Механизм заряжания т 72. Автомат заряжания. А что же творится у вероятного противника

Цитата (Barbos73 @ 2.02.2017 - 11:04)
Ну,во первых,нет у пушки Д-81ТМ никакого унитарного снаряда (боеприпас стрелкового оружия и артиллерийских орудий, которым оружие заряжается в один приём) Во всех наших танках Т-64,т-72,т-90,Армата,заряжание раздельное.Снаряд-заряд.НезачОт,бывший командир Т-72.
Внимательно читай! Попробуй зарядить!!! В том то и дело что заряжание раздельное!!! И есть различие КТ (командир танка) и КБ (командир батальона)
При любой неисправности АЗ или МЗ можно зарядить орудие из механизированной БУ в ручную при помощи всяких рычагов и т.д.

Во во, я как раз хотел тут сказать, что они все ополоумели)))

Сверху заряды, снизу снаряды. Я сам то не танкист, я передачи смотрел.

Я так понимаю, что можно использовать разные заряды, под разные снаряды, вплоть до управляемых ракет и так далее, если я не путаю и если мне телевизор не наврал)

И подача с автомата заряжания может быть определена вручную(вножную, электронно) - когда какой заряд снаряд требуется.

В отличии опять же от других механизмов, где заряды -последовательные.

"""""""""""""""Механизм автомата заряжания приводился в движение с помощью гидравлического привода. При его отказе использовался дублирующий ручной привод. Минимальное время заряжания орудия в автоматическом режиме составляло 6 секунд, максимальное (при повороте транспортера на 180 градусов с целью выбора определенного типа выстрела) - 20 секунд. В ручном режиме максимальное время заряжания увеличивалось до 1 минуты. """""""""""""""""""

Для защиты танков и экипажа используются "пассивная защита" - типа накладки, композиты, взрывяцейки и так далее.

И самое важное....

""""""""""""""В состав комплексов и систем активной защиты (соответственно КАЗ и САЗ) входят датчики целей, защитные боеприпасы и электронная аппаратура автоматического управления. Основным отличием служит тип защитных боеприпасов. Ниже приведены описания характерных представителей комплексов/систем активной защиты.
Один из первых КАЗ «Дождь» был разработан в ленинградском ВНИИТМ в 1970-х годах. Он состоял из отдельных модулей, каждый из которых включал две трубчатых направляющих, выдвижные заряды с готовыми поражающими элементами, радиолокационный датчик цели, расположенный между ними, электронная аппаратура и механизм выдвижения зарядов. По одному модулю располагалось в носу и корме танка, по два модуля – по бокам танка. В боевой обстановке один из защитных боеприпасов каждого модуля постоянно находится в выдвинутом положении. Радиолокационный датчик цели срабатывал на рубеже 2,2 метра от периметра корпуса танка. После этого в течение 0,001 секунды осуществлялся подрыв выдвинутого заряда, ближайшего к траектории полета цели. Радиально разлетающиеся осколки могли отклонить и/или уничтожить поражающий элемент, подлетающий на скорости до 1200 м/с.
""""""""""""""22

Тут недавно на япе был где то обзор, про аналоги на иностранцах - их кароче нет.

А если армата хотябы на половину соотвествует своим описаниям, то мы на 10 шагов впереди "абрамса" и негра в его недрах. .

На рисунке т 90 - сверху заряды, снизу снаряды

СКОРОСТНОЕ ПЕРЕЗАРЯЖАНИЕ - АВТОМАТЫ ЗАРЯЖАНИЯ В БОЕВЫХ БРОНИРОВАННЫХ МАШИНАХ

Карл-Тео Шлейхер

Эдельфрид Багински

Полковник Карл-Тео Шлейхер является начальником управления танковых войск при штабе СВ Германии, г. Кёльн. Полковник (в отставке) Эдельфрид Багински был до недавнего времени начальником управления вооружений для боевых частей подразделений в штабе СВ Германии, г.Кёльн

Автоматизация техники широко распространена в современном обществе и глубоко проникла в область вооружения. Аргументы в пользу уменьшения экипажей танков путем замены заряжающего автоматическим уст­ройством убедительны, хотя серьезные недостатки заставляют некоторые армии сопротивляться этому. Однако тенденция неотвратима и, следовательно, должны прилагаться усилия к обеспечению предельной надежности в рамках других основных параметров вооружения боевых бронированных машин (AFV ).

Военные специалисты мира пытаются найти пути уменьшения габаритов и силуэтов боевых бронированных машин, чтобы повысить живучесть этих систем вооружения вопреки все возрастающим R качественно, так и количественно средствам нападения. Эволюция человеческого тела (особенно в отношении размеров) диаметрально противоположна общей тенденции к миниатюризации в современной технике. Ввиду низкой рождаемости будет труднее набирать в танковые войска лишь мужчин "малого роста".

Следовательно, сокращение традиционного проверенного танкового экипажа из 4 человек неизбежно. Вообще установлено, что заряжающий может быть заменен автоматом заряжания, хотя заряжание танковой пушки и пулемета не единственные его обязанности. Следует также рассмотреть другие аргументы, такие как непрерыв­ное увеличение калибров пушек, что неизбежно требует более тя­желых боеприпасов, а также необходимость ведения боевых действий днем и ночью, с остановки и с ходу. В этом отношении пределы человеческих возможностей уже достигнуты и будут превышены в недалеком будущем. Напротив, автомат заряжания никогда не страдает от утомления. Это важный фактор в бою, так как пушка, которая функционирует всегда на 100%, обеспечивает не только успешное выполнение задачи, но и живучесть машины и выживание экипажа. Это состояние полной боеготовности определяется, осо­бенно в действиях против более сильного противника или трудных целей, таких как вертолеты, быстротой, с которой может быть перезаряжена пушка, что в свою очередь влияет на темп стрельбы.

В начале второй мировой войны масса боеприпаса для танковых пушек составляла от 3 до 7 кг. Это была идеальная масса, что обеспечивало наводчику большую гибкость в приведении к нормальному бою и определению темпа стрельбы.

В ходе войны разработки боевых бронированных машин лихорадочно продолжались в двух основных областях: огневой мощи и улучшенной броневой защиты. С немецкой стороны, например, результатом этих усилий явилось создание 75-мм (14,3 кг) снарядов для танков "Пантера" и 128-мм противотанкового снаряда для пушки Рак-44 (на самоходной противотанковой установке "Ягдпанцер"), самого мощного противотанкового орудия, разработанного во время войны. Этот артиллерийский выстрел состоял из снаряда массой 28,3 кг и полусгораемой гильзы с пороховым зарядом массой 26,6 кг, что чрезвычайно затрудняло подачу боеприпасов. В это время специалисты начали разрабатывать различные механические и гидравлические устройства заряжания для боевых бронированных машин; такие устройства уже существовали для военно-морских кораблей и зенитных орудий (например, 128-мм "Флэк").

После войны большинство держав продолжало исследования и разработки в этой области, но было введено очень мало автома­тов заряжания. Автоматические механизмы заряжания были установ­лены на французском танке АМХ-13 (в 1949г.) и шведском танке STRV-103 (в 1963г.). Автоматы заряжания не устанавливались в больших количествах, так как заказчики и вооруженные силы не хотели устранять четвертого члена экипажа по различным причи­нам, о которых будет сказано позже.

Конкурсные разработки огневой мощи и защиты ("меч и щит") заставляли разработчиков и специалистов по тактическим вопро­сам постоянно разрабатывать новые концепции. Таково положение дел и в настоящее время. На вопрос относительно приоритета разработок среди огневой мощи, защиты и подвижности никогда не давалось определенного ответа ни в одном из государств, включенных в основные программы по бронетанковой технике. В Великобритании, например, защита открывает список приоритета, за ней следуют огневая мощь и подвижность.

