Рпц мп официальный. Епископ Русской православной церкви: «В России уважают права человека» (Público, Португалия). Константинопольский патриархат отказался прекращать общение с РПЦ

УСТРОЙСТВО РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ.

     Русская Православная Церковь является многонациональной Поместной Автокефальной Церковью, находящейся в вероучительном единстве и молитвенно-каноническом общении с другими Поместными Православными Церквами.
     Юрисдикция Русской Православной Церкви простирается на лиц православного исповедания, проживающих на канонической территории Русской Православной Церкви: в России, Украине, Белоруссии, Молдавии, Азербайджане, Казахстане, Киргизии, Латвии, Литве, Таджикистане, Туркмении, Узбекистане, Эстонии, а также на добровольно входящих в нее православных, проживающих в других странах.
     В 1988 году Русская Православная Церковь торжественно отметила 1000-летие Крещения Руси. В этот юбилейный год в ней насчитывалось 67 епархий, 21 монастырь, 6893 прихода, 2 Духовные академии и 3 Духовные семинарии.
     Под Первосвятительским омофором Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, пятнадцатого Патриарха в истории Русской Православной Церкви , избранного в 1990 году, совершается всестороннее возрождение церковной жизни. В настоящее время в Русской Православной Церкви насчитывается 132 (136 с учетом Японской Автономной Православной Церкви) епархии в различных государствах, более 26600 приходов, (из них в Россиии 12665). Пастырское служение осуществляют 175 архиереев, в том числе 132 епархиальных и 32 викарных; 11 архиереев находятся на покое. Действует 688 монастырей, (Россия: 207 мужских и 226 женских, Украина: 85 мужских и 80 женских, другие страны СНГ: 35 мужских и 50 женских, зарубежные страны: 2 мужских и 3 женских). Система образования Русской Православной Церкви в настоящее время включает 5 Духовных академий, 2 православных университета, 1 Богословский институт, 34 духовные семинарии, 36 духовных училищ и в 2-х епархиях - пастырские курсы. При нескольких академиях и семинариях действуют регентские и иконописные школы. Также действуют церковно-приходские воскресные школы при большинстве приходов.
    
     Русская Православная Церковь имеет иерархическую структуру управления. Высшими органами церковной власти и управления являются Поместный Собор, Архиерейский Собор, Священный Синод во главе с Патриархом Московским и всея Руси.
     Поместный Собор состоит из архиереев, представителей клира, монашествующих и мирян. Поместный Собор истолковывает учение Православной Церкви, сохраняя вероучительное и каноническое единство с Поместными Православными Церквами, решает внутренние вопросы церковной жизни, канонизирует святых, избирает Патриарха Московского и всея Руси и устанавливает процедуру такого избрания.
     Архиерейский Собор состоит из епархиальных архиереев, а также викарных архиереев, возглавляющих Синодальные учреждения и Духовные академии или имеющих каноническую юрисдикцию над подведомственными им приходами. В компетенцию Архиерейского Собора, помимо прочего, входит подготовка к созыву Поместного Собора и наблюдение за претворением в жизнь его решений; принятие и изменение Устава Русской Православной Церкви; решение принципиальных богословских, канонических, богослужебных и пастырских вопросов; канонизация святых и утверждение богослужебных чинопоследований; компетентное истолкование церковных законоположений; выражение пастырской озабоченности проблемами современности; определение характера отношений с государственными органами; поддержание отношений с Поместными Православными Церквами; создание, реорганизация и ликвидация самоуправляемых Церквей, экзархатов, епархий, Синодальных учреждений; утверждение новых общецерковных наград и тому подобное.
     Священный Синод , возглавляемый Патриархом Московским и всея Руси, является органом управления Русской Православной Церкви в период между Архиерейскими Соборами.
     Святейший Патриарх Московский и всея Руси имеет первенство чести среди епископата Русской Православной Церкви. Он имеет попечение о внутреннем и внешнем благосостоянии Русской Православной Церкви и управляет ею совместно со Священным Синодом, являясь его Председателем. Патриарх избирается Поместным Собором из архиереев Русской Православной Церкви не моложе 40 лет, пользующихся доброй репутацией и доверием иерархов, клира и народа, обладающих высшим богословским образованием и достаточным опытом епархиального управления, отличающихся приверженностью к каноническому правопорядку, имеющих "доброе свидетельство от внешних" (1 Тим. 3, 7). Сан Патриарха является пожизненным.
    
     Исполнительными органами Патриарха и Священного Синода являются Синодальные учреждения . К числу Синодальных учреждений относятся Отдел внешних церковных связей, Издательский совет, Учебный комитет, Отдел катехизации и религиозного образования, Отдел благотворительности и социального служения, Миссионерский отдел, Отдел по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями и Отдел по делам молодежи. В Московскую Патриархию на правах Синодального учреждения входит Управление делами. В ведении каждого из Синодальных учреждений находится круг общецерковных дел, входящий в сферу его компетенции.
     Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата представляет Русскую Православную Церковь в ее сношениях с внешним миром. Отдел осуществляет связи Русской Православной Церкви с Поместными Православными Церквами, инославными церквами и христианскими объединениями, нехристианскими религиями, правительственными, парламентскими, общественными организациями и учреждениями, межправительственными, религиозными и общественными международными организациями, светскими средствами массовой информации, культурными, экономическими, финансовыми и туристическими организациями. ОВЦС МП осуществляет в пределах канонических полномочий иерархическое, административное и финансово-хозяйственное управление епархиями, миссиями, монастырями, приходами, представительствами и подворьями Русской Православной Церкви в дальнем зарубежье, а также содействует работе подворий Поместных Православных Церквей на канонической территории Московского Патриархата. В рамках ОВЦС МП действуют: Служба православного паломничества, осуществляющая поездки архиереев, пастырей и чад Русской Церкви к святыням дальнего зарубежья; Служба коммуникации, которая поддерживает общецерковные взаимосвязи со светскими средствами массовой информации, наблюдает за публикациями о Русской Православной Церкви, поддерживает официальный сайт Московского Патриархата в интернете; Сектор публикаций, который издает Информационный бюллетень ОВЦС и церковно-научный журнал "Церковь и время". С 1989 года Отдел внешних церковных связей возглавляет митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл.
     Издательский совет Московского Патриархата - коллегиальный орган, состоящий из представителей Синодальных учреждений, духовных учебных заведений, церковных издательств и иных учреждений Русской Православной Церкви. Издательский совет на общецерковном уровне координирует издательскую деятельность, представляет издательские планы на утверждение Священного Синода, проводит оценку публикуемых рукописей. Издательство Московской Патриархии издает "Журнал Московской Патриархии" и газету "Церковный вестник" - официальные печатные органы Московского Патриархата; выпускает сборник "Богословские труды", официальный церковный календарь, ведет летопись Патриаршего служения, осуществляет публикацию официальных церковных документов. Кроме того, в ведении Издательства Московской Патриархии находится издание Священного Писания, богослужебных и иных книг. Издательский совет Московского Патриархата и Издательство Московской Патриархии возглавляет протоиерей Владимир Силовьев.
     Учебный комитет руководит сетью духовных учебных заведений, которые готовят будущих священно- и церковнослужителей. В рамках Учебного комитета проходит согласование образовательных программ для духовных учебных заведений, выработка единого образовательного стандарта для Духовных школ. Председателем учебного комитета является архиепископ Верейский Евгений.
     Отдел религиозного образования и катехизации координирует работу по распространению религиозного образования среди мирян, в том числе в светских учебных заведениях. Формы религиозного образования и катехизации мирян весьма многообразны: воскресные школы при храмах, кружки для взрослых, группы подготовки взрослых ко крещению, православные детские сады, православные группы в государственных детских садах, православные гимназии, школы и лицеи, курсы катехизаторов. Воскресные школы являются наиболее распространенной формой катехизации. Руководит Отделом архимандрит Иоанн (Экономцев).
     Отдел благотворительности и социального служения осуществляет ряд социально значимых церковных программ и координирует социальную работу на общецерковном уровне. Успешно функционирует ряд медицинских программ. В их числе особого внимания заслуживает работа Центральной клинической больницы Московского Патриархата во имя святителя Алексия, митрополита Московского (5-й Градской больницы). В условиях перехода медицинского обслуживания на коммерческую основу это медицинское учреждение является одной из немногих московских клиник, где обследование и лечение осуществляется бесплатно. Кроме того, Отдел неоднократно осуществлял поставки гуманитарной помощи в районы стихийных бедствий, конфликтов. Председатель Отдела - митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий.
     Миссионерский отдел координирует миссионерскую деятельность Русской Православной Церкви. Сегодня эта деятельность включает в себя главным образом внутреннюю миссию, то есть работу по возвращению в лоно Церкви людей, которые в результате гонений на Церковь в XX веке оказались оторванными от отеческой веры. Еще одним важнейшим направлением миссионерской деятельности является противостояние деструктивным культам. Председатель Миссионерского отдела - архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн.
     Отдел по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями осуществляет пастырскую работу с военнослужащими, сотрудниками правоохранительных учреждений. Кроме того, в сфере компетенции Отдела находится пастырское окормление заключенных. Председателем Отдела является протоиерей Димитрий Смирнов.
     Отдел по делам молодежи на общецерковном уровне осуществляет координацию пастырской работы с молодежью, организует взаимодействие церковных, общественных и государственных организаций в деле духовно-нравственного воспитания детей и молодежи. Возглавляет Отдел архиепископ Костромской и Галичский Александр.
    
