Отношения россии со странами юго-восточной и южной азии. Российско-тайваньские отношения Контрольные вопросы и задания

Профессор кафедры востоковедения Лариса Ефимова - о взаимоотношениях России в 2015 году со странами АТЭС, АСЕАН и Восточноазиатского саммита.

В 2015 году произошла серьезная активизация политики России в Юго-Восточной Азии (ЮВА). Долгое время в нашей стране господствовало представление об отсталости Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) и отсутствии перспектив сотрудничества с ним. Но стремительный рост экономик стран ЮВА развеял это заблуждение - и Россия обратилась лицом к Востоку.

В уходящем году именно в ЮВА состоялись три события мирового значения - саммит Азиатско-Тихоокеанского экономического сообщества (АТЭС) 18-19 ноября в столице Филиппин Маниле, а также Деловой и инвестиционный саммит АСЕАН 19-21 ноября и Восточноазиатский саммит 21-22 ноября в столице Малайзии Куала-Лумпуре.

Как отметили журналисты, в этом году у саммита АТЭС был почти олимпийский лозунг: «Вперед в будущее: лучше, сильнее, сплоченнее». Сообщество объединяет 21 экономику мира, в том числе Россию, США, Китай, Японию, Австралию, Гонконг, Республику Корея, Сингапур. Это зона самого динамичного развития на планете: на долю участников АТЭС приходится большая часть мирового ВВП - 57%, 48% оборота международной торговли. В Маниле обсуждались, главным образом, экономические и финансовые вопросы, однако не осталась в стороне и тема терроризма. О борьбе с ним на первом же заседании говорил, в частности, Дмитрий Медведев, возглавлявший российскую делегацию.

Наблюдается возрастающее участие России в деятельности АТЭС. Об этом свидетельствует стабильное увеличение нашего товарооборота с государствами региона: сегодня на страны АТР приходится более четверти российской внешней торговли.

Но прямые инвестиции в нашу экономику из стран АТР и наоборот растут не так динамично. Сегодня их объем составляет около 10 млрд долларов. Для повышения этого показателя Россия активно утверждает инвестиционные фонды. Такие фонды уже созданы совместно с рядом государств - Китаем, Японией, Республикой Корея. Прорабатывается использование аналогичных инструментов и с другими странами АТР.

Для России форум АТЭС служит стимулятором инвестиционной активности и здоровой конкуренции, совершенствования механизмов межгосударственной и межрегиональной производственной и научно-технической кооперации в области торговли и инвестиций, продовольственной безопасности, энергетики, транспорта и логистики, развития науки, инноваций и образования, облегчения ведения бизнеса.

Говоря о важном значении этого форума, Дмитрий Медведев назвал Деловой саммит АТЭС барометром экономических и политических тенденций, причем не только в Азиатско-Тихоокеанском регионе, но и во всем мире.

21-22 ноября состоялся Восточноазиатский саммит. Механизм Восточноазиатских саммитов был создан в 2005 году для встреч между членами АСЕАН (объединение Брунея, Вьетнама, Индонезии, Камбоджи, Лаоса, Малайзии, Мьянмы, Сингапура, Таиланда и Филиппин) и значимыми для региона внешними игроками - Россией, Австралией, Индией, Китаем, Новой Зеландией, Республикой Корея, США и Японией. Заявка Москвы на членство в ВАС была подана в 2005 году, но тогда страны АСЕАН сочли, что товарооборот России с Юго-Восточной Азией слишком незначителен для участия в организации. Решение было пересмотрено в 2010 году, когда РФ и США были одновременно приглашены участвовать в мероприятиях на высшем уровне.

Рост взаимного товарооборота, переговоры о зоне свободной торговли с Вьетнамом и Сингапуром, а также усилившаяся борьба за влияние в регионе ЮВА между мировыми державами заставляют российское руководство активизировать дипломатию на этом направлении.

Для России этот саммит является отличной возможностью расширять участие в интеграционных процессах региона. Страны ВАС играют важную роль в мировой экономике: ВВП стран-членов организации достиг 60,5 трлн долларов в 2014 году, или 55,8% мирового ВВП.

В ходе встречи лидеров государств в Малайзии обсуждались вопросы региональной политики и глобальные мировые проблемы. В этот раз одной из главных тем стали трения торговых блоков, продвигаемых США и Китаем, - Транстихоокеанского партнерства и Всеобъемлющего регионального экономического партнерства. Страны АСЕАН стараются балансировать между крупными державами, выражая готовность к переговорам с обеими из них.

Руководители стран-участниц ВАС подписали декларацию по случаю десятилетия сообщества. Согласно документу, «ВАС останется форумом для диалога лидеров по широкому спектру стратегических, политических и экономических вопросов, представляющих взаимный интерес и вызывающих общую обеспокоенность, целью которого является обеспечение мира, стабильности и экономического процветания в Восточной Азии». Декларация предполагает, что ВАС будет и дальше вносить активный вклад в выработку единых для всех стран правил выстраивания межгосударственных отношений в регионе, продвижение стратегического доверия, а также обеспечение прозрачности действий и предсказуемости поведения.

Кроме того, подписана декларация о глобальном движении умеренных сил, инициированном премьер-министром Малайзии Наджибом Разаком, и совместные заявления по противодействию насильственному экстремизму, по морскому сотрудничеству, укреплению региональной системы здравоохранения и информационной безопасности. Эти документы «представляются полезными для продвижения мира и стабильности в регионе», - отмечали в пресс-службе правительства РФ.

С подачи России одной из ключевых тем повестки дня форума становится сейчас создание в АТР архитектуры безопасности и устойчивого развития. Премьер-министр России предложил разработать и принять концепцию безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Одной из постоянных тем, обсуждаемых в кулуарах участниками ВАС, является неучастие российского президента Владимира Путина в работе саммита. Наблюдатели объясняют это тем, что в АТР сегодня не существует проблем, которые бы напрямую и серьезно угрожали безопасности России. А раз так, то зачем тратить драгоценное время руководителя государства на участие в зарубежном мероприятии, когда дома хватает насущных проблем.

Основной интерес России в АТР сегодня - это не безопасность, а экономика. Именно поэтому президент Путин (и во время своего президентства Медведев) не пропустили ни одного саммита АТЭС, главного экономического форума в АТР.

К тому же почти одновременно происходило несколько других важных встреч: саммит «Большой двадцатки» в Турции, саммит стран-экспортеров газа в Иране, а также климатический форум в Париже. Таким образом, сегодняшняя повестка России, когда на первый план вышла Сирия и терроризм ИГИЛ, естественным образом заставляет российского лидера выбирать для посещения именно те площадки, где можно поговорить о путях урегулирования кризиса на Ближнем Востоке.

