Подготовка охотников истребления волков и лиц. Нормы сочетания однородных членов. Источником ошибки может быть лексическая несочетаемость одного из однородных членов с общим для них словом

Волки наносят колоссальный ущерб народному хозяйству. Борьба с ними - прямая обязанность охотничьих коллективов и отдельных охотников. Успех борьбы с волками зависит от умелой организации работ, опыта и подготовки охотника. К работе привлекаются лица, хорошо знающие образ жизни зверя и его повадки. Уничтожение волков проводится круглый год и всеми возможными способами.

Истребление волков на логовах весной и летом. Этот способ уничтожения зверя считается основным, поскольку он нетрудоемок, добычлив и доступен каждому охотнику. Еще до работ по обнаружению логова охотнику следует осведомиться у местного населения, были ли в данной местности выводки в прошлые годы, где и в каких местах, встречались ли следы зверя зимой. Особенно это важно сделать в марте и в первой половине апреля, т. е. в период, предшествующий щенению волчиц. В это время взрослые заняты отысканием места для логова и, однажды избрав его, держатся здесь постоянно. Они предпринимают дерзкие набеги на диких животных и домашнюю птицу, оставляют следы.

Предварительная разведка нужна потому, что звери из года в год выводят потомство в одних и тех же местах, если, конечно, природная обстановка коренным образом не изменилась или в прошлые годы не были уничтожены все хищники.

Волчицы щенятся в конце апреля, в мае, чаще между 10 и 27 мая. В первые дни до щенения и после него, когда щенки питаются молоком, волчица постоянно находится у логова, отлучаясь лишь на водопой. Заботу по доставке корма берет на себя самец. За добычей он уходит вечером, к логову с ней возвращается ночью или утром в зависимости от удачи. По следам, которые он оставляет на просеках, защитных противопожарных полосах, песчанистых буграх, грязевых лужах, т. е. там, где они лучше заметны, охотник должен определить направление хода зверя. Лучше это делать утром, так как след в это время более заметен. К тому же, если он окажется свежим, то направление его укажет на движение волка с добычей к логову.

Схематически набросав карту местности и правильно ориентировав ее по отношению к странам света, делают пометку о встрече со следом, проводят на карте линию, обозначающую его направление. Иногда для этого достаточно заметить следы волка на росной траве или только отпечаток лапы. В дальнейшем, обходя угодья и находя след, на схеме делают аналогичные пометки. Район угодья, где перекрещиваются линии, и будет предполагаемым местом расположения логова. Нахождение волков и направление их перехода выдают иногда «вездесущие» вороны и сороки. Они с криком сопровождают их, скапливаются на оставшейся падали. На поведение этих птиц охотник должен обращать внимание. При недостатке точных координат логова расположение его можно уточнить, выследив волка на «под-слух» ночью. Для этого, не заходя далеко в глубь леса, выбирают место ночевки, причем с таким расчетом, чтобы ветер дул со стороны предполагаемого логова. Возвращаясь к логову, матерый подает голос. На него отвечает волчица. Направление воя волчицы засекают палкой, впоследствии направление фиксируют по компасу. Если вой волчицы был слышен слабо, «подслух» следует повторить в следующую ночь. В лесу вой слышен на расстоянии 1 км. «Ответ» волчицы можно вызвать и не дожидаясь голоса возвращающегося самца, надо только хорошо владеть имитацией его голоса.

Подслушивание волков особенно эффективно в первые 2-3 недели после щенения (примерно во второй половине мая - первых числах июня). Позднее, когда щенки начинают потреблять мясо, за добычей уходят волк и волчица. На «подслухе» очень важно соблюдать все правила, исключающие обнаружение охотника: сидеть тихо, не курить, не кашлять. Одежда и ружье должны быть натерты хвоей. Курящим даже небесполезно пожевать ее.

Изучив район расположения логова и уточнив его, приступают к его отысканию. Эту работу лучше проводить вдвоем и с ружьями. Это дает возможность, не возвращаясь домой после отыскания логова, устроить засаду на матерых.

Двухнедельные волчата, оставшиеся в логове без родителей, дают о себе знать писком, слышимым в лесу на 20-30 м. В месячном возрасте, услышав приближение людей, они разбегаются, прячутся в зарослях, затаиваются. Найти их можно с собакой - достаточно злобной дворняжкой или натравленной на зверя лайкой. Найдя волчье логово, следует взять щенков и попытаться также взять взрослых. Они непременно будут следить за происходящим в районе логова, попытаются наведать его или спустя некоторое время будут следовать в направлении уноса щенков. Засидку на взрослых делают так, чтобы ветер дул на стрелка со стороны волчьей тропы. Лучше, если стрелок расположится на дереве. При этом будет больше шансов на то, что зверь не обнаружит его и подойдет на выстрел. Можно также одному из охотников с волчатами уйти, протянув предварительно щенка по земле, другому сделать засаду на тропе. Показавшегося волка следует немедленно стрелять, иначе он быстро учует человека и скроется.

Облавы на волков летом и осенью проводятся с августа до середины октября. Они требуют значительного количества охотников, тщательной организации, осуществляются по заранее продуманному плану опытного охотника-руководителя. Подготовка к облаве состоит: в отыскании выводков зверя, сборе участников облавы, окладе зверя и его уничтожении.