Эти дебаты не представляли большой важности для вновь организованных вооруженных сил Западной Германии, так как эта армия была оснащена техникой США (танками М-47 и М-48 с 90-мм пушкой). Лишь после разработки танка "Леопард-1" эти приоритеты стали играть какую-то роль в Западной Германии. В свете общих требований в начале 1960-х годов вооруженные силы Западной Германии выбрали на стадии разработки концепции танка "Леопард-1" такую последовательность приоритетов: огневая мощь (105-мм танковая пушка), подвижность и защита. Броня была рас­считана на защиту от средств нападения, включающих автомати­ческое оружие и артиллерийские осколки.

Это мнение изменилось во время этапа разработки танка "Леопард-2" в 1970-е годы. Анализ арабо-израильских конфликтов, в дополнение к новым оборонительным технологиям для боевых бронированных машин, привел к тенденции увеличения калибра пушек (120 мм), снаряды которых могли пробивать новейшие типы брони. В то же время разработчики работали также над различными типа­ми брони, которая могла бы противостоять бронебойным подкалиберными кумулятивным снарядам. Двойной подход "щита и меча" к боевым бронированным машинам будет продолжаться и в будущем.


Однако специалисты по тактике и технике должны найти пу­ти выхода из этого тупика - первые за счет пересмотра тактических требований, вторые - предложением новых технологических разработок. Без новых концепций боевых бронированных машин будут продолжаться бесконечные требования к увеличению калибра и улучшению бронезащиты, а это приведет к созданию более крупных и более тяжелых машин, для которых потребуется экипаж из четырех человек. В настоящее время боевые брониро­ванные машины, находящиеся на вооружении войск НАТО, имеют пушки, максимальный калибр которых составляет 120 мм, исполь­зующие различные типы боеприпасов, включая снаряды кинетичес­кого действия, кумулятивные и с деформируемой головкой.

Даже если бы заряжающие могли без затруднений обращаться с боеприпасами малых и средних калибров в ограниченных преде­лах башни боевой бронированной машины, то тенденция использо­вания крупнокалиберных снарядов ограничит возможности заряжаю­щего по выполнению его обязанностей. Использование 120-мм выст­рела с полусгораемой гильзой уже предъявило максимальные требо­вания к возможностям заряжающего по цикличности заряжания и темпам стрельбы. Возможность ведения стрельбы во время движе­ния машины еще больше осложняет задачи заряжающего, так как он должен перезаряжать пушку в трудных рабочих условиях.

125-мм пушка (как и планируемая 140-мм) может функционировать только при боеприпасах раздельного заряжания. Это тре­бует либо второго заряжающего (как на машине М-103 США), либо вспомогательного устройства заряжания, либо автомата заряжания для замены члена экипажа. Объем современных башен так мал, что скорость заряжания пушки заряжающим уменьшается до непри­емлемых уровней. Более того, безопасность человека ставится под угрозу, особенно при действиях во время движения машины. По ряду причин в войсках НАТО, в отличие от советских броне­танковых войск, не используются отобранные солдаты малого роста для выполнения обязанностей в башнях с ограниченным пространством.

Быстрота заряжания как фактор огневой мощи

Темп циклического заряжания для боевой бронированной машины с заряжающим зависит от конструкции места заряжания, размеров заряжающего, его мастерства и быстроты, а также от размещения боеприпасов на машине, в зависимости от типа, га­баритов и массы.

В то время, когда разработка бронебойных снарядов зна­чительно опережала разработку бронезащиты, попадание первого снаряда обычно приводило к поражению бронированной машины. Ког­да бронезащита усовершенствовалась, для поражения боевой бронированной машины потребовалось больше попаданий, а это озна­чало, что быстрота заряжания имеет первостепенную важность для успешного выполнения задачи. Военная история свидетельствует о том, что во многих случаях один танк на стратегически важной позиции может уничтожить 20 и более боевых машин противника серией выстрелов. В этих случаях, кроме разведки целей и управления огнем командиром и точности наводчика, существенным фактором является скорость, с которой наводчик выполняет свои обязанности. Победителем оказывалось подразделение, которое смогло первым произвести выстрел и затем быстрее вести стрельбу серией выстрелов.

На учениях в мирное время ситуация несколько отличается. В канадских состязаниях CAT, по высказываниям экспертов, более высокая скорость заряжания боеприпасов малых калибров (105 мм) по сравнению с боеприпасами крупных калибром (120 мм) не была единственным фактором, ведущим к победе, но обеспечивала определенные преимущества. Машина М-103 США (созданная в 1954г.) является первым примером, показывающим, как форма и масса боеприпасов воздействуют на заряжание: на этой боевой бронированной машине для заряжания боеприпасов раздельного заря­жания требовались два члена экипажа.

Аргументы в поддержку и против автоматов заряжания

Для того, чтобы добиться действительного прогресса в конструкциях боевых бронированных машин будущего, необходимо раз и навсегда отказаться от тенденции создания более крупных и более тяжелых танков. Следует также провести исследования для точного определения, какие функции требуют заряжающих и какие могут выполняться техническими средствами. Сокращение количества членов экипажа в боевых бронированных машинах свя­зано непосредственно с разработкой и реализацией автоматических устройств заряжания, которые полностью отвечают военным тре­бованиям.

Некоторые государства уже достигли успеха в этой области: на советских танках Т-64 и Т-72 с конца 1960-х годов устанавли­ваются автоматы заряжания для 125-мм боеприпасов раздельного заряжания, так что в башне требуются только два человека. Это позволило усовершенствовать бронезащиту, несмотря на эргоно­мические недостатки и вытекающие из них физические и психичес­кие напряжения для экипажа. В различных двусторонних танковых программах также уделялось большое внимание автоматам заряжа­ния, например, в конце 1960-х годов в западногермано - американской программе AFV -70, а в начале 1980-х годов в западногермано -французской программе AFV -90.

Несмотря на введение 120-мм пушек Западная Германия сох­ранила консервативную компоновку с экипажем из 4 человек. На это решение повлияла ликвидация металлических гильз снаря­дов, что привело к созданию боеприпасов массой 19 или 23 кг, которыми могут оперировать заряжающие. Для британской 120-мм пушки это было достигнуто путем разделения снаряда и метательного заряда.

Преимущества

При установке автоматов заряжания может быть сэкономлено некоторое пространство. Правда, заряжающее устройство требует определенного пространства, но оно должно быть меньше, чем пространство, необходимое для стоящего члена экипажа.

Автоматы заряжания будут иметь также преимущества для небольших армий, от которых по соглашениям требуют ограничения войск, оснащенных обычным оружием. Сокращение личного состава (не только из-за низкой рождаемости) потребует использования техники для выполнения тех задач, которые прежде выполнялись военнослужащими.

Когда определяются приоритеты защиты для боевых брониро­ванных машин, защита экипажа рассматривается в первую очередь. Автоматы заряжания (при меньшем количестве членов экипажа) будут уменьшать объем, требующий защиты, что в свою очередь приведет к уменьшению габаритов и силуэта боевой бронированной машины. Может быть уменьшена общая масса или экономия массы может быть использована для осуществления дополнительной защиты для экипажа.

Установка автомата заряжания может также привести к луч­шей компоновке боевого отделения.

Может быть повышена эффективность заряжания, особенно во время движения боевой бронированной машины, за счет более высоких скоростей заряжания и стабильности, обеспечиваемых автоматами заряжания.

Устройства заряжания никогда не испытывают усталости; гарантируется правильный выбор боеприпасов, независимо от напряжения экипажа или неблагоприятных условий, таких как ночной бой или бой в условиях ограниченной видимости.

