Оперативный аналитический центр. Оперативно-аналитический поиск в борьбе с организованной преступностью. А какие задачи стоят перед ОАЦ в ближайшее время

В борьбе с организованной преступностью оперативноаналитический поиск имеет специфические свойства, которые проявились в практике специализированных оперативных аппаратов.

Специфичны исходная информация, оценки ситуаций ее получения: сочетание оперативного поиска с аналитическим, сопряжение различных сфер знаний (экономических, правовых, политических, психологических, исторических, этнических, технических и др.).

Специфика заключается и в том, что в ходе оперативной проверки в большинстве случаев складываются сложнейшие ситуации: с одной стороны, необходима переработка огромного массива разноплановой информации, с другой - вынужденная экстренность оперативно-розыскных и следственных мероприятий с целью недопущения тяжких последствий. Они не могут быть поставлены в один ряд с мероприятиями, осуществляемыми в борьбе с общеуголовными преступными группами.

И еще одно весьма существенное обстоятельство: оперативная проверка может быть формально завершена, члены ОПФ привлечены к уголовной ответственности, но оперативный интерес к структурам организованной преступности сохраняется, как и сохраняют свое значение добытые разработкой материалы. С них может быть начат и очередной этап оперативно-аналитического поиска.

При сохранении и совершенствовании всех оперативно-тактических возможностей традиционных подразделений милиции в получении любой информации из любых источников о проявлениях организованной преступности специализированная служба ориентирована на глубокую разведку среды, в которой действуют и общаются участники организованной преступной деятельности, на изучение явлений и фактов, которые ее составляют или о ней свидетельствуют.

Такая ориентация базируется на опыте, складывающемся в мировой практике. В правоохранительной деятельности США, ФРГ и других стран уже многие годы существует понятие «стратегическая разведка», и оно как нельзя лучше отражает специфику избираемой тактики.

Под давлением хорошо вооруженной, технически оснащенной и организованной мафии правоохранительные органы США, Италии и других государств меняли стратегию борьбы с преступностью.

Объясняя причины слабой результативности борьбы с организованной преступностью, руководители полицейских служб указывают на неэффективность «традиционных криминалистических методов » и необходимость их сочетания с методами разведки, глубокого проникновения в среду преступников.

Зарубежные специалисты пришли к выводу, что методом «отработки конкретного случая» можно изобличить только отдельных лиц, которые без труда будут заменены в преступном сообществе. Если всерьез бороться с организованной преступностью, должна ставиться цель разгрома организации путем изобличения максимального числа ее членов и в первую очередь главарей, а для этого необходимо широко задуманное и настойчиво проводимое изучение всего «организма» преступного формирования. Они полагают, что традиционный метод расследования здесь только помешал бы.

Весьма существенным качеством оперативно-розыскной деятельности специализированной службы по борьбе с организованной преступностью является сочетание оперативного поиска с аналитическим поиском.

В отличие от традиционных объектов оперативного поиска (действующие воры, мошенники, находящиеся в розыске лица, похищенные предметы), главным объектом оперативного поиска в борьбе с организованной преступностью становятся осведомленные о ней лица и подтверждающие ее документы. Причем оперативный поиск осведомленных лиц и дальнейшая работа с ними (установление известных им сведений) имеют все признаки оперативной проверки.

Оперативная проверка осведомленных лиц фактически осуществляется по розыскным делам, когда с помощью проверки связей добывается информация о местах укрывательства лиц, объявленных в розыск.

В борьбе с организованной преступностью возникает аналогичная ситуация: сведения о преступниках, вновь вовлекаемых лицах, технологии совершения преступлений не лежат на поверхности. В ходе оперативного поиска можно получить некоторые ориентиры, выйти на осведомленных лиц. А дальше следует предметная работа с конкретными лицами с целью получения максимально полной информации.

Здесь-то и используются тактические приемы оперативной проверки: применение оперативных комбинаций для установления доверительных отношений, их развитие до состояния полной откровенности, получение, а при необходимости - фиксация информации о конкретной организованной преступной деятельности, продвижение глубоко законспирированных оперативных работников или негласных сотрудников в структуры организованной преступности путем надежного легендирования их личности (биографии, профессии, преступного опыта, преступных связей).

Оперативная проверка осведомленных лиц (как разновидность оперативного поиска) фактически бессрочна. Поскольку такие лица на оперативный учет не ставятся, никаких ограничительных последствий не наступает, и получаемая в результате такой проверки информация никак не должна ограничивать их интересов, если они не совершают противоправных, общественно опасных или иных приносящих вред обществу деяний.

Аналитический поиск - новое для теории оперативно-розыскной деятельности понятие. С аналитического поиска началось функционирование многих подразделений по борьбе с организованной преступностью.

Анализ материалов уголовных и оперативных дел позволил установить признаки существования «центров», контролирующих и направляющих преступную деятельность мошенников, рэкетиров, молодежных хулиганствующих группировок. Сразу появились и объекты оперативного изучения, и цели поиска к ним оперативных подходов.

Кстати, из материалов, сосредоточенных в делах оперативного учета, в отказных материалах, из данных информационного центра складывалась довольно четкая картина криминально активных группировок, а также дислокации негласного агента, имеющего к ним реальные подходы. Первые же задержания и аресты позволили получать дополнительные данные, уточнять масштабы организованной преступности.

Аналитический поиск ведется непрерывно. При его осуществлении есть необходимость так называемой «независимой» оценки всех старых и вновь возникающих материалов о чьей-либо преступной деятельности. Анализируются факты, события, отношения, связи, соотношения различных преступных действий. «Независимой» - потому, что этот анализ не связан с уже состоявшейся квалификацией преступных действий с определением круга обвиняемых, он не может повлиять на исход следствия и на судебные решения, поскольку он (анализ) не продуцирует доказательств. Однако такой анализ позволяет найти признаки организованной преступности, пределы ее локализации (параметры) и определить направления и содержание оперативнорозыскных действий, необходимых для пресечения этой деятельности и путем принятия оперативно-профилактических мер, и путем обеспечения применения уголовного закона.

Анализу подлежат группы уголовных дел и соответствующие оперативные материалы, сопровождавшие следствие по ним. В материалах уголовных дел среди допрошенных свидетелей, потерпевших, владельцев квартир и других помещений, где производились обыски, среди сотрудников милиции, которые не реагировали на сигналы, направляли ранее имевшиеся материалы о преступной деятельности в отказные производства, на решения общественности или для принятия мер административной ответственности, могут оказаться объекты аналитического поиска - лица, осведомленные об организованной преступной деятельности, или ее соучастники. Обнаружение таких объектов зависит от внимательного сопоставления обстоятельств событий, данных о личности свидетелей, потерпевших, соответствующих сотрудников милиции.

Разновидностью аналитического поиска является экономический анализ деятельности фирм, банков, предприятий. Он «высвечивает» оборотные средства преступных организаций, их отчислений на самовоспроизводство организованной преступности и поддержание жизнедеятельности, «устойчивости» (неуязвимости) ее структур.

Экономический анализ представляет исходные данные о новых лицах, каким-либо образом связанных с преступными структурами, обеспечивает уяснение «технологии» функционирования преступных формирований и поступления материальных и денежных средств. Такая осведомленность необходима для документирования действий лиц, вовлеченных в организованную преступную деятельность.

Оперативный и аналитический поиск в борьбе с организованной преступностью ведется непрерывно с использованием всех тактических возможностей специализированных оперативных аппаратов. Цель оперативного и аналитического поиска - получение из любых источников информации о признаках организованной преступной деятельности.

