Культура общения в сельской семье. Культура общения в семье для блага детей. Формируем речь ребенка. Культура общения в семье

Доброго времени суток, друзья. Представляю Вашему вниманию новую сказку от дядюшки Матвея. Сайт:
Рубрика:

О культуре общения в семье.

Жили были муж да жена. Жили как все. Жена хозяйство вела, детей воспитывала, а муж работал, семью кормил. Все бы вроде хорошо, да вот общались они между собой только матом и другими грубыми словами. Этому и дети их учились. И вот, как то, в один прекрасный, солнечный день, жена говорит мужу:

— ты урод пьяный, давай захлопнем в своих пастях весь мат и другие ублюдские базары, и начнем новую жизнь. Будем хрюкать только на научном языке, красиво и сладко. Что б бакланить только приятные словечки. И говорить…, как это? «комплименты» те и мне. А? Че скаж, недоносок поганый?

Муж отвечает:
— Ну а че, сучье твое рыло, можно и попробовать. Даж интересно послушать твою блядскую болтовню в культурном соусе.
— Ну че падла, завтра и начнем? – спросила жена.
— Да гнида ползучая, завтра. – ответил муж.
На том и порешили.

Утро. Будничный день. Звонок. Жена, как всегда, вскакивая первой и хлопнув по будильнику, бежит на кухню готовить завтрак. Муж, причмокивая поворачивается на другой бок, продолжая досматривать сон.

Молча собрав завтрак жена идет будить мужа. Нежно тряся его за плечо:
— Многоуважаемый супруг, не будете ли Вы так любезны отойти ото сна, подняться и пройти в ванную комнату для принятия утреннего туалета. После сего Вам необходимо одеться и проследовать в кухонное помещение где Вас ожидают кофе и бутерброды.

Муж приоткрыв один глаз, дыхнув перегаром, и вспомнив вчерашний договор отвечает:
— О прекраснейшая из жен, а не соблаговолите ли Вы оставить меня и проследовать в известном направлении?
— О мой любезнейший из деликатных, к великому сожалению я могу попасть туда, только после Вас.

Окончательно проснувшись муж встает и ковыляет в ванную. Умывшись, одевшись и позавтракав, уходя на работу, гворит:
— Сударыня! Вами был приготовлен замечательный завтрак. Благодарю Вас. Я отбываю на место работы выполнять свои трудовые обязанности. По окончании сего прибуду на место жительства. Прошу Вас накрыть стол к моему возвращению.

Вечером муж возвращается домой, как всегда пьяный, грязный и без денег. Жены, как ни странно, дома нет.??? Обойдя квартиру, и убедившись, что ее действительно нет дома, муж, немного протрезвев, падает на диван, в полном недоумении.

— Во су… — осекается он, — где то бб…, гуляет наверно, пад…, странная женщина!? Ну вернется я ей гн…, дорогой моей, по ро…, косметику куплю. Проссс…, любимой моей.

Так осыпая жену «лестными» эпитетами он просидел с час. Вдруг раздался звонок в дверь; длинный, не прекращающийся.
Муж, подскочив, отправился открывать. Распахнув дверь, он увидел…, нечто: перед ним стояла незнакомка, сверкающая белозубой, голливудской улыбкой. Волосы были аккуратно уложены, на лицо нанесен профессиональный макияж, радостно блестящие, с зеленым оттенком глаза, беспрестанно закрываемые длинными, пушистыми ресницами. Ухоженные руки с длинными перламутровыми ноготками, прелестно сочетались с ее тенями, припухлыми губками, и здоровым румянцем на милых щечках. Шикарное, облегающее стройную, безукоризненную фигуру, платье заканчивалось чуть не доходя до колен. Остроконечные туфли на высоком каблуке подчеркивали этот живой шедевр.

Муж молча, без движений, рассматривал гостью. В-в-в-а-а-м ко-ого? – заикаясь спросил он. В ответ раздался звонкий, заразительный смех: — Ну что же Вы сударь…, собственную благоверную не признаете?
— Кха-кхе-кхе – сконфуженно закашлялся муж.

За десять лет совместной жизни, он видел свою жену только за плитой, с веником, или на дачном участке с лопатой. Растрепанную, неухоженную, в рваненьком халате, или в старом спортивном костюме и в резиновых сапогах. А тут такое, он даже растерялся, и совсем протрезвел.

— Э-это – т…, Вы? Он сделал глоток пересохшим горлом. – Но-о, как? А-а – где?.. Оху…, необычайно красиво, Вы сударыня просто гений чистой красоты. – Придя немног в себя, не отрывая глаз от жены, процедил сквозь зубы муж.

Он вдруг оглядел себя, грязного, помятого, благоухающего перегаром. И ему стало так не по себе, он даже опустил глаза и покраснел. Сделав шаг в сторону он наконец впустил жену в квартиру. А сам, уже забыв о битом часе ожидания…, полетел в ванную. Приведя себя в порядок, и одевшись в «женильный» костюм, он вошел в «зал» где его ожидала теперь красивая жена. Его женщина, его любовь.

