Шамордино, женский монастырь. Вышитые иконы монастыря шамордино - главные мелочи

08 Сентября Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы (празднество установлено в память спасения Москвы от нашествия Тамерлана в 1395 году). Мчч. Адриана и Наталии (305–311). Прп. Адриана Ондрусовского (1549). Блж. Марии Дивеевской (1931). Сщмч. Петра Иевлева пресвитера (1918); св. Георгия Коссова исп., пресвитера (1928); сщмч. Виктора Элланского пресвитера, мчч. Димитрия Морозова, Петра Бордана и св. Романа Медведя исп., пресвитера (1937). Обре́тение мощей свт. Николая исп., митр. Алма-Атинского (2000). Псково-Печерской иконы Божией Матери, именуемой «Умиление» (1524). Другие даты

Поминовения

В нашем монастыре принимаются следующие требы:

Записка (на 1 день):

за 1 имя - 5 руб.

  • на Литургию - о здравии или о упокоении (на Проскомидии вынимается частица)
  • на панихиду - о упокоении

40 Литургий (о здравии или о упокоении) - 300 руб.

Неусыпаемая псалтирь (о здравии или о упокоении):

  • На год - за 1 имя - 500 руб.
  • На полгода - за 1 имя - 250 руб.
  • На 40 дней - за 1 имя - 150 руб.

Акафист с молением о здравии перед чтимыми иконами:

(на 40 дней – за 1 имя, перед одной из икон - 200 руб.)

  • Пресвятой Богородицы:

Казанская

«Утоли моя печали»

«Спорительница хлебов»

«Неупиваемая чаша»

  • преподобного Амвросия Оптинского
  • святителя и чудотворца Николая Мирликийского

Имена в записках пишутся в родительном падеже.

Братья и сестры, просим внимательно относиться к заказу поминовений! Принимаются имена только крещеных христиан православного вероисповедания. Если у вас возникли какие-либо сомнения относительно людей, имена которых вы бы хотели подать для поминовения в монастыре, в окне примечаний обязательно кратко опишите ситуацию.Также обращаем Ваше внимание на то, что в связи с летними полевыми работами подтверждения о получении треб приходят в течение десяти дней.

Поминовение можно заказать:

Почтовым переводом (имена и пожертвование почтовым переводом):
Пожертвования за требы высылаются на адрес монастыря (указан ниже). В переводе указываются имена для поминовения с названием треб.
Имена записываются в синодик с момента поступления перевода. Почтовые переводы приходят к нам в течение 10-14 дней.
После получения вашего перевода вам будет выслано уведомление, что перевод получили, те за кого вы подали пожертвование поминаются.

Имена на электронную почту, пожертвование почтовым переводом:
Если вы хотите записать для поминовения много имен (больше 5) и они не входят в перевод, то вы можете прислать имена на электронный адрес [email protected] , а пожертвование отправить почтовым переводом. Но просим учитывать, что имена будут записаны для поминовения только после получения перевода.

Имена на электронную почту, пожертвование на Яндекс-Деньги, Web-Money или карту Сбербанка:
На электронный адрес [email protected] высылаются имена с названием треб, и переводится пожертвование любым удобным способом: на счет в системе Яндекс-Деньги, Web-Money или накарту Сбербанка (номера счетов указаны ниже). В письме сообщите перечисленную сумму и номер счета или платежную систему, откуда был сделан перевод.

Счет в системе Яндекс-Деньги: №41001857703575

Счета в Web-Money: R214643795755 (для пожертвований в рублях), Z170123370204 (для пожертвований в долларах), E114224029301 (для пожертвований в евро).

Карта Сбербанка: 4276 8801 6504 3351 (Обязательно высылайте имена с названием треб на почту [email protected] , из смс уведомлений имена в синодик не записываются!)