Оперативный поиск проводится:

  • в криминально активной и иной криминогенной среде в связи с оперативным прикрытием территории и объектов, привлекающих внимание преступных групп, банд, преступных организаций и сообществ;
  • в ходе специализированных тактических операций (по борьбе с преступностью гастролеров, распространением наркотических средств, хищениями на железнодорожном транспорте, по пресечению организованной преступной деятельности различных этнических группировок И Т.П.).

Оперативный поиск сочетается с аналитическим: первичные данные, получаемые в ходе оперативного поиска, сопоставляются с материалами, поступающими в результате аналитического поиска; по результатам аналитического поиска проводят тактические операции и отдельные оперативно-поисковые мероприятия в целях обнаружения преступников и пресечения их преступной деятельности.

Задачи оперативного и аналитического поиска вытекают из смысла Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» для обеспечения оперативно-розыскных действий.

Оперативный поиск всегда ведется в условиях неопределенности: нет точных данных, кто попадет в поле зрения, когда и что произойдет. Есть лишь прогноз вероятности представляющих интерес событий, основанный на оценке оперативной обстановки и результатов аналитического поиска, что и предопределяет обозначение объектов и среды, где могут быть достигнуты цели оперативного поиска.

Прогноз же, в свою очередь, базируется на оперативно-тактической оценке среды (отдельные этнические группы, рецидивисты, активные члены ОПГ, представители групп «непрофессионалов», проходящие по делам о контрабанде, незаконных валютных операциях, сбыте наркотических средств, предметов старины и искусства и т.д.). В ходе оперативного поиска в поле зрения оперативных аппаратов попадают лица, характеризующиеся той или иной степенью криминальной активности или осведомленности о ней.

Криминальная активность - это та модель, на которую ориентирован оперативный поиск. Она имеет различные проявления, которые можно систематизировать по четырем группам:

  • преступная деятельность;
  • прикосновенность к преступной деятельности (криминальная прикосновенность, которая чаще всего проявляется в ненаказуемом пособничестве, пользовании преступными доходами, участии в досуге преступников);
  • склонность к преступной деятельности;
  • «деловые» контакты с преступниками и осведомленность о них.

Криминальная активность проявляется в организации, подготовке преступлений, обсуждении в кругу единомышленников планов их совершения, участии в преступных сообществах (сходках «воров в законе», лидеров этнических группировок), во всех проявлениях, диктуемых традициями, обычаями, правилами преступной среды. Довольно простыми для обнаружения признаками криминальной активности являются: приобретение оружия, изготовление воровских инструментов, а также владение ими, укрывательство (проживание на нелегальном положении, смена адресов), «гастролирование», участие в сходках, посещение облюбованных преступниками притонов.

Обозначив среду криминально активных лиц, необходимо уточнить ее параметры. Дело в том, что традиционно к составляющим эту среду относят всех, кто склонен к антиобщественному поведению, проявил себя в противоправных, общественно опасных поступках (в том числе ранее судимых), отличается патологическим пристрастием к пьянству, наркотикам, всех, кто с этими контингентами поддерживает отношения на основе согласия (солидарности) с их преступными или антиобщественными взглядами. Несомненно, криминально-активная (криминогенная) среда складывается в местах лишения свободы, в местах сосредоточения условно осужденных н условно освобожденных в районах дислокации спецкомендатур.

Криминогенная среда неоднородна и не едина, ее не следует представлять себе как некое цельное образование. Скорее это очаговые образования, механизм возникновения которых обусловлен демографическими процессами, правоохранительной практикой, административными ограничениями для ранее судимых, что заставляло их «оседать» в зонах крупных административных центров.

Значительное влияние на образование криминогенной среды оказывают нерешенность проблемы трудовой занятости контингентов молодых людей, появление беженцев, вызванное депортацией, преследованием и ограблением населения в ряде республик, входивших в СССР.

Для лиц, составляющих криминогенную среду, характерны признаки асоциализации, которые наблюдаются в период формирования личности преступников, или укоренившиеся привычки, стереотипы преступных действий, приверженность к совершению преступлений одного вида, манеры специфического поведения, формы и содержание общения, присущего для криминально-активной среды: конспирируемые связи, осторожность при вступлении в контакты, внешне ничем не выделяющийся образ жизни.

Часто допускается все то, что находится за пределами составов преступлений, что не содержит элементов конкретной преступной деятельности, составляет информационные предпосылки для интуитивного прогноза оперативных работников, т.е. для вывода, что в такой именно среде необходим активный оперативный поиск. Он всегда продуктивен, если нацелен на установление осведомленных лиц, для дальнейшей работы с ними. Для этого существуют закономерности, вскрытые специалистами информатики.

Чем обширнее среда, тем большее количество контактов между людьми, которые в ней происходят. Контакты обусловливают формирование многослойного информационного поля данной среды. Причем информация распространяется и в «слоях», например в определенных кругах общения, достаточно замкнутых, и между «слоями» путем прорывов информации из одного круга общающихся людей в другой. Так возникает циркуляция информации о фактах и людях, имеющих отношение к преступности. Так выявляются «носители» такой информации - осведомленные лица.

Осведомленность как оперативно-тактическая категория становится объектом оперативного поиска, в ходе которого устанавливаются факты - признаки организованной преступности, «цепочки» передачи сведений о них от одного источника информации к другому, устанавливают сами источники, получают характеризующие их данные.

Существуют весьма существенные для тактики закономерности возникновения и циркуляции ценной для борьбы с организованной преступной деятельностью информации. Обычно участники неформальных групп связаны совместными интересами, иногда совместной деятельностью. И социально полезные, и социально негативные интересы, общение становятся ведущими «факторами» формирования всей структуры внутригрупповых отношений. Общая деятельность, в чем бы она ни выражалась, служит основой возникновения коммуникативных связей - важнейшего фактора поддержания отношений в среде оперативного поиска и, следовательно, получения здесь любой оперативно значимой информации.

В группах лиц, образующих криминогенную среду, как в разновидностях малых социальных групп весьма интенсивно протекают реакции «избегания» и «предпочтения». При этом негативно ориентированные группы могут в какой-то мере изолироваться от иных социальных групп. Это не что иное, как проявление маскировки хорошо осведомленных групп, своего рода защита от утечки информации.

Оперативный и аналитический поиск обеспечивает информацией и «стратегическую разведку», и «выход» на проявления организованной преступности в ходе оперативной проверки по локальным преступлениям. И в том, и в другом случае получение информации достигает единых целей:

  • «опознание» (диагностика, констатация) функционирования преступных организаций;
  • изучение их структур, внутренних и внешних связей;
  • оценка масштабов организованной преступной деятельности, что предопределяет включение в оперативно-розыскные мероприятия оперативных служб разных уровней;
  • оперативно-тактическое и криминалистическое изучение конкретных преступных проявлений для документирования действий преступников и подготовки информации для доказывания;
  • оперативно-тактическое изучение конкретных ситуаций, складывающихся в ходе оперативного поиска, оперативной профилактики и оперативных проверок.

Это изучение обеспечивает осведомленность о противоборствующей стороне и вероятных союзниках, его результаты используются в оперативно-тактическом прогнозировании и влияют на тактические решения.

4 января 2010 года Александр Григорьевич Лукашенко наконец-то вздохнул с огромным облегчением. Хоть и ненадолго, но он все-таки смог насладиться полным покоем. Временной передышкой в бесконечной и традиционной для него игре под условным названием «политическое выживание последнего диктатора Европы». Именно в этот день он подписал закон об очередном переформатировании института «специальных служб».