     Русская Православная Церковь разделяется на Епархии - местные церкви , возглавляемые архиереем и объединяющие епархиальные учреждения, благочиния, приходы, монастыри, подворья, духовные образовательные учреждения, братства, сестричества и миссии.
     Приходом называется община православных христиан, состоящая из клира и мирян, объединенных при храме. Приход является каноническим подразделением Русской Православной Церкви , находится под начальственным наблюдением своего епархиального архиерея и под руководством поставленного им священника-настоятеля. Приход образуется по добровольному согласию верующих граждан православного вероисповедания, достигших совершеннолетия, с благословения епархиального архиерея.
     Высшим органом управления прихода является Приходское собрание, возглавляемое настоятелем прихода, который по должности состоит председателем Приходского собрания. Исполнительным и распорядительным органом Приходского собрания является Приходской совет; он подотчетен настоятелю и Приходскому собранию.
     Братства и сестричества могут быть созданы прихожанами с согласия настоятеля и по благословению епархиального архиерея. Братства и сестричества имеют целью привлечение прихожан к участию в заботах и трудах по поддержанию храмов в надлежащем состоянии, к благотворительности, милосердию, религиозно-нравственному просвещению и воспитанию. Братства и сестричества при приходах состоят под начальственным наблюдением настоятеля. Они приступают к своей деятельности после благословения епархиального архиерея.
     Монастырь - это церковное учреждение, в котором проживает и осуществляет свою деятельность мужская или женская община, состоящая из православных христиан, добровольно избравших монашеский образ жизни для духовного и нравственного совершенствования и совместного исповедания православной веры. Решение вопроса об открытии монастырей принадлежит Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси и Священному Синоду по представлению епархиального архиерея. Епархиальные монастыри находятся под наблюдением и каноническим управлением епархиальных архиереев. Ставропигиальные монастыри находятся под каноническим управлением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси или тех Синодальных учреждений, которым Патриарх благословит такое управление.
    
     Епархии Русской Православной Церкви могут быть объединены в Экзархаты . В основу такого объединения полагается национально-региональный принцип. Решения о создании или роспуске Экзархатов, а также об их наименовании и территориальных границах принимаются Архиерейским Собором. В настоящее время в Русской Православной Церкви имеется Белорусский Экзархат, находящийся на территории Республики Беларусь. Возглавляет Белорусский Экзархат митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси.
     В состав Московского Патриархата входят автономные и самоуправляемые Церкви . Их создание и определение их границ входит в компетенцию Поместного или Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. Самоуправляемые Церкви осуществляют свою деятельность на основе и в пределах, предоставляемых Патриаршим Томосом, издаваемым в соответствии с решениями Поместного или Архиерейского Собора. В настоящее время самоуправляемыми являются: Латвийская Православная Церковь (Предстоятель - митрополит Рижский и всея Латвии Александр), Православная Церковь Молдовы (Предстоятель - митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир), Эстонская Православная Церковь (Предстоятель - митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий). Украинская Православная Церковь является самоуправляемой с правами широкой автономии. Ее Предстоятелем является Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир.
    Японская Автономная Православная Церковь и Китайская Автономная Православная Церковь независимы и свободны в делах своего внутреннего управления и связаны с Полнотой Вселенского Православия через Русскую Православную Церковь.
    Предстоятелем Японской Автономной Православной Церкви является Высокопреосвященный Даниил, Архиепископ Токийский, Митрополит всея Японии. Избрание Предстоятеля совершается Поместным Собором Японской Автономной Православной Церкви, состоящим из всех ее епископов и представителей клира и мирян, избранных на этот Собор. Кандидатура Предстоятеля утверждается Святейшим Патриархом Московским и всея Руси. Предстоятель Японской Автономной Православной Церкви поминает Святейшего Патриарха за богослужениями.
    Китайская Автономная Православная Церковь в настоящее время состоит из нескольких общин православных верующих, не имеющих постоянного пастырского окормления. До проведения Собора Китайской Автономной Православной Церкви архипастырское попечение о ее приходах осуществляется Предстоятелем Русской Православной Церкви в соответствии с действующими канонами.

В год тысячелетнего юбилея Крещения Руси, с 6 по 9 июля 1988 г., в Троице-Сергиевой Лавре заседал Поместный Собор Русской Православной Церкви. В деяниях Собора приняли участие: по своему положению – все архиереи Русской Церкви; по избранию – по два представителя от клириков и мирян каждой епархии; а также представители духовных школ, наместники и игумений монастырей. Председательствовал на Соборе Святейший Патриарх Пимен и постоянные члены Синода.

Среди документов Собора важнейшее значение имеет Устав об управлении Русской Православной Церкви, принятый 9 июня 1988 г. Проект Устава был разработан и представлен полноте Собора архиепископом Смоленским и Вяземским Кириллом (ныне митрополит). Предварительно он обсуждался на Архиерейском Предсоборном Совещании 28–31 марта 1988 г. На Предсоборном Совещании и во время дискуссии, состоявшейся на самом Поместном Соборе, были рассмотрены и внесены поправки в текст Устава, уточнены отдельные формулировки. Это первый Устав в истории Русской Церкви. В синодальную эпоху управление Русской Церковью осуществлялось на основании «Духовного регламента», в некотором отношении сходного с Уставом; затем «Духовный регламент заменили отдельные Определения Поместного Собора 1917–1918 гг. и, наконец, с 1945 г. по 1988 г. действовало краткое «Положение об управлении Русской Православной Церковью».