Адрес монастыря: 249706, Калужская область, Козельский район, п/о Каменка, Шамордино, монастырь. На имя Новгородовой Ирины Александровны (канцелярия)

В Шамордино один из самых красивых монастырей Калужской области. В отличие от Оптиной пустыни, он мене известен, зато тут пахнет стариной, природы больше, архитектура краше, а добираться также - автобусом до Козельска - не доезжая несколько километров до него, выйти на повороте к Шамордино и пройти пешком километр.

На полпути к монастырю - полевая кухня.


Шамординский монастырь. Официально Казанская Амвросиевская женская пустынь



Стоит остановится и сделать фото. Место интересное - монастырь стоит на обрыве у реки Серены, которая делает петлю в обширной пойме



Экскурсия. Обычно за день показывают Оптину пустынь, Козельск и Шамордино.



Стены монастыря радуют бесплатной парковкой.



0Стенд на территории пугает запретом на фотосъемку в частности... Но на сайте монастыря все не так печально и вполне в рамках закона - там написано таки что можно. Да и с юбками к женщинам никто не пристает. Атмосфера более дружелюбная, чем в Оптиной пустыни.



Главный храм очень красив, замораживает своим обнаженным кирпичным телом без привычных слоев штукатурки.



Такой кирпич не делают давно...



Мостик

Шамординский монастырь



За рощей видны жилые корпуса... До революции при монастыре также была и больница.



Разумеется, коммунисты монастырь разогнали. Википедия пишет, что "в 1923 году монастырь был закрыт; часть сестёр расстреляна, часть сослана". Такая обобщенная цитата с сайта монастыря, если туда пройти, на сайт, то увидим другое: "Сестры вынуждены были поселиться в Козельске и ближайших селениях. Духовно укрепленные оптинскими старцами, они смиренно и достойно прошли все испытания, выпавшие на их долю. Многие из них приняли мученическую кончину в тюрьмах, лагерях и ссылках." То ест истина где-то посередине - массовых расстрелов не было, но и от коммунистов пострадали изрядно, как и все в то время.

Водонапорная башня. Через полчаса мы открыли тайну и нашли место, откуда там она появлялась.



Столовка



На закате все вдвойне краше



Шамординский монастырь



Православный кот



Кот давно понял бренность мирского и никуда не убегал. Вот так религия порабощает всякую волю.



Только в женском монастыре кота могут назвать Кисой. Чтоб не палиться - мужик все таки. Возможно что и кастрированный. Но скорее нет - его просто изгоняют в добрые руки, чтоб не соблазнял сестер весенними песнями. А есть кого!



Русь



Сказка



Ангел

Океюшки...



Закат.



Смотровая площадка и лестница к источникам



Источник чистой силы


И нечистой



Ухрябы



Река Серена



Серена - одна из самых красивых рек Калужской области.



Ледопад из воды еще одного источника



Наноцерковь очень понравилась всем. Напомнило Николо-Ленивец



Ой, кажется это заброшенная ракетная шахта. Их тут полно по козельским лесам.



Все таки водокачка. Или командный пункт под видом водокачки.



Золотой петушок



Монахини в основном пожилые, но и молодые тоже есть. Супруга в столовой побеседовала с 22-летней девушкой, решившей принести себя в жертву богу.



Монахини



Схема Шамординского монастыря



Шамордино, Козельский район, Калужская область.

Настоятельница:

Монастырь расположен в 15 километрах от г. Козельска на берегу р. Серены. Обитель основана преподобным Амвросием Оптинским в 1884 г. в поместье, которое пожертвовала для этих целей владевшая им бывшая помещица монахиня Амвросия (Ключарева). Первоначально монастырь существовал в виде монашеской общины. Первой ее настоятельницей была схимонахиня София (Астафьева, урожденная Болотова). В 1901 г. община была преобразована в монастырь.

По благословению старца Амвросия в монастырь принимали женщин любого звания, возраста, состояния здоровья и без денежных вкладов, чего не мог позволить себе в то время ни один женский монастырь в России. При монастыре действовали фотомастерская, типография, переплетная, обувная, гончарная и другие мастерские. Производились работы ткацкие и швейные, по живописи, чеканке, позолоте, золотому шитью.