В 2015 году наиболее заметна активизация политики России в странах АСЕАН. ЮВА представляет собой одну из самых инвестиционно привлекательных площадок. АСЕАН сегодня - главный интеграционный центр ЮВА, один из важнейших интеграционных центров АТР, инициатор различных форм регионального развития и создатель ряда площадок международной дипломатии в регионе. В экономической сфере страны ассоциации проводят линию на углубление интеграции и торговую либерализацию на базе соглашения о создании зоны свободной торговли (АФТА). АСЕАН намерена добиться региональной интеграции уровня Европейского союза.

Именно в этом году исполнилось пять лет с момента вступления России в АРФ, десять лет с момента подписания Россией «Комплексной программы действий», а в 2016 году исполнится двадцать лет с момента заключения диалогового партнерства Россия-АСЕАН.

Огромное значение придает будущему саммиту Россия-АСЕАН, который состоится в 2016 году в Сочи, президент России Владимир Путин: «Рассчитываем выйти на взаимовыгодные договоренности в сфере традиционной и возобновляемой энергетики, чрезвычайного реагирования, продовольственной безопасности и сельского хозяйства».

Ввиду географической близости Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока, интересы России заключаются в сохранении равноправного мира и поддержании динамичного недискриминационного развития стран региона для обеспечения безопасности, а также стимулирования экономического развития Дальнего Востока. Также налаживание сотрудничества с АСЕАН является способом диверсификации внешней политики России в АТР и составляет определенный противовес сближению с Китаем. Поворот России на Восток обуславливает также необходимость проводить модернизацию наших сибирских и дальневосточных территорий, которые представляют собой одновременно угрозу безопасности и ресурс развития страны. Разработать этот ресурс Россия может только в активном сотрудничестве со своими азиатско-тихоокеанскими партнерами, одним из которых является АСЕАН.

Анализ интересов стран ЮВА выявляет много совпадений с российскими интересами. Прежде всего, страны АСЕАН заинтересованы в политическом присутствии России как крупной региональной державы для баланса интересов стран ассоциации, стремительно набирающего мощь Китая, а также США как мировой сверхдержавы. При всей важности развития отношений с КНР России необходимо проявлять гибкость и развивать взаимодействие с другими региональными игроками.

Россия, как и КНР, в этом году едва ли не впервые выступает в отношении АСЕАН не столько как конкурент за прямые инвестиции в глобальном плане, сколько как потенциальный донор инвестиций в регион. Россия интересна АСЕАН и как поставщик технологий в энергетике, в том числе атомной, а также партнер по военно-техническому сотрудничеству.

Однако на пути сотрудничества России и АСЕАН встречается много трудностей. У нашей страны нет сравнительного преимущества ни перед Китаем с его дешевыми товарами массового выпуска, ни перед Японией, Южной Кореей и США, выигрывающих за счет высокотехнологичных товаров. Также это связано с неразвитой инфраструктурой нашего Дальнего Востока и низкой развитостью транспортных связей с ЮВА.

Развитие связей со странами ЮВА- один из приоритетов экономической политики современной России. Присутствие российского бизнеса в этом динамично развивающемся регионе мира пока ограничено, и одна из причин этого - отсутствие информации. Среди российских бизнесменов еще сохраняется непонимание того, что бизнес с АСЕАН нельзя строить, оставаясь в своем офисе в Москве или Питере. Кроме того, мешает иллюзия, что мы исключительно умные и нас везде ждут с распростертыми объятиями. На устранение этих недостатков направлены бизнес-миссии, которые проводит в странах ЮВА Деловой совет Россия-АСЕАН.

Тем не менее, существующие форматы многостороннего диалога в регионе позволяют партнерам укреплять сотрудничество. Формат диалогового партнерства не предполагает установления конкретных договоренностей, однако утверждает особое отношение к России в регионе и дает формальную возможность участвовать в региональных делах в качестве уважаемого партнера.

Россия и страны АСЕАН создали список из 57 совместных инвестиционных проектов. Об этом заявил глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев на открытии Российско-малазийского бизнес-форума в Куала-Лумпуре. Главными направлениями совместной работы стали энергетика, машиностроение, информационные технологии, инновации и медицина.

От нас во многом зависит, как дальше пойдет расширение этого сотрудничества. Россия сейчас стоит перед выбором - всерьез заявить о своих интересах в АСЕАН или остаться «диалоговым партнером». Почетный, но мало что значащий статус. Особенно учитывая то, насколько активны другие 11 диалоговых партнеров: Япония, США, Китай, Новая Зеландия, Канада, Индия, Канада, Турция, Австралия, Пакистан, Южная Корея.

В последнее время намечается новый формат сотрудничества со странами АСЕАН. Владимир Путин во время оглашения ежегодного послания Федеральному Собранию в Кремле предложил рассмотреть возможность создания масштабного экономического партнерства между странами Евразийского экономического союза (ЕАЭС), Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). По его словам, вместе эти страны составляют почти треть мировой экономики по паритету покупательной способности.

По данным Алексея Улюкаева, более 40 государств и международных организаций выразили желание создать зону свободной торговли (ЗСТ) с Евразийским экономическим союзом, в том числе Китай, Индонезия и Камбоджа. Евразийская экономическая комиссия уже изучает вопрос целесообразности организации ЗСТ с Ираном, Израилем, Пакистаном и Южной Кореей. В середине июля глава Минпромторга Денис Мантуров заявил, что Россия ожидает подачи заявки Таиланда на создание зоны свободной торговли с ЕАЭС до конца текущего года.

Сегодня во внешнеполитической повестке превалирует восточный вектор, а сильные позиции на Востоке способны обеспечить России более весомое положение на Западе, с которым нас связывает единая цивилизационная история.

Тема: «Особенности развития стран Азии в конце XX - начале XXI вв.».

Наименование работы: «Характеристика особенностей развития стран Азии в конце XX - начале XXI вв.».

Цель: познакомиться с особенностями развития стран Азии в конце ХХ-XXI вв., определить место азиатского региона в мире.

Вопросы к семинару:

  1. Страны Арабского Востока. Перечислить страны. Дать анализ внутренней и внешней политики.
  2. Юго-Восточная Азия. Перечислить страны. Дать анализ внутренней и внешней политики.
  3. Южная Азия. Перечислить страны. Дать анализ внутренней и внешней политики
  4. Центральная Азия. Перечислить страны. Дать анализ внутренней и внешней политики.
  5. Страны Тихоокеанского региона. Перечислить страны. Дать анализ внутренней и внешней политики.