— Да как же все таки хорошо быть культурным и воспитанным, жизнь становится совершенно другой, появляется смысл жизни, и я кажется снова влюбился, …Я люблю Вас сударыня, и прошу быть моей вовеки. – произнес он, и припал к ее ногам.

Она улыбнулась со слезами счастья на глазах, обняла его немного поседевшую голову, и произнесла:

— Да, конечно, мой любимый, я твоя, а ты мой – на веки.
И стали они жить любя друг друга, и общаясь только на культурном языке.
Тому и детей своих учили.

Мораль сей сказки в том:
Люби своих как дождик гром
И говори им только сласть
Что б ни тебе ни им не пасть!

Поведение супругов, их самооценка, дисциплина, такт – вот примерный круг вопросов, составляющих культуру общения в семье. Попытаемся высказать конспективно некоторые советы по культуре семейного общения. Итак, рекомендуется:

1) не поступать по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы окружающие тебя близкие люди поступали по отношению к тебе;

2) не отказываться от своих обещаний. Все семейные обязательства сильны своей нравственной силой и непременно должны выполняться. Нарушение данного слова в семье приводит к снижению запаса прочности в человеческих отношениях. Уверенность в супруге – одна из главных цементирующих основ семьи. Если тебе абсолютно во всем доверяют, такое доверие надо оправдывать;

3) посмотреть на конфликтную ситуацию со стороны. Попытайтесь встать на место другого человека и мысленно оценить, как это выглядит;

4) избегать случайных разногласий, не спорить по мелочам, не отстаивать свою правоту во всех случаях и любой ценой;

5) не заострять внимание на любой оплошности близкого человека, через некоторое время случайная оплошность приобретает уже другую окраску, а нейтрализовать срыв уже значительно труднее.

Культура общения, так же как культура проявления чувств всех членов семьи по отношению друг к другу, всегда социально обусловлена. Однако нередко именно в семье происходят нарушения культуры общения. Таких нарушений много, но главные, типичные, на наш взгляд, следующие:

1) уверенность в непогрешимости своих нравственных позиций, упрямство («Я сказал, значит, так и будет»), категоричность суждений;

2) пользование привилегиями за счет других членов семьи. Подростки нередко считают, что все другие члены семьи обязаны отменно их кормить, красиво одевать, обслуживать, давать деньги на личные расходы;

3) формализм в общении. Подмена подлинного общения его символами, когда члены семьи по существу не общаются, им не о чем поговорить, мнение друг друга неинтересно. Сохраняется лишь внешний этикет: утром сказать «доброе утро», вечером – «спокойной ночи», за обедом – «спасибо». Такое общение не может объединять семью, крепить ее родственные связи.

В семье существуют два вида отношений.

Во-первых, отношения, основанные на любви, привязанности. Это прежде всего отношения между мужем и женой, родителями и детьми, между отдельными родственниками. Общение близких людей в семье характеризуется теплотой и искренностью, если все члены семьи действуют в направлении укрепления отношений старых и новых членов семьи.

Во-вторых, отношения по необходимости. Это прежде всего отношения с родственниками. К примеру, я люблю жену, но не люблю тещу, однако понимаю, что в интересах семьи с ней необходимо поддерживать хорошие отношения. Семья не существует без общения ее членов. Общение в дружной семье – потребность. Разлука обычно рассматривается как труднопереносимая неприятность. В семье в действиях одних и тех же людей присутствуют одновременно и ролевое, и неформальное общение. Ведь в семье мы не просто личности, а носители определенных социальных ролей, а социальная роль (жены, невестки, мужа, зятя) требует продуманного поведения. Все виды общения в семье носят неформальный, дружеский характер. Супруги могут молча сидеть в одной комнате, и все равно они общаются. Но чаще всего, общаясь в семье, мы решаем коммуникативные задачи.

«Что сказать» и «как сказать» зависит от того, где, с кем, при каких обстоятельствах складывается само общение (между супругами наедине или в присутствии детей; дома, на улице или в кругу друзей и т.д.).

Таким образом, форма общения требует учета обстоятельств, ориентации. Недопустимо, чтобы общение в семье сводилось к минимуму. В семье такая атмосфера вызывает чувство обиды. Если такая сухость проявляется, скажем, к жене со стороны мужа, то она воспринимает это как ухудшение отношений и даже как охлаждение чувств. Особенно нежелательна небрежность в период интимных отношений.

Довольно распространены случаи, когда супруги духовно близки и даже у них немало общих интересов, но большая занятость за пределами семьи, динамизм жизни нередко переносятся на сферу интимных отношений. Это чревато отрицательными последствиями для супругов.

Первой от таких отношений обычно страдает женщина. Она охладевает, но брак продолжается. Скоро это почувствует и мужчина, что приводит к взаимной неудовлетворенности. Брак может сохраниться, но радости от встреч супруги уже не испытывают.

