Жизнь монахов. Наш выбор – максимальное удобство. "Насильно никто никого не держит"

Гора Афон — восточный выступ греческого полуострова Халкидики. Вдаваясь почти на 50 километров в Эгейское море, он словно хочет отгородиться от остального мира. Вот уже тысячу лет Афон — пристанице православных монахов, удалившихся от всех, кроме Бога.

Фотографу Трэвису Даву и журналисту Роберту Дрейперу удалось сделать уникальный репортаж. Благодаря упорству и дипломатичности Трэвиса и Роберта перед ними на Афоне открылись многие двери, что позволило познакомиться со скрытой от посторонних глаз жизнью монахов, проводящих время в постоянных молитвах и трудах .

Характерной особенностью этих событий является снос мечети Омара, поскольку ее разрушение будет означать начало работы по восстановлению храма Соломона, который был построен именно на этом месте. Западные государства затем попросят русских вывести свои войска с Ближнего Востока в течение 6 месяцев. Однако Россия не будет выводить свои силы, и западные страны начнут собирать войска для нападения на русских. Начнется мировую войну, которая принесет жертвы русским.

Мы будем свидетелями массовых убийств. Города станут руинами. Мы, греки, не будем участвовать в этой глобальной войне. «Вы, как инженер, будете участвовать в восстановлении Константинополя», - предсказывает старый Паисий ученику из Ксанти, поскольку Константинополь должен быть перестроен.

Ранним утром монах собирает хурму. Православная монашеская община Горы Афон в Северной Греции неукоснительно соблюдает уклад жизни и распорядок дня, установленный здесь почти тысячу лет назад.



Один из монастырей Афона — Симонопетра — популярное место паломничества на полуострове. Иногда Симонопетру называют христианским Тибетом —монастырь стоит на отвесной скале, возвышающейся на 345 метров над морем.

Я не хочу ничего другого, кроме как Бог дает мне немного времени, чтобы жить, чтобы увидеть, как моя Мать больше. Поэтому наши деревни и святые земли будут освобождены, Константинополь будет освобожден и станет греческим навсегда. Священная служба снова будет служить в Святой Софии.

Огонь, который взорвался на Балканах, будет сожжен. Православные народы на Балканах столкнутся с войсками НАТО на территории Турции, которые исчезнут с карты мира. Кипр получит большой «шлеп» от турок, но это будет временным. Из наших корней Византия снова будет возрождена.



Ночное богослужение завершает семинедельный пост перед Пасхой. Монахи поют "Христос анести" (Христос воскресе!). Ночные часы — самые благословенные, когда сердце верующего христианина особенно чутко к молитве.



МИР ВСЕГДА УПРАВЛЯТСЯ СЛОМОМ БОГА. Ни американцы, ни европейцы не правят им. Они могут доминировать на некоторое время, Бог позволяет им наказывать себя. Будут события, которые потрясут народы. Это не будет второе пришествие, но божественное вмешательство. Люди вернутся к Веры, попросят рассказать о Христе. Они будут тянуть вас за руку: «Иди сюда, сядь, расскажи мне о Христе». Реальная сила времен и веков - это только сила истинного Бога Иисуса Христа.

Впервые болгары смогли войти в стены монастыря Зографа на Афоне и снять художественный фильм о жизни монахов. Но чтобы закончить свой фильм, Сильвии Стояновой и Бориславу Павлову нужны средства. Афон - нет туристов, кроме паломников. Иконы не ласкают вручную, они притягивают энергию. Кусок земли в ладони Бога, где женская ступня никогда не ступала. Сильвия Стоянова и Борислав Павлов - пара в жизни и творчестве. Вместе они создают документальный фильм «Сад Пресвятой Богородицы». Лента рассказывает историю о значке, который пришел в монастырь чудесным образом 30 лет назад.



По старой традиции, принятой на Святой горе, стуком деревянного молоточка по доске, напоминающей коромысло, монах созывает всех на пасхальное богослужение. В процессии много мирян. Ежегодно Афон посещают около десяти тысяч паломников.



Ее появление было необъяснимым событием, которое изменило жизнь кипрского генерала, который пообещал пожертвовать его монастырю Зограф Св. Монах Макарий окончил Теологический университет Софийского университета. Он приходит в монастырь как паломник и остается.

Но чтобы закончить фильм, его создателям нужна финансовая помощь. Средства собираются через утомительную кампанию. Метод, в котором каждый может пожертвовать небольшую сумму, чтобы помочь. И когда они завершены, Сильвия и Борислав хотят участвовать в фестивалях в России и Германии.