Задание 1. Пользуясь картой, конспектом лекции заполните таблицу «Азиатский регион»: Страны Арабского Востока, Юго-Восточная Азия, Южная Азия, Центральная Азия, Страны Тихоокеанского региона.

Задание 2. Проанализируйте документ: 1. Из речи Дэн Сяопина

Мы ставим себе цель создать к началу XXI в. общество со средне зажиточным уровнем жизни... Достижение этого уровня означает, что валовой национальный продукт на душу населения должен составить у нас 800 американских долларов... Население Китая возрастет до 1млрд. 200 млн. человек, а ВНП до 1трлн. долларов...

При социалистическом способе распределения жизненный уровень населения увеличиться. Вот почему мы придерживаемся социализма. Без него в Китае невозможно создать общество со средне зажиточным уровнем жизни...

Вопросы к документу: Какую цель ставит Дэн Сяопин перед страной? Что он понимает под средне зажиточным уровнем жизни? Почему связывает его достижение с социализмом?

Задание 3. Ответьте на вопросы, ответ аргументируйте:

1. Почему страны Азии называют «развивающимися»?

2. Почему страны Азиатского региона развиваются быстрыми темпами?

3. Что такое «японское чудо»?

4. Сохранился ли в КНР коммунистический режим? Какую роль Китай играет в мире и в азиатском регионе? Почему?



6. Что означает понятие «исламский мир»?

7. Почему в странах Азии происходит большое количество конфликтов?

8. Как вы думаете, почему ближневосточный конфликт носит затяжной характер? Почему израильтяне и палестинцы не могут прийти к мирному его разрешению?

Контрольные вопросы:

1. Какое место в мировом сообществе занимают страны Азии?

2. Каково отношение РФ к азиатскому региону? Существуют ли между ним связи?

Практическое занятие № 4

Тема: «Африка в конце XX - начале XXI вв.».

Наименование работы: «Составление исторической справки о развитии Африки в конце XX - начале XXI вв.».

Цель: познакомиться с особенностями развития стран Африки в конце ХХ-XXI вв., определить место азиатского региона в мире.

Норма времени: 2 часа.

Место проведения: кабинет 104.

Материально-техническое оснащение рабочего места: тетради.

Литература:

1. Алексашкина Л. Н. Россия и мир в XX - XXI вв. - М.: Просвещение, 2009, стр. 4551,

2. Самыгин П.С. История. Ростов н/Д: «Феникс», 2010, стр. 429- 437.

Интернет-ресурсы: http://istorik.org

Задание 1. Пользуясь картой, заполните таблицу «Африка»: Северная Африка, Восточная Азия, Южная Африка, Центральная Африка, Западная Африка

Задание 2. Пользуясь, конспектом лекции № 1.5. заполните таблицу «Особенности развития стран Африки в конце ХХ начале XXI вв.»

Задание 3. Ответьте на вопросы, ответ аргументируйте:

1. Почему большая часть стран Африки была колониальной?

2. Какие проблемы встали перед странами Африки после провозглашения их независимости?

3. Что общего и отличного между африканскими и азиатскими странами?

4. Как вы думаете, каково отношение стран мирового сообщества к государствам африканского региона?

5. В чем заключается особенность трансформации стран Африки на сегодняшний день?

Должен знать: особенности и основные характеристики развития стран Африки в конце ХХ начале XXI вв.

Должен уметь: приводить примеры, самостоятельно анализировать социально-экономическую, политическую обстановку в странах африканского региона, место стран Африки в мире, оперировать изученными понятиями.

Контрольные вопросы:

1. Какое место в мировом сообществе занимают страны Африки?

2. Почему именно страны африканского региона являются одними из самых отсталых?

Задания на дом:

1) уметь объяснить свои доводы и выводы, принятые решения.

2) Алексашкина Л. Н. Россия и мир в ХХ - XXI вв. - М.: Просвещение, 2009, стр. 54 - 59,

3) Самыгин П.С. История. Ростов н/Д: «Феникс», 2010, стр. 429 - 437.

Интернет-ресурсы: http://lesson-history.narod.ru, заполните сравнительную таблицу «Страны мира на современном этапе развития», подготовьте сообщения на темы, предложенные преподавателем.

К субрегиону Южной Азии относятся государства, расположенные на полуострове Индостан и в непосредственной близости от него. Это Индия, Пакистан, Бангладеш, Непал, Бутан, Шри-Ланка. Среди них особое место принадлежит Индии как крупнейшей в субрегионе и одной из крупнейших стран мира, занимающей второе место по численности населения. На рубеже столетий численность ее населения составляла 1 млрд человек, а к середине XXI в., по прогнозам, в Индии будет жить уже 1,5 млрд, и она станет самой многонаселенной страной на планете. Индийская экономика растет довольно высокими темпами - 7-10% в год, сегодня ВВП Индии превышает 1 трлн долл. . В некоторых современных наукоемких отраслях, например в производстве компьютерной техники и ее программном обеспечении, Индия способна конкурировать с наиболее развитыми странами мира. Можно отметить успехи Индии в промышленности и сельском хозяйстве, ядерных и космических исследованиях, подготовке научных и инженерно-технических кадров. Есть в этой стране и социально-экономические проблемы, требующие решения, например крайне низкий уровень жизни большей части населения, высокие темпы роста которого «съедают» часть результатов экономического прогресса. Несмотря на это, здесь сохраняется стабильная политическая система, основанная на демократических принципах. Индию часто называют «самой большой демократией мира».

С момента обретения Индией независимости в 1947 г. ее отношения с Советским Союзом развивались самым благоприятным образом. Индия была важнейшим партнером и другом СССР в третьем мире. Советское руководство приветствовало независимый внешнеполитический курс Индии, ее роль в создании Движения неприсоединившихся стран. На начальных этапах индустриализации СССР оказал существенную помощь Индии, при его участии были построены многие промышленные предприятия и объекты инфраструктуры. Успешно развивались советско-индийские торгово-экономические от-


§ 5. Отношения России со странами Юго-Восточной и Южной Азии 403

ношения, которые строились на выгодной в тот период обеим странам клиринговой основе. Позиции СССР и Индии по важнейшим международным проблемам, как правило, совпадали или были близки.