С августа до середины октября, т. е. до того времени, когда звери начинают вести бродячую жизнь, повзрослевший молодняк - прибылые, а также переярки держатся района логова. Голодные они воют на утренних и вечерних зорях. Им вторят возвращающиеся с охоты матерые. В этот период звери реагируют на голоса себе подобных, отвечают на имитированный охотником «вой», или «ваб». На подслушивании воя волков ранним утром и поздним вечером и на «вабе» основано нахождение зверей. Этой предварительной работой занимаются опытный охотник-вабельщик и 2-3 помощника. Ранним утром до восхода солнца и поздним вечером они подходят на расстояние 1-2 км к району предполагаемого логова и, разместившись в разных местах, слушают, не завоют ли волки. Если звери почему-либо не подали голоса, ва-белыцик делает 3-4 раза подвывку, вначале голосом волчицы, а затем, сменив место своего расположения, голосом самца. Услышав ответные заунывно лающие голоса молодых, вабельщик и его помощники засекают их направление, определяют нахождение зверя. Место пребывания волков уточняют на «ваб» в течение нескольких утренних и вечерних зорь. Затем наносят это место на схематическую карту местности (лесная дача, болото), обследуют границы участка, выясняют форму будущего оклада, определяют в соответствии с условиями рельефа необходимое число людей (стрелков и загонщиков) для облавы. О месте и времени ее проведения руководитель сообщает городскому или районному обществу охотников, назначает пункт сбора людей.

За день до облавы вабельщик с помощниками еще раз уточняет места нахождения волков. На месте сбора (в ближайшем к району облавы населенном пункте) руководитель дает указание участникам об их поведении на облаве, расставляет по номерам стрелков и загонщиков. Облава обычно организуется после 10-11 час. В это время взрослые волки бывают в районе логова и таким образом попадают в оклад. При окладе зверя соблюдается полнейшая тишина, поддерживается строжайшая дисциплина. Надо помнить, что малейшая оплошность любого из участников может привести к срыву облавы.

С одной стороны оклада находятся стрелки, с другой - загонщики. Длина прямой линии стрелков не менее 400 м, расстояние между стрелками 50-60 м. Стрелок должен хорошо представлять сферу стрельбы на своем номере и номерах соседей. Это предотвратит несчастные случаи. В зависимости от густоты леса загонщики расставляются в 20-30 м друг от друга на противоположной стороне оклада. Чтобы исключить уход зверя из оклада, на флангах развешивают красные флажки (на открытых местах). Если их нет или по условиям угодья (густой лес) они не эффективны, расставляют несколько охотников. Стрелки располагаются против ветра, загонщики - по ветру. Руководитель загона дает сигнал о начале облавы. Он находится в центре загонщиков, выдерживает направление движения цепи людей. Стоящие на флангах охотники, услышав крики загонщиков, начинают двигаться и, если ест* шнуры с флажками, встряхивать ими. Это отпугивает волков, и они возвращаются в оклад. При подходе цепи загонщиков к ним последовательно присоединяются фланговые и продолжают загон. Поднятые в окладе звери уходят на линию стрелков и там уничтожаются. Стрелку, если даже зверь ушел раненый, сходить с номера не разрешается. После окончания облавы ружья должны быть разряжены. Загонщики и стоящие на флангах охотники ружьями не пользуются.

Облавы на волков с флажками проводятся с выпадением снега. Основаны они на окладе зверя с флажками на дневке и уничтожении его при вынужденном уходе из оклада или внутри него. Оклад производится шнуром (бечевкой или прочной капроновой нитью) с закрепленными на всем его протяжении (через 90-100 см) красными флажками из материи или бумаги. Размер флажка 14 X 15 см. 3-3,5 км шнура достаточно, чтобы охватить примерно 1 км 2 угодий. Шнур с флажками должен быть в каждом охотничьем коллективе, храниться аккуратно намотанным на катушках (рис. 24). Облава может проводиться небольшой группой людей (6-7 человек) после предварительного выслеживания волков опытным охотником и в дальнейшем ее руководителем.

Зимой волки ведут бродячую жизнь, живут за счет падали, преследуют диких животных, домашнюю птицу и собак. В поисках добычи они рыскают возле населенных пунктов. При удачной охоте, досыта наевшись, они обязательно залягут на дневку в ближайшем лесу в кустарниках. Руководитель облавы, ориентируясь на след ушедших волков, ооходит, соблюдая осторожность, участок предполагаемой дневки волков (лесной квартал, обход). Если выходных следов из данного участка леса нет, значит, звери залегли и можно приступить к облаве. При выслеживании очень важно «понимать» следы зверя, это помогает определить число волков в выводке. Руководитель облавы сообщает участникам о замеченном, вместе с ними развешивает флажки, окладывает волков. Флажки подвешивают на высоте 60-70 см в более открытых местах, можно m двешивать на лесных дорогах и просеках. В этом случае волк заметит их и не уйдет из оклада.