Ныне действующий Устав разделен на 15 глав, каждая из которых состоит из нескольких статей. В преамбуле Устава («Общие положения») говорится о том, что Русская Православная Церковь является многонациональной поместной автокефальной Православной Церковью, находящейся в вероучительном единстве и молитвенно-каноническом общении с другими поместными Православными Церквами. Определение «многонациональная» соответствует действительности. Приводится в Уставе и другое официальное наименование Русской Церкви – Московский Патриархат.

Согласно ст. 3 Устава, юрисдикция Русской Церкви простирается на лиц православного исповедания, проживающих на территории России, за исключением Грузии, а также на добровольно входящих в нее православных, живущих за границей. В ст. 4 содержится перечень источников действующего русского церковного права: Священное Писание и Священное Предание, святые каноны, постановления Поместных Соборов Русской Православной Церкви, настоящий Устав. Отмечено и то обстоятельство, что свою деятельность Русская Церковь осуществляет при уважении и соблюдении государственных законов.

Высшими органами церковной власти, в соответствии с Уставом, являются Поместный Собор, Архиерейский Собор и Священный Синод во главе с Патриархом. В преамбуле Устава названы также органы епархиального и приходского управления. Правами церковного суда, согласно Уставу, обладают Поместный и Архиерейский Соборы, Священный Синод и Епархиальный Совет. В заключительной статье преамбулы (ст. 9) закреплено положение о том, что Патриархия, ее учреждения, епархии, приходы, монастыри и духовные школы обладают гражданской правоспособностью.

Устройство Высшего управления Русской Церкви регламентируется в гл. 2–6 Устава.

Поместный и Архиерейский Соборы

Поместному Собору принадлежит высшая власть в области вероучения, церковного управления и церковного суда – законодательная, исполнительная и судебная. Собор созывается Патриархом (Местоблюстителем) и Священным Синодом по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет, В его состав входят архиереи, клирики, монашествующие и миряне. Поместный Собор 1917–1918 гг. предусматривал в своих определениях трехлетний промежуток между очередными Поместными Соборами, а Положением 1945 г. сроки созыва Соборов вовсе не регламентировались.

Членами Собора являются правящие и викарные архиереи по своему статусу (в соответствии с Уставом Собора 1917–1918 гг. викарные архиереи не являлись его членами). Процедура избрания на Собор представителей от клира и мирян и их квота устанавливаются, согласно действующему Уставу, Священным Синодом.

На основании Устава 1988 г. Поместному Собору предоставляется право: истолковывать учение Церкви, сохраняя вероучительное и каноническое единство с другими Православными Церквами, решать канонические, богослужебные, пастырские вопросы; утверждать, изменять, отменять и разъяснять свои постановления. Собор канонизует святых, избирает Патриарха и устанавливает процедуру такого избрания; утверждает постановления Архиерейского Собора; оценивает деятельность Священного Синода и его учреждений; создает или упраздняет органы церковного управления; устанавливает процедуру для всех церковных судов; осуществляет церковный контроль за реализацией отношений между Церковью и государством; принимает решения по вопросам о взаимоотношениях с Православными Церквами и инославными исповеданиями; выражает озабоченность проблемами, волнующими страну и все человечество; учреждает общецерковные награды. Поместный Собор является последней инстанцией, которой подсуден Патриарх, а также для решения всех дел, предварительно рассмотренных Архиерейским Собором и переданных Собору.

Собор возглавляется председателем – Патриархом или, в его отсутствие, Местоблюстителем Патриаршего Престола. Кворум Собора составляют 23 делегатов, включая сюда 2 3 архиереев. Собор определяет регламент своей работы и избирает большинством голосов Президиум, Секретариат и рабочие органы. Президиум Собора состоит из Председателя и его заместителей в составе 8 лиц в архиерейском сане. В Президиум Собора, проходившего в 1917–1918 гг., входили также представители от клириков и мирян. Секретариат Собора возглавляется архиереем. Протоколы Собора подписывают Председатель, члены Президиума и Секретарь. Собор избирает председателей (в архиерейском сане), членов и секретарей своих рабочих органов. Президиум, Секретарь и председатели рабочих органов составляют Соборный Совет, который является руководящим органом Собора.

Все архиереи – члены Собора – составляют Архиерейское Совещание. Оно созывается Председателем Собора, Советом Собора или по предложению 13 архиереев. В его задачу входит обсуждение тех постановлений, которые особенно важны и вызывают сомнение с догматической и канонической точки зрения. Если решение Собора отвергается 2 3 присутствующих архиереев, оно повторно выносится на соборное рассмотрение. Если же и после этого 23 архиереев его отвергнут, оно теряет силу.

Заседание Собора возглавляет Председатель или, по его предложению, один из заместителей Председателя. В открытых заседаниях Собора могут участвовать гости, наблюдатели, специалисты-богословы. Избрание принимается большинством голосов, за исключением особых случаев. При равенстве голосов, голос Председателя дает перевес. Согласно ст. 20 (гл. II) Устава, постановления Собора вступают в силу сразу после их принятия .

Согласно Уставу в состав Архиерейского Собора входят епархиальные архиереи и епископы, возглавляющие синодальные учреждения. В период между Поместными Соборами Архиерейский Собор обладает полнотой высшей церковной власти. В Уставе определена периодичность созывов Архиерейского Собора: не реже одного раза в два года. Соборы созываются также по мере необходимости.

В преддверии Поместного Собора Архиерейский Собор вносит предложения, касающиеся повестки дня, программы и регламента заседаний Поместного Собора, а также процедуры избрания Патриарха.

В обязанности Архиерейского Собора входит: хранение чистоты православного вероучения и норм христианской нравственности, решение принципиально важных богословских, канонических, богослужебных и пастырских вопросов; канонизация святых, создание и упразднение епархий, синодальных учреждений, а также духовных школ общецерковного значения.

Священный Синод подотчетен Архиерейскому Собору.

«Архиерейский Собор является первой инстанцией, правомочной рассматривать догматические и канонические отступления в деятельности Патриарха» . В качестве второй инстанции он рассматривает споры между архиереями, дела, связанные с каноническими проступками архиереев, а также все дела, переданные ему Священным Синодом для принятия окончательного решения.

Председателем Архиерейского Собора является Святейший Патриарх и Местоблюститель Патриаршего Престола. Президиум Архиерейского Собора составляет Священный Синод; секретарь Собора избирается из числа членов Синода. Решения Собора, за исключением случаев, особо оговоренных в регламенте Собора, принимаются большинством голосов; при равенстве голосов перевес дает голос Председателя. Как и постановления Поместного Собора, решения Архиерейского Собора вступают в силу сразу после их принятия, но право окончательного их утверждения принадлежит Поместному Собору.

Патриарх

Предстоятель Русской Православной Церкви носит титул «Святейший Патриарх Московский и всея Руси». Он имеет первенство чести среди епископов и подотчетен Поместному и Архиерейскому Соборам. Имя Патриарха возносится за богослужением во всех храмах Русской Православной Церкви. Святейший Патриарх управляет Церковью вместе со Священным Синодом: «Отношения между Патриархом и Священным Синодом, в соответствии с общепризнанной традицией, определяются 34 Правилом Святых Апостолов и 9 правилом Антиохийского Собора» – гласит ст. 5 (гл. IV) Устава.

