Советские танки и бронетехника. История танкостроения ссср и других стран

ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ ТАНКОВ

История военного искусства доказывает, что только наступление может привести к разгрому, окружению и уничтожению врага. Во время первой мировой войны скорострельное оружие, артиллерия и инженерные сооружения на местности создали непреодолимую преграду для наступающих войск. Чтобы прорвать такую оборону, нужен был новый вид оружия. Таким оружием и явились танки. Появлению танков, как нового вида оружия, безусловно способствовало экономическое развитие стран. В своем труде "Ати-Дюринг" Ф. Энгельс говорил о том, что ничего так не зависит от экономических условий как армия и флот. Вооруженный состав, организация, тактика и стратегия зависят прежде всего от достигнутой в данный момент ступени производства и от средств сообщения.

Создание танка, сложной современной боевой машины, стало возможным лишь к началу XX века, когда наука, техника и машинное производство достигли высокого уровня развития, когда появилось автоматическое оружие, надежная броня, двигатели внутреннего сгорания, приспособленные к установке на транспортные средства, гусеничный движитель. В этом огромная заслуга русских ученых, инженеров, изобретателей.

Вооружение

Выдающийся русский ученый в области артиллерии Маиевский Н. В. разработал теорию нарезного оружия, создал ряд новых артиллерийских систем, что способствовало перевооружению русской артиллерии нарезным оружием. В 1860г. русским металлургом Обуховым отлита стальная пушка. В 1877 г. основоположник скорострельной артиллерии Барановский В. С. создал 2,5-дюймовую скорострельную пушку, а в 1902 г. на Путиловском заводе была создана трехдюймовая пушка с большой начальной скоростью снаряда. Значительным шагом в развитии огнестрельного вооружения явилось создание автоматического оружия. В 1889 г. мастер Двоеглазов изготовил образец автоматической винтовки. В 1907 г. русский изобретатель Рощепей представил в артиллерийский комитет автоматическую винтовку. В 1906-1907гг. русские изобретатели Федоров и Токарев предлагают свои самозарядные винтовки, которые в 1910-1911 гг. успешно проходят испытания.

Броневая защита

Выдающимися русскими учеными Амосовым П. П., Обуховым П. М., Черновым Д. К. были сделаны величайшие открытия в области металлургии, технологии изготовления высококачественных сталей. Талантливый русский металлург Амосов П. П. исследовал влияние марганца, хрома, титана на свойства стали, разработал процесс газовой цементации.

Обуховым П. М. в Петербурге создан знаменитый "Обуховский" сталепушечный завод.

Работы Амосова П. П., Чернова Д. К., Обухова П. М. легли в основу производства стальной брони. Обуховым была изобретена противопульная броня.

Уральским мастером Пятовым В. С. в 1865 году впервые в мире осуществлена прокатка броневых листов на специальном станке, а в 1859 году им же предложен способ цементации броневых плит.

В 1876 г. начали изготовлять броню из высокоуглеродистой стали, имеющую лучшую снарядостойкость. В 1877 г. началось производство двухслойной углеродистой брони. С 1893 г. на Обуховском заводе организовано производство брони из никелевой стали, толщиной до 10 дюймов (254 мм). В конце XIX столетия броня начинает применяться на бронепоездах и бронеавтомобилях.

Двигатель внутреннего сгорания

В создании и совершенствовании двигателей внутреннего сгорания в России большую роль сыграли работы русских инженеров и изобретателей Луцкого Б. Г., Яковлева Е. А., Тринклера Г. В., Гриневецкого В. И., Трашутина И. Я. В 1877 г. построены газовые двигатели внутреннего сгорания. В 1879-1884 гг. на Охтенской судоверфи был построен первый в мире бензиновый двигатель, мощностью 53 кВт, многоцилиндровый, карбюраторный, с зажиганием от электрической искры. В 1885 году молодой конструктор Луцкий Б. Г. построил карбюраторный двигатель с вертикальным расположением цилиндров. В 1888 году мастер Балтийского завода Ягодзинский построил легкий компактный авиационный бензиновый двигатель. В 1899 г. в Петербурге на Путиловском (ныне Кировском) заводе построен первый стационарный бескомпрессорный двигатель внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия.

В этом же году на механическом заводе "Русский дизель" в Петербурге построен первый компрессорный двигатель внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия.

В 1899-1903 гг. русским изобретателем Маминым Я. В. был построен и установлен на тракторе бескомпрессорный двигатель с воспламенением от сжатия. В 1900 г. талантливым русским инженером, профессором Горьковского индустриального института Тринклером Г. В. был разработан бескомпрессорный двигатель внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия, работающий на тяжелом топливе. В 1910г. по проекту профессора Малиева был построен двухтактный двигатель с прямоточной продувкой.

Гусеничный движитель

Впервые основные элементы гусеничного хода были разработаны в 1837 году штабс-капитаном Д. Загряжским в его проекте экипажа с подвижными колеями.

В 1876 г. штабс-капитан Маевский предложил способ передвижения локомотива по обычным дорогам с использованием "Рельсовой цепи". При этом он предусмотрел механизм, который позволил менять силу тяги на гусенице (прототип современной коробки передач).

В 1888 году русский изобретатель Блинов Ф. А. построил первый в мире трактор с металлическими гусеницами. В движение он приводился двумя паровыми машинами. В 1907- 1917 гг. было освоено промышленное производство тракторов с двигателями внутреннего сгорания.

Таким образом, в начале XX века окончательно сложились материально-технические предпосылки для создания танка. Осталось только соединить в одной машине подвижность, присущую автомобилям, с проходимостью гусеничных тракторов, защитив ее броней и вооружив пушкой и пулеметами. Это было сделано в ходе первой мировой войны.

Историю развития отечественного танкостроения принято делить на 5 периодов:

  • первые отечественные танки (1915-1917 гг.);
  • первые советские танки (1920-1931 гг.);
  • период создания полного комплекта бронетанковой техники (1931-1939 гг.);
  • бронетанковая техника в канун и в период Великой Отечественной войны (1939-1945 гг.);
  • период послевоенного танкостроения:

Первые отечественные танки (1915-1917 гг.)

В 1914 году под руководством инженера Пороховщикова А. А. разработана, а в 1915 г. в г. Риге построена бронированная колесно-гусеничная машина, названная "Вездеходом". Масса машины была 3,5-4 т, экипаж - 1 человек, пулеметное вооружение, противопульное бронирование. Двигатель мощностью 15 кВт, планетарная трансмиссия, комбинированный колесно-гусеничный движитель (одна гусеница и два управляемых колеса) обеспечивали максимальную скорость 25 км/ч. Первые опытные образцы английских танков появились только в сентябре 1915 г., а французские-в 1916 году. И английские, и французские танки уступали "вездеходу".

В 1915-1916 годах талантливым ннженером-изобретателем Менделеевым В. Д. (сыном известного ученого Менделеева Д. И.) был детально разработан проект сверхтяжелого танка массой в 170 т, экипаж 8 человек, 120-мм пушка и пулемет, установленный во вращающейся башне, противоснарядное бронирование 100-150 мм, максимальная скорость движения 24 км/ч, пневматическая подвеска, предусмотрена возможность движения по рельсам железной дороги.

Рисунок - Проект сверхтяжелого танка инженера В.Д.Менделеева

Продольный разрез: 1—120-мм пушка Канэ, 2-подвижная броневая маска, 3-лебедка подачи снарядов, 4 - 7,62-мм пулемет Максима, 5 - кронштейн подвески пулемета, 6 - пулеметная башенка, 7 - погон башенки, 8 - “батарея” воздушных баллонов, 9-броневая дверь, 10-аккумуляторы, 11-бортовая передача, 12-бензобаки, 13-монорельс подачи боеприпасов, 14-снарядная тележка.

Летом 1917 г., недалеко от г. Дмитрова, под руководством инженера Лебеденко Н. Н. был построен колесный танк, массой в 40 т. В его создании принимали участие известные русские ученые Жуковский Н. Е. и Стечкин Б. С. Повышенную проходимость танка пытались обеспечить применением колес диаметром 9 м. Заднее колесо меньшего диаметра - для управления. Из-за технического несовершенства разработка танка была прекращена построенный образец в 1923 г. был разобран.

Рисунок - Тяжелый колесный танк Лебеденко

Несмотря на наличие подробно разработанных проектов и опытных образцов, представленных на много раньше, чем за границей, царская армия в годы первой мировой войны танков не имела. Это объясняется реакционностью прогнившего царизма, низким уровнем промышленного развития дореволюционной России, засильем иностранного капитала, продажностью и безразличием царских чиновников к судьбе Родины. Не удивительно, что массовое производство танков и их применение на полях сражений в годы первой мировой войны было осуществлено не в русской, а в английской, а затем и во французской армиях.

Впервые танки были применены английской армией на западном фронте в сентябре 1916 г. в операции на реке Сомме (49 танков). Применение танков готовилось в строгой секретности. Они переправлялись на материк, будучи замаскированными под большие резервуары; емкости, по-английски tank. Отсюда и пошло их название.

Этот период охватывает годы гражданской войны, а также годы восстановления и реконструкции народного хозяйства молодой Советской республики. Он характерен созданием первых образцов советских танков, накоплением конструкторского и производственного опыта.

На III Чрезвычайном Всероссийском съезде Советов в марте 1918 года В. И. Ленин говорил, что в современной войне "...берет верх тот, у кого величайшая техника, организованность, дисциплина и лучшие машины..." (ПСС, т. 27, с. 167).

Это ленинское положение легло в основу деятельности партии и правительства по созданию броневых сил молодой Республики Советов. В начале 1918 г. был организован первый центральный орган управления бронечастями - Центральное броневое управление (Центробронь).

