому союзные республики часто разграничивались бездумно. Так, Крым в 1954 году был передан Украинской ССР, узкая полоса Приднестровья - Молдавской. Все это после распада единой державы не могло не привести к конфликтам и появлению многочисленных очагов геополитической и военной напряженности.

Ближнее или ближайшее зарубежье: сущность термина

Впервые термин «ближнее зарубежье» употребляли еще во второй половине 80-х советские диссиденты (по отношению к Польше, Чехословакии, Румынии и прочим «дружественным» к СССР странам Европы). Немного позже, уже после развала Советского Союза, его применял в своих речах Андрей Козырев, министр иностранных дел России.

В современной трактовке страны ближайшего зарубежья - это часть Евразии, охватывающая территории бывших советских республик. Данный термин, разумеется, применим лишь по отношению к России. Он носит скорее политический, но никак не географический характер.

В 2000-х понятие «страны ближайшего зарубежья» превратилось в устойчивое определение и стало довольно популярным в пределах России. Оно широко употребляется на бытовом уровне и в средствах массовой информации страны. Однако за рубежом этот термин часто классифицируется как «проявление имперских амбиций» России, и потому - пишется в кавычках.

Ближнее зарубежье России: список стран

Ближнее зарубежье России делится на четыре микрорегиона: Прибалтика (цифра 1 на карте), Закавказье (цифра 2), Восточная Европа (цифра 3) и Средняя Азия (цифра 4). В целом к странам ближайшего зарубежья причисляют 14 государств Европы и Азии. Это:

  • Эстония.
  • Литва.
  • Латвия.
  • Белоруссия.
  • Украина.
  • Молдова.
  • Армения.
  • Грузия.
  • Азербайджан.
  • Казахстан.
  • Узбекистан.
  • Туркменистан.
  • Таджикистан.
  • Киргизия.

Интересный факт: среди вышеперечисленных государств далеко не все имеют общие границы с Россией. В то же время некоторые другие страны, непосредственно граничащие с РФ, к так называемому ближнему зарубежью не относятся (Китай, Финляндия, Польша и другие).

Какие отношения со странами ближнего зарубежья у России?

Взаимоотношения с государствами ближнего зарубежья - один из самых трудных и злободневных вопросов российской внешней политики. По большому счету, это огромный букет нерешенных проблем и конфликтов.

В 1994 году Борис Ельцин по неосторожности своей заявил, что «все постсоветское пространство является сферой жизненных интересов России», и что Россия будет защищать эти свои интересы. Этот тезис, разумеется, не мог не повлечь за собой негативных реакций бывших советских республик.

Первыми от России дистанцировались Прибалтийские страны. Здесь сформировались такие понятия, как «граждане» и «неграждане». Не менее напряженная ситуация сложилась в далекой от российских границ Молдове, где немолдаване стали подвергаться довольно серьезному давлению. К слову, небезызвестная сегодня фраза «чемодан - вокзал - Россия» родилась именно в Кишиневе.

Отношения между Россией и Украиной были непростыми уже в начале 90-х годов. Камнем преткновения между этими двумя странами был и остается Крымский полуостров. После присоединения последнего к России в 2014 году все противоречия между двумя соседними государствами и народами еще более обострились.

В общем и целом отношения между Россией и странами ближнего зарубежья на современном этапе можно охарактеризовать как:

  • добрососедские и дружеские (с Белоруссией, Казахстаном, Арменией);
  • неопределенные и неоднозначные (с Узбекистаном, Киргизией, Таджикистаном, Туркменистаном);
  • натянутые и непростые (с Азербайджаном, Молдовой, Эстонией, Латвией, Литвой);
  • очень сложные, открыто враждебные (с Украиной, Грузией).

Страны Балтии: краткая социально-экономическая характеристика

Прибалтика - историческая область в Северной Европе, расположенная на восточном побережье Балтийского моря. Она охватывает три государства (Латвию, Литву, Эстонию), а также Калининградскую область РФ.

Государства Балтии (или прибалтийские страны) возникли на карте Европы в начале 90-х годов в результате распада СССР. Их географическое положение отличается исключительной выгодностью. Этим моментом, во многом, компенсируется скудность минерально-сырьевой базы этих стран. Социально-экономическую характеристику стран Балтии лучше всего подать в виде следующей таблицы.

Страны Балтии: сравнительная характеристика

Критерий/Страна

Площадь (в кв. км.)

Население (в млн чел.)

ВВП на душу населения (в долл.)

Индекс человеческого развития (место в мире)

Уровень убийств (на 100 тысяч жителей)

Минимальная зарплата (в евро)

Государства Балтии имеют много общих черт в экономике, сельском хозяйстве, политических стремлениях, природных условиях и ресурсах, культуре и ментальности.

В последнее время среди курортных мест, которые посещаются иностранными туристами, все чаще фигурируют страны СНГ. Сам туризм ныне стал одной из развивающихся динамично отраслей экономики многих стран. Некоторые государства используют туризм в качестве основного дохода. Развивая туристическую область, они привлекают все большее количество посетителей. Следует заметить, что большое число путешественников приезжает в страны СНГ из самих же участниц содружества. Причина тому - безвизовый въезд, который существенно облегчает поездку и близкое расстояние.