10 октября 1891 г. преподобный Амвросий скончался в устроенной им обители. После его кончины духовниками в ней были Оптинские старцы –– преподобный Анатолий (Зерцалов), преподобный Иосиф (Литовкин) и преподобный Анатолий (Потапов).

Архитектурно монастырский комплекс сложился в конце XIX––начале XX вв. На средства благодетеля монастыря известного в России торговца чаем С.В.Перлова были построены основные здания обители. В 1901 г. по проекту С.В.Шервуда был построен пятнадцатикупольный каменный Казанский собор вместимостью до 5000 человек с приделами: в честь святителя Николая Чудотворца; Игнатия Богоносца; иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»; Амвросия Медиоланского; преподобного Сергия Радонежского и праведной Анны; великомученицы Варвары, праведной Елисаветы и мученицы Любови. В то же время была построена богадельня с больничным храмом в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» по проекту калужского Губернского инженера Б.А.Савицкого. Тогда же по проекту московского архитектора Р.И.Клейна были построены трапезная палата, водонапорная башня, дом С.В.Перлова. Все эти здания, а также больница, церковные мастерские, каретный сарай (ныне перестроенный) и две деревянные кельи XIX в. составляют сейчас уникальный архитектурный комплекс. Основные монастырские строения выполнены из красного кирпича в едином псевдорусском стиле, характерном для того времени.

В 1917 г. в монастыре проживало более 700 монахинь и послушниц. Управляла монастырем игумения Валентина. В монастырских храмах находились две чудотворные иконы Божией Матери: «Казанская» и «Спорительница хлебов». При монастыре существовали: приют для девочек-сирот, приют для калек и убогих, женская богадельня с домовым храмом, странноприимный дом, больница, аптека, гостиница для паломников.

С 1918 г. монастырь был закрыт. Кельи были заняты под детдом, иконы вывезены, серебряные и золотые оклады, облачения и другие ценности расхищены, сняты колокола и кресты. Монастырские земли, дачи и леса национализированы. Служащий в обители священник Николай был арестован. Еще несколько лет насельницы жили при монастыре, образовав сельскохозяйственную артель, но и она в 1923 г. была упразднена «как рассадник контрреволюции в прилегающем районе».

В 1929 г. значительная часть сестер была отправлена в ссылку и места заключения: в Карагандинскую область и на Соловки. Часть сестер поселилось в Козельске и его окрестностях, а остальные разъехались по родным местам.

В годы советской власти в Казанском соборе размещался сельскохозяйственный техникум. Центральная часть храма была разделена на 2 этажа, в которых располагались учебные классы. В качестве наглядного пособия в алтаре стоял комбайн. В трапезной был оборудован клуб с кинозалом. Здание богадельни использовалось под общежитие, для чего в домовом храме были устроены перекрытия. Келья, в которой жил и скончался преподобный Амвросий, была разобрана. В доме, выстроенном над кельей старца и сохранявшем его от разрушения, был устроен гараж. Монашеские кельи заселились жильцами, была разрушена усыпальница настоятельниц монастыря. Надгробные плиты с сестринского кладбища использовались местными жителями в качестве строительного материала. Каретный сарай был перестроен под общежитие и столовую, фруктовый сад вырублен. Без должного содержания монастырские постройки ветшали и разрушались

Весной 1990 г. началось возрождение монашеской жизни в обители. Тогда же первые насельницы монастыря приступили к восстановительным работам в передаваемых поэтапно зданиях. Первоначально в монастыре было 10 сестер. Духовником обители был назначен насельник Оптиной Пустыни игумен Поликарп (Нечипорук). Здание богадельни с домовым храмом в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» было отремонтировано первым (храм освящен 27 мая 1997 г.)

В настоящее время большинству зданий возвращен прежний облик. В сохранившемся доме, возведенном над кельей преподобного Амвросия, устроен первый в России храм в честь преподобного Амвросия Оптинского, который был освящен Святейшим Патриархом Алексием II 28 июля 1996 г. В юго-западной части монастыря за кладбищем строится скит с храмом в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов», равноапостольных князей Владимира и Ольги и Всех Святых, в земле Российской просиявших.