К октябрю 1918 г. на вооружении Красной Армии имелось 23 бронепоезда и 38 бронеотрядов, в которых насчитывалось 150 бронеавтомобилей.

В 1919 году В. И.. Ленин поставил перед машиностроителями задачу - в кратчайший срок приступить к постройке своих, советских танков. В конце 1919 года завод "Красное Сормово" в Нижнем Новгороде по заданию правительства приступил к проектированию и производству легкого танка. Танк создавался совместно с Ижорским заводом, изготовлявшим броню, и Московским автомобильным заводом АМО изготовившим двигатель.

Рисунок - Первый советский танк "Борец за свободу товарищ Ленин"

31 августа 1920 года из ворот завода "Красное Сормово", вышел первый советский танк, названный "Борец за свободу тов. Ленин". Он прошел официальные испытания и поступил на вооружение Красной Армии. Танк имел массу 7 т, вооружен 37-мм пушкой, одним пулеметом, бронирование толщиной 8-16 мм, максимальная скорость 8,5 км/ч. Этот танк превосходил по вооружению подобные иностранные танки, имевшие только пулеметное вооружение. Всего построено 17 таких танков и каждый из них имел свое название: "Парижская Коммуна", "Красный борец", "Илья Муромец". Они приняли участие в боях на фронтах гражданской войны.

Создавая танки, советское танкостроение отыскивало новые оригинальные пути развития. В 1919 г. инженер Максимов разработал первый в мире проект сверхлегкого одноместного танка - "щитоноски". Этот танк, вооруженный пулеметом и защищенный противопульной броней, должен был весить 2-2,5 т, при мощности двигателя 29 кВт, скорость могла достигать 17 км/ч.

В 1920 г. был организован конкурс на лучший проект танка. Первую премию за разработку плавающего танка присудили проекту Ижорского завода. Однако развертывание танкостроения для разрушенной промышленности было необычайно трудной задачей, так как все силы были мобилизованы на восстановление разрушенной промышленности и поднятия сельского хозяйства.

В 1927 г. на вооружение Красной Армии поступает танк МС-1 или малый танк сопровождения пехоты (Т-18). Он был вооружен полуавтоматической 37-мм пушкой и двумя пулеметами, расположенными во вращающейся башне. Толщина брони корпуса составляла 8-16 мм, максимальная скорость танка - 16,5 км/ч. Оригинально решение конструкции моторно-трансмиссионной группы: главный фрикцион, коробка передач, механизм поворота (простой дифференциал с тормозами на полуосях) находились в одном картере с двигателем (моноблок) и работали в масляной ванне. Ввиду этого конструкция была компактна, что позволило уменьшить размеры и массу танка. Для своего времени МС-1 был совершенной боевой машиной.

Рисунок - Легкий советский танк МС-1 (Т-18)

В этот период создаются танкетки Т-17, Т-23 и средний танк ТГ. В 1929 году создается, а в 1931 г. принимается на вооружение танк Т-24. Он имел трехярусное размещение вооружения, включающее, одну 45-мм пушку и 4 пулемета, экипаж 5 человек, мощный двигатель, планетарную трансмиссию, что обеспечивало скорость 22 км/ч. Таким образом в этот период наиболее массовыми были легкие танки с пушечно-пулеметным вооружением небольшого калибра, противопуль-ным бронированием и сравнительно невысокими скоростями движения. Такие танки были приспособлены для выполнения задач непосредственной поддержки пехоты. В этот период был получен и накоплен опыт конструирования и производства танков.

В 1928 г. создается управление механизации и моторизации Красной Армии. В это же время партией и правительством ставиться вопрос о кадрах для нового рода войск.

В 1930 г. при военно-технической академии им. Ф. Э. Дзержинского был сформирован факультет механизации и моторизации РККА, на базе которого в 1932 году развертывается Академия механизации и моторизации Красной Армии, ныне ордена Ленина и ордена Октябрьской революции, Краснознаменная Академия бронетанковых войск имени Маршала Советского Союза Малиновского Р. Я. Она стала главным учебным и научным центром танковых войск Советской Армии. В 1930 г. на базе Московской школы автотехников развернута школа танковых техников, которая впоследствии преобразована в училище. Сейчас это Киевское высшее танковое инженерное ордена Красной Звезды училище имени Маршала Советского Союза Якубовского И. И.

Период создания полного комплекта бронетанковой техники (1931-1939 гг.)

Этот период охватывает годы первых пятилеток, когда была создана тяжелая промышленность-основа могущества и обороноспособности нашей страны. Советские конструкторы, технологи, производственники использовали достижения советской науки и создали лучшие в мире танки. После выполнения первого пятилетнего плана, имея автомобильную и танковую промышленность, Советский Союз смог начать строительство танков. Необходимость этого вызывалась угрожающей международной обстановкой. С 1931 по 1933 г. на вооружение Красной Армии поступили легкие танки Т-26 (1931 г.), танкетка Т-27 (1931 г.), БТ-2 (1931 г.), БТ-5 (1933 г.), плавающий танк Т-37 (1932 г.), средний танк Т-28 (1932 г.), тяжелый танк Т-35 (1932 г.).

К 1933 году на вооружении Красной Армии было уже 5 типов современных танков массой от 2,5 до 50 т. Максимальная скорость возросла от 17 до 53 км/ ч. Особенно возросла скорость колесно-гусеничного танка БТ, которая достигала при движении на колесном ходу 72 км/ч. Для танков этого периода характерны высокие показатели подвижности увеличение огневой мощи. На танках Т-28 и Т-35 устанавливаются 76-мм пушки. Значительно повысилась надежность механизмов и машин в целом по сравнению с танками второго периода. На танках этого периода улучшена защита (толщина броневых листов возросла до 22 мм), улучшена форма корпуса, применена сварка броневых листов.

Рисунок - Легкий советский танк Т-26 (обр. 1931 г.)

Благодаря повышению подвижности и надежности, танки могли выполнять не только задачи непосредственной поддержки пехоты, но и самостоятельно прорвать оборону противника и действовать в оперативной глубине.

В эти годы была выработана классификация танков. В основу классификации положен весовой признак:

  • легкие танки - массой до 20 т;
  • средние танки - массой от 20 до 40 т;
  • тяжелые танки - массой свыше 40 т.

Рисунок - Легкий танк БТ-7

Дано определение танка.

Танк - это боевая гусеничная машина, обладающая огневой мощью броневой защитой и подвижностью. Этим подчеркивалось органическое сочетание трех важнейших боевых качеств танка: огневой мощи, защиты, подвижности.

Огневая мощь - способность поражать цели, находящиеся на поле боя. Она характеризуется: калибром вооружения, бронепробиваемостью снаряда, дальностью прямого выстрела, совершенством механизмов наведения, прицелов, прицельной скорострельностью, скоростью заряжания, величиной боекомплекта и типом снарядов, количеством и калибром пулеметов и боекомплекта к ним.

Защита современного танка включает броневую и специальную защиту.

Броневая защита - совокупность изготовленных из специальных материалов деталей корпуса и башни танка, обеспечивающих защиту экипажа и внутреннего оборудования танка от ружейно-пулеметного и артиллерийского огня противника, его ракетного оружия, ударной волны, проникающей радиации, теплового и светового излучения ядерных взрывов. Она обеспечивается толщиной и углами наклона брони, ее качеством и конструкцией, формой корпуса и башни, прочностью соединения броневых листов.

Специальная защита - предназначена для защиты экипажа от ядерного, химического и биологического оружия, достигается герметизацией броневого корпуса и башни, использованием фильтро-вентиляционных установок, обеспечивающих очистку воздуха и создание избыточного давления в обитаемом объекте.

Подвижность танка - способность перемещаться в заданном направлении. Она характеризуется максимальными, средними скоростями движения, запасом хода, высокой проходимостью.

Проходимость характеризуется средним удельным давлением на грунт, величиной клиренса, размерами преодолеваемых препятствий.

Боевые свойства и технические качества танков отражаются в его боевой и технической характеристике. Боевая и техническая характеристика определяет систематизированный перечень основных параметров, которые характеризуют танк.

Боевая и техническая характеристика имеет следующие разделы:

После 1933 г. идет совершенствование танков основных типов, особенно Т-26 и БТ.

Танки этого периода отличались слабым бронированием, что выявилось в ходе гражданской войны в Испании (1936- 1939 гг.), в связи с быстрым развитием противотанковых средств. Не оправдала себя многобашенная компоновка. Она препятствует повышению калибра вооружения.

Таблица - Основные данные танков второго периода

Основные параметры танков М а р к и т а н к о в
Т-27 Т-37 Т-26 БТ Т-28 Т-35
Боевая масса, т 2,7 3,3 8-10 10-14 28 50
Экипаж, чел. 2 2 3 3 6 11
Вооружение:
- пушка, калибр, мм;
- кол-во пулеметов

-
1

-
1

45
1-2

37-45
3-2

76
3-4
2-76
2-45
5
Броневая защита, мм 6-10 7-9 13-15 13-20 20-30 20-30
Максимальная скорость, км/ч 40 40 30 52-72 37 29

Бронетанковая техника в канун и в период Великой Отечественной войны (1939-1945 гг.)

Период характеризуется созданием однобашенных танков с противоснарядным бронированием и мощным вооружением.

В 1939 г разработан средний танк А-32 массой 19 т, с 76-мм пушкой и двумя пулеметами. Экипаж 4 человека, максимальная скорость 65 км/ч. В этом же году разработан проект многобашенного тяжелого танка СМК с 76- и 46-мм пушкой Однако далее опытного образца танк не пошел.