Курорты СНГ
Курорты СНГ развиваются быстрыми темпами. В первую очередь это объясняется тем, что они предоставляют такие же комфортные условия, как и европейские туристические страны, но за гораздо более низкую цену. Среди стран СНГ, которые специализируются на туристической отрасли можно отметить курорты России, Беларуси, Казахстана, Абхазии, Киргизии и др. В зависимости от климата имеется специализация курортов. Например, любители отдыха на море предпочтительнее выберут южные страны. Но и те, кто выбирают горный туризм, могут направиться, например, в Абхазию. Рассмотрим наиболее популярные курортные места вышеперечисленных стран.

Самая крупная страна СНГ – Россия , обладает большим количеством туристических мест. Иностранцев привлекает не только красивая природа, но и исторические места. На территории южной части России имеются морские курорты с мировым именем, такие как Сочи, Анапа, Геленджик, Адлер, Туапсе. Самым привлекательным же из них для иностранцев является Сочи . Как известно, он славится своей богатой природой, уникальными растениями. Но это не единственное преимущество. Также в Сочи многие туристы едут в медицинских целях, поскольку там находится ряд минеральных источников. В окрестностях можно найти и так называемые «грязевые» источники, которые обладают лечебными свойствами. Туристов из ближних и дальних стран привлекают и бальнеологические курорты, которые имеются в Алагире, Аршане, Ессентуках, Кисловодске, Пятигорске. С целью улучшения состояния здоровья каждый год эти курорты посещают тысячи людей. Горнолыжный спорт активно развивается в Донбассе. На известную Красную Поляну мечтают попасть все любители зимних видов спорта.

Курорты, которые уже получили широкую известность за рубежом – Украинские . Многие иностранцы выбирают Украину, поскольку она географически расположена между двумя морями Азовским и Черным , имеет умеренный и субтропический климат (южный берег Крыма), очень благоприятный для отдыха.


– самая популярная туристическая область страны. Туристов – иностранцев привлекает прежде всего то, что в этих курортах совмещаются уровень европейского сервиса и приемлемая цена путевки. Но конечно, Украина известна не только своими бархатными пляжами, но и красивыми горными пейзажами. Также, красоту добавляют реки Дунай и Днепр, которые сопровождаются живописной природой.

В республиках Южного Кавказа также имеются красивые курортные места, которые посещаются иностранцами. Все они динамично развиваются. Сочетание приемлемой цены и хорошего обслуживания – вот что характерно для них. Южная странаАзербайджан также славится своей живописной природой, многочисленными историческими памятниками и целебными источниками.

Беларусь будет интересна для любителей нетронутой природы. В ней сохранились вековые леса, в которых можно найти исчезающие виды фауны. Большой популярностью пользуются и белорусские минеральные источники. Должного внимания заслуживает и туристическая инфраструктура. Почти все места отдыха оснащены современными комфортабельными базами и находятся вблизи минеральных источников. Страна богата и историческими памятниками, красивыми архитектурными строениями. В стране много старинных действующих монастырей, которые представляют собой уникальные исторические памятники. Дополнительным пунктом в плане маршрута при отдыхе является предоставление возможности осуществления прогулки на быстроходном катере по Бугу, Днепру, Двине, Неману. Другой момент, заслуживающий внимания – это фитотерапия, которая активно применяется в местных санаториях.

Заслуживают внимания и курорты Казахстана . Наиболее известные из них Город Каркаралинск и, конечно же, столица Астана. В Узбекистане – туристов со всего мира привлекает знаменитое Аральское море. Имеются и горнолыжные базы Чимган и Бельдерсай. Среди природных здравниц Таджикистана известные туристические места курорт Ходжа-Обигарм, Обигарм, горноклиматический курорт Шаамбары.

Следует сказать, что в статье перечислен лишь ряд туристических областей. Страны СНГ активно развиваются и число курортных баз, заслуживающих внимания, постоянно увеличивается.

Одним из перспективных направлений развития международного туризма для стран Содружества является более широкое задействование объектов всемирного наследия (культурного, природного и культурно-природного), т к. 3,4 % объектов, расположенных в странах СНГ, включены в число объектов всемирного достояния.

В то же время анализ развития туризма в большинстве стран СНГ свидетельствует, что на рынке предлагается туристский продукт старого (советского) образца без учета национального колорита, а это, естественно, приводит к заметному снижению потока въезжающих туристов, неразвитости инфраструктуры. Состояние материальной базы туризма в странах Содружества оставляет желать лучшего, она существенно отстает от международных стандартов и требований и, следовательно, от качества обслуживания. Развитие туризма в государствах Содружества в условиях реформирования экономики выявило ряд общих негативных тенденций: вывоз валютных средств из государств СНГ, свертывание национальных туристских программ, слабое развитие внутреннего туризма, отсутствие координирующей работы по целенаправленной поддержке и продвижению национального продукта со стороны государства на туристских рынках, крайне низкое инвестирование этой сферы экономики и др.

Следует отметить, что такая ситуация в области туризма не устраивает государства Содружества. Усилия по развитию туристских связей направлены на поиск новых подходов к межгосударственной интеграции в туристской сфере. Основой этого процесса явилось определение задач по формированию единого туристского пространства с учетом исторически сложившейся профессионально-квалификационной структуры, маршрутной политики и общей методологии. Для решения этих проблем, устранения необоснованной конкуренции и координации деятельности в рамках Содружества Решением Совета глав, правительств СНГ 9 сентября 1994 г. был образован Совет по туризму государств - участников Содружества. За прошедшее время проведено 14 заседаний Совета, на которых рассмотрен широкий круг вопросов, касающихся взаимодействия и решения возникающих проблем.