В частности, законом «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросу усиления борьбы с преступностью» де-юре было освящено то, что де-факто уже активно процветало - некий Оперативно-аналитический центр (ОАЦ) при президенте РБ наделялся полноценным правом осуществлять оперативно-розыскную деятельность на территории Беларуси.

Круг окончательно замкнулся. Семья Лукашенко выстроила идеальную (как им кажется) клановую систему, выкинув за ненадобностью исполнителей-чужаков (Шейман, Латыпов, Наумов, Сиваков, Мясникович, Тозик, Титенков, Журавкова, прочие) и сосредоточив в своих руках два фундаментальных ресурса. Силовой: ОАЦ - это ведь и есть полноценная «семейная спецслужба», которая оберегает интересы только Семьи, и которая получила право без согласования с прочими государственными силовыми структурами (прежде всего, судами и прокуратурой) осуществлять любые спец/операции. Вплоть до превентивных арестов, конфискаций, веерных прослушек и тотального слежения «за субъектами условных ДОП / ДОР». Финансовый: все более/менее прибыльные предприятии РБ (преимущественно работающие в металлургическом, мясомолочном, нефтеперерабатывающем, строительном, фармацевтическом, военно-технологическом секторах) имеют так называемые «специальные бухгалтерии» (часть финансовых потоков выведены из общего баланса). Отныне эти «спец/бухгалтерии» монопольно контролирует Семья. Хотя еще каких-то два-три года назад у каждого из прибыльных предприятий имелся собственный (конкурентный) «смотрящий» - уполномоченный представитель либо МВД, либо КГБ, либо КГК, либо Совбеза. Впрочем, Совбез в свои лучшие годы часто получал возможность «доить» квоты и всех прочих структур.

Большая зачистка

Ручное регулирование Байнета - приятный, полезный, но… исключительно побочный продукт глобальной перестройки всей системы спецслужб Беларуси, которая завершилась аккурат с изгнанием того же Владимира Наумова. Последнего из «могикан». Последнего из тех, у кого было право «карать и миловать» (разумеется, на гораздо более низком уровне, чем это было дозволено гражданину Л.) Последнего из числа так называемых «больших смотрящих». Чуть ранее были «съедены» тандем Титенков/Логвинец, семья Журавковой (с довеском в виде квартета директоров ГП «Белая Русь» - Осипенко, Матусевич, Степанов, Мурашко), Коноплев. А также Латыпов/Тозик (впрочем, Тозик и сам профессионально в свое время «развел» Урала Рамдраковича), Сиваков (со своими друзьями-дагестанцами). Еще - Сухоренко (выросший на детском питании Шеймана). Сам Шейман (некогда гроза всех прочих «смотрящих», который в одно время умудрился даже начать спец/разработку… Виктора Александровича Л.). Из большой игры были выброшены Чиж, Пефтиев (сейчас просто платит «четверть с дохода»), Мясникович. А сколько биографий, активно испоганенных Семейным кланом (по мере его - клана - становления) вообще прошло мимо общественного внимания? Из-за банального незнания фамилий / технологий вымогательства / сроков временной отсидки / времени последующей эмиграции. Да бог с ними, с этими сотнями (тысячами) бизнесменов средней и чуть крупнее руки. Сами виноваты. Я же речь виду о куда более интересном явлении - монополизации Семьей права на использование силового государственного (читай - репрессивного, оперативно-следственного) ресурса для обеспечения… стабильности работы теневых финансовых потоков...

Правда, нынче все то, что делалось тайно (ниже я скажу о схемах), теперь получило абсолютную правовую легитимацию. И ведь до чего же грамотно все обставлено. На годы вперед думают. Скажем, возмутится какой-нибудь Савенок, директор РУП БМЗ тем, что его годами нагибали и «четвертушку» ежемесячно забирали в Семейный общак. Подаст в Лондонский Высокий суд иск на получение компенсаций от оффшора Семьи (а таковых уже после ухода Лукашенко окажется немало). А ему на стол очень веский аргумент - «все было по закону!» Я говорю о тех судебных процессах, которые обязательно начнутся после ухода Семьи - слишком много странных дыр будет обнаружено в бюджетах многих предприятий. И как-то надо будет искать ответы на однотипные вопросы: «кто, как и сколько изымал денег у всех этих «пром/передовиков»?» А все дело в том самом славном Законе РБ № 107-3 (от 4 января 2010 г.) и в его крайне интересной статье № 131: «Особые условия проведения оперативно-розыскных мероприятий». Где черным по белому прописано, что «в случаях, требующих оперативного принятия мер по обеспечению безопасности общества и государства, в целях предупреждения, пресечения тяжких и особо тяжких преступлений проведение оперативно-розыскных мероприятий, указанных в части второй статьи 13 настоящего Закона, допускается на основании мотивированного постановления…»

А дальше следует перечень фамилий/должностей, кто имеет право организовать любой «оперативно-следственный беспредел». Ну, для отвода внимания можно, конечно, периодически устраивать показательную слежку за оппозиционными активистами. Сколько потом будет разговоров. Хотя львиная доля ресурса на самом деле пойдет именно на организацию бесперебойного… сбора обязательной дани с крупных, средних и мелких предприятий. Для чего все (подчеркиваю, все) директора этих предприятий сразу попадают в ДОРы ОАЦ (раньше ДОРы были прерогативой «смотрящего» за заводом ведомства - МВД, КГБ или КГК). Пасут их круглосуточно. Без выходных и праздничных. И самое главное - делают это совершенно законно.

Процент «смотрящему»

Так или иначе, пока внимание общественности (и весьма оправданное возмущение) зациклено на правительственных планах «китаизации» или даже «северо/кореизации» белорусского интернет-пространства, новая спецслужба проводит куда более важные спец/мероприятия. Без всякого внимания со стороны той самой общественности. И надо признать, что данная перестройка спецслужб, затеянная интеллектуально слабыми, но исключительно циничными отцом и сыном Лукашенко, была проведена быстро, грамотно и очень даже выгодно для самой Семьи. Неизвестно ведь, что в самое ближайшее время случится с монополией «клана Лукашенко». Может, он и продержится еще пару/тройку лет. А может, скоропостижно рухнет уже завтра. Причины неважны. Важны только последствия. В том числе и для Семьи. Но, как я уже сказал, наделенные невероятной чуйкой отец и сын Лукашенко, буквально, унюхали главную истину своих последних монопольных дней: только внутри Семьи можно будет решить ключевые задачи последующего выживания и последующего сохранения собственного Семейного состояния. А это ведь не парочка миллионов долларов, которые можно вывезти в расширенных карманах, сундучках или детских подгузниках. Речь идет о сотнях миллионов долларов/евро, распиленных на две неравные части - одна в КЭШе (хранится не только в РБ), другая - на счетах специальных фирм. И решить эти задачи можно только за счет ресурса самой Семьи. Никаких чужаков и близко быть не должно. Даже самые верные псы - как те же Шейман В.В. или Макей В.В. - при определенных обстоятельствах быстро и документально все «сольют» на сторону. Наумов ведь слил и тут же получил свой собственный сладкий бонус - деньги, гарантии, неприкосновенность от боевиков Александра Григорьевича. А решать придется многое. Чтобы не остаться в итоге с разбитым корытом. Как уже упоминавшийся всуе Бакиев.

