Люблю природу русскую осень тема «дивная пора» в стихотворении «есть в осени первоначальной. Анализ стихотворения Тютчева «Есть в осени первоначальной…». «Хрустальная» осень поэта Проверка домашнего задания

Цель:

1 .Познакомить со стихотворением Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной»;

научить анализировать стихотворение, воспринимать и понимать чувства и настроение стихотворения и картины;

2.Содействовать развитию речи учащихся, памяти, мышления, развитию эмоционального отношения к

произведениям искусства;

3.Воспитывать любовь к родной природе и русской словесности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок разработан учителем нач. классов Зариповой Н.М. (I кв. кат.)

Тема: Ф.И. Тютчев « Есть в осени первоначальной».

Цель:

1 .Познакомить со стихотворением Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной»; научить анализировать стихотворение, воспринимать и понимать чувства и настроение стихотворения и картины;

2.Содействовать развитию речи учащихся, памяти, мышления, развитию

эмоционального отношения к произведениям искусства;

3.Воспитывать любовь к родной природе и русской словесности.

Оборудование : запись шума дождя, запись произведения Свиридова « Осень»,портрет Ф.И.Тютчева, выставка детских рисунков об осени, репродукция картины Левитана «Золотая осень».

Ход урока:

I. Орг. Момент.

Н.Постановка цели урока. Проверка домашнего задания.

Серые тучи по небу плывут.

Клин журавлей улетает на юг.

В небо взметнулись верхушки сосен.

Бродит уныло за окнами... (Дети: «Осень!»)

(Звучит шум дождя.)

А как вы узнаёте осень? (Дети перечисляют приметы осени)

А кто может предположить, с какой целью люди читают стихи? (Чтобы получить

удовольствие, почувствовать настроение, узнать что- нибудь новое)

Сейчас, чтобы проникнуться настроением осени, мы послушаем стихи об осени, которые

вы подготовили.

III. Работа с картиной.

Молодцы, мне очень понравились ваши стихи об осени. Особое настроение создавали и рисунки, которые вы нарисовали.

А я тоже пришла не с пустыми руками. Я принесла вам картину Левитана. - Рассмотрите картину. Какое время года изображено на картине? Действительно, картина так и называется «Золотая осень». -Задайте мне вопросы по картине, которые начинаются со слов: Какая? Какой? Какое? Какие?

Перед вами на листочках описание этой картины. Прочитайте его.

Золотая осень.

Перед нами расстилается земля, покрытая бурой осенней травой. Багряные и жёлтые берёзы слева и бронзовые дубы справа как бы расступаются, открывая нашему взору бескрайние дали полей и лесов. Кажется, что тёмная густо- голубая вода реки медленно движется. Постепенно она становится светлой, нежно- голубой.

Найдите слова и словосочетания, обозначающие осенние цвета.

1У.Физминутка (дыхательная).

V. Знакомство со стихотворением.

Мы с вами слушали в начале урока стихи об осени современных поэтов. А сегодня я хочу вас познакомить со стихотворением Ф.И.Тютчева (на доске его портрет)

Он жил почти 200 лет назад. Фёдор Иванович получил хорошее домашнее образование. Он знал много иностранных языков и более 20 лет был блестящим переводчиком: сначала в Германии, а потом в Италии. Живя так долго за границей, он конечно- же скучал по своей Родине, по её природе. Иностранцы считали нашу природу некрасивой, скучной, а Ф.И.Тютчев был с ними не согласен.

Не поймёт и не заметит

Гордый взгляд иноплеменный,

Что сквозит и гордо светит

В наготе своей смиренной. Сам Ф.И.Тютчев сумел увидеть в «скудной» природе самую высокую поэзию. Внимательно прочитав стихотворение, мы с вами станем духовно богаче, мы словно проникнем к поэту в душу, увидим осень его глазами.

(Звучит музыка Свиридова «Осень».Учитель сам читает стихотворение.)

* * *

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора-

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера...

Где бодрый серп гулял и падал колос, Теперь уж пусто всё- простор везде,-Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле, Но далеко ещё до первых зимних бурь

И льётся чистая и тёплая лазурь

На отдыхающее поле...