Уменьшение экипажа на одного человека означает, что меньше человеческих жизней подвергается риску; исключаются затраты на подготовку и содержание заряжающего.

Недостатки

Люди обычно более надежны и крепки, чем сложный автомат заряжания.

Отсутствие одного члена экипажа сильно влияет на выполне­ние общих задач (охрана, снабжение, материально-техническое обеспечение и т.д.), а также на непрерывные действия в 24/48-часовом бою.

Появляются значительные проблемы в случае отказов в ре­зультате технических поломок или действий противника.

При наличии автомата заряжания обеспечиваются малые возможности для аварийного заряжания. Есть проблемы при разряжании танковой пушки или при хранении боеприпасов в автомате заряжания.

Автомат заряжания должен содержаться и обслуживаться.

Многие автоматы заряжания имеют ограниченную емкость для боеприпасов.

Больший возможный психологический стресс меньшего по Г численности экипажа (одиночество).

Большая нагрузка на командиров и их экипажи в головных танках как во время управления на поле боя, так и при выполнении общих задач.


При ведении боя с танками противника пушка боевой бронированной машины должна иметь определенную высоту линии огня. В Центральной Европе обстановка требует способности ведения стрельбы через поля зерновых. Кроме того, углы снижения и возвышения орудия должны также удовлетворять усло­виям местности, на которой ведутся боевые действия, так чтобы не было необходимости боевой бронированной машине выд­вигаться с хорошо защищенной позиции для обстрела противника, ввиду недостаточного утла снижения орудия. Негативными приме­рами ситуации такого типа являются советские танки с углами склонения от -4 до -6°.

По некоторым причинам многие государства воздерживаются от принятия автоматов заряжания для своих бронетанковых войск. Прежде всего, не все специалисты уверены, что автомат заряжа­ния может на самом деле заряжать быстрее, чем член экипажа; действительно, это верно для танковых пушек калибрам до 105 мм. Другим аргументом является возможность поломки, что, в действи­тельности, требует какого-то типа аварийной операции для защи­ты жизней экипажа.

Должна быть гарантия, что в аварийной обстановке можно зарядить пушку вручную без помех при неисправности автомата заряжания. По крайней мере, четыре-шесть выстрелов (или равно­ценный вспомогательный магазин) потребуются для обеспечения безопасности экипажа.

В израильской армии считают, что четвертый человек в экипаже значительно более полезен, чем автомат заряжания. Будущие боевые условия будут характеризоваться быстрыми, непрерывными и интенсивными обстрелами на широком фронте. Более, чем когда-либо раньше техника и стратегия должны соответствовать этому ускоренному темпу боя. В таких усло­виях передвижение на поле боя может осуществляться лишь при соответствующей бронезащите.

Основной боевой танк с его классической системой оружия типа "выстрелил и забыл" будет все еще основным оружием в пре­делах динамической группы для оборонительных и контрнаступательных операций в следующем столетии. Ясно, что для обеспечения боевых возможностей требуется, чтобы система обладала высокой степенью живучести. Однако, независимо от аргументов в пользу жми против автоматов заряжания, нет сомнений в том, что экипажи боевых бронированных машин должны будут численно сокращаться. Этот шаг неизбежен, так как первостепенное значение придается повышению живучести личного состава и систем.

Новый танк должен иметь малый объем, выгодный силуэт и обладать высокой огневой мощью в дополнение к тому, что должен быть высокоподвижным и маневренным. Сокращение количества чле­нов экипажа делает введение автоматов заряжания совершенно необходимым.

Требования к автомату заряжания

Если концепции предусматривают боевую бронированную машину с малым силуэтом, уменьшенным объемом, а также экипажи, состоя­щие из двух или трех человек, то технические требования к авто­мату заряжания будут фокусироваться на типе и количестве при­меняемых боеприпасов, скорострельности, живучести, надежности, аварийном обслуживании и расходе боеприпасов в дополнение к некоторым соображениям по эргономике и материально-техническому обеспечению.


Боеприпасы

Огневой ресурс обычно определяется количеством целей, которое должно быть уничтожено. Вероятность поражения играет важную роль в этом расчете. Для целого ряда целей (которые требуют различных типов боеприпасов), а также для высокого качества современных систем управления огнем нагрузка для пушки в 35-40 выстрелов обычно считается достаточной. В таких случаях на автомат заряжания, как ожидается, перекладывается, по крайней мере, половина этой нагрузки, если не больше. На это устройство должны быть установлены датчики, способные распознавать и подсчитывать пять различных типов боеприпасов, включая любые новые. Командир и наводчик должны также уметь легко пополнять конвейер автомата заряжания боеприпасами в любое время. Важно обеспечить передачу боеприпасов из резерв­ной боеукладки магазинного типа в автомат заряжания без необ­ходимости экипажу выходить из машины в тех случаях, когда все боеприпасы не могут размещаться в автомате заряжания.

Скорострельность

Имеющиеся в настоящее время автоматы заряжания характеризуются скорострельностью в диапазоне от 6 до 15 выстр./мин. В свете планируемого увеличения калибра (140 мм), в дополнение к боеприпасам раздельного заряжания/ должен быть возможен циклический темп стрельбы, равный 8 выстр./мин., независимо от перемещений башни или боевой бронированной машины и количества боеприпасов, содержащихся в автомате заряжания. Теоретически, последующие выстрелы должны следовать гораздо быстрее, например, сериями по три выстрела за десять секунд.

Живучесть и безопасность

В современных боевых бронированных машинах в целях безо­пасности места членов экипажа обычно отделены от боеукладки защитной перегородкой. Несмотря на это следует проявлять осто­рожность при длительном выполнении задач: остатки боеприпасов не должны оставаться внутри боевой бронированной машины из-за опасности возгорания. Более того, должны приниматься меры, чтобы избежать самовозгорания боеприпасов, когда ствол пушки перегрет. Открывание и закрывание казенной части ствола пушки должно осуществляться способом, который обеспечивает достаточную защиту от ОМП в башне; конструкция казенной части ствола долж­на быть совместима с устройством заряжания как для автоматичес­ких, так и для ручных операций. Это особенно важно, когда стрель­ба закончена или когда происходят осечки. Конструктивная кон­цепция боевой бронированной машины должна сводить уязвимость этого жизненно важного боевого узла до минимума.

Надежность, действия в аварийной обстановке

Полная работоспособность должна, конечно, гарантироваться в пределах принятых диапазонов температур от -30 до +40° неза­висимо от внешних воздействий, таких как толчки и вибрации, песок, пыль, вода и изморозь. Особое внимание должно уделяться опасности пожара.

Отдельные требования не должны никоим образом снижать надежность автомата заряжания. Большое повышение живучести за счет дополнительных элементов конструкции должно иметь перво­степенное значение, но не должно негативно воздействовать на простоту, компактность и массу боевой бронированной машины. В случаях неподачи энергии или поломок должна гарантироваться эксплуатация в аварийных условиях. Экипаж должен иметь возмож­ность произвести ряд выстрелов для самообороны; это требует независимого ручного или механического заряжания, наводки орудия и стрельбы. Танк, который не может вести стрельбу является просто легкопоражаемой целью для противника и непри­емлемым риском для экипажа.

Снабжение боеприпасами

Что касается автоматов заряжания, то особое внимание должно уделяться снабжению боеприпасами. Это относится к по­даче боеприпасов, а также к дозаправке автомата заряжания изнутри или снаружи боевой бронированной машины (например, из резервных укладок магазинного типа). Автомат заряжания должен быть сконструирован и объединен в боевой бронированной машине таким образом, который предусматривает плавное и быстрое заряжание и передачу боеприпасов в пределах боевой бронированной машины. Различные типы боеприпасов должны распределяться в автомате заряжания произвольно. В обычных условиях с помощью автомата заряжания должна обеспечиваться возможность управиться с 20 выстрелами за четыре минуты. Такой же фактор времени бу­дет использоваться для замены пустых магазинов полными, при условии что имеются специальные транспортеры боеприпасов и что для боеприпаса (снаряд и метательный заряд) в магазине должна быть "готовая к заряжанию" конфигурация.

