Шафиитский мазхаб. Краткие сведения. Имам Аш-Шафии: биография. Когда следование мазхабу будет фанатизмом

Истоки мазхаба

Свое начало шафиитский мазхаб берет от его основателя – имама Мухаммада ибн Идриса ибн аль-Аббаса ибн Усмана ибн Шафи’а ибн Ас-Саиба ибн ‘Убайда ибн Абду-язида ибн Хашима ибн Абдуль-Мутталиба ибн Абдуманафа. Таким образом имам Аш-Шафии, да будет доволен им Аллах, был представителем племени Курайш, к которому относился посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха.

Имам Аш-Шафии, да будет доволен им Аллах, родился в 150 году по хиджре в секторе Газа . В малолетнем возрасте мать забрала его в Мекку, где он вырос и начал изучать азы исламской науки. В семилетнем возрасте он уже знал наизусть Коран , а достигнув четырнадцатилетнего возраста – получил разрешение на вынесение фетв. Будучи еще юношей, имам Аш-Шафии, да будет доволен им Аллах, приобретал знания и посещал уроки ведущих ученых своего времени. Уже в тринадцатилетнем возрасте он отправился в Медину, чтобы стать учеником одного из светил исламских наук того времени – имама Малика , да будет доволен им Аллах. Он учился у имама шестнадцать лет (с 163 по 179 г.х), до тех пор, пока Малик, да будет доволен им Аллах, не покинул этот мир. После смерти своего учителя он не покинул Медины, пока не обучился у других ученых этого почтенного города и вобрал в себя их знания.

Когда имам Аш-Шафии, да будет доволен им Аллах, постиг всего, что мог, из исламских наук в Медине, Всевышний Аллах предрешил, чтобы он попал в другой научный центр того времени – Ирак. Впервые он прибыл в Багдад в 184 году, куда он был доставлен по приказу Халифа из Йемена по причине несправедливых обвинений. После разрешения некоторых проблем Аш-Шафии стал обучаться у великих ученых этого города. Пожалуй, самым выдающимся из них был имам Мухаммад ибн аль-Хасан аш-Шайбани, да будет доволен им Аллах, который был учеником имама Абу Ханифы , да будет доволен им Аллах. Аш-Шафии, да будет доволен им Аллах, изучил все его произведения и стал расширенно изучать ханафитский мазхаб. После обучения у этого великого ученого имам Аш-Шафии, да будет доволен им Аллах, стал набираться знаний у остальных выдающихся ученых Багдада, которые в основном были блестящими знатоками хадисов посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Среди них были такие хафизы, как: Ваки’ ибн аль-Джаррах, Абдуль-Ваххаб ас-Сакафи, Абу Усама Хаммад аль-Куфи и другие.

После длительного промежутка времени он вновь отправился на свою Родину в Мекку, где провел уже свой первый урок в качестве ученого. В 195 году, в 45-летнем возрасте имам Аш-Шафии, отправляется в Багдад, но на этот раз он уже был состоявшимся имамом, основавшим свой полноценный мазхаб . Проведя там немного времени и внеся в научную жизнь Ирака существенный вклад, имам Аш-Шафии возвращается в Мекку, чтобы в 198 году вновь вернуться в Багдад со своим последним визитом, в течение которого он проведет там всего лишь несколько месяцев, так как будет готовиться к поездке в .

Имам Аш-Шафии, да будет доволен им Аллах, покинул Ирак, распространив в нем свой мазхаб и оставив огромное количество учеников, которых впоследствии будут называть представителями «иракской ветви».

После прибытия в Египет, где на тот момент были распространены два мазхаба: ханафитский и маликисткий, — имам Аш-Шафии, да будет доволен им Аллах, дал мусульманам новый мазхаб, который они с удовольствием приняли. Однако, стоит заметить, что встретившись с учеными Египта и ознакомившись с новыми хадисами, имам Аш-Шафии, да будет доволен им Аллах, поменял свое мнение относительно некоторых вопросов фикха. Обновленный египетский мазхаб имама Аш-Шафии, да будет доволен им Аллах, в последствии так и назовут – «джадид» (новый), а мазхаб, на котором имам был в Ираке, будет назван – «к’адим» (старый).

Проведя огромный труд в распространении знаний Ислама, образовав новый мазхаб, оставив после себя гигантское научное наследие и огромное количество последователей, имам Аш-Шафии, да будет доволен им Аллах, покинул этот мир. Это произошло в 204 году по хиджре. На момент смерти имама ему было всего 54 года. Да будет доволен им Всевышний Аллах и воздаст ему благом от Ислама и всех мусульман!

Начальное распространение мазхаба

Как уже было сказано, имам Аш-Шафии, да будет доволен им Аллах, оставил после себя множество учеников, среди которых особенно можно выделить двух великих имамов – имама Аль-Бувайты и имама Аль-Музани, да будет доволен Аллах ими обоими. Однако, кроме двух самых сильных учеников у него были и другие, которые после него начали усердно распространять шафиитский мазхаб. Так получилось, что наибольшее распространение мазхаб получил в Ираке и Хорасане. Два этих направления в дальнейшем получили названия: «Иракская ветвь» и «Хорасанская ветвь». Обе эти мини-школы шафиитского мазхаба имели небольшие разногласия между собой, но все они завершились в эпоху имама Ар-Рафии, да помилует его Аллах.

Ученые шафиитского мазхаба получили широкую известность по причине своих огромных знаний. Многие из них были известны всем мусульманам, а их труды стали книгами, которые заучивали наизусть представители всех мазхабов. Также следует отметить, что среди шафиитских ученых больше всего муджтахидов-мутляк, муджтахидов мазхаба, ученых усуль аль-фикх и так далее. Выделим некоторых из них, не углубляясь в их биографии:

Аль-Маджму’, имам Ан-Навави

имам Аль-Бувайты (ум. 231),
имам Аль-Музани (ум. 264),
Раби’ ибн Сулейман аль-Муради (ум. 270),

Абуль-Аббас ибн Сурайдж (ум. 306),
Ибн Хузейма (ум. 311),
Абу бакр аль-Исмаили (ум. 371),
Абу Исхак аль-Исфарайини (ум. 418),
Абу Усман ас-Сабуни (ум. 449),
Абуль-Хасан аль-Маварди (ум. 450),
Аль-Байхаки (ум. 458),
Аль-Хатыб аль-Багдади (ум. 463),
Абу Исхак аш-Ширази (ум. 476),
имамуль-харамейн Аль-Джувайни (ум. 478),
Ас-Сам’ани (ум. 489),
Абуль Махасин Ар-Рувьяни (ум. 502),
Абу Хамид аль-Газали (ум. 505),
Аль-Багави (ум. 516),
Абуль-Хусайн Аль-‘Имрани (ум. 558),

Ар-Рафии (623),
Ибн ас-Салях (ум. 643),
Иззу-д-Дин ибн Абду-с-Салям (ум. 660),
Абу Шама аль-Макдиси (ум. 665),
имам Ан-Навави (ум. 676),
Ибн Дакик аль-‘Ид (ум. 702),
Ибн ар-Риф’а (ум. 710),