Кому понравилось стихотворение?

О какой поре осени рассказывает поэт?

Какие картины осени вы представили? Открываем учебники на стр. 68.

Задание: обратите внимание на слова, значение которых вам не понятно.

VI. Физминутка (Дует ветер нам в лицо).

VII. Бeceдa с выборочным чтением и словесным рисованием.

Чтобы поэтические образы этого стихотворения «открылись» нам и мы более глубоко могли

понять мысли и чувства поэта, давайте выясним значения слов и выражений, которые вы не

знаете.

Прочитайте ещё раз 1-е четверостишие.(паровозиком)

Как относится поэт к осени? Подтвердите своё мнение словами из стихотворения.,

О каком дне можно сказать «хрустальный»? (Прозрачный, безоблачный, чистое небо, может быть хрупкие веточки или листочки, до которых нельзя дотронуться - упадут, разобьются...) - Что значит «лучезарны вечера»? (Всё сияет в лучах заходящего солнца.)

Почему стоит многоточие? (Наверно поэт ещё что- нибудь хочет сказать об осени, о

любимом времени года.)

Как называется в народе эта короткая пора? (Бабье лето.)

Чтение 2 и 3 четверостишия. (2 стр.- мальчики, 2 стр.- девочки)

Какую картину рисует нам Тютчев в следующих строчках

Знаете ли вы что такое серп? (картинка)

Что значит на праздной борозде?

Найдите в стихотворении олицетворения, («серп гулял» , «на праздной борозде», т.е. она

работала, а теперь отдыхает, « отдыхающее поле».)

Какое настроение, какие ощущения передаёт поэт?(Дети пользуются словарём настроений: радость, спокойствие, восторг, удивление, грусть, тревога, умиротворение, и поясняют свой выбор.)

Только ли эти чувства?

VIII. Физминутка. (релаксация для глаз).

1Х.Чтение цепочкой (подготовка к выразительному чтению).

X. Выразительное чтение.

XI. Итоги урока.

Какое стихотворение мы сегодня прочитали?

Какое настроение хотел нам передать автор?

Понравилось ли стихотворение? Хотели бы вы ещё познакомиться с творчеством

Ф.И.Тютчева? ХП. Дом. задание.

Выучить стихотворение наизусть.

Открытый урок

во 2 классе

ЛЮБЛЮ ПРИРОДУ РУССКУЮ. ОСЕНЬ

Тема: «Дивная пора» в стихотворении Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной...».

Цели:

    обнаружить, что мир, увиденный глазами поэта полон чу-дес и открытий;

    помочь детям увидеть красоту стихотворений Ф. И. Тютче-ва, поэтические средства выразительности - эпитеты, ме-тафоры, олицетворения (не называя их);

    развивать речь и поэтический слух учащихся, обогащать и активизировать словарный запас;

    учить выразительному чтению, развивать эмоциональное отношение к природе,

    прививать любовь к русской поэзии;

    формировать умения самоконтроля и взаимоконтроля.

Оборудование: репродукции картин с осенним пейзажем, ау-диозапись «Времена года. Осенняя песнь» (П. И. Чайковский), словарики настроений у каждого учащегося, учебник «Родная речь», 2 кл., ч. 1 (авт. Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Головано-ва М. В., М.: Просвещение, 2010).

Ход урока

1. Введение в тему урока.

На фоне музыки П. И. Чайковского из альбома «Времена года», «Октябрь. Осенняя песнь» учитель читает четверостишия, кото-рые записаны на доске. Ученики определяют тему последующих уроков.

Скинуло кафтан зелёный лето, Осень, в шубу жёлтую одета,

Раструбили журавли по рощам, Верба платье в озере полощет.

Отсвистели жаворонки всласть, По лесам с метелкою прошлась.

Будто осень замуж собралась. Лисью шапку примеряет вяз.

    Что помогло определить тему нового раздела? (Музыка, стихи.)

2. Чтение содержания раздела в конце учебника.