Оклад можно делать разомкнутым с выходом волков на линию стрелков в проходе и замкнутым без выхода с расстановкой стрелков по кругу оклада. В первом варианте оклада гон зверя ведут с шумом несколько охотников, во втором - один, причем не особенно шумно. Он лишь постукивает слегка по деревьям, говорит, посвистывает. Всем охотникам следует хорошо маскироваться, чтобы первым обнаружить зверя и удачно выстрелить. При окладных облавах все охотники должны иметь ружья. Меры предосторожности, правила поведения участников те же, что и при облавах по чернотропу.

Рис. 1. Катушка для наматывания флажков

Для успеха облав в окрестностях населенных пунктов можно выкладывать приваду - туши павших животных, однако незаразных.

Уничтожение волков на приманку из засады дает лучший результат зимой. Приманка - туша павшего животного - кладется в удобном для засады месте: где-нибудь на задворках недалеко от сараев в 20-25 м от стрелка и непременно задней частью или головой к нему. Волки начинают трапезу с живота, становятся к стрелку боком и в ночное время лучше заметны. Чтобы зверь не учуял охотника по запаху, между приманкой и стрелком раскладывают овечий или конский помет. К приманке следует подъезжать на лошади, идти пешком нельзя, так как осторожный и хитрый зверь это обнаружит. Засаду на волков лучше делать в дни, когда идет снег.

Истребление волков капканами проводится по чернотропу и зимой с выпадением снега, у привад и на переходах по тропе. Капканы (№ 3, 5) приобретаются в магазинах или изготовляются кустарно. Они бывают рамочные и тарелочные, снабжены сильными пружинами, весят обычно 3 кг (рис. 2). Дуги гладкие без зубцов, высота их 11-12 см. При большей высоте дуг капкан охватывает ногу выше первого сустава, дробит кости, и зверь, потеряв ногу, может уйти. Чтобы волк не утащил капкан, к нему крепят цепь 100-120 см, якорь или волок. Перед установкой капкан очищают от ржавчины, 20-30 мин. кипятят в воде. В воду кладут хвою сосны, ели, можжевельника, добавляют траву. Капкан из воды вынимают в чистых холщовых рукавицах, хранят в нежилом помещении. К месту установки капкан приносят в мешке или корзине; с собой захватывают небольшую деревянную лопаточку, метелку, а еще лучше кисть. Желательно иметь лапу зверя. При неглубоком снеге капкан ставят на волчьей тропе или у привады «в след». Лопаточкой выгребают снег (площадь ямки немного больше площади раскрытого капкана) и в освободившуюся ямку (лунку) ставят капкан. Следят, чтобы тарелочка была точно под отпечатком лапы. Спусковой механизм должен быть свободным от снега, поэтому капкан можно накрыть марлей и присыпать снегом. Сбоку от тропы кладут цепь и волок. Отпечаток следа воспроизводят осторожным надавливанием лапы.

Рис. 2. Капканы для волков: а - рамочные; б - тарелочные

Рис. 3. Установка капкана «под след».

Затем метелкой или кистью тщательно маскируют место установки капкана и свои следы. При глубоком снеге (иногда с образовавшейся после оттепели коркой) капкан ставят «под след». Отпечаток лапы зверя на тропе в этом случае не нарушается (рис. 3), так как капкан ставят через заранее вырытую сбоку нишу, оставляя его под поверхностью снегового покрова.

Капканы лучше ставить в местах, где тропа волков ближе подходит к кустарнику. Это облегчает маскировку своего следа. Установка капканов по чернотропу «в след» требует большей внимательности и тщательной маскировки, чем их установка зимой. Независимо от того, где и когда расставлены капканы - на тропе или у привад, зимой или летом, о месте их установки охотник должен сообщить местному населению. Это исключит несчастные случаи среди людей, предотвратит гибель и травмирование скота, охотничьих собак. Время своей работы охотник должен согласовать с районным или городским обществом охотников.

Истребление волков химическими препаратами. Используемые для борьбы с волками химические препараты - стрихнин, фторацетат бария и люминал - относятся к сильнодействующим ядам и наркотическим веществам, опасным для здоровья человека. Применять их должны лица, имеющие специальное разрешение. При этом соблюдается строгая отчетность о расходовании препаратов при обязательном уведомлении по месту работы местных властей.

Стрихнин добывается из семян рвотного ореха, произрастающего в Южной Азии. Для борьбы с волками в настоящее время используется не чистый стрихнин, а его соль - азотнокислый стрихнин, представляющий собой кристаллический порошок белого цвета, горький на вкус. Попадая в небольшом количестве на слизистую оболочку рта, носа, глаз, он приводит к опасному отравлению. Пилюли со стрихнином изготавливаются в специальных лабораториях аптекоуправлений с соблюдением всех правил предосторожности. Оболочка пилюли состоит из смеси воска и парафина, внутри находится 0,2-0,3 г яда порошка и красящее вещество кармин. Оно примешивается к яду для того, чтобы определить отравление волка. У волка, взявшего пилюлю, выделяется слюна, и его потом легче найти.

Пилюли хранятся в закрытых стеклянных банках и в таком виде выдаются. Для туши собаки, используемой в качестве привады, достаточно 24 пилюли. Перед закладыванием пилюль в тушу привады их осаливают смесью говяжьего и бараньего жира, предварительно вытопленного, слегка застывшего.