Техническое обслуживание

Важным является легкий доступ для ремонта и технического обслуживания, особенно в случаях поломок или когда требуется замена деталей. Эти операции будут облегчены автоматическим устройством обслуживания и контроля.

Требования к автомату заряжания, указанные выше, естествен­но, должны будут в какой-то мере приспосабливаться ко многим другим типам боевых бронированных машин, которые имеются в нас­тоящее время. Однако основные отклонения от этой концепции должны отвергаться.


Концепции автомата заряжания

В этой статье не предполагается рассмотреть подробно много­численные концепции конструкций относительно многих типов боевых бронированных машин и боеприпасов, используемых в настоящее вре­мя. Информация, представленная здесь, должна способствовать луч­шему пониманию основных типов автоматов заряжания.

Конструкция каждого типа автомата заряжания зависит от конструкции боевой бронированной машины и характеристик требуе­мых боеприпасов. Следует также рассмотреть несколько типов мага­зинов, таких как барабанный, штабельный, со стопорным пальцем или ленточный. Сложность автомата заряжания определяется рас­стоянием и маршрутом перемещения, необходимыми для доставки боеприпаса из магазина к пушке.

Автомат заряжания шведской машины STRv -103 является первым примером относительно простой конструкции: весь запас боеприпасов содержится в двух магазинах, устройство которых гарантирует темп стрельбы 16-17 выстрелов в минуту. Однако простота этой системы в значительной степени обусловлена концепцией стационарной пушки этой боевой бронированной машины, которая является скорее противотанковой САУ, а не основным боевым танком.

Советский танк Т-72 гораздо более сложный и имеет магазин карусельного типа на 22 выстрела, установленный на полу башни. Снаряды раздельного заряжания хранятся в кассетах вращающегося транспортера под башней. Подъемное устройство передает боепри­пасы к пушке, а цепной досылатель досылает снаряд и метательный заряд. Эта система действует очень медленно из-за сложного хода боеприпасов; другими недостатками являются медленное попол­нение боеприпасов, медленное выбрасывание гильз и проникнове­ние пороховых газов в боевое отделение.

Рис. 1. Технология автомата заряжания карусельного типа значительно более сложная и обремени­тельная:

1 - казенная часть ствола; 2 - подъемник и зарядный лоток для каждой стороны; 3 - места захватывающих устройств; 4 - блок шарнирного соединения для подъемника; 5 - два магазина

Более удачное решение было разработано для западногермано-американского боевого танка - 70, на котором автомат заряжания ленточного типа устанавливался в нише башни. Модульная конст­рукция этой системы, с отдельными узлами, обеспечивает легкую установку на башенных машинах. Эту конструкцию можно увидеть на японском танке-90 и на французском танке "Леклерк". Она имеет магазин на 22 выстрела и обеспечивает темп стрельбы 12-15 выстрелов в минуту и таким образом, теоретически, способна уничтожить шесть бронированных целей. Преимуществами этой концепции являются короткий путь перемещения боеприпасов и быстрое пополнение магазина снаружи машины. Технологическая сложность системы приводов, органов управления, системы управ­ления и досылателя находится в приемлемых пределах. Возможны также эксплуатация в аварийных условиях и операции по разряжанию. Этот принцип подходит также для автоматического пополне­вши, если, например, используются конвейерные ленты. Однако недостатком этой концепции является большая ниша башни с большой уязвимой верхней поверхностью. Единственным способом обеспечения быстрого пополнения боекомплекта при этой системе будет полная замена пустых магазинов автомата заряжания на полные. Это предложение, конечно, стоит исследовать.

Совершенно другое дело с вынесенной пушкой. В этом слу­чае разумным решением будет магазин карусельного типа под пушкой или магазин барабанного типа, установленный на основ­ном орудии, который может пополняться через перегородку в корме корпуса танка. Недостатком этой концепции является невозможность эксплуатации в аварийных условиях или устранения задержки во время боя.


Рис. 2. Система ленточной подачи, разрабатываемая фирмами "Рейнметалл" и "Вегманн", является удачной концепцией:

1 - зарядный лоток; 2 - казенная часть ствола; 3 - дверца перегородки; 4 - досылатель; 5 - люки дозаправки; 6 - магазины для бое­припасов



Рис. 3. Пополнение боеприпасов целыми магазинами может быть интересным, хотя, вероятно, сложным решением

Заключение

Условия на поле боя будущего будут характеризоваться быстрым темпом боя, все больше и больше внушающей страх огне­вой мощью. Требуется большое количество информации для быстрой обработки и анализа. Следовательно, люди должны быть освобождены от обыденных задач и по возможности удалены от средств поражения. Некоторые государства уже заменили заряжающего в боевых бро­нированных машинах автоматическими устройствами. Другие го­сударства скоро поступят так же. Однако это стало возможным благодаря успехам в технологии, которая уменьшила риск и недос­татки до минимума и в то же время в ней учитываются факторы надежности, малой массы и низкой стоимости.

С другой стороны, увеличивающаяся масса боеприпасов не позволит больше поддерживать долговременную боеготовность круп­нокалиберных орудий с высокими характеристиками усилиями лю­дей. Никто в настоящее время не может спрогнозировать, приве­дут ли будущие разработки к уменьшению танковых экипажей до двух человек или даже к созданию безэкипажного танка-робота. Но следует, по крайней мере, сомневаться в этом.

KARL - THEO SCHLEICHER , EDELFRIED BAGINSKI

QUICK RELOAD - AUTOMATIC LOADERS IN AFVs.

NATO"s SIXTEEN NATIONS, 1990, v.35, No7.

Учебные вопросы:

1. Назначение, характеристика, состав автомата заряжания танка, размещение узлов в машине.

2. Назначение, устройство механизмов, узлов и приборов АЗ.

3. Органы управления АЗ. Порядок подготовки АЗ к работе. Режимы работы автомата заряжания.

4. Меры безопасности при работе с АЗ.

5. Техническое обслуживание автомата заряжания танка.

Учебный вопрос №1: «Назначение, характеристика, состав автомата заряжания танка, размещение узлов в машине».

Автомат заряжания (АЗ) - электромеханический комплекс, предназначенный для автоматического заряжания пушки.

Характеристика:

Тип................................................... электромеханический с постоянным углом заряжания;

Ёмкость транспортёра........................................................................................... 22 выстрела;

Скорость вращения транспортёра..................................................................... до 70 град/сек;

Продолжительность заряжания одного выстрела...................................................... до 8 сек.;

Продолжительность заряжания в ручную.................................................... 1 - 2 выстр./мин.;

Досылка выстрелов.................................................................................................. раздельная;

АЗ включает основные узлы:

1. Вращающийся транспортёр (ВТ);

2. Механизм подъёма кассет (МПК);

3. Механизм удаления поддона (МУП);

4. Досылатель (Д);

5. Электромашинный стопор пушки (СП);

6. Запоминающее устройство (ЗУ);

7. Пульт управления (ПУ);

8. Пульт загрузки (ПЗ);

9. Индикатор количества выстрелов;

10. Электромонтажный комплект;

Учебный вопрос №2: «Назначение, устройство механизмов, узлов и приборов АЗ».

(1). Вращающийся транспортёр - служит для размещения выстрелов и подачи их к окну выдачи. Он установлен на днище корпуса.