Советом разработаны и рекомендованы органам управления туризмом государств - участников Соглашения основные принципы сотрудничества, обеспечения единства методологии и сближения систем статистической отчетности в сфере туризма, утверждены рекомендации по проблемам подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для нужд туризма, сближения законодательно-правовой базы. Осуществляются мероприятия по разработке и внедрению межгосударственных стандартов и систем сертификации в области туризма государств - участников Соглашения Совет по туризму концентрирует усилия на решении ряда следующих проблем, от которых зависит развитие туризма государств Содружества:

· восстановление управляемости туристским сектором экономики государств СНГ, разработка и внедрение адаптированной к международным стандартам нормативно-правовой базы, обеспечивающей безопасность и качество обслуживания в туризме;

· формирование здоровой конкурентной среды на рынке туристских услуг, преодоление его раздробленности, привлечение иностранного капитала, формирование государственного сектора туризма, опирающегося на инфраструктуру находящуюся в государственной собственности;

· реформирование туризма в целях обеспечения его выхода на международные рынки, создание конкурентоспособного туристского продукта, привлечение иностранных туристов, ускоренное развитие сферы услуг и упрощение связанных с пограничными и таможенными процедурами;

· активизация сотрудничества со Всемирной туристской организацией.

С 1992 г. членство в ВТО стала осуществлять Российская Федерация как правопреемник бывшего СССР. В 1993 г на десятой Генеральной ассамблее ВТО (о. Бали, Индонезия) в Действительные члены организации были единогласно приняты Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Туркменистан и Узбекистан, в 1997 г. - Армения и Украина. Интерес к вступлению в ВТО также проявляют Беларусь и Таджикистан В качестве присоединившихся членов в ВТО (в составе Делового совета) также входит ряд крупных туристских компаний и учебных заведений России (в частности, Российская ассоциация туристических агентств (РАТА), ВАО «Интурист», «Интурист-Холдинг Компания», ЦСТЭ-Интур, Сочинский государственный университет туризма и курортного дела и т. д.), туроператорские компании из Казахстана (Национальная компания «Шелковый путь - Казахстан», «Жибек Жолы», «Яссауи» и «Экосистема») и организации Украины (Киевский институт туризма, экономики и права, гостиничный комплекс «Днипро»). Узбекистан и Украина избраны в состав Исполнительного совета ВТО, что отражает их возросшее политическое влияние в мировом туристском сообществе. Свою кандидатуру на вступление в Исполнительный совет на период 2001-2005 гг. выдвинула Российская Федерация.

В Постоянной комиссии по социальным и гуманитарным вопросам Межпарламентской Ассамблеи СНГ принят модельный Закон «О социальном туризме» и направлен в парламенты государств-участников для использования в национальных законодательствах.

Активно функционирует Объединенный университет туризма государств-участников СНГ, созданный в мае 1998 г. как международный союз общественных объединений (зарегистрирован Министерством юстиции России 24.04.1998 г.), в который вошли учебные заведения и предприятия сферы туризма. Цель его создания - через координацию подготовки специалистов высшей квалификации из стран СНГ способствовать возрождению единого туристского пространства государств Содружества. Объединенный университет туризма СНГ создан на базе Российской международной академии туризма - головного по этому профилю высшего учебного заведения в России.

В настоящее время в состав объединенного университета туризма СНГ вошли Белорусское республиканское объединение «Беларусьтурист», Белорусский фонд развития и поддержки науки и высшей школы, ряд высших учебных заведений России, Беларуси, Армении, Казахстана, Украины, Учебно-консультационный центр «Зила-Булта» г. Риги (Латвия).

Однако проводимая в рамках СНГ работа по развитию туризма требует не только усиления координирующей роли Совета по туризму, но, в первую очередь, практической помощи туристскому сектору со стороны правительств стран - участников Содружества. Прошедший период развития СНГ свидетельствует, что одного лишь провозглашения приоритетности туристской отрасли без конкретной помощи со стороны государства явно недостаточно. Если же страны СНГ в ближайшие 3-4 года не сумеют разрешить вышеобозначенные проблемы, то стагнационный период в туризме затянется на много лет.

о Стратегии развития сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств в области туризма
на период до 2020 года

Совет глав правительств Содружества Независимых Государств

решил:

1. Утвердить Стратегию развития сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств в области туризма на период до 2020 года (прилагается).

2. Совету по туризму государств - участников Содружества Независимых Государств разработать и внести на рассмотрение Совета глав правительств Содружества Независимых Государств проект Плана мероприятий по реализации Стратегии развития сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств в области туризма на период до 2020 года.

От Азербайджанской Республики

От Российской Федерации

--------

Д.Медведев

От Республики Армения

От Республики Таджикистан

Т.Саркисян

А.Акилов

От Республики Беларусь

От Туркменистана

М.Мясникович

-------

От Республики Казахстан

От Республики Узбекистан

Заместитель Премьер-министра

С.Ахметов

А.Икрамов

с оговоркой

От Кыргызской Республики

От Украины

Ж.Сатыбалдиев

Н.Азаров

От Республики Молдова

Ю.Лянкэ

с оговоркой


УТВЕРЖДЕНА

Решением Совета глав правительств Содружества Независимых Государств о Стратегии развития сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств в области туризма на период
до 2020 года

СТРАТЕГИЯ
развития сотрудничества государств - участников
Содружества Независимых Государств в области туризма
на период до 2020 года

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Стратегия развития сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств в области туризма на период до 2020 года (далее - Стратегия) представляет собой совокупность согласованных взглядов государств - участников СНГ, отражающих их общее видение путей развития туристской отрасли как одной из наиболее динамично развивающихся сфер. Туризм является мощным фактором активизации международного сотрудничества, укрепления дружбы и взаимопонимания, культурного взаимообогащения народов СНГ. По мере того, как экономические выгоды, получаемые от туризма в мире, становятся все более очевидными, возрастает необходимость формирования общего туристского пространства Содружества на основе имеющихся культурно-исторических и экономических связей государств - участников СНГ.