Супруги периодически также должны интересоваться мнением друг друга: «Итак, мы уже прожили две недели или год – подведем итоги: ни разу не поссорились, не одалживали деньги, зарплаты хватало, ни разу не заболел ребенок»; «Что не удалось, что было огорчительного, что можно исправить, что нужно потерпеть – давай подумаем вместе». Для корректировки поведения полезно мысленно проиграть ту или иную ситуацию. Словом, семейное общение требует определенных умений:

1) быстро ориентироваться в ходе общения;

2) спланировать, а если нужно – и перестроить свою роль, поведение, правильно выбрать содержание акта общения («Ничего не говори, помолчи, поешь, отдохни – потом будем разговаривать»);

3) обеспечить обратную связь; нельзя все время говорить одному Уметь выслушать – едва ли не самое главное этическое требование в семье.

Разовые неудачи семейного общения не следует рассматривать как непоправимый разрыв отношений. Необходимо перестроиться, продумать неудачный контакт, оценить возражения супруга (супруги) и продолжить общение в следующий свободный вечер на новом уровне. Умные супруги всегда сами отыщут причину неудачи.

Основа общения в семье – глубокое, правильное понимание своей роли, сознательное и целенаправленное освоение и выполнение ее. Со вступлением в брак у людей сразу же возникают новые социальные роли, связанные или с выполнением определенных функций (муж, жена), или с появлением новых социальных связей (зять, невестка). Немного позднее появляются ответственные роли отца и матери.

Все роли в семье выбираются их носителями в основном добровольно. Правда, нередки случаи, когда появляется нежеланный ребенок, а молодые люди не представляют себя в роли отца, матери.

Культура общения в семье начинается с осознания человеком своих прав и обязанностей. Человек сам должен определить позиции по отношению к той роли, которую он добровольно избирает, вступая в брак. Это самоопределение выражается прежде всего в отношении к людям, для которых уготована данная роль (жена для мужа, мать для детей, невестка для свекра или свекрови и т. д.).

Светлана Давыдова
Консультация для родителей Культура общения в Семье

Консультация для родителей

КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ В СЕМЬЕ

Давыдова С. И. ,

воспитатель МБДОУ детский сад №62 «Золотой улей» ,

город Старый Оскол Белгородской области

«Счастье дается только знающим» . Эти слова И. Бунина в полной мере можно отнести к родителям . Любить детей, мало, надо знать их, а этому надо учится.

Многих родителей как гром среди ясного неба, поражает поведение их детей в подростковом возрасте. Был вроде нормальный ребенок и вдруг курит, грубит, хлопает дверью…

Нравственность подростка зависит от того, как его воспитали в годы детства, что заложили в его душу от рождения до 10-11 лет.

Для успешного воспитания важны не только любовь к ребенку, но и общий микроклимат семьи . От него зависят и прочность семьи , и душевные качества ребенка, и даже наше долголетие.

Родители для ребенка – камертон : как они прозвучат, так он и откликнется.

Если мы плохо относимся например, к своим родителям , того нужно ждать и от своих детей.

В древней притче говорится : «Сын схватил старенького отца и потащил его на съедение к крокодилам. Его сын побежал за ним. «Зачем?» – спросил отец : «Чтобы узнать дорогу, по которой придется тащить тебя…» .

В нашей повседневной жизни мы, пожалуй, больше всего страдаем от недостатка культуры в людях . И дело даже не в вежливости, ибо она по сути внешнее проявление культуры . Речь идет о нехватке культуры внутренней , и нагляднее всего ее уровень виден на детях.

Глядя на пятилетнего ребенка, можно ясно представить какие у него родители , как и о чем они разговаривают друг с другом, какой микроклимат в семье .

В культурной семье никто никогда ни на кого не кричит, даже не повышает голоса, ибо каждый видит в другом - личность.

Культура ребенка рождается в семье , ее не смогут привить ни в детском саду, ни в школе, если дома царит грубость.

Ребенок усваивает родную речь так называемым «материнским способом» , подражая близким, поэтому так важно, чтобы он слышал не только правильную, но и вежливую речь, соответствующую правилам речевого этикета.

А. С. Макаренко писал : «Ваше собственное поведение – самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только, когда с ним разговариваете, или поучаете, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы разговариваете с другими людьми и говорите о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газеты - всего это для ребенка имеет большое значение».

Необходимо избавить ребёнка от грубостей, исключить из семейного обихода бранные, тем более нецензурные слова.

Необходимо избавить ребенка от грубостей, исключить из семейного обихода бранные, тем более нецензурные слова.

Выражения «доброе утро» и «спокойной ночи» являются неотъемлемыми составными речевого этикета ребенка, как и слова «здравствуйте» , «до свидания» , произносимые приветливо, с улыбкой.

Ведь мимика и интонация имеют порой не меньший смысл, чем само содержание высказывания. Так, сердито произнесенное приветствие может быть воспринято как выражение неприязни.