Начиная с 1932 года, по указанию Советского правительства велась усиленная работа по созданию мощного экономичного танкового двигателя. В 1936 году такой двигатель был создан Это был первый в мире танковый дизель советской марки В-2. В 1939 году двигатель успешно прошел испытания на танках БТ и А-32. По своей экономичности двигатель В-2 значительно превосходил бензиновые двигатели.

Рисунок - Средний советский танк Т-34

19 декабря 1939 года был принят на вооружение разработанный под руководством М. И. Кошкина средний танк Т-34. На нем впервые в мире осуществили установку мощной, длинноствольной (для того времени) 76-мм пушки с начальной скоростью бронебойного снаряда 662 м/с. Пушка по броне-пробиваемости превосходила все зарубежные танковые пушки того времени Мощная броня танка надежно защищала от снарядов малокалиберной противотанковой артиллерии и танковых пушек со всех дистанций. Танк отличался оригинальной формой корпуса с большими углами наклона броневых листов, установкой нового быстроходного дизеля В-2, четырехступенчатой коробкой передач и механизмов поворота - бортовых фрикционов. Танк имел индивидуальную пружинную подвеску и широкие гусеницы, обеспечивающие хорошую его проходимость. Механизмы и агрегаты танка были хорошо отработаны и отличались простотой в изготовлении. Это обстоятельство позволило в годы войны быстро наладить крупносерийное производство танков.

Рисунок - Тяжелый советский танк КВ-1

Одновременно с танком Т-34 в 1939 году на вооружение поступил тяжелый танк KB, созданный под руководством Ж. Я. Котина. На первом образце танка устанавливалась 76-мм пушка, на втором образце КВ-2 в начале 1940 года - 152-мм гаубица. Танк КВ по броневой защите значительно превосходил танк Т-34 и обладал достаточно высокими для своей массы (47,5 т) параметрами подвижности (максимальная скорость 35 км/ч). Много нового и интересного было в конструкциях агрегатов и механизмов танка КВ. В качестве подвески впервые была применена торсионная рессора. На Т-34 и KB двигатель и трансмиссия были размещены в кормовой части машины. Это облегчало ремонт в полевых условиях.

В 1940 году началось производство легких плавающих танков Т-40, в апреле 1941 года принят на вооружение легкий танк Т-50, затем Т-60 и Т-70. Эти легкие танки были разработаны под руководством Н. А. Астрова. Танк Т-40 имел пулеметное вооружение, на Т-50 установлена 45-мм пушка. Танки Т-60 и Т-70 были разработаны с широким использованием решений, опробованных на Т-40. В отличие от плавающего Т-40 они были неплавающими. Т-60 был вооружен 20-мм автоматической пушкой, а Т-70 - 45-мм пушкой.

Рисунок - Легкий советский танк Т-60

К началу Великой Отечественной войны у нас были отработаны конструкции среднего и тяжелого танков с наиболее рациональным сочетанием вооружения, бронирования и подвижности. Советский Союз имел развитое танковое производство и квалифицированные кадры танкостроителей. С первых дней войны обнаружилось превосходство тогда еще малочисленных танков Т-34 и KB над танками фашистской армии. Вот что писал уже после войны генерал-лейтенант немецкой армии Э. Шнайдер: "Русские танки Т-34 показали нашим, привыкшим к победам танкистам свое превосходство в вооружении, броне и маневренности. Танк Т-34 произвел сенсацию... Создав исключительно удачный и новый тип танка, русские совершили большой скачок вперед в области танкостроения".

В ходе войны в результате проведенной Германией модернизации противотанковой артиллерии и танков появилась необходимость в усилении огневой мощи и броневой защиты советских танков.

В конце 1942 г. было налажено производство самоходных артиллерийских установок СУ-122 со 122-мм гаубицей, а летом 1943 г.- СУ-85 с 85-мм пушкой. В декабре 1943 года на вооружение принят танк Т-34-85 с пушкой калибра 85 мм и начальной скоростью снаряда около 800 м/с. Танк имел увеличенную толщину брони (45-90 мм), экипаж 5 человек.

В 1944 году на базе Т-34 начали выпускать самоходную установку СУ-100 со 100-мм пушкой.

В конце 1943 года разработан и начал выпускаться тяжелый танк ИС-1 с 85-мм пушкой а также на общей с ним базе танк ИС-2 и самоходная артиллерийская установка ИСУ-122 со 122-мм пушкой.

Начиная с 1943 года на базе танков КВ-1 и ИС-2 выпускались самоходные артиллерийские установки сопровождения танков СУ-152 и ИСУ-152 со 152-мм пушкой-гаубицей. Это орудие обладало огромной дульной энергией и наряду со 100-мм и 122-мм пушками было грозным средством борьбы с новыми тяжелыми немецкими танками. На базе легких танков выпускались самоходные артиллерийские установки СУ-76 с 76-мм пушкой.

Рисунок - Средний советский танк Т-34-85

Рисунок - Тяжелый советский танк ИС-2

В 1944 году разработан новый средний танк Т-44 с 85-мм пушкой, поперечным расположением двигателя. Это позволило увеличить бронирование и дало возможность в дальнейшем увеличить калибр вооружения и иметь большой боекомплект.

В конце войны на вооружение принимается тяжелый танк ИС-3 со 122-мм пушкой с двумя пулеметами (один зенитный). Корабельная форма носа корпуса, увеличенные толщины брони обеспечили ему высокую защищенность. Конструкторам удалось уменьшить высоту танка, улучшить плавность хода, повысить маневренность и проходимость. Танк ИС-3 наряду с танком Т-34 на долгие годы стал образцом для подражания.

В развитии советских танков этого периода необходимо отметить следующие особенности:

  1. Переход к однобашенным быстроходным танкам с противоснарядным бронированием и длинноствольными пушками,
  2. Повышение мощи вооружения и усовершенствование броневой защиты при почти неизменной массе танка (например, KB, ИС-2);
  3. Приспособленность конструкций танков к крупносерийному производству и полевому ремонту;
  4. Применение мощных дизелей, индивидуальных торсионных подвесок, широких гусениц, усовершенствование трансмиссии;
  5. Создание самоходных артиллерийских установок. Массовым типом этого периода стал средний танк. Существенно возросло значение тяжелого танка.

До появления танков в армии уже использовали бронированную технику, например бронеавтомобили и бронепоезда. Однако эти машины были довольно ограниченными в применении. Первым не хватало проходимости даже в том случае, если они имели комбинированную колёсно-гусеничную ходовую часть, а вторые были намертво привязаны к железным дорогам. Необходимость создания бронированной самоходной боевой машины повышенной проходимости понимали военные каждой из ведущих держав Европы.

Российская империя исключением не была. В начале ХХ века здесь тоже изобретали танки. Даже тем, кто достаточно поверхностно интересуется историей бронетехники, хорошо известны такие проекты, как «Вездеход» Пороховщикова, «Царь-танк» Лебеденко или сверхтяжёлый танк Владимира Менделеева. А были ещё и другие разработки: танк Гюнтера Бурштыня, «Наземный броненосец» Демьяненко, «Броненосный трактор» Казанского. В общем, идей хватало — и вполне вменяемых, и откровенно ошибочных. Другое дело, что для их реализации уже не было времени. В 1917 году в России случилось две революции, после чего стране, прямо скажем, стало не до танков.

Но ненадолго. В августе 1919 года Совнарком и Совет военной промышленности РСФСР приняли решение организовать на заводе «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде выпуск танков Renault FT. С этого времени начинается история танкостроительной отрасли Советского Союза.

Советская версия танка «Рено» не была стопроцентной копией своего французского прототипа. Когда образец прибыл на завод, выяснилось, что некоторые детали до места назначения не доехали. Самым неприятным сюрпризом для инженеров стало то, что в числе пропавших узлов оказалась коробка передач. Инженеры завода, возглавляемые Н. И. Хрулёвым и П. И. Салтановым, были вынуждены собственными силами проектировать утерянные части. Их работа была удачной, и в 1920 году со сборочной линии сошёл самый первый советский танк «Борец за свободу товарищ Ленин».

Русских «Рено» было выпущено всего 15 экземпляров. На большее не хватало промышленного ресурса. В то время СССР был ещё довольно отсталым с индустриальной точки зрения государством, и нужно было приложить немало усилий, чтобы изменить ситуацию.

Несмотря на слабость и недостаточность промышленности, работа над проектированием танков в СССР велась довольно активно. Первый конкурс на лучший проект провели в 1920 году. Его победителем стал десятитонный плавающий танк инженера Кондратьева. Это была самостоятельная разработка, не базирующаяся на импортных прототипах. На аналогичном конкурсе в 1922 году было представлено уже 7 проектов.

В 1923 году вопросами бронетанковой техники стало заведовать Главное управление военной промышленности. В 1924 году при нём было создано специальное Танковое бюро, начавшее работу 6 мая. Бюро должно было заниматься сбором и систематизацией имеющегося опыта, изучением танкостроения, подготовкой кадрового ресурса и наконец — разработкой собственной модели танка. Последнее было особенно актуально в условиях тяжёлой политической обстановки, в которой находился СССР, и того факта, что состояние парка зарубежной техники, состоявшей на вооружении Красной армии, иначе как плачевным назвать нельзя.

На начальном этапе работы планировалось конструирование трёх типов танка: тяжёлой машины прорыва, маневренного танка для подвижных соединений и малого для поддержки пехоты. В октябре 1925 года, после совещания по проблемам танкового строительства в Мобилизационно-плановом управлении РККА, работы над тяжёлым танком практически остановили.