Распад СССР негативно отразился на российско-индийских экономических связях, поскольку рухнул прежний механизм торгового обмена. Но со временем возникшие трудности были преодолены, российско-индийские отношения, основывающиеся на прочных традициях сотрудничества СССР и Индии, стали активно развиваться. В 2000-2003 гг. состоялись два визита российского президента в Индию и два визита индийского премьер-министра, регулярно проходят встречи руководителей ведущих министерств и ведомств двух стран, работают две межправительственные комиссии: одна - по торгово-экономическому, научно-техническому и культурному, а другая - по военно-техническому сотрудничеству. В ноябре 2003 г. президент В. В. Путин и премьер-министр А. Б. Ваджпаи подписали Декларацию Российской Федерации и Республики Индия о глобальных вызовах и угрозах международной безопасности и стабильности. В декларации Россия и Индия как две крупнейшие и влиятельные демократии мира выразили решимость привнести демократические начала и в международные дела. Они отметили, что создание будущего международного порядка, основанного на многополярности, должно определяться не односторонними волевыми действиями, а коллективными и многосторонними процессами, подчеркнули ключевую роль ООН в решении международных проблем и урегулировании "конфликтов. Россия неизменно подтверждает свою поддержку Индии как достойного кандидата в постоянные члены Совета Безопасности Организации Объединенных Наций в случае его расширения. Важным направлением сотрудничества двух стран в сфере обеспечения безопасности сегодня является противодействие терроризму, поскольку и в России, и в Индии существует угроза террористических акций. В целом в последние годы позиции России и Индии по многим вопросам международных отношений совпадали.

В последние годы растут объемы взаимной торговли между Индией и Россией. Если в 2002 г. товарооборот между этими двумя странами составлял 2,1 млрд. долл., то в 2003 г он увеличился до 3,3 млрд. Хотя пока не удалось достичь объемов советско-индийской торговли начала 1990-х гг., структура торгово-экономических связей сегодня выглядит лучше. Реальные возможности увеличения объемов российского экспорта машинотехнической и наукоемкой продукции открываются в связи с принятием Индией ряда крупномасштабных дол


госрочных программ, в частности разведки, добычи и транспортировки углеводородов (капиталовложения - 150 млрд долл. на 15 лет); строительства и модернизации ТЭС (34 станции на 10 тыс. МВт), ГЭС (14 проектов на 20-30 тыс. МВт), строительства металлургических заводов; строительства шоссейных дорог (13 тыс. км с капиталовложениями 12,8 млрд долл.); очистки и опреснения воды (до 1 млрд долл.); развития электроники, информатики, телекоммуникаций, биотехнологий. Продолжается сотрудничество ОАО «Газпром» и ЗАО «Зару-бежнефтегаз» с индийскими партнерами в рамках российско-индийского консорциума по разведке и добыче углеводородного сырья на шельфе в Бенгальском заливе. Осуществляются крупные проекты в энергетике (ГЭС «Тери», ГЭС «Котешвар», ТЭС «Кобра»), металлургии (заводы в Бхилаи, Роуркеле, Дургапуре, Бокаро, Висакхапатнаме), строительстве газопроводов, автодорог и других областях. В области научно-технического сотрудничества осуществлено более 200 проектов, охватывающих как фундаментальные, так и прикладные исследования .

Индия, так же как и Китай, является основным партнером России в области военно-технического сотрудничества. Индийские заказы на поставку военных кораблей и боевых самолетов помогли многим предприятиям российского ВПК компенсировать сокращение заказов со стороны собственного Министерства обороны. В 2003 г. был заключен контракт стоимостью свыше 1,5 млрд долл. по продаже Индии авианосца «Адмирал Горшков». Контракт предусматривает модернизацию корабля и поставку новой авиатехники и радиотехнических средств. На военных предприятиях Индии начинается производство ряда образцов современной военной техники по российским лицензиям. Однако представляется вероятным, что в области военно-технического сотрудничества с Индией могут возникнуть проблемы, обусловленные возрастанием иностранной конкуренции.

В последние годы в отношениях со странами Южно-Азиатского региона в целом и с Индией в частности большое значение приобрела проблема распространения ядерного оружия. Еще в 1974 г. Индия осуществила взрыв своего первого ядерного устройства. В 1998 г. в ответ на создание ядерного оружия в Пакистане в Индии были проведены испытательные взрывы пяти ядерных бомб. Хотя с тех пор ядерных испытаний не проводилось, ситуация остается опасной, поскольку обе страны так и не присоединились к Договору о нераспространении ядерного оружия. Российская Федерация последовательно выступает за присоединение Индии и Пакистана к данному


§ 5. Отношения России со странами Юго-Восточной и Южной Азии 405

договору в качестве безъядерных государств. Добиться безъядерного статуса полуострова Индостан для России и других государств важно и потому, что в отношениях между Индией и Пакистаном существует территориальный спор вокруг индийского штата Джамму и Кашмир-Истоки этого спора уходят в 1947-1949 гг., когда происходил раздел Британской Индии на два государства. Территория этого штата была включена в состав Индии по просьбе местного правителя - махараджи, тогда как мнение населения не было выявлено и учтено. В Кашмир вторглись пакистанские войска, и их столкновения с индийской армией прекратились только после вмешательства ООН. С 1949 г. сохраняется перемирие на линии, сформировавшейся в ходе вооруженного конфликта. Пакистан объявил западную часть Кашмира собственной территорией, впоследствии передав ее часть Китаю для строительства стратегической автомобильной дороги. Плебисцит среди населения как в индийской, так и в пакистанской зоне контроля в Кашмире так никогда и не проводился, несмотря на неоднократные заявления представителей обоих государств. Перемирие несколько раз нарушалось, приводя к вооруженным конфликтам с участием регулярных армий и пограничных войск Индии и Пакистана. Наиболее крупные столкновения произошли в 1965 г. Тогда военные действия удалось остановить благодаря посредническим усилиям Председателя Совета Министров СССР А. Косыгина.

Очередное обострение индо-пакистанских отношений произошло в конце 2001 г., когда экстремисты, проникшие из находящейся под пакистанским контролем части Кашмира, совершили ряд террористических актов на территории Индии, в том числе напали на здание парламента в столице страны - Нью-Дели. Дело чуть было не дошло до крупномасштабной войны, что представляло не только региональную, но и глобальную угрозу, так как конфликтующие стороны владеют ракетно-ядерным оружием.

Российская Федерация приложила немало усилий для стабилизации ситуации. В июне 2002 г. в Алма-Ате по инициативе президента РФ В. Путина состоялись его встречи с премьер-министром Индии А. Б. Ваджпаи и президентом Пакистана А. Мушарафом. После этих встреч диалог между Индией и Пакистаном возобновился. Сегодня эти страны ведут переговоры на различных уровнях не только по кашмирской проблеме, но и по вопросам развития торгово-экономических связей, сотрудничеству в создании новых транспортных маршрутов, возобновлению и расширению обмена в спортивной, куль


Глава XX. Внешняя политика России... в Азиатско-Тихоокеанском..