1- каркас;

2- электромеханический привод;

3- настил;

4- механизм закрывания окна выдачи со створками;

5- кассеты;

6- рукоятка ручного привода к стопору;

7- ручной привод;

▪ Каркас служит для размещения 22 кассет.

▪ Электромеханический привод служит для вращения ВТ, он размещён на настиле транспортёра.

▪ Настил закрывает транспортёр и служит полом боевого отделения.

▪ Механизм закрывания окна выдачи кассет предназначен для предохранения транспортёра от попадания в него посторонних предметов. Он размещён над транспортёром и состоит из створок с пружинами.

▪ Кассета служит для размещения выстрела любого типа и состоит из сваренных между собой двух труб. Заряд размещается в верхней трубе. Снаряд размещается в нижней трубе.


▪ Ручной стопор ВТ предназначен для стопорения транспортёра относительно башни при повороте его на 1/22 часть окружности (на один шаг), что соответствует положению кассеты в окне выдачи.

▪ Ручной привод ВТ предназначен для проворачивания транспортёра вручную.

Для работы ручным приводом ВТ необходимо:

Расстопорить ВТ, повернув вверх рукоятку ручного привода стопора (правая).

Повернуть транспортёр рукоаткой ручного привода (левая), совершая ею движения вверх-вниз.

При повороте ВТ до требуемого положения отпустить рукоятку привода стопора и довернуть ВТ рукояткой ручного привода до его застопоривания.

(2). Механизм подъёма кассет - служит для вывода кассет на линию досылания или загрузки и последующего их возврата в исходное положение. МПК крепится к двум кронштейнам, приваренным к кормовой части башни.

Ручной привод МПК размещён на правой стороне кронштейна МПК (ком. танка).

(3). Механизм удаления поддона (МУП) - предназначен для улавливания зкстрактированного поддона и удаления его из танка.

(4). Досылатель - предназначен для досылания элементов выстрела в камору пушки. Он установлен на донном листе в кормовой части башни.

(5). Электромашинный стопор пушки (СП) - предназначен для надёжного удержания пушки на угле заряжания. Он крепится на кронштейне в передней части крыши башни с правой стороны от пушки.

(6). Запоминающее устройство (ЗУ) - обеспечивает:

Информацию о состоянии загрузки кассет вращающегося транспортёра;

Электрическую сигнализацию о подходе к окну выдачи кассеты с выбранным типом выстрела (либо пустой кассеты);

Отметку типа выстрела при загрузке;

Отметку пустой кассеты при заряжании или разгрузке;

Он установлен на редукторе привода ВТ слева от командира танка.

Учебный вопрос №3: «Органы управления АЗ. Порядок подготовки АЗ к работе. Режимы работы АЗ».

(1). Пульт управления (ПУ) - предназначен для управления автоматом заряжания. Он размещён на лицевой панели прицела-дальномера.

На пульте размещены:

● переключатель (1) типов выстрелов и режима загрузки;

● сигнальная лампа (2) «РУЧ.» с зелёным светофильтром, оповещающая о включении режима ручной работы;

● сигнальная лампа (3) «ПОДДОН» с красным светофильтром, оповещающая о наличии поддона в улавливателе;

● выключатель (4) «АВТ. - РУЧ.» для включения АЗ в заданном режиме;

● пробка (5) регулировочного потенциометра индикатора количества выстрелов;

(2). Пульт загрузки (ПЗ) - предназначен для управления АЗ в режимах загрузки - разгрузки и ручного заряжания. Он установлен справа в башне.

На пульте размещены:

◘ кнопка (1) «РАЗГРУЖЕНО» - для ввода информации в (ЗУ) о разгруженной кассете;

◘ выключатель (10) «АВТ. - РУЧ. РАЗГР.» - для включения режимов автоматической работы АЗ, загрузки - разгрузки и блокировки стабилизатора;

◘ сигнальная лампа (3) с зелённым светофильтром, оповещающая о включении режима ручной работы;

◘ кнопка (4) «СТОПОР» - для для снятия пушки с электромашинного стопора;

◘ переключатель (6) «ПОДДОН АВТ. - РУЧ.» - для включения режимов автоматического или ручного удаления поддона;

◘ переключатель (5) «РАМКА ВЫБРОС - ИСХОД» - для выброса поддона и опускания рамки в режиме ручного заряжания;

◘ переключатель (8) «ДОС. В - Н» - для включения электродвигателя досылателя вперёд и назад;

◘ сигнальная лампа (9) «СТОП ВТ» , сигнализирующая о подходе кассеты с заданным типом выстрела к окну выдачи кассет при ручном заряжании;

◘ сигнальная лампа (2) «ГОТОВ АЗ», оповещающая о готовности автомата заряжания к работе;

(3). Индикатор количества выстрелов - предназначен для определения количества выстрелов каждого типа, загруженных во вращающийся транспортёр, а также количества пустых кассет в ВТ.

Количество выстрелов определяется установкой в соответствующее положение переключателя типов выстрелов на ПУ, а пустых кассет - в положение «ЗАГР.».

Порядок подготовки АЗ к работе:

Перед началом работы с АЗ в любом режиме, в том числе и при прверке его работы, необходимо выполнить следующие операции:

Автоматы защиты сети (АЗР) - включены;

= «АЗ - УПР» на правом щитке, «ЭЛ. СПУСК» на левом щитке выключены;

Переключатель типов на ПУ - в положении ВЫКЛ.;

Выключатель «АВТ. - РУЧ.» на ПУ - в положении «АВТ.»;

Выключатель «АВТ. - РУЧ, РАЗГР.» на ПЗ - в положении «АВТ.»;

Выключатель «ПОДДОН» на ПЗ - в положении «АВТ.»;

Внешним осмотром из боевого отделения и со стороны отделения управления проверить, нет ли посторонних предметов на днище под вращающимся транспортёром, препятствующих его вращению.

Включить выключатель батарей;

Режимы работы АЗ:

1). Режим автоматического заряжания пушки;

2). Аварийный режим:

а) - ручное заряжание пушки из вращающегося транспортёра;

б) - ручное заряжание пушки из немеханизированной укладки;

Учебный вопрос №4: «Меры безопасности при работе с автоматом заряжания (АЗ)».

При работе с АЗ запрещается:

◊- включать автомат защиты сети «АЗ - УПР» на правом щитке при напряжении бортовой сети ниже 22В ;

◊- оставлять открытым клин затвора пушки после окончания работы с АЗ;

◊- оставлять включённым «АЗ - УПР» на правом щитке, при отсутствии экипажа в боевом отделении;

◊- устранять неисправности АЗ при включённых АЗР «ЭЛ. СПУСК» и «АЗ - УПР», а также при включённом стабилизаторе вооружения;

◊- переключать органы управления при работе АЗ в процессе цикла;

◊- в случае автоматического отключения АЗР «ЭЛ. СПУСК» на левом и «АЗ - УПР» на правом распределительных щитках автоматическая работа с АЗ запрещается . В случае необходимости ведения стрельбы рекомендуется перейти на режим ручного заряжания.

Учебный вопрос №5: «Техническое обслуживание АЗ».

При контрольном осмотре (КО):

Проверить положение АЗР на левом и правом распределительных щитках башни: все АЗР должны быть в положении ВКЛ., кроме «ЭЛ. СПУСК» на левом щитке, «АЗР ЛЮК» и «АЗ - УПР» на правом щитке;

Проверить, нет ли постороних предметов, препятствующих вращению ВТ;

Проверить работоспособность АЗ;

При техническом обслуживании №1 (ТО №1):

Провести КО;

Осмотреть и очистить в доступных местах днище под ВТ;

При техническом обслуживании №2 (ТО №2):

Провести КО и ТО №1:

Проверить шплинтовку болтов крепления узлов АЗ;

=====================================================================

Операционные карты:

«Подготовка АЗ к работе»

Также применяется в артиллерийских установках на кораблях и в крепостных и зенитных орудиях . Использование автомата заряжания облегчает работу расчёта орудия и позволяет сократить численность экипажа; часто также приводит к увеличению скорострельности.