Шамсу д-Дин аз-Захаби (ум. 748),
Такию-д-дин Ас-Субки (ум. 756),
Джамалю-д-Дин аль-Иснави (ум. 772),
Исмаиль ибн Умар ибн Касир (ум. 774),
Шихабу-д-Дин Аль-Азра’и (ум. 783),
Бадру-д-Дин Аз-Заркаши (ум. 794),
Сираджу-д-Дин Аль-Бульк’ини (ум. 805),

Шафиитский мазхаб

один из четырех правовых школ суннитского Ислама. Эпонимом мазхаба является Мухаммад ибн Идрис аш-Шафии (150/767-204/820). Мухаммад ибн Идрис аш-Шафии родился в 150 году хиджры в Газе (Палестина). Его родословная восходила к племени Курайш. Он потерял отца в младенчестве и осиротевший мальчик рос в условиях нужды. С ранних лет он оказался очень способным человеком и изучал Коран и хадисы. Затем он переехал в Мекку и обучался там у известных ученых. На формирование мировоззрения аш-Шафии в первую очередь воздействовали традиции населения города Мекки, в которой были живы воспоминания о пророке Мухаммаде. Кроме того, там жили потомки его сподвижников, которые были передатчиками хадисов. Также в Мекке действовало медресе выдающегося сподвижника Абдуллы ибн Аббаса. Помимо этого в Мекке, как и во всем Халифате, проживали представители различных течений и сект, среди которых были хариджиты, мутазилиты и др. Постоянно проводились бурные дебаты и полемики между представителями суннитской ортодоксии с представителями этих течений. Знакомство с доводами представителей этих школ и необходимость ответа на них, также значительно расширили кругозор Мухаммада ибн Идриса. Еще одним фактором, который мог воздействовать на мировоззрение и дальнейший научный путь аш-Шафии могли быть философские воззрения, методы и логика различных античных, римских, индийских мыслителей, труды которых в тот период переводились на арабский и были повсеместно известны. По словам его современников, Мухаммад Идрис отличался высочайшими моральными и этическими качествами, богобоязненностью, великолепной памятью, логикой, ораторскими способностями. Уже в свои двадцать лет, он обладал такими глубокими познаниями, что мог выдавать правовые предписания (фетвы) и передавать хадисы. В это время большой известностью и популярностью пользовался выдающийся мусульманский правовед Малик ибн Анас. Поэтому Мухаммад ибн Идрис специально поехал к нему в Медину с целью обучения. Причем перед поездкой он приобрел и внимательно изучил известный труд Малика ибн Анаса «аль-Муватту». Приехав в Медину, он длительное время брал уроки у Малика ибн Анаса, хотя иногда он выезжал оттуда в Мекку, а также к различным арабским племенам, для изучения тонкостей арабского языка. После смерти Малика ибн Анаса в Хиджаз приехал наместник (вали) Йемена, который обратил внимание на Мухаммада ибн Идриса и забрал его с собой. Аш-Шафии исполнял обязанности кади (судьи) в Наджране. Там он обрел популярность и отличался справедливостью в разборе дел населения. Однако затем начался период испытаний в жизни аш-Шафии. В Наджран был назначен наместник, который был тираном. Он обвинил Мухаммада ибн Идриса в близких отношениях с потомками Али ибн Абу Талиба (Алидами), которые находились в оппозиции к халифату Аббасидов. Однако никакой основы для выдвижения этого обвинения не было. Мухаммад ибн Идрис действительно уважал и любил членов семьи пророка Мухаммада (Ахль аль-Бейт) и, в частности, Алидов. Однако он не принимал никакого участия в восстаниях их сторонников против режима Аббасидов и не оказывал им поддержки. Противники аш-Шафии даже сфабриковали против него обвинение в том, что он будто бы являлся шиитом и не признавал халифат первых Праведных халифов. Таким образом, Мухаммад ибн Идрис был арестован и, в 184 г.х., в кандалах отправлен в Багдад, к халифу Харуну ар-Рашиду. Там он имел беседу с халифом, которому он очень понравился. Более того, перед халифом за него заступился Мухаммад аш-Шейбани - видный деятель и выдающийся правовед ханафитской школы, который был в этот момент верховным судьей (кадием) Багдада. Увидев способности молодого Мухаммада ибн Идриса, Мухаммад аш-Шейбани заинтересовался им и попросил Харуна ар-Рашида проявить свою милость к нему. Тогда халиф, который не хотел проливать невинную кровь, решил отпустить аш-Шафии. Однако всю ответственность за него переложил на Мухаммада аш-Шейбани, который взял его к себе домой в качестве гостя. С этого момента Мухаммад ибн Идрис стал учеником Мухаммада аш-Шейбани. По этой причине молодой аш-Шафии стал блестящим знатоком как ханафитского (иракского), так и маликитского (хиджазского) фикха. Он получил свое образование у двух великих классиков этих правовых школ - Мухаммада аш-Шейбани и Малика ибн Анаса. Это наложило свой отпечаток на дальнейшее развитие мировоззрения аш-Шафии, который использовал в своих трудах положения обоих школ и попытался максимально сблизить их положения, устранив некоторые разногласия между ними. Но, вместе с этим, он разработал и свою методику. Мухаммад ибн Идрис оставался в Багдаде около двух лет. Затем, он уехал в Мекку и длительное время находился в мекканском храме Кааба (Бейт аль-Хараме), где приступил к детальному сопоставлению, сравнению и анализу мировоззренческих, правовых и методологических положений маликитской школы (мазхаба), которым он обучался в Медине от самого Малика ибн Анаса, с положениями ханафитской школы, фундаментальные знания относительно которой он получил от Мухаммада аш-Шейбани. В результате этого анализа Мухаммад ибн Идрис написал два сочинения:
1. «Хулафу’ль Малик», в котором он дал предпочтение одним положениям и подверг критике другие положения маликитской школы;
2. «Хулафу’ль Ираклиййин», в котором он дал предпочтение одним положениям и подверг критике другие положения ханафитской школы.
После этого Мухаммад ибн Идрис разработал принципы вынесения правовых предписаний (истинбат), которые затем получили название Усуль аль-Фикх. Он давал фетвы только на основании этого принципа. До него муджтахиды также опирались на определенную методику в вынесении фетв и указывали на них. Но аш-Шафии не ограничился только указанием. Он сформулировал принципы методологии, которой необходимо строго придерживаться при вынесении правовых предписаний. Здесь же в Медине Мухаммад ибн Идрис начал свою преподавательскую деятельность. Спустя 9 лет, в 195 г.х., в возрасте 45 лет, Мухаммад ибн Идрис вернулся в Багдад, чтобы начать преподавание в столице. Здесь он обрел большую популярность и уважение самых широких слоев общественности. Развив постулаты своей правовой школы, он стал обучать ее основам большое количество своих учеников, среди которых были такие выдающиеся люди, как Ахмад ибн Ханбаль, Исхак ибн Рабия. Все восхищались манерой ведения занятий аш-Шафии и его ответами на вопросы. Здесь же, в Багдаде, его ученик Абу аль-Хасан ас-Саббах Зафарани записал его главное сочинение по основам фикха «Китаб аль-Умм». Спустя два года аш-Шафии вернулся в Мекку, но в 198 г.х., снова выехал в Багдад. Правда там он остался ненадолго и, спустя некоторое время, по причине политической нестабильности в городе, уехал в Египет. Там, в 204 году, он скончался в возрасте 54 лет. Несмотря на относительно недолгую жизнь, Мухаммад ибн Идрис аш-Шафии оставил после себя большое наследие и стал эпонимом третьей суннитской правовой школы.
Наиболее известные ученики Мухаммада ибн Идриса аш-Шафии
1. Абу Йакуб Йусуф ибн Йахйа аль-Бувейти (ум. в 231). Составил краткие повествования из жизни аш-Шафии. Был арестован в период правления халифа Мамуна за отказ признать Коран сотворенным.
2. Абу Ибрахим, Исмаил ибн Йахйа аль-Музани (ум. в 266). Автор нескольких книг, в числе которых один из самых авторитетных книг шафиитов «Мабсут». Многие правоведы Хорасана, Ирака и Шама (Сирии) были его учениками.
3. Абу Мухаммад, ар-Раби ибн Сулейман ибн Абд аль-Джаббар аль-Муради (ум. в 270). Один из передатчиков учения аш-Шафии. Был муэдзином мечети в Фустате (Египет). Такие книги шафиитского мазхаба, как «Китаб аль-Умм», «ар-Рисаля» дошли до современности в его передаче. В случае противоречий в источниках правовых предписаний шафиитов, его повествования считаются более надежными, чем повествования Исмаила ибн Йахйи аль-Музани.
4. Хармала ибн Йахйа ибн Хармала (ум. в 266). Он написал такие авторитетные шафиитские книги как «Китаб аш-Шурут», «Китаб ас-Сунан», «Китаб ан-Никах».
5. Мухаммад ибн Абдулла ибн Абд аль-Хакам (ум. в 268). Один из самых известных правоведов Египта. Позднее он перешел в маликитский мазхаб.
Убеждения Мухаммада ибн Идриса аш-Шафии