Настоящая Стратегия подготовлена с учетом Концепции дальнейшего развития Содружества Независимых Государств и Плана основных мероприятий по ее реализации, принятых Решением Совета глав государств СНГ от 5 октября 2007 года, Стратегии экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 года, утвержденной Решением Совета глав правительств СНГ от 14 ноября 2008 года, Плана мероприятий по реализации второго этапа (2012-2015 годы) Стратегии экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 года, утвержденного Решением Совета глав правительств СНГ от 18 октября 2011 года, рекомендательного законодательного акта «Об основных принципах сотрудничества государств - участников СНГ в области туризма», принятого Постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств (далее - МПА СНГ) от 29 октября 1994 года, модельных законов «О детском и юношеском туризме» и «О туристской деятельности», принятых соответственно Постановлением МПА СНГ от 4 декабря 2004 года и Постановлением МПА СНГ от 16 ноября 2006 года.

В настоящей Стратегии учтены основные положения Манильской декларации по мировому туризму, Гаагской декларации по туризму, Осакской декларации по туризму и Ереванской декларации по туризму, законодательных актов государств - участников СНГ в области туризма, других международных документов.

В Стратегии закрепляются цель, задачи, принципы, основные направления и механизмы развития сотрудничества государств - участников СНГ в области туризма и формирования общего туристского пространства Содружества.

2. СОСТОЯНИЕ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ТУРИЗМА
В ГОСУДАРСТВАХ - УЧАСТНИКАХ СНГ

В настоящее время туризм является самым динамично развивающимся сектором мировой экономики, его значение и вклад в мировую экономику постоянно растет. По оценкам Всемирной туристской организации (ЮНВТО) и Всемирного совета по туризму и путешествиям (WTTC), на долю туризма приходится 9 % мирового ВВП (с учетом мультипликативного эффекта), 30 % мирового экспорта услуг, 5-6 % всего мирового экспорта, примерно 5 % мировых капиталовложений, он обеспечивает 3,3 % занятости в мире, а с учетом сопряженных отраслей - 8,7 % (почти 255 млн рабочих мест) .

Рост международного туризма - это серьезный фактор развития экономик большинства стран. Этот факт признается всеми государствами - участниками СНГ, свидетельством чего является активная нормотворческая деятельность в области регулирования туризма как на национальном уровне, так и на уровне Содружества.

В государствах - участниках СНГ созданы и действуют отдельные министерства и ведомства, отвечающие за туристскую деятельность в стране; во всех государствах приняты соответствующие законы, разработаны или находятся в стадии разработки концепции и стратегии развития туризма, имеющие целью продвижение туристских продуктов на национальные и международные рынки. Законы о туризме (туристской деятельности) в государствах - участниках СНГ имеют схожую структуру, как правило, комплексный (межотраслевой) характер, однако в самих законах содержатся различные определения, трактовки и положения, требующие гармонизации.

Помимо национальных нормативных правовых актов государствами - участниками СНГ принят ряд межгосударственных документов, нацеленных на развитие туризма на пространстве Содружества, в том числе Соглашение о сотрудничестве в области туризма от 23 декабря 1993 года, Соглашение о Совете по туризму государств - участников Содружества Независимых Государств от 30 мая 2012 года.

Итогом взаимодействия государств - участников СНГ в области туризма является повышение заинтересованности в развитии многостороннего сотрудничества, расширение возможностей и условий для создания новых туристических продуктов и их продвижение на рынке туристических услуг в соответствии с экономическими и социальными интересами государств.

Для большинства государств - участников СНГ туризм уже сегодня играет весьма заметную роль в экономике. И несмотря на то, что доля туризма в ВВП даже в наиболее успешных с точки зрения развития туризма странах на пространстве СНГ пока еще уступает показателям развитых туристских дестинаций, туризм способствует расширению экспорта и привлечению валютных поступлений в платежную систему.

В то же время для всех государств - участников СНГ характерны относительно низкие показатели вклада туризма в ВВП страны и разная степень выполнения экспортной функции туризма для нормализации платежного баланса.

Отмечаются низкие показатели въезда и выезда граждан в пределах государств - участников СНГ в целях туризма.

Создание новых рабочих мест за счет развития туризма значительно отстает от аналогов за рубежом.

В настоящее время в государствах - участниках СНГ наблюдаются расхождения в методологии сбора и обобщения статистических данных о развитии туризма. Сбор статистической информации о международном туризме осуществляется в соответствии с национальными законами о туризме, о государственной статистике и другими законодательными актами государств - участников СНГ. Однако в целом организация статистического учета в области туризма требует серьезного пересмотра и совершенствования, поскольку имеющиеся в распоряжении статистические данные не отличаются систематичностью, нередко носят необъективный и фрагментарный характер, а их обобщение производится в целях решения задач, не позволяющих проанализировать экономические, организационные и территориальные особенности развития туризма. Активную работу по совершенствованию методического аппарата комплексной статистической оценки туристской деятельности и ее вклада в экономику государств - участников СНГ, в том числе работу по использованию сателлитных счетов в туризме, проводит Межгосударственный статистический комитет СНГ.