Осаливание и раскладка пилюль производятся с помощью деревянных щипцов. Пилюли в тушу заделывают равномерно, вводя деревянной палочкой через разрезы в мясе, смотрят, чтобы они не выпали.

Выложенную тушу (приваду) закрывают снегом, чтобы ее не расклевали птицы. У отравленного волка смерть наступает от паралича дыхания. Снятие шкуры производится сразу же после оттаивания с соблюдением осторожности, исключающей попадание частиц яда на кожу (лучше в резиновых перчатках). Неиспользованные пилюли собираются, сдаются по акту.

Фторацетат бария (бариевая соль фторуксусной кислоты) - сильный яд, растворяется в воде, не имеет запаха и вкуса. Оказался эффективным при истреблении волков и используется охотниками. 0,2-0,3 г достаточно для отравления зверя. Фторацетат охотники получают расфасованным в желатиновые капсулы и крахмальные облатки. Капсулы вводят в куски мяса (1 - 2 кг) павших животных, раскладывают на тропах зверя и у привад. Мясо присыпают снегом. Волк, принявший полную дозу яда, через 5-10 мин. теряет способность к передвижению. Он гибнет у привады, а если и уходит, то недалеко. Действие яда сопровождается жаждой и рвотами, зверь жадно ест снег.

Люминал - сильнодействующее наркотическое вещество, требующее внимательного с ним обращения и соблюдения предосторожности. Препарат используют в двух видах: в смешении с мясным фаршем, в пилюлях. Одному волку нужно не менее 14 г. Смесь фарша с препаратом готовят в отдельном помещении без посторонних лиц. Смешивают деревянной палочкой на куске фанеры или доски. Во время приготовления смеси нельзя принимать пищу, курить, руки должны быть чистыми. Для работы нужны мясорубка, весы. Куски мяса пропускают через мясорубку два раза. К фаршу добавляют порошок люминала в соотношении 1: 10. На одну дозу препарата требуется 140 г фарша. Фарш с порошком тщательно перемешивают и начиняют куски мяса (2-3 кг) или тушу привады. Если туша заморожена, ножом (длина лезвия 12 см) или буравом (диаметр 18 мм) проделывают отверстия и вводят фарш. Для закладки одной дозы отравленного фарша необходимо 10 отверстий. Каждое из них на 2-3 см закладывается кусочками мяса. Отверстия на туше располагаются равномерно с таким расчетом, чтобы зверь, поедая мясо, принял полную дозу препарата.

Для приготовления пилюль порошок люминала смешивают с растопленным говяжьим и бараньим жиром (в равных количествах), дают смеси остыть до образования твердой массы и развешивают. Пилюля с полной дозой люминала весит 28 г. Ими начиняют приманки и туши для привад. Затем их закладывают, присыпают снегом. У волка, съевшего дозу снотворного, наступает общий (до 3 суток) наркоз. Зверь засыпает у привады или отходит до 2 км, иногда больше, если не взял дозы полностью. Препарат окрашивает слюну зверя в синеватый цвет. Следы ее на снегу хорошо заметны и облегчают розыски зверя. Найденного волка добивают из ружья. Снятие шкуры с волка, добытого при помощи снотворного, опасности для человека не представляет.

Во всех случаях борьбы с волками при помощи химических препаратов места разложенных приманок и привад проверяются ежедневно. На участках должны быть предупредительные объявления. После окончания работ оставшиеся туши или их части, как и туши добытых зверей, закапываются на 1,5 м в землю.

Лица, нашедшие павших от отравления зверей, должны сообщить об этом команде или охотнику, работающему с химическими препаратами.

Волчий садок - самая распространенная ЛО’ вушка. Проста в изготовлении. Из кольев 5-8 см толщины, 2,5 м высоты строят два круга изгороди: внутренний (диаметр от 3 до б м) и внешний (расстояние между кругами 50-60 см). Для придания прочности садку изгородь сверху скрепляют ивовыми прутьями. Расстояние между кольями 8-10 см (просвет в ладонь). В изгороди делают дверки: во внутреннем кругу для размещения приманки, во внешнем для прохода волка. Дверку наружного круга высотой 1,5 м подвешивают так, чтобы под тяжестью своей она свободно открывалась внутрь. Ширина ее больше расстояния между кругами. Во внутренний круг для приманки сажают козленка, поросенка, овцу, гуся и закрывают их. Чтобы уберечь животных от стужи, делают настил и навес. Волк, учуяв приманку, заходит через открытую дверь садка, движется по кругу, не в состоянии из него выбраться. Чтобы зверь не пятился, в изгородь вплетают заостренные прутья ив. Садок следует готовить до наступления зимы, ставить в местах, которые часто посещаются волками.

1) В качестве однородных членов должны сочетаться сопостави­мые понятия. Соединение несопоставимых понятий на правах од­нородных членов неизбежно влечет комический эффект:

Я люблю бананы, субботу и гимнастику (соч.);

У девушки стройная фигура и бодрое настроение (соч.).

