Ориентирование на местности по азимутам. Магнитный азимут. Азимут — что это такое и как его определить

В боевой обстановке нередко приходится двигаться без дорог, по закрытой местности (лес, заросли и т. д.), а также ночью, в метель или туман, когда ориентировочных предметов или вовсе нет или их не видно. В таких случаях двигаться надо с помощью компаса, по так называемым магнитным азимутам.

Магнитным азимутом называется угол, образуемый каким-либо направлением на местный предмет и направлением северного конца стрелки компаса. Азимуты измеряются в градусах от 0 до 360 по ходу часовой стрелки: от точки севера через восток, юг, запад и опять до точки севера. На рис. 168 показаны азимуты: на лиственное дерево - 50 градусов, на фабричную трубу - 135 градусов, на перекресток дорог - 210 градусов и на хвойное дерево - 330 градусов.

Рис. 168 Определение азимутов на местности.

Чтобы определить азимут на местности, нужно: стать лицом в направлении на предмет, на который требуется определить азимут; ориентировать компас, т. е. подвести нулевое деление или букву С под темный конец стрелки компаса; наложить на стеклянную крышку компаса (через центр компаса) в направлении к предмету спичку или какую-либо короткую и тонкую палочку и под концом спички (палочки), обращенным к предмету, прочесть на дне компаса (на лимбе) величину азимута.

Направление движения от ориентира к ориентиру можно определить заранее, вычислив азимуты по карте. Для определения азимута по карте устанавливают компас центром в точку, от которой определяется азимут, а затем совмещают линию север - юг на дне коробки другого компаса с боковой рамкой карты буквой С к верхнему краю карты. (Если нет второго компаса, надо заранее провести через точку, от которой ищут азимут, линию, параллельную боковой рамке карты.)

Деление на лимбе компаса против определяемого направления, например дороги, укажет величину азимута. На рис. 169 величина азимута второго колена шоссейной дороги из Зосенцы на Михайловцы равна 50 градусам.

Рис. 169. Определение азимутов по карте.

Направление на местности по заданному азимуту определяется следующим способом.
На стеклянную крышку компаса накладывается спичка так, чтобы она одним своим концом пришлась против центра компаса, а другим была направлена на деление лимба, соответствующее заданному азимуту. Затем компас поворачивают так, чтобы нулевое деление лимба находилось под северным концом магнитной стрелки.

Азимут служит не только для определения направления, но и для движения по заданному направлению.
Если путь из одного пункта в другой лежит по прямому направлению, то достаточно определить на местности или по карте азимут этого направления и двигаться по нему с помощью компаса. Чтобы не сбиться с направления, нужно почаще проверять правильность движения по компасу.

Иногда приходится итти не по прямой, а по ломаной линии. В этом случае нужно точно наметить и прочертить на карте или на листе бумаги маршрут своего движения, затем разбить весь путь на участки и определить азимут и протяжение каждого участка. Как производится эта работа, показано на рис. 170. Здесь путь идет от километрового столба, мимо сарая, через кирпичный завод к дому лесника. Двигаться нужно так: у исходного пункта (километровый столб) установить компас по азимуту первого участка (335°), заметить в направлении пути ка-кой-либо предмет, отличный от других (дерево с сухими ветвями, куст особой окраски и т. п.), перейти к этому предмету и вновь определить по азимуту направление.

Рис. 170. Движение по азимутам.

При движении по закрытым участкам местности (в данном примере от сарая к кирпичному заводу и от завода к дому лесника) надо вести счет шагов. Если случится, что определенное по карте число шагов пройдено, а ориентира (завода или дома лесника) не видно, значит, при движении уклонились от правильного направления, и ориентир нужно искать где-то вблизи.
Если на пути встретится препятствие, например топкое место, надо заметить на другой стороне препятствия какой-либо предмет, лежащий в направлении азимута пути, обойти препятствие и продолжать движение от замеченного предмета.
При движении в лесной чаще надо держать компас перед собой и двигаться по направлению заданного азимута. Ночью, когда трудно бывает заметить предметы, лежащие на данном азимуте, следует пользоваться светящимся компасом.

Сущность движения по азимутам заключается в выдерживании на местности направлений, заданных магнитными азимутами (дирекционными углами), и расстояний, определенных по карте. Направления движения выдерживают с помощью магнитного компаса или гирополукомпаса, расстояния измеряют шагами или по спидометру машины.

Это основной способ движения на местности, бедной ориентирами, особенно ночью и при ограниченной видимости.

Для движения по азимутам необходимо заранее по карте определить исходные данные: магнитные азимуты направлений движения между точками поворота на маршруте и расстояния между ними, которые оформляют в виде схемы (рис. 24) или выписывают в таблицу. Порядок подготовки данных для движения по азимутам изложен в разд. 5.3.

Организация и порядок движения по азимутам. Рассмотрим организацию и порядок движения по азимутам подразделения пешим порядком по маршруту, приведенному на рис. 24.

При организации движения подразделения по азимутам назначается направляющий, который определяет по компасу и выдерживает направления движения. Кроме того, назначаются два человека, которые ведут счет парам шагов. Если расстояния на схеме (в таблице) указаны в метрах, их переводят в пары шагов с учетом величины шага.

На точке № 1 (сарай) указатель мушки компаса устанавливают на отсчет 20° и отпускают тормоз магнитной стрелки. Затем компас поворачивают в горизонтальной плоскости до тех пор, пока северный конец стрелки не установится против нулевого деления шкалы. Визирная линия через целик и мушку при таком положении компаса и будет определять направление на

точку № 2 (курган). Чтобы выдержать в пути это направление, на линии визирования замечают какой-нибудь удаленный промежуточный ориентир, который используется для выдерживания направления движения.

Перед началом движения стрелку компаса ставят на тормоз. Движение совершают строго прямолинейно в направлении промежуточного ориентира, при этом ведут счет пар шагов. У промежуточного ориентира вновь определяют по компасу направление, магнитный азимут которого равен 20°, замечают какой-нибудь удаленный промежуточный ориентир и движутся к нему. Таким образом совершают движение, пока не будет пройдено 1230 м. Если курган будет виден еще до подхода к нему, последнюю часть участка проходят без промежуточных ориентиров.

На точке № 2 по компасу определяют направление, азимут которого равен 330°, замечают промежуточный ориентир и начинают движение, ведя счет парам шагов. Если промежуточных ориентиров на местности нет, например в лесу, пустыне, степи, то направление движения выдерживают только по компасу. На точке № 3 определяют направление, азимут которого равен 25°, и движутся в этом направлении к перекрестку дорог (точка № 4), ведя счет парам шагов.

Из приведенного примера видно, что движение по азимутам совершается путем последовательного перехода от одного ориентира к другому.