турной и других областях. Есть надежда на то, что более тесное взаимодействие сторон будет способствовать урегулированию всего комплекса отношении между Индией и Пакистаном.

Индо-пакистанский конфликт, приоритет отношений с Индией традиционно отодвигал на второй план сначала для СССР, а затем и для РФ отношения с Пакистаном. В годы холодной войны развитие двусторонних связей осложнялось военно-политическим союзом Пакистана с США и его тесным военным сотрудничеством с КНР в период советско-китайского конфликта. Пакистан активно поддерживал афганских моджахедов и стоял у истоков движения «Талибан», которое создавало угрозу российским интересам в постсоветской Центральной Азии.

Сегодня открываются возможности для преодоления наследия прошлого. Существуют неплохие перспективы для двустороннего сотрудничества в области экономических отношений. Геоэкономическое положение Пакистана позволяет ему стать мостом, соединяющим нуждающуюся в энергоресурсах Индию с источниками нефти и газа в Центрально-Азиатском регионе и в зоне Персидского залива. Российские компании проявляют заинтересованность в проектах, связанных с прокладкой трубопроводов по территории Пакистана. В частности, «Газпром» готов участвовать в прокладке газопровода от месторождения «Южный Парс» в Иране до Индии по континентальному шельфу или сухопутной территории Пакистана. Россия приветствовала бы политическую стабильность в Пакистане, сохранение там светского режима, поскольку победа исламских фундаменталистов могла бы резко усложнить обстановку в Южной Азии и прилегающих территориях.

К числу регионов, потенциальные возможности развития связей с которыми в современной России используются недостаточно, относится Юго-Восточная Азия. В прошлом отношения со странами этого региона определялись политико-идеологическими факторами. С государствами, обладающими статусом «социалистических» (Вьетнам, Лаос) или «социалистической ориентации» (Камбоджа), у СССР были очень тесные связи в самых различных областях. С государствами, входившими в орбиту влияния Запада, контакты были сведены к минимуму. В 1990-е гг. ситуация изменилась, поскольку распался Советский Союз, а его бывшие союзники в регионе существенно скорректировали свою внутреннюю и внешнюю политику. Правящие партии Лаоса и Камбоджи отказались от марксистской идеологии.


Примечания 407

Компартия Вьетнама пошла по китайскому пути, совмещая рыночные реформы с сохранением основ прежней политической системы.

В 1970-1980-е гг. Вьетнам был главным союзником СССР в Юго-Восточной Азии. Созданный в тот период фундамент до сих пор является основой современных российско-вьетнамских отношений. Так, успешно действует совместное предприятие «Соввьетпетро», ведущее добычу нефти на вьетнамском шельфе. Это предприятие приносит российскому бюджету 500 млн долл. ежегодно. Вьетнамская народная армия вооружена советским оружием и военной техникой, поэтому и сегодня Вьетнам заинтересован в сохранении и развитии военно-технических связей с Российской Федерацией. Однако Россия ни на государственном, ни на частнопредпринимательском уровне не пользуется широкими возможностями, которые открываются в связи с бурным ростом вьетнамской экономики в последние годы. Между тем во Вьетнаме почти вся промышленная и транспортная инфраструктура была построена при помощи и участии Советского Союза, значительная часть инженерно-технических кадров получила образование в СССР. Политические отношения между Российской Федерацией и Вьетнамом развиваются успешно, осуществляются контакты на самом высоком уровне, позиции двух государств по большинству международных вопросов близки или совпадают.

Нет сегодня политических препятствий для развития взаимоотношений с другими ведущими странами Юго-Восточной Азии - Индонезией, Малайзией, Сингапуром, Филиппинами, Таиландом и другими государствами региона. Эти взаимосвязи развиваются и в рамках АТЭС, и по линии сотрудничества России с АСЕАН как ведущей региональной организацией. Но торгово-экономическое, научно-техническое и военно-техническое сотрудничество пока не соответствует достигнутому уровню политического доверия. Отчасти это объясняется закономерными трудностями, которые переживали как Россия, так и страны региона, в частности последствиями азиатского финансового кризиса 1997 г. По мере преодоления этих трудностей следует ожидать и изменений в динамике отношений России и государств Юго-Восточной Азии.

Примечания

1 Давыдов Ю. П. Норма против силы. Проблемы мирорегулирова-ния. М., 2002. С. 250.

2. Там же. С. 262.


3. Российско-японский план действий // Проблемы Дальнего BdP тока. 2003. № 2.

4. Давыдов Ю. П. Указ. соч. С. 265.

5. Ивашеицов Г. Россия-Индия: стратегическое партнерство в действии // Международная жизнь. 2004. № 4-5. С. 138-141.

Контрольные вопросы и задания

1. Что такое Азиатско-Тихоокеанский регион и какие государства в него входят?

2. Когда Россия присоединилась к АТЭС и какое значение имеет участие в деятельности этой организации для нашей страны?

3. Какое место занимает КНР в современной мировой политике и экономике и как, на ваш взгляд, это место может измениться в обозримом будущем?

4. В чем причина успешного развития российско-китайских отношений в последнее десятилетие?

5. Что такое «северные территории» и как вопрос об их принадлежности влияет на отношения между Россией и Японией?

6. Охарактеризуйте развитие отношений России с двумя корейскими государствами и ее отношение к путям решения современных проблем Корейского полуострова.

7. Какое место российско-индийские отношения занимают во внешней политике современной России и почему?

8. Каковы перспективы развития отношений Российской Федерации со странами Юго-Восточной Азии?

Литература

Азимов А. Москва и Дели в многополярной системе // Международная жизнь. 2000. № 4.

Болятко А. Угрозы и вызовы России в АТР // Проблемы Дальнего Востока. 2000. № 3.

Воронцов А. Россия и Корейский полуостров: современные реалии и перспективы // Проблемы Дальнего Востока. 2002. № 3.

Галузин М. Необходим откровенный диалог с Японией // Международная жизнь 2001. № 6.

Данилов В. Торгово-экономическое сотрудничество России со странами АСЕАН // Проблемы Дальнего Востока. 2001. № 2.

Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между РФ и КНР // Проблемы Дальнего Востока. 2001. № 5.


Карпов М. Ивдия - среди наших внешнеполитических приоритетов // Международная жизнь. 2001. № 8.

Ларин Л. Китайская политика России при президенте В. В. Путине // Проблемы Дальнего Востока. 2001. № 3.

Лунев С. //. Дипломатия в Южной Азии. М., 1997.

Михеев В. Корейская проблема в свете событий 11 сентября // Проблемы Дальнего Востока. 2002. № 3.

