Самые главные признаки весны. Первые признаки наступления весны в природе Признаки приближения весны

Ученые рассказали, как приходит весна с точки зрения живой природы

Признаки наступления весны в природе собрал портал GISMETEO со слов знатоков живой природы. Давайте узнаем, что же такое настоящая весна?

В воздухе витает запах стрептомицетов — запах весны

Еще до того, как распускаются первые цветы, мы чувствуем, как меняется воздух весной. Самый первый запах весны — это запах бактерий стрептомицетов, начинающих активно размножаться с наступлением тепла. «Стрептомицеты живут в верхнем слое почвы, и запах одного из выделяемых ими летучих соединений — геосмина — это всем знакомый землистый весенний запах почвы», — рассказала Сьюзан Перкинс, микробиолог Американского музея естественной истории. Для стрептомицетов геосмин — орудие для отпугивания других бактерий, но для нас это вещество определяет запах мокрой земли. «Откройте крышку чашки Петри с колонией стрептомицетов — запах будет такой, как если бы вы поднесли к носу цветочный горшок», — добавила Перкис.

На космических снимках Земли появляется больше зеленых оттенков

Видео НАСА, составленное из 360 ежедневных космических снимков, демонстрирует, как весной меняется облик Земли: в Северном полушарии исчезают коричневые тона и появляются зеленые.

Весенние песни птиц

Весной в Северное полушарие возвращаются десятки видов птиц. Одними из первых в Россию прилетают скворцы, чье пение можно услышать уже в марте. В начале апреля прилетают жаворонки, чижи и, наконец, зяблики — крупные птицы с красным горлом. Пение зябликов можно считать признаком полноценного наступления весны в природе.

Для детенышей диких животных наступает время забав

Когда приходит весна, лисята, а также детеныши других диких животных, выходят из нор и начинают играть. Рожденные в конце весны, лисята долгое время находятся в норе, которая обеспечивает защиту от голодных койотов. «Сначала родители приносят в нору пищу, но наступает день, когда лисята становятся достаточно окрепшими, чтобы выйти из норы, и тогда я понимаю, что весна наступила», — говорит Рональд Кейс, биолог из Университета Северной Каролины, США.

Серые киты отправляются в долгое плавание

Весной два существующих в мире стада серых китов начинают свою миграцию к северным морям.

Первое стадо, чукотско-калифорнийское, покидает Калифорнийский залив, где киты зимуют, и направляются к северным морям России — Чукотскому, Берингову и морю Ботфорта. В теплых водах Калифорнийского залива у серых китов появляются детеныши, которые также отправляются в путь, составляющий 16 тысяч километров. «Когда киты покидают наши воды, я понимаю, что наступила весна», — говорит Кен Питерсон, сотрудник океанариума Монтерей-Бэй в Калифорнии.
Второе стадо серых китов зимует вблизи Кореи, а летом возвращается в Охотское море, на шельф северо-восточного Сахалина.

Все расцветает

Весной конечно же появляются первые цветы. Однако как растения понимают, что нужное для цветения время пришло? Как объясняет специалист Нью-Йоркского ботанического сада Барбара Амброзе, растения реагируют на внешние стимулы, такие как длина светового дня и температура. Растения, также как и люди, обладают циркадными биоритмами, то есть циклическими колебаниями биологических процессов, связанными со сменой дня и ночи.

Весной солнце начинает прогревать почву, но погода все еще стоит переменчивая. Теплые дни вдруг сменяются холодными, снежными. Не зря в народе говорят: весна да осень - на дню погод восемь.
И все же, постепенно оттаивают бугорки и опушки, появляются первые проталины. Солнце все выше поднимается над землей, давая все больше тепла, пробуждая природу от зимнего сна.
На полях начинает таять снег, журчат первые ручейки. На небе появляются белые облака-барашки. Они называются кучевыми облаками.

На реках, прудах и озерах во льду от весеннего тепла появляются трещины. На реках начинается ледоход. Льдины сталкиваются, нагромождаясь друг на друга, и плывут по течению, пока не растают. Реки переполняются водой и выходят из берегов - наступает половодье.
Все это признаки наступления весны в неживой природе, и главный из них - таяние снега.