В монастыре хранится ковчег с частицами мощей преподобных Оптинских старцев. Вблизи монастыря находятся 3 святых источника: в честь Казанской иконы Божией Матери; преподобного Амвросия; преподобных Оптинских старцев. На источнике Оптинских старцев возведена часовня в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» и преподобных старцев Оптинских и оборудована купальня.

У восточной стены Казанского собора находятся могилы настоятельниц обители: схимонахини Софии, схиигумении Евфросинии, схиигумении Екатерины и захоронение жертвователя обители С.В.Перлова. Сохранилась также могила сестры Л.Н.Толстого –– Марии Николаевны Толстой (схимонахини Марии; †1912 г.).

Сейчас в обители подвизаются больше 110 насельниц.

Икона Божией Матери «Спорительница хлебов»

Икона Божией Матери «Спорительница хлебов» была написана в 1890 г. по благословению преподобного Амвросия, старца Оптинского. Пресвятая Богородица изображена на ней восседающей на облаках и благословляющей хлебное поле –– такой преподобный Амвросий видел Царицу Небесную во время молитвы. Старец наименовал новый образ «Спорительница хлебов», «как Спасающей людей Своих от голода, дарующей земле плодоносие, посылающей дождь на нивы и поля, защищающей людей Своих от смертоносного вреда и пагубы» (Акафист иконе).

Списками с этой иконы преподобный Амвросий благословлял своих духовных чад, в основном землевладельцев. Он сам часто молился Богородице перед этой иконой, составив припев акафиста: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, подаждь и нам недостойным росу благодати Твоея и яви милосердие Твое». Старец учил молиться перед этим образом и монахинь основанной им женской Казанской пустыни. За год до своей кончины преподобный Амвросий назначил совершать празднование иконе ежегодно 15/28 октября. На первое празднование иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» –– в 1891 г. –– пришелся день его погребения.

По молитвам перед этой иконой милость Божия не оставляла Калужскую землю. 1891 год был неурожайным, но в пределах Калужской губернии хлеб уродился. К помощи «Спорительницы» стали прибегать верующие из других мест. Летом 1892 г. список этой иконы был направлен в Пятницкую женскую общину в Воронежскую губернию. Там была засуха, и жителям Воронежской губернии грозил голод. Перед иконой был отслужен молебен, вскоре после этого пошел дождь, и на Воронежской земле уродился обильный урожай.

Икона «Спорительница хлебов» очень чтится землевладельцами и крестьянами. 10 ноября 1993 г. Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II день 15/28 октября был установлен, как общецерковный день празднования иконы «Спорительница хлебов».

Казанская Амвросиевская женская пустынь расположена близ селения Шамордино , в одном из красивейших уголков Святой Руси, между старинными городами Калугой и Козельском. Основана в 1884 году преподобным Амвросием оптинским по завещанию его духовной дочери монахини Амвросии (Ключаревой, 1818-1881) и на ее средства. Еще при жизни призревая престарелых вдов и сирот-девиц, желающих посвятить себя служению Богу, она завещала устроить женскую общину с богадельней в принадлежавшем ей имении Шамордино .

Первой настоятельницей и помощницей преподобного Амвросия в устроении обители была схимонахиня София (Болотова, 1845-1888), исполнявшая все строго по его указанию. Строй обители, все ее порядки были установлены самим старцем. Ни одно строительство, ни одно дело не начиналось без его благословения. Батюшка, приезжая в Шамордино, все сам осматривал, размечал строительство храмов, келий и других построек и давал указания. Много внимания преподобный Амвросий и матушка София уделяли духовной жизни сестер, воспитанию в них таких добродетелей, как любовь к Богу и ближним, милосердие.