Неплохо приучать ребенка здороваться при посещении почты, обувной мастерской или каких - то учреждений службы быта, если вы туда заходите с ним. А поступаете ли вы сами так?

Слова - приветствия настраивают обе стороны на дружелюбный лад.

Такие слова, как «здорово» , «чао» , «здрасте» , «будь» , и т. п., которые так распространены теперь среди подростков, молодых людей, могут проникнуть и в лексикон дошкольников. Учить ребенка подобным словам вы, конечно, не станете, но уж, коль скоро он их перенял, объясните, что эти выражения применимы только в отношениях со сверстниками, но не со взрослыми.

Приучите ребенка, когда ему понадобиться вещь, принадлежащая другому члену семьи , товарищу, спрашивать разрешение. Например : «Мама, разреши взять твою косынку?» , «Таня, можно взять твой карандаш?» и т. п. Спрашивая разрешения, ребенок тем самым выражает уважение к правам другого человека, а вежливая форма почти гарантирует успех.

«Волшебное слово» - это меткое выражение хорошо известно нашим детям. Но все ли им пользуются? Напоминайте вашему ребенку, чтобы он не забывал «о волшебной силе» слова «пожалуйста» , обращаясь с той или иной просьбой к взрослым или сверстникам.

Но есть еще слово «спасибо» , которое ребенок может усвоить уже к двум годам.

С четырех лет дети должны, обращаясь к взрослому, говорить ему «вы» и называть по имени и отчеству (кроме родителей , бабушки, дедушки - самых близких родных).

Стоит задуматься над тем, что в некоторых семьях «мамка» , «папка» - обычное обращение. В литературном отношении правильнее, если дети называют родителей «мама» , «папа» , не избегая, конечно, и ласкательных форм : «мамочка» , «папочка» .

А родителей своих родителей с точки зрения речевого этикета предпочтительнее называть «бабушка» , «дедушка» , «бабуся» , «дедуся» или «баба» и «дед» .

Мы уже подчеркивали значение примера родителей в овладении ребенком правилами речевого поведения. Однако и взрослые не всегда знают, какие выражения, обращения наиболее уместны в тех или иных случаях. Вот, например, широко распространенные последнее время обращения к незнакомому человеку по признаку пола режут ухо многим из нас. Как часто мы слышим : «Женщина, вы уронили перчатку» , «Мужчина, вы выходите» . Распространенные обращения «гражданин» , «гражданка» во многих ситуациях звучат слишком официально и не всегда применимы. К счастью, в последнее время стали употреблять слова «сударь» , «сударыня» , «господа» … Но эти слова с трудом входят в наш лексикон.

Речь некоторых детей изобилует разного рода оскорбительными кличками, конечно же не ими выдуманными. Если в семье ребенок то и дело слышит «растяпа» , «дурень» , «разгильдяй» , «негодник» , эти слова прочно входят в его собственный лексикон и никак не украшают ни его речь, ни отношения с теми, кому адресуются. Если вы считаете нужным сделать ребенку замечание, постарайтесь выбрать тактичные выражения и не выговаривайте ему не людях. Лучше это сделать, оставшись наедине с ним.

Обратите внимание ребенка на то, что не следует поправлять говорящего взрослого, указывать на речевые ошибки, неточную передачу событий или какие - то другие промахи.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Уроки нравственности в семье» Семья – это слово родное! Сколько там света, добра и тепла! Как мы гордимся своими родными За все их заслуги, за все их дела! Детство –.

Адаптивная физическая культура – это комплекс мер спортивно – оздоровительного характера, направленных на реабилитацию, и адаптацию к нормальной.

Консультация для родителей: «Культура поведения как компонент психического здоровья детей» «Культура поведения как компонент психического здоровья детей». С самого раннего детства ребенок вступает в сложную систему взаимоотношений.

Консультация для родителей «О слове, о речи, о культуре общения» Одним из условий нормального развития ребенка и его дальнейшего успешного обучения в школе является полноценное формирование речи в дошкольном.

Краткое описание

Некоторые полагают, что вежливость в кругу близких - дворянский пережиток, что среди своих нет необходимости придерживаться тех норм поведения, которые мы считаем обязательными при общении с посторонними. Так может думать только человек низкой культуры, для которого вежливость что-то вроде парадного костюма, предназначенного для выхода; в домашней обстановке он его быстренько сбрасывает, чтобы не помялся и не запылился от излишнего употребления.
Семья тем и отличается от других коллективов, что она основана на родственных отношениях, на взаимной любви и уважении. Тем большее значение приобретает повседневная вежливость, взаимные уступки, готовность всегда пойти навстречу интересам близких в ущерб собственным. Все это для того, чтобы облегчить совместную жизнь, сделать ее приятной для всех.