Убеждения аш-Шафии основывались на явных и ясных смыслах (нассах) Корана и Сунны. Он не допускал вмешательство разума в вопросы основополагающих принципов Ислама и отказывался рассуждать на эти темы, основываясь на методах каламистов (См. Калам). То есть все основополагающие принципы Ислама принимались им в строгом соответствии с положениями суннитского Ислама. Относительно проблемы власти в государстве, аш-Шафии считал необходимым установление Имамата (Халифата). По его мнению, это наилучшее государственное устройство не только для мусульман, но и для немусульман. Как и все подавляющее большинство мусульман, аш-Шафии считал, что халифом должен быть представитель племени Курайш. Халиф должен править справедливо на основании Божественного закона и не становиться тираном. Если же кто-то силой захватит власть у курайшита, но затем станет править справедливо и добьется поддержки народа, то станет законным халифом. Идеальным правлением аш-Шафии считал методы Праведных халифов и считал самыми достойными халифами Абу Бакра, Омара, Османа и Али. Возможно, что он считал Праведным халифом и омейядского халифа Омара II ибн Абд аль-Азиза. В вопросе противостояния Али ибн Абу Талиба с Муавией ибн Абу Суфьяном, Аш-Шафии считал Али законным халифом. Он также подвергал критике и хариджитов, выступивших против Али.
Метод Мухаммада ибн Идриса аш-Шафии
Как уже было отмечено, в совершенстве овладев методами хиджазской и иракской правовых школ, Мухаммад ибн Идрис основал свою собственную правовую школу. Она основывалась на принципах его предшественников - Абу Ханифы, Малика ибн Анаса, Мухаммада аш-Шейбани, Абу Йусуфа, но, в то же время, имела свои отличительные особенности. Методы аш-Шафии и источники вынесения правовых предписаний в его мазхабе вкратце изложены в «Китаб аль-Умме» следующим образом: «Эта наука состоит из нескольких источников. Первый это Коран и Сунна. Если по какому-то вопросу в них нет полной ясности, то необходимо обращаться к иджме. Еще одним источником для правовых предписаний являются различные высказывания сподвижников пророка Мухаммада. При этом необходимо удостовериться, что высказывания других сподвижников не противоречат им. Четвертым источником являются различные высказывания пророка, по которым сподвижники имели различные, порой даже противоположные мнения. Пятым источником является кыяс. Он может быть основан только на аналогиях из Корана и Сунны». Таким образом, правовой метод аш-Шафии основывался на следующих источниках:
1. Коран и Сунна. Ясные и недвусмысленные положения Откровения (нассы) не могут быть подвергнуты иносказанию. Все остальные источники должны быть приведены в соответствие с нассами Корана и Сунны, и не противоречить им. Даже если предположить, что мнения отдельных сподвижников или их большей части в каком-то вопросе могут противоречить Откровению, то они не могут приниматься в качестве доказательства. Коран и Сунна у аш-Шафии рассматриваются совместно в качестве корпуса Откровения. В этом его воззрения несколько отличались от воззрений предшественников, например Абу Ханифы, который рассматривал Коран в качестве первичного Откровения, а Сунну в качестве вторичного. В его правовой системе к Сунне можно апеллировать только в случае, если в Коране нет буквального подтверждения той или иной мысли. Но, в то же время, совмещение доводов из Корана и Сунны в правовой системе Мухаммада ибн Идриса вовсе не означает того, что он не видел между ними различия. Безусловно, ему было ясно, что Коран - это Слово Божье, а Сунна - это предания пророка, в которой могут быть и Богооткровенные моменты, но могут и не быть. Он ясно об этом говорил в изложении своего мировоззрения в своих трудах. Но дело в том, что в системе права Коран невозможно представить без Сунны, которая его разъясняет и комментирует. Причем очень многие сподвижники пророка именно в такой тесной взаимосвязи с Кораном и рассматривали Сунну. То есть по сути аш-Шафии не ставил равенства между Кораном и Сунной. Он ставил это равенство только при вынесении правовых предписаний, так как Сунна непосредственно связана с Кораном. Позицию аш-Шафии в этом вопросе поддерживали многие правоведы, считая, что при вынесении какого-либо правового предписания, действительно нельзя, ссылаясь на Коран, не учитывать положения Сунны. Ведь некоторые положения Корана невозможно правильно понять без Сунны. Мухаммад ибн Идрис также придавал большое значение толкованию тех или иных аятов Корана со стороны сподвижников пророка, так как они лучше других знали его. В случае, если нет толкования сподвижников, аяты Корана могут быть истолкованы человеком, который хорошо знает арабский язык. Также Коран не может отменять (см. Насх) то или иное положение Сунны, равно как наоборот. Но даже если аят Корана отменил (насх) Сунну, то необходимо представить ясное и недвусмысленное доказательство (насс) этого из самой Сунны. Утверждение аш-Шафии о том, что Коран не может отменять положения Сунны, шло вразрез с мнением многих факихов. Но Мухаммад ибн Идрис настаивал на своем мнении исходя из логических посылок. Ведь если возможна отмена Кораном доводов Сунны, то таким образом можно утверждать об отмене очень многих хадисов, содержание которых, на первый взгляд, идет вразрез с аятами Корана. Поэтому аш-Шафии считал такое недопустимым. Таким образом, он допускал только отмену (насс) Сунны Сунной. Но если между хадисом и ясными аятами Корана возникает противоречие, то преимущество отдается Корану и хадис надлежит считать слабым. Такое почтительное отношение Мухаммада ибн Идриса к Сунне было вызвано еще и тем, что в то время объявились такие группировки, которые не признавали Сунну и ссылались только на аяты Корана, либо же признавали только те хадисы, которые по смыслу повторяли коранические аяты. Были и такие, которые признавали только хадисы-мутаватир (общеизвестные) и отвергали все остальные. Такие воззрения вели к тому, что большинство проблем невозможно было решить в правовом поле, так как на одних аятах Корана невозможно было решать многочисленные правовые вопросы. Даже такие вопросы, как подробности совершения хаджа, намаза и других религиозных обязанностей, при отвержении Сунны оставались неосвещенными и могли привести к их фактической отмене. Такую же принципиальную позицию Мухаммад ибн Идрис занял по отношению к хадисам-ахад (в единичной передаче). Он объяснял, что пророк отправлял для пропаганды Ислама во все концы Аравии различных людей, и не всегда назначал их прилюдно, чтобы массы людей видели, как он это делает, для того, чтобы они могли это передать своим потомкам. Но разве это ставило под вопрос их назначение? И вообще, в общении, поручениях пророка, как и у всякого человека, были конфиденциальные беседы, в которых не было посторонних свидетелей. Эти люди могли передать впоследствии результаты этих бесед третьим лицам. В связи с этим нет оснований отвергать хадисы-ахад, если нет серьезных доказательных причин для этого. Поэтому он принимал и использовал в своих правовых предписаниях хадисы-ахад.
2. Иджма. Вторым источником для выведения правовых предписаний в методологии Мухаммада ибн Идриса является иджма. Если по отношению к какой-либо проблеме ученые различных поколений, на основании своих исследований, давали одно и то же заключение, то это обстоятельство принималось в качестве довода. Так, например, все ученые различных поколений однозначно определили, что намаз-аср должен состоять именно их 4 ракатов, или же спиртное в Исламе запрещено. Это и есть иджма. Этот метод можно вводить только после ясных указаний Корана и Сунны. Иджма не должна, также, противоречить Откровению. Первой признанной аш-Шафии иджмой является иджма сподвижников пророка Мухаммада.
Сама иджма же делится на две категории:
1. Основанная на прямых, ясных и недвусмысленных доводах Откровения. К примеру, это совершение молитвы 5 раз в течение суток, совершение различных обрядов хаджа;
2. Основанная на некоторых неоднозначных и спорных посылках, и не признанная всеми. Это относится, например, к некоторым указаниям халифа Омара. В отличие от первой, не принимающие второй категории не выходят из религии. Несомненно, что такая иджма не равна доводам Корана и Сунны.
В отличие от своего учителя Малика ибн Анаса, Мухаммад ибн Идрис не принимал в качестве доказательства «деяния мединцев». По его мнению, иджма лишь одного региона доказательством не является. Для этого необходима иджма мусульман всех регионов. Но, аш-Шафии, допускал иджму мединцев в исключительных случаях, если имеется опасность возникновения серьезных конфликтов. Мухаммад ибн Идрис считал неправомочным ссылки на иджму в случаях, когда в пылу полемики кто-либо ссылался на какую-то иджму для подтверждения своего мнения.