В настоящее время в монастыре совершается полный круг богослужения, читается Неусыпаемая Псалтирь, акафисты перед чтимыми иконами Божией Матери и преподобного Амвросия Оптинского. Под водительством настоятельницы матушки игумении Никоны (Перетягиной) сейчас в ней подвизается около 130 сестер. Вновь открыта монастырская богадельня и больница. Для детей из окрестных селений организована воскресная школа. На территории монастыря находятся три святых источника: в честь икон Божией Матери «Казанская» и «Живоносный источник» и преподобного Амвросия Оптинского.

27 мая 2010 года обитель молитвенно отметила 20-летия возрождения монашеской жизни. Накануне ее впервые посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и совершил в Казанском соборе торжественное богослужение. Это событие стало незабываемым праздником для насельниц монастыря, его благотворителей и гостей.

Места силы. Шестидесятое – Шамордино

Перед впадением в Жиздру река Серена делает замысловатый зигзаг, в самой северной точке которого стоит Шамординский женский монастырь, основанный в 1884 году оптинским старцем Амвросием. В отличие от Шамордино место легкое. С высоты там такой вид на долину Серены, что хватаешь ртом воздух, как рыба, в первый (и, возможно, последний) раз увидавшая земную красоту. Основание Шамординской - история довольно печальная.

Амвросий родился в 1812 году в священнической семье. В баньке, поскольку в тот день в доме собрались гости. При крещении младенец получил имя Александр, а фамилию Гренков ему дали в духовном училище. В 1835 году семинарист Гренков тяжело заболел и, будучи при смерти, дал обет уйти в монастырь. В 1839 году пришел в Оптину пустынь, постригся с именем Амвросий, был келейником старца Льва , потом проходил послушание у старца Макария . В 1860 году, после смерти последнего стал духовником всей Оптиной.


Я уже объяснял, что такое оптинский старец. С утра до ночи он должен принимать людей - и мирян, и монахов, - всех выслушивать, всем помогать. 10-15 минут на сеанс, и - следующий. Никакой психотерапевт не выдержит такого каторжного режима, быстро сломается. Амвросий выдерживал такую жизнь тридцать лет. При этом почти постоянно болел, не раз бывал при смерти. Может быть, опыт жизни на грани смерти в сочетании с постоянной необходимостью вникать в проблемы чужой души - как раз то, что сделало Амвросия тончайшим психологом, с первого взгляда видящим любого насквозь. Популярность у него была бешеная, люди (и не только простецы, но и такие матерые инженеры человеческих душ, как Толстой с Достоевским) толпами шли к нему. И за духовным утешением, и за тем, чтобы при помощи старца как-то уладить свои житейские дела. Иные даже просили помочь с продажей своего имущества. Так, в конце 60-х однодворец Калыгин, решивший уйти в монастырь, попросил Амвросия продать кому-нибудь свой хутор у деревни Шамордино.


Помещица Александра Николаевна Ключарева была женщина богатая, веселая и вовсе не склонная к монашеству. А муж ее был очень склонен. И уговаривал жену постричься. Уговорил. Госпожа Ключарева постриглась в Белеве под именем Амвросии, но жила при Оптиной в собственном доме возле монастырской гостиницы. И при ней - две ее внучки, близняшки Вера и Люба. Их мать умерла после родов, а отец где-то жил своей жизнью. Вот Амвросий и предложил Амвросии купить для девочек землю Калыгина. Бабушка охотно согласилась.


В 1881 году Амвросия умерла, и ее сын стал предъявлять родительские права на одиннадцатилетних близняшек. Он не хотел мириться с тем, что его дочки воспитываются фактически в монастыре. Амвросий предложил компромисс: поместить Веру и Любу в Орловский женский пансион. Его начальницей была духовная дочь старца, так что близняшки оставались под присмотром. Так и сделали. Скоро, однако, выяснилось, что папаша не унимается: снял дачу, хочет, чтобы девочки провели лето с ним. Отчаянию Любы и Веры не было предела. Они-то всю зиму рвались из пансиона в Оптину. Обе почти от рождения прониклись монастырским духом. И слышать ничего не хотели ни о каком отце, ни о какой мирской жизни. С младенческих лет их любимым занятием было богослужение. Вместо баюканий кукол они постоянно устраивали дома молебны. Сами пели и привлекали домашних. Иные даже пугались: что-де это за игры для девочек!? Но Амвросий сказал: «Ничего, пусть молятся, ведь они знают, куда готовятся». И показал взглядом к небу.