Устройство

В состав автомата заряжания обычно входят:

  • боеукладка для механизированной подачи боеприпасов к досылателю;
  • досылатель;
  • система удаления стреляных гильз;
  • система управления.

В качестве боеукладки используются три механизма :

История

В серийных танках впервые автоматизация заряжания была применена во французском AMX-13 , производившемся в 1950-е годы, а затем в австрийском Steyr SK 105 , выпускавшемся с 1971 года. Однако, автоматы заряжания на этих танках были барабанного типа и состояли из двух барабанов, содержавших лишь по 6 выстрелов каждый, перезарядка барабанов требовала выхода из боя. Кроме того, специфика «качающейся башни» , применённой на этих танках, резко упрощала конструкцию автомата (так как орудие оставалось неподвижным по отношению к автомату).

Потому исследователи считают, что полноценные танковые автоматы заряжания впервые были внедрены советскими конструкторами в 1972 году (Т-64) , другие страны вскоре после этого использовали автоматы заряжания в своих серийных танках (например, французский Леклерк , японский Тип 90) или экспериментальных образцах (американский MBT-70) .

В начале XXI века автоматом заряжания был оснащён и южнокорейский .

Принцип действия

Сравнительная скорострельность при использовании танкиста-заряжающего и автомата заряжания является предметом споров , так как практическая скорострельность зависит от условий стрельбы:

Сокращение экипажа

Решение о переходе на экипаж из трёх человек в СССР было принято в 1958 году . По состоянию на начало XXI века, позиции американских и российских конструкторов продолжали различаться, российские танкостроители предпочитали автомат заряжания и связанный с ним меньший вес танка, а американские - больший экипаж с его преимуществами более высокой начальной скорострельности и меньшей нагрузки на каждого танкиста .

Существенное уменьшение веса привлекало внимание конструкторов американских лёгких танков (так, на десантном М8 автомат заряжания с боекомплектом из 21 снаряда занимал столько же места, сколько заряжающий с лишь 9 снарядами и с учётом брони, необходимой для защиты дополнительного объёма весил на 750 килограммов меньше) .

Связь с калибром орудия

В бронетехнике считается, что вес унитарного патрона калибра около 120 мм находится на пределе возможностей человека-заряжающего ; для перспективного калибра 140 мм с весом унитарного патрона около 46 кг применение автомата заряжания или переход на раздельное заряжание станут неизбежными .

См. также

Напишите отзыв о статье "Автомат заряжания"

Примечания

Литература

  • . // Энциклопедия РВСН .
  • Asher H. Sharoni, Lawrence D. Bacon. . // Armor, March-April (1995): 17. (англ.)
  • Владимир Одинцов. . НВО , 04.04.2014.

Ссылки

  • .

Отрывок, характеризующий Автомат заряжания

– Нет, – говорил он, все более и более одушевляясь, – Наполеон велик, потому что он стал выше революции, подавил ее злоупотребления, удержав всё хорошее – и равенство граждан, и свободу слова и печати – и только потому приобрел власть.
– Да, ежели бы он, взяв власть, не пользуясь ею для убийства, отдал бы ее законному королю, – сказал виконт, – тогда бы я назвал его великим человеком.
– Он бы не мог этого сделать. Народ отдал ему власть только затем, чтоб он избавил его от Бурбонов, и потому, что народ видел в нем великого человека. Революция была великое дело, – продолжал мсье Пьер, выказывая этим отчаянным и вызывающим вводным предложением свою великую молодость и желание всё полнее высказать.
– Революция и цареубийство великое дело?…После этого… да не хотите ли перейти к тому столу? – повторила Анна Павловна.
– Contrat social, [Общественный договор,] – с кроткой улыбкой сказал виконт.
– Я не говорю про цареубийство. Я говорю про идеи.
– Да, идеи грабежа, убийства и цареубийства, – опять перебил иронический голос.
– Это были крайности, разумеется, но не в них всё значение, а значение в правах человека, в эманципации от предрассудков, в равенстве граждан; и все эти идеи Наполеон удержал во всей их силе.
– Свобода и равенство, – презрительно сказал виконт, как будто решившийся, наконец, серьезно доказать этому юноше всю глупость его речей, – всё громкие слова, которые уже давно компрометировались. Кто же не любит свободы и равенства? Еще Спаситель наш проповедывал свободу и равенство. Разве после революции люди стали счастливее? Напротив. Mы хотели свободы, а Бонапарте уничтожил ее.
Князь Андрей с улыбкой посматривал то на Пьера, то на виконта, то на хозяйку. В первую минуту выходки Пьера Анна Павловна ужаснулась, несмотря на свою привычку к свету; но когда она увидела, что, несмотря на произнесенные Пьером святотатственные речи, виконт не выходил из себя, и когда она убедилась, что замять этих речей уже нельзя, она собралась с силами и, присоединившись к виконту, напала на оратора.
– Mais, mon cher m r Pierre, [Но, мой милый Пьер,] – сказала Анна Павловна, – как же вы объясняете великого человека, который мог казнить герцога, наконец, просто человека, без суда и без вины?
– Я бы спросил, – сказал виконт, – как monsieur объясняет 18 брюмера. Разве это не обман? C"est un escamotage, qui ne ressemble nullement a la maniere d"agir d"un grand homme. [Это шулерство, вовсе не похожее на образ действий великого человека.]
– А пленные в Африке, которых он убил? – сказала маленькая княгиня. – Это ужасно! – И она пожала плечами.
– C"est un roturier, vous aurez beau dire, [Это проходимец, что бы вы ни говорили,] – сказал князь Ипполит.
Мсье Пьер не знал, кому отвечать, оглянул всех и улыбнулся. Улыбка у него была не такая, какая у других людей, сливающаяся с неулыбкой. У него, напротив, когда приходила улыбка, то вдруг, мгновенно исчезало серьезное и даже несколько угрюмое лицо и являлось другое – детское, доброе, даже глуповатое и как бы просящее прощения.
Виконту, который видел его в первый раз, стало ясно, что этот якобинец совсем не так страшен, как его слова. Все замолчали.
– Как вы хотите, чтобы он всем отвечал вдруг? – сказал князь Андрей. – Притом надо в поступках государственного человека различать поступки частного лица, полководца или императора. Мне так кажется.
– Да, да, разумеется, – подхватил Пьер, обрадованный выступавшею ему подмогой.
– Нельзя не сознаться, – продолжал князь Андрей, – Наполеон как человек велик на Аркольском мосту, в госпитале в Яффе, где он чумным подает руку, но… но есть другие поступки, которые трудно оправдать.
Князь Андрей, видимо желавший смягчить неловкость речи Пьера, приподнялся, сбираясь ехать и подавая знак жене.