Растения весной
С изменениями в неживой природе происходят изменения в жизни растений, животных и людей.
Весне радуется все живое на Земле. Лес пробуждается, наполняется звуками, движением. На северных склонах еще лежат сугробы мокрого снега, а южные уже дымятся, подсыхая.
Растения начинают тянуться вверх, стараясь получить как можно больше солнечного света. Корни растений всасывают из теплой почвы влагу, растворяющую накопленные в стволах питательные вещества. Стебли растений передают питание почкам, которые вскоре станут листьями и цветами.
Еще одно заметное изменение в природе весной - на кустах и деревьях распускаются почки. Начинают зеленеть листья вербы, ольхи, осины, клена, березы. На опушках появляется первая травка. Зацветают подснежники. Появляются красные цветки медуницы. Пройдет немного времени, и ее цветы станут лиловыми, а потом синими.

Птицы весной
Появляются первые насекомые и среди них сонные мухи, которые медленно ползают и греются на солнышке.
Пришло время возвращаться перелетным птицам: для них есть корм - насекомые и прошлогодние семена, которые легко найти на освободившейся от снега почве. В начале марта раньше других прилетают грачи и скворцы, а за ними - жаворонки, чибисы, кукушки, ласточки, стрижи.
Весной погода часто меняется. Иногда выпадает снег и птицы не могут найти себе корм.
Прошлогодние семена вновь оказываются под снегом, а насекомые прячутся.
В это время много птиц погибает от голода, поэтому весной в холодную погоду их надо подкармливать.
Весной птицы вьют гнезда, которые служат им для высиживания яиц и выкармливания птенцов. Кукушки гнезда не вьют, а откладывают свои яйца в гнезда других птиц.
Птенцам нужен корм, и птицы добывают его, уничтожая огромное количество вредных для человека насекомых.
Будьте осторожны с птичьими гнездами. Не подходите к ним близко, и, тем более, не берите в руки птенцов. Птицы боятся запаха человека и не возвращаются в гнездо. Птенцы без помощи родителей погибают.

Звери весной
С приходом весны появляется много корма и для зверей, поэтому весной у них рождаются детеныши. Ранней весной рождаются зайчата, бельчата, волчата, лисята и многие другие зверята.
Сразу же после рождения зайчата начинают играть, бегать и учиться прятаться от врагов. Они даже не замечают, как остаются без надзора. У зайчихи такое жирное и питательное молоко, что, накормив детенышей, она может покинуть их на два-три дня. Уже через две недели после рождения зайчата становятся полностью самостоятельными. Они сами ищут себе пищу - ветки, кору кустарников, траву, побеги молодых деревьев.
После зимней спячки появляются медведи, ежи, барсуки. Вместе с ними выходят и их детеныши. Матери продолжают кормить их молоком, но вскоре зверята приучаются самостоятельно отыскивать насекомых, прошлогодние ягоды, луковицы растений и молодую траву.
Весной у многих зверей начинается линька - зимняя густая шерсть меняется на более редкую, а заяц, горностай, ласка, белка и песец меняют цвет своих шубок.
Теряют свои белые перышки и куропатки, а на их месте отрастают бурые и серые. У лосей и косуль вырастают новые рога.

В апреле в лесу появляется много цветов - хохлатки, фиалки, анемоны. Они спешат отцвести, пока солнечные лучи пробиваются сквозь начинающие распускаться листья деревьев. Поэтому эти цветы называют ранневесенними.
В конце марта рождаются поросята у диких свиней. У маленьких поросят на спине и боках видны яркие продольные полосы, которые через три месяца исчезают. У самки рождается по десять - двенадцать поросят. Растут они быстро, и через полгода поросенок уже весит 100 килограммов.

Вскоре выпускают свои листочки кусты смородины и сирени. Из деревьев первой зацветает ольха. Семена ольхи созревают только осенью, поэтому долгое время остаются на дереве. Ими питаются птицы - чижи и чечетки. С цветов вербы собирают пыльцу пчелы, шмели и другие насекомые.

В апреле прилетают аисты. Прохаживаясь по лугам, аист ищет пищу - лягушек и насекомых. В это время аисты устраивают свои гнезда. Похожи они на кучи хвороста, которые птицы сооружают на невысоких деревьях и крышах домов.