По узким горным тропам Афона люди передвигаются пешком или на мулах.



В 1965 году братия монастыря Эсфигмен отказалась подчиняться Константинопольскому патриархату, под юрисдикцией которого находятся монастыри Афона, из-за начатого Патриархом диалога с католиками. Монахи даже вывесили над монастырем черный флаг с девизом "Православие или смерть". За свое бунтарство их изгнали из правления Афона — Кинота — и из общины. Сегодня мятежники все еще живут в изоляции.
Единственный источник существования насельников монастыря Эсфигмен — натуральное хозяйство.

На майские праздники группа из трех паломников взяла третий рукав полуострова Халкидики в Греции, где наш хозяин находился в городе Уранополис. Наша главная цель - болгарский монастырь Св. Георги Зограф в монастырях Афона. В 963 году монах Атанасий основал Великую Лавру, которая сегодня является крупнейшим из существующих 20 монастырей. В настоящее время каждый человек - православный христианин - заслуживает посещения Маунт-Афона хотя бы раз в жизни. До монастырей можно добраться только морем. Мы выбираем не лодку, а паром, который путешествует более часа, но есть большая открытая терраса, откуда открывается прекрасный вид.



Отказавшись от родных и удалившись от суетного мира, монах приобретает новую семью, которая состоит из настоятеля монастыря и старца, с которым он делит келью. Тот становится его духовником и, как признался один из насельников Афона, "помогает выстроить собственные отношения с Христом".

В отличие от других православных паломников, болгарские паломники редко сопровождаются духовным наставником, посещая гору Афон. Однако сюда приходит умный и общительный болгарский священник, возвращающийся с миссии в Российский Патриархат. Наш читатель рассказывает о Света Горе и о роли болгарского монастыря, который в то время даже помог с золотом, доступным правительству Александра Стамболийского, для погашения репараций, наложенных на Болгарию после Первой мировой войны. Мы также узнаем, как монастырь получил свое название.

Согласно легенде, монастырь был основан тремя братьями - Моисеем, Аароном и Иваном Селимой из Охрида в 919 году. Самый ранний документ о его существовании относится к 980 году. Но монахи не знали, кого выбирать среди святых в качестве покровителей. Они нарисовали доску, на которой изображался образ святого покровителя, и, оставив ее в церкви, они посвятили себя горячей молитве, которая призвала Господа раскрыть имя святого. Утром они с большим изумлением увидели изображение святого Георгия, которого они назвали «Изопографическим», т.е. «Самореализованным!».



Пресвятая Богородица считается покровительницей афонской монашеской общины.



Жизнь с уходом в монастырь вовсе не заканчивается. Ведь и под черной рясой монахи остаются теми, кем их создал Бог — людьми из плоти и крови. Хиппи из Австралии с мирским именем Питер стал не только отцом Иеротеосом, но и профессиональным баритоном Иверского монастыря. Отец Анастасиос почувствовал на Афоне тягу к живописи и теперь выставляет свои работы даже в далеких Хельсинки и Гранаде. Отец Эпифаниос взялся за восстановление древних виноградников и сегодня поставляет в четыре страны первоклассное вино.

На набережной болгарского монастыря мы помогаем возвратившемуся монаху за багаж, и он возвращает наш жест, приглашая нас на машину ожидания. Поэтому вместо часового восхождения в горы, через десять минут мы окажемся во дворе монастыря. И снова удача - аббат встречает нас там. Существует также живость для подготовки монастырского праздника Святого Георгия и для паломников из Болгарии и людей, живущих в монастыре, которые участвуют в ремонтных работах или помогают в монастырской кухне. В чистой обеденной комнате монастыря еда подается сразу после каждой церковной службы.



Справка

Монастырь Симонопетр освящен в честь Рождества Христова и расположен в юго-восточной части полуострова, между причалом Дафни и монастырем Григориат. Он семиэтажной громадиной возвышается над морем, на краю скалы в несколько десятков метров. Монастырь был основа святым Симоном, афонским иноком тринадцатого века, назвавшим свое детище "Новый Вифлеемом".

Еда простая - рыбный суп, отварной нут, кусок сыра и монастырский хлеб. Монахи проходят мимо и предлагают каждому вылить бокал монастырского вина. Огромная башня выделяется над крылом Банско, словно подтверждая, что ремонт не останавливается и в ближайшем будущем, и эта часть монастыря восстановит свое прежнее великолепие. Впечатляет прогресс в развитии района вокруг монастыря: есть прекрасные подпорные стены, где сербские мастера создают огромные иконки мозаики. Георгий Зограф является прибежищем болгарского человечества и духовности.