Реальные задачи у новой спецслужбы (называйте ее скромно - ОАЦ) куда серьезнее, чем мониторинг инет-сферы. Во-первых, это максимальная зачистка кулуарной информации. Уничтожение всего того, что по недомыслию или по недосмотру, или по инструкции накопилось в архивах. И что, так или иначе, бросает насыщенную иссиня-черную тень на членов Семьи. Во-вторых, это резкое увеличение наполняемости собственных (Семейных, естественно) закромов. Теперь все теневые деньги идут исключительно в Семейную (граждан Л.) казну. Раньше часть денег шла непосредственно смотрящим структурам, часть уходила в президентский «общак». А, кстати, вот и самый интересный вопрос: «сколько платит КЭШем руководство того же РУП «БМЗ» курьеру-смотрящему от Семьи»? Отвечаю: необлагаемый налогом «карточный платеж» (т.е. согласованный по графику-шахматке) Торговых домов БМЗ на условные счета Семьи составляет 6,5-7 млн. долларов. Квартально или в полугодие, или же помесячно - зависит от многих факторов, главный из которых «текущая прибыльность РУП». Второй непраздный вопрос: сколько всего предприятий сегодня платит Семье? Отвечаю: активных и, скажем так, дорогостоящих, хорошо «упакованных» плательщиков - чуть более 70. Пассивных и «дешевых» - более 2000 тысяч. Частных плательщиков (с небольшим наполнением - до 1 млн. в год) - более 1000. Судя по всему, вам предстоит решить простейшую арифметическую задачу: «какой общий (в абсолютных долларовых цифрах) объем теневых платежей в месяц собирают курьеры Семьи Лукашенко»? О легендарной «шахматке» (раскладке - сколько с какого директора следует «снимать» денег) стоит сказать особо. Наумов, между прочим, добавил немало пикантных деталей в «единый рассказ» о том, как происходит сбор Кассы (раньше - для смотрящих кураторов и Семьи, сейчас - только для Семьи). Среди многочисленных и весьма красноречивых пассажей (не только наумовских), выделю такой: «у каждого директора есть такой себе спец/зам, который и контролирует теневую кассу предприятия и все его Торговые дома. Торговые дума - это эффективные прокладки для проводки денег по двум, трем, четырем разным счетам. Напрямую никто и никогда ничего не продает. У него все реальные документы на руках. Реальная бухгалтерия. Все данные по доходности каждой сделки. Там полный расклад - через кого продают, фамилии контрагентов, когда и куда идут платежи. Этот зам больше похож на дополнительного финансового директора. Без заноса в трудовую книжку. Иногда спец/зам знает куда больше, чем главный бухгалтер предприятия или сам генеральный директор». Так вот: президентская перестройка белорусских спецслужб среди прочего затевалась и для вполне конкретной цели (помимо того, чтобы ослабить сокрушительный страх АГ перед КГБ). ОАЦ (под неформальным водительством Виктора Александровича Лукашенко) начал скоропостижно и жестко менять этих самых «спец/замов». Ну, или даже не так - менять начал лично Лукашенко-сын (ОАЦ пока только формировался/задумывался). И сразу же столкнулся с мощным противодействием со стороны старых «кураторских» структур. Вот так незамысловато (из-за невиданной жадности одного фраера - а ему ведь прямо говорили: «бери свое, остальным оставь немного и все будет тихо») и началась большая война силовиков за право «курировать» прибыльные предприятия. Война длилась около семи лет. И жертвами этой войны стали многие ключевые фигуры. Особенно больно высекли Степана Сухоренко, который на короткий миг добрался до вожделенной цели (председатель КГБ), а после очень болезненно упал. Сухоренко, между прочим, очень специфический субъект - крайне агрессивный и чрезвычайно активный. В какое-то время он стал курировать неформальный институт КГБ-шных «смотрящих» на промпредприятиях. Устраивал масштабные провокации. В том числе спецназовские маски-шоу с последующей выемкой документов и превентивным помещением в «американку» особенно несговорчивых. Трудно поверить, но у Степана Николаевича имелся один странный пунктик - он нередко лично садился в спец/транспорт и часами обеспечивал «наружные мероприятия». Проще говоря, неистово любил человек слежку. И считал себя… человеком Семьи. Как, впрочем, и Наумов. Но, как и тот же Наумов, не забывал о собственных интересах. О Викторе Владимировиче Шеймане говорить можно часами - столько грязных следов оставил человек после себя. Имея на плечах весьма специфический «мозговой аппарат», он, буквально, собственноручно протоколировал все свои уголовно-наказуемые инициативы. Впрочем, Шейман достоин отдельного повествования. Больше всего, по понятным причинам, досталось двум ведомствам - Комитету государственной безопасности и Комитету государственного контроля. С КГБ все ясно - ну не переваривает Лукашенко эту структуру. Не понимает и не переваривает (нынешний глава КГБ Зайцев- не в счет). У КГК проблемы начались, когда некто Анатолий Тозик (человек крайне низкого роста, но с чрезвычайно большими комплексами и спец/обувью «на 10 см») неожиданно для многих заигрался и стал собирать компромат на всех подряд. В том числе и на президентских курьеров при пром/предприятиях. Тозик, кстати, еще одна жертва перестройки. Его просто выгнали взашей куда подальше от Минска.

Если же ставить системные вопросы, то придется признать, что прародители ОАЦ выбрали идеально правильные цели для главных ударов. И у КГБ, и у КГК разрушены были ключевые управления, занимавшиеся экономической, финансовой разведкой и контрразведкой. В частности, в КГБ полностью было разгромлено управления экономической безопасности - ключевые сотрудники уволены, оперативные дела остановлены, специальные мероприятия по «субъектам» остановлены, а на зачистку документальных архивов направили нового начальника Юрия Щуревича. Затем были показательно арестованы начальник Управления по борьбе с организованной преступностью и коррупцией Михаил Михолап и начальник Управления по защите конституционного строя и борьбе с терроризмом Александр Метелица. КГБ еще какое-то время посопротивлялся, а потом выбросил белый флаг. Сегодня эта структура полностью контролируется дуэтом Зайцев (председатель) / Вегера (заместитель) и выполняет исключительно функцию «обеспечения» для ОАЦ. С Комитетом госконтроля Семья разобралась и вовсе изящно. Назначив на ключевую должность трусливейшего Зенона Ломатя, и арестовав начальника департамента финансовых расследований КГК Анатолия Громовича. Громович, замечу попутно, также отличался расследовательской активностью, относился к неформальной команде Тозика и считался выходцем из… КГБ (возглавлял Управление КГБ РБ по Брестской области). Наконец, Семье нужны были гарантированные «зеленные коридоры» на границе и на таможне (все-таки преимущественные потоки обеспечивали экспортно-ориентированные предприятия). Если с погранцами все было ясно с самого начала - все топ-менеджеры ОАЦ выходцы именно оттуда. Правда, не обошлось без жертв - грубо и брутально был арестован Евгений Комарницкий, заместитель председателя Комитета (и еще несколько более мелких клерков). Комарницкий вместе с Гапоненко (руководитель следствия) просто полезли наверх с докладными записками о странной активности некоторых фирм. Финальный аккорд - разгром «группы Наумова». Сегодняшний итог - в Беларуси есть только одна полноценная спец/служба. Оперативно-аналитический центр. Но существовать эта группа будет ровно столько, сколько у власти Лукашенко А.Г. По той простой причине, что это частная (пусть и на государственном обеспечении) структура.