Скоро лето
Поздняя весна, месяц май - пора цветения черемухи, сирени, яблони, абрикоса и других фруктовых деревьев. На лугах зацветают красный клевер и ландыши.
Большинство птиц в мае уже сделали кладки и высиживают птенцов, а соловьи только прилетели из дальних стран. Они прилетают перед цветением черемухи, устраивают гнезда на земле, в густых зарослях травы. Питаются соловьи червями, пауками, насекомыми, ягодами.

Весной рыба идет на нерест. Она упорно преодолевает течение, плывет в верховья рек, выходит на залитые водой луга. Здесь для мальков безопасней и много корма. Рыба нерестится как можно ближе к верховьям реки, к ее истокам, чтобы течением слабых мальков не унесло - в море.

Еще один признак весны - весенние дожди. В народе говорят: если в мае идет дождь, значит, будет в поле рожь.

Домашние животные весной
Домашние животные весной все еще находятся в помещениях, где люди по-прежнему продолжают ухаживать за ними. Только с наступлением тепла овец, коров, коз, баранов выгоняют на пастбища. Для молодняка - маленьких ягнят, козлят, телят - отводят специальные безопасные территории, выгоны.
В это время домашние животные тоже линяют. Из шерсти некоторых животных, например, из шерсти коз, люди изготавливают теплые платки, красивые кофточки, свитера, варежки и шапочки.

Труд людей весной
Как только с полей сходит снег, на них начинаются весенние работы. Надо успеть за короткое время, пока не пересохла почва, посеять семена хлебных и овощных растений, высадить картофель.
В конце весны, в теплые майские дни, высаживают рассаду огурцов, помидоров, капусты. В садах деревья и кустарники опрыскивают ядовитыми веществами, которые убивают насекомых-вредителей. Так же, как осенью, нижнюю часть стволов плодовых деревьев белят известью.
Весной в садах проводят посадку плодовых деревьев и кустарников.
На улицах городов, поселков и сел подрезают деревья и высаживают новые растения. В парках и скверах высаживают декоративные цветы.

Очень часто довольно долгое время дети не понимают разницу между временами года. Это нормальный физиологический процесс. Всё дело в том, что до 7 лет у детей преобладает наглядный способ мышления. Поэтому познакомить малыша со временами года можно только на примерах и приложив к этому немного усилий.

Наблюдения за погодой

Наблюдения за меняющейся весной погодой можно разделить на определённые признаки к ним можно отнести:

  • Оттаивание снега. Весной становится теплее, и снег тает, становится бугристым и грязным. Появляется плотный слой наледи на сугробах, который делает снег твёрдым.
  • Весенняя капель. По дорогам текут ручьи из-за того, что снег тает. По крышам барабанит дождь, исчезли сосульки. Улицы перестают быть скользкими, на дорогах видны кусочки асфальта.
  • Цвет неба. Небо приобретает голубоватый цвет, на нём появляются красивые жёлтые облака.
  • Деревья и растения. Появляются первые цветы, на деревьях набухают почки. Из земли выходит первая молодая трава и первоцветы. К середине весны на деревьях появляется зелень, и деревья цветут.
  • Животные и птицы. Птицы начинают свои трели ранним утром и не замолкают в течение дня. Кормушки, развешенные зимой, пустеют, потому как для птиц корма становится достаточно.
  • Насекомые. Просыпаются первые насекомые, мухи, пчёлы и комары. Их ещё немного, но на первоцветах можно увидеть работающую пчелу.
  • Погода. Погода весной переменчива, возможен и дождь, и снег, но общая температура гораздо выше. Солнце появляется чаще и от этого становится теплее. Природа просыпается от зимней спячки и наполняется шумом от различных звуков.

Признаки весны для детей в домашних условиях

Объяснив, а главное, показав на доступных примерах детям признаки весны в начальном её этапе, можно провести некоторые эксперименты в домашних условиях. Малышам будет интересно проводить некоторые опыты, для которых понадобятся:

  • Семена растений. Положив на влажную ветошь семена растений, через 2-3 дня малыш может увидеть прорастание первых ростков, что является характерным признаком весны для детей. Далее высадив эти семена в грунт, можно провести наблюдение за первыми всходами.
  • Сломанная веточка. Сломав маленькую веточку с плодового дерева и поставив её дома в воду на подоконнике, к середине марта получится красивое цветущее деревце.
  • Домашний лук. Высадив в грунт маленькие луковички в землю, поставим горшочек в тёплое светлое место. Аккуратно поливая и взрыхляя землю вокруг лука, через пару недель получим молодой зелёный лук для салата или супа.