Более сложен следующий случай:

Э то (неплатежи за тепловую энергию. - Сост.) влечёт за собой отсутствие топлива в необходимых объемах и своевременность подготовки ин­женерного оборудования (газ.). Должно было быть: ...отсутствие топлива и несвоевременность подготовки. Причина ошибки, по-видимому, в том, что слово отсутствие , имеющее отрицательный смысл, в сознании пишущего как бы распространило этот смысл и на понятие своевременности подго­товки оборудования. Возможна и другая причина: пишущий имел в виду отсутствие двух вещей - топлива и своевременной подготовки, но по невнимательности подменил прилагательное существительным, да еще и в именительном падеже.

2) В качестве однородных членов должны сочетаться непересе­кающиеся понятия (т. е. не связанные отношениями частичного включения). Нарушение этого правила также ведет к комическому эффекту:

Люди и дети будут радостные ходить по улицам города (соч.) (можно подумать, что в представлении пишущего дети - не люди).

3) Однородные члены предложения могут быть выражены и раз­ными частями речи, но при этом не допускаются сочетания на пра­вах однородных членов существительного и неопределенной формы глагола, полной и краткой форм прилагательных:

Моя подружка любит чистоту, красивую посуду и читать (соч.); *Этот вариант наиболее сложный и, как полагают в Кремле, наиболее труднореали­зуем (газ.); *Дон Кихот был высок и худой (соч.).

В конструкциях с однородными сказуемыми не рекомендуется сочетать разные модели сказуемых (например, простое глагольное и составное именное):

*Дав (волчонок. - Сост.) совсем еще юный , в отличие от своих сороди­чей, родившихся в неволе, провел детство в лесу под Псковом (газ.); * Жан-Шарль Кастепьбажак и Андрей Шаров - авангардисты и хулиганы современ­ного подиума и рассказываю т в «Двойном портрете» о своих идеалах женской красоты и тайнах своего мастерства (газ.).

4) Требуется предельная внимательность при соединении однород­ных членов повторяющимися и составными (двухместными) союзами. Создавая подобную конструкцию, всегда уместно проверить, что именно оказалось соединено союзами: действительно однородные члены или что-то другое, как в следующих примерах:

Большинство сочинений писателя представляет собой либо либо обильно ими прони зано (соч.) (получилось: либо парадоксы, либо пронизано [?!]). Правильный вариант: ..либо представляет собой блестяще развитые парадоксы, либо обильно ими пронизано ;



При соединении однородных членов повторяющимися союза­ми (или... или, либо... либо) нельзя заменять союз синонимичным: невозможны сочетания или... либо и т. п., как в следующем примере:

Нашлось немало людей, которые или мешали гаитянам вести праведную борьбу, либо крайне плохо работали на предприятиях (газ.).

5) При построении однородного ряда необходимо следить за тем, чтобы управляемое слово не могло быть одновременно отнесено к раз­ным управляющим , как в следующем примере:

В училище готовят специалистов по ремонту автомобилей и руководителей автопредприятий (дополнение руководителей формаль­но может быть отнесено как к глаголу готовят , так и к существи­тельному ремонт , причем в последнем случае выходит, что специа­листов учат ремонтировать не только автомобили, но и... руководи­телей. Для исправления недочета здесь достаточно поменять места­ми однородные члены). Ср. аналогичный пример Д.Э. Розенталя:

В нашем центре уже началась подготовка охотников для истребления волков и лиц , ответственных за сезонный отстрел.

6) Зависимые однородные члены , выраженные одной и той же частью речи, должны быть оформлены одинаково . Это правило оче­видно (ведь отступление от него автоматически приводит к разру­шению конструкции), но тем не менее нередко нарушается в кон­струкциях с производными предлогами по поводу, в соответствии с, при условии и т. п. Например:

Очень много вопросов наши читатели задают по поводу неисправностей внутренней электропроводки и застеклению лестничных площадок (газ.).

Причина ошибки в том, что здесь смешаны две возможные фор­мы словосочетания: а) вопросы по поводу застекления и б) вопросы по застеклению . Путаница в речи пишущего возникла нагому, что в со­став производного предлога по поводу входит предлог по - именно он и повлиял на выбор формы второго однородного члена. Правиль­ный вариант: ... вопросов по поводу неисправностей... и застекления .

7) Если при ряде однородных членов имеется обобщающее слово, то однородные члены должны быть согласованы с ним в падеже (так как обобщающее слово тоже является однородным членом):

К осени аппетитные плоды появляются и на садовых деревьях : яблони , вишня, груша, слива (правильный вариант: яблонях, вишнях, грушах, сливах).

8) Нельзя соединять на правах однородных членов члены пред­ложения и простые предложения в составе сложного: определения и определительные придаточные, дополнения и изъяснительные (дополнительные или подлежащные) придаточные и т.д.:

* Наташа Ростова - живая, жизнерадостная девушка, тонко чувствующая музыку, искусство и которая способна ощущать чужое страдание как своё (соч.) Правильные варианты: а) тонко чувствующая музыку и способ­ная ощущать ...; б) которая тонко чувствует музыку и способна ощущать...

1. Ошибочным является соединение в нейтральном стиле речи в качестве однородных членов несопоставимых (вещественно неоднородных) понятий, например: покраснел от смущения и от быстрой ходьбы; в сравнении с вечностью и Монбланом. Подобные сочетания используются в художественной литературе как специальный стилистический прием (создание комического эффекта, индивидуализация речи рассказчика или персонажа и т.д.), например: В продолжение ночи он раза три чуть не убил меня то страхом, то ногами (Герцен); ...На подъезд выбежали девки и лакеи со свечами и радостными лицами (Л. Толстой); Лев Саввич Турманов, дюжинный обыватель, имеющий капиталец, молодую жену и солидную плешь, как-то играл на именинах у приятеля в винт (Чехов).