Патриарх созывает Поместные и Архиерейские Соборы, назначает заседания Синода и председательствует на них. Он несет ответственность за исполнение постановлений Соборов и Синода, представляет Соборам отчеты о жизни Церкви в межсоборный период, осуществляет начальственное наблюдение за всеми синодальными учреждениями и духовными школами, обращается с посланиями к полноте Русской Церкви, вступает в сношения с Предстоятелями Православных Церквей и главами иных исповеданий, представляет Русскую Церковь перед государственной властью. Патриарх издает указы о назначении епархиальных и викарных архиереев, руководителей синодальных учреждений, ректоров духовных школ и других должностных лиц, назначаемых Синодом; заботится о своевременном замещении архиерейских кафедр, об исполнении архиереями своих архипастырских обязанностей, поручает архиереям временное управление епархиями, имеет право визитации всех епархий Русской Церкви, дает архиереям братские советы; принимает жалобы на архиереев и дает им надлежащий ход. Патриарх награждает архиереев титулами и высшими церковными отличиями, а клириков и мирян – церковными наградами, утверждает присуждение ученых степеней и званий, имеет попечение о своевременном изготовлении святого мира.

Патриарх является епархиальным архиереем Московской епархии. По его указанию Московской епархией управляет на правах епархиального архиерея Патриарший Наместник, носящий титул митрополита Крутицкого и Коломенского. Сан Патриарха является пожизненным. Право суда над Патриархом принадлежит Поместному Собору.

В случае кончины Патриарха, а также его ухода на покой или оставления Патриаршего Престола по иной причине, Священный Синод под председательством митрополита Киевского избирает из числа своих постоянных членов Местоблюстителя Патриаршего Престола. Согласно Положению об управлении Русской Православной Церкви, изданному Поместным Собором 1945 г., Местоблюститель не избирался, им становился старейший по хиротонии постоянный член Синода. В период междупатриаршества Русской Церковью управляет Священный Синод во главе с Местоблюстителем. «Не позднее шести месяцев по освобождении Патриаршего Престола Местоблюститель и Священный Синод созывают Поместный Собор для избрания нового Патриарха» .

Кандидат в Патриархи должен быть архиереем Русской Православной Церкви, иметь богословское образование, достаточный опыт в области церковного управления, отличаться приверженностью к каноническому правопорядку, пользоваться доброй репутацией и доверием со стороны епископата, духовенства и мирян, «иметь доброе свидетельство от внешних» (), быть не моложе 40 лет и являться гражданином России.

Священный Синод и синодальные учреждения

В межсоборный период высшую законодательную, исполнительную и судебную власть осуществляет Священный Синод во главе с Патриархом. Синод ответственен перед Поместным и Архиерейским Соборами.

Он состоит из председателя – Патриарха или Местоблюстителя, – а также 6 постоянных и 6 временных членов – епархиальных архиереев. Архиерейский Собор 1989 г. внес изменение в Устав, расширив Состав Синода. Устав в первоначальной редакции Поместного Собора предполагал наличие в Синоде 5 постоянных и 5 временных членов. Постоянными членами Синода являются глава Украинской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины; а также митрополиты Санкт-Петербургский и Ладожский; Крутицкий и Коломенский; Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Белоруссии; и по должности – управляющий делами Московской Патриархии и Председатель Отдела внешних церковных сношений. Временные члены вызываются на одну сессию по старшинству хиротонии по одному архиерею от каждой группы, на которые разделяются епархии. Епископы вызываются для присутствия в Синоде не ранее двухлетнего срока пребывания их на кафедре, которую они занимают на время вызова в Синод. Синодальный год разделен на две сессии: летнюю (с марта до августа) и зимнюю (с сентября по февраль).

Если Патриарх не может председательствовать на заседании Синода, он замещается старейшим по хиротонии постоянным членом Синода. Секретарем Синода является Управляющий делами Московской Патриархии. Дела решаются в Синоде общим согласием или большинством голосов. При равенстве голосов голос Председателя дает перевес.

Статья 20 главы V Устава гласит: «В тех случаях, когда Патриарх признает, что принятое решение не соответствует пользе и благу Церкви, он заявляет протест. Протест должен быть сделан на том же заседании и затем изложен в письменном виде в семидневный срок. По истечении этого срока дело вновь рассматривается Священным Синодом. Если Патриарх не найдет возможным согласиться и с новым решением дела, то оно приостанавливается и передается на рассмотрение Архиерейского Собора. Если отложить дело невозможно и решение должно быть принято незамедлительно, Патриарх действует по своему усмотрению. Принятое таким образом решение выносится на рассмотрение чрезвычайного Архиерейского Собора, от которого и зависит окончательное разрешение вопроса» .

В обязанности Священного Синода входит попечение о неповрежденном хранении и истолковании православной веры и норм христианской нравственности и благочестия, поддержание единства с братскими Православными Церквами, организация внутренней и внешней деятельности Церкви; толкование канонических постановлений и разрешение затруднений, связанных с их применением, рассмотрение богослужебных вопросов, издание дисциплинарных постановлений, поддержание должных отношений между Церковью и государством, поддержание экуменических и межцерковных связей, выражение озабоченности общественными проблемами, обращение с посланиями к полноте Русской Церкви.

Священный Синод избирает и назначает архиереев, перемещает их в исключительных случаях и увольняет на покой; вызывает архиереев на синодальные сессии, рассматривает отчеты епископов. Синод назначает руководителей синодальных учреждений и их заместителей, ректоров духовных школ, утверждает проректоров и инспекторов духовных школ. В случае необходимости Синод образует комиссии и иные рабочие органы.

Священный Синод руководит деятельностью синодальных учреждений, рассматривает и одобряет центральный церковный бюджет, сметы синодальных учреждений, духовных школ и соответствующие отчеты.

Синод вносит изменения в наименование епархий, одобряет создание епархиальных учреждений, одобряет уставы монастырей, утверждает, а в исключительных случаях и назначает настоятелей и настоятельниц монастырей, за исключением монастырей экзархата, учреждает ставропигии. По представлению Учебного комитета он утверждает учреждение новых кафедр в Духовных Академиях, уставы и учебные планы духовных школ, программы Семинарий.

В судебные права Священного Синода входит суд в первой инстанции разногласий между архиереями и канонических проступков епископов; суд в первой и последней инстанции дел против сотрудников синодальных учреждений. Синод судит в последней инстанции священников и диаконов, запрещенных, лишенных сана или отлученных от Церкви судом первой инстанции, а также мирян, отлученных от Церкви судами первой инстанции.

Синодальные учреждения создаются и упраздняются Поместными и Архиерейскими Соборами или Священным Синодом и подотчетны им. Во главе синодальных учреждений стоят лица в архиерейском сане, назначаемые Синодом.

К числу синодальных учреждений в настоящее время относятся Управление делами Московской Патриархии с канцеляриями Патриарха и Синода, Синодальной библиотекой, отделами и архивом; Отдел внешних церковных сношений; Издательский отдел; Хозяйственное управление; Учебный комитет; а также образованные на основании определения Священного Синода от 29–31 января 1991 г. Отдел по религиозному образованию и катехизации и Отдел по благотворительности и социальному служению. «Синодальные учреждения являются координационными органами по отношению к аналогичным учреждениям, действующим в пределах экзархатов или епархий» .