Вдруг князь Ипполит поднялся и, знаками рук останавливая всех и прося присесть, заговорил:
– Ah! aujourd"hui on m"a raconte une anecdote moscovite, charmante: il faut que je vous en regale. Vous m"excusez, vicomte, il faut que je raconte en russe. Autrement on ne sentira pas le sel de l"histoire. [Сегодня мне рассказали прелестный московский анекдот; надо вас им поподчивать. Извините, виконт, я буду рассказывать по русски, иначе пропадет вся соль анекдота.]
И князь Ипполит начал говорить по русски таким выговором, каким говорят французы, пробывшие с год в России. Все приостановились: так оживленно, настоятельно требовал князь Ипполит внимания к своей истории.
– В Moscou есть одна барыня, une dame. И она очень скупа. Ей нужно было иметь два valets de pied [лакея] за карета. И очень большой ростом. Это было ее вкусу. И она имела une femme de chambre [горничную], еще большой росту. Она сказала…
Тут князь Ипполит задумался, видимо с трудом соображая.
– Она сказала… да, она сказала: «девушка (a la femme de chambre), надень livree [ливрею] и поедем со мной, за карета, faire des visites». [делать визиты.]
Тут князь Ипполит фыркнул и захохотал гораздо прежде своих слушателей, что произвело невыгодное для рассказчика впечатление. Однако многие, и в том числе пожилая дама и Анна Павловна, улыбнулись.
– Она поехала. Незапно сделался сильный ветер. Девушка потеряла шляпа, и длинны волоса расчесались…
Тут он не мог уже более держаться и стал отрывисто смеяться и сквозь этот смех проговорил:
– И весь свет узнал…
Тем анекдот и кончился. Хотя и непонятно было, для чего он его рассказывает и для чего его надо было рассказать непременно по русски, однако Анна Павловна и другие оценили светскую любезность князя Ипполита, так приятно закончившего неприятную и нелюбезную выходку мсье Пьера. Разговор после анекдота рассыпался на мелкие, незначительные толки о будущем и прошедшем бале, спектакле, о том, когда и где кто увидится.

Поблагодарив Анну Павловну за ее charmante soiree, [очаровательный вечер,] гости стали расходиться.
Пьер был неуклюж. Толстый, выше обыкновенного роста, широкий, с огромными красными руками, он, как говорится, не умел войти в салон и еще менее умел из него выйти, то есть перед выходом сказать что нибудь особенно приятное. Кроме того, он был рассеян. Вставая, он вместо своей шляпы захватил трехугольную шляпу с генеральским плюмажем и держал ее, дергая султан, до тех пор, пока генерал не попросил возвратить ее. Но вся его рассеянность и неуменье войти в салон и говорить в нем выкупались выражением добродушия, простоты и скромности. Анна Павловна повернулась к нему и, с христианскою кротостью выражая прощение за его выходку, кивнула ему и сказала:
– Надеюсь увидать вас еще, но надеюсь тоже, что вы перемените свои мнения, мой милый мсье Пьер, – сказала она.
Когда она сказала ему это, он ничего не ответил, только наклонился и показал всем еще раз свою улыбку, которая ничего не говорила, разве только вот что: «Мнения мнениями, а вы видите, какой я добрый и славный малый». И все, и Анна Павловна невольно почувствовали это.

В настоящее время количество моделей современных основных боевых танков, оснащенных автоматами заряжания танковых орудий (Т-90, «Леклерк», К-2, Тип-90 и «Оплот»), превышает количество моделей, в состав экипажа которых включен заряжающий («Абрамс», «Леопард-2», «Челленджер-2» и «Меркава Mk.4»).

Основной причиной перехода к автоматам заряжания является стремление конструкторов уменьшить заброневой объем и тем самым увеличить степень защищенности (отношение веса брони к объему), не увеличивая при этом вес танка. Рабочее место заряжающего требует объема до 2 кубических метров для свободного и безопасного доступа к казенной части пушки и боеукладки, особенно в процесс движения танка с повышенной скоростью по пересеченной местности. Заряжающий подвержен физической усталости, что негативным образом сказывается на скорострельности пушки – если в начале боя темп работы заряжающего превосходит темп работы автомата заряжания, то в конце боя ситуация меняется на противоположную. На схеме танка «Абрамс» видно, что рабочее место заряжающего (обозначенное цифрой 5) занимает объем, равный объему рабочих мест командира и наводчика, вместе взятых.

Впервые техническое решение по механизации перезаряжания пушки серийного танка было реализовано во Франции в 1952 году в виде полуавтомата заряжания легкого танка AMX-13. Его орудие было установлено в качающейся башне с выносом казенной части орудия за пределы бронирования. Слева и справа от казенника располагались револьверные механизированные укладки унитарных выстрелов. При откате орудия после выстрела взводился пружинный досылатель, после чего наводчик орудия, вращая штурвал, должен был обеспечить выбор одного из двух типов боеприпаса и выгрузить его на лоток подавателя. После этого выстрел автоматически досылался в ствол и пушка была готова к стрельбе. После израсходования боекомплекта полуавтомата заряжания экипаж танка должен был покинуть танк и вновь загрузить механизированную укладку из запаса выстрелов в 20 единиц, перевозимых в корпусе.

Первое полноценное решение по автоматизации всего цикла перезаряжания пушки было реализовано на советском танке Т-64. Танк был скомпонован по классической схеме с расположением казенной части орудия в башне. Автомат заряжания карусельного типа состоял из вращающегося транспортера, на котором были установлены 28 горизонтальных лотков для снарядов, над ними по периметру располагалось такое же число вертикальных держателей для метательных зарядов выстрелов раздельного заряжания. Заряд снаряжался в полусгораемую гильзу с картонными стенками, пропитанными толом, и металлическим поддоном. Транспортер шарнирно опирался на внутренний венец погона опоры башни. Командир и наводчик были отделены от транспортера кабиной, жестко соединенной с башней. В прорези кабины располагался механизм подъема и досылания снаряда и метательного заряда в ствол пушки, а также улавливатель металлического поддона после выстрела. Поддон укладывался назад в транспортер на освободившееся место. При израсходовании боекомплекта конвейер пополнялся выстрелами из ручной укладки.

Механизм автомата заряжания приводился в движение с помощью гидравлического привода. При его отказе использовался дублирующий ручной привод. Минимальное время заряжания орудия в автоматическом режиме составляло 6 секунд, максимальное (при повороте транспортера на 180 градусов с целью выбора определенного типа выстрела) - 20 секунд. В ручном режиме максимальное время заряжания увеличивалось до 1 минуты.

Аналогичный автомат заряжания установлен на танках Т-80, Т-84 и «Оплот».

В 1972 году на советском танке Т-72 появился новый вариант карусельного автомата заряжания с горизонтальным расположением метательных зарядов в лотках над лотками снарядов. С 1992 года указанный автомат заряжания устанавливается на российский танк Т-90. К сожалению, по сравнению со своим предшественником автомат заряжания обладает двумя существенными недостатками, не устраненными и по настоящее время:

– транспортер опирается не на погон башни, а на дно корпуса, поэтому при внешнем воздействии (удар о выступ подстилающей поверхности или взрыв мины) автомат заряжания выходит из строя;

Емкость транспортера на шесть выстрелов меньше в связи с большим диаметром гильз метательных зарядов, расположенных горизонтально.

Условным положительным отличием автомата заряжания является меньшая (на 150 мм) высота уровня расположения метательных зарядов относительно дна корпуса, что уменьшает вероятность их поражения кумулятивной струей или бронебойным снарядом при пробитии корпуса в районе боевого отделения танка. Надо отметить, что транспортер с двух сторон окружен внутренними топливными баками, в формованных выемках которых размещаются выстрелы ручной боеукладки, уровень расположения которых превышает верхний уровень механизированной укладки автомата заряжания. Это полностью нивелирует различие в степени защищенности Т-64/Т-80 и Т-72/Т-90 от возгорания метательных зарядов.

Эту оценку подтверждает практика боевого применения танков Т-72/Т-90 в локальных военных конфликтах, когда экипажи загружают боеприпасами только автомат заряжания. Но этот прием возможен только при действиях в непосредственной близости от пунктов боепитания. В ходе армейской операции с танковыми рейдами в отрыве от баз снабжения потребуется загрузка в танки и огнеопасной ручной боеукладки выстрелов до их штатного количества.