«Малый» танк был выполнен в металле уже в 1927 году. Он всё ещё очень напоминал «Рено русский», однако в конструкции появился также ряд заимствований от итальянской машины «Фиат 3000». Новый советский танк, собранный на ленинградском заводе «Большевик», получил индекс Т-16 и отправился на испытания в марте. Выяснилось, что машина имеет много недостатков ходовой части и силовой установки. До лета шли доработки, и после государственных испытаний 11-17 июня 1927 года усовершенствованный танк, уже с новым индексом Т-18, был принят на вооружение Красной Армии под обозначением «Малый танк сопровождения образца 1927 года» (МС-1).

Техническое задание на «маневренный» танк было сформулировано в ноябре — декабре 1927 года. Разработку поручили Орудийно-арсенальному тресту совместно с КБ Харьковского завода, которое открылось в октябре того же года. Трест к заданию отнёсся не слишком тепло и большую часть работы постарался переложить на харьковчан, хотя опыта в проектировании бронетанковой техники у них ещё не было. В результате получилось примерно следующее. Москвичи должны были заниматься разработкой корпуса и башни, а харьковчане — трансмиссией и ходовой частью. Но так как москвичи рвения не проявляли, несколько сотрудников Харьковского завода отправились в столицу и работали вместе с ними.

Здесь уместно упомянуть, что начиная с октября 1928 года к конструкторскому бюро Харьковского завода присоединился молодой техник-чертёжник А. А. Морозов — будущий выдающийся танковый конструктор и дважды Герой Социалистического Труда.

Т-12 проектировался с учётом опыта, накопленного при создании МС-1, а также с использованием идеи многоярусного расположения вооружения, которая в середине 20-х годов активно прорабатывалась американцами на опытных средних танках. На Т-12 предполагалось устанавливать две вращающиеся башни. В орудийной должно было находиться 45-мм орудие или 57-мм гаубица. В малой башне, располагавшейся на крыше пушечной, размещалась спаренная пулемётная установка калибра 7,62 мм.

Данная схема имела сразу два недостатка. Во-первых, при вращении главной башни неизбежно сбивался прицел малой. Во-вторых, из-за двухъярусной компоновки высота машины составляла почти три метра, что даже по тем временам было для танка многовато.

Постройка опытного Т-12 велась с 13 октября 1928 по 15 октября 1929 года. Официальная приёмка прототипа состоялась в феврале 1930 года, а первый этап испытаний начался в апреле.

Как и в случае с МС-1, первые испытания показали серьёзные недостатки двигателя и ходовой части. После их устранения танк продемонстрировали комиссии, возглавляемой К.Е. Ворошиловым, И.А. Халепским и Г.Г. Бокисом. Тут машина показала себя неплохо, однако конструкторам поручили произвести доработку Т-12.

Доводка машины была, по сути, глубокой модернизацией. КБ Харьковского паровозного завода полностью переработало расположение внутренних модулей, изменило конструкцию башни, добилось увеличения запаса хода. Модернизированный танк, получивший индекс Т-24, был принят на вооружение РККА в августе 1930 года, однако наладить его массовое производство не удалось по причинам технического и экономического характера. В войска поступило всего 25 экземпляров Т-24. Они не принимали участие в боевых действиях и применялись только в качестве учебных. Уже в 1931 году КБ Харьковского завода переключилось на работы по проектированию колёсно-гусеничных танков серии БТ. Из-за этого конструкторское бюро покинул его начальник, не согласный с таким изменением вектора деятельности. Вскоре после этого Т-24 был окончательно исключён из производственных планов.

В мире есть несколько танковых музеев, но ни в одном из них нет такой огромной коллекции бронетехники, как на 64-м километре Минского шоссе в подмосковном поселке Кубинка. Здесь представлены во всей красе не только легендарные Т-34 и уникальные «тигры», но и единственный в мире сверхтяжелый немецкий танк «маус». Не забыты и современные виды отечественной бронетехники, которые находятся на вооружении в армиях многих стран.

Возникновение Военно-исторического музея бронетанкового вооружения и техники напрямую связано с историей отечественных танковых войск. Система бронетанкового вооружения начала зарождаться в Красной Армии в конце 20-х — начале 30-х годов XX века. Создание и развитие подобной техники невозможно без испытательной базы, и в апреле 1931 года в Кубинке был организован Научно-испытательный бронетанковый полигон, где и проходили «крещение» все поколения отечественных танков и бронемашин. Испытывали на полигоне и зарубежные образцы, которые попадали в СССР по ленд-лизу, специально закупались для изучения или оказывались в распоряжении наших войск в в результате военных действий. Со временем коллекция полигона, находившаяся в распоряжении НИИ бронетанковой техники (38 НИИБТВТ Министерства обороны), увеличивалась. Чтобы обеспечить ей лучшую сохранность, были возведены вместительные ангары. А 10 сентября 1972 года по инициативе Главного маршала бронетанковых войск А.Х. Бабаджаняна на основе этой коллекции был открыт музей.

Размещенная в павильонах, на открытых площадках и постаментах коллекция уникального музея насчитывает более 300 образцов из 13 стран мира. Большая часть экспонатов — около 130 — отечественного производства. Здесь можно увидеть наиболее значимые в истории бронетехники машины от времен Первой мировой войны (британский Mk V в варианте «гермафродит» и «дедушка» современных танков французский FT-17 «рено») до современного поколения танков семейства Т-64-72-80. От первых отечественных бронированных машин (бронеавтомобиль «Остин Путиловский», макет первого танка типа «Русский Рено», частично восстановленный первый серийный советский танк МС-1) до танков и бронемашин, состоящих сейчас на вооружении Российской армии.

«Танки — война умов», — любил говорить видный деятель отечественного танкостроения Жозеф Яковлевич Котин. И коллекция Музея позволяет в этом убедиться. В экспозиции представлены не только машины, демонстрирующие магистральные пути развития бронетанковой техники, но и образцы поисковых разработок, которые не привели — по тем или иным причинам — к появлению принципиально новых моделей.

Танки и бронемашины расставлены в каждом павильоне в две линейки, строго разделенные по типам и по хронологии, а в «разноязычных» павильонах — и по странам. Экспозиция Музея — живая история танкостроения. Ведь ряд машин находятся на полном боевом ходу и выглядят в точности так, как в период их «действительной» службы в армии. Есть и несколько раритетных экземпляров, которые были восстановлены действующей при Музее поисково-реставрационной группой.

Музей открыли в 1972 году в День танкиста (второе воскресенье сентября), и с тех пор сюда приходит множество людей, интересующихся историей бронетехники. Особенно много посетителей, по традиции, бывает 9 мая и 23 февраля. В эти дни на бывшем полигоне можно увидеть торжественное «прохождение» танков, а энтузиасты из военно-исторических клубов вместе с сотрудниками Музея устраивают инсценировки боевых эпизодов с участием «живых» машин. Поскольку любители приезжают в подобные места на целый день, на территории Музея в дни массовых посещений организуют питание, а на лотках можно приобрести военно-историческую литературу и сборные модели военной техники.

Описывать экспозицию Музея — все равно, что рассказывать всю военную историю последних 90 лет. Поэтому взглянем лишь на некоторые образцы времен Великой Отечественной войны и те машины, вокруг которых сложилось немало легенд. Вторая мировая война — и Великая Отечественная как ее главная составляющая — стала «звездным» часом бронетехники. Ни до, ни после армии не использовали танки в таких масштабах. Полученный в те годы колоссальный опыт до сих пор влияет на развитие этого вида вооружений. На открытой площадке перед входом на территорию Музея как раз и представлены танки и самоходные артиллерийские установки (САУ), созданные в годы Второй мировой войны и применявшиеся Красной Армией.

«Сухопутные линкоры»

В павильоне № 1 стоят серийные и опытные советские тяжелые танки и САУ, созданные в период с 1930-х по 1960-е годы. Недалеко от входа сразу же обращает на себя внимание пятибашенный Т-35. В начале 1930-х годов такие обильно вооруженные «сухопутные линкоры» использовались в армии для усиления танковых соединений и пехоты при штурме подготовленной обороны противника. Это была вполне оригинальная машина, хотя в процессе ее создания конструкторы и использовали отдельные, уже существующие, зарубежные разработки. Т-35 символизировал в то время военную мощь нашей армии, не случайно на медали «За отвагу» выбито именно его изображение. Но наряду с достоинствами у этой машины были и серьезные недостатки. Например, сложности координации стрельбы из пяти пушек; танком было сложно управлять во время движения, а множество башен и большие размеры делали его уязвимым для огня противника. Всего была выпущена 61 машина. Музейный Т-35 — единственный сохранившийся образец. Надо сказать, что вопреки встречающимся иногда утверждениям в Советско-финляндской войне эти танки не участвовали, а к началу Великой Отечественной войны считались полностью устаревшими. Последний раз два Т-35 вышли в бой во время контрнаступления под Москвой в 1941 году.

В конце 1930-х годов началась разработка нового типа тяжелого танка. Главная задача — усиление противоснарядного бронирования. Три разработанных опытных образца — однобашенный КВ и двухбашенные СМК и Т-100 — прошли испытания в ходе Советско-финляндской войны, на одном из шасси Т-100 выполнили стоящую в этом же павильоне музея 130-мм самоходную артиллерийскую установку СУ-100Y. Но на вооружение попал только КВ («Климент Ворошилов»), сконструированный на ленинградском Кировском заводе под руководством Николая Леонидовича Духова и Жозефа Яковлевича Котина.

На начало войны КВ был наиболее защищенным серийным танком и единственным тяжелым танком с торсионной индивидуальной подвеской опорных катков. Однако изначально КВ не отличались высокой технической надежностью, и пришлось приложить немало усилий для их усовершенствования. Эти работы велись уже в Челябинске (куда был эвакуирован Кировский завод). На челябинском Кировском заводе (ЧКЗ), ставшем базой для знаменитого «Танкограда», и был создан более надежный «скоростной» КВ-1С. Но танк по-прежнему был вооружен 76-мм пушкой, которая не могла с требовавшихся в бою дальностей «пробить» появившиеся на фронте тяжелые германские танки. В сентябре–октябре 1943 года выпустили (также представленные в Музее) КВ-85 с 85-мм пушкой в литой башне. Этот самый удачный вариант семейства КВ завершил работу конструкторов над данным семейством танков.