Чтобы легче выдержать направление движения, кроме промежуточных часто используют вспомогательные ориентиры. Такими ориентирами служат обычно небесные светила: Солнце, Луна и яркие звезды. При пользовании ими необходимо примерно через 15 мин проверять азимут направления движения, так как небесные светила (кроме Полярной звезды) перемещаются по небосводу. Если долго двигаться в их направлении без контроля, можно значительно уклониться от маршрута.

Для выдерживания направлений движения используют также линейные ориентиры или следы от движения боевых машин (лыж).

Точность выхода к точкам поворота маршрута при движении по азимутам зависит от характера местности, условий видимости, ошибок в определении направлений, по компасу и измерении расстояний. Обычно отклонение от точки поворота, к которой надо было выйти, не превышает 1/10 пройденного расстояния, т. е. 100 м на каждый километр пройденного пути. Поэтому, если заданное расстояние пройдено, а намеченного ориентира не видно, его следует искать в пределах окружности, радиус которой равен 1/10 расстояния, пройденного от предыдущей точки поворота.

В некоторых случаях, например при движении по азимутам зимой на лыжах, пройденные расстояния измеряют приближенно по времени и скорости движения. Чтобы избежать потери ориентировки из-за неточного измерения расстояний, на точках поворота надо выбирать хорошо видимые издали ориентиры.

Обход препятствий. При движении по азимутам могут встречаться как естественные, так и искусственные препятствия (минные поля, лесные завалы и т. д.), которые легче обойти, чем преодолеть. Поэтому нужно уметь обходить препятствия, не теряя ориентировки.

Порядок обхода зависит от размеров и характера препятствия. Если противоположная сторона препятствия видна (рис. 25, а), то в точке А записывают количество пройденных пар шагов. Затем замечают ориентир (точку В) на противоположной стороне препятствия по направлению движения. Одним из изложенных ранее (см. разд. 2.6) методов определяют расстояние до намеченного ориентира, переводят это расстояние в пары шагов и прибавляют к ранее измеренному по маршруту расстоянию до точки А. После этого обходят препятствие по его границе. В точке В по заданному азимуту находят нужное направление и продолжают движение к очередной точке поворота маршрута.

В некоторых случаях замеченный за препятствием ориентир (точка В) бывает трудно опознать при подходе к нему. Чтобы проконтролировать правильность выхода к ориентиру, в точке А оставляют какую-нибудь заметку, например ставят веху или делают затес на дереве. При выходе в точку В определяют величину магнитного азимута направления на точку А (обратный азимут), который отличается от азимута заданного направления движения на этом участке маршрута на 180(. Провизировав на точку А по обратному азимуту и убедившись, что это направление точно совпадает с направлением на точку Л, продолжают движение.


Если противоположная сторона препятствия не видна, то при выходе в точку Л (рис. 25,6) изучают местность и намечают сторону, по которой легче обойти препятствие. После этого по компасу определяют азимут направления вдоль границы препятствия (320°) и начинают движение, ведя счет парам шагов (142 п.ш.). При этом необходимо строго выдерживать прямолинейность движения.

На левой границе препятствия в точке В (любая точка на местности) делают остановку и определяют направление движения по азимуту, соответствующему направлению основного маршрута (50°). По этому направлению движутся до выхода за препятствие (до точки С). В точке С определяют направление движения, параллельное линии АВ, т. е. обратный азимут направления АВ 140°. Двигаясь по направлению линии СД, отсчитывают количество пар шагов, равное измеренному по линии АВ, т. е. 142 пары шагов.

В точке Д определяют по азимуту направление движения, соответствующее направлению движения до выхода к препятствию (50°); к количеству пар шагов, измеренному до точки Л, прибавляют расстояние ВС (238 пар шагов) и продолжают движение к намеченной ранее точке поворота маршрута.

Данные, необходимые для движения по азимутам {магнитные азимуты направлений между точками поворота на маршруте и расстояния между ними), определяют по крупномасштабной карте.

Подготовка данных для движения по азимутам включает изучение местности по карте, выбор маршрута и ориентиров на его участках, определение магнитных азимутов направлений и расстояний между выбранными ориентирами, оформление данных на карте или составление схемы (таблицы) движения.

При изучении местности оценивают ее проходимость, маскировочные" и защитные свойства, определяют труднопроходимые и непроходимые препятствия и пути их обхода Начертание маршрута зависит от характера местности, наличия ориентиров на ней и условий предстоящего движения. Главное - это выбрать маршрут, позволяющий быстрый и скрытный от противника выход к назначенному пункту (объекту). Маршрут выбирают с таким расчетом, чтобы он имел минимальное количество поворотов. Точки поворота маршрута намечают у ориентиров, которые можно легко опознать на местности (постройки башенного типа, перекрестки дорог, мосты, путепроводы, геодезические знаки). Расстояния между ориентирами при движении по маршруту днем пешим порядком не должны превышать 1 - 2 км, а при движении на машине и выдерживании направлений движения по гирополукомпасу - 6 - 10 км. Для движения ночью ориентиры по маршруту намечаются чаще. Чтобы обеспечить скрытный выход к указалндму пункту, маршрут намечают по лощинам, массивам растительности и другим объектам, обеспечивающим маскировку движения. Необходимо избегать передвижений по Гребням возвышенностей и открытым участкам. Примерный вариант выбора маршрута показан на рисунке.


Выбранные ориентиры обводят кружками и соединяют прямыми линиями. Линии маршрута, которые не пересекают вертикальную линию координатной сетки, полезно продолжить до пересечения с ближайшей из них, чтобы в дальнейшем удобнее было измерять дирекционные углы Дирекционные углы направлений по маршруту измеряют транспортиром яли артиллерийским кругом, которые обеспечивают точность измерения угла с ошибкой ± 1 - 2°, Для, более точного измерения углов по карте используют хордоугломер. Измеренные дирекционные углы направлений переводят в магнитные азимуты. Расстояния между выбранными по маршруту движения ориентирами измеряют с помощью циркуля - измерителя и линейки с миллиметровыми делениями. Если маршрут намечен по холмистой (горной) местности, то в измеренные по карте расстояния вводится поправка за рельеф.

Определенные значения магнитных азимутов и расстояний тщательно проверяют, так как грубая ошибка измерения хотя бы одного азимута или расстояния приводит к отклонению от намеченного маршрута и н конечном счете к потере ориентировки.


Таблица 1. Данные необходимые для движения по азимутам

Данные, необходимые для движения по азимутам, оформляют на карте, а если карту с собой не берут, составляют схему маршрута (рис. 9 13) или таблицу 1.

Рисунок 1. Схема маршрута движения по азимутам.

Схему составляют в такой последовательности. На чистый лист бумаги переносят с карты начальную точку, ориентиры на поворотах и конечную точку маршрута. Расположение ориентиров на схеме должно быть подобно их положению на карте Все ориентиры изображают на схеме такими же условными знаками, как и на карте. Затем ориентиры нумеруют и соединяют прямыми линиями Против каждой линии выписывают исходные данные для движения в виде дроби: в числителе - магнитный азимут, в знаменателе - расстояние в метрах и время движения в минутах. Если движение по азимутам будет совершаться пешим порядком, то расстояние в метрах переводят в пары шагов и выписывают на схему в скобках. После этого наносят на схему стрелку север - юг и дополнительно показывают в стороне от маршрута, а также по маршруту ориетиры, которые могут быть использованны при движении как промежуточные или вспомогательные.