3. Высказывания сподвижников пророка. В эту категорию относятся согласованные мнения сподвижников по различным вопросам. Эти мнения могут иметь ссылки на конкретные примеры пророка, а могут не их иметь. Доказательством в методе аш-Шафии является и мнение какого-либо сподвижника, которое не подтверждается, но и не опровергается другими сподвижниками. Однако по различным вопросам у сподвижников могли быть и различные мнения, порой не совпадающие между собой. В этом случае аш-Шафии, как и Абу Ханифа, не отдавал предпочтения ни одному из них. Суждение же выносилось на основании того мнения, которое наиболее соответствовало Откровению, иджме, или же на основе наиболее предпочтительного кыяса.
4. Кыяс. Метод аналогий также рассматривался Мухаммадом ибн Идрисом в качестве доказательства вынесения суждения и правового предписания. Как и свои предшественники, он применял его в случае отсутствия прямых доказательств в Откровении. Все предписания шариата носят всеобщий характер и не ограничены конкретным событием или временем. Поэтому необходимо на основании имеющихся текстов объяснить все случаи и события. Это достигается ясными указаниями Откровения (нассом). Но если нет такой ясности, то необходимо прибегнуть к кыясу, который дает ответ на проблему благодаря аналогии события, относительно которого имеется насс, с событием, относительно которого его нет. Это должен сделать специально подготовленный правовед (муджтахид) путем особого исследования (иджтихада). Признавая кыяс, аш-Шафии отверг истихсан (применение предпочтительного мнения в случае, если формально верное применение кыяса ведет к противоречию с другими постулатами религии). Он говорил, что признание истихсана говорит о том, что какие-то аспекты проблем изначально не нашли своего отражения в шариате, что является невозможным. Помимо этого, в любых ситуациях необходимо ссылаться на положения Откровения, которые могут быть как в ясных предписаниях (нассах), так и строиться на аналогиях с ними (кыяс). «Предпочтительное» мнение муджтахида же выходит за рамки этого. Сам пророк Мухаммад также не применял истихсана, а ожидал Откровения от Бога, если не знал каких-то вопросов. Не одобрял он этого и в отношении сподвижников. По мнению аш-Шафии, если бы истихсан был бы верен, то сам пророк не ждал бы Откровения, а отвечал бы на основе этого метода. И, наконец, нет никаких теоретических правил, на основании которого применяется истихсан. А это ведет к выдаче таких правовых предписаний со стороны муджтахида, которые основаны на его субъективных предпочтениях. Это может привести к конфликтным ситуациям. Всего этого нельзя сказать о кыясе, в котором существует строго определенный метод и правила применения. Поэтому все возникшие проблемы решаются в рамках кыяса. Помимо истихсана в шафиитском мазхабе отвергается и истислах (См. Масаил аль-Мурсала).
Формирование Шафиитского мазхаба
После смерти Мухаммада ибн Идриса аш-Шафии, его ученики продолжили его дело и стали развивать все разработанные им теоретические положения правовой науки. Этот процесс шел в Багдаде. Начиная со 199 года хиджры, шафиитская школа приобрела большую популярность в Египте. Сам аш-Шафии после переезда сюда продолжил работу и внес некоторые изменения в свои сочинения, приспособив их под новые реалии. Это касается данных книг «ар-Рисаля» и «аль-Мабсут». Считается, что эти новые подходы к проблемам аш-Шафии, собрал Раби ибн Сулейман аль-Муради (ум. 270 г.), который был муэдзином мечети в Фустате. Сам Мухаммад ибн Идрис завещал принять за основу свои последние работы, которые он написал в Египте и отменил те работы, которые он писал в Багдаде. Таким образом, наследие аш-Шафии можно разделись на раннее и позднее. Поздние его работы и воззрения отличались большей точностью. На протяжении времени, он поправлял и дополнял свое старое отношение к проблемам. Поэтому его последователи выдавали фетвы на основании его поздних работ, но были и такие, которые считали правомочным и применение его ранних работ в некоторых случаях. По этому поводу в мазхабе были различные мнения. Большое распространение Шафиитский мазхаб получил в Египте, где провел последние годы своей жизни Мухаммад ибн Идрис. Причем его позиции там не ослабли даже с приходом к власти шиитско-исмаилитской династии Фатимидов. После прихода к власти династии Аййубидов, позиции Шафиитского мазхаба в Египте еще более усилились, так как сами Аййубиды были ревностными приверженцами суннизма и были заинтересованы в окончательно падении влияния исмаилитского шиизма в стране. Господство шафиитов продолжалось вплоть до периода правления мамлюкского султана Бейбарса, который выступил с идеей назначения на должности судей всех четырех мазхабов суннитов. Но, тем не менее, он тоже не оспаривал ведущую роль Шафиитского мазхаба. После установления в Египте власти Османской империи, здесь стали укрепляться позиции ханафитского мазхаба, так как он был официальной государственной доктриной. Но, несмотря на это, Шафиитский (а также Маликитский) мазхаб сохранил свои позиции в массах народа. На протяжении длительного времени шафиитский мазхаб был самым распространенным в Иране. Его последователи и сегодня там есть. Они сохранили свои позиции, несмотря на то, что официальной идеологией этого государства является шиизм-иснаашаризм. Последователи шафиитского мазхаба были и в Ираке и Мавераннахре, где большинство населения было приверженцами Ханафитского мазхаба. Сложные отношения складывались между последователями ханафитского и шафиитского мазхабов. Дело в том, что обе школы были в достаточной степени фундаментальными и тщательно разработанными. Естественно, что каждая из них претендовала на статус официальной государственной. Это приводило к конфликтам между ними. Повсюду велись споры между шафиитами и ханафитами. Сторонники этих учений выискивали слабые и уязвимые места в учениях друг друга и доказывали преимущество своего мазхаба. Все это приводило к фанатизму, нетерпимости и чувству «мазхабной» исключительности. В результате, эти события привели к расколу в самом суннитском Исламе, учениями которого являлись шафиизм и ханафизм. Дело доходило до того, что некоторые представители шафиитов даже не стеснялись открыто оскорблять великого Абу Ханифу. Это приводило к вооруженным столкновениям, беспорядкам и вражде между представителями обоих мазхабов. Но здравомыслящие шафииты всегда выступали против этого и даже специально для этих случаев выступали с хвалебными речами в адрес Абу Ханифы. В целом же необходимо отметить, что на востоке мусульманского мира конфликты между ханафитами, шафиитами, шиитами-иснаашаритами и захиритами продолжались достаточно долго, и только сравнительно недавно этим совершенно бессмысленным конфликтам был положен конец. В настоящее время никакого конфликта между ханафитами и шафиитами не существует. Эти печальные события прошлого остались в истории и являются показателем того, к каким последствиям может привести нетерпимость, узкий догматизм, неграмотность, фанатичная приверженность к мазхабам. Сегодня они взаимопризнанные мазхабы суннитского Ислама.
Термины шафиитского мазхаба
Аль-Азхар - наиболее предпочтительное и очевидное решение проблемы Мухаммадом ибн Идрисом, которое выбрано из его различных мнений по какой-то проблеме.
Аль-Машхур - наиболее популярное из известных решений какой-то проблемы Мухаммадом ибн Идрисом.
Аль-Асах - наиболее верное и предпочтительное решение какой-то проблемы, которое исходит от учеников Мухаммада ибн Идриса, в соответствии с его методом.
Ас-Сахих - решение проблемы на основании наиболее достоверного сообщения из первоисточников. Термин применяется, если от учеников Мухаммада ибн Идриса имеется более одного мнения по данной проблеме.
Аль-Мазхаб - каждая из двух или нескольких путей. Этот термин относится к различным повествованиям от сподвижников пророка, которые передавали различные сведения по какой-то проблеме. Этим же термином обозначаются две различные фетвы Мухаммада ибн Идриса по одной и той же проблеме.
Ан-Насс - ясный текст Божественного Откровения. Однако фетва может быть дана вне ан-Насса.
Аль-Джадид - «Новые» фетвы Мухаммада ибн Идриса, которые он издавал в Египте. Основными передатчиками этих фетв были аль-Бувейти, аль-Музени, ар-Раби.
Аль-Кадим - «Старые» фетвы Мухаммада ибн Идриса, которые он издавал в Ираке. Наиболее известными из их передатчиков были Ахмад ибн Ханбаль, аз-Зафарани, аль-Карабиси, Абу Саври. Если по какой-то проблеме имеются «новые» и «старые» фетвы Мухаммада ибн Идриса, то предпочтение отдается «новым».
Кавля аль-Джадид - две «новые» фетвы Мухаммада ибн Идриса по какой-то проблеме. Если такое имеет место, то предпочтение отдается более поздней. Если же неизвестно, какая из них более поздняя, то отдается предпочтение той фетве, которую наиболее часто применял сам Мухаммад ибн Идрис.
Шейхан - ар-Рафии и ан-Навави.