    Увидеть и рассмотреть осень, услышать её звуки и уловить запахи, насладиться разнообразием её красок помогает нам ис-кусство: живопись, музыка, литература и прежде всего - поэзия.
    Мы знаем, насколько живо, образно можно рисовать словами, сколько оттенков можно передать ими, какой богатой и насы-щенной может быть мелодия стихотворения. Поэт - волшебник слова, художник слова. Он способен рассказать о чувствах, о на-строении, поведать о мечтах и разбудить душу человека.

На уроке нас ждёт встреча с замечательным поэтом, твор-чество которого как нельзя лучше подходит к названию нашего раздела «Люблю природу русскую». Кто он? Прочитайте его имя. Встречались ли вы с этим автором на страницах учебника или ви-дите это имя впервые? Что заметили в стихотворении Ф. Тютчева? (Нет названия, вместо него звёздочки.)

4. Чтение и анализ стихотворения.

а) Медленное чтение стихотворения про себя.

    Попробуйте при чтении увидеть те картины, которые поэт создаёт словами. Не забывайте, что мы стремимся стать настоя-щими читателями.

б) После чтения про себя:

    Можно ли назвать это стихотворение пейзажной лирикой? Почему? (Рисуют картины природы - пейзаж; в стихах выража-ются чувства поэта, его настроение.)

Найдите, какие изобразительно-выразительные средства языка помогают автору нарисовать, а читателю представить, во-образить какую-либо картину.

5. Работа со стихами во время чтения. Чтение вслух с комментариями.

После чтения первой строфы.

    Какой увидел осень поэт Фёдор Тютчев? Можно ли уже ска-зать об отношении поэта к этому времени года? Подтвердите свой ответ словами из стихотворения. (Поэту нравится осень, он оча-рован, поэтому употребляет много эпитетов «дивная пора», «день
    хрустальный», «лучезарны вечера».)

    Удалось ли вам наблюдать «хрустальный день»? Опишите
    его? Какой он? (Прозрачный, чистый, безоблачный.)

«Лучезарны вечера» - как вы представили их, расскажите. (Залита вечерняя природа лучами заходящего солнца, все свер-кает, сияет.)

    Какой знак стоит в конце строфы? Почему? (Поэт может бесконечно говорить об этой «дивной поре».)

После чтения второй и третьей строфы.

    Куда переносит нас поэт в строках стихотворения? Какие волшебные слова, приёмы использует Ф. Тютчев? Понимаете ли вы значение слова серп и что имеет в виду автор, говоря о нём, как о живом существе? («Бодрый серп гулял» - он был орудием в неутомимых руках, проворно работали им, срезая колоски. Серп
    - ручное орудие, изогнутый полукругом мелко зазубренный нож для срезывания злаков с корня.) (Работа со словарём в учебнике.)

    Какой вы увидели картину отдыхающего поля, расскажите.

    Праздная борозда - какая она? Попробуйте отыскать в тек-сте стихотворения синоним, объясняющий значение этого эпи-тета. (Праздная отдыхающая, с неё всё убрали.)

    Какие краски вы возьмёте, чтобы нарисовать картину осени по стихотворению Ф. Тютчева? Отыщите эти слова-краски в сти-хотворении. (Лазурь, блеск паутины, лучезарны вечера, отдыхаю-щее поле (коричневое).)

    А знаете ли вы, как в народе называют эту короткую удиви-тельную пору? (Бабье лето.)

Фёдор Тютчев рисует картины осени, которая приносит с собой пустоту и грусть. Отыщите эти строчки в стихотворении («...теперь уж пусто всё; пустеет воздух, птиц не слышно боле...»).

    Но почему же тогда нас, читателей, не охватывает грусть, а на сердце по-прежнему тепло и радостно? Как об этом говорит поэт? («Но далеко ещё до первых зимних бурь /И льется чистая и теплая лазурь /На отдыхающее поле...».)

    Прочитайте ещё раз, какие волшебные слова использовал поэт Ф. И. Тютчев, чтобы передать своё видение осени. Может ли это характеризовать самого поэта? (Дети зачитывают подчёркну-тые слова и выражения. Поэт - романтик, любит природу, пони-мает её.)