В тех случаях, когда требуется выдержать лишь общее направление движения, например направление наступления, схему (таблицу) движения не составляют. Азимут направления движения определяют непосредственно на местности по компасу и объявляют устно.

Ночью ориентироваться на местности сложнее, чем днем. Многие предметы, которые днем легко опознаются, ночью становятся трудно различимыми, внешний вид и очертания их подчас резко меняются, расстояния до предметов (ориентиров) кажутся больше, чем днем. Все эти особенности существенно затрудняют ориентирование ночью.

Маршрут для движения ночью намечают обычно вдоль линейных ориентиров, что облегчает выдерживание направлений движения. В качестве вспомогательных ориентиров используют небесные светила, удаленные светящиеся точки (огни), а также местные предметы и формы рельефа, проектирующиеся на фоне неба.

При ориентировании на местности ночью наряду с простейшими способами часто применяют более совершенные способы и технические средства: направление движения (атаки) указывают лучом прожектора, световыми трассами или световыми створами; широко используют приборы ночного видения, наземную навигационную аппаратуру и радиосредства.

Зимой внешний вид местности значительно изменяется. Многие неровности (углубления) местности заносятся снегом, и поверхность сглаживается. Отдельные ориентиры (перекрестки дорог, ручьи, заболоченные участки), покрытые снегом, не просматриваются. Все это в значительной мере усложняет ориентирование.

При движении на лыжах направление движения обычно выдерживают по компасу, а при движении на боевой машине-по гирополукомпасу. Днем на открытой местности следы от лыж или машины используют для проверки выдерживания направления движения. Хорошими ориентирами зимой, особенно ночью, могут служить населенные пункты, отдельные рощи, опушки леса, железные и шоссейные дороги, мосты через широкие реки и другие площадные и линейные ориентиры.

В пустынной местности ориентирование затрудняется тем, что она однообразна, на ней редко встречаются местные предметы, которые могут служить ориентирами. Отрицательно влияют на условия ориентирования также миражи, сильный зной и большая запыленность воздуха. При движении по пескам увеличивается пробуксовка колесных и гусеничных машин, что затрудняет пользование спидометром. В качестве ориентиров в пустыне могут служить курганы, колодцы, русла высохших рек, группы деревьев у заброшенных оазисов, небольшие участки такыров и солончаков, наружные знаки геодезических пунктов.

В целом ориентиров в этих района? мало, но при благоприятных условиях видимости они просматриваются издалека.

Маршруты движения в пустынной местности прокладываются обычно по колонным путям. Движение совершается, как правило, по азимутам. Заданные направления выдерживаются по компасу и наземным навигационным приборам. В качестве вспомогательных ориентиров служат небесные светила, следы от машины (при движении на машинах), а также расположение дюн, барханов и ряби на песке, что связано с направлением господствующих ветров и практически постоянна для данного района.

В горах ориентирование затрудняется из-за сильнопересеченного рельефа горной местности. Поэтому условия обзора могут резко меняться в связи с частыми изменениями направления движения.

Движение в горах совершают обычно по дорогам и тропам в горных проходах и через перевалы, вдоль ручьев и рек. Если направление движения не совпадает с направлением линейного ориентира, то его выдерживают по компасу и вспомогательным ориентирам (небесным светилам и выделяющимся вершинам гор). При использовании форм рельефа в качестве ориентиров следует помнить, что их очертание может резко изменяться при наблюдении с различных точек маршрута.

Скачайте 800+ конспектов
всего за 300 руб. *

* Старая цена - 500 руб.
Акция действует до 1.12.2017 года

Учебные вопросы:

1.
2.
3.
4.

1. Ориентирование на местности по азимутам. Магнитный азимут. Определение азимутов на местные предметы

1.1. Ориентирование на местности по азимутам.
Азимут направления с точки стояния на местный предмет называется прямым магнитным азимутом . В некоторых случаях, например для отыскания обратного пути, используют обратный магнитный азимут, который отличается от прямого на 180°. Чтобы определить обратный азимут, нужно к прямому азимуту прибавить 180°, если он меньше 180°, или вычесть 180°, если он больше 180°. На рис. обратный азимут равен 150°.
Для определения направления на местности по заданному магнитному азимуту необходимо установить на шкале компаса против мушки отсчет, разный значению заданного магнитного азимута. Затем, отпустив тормоз магнитной стрелки, повернуть компас в горизонтальной плоскости так, чтобы северный конец стрелки установился против нулевого деления шкалы.


Определение магнитного азимута по компасу.

После этого, не меняя положения компаса, заметить на местности по линии визирования через целик и мушку какой-нибудь удаленный ориентир. Направление на ориентир и будет определяемым направлением, соответствующим заданному азимуту.
Совмещение визирной линии с направлением на предмет (цель) достигается многократным переводом взгляда с визирной линии на цель и обратно. Не рекомендуется поднимать компас до уровня глаз, так как в этом случае снижается точность измерения. Точность измерения азимутов с помощью компаса Андрианова составляет плюс-минус 2-3°.

1.2. Магнитный азимут. Определение азимутов на местные предметы.
Направление на предмет (цель) определяется и указывается величиной горизонтального угла между начальным направлением и направлением на предмет (цель) или магнитным азимутом. При этом за начальное может быть принято направление на одну из сторон горизонта или на хорошо видимый удаленный местный предмет (ориентир).
Магнитный азимут это угол от северного направления магнитной стрелки компаса до направления на объект (предмет). Отсчитывается строго по часовой стрелке.
Его значения могут быть от 0° до 360°.
Магнитный азимут направления определяется с помощью компаса.

При этом отпускают тормоз магнитной стрелки и поворачивают компас в горизонтальной плоскости до тех пор, пока северный конец стрелки не установится против нулевого деления шкалы. Затем, не меняя положения компаса, устанавливают визирное приспособление так, чтобы линия визирования через целик и мушку совпала с направлением на предмет. Отсчет шкалы против мушки соответствует величине определяемого магнитного азимута направления на местный предмет.

2. Подготовка данных для движения по азимуту

Сущность движения по азимутам заключается в выдерживании на местности направлений, заданных магнитными азимутами (дирекционными углами), и расстояний, определенных по карте.
Направления движения выдерживают с помощью магнитного компаса, а расстояния измеряют шагами или по спидометру машины.
Это основной способ движения на местности, бедной ориентирами, особенно ночью и при ограниченной видимости.
Для движения по заданному азимуту надо:

  • изучить на карте местность между исходным и конечным пунктами движения;
  • наметить маршрут движения, легко распознаваемый по местным предметам;
  • начертить избранный маршрут на карте и определить азимуты всех звеньев маршрута;
  • определить на карте длину каждого звена маршрута;
  • все данные для движения записать в полевую книжку в виде таблицы или схемы.