Зловещий мозг

Однако вернемся к реальным задачам ОАЦ. О первых двух (чистка и сбор теневых денег) было сказано выше. Теперь третья задача: выявление потенциальных «кротов» в системе. Ребята должны точно оценить вероятность того, что кто-то из чиновников высокого ранга потенциально сможет (или захочет) сохранить какой-то компрометирующий документ и предложить превентивные меры. Особенно эта задача актуализировалась после грамотно организованных побегов членов команды Наумова. Четвертая задача ОАЦ: изъятие документов в прокуратурах, следственных управлениях, судах первых инстанций и т.д. Особенно документов, имеющих отношение к так называемым «бизнес-делам». Речь о тех самых «вымогательских делах» (в роли вымогателя - государство), когда бизнесмена сажали под последующий денежный выкуп. Список будущих свидетелей (тех, кто неделями и месяцами вкушал тюремную пайку, пока не рассчитался за свободу) поразительно огромен и поразительно представителен. Пятая задача: информационные сопровождения всех сделок Семейных фирм (а таковых в Беларуси множество). Сбор информации о контрагентах. Обеспечение «информационного вакуума» до, во/время, после сделки. Между прочим, Семья имеет свои доли (прямо или косвенно)… во многих совместных предприятиях - российско-белорусских, белорусско-немецких и т.д.

В любом случае, идея с созданием ОАЦ себя полностью оправдала. Для Лукашенко и его Семьи. Этим решением он одновременно решил несколько стратегических задач. Поставил точку в войне силовиков, зачистив всех прочих. Окончательно разгромил КГБ, выбив оттуда последних профессионалов и превратив в низовую структуру по сбору оперативной информации. Обрезал «хвосты» (зачистил информацию). Убрал лишних свидетелей (закрыл им уши и глаза). Обеспечил тишину на так называемый период «ухода» (это когда клан Лукашенко попытается вывести из Беларуси все свои активы). Окончательно закрыл для себя «тему Шеймана». Правда, это не означает, что твердолобый Виктор Владимирович когда-нибудь не прозреет и не поймет, что его просто готовят на роль ключевого «козла отпущения». А если поймет - ломанется по дорожке Наумова.

Так что там с КГБ? А ничего. Нет такого. Президент Беларуси всегда боялся КГБ. И всегда не любил эту контору. Потому что «комитетчики» для него были чужими. И потому, что знали слишком много. А еще потому, что не хотели делиться с Лукашенко всей собранной конфиденциальной информацией. Боялся президент и того, что КГБ в любой момент может организовать общереспубликанский саботаж. Или заговор. Или ненасильственное смещение. Лукашенко не любил КГБ еще и потому, что именно эта структура в свое время помогла ему насытить скандальный антикоррупционный доклад конкретными фактами против окружения председателя Совмина РБ Вячеслава Кебича. Этот разоблачительный, профессионально сделанный «гэбэшниками» (или контрразведчиками - роли не играет) доклад и стал трамплином для невероятного скачка провинциального и вечно обиженного депутата на высшую выборную должность. Сегодня Лукашенко может спать чуть спокойнее. Полноценного КГБ больше нет. Есть Контора по сыску. Карьера же Зайцева Вадима Юрьевича, генерал-лейтенанта, председателя Комитета государственной безопасности РБ, 1964 года рождения, имеет прямую зависимость от близких отношений с гражданином Лукашенко В.А. Эта зависимость прямая и даже болезненная. Зайцев В.Ю. «не отличается стратегическим мышлением, не склонен к принятию самостоятельных решений, специализируется на первичном анализе оперативной информации, интеллектуально скован». Цитата не моя. Догадайтесь с трех раз - чья она? Зайцев, между нами говоря, это плоть и кровь Лукашенко-младшего. Того самого Виктора Александровича, который в юности стрелял в ночном клубе по ногам «хоккеистам», а сегодня искренне верит, что может самостоятельно играть в большие игры. ОАЦ же - это нынче мозг клана Лукашенко. Мозг криминальной Семьи. А КГБ вернулось на первые роли в выполнении оперативно-розыскных функций. МВД же вернули на улицы, к самой грязной работе - жестоко бить оппонентов, пугать, оскорблять, стоять живым щитом во время акций протеста. В общем, МВД - пушечное мясо (руководство которого позже и будет отвечать за конкретные преступления); КГБ - мальчики на побегушках; КГК - страшила для директоров.

Хищный наследник

ОАЦ - это в какой-то степени и наследник шеймановского Совбеза. Только с иным базовым лицом и совершенно невероятными функциями. И создано это провинциальное спец/монстрище при непосредственном участии Лукашенко В.А. Так вот, Виктор Александрович - крайне среднего ума персонаж - в свое время все-таки просек две ключевые истины. Первое: Папа реально хочет иметь собственную спец/службу, которая будет безжалостно и крайне агрессивно заниматься полит/сыском. Без лишних вопросов. Потому что основа государства Лукашенко - тотальные репрессии. Других основ нет. Хотя иные европейцы любят вальяжно, за кружкой пива рассуждать о важности «диалога» с «белорусским президентом» (впрочем, то совсем иная тема). Второе: сам Виктор Александрович хотел использовать новую (Семейную) спец/службу для… замены прочих «смотрящих» из крупных бизнесов и гос/предприятий. И собирать дань с Мозыря, Новополоцка, Жлобина и прочих, прочих. Кратко повторю: как именно устроено система? На каждом привлекательном предприятии сидел куратор (большой человек в больших погонах). Из КГБ. Потом часть кураторов заменили кадры Тозика (КГК). Еще позже во все это влезли орлы Наумова. Где-то рядом бегали курьеры Шеймана, Сухоренко, очень редко Сивакова и Коноплева. Так или иначе, куратор забирал большую долю себе и следил, чтобы еще часть доли шла в общак президента. Система была изящно дополнена «торговыми домами» (это такие себе офшорки - за пределами Беларуси, в каком-нибудь Каракасе или Смоленске). Заматерев, Виктор Александрович решил сменить всех кураторов и сделаться базовым «смотрящим» по кураторам. Все - точка. Кто был не согласен - ломали и выбрасывали. Дольше всех сопротивлялся Наумов, который считал себя… членом команды Лукашенко-младшего. Шеймана, буквально, поставили на колени. Он молил и плакал. Не единожды. В том числе и в присутствие обоих Лукашенко. Но его без всяких сантиментов и в прямом смысле послали в известном направлении. Сейчас на «ключах» все свои. А нынешний глава Госконтроля Ломать настолько труслив, что ради личной безопасности готов сдать собственную семью под арест. Что и было сделано парочку лет назад. Впрочем, Ломать в нынешней Семейной системе - Никто. Полнейшее. Ниже, чем Сидорский. Вообще пустое место. Нельзя так о человеке, но Ломать, увы именно такой.

И еще кое-что. Считалось, что создание единой спецслужбы (ОАЦ с довеском в виде зайцевского КГБ), позволит серьезно нейтрализовать… влияния, скажем так, российских контрагентов, которые годами собирали информацию внутри белорусских силовых структур. Тот же Зайцев (в послужном списке которого продолжительная учеба в Московском высшем пограничном командном училище КГБ СССР, Академии Федеральной погранслужбы России и Военной академии Генштаба ВС РФ) должен был составить и курировать своеобразное «досье» - с кем и через кого можно договорится в России чекистской. Только вот маленький пакостный вопросик: кто такой Зайцев для путинской команды?