Обеспечение безопасности в туризме является одним из ключевых факторов его развития в государствах - участниках СНГ. Поскольку отличительной чертой туристской деятельности на пространстве Содружества является наличие в большинстве случаев неорганизованных видов туризма, признание обеспечения безопасности туристов - приоритетное направление работы в области туризма. На уровне обеспечения экономической безопасности туристских предприятий ситуация в государствах - участниках СНГ складывается в зависимости от степени социально-экономических условий, благоприятствующих или нет развитию малого и среднего бизнеса в стране, а также от уровня развития государственных институтов потребительского надзора и контроля качества. В основном проблемы развития малого бизнеса в подавляющем большинстве государств - участников СНГ схожи.

В целом в государствах - участниках СНГ вопросы безопасности в области туризма затрагиваются мало либо вынесены на уровень национальной безопасности в рамках общих вопросов. В частности, в модельном законе «О туристской деятельности» (2006 г.) дано понятие «безопасность туризма». Специальные меры, призванные обеспечивать безопасность туристов и туристских объектов, прописаны в законодательстве Беларуси и Украины.

Неравномерно происходит на пространстве СНГ развитие гостиничной инфраструктуры. Значимость развития туризма и гостиничного строительства для государств - участников Содружества неравноценна. Развитие международного операторского бизнеса в области гостиничного хозяйства также пока не получило должного значения. В то же время на территориях государств - участников СНГ происходит развитие собственных операторских цепей, что является важным обстоятельством для построения национального операторского бизнеса и уменьшения в будущем оттока капитала.

Все системы сертификации, используемые на пространстве Содружества, носят добровольный характер и в будущем, скорее всего, будут развиваться с унифицированными тенденциями в области классификации.

Возможности электронных и печатных СМИ для продвижения турпродуктов на национальные и международные рынки широко используются во всех государствах - участниках СНГ. В процессе формирования единого информационного пространства СНГ сегодня происходит демонстрация туристских возможностей государств - участников СНГ потенциальным туристам из государств, входящих в СНГ, а также другим иностранным государствам; формирование имиджа государств - участников СНГ как открытых гостеприимных направлений, налаживание коммуникации между профессионалами туристской сферы пространства СНГ и мирового туристского рынка.

Существенное место в продвижении туристских возможностей территорий на национальные и зарубежные туристские рынки занимает на пространстве Содружества выставочно-конгрессная деятельность. Однако ее потенциал используется не в полной мере.

Анализ показывает, что в государствах - участниках СНГ в системах подготовки кадров для индустрии туризма отсутствует должный уровень унификации, нет достаточной скоординированности действий учреждений образования и соответствующих сегментов рынка труда; требуется повышение уровня практико-ориентированности образовательного процесса, дифференциация подготовки кадров с учетом уровней квалификации специалистов, востребованных рынком труда, а также формирование образовательных стандартов на базе профессиональных стандартов, являющихся неотъемлемым элементом национальных рамок квалификации.

Таким образом, эффективность сотрудничества в области туризма государств - участников СНГ сдерживается недостаточным уровнем гармонизации национального и межгосударственного законодательства, проблемами в области статистического учета и использования сателлитных счетов в туризме, различными подходами к обеспечению безопасности и качеству услуг в туризме, неразвитостью гостиничной инфраструктуры и отсутствием единообразия используемых систем классификации гостиниц и иных средств размещения на пространстве СНГ, а также недостаточным использованием практико-ориентированных форм подготовки специалистов для индустрии гостеприимства и различиями в стандартах подготовки специалистов для этой сферы экономики.

Осуществляя стратегическую цель развития сотрудничества в области туризма на период до 2020 года, государства - участники СНГ решают общие задачи применительно к национальным условиям и особенностям.

Повышение уровня сотрудничества в разработке и реализации совместных проектов и программ в области туризма, сближение национального законодательства, согласованное участие в международном информационном обмене, формирование системы безопасности в туризме, создание унифицированной системы подготовки кадров позволят государствам - участникам СНГ наиболее эффективно использовать возможности общего пространства для повышения конкурентоспособности туристских услуг и продвижения туристских продуктов.

3. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ РАЗВИТИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА
В ОБЛАСТИ ТУРИЗМА

Целью развития сотрудничества государств - участников СНГ в области туризма и формирования общего туристского пространства является обеспечение эффективного взаимодействия в области туризма на основе имеющихся культурно-исторических и экономических связей государств - участников СНГ для повышения интенсивности туристских потоков и роста доходов, получаемых от этой сферы всеми государствами-участниками, и в конечном счете роста уровня и качества жизни граждан, а также сохранения универсальных ценностей и культурного многообразия на пространстве СНГ.

Основными задачами, стоящими перед государствами - участниками СНГ в развитии сотрудничества в области туризма и формировании общего туристского пространства, являются:

гармонизация действующих законодательных норм с учетом общих подходов к развитию туризма на территориях государств - участников СНГ в контексте положений международных документов; развитие нормативных положений с учетом меняющихся условий и принципов организации туристской деятельности на пространстве СНГ;

гармонизация статистического учета, использование согласованных методических подходов к сбору и систематизации статистических данных, использование международных принципов статистического учета в туризме, периодическое издание сравнительных анализов сферы туризма для государств - участников СНГ;

развитие сотрудничества в вопросах защиты прав и интересов туристов путем координации деятельности государств - участников СНГ по обеспечению безопасности туристов;

гармонизация подходов к внедрению согласованной системы стандартов качества предоставления туристических услуг;

расширение возможностей по использованию электронных и печатных СМИ и потенциала услуг выставочного бизнеса для продвижения турпродуктов на внутреннем и международном рынках;

выработка единых подходов к подготовке кадров для сферы туризма в государствах - участниках СНГ и формирование предложений по ее развитию с акцентом на практико-ориентированные формы подготовки.