Шафи‘и́тский мазха́б (ар. ُّاَلْمَذْهَبُ الشَّافِعِي [аль-маз̱хаб аш-ша̄фи‘ийй]‎) - одна из правовых школ в суннитском исламе, основателем которой является Абу ‘Абдуллах Мухаммад ибн Идрис аш-Шафи‘и. Согласно многим источникам, имам аш-Шафи‘и основал свой мазхаб после глубокого изучения ханафитского, маликитского и других мазхабов своего времени .

Основатель

Имам аш-Шафи‘и родился в Газзе (Палестина), в 767 году, в год кончины имама Абу Ханифы. Имам аш-Шафи‘и является курайшитом, а его родословная восходит к роду пророка Мухаммада ﷺ и пересекается с ним на Абд Манафе. Аш-Шафи‘и рано осиротел и рос Мекке, куда он пе­ре­ехал со своей матерью в возрасте двух лет. В семь лет он выучил наизусть Коран , а в 13 лет - книгу аль-Муватта имама Малика, а также получил глубокие религиозные знания у мек­кан­ских учёных. После этого он с матерью переехал в Медину, где учился у имама Малика око­ло десяти лет .

Согласно некоторым источникам, имам аш-Шафи‘и обучался у многих шейхов из Мекки, Ме­ди­ны, Йемена, Ирака и получил глубокие знания об исламе и арабском языке. Более известными среди них являются двадцать наставников - пять из Мекки, наиболее известными среди которых являются великий хадисовед Суфйан ибн ‘Уйайна и муфтий Мекки Муслим аз-Занджи; шесть из Медины, наиболее известный среди них - основатель маликитского мазхаба Малик ибн Анас; четыре из Йемена, наиболее известный среди них - судья Саны Мутарраф ибн Мазин ас-Са­н‘а­ни; и пять из Ирака, а наиболее известный среди них - ученик имама Абу Ханифы Му­хам­мад ибн аль-Ха­сан аш-Шай­ба­ни . Он умер на 54 году жизни в последнюю ночь месяца раджаб 204 года по хиджре (820 г.).