2. Источником ошибки может быть лексическая несочетаемость одного из однородных членов с общим для них словом в предложении, например: в ходе прений был внесен ряд предложений и замечаний (замечания не «вносят», а делают).

3. Не сочетаются в качестве однородных членов видовые и родовые понятия, например: «В гастрономическом магазине имеется большой выбор пирожных, кондитерских изделий, фруктов и вин» (пирожные – вид кондитерских изделий).

4. В перечисление однородных членов не должны входить скрещивающиеся понятия, т.е. понятия, частично совпадающие по своему логическому объему, например: «В доме отдыха были журналисты, писатели, туристы» (очевидно, имелось в виду, что журналисты и писатели не были туристами и наоборот, но такое сочетание нельзя считать оправданным). Но сочетание международный фестиваль молодежи и студентов закрепилось и соответствует стилистической норме.

5. Стилистически неудачны конструкции, в которых управляемое слово может быть отнесено в разные ряды однородных членов, например: «Подготовка охотников для истребления волков и лиц, ответственных за проведение этого мероприятия» (речь, конечно, идет о подготовке охотников и других лиц для указанной цели, но неудачно соседство слов «для истребления волков и лиц...»). Ср. предложение из биографического очерка, приложенного к «Полному собранию стихотворений Н.А. Некрасова» (изд. 1902 г.): «Со всех концов России, из самых дальних ее участков стекались к нему письма, стихотворения, телеграммы, выражавшие глубокое искреннее сочувствие к нему, как к поэту народной скорби, вместе с пожеланиями избавления от болезней и долголетней жизни».

6. При попарном сочетании однородных членов должен соблюдаться принцип упорядоченного их подбора (по признаку смежности, сходства, контраста – со специальным стилистическим заданием, но не должно быть случайных сочетаний, например: «Вопросы эти освещаются в книгах и газетах, лекциях и брошюрах, докладах и журналах» (следует: ...в книгах и брошюрах, газетах и журналах, лекциях и докладах).

7. Не сочетаются в качестве однородных членов некоторые разнородные морфологические категории, например имя существительное и инфинитив; ср. при рубрикации: «Приняли на себя обязательства: 1) снижение себестоимости; 2) повышать производительность труда; 3) улучшать качество продукции (во всех трех случаях следовало использовать одинаковую форму – или имя существительное, или инфинитив).

Отступления встречаются в художественной литературе как прием стилизации под разговорную речь или просторечие; например: Изъявив свое удовольствие, что сапоги пришлись хорошо, господин Голядкин спросил чаю, умываться и бриться (Достоевский).

8. Каждая из частей сопоставительного (двойного) союза ставится перед соответствующим однородным членом; изменение этого порядка обычно приводит к нарушению стилистической нормы, например: «Необходимо не только обратить внимание на знания учащихся, но и на их практические навыки» (следует: Необходимо обратить внимание не только на знания учащихся, но и на их практические навыки).

Отступления от этого правила допустимы в тех случаях, когда одна часть сопоставительного союза относится к сказуемому, а другая – к члену предложения, логически выделяемому и зависящему от другого глагола-сказуемого, синонимичного первому, например: «Огромное помещение строящегося в Перми цирка будет универсальным: здесь можно будет проводить не только цирковые представления, но и устраивать большие концерты, спортивные соревнования, собрания, демонстрировать кинофильмы»; «Выпускник университета должен быть теоретически подготовленным специалистом, знающим не только свою конкретную узкую область науки, но и обладающим хорошими знаниями основополагающих отраслей науки, а также ряда других наук». Ср. при повторяющихся союзах: ...Вдали, по дороге, то проедет подвода, то машина (В. Панова) (с интонационно-логическим выделением однородных подлежащих).

Иногда создаются неправильные пары союзов: не только… а также (следует: не только... но и), как... а также (вместо: как... так и), например: «За короткий срок в городе-спутнике построены не только новые школы, больница, а также драматический театр».

Неудачно расположены частица не и союз а в предложении: «Не опасна сама болезнь, а ее последствия» (следует: Опасна не сама болезнь, а ее последствия).

9. При наличии в предложении обобщающего слова однородные члены должны согласоваться с ним в падеже. Положение это иногда нарушается, например: «Фактические данные приводятся в различных газетно-публицистических жанрах: статья, корреспонденция, очерк» (однородные члены следовало поставить в предложном падеже).

Разговорный характер имеет смещенная конструкция типа: Шум, крики, смех – всей этой пестрой гаммой звуков была наполнена ярмарочная площадь (ср. вариант с согласованными однородными членами: Шумом, криками, смехом – всей этой пестрой гаммой звуков...)

10. Не следует соединять как однородные синтаксические элементы члены предложения (в частности, причастные и деепричастные обороты) и придаточные предложения. Положение это иногда, нарушается, например: «Целесообразны подвесные покрытия, прикрепленные к винтам и которые позволяют перекрывать большие пролеты»; «Выступавшие в прениях, не возражая против основных положений доклада, однако считают его неполным».