Основными принципами сотрудничества государств - участников СНГ в области туризма и формировании общего туристского пространства являются:

обеспечение межкультурного диалога, гуманизма и толерантности, укрепление взаимопонимания и взаимного уважения к культурному и религиозному разнообразию посредством туризма, осознание значимости универсальных ценностей и межкультурного разнообразия;

проведение согласованной информационно-статистической, научно-технической, организационно-правовой, экономической и социально-культурной политики в области туризма;

стремление к достижению максимальной эффективности в совместном решении проблем развития сотрудничества в области туризма;

использование преимуществ и факторов интеграционных процессов, в том числе посредством укрепления прямых экономических, социальных, культурных связей в создании индустрии гостеприимства;

использование механизмов государственно-частного партнерства для реализации проектов и программ в области туризма, особенно в части создания гостиничной, транспортной, образовательной и иной инфраструктуры индустрии гостеприимства.

Государства - участники СНГ стремятся к интенсификации туристских потоков прежде всего на внутреннем (страны СНГ) и международном рынках, увеличению совместных проектов и программ в области туризма, которые призваны служить обеспечению их национальных интересов и развитию межгосударственного сотрудничества.

Сотрудничество государств - участников СНГ в области туризма является равноправным и взаимовыгодным партнерством с учетом национальных интересов всех стран.

4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА
ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ СНГ
В ОБЛАСТИ ТУРИЗМА

Основными направлениями развития сотрудничества государств - участников СНГ в области туризма являются:

совершенствование нормативной правовой базы;

совершенствование статистического учета;

развитие системы безопасности в области туризма;

гармонизация стандартов качества предоставления туристских услуг;

развитие мест размещения и соответствующей инфраструктуры;

развитие системы продвижения туристских продуктов на пространстве государств - участников СНГ и международном рынке с использованием современных технологий;

совершенствование системы подготовки профессиональных кадров для сферы туризма в государствах - участниках СНГ.

4.1. Совершенствование нормативной правовой базы
государств - участников СНГ в области туризма

Для совершенствования законодательства необходим мониторинг состояния правового регулирования в области туризма в государствах - участниках СНГ.

Актуальным является гармонизация нормативного правового обеспечения безопасности в туризме, качества туристских услуг, стандартизации в туризме, в том числе в области формирования единства классификационных характеристик мест размещения, гармонизации систем профессионального образования и повышения квалификации, рассмотрение комплекса вопросов, связанных с безвизовым проездом и пребыванием граждан государств - участников Содружества на территориях государств - участников СНГ.

В целях дальнейшего сближения национального законодательства государств - участников СНГ в области регулирования туризма рекомендуется, при необходимости, рассмотреть вопрос о внесении соответствующих дополнений и изменений в национальные нормативные правовые акты в области туризма с учетом действующих международных норм.

Совершенствование законодательства должно проводиться на постоянной основе с учетом текущей оценки состояния правового регулирования в области туризма в государствах - участниках СНГ, а также мониторинга смежного законодательства, влияющего на состояние туристской индустрии.

Важным является системное взаимодействие и обмен информацией о развитии законодательства в области туризма в государствах - участниках СНГ.

Развитие законодательства в области туризма должно быть направлено на формирование условий для свободного перемещения граждан в рамках общего туристского пространства, созданного на территориях государств - участников Содружества Независимых Государств, в том числе разработку необходимых международных договоров.

Целесообразно организовать разработку и последующее использование общепризнанной терминологии в нормативных правовых документах государств - участников СНГ в области туризма.

4.2. Совершенствование статистического учета
в области туризма государств - участников СНГ

В рамках данного направления предусматривается гармонизация подходов к сбору и систематизации статистической информации о развитии индустрии гостеприимства на пространстве стран Содружества. В контексте совершенствования статистического учета в области туризма следует, прежде всего, сосредоточить усилия на следующих направлениях.

Приведение в соответствие индикаторов, по которым собираются данные о туристских потоках, тем определениям туристской деятельности и отдельно туриста, посещающего дестинацию с различными целями, которые даны в рамках документов Всемирной туристской организации.

Дальнейшая гармонизация национальных систем сбора информации о туризме.

Определение и учет на национальном уровне всего спектра основных туристских услуг в государствах - участниках СНГ, а также формирование предложений по расчету экономических показателей вклада туристской сферы и смежных отраслей в экономики государств - участников Содружества.

Интенсификация работы по созданию институциональной среды развития статистики туризма посредством разработки и совершенствования методологии сбора данных о туризме с учетом мирового опыта в данной области. Совершенствование и применение разработанных методических подходов к определению объемов туристских потоков, включающих группировку различных категорий туристов государствами - участниками СНГ. Особое внимание целесообразно уделить организации сбора информации о внутреннем туризме в государствах - участниках Содружества, а также активизации внедрения сателлитных счетов в туризме для расширения и объективизации получаемой информации.