Механизм автомата заряжания Т-72/Т-90 приводится в движение с помощью электродвигателя и имеет дублирующий ручной привод. Минимальное время производства выстрела в автоматическом режиме составляет 8 секунд, максимальное – 14 секунд в связи с меньшей начальной (в первом случае) и большей конечной (во втором случае) скоростью вращения электромотора по сравнению с равномерной скоростью вращения гидромотора.

В качестве ответа на советский танк Т-64 США и ФРГ в конце 1960-х годов реализовали программу создания опытного танка MBT-70, вооруженного 152-мм пушкой и оснащенного автоматом заряжания. В связи с большими линейными размерами крупнокалиберных выстрелов был применен автомат конвейерного типа, расположенный в развитой кормовой нише башни. Его конструкция включала два конвейерных транспортера, каждый из которых состоял из горизонтально расположенных лотков выстрелов, шарнирно связанных между собою, направляющих роликов и центрального механизма подачи выстрелов в ствол пушки.

Конвейерный автомат заряжания позволяет с наименьшими издержками включать его в состав конструкции новых и модернизируемых танков и размещать в нем выстрелы калибра до 155 мм. В связи с этим он получил наибольшее распространение в танкостроении. В настоящий момент конвейерными автоматами заряжания практически идентичной конструкции оснащены основные боевые танки «Леклерк» (Франция), К-2 (Южная Корея) и Т-90 (Япония).

Кормовая ниша башни является привлекательным местом для размещения и других типов автоматов заряжания. Кроме отсутствия ограничений в наращивании габаритных размеров ниша позволяет устранить риск выхода из строя танка в случае возгорания метательных зарядов или детонации взрывчатого вещества в кумулятивных, осколочно-фугасных, бетонобойных или шрапнельных снарядах. Ниша оснащается броневой перегородкой между боевым отделением и автоматом заряжания, автоматически открывающимся и закрывающимся люком подачи выстрелов и верхними вышибными панелями, срабатывающими при повышении внутреннего давления и отводящими огонь и ударную волну от боевого отделения.

В российском опытном танке «Объект 640» («Черный орел») кормовая ниша была выполнена в виде съемного бронированного модуля с расположенным внутри конвейерным автоматом заряжания.

Предполагалось, что процесс пополнения боекомплекта танка будет упрощен путем замены модулей в полевых условиях.

Один из вариантов модернизации основного боевого танка «Абрамс» (США) предусматривает установку в кормовой нише башни револьверного автомата заряжания, состоящего из двух барабанов-транспортеров, весь внутренний объем которых заполнен выстрелами, в отличие от конвейерного транспортера. Это позволяет увеличить боекомплект, хранимый в автомате заряжания, ценой возрастания вертикального габарита башни.

Оригинальный проект модернизации основного боевого танка «Леопард-2» (Германия) основан на идее существенного увеличения длины кормовой ниши и, соответственно, величины боекомплекта, хранимого в стеллажном автомате заряжания, оснащенном захватом-манипулятором, перемещающимся в центральном проеме между двумя стеллажами, разделенными на секции с ячейками, в которых размещены унитарные выстрелы.

Наряду с перечисленными достоинствами вариант размещения автомата заряжания в кормовой нише башни обладает одним существенным недостатком, который обесценивает саму идею исключения заряжающего из состава танкового экипажа с целью уменьшения заброневого объема танка – данный способ размещения автомата проводит к прямо противоположному результату:

В корпусе танка появляется свободный неиспользуемый объем боевого отделения, поскольку командир и наводчик расположены по обе стороны от пушки с максимальным приближением к оптическим приборам наблюдения, размещенным на крыше башни;

Объем башни увеличивается более чем в два раза;

Большая площадь фронтальной проекции башни делает невозможным использование мощной и тяжелой бронезащиты;

Маневрирование танка на поле боя относительно фронтального направления атаки в пределах безопасных углов +-30 градусов, заложенных в конструкцию лобовой брони, в сочетании с вращением башни при горизонтальном наведении пушки на цель выводит слабо защищенную боковую проекцию башни из указанных пределов вплоть до достижения угла в 60 градусов.

Поэтому наиболее целесообразным решением остается размещение автомата заряжания в подбашенном пространстве, впервые реализованное в Т-64. Кроме уменьшения заброневого объема и повышения степени защищенности танка подобное компоновочное решение позволяет в ближайшей перспективе сделать следующий шаг в совершенствовании конструкции основных боевых танков – перейти к необитаемому боевому отделению при размещении всего экипажа в отделении управления, герметически отделенного от остального объема танка броневой перегородкой.

Необитаемое боевое отделение с карусельным автоматом заряжания предоставляет дополнительный бонус – возможность размещения по углам отделения четырех внутренних топливных баков в объеме, не ометаемым цилиндрическим корпусом транспортера. В результате будет возможно разделить экипаж и топливо по отдельным отсекам, не вынося его при этом в носовую, наиболее обстреливаемую часть корпуса, как это непредусмотрительно сделано в основном боевом танке «Меркава Mk.4» (Израиль).

При размерах отделения 2х2х1 метра суммарный объем внутренних баков составит около одного кубометра. Боевое отделение может быть заполнено инертным газом (азотом или углекислым газом), что полностью предотвратит воспламенение топлива при любых обстоятельствах. Риск массового возгорания метательных зарядов выстрелов (содержащих в себе топливо и окислитель) может быть устранен при возврате к использованию металлических гильз. Даже при инициации горения метательного заряда кумулятивной струей или бронебойным снарядом пожар буде локализован конкретными гильзами, подвергшимися механическому воздействию.

Проект подобного танка с установкой орудия в качающейся башне представлен в заголовке настоящей статьи. Выстрелы размещены в трехуровневом карусельном автомате заряжания. В каждом уровне в одной плоскости располагаются снаряды и гильзы с метательными зарядами к ним. Общий боезапас в автомате заряжания составляет 42 выстрела, по 14 в каждом ярусе.

Но в случае необитаемого боевого отделения качающаяся башня и карусельный автомат заряжания с горизонтальным расположением выстрелов не являются самым эффективным решением, поскольку:

Подъем выстрела из корпуса танка к казеннику пушки проходит через открытое, ничем не защищенное пространство;

Процесс заряжания пушки возможен только в одном её положении относительно горизонтальной оси корпуса, в это положение каждый раз при перезарядке придется поворачивать тяжелую инерционную башню, а потом возвращать её обратно на линию прицеливания, в отличие от существующих карусельных автоматов, подстраивающихся под текущее положение башни.

Использование классической башни совместно с трехярусным автоматом заряжания невозможно, поскольку опускающаяся вниз при больших углах возвышения казенная часть орудия требует наличия свободного пространства под собой. Длина же наиболее современных бронебойных оперенных подкалиберных снарядов достигла 924 мм, т.е. практически радиуса окружности карусельного автомата заряжания. Как показано на прилагаемой диаграмме зависимости пробиваемости бронебойных снарядов от их скорости, длины, удлинения, веса и дистанции стрельбы наиболее малозатратным мероприятием является увеличение длины при сохранении диаметра бронебойного стержня (пенетратора).

В связи с этим представляется целесообразным использование конструкции карусельного автомата заряжания большой емкости с вертикальным расположением выстрелов и свободным пространством в центре по типу автомата, примененного в 1983 году в опытном танке ASM Block III (США).

Как показывает опыт разработки последнего советского перспективного танка «Боксер/Молот», тот или иной выбор конструкции автомата заряжания для первого российского перспективного танка «Армата» в значительной мере определит его будущее в качестве основной ударной силы Российской Армии.