При организации движения подразделения по азимутам назначается направляющий, который определяет по компасу и выдерживает направления движения. Кроме того, назначаются два человека, которые ведут счет парам шагов. Если расстояния на схеме (в таблице) указаны в метрах, их переводят в пары шагов с учетом величины шага.

Схема
для движения по азимутам

На точке № 1 (сарай) указатель мушки компаса устанавливают на отсчет 20° и отпускают тормоз магнитной стрелки. Затем компас поворачивают в горизонтальной плоскости до тех пор, пока северный конец стрелки не установится против нулевого деления шкалы. Визирная линия через целик и мушку при таком положении компаса и будет определять направление на точку № 2 (курган). Чтобы выдержать в пути это направление, на линии визирования замечают какой-нибудь удаленный промежуточный ориентир, который используется для выдерживания направления движения.
Перед началом движения стрелку компаса ставят на тормоз. Движение совершают строго прямолинейно в направлении промежуточного ориентира, при этом ведут счет пар шагов. У промежуточного ориентира вновь определяют по компасу направление, магнитный азимут которого равен 20°, замечают какой-нибудь удаленный промежуточный ориентир и движутся к нему. Таким образом совершают движение, пока не будет пройдено 1230 м. Если курган будет виден еще до подхода к нему, последнюю часть участка проходят без промежуточных ориентиров.

Таблица исходных данных для движения по азимутам


точки

Участок пути

Магнитный азимут, градусов

Расстояние, м

Время, мин

Расстояние, пары шагов

Сарай - курган

Курган – дом лесника

Дом лесника – перекресток дорог

Перекресток дорог - мост

На точке № 2 по компасу определяют направление, азимут которого равен 330°, замечают промежуточный ориентир и начинают движение, ведя счет парам шагов. Если промежуточных ориентиров на местности нет, например в лесу, пустыне, степи, то направление движения выдерживают только по компасу. На точке № 3 определяют направление, азимут которого равен 25°, и движутся в этом направлении к перекрестку дорог (точка № 4), ведя счет парам шагов.
Из приведенного примера видно, что движение по азимутам совершается путем последовательного перехода от одного ориентира к другому.
Чтобы легче выдержать направление движения, кроме промежуточных часто используют вспомогательные ориентиры. Такими ориентирами служат обычно небесные светила: Солнце, Луна и яркие звезды. При пользовании ими необходимо примерно через 15 мин проверять азимут направления движения, так как небесные светила (кроме Полярной звезды) перемещаются по небосводу. Если долго двигаться в их направлении без контроля, можно значительно уклониться от маршрута.

3. Выдерживание указанного (намеченного) направления движения и расстояния. Обход препятствий

3.1. Выдерживание указанного (намеченного) направления движения и расстояния.
Для выдерживания направлений движения используют также линейные ориентиры или следы от движения боевых машин (лыж).
Точность выхода к точкам поворота маршрута при движении по азимутам зависит от характера местности, условий видимости, ошибок в определении направлений, по компасу и измерении расстояний. Обычно отклонение от точки поворота, к которой надо было выйти, не превышает 1/10 пройденного расстояния, т. е. 100 м на каждый километр пройденного пути. Поэтому, если заданное расстояние пройдено, а намеченного ориентира не видно, его следует искать в пределах окружности, радиус которой равен 1/10 расстояния, пройденного от предыдущей точки поворота.
В некоторых случаях, например при движении по азимутам зимой на лыжах, пройденные расстояния измеряют приближенно по времени и скорости движения. Чтобы избежать потери ориентировки из-за неточного измерения расстояний, на точках поворота надо выбирать хорошо видимые издали ориентиры.

При наличии видимости через препятствие (рис. а):

  • заметить ориентир по направлению движения на противоположной стороне препятствия;
  • обойти препятствие и продолжить движение от замеченного ориентира, ширину препятствия определить любым способом и прибавить к пройденному расстоянию.

При отсутствии видимости через препятствие (рис. б):
Допустим, что движение совершалось по азимуту 50° и до остановки перед препятствием пройдено 340 пар шагов.
После изучения местности было решено обход совершать с левой стороны. Определить по компасу азимут направления вдоль препятствия (от точки А на точку В), продолжить движение по этому направлению, ведя счет парам шагов до правой границы препятствия. На рисунке азимут равен 320°, а пройденное расстояние - 142 пары шагов. Сделав остановку в точке В, определяют по компасу направление соответствующее первоначальному азимуту, по которому совершалось движение до препятствия (50°) и продолжают двигаться до выхода за препятствие. Счет парами шагов ведется от точки В до точки остановки за препятствием (точка С).
На рисунке пройденное расстояние равно 238 пар шагов. Из точки С движение совершается вправо по обратному азимуту направления от точки А до точки В (на рисунке обратный азимут равен 140°) до тех пор, пока не будет пройдено расстояние, равное 142 пар шагов (на рисунке до точки Д). На точке Д определяют направление по первоначальному азимуту (50°) и прибавив к пройденному расстоянию до препятствия расстояние от точки В до точки С, продолжают движение к новому ориентиру.
Необходимо запомнить, что обратный азимут отличается от прямого на 180 градусов. Например, Ам = 330, обратный азимут будет 330-180 = 150. Ам = 30, обратный будет 180+30 = 210.
Перевод длины каждого участка между ориентирами в пары шагов: если от ориентира 1 до ориентира 2 будет 1200м., то в парах шагов это расстояние равно 1200:1,5 = 800 п.ш. (1,5 м - средняя длина 2-х пар шагов).
Если позволяет обстановка, обходить препятствия целесообразно по просекам, вдоль рек, ручьев, линий электропередачи и других линейных ориентиров, заранее определив по карте магнитные азимуты их направлений. В таком случае будет легко контролировать по компасу направления движения.
На автомобильных дорогах с твердым покрытием (автострадах, шоссе) имеется много путевых дорожных знаков. В боевой обстановке при ориентировании пользоваться этими знаками нужно весьма осторожно: противник может переставить их или заменить другими указателями с ложными надписями.
Наряду с местными предметами для контроля движения по маршруту следует использовать элементы рельефа: характерные высоты и хребты, лощины, овраги, обрывы, промоины. Это особенно важно при движении на местности, где произошли большие изменения, так как местные предметы могут быть уничтожены или созданы вновь, а основные формы рельефа останутся неизменными.
При малейшем сомнении в правильности движения во всех случаях необходимо уточнить свое местоположение тщательным сличением карты с местностью. Если сделать это в движении не удается, следует остановиться и восстановить ориентирование.
Ориентирование считается потерянным, если на местности не находят обозначенных на карте объектов и не могут определить на карте свое местоположение. Случай отклонения от маршрута и потери ориентиров возникают обычно из-за слабых навыков в ориентировании или при небрежном ориентировании, когда перестают непрерывно следить за продвижением по маршруту.