Требования времени диктовали необходимость появления танков с качественно лучшей защитой и большей огневой мощью. При этом важно было не увеличивать их массу, чтобы не снижать подвижность и скорость передвижения, и сохранить способность переходить мосты — особенно временные. Эту задачу решили в Челябинске под руководством Котина и Афанасия Семеновича Ермолаева. Используя литые корпус и башню, в широких пределах меняя углы наклона и толщину брони в зависимости от вероятности попадания снарядов, конструкторы создали тяжелый танк ИС («Иосиф Сталин»), положивший начало новому танковому семейству. Вслед за ИС-1 с 85-мм пушкой в январе 1944 года появился ИС-2 — в его башню удалось установить мощную 122-мм пушку, позволявшую на дальности до 1 000 м бороться даже с «королевским тигром» (при том, что ИС-2 был на 22 тонны легче не намного превосходившего его по боевым качествам «королевского тигра»). Правда, скорострельность и боекомплект пушки все равно оставляли желать лучшего. На открытой площадке Музея посетители могут увидеть уже послевоенную модификацию ИС-2.

Развитие германских противотанковых средств требовало прежде всего увеличения толщины брони. В результате в самом конце войны появился ИС-3, степень его бронирования и огневая мощь оказали значительное влияние на развитие бронетехники в первое послевоенное десятилетие.

«Тридцатьчетверки» и их наследники

С легендарного танка Т-34 и САУ на его шасси логично начинается экспозиция павильона № 2, посвященного самым массовым типам танков — средним и основным. Здесь можно увидеть и наследников «тридцатьчетверки» (средние танки Т-44, Т-54, Т-55, Т-62), и модификации трех советских основных боевых танков (Т-64, Т-72 и Т-80), кроме того — ряд малоизвестных опытных послевоенных машин и стенд с образцами выстрелов из боекомплектов послевоенных танков.

Тяжелый танк КВ, средний Т-34 и легкий Т-40, принятые на вооружение РККА 19 декабря 1939 года, стали основой ее бронетанкового вооружения в годы Великой Отечественной войны. Т-34, разработанный в Харькове коллективом конструкторов под руководством Михаила Ильича Кошкина (Александр Александрович Морозов, Николай Алексеевич Кучеренко, Яков Ионович Барана, Василий Григорьевич Матюхин, Алексей Александрович Молоштанов, Марк Абрамович Набутовский и другие), — самый знаменитый и одновременно самый «неизвестный» танк в истории советской бронетехники, ставший одним из символов Победы над фашистской Германией. Об этой машине с самого начала появилось множество легенд, в первую очередь связанных с его боевыми качествами. Существует, например, распространенная версия, что Т-34 — танк, который невозможно уничтожить, хотя совершенно очевидно, что таких машин просто не существует. Однако в начале войны немецкие противотанковые средства переднего края действительно редко могли поразить Т-34 — благодаря качеству и толщине его брони, а также большим углам ее наклона (рациональная форма бронирования стала общим направлением в советском танкостроении накануне войны).

Превосходство Т-34 над германскими танками 1941 года было бы неоспоримым, если бы не несколько важных «но». Невысокое качество оптики, а самое главное — недостаточная надежность машины. К тому же командир танка, выполняя функции наводчика, обладал очень ограниченным обзором и, следовательно, не мог полностью оценить боевую ситуацию. В германских же средних танках командир был освобожден от обязанностей наводчика и благодаря командирской башенке имел круговой обзор. Вместе с полной радиофикацией это давало германским танковым частям существенные преимущества. Хотя по своему вооружению и качеству броневой защиты они до середины 1942 года сильно уступали «тридцатьчетверкам». Что же касается подвижности Т-34, можно без преувеличений сказать, что средние боевые танки немецкой армии так никогда и не сумели побить «тридцатьчетверки» по этому показателю. Подвижность и проходимость нашему танку обеспечивали дизельный двигатель В-2, разработанный Я.Е. Вихманом и И.Я. Трашутиным, и ходовая часть с широкими гусеницами. Главными преимуществами дизеля были не столько «меньшая пожароопасность», сколько высокая мощность на единицу объема и меньший расход топлива. За годы войны В-2 продемонстрировал свою надежность и неприхотливость — качество топлива не сильно влияло на его работу. Не случайно двигатель В-2 представлен в Музее отдельно на особом стенде.

Танк — боевая машина, а в бою «комфортно» не бывает. Но теснота рабочих мест Т-34 безусловно повышала утомляемость экипажа, особенно на марше. Хотя надо сказать, что танкисты охотно прощали и этот недостаток любимой машине.

Самым массовым танком Красной Армии Т-34 стал лишь в 1943 году. Однако к этому времени на фронте появились более мощные германские танки и противотанковые средства. Выход был только один: модернизация Т-34 (почти на пределе возможностей шасси) с установкой 85-мм пушки. Т-3485 — его можно увидеть перед павильоном № 2 на постаменте и на открытой площадке рядом с Т-34 выпуска 1941 года — появился в войсках весной 1944 года. Новая пушка и прицел значительно повысили результативность стрельбы, позволяя воевать с «тиграми» и «пантерами» на дальностях 500— 1 000 м. Башня на Т-34-85 стала трехместной и получила командирскую башенку. Лобовая броня башни на дальности от 500 м защищала от снарядов наиболее распространенных германских 75-мм танковых и противотанковых пушек.

Танки Т-34-85 освобождали Белоруссию, Украину, Прибалтику, страны Европы и принесли самую большую славу знаменитой «тридцатьчетверке», а после войны долгие годы находились на вооружении в армиях многих стран мира.

«Тридцатьчетверки» отличались и высокой технологичностью производства — в годы войны их строили на 7 заводах. На вооружение поступило 12 модификаций Т-34 и машин, созданных на их базе. Но если учитывать различия производств и изменения конструкции, моделей было намного больше. Т-34 стал первым средним танком, выпуск которого поставили на поток. Литье башен и автоматическая сварка брони под слоем флюса заметно ускорили и удешевили производство. Количество «тридцатьчетверок», выпущенных за время войны, оказалось рекордно большим: 33 805 танков Т-34, 21 046 — Т-34-85 и около 5 780 САУ на их шасси.

Простота машины в эксплуатации позволяла в сжатые сроки готовить боевые экипажи. Любили танк и ремонтники — Т-34 был удивительно «терпим» к ремонту в полевых условиях. В среднем каждый выпущенный в годы войны Т-34 и САУ на его базе восстанавливались по 3-4 раза.

Оптимальное сочетание основных боевых качеств, технологичности производства, простоты освоения, высокой ремонтопригодности обеспечили Т-34 звание лучшего танка Второй мировой войны и одного из шедевров конструкторской работы. Стоит напомнить и об еще одной заслуге Т-34 — его появление положило конец мнению об «отсталости» и «вторичности» советской бронетанковой техники в мире.

Нелегкая участь легких танков

В начале войны основную массу советских танков составляли легкие машины, самыми распространенными среди которых были различные модификации танка сопровождения пехоты Т-26 и маневренные колесно-гусеничные танки серии БТ. Советские легкие танки разных лет, машины на их шасси и послевоенная воздушно-десантная бронетехника расположены в павильоне № 3.

Главной особенностью танков БТ («быстроходный танк»), выпускавшихся на Харьковском заводе им. Коминтерна, была способность двигаться по дорогам на колесном ходу со снятыми гусеницами, а потом за полчаса устанавливать гусеничный ход перед началом боя. Идея такой ходовой части была разработана американцем Уолтером Кристи, поэтому танки БТ назывались еще «танками типа Кристи». Но эти машины не были предназначены для войны «на дорогах» (хотя в последнее время в литературе нередко встречаются подобные утверждения). Колесный ход использовался только при оперативных перебросках — для сохранения ходовой части и дорожного полотна. Развитие колесно-гусеничных танков фактически прекратилось в 1939 году после того, как был создан гусеничный танк А-32 — предшественник Т-34. Индивидуальную подвеску «типа Кристи» конструкторы сохранили, а чуть позже использовали и при разработке гусеничного Т-34.

Большинство БТ было потеряно в первые месяцы войны, но уцелевшие машины продолжали воевать на советско-германском фронте еще в 1944 году, а последний раз БТ участвовали в боях в августе 1945 года — с японскими войсками.

В тяжелых условиях начала войны, когда основные танкостроительные предприятия эвакуировались на восток, а другие заводы еще только осваивали выпуск средних и тяжелых машин, роль легких танков, использующих автомобильные агрегаты, трудно было переоценить. Одним из них был легкий плавающий танк Т-40. Чтобы увеличить выпуск Т-40, его производили и в «сухопутном» варианте. Одновременно под руководством Николая Александровича Астрова на заводе № 37 на его основе разработали танк Т-60 с усиленным бронированием и 20-мм пушкой. Танки, созданные для разведки, вынужденно использовались для поддержки атак пехоты. Вооружение и бронирование Т-60 было недостаточно мощным. Поэтому на легкий танк Т-70, созданный под руководством Астрова уже на Горьковском автозаводе в 1942 году, установили 45-мм пушку, а толщину лобовой брони довели до 40 мм. Т-70 получил также оригинальную силовую установку из последовательно спаренных двигателей. Боевую эффективность Т-70 снижали несколько существенных особенностей: командир в одноместной башне был одновременно и наводчиком, и заряжающим, а карбюраторная силовая установка у правого борта повышала уязвимость и пожароопасность танка. Однако Т-70 выполнил свою задачу — поддерживал боеспособность танковых подразделений до насыщения их танками Т-34 и оказался, таким образом, вторым по массовости советским танком, служившим в действующей армии.