Мусульманские богословы высоко ценили вклад имама аш-Шафи‘и в развитие исламского права. Дауд Али аз-Захири сказал: «Аш-Шафи‘и обладал такими достоинствами, которыми не объединились ни в ком другом: благородный род, правильная религия и убеж­де­ния, великодушие, знания о достоверности и слабости хадисов, об отменённых и отменяющих хадисах, знание Корана и сунны, жиз­не­о­пи­са­ния халифов, хорошие книги». Ахмад ибн Ханбаль сказал про него: «От Пророка ﷺ передается, что Всевышний Аллах по­сы­ла­ет этой общине в начале каждого сто­ле­тия человека, обновляющего религию. ‘Умар ибн ‘Абд аль-‘Азиз был в начале первого сто­ле­тия, и я надеюсь, что аш-Шафи‘и является обновителем другого столетия». Также имам Ахмад сказал: «Аш-Шафи‘и был как солн­це для этого мира, и как здоровье для тела. Разве существует им замена?» .

Имам аш-Шафи‘и оставил после себя огромное наследие по исламским наукам, наиболее яркими из его достижений считаются знания по фикху. Он также основал науку усуль аль-фикх , которую изложил в книге «ар-Рисаля» . Имам аш-Шафи‘и оставил после себя много учеников, которые систематизировали его мазхаб и распространяли его в разных уголках мусульманского мира. Их имена будут упомянуты далее, в разделе «Авторитетные учёные шафи‘итского мазхаба». Стоит также отметить, что наиболее известным учеником имама аш-Шафи‘и является великий хадисовед и основатель ханбалитского мазхаба Ахмад ибн Ханбаль .

Образование мазхаба

Имам аш-Шафи‘и объединил фикх Хиджаза (школа правовой мысли маликитов) с фикхом Ирака (школа правовой мысли ханафитов) и создал новый мазхаб, положения которого он диктовал своим ученикам в виде книги, называющейся «аль-Худжа» («Свидетельство»). Книга эта диктовалась в Ираке в 810 году и ряд его учеников (среди этих учеников были Ахмад ибн Ханбаль, а также Абу Саур, ос­но­ва­тель собственного мазхаба) запомнили её наизусть, пересказывая содержание другим. Эту книгу и начальный период преподава­ния аш-Шафи‘и обычно называют аль-мазхаб аль-кадим («старая школа мысли»), чтобы разграничить её со вторым периодом, начавшимся после прибытия аш-Шафи‘и в Египет . Здесь он впитал фикх имама аль-Ляйса ибн Са‘да и продиктовал своим ученикам аль-мазхаб аль-джадид («новая школа мысли») в виде другой книги, которая называется «аль-Умм» («Сущность»).

Благодаря его контакту с совершенно новой совокупностью хадисов и рассуждений по правовым вопросам, который он имел в Египте, аш-Шафи‘и в своей новом видении, аль-мазхаб аль-джадид пересмотрел и изменил многие из своих мнений по вопросам права, ко­то­рых он придерживался в Ираке. Имам аш-Шафи‘и знаменит ещё и тем, что он был первым имамом, систематизировавшим ос­но­во­по­ла­гаю­щие принципы фикха, которые он изложил в своей книге под названием ар-Рисаля .

Начальное распространение мазхаба

Имам аш-Шафи‘и оставил после себя множество учеников, которые после него начали усердно распространять шафи‘итский мазхаб. Однако так получилось, что вначале наибольшее распространение мазхаб получил в Ираке и Хорасане . Два этих направления в даль­ней­шем получили названия: «Иракская ветвь» и «Хорасанская ветвь». Обе эти мини-школы шафи‘итского мазхаба имели не­боль­шие разногласия между собой, но все они завершились в эпоху имама ар-Рафи‘и .

Имам ар-Рафи‘и и появившийся вслед за ним имам ан-Навави считаются реформаторами шафи‘итского мазхаба. Благодаря их ста­ра­ни­ям шафи‘итский мазхаб стал единым и прочным, так как они окончательно объединили иракскую и хорасанскую ветви, а также де­та­ль­но разобрали большинство вопросов шафи‘итского мазхаба, с последующим вынесением своих суждений по многим воп­ро­сам .

Источники права, используемые мазхабом шафи‘итов

Правоведы шафи‘итского мазхаба при вынесении правовых суждений опираются на следующие источники:

  • Коран . Имам Аш-Шафи‘и ничем не отличается от всех имамов суннитских мазхабаов в плане бескомпромиссной позиции от­носительно первенства Корана среди всех источников исламского права. Он в огромной мере полагался на Коран, как, впро­чем, и все до него, добавляя только те новые мысли, знания и понимание которые возникали у него в результате глубокого изучения смысла Корана.
  • Сунна . Имам аш-Шафи‘и заложил лишь одно условие приемлемости хадисов, а именно - их достоверность (сахих ). Он отверг все другие условия, установленные имамами Абу Ханифой и Маликом. Он также выделялся своим огромным вкладом в такую область науки, как критика хадисов.

Отдельно стоит отметить, что Коран и Сунну правоведы шафи‘итского мазхаба, подобно всем суннитским мазхабам, рассматривают как две части Божественного Откровения (вахй ). И они апеллируют к сунне для лучшего понимания Корана .

Аш-Шафи‘и отвергал принцип истихсан , применявшийся Абу Ханифой, и принцип истислях , применявшийся Маликом, ибо, по его мнению, они основываются главным образом на субъективных рассуждениях человека там, где уже есть законы Божественного От­кро­ве­ния .

Согласно некоторым источникам, также среди особенностей шафи‘итского мазхаба можно выделить следующее:

Авторитетные ученые шафи‘итского мазхаба

Ученые шафи‘итского мазхаба получили широкую известность по причине своих огромных знаний. Многие из них были известны всем мусульманам, а их труды стали книгами, которые заучивали наизусть представители всех мазхабов. Также следует отметить, что среди шафи‘итских учёных больше всего муджтахидов-мутляк , муджтахидов мазхаба, учёных усуль аль-фикха и так далее. Без сомнений, большинство этих имён известно не только студентам, приобретающим шари‘атские знания, но и простым мусульманам, читающим исламскую литературу. Все они оставили весомый вклад в развитии исламской уммы в общем и исламского права (фикх ) в частности .

У имама аш-Шафи‘и были ученики в Ираке, Хиджазе и Египте. К наиболее известным ученикам имама аш-Шафи‘и, передавшим его аль-мазхаб аль-кадим относятся:

  • аз-За’фарани;
  • аль-Карабиси;
  • Хармаля аль-Мисри;
  • Абу Саур.

А его аль-мазхаб аль-джадид передали:

К наиболее известным ученым шафи‘итского мазхаба относятся:

  • Абу Хамид Мухаммад аль-Газали;
  • Имам аль-Харамайн аль-Джувайни;
  • ‘Абд аль-Карим аль-Казвини ар-Рафи‘и;
  • Мухйи ад-дин ан-Навави;
  • Ибн Хаджар аль-‘Аскаляни;
  • Джамаль ад-дин аль-Иснави;
  • Ибн Хаджар аль-Хайтами и многие другие.