Признаков весны для детей у природы много, нужно только внимательно их рассмотреть и объяснить детям, что именно эти признаки характерны для весны. В другие времена года появляются другие признаки, потому как каждое время года идёт своим чередом. Если правильно показать признаки каждого из них, дети научатся правильно ориентироваться в видах погодных условий, правильно подбирать одежду для выхода на улицу, приобщаться к природе, будут любить и заботиться о ней.

Самый первый признак наступления весны в природе интерпретируется увеличением продолжительности солнечного дня. Дни становятся длиннее, ночи короче, а солнце всё выше над горизонтом.

Исходя из предыдущего признака наступающей весны, можно определить и следующие признаки. Это появление сосулек и таяние снега. Днём солнце уже достаточно сильно прогревает воздух и землю, особенно тёмные места, например крыши домов.

Снег тает, вода стекает вниз, а к вечеру снова начинает замерзать, так и появляются столь удивительные и всеми любимые сосульки. А на следующий день уже начинается капель – предзнаменование наступления весны .

Замёрзшие ветви деревьев

Следующим предвестием весны и одним из первых признаков её прихода в природе служит появление на деревьях почек. На деревьях почки можно встретить и зимой, но с приходом весны они начинают набухать, готовые разорваться, явив миру сочный и зелёный листок.

Нижеследующие признаки прихода весны относятся к птицам. Вернувшись из тёплых краёв, птицы наполняют собой природу, леса, поля и водоёмы. О том «Какие птицы прилетают к нам первыми весной | Вестники весны»

Весеннее возвращение птиц

А где-то мелодично поёт трясогузка, дятел – трудяга, начал свою работу не жалея свое головы, появились грачи и скворцы. Как видите и по птицам можно определить приход весны.

Очередной признак наступления весны в природе – это первые весенние цветы .

С приходом весны у некоторых людей может появиться аллергия, не совсем приятный момент, но один из признаков подтверждающий наступление весны.

Кстати появление веснушек тоже денсосигнация наступившей весны!

Весной могут появляться «веснушки»

Если вы знаете ещё какие-то приметы весны, пишите в комментариях, буду рад!

Фатима Дышекова
Конспект занятия «Весна. Признаки весны»

весна . признаки весны .

Реализация содержания программы в образовательных областях :"познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие", "Речевое развитие", "Социально-коммуникативное развитие".

Виды деятельности : игровая, коммуникативная, позновательно исследовательская, музыкальная, изобразительная.

Цели :учить замечать изменения в природе, сравнивать погоду зимой и весной , передавать характерные изменения в природе; воспитывать интерес к окружающей природе и бережное отношение к ней.

Материалы и оборудование : картинки с изображением снеговика, ранней весны , грибов,бумажного кораблика,сосулек,птиц в гнезде,подснежников.

1. Беседа о признаках весны .

2. Сравнение весенних и зимних признаков .

3. Рассказ воспитателя о весне

5. Слушание песни "Зима прошла" (муз. Н. Метлова,сл. М. Клоковой) .

6. Рисование

7. Рефлексия

1. Ребята,зима закончилась. Назовите пожалуйста зимние месяцы (Декабрь, январь,февраль) .Зима какая была (Холодная,снежная,морозная) .Какое время года наступило после зимы (Весна ) . Какой сейчас месяц (Март) . Какие ещё весенние месяцы вы знаете (Апрель,май) . Какое небо весной ? (Голубое,ясное,высокое,чистое,безоблачное.) А солнце какое? (Весеннее,тёплое,яркое.) Ветер какой? (Свежий,весенний,тёплый.) Снег какой ранней весной ? (Тёмный,грязный,рыхлый.) Что происходит со снегом весной ? (Тает,темнеет,оседает.) Что происходит с солнцем? (Ярко светит,пригревает,ласкает.) Что происходит с деревьями? (У них набухают почки.) Кто прилетает из тёплых краев? (Птицы : ласточки,грачи, журавли,скворцы.) Что происходит со льдом на реках? (Тает,трескается.) А самый первый весенний цветок какой (Подснежник) .