Афон. Монастырь СИМОНОПЕТРА. Святой Симон, живя отшельником в этих местах, на протяжении двух лет видел необыкновенно яркую звезду над краем скалы. Звезда то сияла, то исчезала, и он чувствовал, что таким образом Господь повелевает ему построить на этом месте монастырь. Святость Симона была известна всем, он пользовался большим уважением, поэтому многие иноки добровольно вызвались работать с ним. Началось строительство и по мере того как оно подвигалось к краю скалы, братии становилось все труднее выносить такую головокружительную высоту, поэтому пришлось остановить работы. Как-то святой Симон попросил своего келейника Исайю отнести работникам вина, но на пути Исайя сам отступился и сорвался со скалы. Святой Симон, стоя не неподалеку, воззвал к Богородице и, скорбя, просил братию спуститься вниз и принести тело своего верного помощника. Каково же было их удивление, когда Исайя вернулся живым и невредимым, даже не пролив вина из кувшина! Этот чудесный случай вдохновил работников и они успешно закончили строительство. С тех пор это место называется "Симонопетр" ("камень" Симона), в память о твердой, как камень, вере его основателя. Появление звезды, ставшей для святого Симона знаком воли Божией, навело его на мысль освятить монастырь в честь Рождества Христова.

Удивительно видеть, что двери общежития с личным багажным отделением разблокированы, а ночью по коридорам без присмотра смарт-смартфонов. К 4 часам вечера мы выходим из комнаты, чтобы попасть под магический эффект монашеских песнопений из дорелигиозного служения, продолжая до 8 часов утра в главном храме монастыря.

Но прежде чем мы перейдем к двери - на мгновение или на всю вечность - мы поднимемся под невероятным неба, озаренным небом над Св. Мы не ожидаем завтрака в столовой, и утренние ароматы придорожного жасмина спускаются в гавань монастыря. И здесь кажется, что там была прочная реконструкция, а рядом с традиционной башней-охраной порядок ремонта также ожидает сломанную ветряную мельницу. Мы садимся на паром, чтобы вернуться к гражданской жизни, которая кипит в Уранополисе.

В первый раз строительство монастыря финансировал в 1362 году сербский правитель Иоанн Углиеса, дочь которого получила исцеление по молитвам святого Симеона. Сам правитель Иоанн стал иноком этого монастыря. В шестнадцатом-семнадцатом веках монастырь сильно пострадал от пожара. В числе прочего погибли и его архивы. В 1762 году в Симонопетр прибыл русский подвижник, преподобный Паисий (Величковский) с намерением пожить здесь какое-то время. Ему пришлось вскоре уехать, из-за невозможности платить требуемые турками налоги, но в последствии он, используя свое влияние, помог монастырю подняться. В более поздние времена известный церковный деятель Иосиф Мителинский повсюду собирал для Симонопетра деньги. Он подарил монастырю частицу левой руки святой Марии Магдалины. Среди святынь монастыря - фрагменты Истинного Креста Господня, частицы мощей святого Иоанна Крестителя, святого великомученика Пантелеимона, великомученицы Параскевы, великомученицы Варвары, мученицы Евдокии, глава святого Павла Исповедника, глава святителя Модеста, Патриарха Иерусалимского, частица мощей пророка Наума, преподобного Дионисия Закинфского, мученика Сергия и других святых.

Неужели мне действительно нужно быть монастырем, чтобы вести монашескую жизнь? Это проблема, которая задается довольно часто. И не только как вопрос, но как заявление. Пусть Бог благословит ваше смирение заданием такого вопроса, вместо того, чтобы говорить и заявлять, что монастырь не нужен кому-то, кто хочет вести монашескую жизнь!

Во-первых, вы должны понимать, что Божья благодать присутствует повсюду, но она наиболее заметна в монастыре. Когда люди посещают монастырь, они чувствуют, что это святое место, где присутствует Бог. Парадоксально, что монахи, живущие в этом монастыре, часто чувствуют интенсивную духовную борьбу, которую зло ведет против них. Когда посетитель пришел в монастырь и сказал одной из монахинь: «Так спокойно здесь», она ответила: «Вы чувствуете себя спокойно, мы видим борьбу».