Оптимистический итог

… А с КГБ у Лукашенко все-таки никогда не складывалось. С тем КГБ, в котором работали профессионалы (неважно, какого сыска). Александр Григорьевич до умопомрачения боялся всех этих генералов и полковников с каменными лицами. И травил их. Травил нещадно. Травил всегда и везде. Пока не вытравил всех и пока не насытил КГБ провинциальными выскочками. И все равно… продолжает бояться. А все потому, что этот трусливый «лидер» хорошо понимает, что у КГБ слишком длинные уши и слишком большие архивы, чтобы все его «венценосные решения» и «криминальная дележка» бюджетных денег исчезли в таинстве времен. Лукашенко ненавидит КГБ до зубовного скрежета. Но это ненависть совсем непохожа на ненависть старого политического диссидента. Скорее это ненависть мстительного, завистливого человека, которого не очень-то любят и чаще презирают…

Я это все веду к тому, что настоящий, реальный рубеж обороны Лукашенко - это не Совмин, Национальное собрание, Центризбирком или МВД с КГБ. Его рубеж - это всего лишь ОАЦ. И арест всего пяти/шести человек - решение патовой ситуации, затянувшейся на 16 лет. Семейная группа и в самом деле крайне узкая: отец (АГ) и сын (ВА) Лукашенко. Почти как Курманбек и Максим Бакиевы, которые открыто грабили киргизский бизнес, отбирали собственность, пользуясь государственным силовым ресурсом и стреляли в сопротивляющихся. В Семейную группу входят также: Зайцев (КГБ), Вегера (КГБ), Вакульчик (формальный руководитель ОАЦ, зиц-председатель), Веремко (директор Департамента финансовых расследований КГК), Матюшевский (вчера - зампред НАцбанка, сегодня - глава ручного БПС-банка). И еще пять/семь менеджеров-вымогателей пониже рангом. Т.е. тех, кто подобно комиссарам развозит «указания к исполнению». Все они хорошо упакованы. Где-то рядом бегает Макей. Он, конечно, не член семьи. Но пронырлив. Подобно Алексащке Меньшикову при Петре I. Правда, при первейших признаках грандиозного шухера (а надо сказать, что у Макея в той же Московушке имеется свое собственное доверенное «ушко»), Владимир Владимирович быстренько растворится. В прямом смысле слова. И вряд ли его можно будет найти в первые год/два «без Лукашенко». А потом сам найдется - начнет втираться в доверие к новым и потихоньку повторно делать карьеру. Что касается таких персонажей как Жадобин, Ермошина, Сидорский, Семашко, прочие сотни статистов, то сегодня самое время начинать смеяться. Все эти субъекты, прошу прощения, действительно выглядят наипоследнейшими лохами - за самую грязную работу им платят копейки (ну что такое, положим, 10 тысяч «зелени» для Лидии Михайловны в месяц?), а сбежать им будет некуда. И кое-кого показательно готовят отвечать на маленьком таком нюрнберг-процессе с белорусским акцентом. Короче, ключ режима, его ядро ничтожно. А, между прочим, это еще один сценарий. Реален или он? При использовании определенных технологий - безусловно. И к тому же он крайне не дорогостоящ…

Система защиты информации – совокупность госорганов, юридических лиц и физических лиц, обеспечивающих защиту информации.

Система защиты информации строится на основе разграничения полномочий органов законодательной, исполнительной и судебной власти.

Основные функции системы защиты информации:

    оценка состояния информационной безопасности;

    выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз информационной безопасности;

    разработка комплексных прав, экономических, технических и иных мер, направленных на обеспечение информационной безопасности;

    координация деятельности госорганов, юридических лиц в сфере информационной безопасности;

    защита охраняемой информации;

    лицензирование деятельности юридических лиц и ИП в сфере информационной безопасности;

    осуществление международного сотрудничества в сфере информационной безопасности.

Состав государственной системы защиты информации:

5.3 Оперативно-аналитический центр при Президенте Республики Беларусь, его цели и функции

Оперативно-аналитический центр при Президенте Республики Беларусь (ОАЦ) образован в соответствии с указом президента №229 от 21 апреля 2008 года из Государственного центра безопасности информации при Президенте Республики Беларусь (ГЦБИ). ГЦБИ образован указом президента №639 от 28 ноября 2000 года. Изменения внесены указом президента №231 от 12 мая 2004 года.

В целях повышения эффективности государственной системы защиты информации в Республике Беларусь постановляю:

    Преобразовать Государственный центр безопасности информации при Совете Безопасности Республики Беларусь в Государственный центр безопасности информации при Президенте Республики Беларусь. В настоящее время ОАЦ.

    Переименовать Научно-производственное республиканское унитарное предприятие "Научно-исследовательский институт проблем защиты информации" в Научно-производственное республиканское унитарное предприятие "Научно-исследовательский институт технической защиты информации".

    Определить Научно-производственное республиканское унитарное предприятие "Научно-исследовательский институт технической защиты информации" головной научно-исследовательской организацией в Республике Беларусь по технической защите информации.

ОАЦ при Президенте Республики Беларусь является специально уполномоченным государственным органом, осуществляющим регулирование деятельности по обеспечению защиты информации, содержащей сведения, составляющие государственные секреты Республики Беларусь или иные сведения, охраняемые в соответствии с законодательством, от утечки по техническим каналам, несанкционированных и непреднамеренных воздействий.

Общее руководство ОАЦ осуществляется Президентом Республики Беларусь. Штатная численность ОАЦ утверждается Президентом Республики Беларусь.

Основными задачами ОАЦ являются:

    информирование Президента Республики Беларусь о внешних и внутренних угрозах информационной безопасности страны;

    обеспечение технической защиты информации в местах постоянного и временного пребывания Президента Республики Беларусь, а также постоянных членов Совета Безопасности Республики Беларусь;

    предотвращение утечки по техническим каналам информации, содержащей государственные секреты или иные сведения, охраняемые в соответствии с законодательством Республики Беларусь, несанкционированных и непреднамеренных воздействий на нее;

    организация и осуществление контроля деятельности по обеспечению технической защиты информации в государственных органах, организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности;

    организация и проведение сертификации, аттестации, экспертизы и лицензирования в области технической защиты информации.

ОАЦ в соответствии с возложенными на него задачами:

    информирует в пределах своих полномочий Президента Республики Беларусь о внутренних и внешних угрозах информационной безопасности страны и вносит предложения по их предотвращению;

    организует и проводит работы по обеспечению технической защиты информации в местах постоянного и временного пребывания Президента Республики Беларусь, а также постоянных членов Совета Безопасности Республики Беларусь;

    обеспечивает техническую защиту информации при проведении мероприятий с участием Президента Республики Беларусь, в том числе заседаний Совета Безопасности Республики Беларусь;

    определяет приоритетные направления технической защиты информации;

    участвует в подготовке проектов нормативных правовых актов в области технической защиты информации, вносит в установленном порядке предложения о совершенствовании законодательства по вопросам, входящим в компетенцию ОАЦ;

    издает в установленном порядке в пределах своей компетенции правовые акты, обязательные для исполнения государственными органами и должностными лицами, организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности;

    выступает заказчиком государственных и отраслевых научно-технических программ, разрабатывает и согласовывает проекты государственных стандартов, организует и проводит научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области технической защиты информации;

    осуществляет руководство деятельностью Научно-производственного республиканского унитарного предприятия "Научно-исследовательский институт технической защиты информации", находящегося в его ведении;

    создает в установленном порядке подведомственные организации, необходимые для выполнения возложенных на ОАЦ задач;

    осуществляет координацию деятельности по технической защите информации на этапах создания, развития и эксплуатации информационно-аналитических сетей, комплексов технических средств баз данных, информационных систем, систем связи и управления государственных органов, за исключением сетей правительственной и оперативной связи, а также ведомственных сетей шифрованной связи, предназначенных для передачи секретной информации;