    У стихотворения нет названия. Все привыкли узнавать его по первой строке «Есть в осени первоначальной...». Какое бы вы предложили название этому стихотворению? Возможные вариан-ты: «Дивная пора», «Осень», «Бабье лето», «Наступление осени», «Осенний простор»). "

    Каким настроением проникнуты стихи Ф. И. Тютчева? В каком темпе его следует читать? (Поэт очарован, он боится нарушить покой. Читаем в замедленном темпе, напевно.)

В стихотворении нет восклицательных знаков, нет бурной смены чувств. Умиротворение, очарование, спокойствие прихо-дят вместе со стихами Тютчева.

6. Выразительное чтение.

    Как много можно увидеть и почувствовать, если быть вни-мательным к слову поэта. Попробуйте прочитать стихотворение, передать настроение поэта и ещё раз представить картины, кото-рые он рисует. (Чтение трёх учеников.)

    Понравилось бы чтение стихотворения нашими ребятами
    самому поэту, как вы думаете? Почему?

А вообще чтение - это настоящее таинство. Читатель улавли-вает в стихотворении какие-то свои особые мысли и чувства, и тогда стихотворение у каждого читателя звучит иначе. Читатель выражает и своё отношение к прочитанному.

7. Рефлексия.

    Какие же «слова-волшебники» помогали поэту в создании картин осени? С каким приёмом познакомились на уроке? Оце-ните свою работу на уроке.

8. Домашнее задание.

    Выучить понравившееся стихотворение.

    Попробовать создать свой поэтический образ осени (сочи-нить четверостишие - задание 5 в тетради, с. 22).

    В тетрадь на страничку «Осень» выписать слова и выраже-ния, которые помогают нарисовать картину осени (с. 21).

Философские размышления Ф.И. Тютчева о природе начинаются рано, когда ему еще не исполнится 20 лет, и пройдут через всю творческую жизнь поэта. Кроме того, он рисует и просто поэтические картины живой природы ярким новым языком и чистейшими красками. Природа у поэта жива, она одухотворена. В ней есть все: и любовь, и язык, и свобода, и душа. Исходя из такого понимания природы автором, и следует проводить анализ стихотворения Тютчева «Есть в осени первоначальной…».

Образная система поэта

Она чрезвычайно гибка и сочетает конкретные, зримые приметы мира и личное впечатление, которое этот мир производит на автора. Стоит прочесть первое неспешное четверостишие, и ясная картина начинающегося бабьего лета, много раз всеми виденного и ожидаемого, встает перед глазами читателя.

Коротка первоначальная осень, но время это - дивное, то есть удивительное и прекрасное. Стоит «хрустальный» день, иначе говоря, необыкновенной чистоты и ясности, и как бы прозрачнейший кристалл накрыл и защитил его. От чего? Об этом будет сказано в конце произведения. И вечера потрясают красотой - лучезарностью (все пронизано светом неугасающего вечернего солнца, которое вечером не хочет уходить с небосклона, а задерживается на нем и расцвечивает всеми красками заката его голубизну). Об этом необходимо писать, делая Тютчева «Есть в осени первоначальной…».

Второе четверостишие

В полях пусто, нет людей, которые их обрабатывали, торопясь работали серпами, к которым прикладывается эпитет «бодрый», срезая пшеницу, быстро собирая урожай. Остался только необозримый от края до края простор, отдыхающие борозды и тонкая паутина, которая поблескивает на растениях и по народным приметам означает теплую продолжительную осень и холодную зиму.

А еще народ приметил, что начало осени всегда связано с отлетом птиц, поэтому в небе тоже пусто (у Тютчева воздух пустеет). Стихотворение написано в самые первые дни осени, которую народ тонко подразделял по сезонам: начало, золотая осень, глубокая осень, предзимье, первозимье. Это все можно отразить, делая анализ стихотворения Тютчева «Есть в осени первоначальной…».