Синодальные учреждения действуют на основании Положений, утверждаемых Священным Синодом.

В специальном материале, посвященном современному состоянию церкви, БГ изучил разные аспекты жизни РПЦ - от экономики приходов и православного искусства до быта священников и внутрицерковного инакомыслия. А кроме того, опросив экспертов, составил краткую блок-схему устройства РПЦ - с основными героями, институциями, группировками и меценатами

Патриарх

Глава Русской православной церкви носит титул «Святейший Патриарх Московский и всея Руси» (но с точки зрения христианского богословия глава церкви - Христос, а патриарх - предстоятель). Его имя поминается во время главного православного богослужения, литургии, во всех храмах РПЦ. Патриарх де-юре подотчетен Поместному и Архиерейскому соборам: он «первый среди равных» епископов и управляет только Московской епархией. Де-факто же церковная власть очень сильно централизована.

Русскую церковь не всегда возглавлял патриарх: его не было с крещения Руси в 988 году до 1589 года (управлялась митрополитами Киевскими и Московскими), с 1721 до 1917 года (управлялась «Ведомством православного исповедания» - Синодом во главе с обер-прокурором) и с 1925 до 1943 года.

Священный синод занимается кадровыми вопросами - в том числе избранием новых епископов и перемещением их из епархии в епархию, а также утверждением состава так называемых патриарших комиссий, занимающихся канонизацией святых, делами монашества и проч. Именно от имени Синода осуществляется главная церковная реформа патриарха Кирилла - разукрупнение епархий: епархии делятся на более мелкие - считается, что так ими легче управлять, а епископы становятся ближе к народу и к духовенству.

Синод cозывается несколько раз в год и состоит из полутора десятков митрополитов и епископов. Двое из них - управляющий делами Московской патриархии митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий и председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион - считаются самыми влиятельными людьми в патриархии. Глава Синода - патриарх.

Коллегиальный высший орган управления церковью. В нем представлены все слои церковного народа - делегаты от епископата, белого духовенства, монахов обоих полов и мирян. Поместным собор называется, чтобы отличить его от Вселенского, на котором должны собираться делегаты от всех шестнадцати православных церквей мира для решения общеправославных вопросов (однако Вселенский собор не проводился с XIV века). Считалось (и было закреплено в уставе церкви), что именно поместным соборам принадлежит высшая власть в РПЦ, фактически же за прошедшее столетие собор созывался только для выборов нового патриарха. Эта практика была окончательно узаконена в новой редакции устава РПЦ, принятой в феврале 2013 года.

Разница не просто формальная: идея Поместного собора - в том, что в церковь входят люди разных званий; хотя они и не равны друг другу, но церковью становятся только вместе. Эту идею принято называть соборностью, подчеркивая, что такова природа именно православной церкви, в отличие от католической с ее жесткой иерархией. Сегодня эта идея все менее популярна.

Съезд всех епископов Русской церкви, который проходит не реже чем раз в четыре года. Именно Архиерейский собор решает все главные церковные вопросы. За три года патриаршества Кирилла число архиереев увеличилось примерно на треть - сегодня их около 300. Работа собора начинается с доклада патриарха - это всегда самая полная (в том числе и статистическая) информация о состоянии дел в церкви. На заседаниях, кроме архиереев и узкого круга сотрудников патриархии, не присутствует никто.

Новый совещательный орган, создание которого стало одним из символов реформ патриарха Кирилла. По задумке - крайне демократический: в него входят эксперты-специалисты из разных областей церковной жизни - епископы, священники и миряне. Есть даже несколько женщин. Состоит из президиума и 13 тематических комиссий. В Межсоборном присутствии готовят проекты документов, которые потом обсуждаются в открытом доступе (в том числе в специальном сообществе в «Живом журнале»).

За четыре года работы самые громкие дискуссии разгорелись вокруг документов о церковнославянском и русском языке богослужения и положения о монашестве, которое посягало на устройство жизни монашеских общин.

Новый, довольно загадочный орган церковного управления, создан в 2011 году в ходе реформ патриарха Кирилла. Это своего рода церковный кабинет министров: в него входят все руководители синодальных отделов, комитетов и комиссий, возглавляет ВЦС патриарх. Единственный орган высшего церковного управления (кроме Поместного собора), в работе которого принимают участие миряне. На заседания ВЦС не допускается никто, кроме членов совета, его решения никогда не публикуются и строго засекречены, узнать о ВЦС хоть что-нибудь можно только из официальных новостей на сайте патриархии. Единственное публичное решение ВЦС - заявление после оглашения приговора Pussy Riot, в котором церковь дистанцировалась от решения суда.

У церкви есть своя судебная система, состоит она из судов трех инстанций: епархиального суда, Общецерковного суда и суда Архиерейского собора. Она занимается вопросами, которые не входят в компетенцию светского правосудия, то есть определяет, влечет ли проступок священника канонические последствия. Так, священник, даже по неосторожности совершивший убийство (например, в ДТП), может быть оправдан светским судом, но должен будет снять с себя сан. Впрочем, в большинстве случаев до суда дело не доходит: прещения (наказания) к клирикам применяет правящий архиерей. Но если священник не согласен с наказанием, то может обратиться в Общецерковный суд. Как проходят эти суды, неизвестно: заседания всегда закрытые, ход заседания и аргументы сторон, как правило, не обнародуются, хотя решения всегда публикуются. Нередко в тяжбе архиерея со священником суд становится на сторону священника.

При Алексии II возглавлял Управление делами Московской патриархии, был главным соперником митрополита Кирилла на выборах патриарха. Ходят слухи о том, что Администрация президента ставила именно на Климента и что его связи в кругах, близких Путину, остаются. После поражения получил в управление издательский совет патриархии. При нем был введен обязательный гриф издательского совета для книг, продающихся в церковных лавках и через церковные сети распространения. То есть де-факто была введена цензура, к тому же оплачиваемая, так как издатели платят совету за рецензирование своих книг.

Церковное министерство финансов под руководством епископа Подольского Тихона (Зайцева); абсолютно непрозрачная институция. Тихон известен тем, что создал систему тарифной сетки взносов, которые храмы отчисляют в патриархию в зависимости от их статуса. Главное же детище епископа - так называемая программа «200 храмов» по ударному возведению двухсот храмов в Москве. Восемь из них уже построено, в ближайших планах значится еще 15. Под эту программу бывший первый заммэра Москвы Владимир Ресин был назначен советником Патриарха Московского и всея Руси по вопросам строительства.

Фактически - министерство специального духовного образования: ведает духовными семинариями и академиями. Руководит учебным комитетом архиепископ Верейский Евгений (Решетников), ректор Московской духовной академии. Комитет пытается договориться с государством об аккредитации духовных школ как вузов и переходе на Болонскую систему - процесс идет непросто. Недавняя внутрицерковная инспекция показала, что из 36 семинарий только 6 в состоянии стать полноценными вузами. При этом патриарх Кирилл, придя к власти, запретил рукополагать в священники кандидатов, не окончивших семинарию. Также в РПЦ есть несколько вузов для мирян. Самый известный из них - Свято-Тихоновский гуманитарный университет, где учатся на филологов, историков, богословов, социологов, искусствоведов, педагогов и т.д.