Хотя в 1930-е годы в СССР разработали несколько комплексов самоходных артиллерийских установок (САУ), к началу войны РККА серийных САУ на вооружении не имела, если не принимать в расчет танки КВ-2 со 152-мм гаубицей в высокой башне. Лишь в начале Великой Отечественной войны необходимость производства САУ стала очевидной.

Сначала выпустили около 100 открытых ЗИС-30 с 57-мм противотанковой пушкой на шасси тягача «Комсомолец». И только в конце 1942 — начале 1943 года на вооружение поступили легкая СУ-76 на удлиненном шасси Т-70 (она стоит в павильоне № 3), средняя СУ-122 на шасси Т-34 (ее можно увидеть в павильоне № 2 рядом с Т-34) и тяжелая СУ-152 на шасси КВ-1С (стоящая, соответственно, в павильоне № 1). Для установки более мощного вооружения, чем на базовых танках, орудия монтировали в неподвижных рубках. Опыт военных действий показал, что самоходная артиллерия незаменима для сопровождения танков и пехоты в атаке и подвижного противотанкового резерва в обороне.

Весьма удачной оказалась средняя СУ-100, разработанная под руководством Л.И. Горлицкого и А.А. Кузимы на шасси Т-34-85. Ее выпускали на «Уралмаше» начиная с середины 1944 года. Благодаря 100-мм пушке, неплохому бронированию и улучшенному обзору она оказалась одной из лучших противотанковых САУ времен Второй мировой войны.

Наиболее удачными тяжелыми САУ стали самоходные 152-мм гаубицы-пушки — орудия ставили в хорошо защищенную рубку сначала на шасси танка КВ-1С, а затем — на шасси ИС (ИСУ-152). ИСУ-152 с сильными бронебойными и осколочно-фугасными снарядами использовалась для непосредственной поддержки танков, разрушения укреплений и заграждений. За эффективные действия в бою против тяжелых танков противника эти САУ прозвали «зверобоями». Отлично зарекомендовавшие себя ИСУ-152 и СУ-100 продолжали свою службу и после войны.

«Валентайны» по ленд-лизу

Танков, поставленных в СССР по программе ленд-лиза из США, Великобритании и Канады, было значительно меньше количества боевых машин, выпущенных на собственных заводах. Тем не менее они сыграли немаловажную роль в ряде сражений и операций на советско-германском фронте. Первые британские и американские танки поступили в сентябре—декабре 1941 года, существенно пополнив оскудевший к тому времени танковый парк РККА, состоявший по большей части из легких машин. Некоторые модели танков и бронемашин, полученных из Великобритании, Канады и США, выставлены в павильоне № 5 и на открытой площадке.

Великобритания поставляла в СССР пехотные танки, созданные для непосредственной поддержки пехоты и отличавшиеся мощным бронированием и хорошей проходимостью при небольшой скорости хода. Больше всего РККА получила из Англии танков Mk III «валентайн» (эта машина стоит на площадке при входе рядом с советскими танками времен войны). Mk III обладал сравнительно плавным ходом, удобством рабочих мест экипажа, был неплохо бронирован. 40-мм пушка по своему бронебойному действию не уступала советской 45-мм танковой пушке, но не имела в боекомплекте осколочного снаряда. С насыщением РККА танками Т-34 и КВ британские танки, как и легкие американские, уже не играли такой существенной роли в военных действиях. На завершающем периоде войны из британских танков в войсках оставались только «валентайны» с 57-мм пушками, обладавшими неплохими бронебойными характеристиками, но по-прежнему не имевшими эффективного снаряда для борьбы с пехотой и полевыми укреплениями.

Средние американские танки М3 «генерал Ли» отличались многоярусной установкой вооружения. К началу войны у американцев не было опыта установки в башне пушек среднего калибра, поэтому 75-мм пушку они разместили в спонсоне с правого борта, в башне поставили 37-мм пушку, во вращающейся командирской башенке — пулемет. Стабилизаторы пушек в вертикальной плоскости позволяли вести прицельный огонь с ходу, но ограниченный угол обстрела сильно снижал эффективность 75-мм пушки. К тому же из-за своей компоновки и звездообразного двигателя танк получился слишком высоким и уязвимым, так что наши танкисты даже прозвали эти машины «каланчой» или «братской могилой на шестерых».

Куда эффективнее оказались американские же средние танки М4А2 «генерал Шерман» с 75- или 76-мм пушкой во вращающейся башне с дизельной силовой установкой. По боевым качествам «генерал Шерман» не уступал Т-34 с 76-мм пушкой.

По ту сторону фронта

Павильон № 6, где собрана бронетехника нацистской Германии, вызывает особый интерес, поскольку дает возможность убедиться, с какой мощной военной машиной и совершенной военной промышленностью пришлось столкнуться нашей стране. А заодно вспомнить, что около 75% потерь германской армии в танках и САУ приходятся на Восточный фронт.

В начале войны немцы делали ставку на средние танки — Pz. III с 50-мм пушкой «противотанковых» возможностей и Pz.IV с короткоствольным 75-мм орудием поддержки. Появление новых советских средних и тяжелых танков заставило немцев перевооружать свои боевые машины и усиливать их бронирование. Основным в германской армии стал постоянно модернизируемый Pz.IV. К примеру, уже в начале 1942 года он получил длинноствольную 75-мм пушку. Немецкие танки были оборудованы карбюраторными двигателями, которые работали на синтетическом бензине. Для Германии, не имевшей собственной нефти, такой вариант был наиболее экономичным в условиях войны.

Постепенно в германском танкостроении произошла смена приоритетов — к середине войны главную роль стали отводить сильному бронированию и дальнобойным пушкам с высоким бронебойным действием снаряда. Возобновились закрытые в начале войны работы над тяжелыми танками. Уже в 1942 году появился тяжелый танк Pz.VI «тигр» (созданный, кстати говоря, отнюдь не Фердинандом Порше, как об этом порой пишут, а под руководством Эрвина Андерса на фирме «Хеншель»). Впервые он появился в сентябре 1942 года под Ленинградом, затем под Сталинградом. «Хищник» оказался хоть и медлительный, но с толстой шкурой, длинными зубами и острым зрением. 88-мм пушка, отличная оптика, сильная броня и хорошая управляемость на ходу делали «тигр» чрезвычайно грозным противником вплоть до появления на фронте советского ИС-2. «Тигр» мог поражать все типы советских танков в радиусе 1 000 м. Но и у этой машины были недостатки — например, шахматное расположение опорных катков повышало проходимость танка, зато весной и осенью грязь, набивавшаяся между катками, лишала его подвижности. Для перевозки на железнодорожной платформе этот танк «обували» в узкие «транспортные» гусеницы, «переобувая» потом на широкие «боевые». Но самое главное — у немцев не было возможности производить «тигры» в необходимых количествах. Тем не менее на шасси «тигра» строились САУ (вроде «штурмтигра») и эвакуационные тягачи. Стоящий на Кубинке Pz.VIE «тигр» — один из нескольких сохранившихся в мире.

Серьезную ставку делали немцы и на танк Pz.V «пантера». Характерно, что наклонную установку бронелистов и широкие гусеницы «пантера» получила под явным влиянием Т-34. Чуть позже такие же черты проявились в конструкции самого тяжелого серийного танка Второй мировой — Pz.VI B «тигр» II (или «королевский тигр»).

К началу сражения на Курской дуге летом 1943 года в вермахте кроме «тигра» и «пантеры» появилось и «тяжелое штурмовое орудие» «фердинанд» (известное также под именем «элефант»). Эти САУ с длинноствольной 88-мм пушкой в неподвижной рубке строились как раз на шасси не принятого на вооружение «тигра Порше», а потому и построили «фердинандов» всего 90—92 штуки (хотя, если судить по художественной и мемуарной литературе, их было значительно больше). Поэтому особой роли эта безусловно грозная машина в войне не сыграла. У дальней стены павильона стоят огромная самоходная 600-мм мортира типа «карл» и единственный сохранившийся «в металле» сверхтяжелый танк «маус» — «мышь» (хотя у нас предпочитают более шутливое название — «мышонок»). Сверхтяжелые танки пытались строить и раньше — в том числе в той же Германии, — но именно «маус» окончательно продемонстрировал всю тупиковость этой идеи. Его разработкой руководил Фердинанд Порше, и в конструкции танка немало интересных систем — например, электромеханическая трансмиссия оригинальной схемы, приводы управления, автоматическая система пожаротушения, приспособления для подводного вождения (ведь редкий мост выдержал бы монстра весом 188 тонн). Два опытных экземпляра «мауса» послужили своего рода стендом для проверки ряда конструктивных решений, но в целом были мертворожденными машинами. Рассказы о «маусах», защищавших здание Генштаба в Цоссене и «вход в рейхсканцелярию» в Берлине, — не более чем легенды. Оба «мауса» оставались на испытательном полигоне под Куммерсдорфом и при приближении советских войск были подорваны. Из их останков и сохранившегося задела запчастей советские специалисты собрали один танк и после испытаний на полигоне передали его на хранение.