Во время Войны Греции за Независимость (1821 г.) Симонопетр оказался почти полностью заброшен, как и многие другие монастыри: большинство насельников покинули эти места. В 1891 году в монастыре вспыхнул страшный пожар, уничтоживший все, включая собор и библиотеку. Братии удалось спастись и унести с собой святыни. В течение следующих двадцати лет монастырь восстанавливался на пожертвования из России. Помимо собора, также отстроенного заново после пожара, у монастыря есть еще пятнадцать храмов и часовен, а также келии и кафисмы, многие из которых пострадали от другого большего пожара, случившегося в августе 1990 года.

Любой, кто стремится выполнить заповеди Евангелия, который действительно пытается жить согласно учению о Церкви, чувствует оба аспекта в определенной степени: с одной стороны, Божья благодать в его жизни, а с другой - интенсивная борьба, которую дьявол и его легионы против него. Чем более старательны мы стремимся служить Богу, тем больше злой человек стремится отвратить нас от нашего пути. Это наиболее очевидно в жизни человека, который отказывается от мира и стремится полностью жить для Христа.

Итак, можно ли это сделать, проживая в мире? С Божьей помощью можно жить согласно Евангельским заповедям и учениям Церкви в мире, работать, быть верными Церкви, выполнять молитву, пост и милостыню, читать жизни святых и других книг по духовному обучению и и т.д. это все, что требует Церковь от своих верных. Это все заповеди. Такой человек может участвовать в некоторых «светских» действиях, которые не вредны - определенный спорт, здоровое развлечение и т.д. Не теряя внимания к Богу.

Игумен монастыря архимандрит Эмилиан.
Тел.30-23770)23254;факс(30-23770)23722

Паломничество с Божьей помощью изменяет нас.

Вот что хотелось бы сказать в день памяти преподобного Паисия Святогорца, который празднуется 12 июля по новому стилю, когда Церковью установлена также память святых первоверховных апостолов Петра и Павла.
Хочется вспомнить известный фильм Андрея Тарковского «Сталкер». Четыре человека, каждый со своими вопросами, отправляются в некое место силы – в зону. И каждому она отвечает. Каждый находит ответ на свой сокровенный сердечный вопрос. И каждого персонажа киноленты зона изменяет.

Монашеская жизнь следует тому, что отцы понимают как «Евангельский совет». Помните молодого богача Евангелия, который спросил Господа: «Что мне делать, чтобы наследовать вечную жизнь?» Господь ответил, чтобы соблюдать заповеди, которые человек сказал, что он держал в течение многих лет.

Другими словами, для спасения не нужно отказываться от всего, но только если мы этого хотим. Антоний Великий услышал и заставил его начать свою монашескую жизнь. Мы знаем, что он изначально провел свою монашескую жизнь со стариком за городом, и что он позже отправился в пустыню.

Мне кажется, что этот образ мест силы применим и к святым местам. Ведь, в сущности, по догматике Православной Церкви главной задачей человека является обожение (вечное движение-устремление его духа, его естества к Богу и соединение с Ним), и не только его личное обожение, но и обожение тварного мира через него. Поэтому место духовного аскетического подвига часто становится святым, т. е. получает особенную Божью благодать. Это как нельзя лучше чувствуется в Святой земле, где протекала земная жизнь Спасителя, и на Святой Горе Афон, ставшей земным уделом Пресвятой Богородицы, местом духовного аскетического делания и непрерывной молитвы за мир сотен поколений подвижников.

Для нас есть много искушений в мире. Некоторые из удовольствий земной жизни не плохи: брак и дети, безусловно, благословляются Христом, который сделал свое первое публичное чудо на свадьбе в Кане Галилеяне. Быть среди других - даже тех, кто не от нашей веры - не плох сам по себе, но он может заставить человека пойти по неверному пути, если он не будет осторожен. Некоторая забава, как упоминалось выше, не плоха сама по себе, насколько они не превращаются в страсти. Но именно монах выбирает более узкий путь.

Чтобы быть в состоянии следовать этому пути, у него должны быть другие вокруг него, у которых есть опыт в опасностях, ловушках и препятствиях на этом пути. Вы можете найти это только в монастыре с другими людьми, которые сражаются одинаково. Если вы попытаетесь пройти этот узкий путь в мире со всеми его искушениями и падением, кто поможет вам снова поднять вас? Скорее всего, те, кто попадают в те же ловушки, что и вы, будут поощрять вас оставаться и катиться в грязи. И в монастыре не только у вас есть более опытные люди, которые могут вести и осуждать вас, когда вы отворачиваетесь, но что великая милость Бога окружает вас и помогает вам в этих битвах.