Михеев В. Треугольник Россия-США-Китай после 11 сентября // Проблемы Дальнего Востока. 2002. № 1.

Павлятенко В., Шлындов А Российско-японские отношения: некоторые итоги и перспективы на старте XXI столетия // Проблемы Дальнего Востока. 2000. № 4.

Петровский В. Е. Азиатско-тихоокеанские режимы безопасности после холодной войны. Мм 1998.

Семин А Внешнеполитические ориентиры Японии 90-х гг. // Проблемы Дальнего Востока. 2000. № 2.

Современные международные отношения: Учебник / Под ред. А. В. Торку-нова. М., 1999.

Титаренко М. Россия в Азии // Международная жизнь. 2000. № 2.

Титаренко М. Россия, Китай, Индия в глобальном мире // Международная жизнь. 2002. № 6.

Титаренко Л/., Михеев В. Стратегия соразвития России и АТР // Международная жизнь. 2001. № 4.

Ткаченко В. /7. Корейский полуостров и интересы России. Мм 2000.

5.2.1. Россия и страны Юго-Восточной Азии

Начало отношениям новой России со странами этого региона было положено в 1992 г., когда наша страна стала принимать участие в ежегодных конференциях стран АСЕАН.
Наиболее тесные отношения в этом регионе у России сохранились с Вьетнамом. Эта страна в период холодной войны была одним из союзников Москвы в Азии, а с начала 1990-х гг. в ней, как и в России, начались рыночные реформы, шедшие, правда, скорее по китайскому, нежели по российскому сценарию. У власти в стране оставались коммунисты, что поначалу мешало налаживанию российско-вьетнамских контактов.
В 1994 г. между странами был заключен Договор об основах дружественных отношений, а 2001 г. в Ханой с официальным визитом прибыл В.В. Путин. Главным его итогом стала Декларация о стратегическом партнерстве между Россией и Вьетнамом.
Экономическое сотрудничество двух стран развивается в основном по линии энергетики в рамках совместного предприятия «Вьетсовпетро», а также строительства нефтеперерабатывающего завода и подготовки в российских университетах квалифицированных кадров для вьетнамского нефтяного сектора. В советский период при содействии СССР во Вьетнаме было построено более 300 промышленных предприятий, которые и сегодня являются предметом взаимовыгодного сотрудничества. В то же время постепенно сворачиваются военные контакты двух стран - в 2002 г. Россия отказалась от аренды бухты Камрань под объект своего ВМФ.
Отношения России с Малайзией, экономически мощной страной этого региона, в основном сводятся к военно-техническому сотрудничеству. Еще в 1995 г. эта страна купила у России 18 самолетов МиГ-29. В 2003 г. в ходе визита В.В. Путина в Малайзию был подписан Договор о поставках партии самолетов Су-30 МК2 на сумму 1 млрд долл. России в этих контрактах пришлось преодолеть жесткую конкуренцию американских производителей авиационной техники. Со своей стороны, наша страна выступает крупным покупателем малазийской бытовой электроники.

5.2.2. Отношения России со странами Южной Азии

Российско-индийские отношения. Этим отношениям Россия придает одно из центральных значений. После некоторого их охлаждения в начале 1990-х гг., в 1993 г. Б.Н. Ельцин нанес официальный визит в Индию. Главным его итогом стал Договор о дружбе и сотрудничестве сроком на 20 лет. В дальнейшем отношения двух стран развивались по нарастающей. В 1994 г. в ходе визита в Москву премьер-министра Н. Рао стороны подписали программу сотрудничества до 2000 г. Тогда же была также решена проблема погашения индийского долга России в размере 10 млрд долл. Индия стала погашать его своими товарами.
В конце 1990-х гг., особенно после визита в 1999 г. в Индию премьер-министра России Е.М. Примакова, пошли разговоры о возникновении геополитического треугольника Россия - Китай - Индия. Но надежды на его эффективность не оправдались. В ходе обмена визитами на высшем уровне 2000-2003 гг. лидеры России и Индии достигли общих позиций по вопросам мировой безопасности, терроризма, концепции многополярного мира. Оба государства осудили теракты 11 сентября 2001 г. и поддержали военную операцию НАТО против режима талибов, а также международные программы по поддержанию мира в этой стране. Россия в 2000-е гг. неизменно брала сторону Индии в застарелом для Дели кашмирском вопросе. В декабре 2005 г. с официальным визитом в Москве находился премьер-министр Индии М. Сикгх. В ходе переговоров на высшем уровне были определены приоритетные задачи по дальнейшему продвижению российско-индийского стратегического партнерства. Подписан ряд соглашений с целью придать новый импульс совместным программам по исследованию космоса и военнотехническому сотрудничеству.
В 2007 г. лидеры двух стран вновь обменялись официальными визитами. «Главная тема российско-индийских саммитов, - отмечал в 2008 г. С. Лавров, - а они с 2000 г. проводятся каждый год - это укрепление и углубление стратегического партнерства между Россией и Индией». В настоящее время между странами достигнут высокий уровень взаимопонимания и совпадений по ключевым проблемам мировой политики. «Отношения между нашими странами, - отмечал в 2008 г. российский дипломат М. Камынин, - строятся на основе принципов стратегического партнерства и характеризуются совпадением или близостью позиций по актуальным международным проблемам, высокой степенью обоюдного доверия и взаимопонимания».
2008 г. объявлен Годом России в Индии, а 2009 - Индии в России. Эти мероприятия позволят россиянам и индийцам лучше понять друг друга, чего им, несмотря на взаимные симпатии, пока не хватает. Отношение общественного мнения в Индии к России хорошее, однако, как деловой партнер, Россия проигрывает другим странам. Например, большинство индусов предпочли бы жить и учиться не в России, а в США, Китае, Японии и Великобритании. По данным социологических исследований, среди наиболее привлекательных и интересных для себя стран индийцы назвали США (52 %), Китай (39 %), Японию (36 %), Великобританию (35 %), Германию (22 %), а Россия разделила шестое место с Францией (21 %).
Экономические отношения России и Индии находятся на подъеме, главным в них является военно-техническое сотрудничество. В 2004 г. Индия приобрела авианосец «Адмирал Горшков», который переименовала в INS Vikamaditya, а также целый флот истребителей МиГ-29 и противолодочных вертолетов «Камов-31». В 2007 году Россия выиграла крупный контракт (на 2 млрд долл.) на поставки 126 МиГ-35. Успеху заключения этого контракта способствовала не только низкая цена (16 млн долл. за 1 ед.), но и начавшееся на заводе Hindustan Aeronautics в Насике (штат Махараштра) лицензионное производство двигателей РД-33 для этих истребителей.
Россия выступает также в качестве основного поставщика в Индию ядерного топлива, оборудования для атомных станций и углеводородов. В 2006 г. «Росатом» поставил 60 тонн ядерного топлива для АЭС в Та- рапуре, а в ходе визита в начале 2007 г. в Индию В. В. Путина Россия получила контракт на строительство четырех энергоблоков АЭС в Куданкуламе (штат Тамилнаду). Сотрудничество сторон в области ядерной энергетики осложняется тем, что Индия пока не подписала ДНЯО.
В нефтегазовой области Россия и Индия сотрудничают в проектах «Сахалин-1», в геологоразведочных работах, строительстве нефтехимических заводов в России, прокладке газопровода из Ирана в Индию через Пакистан.
Стороны ведут активное научное сотрудничество в информатике, биотехнологии, фармацевтике, порошковой металлургии и других обла - стях. В последние годы создана необходимая договорная база, которая позволит Индии подключиться к российской космической навигационной системе ГЛОНАСС. Препятствиями развития экономических отношений двух стран являются неразвитость транспортных коммуникаций между двумя странами и отсутствие элементарных знаний об экономических потребностях и возможностях обеих стран, а также существование бюрократических препон как с той, так и с другой стороны.
Отношения России с Пакистаном, важнейшим союзником США в регионе, находятся на стабильно низком уровне. Торговый оборот с ним у России невелик. В 2003 г. состоялся визит в Россию президента Пакистана П. Мушаррафа. Речь шла о мерах по поддержанию стабильности в Средней Азии. После терактов 11 сентября 2001 г. роль Пакистана в борьбе с терроризмом возросла, что несколько уменьшило дистанцию между ним и Россией.