Рядом с гигантами примостились куда более интересные «карлики» — управляемые по проводам и по радио танкетки «голиаф». Такие танкетки — «сухопутные торпеды» — с электрическим или мотоциклетным двигателем предназначались для прорыва заграждений и подрыва укреплений, но уже летом 1943 года их пытались применять и против танков. Хотя не слишком удачно, так как проходимость низеньких танкеток была приемлемой только на ровной местности без кочек и пеньков. Более солидная танкетканоситель подрывного заряда B-IV «боргвард» на марше управлялась водителем, а к объекту двигалась с помощью радиоуправления (она могла оставить у цели заряд в 500 кг взрывчатого вещества или взорваться вместе с ним). Немцы не были первооткрывателями в создании таких машин. В СССР в 1930-е годы сформировали несколько подразделений «телетанков» с радиоуправлением, хотя в боях их — в отличие от немцев — так и не применили.

В соседнем павильоне № 7 (где собрана бронетехника Венгрии, Италии, Китая, Польши, Франции, Чехословакии, Швеции, Японии) можно увидеть еще две машины, с успехом использовавшиеся вермахтом: легкий танк LT-38 «прага» и САУ «хетцер». После оккупации Чехословакии LT-38 — лучший легкий танк конца 1930-х годов — продолжал выпускаться уже для нужд германской армии, в которой получил обозначение Pz. 38(t). Как и другие танки, он послужил основой для нескольких САУ, и стоит отметить, что с 1943 года САУ стали занимать все большее место в германском танкостроении, а в 1944 году их производство превысило выпуск танков. Агрегаты 38(t) были использованы и при создании легкого истребителя танков «хетцер» с 75-мм пушкой. Приземистый корпус с большими углами наклона бронелистов неплохо защищал от снарядов, 75-мм пушка обеспечивала эффективную борьбу со средними танками — особенно из засад. Маленький, подвижный и сравнительно несложный в производстве, «хетцер» был опасным противником и недаром считается одной из лучших САУ Второй мировой войны. К счастью для Красной Армии, появился он уже на последнем этапе войны.

Термин «танк» в словаре Ожегова объясняется как «бронированная самоходная боевая машина с мощным вооружением на гусеничном ходу». Но такое определение не является догмой, в мире нет унифицированного стандарта танка. Каждая страна производитель создает, и создавала танки с учетом собственных потребностей, особенностей предполагаемой войны, манеры предстоящих боев и собственных производственных возможностей. СССР в этом плане не стал исключением.

История развития танков СССР и России по моделям

История изобретения

Первенство применения танков принадлежит англичанам, использование ими , заставило военачальников всех стран пересмотреть концепцию ведения войн. Применение французами своего легкого танка «Рено» FT17 определило классическое использование танков для решения тактических задач, а сам танк стал воплощением канонов танкостроения.

Хотя лавры первоприменения достались и не русским, зато само изобретение танка, в классическом его понимании, принадлежит нашим соотечественникам. В 1915 году В.Д. Менделеев (сын известного ученого) направил проект бронированной самоходной машины на двух гусеницах с артиллерийским вооружением в технический отдел Русской армии. Но по непонятным причинам дальше проектных работ дело не пошло.

Сама идея поставить паровой двигатель на гусеничный движитель была не нова, первым ее реализовал в 1878 русский конструктор Федор Блинов. Изобретение получило название: «Вагон с бесконечными рейсами для перевозки грузов». В этом «вагоне» впервые применено устройство поворота гусениц. Изобретение гусеничного движителя, между прочим, тоже принадлежит русскому-штабс-капитану Д.Загряжскому. На что в 1937 выдан соответствующий патент.

Первая в мире боевая машина на гусеничном ходу — тоже русская. В мае 1915 года возле Риги происходили испытания бронированной машины Д.И. Пороховщикова под названием «Вездеход». Она имела бронированный корпус, одну широкую гусеницу и пулемет во вращающейся башне. Испытания признали очень удачными, но из-за приближающихся немцев дальнейшие испытания пришлось отложить, а спустя некоторое время про них забыли вовсе.

В том же году 1915 году проходили испытания машины конструкции начальника опытной лаборатории военного ведомства, капитана Лебеденко. 40-тонный агрегат представлял собой увеличенный до гигантских размеров артиллерийский лафет, приводимый в движение двумя двигателями «Майбах» со сбитого дирижабля. Передние колеса имели диаметр 9 метров. По замыслу создателей, машина такой конструкции должна легко преодолевать рвы и траншеи, но на испытаниях она застряла сразу после начала движения. Где и простояла долгие годы пока ее не порезали на металлолом.

Первую мировую Россия закончила без своих танков. В годы гражданской войны использовались танки других стран. Во время боев часть танков переходила в руки Красной армии, на которых уже бойцы рабоче-крестьянской вступали в бой. В 1918году в сражении с французо-греческими войсками у станицы Березовской были захвачены несколько танков Reno-FT. Для участия в параде их направили в Москву. Пламенная речь о необходимости построения собственных танков, которую произнес Ленин, положила начало советскому танкостроению. Решили выпустить, а точнее полностью скопировать, 15 танков Reno-FT под названием Танк М (малый). 31 августа 1920 первый экземпляр выехал из цехов завода Красное Сормово в Нижнем Тагиле. Этот день принято считать Днем рождения советского танкостроения.

Молодое государство понимало, что танки очень важны для ведения войны, тем более, что враги, подступающие к границам, уже вооружены этим видом боевой техники. Танк М из-за особо дорогой производственной цены в серию не запустили, потому нужен был другой вариант. По существовавшей тогда в Красной армии идее, танк должен был поддерживать пехоту во время атаки, то есть скорость танка не должна быть намного выше пехоты, вес должен позволять прорывать линию обороны, а в вооружения успешно подавлять огневые точки. Выбирая между собственными разработками и предложениями скопировать уже готовые образцы, выбрали тот вариант, который позволял наладить производство танков в кратчайшие строки – копирование.

В 1925 году запустили в серийное производство танк , его прототипом выступил Fiat-3000. Пусть и не совсем удачный МС-1 стал танком, который заложил основу советского танкостроения. На его производстве разрабатывалось само производство, слаженность работы разных отделов и заводов.

До начала 30-х разрабатывалось несколько своих моделей Т-19, Т-20, Т-24, но в силу отсутствия особых преимуществ перед Т-18, и своей дороговизной в производстве в серию не пошли.

Танки 30-40 годов – болезнь подражания

Участие в конфликте на КФЖД показало несоответствие танков первого поколения для динамического развития боя, танки практически ничем себя не проявили, основную работу сделала кавалерия. Нужна была более скоростная и надежная машина.

Для выбора следующей серийной модели пошли проторенным путем и закупили образцы за границей. Английский Vickers Mk – 6 тонн у нас серийно выпускался как Т-26, а танкетка Carden-Loyd Mk VI – Т-27.

Т-27, по началу такой заманчивый в производстве своей дешевизной, выпускался не долго. В 1933 на базе танкетки приняли для армии
плавающий танк Т-37А, с вооружением во вращающейся башне, а в 1936 – Т-38. В 1940 году создали подобный плавающий Т-40, больше плавающих танков до 50-х годов СССР не выпускало.

Еще один образец закупили в США. На основе модели Дж.У.Кристи была построена целая серия быстроходных танков (БТ), главным их отличием было совмещение двух движителей колесного и гусеничного. Для перемещения при марше БТ использовали колеса, при ведении боев пользовались гусеницами. Такая вынужденная мера нужна была из-за слабых эксплутационных возможности гусениц, всего 1000 км.

Танки БТ, развивающие на дорогах довольно высокую скорость, полностью подходили под изменившуюся военную концепцию Красной армии: прорыв обороны и через образовавшуюся брешь скоростное развертывание глубинной атаки. Непосредственно для прорыва разработан трехбашенный Т-28, прототипом которому послужил английский «Виккерс 16-тонный». Еще одним танком прорыва должен был случить Т-35 похожий на английский пятибашенный тяжёлый танк «Independent».

За предвоенное десятилетие создано много интересных конструкций танков, которые не пошли в серию. Например, на базе Т-26
самоходная установка полузакрытого типа АТ-1 (артиллерийский танк). Во время ВОВ снова вспомнят об этих машинах без крыши рубки.

Танки второй мировой

Участие в гражданской войне в Испании и в боях на Халхин-Голе показало насколько высока взрывоопасность бензинового двигателя и недостаточность противопульного бронирования против зарождавшейся тогда противотанковой артиллерии. Внедрение решений этих задач позволило нашим конструкторам, переболевшим болезнью подражания, создать накануне ВОВ по-настоящему хорошие танки и КВ.

В первые дни войны было потеряно катастрофически много танков, для налаживания выпуска не имеющих конкуренции Т-34 и КВ на только эвакуированных заводах требовалось время, а фронту катастрофически нужны были танки. Эту нишу правительство решило заполнить дешевыми и быстрыми в производстве легкими танками Т-60 и Т-70. Естественно, что уязвимость у таких танков очень высокая, но они дали время для развертывания производства танков Победы. Немцы называли их «неистребимой саранчой».

В бою под жд. ст. Прохоровка впервые танки выступали в роли «цементирующих» обороны, до этого их использовали исключительно как оружие атаки. В принципе, вплоть до сегодняшних дней, больше новых идей в примение танков не было.

Говоря о танках ВОВ, нельзя не упомянуть о ПТ-САУ (СУ-76, СУ-122 и т.д) или как их называли в войсках «самоходы». Вращающаяся относительно не большая башня не позволяла применять на танках некоторые мощные орудия и главное гаубицы, для этого их устанавливали на базы существующих танков без применения башен. Фактически советские ПТ-САУ времен войны, кроме вооружения, ни чем не отличались от своих прототипов, в отличие от тех же немецких.

Разработка перспективного российского танка (объект 195) велась УКБТМ (ОАО «Уральское конструкторское бюро транспортного машиностроения», г. Н-Тагил) в рамках темы «Совершенствование-88», но, по ряду причин успеха не достигла.