4. Выполнение нормативов: «Измерение расстояний (углов) на местности с помощью бинокля (линейки с миллиметровыми делениями)» и «Движение по азимутам в пешем порядке»

4.1. Особенности отработки нормативов по военной топографии.
1. Нормативы по военной топографии в ходе занятий и тренировок отрабатываются на исправных учебно-тренировочных средствах.
2. Норматив считается выполненным, если при работе соблюдены условия его выполнения и не было допущено нарушений требований безопасности, а также уставов, наставлений, инструкций и руководств.
3. Если при отработке норматива обучаемым допущена хотя бы одна ошибка, которая могла бы привести к травме (поражению) личного состава, поломке техники, вооружения или аварии, выполнение норматива прекращается и оценивается «неудовлетворительно» .
4. За нарушение последовательности выполнения норматива, которое не привело к авариям, поломке (порче) техники и вооружения, а также за каждую ошибку, приводящую к нарушению условий выполнения норматива, требований уставов, руководств, наставлений, инструкций, технологических карт, оценка снижается на один балл.
5. При выполнении нормативов личным составом в средствах защиты кожи (ОЗК, Л-1 и т.п.) время увеличивается на 25%, а при работе в средствах защиты органов дыхания (противогазе, респираторе) - на 10%, кроме нормативов, выполнение которых предусмотрено только в средствах защиты.
6. При температуре воздуха минус 10° С и ниже, плюс 30° С и выше, при сильном дожде, снегопаде, высоте свыше 1500 м над уровнем моря время на выполнение нормативов увеличивается до 20%, при действиях ночью, если время для ночных условий не определено, оно увеличивается до 30%.
7. При действиях подразделений (военнослужащих) в условиях распутицы, пустынно-песчаной местности, заполярной тундры, глубокого снежного покрова (30-50 см - при действиях в пешем порядке и на колесной технике, 50-80 см - при действиях на гусеничной технике), густого тумана и сильной запыленности время на выполнение нормативов увеличивается, скорость движения уменьшается по решению руководителя занятия (проверяющего) не менее чем на 10%, но не более чем на 30% (с учетом совокупности отрицательных условий).
8. При отработке нормативов на местности маршруты (направления) для действий подразделений заранее не прокладываются и не обозначаются.
9. Время выполнения норматива военнослужащим (подразделением) отсчитывается по секундомеру с момента подачи команды «К выполнению норматива - Приступить» (или другой установленной команды, сигнала) до момента выполнения норматива всеми военнослужащими (подразделением) и доклада командира (обучаемого) о его выполнении или до начала действий в новом порядке.

4.2. Порядок определения оценки за выполнения нормативов .
Если норматив отрабатывается в процессе обучения несколько раз, то оценка за его выполнение определяется по последнему показанному результату или по результату контрольной попытки.
Индивидуальная оценка военнослужащему за выполнение нескольких нормативов по военно-медицинской подготовке определяется по оценкам, полученным за выполнение каждого норматива, и считается:

Оценка за выполнение одиночных нормативов подразделению выводится по индивидуальным оценкам обучаемых и определяется:

4.3. Условия выполнения и методические указания по отработке норматива : « Измерение расстояний (углов) на местности с помощью бинокля (линейки с миллиметровыми делениями)».

Наименование норматива

Измерение расстояний (углов) на местности с помощью бинокля (линейки с миллиметровыми делениями).

Условия выполнения норматива

Обучаемый находится на маршруте движения (на наблюдательном пункте или позиции отделения) при себе имеет бинокль (линейку с миллиметровыми делениями).

Порядок выполнения норматива

Руководитель занятия называет объекты (цели или ориентиры), при необходимости выдает их линейные размеры, ставит задачу обучаемому на измерение расстояний (углов) и подает команду, например: « » .
Обучаемый используя бинокль (линейку с миллиметровыми делениями) определяет угловые величины и высчитывает расстояние.
Время отсчитывается от команды « К выполнению норматива - Приступить » до доклада о результатах измерений.

Порядок выполнения норматива

Действия
руководителя

Действия
обучаемого

Порядок
выполнения приема

1. Подает команду: « К выполнению норматива - Приступить » .
Включает секундомер.

1. При измерении угловой величины объекта (цели) с помощью бинокля:

Обучаемый помещает объект (цель) между делениями шкалы бинокля и подсчитывает количество делений шкалы, которыми покрывается объект (цель). Умножает число делений на цену одного деления и получает величину измеряемого угла в тысячных.

2. При измерении угловой величины между ориентиром и целью с помощью бинокля:

Обучаемый совмещает какой-либо штрих шкалы бинокля с ориентиром и подсчитывает число делений до цели. Умножает число делений на цену одного деления и получает величину измеряемого угла в тысячных.

3. При измерении расстояния до объекта (цели) с помощью бинокля:

Обучаемый измеряет с помощью бинокля угловой размер объекта (цели) по его высоте (длине либо ширине). Используя действительную высоту (ширину) предмета в метрах, и тот полученный угол (в тысячных), под которым виден данный предмет, он определяет расстояние до объекта (цели) в метрах по формуле:

Докладывает результаты измерений.

4. При измерении угловой величины объекта (цели) с помощью линейки:

измеряет угловую величину объекта (цели)

Обучаемый помещает объект (цель) между миллиметровыми делениями линейки и подсчитывает количество миллиметров, которыми покрывается объект (цель). Умножает полученное число делений на 0-02 (цена одного миллиметра в тысячных) и получает величину измеряемого угла в тысячных.
Докладывает результаты измерений.

5. При измерении угловой величины между ориентиром и целью с помощью линейки:

измеряет угловую величину между ориентиром и целью

Обучаемый совмещает нулевое деление миллиметровой линейки с ориентиром и подсчитывает число миллиметров до цели. Умножает число делений на 0-02 и получает величину измеряемого угла между ориентиром и целью в тысячных.
Докладывает результаты измерений.

6. При измерении расстояния до объекта (цели) по угловым размерам предмета с помощью линейки:

измеряет расстояние до объекта (цели) по угловым размерам предмета

Обучаемый измеряет с помощью линейки угловой размер объекта (цели) по его высоте (длине либо ширине). Используя действительную высоту (ширину) предмета в метрах, и тот полученный угол (в тысячных), под которым виден данный предмет, он определяет расстояние до объекта (цели) в метрах по формуле:

Докладывает результаты измерений.

7. При измерении расстояния до объекта (цели) по линейным размерам предмета с помощью линейки:

измеряет расстояние до объекта (цели) по линейным размерам предмета

Обучаемый с помощью линейки, расположенной на расстоянии 50 см от глаза, измеряет в миллиметрах высоту (ширину) наблюдаемого предмета. Затем действительную высоту (ширину) предмета в сантиметрах делит на измеренную по линейке в миллиметрах, результат умножает на постоянное число 5 и получает искомую высоту (ширину) предмета в метрах.
Докладывает результаты измерений.