19 лет проработал в ведомстве митрополита Кирилла, а до этого - у митрополита Питирима в издательском отделе. Занимался преимущественно межхристианскими отношениями и экуменизмом, регулярно ездил в загранкомандировки и был вхож в самые разнообразные церковные и политические круги мира. В 2009 году, после ревностного участия в избирательной кампании патриарха Кирилла, получил в распоряжение новый синодальный отдел - по взаимоотношениям церкви и общества. Многие ждали, что Чаплина сразу сделают епископом, однако этого не случилось даже спустя 4 года. Чаплин покровительствует разным общественным и церковно-общественным группам, начиная от Союза православных женщин и заканчивая байкерами. Регулярно делает скандальные заявления в СМИ.

Управляющий делами - одна из самых статусных должностей в Русской православной церкви. Два патриарха - Пимен и Алексий II - и один глава автономной церкви - митрополит Киевский Владимир (Сабодан) - были перед своим избранием управляющими делами. Однако предыдущему управделами, митрополиту Клименту, должность не помогла занять патриаршую кафедру. Сегодня Управлением делами руководит митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий, а его заместителем и руководителем контрольно-аналитической службы стал архимандрит Савва (Тутунов), которого журналисты называют инквизитором. Именно в ведомство отца Саввы стекаются доносы и сигналы о неблагополучии в приходах. Новость о том, что в епархию едет делегация во главе с архимандритом, вызывает на местах трепет. Архимандрит Савва вырос в Париже, учился математике в Университете Париж-Юг и был пострижен в монахи. Потом приехал в Россию учиться в духовной академии, был замечен и к 34 годам сделал стремительную церковную карьеру. Входит в ближайший круг помощников патриарха по управлению епархиями и подготовке документов, регулирующих управление церковью.

Главный в РПЦ по благотворительности. Еще в 1990-е руководил социальной работой в Московской епархии, создал сестричество, училище сестер милосердия. Был настоятелем храма Cвятого царевича Димитрия при 1-й Градской больнице. При Кирилле стал епископом и возглавил Синодальный отдел по благотворительности и социальному служению. В его ведении находятся церковные больницы, богадельни, программы помощи наркозависимым и многое другое. Прославился его отдел во время пожаров 2010 года, когда на его базе был развернут московский штаб сбора помощи погорельцам и добровольцам, работавшим на тушении.

Возглавляет Синодальный информационный отдел (СИНФО), нечто среднее между пресс-службой церкви (у патриарха есть личная пресс-служба) и Администрацией президента. Легойда - единственный «пиджачник» в Высшем церковном совете и среди руководителей синодальных отделов (так в церкви называют мирян, затесавшихся на высокие церковные должности). До того как возглавить СИНФО, работал завкафедрой международной журналистики МГИМО и больше 10 лет издавал православный глянцевый журнал «Фома». СИНФО занимается церковным пиаром и готовит специально для патриарха мониторинг СМИ и блогов. Кроме того, ведомство Легойды проводит в регионах тренинги для церковных журналистов и работников епархиальных пресс-служб.

Митрополит Иларион считается одним из наиболее близких к патриарху Кириллу и влиятельных архиереев. Он из интеллигентной московской семьи, учился в Московской консерватории, Духовной академии, стажировался в Оксфорде. Богослов, телеведущий, руководитель Общецерковной аспирантуры и докторантуры, композитор: основанный им Синодальный хор (руководитель - школьный друг митрополита) исполняет его произведения по всему миру. Возглавляемый Иларионом ОВЦС - это «церковный МИД», который занимается контактами с другими православными и христианскими церквями, а также межрелигиозными отношениями. Им всегда руководили самые амбициозные и известные архиереи. Будущий патриарх Кирилл возглавлял ОВЦС 20 лет - с 1989-го по 2009-й.

Архимандрит Тихон (Шевкунов)

наместник Сретенского монастыря

В больших городах играет значительную роль в церковной жизни. Часть этой интеллигенции - члены или дети членов нелегальных церковных общин, существовавших в советское время. Во многом именно они обеспечивают преемственность традиционных форм церковной жизни. Православный Свято-Тихоновский университет, одно из крупнейших православных учебных заведений в мире, был создан в начале 1990-х одним из таких интеллигентских кругов. Но сегодня интеллигенция последовательно критикует ту становящуюся де-факто официальной идеологию, которую можно назвать православно-патриотической. Церковная интеллигенция чувствует себя отторгнутой и невостребованной, хотя некоторые ее представители работают в Межсоборном присутствии.

Настоятель храма Софии Премудрости Божией на Софийской набережной, напротив Кремля. Когда-то начинал алтарником у Александра Меня, потом стал духовным чадом знаменитого старца Иоанна Крестьянкина; несколько лет был настоятелем деревенского храма в Курской области, куда к нему ездила московская интеллигенция. Известность получил в качестве духовника Светланы Медведевой, которая задолго до того, как стать первой леди, начала ходить в Софийский храм. Старостой в приходе отца Владимира работает актриса Екатерина Васильева, а сын Васильевой и драматурга Михаила Рощина Дмитрий служит священником в другом храме, где настоятелем также числится Волгин. Одна из самых ревностных прихожанок - жена Ивана Охлобыстина Оксана с детьми. Несмотря на богемный состав прихода, протоиерей Владимир Волгин слывет чуть ли не самым строгим духовником Москвы. Его приход полон многодетных семей.

Один из самых влиятельных белых священников (не монахов) в Русской церкви. Очень популярен среди паствы: сборники его проповедей в виде книг, аудио- и видеозаписей расходятся с 1990-х годов миллионными тиражами. Один из самых популярных православных комментаторов в СМИ. Ведет свой видеоблог и передачу на православном телеканале «Спас». Один из главных выразителей православно-патриотической идеологии. При патриархе Алексии протоиерея Димитрия в шутку называли «настоятель всея Москвы», потому что он был настоятелем одновременно восьми храмов. Он же произносил прощальное слово на отпевании патриарха Алексия. При Кирилле у него забрали один из крупных храмов - Святителя Николая в Заяицком - и в марте 2013 года освободили от должности председателя Синодального отдела по связям с вооруженными силами, которым он руководил с самого его основания в 2000 году, отвечая за введение в армии института капелланов. Главный борец с абортами и контрацепцией; гордится, что у него на приходе рождаемость «как в Бангладеш».

Прихожане церкви Николая Чудотворца на Берсеневке, которая находится напротив храма Христа Спасителя, между Домом на набережной и «Красным Октябрем», создавшие новый милитаристский православный стиль. Крепкие мужики в берцах и майках «Православие или смерть». Крайние консерваторы, выступают против ИНН, биометрических паспортов, ювенальной юстиции и современного искусства. Почитают неканонизированных святых, в том числе погибшего в Чечне солдата Евгения Родионова.

Церковные бюджеты на всех уровнях держатся на пожертвованиях благотворителей. Это самая закрытая сторона церковной жизни.

Крупные (и публичные) церковные спонсоры

Владелец компании «Ваш финансовый попечитель» и агрохолдинга «Русское молоко». Спонсирует строительство храмов, выставки иконописи и пр. Сотрудников заставляет слушать курсы православной культуры, велел всем замужним и женатым работникам обвенчаться. Освятил на территории своего предприятия часовню в честь Ивана Грозного, которого в Русской церкви не канонизировали и не собираются.