Короче, когда стало ясно, что отец вот-вот заберет Веру и Любу, начальница пансиона, не дожидаясь окончания учебного года, погрузила девочек в тарантас крытый рогожей (Амвросий советовал нанять экипаж попроще, чтобы отец не смог узнать дочерей, если встретит в дороге) и отправила в сторону Оптиной.

Эта история кончилась плохо. Через несколько дней по приезде Вера слегла с дифтерией. Через три дня вслед за ней - Люба. Вера умерла быстро, Люба еще долго мучилась. Господин Ключарев, заставший ее в живых, вызвал доктора, но Люба отказалась от его лекарств, пила только святую воду. Просила молитв Амвросия и образок. Старец прислал распятие. «Значит, опять страдать», - сказала она.

По правде говоря, гибель девочек была давно уже предрешена. Еще когда они были совсем маленькими, Вера как-то спросила Любу: «Ты хочешь жить?» И та ответила: «Нет». Тогда Вера сказала: «Я все думала об этом и решила, что дольше двенадцати лет жить не стоит». Люба: «И я дольше не хочу жить». Так сестры беседовали многократно. И умерли за полтора месяца до своего двенадцатилетия.


Разумеется, прозорливый старец знал об их смерти заранее и задолго готовился к ней. Едва Амвросия купила хутор для девочек, как уже началось строительство, которым издали, исподволь руководил Амвросий. При этом Амвросия все удивлялась, зачем это батюшка предлагает такую странную планировку дома: большая зала в восточной части, а остальные комнаты - много клетушек. Это как-то не соответствовало представлениям помещицы о нормальном человеческом жилье. Но, будучи полностью под влиянием Амвросия, Амвросия не могла ему ничего возразить. Когда же умерли внучки, вдруг стало ясно, что столь странная планировка дома, поостренного в Шамордине, совсем не случайна.

Дело в том, что в завещании Амвросии (сделанном по благословению Амвросия) было сказано, что в случае смерти внучек, которым вообще-то отходило Шамордино, в нем должна быть устроена женская община. И на ее содержание был оставлен еще некоторый капитал. В результате смерть Веры и Любы положила начало новой обители, в активе которой уже изначально был удобный для сестринского общежития дом. А также - земля и денежные средства.


Грубый циник тут скажет: ну, все ясно. Мол, Амвросий стремился завладеть имуществом помещицы Ключаревой. Циник с фрейдистскими замашками скажет иначе: да, стремился, но бессознательным образом и - в самых благовидных целях, не для себя. Кощунство и глупость. Если кто и хотел прибрать к рукам Шамордино, то уж точно не Амвросий. А кто? Вот посмотрим: первыми тридцатью насельницами Шамординской общины стали женщины, жившие в Оптиной при Амвросии, а также - служившие ее внучкам. Эти общинницы и в дальнейшем, когда Шамординская обитель разрослась, оставались особой группой, которая даже носила специальное именование: ключаревские. Я вовсе не говорю, что эти женщины (некоторые из них были еще крепостными Ключаревых) могли что-нибудь предпринять для того, чтобы завладеть Шамординым, или имели хоть какое-нибудь претензии на него. Но, согласимся, есть высшая справедливость в том, что именно они наследовали госпоже Ключаревой. И для этого есть даже определенные сакральные основания.