Обеспечение доступа к актуальной статистической информации о развитии сферы туризма на пространстве Содружества всех участников туристской деятельности (производителей туристских услуг), туристов, органов государственного управления, исследователей и всех других заинтересованных сторон.

4.3. Развитие системы безопасности в области туризма на пространстве Содружества Независимых Государств

Сотрудничество государств - участников СНГ в данной области заключается в содействии обеспечению безопасности туристов и экономической безопасности туристских предприятий.

Основными направлениями сотрудничества в этой области являются следующие.

Развитие нормативной правовой базы, защищающей интересы граждан государств - участников СНГ, прибывающих на территорию данной страны с туристическими целями.

Повышение квалификации сотрудников правоохранительных органов, обеспечивающих безопасность туристов.

Повышение уровня и качества обслуживания туристов (доступность медицинских служб, возможность круглосуточного доступа к приобретению средств первой необходимости, наличие информационных и справочных служб).

Совершенствование административных регламентов по предоставлению государственной услуги по информированию туроператоров, турагентств и туристов об угрозах безопасности туристов в стране пребывания.

Совершенствование работы спасательных служб, в том числе создание специальных служб безопасности в местах пребывания туристов, в которых существует угроза для их безопасности, обеспечение их современными средствами для оперативного поиска и спасения туристов в экстремальных ситуациях.

Развитие систем связи и информационного обмена между всеми ведомствами и предприятиями туристской инфраструктуры.

Организация деятельности по обеспечению экономической безопасности туристских предприятий.

Гармонизация основополагающих подходов к обеспечению безопасности туристской деятельности на территориях государств - участников СНГ, определенных нормами и правилами, предписанными соответствующими национальными законодательными актами.

Совершенствование действующей системы страхования в области туризма.

Особое внимание необходимо уделить системе обеспечения безопасности туристских дестинаций, что подразумевает защиту и охрану принимающих территорий, а также объектов туристских посещений и окружающей среды от негативного влияния и последствий туристской деятельности, а также обеспечение социальных гарантий для местного населения, препятствующих ухудшению существующего уровня и качества жизни.

Целесообразным является создание единой системы мониторинга обеспечения безопасности туристской деятельности на территориях государств - участников СНГ.

Также важна разработка и эффективное использование критериев обеспечения экономической безопасности предприятий туриндустрии. Критерии экономической безопасности туристских предприятий целесообразно разделить на три группы: критерии финансовой устойчивости; критерии эффективности системы контроля и надзора со стороны органов власти; критерии социальной ответственности. Требуется организация работы по формированию согласованных критериев оценки обеспечения экономической безопасности туриндустрии.

Целесообразна разработка положений о безопасности в области туризма, а также создание информационной карты безопасности туристской деятельности на территориях государств - участников СНГ с указанием уровней безопасности для туристов и организаций - производителей туристских услуг.

Актуальной является разработка Программы сотрудничества государств - участников СНГ в обеспечении безопасности туристской деятельности, которая обусловлена необходимостью адекватного реагирования государств - участников Содружества Независимых Государств на происходящие изменения в области туризма. Основной целью Программы должно стать дальнейшее сотрудничество государств - участников СНГ, направленное на совершенствование системы безопасности туристской деятельности.

Важно активизировать разработку рекомендаций по внедрению дополнительных критериев стандартов качества предоставления туристских услуг, касающихся безопасности туризма.

4.4. Гармонизация стандартов качества предоставления
туристских услуг в государствах - участниках СНГ

В целях повышения качества туристских услуг предлагается совершенствовать национальные законодательные акты в области туризма и туристической деятельности, защиты прав потребителей, разработать Правила оказания услуг на национальном уровне. Меры по совершенствованию национального законодательства в части повышения качества туристских услуг могут включать следующее.

Проработка правовых, социально-экономических и гуманитарных аспектов сотрудничества, обеспечивающих равные возможности граждан государств - участников СНГ на приобретение туристских услуг в соответствии со своими интересами, индивидуальными потребностями и социальными правами.

Содействие гармонизации законодательства государств - участников СНГ в области туризма.

Усиление правовой ответственности за незаконную предпринимательскую деятельность в области туризма.

Усиление правовой ответственности лиц и организаций, оказывающих услуги в области безопасности туризма.

Разработка межгосударственных стандартов, действие которых будет распространяться на туристские услуги с учетом современных тенденций принятия международных стандартов.

Определение единых требований к системе подтверждения соответствия оказываемых туристских услуг международным стандартам в области туризма, в том числе в части требований к субъектам туристического бизнеса.

Определение требований по сертификации туристских услуг.

Разработка единых для всех государств - участников СНГ программ обучения экспертов-аудиторов для проведения сертификационных аудитов компаний, действующих в туристской сфере.

Создание единой информационной базы данных, содержащей действующие нормативные правовые акты и стандарты, доступ к которой должен быть открытым для всех заинтересованных сторон.

4.5. Развитие мест размещения и соответствующей инфраструктуры
на пространстве
Содружества Независимых Государств

В рамках данного направления предусматривается сотрудничество в области гармонизации национальных систем классификации мест размещения и определение основных направлений развития гостиничной инфраструктуры с учетом спроса и предложения на этом рынке в государствах - участниках СНГ.

Для этого требуется следующее.

Усиление государственной поддержки развития отрасли на национальном уровне.

Модернизация санаторно-курортной базы и сопутствующей инфраструктуры туристских дестинаций СНГ.

Модернизация транспортной инфраструктуры, стимулирование интеграции национальных перевозчиков и перевозчиков государств - участников Содружества.