Также не решен вопрос оснащения российских танков тепловизионными приборами наблюдения и прицеливания (ТВП) нового поколения соответствующих современным аналогам. Сейчас можно с достаточной уверенностью предположить, что разработки в рамках федерально-целевой программы «инфравид» успеха не достигли, российские танки оснащаются изделиями зарубежного производства.


На ряду с разработкой перспективного танка ведутся и ОКР по модернизации уже созданных в рамках ОКР «Мотобол» и «Рогатка-1». Головные исполнители работ: ОАО ВНИИтрансмаш", ФГУП "УКБТМ", ФГУП "КБТМ", ОАО "Спецмаш".

Исследования направлены на комплексную модернизацию существующих танков по характеристикам огневой мощи и подвижности, однако воплощения в серийном производстве и модернизации они практически не имеют.

Ключевые аспекты модернизации по вышеуказанным программам - создание новой трансмиссии, которая сможет обеспечивать превосходство над серийно выпускаемыми машинами по всем основным показателям и совершенствования огневой мощи танка с обеспечением характеристик дающих вероятность поражения современных образцов противника с вероятностью близкой к 100%.

Проблема совершенствования огневой мощи включает как системы управления огнем, так и решения по повышению могущества боекомплекта.

В эфире радиостанции "Эхо Москвы" представитель ГАБТУ Владимир Войтов, заявил, что «так называемого объекта 640 не существует, и разработок не велось». Продолжением концепции заложенной в «объект 640» стала разработка «Бурлак».

На ряду с разработкой в УКБТМ танка с новой компоновкой «Объект 195» в ООО КБТМ (г. Омск) велась разработка менее радикального проекта перспективного танка в рамках темы «Бурлак», которая по последним данным также приостановлена.

Наиболее просто реализуемым перспективным вариантом развития российских танков являются разработки КБТМ в рамках создания единого боевого отделения с двухпоточным механизмом автомата заряжания с полной автоматизацией размещенного в танке боекомплекта (36 выстрелов и более). Разработаны ТЗК (транспортно-заряжающий контейнер) различной вместимости – 14…32 выстрела.


Унифицированное боевое отделение с двухпоточным АЗ (ОКР Бурлак). Башня может быть установлена на новых танках, а также на модернизируемых танках, таких как Т-72, Т-80, Т-90 и их модификациях, повышая их защищенность. На боковой стенке башни закреплен легкобронированный отсек для размещения автономной зенитно-пулеметной установки, который с фронтальной проекции закрыт защитным модулем.

Основным преимуществом решений в рамках ОКР «Бурлак» является комплексный подход к вопросам обеспечения защищенности танка и его огневой мощи.

Это достигнуто путем инновационных решений, реализующих в рамках существующей компоновки и без принципиальных изменений шасси и боевого отделения создать танк, обладающий характеристиками перспективного на базе существующих технологий и глубоких изменений серийного производства. Компоновочные решения, предлагаемые в рамках «Бурлак» позволяют повысить живучесть танка при поражении боекомплекта, с размещением его в изолированном отсеке, снабженном вышибными пластинами.

Размещение ТЗК в кормовой части башни танка позволяет добиться уравновешенности башни и, следовательно, дальнейшего усиления броневой защиты лобовой проекции.

Особенности новой башни:

· модульное бронирование - быстросъемные защитные модули и могут быть заменены при боевых повреждениях силами ремонтных подразделений в полевых условиях. Кроме того, при дальнейшей модернизации ранее выпущенных танков старые защитные модули могут быть заменены новыми, более эффективными, созданными с учетом последних технологических достижений в области броневой защиты.

· увеличенный внутренний объем до 2,5 м3 за счет чего возможно разместить комплекс бортового оборудования, отвечающий современным требованиям командной управляемости и улучшить эргономику боевого отделения.

· башня выполнена с возможностью установки съемного броневого транспортно-заряжающего контейнера с автоматическим механизмом заряжания.


Быстросъемные защитные модули представляют собой комбинацию динамической и "пассивной" защиты. Защитные модули не ухудшают условий посадки и покидания танка механником-водителем.

Реализация мер по усилению броневой защиты башни танков Т-90А и Т-80У затруднено из-за большого момента неуравновешенности башни.

Новое боевое отделение «Бурлак» разработано для производства вновь изготовляемых танков с новой башней и для модернизации уже созданных (Т-90, Т-80) без замены башни.

Размещаемый за башней танка ТЗК обладает высокой защищенностью, но даже в случае его поражения экипаж останется невредимым, а танк может быть отремонтирован даже в полевых условиях. Установка динамической защиты на бортах башни танка обеспечит защиту от противотанковых средств противника (РПГ) значительно превышающей уровень серийных танков.


Применение нового съемного броневого транспортно-заряжающего контейнера с автоматическим механизмом заряжания позволяет применять современные снаряды повышенного могущества (увеличенной длины). Другое преимущество это отдельное размещение боекомплекта от экипажа, что значительно повышает безопасность экипажа и танка в целом. Работает как со стандартными выстрелами так и с новыми повышенного могущества раздельного заряжения.


Так может выглядеть модернизированный танк Т-80У с комплексом ДЗ «Реликт» и новым автоматом заряжания. Размещенный за башней автомат заряжания потребовал разработки нового оборудования подводного вождения танка (ОПВТ).

В конвейере AЗ танка Т-72Б/Т-90 размещено только 22, а остальные 21 выстрел - в немеханизированных боеукладках в корпусе и башне, пополнение конвейера новыми выстрелами производится вручную, требует значительных усилий и затрат времени (скорострельность при заряжении из немеханизированной укладки 1,5 – 2 минуты), что в боевой обстановке повышает вероятность поражения противником и потому является существенным недостатком.

Предложенным вариантом модернизации решается задача повышения боевой эффективности танков Т-72, Т-80 и Т-90 до уровня современных требований за счет установки забашенного AЗ. В башне танка с боевым отделением размещен второй автомат заряжания, оборудованный транспортером карусельного типа (аналогично АЗ танка Т-72) с кассетами для укладки снарядов, расположенный у днища корпуса танка.

Таким образом, в модернизированном танке весь боекомплект танка автоматизирован, при поражении забашенного АЗ (ТЗК) танк способен продолжать бой используя АЗ размещенный у днища корпуса. При наличии танков противника заряжание осуществляется выстрелом повышенного могущества из забашенного автомата заряжания, в других случаях выстрелами из АЗ размещенного у днища корпуса.

Для интенсификации освоения модернизированных (по результатам ОКР «Бурлак») танков Т-72Б, Т-72Б1, Т-80У, Т-80БВ, Т-90 (Т-80 «Бурлак», Т-90 «Бурлак») разрабатывается комплекс компьютеризированных учебных средств.

Цели модернизации

Танки Т-72 и их модификаций, включая Т-90 перестают отвечать современным требованиям, исходя из следующего: в современных отечественных и зарубежных танках, включая "Леклерк", "Абрамс", модификациях "Леопард-2", существенно повысилась защита лобовой проекции. Эффективность бронебойных снарядов, в ответ на усиление защиты, также повышалась за счет увеличения, главным образом, активной части с подкалиберным сердечником, выполняемым из металла высокой плотности, например, обедненного урана, а также за счет придания более высокой начальной скорости снаряду путем использования более мощного заряда. В автомате заряжания Т-72 разместить такие удлиненные снаряды, тем более унитарные выстрелы, не представляется возможным.


Автомат заряжания Т-72 и его модификации Т-90 размещен в башне у днища танка, снабжен транспортером карусельного типа и оборудован механизмом подъема выстрелов. Длина снаряда ограничена габаритами транспортера.

Повышение поисковых и прицельных возможностей комплекса вооружения реализовано за счет увеличения обзора командира танка с применением панорамных наблюдательно-прицельных систем, в том числе управляющих дополнительным вооружением объекта. Обнаружение, распознавание и сопровождение цели в автоматическом режиме до ее гарантированного поражения комплексом управляемого вооружения танка с применением автоматического сопровождения цели.

Если в разработках «Бурлак» виден комплексный подход к вопросам огневой мощи и защите танка, то в разработках УКБТМ выбран другой путь.

В новом варианте АЗ разработки УКБТМ кассеты вращающегося транспортера размещены вертикально, это не только не улучшит защищенность и эргономику боевого отделения танка, но и приведет к противоположному результату. Не решенным останется и вопрос дальнейшего усиления бронезащиты башни из-за большого момента неуравновешенности.

Преимущества модернизированного танка:
Комплекс технических решений, направленных на повышение уровня защищенности при модернизации в т.ч. по повышению живучести при взрыве боекомплекта (изолированные отсеки для топлива, вышибные пластины и т.п).
Полностью механизированный боекомплект в ТЗК и АЗ у днища корпуса танка, при поражении забашенного АЗ (ТЗК) танк способен продолжать бой используя АЗ размещенный у днища корпуса.
Надежная защита экипажа танка от гибели при воздействии кинетического или кумулятивного снаряда.
Возможность применения выстрелов повышенного могущества с БПС повышенного удлинения с сердечником из сверхплотных однокомпонентных и композиционных материалов и усовершенствованных УР.
Повышения эффективности борьбы с живой силой и воздушными целями.
Использование модульной комбинированной брони в комплекте с динамической защитой.
Повышение уровня командной управляемости, установлена информационно-управляющая система, в которую интегрированы средства связи, управления, диагностики, компьютерной обработки информации и разведки.
Усовершенствованное СУО за счет расширения поисковых и точностных показателей, установки панорамы, равновозможных комплексов управления у командира и наводчика для реализации принципа "охотник-стрелок".

Использованы материалы патентов РФ № 2169 336, 2165617, 2233418, 43633, 2202756, 2215965, 2366882, 2204776.