Введение……………………………………………………………………………......3
1. Молодая семья……………………………………………….……………….….…..4
2. Правила поведения в семье………………………...…………………...……….....7
3. «Семейный язык»…………………………………………………………………..10
3.1. Некоторые особенности мужского общения…….………………………...10
3.2. Некоторые особенности женского общения…..…………………………...12
3.3. Некоторые фразы «семейного языка»………………….………….………..14
Заключение………………………………………………………………………….….16
Список литературы……………………………………………………………….…....17

Прикрепленные файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ УНИВЕРСИТЕТ

«ГОРНЫЙ».

Кафедра социологии и психологии.

По дисциплине: КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ

(наименование учебной дисциплины согласно учебному плану)

Тема: Культура общения в семье.

ВЫПОЛНИЛ: студент гр. ЭС-13 ___________ /Зубарев Д.И. /

(подпись) (Ф.И.О.)

ПРОВЕРИЛ: ст.преподаватель. __________ / Ковалева Н.Л. /

(должность) (подпись) (Ф.И.О.)

Дата: __19.05.2014____

Санкт-Петербург

Введение………………………………………………………… …………………......3

1. Молодая семья……………………………………………….……………… .….…..4

2. Правила поведения в семье………………………...…………………...……… .....7

3. «Семейный язык»……………………………………… …………………………..10

3.1. Некоторые особенности мужского общения…….………………………...10

3.2. Некоторые особенности женского общения…..…………………………. ..12

3.3. Некоторые фразы «семейного языка»………………….………….………..14

Заключение…………………………………………………… …………………….….16

Список литературы…………………………………………………… ………….…....17

Введение

Что же такое семья? Семья́ - социальная группа, обладающая исторически определённой организацией, члены которой связаны брачными или родственными отношениями (а также отношениями по взятию детей на воспитание), общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Для взрослого человека семья является источником удовлетворения ряда его потребностей и малым коллективом, предъявляющим к нему разнообразные и достаточно сложные требования. На стадиях жизненного цикла человека последовательно меняются его функции и статус в семье. Для ребёнка семья - это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.

Проще говоря, семья - это то место, где человека всегда поймут и всегда ждут. Но очень часто семьи становятся тем местом, где её члены постоянно подвержены критике и не чувствуют себя комфортно. Это явление может быть объяснено множеством причин. Одной из них является то, что многие из нас забывают или не знают элементарных правил общения и поведения именно в семье.

Некоторые полагают, что вежливость в кругу близких - дворянский пережиток, что среди своих нет необходимости придерживаться тех норм поведения, которые мы считаем обязательными при общении с посторонними. Так может думать только человек низкой культуры, для которого вежливость что-то вроде парадного костюма, предназначенного для выхода; в домашней обстановке он его быстренько сбрасывает, чтобы не помялся и не запылился от излишнего употребления.

Семья тем и отличается от других коллективов, что она основана на родственных отношениях, на взаимной любви и уважении. Тем большее значение приобретает повседневная вежливость, взаимные уступки, готовность всегда пойти навстречу интересам близких в ущерб собственным. Все это для того, чтобы облегчить совместную жизнь, сделать ее приятной для всех.

1. Молодая семья

Иногда очень трудно приходится молодым семьям на первых порах совместной жизни. Все еще значительная часть разводов происходит через несколько лет, а то и через несколько месяцев после свадьбы. Чаще всего, поводом для этого служит пресловутое «не сошлись характерами». А что скрывается за такой, в общем-то, безликой формулировкой? Ведь сплошь и рядом в крепкой дружбе и в счастливом браке мы встречаемся с такой несхожестью характеров, что только диву даешься. Напрашивается мысль, что причиной конфликтов в семье является не различие в характерах супругов, а их неумение, а в некоторых случаях нежелание идти навстречу друг другу. Мы совсем не собираемся пропагандировать лицемерное «стерпится - слюбится», да и смешно было бы это делать в наше время. Но тем и отличается жизнь человека в обществе и тем более в семье от одинокой жизни на необитаемом острове, что очень часто нужно искать разумных компромиссов между нашими желаниями и желаниями остальных. И не только компромиссов. Люди должны больше проявлять инициативы и творчества в вопросах семейной жизни: нужно постараться войти в круг интересов мужа (жены), поладить с его (ее) родственниками и знакомыми и т. д.

Обычно в брак вступают люди уже достаточно самостоятельные, сформировавшиеся, имеющие определенные склонности и привычки. Чем дольше молодые знакомы перед свадьбой, тем лучше успевают они узнать друг друга. Тем не менее, это ни в коей мере не избавляет их от многочисленных сюрпризов, когда они начинают жить одной семьей. К сожалению, большинство людей лучше разбирается в чужих недостатках, чем в своих. Поэтому часто молодые супруги начинают с попыток перевоспитать друг друга, подогнать под свой стандарт. А в этом-то и таится скрытая угроза семье. Спору нет, тяжело замечать в любимом человеке неприятные черты. Хочется поскорее избавить его от них, но делать это надо с огромным тактом, исподволь, ни на секунду не забывая, что брошенное в раздражении слово, резкий жест или необдуманный поступок могут больно задеть самого близкого нам человека, надолго его обидеть. А такие обиды подсознательно накапливаются, они гнетут и мешают нормальным отношениям. В том и заключается настоящая любовь, чтобы идти на взаимные уступки.