2. Ребята, а сейчас я начну говорить предложения с зимними признаками , а вы должны закончить это предложение с весенними признаками .

1) Зимой небо пасмурное, а весной . (ясное) .

2)Зимой солнце стоит низко, а весной . (высоко) .

3)Зимой воздух холодный, а весной . (тёплый) .

4)Зимой дни короткие, а весной . (длинные) .

3. А теперь мы составим рассказ про весну по картинкам (Картинки относящиеся к весне вешаются на доску )

Наступила долгожданная весна . Небо весной голубое ,ясное. Солнце светит ярче,греет сильнее. Дует тёплый весенний ветерок. Снег темнеет, тает, становится грязным и рыхлым. На реках тает и трескается лёд. Начинается ледоход. На деревьях набухают почки. Появляются первые весенние цветочки. Из дальних стран прилетают перелётные птицы. Люди стали по весеннему легко одеваться. Дети рады весне . Они пускают кораблики, катаются на самокатах и роликовых коньках. Весной люди сажают растения в садах и огородах.

Дети после прослушивания рассказа могут пересказать то, что запомнили.

4. Ребята,а давайте найдем картинки которые относятся к весне (На доску вешаются картинки относящиеся к разным временам года) и мы соберем из пазлов картину "Весна на опушке леса "

Молодцы ребята,все отлично справились с этим заданием. Но как вы уже сказали,весна - ласковая ,теплая и хочет чтобы и мы обращались с окружающей природой с теплотой в душе и ласково. Скажите пожалуйста эти слова ласково :

ветер-(ветерок, солнце-(солнышко, луч-(лучик, ручей-(ручеёк, ветка-(веточка,

цветок-(цветочек, лист-(листик,

5. Ребята,а что кроме снега еще тают весной (Сосульки и льдинки) .

Что весной делают для птиц (Скворечники) .

Что дети пускают весной на речках (Кораблики) .

Вот и я приготовила все это,только надо бы их посчитать. Давайте все вместе посчитаем. (Все предметы по 5 штук. Скворечники из картона,кораблики из бумаги,

сосульки и льдинки можно сделать цветными,они герляндой висят на толстой нитке)

1 сосулька, 2 сосульки,., ., .

1 скворечник, 2 скворечника,. ,. ,.

1 льдинка, 2 льдинки,. ,. ,.

1 кораблик, 2 кораблика,. ,. ,.

6. Послушайте,послушайте кто-то поет. (Дети слушают песню "Песенка о весне "муз. Г. Фрид, сл. Н. Френкель) .Ребята о чем в песне поется?Да, о весне ,о подснежнике.

Давайте мы нарисуем каждый свою весну , а потом украсим вашими рисунками нашу группу.

Что мы можем нарисовать чтобы у нас получилась весенняя картина (Синее небо, солнышко, дерево с почечками, травку, птичек, цветочки,детей).

(Дети садятся и рисуют опираясь на иллюстрации с изображением ранней весны ).

7.-Чем мы сегодня занимались?

Что вам понравилось больше всего?

Публикации по теме:

Конспект открытой интегративной НОД «Основные признаки весны» Конспект открытой интегративной НОД в группе компенсирующей направленности по теме: «Основные признаки весны». Алещенко Ольга. Конспект.

Задачи: Уточнить и обобщить признаки весны. Активизировать и расширить словарный запас по данной теме. Получать положительные эмоции от.

Конспект квест-игры по ФЦКМ «Признаки весны» (старшая группа) Конспект игрового занятия по ФЦКМ квест-игра «Признаки весны» (Старшая группа) Составила: Кормителева Лорэна Эдуардовна. Цель: Развитие.

Конспект логопедического занятия в старшей группе «Весна. Признаки весны» Тема: «Весна. Признаки весны» Цели: Коррекционно – образовательные: Учить называть признаки времен года; Учить образовывать относительные.

Конспект НОД «Признаки весны» Конспект интегрированного занятия во второй младшей группе «Признаки весны» Цели: познакомить с новым стихотворением, учить называть признаки.

Конспект занятия по познавательному развитию в первой младшей группе «Весна. Какие краски у весны» Познавательное развитие (ФЦКМ) 1-ая младшая группа Тема: «Весна. Какие краски у весны.» Программное содержание: дать детям представление.