Последнее четверостишие

Воздух опустел, как уже было сказано, и птицы умолкли. Все погружается в глубокую тишину и покой, готовясь к зимнему отдыху. Но еще далеко до предзимья, которое начнется вместе с осенними бурями, примерно с конца октября. А пока небо лазурно - это слово означает его невероятно нежную безмятежную синеву.

Таким образом можно начать анализ стихотворения Тютчева «Есть в осени первоначальной…», в котором говорится о полнейшем покое, царящем в природе и который передается душе человека, с любовью смотрящего на уходящее лето и наступающую осень без печали и тревоги, а только наслаждающегося их красотой. Такова его эмоциональная окраска и тема стихотворения.

История создания стихотворения

Федор Иванович возвращался в Москву вместе с дочерью Марией, которой в ту пору было лет семнадцать, из своего села Овстуг в Брянской губернии. На третий день пути он продиктовал дочери текст этого стихотворения.

Начало умиротворяющей осени навеяло поэту прекрасные строки о русской осени. В эти годы (50 - 60) он обычно не обращается к теме природы, его стихотворения, как правило, политизированы, поэтому оно выделяется из общего ряда.

Художественные тропы

Эпитеты, которые использует автор, становятся ведущими и главными, создавая образ тонкого перехода от лета к осени. «Дивная» осень прощается с нами, даря последние погожие деньки. «Хрустальный» по отношению ко дню подчеркивает и хрупкость его красоты и особенную прозрачность небосвода. «Лучезарный вечер» создает особенно светлое и Это показано, как следует проводить анализ стихотворения «Есть в осени первоначальной…» Тютчева.

Антитеза просматривается в противопоставлении пустого ныне поля с тем, что ранее оно было заполнено жнецами с серпами. Олицетворением является паутина, преподанная как «тонкий волос». Метафорой - льющаяся лазурь, теплая и чистая. Сравнения можно найти после слов «как» или в виде творительного падежа существительного. Так продолжается анализ стихотворения Тютчева «Есть в осени первоначальной…» Кратко говоря, осталось рассмотреть немногое - рифму.

В двух первых четверостишиях используется перекресная рифма, то есть первая строфа рифмуется с третьей, а вторая с четвертой. В конце рифма становится опоясывающей - первая строфа рифмуется с последней. Ямб создает очень музыкальный ритм.

Анализ стихотворения Тютчева «Есть в осени первоначальной…» по плану:

  • Автор и название произведения.
  • История его создания.
  • Эмоциональная окраска.
  • Тема.
  • Тропы.

Читая это стихотворение, понимаешь, что поэт умел воспроизводить все краски и звучание, в данном случае полное безмолвие природы. Его образы проникнуты чувством и раздумьем, заключенные в строгое изящество формы.

Каковы осо­бен­но­сти изоб­ра­же­ния при­ро­ды в ли­ри­ке Ф. И. Тют­че­ва и ли­ри­ка кого из пред­ше­ству­ю­щих и по­сле­ду­ю­щих по­этов близ­ка Тютчеву?


Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8-В12; СЗ-С4.

Ф. И. Тютчев, 1857

Пояснение.

Природа у Тютчева многообразна, многолика, насыщена звуками, красками, запахами. В картинах природы воплощены раздумья поэта о жизни и смерти, о человечестве и мироздании.

Тютчева особенно привлекают переходные моменты жизни природы. Так, в стихотворении «Есть в осени первоначальной…» он изображает осенний день, напоминающий о недавнем лете:

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора -

Весь день стоит, как бы хрустальный,

И лучезарны вечера...

Романтический герой Тютчева обретает способность видеть прекрасную душу природы. Самое счастливое мгновение для него - ощущение полного духовного слияния с природой.