Даже в самых дружных семьях иногда возникают ссоры, причем очень часто по пустякам. Неудача на работе, подгоревший суп, неотправленное вовремя письмо могут стать причиной недоразумения. Через некоторое время обоим супругам уже стыдно своего недавнего раздражения, хотелось бы взять назад сказанные сгоряча обидные слова. Однако детское упрямство удерживает от первого шага к примирению, каждому кажется, что он меньше виноват в возникновении ссоры. А ведь зачастую совсем не важно, кто прав, кто виноват, гораздо большее значение имеет маленькая трещинка, появившаяся во взаимоотношениях, которую необходимо ликвидировать как можно быстрее, пока она не успела разрастись. Поэтому не надо считать, что тот, кто первым ищет пути к примирению, чувствует себя виноватым; нет, скорее он просто обладает большим чувством такта, большим житейским опытом, в лучшем смысле этого слова, который ему подсказывает, что пойти на уступки в данном случае необходимо, и чем скорее это будет сделано, тем лучше.

А теперь, молодые мужья, специально для вас. Не забывайте время от времени порадовать свою жену букетом цветов, билетом на интересный спектакль, забавной безделушкой. Не надо дожидаться ее дня рождения или годовщины вашей свадьбы. Такие знаки любви и внимания дороги всегда, и - по секрету - еще неизвестно, кому они доставляют больше радости, вашей жене или вам, ибо дарить - не меньшее удовольствие, чем получать подарки.

Говорят, ревность - естественная спутница любви. Возможно, это и так, а возможно, и нет Важно другое - не показывать своих чувств при посторонних, не донимать жену (или мужа) постоянными попреками, не устраивать им сцен ни на людях, ни дома. Уж если судьба и обидела нас, наделив чувством ревности, от этого не должны страдать наши близкие. По возможности не показываем вида. Строим наши отношения в семье на основе полного взаимного доверия. В то же время, зная о недостатках своего супруга, стараемся не дразнить его для потехи или с целью излечить от тяжелого недуга, даже в шутку не давая ему повода для ревности.

Наше внимание и расположение к близким мало выражать только подарками к торжественным датам. Повседневное внимание и заботы зачастую стоят гораздо больше, хотя и проявляются в мелочах. Как бы мы ни были заняты, не следует читать за столом - этим мы показываем свое пренебрежение к окружающим. Разговаривая с женой, нужно оторваться от газеты, а не пытаться совместить эти два дела. За стол нужно садиться вместе со всеми, не дожидаясь повторных приглашений.

Нередко мы мало придаем значения своему туалету, когда находимся дома. И напрасно! То, что в воскресенье мы не собираемся никуда идти, не освобождает нас от необходимости побриться, причесаться, аккуратно одеться. Вид неряшливого человека никому не доставит удовольствия, тем более его близким.

Если нам случилось уехать в длительную командировку, не забываем, с. каким нетерпением дома ждут наших писем, телефонных звонков. Да и самим очень приятно получить весточку из дома, узнать, как там дела, что нового. Возвращаясь, домой, не грех привезти подарки, пусть они будут совсем маленькие, но доставят радость близким, а это главное.

И, наконец, два слова о «соре из избы». Совсем не обязательно делать все семейные радости и недоразумения достоянием соседей и знакомых, приглашать их в качестве арбитров по разрешению спорных вопросов. В хорошей, дружной семье все недоразумения уладятся сами собой, а в противном случае вряд ли поможет постороннее вмешательство.

Не забываем и о том, что взаимоотношения в семье в огромной степени влияют на детей. Если ребенок растет среди грубости, постоянных ссор и конфликтов, его детство будет отравлено, а став взрослым, он, возможно, повторит ошибки родителей.

2. Правила поведения в семье

Обычно в брак вступают люди уже достаточно самостоятельные, сформировавшиеся, имеющие определенные склонности и привычки. Чем дольше молодые знакомы перед свадьбой, тем лучше успевают они узнать друг друга.

Каковы же критерии для вступления в брак?

1) брак по расчету (10%);

2) основной мотив брака – любовь (мужчины -39%; женщины – 50%);

3) общность интересов (мужчины- 26%; женщины- 29%);

4) боязнь одиночества;

5) чувство сострадания.

Куда же уходит любовь? Обо что может разбиться лодка семейного счастья? Даже идеальные пары не застрахованы от ссор, так как муж и жена, независимо от того сколько лет они прожили вместе, всегда остаются индивидуальностями. Важно не то, часто ли происходят ссоры и насколько они бурные, а то, насколько каждый из супругов способен понять свою вину и помириться вскоре после ссоры.