Поэтому, если меня спросят, что такое Афон, я отвечу:

– Святая Гора – это тайна. Это священный мрак, который окутывает ее, как облако на скалистой вершине. Это алогичное, не поддающееся осознанию человеческим рассудком, мыслящим земными категориями, живое, РЕАЛЬНО осязаемое приближение к Богу…

И еще одно. Здесь особенно чувствуется присутствие Пресвятой Богородицы. Нигде так остро я его не ощущал, как там. Казалось, что Она – Панагия – идет по этим скалистым уступам вместе с тобой. Казалось, что Она – Всесвятая – распростерла над тобой Свой дивный омофор, защищая тебя от всякого зла. И ты ощущаешь себя как младенец на руках у Матери.
Поэтому хотелось сказать много прозаических слов, но почему-то из сердца льется стих, который сродни молитве, он в корне своем имеет молитву, как всякое талантливое качественное стихотворение.

Афонский крестик
Посвящается преподобному Паисию Святогорцу

Зимней ночью сияют звезды.
Так ярко, так близко!
Сквозь черные узоры деревьев
Рельефные.
Набрать в ладони первого чистого снега
И умыть лицо.
И вдохнуть свежего морозного воздуха.

***
Мы слишком спешим жить –
Так спешим настроить этих
Бесполезных вавилонских башен.
Но теряем драгоценное время.
Упускаем такие важные небесные секунды,
В которые так много можно успеть
Сказать Создателю.
И приблизиться к Нему.

***
Остановись, человече!
Посмотри на этот храм,
На эту красоту земли.
Посмотри, как сквозь нее проступает
Небесное,
Неведомое,
Но такое родное…

***
Мы строим небоскребы,
Скоростные авиалайнеры,
Создаем виртуальные реальности,
В которых можно утонуть.
А на Афоне связали две палочки
Веревочкой – и получился Крест
Животворящий.
Одно простое движение,
Перевешивающее небоскребы
И лайнеры,
И виртуальные реальности.
Может, и тебе попробовать?
Остановиться, помолчать,
Снять обувь,
Умыться от пыли нервной
И войти в храм своей души
Неразгаданной.

***
Первый снег так холодит лицо.
Звезды сияют так близко!
Попробуй!
Это так легко:
Две палочки и веревочка.
Свяжи свой первый крестик.

И вот ты вырываешься из мира, который тебя внутренне, сердечно так настигает, проникая под кожу, проникая в самую твою душу. И на Афоне остаешься один на один не с ворохом материальных проблем, вонзающихся, как колючки, в твое нежное и, в общем-то, детское существо, но единственно с Богом Живым и с Его Пречистой Матерью.

И потому, конечно, Святая Гора – это реальное доказательство преображения человеческой души. Не зря, наверное, вершину Афона венчает храм Преображения Господня. Здесь ты чувствуешь, что рай от человека очень-очень близко, что нужно только начать трудное, но такое спасительное восхождение, оторвавшись внутренне от всех вавилонских башен, настроенных тобой, и от греховно-страстных материальных капканов, лязгающих у тебя под ногами.

Оглянись, человече, рай очень-очень близко. Нужно только войти в свою собственную Пасху, пройти мимо некоторых ловушек и избавиться от сатанинских пропастей. Душа невесома, и ты тоже невесом. Рай, мир и гармония начинаются там, где заканчиваются страсть, амбиция и тщеславие.

Нищета духовная – это детство, которое так нуждается в Отце и Пресвятой Богородице как Матери.

Современный человек живет почти в постоянном состоянии паники, тревоги за будущее свое, и этот почти животный страх съедает его, доводя до инсультов, инфарктов, онкологии и нервных срывов.

Но как полезно бросить все и посидеть на камне, посмотреть на море, на колышущиеся верхушки сосен, или потянуть четки, произнося Иисусову молитву, или даже подремать в стасидии на утрене какого-нибудь афонского монастыря, чувствуя, как оживает и расправляет крылья твоя израненная, прибитая к земле, душа.

Когда-то Блаженнейший Митрополит Онуфрий сказал, что очень полезно иметь внутреннюю сердечную пустыньку и время от времени входить туда, отдыхая там, молясь там, созерцая там Бога.

Мне кажется, что мы должны понять, что наш Афон, наши высокие горы, чистые моря и созерцательная молитва всегда с нами. Нужно только научиться останавливаться в этом быстром, мятущемся мире и уходить от него в свою исихию, в свое безмолвие, в свою тишину, на дне которой Бог. И Он всегда общается с нами. Рай очень близко от нас. Следует только остановиться и услышать в тишине голос Бога, звучащий лично для тебя.
Вот, пожалуй, главный урок Агион Орос.

Иерей Андрей Чиженко