Аттестационная работа

по курсу «Современная внешняя политика РФ»

РОССИЙСКО-ТАЙВАНЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ


МОШЕЕВ ТИМУР АРТУРОВИЧ

КУРС ОМОиЗР


Введение


Темой исследования являются отношения РФ и Китайской Республики, их особенности на современном этапе развития. Для написания работы была использована доступная для общего пользования в сети информация. В основе лежат исследования Минэкономразвития РФ, статьи экспертов из Slavic Research Center, SOAS, российских экспертов по праву и экономике. Данной информационной базы достаточно для ответа на поставленные вопросы и формирования видения характера отношений между РФ и Китайской Республикой.


Общий методологический блок


1. Какие основные проблемы включает выбранная Вами тема .

Основная проблематика данной темы заключается в особенностях межгосударственных связей РФ и КР, так как официально наша страна не признает Тайвань и допускаются лишь связи негосударственных организаций и частных лиц. При этом тайваньский вопрос является одним из ключевых в рамках международной безопасности. Так же стоит отметить малое количество публикаций и исследований данной тематики.

2. Существует ли некая консолидированная шкала российских внешнеполитических и внешнеэкономических приоритетов в регионе? Предпринимались ли попытки выстраивания подобной шкалы приоритетов?

Тайваньский вопрос является ключевым в рамках международной безопасности, в организации которой РФ старается принимать активное участие и оформление которой является одной из ключевых задач внешней политики РФ. В последние годы интересы России в АТР значительно выросли: партнерство с КНР, участие во встречах АСЕАН, АТЭС, налаживание отношений с Японией - все эти направление включают в себя рассмотрение тайваньской проблемы. Поэтому говорить о шкале приоритетов именно по Тайваню не приходится, но он является частью нашей внешнеполитической деятельности в Азии.

3. Создавались ли специальные документы, в которых декларировались интересы России в этом регионе? Какой статус может/должен иметь этот документ?

Наиболее значимыми документами являются:

·15 сентября 1992 - указ Б. Ельцина «Об отношениях между РФ и Тайванем», заложивший основы политики РФ в тайваньском вопросе. Указ декларировал, что Россия не имеет с Тайванем официальных межгосударственных связей, и вводил РТО в приемлемое для РФ русло. Указ помог избежать лишних ссор с КНР и продемонстрировал, что Тайвань «существует» для РФ.

·1999 г - ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации». Благодаря этому возможно экономическое взаимодействие Тайваня и субъектов РФ (особое внимание Томску).

·В сентябре 1997 г - Тайвань и Россия подписали соглашение о воздушном сообщении, а в январе 1998 - Протокол о морском транспортном сообщении. В 2002 - был подписан Протокол о сотрудничестве в сфере малого и среднего предпринимательства.

·16 июля 2001 - Договоре о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой (статья 5) и подтверждена в Совместной декларации РФ и КНР (02.12.2002). В этом договоре подтверждается признание целостности КНР и отказ от государственных связей с Тайванем, так как он является частью единого Китая.

·27 июля 2002 - создание Тайваньско-российской ассоциации делового сотрудничества (ТРА) во главе с экс-премьером Чжан Цзюнь-сюном. Благодаря усилиям ТРА после резкого спада в 2001 до 865,9 млн. долл. США взаимный товарооборот вырос до 2,9 млрд. долл. США к 2004 и достиг 3,616 млрд. долл. США в 2008.

4. Какова может быть глубина стратегического планирования и степень конкретизации документов по этой теме?

Так как политическое сотрудничество официально запрещено, то глубинное планирование не имеет места быть, так же как и конкретизация документов, так как лишняя конкретика может помешать наладить экономические связи и разозлить КНР.

Стратегический блок


. Дайте общую формулировку стратегического места / роли России по отношению к данному региону?

Особая роль России в экономических приоритетах отмечена в тайваньской «Белой книге» 2008 г. Повысившийся интерес РФ в целом к АТР, роль в Совбезе ООН, исторический контекст играют важную роль в стратегическом позиционировании страны в АТР, и поэтому наш голос учитывается в вопросе Тайваня.

2. Перечислите основные (до трех) направлений включенности России?

Основной интерес представляет научное и экономическое сотрудничество (электроника, металлургия, туризм, малый и средний бизнес), затем миротворческая деятельность в ООН и создание благоприятного образа России в АТР.

3. Какие существуют основные среднесрочные /долгосрочные ограничители включенности России?

Основным ограничителем является позиция Тайваня на международной арене и противодействие контактам с ним со стороны КНР. Политическая ориентация на США и Японию не делают его надежным партнером для РФ. К тому же экономически и геополитически для нас это не самый важный партнер в регионе.

4. Какими ресурсами для проведения своей политики Россия располагает в данном регионе? Перечислите ресурсы, следуя общим категориям: а) экономические; б) институционально-правовые; в) гуманитарно-демографические; г) институционально-правовые; д) военные; е) информационно-идеологические.