    организует и проводит работы по технической защите информации, администрированию и регистрации имен в национальном сегменте сети Интернет;

    проводит работы с использованием активных средств противодействия техническим разведкам;

    организует и проводит в пределах своей компетенции работы по технической защите информации криптографическими методами, в том числе с применением электронной цифровой подписи;

    осуществляет в пределах своих полномочий контроль ввоза, установки и порядка использования радиоэлектронных средств с радиоизлучением и высокочастотных установок;

    осуществляет в пределах своих полномочий контроль деятельности по обеспечению технической защиты информации в государственных органах, организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности;

    проводит экспертизу по вопросам, связанным с обеспечением информационной безопасности Республики Беларусь;

    осуществляет лицензирование деятельности в области технической защиты информации;

    проводит работы по аттестации государственных объектов и сертификации средств технической защиты информации;

    проводит в пределах своей компетенции контроль излучающих радиоэлектронных средств, доступных техническим средствам разведки, с целью выявления и устранения каналов утечки охраняемой в соответствии с законодательством информации;

    образует межведомственные рабочие группы, временные творческие коллективы и иные органы для решения вопросов, отнесенных к компетенции ОАЦ;

    оказывает на договорной основе собственникам, владельцам, пользователям информации услуги по ее технической защите;

    осуществляет в пределах своих полномочий международное сотрудничество;

    принимает участие в организации технической защиты информации при осуществлении сотрудничества Республики Беларусь с иностранными государствами;

    организует и проводит конференции и семинары, в том числе международные, по вопросам технической защиты информации;

    осуществляет методическое руководство подготовкой, повышением квалификации и переподготовкой специалистов в области технической защиты информации;

    выполняет иные функции по поручению Президента Республики Беларусь.

Оперативно-аналитический центр при Президенте Республики Беларусь - государственный орган, осуществляющий регулирование деятельности по обеспечению защиты информации, содержащей сведения, составляющие государственные секреты Республики Беларусь или иные сведения, охраняемые в соответствии с законодательством, от утечки по техническим каналам, несанкционированных и непреднамеренных воздействий .

Является:

Госорганы и организации должны реагировать на обращения из ОАЦ в недельный срок

Имеет документы о регистрации РУП «Национальный центр обмена трафиком» (НЦОТ) (регистрация 15 ноября 2010 года ), которое:

Деятельность

Осуществляется на основе положений Конституции Республики Беларусь, законодательных актов Республики Беларусь.

История

18 декабря 1973 года - создание Государственной технической комиссии СССР (для организации и проведения работ по защите информации инженерно-техническими методами в военно-промышленном комплексе) .

См. также

Напишите отзыв о статье "Оперативно-аналитический центр при Президенте Республики Беларусь"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Оперативно-аналитический центр при Президенте Республики Беларусь

– Так погоди же кормить.
– Слушаю.
Через пять минут Данило с Уваркой стояли в большом кабинете Николая. Несмотря на то, что Данило был не велик ростом, видеть его в комнате производило впечатление подобное тому, как когда видишь лошадь или медведя на полу между мебелью и условиями людской жизни. Данило сам это чувствовал и, как обыкновенно, стоял у самой двери, стараясь говорить тише, не двигаться, чтобы не поломать как нибудь господских покоев, и стараясь поскорее всё высказать и выйти на простор, из под потолка под небо.
Окончив расспросы и выпытав сознание Данилы, что собаки ничего (Даниле и самому хотелось ехать), Николай велел седлать. Но только что Данила хотел выйти, как в комнату вошла быстрыми шагами Наташа, еще не причесанная и не одетая, в большом, нянином платке. Петя вбежал вместе с ней.
– Ты едешь? – сказала Наташа, – я так и знала! Соня говорила, что не поедете. Я знала, что нынче такой день, что нельзя не ехать.
– Едем, – неохотно отвечал Николай, которому нынче, так как он намеревался предпринять серьезную охоту, не хотелось брать Наташу и Петю. – Едем, да только за волками: тебе скучно будет.
– Ты знаешь, что это самое большое мое удовольствие, – сказала Наташа.
– Это дурно, – сам едет, велел седлать, а нам ничего не сказал.
– Тщетны россам все препоны, едем! – прокричал Петя.
– Да ведь тебе и нельзя: маменька сказала, что тебе нельзя, – сказал Николай, обращаясь к Наташе.
– Нет, я поеду, непременно поеду, – сказала решительно Наташа. – Данила, вели нам седлать, и Михайла чтоб выезжал с моей сворой, – обратилась она к ловчему.
И так то быть в комнате Даниле казалось неприлично и тяжело, но иметь какое нибудь дело с барышней – для него казалось невозможным. Он опустил глаза и поспешил выйти, как будто до него это не касалось, стараясь как нибудь нечаянно не повредить барышне.

Старый граф, всегда державший огромную охоту, теперь же передавший всю охоту в ведение сына, в этот день, 15 го сентября, развеселившись, собрался сам тоже выехать.
Через час вся охота была у крыльца. Николай с строгим и серьезным видом, показывавшим, что некогда теперь заниматься пустяками, прошел мимо Наташи и Пети, которые что то рассказывали ему. Он осмотрел все части охоты, послал вперед стаю и охотников в заезд, сел на своего рыжего донца и, подсвистывая собак своей своры, тронулся через гумно в поле, ведущее к отрадненскому заказу. Лошадь старого графа, игреневого меренка, называемого Вифлянкой, вел графский стремянной; сам же он должен был прямо выехать в дрожечках на оставленный ему лаз.
Всех гончих выведено было 54 собаки, под которыми, доезжачими и выжлятниками, выехало 6 человек. Борзятников кроме господ было 8 человек, за которыми рыскало более 40 борзых, так что с господскими сворами выехало в поле около 130 ти собак и 20 ти конных охотников.
Каждая собака знала хозяина и кличку. Каждый охотник знал свое дело, место и назначение. Как только вышли за ограду, все без шуму и разговоров равномерно и спокойно растянулись по дороге и полю, ведшими к отрадненскому лесу.
Как по пушному ковру шли по полю лошади, изредка шлепая по лужам, когда переходили через дороги. Туманное небо продолжало незаметно и равномерно спускаться на землю; в воздухе было тихо, тепло, беззвучно. Изредка слышались то подсвистыванье охотника, то храп лошади, то удар арапником или взвизг собаки, не шедшей на своем месте.

Александр Лукашенко выступает в Оперативно-аналитическом центре при Президенте Республики Беларусь, 7 июня 2013 г.

Оперативно-аналитический центр при Президенте Республики Беларусь должен активизировать работу по всем направлениям своей деятельности, имея высокий авторитет и президентскую поддержку. Об этом Глава государства Александр Лукашенко заявил 7 июня, посещая ОАЦ.

Как отметил Глава государства, принятое пять лет назад решение о создании Центра было продиктовано жизнью: «Новые угрозы и вызовы времени, в первую очередь связанные с борьбой с коррупцией в высших эшелонах власти и обеспечением информационной безопасности государства, потребовали создания интеллектуально сильной, мобильной и независимой от корпоративных интересов и внешнего давления структуры».