2. После доклада останавливает секундомер и фиксирует время выполнения норматива.

Временные показатели и оценка за выполнение норматива

Ошибки, снижающие оценку за выполнение норматива

4.4. Условия выполнения и методические указания по отработке норматива: «Движение по азимутам в пешем порядке».

Наименование норматива

Движение по азимутам в пешем порядке.

Условия выполнения норматива

На исходном пункте подразделению вручается схема (таблица) данных для движения по азимутам, на которой указаны исходный и конечный пункты (рубежи), 3-4 промежуточных ориентира, магнитные азимуты и расстояния между ними в метрах. Протяженность маршрута не менее 4 км. Местность среднепересеченная.

Порядок выполнения норматива

Обучаемые переводят расстояния в пары шагов, соблюдая маскировку, совершают марш и выходят к конечному пункту (рубежу).
Для отработки норматива руководитель подает команду, например:
Время отсчитывается от выдачи схемы (таблицы) до выхода подразделения на конечный пункт (рубеж).
На сильнопересеченной местности время на выполнение норматива увеличивается в 1,3 раза.


Порядок выполнения норматива

Действия
руководителя

Действия
обучаемого

Порядок
выполнения приема

1. Подает команду: «К выполнению норматива - Приступить».
Включает секундомер.
Контролирует порядок выполнения норматива.
Фиксирует ошибки снижающие оценку.

в составе подразделения, соблюдая маскировку, совершают марш и выходят к конечному пункту (рубежу)

Командир подразделения назначает направляющего, который определяет по компасу и выдерживает направления движения.
Кроме того, он определяет двух человек - счетчиков, которые ведут счет парам шагов.
Счетчики совместно с командиром переводят расстояния на схеме (в таблице) указанные в метрах в пары шагов с учетом величины своего шага.
Направляющий под контролем командира подразделения на очередной точке маршрута указатель мушки компаса устанавливает на отсчет, соответствующей следующей точке маршрута в градусах, и отпускают тормоз магнитной стрелки.
Затем компас поворачивает в горизонтальной плоскости до тех пор, пока северный конец стрелки не установится против нулевого деления шкалы. По визирной линии через целик и мушку при таком положении компаса он определяет направление на искомую точку.
Для выдерживания этого направление, на линии визирования направляющий замечает какой-нибудь удаленный промежуточный ориентир (при необходимости), который будет использоваться для выдерживания направления движения.
Перед началом движения направляющий военнослужащий ставит стрелку компаса на тормоз.
Подразделение по команде командира совершает движение строго прямолинейно в направлении промежуточного ориентира, при этом счетчики ведут счет пар шагов.
У промежуточного ориентира направляющий уточняет по компасу направление по магнитному азимуту, замечают следующий удаленный промежуточный ориентир (при необходимости) и движение возобновляется.
Таким образом подразделение совершает движение, пока не будет пройдено нужное количество шагов до очередной точке.
На очередной точке маршрута все вышеперечисленные действия повторяются.
После выхода подразделения на конечный пункт (рубеж) командир подразделения докладывает об этом.

Компас и азимут.

Наверняка, вы не раз слышали о истинном и магнитном азимуте. Они кардинально отличаются друг от друга, а потому ориентироваться по той или иной местности вам необходимо, учитывая эти разницы. Это вам понадобится, чтобы вы в будущем не столкнулись со следующей проблемой – когда точка на карте, обозначенная при помощи компаса, будет иметь другие совершенно показатели, чем показатели, полученные при помощи карты.

Что такое магнитный и истинный азимут в географии?

Угол, расположенный между направлением в северную сторону и тем, который находится на определенно взятой точке – это азимут. Северное направление называют то, которое направлено прямо к Северному полюсу. Однако путь, направленный при этом к северу на компасе, конечно же, считается только направлением, указывающее на магнитный полюс. Но это вовсе не географическое местоположения. Следовательно, говоря про истинный полюс, речь касается географического, который связан непосредственно с формой нашей планеты. Плюс еще он связан с осью вращения Земли, которая проходит через 2 полюса.

Магнитный полюс связан тесно с магнитным полем нашей Земли, имеющее 2 полюса. Это поле не совпадает с истинными полюсами планеты, также, как соответствующие им поля не совпадают с меридианами: ни с истинным, ни с магнитными.

Проложив то или иное направление между меридианами, которое будет касаться непосредственно предмета выбранной местности, тогда угол между данными меридианами получится истинным азимутом, а также магнитным соответственно. Та разница, которая получится между этими азимутами – называется магнитным склонением. Это склонение может иметь несколько названий, все зависит от того, в какую именно сторону света она больше склоняется.

  • Склоняется в восточную сторону – значит склонение восточное
  • Склоняется в западную сторону – значит склонение западное

Склонение, идущее в восточную сторону, обозначается плюсом, а вот в восточную минусом.

Как определить азимут с помощью компаса?

Чтобы научиться правильно ориентироваться в той или иной местности и получить необходимое направление, нужно вычислить азимут при помощи компаса. Делается это очень просто:

  • Возьмите в левую ладонь компас, положите его горизонтально. При помощи правой руки отпустите тормоз, который удерживает стрелочку на компасе. Начните вращать компас, чтобы северный кончик стрелки показал на «0» шкалы. Потом поверните колечко с визиром, чтобы линия взгляда совпала с удаленным предметом и с тем, который хорошо видим. Отсчитайте нужное количество делений магнитного азимута именно на данный элемент. Сделайте отсчет от показателя «0», перемещайтесь так, как перемещается часовая стрелочка пока не попадете на ту цифру, которая находится напротив визира и его указателя.


  • Совместите указатель визира с указателем на заданный предмет. Выполните данную манипуляцию несколько раз: посмотрите для начала на указатель визира, потом посмотрите на указатель предмета, выполните процесс наоборот. Запомните важный момент: компас ни в коем случае нельзя подносить к лицу, а особенно к глазам, поскольку может ухудшиться точность будущих измерений азимута. Пользуйтесь специальным компасом, к примеру, компасом Андрианова. Таким образом вы получите более точные результаты.
  • Если вы будете передвигаться от выбранного предмета только в противоположном направлении, тогда попытайтесь вычислить обратный азимут. Показания прямого азимута равны менее 180 градусов, прибавляется 180 градусов. Но, а если эти показатели больше данной отметки – тогда отнимается 180 градусов.
  • Для определения указанного направления по старым значениям азимута, необходимо производить вращение колечка визира: указатель визира совмещается с показанием, расположенном на шкале, который равен заданному ранее значению азимута. После этого снимается тормоз стрелочки на компасе, вращается его корпус, пока северный краешек стрелочки не покажет на цифорку «0». Указатель визира покажет необходимый курс.