Президент ОАО «РЖД» - председатель попечительского совета Фонда святого Андрея Первозванного (ФАП), который финансировал принесение в Россию мощей святой великой княгини Елизаветы Федоровны, десницы Иоанна Крестителя, мощей апостола Луки и пояса Пресвятой Богородицы. ФАП также оплачивает поездки випов за благодатным огнем в Иерусалим, программу возрождения Марфо-Мариинской обители в Москве, на его средства построены несколько храмов во имя святого Александра Нев-ского на границах России.

Основатель инвестиционного фонда Marshall Capital и основной миноритарий «Ростелекома». Созданный им Фонд святителя Василия Великого финансирует московские и подмосковные храмы, реставрацию монастырей, оплатил ремонт здания ОВЦС. Главное детище фонда - гимназия Василия Великого, элитное учебное заведение в подмосковной деревне Зайцево, стоимость обучения в которой составляет 450 тысяч рублей в год.

Вадим Якунин и Леонид Севастьянов

Председатель совета директоров фармкомпании «Протек» и член совета директоров этого ОАО основали Фонд святителя Григория Богослова. Фонд содержит синодальный хор, общецерковную аспирантуру, финансирует некоторые проекты ОВЦС (преимущественно заграничные поездки митрополита Илариона), организует выставки икон в разных странах. На балансе фонда - православная гимназия в Муроме и программа возрождения святынь Ростова Великого.

Ранее неизвестная церковной общественности молодежь, которая использует радикальные формы публичных манифестаций (перформансы, акции) для «защиты православия». Некоторые священники, в том числе и протоиерей Всеволод Чаплин, весьма благосклонно относятся к агрессивному активизму. И даже налеты на офис партии «Яблоко» и Дарвиновский музей не вызывали однозначного осуждения со стороны официальных церковных властей. Лидер активистов - Дмитрий «Энтео» Цорионов.

В 1990-х - начале 2000-х был самым ярким и успешным церковным миссионером, ездил с лекциями о православии по всей стране, организовывал диспуты, участвовал в ток-шоу на телевидении. Написал несколько богословских работ, в частности - о разоблачении учения Рерихов. Больше 15 лет преподает на философском факультете МГУ, на его лекциях обычно негде сесть. Зимой 2008–2009 годов активно агитировал за избрание митрополита Кирилла патриархом, писал разоблачительные статьи о его главном конкуренте на выборах - митрополите Клименте. За это после избрания патриарх наградил его почетным саном протодиакона и дал поручение написать учебник «Основы православной культуры» для 4–5-х классов школ. Именно учебник Кураева рекомендован Министерством образования как основное пособие по курсу ОПК. Однако в 2012 году протодиакон стал все чаще расходиться с позицией церковных чиновников. В частности, сразу после выступления Pussy Riot в храме Христа Спасителя призвал «накормить их блинами» и отпустить с миром; в ходе суда неоднократно напоминал о милосердии. После этого стали говорить о том, что Кураев впал в немилость. Присутствие его в СМИ существенно сократилось, но блог в ЖЖ остается самым популярным блогом священнослужителя.

Настоятель храма Живоначальной Троицы в Хохлах. Считается одним из лидеров церковных либералов (несмотря на традиционность и даже консервативность богословских взглядов). Отчасти это связано с составом прихода: интеллигенция, художники, музыканты. Но во многом - с выступлениями отца Алексия в СМИ. В 2011 году он опубликовал на сайте «Православие и мир» текст «Немолчащая церковь» о приоритете нравственного начала в отношениях церкви с народом и государством, предсказав проблемы, с которыми церковь столкнулась в следующие годы. После этой статьи развернулась дискуссия о месте интеллигенции в церкви. Главным оппонентом отца Алексия выступил протоиерей Всеволод Чаплин, утверждающий, что интеллигенция - это евангельские фарисеи.

«Синод Русской православной церкви»

«Новости»

В РПЦ ответили на отказ ЕСПЧ от пересмотра дела Pussy Riot

Отказ Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) пересмотреть решение по делу участников панк-группы Pussy Riot является ударом по правовой защите религиозной свободы в Европе, заявил представитель РПЦ при Совете Европы, игумен Филипп, пишет «Интерфакс».

Власти Украины начали опись имущества в Киево-Печерской лавре

В Украинской православной церкви Московского патриархата сообщили, что это первая опись святынь за 30-летнюю историю возрожденной лавры. Ранее в УПЦ МП выражали обеспокоенность о «захвате собственности церкви»

РПЦ предложила приходам Константинополя перейти в Московский патриархат

Русская православная церковь не соглашается на переход общин в Западной Европе под юрисдикцию Константинопольского патриархата и предлагает им вернуться под юрисдикцию РПЦ. Об этом ТАСС рассказал замглавы Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) протоиерей Николай Балашов.

Военных священников Украинской православной церкви отстранили от службы

Генштаб ВСУ препятствует и незаконно отстраняет от работы военных капелланов Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП) в воинских частях страны, заявил настоятель храма Архистратига Михаила, архимандрит Лука (Винарчук). Об этом говорится в сообщении пресс-службы УПЦ МП.

Несогласная с Константинополем община во Флоренции перешла в РПЦЗ

Община храма Рождества Христова и и Св. Николая Чудотворца во Флоренции перешла в юрисдикцию Русской православной церкви за границей (РПЦЗ). Об этом агентству «РИА Новости» сообщил настоятель храма протоиерей Георгий Блатинский.

В РПЦ признали Константинопольского патриарха раскольником

«Признав раскольников, Константинопольский патриарх присоединился к расколу», - заявил глава отдела внешних церковных связей Московского патриархата. Решение Варфоломея по украинской церкви в РПЦ ранее сочли легитимизацией раскола

Русская зарубежная церковь прекратила общение с Константинополем

Архиерейский синод Русской зарубежной церкви заявил, что вслед за РПЦ прекращает евхаристическое общение с Константинопольским патриархатом. Об этом говорится в заявлении на сайте Русской православной церкви за границей (РПЦЗ).

Константинопольский патриархат отказался прекращать общение с РПЦ

Несмотря на то, что Русская православная церковь (РПЦ) разорвала каноническое общение с Константинопольским патриархатом, входящая в его состав Архиепископия православных русских церквей в Западной Европе - Экзархат Вселенского патриархата - и сам Константинополь не прекратили его, в том числе, с Московским патриархатом. Об этом говорится в сообщении канцелярии архиепископа экзархата русских приходов в Западной Европе, опубликованном на его сайте.

Помпео выразил поддержку Украине в движении к автокефалии

США поддерживают движение Украины к автокефалии и надеются, что и остальные страны будут уважать право украинцев молиться так, как они хотят, заявил глава Госдепа

В РПЦ пообещали «жесткий ответ» на решение Константинополя по Украине

Реакция синода РПЦ на последнее решение Константинопольского патриархата относительно украинской церкви будет «жесткой и адекватной». Константинополь ранее подтвердил намерение предоставить украинской церкви автокефалию

Киевский патриарх заявил о «принципиальном» ведении служб на украинском

В единой Украинской православной церкви основным языком богослужений и проповедей должен стать украинский, заявил предстоятель УПЦ КП Филарет. Вместе с тем русский язык он пообещал не притеснять

Путин обсудил с Совбезом получение украинской церковью автокефалии

Президент Владимир Путин обсудил с постоянными членами Совета безопасности России положение Русской православной церкви на Украине после получения украинской церковью автокефалии. Об этом сообщил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, передает «РИА Новости».