По словам Александра Лукашенко, перед ОАЦ была поставлена задача постоянно держать руку на пульсе жизни страны, представлять Президенту абсолютно объективный анализ и прогноз развития обстановки, оперативно выявлять проблемы, угрожающие национальной безопасности, экономической и социальной стабильности, и вносить конкретные предложения по их решению. «Благодаря смелости, порядочности и профессионализму сотрудников Центра целый ряд руководителей, запутавшихся в грязных делах, бюрократизме и обмане государства, на собственном примере узнали – неприкасаемых в стране нет», – сказал Глава государства.

«Многие наши граждане воспринимают Оперативно-аналитический центр как последнюю инстанцию в поисках правды, связывают с ним надежды на решение важнейших для себя вопросов и проблем. Для меня это является одним из главных и убедительных свидетельств эффективности вашей работы, - отметил Президент. – Сегодня Центр занял свое место в системе государственных органов Беларуси. Он успешно выполняет специфические задачи и функции, связанные с проведением оперативно-розыскных мероприятий, государственным регулированием в сфере технической защиты информации и информационно-коммуникационных технологий».

«Во многом благодаря работе специалистов ОАЦ Беларусь в последние годы поднялась вверх в мировых рейтингах развития информационного общества. Вами успешно реализуется крупный инвестиционный проект, одним из результатов которого стало построение высокоскоростной транзитной магистрали между Москвой и Франкфуртом», – привел пример Александр Лукашенко.

«Этот проект и все остальные вы инициировали сами. Вы пока, дай Бог, чтобы всегда, работаете так, как я требую. У вас государственный подход к делу. Но вы ни в коем случае не должны останавливаться на достигнутом. Если вы остановитесь, вас обойдут. Поэтому вам надо всегда очень быстро бежать, опережая гигантские государства, которые имеют больше возможностей для развития тех направлений, которые вменены в вашу ответственность», – подчеркнул Президент.

«Кроме того, вы должны быть готовы противостоять угрозам информационной безопасности. В недавнем прошлом Центр совместно с другими структурами сумел пресечь попытки раскачивания политической ситуации с помощью сети Интернет. Уверен, что вы и впредь будете давать достойный ответ на подобные провокации», – заявил Александр Лукашенко.

«Наша задача, и прежде всего ваша, совместно с другими силовыми структурами защитить наше государство и наш народ», – добавил белорусский лидер.

«Имея высокий авторитет и президентскую поддержку, Оперативно-аналитический центр обязан активизировать работу по всем направлениям своей деятельности, – отметил Глава государства. – Я, конечно, жду от вас более глубокой, качественной информации по линии борьбы с коррупцией, о ситуации в экономике, в отдельных стратегических отраслях, в конкретных организациях. Все, что важно для государства, – это ваше, и мимо проходить ни в коем случае нельзя».

Александр Лукашенко вручил Оперативно-аналитическому центру Знамя как символ чести, доблести и славы, напоминание каждому сотруднику о священном долге защиты Отечества.

«Вручение Оперативно-аналитическому центру Знамени является подтверждением его высокого статуса как государственного органа системы обеспечения национальной безопасности. За пять лет своего существования Центр прошел большой путь развития, неизменно демонстрируя высокий профессиональный уровень в решении поставленных задач. Его сотрудники – мужественные и честные люди, преданные своему делу, которым можно доверять всегда и во всем», – говорится в записи Президента, сделанной в историческом формуляре ОАЦ.

«Вы не имеете права на ошибку. Это должен быть самый честный, чистый и справедливый орган нашей страны», – подчеркнул Президент, обращаясь к сотрудникам Центра.

Во время посещения ОАЦ Президенту доложили о деятельности этой структуры, Глава государства ознакомился с работой подведомственных предприятий Центра. Это, в частности, национальные центры электронных услуг и обмена трафиком, Научно-исследовательский институт технической защиты информации, СООО «Белорусские облачные технологии».

Как доложил директор Национального центра электронных услуг (НЦЭУ) Андрей Ильин, предприятие выполняет функции оператора межведомственных информационных систем, занимается оказанием на базе этих систем электронных услуг организациям и гражданам. Еще одно направление деятельности – обеспечение межведомственного взаимодействия на основе технологий электронного документооборота.

«Деятельность предприятия направлена на эффективное формирование и развитие государственной системы оказания электронных услуг. Реализация поставленных перед нами задач будет способствовать минимизации хождения граждан по госорганам. Мы стремимся в ближайшие два года обеспечить перевод большинства услуг, оказываемых в стране, на уровень, когда нужно максимум одно посещение госоргана, либо такого не требуется вообще», – отметил Андрей Ильин.

В свою очередь, Национальный центр обмена трафиком (НЦОТ) способствует качественному предоставлению этих услуг населению с помощью высокоразвитых скоростных сетей передачи данных.

По словам директора НЦОТ Николая Кочкина, основными направлениями работы его предприятия являются создание единой республиканской сети передачи данных, защита от несанкционированного доступа, осуществление технического контроля за пропуском международного трафика, создание центров обработки данных и точек присоединения к сетям международных операторов связи. «Достижение этих целей позволит создать в стране современную инфраструктуру сети передачи данных, внедрить новейшие технологии, привлечь инвестиции в отрасль телекоммуникаций, обеспечить оказание услуг с высоким качеством», – рассказал он.

Николай Кочкин привел данные о том, что протяженность всех оптоволоконных линий в республике составляет более 30 тыс. км. «Это хорошая обширная инфраструктура, созданная различными субъектами хозяйствования. К сожалению, не везде она используется эффективно, особенно в местных сетях», – отметил директор.

«Используя выгодное географическое положение республики на пути движения информационных потоков из Азии в Европу, мы стремимся создать новые точки соединения с международными операторами с целью привлечения транзитного трафика», – сообщил Николай Кочкин.

Первый проект, реализованный в этом направлении – это строительство высокоскоростной транзитной магистрали Москва–Минск–Франкфурт-на-Майне. Преимуществом проекта является то, что это полностью наземный маршрут и максимальное время на восстановление при аварии не превышает четырех часов. При этом время прохождения сигнала значительно меньше в сравнении с существующими альтернативными линиями на рынке телекоммуникаций. Емкость магистрали составляет 1.2 Тбит/сек с возможностью расширения до 8 Тбит/сек.

«Сейчас завершены тестовые испытания, и в ближайшее время линия будет запущена в коммерческую эксплуатацию. Получив точки присутствия в Москве и во Франкфурте, мы организуем и другие проекты. Например, во Франкфурте есть возможность соединиться с более чем 200 международными операторами. Это дает возможность оказывать услуги транзита трафика, доступа в Интернет, телематические услуги», - рассказал Николай Кочкин.

Как доложили Президенту, для создания республиканского центра обработки данных и построения единой сети передачи данных привлечены иностранные инвестиции. В частности, создано совместное предприятие «Белорусские облачные технологии», которое сейчас реализует этот и ряд других проектов. Более подробно о них рассказал генеральный директор организации Сергей Поблагуев.

«Объект нашей деятельности уникален тем, что мы планируем создать первого инфраструктурного оператора, чье появление позволит значительно стимулировать рынок облачных и ИКТ-услуг в принципе, усилить базис для развития цифровой экономики», – отметил он.

По словам Сергея Поблагуева, ожидаемый результат от реализации проекта для государства – это ощутимая экономия бюджетных средств при реализации ИКТ-проектов, отсутствие дублирования закупок оборудования, рост индекса развития ИКТ в стране за счет повышения основных показателей, таких, как доступность услуг. Общий бюджет проекта составляет около $400 млн.

Александр Лукашенко дал высокую оценку работе по данным направлениям, поручив и далее реализовывать эти и другие проекты, которые способствуют развитию информационно-коммуникационных технологий в Беларуси.