Психиатр Б. Фурли, проанализировав различные конфликтные ситуации в семье, выделил следующие неправильные поведения мужа и жены:

  1. муж все в большей мере проявляет свое мужское превосходство, отказывается принимать участие в ведении домашнего хозяйства, при этом предъявляет к жене повышенные требования;
  2. жена в ответ пытается доказать свое превосходство, несмотря на объективные причины (занятость, усталость);
  3. оба обвиняют во всех бедах друг друга («Предупреждала мама…», «Что у меня женихов не было…»);
  4. упрекают друг друга в наличии неврозов («Псих!», «Ненормальная»);
  5. винят в трудностях и скандалах детей (особенно неродных);
  6. борьба по вопросам вкуса: нравится, не нравится;
  7. из чисто эгоистических соображений каждый добивается своего за счет интересов другого (рыбалка, зоопарк).

В результате: из-за нежелания сдержаться, из-за грубого слова, бестактности, а иногда и просто раздраженного тона, кто-то оскорблен, обижен. Конфликт не разрешен.

Есть ли выход?

1.-чем-то поступиться;

Что-то простить;

Правильно оценить ситуацию;

Взглянуть со стороны;

Уметь выбрать время для «выяснения отношений», учитывая функциональное и психическое состояние другого.

2.Выучи наизусть! Ни ребенка, ни взрослого! – нельзя наказывать и ругать: когда он болен, ест, после сна, перед сном, во время игры, во время работы, после физической или душевной драмы; когда сами мы не в себе (устали, раздражены).

3.Уступчивость

В дружных семьях уступают оба в 60% размолвок;

В конфликтных 20% мужчины, 55% женщины.

Культура поведения в семье:

(Т. Джеферсон: «Если ты разгневан, сосчитай до десяти, если сильно разгневан, сосчитай до ста».)

2. Не забывать о приятных мелочах повседневной жизни:

Доброе утро, солнышко!

Как спалось? Как себя чувствуешь?

3. Выглядеть опрятно даже при близких людях (халат, пижама).

4. По возможности накрыть стол (салфетки, масленка, выкладывать на тарелки, подставка под яйцо и т.д.; не резать на бумаге).

5. Как бы ни торопились, убрать посуду в раковину, вытереть стол.

6. Возвращаясь поздороваться.

7.Не лениться выйти встретить пришедшего.

8. Не забыть пожелать спокойной ночи. Завтра новый день.

Также следует обратиться к правилам Д. Карнеги.

Семь правил, соблюдение которых позволит сделать вашу семейную жизнь более счастливой.

Правило 1. Не нужно придираться.

Правило 2. Не пытайтесь переделать своего супруга.

Правило 3. Не критикуйте.

Правило 4. Выражайте друг другу вашу искреннюю признательность.

Правило 5. Оказывайте друг другу небольшие знаки внимания.

Правило 6. Будьте предупредительны.

Правило 7. Прочитайте хорошую книгу о сексуальной стороне супружеской жизни.

Интересный взгляд на проблему любви имеет американский психолог Гери Чепмен. Он считает, что образ любви человек выносит из своего детства. Возможно, ему чего-то не додали родители, и он ждет компенсации от своего партнера. Возможно, сложился стереотип чего-то особенного в любовных отношениях. Человек будет ожидать этого, и страдать от невозможности осуществления мечты. Когда ожидания сбываются, «…сосуд любви наполнен и человек чувствует себя любимым и защищенным вашей любовью, если он пуст, то возникает ощущение, что его используют, но не любят».

Воспитательный потенциал общения

Знание чего бы то ни было само по себе мало обогащает человека, ибо важен не столько сугубо практический эффект обучения, сколько то, что это знание вносит в формирование человека как личности, то есть формирование как социально значимых качеств, так и личностных. Поэтому одной из главных ценностей урока заключается в его воспитательном потенциале и как его осуществляет учитель. Именно по этой причине воспитательный потенциал является специфической чертой урока. Воспитательный потенциал осуществляется в трех сторонах урока.

-в методической системе обучения (например, урок в форме представления проектов, творческие задания; во время поиска информации ученики не только становятся во влеченными в процесс обучения, но находят полезную информацию, учатся работать творчески и в команде)

-в личности учителя и его поведении на уроке (например, учитель может интуитивно чувствовать состояние каждого ученика; кто не готов, но это вышло по случайности, кто готов отвечать, кто опять не готов и чем лучше сегодня заняться на уроке)

Коммуникативное обучение развивает и воспитывает такие личностные качества у учеников, как трудолюбие, настойчивость, инициативность, развивает волю, мышление, внимание, память и т.д.

Затруднения в общении

Соблюдение принципа справедливости

Стремление делать то, что он хотел бы, чтобы вы сделали для него

Не следует преувеличивать ответное ожидание

Обида в общении

Не ждать от партнера обязательного вклада

Не приравнивать к этому вкладу проценты

Не отдавать слишком много

Вина

Как выработать защиту от чувства вины:

Не следует принимать заботу тогда, когда вы не сможете ответить тем же

Отвечать всей заботой и вниманием

Не поддаваться чувству вины и не избегать отношений

Терпение и самообладание в общении

Знать свои недостатки и терпеть недостатки других

Уметь выделять главные качества в партнере

Иметь перед собой важную цель

ТЕРПЕЛИВОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЧУЖИМ НЕДОСТАТКАМ

Как остановить болтуна?