УПЦ Киевского и Московского патриархатов обсудили недопустимость насилия

Глава МВД Украины Арсен Аваков обсудил с представителями Украинской православной церкви Киевского (УПЦ КП) и Московского (УПЦ МП) патриархатов недопустимость провокаций, насилия и религиозной вражды, сообщается на сайте ведомства.

В УПЦ рассказали об описи имущества Московского патриархата на Украине

УПЦ Московского патриархата заявило о начале описи своего имущества на Украине украинскими властями в свете приближающейся автокефалии неканонической церкви Киевского патриархата

Борьба патриархов: почему православные церкви приблизились к расколу

Московский патриархат разорвал дипотношения с «матерью всех церквей» - Константинопольским патриархатом, который хочет дать независимость Украинской православной церкви. Почему церкви не договорились и за что борются - выяснял РБК

РПЦ предупредила о кровопролитии в случае получения УПЦ автокефалии

Если Украинская православная церковь Московского патриархата (УПЦ МП) лишится своих прав после получения УПЦ Киевского патриархата (УПЦ КП) автокефалии (самоуправления), верующие могут начать защищать крупные монастыри и устроить «кровопролитие», заявил глава синодального отдела внешних церковных связей митрополит Иларион в интервью телеканалу RT.

РПЦ пригрозила Константинополю полным разрывом отношений

Синод РПЦ принял решение, эквивалентное «разрыву дипломатических отношений» между церквами. Ситуация может усугубиться, если Константинополь продолжит «антиканоническую деятельность» на территории Украинской православной церкви

В Кремле прокомментировали планы по созданию «православного Ватикана»

Возможность создания крупного религиозного центра в Сергиевом Посаде не требует согласования с президентом, утверждает Песков. По данным Би-би-си, проект подобного центра намерена реализовать РПЦ

В УПЦ назвали грубым нарушением назначение Варфоломеем экзархов в Киев

Решение патриарха Константинопольского Варфоломея о назначении в Киев двух своих представителей является «грубым нарушением канонической территории Украинской православной церкви» Московского патриархата (УПЦ МП), говорится в заявлении на сайте церкви.

В патриархии РПЦ опровергли независимость УПЦ

Пресс-секретарь патриарха Московского и всея Руси Кирилла протоиерей Александр Волков заявил, что Украинская православная церковь Московского патриархата (УПЦ МП) остается самостоятельной, но в составе Русской православной церкви (РПЦ). Об этом сообщает ТАСС.

Руководитель пресс-службы патриарха Кирилла заявил, что на заднем сиденье машины Путина в Валааме сидел охранник, он держал в руках красную коробку с иконой. Также он заявил, что яхт монастырю президент не дарил

РПЦ выбыла из числа аффилированных лиц банка «Пересвет»

Финансово-хозяйственное управление Русской православной церкви (РПЦ) выбыло из числа аффилированных лиц банка «Пересвет», следует из материалов банка. Согласно документу, РПЦ покинула список 22 июня 2017 года в связи с уменьшением ее доли в капитале банка, размер которой упал ниже 20% от уставного капитала.

Петербург вернет РПЦ Благовещенскую церковь на 5-й Советской улице

Правительство
Санкт-Петербурга готово передать в собственность городской епархии
здание церкви Благовещения Пресвятой Богородицы подворья
Свято-Андреевского мужского скита на 5-й Советской улице. Об этом
сообщается в проекте распоряжения правительства, подготовленном
комитетом имущественных отношений, пишет издание «Фонтанка.ру». Передача
здания церкви должна завершиться в июле 2016 г.

«Мы предпочитаем с государством работать — вместо того, чтобы просто его критиковать», — говорит епископ и православный лидер в интервью газете «Публико».

Público: Известная близость Владимира Путина к православной церкви во главе с патриархом Кириллом дает президенту определенные преимущества, когда в России проходят выборы ?

Иларион Алфеев: Безусловно, потому что, когда большинство людей являются православными христианами, и президент тоже православный христианин, от этой близости выигрывают обе стороны. Людям по душе, что президент с ними одной веры, а президент Путин, в свою очередь, пользуется общественной поддержкой.

© РИА Новости, Алексей Дружинин — В какой степени Русская православная церковь готова публично поддержать государство?

— Церковь никогда не поддерживает конкретную политическую партию или кандидата. Согласно нашему внутреннему регламенту, мы не можем открыто призывать голосовать за конкретного кандидата. И официальные представители церкви никогда этого не делают. Однако церковь может комментировать социальные позиции политических партий или политиков. Она может выступать в поддержку тех или иных позиций или критиковать их. Сотрудничество между Церковью и государством распространяется на многие сферы жизни. Но есть и такие, в которых голос церкви остается не услышанным.

— Какие, например?

Контекст

Церковь - инструмент влияния России за рубежом

Le Monde diplomatique 04.03.2018

Иларион, Франциск и «христианское христианство»

Vatican Insider 14.11.2013

Митрополит Иларион о дорогих часах и угрозе православию

Русская служба BBC 27.12.2012

Митрополит Илларион требует «конкретных шагов» от католиков

La Vie 26.02.2012

— На протяжении последних 20 лет мы призываем к введению в школах религиозного образования. Все это время мы обращались с данным вопросом к нашим государственным органам, нашему министру образования и до сих пор не получили ясного ответа, кроме слов о том, что церковь в нашей стране отделена от государства. Единственное, чего мы смогли добиться, это введения в школьную программу одного 45-минутного урока по религии в неделю в рамках общекультурной дисциплины, которая преподается не священником, а просто учителем. И никакого прогресса в диалоге [с правительством] по этому вопросу нам пока достичь не удалось.

— Существует разделение между церковью и государством. Однако по некоторым вопросам, таким как преподавание религии в школах, церковь нуждается в союзе с государством, чтобы эти и другие вопросы стали приоритетом для правительства с законодательной точки зрения?

— Да, разумеется, по многим вопросам мы поддерживаем диалог с государством, а иногда и сотрудничаем с государственными органами для внесения некоторых изменений в законодательство. Это возможно. Но у нас нет гарантии, что всякий раз, когда мы хотим внести какие-то изменения, наши пожелания будут учтены.

Церковь нуждается в государстве, а государство нуждается в церкви ?

— И такая схема работает?

— Работает. Но нас часто спрашивают, почему мы не критикуем государство. Я всегда отвечаю, что мы предпочитаем с государством работать — вместо того, чтобы делать его объектом критики. Мы предпочитаем встречаться с людьми, занимающими руководящие посты, и излагать им нашу позицию. Во многих случаях к нашему мнению прислушиваются, но не всегда. Мы можем говорить о разных способах сотрудничества между церковью и государством, которые во многих случаях приносят результаты. Но есть вопросы, по которым мы расходимся во мнениях.

— Например, в вопросе об уважении или нарушении прав человека в России?

— Эта тема не входит в круг вопросов, по которым мы работаем с государством.

— Для церкви, которая, как Вы сказали, должна участвовать в обеспечении общественного благополучия, защита прав человека является важной проблемой?

— Да, это важно.

— Вы наблюдаете уважение прав человека?

— С чьей стороны?

— Со стороны государства.

— Я считаю, что в России уважают права человека.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.