Следует заметить, что не только в устной, но и в письменной речи нередко встречаются случаи соединения при помощи сочинительных союзов разнородных синтаксических конструкций – члена предложения и придаточного предложения (в художественной речи такое соединение используется как стилистический прием), например: Государь тотчас вспомнил вашу фамилию и что вы были в Вятке (Герцен); Я вижу ленточку на вашей шейке и даже как с левой стороны у вас локон на бровку упал (Леонов); Помню поездку в Кентерберийский мюзик-холл и как я сидел в красном плюшевом кресле и смотрел выступление моего отца (Чаплин. Моя автобиография. Перевод). Ср. – у Достоевского: На мгновение чуть не позабыли Настасью Филипповну и что все-таки она хозяйка своего дома; Вы спрашиваете про ваши лица и что я заметил в них.

Еще чаще наблюдается в разных стилях сочетание в качестве однородных членов определения, выраженного именем прилагательным или причастием, и придаточного определительного предложения, например: По Пермской губернии идет превосходная широкая дорога, давно наезженная и которую я видел до этого времени всего только раз в моей жизни (Герцен).

Встречающееся у писателей соединение в качестве однородных членов причастного и деепричастного оборотов связано с возможностью сближения их значений в условиях контекста, например: Отец, вздохнув и очевидно смущенный, весьма скоро прервал свою речь... (Л. Толстой); Растроганный видом этой красивой группы и не желая мешать влюбленным, я хотел уже пройти мимо них (Куприн).

  • покраснел от смущения и от быстрой ходьбы

  • 2. Источником ошибки может быть лексическая несочетаемость одного из однородных членов с общим для них словом:

  • В ходе прений был внесён ряд предложений и замечаний (замечания делают)

    • 3. Не сочетаются в качестве однородных членов видовые и родовые понятия:

    • В гастрономическом магазине имеется большой выбор пирожных, кондитерских изделий, фруктов и вин

    • (под кондитерскими изделиями»подразумевались, очевидно, конфеты, торты и т.д., т.е. нечто помимо «пирожных», но первое понятие включает в себя второе, при нежелании продолжить перечисление можно было после слова пирожных добавить: и других кондитерских изделий).


    • 4. В перечисление однородных членов не должны входить скрешивающиеся понятия, т.е. понятия, частично совпадающие по своему логическому объёму:

    • В доме отдыха были журналисты, писатели, туристы (очевидно, имелось в виду, что журналисты и писатели не были туристами и наоборот, но такое сочетание нельзя считать оправданным).

    • Исключение составляют закрепившиеся обороты: международный фестиваль молодёжи и студентов


    • 5. Стилистически неудачны конструкции, в которых управляемое слово может быть отнесено в разные ряды однородных членов:

    • Подготовка охотников для истребления волков и лиц, ответственных за проведение этого мероприятия (речь, конечно, идёт о подготовке охотников и других лиц для указанной цели, но неудачно соседство слов «для истребления волков и лиц»).


    • 6. При попарном сочетании однородных членов должен соблюдаться принцип упорядоченного их подбора (по признаку смежности, сходства, контраста), но не должно случайных совпадений:

    • Вопросы эти освещаются в книгах и газетах, лекциях и брошюрах, докладах и журналах (вместо:…в книгах и брошюрах, газетах и журналах, лекциях и докладах)


    • 7. Не сочетаются в качестве однородных членов некоторые разнородные морфологические категории, например, имя существительное и инфинитив:

    • Приняли на себя обязательства:

    • 1)снижение себестоимости;

    • 2)повышать производительность труда;

    • 3)улучшать качество продукции (во всех трёх случаях следовало использовать или имя существительное, или инфинитив)


    5. Мысленно устраните выделенное слово. Проследите, как изменится в этом месте связь между словами.

    1. Вскоре Н.К. Федоров начал свою работу по изучению химии мышцы, работу, которой суждено было привести к крупным открытиям. 2. Общая теория частей речи необходима для создания полноценных научных и учебных грамматик реальных языков, грамматик, разумно учитывающих и общее, и особенное в разных языках. 3. Рассмотрим, какие ошибки встречаются в школьных сочинениях, ошибки, которые следует считать недопустимыми.

    6. Подчеркните сигнал ошибки (слово или словосочетание, вносящее ясность).

    1. Десятки студентов из учебных заведений, направленных на работу, не прибывают на место назначения. 2. В основу повести «Чапаев» Фурманов положил боевые действия Чапаевской дивизии в районе Урала, куда он был назначен комиссаром. 3. Петя побежал отворять калитку, и, обогнув по закругленной дороге огромную лужу, пес бросился ему под ноги. 4. Высылаем вам лыжу на левую ногу, которая не нуждается в смазке. 5. На вчерашнем заседании обсуждены Законы о высшемобразовании, о пограничных войсках," которые находились на доработке.

    Ключ. Сигнал ошибки: 1. направленных (значит, студентов, а не учебных заведений); 2. назначен комиссаром; 3. пес, 4. в смазке;5. на доработке.

    7. Устраните ошибку, сблизив элементы правильной смысловой связи.