Заботиться о самом себе (тратить время по своему усмотрению)

Каждый имеет право на равное участие в общении

Болтун тоже имеет право, раз вы позволили

Сказать:

Все важно и интересно, но..

Именно сейчас я занят..

Возможно через какое-то время мы продолжим начатую беседу..

Культура педагогического общения в семье

Лексика без «не» (использовать непрямые отрицания)

Отсутствие приказных фраз

Вместо «я», «ты» - «мы»

Общаться без иронии и насмешки

Не делать мелочных замечаний

С ребенком вежливым и теплым

Высказывать приятие

Не надо хвалить других детей

Не отправлять ребенку к ТВ/компьютеру

Важно тактильное общение

3) Интонация – главное акустическое средство общения

Сегодня педагоги, благодаря новым требованиям к аттестации поставлены в необходимость чаще выступать перед аудиторией. Для многих это достаточно сложная задача. Нужно подумать не только над тем, что сказать, но и КАК сказать. Наверняка многие согласятся с тем, что приятнее слушать того человека, чья речь живая, выразительная, интонированная. Это касается не только выступлений перед аудиторией, но и ежедневного общения.

Интонация (от лат. intonare - громко произносить, т.е. выделять голосом) - звуковая форма высказывания, система изменений (модуляций) высоты, громкости и тембра голоса, организованная при помощи темпа, ритма и пауз.
Для начала разберемся, что же образует интонацию. Интонация – это сложный комплекс всех выразительных средств звучащей речи, включающей:

- мелодику – повышение и понижение голоса при произнесении фразы, что придает речи различные оттенки (певучесть, мягкость, нежность и т п), и позволяет избежать монотонности. К. С. Станиславский считал мелодику основой интонации. Песня на одной ноте, даже если изменять громкость и темп, мало кому понравится. Также и выступление, в котором волнение и радость передаются более высокими нотам, печать – более низкими, а также выделяются знаки препинания – вызывает больший интерес;

- темп – ускорение и замедление речи в зависимости от содержания с учетом пауз между речевыми отрезками. Часто выступающие говорят в одном темпе, так как слишком сосредотачиваются на словах. Лучше чуть быстрее говорить о менее важных мыслях, а о важных событиях и главных мыслях говорить медленнее;

- ритм – последовательное чередование ударных и безударных элементов речи через определенные промежутки речи. Торопливость раздражает;

- фразовое и логическое ударение – выделение паузами, повышением голоса, большое напряженностью и долготой произношения группы слов (фразовое ударение) или отдельных слов (логическое) в зависимости от смысла.;

- тембр речи (не смешивать с тембром звука и тембром голоса) – звуковая окраска, отражающая экспрессивно-эмоциональные оттенки. Например, когда человек отдает приказы, у него в голосе «звенит металл», а во время просьбы голос звучит мягко, вкрадчиво. Эти изменения тембра усиливают эмоциональное возействие на слушающего;

- паузы – временные остановки в речи. Логические паузы придают законченность отдельным мыслям. Психологические – используются в качестве средства эмоционального воздействия на слушателей.

Если же выступающий говорит монотонно (из-за неумения и незнания основных правил выступления, или неуверенности и страха) – аудитория заснет, если тон выступления высокомерный – слушатели будут неприязненно относиться и откажутся от любого предложения. Сейчас выпускается много литературы, в которой упражнения по формированию интонации расписаны подробно. Или можно обратиться за советом к логопеду учреждения. Речь современного педагога должна быть образцом для подражания. Высокий уровень культуры речи предполагает непрерывное самосовершенствование техники речи.

4) Кинесика – язык телодвижений

Кинесика (др.-греч. - движение) - совокупность телодвижений (жестов, мимики), применяемых в процессе человеческого общения (за исключением движений речевого аппарата).

Кинесика изучает отражение поведения человека в его невербальных проявлениях, к которым относятся мимика (движение мышц лица), пантомимика (движения всего тела), "вокальная мимика" (интонация, тембр, ритм, вибрато голоса), пространственный рисунок (зона, территория, собственность и перемещения), экспрессия (выразительность, сила проявления чувств, переживаний), которая может быть решающей в интерпретации произносимых высказываний.

Невербальные проявления, как произвольные, так и непроизвольные, первоначально являясь целесообразной реакцией в ситуациях защиты (неприятия, отторжения), нападения (приятия, присвоения), сосредоточения (ожидание, ритуалы и переходные состояния), в довербальный период эволюции человека были самостоятельным средством коммуникации, а в вербальном периоде закрепились в качестве полусознательного выразительного средства, сохранив функции предыдущих этапов.