В стихотворении А. Фета «Я пришёл к тебе с приветом» предметы внешнего мира и чувства лирического героя, как и у Тютчева, соотносятся и находятся в движении. По эмоциональному восприятию любовное чувство сродни весеннему пробуждению природы, их сравнение создаёт представление о сильном переживании - радости, сча¬стье, любви:

Я пришёл к тебе с приветом

Рассказать, что солнце встало…

…Что душа всё так же счастью

И тебе служить готова…

Последователем Тютчева и Фета был Сергей Есенин. Его стихотворение «Клён ты мой опавший…» посвящено любимой теме поэта - природе, которая для него всегда остается живой и одухотворенной. Автор не только обращается к клену, но и сравнивает себя с ним:

Сам себе казался я таким же клёном…

Таким образом, в творчестве Тютчева, Фета, Есенина есть общие подходы к изображению природы: природа одухотворена, помогает предать внутреннее состояние лирического героя.

ОСЕНЬ - ПОЭТИЧЕСКАЯ РОСКОШЬ...

Осень - пора листопада...

Судя по тому, как наш народ любит осень, это не время года, а состояние души. Причем типично русское, когда природа, увядая, дарит небывалые краски, яростные, а потом - пастельные, умаляясь до полной графичности. Погода, перед тем, как окончательно и бесповоротно испортиться, вдруг забывается в коротком всплеске бабьего лета.

Листик осенний бьется бабочкой о стекло. Дождик подобен слезам, легким слезам сожаления по чему-то светлому, что ушло и еще, быть может, угасло не совсем, и повторится.

Многие не любят лето. Еще Пушкин объяснил нам:

Ах, лето красное, любил бы я тебя,
Когда б не пыль, да зной, да комары, да мухи...

А осенью ни тебе комаров, ни мух. Сплошная лирика. Правда, Некрасов, сидючи у себя в Карабихе и предаваясь по своему обыкновению унынию, примешивал к лирике нотку гражданской скорби. Но иначе он не мог. Он скучал даже в Италии. Томился в Риме. А Герцен злорадствовал: Некрасов оттого томится за границей, что языка не знает … Так или иначе, но уж осенью некрасовский сплин разыгрывался во всю:

Поздняя осень. Грачи улетели,
Лес обнажился, поля опустели,
Только не сжата полоска одна...
Грустную думу наводит она.

А вот Аполлон Майков унылой порой не скучал, и даже как-то не по-осеннему был бодр и свеж:

Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу...
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу.

Но на то он и Аполлон, чтобы на все взирать свысока. И даже на причуды природы.

А вот чистые лирики осенью любуются. Среди людей им неуютно, тем более тому, кому выпало столько хлопот и страданий. В 14 лет Фета лишили дворянского звания и российского подданства. И поэтому столь естественно, что свое отдохновение он находил на лоне природы.

Как грустны сумрачные дни
Беззвучной осени и хладной!
Какой истомой безотрадной
К нам в душу просятся они!

Тютчев точнее Фета, тоньше, более чуток, он любуется осенью, словно красивой женщиной в период ее увядания, но самого красочного; он живописует словом:

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора -
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...

Не будем повторять хрестоматийное. Все знают со школьной скамьи, чем обогатила русскую литературу "Болдинская осень": завершением романа в стихах "Евгений Онегин", "Маленькими трагедиями" и т.д. И даже более поздняя пора Пушкина нисколько не пугала. "Осень чудная, — писал он Плетневу, — и дождь, и снег, и по колено грязь". Видимо, предстоящая женитьба на Наталье Гончаровой сообщала окружающему пусть и несколько безотрадному пейзажу нежную прелесть:

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса …

А вот на последователя Пушкина в Серебряном веке Владислава Ходасевича осень наводила уныние. Впереди никаких перспектив, скорее это скорбный крик, чем пастель… Но чем тяжелее поэту, тем отраднее читателю, сидя в тепле и довольстве, читать эти строчки:

Грустно. Осень пирует,
Осень развесила красные ткани,
Ликует...
Ветер - как стон запоздалых рыданий.
Листья шуршат и, взлетая, танцуют. хотя проигрывает бой.

У каждого поэта к осени свой счет, свои, если хотите, претензии.
К осени обращаются не как к живому, это и не обсуждается, само собой разумеется, а словно идут в храм на исповедь. И поверяют ей свои чувства, самые сокровенные.

И порой кажется, что она, осень, милостиво внимает поэтам. Во всяком случае, без нее всего этого поэтического роскошества не было бы никогда!