    1. Чацкий рассказывает о том, как один помещик обменял своих слуг на трех борзых собак, которые не раз спасали ему и жизнь и честь. 2. Уже не один космический корабль был выведен на орбиту с человеком на борту. 3. В какой сказке отец младшей дочери привез из города перышко? 4. Он рассказал, как Давыдов организует посевные работы, стараясь сохранить стиль романа. 5. Комиссия посетила школу-интернат с преподаванием ряда предметов на английском языке Киевского района. 6. На собрании обсуждался вопрос о подготовке к севу тракторов.

    8. Укажите знаком Y (птичка) место, куда нужно вставить слово при устранении ошибочной смысловой связи способом «вставка слова». Для вставки подберите подходящее по смыслу слово.

    1. Мы читали описание фашистских зверств Ильи Эренбурга. 2. В окружение этого дельца вошли уголовник Брайловский, попавшийся на воровстве государственного имущества Коганов. 3. Начата подготовка охотников для истребления волков и лиц, руководящих облавой. 4. Слева, в углу, приютился небольшой столик с телевизором, напротив - рояль. 5. Подписка на газеты рабочих и служащих проходит успешно. 6. Кто же не помнит Платона Каратаева, этого яркого представителя народа, дворовую девушку Ростовых? 7. Инна Кудрявцева поступила работать в магазин. Здесь она столкнулась с недобросовестным отношением к работе своих коллег. 8. Погибшего после повторного осмотра опознать не удалось. 9. Этот завод имеет бродильные установки, компрессоры, ферментеры, котлы, в которых прорастают микробы, лаборатории и подготовленные кадры.

    Ключ. В каждом случае вставка слова производится между элементами ошибочной смысловой связи. Напомним, что вставлять необходимо такое слово, которое не изменяет общий смысл предложения и в то же время устраняет ошибочную смысловую связь. Возможные исправления: 1. ...в очерке Ильи Эренбурга;. и попавшийся; 3. и инструктирование лиц; 4. с т о и т рояль; 5. среди рабочих и служащих; 6. кто не помнит дворовую девушку Ростовых? 7. со стороны своих коллег; 8. и после повторного осмотра; 9. есть у завода лаборатории и подготовленные кадры.

    9. Устраните ошибочную смысловую связь, заменив один из ее элементов синонимом.

    1. На место происшествия прибыли работники уголовного розыска с собаками, которые были вызваны для задержания преступников. 2. На митинге была принята резолюция, требующая немедленной передачи крестьянам помещичьей земли без всякого выкупа и усиленного обложения налогами капиталистов. 3. Николай Брилев в магазине «Детский мир» залез в карман к гражданину Чеснокову, где и был пойман. 4. Хорошо поработала бригада, возглавляемая Трофимовой, которая расширилась за счет приехавших на уборку людей.

    Ключ. 1. ...вызванные для задержания преступников. 2. ...требующая, чтобы крестьянам немедленно передали помещичью землю без всякого выкупа и обложили усиленными налогами капиталистов. 3. ...и был пойман на месте преступления. 4. ...бригада Трофимовой, расшupившаяся за счет... Как видим, замена может повлечь за собой исключение или перестановку некоторых слов.

    10. Устраните ошибочную смысловую связь слов, разделив предложение на два самостоятельных.

    1. Вместо того чтобы лететь в строю, самолеты вылетели по одному, чтобы сэкономить горючее, они взяли курс сразу к берегам Японии (Л. Гровс). 2. Из леса показалась группа солдат в защитных фуражках, что-то кричавших. 3. Техникум приглашает на преподавательскую работу инженеров, сторожа, кочегара. 4. Лучшая комната была премирована проигрывателем с новыми пластинками и различными бытовыми принадлежностями. 5. Дело, за которое они борются, не может не победить, имея таких защитников, не может не восторжествовать правда. 6. Чабан Нуриев подал заявление о неправильном вычете из его заработка за недостачу овцепоголовья, которое пролежало пять месяцев.

    11 (обобщающее). Определите, в каких предложениях возникает ошибочная смысловая связь слов. Выберите способ ее устранения и предложите свой вариант.

    1. Надо было обучить элементарной технике работ на уборке студентов и школьников. 2. У него худое лицо, на котором особенно большими выглядят черные глаза, угловатая фигура. 3. Мы нашли в лесу полянку. Вокруг сушняка для костра сколько хочешь. 4. Степану хотелось в душе иметь таких бычков только на своей ферме. 5. Объявлен конкурс на лучшую работу по истории, в котором могут принять участие старшеклассники. 6. Поражает множество различных теорий о происхождении алфавита в современной науке. 7. Она перенесла все пытки, но не выдала своих друзей, как Зоя Космодемьянская. 8. Одновременно с практической работой участники экспедиции занимались подготовкой специалистов по борьбе с сельскохозяйственными вредителями из местного населения. 9. Такое же положение с баней и на второй ферме, которая в этом году также прекратила свою работу. 10. Затем осмотрели чемодан с книгами, на самом дне которого и нашли фотокарточку. 11. В лабораторию поступают материалы для исследования заболеваний животных, изучаются случаи их падежа посредством бактериологического анализа. 12. Собеседники не понимают этой фразы, которая читателю совершенно ясна, так как эти два значения слова не различаются в устной речи.