Известные труды шафи‘итского мазхаба

Ареал

На сегодняшний день шафи‘итский мазхаб распространён почти во всех странах, где проживают мусульмане, и занимает второе место по численности последователей после ханафитского. Он распространён в таких странах как Сирия, Палестина, Ливан, Иордания, Ирак, Иран, Египет , Йемен, Оман, Малайзия, Индонезия, Бруней, Таиланд, Филиппины, Сомали, Коморские острова, Индия, Па­ки­с­тан, Турция и многих других уголках исламского мира. В некоторых странах, как в Брунее, идеология шафи‘итского мазхаба стала го­су­дар­ст­вен­ной. В России шафи‘иты в основном живут в Дагестане, Чечне и Ингушетии .

Данный мазхаб имел очень большую популярность в Египте в начале девятого века. В Мавераннахаре и Ираке, по своей популярности, шафи‘итский мазхаб спорил с ханафитским. На сегодняшний день число шафи‘итов составляют 80 % курдов, мусульмане Юго-Вос­точ­ной Азии и большинство арабов на Ближнем Востоке . Согласно некоторым источникам, шафи‘итов насчитывается около 15 % от общего количества мусульман .

Примечания

  1. Schafiiten // Eslam.de . (нем.)
  2. الفرق بين المذاهب الأربعة في الإسلام // Mawdoo3.com . (ар.)
  3. من سيرة الإمام الشافعي // Saaid.net . (ар.)
  4. Альфия Аматуллах Краткая биография имама аш-Шафии // islamcivil.ru . (рус.)
  5. المذهب الشافعي.. الوسطية بين أهل الحديث وأهل الرأي // Islamist-Movements.com . (ар.)
  6. تعريف المذهب الشافعي // Ye1.org . (ар.)
  7. نبذة عن الإمام أحمد بن حنبل // IslamQA.info . (ар.)
  8. Шафиитский мазхаб // Mazhab.kz . (рус.)
  9. التعريف بالشافعية ومؤلفاتهم // AlUkah.net . (ар.)
Основоположники Современные представители

М. аль-Хин, аш-Шурбаджи
М. аль-Буга, аз-Зухейли

Страны:

Египет, Сирия, Малайзия
Палестина, Ирак, Сомали
Ливан, Индия, Пакистан
Индонезия, Иордания
Коморские Острова и др.

Регионы

РФ: Дагестан, Чечня, Ингушетия, Кабардино-Балкария

Количество членов:

неизвестно

Вероубеждение: Источники права: Союзники:

суннитские мазхабы

Источники

Для вынесения правового решения (фетвы) шафиитские правоведы используют Коран, Сунну пророка Мухаммеда, единодушное мнение авторитетных правоведов, мнение сподвижников пророка Мухаммеда, суждения по аналогии , и истихсаб .

Распространение

Шафиитская литература

Напишите отзыв о статье "Шафиитский мазхаб"

Примечания

  1. Боголюбов А.С. // Ислам: энциклопедический словарь / отв. ред. С. М. Прозоров . - М . : Наука , 1991 . - С. 295-296.
  2. Али-заде, А. А. Ансар , 2007 .
  3. deprel.ru
  4. freereligion.ru
  5. , с. 252.

Литература

  • Али-заде, А. А. : [ 1 октября 2011 ] // Исламский энциклопедический словарь. - М . : Ансар , 2007 .
  • Боголюбов А.С. // Ислам: энциклопедический словарь / отв. ред. С. М. Прозоров . - М . : Наука , 1991 . - С. 295-296.
  • Гогиберидзе Г. М. Исламский толковый словарь. - Ростов н/Д : Феникс, 2009. - 266 с. - (Словари). - 3000 экз. - ISBN 978-5-222-15934-7 .

Отрывок, характеризующий Шафиитский мазхаб

Наполеон вступает в Москву после блестящей победы de la Moskowa; сомнения в победе не может быть, так как поле сражения остается за французами. Русские отступают и отдают столицу. Москва, наполненная провиантом, оружием, снарядами и несметными богатствами, – в руках Наполеона. Русское войско, вдвое слабейшее французского, в продолжение месяца не делает ни одной попытки нападения. Положение Наполеона самое блестящее. Для того, чтобы двойными силами навалиться на остатки русской армии и истребить ее, для того, чтобы выговорить выгодный мир или, в случае отказа, сделать угрожающее движение на Петербург, для того, чтобы даже, в случае неудачи, вернуться в Смоленск или в Вильну, или остаться в Москве, – для того, одним словом, чтобы удержать то блестящее положение, в котором находилось в то время французское войско, казалось бы, не нужно особенной гениальности. Для этого нужно было сделать самое простое и легкое: не допустить войска до грабежа, заготовить зимние одежды, которых достало бы в Москве на всю армию, и правильно собрать находившийся в Москве более чем на полгода (по показанию французских историков) провиант всему войску. Наполеон, этот гениальнейший из гениев и имевший власть управлять армиею, как утверждают историки, ничего не сделал этого.
Он не только не сделал ничего этого, но, напротив, употребил свою власть на то, чтобы из всех представлявшихся ему путей деятельности выбрать то, что было глупее и пагубнее всего. Из всего, что мог сделать Наполеон: зимовать в Москве, идти на Петербург, идти на Нижний Новгород, идти назад, севернее или южнее, тем путем, которым пошел потом Кутузов, – ну что бы ни придумать, глупее и пагубнее того, что сделал Наполеон, то есть оставаться до октября в Москве, предоставляя войскам грабить город, потом, колеблясь, оставить или не оставить гарнизон, выйти из Москвы, подойти к Кутузову, не начать сражения, пойти вправо, дойти до Малого Ярославца, опять не испытав случайности пробиться, пойти не по той дороге, по которой пошел Кутузов, а пойти назад на Можайск и по разоренной Смоленской дороге, – глупее этого, пагубнее для войска ничего нельзя было придумать, как то и показали последствия. Пускай самые искусные стратегики придумают, представив себе, что цель Наполеона состояла в том, чтобы погубить свою армию, придумают другой ряд действий, который бы с такой же несомненностью и независимостью от всего того, что бы ни предприняли русские войска, погубил бы так совершенно всю французскую армию, как то, что сделал Наполеон.
Гениальный Наполеон сделал это. Но сказать, что Наполеон погубил свою армию потому, что он хотел этого, или потому, что он был очень глуп, было бы точно так же несправедливо, как сказать, что Наполеон довел свои войска до Москвы потому, что он хотел этого, и потому, что он был очень умен и гениален.
В том и другом случае личная деятельность его, не имевшая больше силы, чем личная деятельность каждого солдата, только совпадала с теми законами, по которым совершалось явление.
Совершенно ложно (только потому, что последствия не оправдали деятельности Наполеона) представляют нам историки силы Наполеона ослабевшими в Москве. Он, точно так же, как и прежде, как и после, в 13 м году, употреблял все свое уменье и силы на то, чтобы сделать наилучшее для себя и своей армии. Деятельность Наполеона за это время не менее изумительна, чем в Египте, в Италии, в Австрии и в Пруссии. Мы не знаем верно о том, в какой степени была действительна гениальность Наполеона в Египте, где сорок веков смотрели на его величие, потому что эти все великие подвиги описаны нам только французами. Мы не можем верно судить о его гениальности в Австрии и Пруссии, так как сведения о его деятельности там должны черпать из французских и немецких источников; а непостижимая сдача в плен корпусов без сражений и крепостей без осады должна склонять немцев к признанию гениальности как к единственному объяснению той войны, которая велась в Германии. Но нам признавать его гениальность, чтобы скрыть свой стыд, слава богу, нет причины. Мы заплатили за то, чтоб иметь право просто и прямо смотреть на дело, и мы не уступим этого права.
Деятельность его в Москве так же изумительна и гениальна, как и везде. Приказания за приказаниями и планы за планами исходят из него со времени его вступления в Москву и до выхода из нее. Отсутствие жителей и депутации и самый пожар Москвы не смущают его. Он не упускает из виду ни блага своей армии, ни действий неприятеля, ни блага народов России, ни управления долами Парижа, ни дипломатических соображений о предстоящих условиях мира.