Создание сети мотелей и кемпингов различного уровня; проведение модернизации выставочных и конгресс-комплексов.

Гармонизация законодательства в области регулирования объектов туристической индустрии государств - участников СНГ в целях интеграции в мировое туристское пространство.

4.6. Совершенствование системы продвижения туристских
продуктов на международном рынке с использованием современных интернет-технологий

Приоритетной задачей является создание общего туристского пространства СНГ в электронных и печатных СМИ. Основными направлениями реализации этой задачи являются следующие.

Создание общего интернет-ресурса с описанием туристских продуктов всех государств - участников СНГ. На общем интернет-ресурсе в разделах отдельных стран важно создать страницы национальных органов управления туризмом.

Разработка и создание механизма эффективного взаимодействия и обмена опытом в области организации национальных экспозиций государств - участников СНГ и их презентаций на международных конгрессно-выставочных мероприятиях.

Создание национальных туристских и конвеншн-бюро каждой из стран, основной целью которых должна стать координация усилий участников рынка туризма на национальном уровне и пространстве СНГ для обеспечения эффективного взаимодействия государств - участников СНГ в области продвижения туристского потенциала на выставочно-конгрессных мероприятиях.

Активизация разработки и использования национальных туристских брендов государств - участников СНГ.

4.7. Развитие систем подготовки профессиональных кадров
для сферы туризма в государствах - участниках СНГ

Развитие систем подготовки профессиональных кадров для сферы туризма в государствах - участниках СНГ предполагает создание условий для формирования специалистов, способных работать на туристском рынке в любой из стран СНГ. Для этого необходимо реализовать ряд мероприятий по гармонизации систем подготовки специалистов как в разрезе отдельных стран СНГ, так и в части соответствия подготовки кадров запросам национальных рынков труда и общего туристского рынка труда Содружества. Это позволит обеспечить ряд конкурентных преимуществ перед другими мировыми туристскими рынками.

В этой связи актуальным является следующее.

Проработка вопроса о создании единых государственных образовательных стандартов по туристским специальностям и направлениям подготовки среднего и высшего профессионального образования, разработанных на основе профессиональных стандартов различных квалификационных категорий, и их совершенствовании. Образовательные программы государств - участников СНГ предпочтительно согласовывать между собой с учетом национальных особенностей.

Рассмотрение возможности создания Ассоциации образовательных учреждений государств - участников СНГ среднего и высшего профессионального образования, ведущих подготовку специалистов для индустрии туризма, в целях объединения усилий и обмена опытом в совершенствовании и развитии туристского образования на пространстве СНГ.

Расширение спектра подготовки специалистов в Сетевом университете СНГ по программам подготовки кадров для туристской сферы.

Развитие дистанционного обучения специалистов в области туризма.

5. МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА

5.1. Организационные и правовые механизмы

Сотрудничество государств - участников СНГ в области туризма осуществляется на основе положений настоящей Стратегии путем координации соответствующей деятельности уполномоченных органов государств - участников СНГ и органов СНГ.

Для выполнения Стратегии утверждается План мероприятий по реализации Стратегии (далее - План мероприятий).

План мероприятий разрабатывается не реже одного раза в три года, согласовывается и вносится в установленном порядке на утверждение Совета глав правительств СНГ.

Реализация Стратегии и Плана мероприятий предусматривает конкретизацию направлений сотрудничества в области туризма и преемственность в использовании сложившихся отраслевых межгосударственных связей, что создаст условия для повышения результативности при решении задачи развития сотрудничества в области туризма государств - участников СНГ.

Мероприятия, планируемые и реализуемые в рамках решения каждой задачи, учитывают их взаимосвязь и базируются на принятии в установленном порядке двусторонних и многосторонних международных правовых актов, межгосударственных программ и проектов, а также рекомендаций для субъектов туристской деятельности в области туризма и потребителей туристских услуг.

Мероприятия по реализации Стратегии и Плана мероприятий осуществляются также путем сотрудничества заинтересованных государств - участников СНГ в форме взаимных консультаций, координации проводимых работ, кооперации в научных исследованиях, разработке нормативных документов, а также путем выполнения государствами самостоятельных работ согласно принятым на себя обязательствам, в том числе в рамках национальных программ развития туризма.

5.2. Финансовые механизмы

Финансирование совместных мероприятий Стратегии и Плана мероприятий осуществляется заинтересованными государствами - участниками СНГ в рамках финансовых средств, ежегодно предусматриваемых в национальных бюджетах уполномоченным министерствам и ведомствам на выполнение их функций, а также за счет внебюджетных источников.

При проведении работ по созданию общего туристского пространства СНГ целесообразно широко привлекать средства инвесторов и международных финансовых структур, особенно в целях реализации инфраструктурных проектов, а также активнее использовать потенциал такого институционального механизма, как государственно-частное партнерство.

ОГОВОРКА
Республики Молдова

Республика Молдова будет участвовать в реализации Стратегии развития сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств в области туризма на период до 2020 года, только в той степени, в которой данные действия или проекты не будут противоречить международным обязательствам Республики Молдова.

Настоящее решение вступит в силу для Республики Молдова после завершения внутригосударственных процедур.

ОГОВОРКА
Республики Узбекистан

Республика Узбекистан будет принимать участие в реализации только тех направлений Стратегии, которые представляют для неё практический интерес.

WTTC Travel & Tourism Economic Impact 2012. URL: UNWTO Tourism Highlights, 2012.