Чтобы это как следует понять, надо вспомнить о той новой религии, которая с начала 19-го века постепенно стала овладевать российским обществом (я о ней уже , рассказывая об оптинских старцах). Божеством ее был Народ. Не народ (с маленькой буквы) как масса, толпа, население, но Народ как некая божественная сущность, которой поклонялись в лице просто народа, живых мужиков. Русская классическая литература (которую можно рассматривать как мифологию) наполнена образами всякого рода Платонов Каратаевых, Мужиков Мареев, Хорей и Калинычей. Это все «типичные представители народа», идеальные сущности, иконы. Однако какое отношение имеет реальная человеческая масса к тому идеальному существу, которое предносилось взору русского интеллигента, боготворящего народ? Самое прямое, ибо народ - богоносец. Каждый отдельный представитель народа может оказаться - ну, полным говном. Но народная протоплазма в целом - субстрат божественного Народа, который может проглянуть в любом мужике. Как, впрочем, и в представителе любого сословия.


Конечно, народопоклонники кадили Народу вполне бессознательно, не понимая толком, кому кадят. Русская мысль не посмела отделить бога (Народа) от его носителя (народа-богоносца). Потому что за разговоры о несанкционированных божественных сущностях можно было весьма поплатиться. К тому же все были ослеплены пропагандой, проводимой государственным православием в интересах еврейского бога, который, между прочим, изначально является , но только - еврейским, богом Авраама и Иакова. То, что он заключил союз с евреями, как раз и означает, что он - их национальный бог. Впрочем, у каждого народа есть свой божественный Народ.

В период формирования национальных государств (19-й век) весь мир (европейский) обратился к народным корням. В них искали основы национальной идентичности. И Россия тут не отставала. Ради курьеза: будущий славянофил Иван Киреевский в своем «Европейце» как раз предостерегал от того, чтобы подражать европейскому поиску национальных корней. Там, мол, «просвещение и национальность одно, ибо первое развилось из последней». А у нас «искать национального - значит искать необразованного». Это было написано в 1832 году, во второй части статьи «Девятнадцатый век». Но и много позднее Киреевский (уже сблизившийся с оптинским старцем Макарием) демонстрировал столь же полное непонимание сути проблемы: простой русский народ у него стал носителем подлинных христианских начал. Не языческих. И даже - не собственно народных…

Подобного рода недоразумениями переполнено русское любомудрие, путавшее народ и Народа. Но сегодня не так уж и трудно уловить эту разницу: народ - это то, что назвал массами, а Народ - то, что Юнг назвал нуминозом. Нуминозная сущность - это совершенно реальный и активно действующий демон, существо со своими таинственными заморочками и конкретными целями, способное вдруг схватить вас за горло и превратить в пророка, героя, подонка или придурка. Народ-нуминоз явился из недр коллективного бессознательного народа. И натворил руками этого народа много чего. Например, совершил революцию. Ее массовый энтузиазм (одержимость) и массовые же убийства (жертвы) - суть деяния Народа, берущего священный реванш, карающего свой народ за религиозную слепоту.

Ниспровергнув еврейского бога, Народ создал народную теократию, накормил (что бы там ни говорили) и обеспечил медицинской помощью население, разгромил германского бога-нациста, которого натравливали на Россию (Юнг и ), вышел в космос, наконец. Но так и не был идентифицирован в качестве бога, от которого зависит человеческая жизнь. И в частности - судьба правителей. Те, кто всуе поминал его имя («все во имя Народа»), были выброшены на помойку. Пришедшие им на смену ублюдки еще заигрывали с Народом под именем Электората. Теперь даже этого нет. Враги Народа пытаются снова загнать его в подполье бессознательного. Дело кончится кровью, когда станет нечего жрать.


В 1890 году, в период бедственного голода , потрясшего Россию, Амвросию явилась Богородица, парящая над хлебным полем в излучине Серены у Шамордина. Старец набросал эскиз видения и заказал своему ученику Даниилу (а в прошлом академическому живописцу Дмитрию Болотову) икону на этой основе. Получилось не слишком канонично, зато очень красиво: женщина с распростертыми руками благословляет в полете урожай. Амвросий назвал этот сюжет «Спорительница хлебов». Нашлись, конечно, ортодоксы, которые говорили, что это не православная икона, а просто какая-то картина. Но Народ в тот момент уже овладел душами православных. Икона в тысячах списках расходилась по стране. И помогала при засухе, неурожаях.