Истоки мазхаба

Свое начало шафиитский мазхаб берет от его основателя - имама Мухаммада ибн Идриса ибн аль-Аббаса ибн Усмана ибн Шафи’а ибн Ас-Саиба ибн ‘Убайда ибн Абду-язида ибн Хашима ибн Абдуль-Мутталиба ибн Абдуманафа. Таким образом имам Аш-Шафии, да будет доволен им Аллах, был представителем племени Курайш, к которому относился посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха.

Имам Аш-Шафии, да будет доволен им Аллах, родился в 150 году по хиджре всекторе Газа. В малолетнем возрасте мать забрала его в Мекку, где он вырос и начал изучать азы исламской науки. В семилетнем возрасте он уже знал наизусть Коран, а достигнув четырнадцатилетнего возраста - получил разрешение на вынесение фетв. Будучи еще юношей, имам Аш-Шафии, да будет доволен им Аллах, приобретал знания и посещал уроки ведущих ученых своего времени. Уже в тринадцатилетнем возрасте он отправился в Медину, чтобы стать учеником одного из светил исламских наук того времени - имама Малика, да будет доволен им Аллах. Он учился у имама шестнадцать лет (с 163 по 179 г.х), до тех пор, пока Малик, да будет доволен им Аллах, не покинул этот мир. После смерти своего учителя он не покинул Медины, пока не обучился у других ученых этого почтенного города и вобрал в себя их знания.

Когда имам Аш-Шафии, да будет доволен им Аллах, постиг всего, что мог, из исламских наук в Медине, Всевышний Аллах предрешил, чтобы он попал в другой научный центр того времени - Ирак. Впервые он прибыл в Багдад в 184 году, куда он был доставлен по приказу Халифа из Йемена по причине несправедливых обвинений. После разрешения некоторых проблем Аш-Шафии стал обучаться у великих ученых этого города. Пожалуй, самым выдающимся из них был имам Мухаммад ибн аль-Хасан аш-Шайбани, да будет доволен им Аллах, который был учеником имама Абу Ханифы, да будет доволен им Аллах. Аш-Шафии, да будет доволен им Аллах, изучил все его произведения и стал расширенно изучать ханафитский мазхаб. После обучения у этого великого ученого имам Аш-Шафии, да будет доволен им Аллах, стал набираться знаний у остальных выдающихся ученых Багдада, которые в основном были блестящими знатоками хадисов посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Среди них были такие хафизы, как: Ваки’ ибн аль-Джаррах, Абдуль-Ваххаб ас-Сакафи, Абу Усама Хаммад аль-Куфи и другие.

После длительного промежутка времени он вновь отправился на свою Родину в Мекку, где провел уже свой первый урок в качестве ученого. В 195 году, в 45-летнем возрасте имам Аш-Шафии, отправляется в Багдад, но на этот раз он уже был состоявшимся имамом, основавшим свой полноценный мазхаб. Проведя там немного времени и внеся в научную жизнь Ирака существенный вклад, имам Аш-Шафии возвращается в Мекку, чтобы в 198 году вновь вернуться в Багдад со своим последним визитом, в течение которого он проведет там всего лишь несколько месяцев, так как будет готовиться к поездке в Египет.

Имам Аш-Шафии, да будет доволен им Аллах, покинул Ирак, распространив в нем свой мазхаб и оставив огромное количество учеников, которых впоследствии будут называть представителями «иракской ветви».

После прибытия в Египет, где на тот момент были распространены два мазхаба: ханафитский и маликисткий, — имам Аш-Шафии, да будет доволен им Аллах, дал мусульманам новый мазхаб, который они с удовольствием приняли. Однако, стоит заметить, что встретившись с учеными Египта и ознакомившись с новыми хадисами, имам Аш-Шафии, да будет доволен им Аллах, поменял свое мнение относительно некоторых вопросов фикха. Обновленный египетский мазхаб имама Аш-Шафии, да будет доволен им Аллах, в последствии так и назовут - «джадид» (новый), а мазхаб, на котором имам был в Ираке, будет назван - «к’адим» (старый).

Проведя огромный труд в распространении знаний Ислама, образовав новый мазхаб, оставив после себя гигантское научное наследие и огромное количество последователей, имам Аш-Шафии, да будет доволен им Аллах, покинул этот мир. Это произошло в 204 году по хиджре. На момент смерти имама ему было всего 54 года. Да будет доволен им Всевышний Аллах и воздаст ему благом от Ислама и всех мусульман!

Начальное распространение мазхаба

Как уже было сказано, имам Аш-Шафии, да будет доволен им Аллах, оставил после себя множество учеников, среди которых особенно можно выделить двух великих имамов - имама Аль-Бувайты и имама Аль-Музани, да будет доволен Аллах ими обоими. Однако, кроме двух самых сильных учеников у него были и другие, которые после него начали усердно распространять шафиитский мазхаб. Так получилось, что наибольшее распространение мазхаб получил в Ираке и Хорасане. Два этих направления в дальнейшем получили названия: «Иракская ветвь» и «Хорасанская ветвь». Обе эти мини-школы шафиитского мазхаба имели небольшие разногласия между собой, но все они завершились в эпоху имама Ар-Рафии, да помилует его Аллах.

Ученые шафиитского мазхаба получили широкую известность по причине своих огромных знаний. Многие из них были известны всем мусульманам, а их труды стали книгами, которые заучивали наизусть представители всех мазхабов. Также следует отметить, что среди шафиитских ученых больше всего муджтахидов-мутляк, муджтахидов мазхаба, ученых усуль аль-фикх и так далее.

Без сомнений, большинство этих имен известно не только студентам, приобретающим шариатские знания, но и простым мусульманам, читающим исламскую литературу. Все они оставили весомый вклад в развитии исламской уммы в общем и исламского права (фикх) в частности.

Череда книг по шафиитскому мазхабу началась с самого имама Аш-Шафии, написавшего свой главный труд по исламскому праву - книгу «Аль-Умм». Развивая его мазхаб, книги составили и два его главных ученика, но говорить о полноценном завершении мазхаба на их книгах, конечно, нельзя.

Распространенность шафиитского мазхаба

На сегодняшний день шафиитский мазхаб распространен во всех странах, где проживают мусульмане, и занимает второе место по численности последователей после ханафитского. Он распространен в таких странах как Сирия, Палестина, Ливан, Иордания,Египет, Малайзия, Индонезия, а также на Кавказе и многих других уголках исламского мира.