А) Товарооборот между странами на 2011 г. составлял $4 млрд.. Для России приоритетными направлениями являются нефтехимия, электротехника, биотехнологии и пищевая промышленность. Но наиболее желанным остается сотрудничество в области телекоммуникаций, науки и высоких технологий. Так, например, для разработки первого российского смартфона с навигационной системой GPS были привлечены именно тайваньские специалисты; Б) Работа в ООН, АТЭС, ВТО; В) Россия всегда была готова помочь гуманитарно нуждающимся во всем мире. Например, 21 сентября 1999 на Тайвань сразу после землетрясения на остров прибыли российские спасатели из МЧС. Для помощи в восстановлении домов жители Приморья прислали 3000 кубометров древесины; Г) повтор; Д) Никаких; Е) Тайваньцы уважают историю России и потенциал экономического сотрудничества, что дает очки «мягкой силы».

5. Сформулируйте несколько (до трех) наиболее важных стратегических интересов России в рассматриваемом ареале.

Научно-техническое сотрудничество, обеспечение безопасности интересов в АТР, поддержание нормальных отношений с КНР.

6. Сформулируйте несколько наиболее срочных первоочередных задач для России в рассматриваемом процессе (регионе)

Недопущение конфликта между КНР и КР, развитие научно-технического партнерства и создание совместных экономических (по добыче сырья, например) и научных (в первую очередь связанных с электроникой) проектов, создание благоприятного образа РФ.


Экономический блок

тихоокеанский регион тайвань сотрудничество

1. Рассматриваете ли Вы этот регион в качестве приоритетного для российского бизнеса?

В качестве приоритетного рассматривать невозможно, слишком малый товарооборот и совместный интерес.

2. Какой сегмент этого региона (процесса) имеет первоочередное значение для российского бизнеса?

В первую очередь электроника и связанный с нею бизнес и научные проекты. Затем туризм и энергетика. Не менее важным может быть сотрудничество среднего и малого бизнес, т.к. тут минимальна политическая конфликтность.

3. Какой сегмент (региона, процесса) Вы рассматриваете как наиболее проблемный?

Транспортный и энергетический сегменты можно назвать наиболее проблемными, так как они наиболее политизированы, и развитие их может озлобить КНР. Расстояние и островное положение Тайваня следующее затруднение в развитии этих сегментов.

4. Каким Вы видите место российского бизнеса в рассматриваемом регионе (процессе) в краткосрочной перспективе?

В краткосрочной перспективе навряд ли многое изменится и, в связи с активизацией политического сотрудничества с КНР, можно сказать, что контакты не будут расти и будет переориентация на материковые предприятия.


Факторный блок


. Как будет меняться роль и значение русского/ русскоговорящего компонента в населении региона: 1) останется неизменной; 2) уменьшится; 3) возрастет. Необходимо аргументировать ответ.

В населении региона русскоязычный компонент не присутствует и никаких изменений не предвидится. Так как исторические связи малы, современная кооперация мала и в связи с культурными, климатическими, языковыми различиями мало кто из россиян готов остаться здесь надолго. Единственные русскоязычные представители: бизнесмены, студенты, приглашенные ученые и преподаватели. Все они пребывают на крайне короткий срок. Туристический же поток увеличивается.

2. Какие факторы могут (если таковые существуют, назовите не более четырех) способствовать формированию / укреплению пророссийских тенденций в регионе (процессе)?

Укрепление пророссийских тенденций определенно помогло признание Тайваня и поддержка его участия в международных организациях (что невозможно), нарастание экономические связей (особенно совместными инфраструктурными и энергетическими проектами), обмен студентами, рост туризма и гуманитарного социокультурного сотрудничества.

3. Какую роль в краткосрочной перспективе может сыграть фактор экономического кризиса в отношениях России с данным регионом (в данном процессе)?

В связи с малым количество отраслей связей и невысоким товарооборотом роль кризиса не слишком испортит общую картину. Кризис может сыграть лишь на росте цен на потребительскую технику.

4. Насколько существенным является фактор США для стран данного региона (или акторов процесса)?

Фактор США огромен в процессах связанных с Тайванем. Так как вся история независимого Тайваня и его безопасность сейчас основана на поддержке США. США - главный политический союзник и экономический партнер Китайской Республики.

5. Как будет изменяться значение энергетического фактора для отношений России со странами региона (или в данном процессе)?

Если бы до Тайваня можно было довести трубу - он был бы значителен, однако подобные расстояния ставят крест на энергетических связях. В основном мы поставляем металлы, запчасти, сплавы, химия, сельхозтехнику. Ресурсными партнерами для Тайваня являются Ближневосточные страны. В случае реализации в отдаленном будущем проектов трубопровода до Желтого моря, роль России резко возрастет, хотя навряд ли приблизится к африканским и арабским показателям.

6. Какое значение на развитие процессов в данном регионе и политики России имеет фактор политического лидерства (ЛПР)?

Фактор политического лидерства всегда является определяющим во внешней политике. Хотя система строится так, чтобы радикальный элемент не смог пробиться - возможен и иной вариант. Для нынешнего политического руководства роль КНР и антизападная популистская позиция являются определяющими и в связи с этим процессы, связанные с Тайванем, активизироваться не будут, законной политической поддержки у них так же не будет.


Источники и литература


1.Торгово-экономические отношения между Россией и Тайванем. [Электронный ресурс]. Минэкономразвития РФ: Департамент стран Азии и Африки, 2009.URL: #"justify">2.Казимирко-Кириллова А. Россия - Тайвань: убрать «пробки» в двусторонних отношениях/ ТПП-Информ [Электронный ресурс], 2011. URL: #"justify">.Лю В. Российско-тайваньские отношения в 1991-2011: ретроспективы и перспективы / TaiwanToday.tw [Электронный ресурс], 2011. URL: #"justify">.Врадий С.Ю. Российско-Тайваньские Торгово-Экономические связи/ Россия и АТР.№4. 2006. С. 82-93.

.Веремеев Н. Внешнеэкономические связи субъектов Российской Федерации и Тайваня (правовые проблемы)/ Право РФ и КНР[Электронный ресурс], 2011. URL: #"justify">6.China-Taiwan Relations in a global context: Taiwans foreign policy and relations/ edited by C.X.George Wei [Электронный ресурс]. Routledge, 2012. URL: #"justify">.Vradiy S. Russias Unofficial Relations with Taiwan[Электронный ресурс]. Slavic Research Center (SRC), 2007. URL: #"justify">8.Hu Shaohua. Russia and Cross Strait Relations[Электронный ресурс].CAOS, 2008. URL: http://www.soas.ac.uk/taiwanstudies/eats/eats2008/file43181.pdf


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.