Как определить азимут с помощью транспортира по топографической карте?

Азимут отсчитывается от 0, движется по часовой стрелке до показателя 360 градусов. То есть от северной метки магнитного меридиана к заданной точке.

Если вам необходимо передвигаться именно по компасу, вам нужно на карте указать значения азимута. Такой методикой пользуются воздушные и морские судна, которые совершают длительные по расстоянию перелеты либо плавания. Также данным методом пользуются путешественники во время плохой видимости, к примеру, в ночное время, если нет вообще шансов передвигаться по специальному ориентиру.

Для правильного определения возьмите:

  • Путевую карту
  • Компас
  • Простой карандаш с линеечкой
  • Транспортир


  • Отметьте на своей карте собственное местоположение. Постарайтесь ориентироваться по обозначениям, которые есть на карте.
  • Отыщите ориентир, куда именно вы должны попасть. Прямолинейное передвижение можно осуществить исключительно по воздуху либо по морю. Есть правда и исключения на суше – это пустыня либо степь. Как правило, по земле передвижение происходит по ломанной, при этом учитываются все природные препятствия. Следовательно, вам придется во время передвижения регулярно корректировать азимут.
  • Положите на путевую карту линеечку так, чтобы место вашего расположения и конечный пункт были на этой линейке. Начертите при помощи простого карандаша полоску, пока она не пересечется с самым близким меридианом. К данной полоске приложите основание собственного транспортира. Дорисуйте риску, которая находится в центральной части, до места, где она пересекается с начерченной полоской – направление должно смотреть на ориентир. С дуги транспортира, где пересекается она с той полоской, возьмите показания. Азимут у вас готов.

Как определить азимут по координатам двух точек?

Определить координаты, расположенные между одной точкой и другой точкой, очень просто. Проведите меридиан от начальной точки. Этот меридиан должен быть параллельным восточной рамке либо западной рамке на бумаге. Относительно данному меридиану и вычисляется азимут. Поскольку начертить меридиан не так уже легко, тогда для начала необходимо определить дирекционный угол направления, которое требуется вычислить.

Чтобы измерить дирекционный угол полученной линии, необходимо провести через первую точку полоску, которая параллельна оси абсцисс, а потом померить дирекционный угол. А можно еще проложить полоску до того места, где она пересечется с координатной полоской. Там, где будет пересечение, нужно измерить дирекционный угол.

Какая разница между азимутом и дирекционным углом?

Дирекционный угол измеряется при помощи транспортира, а также при помощи путевой карты. Магнитный азимут измеряется при помощи компаса и местности. Если брать истинный азимут, то он вычисляется за счет двух основных элементов:

  • Первый – это магнитный азимут
  • Второй – это магнитное склонение

В каких единицах измеряется значение азимута?

Как было написано выше, азимут измеряется в градусах и может начинаться с показателя «0» и заканчиваться показателем «360».

Определите: каким направлениям сторон горизонта соответствуют азимуты юго-восточного, северо-восточного и северо-западного направления?

Юго-восточный равен 135 градусов

Северо-восточный равен 45 градусов

Северо-западный равен 315 градусов

Какой стороне горизонта соответствует азимут 90 и 180 градусов?

90 градусов – это восточный азимут

180 градусов – это южный азимут

Ориентирование движения на местности по азимутам: углы ориентирования

Ориентировать линию – это означает вычислить то, куда именно направлена она относительно начального направления. К примеру, за счет меридианы либо оси абсцисс.

  • Угол, который вычисляется по специальной шкале по направлению часовой стрелочки – это азимут
  • Угол, который начинает отчисление от северной точки до конечного (заданного) пункта – магнитный азимут
  • Угол, расположенный между северным показателем меридиана и крайним (конечным) показателем – дирекционный угол

Азимут - это угол, образуемый между направлением на какой-либо пред-
мет местности и направлением на север.
Азимуты отсчитываются от 0 до 360ё по ходу часовой стрелки.

Определение азимута по компасу

Чтобы определить азимут на местности, надо:
- стать лицом в направлении предмета, на который требуется определить
азимут;
- ориентировать компас, то есть подвести его нулевое деление (или
букву С) под затемненный конец стрелки компаса;
- вращая компасную крышку, направить на предмет визирное приспособле-
ние;
- против указателя визирного приспособления, обращенного к предмету,
прочесть величину азимута.
Чтобы определить на местности заданный азимут, надо:
- установить указатель визирного приспособления компаса точкой над
делением, соответствующим величине заданного азимута;
- повернуть компас так, чтобы указатель визира находился впереди;
- поворачиваться самому вместе с компасом до тех пор, пока нулевая
точка не совпадет с северным концом стрелки; направление указателя визи-
ра и будет направлением по заданному азимуту.
Совмещение визирной линии с направлением на предмет (цель) достигает-
ся многократным переводом взгляда с визирной линии на цель и обратно. Не
рекомендуется поднимать компас до уровня глаз, снижается точность изме-
рения. Точность измерения азимутов с помощью компаса Андрианова состав-
ляет плюс-минус 2-3ё.

Движение по азимуту

Для движения по заданному азимуту надо:
- изучить на карте местность между исходным и конечным пунктами дви-
жения и наметить маршрут, легко распознаваемый по местным предметам;
- начертить избранный маршрут на карте и определить азимуты всех
звеньев маршрута;
- определить на карте длину каждого звена маршрута в шагах (пара ша-
гов в среднем равна 1,5 м);
- все данные для движения записать в полевую книжку в виде таблицы
или схематичного чертежа.
Придя на исходный пункт, следует:
- ориентироваться по компасу;
- установить указатель подвижного кольца компаса против отсчета, рав-
ного величине азимута первого звена маршрута (в нашем примере - 335ё);
- плавно поворачивать компас до тех пор, пока нулевое деление не сов-
падет с северным концом стрелки; тогда визирное приспособление будет по-
казывать направление движения по азимуту - 335ё;
- в этом направлении выбрать какой-нибудь предмет и идти на него. По-
дойдя к предмету, нужно проверить ориентировку компаса и продолжить путь
до первой поворотной точки;
- у первой поворотной точки нужно установить по компасу азимут на
следующий поворотный пункт и двигаться на него так же, как из исходного
пункта.

Определение азимутов на карте транспортиром

Вначале выбранные по маршруту движения ориентиры соединяют прямой ли-
нией, но так, чтобы эта линия пересекала хотя бы одну из вертикальных
линий километровой сетки.
Затем измеряют транспортиром угол от северного направления верти-
кальной линии километровой сетки по ходу часовой стрелки до направления
на предмет. При этом транспортир прикладывается к вертикальной линии ки-
лометровой сетки так, чтобы риска (черточка) на линейке транспортира
совпадала с той точкой, где прочерченное направление пересекает верти-
кальную линию километровой сетки, а крайние деления транспортира (0 и
180) совместились с направлением этой линии.
На рисунке по направлению "сарай - овраг" азимут равен 65ё, по нап-
равлению "сарай - мост" 274ё 080ё+94ё= 274ё).
Далее, уменьшив или увеличив измеренные углы на величину отклонения
магнитной стрелки, получим магнитные азимуты.
Отклонением магнитной стрелки или поправкой направления называют угол
между вертикальной линией километровой сетки и стрелкой компаса (магнит-
ным меридианом). Данные о величине склонения стрелки всегда даются под
южной (нижней) стороной рамки карты в виде схемы и текста.

Определение магнитных азимутов

Выполняется в отличие от вышеизложенного на ориентированной карте с
учетом магнитного склонения. Магнитное склонение бывает или восточное со
знаком "+" или западное со знаком "-". Зная величину и знакотклонения
нетрудно совместить направление одной из сторон рамки листа карты (за-
падное или восточное) с направлением истинного меридиана
При совмещенном положении сторон рамки карты с направлением истинного
меридиана карта будет ориентирована точно.
Практически это делают так:
- установить на одну из боковых сторон карты компас так, чтобы линия
север-юг шкалы компаса совпала с направлением этой стороны рамки, а ноль
(С) на шкале был направлен к северной стороне рамки карты;
- отпустить тормоз стрелки компаса и, когда стрелка успокоится, пово-
рачивать карту до тех пор, пока стрелка не станет своим северным концом
против нулевого деления (С) шкалы компаса,
- повернуть карту не сдвигая компаса так, чтобы северный конец стрел-
ки встал против деления соответствующего величине и знаку склонения для
данного листа карты.
- ориентированную таким образом карту закрепляют;
- соединить прямыми линиями ориентиры: овраг - сарай, сарай - камень;
- установить компас на прочерченной прямой между ориентиром так, что-
бы линия "север-юг" шкалы совпала с этим направлением, а нулевое деление
(С) было направлено в сторону движения;
- когда стрелка успокоится, сделать отсчет по шкале против северного
конца стрелки; вычесть полученный отсчет из 360ё, эта разность и будет
магнитный азимут.

Измерение расстояния между ориентирами

Измерение расстояния между ориентирами выполняют так:
- определяют длину отрезков на карте циркулем или линейкой;
- пользуясь масштабом карты, узнают какому расстоянию соответствуют
отрезки на местности;
Например, на карте масштаба 1: 25 000 измеренное расстояние между
двумя ориентирами равно 6,4 см. Величина масштаба 250 м в 1 см.
Расстояние будет 250 х 6,4 = 1600 м.
Данные необходимые для движения оформляют в специально составленной
схеме маршрута, или в виде таблицы.
Движение начинают с нахождения нужного азимута направления движения.
В направлении движения желательно выбрать и запомнить возможно более
удаленный ориентир. В движении ведут отсчет пройденного расстояния
(обычно парами шагов).
В случае если ориентир не окажется в данной точке, в точке выхода ос-
тавляют знак, или одного-двух бойцов, а ориентир разыскивают в радиусе
равном 0,1 расстояния пройденного от предыдущего ориентира.
В движении используют дополнительные ориентиры: линии электропередач,
реки, дороги и т.п.
Обход препятствий в зависимости от условий может совершаться одним из
следующим способов:
При наличии видимости через препятствие:
- заметить ориентир по направлению движения на противоположной сторо-
не препятствия;
- обойти препятствие и продолжить движение от замеченного ориентира,
ширину препятствия определить любым способом и прибавить к пройденному
расстоянию;
При отсутствии видимости через препятствие, например, при обходе лес-
ного завала, а также в условиях ограниченной видимости: туман, дождь и
т.д.
Допустим, что движение совершалось по азимуту 65ё и до остановки пе-
ред препятствием пройдено 340 пар шагов. После изучения местности было
решено обход совершать с правой стороны. Определить по компасу азимут
направления вдоль препятствия (от точки 1 на точку 2), продолжить движе-
ние по этому направлению, ведя счет парам шагов до правой границы пре-
пятствия. На рисунке азимут равен 145ё, а пройденное расстояние - 180
пар шагов. Сделав остановку в точке 2, определяют по компасу направление
соответствующее первоначальному азимуту, по которому совершалось движе-
ние до препятствия (65ё) и продолжают двигаться до выхода за пре-
пятствие. Счет парами шагов ведется от точки 2 до точки остановки за
препятствием (точка 3). На рисунке пройденное расстояние равно 270 пар
шагов. Из точки 3 движение совершается влево по обратному азимуту нап-
равления от точки 1 до точки 2 (на рисунке обратный азимут равен 325ё)
до тех пор, пока не будет пройдено расстояние, равное 180 пар шагов (на
рисунке до точки 4). На точке 4 определяют направление по первоначально-
му азимуту (65ё) и прибавив к пройденному расстоянию до препятствия
расстояние от точки 2 до точки 3, продолжают движение к новому ориенти-
ру.
Бойцам надо запомнить, что обратный азимут отличается от прямого на
180 градусов. Например, Ам = 330, обратный азимут будет 330-180 = 150 Ам
= 30, обратный будет 180+30 = 210.
Перевод длины каждого участка между ориентирами в пары шагов: от ори-
ентира 1 до ориентира 2 будет 1200м. 1200: 1,5 = 800 п.ш. (1,5 м - сред-
няя длина 2-х пар шагов).

Нанесение обнаруженного объекта на карту

Это один из важнейших моментов в работе разведчика. От того, нас-
колько точно объект (цель) будет нанесен на карту, зависит точность оп-
ределения его координат. Ошибка вызовет огонь средств поражения по пус-
тому месту.
Обнаружив объект (цель), разведчик должен сначала точно определить по
различным признакам, что обнаружено. Затем, не прекращая наблюдение за
объектом и не обнаруживая себя, нанести объект на карту.
Для нанесения объекта на карту существуют несколько способов.
Глазомерно: объект наносится на карту, если он находится вблизи из-
вестного ориентира.
По направлению и расстоянию: ориентировать карту, найти на ней точку
своего стояния, свизировать на карте направление на обнаруженный объект
и прочертить линию, определить расстояние до объекта, отложить это расс-
тояние на карте от точки стояния. Полученная точка и будет положение
объекта на карте. Если таким образом графически невозможно решить задачу
(мешает противник, плохая видимость и др.), то нужно точно измерить ази-
мут на объект, затем перевести его в дирекционный угол и прочертить на
карте из точки стояния направление, на котором отложить расстояние до
объекта. Чтобы получить дирекционный угол, надо к магнитному азимуту
прибавить магнитное склонение данной карты (поправка направления).
Прямой засечкой. Этим способом наносят объект на карту из 2-х-3-х то-
чек, с которых можно вести наблюдение за ним. Для этого из каждой выб-
ранной точки прочерчивается на ориентированной карте направление на
объект, тогда пересечение прямых определяет местонахождение объекта.